Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование социалистической семьи у народов Дагестана (1920-1940 гг.) Гаджиева Марьям Исламовна

Формирование социалистической семьи у народов Дагестана (1920-1940 гг.)
<
Формирование социалистической семьи у народов Дагестана (1920-1940 гг.) Формирование социалистической семьи у народов Дагестана (1920-1940 гг.) Формирование социалистической семьи у народов Дагестана (1920-1940 гг.) Формирование социалистической семьи у народов Дагестана (1920-1940 гг.) Формирование социалистической семьи у народов Дагестана (1920-1940 гг.) Формирование социалистической семьи у народов Дагестана (1920-1940 гг.) Формирование социалистической семьи у народов Дагестана (1920-1940 гг.)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гаджиева Марьям Исламовна. Формирование социалистической семьи у народов Дагестана (1920-1940 гг.) : ил РГБ ОД 61:85-7/327

Содержание к диссертации

Введение

Глава I ОКТЯБРЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И НАЧАЛО ПЕРЕСТРОИМ СЕМЬИ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА 26 - 100

1. Семья у народов Дагестана до Великой Октябрьской социалистической революции 26-48

2. Социально-экономические и культурные мероприятия восстановительного периода и их влияние на семью 48 - 75

3. Роль советского права в развитии социалистической семьи 75 - 100

Глава II. РЕКОНСТРУКЦИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ СЕМЬИ У НАРОДОВ ДАГЕСТАНА 101 -166

1. Индустриализация и ее влияние на формирование социалистической семьи 101-121

2. Коллективизация и ее роль в социалистическом преобразовании семьи 121 - 147

3. Значение культурной революции в становлении дагестанской социалистической семьи... 147 - 166

3аключение 167 - 177

Источники и литература 178 - 192

Введение к работе

В условиях развитого социализма Коммунистическая партия направляет усилия советского народа на создание материально-технической базы коммунизма, на формирование новых общественных отношений и воспитание каждого советского человека в духе коммунистического мировоззрения и социалистического образа жизни. В решении этих задач важную роль призваны играть общественные науки, что с особой силой подчеркивается в решениях ХХУІ съезда партии,1 в постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы". В этих документах указывается на необходимость еще более решительного поворота общественных наук в сторону изучения наиболее актуальных вопросов развития нашего общества, более глубокой разработки проблем,имеющих большое теоретическое и практическое значение. К числу таких проблем по праву относится проблема развития семьи и брачно-сеыейных отношений в условиях социализма.

Марксизм-ленинизм рассматривает семью, как важную социальную ячейку общества, основанную на браке или кровном родстве группу людей. Представляя собой продукт определенной общественной системы, семья развивается вместе с обществом. Это развитие имеет свои объективные тенденции и закономерности, определяясь эконо-мическим строем общества, способом производства. Семья выполняет ряд социальных функций, в том числе и особо важную из них воспроизводство человеческого рода - и, таким образом, играет большую роль в жизни каждого человека и общества в целом. В этом и заключается "секрет" самого пристального внимания лучших человеческих умов во все времена и у всех народов к вечно юной и неувядаемой проблеме любви, б ака и семьи.

Исторической вехой в развитии семьи стала Великая Октябрьская социалистическая революция, которая взорвала и отвергла частно-собственническо-торгашеекие основы старой семьи и создала новый, социалистический тип семьи. Базис ее - социалистические общественно-производственные отношения, принципы коммунистической морали ; а ее характерные черты - социально-экономическое равенство всех членов семьи, демократизм внутрисемейных отношений.

В современных условиях важнейшие социальные функции советской семьи законодательно закреплены в новой Конституции J00P. Заботой о развитии семьи в условиях развитого социализма проникнуты исторические решения ХХУІ съезда КПСС. В них подчеркнута необходимость дальнейшего упрочения советской семьи как важнейшей ячейки общества, необходимость создания лучших условий для сочетания материнства с активным участием женщин в трудовой и общественной деятельности, а также содержания детей за счет общества.2 Этим же целям служит принятое в марте 19ЄТ года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О мерах по дальнейшему улучшению социального обеспечения населения". Социалистическая семья, ее основы не являются застывшими. Семья развивается и совершенствуется вместе с развитием общества, порою не поспевая за ним и его потребностями, ибо прогресс форм семьи обладает относительной самостоятельностью. Так было у нас, когда при перестройке семейно-бытового уклада, в силу определенных исторических условий, утрачивалась и кое-что ценное из прошлого. А ныне и помолвка, и торжественность бракосочетания и т.п. -восстанавливаются. Это тем более обязывает во имя будущего, во имя задач воспитания подрастающего поколения и формирования социалистического образа жизни заглядывать в бесценную копилку прошлого опыта, в то, что накоплено народами нашей страны в период строительства социализма в области социальных преобразований, в том числе и брачно-семейных отношений.

