Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идеология и программа монархического движения русской эмиграции Антоненко Наталья Викторовна

Идеология и программа монархического движения русской эмиграции
<
Идеология и программа монархического движения русской эмиграции Идеология и программа монархического движения русской эмиграции Идеология и программа монархического движения русской эмиграции Идеология и программа монархического движения русской эмиграции Идеология и программа монархического движения русской эмиграции Идеология и программа монархического движения русской эмиграции Идеология и программа монархического движения русской эмиграции Идеология и программа монархического движения русской эмиграции Идеология и программа монархического движения русской эмиграции
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антоненко Наталья Викторовна. Идеология и программа монархического движения русской эмиграции : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : М., 2005 240 c. РГБ ОД, 61:05-7/947

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1.itle1 Идейно-теоретические представления монархистов. «Белая» идея и ее восприятие правой эмиграцией title1 26

Глава 2. Государственно-политическое устройство России 77

2.1. Модели государственного устройства 77

2.2. Внешнеполитические ориентиры 103

Глава 3. Постановка и решение национальных и конфессиональных проблем 122

3.1. Национальный вопрос 122

3.2. Пути решения религиозных проблем 139

Глава 4. Социально-экономические преобразования 154

4.1. Основные направления экономического развития 154

4.2. Социальная политика 184

Глава 5. Пути и механизмы реализации намеченных преобразований.. 197

Заключение 216

Использованные источники и литература 223

Введение к работе

Эмиграция представляет собой неотъемлемую часть отечественной истории. Являясь реакцией и выражением глубокого раскола общества, она всегда возрастала в кризисные периоды жизни нашей страны. В эмиграцию всякий раз уходили те социальные слои, духовная жизнь которых противостояла образу жизни окружающей их значительной части населения.1 Так произошло и после Октября 1917 г. Именно это событие большинство отечественных историков принимают за отправную точку изучения феномена русского Зарубежья. Лишь весьма немногие ученые отмечают, что процесс отъезда из России начался задолго до 1917 г.,2 при этом среди них нет единого мнения о его начальной точке отсчета как массового явления.

Как показали исследования, мощный поток эмигрантского движения можно разделить на три периода: первый - 1917 — 1939 гг., связанный с Октябрьской революцией; второй - 1939 - конец 1950-х гг., вызванный событиями второй мировой войны, и третий - 1960-е - начало 1990-х гг., связанный с диссидентством, насильственным лишением гражданства.3

После революции 1917 г., во время и после Гражданской войны Россию покинуло, по разным источникам, от 1,5 до 3 млн. человек.4 Среди причин, вызвавших массовую эмиграцию, и отечественные, и зарубежные исследователи называют:

- гибель старой российской государственности, ставшей результатом
Февральской и Октябрьской революций 1917 г.;

- жесточайшую Гражданскую войну;

- разгром Белого движения и установление Советской власти.5
Долгие годы в отечественной исторической науке было принято опре
деление российской политической эмиграции как «белой», «контрреволюци
онной». Считалось также, что по своему социальному составу она была
«дворянской» и «буржуазной». Однако сами же изгнанники эту точку зрения
не раз опровергали. За пределами родины оказались представители всех со-

4 циальных слоев старой России, которых объединил страх перед «красным террором» и массовое неприятие большевистского режима.

Пореволюционная волна эмиграции была поначалу, как по духу, так и по характеру своих устремлений, отражением политических настроений старой России. «В «общественном» обозе белых армий за границу ушел весь политический спектр дореволюционной России (кроме большевиков): с одной стороны, - социалисты и кадеты, то есть движущие силы февраля; с другой - их недавние противники: монархисты, вплоть до самых крайне правых».6

В целях формирования четкого представления о предмете исследования данной работы необходимо остановиться на самом понятии «правых» партий и общих принципах их идеологии.

К правым партиям обычно относят консервативно-монархические партии крайнего и умеренного толка, отстаивавшие традиционный уклад жизни и выступавшие за сохранение общественно-политических основ существующего строя. При этом понятие традиционного уклада распространялось на экономику, социальную, политическую и духовную сферы общества. Правый лагерь никогда не был однороден, в нем имелись свои «правые» и «левые» течения. На правом фланге располагались партии, отличавшиеся крайней консервативностью своих устремлений, на левом же, — несущие в своих идеях либеральные черты. Однако при общем идеологическом разлете в лагере монархистов имелись значительные идейно-теоретические сходства. Характеризуя взгляды правоконсерваторов на доктринальном уровне, В.В. Шелохаев выделяет следующие общие черты: 1) в вопросе государственного управления - отстаивание самобытного пути развития, прежде всего, самодержавного устройства русского государства (на этом фоне — отрицания необходимости перенесения на русскую почву западноевропейского политического опыта и либеральных ценностей); в системе государственного управления - избавление от «бюрократического нароста», отделявшего царя от народа; в стратегии хозяйственного развития - предпочтение сельскому хозяй-

5 ству, а в промышленности - среднему, мелкому и кустарному производству; в области политического устройства - отстаивание традиционного для России унитарного государства; в области национально-конфессиональной политики - отстаивание первенства православия на коренной территории российского государства, первенствующей роли русской нации и русского языка; во внешнеполитическом курсе — ориентиры на родственные России монархические режимы.

После Февральской революции 1917 г. монархические политические объединения сошли с политической сцены. Они не участвовали в формировании Временного правительства. Монархисты начали организовываться только в ходе Гражданской войны, составляя, по существу, заговорщические офицерские группировки, которые вели подрывную деятельность в тылу у большевиков. Затем на Дону и в других районах, где власть переходила к белым, эти группы легализовывались и издавали свои газеты и журналы.9 Созданные организации разрабатывали свои программные установки. В них содержались не только традиционные для монархистов идеи о приоритете государства, православной церкви, обязанностях по отношению к ним, но и новые представления о правах граждан и о необходимости для их осуществления провести в жизнь реформы, задуманные П.А. Столыпиным. В программах также отразилась идея народного представительства, характерная для конституционной монархии.10 Это символизировало появление качественно новой волны монархизма. Однако попытки возродить монархическое движение были весьма разрозненны и не увенчались успехом. Правомонархические партии начала XX в. ушли в историю вместе с тем строем, который они защищали. Эти партии «не повторились» в последующее время, даже за рубежом среди эмиграции.

Представителей правых партий и организаций называли по-разному: монархистами, консерваторами, «истинно-русскими людьми», национал-патриотами, «революционерами справа», «охранителями», однако содержание каждого из названных терминов весьма расплывчато и условно. До рево-

люции монархическими, патриотическими, консервативными были и партии конституционно-монархического толка, в то время как для крайне правых принцип конституционного монархизма был неприемлем.11 После революционных событий, в эмиграции, все эти партии объединились в единый право-монархический ряд, что, впрочем, представляло собой лишь внешнее единство: «монархическая эмиграция в 20-30-е гг. была слишком разброшена и сориентирована на разные центры и разных лидеров».12

Правоконсервативная группировка Русского Зарубежья оформилась раньше других, чему способствовали объективные причины, прежде всего, фактор ее социального состава. В ряды правых входили представители высшей аристократии и чиновничества, которые не вернулись в Россию уже после Февральской революции или покинули страну при Временном правительстве. Существенную часть правой эмиграции составили монархически настроенные офицеры белых армий Врангеля, Деникина, Миллера, Юденича. Кроме того, в русло зарубежного монархизма влилась новая социально-политическая сила в лице разочаровавшейся в демократических ценностях либеральной интеллигенции. Разрушившая либеральные идеалы «изнанка» западной цивилизации заставила ее переосмыслить отечественный консервативный опыт. Пестрый социально-политический состав естественным образом обуславливал дифференциацию русского зарубежного монархизма, и, как следствие, - множественность идеологических доктрин среди разных направлений монархической мысли.

