Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Государственно-конфессиональные отношения в сфере образования и пропаганды на российском дальнем востоке в 1917-1939 годы Федирко Оксана Петровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Федирко Оксана Петровна


Федирко Оксана Петровна. Государственно-конфессиональные отношения в сфере образования и пропаганды на российском дальнем востоке в 1917-1939 годы: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Федирко Оксана Петровна;[Место защиты: ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет»].- Благовещенск, 2012.- 48 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Актуальность изучения истории государственно-конфессиональных отношений связана с необходимостью прогнозирования модели взаимоотношений государства и религиозных объединений и перспективных форм их сотрудничества в сфере образования. Особенности современной образовательной политики в европейских странах показывают, что, с одной стороны, отношения государства и религиозных сообществ выстраиваются на принципах равенства. Однако отношения государства и религиозных сообществ в социокультурном процессе современного российского общества характеризуются сложностью и неоднозначностью. В образовательном пространстве России с подачи государства Русская православная церковь (РПЦ) имеет преимущество перед другими конфессиями как при открытии новых духовных учреждений, так и в вопросах внедрения религиозного компонента в светские школы, что, в свою очередь, порождает определенную напряженность в обществе.

Переоценка многих социальных, политических и духовных ценностей в современном российском обществе, сложный, противоречивый, порой драматический поиск новых путей развития государства коснулись и проблем отношения к религии и к религиозному образованию. Сегодня мы наблюдаем некую идеализацию религиозной системы образования, существовавшей в дореволюционной России, и попыток ее ремиссии в период Гражданской войны и становления Советской власти. Сторонники данной точки зрения утверждают, что эта система давала качественное, а главное, духовное образование. Необходимость объективной оценки плюсов и минусов религиозного образования имеет особое значение для многонациональной и многоконфессиональной страны, какой является Россия. Вопрос о духовности, культуре и нравственности, способности жить в согласии и содружестве, несмотря на этнокультурные и конфессиональные различия более чем ста пятидесяти этносов, населяющих нашу страну, – это вопрос огромной социальной и политической важности

Интерес к изучению данной проблемы вызван и необходимостью ликвидировать так называемые «белые пятна» истории. Открытие доступа к богатейшему материалу российских архивов, ранее хранившихся под грифом «секретно» и «совершенно секретно» предоставило исследователям возможность совершенно по-иному взглянуть на многие исторические события. В условиях признания нравственных приоритетов над идеологическими возникла необходимость пересмотреть старые схемы и стереотипы в том числе истории государственно-церковных отношений. Сделать это можно при условии глубокого анализа исторических источников. Новые документы позволяют объективно и полно воссоздать картину государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды.

На сегодняшний день сформировалась потребностью в совершенствовании взаимоотношений государства и религиозных объединений в условиях формирования новой модели государственной политики в Российской Федерации. Сложившаяся в этой сфере ситуация показывает, что перед страной стоит задача выработки новых подходов к обеспечению свободы совести и вероисповедания. Это особенно важно в условиях формирования многоконфессионального общества и активного использования некоторыми экстремистскими силами религии в политических целях.

Определяя актуальность проблемы, нельзя не учитывать, что Дальний Восток в силу своей отдаленности является особенным регионом России. Его специфика проявляется в разных областях государственной и общественной жизни, в том числе и религиозной. Дальний Восток исторически является многонациональным и многоконфессиональным регионом, где православие никогда не было господствующей религией, с одной стороны, а с другой – в регионе с момента его заселения и до сегодняшнего дня большая часть населения не относила и не относит себя к какой-либо религии. Данное обстоятельство заставляет более внимательно относиться к историческому опыту взаимоотношений государства и конфессий на Дальнем Востоке в рассматриваемый период и извлекать необходимые уроки на будущее.

Объектом исследования являются государственно-конфессиональные отношения в сфере образования и пропаганды.

Предметом исследования - история развития государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на российском Дальнем Востоке в 1917 - 1939 гг.

Целью работы является анализ государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на российском Дальнем Востоке в 1917 – 1939 годах.