Так, становится очевидной актуальность изучения истории формирования и развития социалистической семьи.

В нашей стране изучению анализируемых нами проблем посвящают свои труды историки, этнографы, экономисты, правоведы и другие представители общественных наук. Изучение этих проблем особенно усилилось в последние десятилетия. Значительный вклад в разработку проблем советской семьи внесли С.Я.Вольфсон, Н.Я.Соловьев, Е.Г.Балагушин, А.Г.Харчев, Н.Г.Юркевич, JI.il.Шиллинг, Е.М. Ворожейкин, Л.Е.Дарений, Ю.И.Семенов и др. В работах указанных авторов с марксистских позиций подвергаются критике буржуазные теории семьи, дается анализ развития этого социального института в условиях социализма, выясняется место и роль семьи в коммунистическом строительстве, закономерности и тенденции ее дальнейшего развития.

СССР - страна многонациональная. 3 недалеком прошлом народы нашей страны находились на различных ступенях общественного развития, и поэтому не везде одинаково проявляются общие закономерности и тенденции становления и развития социалистической семьи. В этой связи изучение процессов формирования нового типа семьи, в национальных республиках страны представляет значительный научно-теоретический и практический интерес. Имеется ряд публикаций, в которых показывается специфика формирования социалистической семьи в национальных республиках страны. Особый интерес представляет изучение развития брачно-семей-ных отношений и формирования социалистической семьи у народов Дагестана. Накануне Октябрьской революции семейные отношения в .Дагестане, отличавшемся экономической и культурной отсталостью, многонациональным составом населения и огромным влиянием религии, характеризовались архаическими чертами и застойностью. За короткий исторический сроки народы Дагестана совершили переход от патриархальщины и феодализма, минуя капитализм, к социализму. О победой социализма семейно-бытовой уклад у народов Дагестана претерпел качественные изменения, обусловленные господством социалистических общественно-производственных отношений. У народов Дагестана сложилась семья нового типа - социалистическая семья.

Важнейшими условиями социалистического преобразования дагестанской семьи, в частности аульской, явились переход власти в руки рабочего класса, ликвидация частной собственности на землю и другие средства производства, проведение индустриализации, коллективизации и культурной революции. Вовлечение женщин-горянок в общественное производство, создание сети детских дошкольных и медицинских учреядений и т.п. оказали непосредственное влияние на формирование семьи нового типа. Социалистические преобразования в .Дагестане, в том числе и семейных отношений, стали возможными благодаря мудрому руководству Коммунистической партии, исключительной гибкости в проведении ею ленинской национальной политики, всесторонней и бескорыстной помощи социалистического государства, русского и Других братских народов страны.

Социалистическая перестройка всей системы общественных отношений и создание новой семьи в Дагестане имели свои сложности и трудности. Здесь под влиянием различных факторов проявлялась своя специфика и местные особенности. Поэтому изучение социалистического преобразования семейных отношений в .Дагестане, выявление и обобщение общего и особенно опыта, вливающегося в общую копилку исторического опыта КПСС и Советского государства, является благодатной задачей для исследователя.

Отдельные сведения, факты и общая оценка по данному вопросу содержатся в трудах, обобщающих применение на практике в нашей стране ленинской теории некапиталистического пути развития отсталых народов к социализму, в ленинской теории и программе по национальному вопросу, в некоторых из вышеотмеченных общих работах о развитии брачно-семейных отношений в СССР.

Более значительное отражение рассматриваемая проблема нашла в трудах ученых .Дагестана.

В ряде трудов обобщающего характера ученые Дагестана рассмат 9 ривая ход социалистического строительства, характеризуют также процесс социалистического преобразования семейно-бытового уклада народов республики.

Некоторые сведения о формировании социалистической семьи у народов Дагестана содержатся и в работах, посвященных отдельньш проблемам социалистического строительства в республике (переход к нэпу, индустриализация, аграрные преобразования и коллективизация, культурная революция, разрешение национального во про 3 са.