Само понятие «идеология» было введено французским философом Дестют де Траси в период Французской революции. Идеология в ее классической форме представляет целостные модели общественного переустройства, включающие в себя систему теоретических, идеологических, программных, стратегических установок, формы, механизмы и возможности их реализации. При этом следует иметь в виду, что ни одна теоретическая конструкция не является застывшей, она меняется под воздействием определенных ситуационных подвижек.

Целью настоящего исследования является детальный и системный анализ идейно-теоретических установок правого крыла эмиграции. При этом автор стремится проследить эволюцию мировоззрения русских консерваторов за рубежом, отталкиваясь от концепции дореволюционного консерватизма.

В связи с обозначенными целевыми установками перед исследователем стоят следующие задачи:

показать особенности формирования правоконсервативной идеологии в эмиграции, определить причины поляризации мировоззренческих ориентиров правых;

на основе анализа системы взглядов теоретиков и практиков монархической эмиграции рассмотреть представляемую ими модель устройства России, включая все ее составные элементы: общую систему идей, политическую доктрину, экономическую, социальную, внешнеполитическую программу, пути и механизмы национального возрождения;

сравнительно-аналитическим путем выявить общие и особенные черты, характерные для зарубежного монархизма в целом и для его отдельных направлений и течений;

опровергнуть утвердившееся о правой эмиграции мнение как об узко реставрационном политическом движении;

объяснить причины несостоятельности монархических проектов.

В ходе реализации поставленных задач в ракурс исследования попадает организационная деятельность сторонников монархии по объединению отдельных правомонархических организаций в единый лагерь. В связи с этим подробно рассматривается работа двух крупнейших эмигрантских форумов -Съезда Хозяйственного Восстановления России в Бад-Рейхенгалле (1921г.) и Русского Зарубежного Съезда в Париже (1926 г.). Некоторые современные ученые утверждают о низкой степени изученности этих политических событий в истории русской эмиграции.14 Советские историки, под давлением идеологических догм, характеризовали «эмигрантские слеты» не иначе, как «возню», «склоки» правой эмиграции, стоявшей на платформе реставратор-

8 ства и вооруженной борьбы с большевиками.15 Автор работы представляет деятельность зарубежных съездов как попытку поиска компромисса в разрозненных рядах правомонархических сил, попытку создания общей идейно-теоретической основы.

В спектр исследуемой проблематики неизбежно попадает деятельность Русской Православной Церкви за рубежом, истоки и причины ее раскола, роль в эмигрантском обществе.

Хронологические рамки работы (1920-30-е гг.) обусловлены спецификой темы. Она охватывает период наибольшей популярности и активности монархического движения на политической арене Зарубежья. Именно в это время происходит его организационное и идеологическое становление как самостоятельной политической силы, представлявшей серьезную альтернативу большевикам. Означенное двадцатилетие наиболее демонстративно раскрывает трансформацию зарубежного монархизма в зависимости от изменившийся политической ситуации: 20-е гг. стали временем активного обсуждения вопроса о судьбе России, причинах постигшего ее катаклизма, о ее прошлом, настоящем и будущем, когда вся монархическая эмиграция жила ожиданием быстрого крушения большевистского режима и возможности скорейшего возвращения на родину; 30-е гг. свидетельствовали о том, что обстановка в правоконсервативной среде (впрочем, как и в среде всей эмиграции) резко изменилась. Этому способствовал ряд объективных факторов: Советская Россия преодолела разруху и голод, многие страны, в том числе и те, на чью помощь рассчитывала Белая армия, установили с ней дипломатические отношения, среди эмигрантов произошел ощутимый возрастной сдвиг - подросло новое поколение, которое имело смутное представление о старой России, и в значительной степени адаптировалось к стране пребывания. В этих условиях споры об историческом пути России стали отходить на второй план, монархические организации начали перестраивать свои позиции в поисках согласия с укрепившейся в России советской системой.

9 Правые сошли с общественно - политической сцены, но часть их идейного наследия представляет сегодня определенный интерес. Комплексная оценка деятельности зарубежных правомонархических организаций, анализ их программно-теоретических концепций, важен не только как историографический факт. Изучение идеологии русского эмигрантского монархизма необходимо, прежде всего, с точки зрения современных проблем развития российского общества, когда страна переживает период, обостряющий проблемы будущего российской государственности, ее модернизации. Реальные условия времени во многом соприкасаются с постреволюционными событиями 1917 г. Их характеризует: крушение прежней государственности, институтов власти, рождение новой системы, неизбежно усиливающей социально-политическую конфликтность в обществе. Все это заставляет обратить внимание на политический опыт прошлого, осмыслить и переоценить его применительно к сегодняшнему дню, ибо нереализованное в одних исторических условиях может быть востребовано в других.16 Поэтому обращение к изучению теоретических концепций и программных установок русских пра-воконсерваторов в эмиграции представляет как научный, так и практический интерес, подчеркнутый целым рядом факторов:

во-первых, зарубежный консерватизм синтезировал не только весь предшествующий опыт, но и аккумулировал наиболее рациональные моменты либеральной идеологической доктрины;

во-вторых, монархисты в эмиграции стремились выработать программы, способные учесть интересы различных слоев российского общества;

в-третьих, правомонархическая идеология была направлена на создание Великой России, несущей в себе идеи сильной государственности, единой и неделимой империи, авторитетной на международной арене, патриотизма и духовности.

Двадцатый век, начавшийся в России войнами и революциями, принес пересмотр многих жизненных ценностей, вызвал еще один период подъема национальной идеи. Сегодня, как и в веке минувшем, Россия стоит перед по-

10 иском новой, объединяющей россиян, национальной идеологии. Ее духовным воплощением всегда являлась «русская идея». При этом сама «русская идея», не замыкалась только в рамках православной духовности, развивалась на основе содружества, соучастия, соборности всего многонационального русского народа. После Октября 1917 г. первыми, кто предпринял серьезный анализ кризиса «русской идеи», оказались русские мыслители. Своей главной идеологической установкой теоретики зарубежного монархического движения ставили стремление обрести единство русского духа, утраченное в начале века.

Между Россией внутренней и зарубежной есть и всегда существовало духовное взаимодействие, даже в советский период, когда тема эмиграции была окружена идеологическим туманом и рассматривалась отдельно от контекста российской истории. На протяжении длительного периода времени история русской эмиграции считалась в отечественной историографии составной частью борьбы с контрреволюцией. Вплоть до 80-х гг. XX в. отечественные историки видели в белой эмиграции исключительно «мозговой центр и вдохновителя всей российской реакции», смотрели на русских изгнанников как на «классового врага».17 Идеологизация исторической науки, а также засекреченность большинства архивных источников крайне затрудняли непредвзятое осмысление феномена послереволюционного Зарубежья.

В отечественной историографии по российской истории можно выделить четыре периода всплеска интереса к эмигрантской тематике: I — 20-е -40-е; II - 50-е - 60-е; III - 70-е - 80-е; IV - 90-е гг. XX в.

Период 20-х - 40-х гг. максимально сужал рамки проблематики, ограничивая ее лишь изучением деятельности отдельных контрреволюционных группировок, направленной на борьбу с Советской Россией, а также работой советских спецслужб по ее нейтрализации. С начала 30-х гг. исследование проблемы осложнилось тем, что большинство проливающих на нее свет источников оказались в спецхранах архивов и библиотек. Всю изучавшуюся в эти годы литературу можно разделить на несколько групп: 1) публицистика,

агитационно-пропагандистская литература; 2) перепечатка воспоминаний, дневников, работ белогвардейцев; 3) публикация материалов лиц, возвратившихся из эмиграции, их личных наблюдений, впечатлений, переживаний. Все публикуемые материалы должны были работать на формирование отрицательного отношения к классово чуждым элементам, предавшим народные

интересы и бежавшим за границу. Своеобразие данного этапа исследования состоит в том, что сегодня публикации 20-х-ЗО-х гг. XX в. можно рассматривать не только как часть историографии, но и как источники.

