Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственная политика в области культуры Михайлова Марина Владимировна

Государственная политика в области культуры
<
Государственная политика в области культуры Государственная политика в области культуры Государственная политика в области культуры Государственная политика в области культуры Государственная политика в области культуры Государственная политика в области культуры Государственная политика в области культуры Государственная политика в области культуры Государственная политика в области культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлова Марина Владимировна. Государственная политика в области культуры : 07.00.02 Михайлова, Марина Владимировна Государственная политика в области культуры (На материалах Восточной Сибири 1960-х - 1980-х гг. Опыт и проблемы) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Иркутск, 2005 272 с. РГБ ОД, 61:05-7/707

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Государственная политика по укреплению материально-технической базы и решению кадровой проблемы в культурно-просветительных учреждениях Восточной Сибири 26

Раздел 2. Основные направления деятельности культурно- просветительных учреждений Восточной Сибири 72

Раздел 3. Писательские организации Восточной Сибири, их деятельность и роль в воспитании населения 111

Раздел 4. Союзы художников, театральные и концертные организации Восточной Сибири и их деятельность по культурному обслуживанию населения 163

Заключение 212

Список источников и литературы 219

Приложения 249

Введение к работе

Актуальность темы. Проблемы развития культуры являются одними из центральных в жизни современного российского общества. Наша страна пре-терпевает сегодня масштабную перестройку всей системы ценностей и в этой связи дальнейшее развитие общества невозможно без повышения роли и значения культуры. Важнейшими вопросами российской культуры, с одной стороны, является сохранение ее самобытности, а с другой - сохранение достижений периода Советского государства, когда все слои населения имели свободный доступ к культурным ценностям. Сегодня, большинство граждан России лишено этой возможности. Реформирование экономики отрицательно сказалось на социально-культурной сфере. Учреждения культуры не получают достаточной помощи со стороны государства. Невозможность же для населения повысить свой культурный уровень неизбежно ведет к деградации общества.

История Государственной политики в области культуры в период с 1960-х - до 1980-х годов становится важным материалом для анализа положительных и отрицательных процессов в сфере искусства. Указанные процессы были универсальными, но в регионах, в том числе в Восточной Сибири имели более выраженный характер в силу большей инертности и следования общепринятым правилам, установленным центральными органами управления культурой. Поэтому, наибольшую ценность представляет информация о процессах, происходивших в региональных учреждениях культурно-просветительной работы, а также в творческих организациях.

Важной частью процесса реформирования России является рациональное использование отечественного опыта, научное осмысление социально-исторической практики государственной политики в области культуры и ее регионального компонента.

Историография темы и степень изученности проблемы

Степень изученности рассматриваемой темы определяется достижениями общероссийской историографии государственной политики в области культуры и работами сибирских историков в области изучения культуры Сибири.

Основу изучения истории культуры, безусловно, составляют собственно исторические исследования. Первые работы по историографии советской культуры появились в начале 1960-х годов. По мнению Ермакова В.Т., одна из причин этого заключалась в том, что до конца 1940-х годов история советской культуры еще не успела вычлениться из общей истории советского общества.1

Начавшийся с 1960-х годов в разработке истории советской культуры заметный подъем, способствовал оживлению собственно историографических исследований в этой области. История советской культуры стала предметом самостоятельного изучения. Приоритет здесь принадлежит Зак Л. М.. В ее трудах органически сочетались анализ развития теории социалистической культуры, расширения источниковой базы исследований с изложением результатов работы историков.2

В начале 1970-х годов делаются первые шаги по написанию обзорного труда по историографии культуры. В монографии Л.М.Зак, В.СЛельчука и В.И.Погудина этой проблеме был отведен специальный раздел.3 История изучения духовной культуры пока не затрагивалась.

Ермаков В.Т. К вопросу о периодизации историографии советской культуры / Советская культура. История и современность. - М: Мысль, 1983. - С. 6-24.

Зак Л.М. История культурного строительства СССР в советской историографии (1956-1963 гг.) // Вопр. истории. - 1964 - № 2; Зак Л.М.. Изучение истории культурного строительства в СССР // Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 5. М: Политиздат, 1985. - С. 169-170; Зак Л.М. История изучения советской культуры. - М.: Высшая школа, 1981. -176 с. и др.

Зак Л.М., Лельчук B.C., Погудин В.И. Строительство социализма в СССР. Историографический очерк. - М.: Высшая школа, 1971. - С. 168-205.

В 1960-е - начале 1970-х гг. начинается изучение важной проблемы складывания и развития системы государственного, партийного и общественного руководства культурой, механизма взаимодействия ее составных частей. Тогда же предпринимаются попытки сформулировать предмет истории культуры

Тем не менее, в 1970-е годы произошло вычленение истории советской
культуры как самостоятельной отрасли исторических знаний. Был организован
сектор истории советской культуры Института истории СССР АН СССР, в ко
торый вошли ведущие историки культуры - Ким М.П., Зак Л.М., Борисов Ю.С.,
Чуфаров В.Г., Федюкин С.А. ;

Обсуждение вопросов истории культуры проходило как на научных конференциях, так и на страницах специальных изданий.5

В начале 1980-х годов появляются работы, в которых расширяется и углубляется научный уровень и методика исторических исследований.6.

Тогда же появляются первые работы, посвященные проблеме развития материально-технической базы культуры.

Ермаков В. Т. Советская культура как предмет исследования / В.Т. Ермаков // Вопр. исто
рии. - 1973.-№ И.-С. 15-27. ;

5 Ким М.П. О культуре как предмете исторического изучения: сб. ст. / Проблемы теории и

истории реального социализма. - М: Изд-во МГУ, 1983. - С. 3-18; Емаков В.Т. Советская культура как предмет исследования // Вопр. истории. - 1973. - № 11. — С. 15-27; Краснобаев Б.И. Некоторые проблемы становления истории культуры как научной дисциплины // История СССР. - 1979. - № 6. - С. 12-23; Лукин, Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. - М.: Искусство, 1977. - 132 с; Маркарян С. Проблемы целостной характеристики предмета истории культуры // История СССР. - 1979. - № 6. и тд.

6 Изучение истории культуры как системы: сб. науч. тр. - М.: Ин-т истории СССР, 1989. -

221 с; Методологические проблемы исследования истории культуры: сб. науч. тр. - Л.: ЛГИК, 1982.-166 с.

