Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. Дунаев Александр Львович

Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг.
<
Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дунаев Александр Львович. Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.00, 07.00.03 / Дунаев Александр Львович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Ист. фак.].- Москва, 2009.- 226 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/649

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Истоки конфликта: 1220-1274 гг. Политика папства в отношении ордена в 1220-1274 гг. Эволюция ордена и политика руководства в 1220-1274 гг. Предпосылки возникновения оппозиционного движения в ордене

Глава II. Назревание конфликта: 1274-1309 гг. Папство и францисканский орден в 1274-1309 гг. Становление двух направлений оппозиционного двилсения в 1274 Эволюция оппозиционного движения в 1295-1309 гг.

Глава III. Кульминация конфликта: 1309-1319 гг. Полемика конвентуалов и ревнителей в 1309-1312 гг. Конвентуалы и спиритуалы в 1312-1317 гг. Разгром спиритуалов в 1317-1319 гг.

Заключение

Приложение

Библиография

Введение к работе

Францисканский орден в первые годы существования. Хронологические рамки исследования

Францисканский орден, или орден миноритов, основанный Франциском Ассизским в 1207 г., с первых лет своего существования стал играть особую роль в религиозной жизни католической Европы. На наш взгляд, это было обусловлено двумя причинами.

С идейной точки зрения, францисканский орден восходит к тем религиозным движениям XII в., которые в историографии характеризуются как евангелистские и отличаются приверженностью к идеалу бедной «апостольской» жизни. Подобные идеи проповедовались Петром из Брюи в Дофине и Провансе в 10-30-е гг. XII в., монахом Генрихом повсюду в Южной Франции в 30-40-е гг. XII в. и еретиками в Перигё (Аквитания) около 1160 г.1. Самым же мощным движением такого рода стали вальденсы, получившие свое название по имени основателя, лионского купца Петра Вальда, который в 70-е гг. XII в. распродал все имущество и стал жить милостыней, проповедуя Евангелие. В 1179 г. Вальд и его сторонники-отправились на III Латеранский собор в надежде получить разрешение проповедовать. Однако, хотя папа Александр III отнесся к ним достаточно благосклонно, они не получили от римской курии внятного ответа на свою просьбу, а через пять лет, в 1184 г., в Вероне папа Луций III отлучил их от церкви вместе с другими движениями своей декреталией.

Идеал апостольской жизни был одним из проявлений наблюдавшегося в XII в. религиозного подъема среди мирян, томимых жаждой обрести путь к спасению. Стремление «следовать обнаженными за обнаженным Христом»" вызывало у мирян также желание непосредственно знакомиться с Библией. Однако здесь религиозные движения мирян вступали в конфликт с католической церковью, ревниво оберегавшей свою монополию на толкование и проповедование Священного Писания. Очень редко и только в случае признания полного подчинения себе и образования нового ордена церковь позволяла вести проповедническую деятельность некоторым движениям, изначально не связанным с нею, например, основателю ордена Фонтевро отшельнику Роберу д Абрисселю в начале XII в. Те же, кто не получил от церкви разрешения на проповедь и не желал создавать религиозный орден, подвергались преследованиям, как это было с монахом Генрихом, Петром из Брюи и вальденсами.

Претензии церкви на монопольное право решать, как следует верить, вызывало протест у мирян еще и потому, что моральный облик священников нередко оставлял желать лучшего. Мысль о том, что ценность церковных таинств зависит от нравственности отправляющего их священника, играла важнейшую роль в эпоху григорианской реформы; впоследствии этот тезис стал одним из основных аргументов еретиков и католическим авторам пришлось приложить немало усилий для его опровержения. Еще одной причиной недовольства мирян был постоянный рост богатства церкви в XII в., резко контрастировавший с идеалом евангельской бедности.

В свою очередь, католической церкви в XII в. не всегда удавалось подчинить и придать удобную для нее форму подобным устремлениям, вследствие чего религиозные движения мирян, ставившие под сомнение саму необходимость существования посредника между верующими и Богом, стали восприниматься церковью как угроза ее положению в обществе. Это, разумеется, привело к тому, что церковь начала склоняться ко все большему ужесточению мер против движений мирян, которые нередко квалифицировались ею как еретические.

