Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Исторический опыт взаимодействия российского и международного женских движений в конце XIX - начале ХХ века Гафизова Наталья Борисовна

Исторический опыт взаимодействия российского и международного женских движений в конце XIX - начале ХХ века
<
Исторический опыт взаимодействия российского и международного женских движений в конце XIX - начале ХХ века Исторический опыт взаимодействия российского и международного женских движений в конце XIX - начале ХХ века Исторический опыт взаимодействия российского и международного женских движений в конце XIX - начале ХХ века Исторический опыт взаимодействия российского и международного женских движений в конце XIX - начале ХХ века Исторический опыт взаимодействия российского и международного женских движений в конце XIX - начале ХХ века
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гафизова Наталья Борисовна. Исторический опыт взаимодействия российского и международного женских движений в конце XIX - начале ХХ века : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Иваново, 2000.- 231 с.: ил. РГБ ОД, 61 00-7/499-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Женское движение в России и зарубежный феминизм во второй половине XIX века

1. Проблемы социально-правового статуса российских женщин в пореформенный период 34

2. Западные демократические идеи и становление женского движения в России 47

3. Взаимоотношения деятельниц российского и зарубежного женских движений во второй половине XIX века 72

Глава II Взаимодействие российского и международного женских движений в конце XIX- начале XX века

1. Генезис международных женских организаций 81

2. Опыт взаимодействия российских и международных женских организаций либерально-реформистского направлений 112

3. Сотрудничество российских и международных социал-демократических женских организаций 137

Глава III «Российское общество защиты женщин» и «Международный конгресс по борьбе с торгом белыми рабынями» (конец XIX - начало XX века)

1. Проблема проституции и торгом женщинами как составная часть женского вопроса 165

2. Опыт участия «Российского общества защиты женщин» в деятельности «Международного конгресса по борьбе с торгом белыми рабынями» 182

Заключение 199

Список источников и литературы 209

Приложение № 1 228

Приложение №2 230

Проблемы социально-правового статуса российских женщин в пореформенный период

С целью выяснения причин зарождения и развития женского движения в России в данном параграфе рассматриваются проблемы социально-правового статуса российских женщин в пореформенный период.

В процессе изучения данного вопроса автором диссертации анализируются материалы российского законодательства XIX века, затрагивающие интересы і женщин, произведения деятельниц женского движения России, мемуары и воспоминания российских общественных деятелей. Социально-правовое и экономическое положение женщин изучается в контексте общественной, экономической и правовой ситуации в России пореформенного периода.

Среди наиболее важных событий, позволивших многим историкам охарактеризовать середину XIX века в России как «время кардинальных перемен», стали: отмена крепостного права, стремительный рост промышленности, судебная реформа, развитие земского и городского самоуправления. Эти реформы привели к значительным социальным трансформациям всех слоев российского общества: росту рабочего класса, канитализации крестьянства, разорению дворянских семей, появлению нового влиятельного класса буржуазии. В качестве наиболее значимых характеристик общественной ситуации этого периода можно выделить: распространение либеральной идеологии, реформу образования, рост революционно-освободительных движений, ослабление цензуры, развитие либерально-демократической прессы, формирование политических объединений и общественных движений.

Отмена крепостного права, сопутствовавшие ей реформы и нововведения, оказали сильное влияние на настроения в обществе, сопровождая неизбежным в такие периоды подъемом народного духа. Демократически настроенная общественность питала надежду на то, что весь старый политический строй с его невежеством, патриархальностью и культурной отсталостью можно уничтожить усилиями здравомыслящих и энергичных людей. М.А. Менжинская, активная деятельница первых женских обществ, писала об этом периоде: «Подъем духа был тогда всеобщий, какое-то восторженное состояние охватило не только молодых, но и пожилых,... всю жизнь ожидавших просвета...» .

Сложившаяся общественная атмосфера захватила значительные слои женского населения. Перспектива получить экономическую самостоятельность, вырваться из семейного гнета, жить на собственные трудовые доходы, учиться, заниматься общественно-полезным трудом увлекла в города многие тысячи девушек и женщин самых разных сословий. По этому поводу Анна Николаевна Шабанова, одна из лидеров женского движения, писала, что «влияние освободительной эпохи, наплыв новых идей, призыв к новой жизни, падение крепостного права, изменившего экономические условия жизни, подняли дух женщины, и повели ее к самостоятельному заработку и исканию свободы»2.

Женский вопрос, появившийся в общественной демократической мысли в конце 50-х годов XIX века, обозначил начало дискуссии между сторонниками традиционных патриархальных воззрений и приверженцами равноправия женщин. Консервативно-патриархальная система взглядов признавала правомерной сложившуюся веками второстепенную роль женщин в обществе. В качестве обоснования выдвигались теории о физиологической неполноценности женщины, необходимости отдавать семье все способности и время, о том, что лучшие качества женской натуры несовместимы с гражданственностью и самостоятельностью. По мнению сторонников этой концепции, экономическая независимость женщин отвлечет их от домашнего труда и воспитания детей.

Традиционные представления о месте и роли женщины в обществе имели существенную опору в российском законодательстве второй половины XIX века.

