Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века Бадахова Ирина Тельмановна

Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века
<
Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бадахова Ирина Тельмановна. Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Бадахова Ирина Тельмановна; [Место защиты: Пятигор. гос. технол. ун-т].- Карачаевск, 2009.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/567

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - общественно-политический, государственный деятель и публицист 18

1.1. Биографические сведения об Исламе Хубиеве 18

1.2. Ислам Хубиев - известный политический деятель 20-30-х годов XX в 36

1.3. Ислам Карачайлы - первый профессиональный карачаевский журналист 54

Глава 2. Творческая деятельность Ислама Хубиева (Карачайлы) 71

2.1. Прозаик и литературовед 71

2.2. Литературный критик и кинокритик 84

2.3. Научная деятельность Ислама Хубиева 97

Заключение - 119

Примечания 125

Список использованных источников и литературы..140

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью изучения не только биографических сведений, но общественной, государственно-политической и публицистической деятельности первого карачаевского журналиста и видного представителя горской интеллигенции Ислама Абдул-Керимовича Хубиева (Карачайлы), которая до сих пор не была предметом специального исследования. Интерес к исследованию этой проблемы возрос в постсоветский период, так как открылись ранее недоступные для исследователей архивные фонды, изменилось в лучшую сторону былое предвзятое отношение к карачаевскому народу, его истории, культуре и представителям интеллигенции, которые сталинским тоталитарным режимом были отнесены к «чуждым элементам» общества, коим явился и Ислам Карачайлы.

До сих пор жизнь и творчество Ислама Хубиева абсолютно не изучены и не получили должной оценки, отношение к нему и его общественной деятельности менялось в зависимости от политической конъюнктуры. Многие десятилетия имя его, как «врага народа», было предано забвению. Позже авторы статей об Исламе Карачайлы стали представлять его «апологетом большевизма». Обе оценки не отражают истины. В этих условиях очень важно на основе объективного анализа литературных и научных источников, его собственных статей, архивных данных рассмотреть жизнь и деятельность Ислама Хубиева во всех ракурсах.

Ислам Хубиев был в числе тех, кто стоял у истоков становления государственности народов Карачаево-Черкесии и Северного Кавказа.

Изучение публицистики Ислама Хубиева представляет большой интерес как в понимании проблематики этого периода, так и в уяснении мировоззрения одного из видных представителей горской интеллигенции 20-30-х годов XX века.

Работа строится под углом выявления своеобразия нравственных поисков Ислама Карачайлы, определения его роли как писателя и публициста в литературном процессе, в государственной и общественной жизни Карачаево-Черкесии. В ней подчеркнута национальная самобытность статей и произведений Ислама Хубиева, который сумел выработать свой стиль и яркую творческую индивидуальность.

История развития карачаевского народа, формирование карачаевской, да и всей горской интеллигенции, остро нуждается в системном, комплексном исследовании, особенно в начале XX века; в данном смысле это диссертационное исследование является первым шагом.

Диссертационная работа заполняет существенный пробел в историографии карачаевского народа - одного из коренных народов Северного Кавказа. Она также будет полезна для тех, кто интересуется историей культуры, просвещения, литературы, журналистики карачаевского народа до и после Октябрьской революции 1917 года.

Степень научной разработанности проблемы. Комплекс проблем, связанных с историей становления карачаевской интеллигенции и ее представителей в целом, Ислама Хубиева (Карачайлы) в частности, специально не рассматривался в полной мере исторической литературой в свете различных причин, но нельзя говорить о том, что этот вопрос вообще не изучался.

В середине 20-х годов кроме публикации нескольких фотографий в «Горской жизни» и «Революции и горце», а также дружеского шаржа в газете «Советский Юг»,1 в двадцатые годы о творчестве Ислама Карачайлы больше не писалось.

В 1931 году печатается статья А.В.Луначарского в «Литературной энциклопедии» о нем, как о литературном и кинокритике," которая не затрагивает другие стороны жизни и деятельности Ислама Карачайлы.

1 Советский Юг. - 1924. - № 2.

2 Литературная энциклопедия. T.6. - 1931.-С. 119-120.

Попав под репрессивный каток тоталитарного режима в конце 30-х годов, Ислам Карачайлы был вычеркнут из списков и живых, и мертвых. Только в 60-е годы, после восстановления его доброго имени, после его посмертной реабилитации, которой добилась его жена С.А. Хубиева, имя Ислама Хубиева стало появляться в общем контексте литературоведческих и исторических исследований. Лишь в середине 70-х годов удалось добиться перемен в отношении к его наследию.

С жизнью и творчеством Ислама Хубиева вкратце знакомит читателя книга А.М.Урусовой «Воспоминания о современниках»,3 изданная в Черкесске в 1975 году на карачаевском языке. Сведения, полученные из этой книги, также не дают целостной картины всей его многообразной деятельности.

В 1976 году в связи с 80-летием со дня рождения Ислама Карачайлы в г.Черкесске прошла научно-теоретическая конференция. В материалах конференции впервые была сделана попытка, осветить высокую гражданскую значимость творческого наследия Ислама Хубиева, актуальность разработки многих тем из его творчества, в частности, современное звучание ряда статей в борьбе с вредными бытовыми пережитками и религиозными воззрениями. При этом материалы конференции носят поверхностный характер, не раскрывается его вклад в журналистику как первого профессионального карачаевского публициста.