Основная доля работ по истории русского Зарубежья, изданных в 50-е -60-е гг. состояла из воспоминаний эмигрантов, возвратившихся в Россию после 2-й мировой войны. В то же время 60-е гг. стали переломными в изучении российской эмиграции: именно в означенный период эмигрантская тематика начала выделяться в самостоятельную. Во многом это было связано с открывшейся возможностью доступа к части закрытых прежде архивных фондов.

Расширение источниковой базы предопределило появление в 1970-е -80-е гг. целого ряда новых научных исследований, в основном концентрирующих внимание на деятельности русских политических организаций за рубежом. В 1977 г. были опубликованы две работы, касающиеся политических сил Зарубежья: Г.З. Иоффе «Крах российской монархической контрреволюции» и В.В. Комина «Политический и идейный крах русской мелкобуржуазной контрреволюции за рубежом». Несмотря на созвучие тем, названные труды отличаются по своим целевым установкам. В исследовании Г.З. Иоффе освещается борьба Советского государства с Белым движением, характеризуется расстановка политических сил в эмиграции, формы и методы борьбы с советской властью. Работа В.В. Комина в большей степени концентрирует внимание на характеристике политического спектра зарубежья, его идейно-политических платформах. Кроме того, автор, первый из отечественных исследователей, обратил внимание на проблему возвращения русских эмигрантов на родину и отношения к ним Советского государства. По своей аналитической линии близка к работе В.В. Комина монография

аналитической линии близка к работе В.В. Комина монография Г.Ф. Барих-новского «Идейно-политический крах белоэмиграции и разгром внутренней контрреволюции» (Л., 1978). Анализ зарубежного политического спектра был продолжен в исследовании Ю.В. Мухачева «Идейно-политическое банкротство планов буржуазного реставраторства в СССР». (М., 1982).

Отдельной характеристики заслуживает работа Л.К. Шкаренкова «Агония белой эмиграции». В свое время эта книга, выдержавшая несколько переизданий (1981, 1986,1987 гг.), вызвала интерес не только у историков, но и у широкого круга читателей. В ней, наряду с политической борьбой эмиграции против СССР, были впервые затронуты вопросы культуры и быта русских эмигрантов.

Однако активизация в 70-80-е гг. научного интереса к эмигрантской тематике не затронула методологических основ изучения русского Зарубежья: оно по-прежнему оценивалось в крайне негативном ключе. Изменения политического климата в СССР вызвали острую необходимость пересмотра многих аспектов российской истории, в том числе и истории зарубежной России. В связи с этим обозначились две тенденции в области изучения проблемы: 1) расширение исследовательского поля, аспективности эмигрантской тематики; 2) курс на слияние отечественной и эмигрантской историографии.

Выделяя характерные черты нового историографического этапа, следует отметить значительное увеличение источниковой базы исторических исследований (1. републикация источников, 2. доступность бывших спецхранов, архивов, 3. выявление, использование, возвращение зарубежной росси-ки); формирование новой познавательной ситуации, новых методологических подходов.19 Если в первой половине 1990-х гг. проблемное поле изучения пореволюционной эмиграции структурировалось, в первую очередь, под углом зрения историко-культурного подхода,20 то уже в середине десятилетия столь же отчетливо проявляется интерес к политике - идеологической,21 социальной истории Зарубежья,22 проблеме военной эмиграции.23 В послед-

13 ниє годы появился целый ряд исследований, посвященных эмиграции в от-

дельных странах рассеяния.

Активная разработка эмигрантской тематики обусловила необходимость появления фундаментальных справочных изданий. Были опубликованы более полные путеводители по архивным фондам и материалам периодической печати, оказавшие большую помощь в работе: «Россия и российская эмиграция в воспоминаниях и дневниках: Аннотированный указатель книг, журнальных и газетных публикаций, изданных за рубежом в 1917-1991 гг.» в 4-х тт.;25 «Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий Рус-ского зарубежья в библиотеках Москвы (1917-1996)»; «Фонды Русского Заграничного исторического архива в Праге. Межархивный путеводитель»;27 «Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории белого движения и эмиграции»; «Личные фонды Государственного архива Российской Федерации (1917-2000)».29

Говоря о крупных справочных изданиях, подготовленных современными российскими историографами, нельзя не упомянуть биографический словарь «Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века» (под ред. В.В. Шелохаева).30 Авторы проекта, по сути, воплотили в жизнь идею, возникшую у русских деятелей культуры в Париже еще в 1950 г. Осуществить ее удалось лишь в конце 1990-х. Словарь включает 417 имен, представляя в их биографиях разные сферы жизни эмигрантского общества.

Характерной тенденцией новейшей историографии эмиграции является формирование комплексного подхода к ее исследованию. Такую традицию заложил целый ряд изданий. Так, учебное пособие «Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной и Центральной Европе 20-х годов. (Гражданские беженцы, армия, учебные заведения)» (под ред. Е.И. Пивовара, Н.П. Гераси-мовой и др). содержит сведения о расселении русских беженцев в начальный период эмиграции, их социальной адаптации. Ценность представляемого пособия состоит не только в новом методологическом подходе, но и в основательной источниковедческой базе, задействованной в работе: материалы

14 Российского исторического зарубежного архива, находящиеся в ГАРФ, эмигрантская периодика и мемуары писателей-эмигрантов.

В 1999 г. под ред. Е.И. Пивовара вышла в свет коллективная моногра-фия «Россия в изгнании. Судьбы российских эмигрантов за рубежом», в которой Зарубежье подвергается комплексному исследованию с позиции анализа разных социальных срезов: военного, предпринимательского, интеллектуального и др.

Традицию комплексного подхода продолжил сборник, подготовленный коллективом РГТУ, под общим названием «Русские без Отечества» (Ред. СВ. Карпенко).33 В нем ставится цель рассмотреть эмиграцию через призму внутренних конфликтов ее различных социальных групп. В 2004 г. опубликована новая работа под редакцией СВ. Карпенко «Между Россией и Сталиным: Российская эмиграция и Вторая мировая война»,34 открывающая следующую страницу истории Зарубежья.

В 2004 г. вышел сборник статей «Русский исход» (Отв. ред Е.А. Миронова),35 в котором рассматривается процесс выезда из страны различных социальных групп населения, освещаются проблемы создания основ зарубежной России.

С 2000 г. на базе Российского Государственного Гуманитарного Университета издается журнал «Новый исторический вестник» (главный редактор СВ. Карпенко), являющийся, своего рода, прожектором новых исследований по истории эмиграции.

В последние годы существования СССР, и особенно в период политического определения страны, начал пробуждаться интерес к идеологическим воззрениям отечественных традиционалистов. Был введен в научный оборот целый ряд исследований, рассматривающих исторические, философские, юридические взгляды русских консерваторов. При этом подавляющее количество работ замыкается в рамках анализа дореволюционных консервативных концепций.36

Тема эмигрантского консерватизма изучалась мало, и только начинает заходить в зенит научного интереса. В 90-е гг. историческая наука пополнилась новыми исследованиями деятельности политиков и идеологов русской эмиграции. Из них значительная часть посвящена либерально-консервативным воззрениям И.А. Ильина и П.Б. Струве.37 Их мировоззренческие основы рассматривались в ходе работы целого ряда международных научных конференций: «Консерватизм и либерализм: созвучия и диссонансы» (Пермь, 1995); «Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы» (Москва, 1998); «Либеральный консерватизм: история и современность» (Ростов н/Д, 2000).40

Из исследований по проблеме идеологии эмигрантского консерватизма нельзя не упомянуть диссертацию О.О. Баскакова «Идеология русской монархической эмиграции 20 - 30-х годов XX века», защищенную в МГУ в 1999 г. Положительно оценивая данную работу, вместе с тем, следует обратить внимание на два момента. Во-первых, автор, по сути, свел многогранную исследовательскую проблему к рассмотрению идеологии легитимизма, прежде всего, младороссов. Во-вторых, нельзя также не заметить узость ее источникового и историографического полей, что было связано в то время с определенными трудностями объективного характера.