Однако репрессивные действия против еретиков, предпринятые церковью во второй половине XII в., не приносили желаемого результата. К началу XIII столетия ереси получили широкое распространение в самых развитых областях

Западной Европы - Центральной и Северной Италии, Южной Франции, Фландрии и долине Рейна. Иннокентий III, взошедший на папский престол в 1198 г., понимал, что для искоренения необходимо использовать не только насильственные методы борьбы, и разделил движения мирян на две категории. К первой было отнесено дуалистическое движение катаров, создавших в Лангедоке собственную церковь и ставших на путь открытого противостояния с римской церковью: против них понтифик организовал крестовый поход. Во вторую категорию вошли евангелистские движения: они были возвращены в лоно церкви; именно благодаря этому шагу стало возможным официальное признание нищенствующих орденов. В 1207 г. Иннокентий III благословил основание ордена миноритов. Новое братство, с одной стороны, придавало институциональные формы религиозным идеалам мирян и давало им возможность вести евангельский образ жизни, не вступая при этом в конфликт с церковью, с другой - было призвано бороться с ересью при помощи проповеди. Таким образом, наряду с разработкой законодательства І против еретиков, совершенствованием процедуры расследования преступлений против веры и привлечением светских властей, создание двух нищенствующих орденов - миноритов и доминиканцев - стало одной из ключевых мер, предпринятых римской курией для искоренения еретических движений.

Итак, минориты сумели предложить альтернативу еретическим идеям в виде францисканского идеала жизни. Нормы, регулировавшие жизнь миноритов, были закреплеріьі в Уставе братства. Первый Устав, одобренный на генеральном капитуле ордена 1221 г. в Порциунколе, но не утвержденный папой Гонорием III (1216-1227), насчитывал 24 главы . В соответствии с ним, желающему вступить в орден необходимо было пройти годовой испытательный срок4, после которого он принимался в послушание: это налагало на него

обязательство остаться в ордене навсегда и строго исполнять предписания папы и Евангелия. Одежда миноритов должна была быть подчеркнуто скромной и изготовляться из дешевой мешковины и остатков других тканей. Братьям было предписано любить ближнего и никого не проклинать. Общение с женщинами считалось крайне нежелательным: «пусть остерегутся коварного вида женщин и общения с ними, и пусть никто не беседует с ними наедине». Женщин было запрещено принимать в послушание, а общаться с ними мог только священник. Блуд карался изгнанием из Ордена.

В Уставе определялись условия и направления миссионерской и проповеднической деятельности. Отправляясь в мир, братья не должны были ничего брать с собой; ездить верхом разрешалось только в случае крайней необходимости. Всячески приветствовались миссии к сарацинам для обращения их к свету истинной веры. Проповедовать можно было только в соответствии с обычаями и установлениями католической церкви. Уже к середине 10-х гг. XIII в. орден распространился по всей Италии, поэтому на капитуле 1217 г. было решено образовать первые францисканские провинции5 (в последующие годы провинции стали делиться на кустодии («custodiae»), каждая из которых управлялась кустодом («custos»)) . По Уставу 1221 г. провинцию возглавлял министр, в обязанности которого входило духовное руководство братьями. Если братья уличали министра в неподобающем поведении, они должны были трижды предупредить его. В случае нежелания министра исправиться минориты были обязаны поставить в известность Капитул Пятидесятницы, который решал его судьбу. Точно так же, министр и братья трижды увещевали заблудшего брата; если же он упорствовал, министр мог поступить с ним так, как считал должным. Хотя министр наставлял братьев, его не следовало называть первым, как и никого иного.

Раз в год, в день праздника Михаила Архангела (29 сентября), минориты каждой провинции собирались на провинциальном капитуле. На Генеральный Капитул, где решались общие для всего ордена вопросы, министры из заморских земель съезжались раз в три года. Руководители итальянских провинций ордена собирались ежегодно в праздник Пятидесятницы в Порциунколе, где около 1210 г. обосновалась община, возглавлявшаяся святым Франциском.

Особое внимание в Уставе уделялось отношению миноритов к деньгам. Братьям строжайше запрещалось иметь собственность. Минориты были обязаны трудиться и могли владеть различными орудиями труда. За работу францисканцы могли получать все им необходимое, кроме денег. Братья не должны были стыдиться просить подаяния, ибо Христос тоже жил пожертвованиями других: «Милостыня - это право и наследство, следуемое бедным, которое стяжал для нас Господь наш Иисус Христос» . Деньги могли приниматься как подаяние только в крайних случаях, а вести денежные операции строго запрещалось: «никто из братьев, где бы он ни был и куда бы он ни шел, никоим образом не смеет ни добиваться, ни принимать, ни поручать принять деньги и любую монету, ни ради покупки книг, ни ради одежды, ни как цену какой-либо работы и вообще ни в каком случае, кроме как ради очевидной нужды больных братьев, потому что мы не должны извлекать из денег какую-либо пользу и придавать им больше значения, чем камням [...] и если мы где-нибудь найдем деньги, то обратим на них не больше внимания, чем на прах, который попираем ногами, ибо это — суета сует и всяческая суета» . Брата, собирающего деньги для иных целей, следовало считать вором, разбойником и стяжателем.