В Карачаево-Черкесском отделении Ставропольского книжного издательства в г.Черкесске в 1984 году выходит книга, составленная Р.С.-Б. Лайпановым и И.М. Шамановым, «Ислам Карачайлы», в которую вошли краткая библиографическая справка об Исламе Хубиеве, также его избранные статьи и очерки.4 Однако указанные авторы, в силу разных причин, дальше составления неполной биографии и публикации некоторой части его произведений не пошли. Но надо признать, что основными

3 Орусланы Аминат. Ёмюр танышланы сагъыныу (Воспоминания о современниках). - Черкесск: Карачаево-
Черкесское отделение Ставропольского кн.изд-ва, 1975.

4 Хубиев И.А.-К. Статьи и очерки. - Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского кн. изд-ва,
1984.

биографами Ислама Карачайлы являются именно И.М. Шаманов и Р.С.-Б. Лайпанов.

В те дни доктор филологических наук Л.П. Егорова писала: «В свете задач, поставленных XXV съездом КПСС в области коммунистического воспитания и партийных документов об охране культурных ценностей, возникает настоятельная необходимость собирания и обстоятельного критического анализа наследия И. Хубиева в полном его объеме.... Настала, видимо, пора изучить избранные статьи и высказывания Ислама Хубиева. Все лучшее, что создано талантливым литератором, сегодня служит воспитанию нового человека, новым взаимоотношениям между людьми».5 При этом работа Л.П. Егоровой общественную и государственную деятельность не освещает. Хотелось бы также отметить, что именно КПСС и запретила изучать жизнь и деятельность И. Хубиева, якобы политически вредного элемента.

Есть упоминания о И.А.-К. Хубиеве (Карачайлы) как историке и публицисте рядом с именами общественных деятелей Адыгеи, Кабарды и Балкарии, Карачая и Черкесии, которых «объединяла идея необходимости приобщения горцев к русской культуре на позициях просветительства» в книге «История народов Северного Кавказа (конец XVIIlB.-1917r.)».6,

Отдельную главу посвятила Исламу Хубиеву СБ. Узденова в своей книге «Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (1917-1991)», которая также дает его краткую биографию, рассматривает его как публициста и прозаика. При этом не упоминается его государственная деятельность ни при белогвардейцах, ни при советской власти.

В 1996 году в г. Нальчике выходит в свет сборник «Карачаево-балкарские деятели культуры к. XIX-H. XX вв.» в 2-х томах, где во 2-ом томе содержится краткая характеристика жизни и деятельности Ислама

5 Ас - Алан. - 2002. - №3(8).

6 История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. - 1917 г.). - М.: Наука, 1988. - С. 528-529.

7 Узденова СБ. Народное образование и педагогическая мысль в Карачае и Черкесии (1917-1991). -
Пятигорск, 1997. - С- 120-122

Карачайлы и несколько избранных сочинений, а в общественно-политической газете «День республики» выходит короткая статья М. Джанкезова «Читая Ислама Карачайлы». Он писал, что мало просто читать Ислама Хубиева Карачайлы, надо уметь читать его и делать это, не впадая в крайности, то есть не отмахиваясь от классового подхода в его работах, а также не восторгаясь оным, «надо читать произведения Ислама Хубиева, принимая во внимание условия, в которых они написаны, представляя себе весь тогдашний общественно-политический фон».9 Однако все вышеуказанные литературные источники и публикации были небольшие по объему, тему полностью не раскрывали, носили эпизодический характер.

В учебнике-хрестоматии карачаевской литературы для 8 класса приводится краткая биография и рассказ И. Хубиева «Женитьба Хасана».10

Позже, в 1999 году Карачаево-Черкесский государственный педагогический институт проводит научную конференцию, посвященную 100-летию со дня рождения Ислама Хубиева, под руководством ректора, доктора исторических наук, профессора Койчуева Аскербия Дагировича, который выступил с основным докладом п и стал ответственным редактором сборника «Ислам Карачайлы и современность», составленного по материалам конференции. В книге были опубликованы 38 избранных произведений

Ислама Карачайлы. " Тогда же была открыта и установлена мемориальная доска Хубиеву Исламу (Карачайлы) перед входом в главный корпус ныне Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева.

С 2002 года в ежеквартальном массовом журнале «Ас - Алан» началась публикация трудов Ислама Карачайлы и воспоминания о нем его современников, любезно предоставленные Ибрагимом Шамановым и Раши-

Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX - начала XX в. Избранное в двух томах / Сост., преднсл. и комм. Т.Ш. Биттировой. - Нальчик: Эльбрус, 1996. - T.2.

9 День республики. - 1996. - № 23. - 24 октября.- С. 3.

10 Хубиев М.А., Суюнчев А.А. и др. Карачаевская литература для 8 класса. - Черкесск, 1998.