7 Викторов В.В. Становление и развитие материально-технической базы культуры. - М.:

Высшая школа, 1989. - 158 с; Болотников И.М. Научное управление культурно-просветительными учреждениями. -М.: Просвещение, 1976. - 144 с; Иванова Л.В. Из ис-

Усиливается интерес к истории государственной политики в области

кульутры в деревне и проблематике духовных потребностей крестьянства.

Развертыванию исследований по истории советской культуры в 1980-е гг. способствовала определенная источниковая база. В это время Государственные архивы союзных и автономных республик, краев и областей страны готовят и публикуют сборники документов, составляющие документальную серию «История культурного строительства в СССР».9

В выработке нового подхода к изучению культуры и ее трактовке, в осмыслении с этой точки зрения, всей истории государственной политики в области культуры в СССР большую роль сыграли работы М.П.Кима. В его трудах рассматривались закономерности, особенности, черты культурной политики в СССР, функции духовной культуры при социализме и другие конкретно-исторические и теоретические аспекты развития советской культуры.10

Под руководством М.П. Кима в 1975-1981 гг. вышел многотомный труд «Культурная жизнь в СССР».11

Появляются монографии и методологические исследования идеологического содержания художественной жизни.12

тории партийно-государственного руководства культурным строительством в СССР. - М.: Ин-т истории СССР, 1983. - 221 с. и др.;

8 Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. - М.: Политиздат, 1975. - 128 с; Кудрина

Т.А. Культура современной деревни. На материалах РСФСР. - М.: Мысль, 1980. - 182 с; Украинец П.П. Социально-культурный комплекс: опыт и проблемы. - М.: Политиздат, 1983. - 110 с; КПСС и культурное преобразование села. - М.: Политиздат, 1982. - 218 с. и т.д.

9 Культурная жизнь в СССР. 1951-1965. Хроника. - М.: Наука, 1979. — 679 с; Культурная

жизнь в СССР. 1966-1977. Хроника.-М.: Наука, 1981.-847 с.

Ким М.П. Проблемы теории и истории реального социализма. - М.: Высшая школа, 1983. -263 с. 11 Культурная жизнь в СССР. В 5-ти томах / Под ред. М.П.Кима.-М.: Наука, 1975-1981.

Появляются монографии и методологические исследования идеологического содержания художественной жизни.13 Большая роль в освещении партийного руководства художественной культурой, несомненно, принадлежит Ю.А.Лукину.14

О роли творческой интеллигенции в духовной жизни общества в 1980-е годы пишет С.А.Федюкин, который на большом историческом материале проследил, как шло воспитание социалистической интеллигенции, какова ее роль.15

В 2001 году вышла книга «Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое».16 Это коллективное исследование, авторы которого обратились к художественной жизни так называемого «застоя», которая долгое время оставалась достоянием негативной публицистики, и впервые предложили новую концепцию российской культуры рассматриваемого периода. Культуро-

Партийное руководство литературой и искусством: Учеб. пособие / АОН при ЦК КПСС. -М.: Мысль, 1986. - 192 с; Творческие Союзы в СССР. - М: Искусство, 1978; Пахомова Г.С. Актуальные проблемы теории литературы и искусства - М: Мысль, 1972. - 228 с; Овчаренко А. Социалистическая литература и современный литературный процесс. - М.: Современник,1983. -493 с; Безгин И.Д. Орлов Ю.М. Театральное искусство: организация и творчество. Очерки истории отечественного театрального дела. - Киев: Мистецтво, 1986.-148 с. и др.

13 Левит С.Я Проблемы социалистической культуры: научно-аналитический обзор. - М.:
ИНИОН, 1981. - 75 с; Щуров Г.С. Партийное руководство эстетическим воспитанием
трудящихся. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. — 205 с; Яковлев Б.Д. Методологические про
блемы исследования истории социалистической духовной культуры. — Л.: Лениздат, 1978.

— 234 с. и др.

14 Лукин Ю.А. Художественная культура зрелого социализма. - М.: Искусство, 1977. - 271
с; Лукин Ю. А. Идеология и художественная культура. - М.: Искусство, 1982. - 247 с;
Лукин Ю.А. Политика КПСС в области художественной культуры. - М.: Искусство, 1985.

- 230 с. и др.

15 Федюкин С.А. Партия и интеллигенция. - М.: Политиздат, 1983. - 238с.

логический срез данной эпохи позволил авторам объяснить такие парадоксы
Я" как то, что при жестком идеологическом контроле рождались художественные

произведения мирового уровня. В книге решение общих методологических задач и поиск новых методов анализа художественной жизни сочетаются с конкретностью разговора о проблемах творчества, о художниках, о произведениях искусства.

Одна из первых значительных работ по истории музейного дела в РСФСР

1 *7

была опубликована в 1968 году. К сожалению, проблемы сибирских музеев
были упомянуты лишь в общем русле осуществления государственной полити
ки без выявления специфики их деятельности и ссылок на конкретные факты. В
жі конце 1970-х годов вышел обобщающий труд, по итогам Всесоюзного совеща-

ния музейных работников. В нем была проанализирована работа историко-
краеведческих музеев, даны рекомендации по улучшению воспитательной, экс
курсионной работы, по дальнейшему построению деятельности музеев. Музее
ведами и историками была определена новая структура подхода к воспитатель
ной работе силами музея. Складывался комплексный подход к воспитанию му
зейными средствами. Развитие комплексного подхода в музейном деле было
.4ц отмечено в сборниках «Музейное дело в СССР» за 1984, 1985 гг.19и т.д.

16 Художественная жизнь России 1970-х годов как системное целое. - Спб.: Алетейя, 2001. -

351с.

17 Игнатьева В.Н. Организация музейного дела и музейное строительство РСФСР в послево
енные годы (1945-1953 гг.) / Очерки истории музейного дела в СССР. - М.: НИИК, 1968. -
Вып. 6.-С. 54-96.

18 Музейное дело в СССР: Массовая идейно-воспитательная работа музеев на современном
этапе: сб науч. тр. -М.: Центр. Музей революции СССР, 1979. - 159 с.

19 Музейное дело в СССР: сб. науч. тр. - М.: НИИК, 1984. - 256 с; Музейное дело в СССР
сб. науч. тр. - М.: НИИК, 1985. - 240 с. и др.

