Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Христианско-демократические организации в России: история формирования и деятельности : 1989-2001 гг. Евдокимова Людмила Сергеевна

Христианско-демократические организации в России: история формирования и деятельности : 1989-2001 гг.
<
Христианско-демократические организации в России: история формирования и деятельности : 1989-2001 гг. Христианско-демократические организации в России: история формирования и деятельности : 1989-2001 гг. Христианско-демократические организации в России: история формирования и деятельности : 1989-2001 гг. Христианско-демократические организации в России: история формирования и деятельности : 1989-2001 гг. Христианско-демократические организации в России: история формирования и деятельности : 1989-2001 гг.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Евдокимова Людмила Сергеевна. Христианско-демократические организации в России: история формирования и деятельности : 1989-2001 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Евдокимова Людмила Сергеевна; [Место защиты: Челяб. гос. ун-т].- Челябинск, 2010.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/556

Введение к работе

Актуальность темы. Христианская демократия -значительное явление в мировой истории XX века. Ее истоками стали католические, протестантские, православные социально-философские учения. Расцвет христианской демократии пришелся на послевоенное время, когда она заняла сильные позиции в ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландах, Австрии, распространилась в Латинской Америке. В России христианско-демократические партии действовали с конца 80-х-начапа 90-х гг. XX в., хотя еще до революции предпринимались попытки связать христианство и политику, не уступающие лучшим образцам зарубежной мысли.

Изучение специфики российского христианского демократизма актуально сегодня, с одной стороны, в условиях массового обращения населения к религии, и, с другой стороны, в связи с неоднократными попытками политических групп использовать религиозную риторику в своих интересах. Исследовательский интерес к проблеме вызван и тем, что идеи христианской демократии стали в России программной основой ряда организаций, пытавшихся опереться на самодеятельную активность российских христиан, предложить им путь в политику для защиты своих интересов.

Объектом исследования является российская христианская демократия.

Предмет исследования - идейно-организационные основы и деятельность российской христианской демократии.

Хронологические рамки. Исследование охватывает период 1989-2001
гг. Нижняя граница связана с образованием в 1989 г. первой христианско-
демократическая организации — Христианско-демократического союза России.
Верхняя граница обусловлена принятием в 2001 г. закона «О политических
партиях», который запрещал создание партий по религиозному признаку. Это
позволило Минюсту РФ отказать в регистрации Российской христианско-
демократической партии, возглавляемой А. В. Чуевым, из-за слова «христиан
ское-» в ее названии. Таким образом, новый закон фактически запретил созда
ние в России христианско-демократических партий. \

Методология исследования. Современный исследовательский процесс не ограничивается рамками какой-то одной теории, а предусматривает обращение к элементам и конструкциям ряда исторических теорий. В диссертационной работе использовались принципы модериизационного подхода, позволяющие рассматривать возникновение христианской демократии как общественного движения в процессе трансформации традиционного общества в индустриальное. При этом необходимо учитывать, что в западных обществах модернизация развивалась естественным путем, органически, а в России имела «догоняющий» характер, развивалась труднее и с использованием некоторых западных образцов. Применение цивилизационного подхода способствует осмыслению христианской демократии в России как уникального явления, отличающегося от подобного движения в других странах и несущего на себе отпечаток отечественной специфики. Важной представляется характеристика российской цивилизации как «расколотой» в противоборстве восточного и западного начал, которую одним из первых высказал В. О. Ключевский, трактовавший историю России как процесс столкновения «почвы» и «цивилизации».

В исследовании использовался качественный социологический метод — интервьюирование. Автором проведены 3 интервью с бывшими лидерами разных христианско-демократических организаций в Москве. Применялся метод индивидуального глубокого интервью (неформализованного), широко применяемый в странах Запада при изучении самых различных проблем (терминология С. А. Белановского)1. Этот метод характеризуется тем, что, во-первых, интервьюер обладает большой свободой как в формулировании конкретных вопросов, так и в формировании общей направленности беседы; во-вторых, интервьюер исходит из имеющегося у него общего взгляда на проблему исследования и априорного знания проблемы; в-третьих, этот метод способствует интуитивному пониманию проблемы; в-четвертых, вопросник глубокого неформализованного интервью представляет собой перечень тем, подлежащих выяснению, эти грамматические формы взаимозаменяемы, и исследователь может по желанию выбрать любую из них либо использовать их комбинацию; в-

1 Белановский С. А. Глубокое интервью: Учебное пособие. М: Николо-Медиа, 2001. С. 77-93, 309.