11 Койчуев А.Д. 100 лет со дня рождения Ислама Карачайлы, общественного деятеля, журналиста, кино- и
литературного критика, писателя и ученого // Ислам Карачайлы и современность: материалы научной
конференции.-Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999.-С. 10-22.

12 Ислам Карачайлы и современность: материалы научной конференции. - Карачаевск: Изд-во КЧГПУ, 1999.

8 дом Лайпановым,13 но публикации в дальнейшем не получили продолжения, материал перестал поступать в редакцию журнала.

В 2007 году вышла в свет книга доктора филологических наук, профессора СГУ, автора многих монографий и статей Людмилы Петровны Егоровой «Русские писатели на Кавказе»,14 где в своем очерке о М. Горьком она приводит много архивных материалов, среди которых особое место занимает письмо карачаевского публициста, литературного критика, руководителя Карачаево-Черкесской ассоциации писателей Ислама Хубиева (Карачайлы), адресованное в 1928 году великому пролетарскому писателю. И снова в ее работе деятельность Ислам Карачайлы не показана полностью, не раскрыта со всех сторон.

Надо отметить, что ряд исследователей, кроме вышеперечисленных, также внесли свой вклад в оценку жизни, творчества и государственной деятельности Ислама Карачайлы множеством своих статей. Это Е. Кабо-ченко,ь С.Д. Мастепанов,16 А.И. Караева,17 Л.А. Борлакова,18 Т.Ш. Битти-рова,19 Т.Б. Шаханов,20 З.К. Лайпанова,21 Т.А. Чанкаева,22 СМ. Акачиева23 и др. Есть много упоминаний об Исламе Хубиеве и о его семье, жене и дочери в книге СУ. Алиевой, посвященной ее отцу Умару Баблашевичу Алиеву, «Я

13 Ас - Алан. - 2002. - №3(8).

14 Егорова Л.П. Русские писатели на Кавказе. - Ставрополь, 2007.

15 Кабаченко Е. Ислам Карачайлы // Ставрополье. Литературно-художественный альманах Ставропольского
краевого отделения Союза писателей РСФСР. - Ставрополь, 1966. - №4.

1 Мастепанов С.Д. Воспоминания об Исламе Карачайлы (Исламе Хубиеве) // Ас-Алан. - 2002. - №3(8). - С. 81.

17 Караева А.И. Становление карачаевской литературы. - Черкесск, 1963.

18 Борлакова Л.А. Роль Ислама Карачайлы в становлении и развитии карачаевской журналистики //
Литература народов Северного Кавказа: художественные и методологические проблемы изучения: тезисы
докладов. - Карачаевск: КЧГПУ, 1999. - С. 38-39.

19 Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX - начала XX в. Избранное. В 2-х т. / Сост., предисл. и
комм. Т.Ш. Биттировой. - Нальчик: Эльбрус, 1993. -Т. 1. - С. 262.

20 Шаханов Т.Б. Записки краеведа. Воспоминания, очерки, статьи, эссе. - Нальчик. Изд-во «Эльбрус», 2004. -
С.12-13.

21 Лайпанова З.К. Просветители Карачая и Балкарии. - Черкесск: Изд-во КНИИ, 2008.

22 Чанкаева T.A. И. Хубиев - у истоков карачаевской литературы // Ислам Карачайлы и современность:
материалы научной конференции. - Карачаевск: КЧГПУ, 1999. - С. 56-62.

23 Акачиева СМ. Сердцебиение прошлых лет: 100 лет со дня рождения Ислама Карачайлы // Заман. -
Нальчик, 1996. - 23 мая.; Из истории карачаево-балкарской литературной критики (Ислам Хубиев,
Карачайлы) // Алиевские чтения. Науч. сессия преп. и аспир. ун-та. Тез. док. В 2 ч. 17-19 апр. - Карачаевск:
КЧГПУ, 1996. - Ч.П. - С. 57-59.; Литературные места: Карат-Джурт (К творческому портрету Ислама
Хубиева (Карачайлы) // Человек и вселенная. - 2005. - № 10(53). - С. 7-11.

9 сын твой, Теберда».24 Общим недостатком этих работ является то, что авторы в небольших по объему публикациях рассматривают ту или иную сторону деятельности Ислама Карачайлы, нет всестороннего подхода к его биографии и общественно-политической и творческой деятельности.

Есть также краткие упоминания об Исламе Карачайлы как об авторе первого рассказа («Женитьба Хасана») в карачаевской литературе в диссертационных исследованиях разных авторов.

Вот весь перечень информации об Исламе Хубиеве (Карачайлы) и его творчестве, которой мы обладали до сих пор и которая остается неизвестной и крайне малодоступной для широкого круга читателей. Также нет до сих пор специальных работ, посвященных историографии трудов Ислама Абдул-Керимовича Хубиева (Карачайлы).

Отсутствие цельного исследования творческой и государственной деятельности Ислама Хубиева (Карачайлы) как качественно нового этапа в карачаевской литературе и истории народов Карачаево-Черкесии обуславливает необходимость создания специальной монографической работы. Данный диссертационный труд может рассматриваться как одна из первых попыток в решении такой задачи.