Данная цель определила постановку конкретных исследовательских задач:

  1. проанализировать систему специальных государственных мероприятий, направленных на недопущение воспроизводства религии в новых поколениях; в частности, охарактеризовать формы и методы осуществления антирелигиозной пропаганды, внедрения новой советской обрядности и создание светской системы школьного образования;

  2. изучить политику советского государства в системе государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на российском Дальнем Востоке в 1917 - 1939 годах; выявить ее характерные черты в конкретном историческом периоде; выявить объективные и субъективные обстоятельства, влиявшие на изменение ее курса;

4) исследовать опыт конфессий по распространению своего учения в дальневосточном регионе, проанализировать реакцию верующих на религиозные преследования, формы и методы противодействия антирелигиозной политике советского государства;

5) оценить степень воздействия антирелигиозной и религиозной пропаганды на различные слои населения Дальнего Востока и в связи с этим проанализировать её эффективность.

Территориальные рамки исследования охватывают субъекты Российской Федерации, традиционно объединенные понятием «российский (советский) Дальний Восток». Применительно к современной России это современные Камчатский, Хабаровский и Приморский края, Магаданская, Сахалинская и Амурская области, Еврейская автономная область.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1917 по 1939 годы. Нижняя граница обусловлена началом Февральской буржуазной революции, положившей начало вероисповедным реформам и декларировавшей свободу совести.

Рамки исследования ограничены концом 1930-х годов, когда в верхних эшелонах власти сформировалось представление о том, что с религией покончено, и, следовательно, отпала необходимость в широко развернутой антирелигиозной пропаганде, что проявилось в упразднении Отдела партийной пропаганды и агитации ЦК ВКП(б), пришедшему на смену Агипропу в 1928 г. и объявлении перехода к строительству коммунизма на XVIII съезде партии в 1939 г.

Теоретико-методологическая основа исследования.

При анализе основных тенденций развития государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды и на российском Дальнем Востоке в 1917 – 1939 гг. мы руководствовались фундаментальными принципами исторической науки: объективности, историзма, системности, а также положениями, сформулированными в работах крупнейших российских и зарубежных исследователей, как историков, так и религиоведов. Работа носит междисциплинарный характер, выполнена на стыке истории и религиоведения.

Особенно-значимой для нашего исследования была дефиниция государственно-конфессиональные отношения, заимствованная из религиоведческого дискурса. В религиоведении спор, как обозначить отношения государства и религиозных объединений велся достаточно долго. В конечном итоге исследователи пришли к выводу, что из всей совокупности употребляемых терминов: «государственно-церковные», «государственно-религиозные», «государственно-конфессиональные отношения» наиболее адекватен именно последний. Термин «государственно-церковные отношения» недостаточно корректен применительно к объединениям мусульман, буддистов; термин «государственно-религиозные отношения» не учитывает того, что религия – наиболее крупное понятие, не позволяющее учесть противоречия между субъектами, принадлежащими к одной религии (христианство), но к разным конфессиональным группам (например, католики и православные) и т.п.

Под государственно-конфессиональными отношениями подразумевается:

- реализация конституционного права человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания; осуществление гарантированных законом прав религиозных объединений;

- реализация конституционного принципа отделения религиозных объединений от государства, светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных, воспитательных учреждениях, а также в учреждениях культуры, здравоохранения, государственных СМИ и др.;

- обеспечение взаимодействия государственных органов власти и религиозных объединений в осуществлении социально значимых программ;

- регулирование межконфессиональных отношений в случаях, порождающих общественный конфликт .

Данные аспекты были основными смысловыми единицами при анализе государственно-конфессиональных отношений в 1917 – 1939 гг., позволяя понять их специфику в зависимости от смены политической ситуации и режимов.

Анализируя основные тенденции развития государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на российском Дальнем Востоке в 1917 – 1939 годах, мы исходили из трех фундаментальных положений:

- во-первых, государственно-конфессиональные отношения – это не феномен, а процесс, в котором участвуют несколько субъектов: государство, религиозные объединения (здесь мы употребляем термин, принятый в современном законодательстве для обозначения как зарегистрированных (религиозные организации), так и незарегистрированных религиозных структур);

- во-вторых, наличия в развитии государственно-конфессиональных отношений на российском Дальнем Востоке ряда особенностей, связанных с этнокультурным и религиозным многообразием региона.