29 ноября 1223 г. буллой «Solet annuere» Гонорий III утвердил новую редакцию Устава, которая состояла из 12 глав . По сравнению с Уставом 1221 г.

больший акцент делался на послушании братьев понтифику и Римской церкви в целом. Минориты должны были просить папу назначить одного из кардиналов «правителем, защитником и наставником всего ордена»10.

В новом Уставе уделено намного больше внимания вопросам управления орденом. Вся его структура основывалась на строгой дисциплине, повиновении вышестоящим лицам («superiores»). Братьям предписывалось беспрекословно подчиняться генералу ордена, избиравшемуся провинциальными министрами и кустодами на капитуле Пятидесятницы. Если генеральный министр оказывался непригоден к служению, за миноритами оставалось право избрать себе другого руководителя. В рамках каждой провинции братья должны были безоговорочно подчиняться местному министру. В его ведении находился, среди прочего, и вопрос об отправке миссионеров в земли сарацинов: министр проверял, насколько тот или иной брат владел искусством проповеди, и для окончательного решения был обязан советоваться с кардиналом-протектором ордена. Относительно самой проповеднической деятельности в новой редакции Устава давались более четкие инструкции: во-первых, все слова проповеди следовало тщательно продумать, а сама она должна была быть краткой; во-вторых, францисканцы не имели права проповедовать в епархии без разрешения местного епископа. 

В Уставе 1223 г. было увеличено количество случаев, в которых минориты могли получать деньги. Помимо нужд больных братьев деньги могли использоваться духовными друзьями ордена для приобретения одежды, соответствующей климату данной местности; решать, в каких именно ситуациях можно было обращаться к деньгам, следовало министрам и кустодам.

Дополнением к утвержденному понтификом Уставу служило Завещание, написанное святым Франциском в 1226 г., незадолго до смерти. Хотя оно и не имело юридической силы и носило характер духовного руководства для братьев, Франциск хотел, чтобы братья к нему прислушивались и зачитывали на всех капитулах ордена. Согласно Завещанию, братья не могли владеть никакой собственностью, а добывать пропитание им следовало упорным трудом и милостыней. Францисканцы были обязаны во всем подчиняться Римской церкви, но, в то же время, братья не могли добиваться от понтифика каких-либо привилегий. В рамках самого ордена должна была царить строгая дисциплина: каждый был обязан повиноваться вышестоящим лицам. Ослушника предписывалось поместить под стражу и передать кардиналу-покровителю ордена, который решал, как его наказать. Устав и Завещание запрещалось толковать и вносить в них изменения".

Менее чем за двадцать лет община из 12 человек, примкнувших к Франциску Ассизскому, превратилась в огромный орден: по словам Джано, на генеральном капитуле 1221 г. собралось три тысячи братьев ", а годом позже - пять тысяч . Обретались они в сотнях монастырей, расположенных в 17 провинциях ордена. Уже в 10-е гг. XIII в. минориты отправлялись проповедовать в Тунис, Марокко и Сирию и даже принимали участие в пятом крестовом походе, а святой Франциск в 1220 г. проповедовал перед египетским султаном Малик-аль-Камилем1 1.

Не всегда миссии францисканцев были успешными. Так, 16 января 1220 г. пять миноритов приняли мученическую смерть в Марокко15. Джордано да Джано приводит в своей «Хронике» несколько интересных эпизодов, показывающих, с какими трудностями приходилось сталкиваться последователям Франциска в первых миссиях. Во Франции у них спросили, не были ли они альбигойцами. Минориты, не знавшие, что это значит, ответили утвердительно, из-за чего их приняли за еретиков. Епископ Парижа и университетские магистры, прочитав францисканский Устав, обратились за разъяснениями к папе, который подтвердил, что минориты являются правоверными католиками, а не еретиками16.

