Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в. Яковлев Айтал Игоревич

Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в.
<
Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в. Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в. Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в. Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в. Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в. Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в. Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в. Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в. Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в. Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в. Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в. Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яковлев Айтал Игоревич. Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в.: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Яковлев Айтал Игоревич;[Место защиты: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН - Учреждение Российской академии наук].- Улан-Удэ, 2014.- 188 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историко-демографическая характеристика города Якутска конца XIX – начала ХХ в. 19

1.1. Демографическое состояние г. Якутска 19

1.2 . Сословная структура городского общества в конце XIX – начале ХХ в . 33

Глава 2. Социопространственная структура городской повседневности конца XIX – начала ХХ в. 60

2.1. Формирование городского облика к началу ХХ века 60

2.2. Занятия и быт горожан в конце XIX – начале ХХ в. 78

Глава 3. Повседневная жизнь Якутска конца XIX – начала XX в. 113

3.1. Социокультурная характеристика повседневной жизни Якутска 113

3.2. Досуг и развлечения Якутска конца XIX – начала XX в. 123

Заключение 136

Список использованных источников и литературы: 140

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования определяется общей трансформацией исследовательского мышления, изменением ракурса изучения исторического прошлого и методов его постижения.

Современные исследователи-урбанисты от проблем государственно-политической истории, социально-экономической, истории культуры города обратились к изучению истории городской повседневности. Обращение к повседневности – это переход от анализа абстрактных процессов и структур к анализу частного, что позволяет по другому взглянуть на политические, экономические, социальные, культурные процессы в обществе.

Еще в 1960-1970-е гг. достаточно широко развивается историческая урбанистика, которая в это время в Германии, Великобритании превращается в специальный предмет - «новая городская история». Новое направление приобретает актуальность введением междисциплинарных подходов, в результате на авансцену выходит культурная антропология. Появление культурно-антропологического ракурса исследования исторических проблем в 1980-х гг., создает специальное направление - история повседневности. В последние два десятилетия в современной России возрастает актуальность разработки данной проблематики. Результатами данных исследований является увеличение публикаций, защита диссертаций и комплексное изучение городской повседневности.

Город Якутск это один из старейших городов Сибири и Дальнего Востока, который в своем развитии выполнял различные функции: возник как военно-оборонительный, опорный пункт в освоении и дальнейшем продвижении российского государства на Дальний Восток, центр торговли, административный центр с многонациональным населением. Период конца XIX – начала ХХ в. для развития города является наиболее важным, так как именно в это время складывается специфический облик города и тип якутского горожанина. В ХХ в. Якутск становится столицей республики, крупным административным, культурным, научным и университетским центром. С момента своего возникновения город формировался как многонациональный город. В городской жизни сосуществуют традиции и обычаи, общины и землячества многих народов. В современных условиях, когда обостряются межнациональные конфликты во всем мире, существует национальная ксенофобия, опыт повседненой жизни многонационального города становится особенно актуальным.

Актуальность темы определяется также отсутствием в якутской исторической литературе специальных исследований, посвященных истории повседневности, так как данная проблема является малоизученной.

В связи с этим особенно актуальным представляется изучение повседневной жизни населения столицы уникального региона России и мира в период ее окончательного формирования, что позволяет по-другому отразить разнообразие социального развития, пополнить историческую науку новыми конкретными фактами и материалами.

Все это предопределяет актуальность изучения истории повседневности г. Якутска конца XIX – начала ХХ в. и объясняет выбор темы настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Разрабатываемая проблема нашла отражение в отечественной и зарубежной историографии начиная с XХ в. Публикации по изучению истории повседневности и истории г. Якутска можно разделить на две группы: 1) труды зарубежных и отечественных авторов, посвященные проблемам повседневной истории; 2) труды по социально-экономической и политической истории Якутска.

Литературу первой группы распределим по двум направлениям: первое - это труды зарубежных исследователей, заложивших основу теоретических исследований по истории повседневности. Значительное влияние оказывают историческая школа «Анналов» М. Блока, Л. Февра, Ф. Броделя, закрепившая «историю повседневности» в качестве самостоятельной концепции, а также исследования основателей феноменологического течения в философии и социологии Э. Гуссерля, А. Шютца, Т. Лукмана, П. Бергера, Г. Гарфинкеля, которые объединили классическую методологию социальных наук с историческими методами для «оживления» истории человека, вещей, статистических чисел.

Второе направление – это публикации отечественных ученых. Изучение ментальной стороны повседневности (поведенческие стереотипы, внутрисемейные отношения, эмоциональное отражение политико-экономических сдвигов в истории) отражено в трудах Т.А. Бобровниковой, М.Е. Сергеенко, Л.И. Семенниковой Т.С. Георгиева, М.И. Вострышева, Н.Б. Лебиной, С.Е. Паниной.

Тенденция описания материальной, социально-экономической, социокультурной составляющей повседневной жизни выделена в публикациях В.П. Бойко, А.Н. Зорина, Б.Н. Миронова, Ю.М. Гончарова и др. Данный опыт осмысления истории повседневности становится исходным в формировании методологического контекста диссертационной работы.

Ко второй группе относятся труды региональной направленности. Несомненную ценность для диссертационного исследования имеют труды Ф.Г. Сафронова «Город Якутск в начале ХVII – ХIХ вв.» (1957), О.В. Ионовой «Якутскай куорат» (1950), П.П. Петрова «Города Якутии 1861 – 1917 гг.: социально-экономический очерк истории» (1990), «Улицы и площади Якутска» (2004), Г.А. Попова «Сочинения. История города Якутска 1632-1917» (2007). Следует отметить, что здесь повседневность г. Якутска не является объектом специального исследования, а рассматривается как часть социокультурной истории города.