- в третьих, признания того, что российский Дальний Восток - многонациональный и поликонфессиональный регион, где под традиционными религиями наряду с официальным (до 1917 г. ) православием мы понимаем традиционные верования коренных народов, а также старообрядчество и старорусское сектантство, а также различные деноминации протестантизма (лютеранство, баптизм, евангельское христианство), т.к. их последователи практически одновременно с представителями официального православия (или раньше) проникли в регион, участвуя в его освоении.

Для формирования выводов исследования (как промежуточных, так и итоговых) использовались следующие методы исторического исследования: сравнительно-исторический, историко-генетический, историко-типологический и историко-системный.

Использование сравнительно-исторического метода дало возможность установить сходство и различия в реализации государственной политики по отношению к Церквям и религиям на Дальнем Востоке на разных этапах (сравнения по вертикали); проанализировать государственно-конфессиональную политику в сфере образования и пропаганды на российском Дальнем Востоке на разных этапах их развития для выявления общего и особенного в сравнении с общероссийскими и мировыми тенденциями аналогичного времени (сравнение по горизонтали).

Результаты сравнения по вертикали были использованы при применении историко-генетического метода применялись в исследовании процессов секуляризации и сакрализации образования и просвещения в их эволюции от первых попыток Временного правительства ограничить роль Церкви в сфере образования до провозглашения Советской властью победы над религией и адаптации этих процессов к политическим и социокультурным особенностям Дальнего Востока. Метод позволил выявить основные хронологические периоды в развитии государственно-конфессиональных отношений в области образования и пропаганды в регионе.

Результатом историко-типологического метода стала авторская типология государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды в дальневосточном регионе. Также для формулировки этой концепции мы опирались на труды ведущих отечественных исследователей – историков и религиоведов (Е.М. Мирошниковой, М.И. Одинцова и др.).

На основе данных моделей нами выделены три модели государственно-конфессиональных отношений, сменявшие друг друга на Дальнем Востоке России в 1917 – 1939 гг.

1) «традиционная» (вариант идентификационной, в терминологии Е.М. Мирошниковой) – опиравшаяся на сложившиеся в Российской империи принципы государственно-конфессиональных отношений, где статус государственной Церкви имела Русская Православная Церковь, ей же было дано право официального преподавания религии в школе (в том числе государственной). Данная модель в регионе начала ломаться после Февральской революции, но учитывая особенности политической ситуации на Дальнем Востоке в годы революции и Гражданской войны, не только не была окончательно ликвидирована, но на определенных этапах даже получала поддержку (например, при правительстве Диттерихса);

2) «либеральная» (вариант, имеющий черты кооперационной и отделительной моделей, в терминологии Е.М. Мирошниковой) – модель взаимного невмешательства в дела друг друга со стороны государства и конфессий. Данная модель, как будет показано в исследовании, реализовывалась разными политическими силами: многопартийным правительством ДВР, большевиками после установления Советской власти и до 1929 г. (хотя применение «либеральной» модели большевиками скорее касалось взаимоотношений со всеми конфессиями, кроме Русской Православной Церкви). При этом надо отметить, что наиболее ограниченным «либерализм» оказывался в сфере образования и пропаганды – преподавание религии (кроме преподавания частным образом, вне рамок школы государственной или, даже, частной) в рамках уже данной модели оказывается нежелательным и подавляется.

3) «административная» (максимально жесткий вариант отделительной модели, в терминологии Е.М. Мирошниковой, в крайнем выражении принимающий форму антирелигиозной политики) – характеризующаяся подавлением любых форм религиозности со стороны государства, признанием религии нетерпимой в обществе. Данная модель постепенно сложилась в Советском государстве, была оформлена нормативно в 1929 г. и реализовывалась до конца исследуемого периода. Для данного периода на наш взгляд только условно можно применить термин «государственно-конфессиональные отношения», скорее можно говорить о целенаправленной политике подавления любых форм (как индивидуальных, так и коллективных) религиозности со стороны государства.

Полученная в результате применения историко-типологического метода типология государственно-конфессиональных отношений в области образования и пропаганды на Дальнем Востоке была также использована для формирования авторской периодизации исследуемых процессов и явлений.