Объектом исследования диссертации является жизнь, творчество, государственная и общественно-политическая деятельность одного из видных деятелей творческой интеллигенции Северного Кавказа Ислама Хубиева (Карачайлы) в 20-30-х годах XX века.

Предметом исследования выступают источниковедческие лакуны в освещении жизни и деятельности (журналистской,' научной, государственной и т.д.) И.А.-К. Хубиева, а на примере этого крупного деятеля той поры - роли культурной среды, идеологических установок, политического режима 1920-

24 Алиева СУ. Я сын твой, Теберда. - М.: ГУ МДН, 2006. - С. 20, 59-64, 107, 204,206.

25 Караева А.И. Становление карачаевской литературы: дис. ... канд. филолог, наук / Академия наук СССР.
Институт мировой литературы имени A.M. Горького. - Москва, 1963.; Биттнрова Т.Ш. Духовно-культурные
основы карачаево-балкарской литературы: дис. ... док-pa филолог, наук. - Махачкала, 1999.; Дотдаев Р.Д.
Становление и развитие культуры карачаевцев в дооктябрьский период (XIV- начало XX в.): дис. ... канд.
ист. наук. - Пятигорск, 2003.; Абайханова Л.К. Состояние и развитие культуры карачаевского народа в '
советский период (1920-1991гг.): дис. ... канд. ист. наук. - Пятигорск, 2005.

10 1930-х гг. в становлении общественной мысли народов Северного Кавказа, региональной прослойки отечественных публицистов и первого советского поколения национальной интеллигенции, с помощью скрупулезного изучения и анализа его архивно-следственного дела, его публикаций и различных документальных источников. '

Хронологические рамки исследования охватывают в основном конец XIX - середину XX вв. (1896-1918 гг.), которые рассматриваются как временной отрезок становления сознания и мировоззрения будущего публициста и революционера. Изучается период жизни с 1918 года, когда Ислам Хубиев сначала при белогвардейцах, затем при советской власти активно включился в государственную, общественно-политическую деятельность, анализируется его публицистская, редакторская и научная работа. Ислам Хубиев в 1937 году был репрессирован, в 1938 году был расстрелян. Далее раскрываются материалы постановления Ставропольского краевого суда от 12 марта 1957 года о перепроверке его следственного дела, установившей, что он осужден по сфальсифицированным материалам, а в 1961 году Ставропольским краевым комитетом КПСС было решено с Ислама Хубиева снять все обвинения и реабилитировать посмертно в партийном отношении.

Территориальные рамки исследования определяются этнической родиной карачаевцев, территорией современной Карачаево-Черкесской республики, местами государственной, общественной и творческой работы Ислама Хубиева (Карачайлы) - города Пятигорск, Кисловодск, Ставрополь, Ростов-на-Дону, Москва.

Цель работы заключается в комплексном исследовании биографии, творческой, государственной и общественно-политической деятельности представителя карачаевской интеллигенции начала XX века Ислама Хубиева (Карачайлы), в раскрытии влияния русской и советской культуры на его сознание и мировоззрение.

Для достижения поставленной; цели в диссертационном исследовании предполагается решить следующие задачи:.

проанализировать культурно-исторические условия формирования: личности; Ислама Хубиева;

наоснове изучения исторических фактов определить этапы формирования его личности, эволюцию взглядов на проблемы истории, жизни, и быта горских народов, образования и просвещения, культуры, которые он объективно и грамотно.освещал в своих публикациях;;

показать роль, и; существенный вклад Ислама Карачайлы в развитие журналистики;

определить значимость и актуальность оставленного им? творческого наследия в наши дни;: '

оценить вклад" Ислама Хубиева в становление и развитие карачаевской литературы и языка;

подвергнуть анализу государственную, общественно-политическую, научную и публицистическую деятельность: Ислама Карачайлы для определения значимости личности автора для того периода и современности;

разработать историографию проблемы.

Теоретико-методологическая база исследования. Основными теоретико-методическими принципами диссертационного исследования являются историзм, объективность, системность научного анализа событий и фактов, критический подход к, материалам архивов и другим источникам, которые дали возможность избежать субъективизма, одностороннего подхода. Раскрытию темы исследования способствовал целый ряд общенаучных методов. Особенно активно использовались метод причинно-следственных связей, сравнительно-исторический, и логический методы исследования. Они дали возможность изучить как общие, так и частные закономерности формирования мировоззрения выдающегося политика и публициста Ислама Хубиева в период различных политических трансформаций в нашем, государстве. Проблемно-хронологический метод исследования

12 позволил определить время, условия и эволюцию творческого развития Ислама Карачайлы.

Принцип объективности дал возможность исключения предвзятого отношения к объекту исследования, конкретного показа фактов и событий, анализа имеющегося материала, сделать логические выводы и обобщения. Принцип историзма сделал возможным рассмотрение жизни и деятельности Ислама Хубиева (Карачайлы) в конкретных условиях развития российского государства, а принцип системности позволил рассмотреть этот процесс не как изолированное явление, а в причинно-следственной взаимосвязи конкретных исторических условий с политикой, экономикой и культурой государства, конкретного народа и т.д. Проблемно-хронологический метод дал возможность правильно распределить материал по разделам диссертации.