В Германии первая францисканская миссия, состоявшая из 60 человек, оказалась в более сложных условиях. Когда их спросили, желают ли они переночевать и поесть, минориты, не зная ни слова по-немецки, ответили «йа» и были хорошо приняты. На основании этого первого удачного опыта они сделали вывод, что так следует отвечать на любой вопрос. Однако вскоре немцы поинтересовались, не были ли они ломбардскими еретиками и не прибыли ли они в Германию распространять свои идеи. Получив от миноритов все тот же утвердительный ответ, немцы бросились их избивать, некоторых бросили в тюрьму, некоторых раздели догола и повели к позорному столбу. После такого обращения францисканцы поспешили вернуться в Италию, а Германию стали считать дикой страной, в которую мог отправиться лишь тот, кто хотел обрести славу мученика .

В Венгрии местные пастухи натравили собак на миноритов и стали бить их палками. Только когда братья отдали им всю свою одежду, пастухи смилостивились и оставили их в покое. Встречая повсеместно такой же недружественный прием со стороны венгров, францисканцы в конце концов решили вернуться в Италию18.

Однако братья проявляли завидную настойчивость, благодаря чему орден постоянно рос. С 1217 г. стали образовываться францисканские провинции за Альпами. В 1217 и 1219 гг. миссии миноритов прибыли на Пиренейский полуостров; в 1219-1220 гг. братья оказались в Париже, в 1220-1228 гг. обосновались в Южной Франции19; в 1221 г. организовали вторую, успешную миссию в Германию и уже годом позже провели первый провинциальный капитул в Вормсе" . В сентябре 1224 г. они высадились в Англии, а через 32 года здесь уже насчитывалось 49 монастырей, в которых проживало 1242 брата" . В 30-е гг. XIII в. в Европе восточные границы ордена проходили в Саксонии (до 1239 г. в саксонскую провинцию входили также Польша и Богемия") и Венгрии, а в 1232 г. францисканцы впервые высадились на Скандинавском полуострове, где вскоре была образована новая провинция" .

Такие масштабы деятельности требовали постоянной адаптации структуры ордена к внешним условиям, однако этот процесс далеко не всегда происходил в соответствии с буквой Устава. Противоречие между стремлением служить идеалу бедности и необходимостью менять нормы, регулирующие жизнь ордена проявилось очень рано, еще при жизни Франциска Ассизского. Основатель братства миноритов не нашел решения этой проблемы и в 1220 г. отошел от руководства миноритами. Ж. Даларен отмечает, что, хотя поступок

Франциска и был продиктован стремлением к скромности и смирению, тем не менее он открыл путь к «решающему переходу — от братства к ордену. Демонстративный отказ от власти Франциска Ассизского означал согласие с этой институциональной эволюцией»24.

Далеко не все минориты были готовы последовать за Франциском и смиренно согласиться с изменениями основ жизни братства. Самоустранение Франциска не решило проблем ордена, напротив, оно предопределило разделение братьев на сторонников строгого соблюдения Устава, которых позже стали называть ревнителями, или спиритуалами, и тех, кто считал возможным в случае необходимости менять нормы, регулирующие жизнь миноритов. Поэтому нижнюю хронологическую границу нашего исследования мы относим именно к 1220 г. Верхнюю границу мы также можем определить с предельной четкостью - это 1319 г., когда были разгромлены францисканские ревнители, объявленные еретиками папой Иоанном XXII. В рамках настоящей работы мы выделяем три этапа. Первый из них, продолжавшийся с 1220 по 1274 гг., характеризуется складыванием предпосылок, которые привели к возникновению оппозиционного движения в ордене миноритов. Второй этап, длившийся с 1274 по 1309 гг., был отмечен оформлением оппозиционных групп спиритуалов, которые начинает преследовать францисканское провинциальное руководство. Наконец, третий этап, продолжавшийся с 1309 по 1319 гг., был ознаменован ожесточенной полемикой между ревнителями и их противниками, получившими название конвенту ал ов, или братьев общей жизни, вмешательством в конфликт папы Иоанна XXII и разгромом ревнителей. 