В числе исследований, вышедших в последнее время следует отметить монографию Е.И. Тимонина «Исторические судьбы русской эмиграции (1920 - 1945 гг.)».41 В ней автор пытается проследить жизнь эмигрантского общества, исходя из всестороннего анализа его политического спектра. При этом монархическое движение рассматривается в работе как часть политической палитры зарубежной России, что предопределяет освещение вопросов теоретической и практической деятельности монархистов лишь в общем виде.

Серьезным систематическим исследованием идейно-политического развития первой волны эмиграции является книга М.В. Назарова «Миссия русской эмиграции».4 В поле зрения названной работы оказывается организационное становление, деятельность, идеология эмигрантского монархизма.

Ценность работы обусловлена также и тем, что в ней впервые использованы источники, хранящиеся в зарубежных архивах.

Русская политическая эмиграция стала объектом изучения зарубежной историографии. Соответственно в 1924 и 1927 гг. в Германии опубликовал свои труды, рассматривающие различные эмигрантские политические группировки, немецкий ученый Ганс фон Римша: «Гражданская война в России и русская эмиграция. 1917-1921 гг.» и «Зарубежная Россия в 1921-1926 гг.».43 Почти через сорок лет другой немецкий историк Ганс Эрик Фолькман, анализируя русскую эмиграцию в Германии в 1919 -1929 гг.,44 поставил перед собой цель: наряду с вопросами политики, охватить проблемы социальной адаптации русских эмигрантов, их взаимоотношений с немецким населением и властями. На политической деятельности русских эмигрантов фокусировал внимание и американский ученый Роберт Вильяме. Его работа по русской эмиграции в Германии была опубликована в Лондоне в 1972 г. Общей чертой всех вышеупомянутых научных трудов является подчеркнуто критическое отношение к зарубежным монархическим группировкам, признание их политической обреченности.

Современные зарубежные исследования русской эмиграции выдержаны в несколько ином ключе: в них ставится цель проанализировать эмиграцию как часть российского общества с его ментальностью и культурой, мо-рально-психилогическими проблемами. В этом контексте исследовательского внимания заслуживают работы современных финских историков. Так, в книге Ю. Суомела «Зарубежная Россия. Идейно-политические взгляды русской эмиграции на страницах русской европейской прессы в 1918-1940 гг.»46 на фоне обзора эмигрантской периодики дается анализ идеологии эмиграции, ее представлений о событиях европейской и советской истории, поиске путей возвращения на Родину. Другая книга финского автора П. Невалайнен «Изгои: Российские беженцы в Финляндии (1917-1939)»47 на основе обширного круга источников характеризует жизнь эмигрантского общества в Финлян-

17 дии, концентрируя значительную долю внимания на политической деятельности монархистов.

Формирование новых и переосмысление старых направлений изучения российского Зарубежья происходит на основе публикации колоссального количества прежде недоступных источников. В настоящее время опубликован значительный пласт документов, освещающих политическую деятельность русской эмиграции, в том числе и ее правомонархического крыла. Эти материалы широко задействованы в работе.

В частности, помощь в исследовании оказала выпущенная в 1999 г. в издательстве «ВЛАДОС» хрестоматия «Политическая история Русской эмиграции. 1920-1940: Документы и материалы» под ред. А.Ф. Киселева, охватившая широкий спектр движений и идеологий Русского Зарубежья.48

Часть документальных источников по военной эмиграции представил большой публикационный свод, подготовленный институтом военной истории Министерства обороны РФ, совместно с ФСБ РФ и СВР РФ. «Русская военная эмиграция 20-х-40-х годов: Документы и материалы».49 В настоящее время вышло три тома задуманного авторами 10-томного издания. Его материалы проливают свет на характер противоборства антибольшевистских эмигрантских организаций с советским государством, роль и место белого движения в этом противоборстве.

Программные установки Народной монархической партии, входившей в конституционное крыло зарубежного монархического движения, отражены в комплексном документальном обзоре Российских политических партий «Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и объединений России. XX век», выпущенном в 2002 г. издательством РОССПЭН.50

Работа не была бы полной без использования источников мемуарного характера. Оторванность от Родины обусловила появление большого количества произведений мемуарного жанра. Произведения авторов русского зарубежья дают возможность увидеть спектр новых проблем, не затрагивавшихся

18 ранее в советской историографии, прежде всего, интересующую нас проблему внутренней борьбы в противоболыневистском лагере. В воспоминаниях характеризуются мировоззренческие, нравственно-психологические и идейно-политические установки участников Белой борьбы, прослеживаются причины, помешавшие их объединению в единый политический лагерь.

В 1920-1930-е гг. вышла весьма значительная часть мемуаров, посвященных событиям Гражданской войны. Одним из первых издал свои «Очерки русской смуты» бывший командующий Добровольческой армии, а затем Главнокомандующий Вооруженными силами на Юге России А.И. Деникин. Его «Очерки», выдержавшие несколько переизданий, открывают собой длинный ряд воспоминаний по истории Гражданской войны в России.

В исследовании также использованы «Записки» П.Н. Врангеля, впервые опубликованные в Берлине в 1928 г. в сборнике «Белое дело: Летопись белой борьбы» (под ред. А.А. фон Лампе) и неоднократно переизданные в современный период.

Ценным источниковедческим материалом являются мемуары В.В. Шульгина. Полный корпус произведений этого автора еще не выявлен и тем более не опубликован, однако его работы «Годы», «Дни», «1920 год», «Три столицы» также несколько раз переиздавались. В 2002 г. вышло в свет одно из последних изданий воспоминаний В.В. Шульгина «Годы», дополненное новым материалом, воспроизведенным автором уже после возвращения в Россию.51

Тематика данного исследования охватывает широкий диапазон проблем, в том числе и проблему зарубежного православия. Важным историографическими источниками, привлеченными к работе, стали мемуары иерархов Русской Зарубежной православной Церкви. Среди них: Воспоминания Митрополита Евлогия «Путь моей жизни». Париж, 1947 (Изданы в Москве в 1994 г.); Воспоминания Митрополита Вениамина (Федченкова) «На рубеже двух эпох». М., 1994.

Значительную базу источников составили работы идеологов русского эмигрантского монархизма, многие из которых уже опубликованы и имеют доступ для широкого круга читателей. Прежде всего, это научные труды И.А. Ильина, П.Б. Струве, И.Л. Солоневича.