Одним из ключевых вопросов социалистического преобразования дагестанской семьи является женский вопрос. Решение его в Дагестане широко отражено в работах А.й.Гасановой, Р.А.Эльдаровой и Г.А.Сергеевой. В них приводится значительный фактический материал о решении женского вопроса в .Дагестане, показаны основные пути раскрепощения женщин. Вместе с тем, следует отметить, что изучение разрешения женского вопроса далеко не исчерпывает комплекса проблем социалистического преобразования брачно-семейных отношений и формирования новой семьи в .Дагестане: вопросы семьи не сводятся только к женскому вопросу.

В прошлом семья дагестанских горцев находилась под сильным влиянием шариата и адатов. Именно в этой связи представляют научную ценность работы историков, философов и правоведов, показывающих преодоление пережитков шариата и адатов в семейно-бытовом укладе народов .Дагестана в советское время. Наконец следует отметить большую группу работ, в которых по 12 лучил отражение историко-этнографический аспект проблемы формирования социалистической семьи у народов Дагестана и освещаются вопросы брака и свадебных обрядов. Особенно значительный фактический материал в интересующем нас плане содержится в работах М.О.Косвена, Г.А.Сергеевой, А.И.Алиева, М.А.Агларова, С.С.Агаши-риновок, М.И.Ихилова, А.іІ.Исламмагомедова, А.С.Мусаева, Ц-3.0. Османова, в общих работах по этнографии народов Дагестана.

Особо следует выделить труды С.Ш.Гаджиевой. В наиболее значи ІЗ тельных из них - "Семья и семейный быт народов .Дагестана" и "Семейный быт" - О.ІіІ.Гаджиева подробно исследует историко-этногра-фический аспект проблемы семьи в Дагестане. В них показываются семья и семейный быт в дореволюционном .Дагестане, кратко раскрывается процесс создания новой семьи в ходе социалистического строительства и на большом полевом, этнографическом материале дается широкая картина современных брачно-семейных отношений в Дагестане.

В новой книге С.Ы.Гадкиевой, написанной в соавторстве с З.Л. Янковой, "Дагестанская семья сегодня" (Махачкала, 1978) в этнографическом и социологическом плане обстоятельно характеризуется становление современной семьи и новых семейных отношений в .Дагестане. В работе показано изменение положения горянки, большое внимание уделяется воспитательной функции современной семьи, вопросам брака, современной обрядности. Труды С.Ш.Гаджиевой являются важным вкладом в разработку историко-этнографического и социологического аспектов проблемы дагестанской семьи. 

Краткий обзор литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема формирования социалистической семьи у народов .Дагестана в историческом плане еще недостаточно изучена. Во всяком случае, следует отметить, что по этой проблеме нет публикаций обобщающего характера и, следовательно, она нуждается в дальнейшем изучении.

В современных условиях ряд обстоятельств еще более актуализирует необходимость углубленной разработки проблемы формирования социалистической семьи в .Дагестане.

Во-первых, изучение проблемы ваяно с точки зрения потребностей современного развития брачно-семейных отношений. Современная семья переживает процесс серьезных изменений, что порождает множество теоретических и практических вопросов, ответам на которые может содействовать глубокое знание прошлого опыта. Знание этого опыта позволит лучше определить правильные пути общественного воздействия на современные брачно-семейные отношения и социалистический образ жизни.

Во-вторых, глубокая разработка проблемы важна для преодоления еще сохраняющихся в .Дагестане пережитков прошлого в области брачно-семейных отношений. В республике еще встречаются проявления таких вредных адатов, как отрыв девушек от учебы, выдача

замуж несовершеннолетних, жестокое отношение к женщине, брако т сочетание по шариату.х

С Другой стороны, как отмечается в партийной печати, некоторые представители общественных наук, отдельные писатели и поэты в республике при освещении исторического прошлого .Дагестана в трактовке некоторых местных нравов и обычаев допускают ошибки, отход от классовых, партийных позиций.

В-третьих, важность изучения проблемы обуславливается тем, что опыт глубоких социальных преобразований, в том числе и в области семейных отношений, в своеобразных условиях Дагестана, являющийся составной частью исторического опыта КПСС и Советского государства, имеет международное значение; он может быть использован братскими коммунистическими и рабочими партиями других стран. В современных условиях, когда многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, сбросившие колониальное иго, взяли курс на социалистическую ориентацию, исключительно возрос интерес к опыту строительства социализма в нашей стране, особенно в национальных республиках. Выступая на конференции коммунистических и рабочих партий в Европе, состоявшейся в июне 1976 г. в Берлине, Л.И.Брежнев особенно подчеркнул важность изучения опыта строительства социализма в разных условиях, ибо в нем помимо неповторимой специфики, связанной с национальными особенностями, непременно присутствуют и общие черты, представляющие всеобщий интерес.2 "Молодые государства, и в первую очередь те из них, которые выбрали социалистическую ориентацию, -сказано в постановлении ЦК КПСС "О 60-й годовщине образования Союза Советский Социалистических республик", - с живым интересом относятся к советскому опыту национально- государственного строительства, перехода ряда народов СССР к социализму, минуя капиталистическую стадию развития".