Таким образом, в 1960-е - начале 1980-х годов, наиболее изученными были вопросы, посвященные библиотечному делу, музееведению, художественной самодеятельности, культурно-массовой работы профсоюзов.

Из трудов начала 1990-х годов, посвященные изучаемой проблеме, можно отметить работы А.Е.Корупаева, В.С.Меметова, Е.М.Раскатовой, В.Ш.Назимовой, В.Г.Рыженко и др.20

В 2001 году вышла коллективная монография, посвященная культурной политике государства. Она заняла важное место, как источник по изучению культурной политики на протяжении тридцати лет существования советского государства (1970-1999). В ней были представлены результаты рассмотрения нормативных правовых документов и других материалов, характеризующих принципы, которыми руководствовалось государство, определяя основные направления своей культурной политики.21

Безусловно, актуальна была и остается региональная история государственной политики в области культуры. В исследуемый период расширяются рамки регионального исследования. Вопросы развития культуры Сибири нашли свое отражение в фундаментальном труде «История Сибири» в 5-ти томах -том 5. (XX век). Но вопросы культуры в этом издании рассматривались недос-

20 Корупаев А.Е. Российская интеллигенция: историография рубежа 80-х - 90-х годов XX ве-. ка. — М.: Наука, 1994. - 194 с; Меметов B.C. Взаимоотношение интеллигенции с властными структурами в условиях деформации общества застоя (1965-1986 гг.) (к историографии проблемы) / Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии. - Иваново: ИвГУ,1991. - С. 347-356.; Раскатова Е.М. К вопросу об исследовании проблем художественной интеллигенции / Российская интеллигенция в отечественной и зарубежной историографии. - Иваново: ИвГУ, 1991. - С. 423-425; Рыженко В.Г., Назимова В.Ш. Советская культура - особый мир или часть отечественного культурного наследия / Региональные процессы в Сибири в контексте Российской и мировой истории. - Новосибирск: Наука, 1998.-С. 182-187.

таточно. Следует отметить здесь инициативу коллектива сибирских историков во главе с В.Л.Соскиным. В 1978 г. вышел сборник «Историография культуры и интеллигенции Советской Сибири»23 Преимущественное внимание в нем уделялось историографии, предшествующей Великой Отечественной войне. Послевоенному периоду в книге отводилось несколько глав, посвященных средней и высшей школе, науке и формированию интеллигенции у народов Сибири. Художественной культуре пока не уделялось специального внимания.

В работе «Состояние и проблемы изучения истории художественной культуры Сибири »24 В.Л.Соскин и М.Г.Шуряк на материале художественной культуры Сибири сделали ряд важных замечаний и теоретических выводов. Одну из важнейших задач они видели в системном подходе к истории художественной культуры, рассмотрении динамики изменения жанров и стилей.

Надо отметить, что изучение истории культуры Сибири в 1960-е - 1970-е годы находилось на этапе перехода от сбора материалов и первичных обобщений к созданию монографий по истории отдельных периодов государственной политики в области культуры. То есть, общесоветские тенденции развития истории культуры нашли свое отражение и в сибирской исторической науке. Об-

Художественная жизнь современного общества. Государственная политика в документах и материалах. В 4-х томах. - Спб.: Дмитрий Булавин, 2001. Т. 4: кн. 1. - 530 с; кн. 2. - 439 с. 22 Соскин В.Л. Основные итоги и задачи изучения истории культурного строительства Сибири (1917-1937 гг.) / Историческая наукаСибири за 50 лет. - Новосибирск: НГУ, 1977; Соскин В.Л. Изучение культуры Сибири советской эпохи: этапы, проблемы, задачи / Советская культура: история и современность. - М: Наука,1983. - С. 280-288 и т.д.

Историография культуры и интеллигенции Советской Сибири. - Новосибирск: Наука, 1978.-232 с.

Соскин В.Л., Щуряк М.Г. Состояние и проблемы изучения истории художественной куль
туры Сибири / Художественная культура Сибири: особенности освоения и развития. — Но-
/ ф восибирск: Наука, 1988. - С. 67-83.

щим недостатком литературы 1970-х годов являлся их некоторый схематизм и односторонность.

Исследование процессов развития культуры Сибирского региона стано-вится наиболее интенсивным в 1980-е - 1990-е годы. В работах Соскина В.Л. и Рыженко В.Г.26 рассматриваются как общие вопросы историографии государственной политики в области культуры, так и региональные аспекты. По мнению Рыженко В.Г. «советская культура как результат общей, но разнонаправленной деятельности «верхов» и «низов» оформилась как уникальный субкультурный сплав, в котором ... компоненты скреплялись благодаря ... внутренним пружинам саморазвития индустриально-урбанизированной цивилизации XX века. Они концентрировались в местных культурных гнездах и проявлялись в деятельности различных «носителей культур и субкультур». Автор считает, что конкретно-исторический анализ такого сложного объекта, как местная культура, только начинается.27

В контексте историко-партийных работ, трудов по промышленному и социальному освоению Сибири затрагиваются аспекты и государственной голи-тики в области культуры современного сибирского региона.

На этой тенденции останавливались многие сибирские историки, в том числе, иркутский исследователь Ю.А.Петрушин, говоря о складывании темати-

Соскин В.Л. Художественная культура и интеллигенция Сибири. - Новосибирск: Наука 1984; Соскин В.Л. Революция и культура (1917-1920 гг.). Историко-теоретический аспект. - Новосибирск: Наука, 1994. С. 6-7; Соскин В.Л. Советская массовая культура: у истоков (1917-1927 гг.). -Новосибирск: НГУ, 2001. - 150 с. и др.

Рыженко В.Г. Историография советской культуры: проблемы и возможности развития на современном этапе // История культуры советского общества. — Омск: ОмГУ, 1990. — С. 35-68.

Рыженко В.Г., Назимова В.Ш. Советская культура - особый мир или часть отечественного культурного наследия // Региональные процессы в Сибири в контексте Российской и мировой истории. - Новосибирск, 1998.-С. 182-187.