Творческая библиотека И.А. Ильина представлена многотомным соб-ранием его сочинений. Произведений П.Б. Струве издано гораздо меньше: за последнее время вышли в свет «Избранные сочинения»; сборники статей «Patriotica: Политика, культура, религия, социализм», «Patriotica: Россия. Ро-дина. Чужбина». Безусловным подспорьем в последующих исследованиях станет опубликованный отдельным изданием «Дневник политика».54 Материал вышел из печати совсем недавно, в 2004 г., поэтому автору работы пришлось изучать «Дневник» на страницах газет «Возрождение» и «Россия и славянство». Гармоничное дополнение к уже изданным материалам составили документы архивного фонда П.Б. Струве, хранящиеся в Государственном Архиве Российской Федерации (ГАРФ).55

Нестандартность, оригинальность взглядов И.Л. Солоневича всегда привлекала интерес широкого круга исследователей. Последние годы отмечены целой серией публикаций его произведений: «Белая империя», «Наша страна. XX век», «Коммунизм, национал-социализм и европейская демократия», «Народная монархия».56

Широкое привлечение архивного материала является одной из исследовательских задач работы. Выявление и анализ архивных источников представлял определенную сложность по причине распыленности интересующего материала по различным фондам. При написании диссертации автором в общей сложности были изучены шесть фондов ГАРФ: Ф. Р-9145. Коллекция отдельных документов различных эмигрантских организаций; Ф. Р-5881. Коллекция отдельных документов эмигрантов; Ф. Р-5912. Струве Петр Берн-гардович. 1870-1944; Ф. Р-5826. Русский Общевоинский Союз (РОВС), г. Сремски-Карловцы, Париж. 1924 - 19[37]; Ф. Р-5853. Лампе Алексей Алек-

20 сандрович, фон. 1885-1967; Ф. Р-6343. Архиерейский Синод Русской Православной Церкви за границей. г.Сремски-Карловцы. 1921-1941.

Особую группу документов составили материалы эмигрантской периодической печати. Советские историки, с начала 30-х гг., игнорировали печать русской эмиграции. Источники эмигрантского происхождения начали активно вводиться в научный оборот только с конца 70-х гг. Они представляют ценность для исследовательской деятельности в силу недостатка программных и иных информационных документов различных монархических организаций в архивных фондах. Их важность также подчеркнута объективностью информации, определенностью политического оттенка.

По подсчетам американских историков, за рубежом с 1918 по 1968 гг. выходило 3182 русских печатных издания. Русская пресса за пределами России была крайне политизирована.57 Она выражала взгляды широкого спектра идейно-политических течений - от черносотенных, реакционных, до неонароднических.58 Немалая доля эмигрантской периодики принадлежала изданиям монархического толка.

Центральным органом зарубежной монархической печати был журнал «Двуглавый Орел», издававшийся с 1920 по1922 г. в Берлине, с 1926 по 1931 г., - в Париже. В нем печаталась официальная информация, отражающая работу монархических съездов, программные и тактические установки правого крыла зарубежного монархизма. В частности, на страницах издания получили подробное освещение два особо значимых для эмигрантского монархизма события: Рейхенгалльский съезд 1921 г. и Русский заграничный православный Собор, состоявшийся в том же году в г. Сремски-Карловцы. Вторым крупным правоконсерватиным изданием являлся еженедельник «Высший Монархический Совет», основанный сразу же после образования ВМС. В нем, как и в предыдущем, обсуждалась судьба России, содержалась информация об организационной структуре и деятельности монархического движения.

К правым изданиям относился журнал «Луч света» (1919-1926 гг., Берлин, Мюнхен). Его редакторами были белогвардейские офицеры, организаторы покушения на П.Н. Милюкова, П. Шабельский-Борк и С. Таборицкий. Очевидно, «Луч света» не примыкал ни к одному из монархических направлений, считая, что монархисты-эмигранты «делятся на обособленные, отчужденные друг от друга партии, всецело пропитанные духом партийности и нетерпимости к чужому мнению».59

На страницах газеты «Грядущая Россия» (издавалась с сентября 1921г.) пропагандировали свои идеи представители конституционного направления монархической мысли. Ее редакторами были члены Высшего Монархического Совета - А.С. Масленников и Е.А. Ефимовский.

Особое место в эмигрантской печати занимала газета «Возрождение», выходившая до 1927 г. под редакцией П.Б. Струве (затем, - Ю.Ф. Семенова). С 1928 г. аналитическую работу издания возглавил профессор Н.С. Тимашев. В начале 20-х гг. он работал в берлинском «Руле», что свидетельствовало о постепенном откате газеты на либеральные позиции. «Возрождение» выражало чаяния значительной части русского офицерства и «наиболее разумной» правой эмиграции, проделавшей сложный путь от либерализма к консерватизму. Эту газету можно назвать неофициальным органом объединенного монархического движения, свидетельством чего является подробное и объективное освещение на ее страницах всеэмигрантского съезда в Париже.

К зарубежной периодике правоконсервативного толка относился также журнал «Русский колокол», издававшийся И.А. Ильиным в Берлине (1927-1930 гг.). На страницах журнала печатались статьи, касающиеся перспектив развития России, возможностей и путей ее национального возрождения. К подобного рода изданиям можно причислить выходившую в Париже (1928-1934 гг.) газету «Россия и славянство».

Внушительное количество зарубежной печати отражало идеи легитимистского движения. Однако к работе была привлечена лишь небольшая группа этих источников (по причине обилия документов легитимного на-

22 правления в архивном фонде): «Вестник Русского монархического объединения в Баварии», впоследствии сменивший свое название на «Вестник Русского легитимизма», ранее мало задействованная в исследованиях газета «Луч» (Белград, 1931-1933 гг.). В названных периодических изданиях помещался разнообразный материал, касающийся организации, деятельности, программных установок представителей легитимного крыла эмигрантского монархизма.

В ряд использованных источников вошел «Царский вестник» - орган народного движения за восстановление престола православного Царя-Самодержца.60 Его редактором и постоянным автором был поручик Н.П. Рклицкий, имевший славу острослова, яркого публициста, пропагандиста национальных сил русской эмиграции. Эмоционально окрашенный, содержательный материал его выступлений, безусловно, привлекает к себе внимание.

Неофициальный печатный орган Русского Общевоинского Союза (РОВС) журнал «Часовой» (начал издаваться во Франции с 1929г.) нельзя назвать прямо монархическим. Однако в нем нередко помещались статьи, отражавшие монархические настроения русской военной эмиграции.

Замыкает круг использованных периодических изданий газета «Сигнал» (редактор — Н.В. Пятницкий; Париж, 1937-1939), представлявшая идейно-теоретические построения Русского Национального Союза Участников Войны (РНСУВ).

Детальный источниковедческий анализ позволяет заключить о наличии основательного базового материала по изучаемой тематике, отличающегося пестротой и разнообразием, что является непременным условием всестороннего и всеобъемлющего освещения стоящей перед исследователем проблемы.

1 См.: Пархоменко T.A. Русская эмиграция: истоки, проблемы и перспективы // Культурная миссия Россий
ского Зарубежья: История и современность: Сб. ст. / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред.
Э.А.Шулепова. М., 1999. С. 14.

2 См.: Квакин A.B. Культурная миссия российской интеллигенции в эмиграции: к постановке проблемы.
//Культура Российского Зарубежья: Сб ст. М., 1995. С. 19; Глушакова Ю.П. Русские в Италии в первой по-

ловине XIX века // Роль русского Зарубежья в сохранении и развитии отечественной культуры: Тез. докл. науч. конф. М., 1993. С. 66 и др.

3 См.: Пронин А.А. Историографические аспекты феномена российской эмиграции //Клио. 1997. № 1. С. 46.

4 Спирин Л.М. Классы и партии в Гражданской войне в России (1917 - 1920 гг.). М., 1968. С. 382 - 383.

5 См.: Онегина СВ. Пореволюционные политические движения российской эмиграции в 20-30-е гг.: (К ис
тории идеологии) // Отечественная история. 1998. № 4. С. 87.

6 Назаров М. Миссия русской эмиграции. М., 1994. С. 56.

7 См.: Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911 - 1917 гг. М: РОССПЭН, 2001. С. 3.

8 См.: Шелохаев В.В. Многопартийность в России: особенности формирования // Политические партии Рос
сии. Страницы истории. М., 2000. С. 34 -35.

9 Таковыми были: «Союз русских национальных общин»; «Союз спасения России».