В-четвертых, актуальность изучения проблемы обуславливается необходимостью борьбы с усиливающимися попытками империалистической пропаганды в особо злостно фальсифицированном виде представить вопрос о влиянии Октябрьской революции и социалистического строя на семейнобрачные отношения народов СССР. На Западе в ходу замшелый и давным давно разоблаченный миф о том, что коммунисты якобы выступают разрушителями брачно-семейных отношений, что они будто бы "хотят уничтожить семью", "ввести общность жен" и т.п. Но еще Ф.Энгельс, отвергая эту подлую клевету, писал: "Общность жен представляет собою явление, целиком принадлежащее буржуазному обществу и в полном объеме существующее в настоящее время в виде проституции. Но проституция основана на частной собственности и исчезнет вместе с ней. Следовательно, коммунистическая организация вместо того, чтобы вводить общность жен, нао-борот, уничтожит ее".

В особом ходу у буржуазно-националистической пропаганды миф о том, что в Советском Союзе будто бы подвергалась и подвергает 4 ся разрушению семья мусульманских в прошлом народов.  

Семья у народов Дагестана до Великой Октябрьской социалистической революции

До Октябрьской революции Дагестан представлял собой отста бесправную и жестоко эксплуатируемую окраину царской России, социальный и национально-колониальный гнет принял ужасающие мы. Даже среди национальных окраин Дагестан отличался крайне ким уровнем развития производительных сил. Экономика области ла однобокий, ярко выраженный аграрный и колониальный характ Ей соответствовала неразвитая социально-классовая структура селения, в массе своей отсталого, невежественного, опутанног лигиозными предрассудками.

Промышленность, представленная мелкими кустарными предпри тиями, была развита крайне слабо, находилась в задаточном со нии . В ней было занято 663 постоянных рабочих, среди которы основную массу составляли представители некоренных националь тей.1 Развитие капиталистической промышленности всяческие то зилось колониальной политикой царизма.

Неразвитость социально-экономических отношений особенно б характерна для сельского хозяйства. Во многих районах облает господствующими были патриархально-феодальные отношения. Некоторые исследователи считают, что на долю этих районов до революции приходилось 2/3 всего населения Дагестана и 70 % всего сельскохозяйственного производства. Крестьянство составляло 95 населения. Вплоть до революции значительная часть его оставалась в феодальной зависимости. Большинство крестьян-горцев находилось в бедственном положении, страдая от малоземелья и безземелья. Треть всей земли в области находилась в руках ханов, беков и клерикалов. На каждого феодала в среднем приходилось 74 десятины, а на крестьянина - 1,6 десятины. Трудящиеся горцы были обречены на полуголодное существование.

Хозяйство горцев основывалось на отсталой, рутинной технике и носило во многом натуральный характер. Стремясь свести концы с концами, многие горцы занимались отходничеством.

Колониальная политика царизма тормозила развитие капиталистических отношений в ауле. В то же время и здесь начал, развиваться процесс расслоения крестьян. Так, накануне Октябрьской революции в России 65 % крестьянских хозяйств было безземельны или малоземельны, 20 fo составляли середняки и 15 % кулаки, а в дагестанском ауле бедняки составляли 75 5», середняков было 15 %, кулаков -10 #.

Социально-экономические и культурные мероприятия восстановительного периода и их влияние на семью

В январе 1921 г. была законодательно оформлена автономия Дагестана. С восстановлением Советской власти и созданием национальной государственности народов Дагестана началось осуществление глубоких социально-экономических преобразований, в том числе и в области брачно-семейных отношений.

Создание необходимых предпосылок и первые шаги в области преобразования семьи на социалистических началах, как и решение Других социально-экономических задач, в Дагестане было связано с огромными трудностями. Главная трудность состояла в неразвитости социально-экономических отношений в республике. К началу восстановительного периода в экономике по-прежнему доминирующее положение занимал патриархально-феодальный уклад. Прослойка рабочих среди населения республики была очень незначительной.