пятых, не делается попытки получения одних и тех же видов информации от каждого респондента, содержание интервью может меняться от респондента к респонденту, каждый респондент сообщает ту информацию или высказывает те мнения, которые он может представить наилучшим образом.

Важным с методологической точки зрения стало определение понятия христианской демократии. В отечественной историографии не сложилось единого мнения по этому вопросу. Сформулировать консолидированную позицию оказалось непросто, что связано с многообразием мирового христианско-демократйческого движения

Под христианской демократией в данном исследовании мы будем понимать и политическое поликонфессиональиое движение, и соответствующую мировоззренческую систему, которая опирается, в основном, на христианскую этику и провозглашает в качестве жизнеобразующих принципов персонализм, солидарность, субсидиарность, социальную рыночную экономику.

Историография проблемы. Советская наука занималась исследованием западной христиамско-демократической традиции, потому что в СССР не было места христианской демократии, как и другим, альтернативным социализму, политическим идеологиям. Целью этих исследований был критический анализ христианской демократии, играющей важную роль во многих европейских «буржуазных» государствах'.

С 1990-х гг. обозначился новый этап в отечественной историографии. Крах идеологических догм позволил ученым взяться за разработку самых разных аспектов взаимодействия религии и современного общества. В конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. в России появилась и своя собственная версия христианской демократии, которая стала предметом изучения. Для этого времени характерно большое количество материалов публицистического характера, основан-

1 Борспняк А. И. К истории формирования ХДС/ХСС // Ежегодник германской истории 1973. М: Наука, 1974; Истягин Л. Баварский форпост западногерманской реакции // Мировая экономка и международные отношения. 1975. №12; Михайлова Л. В. Католическая церковь и рабочий класс ФРГ. М.: Наука, 1980; Сокольский С. Л. Дилеммы ХДС // Мировая экономика и международные отношения. 1976. №8; Он же. Социальная тактика ХДС/ХСС в Западной Германии в 1945-1949 гг.: (некоторые проблемы формирования партии и эволюции ее программных установок) // Ежегодник германской истории 1975. М.: Наука, 1976; Ходорковский Л. Д. Политический клерикализм в ФРГ: Церковные и светские клерикальные организации. М.: Наука,1970.

ных на собственных наблюдениях авторов, а порой и участии в деятельности христианско-демократических организаций'.

Новизна христианско-демократического движения в российском обществе заставила отечественных ученых переводить и изучать работы западных исследователей христианской демократии'. Стали появляться работы, направленные на освещение элементов христианско-демократической доктрины'. Продуктивным оказалось исследование российской христианской демократии на основе ее сравнения с западными аналогами, при этом одни ученые выделяли сходства4, другие - различия1, третьи - подчеркивали специфику российской христианской демократии'.

Христианско-демократической тематике были посвящены две международные конференции под одинаковым названием «Христианская демократия сегодня», прошедшие в Санкт-Петербурге 16 мая 1992 г. и 14—15 мая 1995 г.' Организатором стал Интернационал христианской демократии, стремившийся пропагандировать христианско-демократическую идеологию в России. В дальнейшем конференций, посвященных исключительно христианской демократии, в России не проводилось. Однако в 2007 г. прошел круглый стол «Христианство и демократическая культура», организованный журналом «Континент»*.

1 Хилл К., Филатов С. Христиане и власть // Независимая газета. 1992; I октября; Щипков А. В. ХДС
и РПЦ // Независимая газета. 1993. 1 июля; Федоров В. Приемлема ли для нас политика Эрхарда //
Независимая газета. 1993. 7 октября.

2 Политические партии и движения: Христианско-демократическое движение в Европе. Рефератив
ный сборник. М.: РАНИНИОН, 1994; Папини Р. Интернационал христианской демократии. СПб: Из
дательство газеты «Невское время», 1992; Кальдера Р.Специфика христианской демократии. СПб.:
Издательство газеты «Невское время», 1992.

3 Амплеева А. А. Субсидиарность и демократия. Введение в тему. М.: РАНИНИОН, 1996; Пивоваров
Ю. С. Христианская демократия в конце XX столетия (протестантский извод) // Проблемы демокра
тии в политической мысли XX столетия. Проблемно-тематический сборник. М.: РАНИНИОН, 1999;
Поссенти В. Демократия и христианство // Вопросы философии. 1996. №7

4 Саква Р. Христианская демократия в России // Социс. 1993. №4,7.