В фундаментальных трудах С.А. Токарева «История Якутской АССР: Якутия от 1630-х годов до 1917 г.» (1957), В.П. Антипина «История Якутской АССР: Советская Якутия» значительное место отводится собственно отдельным вопросам, касающимся истории жизни горожан начала ХХ в.

Оценивая степень изученности темы, важно отметить, что история повседневной жизни горожан Якутска конца XIX – начала ХХ вв., несмотря на наличие обширной литературы, содержащей социально-экономический, статистический материал о городе, не стала предметом специального исследования, что и обусловило, в частности, выбор исследовательской темы и постановку цели.

Объектом исследования является население г. Якутска конца XIX – начала ХХ в.

Предмет исследования – городская повседневность населения Якутска конца XIX – начала ХХ в.. Под «городской повседневностью» в данном случае понимается взаимодействие между городской средой и городским населением с целью удовлетворения его разноуровневых потребностей. Повседневная жизнь горожан проистекает в условиях, определяемых в значительной степени городской средой. Городская же среда складывается и развивается под существенным влиянием повседневной жизнедеятельностью городского населения.

Цель диссертационного исследования заключается в комплексном изучении особенностей городской повседневности Якутска в конце XIX – начале ХХ в.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

– выявить особенности историко-демографических процессов населения г. Якутска в конце XIX — начала ХХ в.;

– показать трансформацию социальной структуры городского общества г. Якутска в конце XIX — начала ХХ в.;

– изучить влияние городских страт на внешний облик города, в том числе и на изменение культурного ландшафта в начале ХХ в.;

– рассмотреть основные показатели социально-экономических аспектов повседневной жизни горожан;

– провести анализ социокультурных изменений в повседневной жизни горожан Якутска в конце XIX – начала ХХ в.;

– дать характеристику основных видов досуга и развлечений населения г. Якутска в конце XIX – начала ХХ в.;

Хронологические рамки охватывают период конца XIX – начала XX в., так как именно в этот период складывается специфический облик города и тип якутского горожанина.

Территориальные рамки охватывают г. Якутск в пределах его административных границ.

Методология и методы исследования.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является междисциплинарный подход, который позволил исследовать городскую повседневность. Город как целое представляет собой идеальный объект для комплексного междисциплинарного взаимодействия истории, социологии и экономики.

Исследование базируется на фундаментальных принципах исторической науки – историзма, объективности.

В диссертации также использовались методы исторического исследования: историко-сравнительный, который позволяет сопоставить социально-экономическое положение городского населения на различных этапах развития, выявить сходство и различие между сословиями города; проблемно-хронологический, дающий возможность изучить поставленную цель и задачи в хронологической последовательности исторических событий.

Среди специальных методов исторического исследования отметим историко-типологический и историко-сравнительный, позволяющие сравнить и сопоставить следующие друг за другом события на основании аналогии, выделить общие и особенные характерные черты и тенденции развития сибирских городов изучаемого времени, в том числе и Якутска. Также использован метод исторического моделирования (ретроспективный), с помощью которого можно воссоздать картину прошлого даже при отсутствии полного состава источников по различным остаткам информации, сохранившейся до нашего времени. В работе активно применялся микроисторический анализ, который подразумевает изучение отдельного городского сословия, отдельной семьи и соответствующей среды в определенный период развития истории.

Формулировка темы и выбор предмета изучения предполагает работу в рамках современного антропологически ориентированного исследовательского подхода – история повседневности. На сегодняшний день имеются существенные разночтения между специалистами различных течений истории городской повседневности по поводу понятия «городская повседневность». Поэтому становится неизбежным концептуализации этого понятия.

«Городская повседневность» понимается как обыденная среда проживания человека. Она состоит из бытовых условий проживания, экономики семьи, отношений между членами семьи, социальных групп и общества в целом. Развитие г. Якутска в конце XIX – начале ХХ в. мы рассматриваем в тесной связи с понятием «социопространственная структура» (социальное пространство) – это взаимодействия людей, происходящие в городской среде. Основные компоненты социопространственной структуры (социальное пространство) – условия проживания горожан такие, как бытовая среда, жилищные условия, благоустройство города, естественный ландшафт и взаимоотношения людей, что является показателями для раскрытия проблем городской повседневности. Из этого исходит наше понимание и подход к повседневной жизни (повседневности) как совокупность повторяемости (рутинности) определенных социальных отношений в условиях городского проживания, постоянное накапливание обыденного опыта, концентрация которого выделяется в межличностных, гендерных отношениях, отношениях между стратами городского общества и влияния общества конкретно на индивида, личность. Следовательно, социопространственная структура - это аморфная субстанция, объединяющая естественный и антропогенный ландшафты в единое целое.

Теоретической базой методологии исторической антропологии являются работы Э. Бриггса, Ф. Абрамса, К. Гиртца, Ч. Тилли и др. В ходе исследования рассматривается синтез объективных природных, демографических, экономических, социальных, политических, духовных структур, которые влияют на формирование норм, культурных ценностей повседневной жизни горожан.

В числе общенаучных методов эмпирического исследования применялись анализ, синтез, статистический. Все методы использованы для работы со статистическими данными, таблицами, фотодокументами, газетными статьями и воспоминаниями.