Истоки конфликта: 1220-1274 гг. Политика папства в отношении ордена в 1220-1274 гг. Эволюция ордена и политика руководства в 1220-1274 гг. Предпосылки возникновения оппозиционного движения в ордене

С первых лет существования минориты, как и доминиканцы, стали прочной опорой папства. К их помощи Римская курия прибегала как для борьбы с еретиками, так и в политических целях. Например, в 1233 г. по всей Италии прошло мощное движение покаяния, вдохновленное нищими братьями и получившее название движения Аллелуйа. Наряду с активной кампанией, целью которой было примирение различных общественных групп и искоренение ереси, наиболее активные проповедники, такие как минорит Герардо из Модены73 и доминиканец Иоанн из Виченцы74, сумели расположить к себе широкие слои населения и убедить правящие круги многих городов забыть о разногласиях с местными церковными властями и с папством . Поэтому понтифики принимали самое активное участие в жизни францисканского ордена, стремясь сделать его органичной частью католической церкви: так, на начальном этапе огромную роль в развитии братства сыграли непосредственно Иннокентий Ш и кардинал Уголино де Сеньи, взошедший в 1227 г. на папский трон под именем Григория IX .

На наш взгляд, в период, хронологические рамки которого ограничены отказом Франциска от руководства орденом в 1220 г. и смертью генерала Бонавентуры в 1274 г., папство в своей политике по отношению к миноритам основное внимание уделяло трем аспектам. Во-первых, понтифики работали над юридическим оформлением экономической основы деятельности ордена. Во-вторых, они регламентировали проповедническую деятельность миноритов. В-третьих, понтифики предпринимали меры по упорядочению административного устройства ордена, преследуя цель скорейшей интеграции ордена в институт католической церкви.

Первые папские постановления в отношении ордена были изданы еще при жизни Франциска. Буллой «Cum secundum» от 22 сентября 1220 г. Гонорий III установил новициат сроком один год и запретил покидать орден, что, по словам Б. Грасьена, стало важнейшим шагом на пути к сближению устройства братства с традиционными монашескими уставами . 18 декабря 1223 г. это распоряжение было дополнено1 письмом понтифика, в котором отлучались от церкви все братья, покинувшие орден .

Булла «Devotionis vestrae» от 29 марта 1222 г. предоставила миноритам право служить мессы в своих молельнях, даже если на город, в котором они располагались, был наложен интердикт. Дополнением к этому постановлению стала булла «Quia populates tumultus» от 3 декабря 1224 г., которая разрешала братьям проводить службы на переносных алтарях. Вскоре в двух письмах, «In his quae» от 28 августа 1225 г. и «Non deberet» от 18 сентября 1225 г., Гонорий III уточнил, что для осуществления этих прав францисканцам не требовалось позволение епископов или иных прелатов79.

Назревание конфликта: 1274-1309 гг. Папство и францисканский орден в 1274-1309 гг. Становление двух направлений оппозиционного двилсения в 1274 Эволюция оппозиционного движения в 1295-1309 гг.

Опасения Оливи относительно раскола в ордене были вызваны и тем, что еще в 1294 г. анконские спиритуалы по совету генерала ордена Раймунда Годфруа обратились к Целестину V с просьбой разрешить им строго соблюдать Устав и не зависеть от воли провинциальных министров. Папа освободил их от подчинения францисканцам и создал новый орден, получивший название «Бедные отшельники папы Целестина» («Pauperes Eremite Domini Celestini») . Повиноваться они должны были только понтифику и Петру де Мачерата, который был назначен руководителем братства, а их кардиналом-протектором стал Наполеон Орсини353. Кроме того, Целестин V отменил дарованную миноритам еще в 1250 г. привилегию, в соответствии с которой провинциальные министры могли преследовать и заточать в тюрьму самовольно покинувших орден братьев, даже если они вступили в иную конгрегацию3 . Анконские ревнители посчитали, что это решение позволит избежать раскола во францисканском ордене, что для них было очень важно, поскольку они стремились восстановить чистоту Устава, но не желали быть мятежниками335. Чтобы подчеркнуть разрыв с прошлым, спиритуалы сменили имена: Петр де Мачерата стал братом Либерато, а Петр де Фоссомброне — Анджело Кларено .

Однако после отречения Целестина V спириту алы оказались в трудной ситуации. С точки зрения францисканцев, бедные отшельники посягнули на единство ордена, то есть совершили преступление, которое согласно «Общим установлениям» 1260 г. каралось отлучением от церкви. Конвентуалы предприняли попытку силой вернуть «раскольников» в лоно братства, натравив на них толпу вооруженных мирян, но потерпели неудачу357. Положение бедных отшельников ухудшилось в октябре 1295 г., когда Раймунд Годфруа, отказавшийся принять епископский сан, был смещен с должности генерального министра Бонифацием VIII, недовольным тем, что генерал поддерживал итальянских спиритуалов, не соглашавшихся признать отречение Целестина

Бедные отшельники не выступали против избрания Бонифация VIII, однако враждебное отношение конвентуалов вынудило их вновь покинуть Италию. Либерато и его товарищи обосновались на небольшом островке Триксония, который находился во владениях герцога Салоны, одного из двенадцати баронов феодальной Греции, позже ставшего покровителем бедных отшельников . Однако францисканцам не составило большого труда выведать у торговцев и мореплавателей местонахождение отступников.