10 См.: Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и объедине
ний России. XX век. / Под ред. акад. РАЕН А.Н. Аринина (отв. редактор), акад. РАЕН СИ. Семенова, акад.
РАЕН В.В. Шелохаева. М.: РОССПЭН, 2002. С. 154.

11 См.: Кирьянов Ю.И. Указ. соч. С. 12.

12 Широкова Е.А. Генерал А.А. фон Лампе и его дневник: взгляд на военную эмиграцию // Новый историче
ский вестник. 2000. № 2. С. 77.

13 См: Модели общественного переустройства России. XX век / Отв. ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН,
2004. С. 9.

14 См.: Смагина СМ. У истоков формирования историографической традиции освещения Зарубежного съез
да (апрель, 1926 г., Париж): П.Н. Милюков и П.Б. Струве // История Российского Зарубежья. Проблемы
историографии (конец ХГХ-ХХ в.). Сб. ст. М., 2004. С. 177.

15 См.: Омельченко Н.А. В поисках России: Общественно-политическая мысль русского зарубежья о рево
люции 1917 г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический
анализ). СПб., 1996. С. 109.

16 См.: Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., РОССПЭН, 1996. С 4.

17 См: Мухачев Ю.В. Идейно-политическое банкротство планов буржуазного реставраторства в СССР. М.,
1982. С 7.

18 См. Бочарова З.С. Основные тенденции развития отечественной историографии российской эмиграции за
восемьдесят лет (1920-2000) // История российского зарубежья. Проблемы историографии (конец XIX-XX
в.). Сб. ст. М., 2004. С. 47.

19 Там же. С. 50.

20 Его импульс определило издание в 1994 году в Москве русского перевода книги Раева М. «Россия за ру
бежом: История культуры русской эмиграции, 1919 - 1939 гг.»

21 Омельченко Н.А. В поисках России: Общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции
1917 г., большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ). -
СПб. 1996; Бочарова З.С. Идея возвращения на Родину в программах политических партий Русского Зару
бежья в начале 20-х гг. М., 1992.

22 Постников СП. Политика, идеология, быт и ученые труды русской эмиграции, 1918 - 1945, в 2-х т. Нью-
Йорк, 1993; Сабенникова И.В. Российская эм и фация (1917-1939): сравнительно-типологическое исследова
ние. Тверь, 2002; Еременко Л.И. Русская эмиграция как социально-культурный феномен: Автореф. дис.
канд. филос. наук. М., 1993; Социально-экономическая адаптация российских эмигрантов (конец XIX - XX
в.): Сб. статей. М., 1999 и т.д.

23 Ершов В.Ф. Российское военно-политическое зарубежье в 1918-1945 гг. М.: МГУ сервиса, 2000; Голдин
В.И. Армия в изгнании. Страницы истории Русского Обще-Воинского Союза. Архангельск-Мурманск.: СО-
ЛТИ, 2002; Домнин И.В. Русское военное зарубежье: дела, люди и мысли (20 - 30-е годы) // Вопросы исто
рии. 1995. № 7. С. 109 - 120; Дырин И.А. Военно-политическая мысль русского зарубежья 20 - 40-х гг. XX
века о военной доктрине: Автореф. дис. канд. политол. наук. М., 1996; Ершов В., Парфенова Е., Пивовар Е.
Российская военная эмиграция в 1920 - 1930-е гг. Нальчик, 1998; Российский военный сборник. Выпуск 16.
Военная мысль в изгнании: Творчество русской военной эмиграции. М.: Военный университет, «Русский
путь», 1999 и др.

Опубликовано большое количество работ о лидерах Белой борьбы: Бортневский В.Г. Загадка смерти генерала Врангеля. Неизвестные материалы по истории русской эмиграции. СПб., 1996; Ипполитов Г.М. Деникин. М„ 2000; Рыбас С. Генерал Кутепов. М., 2000; Черкасов-Георгиевский В. Генерал Деникин. Смоленск, 1999; Он же. Вожди белых армий. Смоленск, 2000; Козлов А.И. Генерал Деникин //Генерал Деникин. Симон Петлюра. Ростов н/Д., 2000 и т.д.

24 Русская эмиграция в Манчьжурии: военно-политическая деятельность. Южно-Сахалинск, 1994; Казнина
О.А. Русские в Англии: Русская эмиграция в контексте русско-английских литературных связей в первой
половине XX века. М., 1997; Серапионова Е.П. Российская эмиграция в Чехословацкой республике. 20 -
30-е гг. М., 1995; Кудрякова Е.Б. Российская эмиграция в Великобритании между двумя войнами. М., 1995;
Русская эмиграция в Югославии. М., 1996; Русская эмиграция в Европе, 20-е - 30-е годы XX века. М., 1996;

Ипполитов С.С., Недбаевский В.М., Руденцова Ю.И. Три столицы изгнания: Константинополь, Берлин, Париж. Центры зарубежной России 1920-х - 1930-х гг. М.,1999 и др.

5 Россия и российская эмиграция в воспоминаниях и дневниках: Аннотированный указатель книг, журнальных и газетных публикаций, изданных за рубежом в 1917-1991 гг. В 4-х тт. Т. 1 / Науч. ред. А.Г.Тартаковский, Т.Эммонс, О.В.Будницкий. М.: РОССПЭН, 2003; То же. Т. 2. М.: РОССПЭН, 2004; То же. Т. 3. М.: РОССПЭН, 2004.

26 Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий Русского Зарубежья в библиотеках Москвы
(1917 - 1996 гг.). М.: РОССПЭН, 1999.

27 Фонды Русского Заграничного исторического архива в Праге. Межархивный путеводитель. М.: РОС
СПЭН, 1999.

28 Путеводитель. Том 4. Фонды Государственного архива Российской Федерации по истории белого движе
ния и эмиграции. М.: РОССПЭН, 2004.

29 Путеводитель. Том 5. Личные фонды Государственного архива Российской Федерации (1917-2000). М.:
РОССПЭН, 2001

30 Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века. Энциклопедический биографиче
ский словарь. М.: РОССПЭН, 1997.

31 Российская эмиграция в Турции, Юго-Восточной и Центральной Европе 20-х годов (гражданские бежен
цы, армия, учебные заведения). М.: Геттинген, 1994.

32 Россия в изгнании. Судьбы российских эмигрантов за рубежом. М.: ИВИ РАН, 1999.

33 Русские без Отечества: Очерки антибольшевистской эмиграции 20 - 40-х годов. М.: РГГУ, 2000.

34 Между Россией и Сталиным: Российская эмиграция и Вторая мировая война/ Отв. ред. С.В.Карпенко. М.:
РГГУ, 2004.

35 Русский исход / Отв. ред. Е.М.Миронова. СПб.: Алетейя, 2004. (Русское зарубежье. Источники и исследо
вания).

36 См.: Репников А.В. Консервативная концепция российской государственности. М., 1999; Давиденко А.В.
Эволюция правомонархических концепций политического устройства России. 1900 - 1917. Дисс... канд.
ист. наук. Хабаровск, 2001; Лукьянов М.Н. Российский консерватизм и реформа. 1907 - 1914. Пермь, 2001 и

Александрова А.В. Революция и Белая идея в философских исканиях И.А.Ильина // Белая Россия. Опыт исторической ретроспекции: Мат. междунар. науч. конф. в Севастополе / Отв. ред. А.В.Терещук. СПб-М.: Посев, 2002. (Библиотечка россиеведения. Вып. 7); Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья, М.: РОССПЭН, 1998; Гусев В.А. Проблемы государственного устройства в трудах И.А. Ильина // Социально-политические науки. 1992. № 2/3. С. 72-80; Пайпс Р. Струве: Биография. В 2-х т. М.: Мос.шк.полит.исслед, 2001. Т. 1. Струве: Левый либерал, 1870-1905 / Пер. с англ. А. Цуканова. Т. 2. Струве: Правый либерал, 1905-1944 / Пер. с англ. А. Захарова; Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX века: Н.И.Кареев, П.Б.Струве, И.А.Ильин. Спб.: С.-Петерб. гос. техн. ун-т, 1994.; Зотова З.М. Петр Бернгар-дович Струве: Ист. портр. // Вопросы истории. 1993. № 8. С. 55-72; Струве: К 125-летию со дня рождения: Сб. науч. тр. Спб.: Третья Россия, 1996.