Ключевое значение для формирования выводов исследования имело применение историко-системного метода. Государственно-конфессиональные отношения рассматривались нами как система, ключевыми элементами которой выступают такие социальные институты как государство и Церкви. В идеале в этой системе государство должно представлять интересы общества в целом, «выполнять роль посредника и гаранта при достижении социального компромисса, а также поддерживать баланс интересов личности, общества и государства на протяжении всего периода своего существования». Но это не всегда было так, учитывая особенности понимания государством его задач. Например, советское государство позиционировало себя как представителя интересов исключительно ранее угнетенных социальных групп (речь не только о классах, но например и религиозных группах). Эта позиция государства, как будет показано в диссертации, лежала в основе формирования модели государственно-конфессиональных отношений в разные периоды и на разных этапах в исследуемый период.

Вторая часть этой системы представлена Церквями – религиозными объединениями, как прошедшими регистрацию, так и нет. Важный аспект работы системы – наличие у религиозных объединений интересов, которые не совпадают с интересами общества, как их представляет государство, и в то же время наличие как общих, так и специфических (в том числе противоположных) интересов у самих Церквей. В диссертационном исследовании показано, как государство и конфессии в рамках разных моделей взаимодействовали друг с другом, какие факторы (мировые, общероссийские, региональные) влияли на характер данного взаимодействия.

Кроме того, при применении историко-системного метода мы учитывали, что в системе государственно-конфессиональных отношений большую роль играет также распределение членов социума по определенным группам с точки зрения наличия религиозного сознания. В исследовательской литературе можно найти следующие группы лиц, выделенные по данному критерию:

- квазирелигиозное сознание (суеверия) – лица, чьи взгляды не являются религиозной системой, а лишь определенным способом мировосприятия, поскольку их носители верят не в Бога, а в сверхъестественные силы. Данная форма религиозного сознания аккумулирует следы язычества, а также представления, формирующиеся под влиянием астрологических прогнозов и т.п., современного мифотворчества, связанного с рекламой, идеологическими изысканиями и т.д.;

- традиционные религии, которые имеют глубокие исторические корни и связаны с менталитетом этноса;

- этноконфессиональные группы или общности – этнические группы, которые характеризуются совокупностью национальных и вероисповедных признаков, отличающих их от остального населения;

- нетрадиционные религии, синкретические религии и религиозные течения;

- «атеистическая религия», в которой атеизм – отрицание религии приобретает ту же форму религии;

- неверующие (колеблющиеся) - объединяет лиц, которые не могут однозначно определить себя как верующих или неверующих .

Преобладание данных социальных групп во многом объясняет как успешность реализации той или иной модели государственно-конфессиональных отношений, а также конкретные формы таких взаимоотношений, предпочтения в методах (жестких или либеральных, прямых или непрямых и т.п.).

Из специальных методов исследования, применяемых в науках, на стыке которых выполнялось диссертационное исследование, большое значение имеет применение формально-логического метода, разработанного в юридической науке, т.к. значительный массив источниковой базы исследования составляют нормативные правовые акты. Уяснение их буквального смысла (на что и нацелен формально-логический метод) необходимо для понимания того, какие нормы права, регулировавшие государственно-конфессиональные отношения, закреплялись в законах и подзаконных актах. Сравнение этого «идеала» с практикой правоприменения данных норм в дальнейшем дало возможность выявить степень последовательности или противоречивости государственной политики в области государственно-конфессиональных отношений в области образования и пропаганды в 1917 – 1939 гг. на Дальнем Востоке.

Совокупность примененных в диссертационном исследовании методов позволила исследовать эволюцию государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды в 1917 – 1939 гг. на Дальнем Востоке России во взаимосвязях, взаимозависимости, целостности и всесторонности и сформировать выводы исследования.

Источниковую базу диссертационного исследования составил комплекс опубликованных и неопубликованных источников.

Опубликованные документы и материалы в соответствии со своим происхождением подразделяются на несколько групп: 1) законодательные акты советского государства и нормативные акты различных советских ведомств, а также программные документы ВКП (б); 2) опубликованные архивные документы; 3) материалы периодической печати; 4) источники личного происхождения.

Первая группа источников представляет собой комплекс официальных документов государства и партии, законодательных актов, выступлений государственных и партийных деятелей, которые отражают суть государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды.