ческой историографии Сибири. В монографии Ю.Л.Ведерникова наргду с рассмотрением актуальных проблем развития общего среднего образования в Сибири в 1970-е годы, рассматриваются и проблемы эстетического, культурно-

го воспитания учащихся. Монография В.Н.Казарина посвящена исследованию проблем формирования, облика, деятельности интеллигенции, сферы образования, высшей школы и науки в Восточной Сибири в послевоенное двадцатилетие (1945-1960-е гг.). Комплексное исследование проблемы позволило автору целостно рассмотреть проблемы формирования, облика, деятельности интеллигенции Восточной Сибири на протяжении двадцатилетнего, внутренне противоречивого периода отечественной истории. На широкой документальной основе автором были рассмотрены вопросы становления системы образовательных и научных учреждений, динамика кадрового потенциала, условия труда, влияние политики и идеологии на профессиональную деятельность интеллигенции, ее вклад в экономическое и культурное развитие страны.31

В Иркутске, в 2003 году вышел труд коллектива историков, посвященный городу. В ней несколько глав посвящено общественной жизни и развитию городской культуры.33 Авторы на конкретном материале рассматривают пробле-

28 Петрушин Ю.А. Историография общественно-политической жизни Сибири середины
1950-х начала 1990-х годов. (Методологический аспект). - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та,
1995.-С. 8.

29 Ведерников Ю.Л. Общее среднее образование в Сибири: проблемы и решения (1966-1980
гг.). - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 2001. - 312 с.

30Указ соч.-С. 189-207.

31 Казарин В.Н. Образование, наука и интеллигенция в Восточной Сибири (вторая половина
40-х - середина 60-х гг. XX в.). - Иркутск: изд-во Иркут. ун-та, 1998. - 308с.

32 Иркутск в панораме веков: Очерки истории города / Отв. ред. д.и.н. Л.М.Дамешек. - 2-е
изд.; испр. и доп. - Иркутск: Вост. - Сиб. издательск. компания, 2003. — 512 с.

Указ. Соч. Петрушин Ю.А. Управление и общественная жизнь. - С. 422-436; Шахерова О.Н. (с использованием материалов В.И.Литвиной) Развитие городской культуры. - С. 436-446.

мы развития общественной жизни и культуры Иркутска в период от послевоенного времени и до середины 1980-х годов. В том числе затрагивались проблемы дискуссий по различным вопросам общественной жизни, которые в тот период времени можно было приравнять к; акту гражданского поступка, на который решались единицы.34

Интерес представляют работы, освещающие национальную культуру народов Сибири. Монография «Из истории советской Хакасии» содержит статью В.В.Рукосуевой, в которой исследуются некоторые аспекты деятельности культурно-просветительных учреждений Хакасии: музея, библиотек, театра в послевоенные годы.35 В 1998 году вышел коллективный труд «Земной поклон», о выдающихся деятелях художественного народного творчества Красноярского края, в который вошли статьи и о деятелях культурно-просветительных учреждении Хакасии.36. В 2000 -м году вышел сборник «Хакасия: история и современность», в котором имеется материал о художественной культуре.37

Активно шло рассмотрение вопросов государственной политики в области культуры в Бурятии. В 1970-е годы вышли труды, посвященные развитию культуры в республике. Большая роль в изучении культуры национальной республики принадлежала С.А.Максанову, Г.Л.Санжиеву, Л.Д.Шагдарову и

34 Там же, С. 426-428,434.

35 Из истории советской Хакасии. - Абакан: Кн. изд-во, 1986. - С. 87-96.

36 Земной поклон. Сб. статей / Под ред. С.А.Войтюк, Ю.П.Авдюкова и др. — Красноярск,
1998.

37 Хакасия: История и современность. - Новосибирск: Наука, 2000. - 190 с.

38 Курмаева В.М. Социально-экономическая обусловленность изменений в художественной
культуре (на материалах Бурятской культуры.). - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1971; Найда-
ков В.Ц. Бурятский советский драм.театр. - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1974. — 270 с; Най-
даков В.Ц. Традиции и новаторство в Бурятской советской литературе. — Улан-Удэ: Бур.
кн. изд-во, 1976. - 425 с; Очерки истории культуры Бурятии. - Улан-Удэ. Т.1 (1972 г.);

другим историкам республики. В результате их творчества в 1983 г. появилась коллективная монография «Культура Бурятии в условиях развитого социализма».39 В монографии на конкретных материалах были показаны становление и укрепление национальной культуры, и ее взаимодействие с культурами других народов Сибири. Наиболее интересно были освещены вопросы развития художественного творчества Бурятии в 1970-е годы и культурно-просветительная работа республики. Дальнейшее развитие истории культуры изучаемого периода был дан в работах С.В.Ангапова, А.М.Гернштейна, Н.Ю.Мадуева и др. авторов.40 Вышедшая в 1995 году монография Б.В.Базарова41 была посвящена развитию литературы и искусства Бурятии 1920-х - 1950-х гг. Автор на обширном документальном материале показал, что достижения национального искусства каждого народа, становясь достижением всей художественной культуры Отечества, усиливали и укрепляли ее национальные связи. Создание теории, согласно которой художественная культура должна быть «национальной по форме, социалистической по содержанию» способствовало на первых порах сближению наций и народов. Однако жесткое подчинение этих положений идеологии привело к нарушению провозглашаемого официального курса национальной культурной политики. Но, несмотря на устойчивость административно-командной

Т.2. (1974 г.); Гернштейн A.M. Культурно-просветительная работа в Бурятии в условиях развитого социализма. - Улан-Удэ: Бур. кн. изд-во, 1977 и др.

Культура Бурятии в условиях развитого социализма (в процессе взаимодействия с культурами других советских народов). - Новосибирск: Наука, 1983. - 222 с. Ангапов СВ., Гернштейн A.M. Управление культпросветработой - на уровень новых задач. — М.: Знание, 1986. — 102 с; Санжиева Е.Г. Культпросветработа — общепартийное дело. - Улан-Удэ, 1985; Мадуев Н.Ю. Целевая комплексная программа развития культуры Республики Бурятия. Пути и проблемы реализации (организация и управление). - Улан-Удэ, 1997 и др.

Базаров Б.В. Общественно-политическая жизнь 1920-х - 1950-х годов и развитие литературы и искусства Бурятии. - Улан - Удэ: БНЦ СО РАН, 1995. - 193 с.

политической системы общества и последовавший затем застой общественного развития, литература и искусство, будучи хранительницей духовных, нравственных богатств народа, сохранили и донесли идею обновления до 80-х годов.