Комплексное и последовательное использование перечисленных выше методов 'способствовало созданию целостной и объективной картиньг жизнедеятельности Ислама Хубиева (Карачайлы) как видного государственного и общественно-политического деятеля, историка, литератора и первого карачаевского профессионального журналиста.

Источниковую базу исследования составили материалы федеральных и региональных архивов, сборники документов,26 биографический словарь,27 справочная литература, документальные публикации как самого Ислама Хубиева, так и других авторов о нем, данные периодической печати.

В работе использовался материал, полученный из архивов: Центр документации новейшей истории Ростовской области (ГУ ЦДНИРО): Ф.7 -Северокавказский крайком ВКП(б); Центр документации общественных

26 Ислам Карачайлы. Просветитель е его семья. Сборник документов / Сост. Р.Т. Хатуев, И.М. Шаманов. -
Черкесск: И КО «Аланский Эрмитаж», 2009.; Глагол будущего: философские педагогические, литературно-
критические сочинения Я.М. Неверова и речевое поведение воспитанников Ставропольской губернской
гимназии середины XIX века / Под. ред. К.Э. Штайна. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006.

27 Известные люди Карачаево-Черкесии. Биографический словарь / Сост. К.С.-Б. Урусов, Р.Т. Хатуев. -
Черкесск, 1997.

28 Сборник научного общества этнографии, языка и литературы при Горском педагогическом институте. Т.
1. - Владикавказ, 1929.; Справочник по народному хозяйству и культуре Карачаевской автономной области.
-Пятигорск, 1939.

13 движений и партий Карачаево-Черкесской республики (РГУ ЦДОДП КЧР): Ф. 1 - Карачаево-Черкесский обком КПСС, Ф. п-45 - Карачаевский обком ВКП(б), Ф. 264 - Первичная организация КПСС исполкома Малакарачаев-ского райсовета депутатов трудящихся, Ф. 347 - РГУ «Центр документации общественных движений и партий КЧР»; Государственный архив Карачаево-Черкесской республики (ГА КЧР): Ф. Р-40 - Учкуланский аульный революционный комитет Баталпашинского отдела Кубано-Черноморской области, Ф. Р-307 - Исполком Карачаевского областного Совета депутатов трудящихся; Архив Карачаевского научно-исследовательского института (КНИИ): Ф. 11 - Персоналии, Ф. 12 - Фамилии.

В диссертационном исследовании использованы также имеющие определенную научную ценность воспоминания об Исламе Хубиеве известных карачаево-балкарских писателей и его современников.

Научная новизна исследования и личный вклад автора заключается в том, что:

впервые проведено комплексное исследование жизни и деятельности одного из ведущих представителей горской интеллигенции Юга России, основоположника современной политической публицистики горских народов Верхней Кубани, родоначальника профессиональной журналистики Карачаево-Черкесии;

выявлена и изучена основная масса его прижизненных публикаций, большинство из которых не переиздавалось в последние 70-80 лет;

впервые раскрывается журналистско-литературный и научный вклад И.А.-К. Хубиева в культурное развитие коренных народов Верхней Кубани;

дана первая в практике исследований периода НЭПа в Карачаево-Черкесии оценка роли местных публицистов (в т.ч. и на примере рассматриваемого фигуранта) в общественно-политической жизни региона;

Шаханов Т.Б. Записки краеведа. Воспоминания, очерки, статьи, эссе. - Нальчик: Изд-во «Эльбрус», 2004.; Орусланы Аминат. Ёмюр танышланы сагьыны. (Воспоминания о современниках). - Черкесск: Карачаево-Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства, 1975. 30 Мастепанов С.Д. Воспоминания об Исламе Карачайлы (Исламе Хубиеве). - М., 2002,

- обнаружен и вводится в научный оборот массив архивных документов, а
также материалов периодической печати 1920-1930-х гг.;

- дополняются, уточняются, корректируются и, при необходимости,
пересматриваются не только биографические данные, но и оценочные
положения, устоявшиеся в период доминирования коммунистической
идеологии и господства партийно-политической цензуры.

С учетом полученных результатов диссертационного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. В рассматриваемый период (1920-1930-е гг.) наиболее крупные
представители национальной интеллигенции, к числу которых принадлежал
И.А.-К. Хубиев, всегда включались в прослойку правящей элиты, играя
существенную роль в органах государственной власти, в т.ч. и в
региональной политической системе.

  1. Сравнительно немногочисленной прослойке горских публицистов (к которой относился и И.А.-К. Хубиев) в регионах Северного Кавказа государством отводились наиболее значимые функции, в т.ч. ведущая роль в адаптации идейных, политических и социальных установок советского строя к специфическим условиям горско-мусульманской среды, в конечном счете -в легитимации нового политического режима.

  2. Деятельность И.А.-А. Хубиева, а также лиц, с которыми его свела общественно-политическая деятельность и судьбы которых затронуты в настоящем исследовании, показывают, что в ту пору журналистская деятельность фактически выступала разновидностью государственной службы. Это проистекает из того, что в рассматриваемые годы независимой прессы, по сути, не существовало, весь процесс подготовки и расстановки кадров, формирования редакционных коллективов, редакционная политика целиком находился в руках правящих, партийно-советских структур.