5 Любин В. П. Политические партии на Западе и в России: сопоставимы ли понятия? // Политические
партии и движения в России и на Западе: процесс формирования. Методы исследования. М.: РАЇ ІИ-
НИОН. 1994.

6 Амплеева А. А. Христианско-демократическое движение в Западной Европе и России. М.: РАНИ
НИОН, 2002; Бестужев Е. Л. Христианская демократия: становление и перспективы развития в За
падной Европе и России // Политическая наука. 2003. №4.

7 Христианская демократия сегодня: Международная конференция в Санкт-Петербурге, май 1992.
СПб.: Издательство газеты «Невское время», 1992.

8 Христианство и демократическая культура: Круглый стол в редакции «Континента» // Континент.
2007. №134.

Главной целью здесь было названо обсуждение возможностей и перспектив возникновения в России широкого общественно-политического движения типа христианской демократии.

Стремление сориентироваться в большом количестве разнообразных политических партий и групп породило целый массив справочных изданий, посвященных российским партиям, дореволюционным и современным, их участию в избирательном процессе. В них уделено внимание и христианско-демократическим организациям1.

В научной литературе нет единодушия по вопросу о месте христианско-демократических организаций в политической системе России. Их относили к либеральному спектру2, «другим партиям и организациям»', иногда и к либеральному (в начальный период своей деятельности), и к национал-радикальному (в следующий период) направлениям политического спектра'1, а некоторые делили их на две группы, одна из которых ориентируется на идейные установки западных христианских демократов, другая — предлагала оригинальный отечественный вариант христианской демократии5.

Особо актуальной для исследователей оказалась проблема перспективо у христианской демократии в России. ІО. Е. Григорьева, в диссертационном исследовании «Христианская демократия в России: проблемы становления»6 от-

1 Неформальная Россия: О «неформальных» политизированных движениях и группах (опыт справоч
ника)/Сост., авт. вступ, ст. и науч. ред. В. Березовский, И. Кротов. М.: Молодая гвардия, 1990; Пар
тии и политические блоки в России. Вып. 1. М.: ЫИПЕК, 1993; Справочник общественно-
политические движения и партии России Вып 2. М.: РИА «Новости», 1994. Политические партии в
России. Конец XIX - первая треть XX века. Энциклопедия / Под ред. В. В. Шелохаева. М.: РОС-
СПЭП, 1996; Россия: партии, выборы, власть / Под ред. В. Н. Краснова. М.: Информационно-
издательское агентство «Обозреватель», 1996; Привалов Н. Г. Основные общественные и другие не
коммерческие организации Урала: в 7т. Т,2. Екатеринбург-Челябинск: Урал-эксперт, 1998; Выборы
депутатов Государственной Думы 1995. Электоральная статистика. М.: Издательство «Весь Мир»,
1996; Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
1999. Электоральная статистика. М.: Издательство «Весь Мир», 2000.

2 Христианские демократы // Из истории партий и общественно-политических движений России и
СССР / Под ред. А. А. Данилова. М.: На боевом посту, 1992. С.83.

Российское христианско-демократическое движение // Россия: партии, выборы, власть/ Под ред. В. Н. Краснова. М.: Информационно-издательское агентство «Обозреватель», 1996. С.44. 4 Политические партии России: история и современность / Под ред. А. И. Зевелева, В. В. Шелохаева, Ю. П. Свириденко. М.: РОССПЭН, 2000.

3 Филимонов Э. Г. Христианская демократия в России // Словарь. Религии народов современной Рос
сии / Под ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 1999. С 543-544.

6 Григорьева Ю. Е. Христианская демократия в России: проблемы становления: Дисс ... канд. философ, наук. М., 1996.

мечала, что избрание христианских демократов в парламент доказывает существование некоторой социальной базы у российской христианской демократии, на ее взгляд в России есть условия для развития христианско-демократических организаций. Столь же оптимистично перспективы христианской демократии в России оценивала и Н. А. Хаустова, автор диссертации «Христианская демократия в России: социально-философские истоки и проблемы политической ангажированности»1. Она считает, что при свойственных нынешнему религиозному сознанию россиян стихийности и эклектичности и одновременной ориентированности на западные ценности, в обществе в той или иной форме неизбежно будут укореняться идеи христианской демократии.