В 1980-1990-е годы в Красноярске, Улан-Удэ, Иркутске вышли специальные историографические сборники, в которых были опубликованы статьи по интересующей нас теме. Их авторы сформулировали новые задачи, стоящие перед историками в изучении государственной политики в области культуры сибирских регионов в изменившихся условиях второй половины 1980-х годов.43

По рассматриваемой проблеме были защищены диссертации, освещающие те или иные аспекты государственной политики в области культуры в Сибирском регионе. В диссертации Цыремпилова Д.Т.44 на примере национальных республик Сибирского региона (Бурятии, Якутии, Хакасии и Тувы) был проанализирован опыт партийных организаций автономий по повышению активизации художественной интеллигенции. Рассмотрен опыт взаимовлияния и взаимообогащения национальных культур, выявлены специфические черты развития, обусловленные своеобразием того или иного национального района. В диссертации В.П.Бочкарева45 рассматриваются вопросы формирования эсте-

42 Там же, С. 172,173.

43 Актуальные проблемы истории Восточной Сибири: сб. ст. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 1983. -

125 с; Историография индустриального развития национальных районов Сибири (1917-1987 гг.): сб.ст. / ред. Г.Л.Санжиев. - Улан-Удэ: БНЦ СО АН СССР, 1990. - 107 с; Вопросы историографии и социально-политического развития Сибири (XIX-XX вв.): сб.ст. — Красноярск: Изд-во Краен, ун-та, 1987г. — 97 с. и др.

44 Цыремпилов Д.Т. Роль партийных организаций в повышении активности художественной
интеллигенции в коммунистическом воспитании трудящихся в условиях развитого социа
лизма (на примере национальных автономий Восточно-Сибирского региона): автореф.
дисс. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. -М, 1986.-53 с.

45 Бочкарев В.П. Деятельность Коммунистической партии по эстетическому воспитанию ра
бочей молодежи в период между XXIV-XXV съездами КПСС (на материалах Восточной
Сибири): авторефер. дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. - М., 1987. - 23с.

тической культуры учащихся профессионально-технического образования. Ра-
" бота написана в основном на материале по Красноярскому краю, что несколько

снижает ее ценность как обобщающей работы по всей Восточной Сибири.

Наряду с диссертационными исследованиями, посвященными общим во
просам руководства культурой и ее воспитательной функции, в последние годы
вышли в свет работы, посвященные отдельным проблемам развития культуры.
Так, Бортников С.Д. в своей диссертации46 рассматривая культурологические
вопросы развития художественной культуры, подчеркивает, что 1960-е — 1980-е
годы стали важным периодом в становлении художественной интеллигелции
Сибири, т.к. искусство Сибири, зависящее от процесса хозяйственного освоє
нії ния региона, достаточно стабильно субсидировалось государственными струк
турами. Также автор отмечает, что значительную роль в художественной жизни
Сибири, сыграла сеть творческих союзов, местные отделения общества «Зна
ние», литературно-художественная периодика и т.д.

Сибирская тематика в музееведении была представлена в основном рабо
тами описательного характера. Их авторы, в основном музейные работники,
считали своей главной задачей воссоздать хронику основных событий музей
ні ной жизни.47 В сборнике, вышедшем в Красноярске в 1989 году,48 научные ра
ботники музеев Сибири определяли задачи музейной практики в будущем. Но

Бортников С.Д. Художественная интеллигенция в культурной жизни Сибири (1960 — 1980 гг.): автореф. дисс. ... д-ра культурологии: 24.00.01. - Кемерово, 2001.-46 с. Монгуш В.Т. Развитие музейного дела в Туве // Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев: сб. ст. — Красноярск: Изд-во Краен, ун-та, 1989. - С. 20-22; Майстровская М.Т. 100-летие Кяхтинского краеведческого музея // Вестник музейной комиссии: сб. науч. тр. - М.: НИИК, 1990. - С. 286-288; Ярошевская В.М. Музей вчера, сегодня, завтра: сб. ст. // Век подвижничества. - Красноярск: Изд-во Краен, ун-та, 1989, — С. 3-15 и др.

Проблемы изучения Сибири в научно-исследовательской работе музеев: сб. науч. тр. -

ш Красноярск: Изд-во Краен, ун-та, 1989. - 231 с.

их выступления также, по большей части носили публицистический характер. Наиболее интересные статьи были посвящены задачам деятельности музеев на современном этапе;49 решению проблем музейного дела, организации новой музейной структуры;50 разработке научной концепции новых экспозиций; ЭВМ в работе музеев и др. практические проблемы.

Широкое освещение отдельных вопросов культуры имеется в публицистической литературе. Авторы — писатели и журналисты, руководители предприятий и партийных организаций, члены литературных объединений при периодических изданиях - давали собственную интерпретацию культурной жизни региона. Эта литература является живым отображением реальных событий и именно этим наиболее ценно.51

Труды историко-краеведческого характера богаты, как правило, конкретным материалом о творческих коллективах, в них имеются сведения о писателях, композиторах, художниках. Они содержат огромный фактический материал как о конкретной деятельности творческих - профессинальных и любительских организаций, так и о персоналиях - творческих индивидуальностях. И в этом их несомненная ценность.52

Краткий историографический анализ степени изученности проблемы развития культурно-просветительных и творческих организаций, позволяет сделать следующие выводы.

Мартынов А.И. Современные задачи музейного строительства в Сибири: сб.ст. / Проблемы изучения Сибири в НИР музеев. - Красноярск: Изд-во Краен, ун-та, 1989. - С. 4-6. Иванова В.А. Пути повышения музейного дела. - Указ.соч. - С. 7-9.

Свет Ангары: очерки истории БратскГЭСстроя. - Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1980. -398 с; Усть-Илимск - город моей мечты: очерки. - Иркутск: Вост.-Сиб. изд-во, 2000 и др. Рудых В.М. Братск в литературе и искусстве. - Братск, 1995; Памятники истории и культуры Приангарья. - Иркутск, 1990; Земля Иркутская // Научно-популярный журнал. (Орган ЦСН комитета по культуре Иркутской областной администрации.). Издается с 1994 года и содержит уникальные материалы по истории и культуре Иркутской области и др.

На протяжении всего изучаемого периода доминирующее положение занимали теоретические исследования государственной политики в области культуры. В большинстве работ, в той или иной степени освещающих изучаемые проблемы, преобладали методологические подходы, в основе которых лежали политизированный и идеологизированный направления. Рассмотренная нами литература составляет достаточную источниковую и исследовательскую базу и является определенной основой для научного осмысления данной темы.