Кульминация конфликта: 1309-1319 гг. Полемика конвентуалов и ревнителей в 1309-1312 гг. Конвентуалы и спиритуалы в 1312-1317 гг. Разгром спиритуалов в 1317-1319 гг.

К 1309 г., после долгого периода гонений, положение спиритуалов несколько улучшилось. Это объясняется несколькими факторами. Во-первых, изменилась политическая ситуация в Южной Европе. 5 мая 1309 г. скончался противник францисканских ревнителей, король Неаполя Карл П. Его преемником стал Роберт П Мудрый, известный своими симпатиями к спиритуалам. Еще в 1295 г. он и его братья Луис и Рам он Верен гер, находясь в качестве заложников при арагонском дворе, оказались под сильным духовным влиянием францисканских наставников, разделявших идеи ревнителей, и даже обратились к Петру Иоанну Оливи с вопросом, стоит ли им отречься от мира. Арагонский король Хайме 11 и король Сицилии Федериго II также были настроены благожелательно по отношению к спиригуалам, в особенности сицилийский монарх, одно время даже собиравшийся уйти в бегины и позже, в годы понтификата Иоанна XXII, укрывавший ревнителей в своих владениях. Спиритуалы также могли рассчитывать на поддержку королевского дома Майорки, прежде всего королевы Эсклармонды де Фуа, супруги Хайме I, воспитавшей своих детей в духе евангельских идеалов. Ее первенец Хайме отказался от престола и вступил в орден миноритов в 1299 г., другой сын, Фелипе, стал бегином и переписывался с Анджело Кларепо, а дочь Санча была выдана замуж за неаполитанского короля Роберта Мудрого и впоследствии всю жизнь поддерживала францисканских ревнителей418.

Во-вторых, при самой папской курии, уже переместившейся в Авиньон, у спиритуалов было несколько влиятельных заступников. К этому времени Климент V вернул в коллегию кардиналов братьев Колонна: Пьетро, поддерживая ревнителей, преследовал в первую очередь собственные политические цели, но Джакомо, близкий друг Иоанна Пармского, был их искренним сторонником. Кроме того, на стороне спиритуалов был Наполеон Орсини, кардинал-протектор основанного Целестином V братства бедных отшельников419.

Изменения в политической обстановке в Южной Европе и в расстановке сил при папском дворе сумел обратить на пользу спиритуалов их активный сторонник Арнальдо да Вилланова (1234/1240-1311). Незаурядная личность, знаменитый медик, астролог, философ, один из самых образованных людей своего времени, он был личным врачом сначала Хайме 11 Арагонского, а затем Бонифация VIII и Климента V и обладал широкими связями как при королевских дворах Арагона, Неаполя, Сицилии и Майорки, так и при папской курии. Еще в конце XIII в. он увлекся апокалиптическими идеями и написал несколько эсхатологических трактатов, посвященных скорому приходу Антихриста и толкованию Апокалипсиса. В 1301 г. он был обвинен в ереси теологами Парижского университета за сочинение об Антихристе и арестован, но его спасло покровительство короля Франции Филиппа IV Красивого, Амальрика, виконта Нарбонны, Гийома де Ногаре и других влиятельных.лиц " . Годом позже Арнальдо написал богословский труд «Philosophia catholica», в котором подверг критике состояние церкви и изложил свой проект ее реформы на основе идеалов бедности, смирения и благочестия421. Свое произведение он представил сначала Бонифацию VIII, который посоветовал ему заниматься медициной, а не теологией, а затем Бенедикту XI, отправившего его в перуджинскую тюрьму. В июле 1304 г. Бенедикт XI был отравлен Гийомом де Ногаре, и Арнальдо обрел свободу благодаря заступничеству арагонского короля. Климент V, избранный понтификом в июне 1305 г., был более благосклонен к Арнальдо и осыпал его милостями.

Похожие диссертации на Францисканский орден и движение спиритуалов: история конфликта : 1220-1319 гг.