Другого мнения придерживается А. В. Щипков, защитивший в 2000 г. кандидатскую диссертацию «Христианско-демократическое движение в постперестроечной России»2. Автор пришел к выводу, что представители христианско-демократических организаций никогда не избирались в органы законодательной власти как христианские демократы, а только как независимые кандидаты или представители других политических организаций, не занимались теоретическим осмыслением своей деятельности. А. В. Щипков не отрицал возможного будущего российской христианской демократии, но оценивал его более сдержанно, чем Ю. Е. Григорьева и Н. А. Хаустова. По его мнению, политическую нишу христианской демократии займут другие христианские политические движения, а будущее христианской демократии - в периодической активизации партий этого направления, четко дифференцированных по конфессиональному признаку.

Интересно, что и исследователи первых годов XXI в., когда перспективы христианской демократии стали более очевидными и появилась некоторая ретроспектива в отношении этого явления, продолжают видеть в христианской демократии средство для решения российских проблем. С. Д. Мезенцев в докторской диссертации «Международное христианско-демократическое движение.

' Хаустова Н. А. Христианская демократия в России: социально-философские истоки и проблемы политической ангажированности: Дисс ... канд. философских наук. М., 1997.

2 Щипков А. В. Христианско-демократическое движение в постсоветской России: Дисс ... канд. философских наук. М., 2000.

Теория и практика» и одноименной монографии пришел к выводу, что при учете специфики России, исторических и современных условий ее развития, становление христианско-демократического движения может и должно сыграть важную роль в выходе страны из системного кризиса, в котором она оказалась в конце XX - начале XXI века'.

Показателен тот факт, что интерес публицистов к российской и западной христианской демократии не уменьшился и в начале XXI века, несмотря на то, что это течение в России себя активно уже не проявляет1. По-прежнему, внимание исследователей привлекают проблемы взаимодействия религии и политики'. На наш взгляд, расширение источпиковой базы (привлечение архивных источников, обширных материалов периодической печати) позволит сделать еще один шаг в дальнейшей разработке проблемы христианской демократии в России.

Целью данного исследования является изучение специфики российского христианско-демократического движения в 1989-2001гг. Достижению цели будет способствовать разрешение следующих конкретных задач:

I) изучить идеологию христианско-демократического движения в России конца XX в.;

' Мезенцев С. Д. Международное христианско-демократическое движение. Теория и практика. М.: Директмедиа Паблишинг, 2004.

2 Шустов Я. У нас это невозможно? Христианская демократия как панацея от системного кризиса // Независимая газета - Религии. 2001. 28 ноября; Габриелян Г. Христианская демократия в современной России // Гражданин. 2003. №3; Головушкин Д. Нужна ли России христианская политическая партия // Гражданин. 2003. №3; Прибыловский В. Духовные брэнды российской политики // Независимая газета - Религии.2003. 3 декабря; Бенси Д. Христиане у власти // Независимая газета — Религии. 21 января 2004; Сергеев М. Когда будет построено государство для человека? // Независимая газета Религии. 2005. 13 июля; Ингенлат М. Консерватизм немыслим без свободы // Стратегия России. 2004. №2; Зайцев А. Может ли христианин быть демократом? // Независимая газета - Религии. 2005. 2 февраля; Минин С. Политическое наследие Льва XIII: Современная христианская демократия далеко ушла от своих истоков // Независимая газета - Религии. 2005. 2 ноября; Минин С. Ультиматум для христианской демократии//Независимая газета-Религии. 2006. I марта; Круг П. Спасти рядового священника: Накануне выборов политики делят паству//Независимая газета - Религии. 2007. 21 февраля.

' Андреева Л. А. Христианство и власть в России и на Западе: компаративный анализ // Общественные науки и современность. 2001. .№4; Дубов И. Г. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношение россиян к политическим лидерам // Полис. 2001. №2; Спикер М. Христианство и свободное конституционное государство//Вопросы философии. 2001.№4; Баллестрем К. Г. Церковь и демократическая культура: проблемы адаптации и конфликты // Вопросы философии. 2002. № 1; Овсиенко Ф. Г. Политизация конфессий и клерикалиэация политики: тенденции развития и риски в российском обществе // Религиоведение. 2002. №2.

  1. выявить сходные и отличные черты в программах российских хри-стианско-демократических организаций, проследить трансформацию программных документов под воздействием политической действительности;

  2. обнаружить особенности развития российских христианско-демократических организаций;

  3. рассмотреть формы и методы деятельности российских христианских демократов в 1989-2001 гг., включая законотворческую деятельность в Верховном Совете РСФСР (РФ), Государственной Думе РФ;

  4. определить причины исчезновения с политической арены партий христианских демократов.