4. Анализ жизни и деятельности И. Хубиева, его профессионального круга,
товарищей по органам власти показывает, что на этапе становления
советского строя (1920-е гг.) в региональной элите Карачаево-Черкесии

15 основное место занимали представители влиятельных фамилий, социально благополучных семей, а не сельского пролетариата. Иными словами, имело место существенное различие между официальными лозунгами за власть бедноты и реалиями горской жизни раннего периода советской истории.

  1. Творчество И. Хубиева позволяет проследить развитие общественной мысли горских народов в данный период, ее эволюцию от либерально-демократических воззрений к радикально-социалистическим (марксистско-ленинским), обусловленность такой эволюции политическими успехами большевистского режима на обширных пространствах Советского Союза, в т.ч. и его «национальных регионах».

  2. Искренняя убежденность значительной части творческой интеллигенции в правоте исповедуемых ею идей, допущение того, что для построения справедливого общества «героическое требует жертв» (И. Хубиев), составляли трагическое противоречие ее собственным гуманистическим убеждениям. Объективно это делало горскую интеллигенцию соучастницей политики властей, приводившей к жертвам и потрясениям.

  3. В то же время, как показывает деятельность И. Хубиева, именно горская интеллигенция оставалась наиболее надежной и, видимо, единственной хранительницей и защитницей культурного наследия своего народа в условиях, когда правящий режим стремился к культурному нивелированию наций и народностей СССР (характерный упрек И. Хубиева в адрес многих деятелей в том, что они игнорируют родной, язык, развитие родной литературы).

  4. Основная часть ведущих карачаевских публицистов в 1920- нач.1930-хх гг. в творческом отношении была русскоязычной (И. Хубиев, И. Тамбиев, У. Алиев и др.). С одной стороны, это обуславливалось слабостью, зачаточным характером национальной прессы, а с другой - тем, что наиболее крупные публицисты переехали за пределы региона.

  5. Анализ фигуры И. Хубиева показывает, что практически все крупные публицисты Карачая того времени были одновременно деятелями культуры и

научными работниками, которые заложили основы современных исследований в области фольклористики, этнической истории, социогенеза, краеведения, литературоведения, лингвистики и др. Многогранность в деятельности первого поколения горской интеллигенции обуславливалась не только ее одаренностью, но и тем, что все эти сферы науки в ту пору были неисследованными.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена актуальностью и остротой рассматриваемой проблемы, новизной научных результатов, также во введении в научный оборот новых архивных материалов и в осуществлении комплексного анализа деятельности одного из видных представителей горской интеллигенции 20-30-х годов XX века Ислама Хубиева (Карачайлы).

Практическая ценность исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы при разработке курса лекций и спецкурсов по истории и культуре народов Карачаево-Черкесской республики, Северного Кавказа в общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях, окажут значительную помощь преподавателям и студентам филологического, журналистского и исторического факультетов. Материалы диссертации могут быть полезны для использования в целом ряде отраслей научного знания: истории, культурологии, политологии, языкознании, филологии и журналистике.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры Отечественной истории Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева.

Основные положения диссертационного исследования докладывались автором на научных сессиях КЧГУ «Алиевские чтения», на Всероссийской научной конференции «Нравственное воспитание на рубеже тысячелетий: проблемы, поиски, решения», проведенной на базе КЧГУ в 2004 году. Публиковались статьи в «Вестнике КЧГУ», журналах «Исторические этюды

17 КЧГУ», «Научные труды ПГТУ», в научно-теоретическом журнале «Научные проблемы гуманитарных исследований» в г. Пятигорске. По результатам исследования опубликовано восемь научных статей, общим объемам 2,7 п.л.

Структура диссертации. Предмет, цели и задачи исследования определили структуру диссертации. Она состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы.

Биографические сведения об Исламе Хубиеве

Во второй половине XIX - начале XX века проходил процесс формирования карачаево-балкарской интеллигенции.

К началу XIX века карачаево-балкарцы были давно уже не бесписьменным народом. Просвещение этого времени было неразрывно связано с именами религиозных деятелей. Одним из них был Кючюк Байрамуков (1780-1850), получивший образование в Османской империи, с именем которого многие исследователи связывают зарождение национальной литературы.

Одним из прогрессивных моментов вхождения карачаево-балкарского народа в состав России являлось его приобщение к достижениям европейской культуры, важнейшим элементом которой являлось народное просвещение.

Первая карачаевская светская школа - Учкуланское одноклассное училище было открыто в 1878 году, а к концу XIX века уже почти во всех карачаевских селениях были открыты горские школы. Горцы получали доступ к российским гимназиям, институтам, университетам, начали приобщаться к передовой российской и европейской культуре, вести знакомство с представителями российской интеллигенции.

Ко второй половине XIX века следует отнести зарождение европейски образованного слоя карачаево-балкарской научной и творческой интеллигенции.

Большую роль в сохранении и развитии национальной культуры карачаевского народа сыграл выходец из княжеского рода Ислам Пшемахович Дудов, первый карачаевец, окончивший в 1880 году Санкт 19 Петербургский институт путей сообщения, получивший высшее инженерное образование. Свои инженерные знания он приложил в строительстве ряда железнодорожных мостов, в том числе и в Ростове-на-Дону.