Цели и задачи исследования

Актуальность темы, степень ее изученности предопределили цель диссертации: на основе достигнутого уровня теоретической разработки проблемы воссоздать целостную картину политики государства в области развития культуры в Восточной Сибири в 1960-е - 1980-е годы.

Цель исследования определила следующие задачи:

  1. Проанализировать состояние и развитие материально-технической базы и кадрового обеспечения культурно-просветительных учреждений и творческих организаций Восточной Сибири.

  2. Исследовать формы и способы деятельности основных звеньев системы культурно-просветительных учреждений - клубов, библиотек, Домов культуры, народных театров, университетов культуры в изучаемый период в рамках Восточно-Сибирского региона.

  3. Определить основные направления общественной и профессиональной деятельности художественной интеллигенции Восточной Сибири, а именно -творческих организаций, театров, музеев, филармоний региона в 1960-е - 1980-е годы.

  4. Выявить позитивное и негативное в содержании и формах деятельности как культурно-просветительных учреждений, так и деятельности художественной интеллигенции Восточной Сибири, ее места и значения в духовной

жизни общества, обнаружение общих и выявление специфических качеств сибирской культуры в сравнении с общероссийской.

Объектом исследования является государственная политика в области культуры в Восточной Сибири в период 1960 - х - 1980-х годов на примере отдельных областей.

Предметом исследования является деятельность учреждений культуры и творческих Союзов Восточной Сибири через призму влияния на нее партийно-государственного руководства в период 1960-х - 1980-х гг.

Хронологические рамки исследования определяются периодом с 1960-х до 1980-х годов. Этот период стал объектом исследования не случайно. С одной стороны - именно в это время происходят попытки активизации работы культурно-просветительных учреждений^ возникновение новых форм деятельности. Активное участие художественной интеллигенции в творческом процессе, качественный рост организаций Союзов писателей, художников, коллективов театров, филармоний, других организаций культуры и искусства в краях и областях региона также наблюдается именно в эти годы. Они активно участвуют в повышении культурного уровня населения и создании художественных произведений, которые определили лицо целой эпохи, как в литературе, живописи так и в театральной и музыкальной жизни не только Сибири, но и страны в целом. А с другой - происходит нарастание застойных процессов, утверждение жестких форм и методов управления искусством, которые становятся нормой жизни советского государства. В то же время внутренние закономерности развития художественной культуры, её конструктивные элементы готовили почву для события чрезвычайной важности - начала активного реформирования страны.

Территориальные рамки исследования ограничены рамками Восточной Сибири. Специфика этого региона заключается, с одной сторны, в наличии огромного экономического и культурного потенциала, а с другой - периферийно-стью региона по отношению к европейской части страны. Особое внимание ав-

тор обращает на Республику Бурятия, Красноярский край, Иркутскую и Читинскую области.

Методология исследования. Особенностью развития современного этапа исторической науки является многообразие методологических подходов в изучении исторического процесса. Теоретический плюрализм - необходимое условие для развития исторической1 науки и разработки адекватных вариантов различных теорий.

Методологической базой диссертационного исследования являются принципы историзма и научной объективности исследования, позволяющие представить исторические явления в процессе их развития и взаимосвязи. В ходе исследования применялись:

сравнительно-исторический метод анализа, который позволил выявить основные закономерности формирования культурно-просветительных учреждений Восточной Сибири и развития творческих Союзов региона в период 1960-х - 1980-х годов и представить рассмотрение истории тех лет как объективный процесс, выявить типичные черты и закономерности развития, раскрыть сущность социальных условий, в которых развивалась культура Восточной Сибири;

структурно-функциональный метод позволил конкретизировать представление о структуре и функциях органов культуры и творческой интеллигенции;

проблемно-хронологический метод. Изучение истории культуры предполагает анализ развития культурно-просветительных организаций и творческих Союзов, закономерности и механизмы культурной динамики, а также хронологически точное воссоздание реальных процессов и событий;

системный подход - дает возможность рассматривать процессы государственной политики в области культуры как разносторонние, сложнооргани-зованные явления, формирование которых происходит под влиянием внутренних и внешних причин.

; 21

Источниковая база исследования. В процессе работы над исследованием истории государственной политики в области культуры использованы опубликованные и неопубликованные источники. Важную группу источников представляют опубликованные сборники и документы Коммунистической партии Советского Союза, основной «руководящей силы общества», которая представляла собой не просто часть государственной структуры, а собственно государ-

ственную структуру, выполняя зачастую несвойственные ей функции. Решения съездов партии, ее пленумов, а также постановления являлись основой для законодательной и исполнительной деятельности органов государственной власти и государственного управления, в том числе и в области культуры. Эти документы позволяли раскрыть роль партийных и государственных органов, а также общественных организаций в управлении культурой, проанализировать общее направление кадровой политики, меры по развитию и укреплению материально-технической базы органов культуры, определить основные направления их деятельности и т.д. Поэтому данной группе источников уделено внимание при проведении диссертационного исследования. В то же время в данной работе предприняты попытки критического анализа выполнения постановлений, посвященных государственной политике в области культуры. Важны как источник статистические сборники, касающиеся формированию как материально-технической базы учреждений культуры, так и их кадрового потенциала, а также материалы съездов творческих союзов, отчеты о работе творческих организаций.

Ценным источником были также тематические сборники. Они позволили выявить материал о развитии культуры региона, об основных направлениях го-Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986 гг.):: в 14 т. - М: Политиздат, 1986-1987. - Т. 9. - С. 175-180; Т. 10.-С. 344-351; С. 416-417: Т. 11. - С. 66-67; С. 123-139; 374-378; Т. 12.-С.

сударственной политики и деятельности отдельных составляющих культуры: культурно-просветительных учреждениях, творческой интеллигенции и т.д.

Основную группу источниковой базы составляют неопубликованные архивные материалы из фондов местных архивов: Государственного архива новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО) - 7 фондов; Государственного архива Иркутской области (ГАИО) — 12 фондов; Национального архива Республики Бурятия (НАРБ) - 3 фонда; Государственного архива Красноярского края (ГАКК) - 1 фонд; Центра хранения и изучения документов новейшей истории Красноярского края (ЦХИДНИКК) -12 фондов; Государственного архива Читинской области (ГАЧО) - 6 фондов. В целом, в диссертации были использованы материалы 41 фондов и 84 описей. Это прежде всего документы местных партийных органов: стенограммы и протоколы конференций, пленумов, заседаний бюро, справки о выполнении постановлений. В основном документы характеризуют непосредственно работу органов культуры. Это отделы культуры областных и городских исполнительных Советов народных депутатов, местные отделения Союзов писателей, художников РСФСР, фонды областных музеев, филармоний, театров, областные комитеты профсоюзов работников культуры и т.д. Всего в исследовании было использовано более двухсот тридцати дел.