Источниковая база диссертации. Основу исследования составили разнообразные источники, которые классифицируются прежде всего по способу формирования в них исторической информации: 1) письменные; 2) устные; 3) визуальные. Опубликованные письменные источники немногочисленны, в значительной степени исследование основано на неопубликованных материалах, сконцентрированных в архивах Республики Саха (Якутия): Национальном архиве РС (Я), Архиве Якутского научного центра СО РАН. Преимущественно неопубликованными являются и визуальные источники, которые хранятся в Якутском государственном объединенном музее истории и культуры народов Севера им. Е. Ярославского, частных коллекциях.

Обширный пласт источников представлен неопубликованными материалами из фондов двух основных архивов Республики Саха (Якутия) – Национального архива РС(Я), Архива СО РАН РС(Я). Эти делопроизводственные документы богаты конкретно детальными сведениями из истории городской среды и повседневности г. Якутска конца XIX – начала ХХ в.

Статистические источники исследования представлены архивными материалами: Фонды 343-и «Якутский статистический комитет», 165-и «Якутская городская дума» (1822 – 1921 гг.), где хранится информация Якутского областного статистического комитета: сведения о численности населения, ссыльных, бродячих и кочевых инородцах, учащихся в учебных заведениях с 1854 – 1918 гг. Эти данные дают «количественную» картину городской повседневности, являясь своеобразным каркасом для создания объективной картины социопространственной структуры городской повседневности Якутска. Некоторые статистические данные опубликованы в трудах Т.Т. Курчатовой «Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. в Якутской области (историко-демографический аспект)» (2006), П.П. Явловского «Летопись города Якутска от основания до настоящего времени (1632 – 1914)». А.А. Калашникова «Якутия. Хроника. Факты. События» (1999).

Периодическая печать составляет одну из основных групп источников исследования. Использованы публикации из шести дореволюционных газет Якутии, где зафиксирован не только фактический материал, но и содержится первичная необработанная общественная рефлексия.

Для реконструкции картины повседневного мира городского жителя начала ХХ в. использованы этнографические материалы и путевые записки Р.К. Маака, В.Л. Серошевского, Ф.П. Врангеля, побывавших в г. Якутске в изучаемый период.

Использованы материалы, изданные в журналах «Якутский архив» и «Илин» в рубрике «Воспоминания», в которых содержатся факты повседневной жизни города, более нигде не зафиксированные, а также их оценка рассказчиками.

К устным источникам относится информация, собранная нами у старожилов Республики Саха (Якутия) и их потомков.

В числе визуальных источников использованы картографические материалы, опубликованные и неопубликованные фотоматериалы из семейных альбомов и музейных коллекций. Одним из основных источников по истории повседневности являются фотоматериалы, достоверно раскрывающие практически все стороны жизни горожан (культурный ландшафт, мода, быт, досуг и т.д.)

Положения диссертации, выносимые на защиту:

1. С XVII – до начала ХХ в. город имел много функций, отразившихся в значимости определенных сословий города – военный форпост (острог) – казачество; центр миссионерской деятельности – духовенство; административный центр – чиновничество; торговый центр – купечество.

2. Культурный ландшафт формировался под влиянием городского населения на протяжении нескольких веков. В своем развитии городской ландшафт имел три периода, это было определено влиянием отдельного сословия на внешний вид:

I период XVII – XVIII в.: основой города был острог и несущее в нем службу казаческое сословие.

II период XVIII – XIX в.: начало строительства первых каменных зданий – церквей и монастырей, усиление влияния духовенства.

III период XIX – XX в.: Якутск становится торгово-административным центром, где основное население было чиновничество и купечество.

3. Повседневная жизнь горожан Якутска отличалась в зависимости от принадлежности к сословию, конфессии, национальности. Объединяющим все слои города фактором был якутский язык.

4. Большая часть городского населения была занята в сфере торговли и услуг. Занятость населения, в силу климатических особенностей г. Якутска, носила сезонный характер.

5. В повседневной стороне городской жизни наблюдались общенациональные, общероссийские культурные компоненты, что является одной из форм единства и целостности российского культурного пространства в начале ХХ в. В то же время особенность в повседневной жизни г. Якутска заключается в наличии национальной составляющей в городском быте – посуда, питание, занятость, одежда, празднование Ысыаха.

Научная новизна заключается в том, что впервые проводится комплексное исследование истории повседневности г. Якутска в конце XIX – начале ХХ в.

В диссертационном исследовании присутствуют следующие элементы новизны:

– реконструирован культурный ландшафт города в рассматриваемый период;

– рассмотрены особенные черты, выделяющие г. Якутск от остальных провинциальных городов России начала ХХ в.;

проанализированы демографические изменения населения города;

раскрыты особенности сословной структуры города;

выявлены некоторые аспекты быта и досуга городских жителей;

проведен анализ занятости городского населения;

в научный оборот введены новые источники, которые ранее не использовались.

Практическая и теоретическая значимость исследования заключается в том, что положения и выводы, сформулированные в диссертации, представляют ценность для изучения истории повседневности городского населения Якутска. Результаты диссертации могут быть использованы как в освещении истории городов Якутии, так и истории культуры.

Использованные автором методологические приемы будут реализованы при дальнейшем изучении истории повседневности г. Якутска различных периодов. Полученные фактические данные и теоретические положения могут быть применены при разработке учебно-методических комплексов и образовательных модулей по урбанистике, краеведению, культурной антропологии, микроистории для учреждений высшего, среднего профессионального и общего образования.