Просветительской деятельностью в 1889-1910 годах был активно занят карачаевский князь Ислам Пашаевич Крымшамхалов (1864-1910). Он предпринял попытку открыть в Теберде первую образцовую животноводческую ферму для селекции скота, налаживания современного молочного и сыроваренного производства, способствовал открытию в Карачае сети новых школ и фельдшерских пунктов. Он получил известность как поэт, прозаик и художник, имел тесные связи с передовыми деятелями кавказской (К. Хетагуров) и русской (Н. Ярошенко) культуры. Первым из просветителей занялся разработкой национального алфавита на основе латиницы.

В дореволюционный период раскрылся творческий облик будущих первых советских просветителей - Ильяса Байрамукова (1869-1921), Тохтара Биджиева (1879-1942), Наны Токова (ум.1926), Хызыра Халилова (ум. 1943), Иммолата Хубиева (1881-1937), публиковавшихся в кавказской прессе и внесших немалый вклад в развитие системы образования. В то же время начинают свою общественную деятельность и представители более молодого поколения национальной интеллигенции, как Умар Алиев (1895-1938), Ислам Хубиев (Карачайлы) (1896-1938) [1] и др.

В исследовательской практике неоднократно указывается на значимость социальной и культурной среды, в которой происходит формирование того или иного индивида. В данной связи, очевидно, не будет большой смелостью полагать, что личностное становление Ислама Абдул-Керимовича Хубиева - видного представителя карачаевской интеллигенции обуславливалось, в первую очередь, домашней средой, родителями и кругом других ближайших лиц.

Имеющийся материал позволяет однозначно утверждать, что он принадлежал к одной из наиболее влиятельных в Карачае семей. Первое известное нам письменное упоминание о ней относится к участникам Второй русской экспедиции в Карачай (Первую экспедицию, с участием четырех будущих российских академиков, в 1829 году возглавлял сам командующий войсками на Кавказской линии генерал от кавалерии Георгий Арсеньевич Эмануэль) [2]. Вторая экспедиция посетила истоки Кубани в июле 1848 года и включала в себя два десятка участников, в том числе итальянского художника Коррадини, а также сына Г.А. Эмануэля. В сопровождении карачаевских князей («старшин») Тугана, Асандука и Мазабека Крымшамха-ловых участники экспедиции прибыли в Большой Карачай. Здесь они посетили селение Карт-Джурт, где располагался родовой квартал {тийрё) древней фамилии Хубиевых. Об интересующем нас видном ее представителе как о «Магомете Хубиеве» упоминает один из участников экспедиции, который под псевдонимом «Г-д» в 1849 году - на страницах журнала «Библиотека для чтения» - публикует обширный очерк «Поездка по южному отклону Эльбруса в 1848 году». В очерке сообщается, что М. Хубиев, по сути, выступает как фактический лидер тогдашнего Карачая, решающий гражданские и религиозные дела, осуществляющий судебные дела как по мусульманскому обычаю (шариат), так и по обычно-правовым нормам (адат) [3].

Прозаик и литературовед

Новый этап социально-экономического развития и общественного движения в России в конце XIX - начале XX в. активизировал дальнейшее развитие культуры народов Северного Кавказа.

Передовые деятели горских народов Северного Кавказа, как X. Уруймагов (Осетия), И. Крымшамхалов (Карачай), Т. Эльдарханов (Чечня) и многие другие, указывали на значение русской культуры и русского языка в прогрессивном развитии горцев, выступали за широкое распространение русской грамоты среди своих народов.

Прогрессивные представители образованной части горцев знакомили своих соотечественников с произведениями русских писателей, переводили на местные языки творения великих классиков А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, К.Д. Ушинского и других и выступали, таким образом, пропагандистами передовой русской культуры.

Процесс зарождения художественной литературы происходил еще в XIX в. и притом разновременно, хотя фольклор уходит своими корнями в далекое неопределенное прошлое. Осетины и народы Дагестана встретили конец XIX- начало XX в., имея уже сформировавшуюся как искусство письменного слова литературу. У карачаевцев, черкесов, кабардинцев и балкарцев одновременно с творчеством самобытных поэтов-одиночек, писавших на родном языках (Б. Пачаев, К. Мечяиев, И. Крымшамхалов), продолжали творить народные певцы и поэты (адыги - Цуг Теучеж, Джанчатов Куйнеш, Хамахоков Хапат, Пшизов Татун; чеченцы - Мази из Катарюрта, Удин Эфи из Гехи; карачаевцы - Каспот Кочкаров, Anna Джанибеков, Исмаил Семенов и другие) [157].

Кочкаров Касбот Багирович (1834-1940), автор исторических поэм «Джамболат», «Джандар», лирических поэм «Хорасан», «Айджаякъ», песен, посвященных народным заступникам, «Барак», «Канамат», «Гапалау», и многих шуточных, юмористических стихов и песен. Основная часть его творчества приходится на досоветский период. После Октябрьской революции в возрасте 90 лет он был принят в члены Союза писателей СССР, написал много поэм, стихов, песен, юморесок.