Архивные документы показывают, как преломлялась государственная политика на региональном уровне. Кроме того, они содержат ценный фактический материал о работе органов культуры и организаций творческой интеллигенции и оценке этой работы местными властями. Таким образом, можно проследить, как выстраивалась культурная политика на местах, какие конкретные меры предпринимались властями, чтобы активизировать работу органов культуры на местах и в целом в регионе, и с какими проблемами местные власти

80-81; С. 170-174; С. 255-262; С. 263-268; С. 437-439; С. 455-469; Т. 13. - С. 71-72; С. 137-140; С. 218-225.

при этом столкнулись. Наиболее значимыми для написания данной работы послужили архивные документы Государственного архива Иркутской области. Это фонд Иркутского облисполкома (ф. р-1933), фонд Иркутского гор.исполкома (ф. р-504), фонд профсоюза работников культуры (ф. р-2912), управление культуры Иркутского облисполкома (ф. р-2823), отдел культуры Иркутского горисполкома (ф. р-2884). Они включают приказы по основным видам деятельности; протоколы заседаний и постановления коллегии управления культуры облисполкома; планы работы управлений культуры; перспективные планы повышения квалификации работников культуры (в том числе статистические отчеты о повышении квалификации и т.д.). Фонды творческих Союзов, филармонии, Иркутского драматического театра, областного управления кинофикации, Дома народного творчества (ф. р-2802; р-2862; р-3211; р-1727; р-3211; р-518; р-1460) — позволили рассмотреть положение дел в области культурно-просветительных учреждений, оценить их материальные и кадровые проблемы и пути решения этих вопросов, а также в полном объеме рассмотреть ргботу творческой интеллигенции, причем не только Иркутска, но и других областей региона, т.к. деятельность иркутян была тесно переплетена с творчеством художественной интеллигенции Сибири.

Также в исследовании использовались материалы Национального архива Республики Бурятия. Несмотря на то, что были использованы в основном два фонда (ф. П 1. — протоколы заседаний бюро областного комитета КПСС. ф. П 2. - протоколы заседаний бюро городского комитета КПСС). Материалы, там содержащиеся, отражают работу партийных и государственных органов по управлению культурой и отношения к творческой интеллигенции в Республике в изучаемый период. Также были использованы материалы фондов облисполкомов, управлений культуры и профсоюзов работников культуры Красноярского края и Читинской области. Они дают ценный материал для изучения культуры в этих областях. Фонды архива Красноярского края содержат материалы по культурному развитию национальных областей, что делает эти фонды бесцен-

ными в области изучения самобытных культур северных народов Восточной Сибири.

В целом выявленный комплекс источников оказался достаточным для решения поставленных в диссертационном исследовании задач.

Научная новизна работы определяется тем, что впервые создана обобщающая работа по главным направлениям государственной политики в области культуры на территории Восточно-Сибирского региона. Впервые объектом комплексного изучения стала деятельность как органов управления культурой, культурно-просветительных организаций и их практическая деятельность, так и творчество художественной интеллигенции Восточной Сибири. Система развития культуры представлена во взаимосвязи ее основных параметров. Это материально-техническое обеспечение как клубов, музеев, библиотек, так и театров, художественных производственных мастерских и т.д. Комплексная подготовка кадров была создана как для сельских клубов, Дворцов культуры, так и для театров, музыкальных организаций, художественных мастерских, и она также стала объектом рассмотрения в диссертационном исследовании. Важнейшее значение, на наш взгляд имеет просветительская деятельность художествелной интеллигенции. Большое значение имеет работа клубных, музейных, библиотечных работников по повышению культурного уровня населения региона. А также их совместная деятельность, направленная на выработку единой модели развития культуры как в стране в целом, так и в Сибири в частности.

Были выявлены основные позитивные и негативные тенденции и факторы данного процесса, обусловленные социально-экономическими и политическими условиями времени.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что материалы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при создании обобщающих трудов по культурологии и истории Сибири, а также при разработке учебных курсов по сибиреведению, а именно по курсу «Госудврственная политика в области культуры в Сибири».

Апробация диссертации. Основные положения и выводы работы были изложены в ряде работ. Они были представлены на научно-практических конференциях, проходивших в г. Иркутске, а также опубликованы в сборниках научных работ и журнале «Земля Иркутская».

Всего по теме исследования было опубликовано тринадцать работ.

" 26

Государственная политика по укреплению материально-технической базы и решению кадровой проблемы в культурно-просветительных учреждениях Восточной Сибири

Укрепление материально-технической базы учреждений культуры - одно из обязательных условий успешного решения задач государственной политики в области культуры и патриотического воспитания граждан.

Решения партийных и государственных органов власти, направленные на развитие культуры в 1960-е — 1970-е гг., нашли свое выражение в материалах съездов и директивах. В области распространения культурных ценностей они были направлены как на улучшение качества радио- и телевизионных передач, увеличение выпуска книг, тиражей журналов и газет, так и на совершенствование системы культурного обслуживания населения и развитие библиотечного дела. Также рассматривались проблемы обеспечения квалифицированными кадрами учреждений культуры и материально-техническая база культуры. Большое внимание уделялось как созданию домов культуры в районных центрах, так и культурно-просветительных учреждений во всех крупных населенных пунктов.

В партийных постановлениях, решениях Совета Министров СССР, планах на 1960-е - 1970-е годы эти направления получили дальнейшее развитие и конкретизацию, но их политическая и идеологическая направленность сохранялась неизменной. Последовательное рассмотрение перечня принятых за эти годы и в 1980-е годы решений партии и правительства свидетельствует, что системного подхода к их подготовке не было.

Вопросы культурного обслуживания сельского населения в работе партии и государства занимали особое место. Свою цель деятельности на селе они видели прежде всего в широком использовании возможностей учреждений культуры в мобилизации тружеников села на выполнение планов экономического и социального развития и производственных задач, пропаганде передового опыта и агротехнических знаний и лишь затем в организации культурного досуга населения.