Материалы и выводы могут быть полезны при подготовке спецкурсов, учебных пособий.

Апробация исследования. Некоторые выводы и положения диссертации были отражены в докладах и публикациях на республиканских, всероссийских конференциях «Студент и научно-технический прогресс» (Новосибирск, 2010, 2012), республиканских НПК – «Эрэл 2011», «Лаврентьевские чтения 2010»

Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 18 научных публикаций, в том числе 3 в изданиях, рекомендованных перечнем ВАК.

Структура работы состоит из введения, трех глав, состоящих из шести параграфов с выводами, списка использованных источников и литературы, приложений.

. Сословная структура городского общества в конце XIX – начале ХХ в

Город Якутск был основан в 1632 г. в эпоху правления царя Михаила Федоровича. Первые основатели города построили острог на правом берегу р. Лены, назвав его Ленский. В «Ленский край» русские «охочие люди» за пушниной начали проникать в конце 20-х гг. XVII в. Острог служил опорным пунктом, центром продвижения русских служилых и промышленных людей на север, восток и т. д. В 1643 г. он был переименован в Якутск. В XVII в. выполнял военные, административные, торговые функции и являлся центром Ленского края, с 1708 г. был подчинен Сибирской, а в конце XVIII в. Иркутской губернии.

Основали Якутск казаки во главе с сотником Енисейкого острога Петром Бекетовым. После закрепления на «якуцкой землице» Бекетов отправил донесение царю: «Того ж году сентября в 25 день по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руси указу поставил я, Петрушка, с служилыми людьми на Лене реке острог для государева величества в дальней украине и для государева ясачного збору и для приезду якутских людей, а преж тово на Лене реке и в Якутской земле государева острогу не бывало нигде. А поставил государево новый острожек я, Петрушка, против Якуцкова князца Мымакова улусу и меж иными многими улусами середи всей земли» . В 1633 г. численность жителей острога составляла 200 человек. Основной массой городских жителей были служилые люди – казаки, торговые, промышленные люди с семейством и слугами. «Гарнизон якутских укреплений» составляли казаки. По мнению Г.А. Попова, служилые люди составляли не более 25 % населения острога . Все население жило внутри острога, обнесенного частоколом.

К служилым людям относились «лица, находившиеся на государственной службе у русских князей или царей в XIV – XVIII вв. Делились с XVI в. на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, дети боярские) и «по прибору» (стрельцы, пушкари, городовые казаки и др.). Первые из них владели землей с крестьянами и занимали высокие посты в государстве. Вторые набирались из крестьян и горожан, получали за службу денежное и продовольственное довольствование и освобождались от налогов и повинностей» .

В XVII в. казачество было основной категорией населения. «Поначалу это были отдельные их партии из различных городов: Енисейска, Мангазеи, Томска и др., подчинявшиеся своим властям (атаманам), а позднее, с 1635 г., они получили наименование «якутских» казаков и с прибытием первых воевод в 1641 г. подчинялись уже распоряжениям последних. Казачество часто пополнялось пришлыми элементами: промышленниками, новокрещеными, которые «верстались» в казачью службу .

В 1681 г. при воеводе И.В. Приклонском началось строительство города вокруг острога. Постепенно Якутск превращается в административный центр – строятся казначейство, Троицкая церковь и т.д. С 1642 г. вокруг острога формируется посад, где начинает обживаться городское население – промышленные люди, ссыльные, торговцы, новокрещеные . С этого же времени складывается городское – посадское население в полном понимании этого определения. «Посад в средневековой Руси – часть городского поселения, находившаяся вне «города», то есть огороженного, обнесенного стенами городского ядра, в котором жила городская верхушка и находились учреждения; на посаде жили социальные низы – ремесленники, торговцы, рабочие люди, здесь производился торг, ремесленные работы. В XVIII – XIX вв. посадом официально называли поселения городского типа, лишь названием, отличавшегося от заштатного безуездного города, то есть не имевшее статуса административно-полицейского центра уезда» .

Примерно со второй половины XVII века сложилось деление на посады в Якутске. «В конце 70-х гг. (XVII в.) около крепости было четыре посада (такое деление произведено воеводой Ф.И. Бибиковым). Каждый посад имел определенный социальный состав жителей. В одном жили дети боярские и служилые люди, в другом – торговые люди, в особом посаде обретались раскольники и, наконец, в последнем – ссыльные; вместе с ними были расселены и часть казаков (по-видимому, в целях надзора). Все четыре посада группировались близ острожного района» .

В XVIII в. в планировке города мало, что изменилось. В «1737 г. в городе всего насчитывалось 348 дворов, из них 99 якутских юрт» . Дворы были расположены в беспорядке, поэтому улицы не имели четких границ. Как отмечает Г.А. Попов, город Якутск превращается в большую слободу . Население в 1775г. составляло 1932 человека, из них относились к посадским 330, разночинцам и дворовым 1602 .

В XVIII в. усиливается миссионерская деятельность православного духовенства по всему Якутскому краю, но и за его пределами. Поэтому город Якутск становится форпостом Русской православной церкви на Дальнем востоке. Из Якутска на Крайний Север начинают уходить православные миссионеры, распространять христианскую веру. Все это сказалось на внешнем облике города, начинают возводиться церкви, как отмечается в документах «небольшой Якутск поражает их обилием» . Это такие церкви и монастыри, как Спасский мужской монастырь (в его состав входило три церкви и колокольня), Свято-Троицкий кафедральный собор, деревянная Никольская, Богородицкая, Предтеченская, Тихвинская, Преображенская церкви. В XVIII в. в Российской империи начинается научное изучение огромной неизвестной территории. Город становится пунктом, откуда для новых исследований отправляются научные экспедиции, например, Великие Камчатские экспедиции под руководством Витуса Беринга.