Известным карачаевским сказителем, поэтом, певцом народных песен был Джанибеков Зекерья Яхьяевич (1864-1934). За свои стихи, обличавшие представителей царской администрации, их опору на местных богачей, эксплуататоров, представителей реакционного духовенства, он не раз преследовался царским режимом, был любим, очень уважаем простым народом.

Последним представителем народных певцов был Семенов Исмаил Унухович (1881-1981), автор популярной песни «Эльбрус», поэмы в стихах «Акътамакъ» и множества других поэм, стихов и юморесок. Он был участником состязаний в 1936г. в г. Ереване джырчы, или акынов, народов Востока, где Исмаил состязался с известными певцами: Сулейманом Стальским, Джамбулом Джабаевым и многими другими и одержал победу [158].

Тематика северокавказской литературы начала XX в. не так уж обширна. В поэзии и прозе главное внимание уделяется обездоленному и угнетенному положению горцев и горянок. В произведениях эта тема находит свое выражение в констатации отдельных фактов из жизни горцев. Но в них совершенно отчетливо проводится разграничительная линия между сословиями, линия, за которой стоят противоборствующие классы.

Свое отношение к оценке работников искусства и литературы раскрывал в своих статьях прозаик и публицист Ислам Хубиев (Карачайлы), когда писал, что каждый работник искусства это «боец на фронте искусства, сын своего класса, в особенности национал - поэтому, что у нас таких работников мало и их дробление по течениям и идеологиям было бы преступным расточительством сил и времени, изменой своему классу...» [159].

Первый карачаевский публицист и критик - Ислам Хубиев в своей статье «Писатели и поэты Карачая» давал оценку деятельности карачаевских литераторов.

Литературный критик и кинокритик

Публицист Ислам Хубиев в литературной жизни Северного Кавказа был одним из ярких деятелей начала XX века. Обращает на себя внимание тот факт, что в своей статье в «Литературной энциклопедии» (1931 г.) А.В. Луначарский высоко оценивает его не только как литератора, но и как критика.

Ислам Карачайлы - писатель, публицист и кавказовед пристально следил за тем, как изображается жизнь горцев на страницах печатных изданий, в пьесах и кинофильмах, писал как положительные рецензии на труды различных авторов, так и жесткие, обличающие истинную суть произведения и самого автора отзывы.

Рукою Ислама Хубиева написаны критические работы и на произведения великих классиков, многие из которых не могли быть введены в научный оборот в советский период, ибо содержали острокритические выпады против трактовки кавказской темы А.С. Пушкиным. «Именно это инкриминировалось Хубиеву при аресте», - пишет по этому поводу Л.П. Егорова в статье «Ислам Хубиев и современность», опираясь на слова коллеги Ислама Карачайлы по совместной журналистской работе в Ростове Павла Максимова [187].

Исламом Хубиевым (Карачайлы) был создан цикл статей о А.С. Пушкине. Он признавал авторитет Александра Сергеевича, как великого классика мирового масштаба, но никогда, даже с ним не мог согласиться с искажением действительности из-за незнания или может быть из-за рифмы.

Незаконченная поэма А.С. Пушкина «Галуб» датирована 1829-ЗЗг.г. и, стало быть, с полным правом может быть отнесена к зрелому периоду пушкинского творчества, начинается такими интригующими внимание словами:

Не для бесед и ликований,

Не для кровавых совещаний, Не для расспросов кунака,

Не для разбойничьей потехи,

Так рано съехались адехи

На двор Галуба старика.

В этот раз они собрались вот по какому случаю:

В нежданной встрече сын Галуба

Рукой завистника убит.

Исходя из этих и дальнейших строк в статье «Творчество А.С. Пушкина о горцах в свете фактов истории и обычаев горцев» Ислам Карачайлы пишет, что задачей патриотического российского «агитпропа», служителем которого был Пушкин, было опорочить врага, представить его «в невыгодном свете... и очевидно, еще долго будем вынуждены бороться с взглядами, сложившимися во времена Пушкина, и на основе произведений Пушкина, взглядами на горцев, как на потомственных, неисправимых разбойников. Можно ли назвать разбойником человека, который не хочет быть съеденным?» [188].

Дальше в поэме речь идет о «скорбном вое», с чем Ислам Хубиев также не соглашается, мужчины могут скорбеть, но не принято тогда и сейчас, чтобы мужчины-горцы поднимали плач. Затем действие разворачивается следующим образом: аталык через 13 лет приводит домой второго сына Галуба, и отец от радости приглашает гостей на угощение и веселье.

Когда у горцев теряют дорогих людей, они поступают совсем иначе. Там, где потеряли члена семьи, хозяева совершенно не заботятся о гостях (о пришедших на соболезнование), о пище для них. В основном соседи заботятся о членах семьи и их близких, приносят готовую еду (три дня нельзя готовить в том доме, где умер человек).

Похожие диссертации на Ислам Абдул-Керимович Хубиев (Карачайлы) - известный карачаевский журналист, государственный и общественно-политический деятель 20-30-х годов XX века