Для анализа политики партии в области религии в качестве источников привлекались труды видных государственных и политических деятелей: В.И. Ленина, В. Д. Бонч-Бруевича, А.В. Луначарского, Н.К. Крупской, Л.Д. Троцкого и др. Важными источниками для диссертационного исследования послужили статьи, речи и доклады лидеров «безбожного движения» Ем. Ярославского, Ф.М. Путинцева, Ф. Оленщук, И. Узкова и др., они содержат богатый фактологический материал об организации антирелигиозной работы как в целом по стране, так и в регионах.

Ко второй группе опубликованных источников относятся документальные комплексы, отражающие государственно-конфессиональные отношения на российском Дальнем Востоке. Опубликованные в различных сборниках, эти документы позволили выявить характер государственной политики и вычленить деятельность властных структур в области государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды. Частичная репрезентативность сборников документов, появившихся в советское время, объясняется выборностью источников, показывавших информацию в рамках официальной концепции.

Среди имеющихся документальных публикаций следует выделить сборник документов «Религия и власть на Дальнем Востоке» В нем содержатся материалы по истории государственно-церковных отношений на российском Дальнем Востоке с 1840 г. по настоящее время. Сборник позволяет детально проследить процессы развития социально-культурной сферы региона, выявить в ее развитии как положительные, так и отрицательные тенденции. Однако зачастую включенные в разные сборники статистические данные имели существенные расхождения, что затрудняло осуществление анализа и сопоставления показателей за разные периоды.

В качестве источника в диссертационном исследовании использовалась светская и церковная периодическая печать 1917-1939-х гг. Важное место в советской периодике занимают центральные журналы и газеты: «Безбожник», «Антирелигиозник», «Воинствующий атеист», «Красное знамя», «Народное просвещение», «Известия», «Правда», «Труд», «Административный вестник» и др. Эти издания на своих страницах размещали руководящие и методические указания по реализации государственной политики в сфере образования и просвещения, проведению культурного строительства, систематически освещали опыт работы местных организаций. Региональная периодика 1917 – 1930-х гг. («Дальний Восток», «Дальневосточные известия», «Дальневосточный путь», «Полярная звезда», «Просвещение на Дальнем Востоке», «Тихоокеанская звезда» и др.) публиковала материалы, популяризирующие важнейшие мероприятия советской власти в области государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и просвещения.

В исследовании широко представлена церковная пресса общероссийского и местного уровня: «Благовестник», «Братский вестник», «Вестник христианского союза молодых людей», «Баптист», «Христианин» и др. Эти источники позволяют увидеть своеобразное «закулисье» взаимоотношений государства и конфессий, раскрывают особенности политики в сфере распространения церквями своего учения и противодействия советской власти, дают ценнейший статистический материал.

Информативным и интересным видом источника являются документы и материалы личного происхождения. Мемуары и дневниковые записи государственных деятелей, конфессиональных лидеров и участников событий того времени дают возможность не только представить действующих лиц той эпохи с совершенно иной, человеческой стороны, но и проиллюстрировать архивные материалы.

Основной массив использованных при написании диссертации материалов составили неопубликованные источники из центральных и региональных архивов: Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ); Российского Государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ); Государственного архива Сахалинской области (ГАСО); Государственного архива Амурской области (ГААО); Государственного архива Приморского края (ГАПК); Государственного архива Камчатского края (ГАКК); Государственного архива Хабаровского края (ГАХК).

Ценным источником по истории государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды являются документы фондов ГАРФ на материалах, которых можно проследить судьбу духовных учебных заведений РПЦ (Ф. 6991), проанализировать полемику на заседаниях Временного Правительства о судьбе духовного образования в России (Ф. 1779), исследовать материалы Постоянной центральной Комиссии по вопросам культов (Ф. Р-5263) и Центрального Совета Союза Воинствующих Безбожников СССР (Ф. Р-5407). В Ф.1779 и Р-5263 содержаться ежегодные отчеты о религиозной обстановке, справки о деятельности той или иной конфессии, докладные записки, статистические данные, письма и жалобы верующих, инструктивные письма по организации антирелигиозной деятельности, биографии руководителей религиозных объединений, справки о регистрации служителей культа и т.д. Материалы данных фондов позволяют восстановить картину религиозной жизни в стране, отношение к религии, церкви и верующим органов власти.