В XVIII в. появляется ямская гоньба – с 27 апреля 1733 г. учреждено постоянное почтовое сообщение по трактовым дорогам: от Москвы до Тобольска – дважды в месяц; от Тобольска до Якутска – раз в месяц; от Якутска до Охотска и до Камчатки раз в два месяца. И с этого момента начинается тяжелая доля для местного «ясачного» населения, которое было вынуждено обслуживать почтовый тракт за свой счет.

Формирование городского облика к началу ХХ века

Духовенство получало от государства следующую помощь: священник - 15 руб., 10 четей ржи, овса, 3 пуда соли; дьякон – 12 руб., 8 четей ржи и овса, 3 пуда соли; старший дьячок – 6 руб., 6 четей ржи и овса, 2,5 пуда соли . Руга – добровольное пожертвование прихожанами средств для содержания церкви и ее служителей, в разное время было различным. В XVII в. руга состояла из денежного, хлебного и соляного жалованья, в XVIII в. стала выдаваться деньгами и хлебом, а в XIX в. только деньгами. Это было связано в первую очередь неспособностью населения обеспечивать всем необходимым церковнослужителей. В 1870 г. годовой оклад казенного и ружного содержания духовенства примерно составлял для священника 360 руб., дьякона – 200 руб., дьячка – 150 руб. Со второй половины XIX века начинают расти доходы церкви за счет вкладов и пожертвований. «В 1872 г. староста Тастахского наслега Намского улуса Никита Петров внес в монастырь 3000 руб. «за поминовение души» своей и жены его и, желая быть погребенным рядом с ней в монастырской ограде. В 1874г. бывший староста тунгусов Мямяльского рода Баягантайского улуса Михаил Вензель пожертвовал 150 оленей и просил не оставить его «памятованием во святых своих молитвах». В 1875 г. якут Тюбяйского наслега Сунтарского улуса Прокопий Михалев «для спасения и успокоения души своей" внес в монастырь 500 руб. Многие якуты вносили по 10-100 руб., скот, меха на «поминовение усопших со внесением в книги», на поминовение «за здравие», за право быть погребенным в монастырской ограде» . Это было связано с тем, что христианизация в Якутии завершилась, и приведенные примеры могут утверждать, что православие стало неотъемлемой частью культуры местных жителей. Но, даже учитывая пожертвования населения, годовой доход служителей церкви и их семей выходил следующим образом: священники – до 460 руб., дьяконы до 275 руб., дьячки – до 200 руб. Для того чтобы прожить в г. Якутске в конце XIX в., нужно было иметь более 800 руб. в год на одну семью из 5 чел. . По статистическим данным получается, что духовенство г. Якутска и всей Якутской области жило в трудных финансовых условиях. «Городское духовенство, конечно, в Якутске было значительно обеспечено доходами от населения города. Но помню, что большинство тоже было культурным, образованным, с высшим духовным образованием» – вспоминала Е.Г. Зябкина-Черных .

Священнослужители приглашались и были почетными гостями на различных городских мероприятиях для освящения новых учреждений или начало постройки муниципального объекта . Также священнослужители играли немалую социальную, культурную роль в становлении городского менталитета. Под эгидой священнослужителей проходили православные праздники, дни Святых угодников, празднования различных дат. связанных с историей России, императорского дома. Все эти мероприятия стали долгожданными праздниками для местного городского населения. Данное сословие занималось сборами пожертвований, что приобщало якутское городское население к интересам не только всероссийского масштаба, но и мирового. Все это прививало городскому жителю особую культуру, особое мировоззрение.

Стоить отметить, что и после церковной службы духовные лица не оставляли своих трудов. Например, миссионер и проповедник Димитриан, «в часы своего досуга переводил множество проповедей духовно-нравственного характера» . Естественно, это был не единичный случай среди служителей церкви. Наряду с ссыльными, учителями, духовенство в большинстве случаев в Якутии были просветителям местного населения. Священнослужители были первыми, кто перевели Священное писание на якутский язык (протоиерей Дмитрий Хитров, впоследствии епископ Якутский Дионисий, Е.В. Протопопов, Н.Н. Запольский, священники М.С. Ощепков, П.К. Попов и Д.Д. Попов), обучали в приходских школах не только слову Божьему, но и грамотности, гигиене быта, врачеванию. Духовенство в Якутске относилось к наиболее образованной части городского населения. Из-за природно-климатических особенностей края, а также низкой суммы выплат для содержания церкви, монастыря в виде хлеба и денег, церковнослужители, для собственного обеспечения занимались подсобным хозяйством: разводили скот, возделывали пашню, содержали лошадей, заготавливали сено, дрова. Одними из первых в Якутии, в том числе и в Якутске начали сажать овощи «родиться хлеб, однако небольшое количество, родятся и овощи разные: капуста, редька, репа, морковь, огурцы и проч. и весьма хорошо» . Для этого причты церквей по решению Якутского областного управления земельными наделами (1892) были обеспечены 55 десятинами земли для огородов и сенокосов. В г. Якутске церковные земли составили 385 десятин. Якутский Спасский монастырь в 1917 г. владел 139 десятинами сенокосной земли. Это было связано с тем, что Якутск во второй половине XIX в. становится центром самостоятельной епархии, где, кроме монастыря, церквей и часовен, располагались духовное правление, консистория, семинария и другие учреждения церковной власти. Духовенству стали принадлежать лучшие пахотные и сенокосные угодья. Численность духовенства в Якутске конца XIX – начале ХХ в. показана в таблице 10. Таблица 10 Численность духовенства в городе Якутске в конце XIX – начале ХХ в.