38 Консерватизм и либерализм: Созвучия и диссонансы: Материалы междунар. науч. конф., Пермь, 24 - 26
мая 1995 г.: К 125-летию со дня рождения П.Б.Струве / Сост. и науч. ред. П.Ю.Рахшмир. Пермь: Перм, ун-т,
1995.

39 Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы / Матер, междун. науч. конф. М.: РОССПЭН,
1999.

40 Либеральный консерватизм: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической
конференции. М.: РОССПЭН, 2001.

41 Тимонин Е.И. Исторические судьбы русской эмиграции (1920 - 1945 гг.). Омск: Изд-во СибАДИ, 2000.

42 Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. Ставрополь: Кавказский край, 1992; Назаров М. Миссия рус
ской эмиграции. Т.1. Изд. 2-е, испр. М.: Родник, 1994.

43 Rimsca Н. Der russische Biirgerkrieg und die russische Emigration, 1917 - 1921. Jena, 1924; Rimsca H. RuBland
jenseits der Grenzen 1921 - 1926. Ein Beitrag zur russischen Nachkriegsgeschichte. Jena, 1927.

44 Volkmann H.-E. Die russische Emigration in Deutschland. 1919 - 1929. Wiirzburg, 1966.

45 Williams R. Culture in exile: Russian emigres in Germany. 1881 - 1941. London, 1972.

46 Суомела Ю. Зарубежная Россия. Идейно-политические взгляды русской эмиграции на страницах русской
европейской прессы в 1918-1940 гг. / Авт. перв. с финск. Л.В.Суни. СПб.: ИД "Коло", 2004. (Зарубежные
ученые об истории России).

47 Невалайнен П. Изгои: Российские беженцы в Финляндии 1917-1939 гг. / Сокр. авториз. пер. с фин.
МЛеппя. СПб.: Изд-во "Журнал "Нева", 2003.

48 Политическая история русской эмиграции. 1920-1940 гг.: Документы и материалы: Учеб. пособие / Под
ред. А.Ф. Киселева. М., ВЛАДОС, 1999.

9 Русская военная эмиграция 20-х - 40-х годов: Документы и материалы. Т.1. Так начиналось изгнанье. 1920-1922 гг. Кн. 1. Исход. М.: Гея, 1998; Русская военная эм и фация 20-х - 40-х годов: Документы и материалы. Т.1. Так начиналось изгнанье. 1920-1922 гт. Кн. 2. На чужбине. М.: Гея, 1998; Русская военная эмиг-

рация 20-х - 40-х годов: Документы и материалы. Т.2. Несбывшиеся надежды... 1923 г. М.: Триада-Х, 2001; Русская военная эмиграция 20 - 40-х годов. Документы и материалы. Т.З: Возвращение... 1921-1924 гг. М.: Триада-ф, 2002.

50 Права и свободы человека в программных документах основных политических партий и объединений
России. XX век. М.: РОССПЭН, 2002.

51 Шульгин В.В. Последний очевидец: Мемуары. Очерки. Сны. М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2002.
(Эпохи и судьбы).

52 В настоящее время издательством «Русская книга» опубликовано более 25 книг его работ.

53 Струве П.Б. Избранные сочинения. М.: РОССПЭН, 1999; Струве П.Б. Patnotica: политика, культура, рели
гия, социализм / Сост. В.Н.Жукова и А.П.Полякова; вст. ст. В.Н.Жукова. М.: Республика, 1997. (Мыслители
XX века); Струве П.Б. Patriotica: Россия. Родина. Чужбина / Сост. и статья А.В.Хашковского. СПб.: Изд-во
РХГИ, 2000.

54 Струве П.Б. Дневник политика (1925 - 1935) / Вступ, ст. М.Г.Вандалковской, Н.А.Струве; подг. текста,
коммент., указатели А.Н.Шаханова. М.: Русский путь; Париж: YMCA-Press, 2004.

55 Струве Петр Бернгардович. 1870-1944. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф. Р-
5912,2 оп., 643 ед. хр.

56 Солоневич И. Белая Империя. М.: Изд-во журнала "Москва", 1997; Он же. Наша страна. XX век / Сост.,
вступ, ст. и примеч. М.Б.Смолина. М.: Изд-во журнала "Москва", 2001; Он же. Коммунизм, национал-
социализм и европейская демократия. М.: Москва, 2003; Он же. Народная монархия. М.: Изд-во Эксмо,
2003.

57 См.: Неизвестные письма Д.П. Святополк-Мирского середины 1920-х годов // Диаспора: новые материа
лы. Вып. 2. СПб., Феникс, 2001. С. 365.

58 См.: Тимонин Е.И. Указ. соч. С. 16.

59 Луч света. 1925. № 6. С. 10-11.

60 См.: Сводный каталог периодических и продолжающихся изданий Русского Зарубежья в библиотеках Мо
сквы (1917 - 1996 гг.). М.: РОССПЭН, 1999. С. 376.

Идейно-теоретические представления монархистов. «Белая» идея и ее восприятие правой эмиграцией

Первые годы после окончания белой борьбы были, по признанию самих эмигрантов, «глухим временем, когда большинство патриотической эмиграции еще только начинало духовно оправляться от трагического крушения белых фронтов, было поглощено своим доблестным прошлым и обращено назад».1 В поисках ответа на наболевшие вопросы: как большевикам удалось захватить власть, и кто в этом виноват? Как дальше будет развиваться Россия? - выдвигались самые разные теории и предположения. Не было единого мнения в решении означенных проблем и среди представителей правоконсервативных сил русской эмиграции.

По сути, основная полемика являла собой продолжение дискуссий, возникших в ходе революций начала XX века. Все самооценки делались в рамках теорий, не нашедших себе эффективного и судьбоносного для России применения в горниле революционных потрясений и гражданской войны. Старые споры, вывезенные за границу в эмигрантском багаже, неизбежно накладывали свой отпечаток на дискуссии о судьбе России.2

В 20-30-е годы в зарубежную печать хлынул поток мемуаров, полемических статей, основанных на осмыслении произошедшего в стране. Однако в массе своей данная публицистика сводилась лишь к объяснению известных событий с явным оттенком субъективности. Атмосферу этого всеобщего поиска «правды» довольно точно отразил И.Л. Солоневич, писавший о том, «что люди жонглируют фразами, которые не имеют ровно никакого содержания - фразами героическими, демократическими, монархическими или республиканскими, совершенно не интересуясь ни тем, какому именно русскому явлению соответствуют эти фразы, ни тем более тем, какое именно впечатление они произведут на Россию».3

Осмысление февральско-октябрьских событий 1917 года стало основополагающей проблемой российской эмиграции. Решение ее предопределяло позицию каждого эмигранта, его политическое кредо, его отношение к политическим событиям, происходившим в России. Одни считали революцию исторически неизбежной, другие смотрели на нее как на «историческую катастрофу». В поисках объяснения причин революционных потрясений нельзя, пожалуй, не согласиться с Солоневичем, который полагал, что русскую революцию, возникшую из чрезвычайно сложного узла событий, невозможно объяснить ни одной теорией. По его мнению, революцию обусловили: культурно-техническая отсталость страны, ее постоянное военно-стратегическое расширение, несколько неудачных войн подряд, «мировое еврейство» и, наконец, «вековой спор между тремя основными силами внутри русской жизни: монархией, дворянством и народом».