Достижению этих целей было посвящено постановление партии и правительства от 10 ноября 1977 года № 981 «О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения».3

Реализацию указанных в постановлении задач (направленных на формирование материальной базы культурной работы на селе, начиная от районного центра до мелкого сельского населенного пункта, в котором отсутствовали стационарные учреждения культуры) должны были обеспечить Госплан СССР, Министерство финансов СССР, Министерство культуры СССР, другие союзные министерства, органы исполнительной власти всех уровней. Все это создало условия для выполнения многих из них.

Помимо организации массово-политической работы клубные учреждения выполняли и не менее важную функцию — создавали условия для самодеятельного художественного творчества, развития творческого потенциала личности; Но эти вопросы не были упомянуты в Постановлении от 10 ноября 1977 г. Они стали предметом рассмотрения в партийном Постановлении от 28 марта 1978 г. и от 23 марта 1979г. «О мерах по дальнейшему развитию художественного творчества в стране».

Основные направления деятельности культурно- просветительных учреждений Восточной Сибири

Изучение общественной активности как социального явления требует рассмотрение её в зависимости от многообразия комплексно воздействующих факторов и, в частности, таких как уровень культуры масс.

Главным предназначением всей системы культурно-просветительных учреждений являлась организация досуга людей. За годы Советской власти появились разнообразные формы культурно-просветительной работы. Естественно, что удовлетворение культурных потребностей и запросов населения региона невозможно было без планомерной деятельности учреждений культурно-просветительной сферы - клубов, домов культуры, библиотек, театров, кинотеатров, музеев и др.

Ведущее место в организации1 отдыха и культурного досуга занимала художественная самодеятельность. Она считалась одним из наиболее массовых видов идейно-эстетического воспитания населения. Художественная самодеятельность воспринималась общественными организациями как направление духовной деятельности ее участников, важное средство расширения сферы эстетического и идеологического влияния искусства на массы, на повышение их культурного уровня, определяющего, как тогда считали, подъем производительных сил, прогресс техники. Художественная самодеятельность в сочетании с профессиональным искусством является основой развития и обогащения художественной сокровищницы общества.

Эстетическое воспитание особенно действенно в том случае, если человек сам участвует в создании прекрасного. Художественная самодеятельность имела много ступеней развития, от обычных кружков до народных театров, симфонических, духовых оркестров, хореографических студий. Совершенствование самодеятельного художественного творчества определялось во многом качественными, а не только количественными параметрами. Многое зависело от целей, поставленных перед участниками художественной самодеятельности. Высокие цели, как тогда подразумевалось, предусматривали не только и не столько подготовку художественных номеров для участия в концерте, сколько воспитание самого человека, развитие личности, её творческого потенциала.

Постановление «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества» (1978 г.) определяло и развивало задачи эстетического воспитания, гармоничного развития личности через художественную самодеятельность, творческое использование свободного времени. Подчеркивалось, что художественная самодеятельность может выступать в качестве действительно искусства, если имеет достаточно высокий уровень.

Особое внимание в вопросах государственной политики в области культуры государственные и партийные организации уделяли повышению роли комсомола, профсоюзов, усилению их совместной деятельности с работниками учреждений культуры и искусства. Выполняя постановление «О работе Красноярской краевой партийной организации по руководству комсомолом» (1968 г.) партийные организации Восточной Сибири повышали роль и авторитет комсомола по двум основным направлениям: с одной стороны - через укрепление своего влияния в комсомольских организациях, с другой — через возрастание роли комсомола в воспитательном процессе.2

Писательские организации Восточной Сибири, их деятельность и роль в воспитании населения

Роль художественной культуры в воспитании населения, совершенствовании его духовного мира велика и невосполнима никакими иными формами воздействия на социальные процессы. Это объясняется спецификой природы искусства, его назначением в обществе. Искусство, как никакая другая форма общественного сознания способно Превращать идейно-нравственные нормы в убеждения, при которых единство слова и дела становится фактом повседневного поведения людей. Эти специфические и по-своему уникальные возможности искусства превращают его в один из важнейших факторов воспитания.1 Руководящая роль государственных органов власти в области художественной культуры получила законодательное выражение в различных документах и, в том числе, в соответствующих Постановлениях партии о руководстве художественными организациями. По сложившейся в течение десятилетий традиции основные направления государственной культурной политики в СССР определялись партией в решениях своих съездов и директивах по очередному пятилетнему плану. Как правило эти решения на протяжении 1960-х - 1970-х годов особенно не менялись и заключались в следующих положениях:

- поддержка, исходя из ленинских принципов партийности и народности, тех деятелей искусства, которые исповедуют принципы социалистического реализма и чье творчество направлено на создание произведений, утверждающих идеи коммунизма и правдиво отображающих действительность;

- повышение роли литературно-художественной критики и творческих союзов в проведении линии партии в области искусства, воспитание у художников чувства высокой ответственности за идейно-теоретический и художественный уровень создаваемых произведений, за свой труд перед обществом.

В постановлениях партии, решениях Совета Министров СССР в последующие годы эти направления получили дальнейшее развитие и конкретизацию, но их политическая и идеологическая направленность сохранялась неизменной.2 Так, в начале 1970-х гг. был поставлен вопрос о роли литературно-художественной критики в деле дальнейшего развития литературы и искусства, в раскрытии перспективных стилевых поисков мастеров культуры, определении эффективности воздействия художественных произведений на наших современников. То, что этому придавалось большое значение, свидетельствует постановление «О литературно-художественной критике» (1972 г.). В постановлениях «О мерах по дальнейшему развитию советского кинематографа» (1975 г.) и «О мерах по дальнейшему повышению идейно-художественного уровня кинофильмов и укреплению материально-технической базы кинематографии» (1984 г.) намечался широкий круг конкретных шагов на возрастание роли кино в духовной жизни народа. Постановление «О работе с творческой молодежью» (1976 г.) намечало широкий круг мероприятий, призванных обес печить дальнейшее совершенствование всей системы подготовки творческой смены, создания необходимых условий для развития молодых талантов. В постановлении «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (1979 г.) было обращено внимание на активизацию деятельности творческих союзов в «анализе тенденций развития литературы и искусства, требовательной, творческой оценке произведений, в воспитании молодых творческих кадров».

Похожие диссертации на Государственная политика в области культуры