Якутск, в первые десятилетия ХХ в., играл роль не только политического и экономического центра, но и культурного и интеллектуального. Особое место в городском обществе занимала якутская интеллигенция. По результатам Первой Всероссийской переписи, общая численность интеллигенции Якутской области составляла 1026 чел., это 0,7 % от всего якутского населения, а количество образованных якутов составляла всего лишь 2 % . Якутская интеллигенция начинает формироваться в 20–30-е гг. ХIX в. Интеллигенция была занята в управлении краем (улусные головы, родовые старшины), культуре образовании здравоохранении (учителя, врачи, редакторы газет). В конце XIX в. якутская национальная интеллигенция увеличивается за счет выпускников мужской прогимназии и духовной семинарии. После получения среднего образования наиболее способные выпускники продолжали свою учебу в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Томске и Иркутске. Получив образование, выпускники городских учебных заведений нанимались на мелкие должности в различные организации, работали в сфере образования начального и среднего уровня. Надо отметить, что национальная якутская интеллигенция была занята и в области права – адвокаты, судебные чиновники, помощники присяжных поверенных, частные поверенные, судьи . Наибольшую известность в этом деле получили В.В. Никифоров, М.А. Афанасьев, Г.В. Ксенофонтов. В начале ХХ века интеллигенция выступает как городской слой, который формулирует и защищает общественно-политические настроения и интересы у малообразованных городских обывателей. Влияние интеллигенции было весьма высоко и за пределами Якутска. Однако нет сводного статистического мониторинга, раскрывающего полную объективную картину тех, кто занимался умственным трудом Духовенство также относилось к наиболее образованной части городского населения Духовенство также относилось к наиболее образованной части городского населения – врачей, учителей, инженеров.

10 апреля 1832 г. был утвержден Манифест о почетном гражданстве. К почетным гражданам причислялись дети личных дворян, чиновников, священнослужителей и представители средней городской интеллигенции. Они освобождались от подушной подати, рекрутской повинности и телесного наказания по суду, а также получали право участвовать в городских выборах и занимать городские общественные должности. Некоторые из них занимались торговлей . К потомственным почетным гражданам относились дети личных дворян, духовенства, окончивших академию, и потомственные почетные граждане, могли приобретать чин купцы. Для этого купцы должны были состоять в 1-й гильдии 20 лет беспорочно, либо награжденные орденами, а также лица, получившие ученые степени в высших учебных заведениях. К личным почетным гражданам относились дети духовенства, не окончившие академию, и лица, усыновленные потомственными почетными гражданами. Дети личных почетных граждан относились к податным сословиям. Почетные граждане имели право участвовать в городских выборах и занимать городские общественные должности. Пополнение этого сословия шло за счет чиновничества, ведь получив почетное гражданство при удачном карьерном росте они могли получить и личное дворянство. Таким образом, к «полупривелигированному» сословию относились чиновничество, духовенство, отчасти в Якутске становились почетными гражданами и купцы.

Мещане г. Якутска составляли значительную часть городского сословия, уступая лишь инородцам. В городском сословии мещане – самый низший разряд обывателей, податное сословие. Чтобы числиться мещанином, надо было иметь недвижимость в городе. Принадлежность к мещанству была наследственной. До 1866 г. мещанство платило подушную подать, подлежало телесным наказаниям, несло рекрутскую и другие натуральные повинности. Их основное занятие – мелкое ремесло и торговля, приказчиками. Их ряды пополнялись мелкими купцами, наемными рабочими, они имели низшие государственные должности , также за счет «пришлых элементов и выходцев из других сословий. Многие ссыльные, осевшие в Якутске и окончившие срок ссылки, приписывались к мещанскому обществу» .

Занятия и быт горожан в конце XIX – начале ХХ в.

В России ремесленники – важный городской элемент для становления культурного облика города и городской самобытности. Вспомним тульских оружейников-мастеров, тульские пряники – пример того, как ремесленное производство может дать характеристику целого города, а иногда и уезда. Занятие горожан ремеслами напрямую зависело от численности жителей, природных и климатических условий. Чем больше население, тем больше сапожник или булочник мог продать свой товар, внося в городскую казну еще больше денег, помогая расти и развиваться городу. Если торговля не шла или представление какой либо-услуги не находило клиентов – то это ремесло исчезало. Как, например, можно отметить исчезновение в Якутске таких ремесел, как чулочники и перчаточники, шапочники (шляпники), свечники, переплетчики. До появления фабричных и промышленных товаров население Якутии пользовалось предметами первой необходимости, непосредственно произведенной собственноручно или выменянными у специализированных ремесленников. Ремесленники Якутска в основном были мастерами, которые не продавали свою продукцию, а предлагали свои услуги, навыки и умения. «Ремесленник создавал меновые ценности преимущественно по заказу и на ограниченный рынок, в основном при посредстве ручного труда и при ограниченном участии лиц одного с ним общественного класса» . Такое описание деятельности мелких ремесленников подходит и для характеристики якутских ремесленников.