В своей работе «Великая фальшивка Февраля» И.Л. Солоневич дал детальное объяснение февральским событиям 1917 года. Его рассуждения базировались на достаточно смелом заявлении, «что в феврале 1917 года никакой революции в России не было вообще: был дворцовый заговор»6 отдельных групп земельной, денежной и военной знати. Отсюда Февраль в России характеризовался им как правый переворот, подготовленный с целью изоляции Царя от армии и от «массы». «Это почти классический случай военно-дворцового переворота, уже потом переросшего в март, июль, октябрь и т.д.». Главную роль в нем играл генералитет. Левые в перевороте решающей роли не играли. Не принимал в нем участие и «народ».

Размышляя над причинами февральской трагедии, И.Л. Солоневич делал акцент на социальном факторе. Предреволюционная Россия, по его мнению, находилась в своеобразном социальном тупике: когда новые слои, энергичные, талантливые, крепкие, хозяйственные пробивались к жизни и к власти, на их пути стоял правящий слой, который уже выродился во всех смыслах, даже в физическом.8 В результате «на этом отрезке исторического времени скрестились две несовместимые линии развития: безусловная необходимость для страны сменить свой правящий слой и такая же невозможность менять его во время войны и подготовки к войне.

Модели государственного устройства

Осмысление трагического опыта русской революции и гражданской войны явилось важной, но не единственной темой обсуждений для представителей монархической эмиграции. Одной из ведущих проблем русского Зарубежья стала разработка вопроса о путях вывода России из кризиса, перспективах и возможностях ее национального возрождения. Размышление над проблемой обусловило создание консервативной модели государственного устройства постбольшевистской России, нашедшей свое выражение в программных документах монархических партий и движений.

Теоретическую базу проектов политических преобразований будущего Российского государства составили воззрения мыслителей консервативного направления И.А. Ильина, П.Б. Струве, И.Л. Солоневича, В.В. Шульгина и др. Анализ представленных концепций позволяет выявить среди них общую идеологическую основу, выразившуюся в появлении идеи обновленного монархизма. Эта идея являлась свидетельством определенной переоценки ценностей, происходившей в среде монархистов, их стремления выжить, видоизмениться, приспособиться к новой обстановке. Именно с таких позиций характеризовалось монархическое движение в эмиграции, объявившее себя не классовым, а национальным движением, не реакционным, а глубоко прогрессивным, зовущим «народ, страну и государство на путь эволюционного, т.е. прогрессивного развития, ... к исправлению глубочайшей ... ошибки русской истории».1 Представители правого крыла эмиграции вынуждены были признать, что, определяя дальнейшие пути национального развития России, необходимо считаться не только с опытом прошлого, но и со сложившимися современными условиями. «Если эмигранты вообще хотят сыграть еще какую-нибудь политическую роль, то им приходится выставлять не прежние идеи, а постараться разобраться в настоящем и принять за отправную точку те условия и настроения, которые ныне существуют в России», - отмечала эмигрантская газета «Луч».2 Более лаконично эту мысль выразил И.Л. Солоневич: «Мы должны дать некий синтез национальности с современностью».3

Однако при всем единодушии в определении основ будущей государственной власти в России, построение конкретной модели государственного устройства вызывало в консервативной среде острые противоречия. Этот факт имел прямую взаимосвязь со сложной дифференциацией русского зарубежного монархизма.

Сложность политических коллизий внутри правоконсервативного лагеря определялась серьезными теоретическими расхождениями по проблемам государственного устройства постбольшевистской России: о форме монархической власти (самодержавная, конституционная, парламентарная); о способе установления монархического правления (Учредительное собрание, Земский Собор, диктатура); о форме будущего народного представительства (Государственная Дума или Земский Собор); о процедуре избрания представительных органов власти; об организации власти на местах и др.

Признавая проблематичность однозначного решения поставленных вопросов, съезд в Рейхенгалле отметил: «В каком виде должна быть восстановлена Монархия, в какой мере должны быть привлечены к управлению народные представители, в каком объеме необходимы реформы, это подробности, о которых могут существовать разные мнения».4

Рейхенгалльский съезд 1921 г. явился первым эмигрантским монархическим форумом, поставившим своей целью сгладить разногласия и противоречия в монархической среде, прежде всего, в вопросе будущего государственно-политического устройства. Докладчики, поднимавшиеся на трибуну, представляли перед собравшимися различные проекты «восстановления государства Российского». Так, бывший кадет A.M. Масленников доказывал, что восстановление возможно только посредством возвращения к монархическому образу правления «под скипетром Романовых».

Национальный вопрос

Революционный процесс 1917 г. в России привел к распаду империи и положил начало процессу образования на ее территории национальных государств. Решающие шаги на пути «разбрасывания камней» были сделаны большевиками, выступившими за предоставление нациям права на самоопределение вплоть до отделения и формирования самостоятельных государственных образований. Альтернативу национальной политике большевиков составило Белое движение, сплотившее вокруг себя все консервативные элементы российского общества. В качестве идеи, способной объединить антибольшевистские силы, выдвигался лозунг сохранения Великой единой и неделимой России с ее статусом мировой державы. Таким образом, по сути, политическая платформа Белого движения в области решения национального вопроса повторяла политику царской администрации, с одним дополнением: национальностям, проживавшим на территории империи, предлагалось предоставить широкую автономию, которая ставилась в зависимость от вклада, внесенного в борьбу с большевиками.1

В условиях Гражданской войны противники Советов так и не смогли представить на суд общественности продуманной системы государственного устройства, которая могла бы лечь в основу государственной власти на освобождавшихся от Красной Армии территориях, а в перспективе - и на всей территории страны. Решение национального вопроса в этой ситуации не считалось первостепенным. Лишь после поражения генерала Врангеля, когда русские изгнанники вплотную занялись выяснением причин краха Белого движения и распада страны, национальный вопрос стал предметом обсуждения.2

На первый взгляд, основные подходы к решению национальных проблем не изменились: они рассматривались на платформе национализма, шовинизма, антисемитизма. Однако консервативная политика в области национальных отношений за рубежом приобрела явные отличия от политики, проводимой в дореволюционной России. На это обращали внимание идеологи эмигрантского консерватизма. «Мы утверждаем русский национализм, инстинктивный и духовный, исповедуем его и возводим его к Богу»,3 - писал И.А. Ильин. «Мы «за» «здоровый национализм», национализм как любовь к своей нации, - продолжал И.Л. Солоневич. - Национализм может быть только прогрессивным. Реакционный национализм - это нелепица, это тот национализм, который постарается обеспечить своей нации всякое отставание и вести ее ко всяческим поражениям — и во вне, и внутри».

П.Б. Струве подчеркивал, что решение национальных вопросов может быть основано только на моральных и политических принципах, и не должно зависеть от чувств.5 Он придавал особое значение национальным отношениям в государстве, считая, что «своей высшей мистичности государственное начало достигает именно тогда, когда оно сплетается и срастается с национальным». Эти две силы, государство и нация, для того, чтобы повернуть судьбы народов, должны найти одна другую и действовать в полном союзе.6

В своих представлениях национально-государственного устройства монархисты опирались на воспоминания о былом величии России. И в этом нет ничего предосудительного: люди, воспитанные на идее русской государственности, не могли в одночасье свыкнуться с тем, что прежней России больше нет. Поэтому добровольный отказ от лозунга - мировоззрения «Единая и Неделимая» означал не только военное поражение, но и крах жизненных идеалов. Однако этот лозунг вовсе не призывал к «России для русских». Восстановление России в ее прежних границах рассматривалось как условие возвращения ею статуса великой державы, способной заставить с собой считаться.

Похожие диссертации на Идеология и программа монархического движения русской эмиграции