К исследованию привлечены так же документы региональных архивов, которые в соответствии с содержание подразделяются на несколько групп.

Первая группа документы официального делопроизводства, это отчеты о проведенной работе, докладные записки, ответы на запросы партийных и советских органов, характеризующие состояние антирелигиозной работы в регионе. Они сосредоточены в фондах РГИА ДВ Ф. Р-2413, ГААО Ф. П-81, И-70, ГАХК Ф. Р-137, П-44, П-399, ГАПК Ф. Р-25, П-34, ГАКК Ф. П-19 и дают возможность увидеть систему мероприятий, проводимых государством в сфере образования и пропаганды, проанализировать их эффективность.

Вторая группа источников представлена материалами о деятельности религиозных организаций в сфере образования и пропаганды. Особенно ценные документы были обнаружены в ГААО Ф. Р-481, в этом фонде содержаться не только перепечатка статьи Путинцева «Сектантство на Амуре», но и комментарии, дополнения и исправления, внесенные членами общественной организации Союза безбожников в характеристику молокан, баптистов и евангельских христиан Приамурья. Документы, содержащиеся в Ф. П-399 ГАХК о деятельности баптистов г. Хабаровска дополняют этот материал. По документам, хранящимся в РГИА ДВ Ф. И-159 появляется возможность дать характеристику издательской деятельности ЕХБ в годы Гражданской войны. Сведения об антисоветской деятельности православных общин на Дальнем Востоке сохранились в ГАКК Ф. Р-300. Обращения граждан к органам власти с требованием возобновить преподавания Закона Божьего, вопросы финансирование законоучителей, открытие духовных школ, методы деятельности благовестников и др. сосредоточены в ГАКК Ф. Р-8, Р-25, Р-88, РГИА ДВ И-28, И-244, ГАПК Ф. П-61, П-67. Исследование данных фондов позволяет воссоздать реальную картину религиозной жизни региона.

К третьей группе архивных документов относятся документы по организации антирелигиозной пропаганды на Дальнем Востоке. Рекомендации по внедрению антирелигиозного компонента в систему школьного образования, программы, перечни учебной и методической литературы рекомендованной Наркопросом и Союзом безбожников сосредоточены в РГИА ДВ Ф. Р-2422, Р-3240, Р-2411, ГААО Ф. Р-69. Пропагандистские материалы, содержащие сценарии антирелигиозных праздников, массовых мероприятий, школьных и клубных вечеров, рекомендации по внедрению новой обрядности в быт дальневосточников стали объектом анализа при исследовании фондов ГАСО Ф. Р-1174, ГААО Ф. П-9, ГАПК Ф. П-61, ГАКК Ф. П-45, П. 53, П-326, Р-37, Р-122, Р-265, Р-286, Р-300, ГАХК Ф. П-2, П-44, П-618, Р-58. Большой фактический материал по истории Союза безбожников на Дальнем Востоке содержится в фондах ГАХК Ф. П-618, Р-58, ГААО Ф. Р-81, ГАКК Ф. П-2.

Научная новизна диссертации определяется впервые проведенным комплексным исследованием государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на территории российского Дальнего Востока в 1917 - 1939 годы. Критически переосмыслены существовавшие недостаточно аргументированные выводы о содержании и результатах секуляризации и сакрализации образования и пропаганды на Дальнем Востоке. Диссертация является обобщающим исследованием государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на Дальнем Востоке в 1917-1939 гг., позволяющим интерпретировать модель этих отношений в особых социокультурных условиях региона. Этим, прежде всего, и определяется научная новизна работы.