Проанализировав карты г. Якутска и приложения к ним , следует отметить, что в Якутске нет отдельных улиц, кварталов или дворов где бы отмечалось присутствие ремесленников. То же можно отметить и в топонимике, названиях улиц. Как отмечает Г.А. Попов, это зависит от «истории формирования посада» . Город Якутск был скорее пунктом сбыта «колониальных» товаров и местом сбора и отправки мяса, пушнины, мамонтовой кости, рыбы в другие регионы, чем городом, который оснащал товарами повседневного пользования свое население и Якутскую область в целом. Данное явление не является особенностью Якутска, а это общая проблема всех городов Сибири и Дальнего Востока, где «экономическая жизнь города сосредотачивалась в основном вокруг торговли, мелкого промышленного и ремесленного производства товаров повседневного потребления (портняжных, сапожных и т. д.)» . Например, в Якутске, Иркутске и Барнауле ремесленники, мелкие промышленники и кустари входили в число горожан низкого достатка, порой перебивавшихся случайными заработками, их труд особо не ценился и не был востребован. Низкое число ремесленников можно объяснить тем, что сибирские города были городами чиновников различных рангов и служилых людей, горожан с конкретным заработком. В городе присутствовали практически все ремесла для среднестатистического городка Российской империи того времени. Самый многочисленный слой ремесленников составляли те, кто «приготавливают предметы пищи», в основном мастера хлебники, булочники, квасники. Следующими по «важности», а, следовательно, по доходности были «плотники», «скорняки и шорники». Следует выделить также «сапожников» и «штукатуров». Как видно из таблицы 13, численность «мастеров» (ремесленников) сохраняет некую стабильность, что можно объяснить наличием постоянного спроса – фактором стабильного дохода. Ремесленник имел своих помощников – рабочих, учеников. В основном ученики были только у портных и сапожников. Самыми многочисленными рабочими были плотники, это связано со спецификой работы по строительству .

Сост. по НА РС(Я). в. 343-и, д.515, л.12; ф. 343-и, д.545, л.8; ф. 343-и., д. 633, л.14. Медленный рост числа ремесленников можно объяснить фактами, которые начали проявляться в жизни горожан в начале ХХ века – открываются крупные магазины, торгующие практически всеми товарами в основном фабричного производства, амнистия духоборов (70 человек земледельцев и «честных слуг» эмигрировали в Америку), аресты ссыльнопоселенцев, которые занимались ремеслами («дело Романовка», события 1905 г.). В Якутске повседневные занятия горожан варьировались по временам года. Летом в основном занимались земледелием, сенокосом. Зимой простые горожане уходили на заработки или промыслами. Одним из основных занятий горожан, в первую очередь, казацкого сословия было рыболовство. Доставляли рыбу, главным образом, с низовьев Лены – Жиганского, Вилюйского районов. Ловили рыбу круглогодично , как и везде в России, кроме ноября, декабря, января, когда толщина льда была выше среднего. Ловили в основном налима, стерлядь, нельму, омуль.

В начале ХХ века в Якутии существовала и наемная работа. Условия в городской среде были благоприятны для существования различного рода наемной работы. Из таблицы 14 видно, что самая высокооплачиваемая работа у тех, кто предлагал квалифицированную услугу – каменщика, слесаря, столяра и кузнеца. Как и по всей России начала ХХ в. мужская работа ценилась больше чем женская, хотя разница в оплате была мизерной. Как мы уже отмечали, доход простых горожан, занимающихся наемничеством, имеет сезонный характер, это же показывает и размер оплаты труда – он колеблется в зависимости от сезона. Если посмотреть динамику заработной платы (таб. 15), то она стабильно держится в районе от 1 до 2 руб. Так как в городе отсутствовала промышленность, то и не было той прослойки наемных работников, которые могли относиться к рабочему классу. Чем могли заниматься наемные работники без профессии в Якутске конца XIX – начала XX в.? Естественно, что эта работа была монотонной, физически тяжелой и не требовала от человека каких-либо специальных навыков. Исходя из социокультурной специфики и социальной структуры города, можно предположить, что мужчина мог быть истопником, дворовым работником, извозчиком, водовозом, заниматься рыбалкой и торговать на рынке. Летом городской обыватель, или приезжий на заработки якут, могли устроиться на кирпичный завод чернорабочими. Женщина могла смотреть за скотом, исполнять роль домашней прислуги, гувернантки, делать мелкую работу по двору . Все это еще раз характеризует Якутск конца XIX – начала ХХ в. как чиновничий и купеческий город. Чиновничество различного уровня, купцы разных гильдий, тонкий слой интеллигенции могли играть некую роль ядра, вокруг которого концентрировались экономические отношения в городе – так как весь наемный труд был направлен на удовлетворение потребностей этих слоев городского населения.

Досуг и развлечения Якутска конца XIX – начала XX в.