Трудности социалистической перестройки в Дагестане состояли в том, что крестьянские массы здесь в большинстве своем по-прежнему находились под влиянием ислама и пережитков патриархальщины, что серьезно тормозило пробуждение классового самосознания трудящихся. После революции сохранилось 35-40 тыс. представителей мусульманского духовенства, т.е. практически на каждые 20 горцев приходилось одно духовное лицо. Мусульманское духовенство продолжал оказывать огромное влияние на население, подавляющая часть которого была неграмотна. Так, в 1921 г. в республике действовало 870 шариатских судов, т.е. практически почти в каждом крупном населенном пункте.

Накануне перехода к социалистическому строительству положение в Дагестане серьезно усугублялось последствиями империалистической и гражданской войн. Экономика республики, и без того отсталая, была доведена до крайней степени разорения. Промышленность .Дагестана в 1921 г. давала продукции в 10 раз меньше, чем в 1913 г. В сельском хозяйстве дело обстояло еще хуже: посевная площадь сократилась до 46 % к уровню 1913 г., а хлеба производилось в 12 раз меньше, чем требовалось.1 Поголовье рабочего скота по сравнению с 1913 г. сократилось на 60-75 .

Неразвитость социально-экономических отношений, господство адатов и шариата, ужасные последствия войн, разруха и голод -все это отрицательно сказывалось после окончания гражданской войны в Дагестане и на брачно-семейных отношениях. Появились десятки тысяч беспризорных сирот, подкинутых детей, возросла детская смертность. Вследствие массовой гибели мужчин на войнах резко нарушилось равновесие в численности мужчин и женщин, возросло число вдов и одиноких женщин. А это, в свою очередь, негативно отражалось на брачно-семейных отношениях и половой морали, что нашло свое отражение в росте многоженства, супружеской неверности со стороны мужчин и других нездоровых явлениях.

Индустриализация и ее влияние на формирование социалистической семьи

Социалистическое преобразование брачно-семейных отношений и создание семьи нового социалистического типа означает не просто количественные изменения, но и коренные качественные преобразования этих отношений. Эти качественные изменения семьи возможны лишь на основе качественных же преобразований всей системы общественно-экономических отношений. Социалистическая семья складывается только в условиях социализма.

В.И.Ленин в своих трудах разработал гениальный план построения социалистического общества в нашей стране, важнейшими звеньями которого являются проведение социалистической индустриализации и коллективизации сельского хозяйства и осуществление культурной революции. С реализацией этого плана В.И.Ленин связывал всемерное укрепление пролетарского государства, союза рабочего класса и крестьянства, разрешение национального вопроса. Претворение в жизнь Ленинского плана построения социализма явилось основой коренной переделки как всей общественно-экономической жизни, так и социалистического преобразования семьи.

Главным звеном ленинского плана построения социализма была индустриализация страны. В.И.Ленин учил, что материальной основой социализма может быть только крупная промышленность, способная реорганизовать сельское хозяйство. Значение индустриализации неизмеримо возрастало для таких отсталых республик, каким был. Дагестан. Здесь индустриализация явилась ключом к решению целого комплекса сложнейших социальных проблем, в том числе и проблемы формирования семьи нового социалистического типа.

Как уже отмечалось, в первые годы Советской власти было немало сделано для развития промышленности Дагестана. К 1927 г. она была восстановлена. Однако в целом в промышленном отношении республика по-прежнему оставалась крайне отсталой. Поэтому директивами ХУ съезда партии была предусмотрена "форсированная индустриализация отсталых районов - Якутии, Башкирии, Киргизии, Чувашии, Бурят-Монголии и Дагестана".

Трудящиеся Дагестана с горячим одобрением встретили установку партии на социалистическую индустриализацию страны. По всей республике развернулась невиданная по героизму работа по развитию промышленности. В Дагестане возводились новые заводы и фабрики, реконструировались старые, возникли новые отрасли промышленности. Эти усилия принесли свои плоды. За короткий исторический срок крайне отсталый в недавнем прошлом Дагестан превратился в развитую индустриально-аграрную республику.

Осуществление индустриализации в Дагестане, как выше отмечалось, достаточно хорошо изучено. В связи с этим в плане раскрытия темы есть смысл остановиться лишь на самых существенных чертах и особенностях проведения индустриализации в республике. Их можно свести к следующему.

Похожие диссертации на Формирование социалистической семьи у народов Дагестана (1920-1940 гг.)