В исследовании новизной отличаются следующие положения:

- в результате сравнительно-исторического исследования определены особенности возникновения, развития моделей светского и религиозного образования на российском Дальнем Востоке в рассматриваемый период;

- выявлены особенности религиозной жизни российского Дальнего Востока в 1917-1939 гг. ХХ в., позволившие развиться антагонистическим системам образования и пропаганды в начальный период становления советской власти;

- предложен терминологический аппарат и сформулирована авторская позиция в отношении ряда понятий, используемых исследователями в отношении государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды;

- дано целостное представление о государственно-конфессиональных отношениях в сфере образования и пропаганды как о культурно-историческом феномене, имеющем целый ряд признаков, проявляющемся на протяжении истории, особенно в периоды глубоких и острых изменений в общественной жизни;

- проанализированы объективные и субъективные причины широкого распространения на территории российского Дальнего Востока и Российской Федерации религиозного образования и просвещения;

- предложена авторская периодизация истории государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на Дальнем Востоке в рассматриваемый период;

- выявлены формы, методы и результаты секуляризационной и сакрализационной деятельности субъектов государственно-конфессиональных отношений в сфере образования и пропаганды на российском Дальнем Востоке в 1917 – 1939 годах ХХ в.;

- на основе вводимого в научный оборот массива архивных документов впервые проведены отбор, систематизация и изучение обширной правовой, религиоведческой исторической информации, позволившей выявить региональные особенности взаимоотношений государства и конфессий в сфере образования и пропаганды.

На защиту выносятся следующие положения

  1. Государственно-конфессиональные отношения в сфере образования и пропаганды создавались на Дальнем Востоке в особых исторических условиях и обстоятельствах, имели ряд своих сложностей и противоречий, каких не испытывали другие регионы страны;

  2. Отличительной чертой религиозной жизни российского Дальнего Востока в 1917 – 1939 гг. ХХ в. являлась принадлежность значительной части населения к протестантизму, который наряду с православием являлся для региона традиционной религией. Отсутствие прочных православных традиций и лояльное отношение советской власти в период ее становления к протестантским церквям позволило сохранить систему религиозного образования на Дальнем Востоке России и предопределило его развитие и распространение среди широких слоёв населения.

  3. Советское государство вело антирелигиозную пропаганду, использовало различные её формы, направленные на выработку нового атеистического мировоззрения, среди которых главными являлись: секуляризация образования, средств массовой информации и кино, отмена праздников и формирование новой советской обрядности.

  4. Мероприятия советского государства, проводимые в области образования и пропаганды, носили комплексный характер и включали в себя создание системы светского образования, инфраструктуры соцкультбыта, применение особых форм антирелигиозной работы среди населения (создание общественных организаций, проведение массовых антирелигиозных мероприятий, создание кружков, включение антирелигиозного компонента в школьные программы и т.д.). В реализации государственной антирелигиозной политики большую роль сыграли общественные организации и антирелигиозная пресса. Именно в этот период закладывались основы для создания в будущем новой надконфессиональной общности, нашедшей своё отражение в процессе формирования интегрированного советского общества.

  5. Религиозная пропаганда организованная дальневосточными религиозными объединениями охватывала широкие слои населения и гибко реагировала на внутри и внешнеполитические процессы, протекающие в регионе. Конфессии в своей деятельности использовали не только традиционные для них формы и методы организации пропагандисткой деятельности, но и активно заимствовали их у организаций и органов, занимающихся антирелигиозной работой, адаптируя для своих нужд.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержание и выводы диссертации могут быть использованы при чтении курсов по отечественной истории ХХ века. Материалы исследования также могут быть использованы при разработке фундаментальных и специальных историко-религиоведческих курсов для студентов, работников образования и всех тех, кто интересуется историей российского Дальнего Востока.

Кроме того, результаты и выводы диссертационного исследования представляют интерес для специалистов в сфере образования. Обобщенный исторический опыт может способствовать решению проблем образования на современном этапе, когда делаются попытки преобразования социально-культурной сферы в целом.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования отражены в 36 публикациях автора (общим объемом 35,8 п.л.), в том числе шести монографиях и 12 статьях в изданиях рекомендованного списка ВАК РФ.

Положения и выводы исследования прошли апробацию в докладах и сообщениях на научно-практических конференциях разного уровня, в том числе 18 международных.

Важнейшие положения диссертационного исследования прошли апробацию при чтении автором лекционных курсов по истории отечественного государства и права, отечественной истории, религиоведению, спецкурса «История Дальнего Востока» в Благовещенском филиале Московской академии предпринимательства, Дальневосточном государственном аграрном университете, Амурском государственном университете.

Похожие диссертации на Государственно-конфессиональные отношения в сфере образования и пропаганды на российском дальнем востоке в 1917-1939 годы