В трудах А.А. Саввина и С. Сомоготто есть разделения на определенные группы пищи якутов – основного населения Якутска начала ХХ века. При обобщении архивных данных пищу горожан Якутска можно разделить, в первую очередь, на мясные блюда, молочные продукты, рыбу, мучную и растительную пищу. Мясная продукция была представлена в основном говядиной и жеребятиной. Мясо этого вида в основном приобретали на городских рынках и магазинах. Хотя основными способами добычи мяса и рыбы для городского обывателя были охота и рыбалка. Географические особенности Якутска предполагают занятие охотой не только как подспорье для повседневного питания, но и как основной источник пропитания. Река Лена давала достаточное количество рыбы даже для оптовой продажи. Охотничий и рыболовный промысел имел свободный характер, жестко не регламентировался городскими властями. Городская управа лишь контролировало качество привозимых мясных и рыбных товаров, ставя клеймо ветеринарного контроля. Рыболовство – один из основных видов промысла горожан Якутска – казаки, инородцы, даже чиновники занимались рыбалкой не только как формой досуга, но и как основного источника пищи. Наличие большого числа озер, большой реки ставило на нет попытки контролировать рыбалку городскими властями. Надо отметить, что в приведенных нами таблицах отсутствует карась (табл. 15) ,однако, это не означает что карасей в Якутске не ели, скорее наоборот: караси были настолько обыденным и повсеместным явлением, что данный продукт даже не учитывался городскими контролирующими органами. Карася употребляли в пищу практически все слои населения. Постоянной пищей были нельма, стерлядь, муксун, омуль, чир, карась, налим. Рыбу делили на три вида – свежая, соленая, замороженная. Также ее варили, жарили, солили, коптили. Охота носила сезонный характер, в основном, охотились на зайца и птицу. Зайца – беляка можно было поймать в пределах административной черты Якутска – лес стоял рядом, а на долине Туймада было много мест с тальником, где мог зимовать заяц. Охота на зайца – занятие достаточно простое и безопасное. Охотник ставил ловушки-петли и своевременно обходил их. У каждого охотника в среднем была дюжина ловушек. Так про это пишет Р.К. Маак: «Охота за лесными животными и птицами из породы куриных доставляет населению много средств для пропитания … Единственное дикое млекопитающее, доставляющее якутам пищу – заяц. За куриными птицами ... якуты охотятся мало: гораздо прибыльнее за водяными птицами, весною во время прилета и летом во время линянья» . Следующей составной частью рациона горожанина были как молочные продукты – продукты из свежего молока, так и кисломолочные – кумыс, быппах. Надо отметить положительные качества молока в северных условиях – в период длинной суровой зимы молочные продукты являлись одним из основных источников кальция, дополнительного белка и жиров. С кумысом у якутов связан национальный праздник Ысыах – праздник, посвященный кумысопитию, переходу от зимы к лету. Ысыах отмечали также и в Якутске. На этом празднике можно было наблюдать изобилие молочных продуктов и мясных блюд. Отличительная черта г. Якутска от остальных городов Якутии – большое количество мучных блюд. В Якутске даже существовало ремесло пекарей, булочников. Это дает возможность предположить, что городские жители в начале ХХ века были знакомы с булочками и хлебами всех сортов (ржаной, пшеничной). Также пекли пресную якутскую лепешку. Надо отметить и влияние церкви на городское питание – куличи, пасхи и другие хлебобулочные изделия. Подспорьем для питания горожан служили не только мучные блюда, но и растительная пища – помимо традиционной заболони, некоторые виды трав и ягод. В основном заболонь – пища лесных якутов и не была широко распространена в городской среде. Основной растительной пищей в Якутске начала ХХ века был картофель, который хорошо прижился к природным условиям севера и стал распространенным видом овощей.

Качественные и количественные показатели питания различались по уровню доходов горожан. Особенностями были национальные элементы в питании, связанные скорее с географическими факторами (например, отсутствует свинины).

Таким образом исходя из дохода в день в 1,2 руб. следует отметить, что горожане питались вполне удовлетворительно, и по отношению к селу разнообразней и качественней. Причина кроется в относительной дешевизне продуктов питания при покупке оптом (в пудах), а также и подспорье – охота и рыбалка, которые вводили разнообразие в рацион горожан. Самыми дорогими товарами были хозяйственные (табл.16) – свечи стеариновые – 14 руб. за фунт, мыло – 10 руб. за пуд, керосин – 7 руб. за ведро, кирпичи – 10 руб. за 1000 шт., дрова за воз - Дороговизну этих товаров можно объяснить следующим образом – керосин: как продукт нефтяной промышленности был дефицитом для Якутии в начале ХХ века, так как не было нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности. Дороговизну свечей можно объяснить теми же причинами, что и ситуацию с керосином. Большая торговля в г. Якутске, где продавались продукции местных мастеров, проходила только 2 раза в год – с 15 июля по 15 августа, с 1 ноября по 1 января. Крупные торговые операции осуществлялись в летнюю ярмарку, куда стекались покупатели и купцы со всей Сибири и Дальнего Востока, в основном за пушниной и мамонтовой костью (например было вывезено мамонтовой кости на сумму 37500 руб.). На ярмарке были представлены товары со всей России – произведенные в Москве, Новониколаевске (Новосибирск), но чаще товар, произведенный в Иркутске. Местные производители, конечно, не конкурировали с фабричными и заводскими товарами, но могли найти покупателей. «В основном продавали деревянную и берестяную посуду, мебель, бочки, сани, телеги, меховые изделия, и в основном товар расходился среди окрестного населения, и в свободную продажу поступало редко» .

Ниже приведены сводные таблицы стоимости продуктов питания, хозяйственных товаров, а также стоимости хозяйственных товаров и услуг в Якутске в конце XIX – начале ХХ века (таблицы 15, 16).

Похожие диссертации на Городская повседневность Якутска конца XIX – начала ХХ в.