Источниковую базу работы составил комплекс опубликованных и неопубликованных источников, включающий в себя архивные данные, материалы периодической печати, программные документы христианско-демократических организаций, авторские интервью с лидерами христианских демократов, нормативно-правовые акты.

Основную группу источников составили неопубликованные архивные материалы. Автором использованы документы Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории, Объединенного государственного архива Челябинской области, Челябинского областного краеведческого музея.

В Государственном архиве Российской Федерации интерес представлял фонд №10026 «Съезд народных депутатов Российской Федерации. Верховный Совет Российской Федерации и их органы (май 1990 - сентябрь 1993 гг.)». В документах этого фонда отразилась деятельность христианских демократов на Съезде, в том числе в событиях 23 сентября - 4 октября 1993 г.

Российский государственный архив социально-политической истории имеет в своих фондах документы, касающиеся деятельности современных политических партий. Однако значительная часть этих документов еще не описана и не доступна для исследователей. Фонд 661 «Демократическая партия России» содержит информацию о взаимодействии ДПР с христианско-демократическими партиями.

Объединенный государственный архив Челябинской области также занимался сбором документов по истории современных общественно-политических движений. Результатом этой деятельности стали фонд П-374 «Коллекция документов, посвященных общественно-политической жизни России и Челябинской области» (1989-2001 гг.) и фонд П-388 «Коллекция газет городов России и Челябинской области» (1904-1995 гг.).

В Объединенном государственном архиве Челябинской области отложились документы по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ на территории Челябинской области — фонд Р-52 «Избирательная комиссия Челябинской области Центральной избирательной комиссии РФ». В выборах 17 декабря 1995 г. христианские демократы выступали отдельным списком, в который входили и представители Челябинска.

Попытка документировать современный общественно-политический процесс предпринималась и в Челябинском областном краеведческом музее, в основном, во время предвыборных кампаний. Материал этого фонда фрагментарен.

Важным источником стали материалы периодической печати. В работе использовались периодические издания 1989-2001 гг. различной общественно-политической направленности: Российская газета, Независимая газета, Коммерсантъ, Российские вести, Известия, Мегаполис - экспресс, Русская мысль, Советская Россия, Русь Державная, Москва, Обозреватель, Панорама, Гражданин, Посев, Вестник христианской демократии, Путь, Христианская политика, Вечерний Челябинск. На их страницах публиковались нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность партий, избирательный процесс, статьи лидеров христианско-демократических организаций, отражалась общественно-политическая деятельность христианских демократов.

Программные документы христианско-демократических партий-один из основных источников для исследования. Они публиковались самими христианскими демократами, а также исследователями российской многопартийности, христианских организаций, размещались на сайтах христианско-демократических организаций.

В исследовании используются нарративные источники личного происхождения в виде интервью лидеров российской христианской демократии - В. В. Аксючица (председатель Российского христианско-демократического движения), А. И. Огородникова (председатель Христианско-демократического союза России), В. В. Борщева (сопредседатель Российского христианско-демократического движения). Выбранные респонденты представляли разные христианско-демократические организации, часто противостоящие и конфликтующие, мнения которых на христианскую демократию и вопросы организации христианско-демократического движения очень различались.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые рассматриваются особенности российского варианта христианской демократии, ставшей сосредоточением самодеятельной активности христиан в эпоху трансформации общества.

Введены в научный оборот новые источники, ранее не использовавшиеся исследователями, в частности впервые с опорой на архивные документы показана законотворческая деятельность российских христианских демократов. Впервые изучена деятельность Челябинского регионального отделения Российского христианско-демократического союза.

Практическая значимость работы. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы для написания обобщающих научных трудов и подготовки учебных курсов по новейшей истории России, религиоведению, политологии. Результаты исследования будут способствовать пониманию побудительных мотивов и проявлений общественной активности христиан в России, что станет залогом гармоничных государственно-церковных отношений, терпимости во взаимоотношениях между людьми верующими и неверующими. Материалы по христианской демократии могут быть полезны в дипломатической практике, так как христианско-демократические организации играют важную роль в европейской политике.

Апробация исследования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в публикациях статей, докладах на общероссийской конференции («Музей, общество, религия». XIV Санкт-Петербургские рели-

гиоведческие чтения 20-24 ноября 2007 г.), региональной конференции («Природное и культурное наследие Урала». VJ региональная научно-практическая конференция 9-10 октября 2008 г.), конференциях студентов и аспирантов Челябинского государственного университета (2004, 2005)

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Похожие диссертации на Христианско-демократические организации в России: история формирования и деятельности : 1989-2001 гг.