В государстве, в котором отсутствовала представительная власть, и мужчины и женщины не имели избирательных прав. В этой области женщины были отнесены к категории неправоспособных граждан. Они не имели прямого пассивного или активного избирательного права. Лишь владелицам значительного имущества было дано цензовое право на участие в дворянских собраниях, общинных и земских выборах1. Женщины были лишены нрава участвовать в государственном управлении и самоуправлении.

Гражданское законодательство Российской империи закрепляло неравное положение женщин, по сравнению с мужчинами, во всех сферах права: от наследственного до семейного. Следует иметь в виду, что под действие гражданских законов Свода Российской империи подпадало сравнительно немного женщин. Так, из числа женщин, не подпадавших в поле действия Свода законов Российской империи, были исключены крестьянки, так как царское правительство, распространив действие статей т. X, ч.1 Свода законов на все слои русского общества, сделало исключение в пользу крестьян, которым было предоставлено право жить на основе своих обычаев. Таким образом, женщины различных социальных групп в различной степени были неравны и перед законом.

Законы, регулирующие положение женщины, сложились в России под непосредственным влиянием церковного права. По мнению юриста К. Неволина «религия имеет влияние, более или менее прямое, на все части гражданского законодательства. Но особенно очевидным образом она обнаруживает свое влияние в законах о семействе» .

Основой законодательства, регламентировавшего положение женщины в семье, служил параграф 107, гласивший: «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви, почтении и неограниченном послушании, оказывать ему всякое угождение и привязанность как хозяйка дома» . Однако, данный параграф имел не законодательный характер, а выражал пожелание, совет. Выполнение этих пожеланий регулировалось другими статьями Свода законов, в частности ст. 103 о совместном проживании, согласно которому жена не могла получить отдельного вида на жительство без согласия супруга, не могла наниматься на работу . В соответствии со ст. 114, по которой супруга не имела права выдавать векселей, если не вела самостоятель-ной торговли .

Законодательство, регулировавшее бракоразводные процессы, также находилось под значительным влиянием религии. По ст. 45 Свода законов брак мог быть расторгнут только формальным духовным судом, по просьбе одного из супругов, в трех случаях: при доказанном прелюбодеянии одного из супругов или неспособности его к брачному сожитию; в случае уголовного наказания одного из супругов, сопряженного с лишением всех прав состояния; при без-вестном отсутствии одного из супругов . Г.А. Тишкин в своей работе, рассматривая демократическую критику законов о разводе российскими юристами конца XIX века, приводит мнение юриста А. Филиппова, который видел противоречие существовавшего института брака в том, что с одной стороны, брак по закону, должен составляться добровольно, без принуждения, с другой - этот добровольный поступок оказывается нерасторжимым .

Сложившееся в условиях крепостничества семейное законодательство не соответствовало общественным настроениям и находилось в глубоком противоречии с убеждениями просвещенной части общества, особенно молодежи.

Именно в этом противоречии состояла причина распространившихся во второй половине XIX века гражданских и фиктивных браков.

В области наследственного права женщины были значительно ущемлены. Согласно «Закону о женщинах», жена после мужа могла наследовать лишь седьмую часть недвижимого и четвертую часть движимого имущества, то есть мужчины обладали значительным преимуществом. Однако, подобное неравноправие в этой области значительно сглаживалось правом раздельного имущества супругов, которое было обусловлена ст. ст. 109 и 110 и не могло нарушаться без согласия владельца. Статьи свидетельствовали о том, что «браком не составляется общего владения в имуществе супругов; каждый из них может иметь и вновь приобретать отдельную свою собственность» (ст.109)1 и «приданое жены, равно как и имение, приобретенное ею и или на ее имя, во время замужества, через куплю, дар, наследство или иным законным способом признается ее отдельной собственностью» (ст. 110)2.

Взаимоотношения деятельниц российского и зарубежного женских движений во второй половине XIX века

В данном параграфе анализируются взаимоотношения деятельниц российского и зарубежного женских движений на начальном этапе их сотрудничества, в 60 - 80-е годы XIX века.

Источниковедческая база данного вопроса достаточно узка, так как в интересующий нас период женское движение как в России, так и в Европе находилось в стадии организационного оформления и не обладало необходимой базой для документальной фиксации тех или иных событий. Поэтому при изучении данного вопроса диссертант использовала в основном косвенные источники: мемуарную и автобиографическую литературу.

Изучая первый опыт взаимодействия российских и западных деятельниц женского движения, автор ставила перед собой задачу ответить на вопрос, в какой мере эти контакты способствовали дальнейшему развитию женского движения в России.

Женское движение в Европе и США во второй половине XIX века, как уже было сказано, находилось на стадии организационного оформления. В западной исторической литературе в качестве отправной точки формирования женского движения принято считать конференцию по правам женщин, прошедшей в городе Сенека-Фоллс в 1848 году в США. На ней были подняты вопросы равенства в образовании, наследстве, собственности, право развода, сформулирован лозунг «Все мужчины и женщины созданы равными» .

На начальной фазе женского движения на Западе центральными были проблемы законодательных реформ, касающихся положения женщин, не имевших в то время права собственности, права на собственные заработки, на опеку над детьми в случае развода2. Однако, в отличие от российского женского движения, зарубежное уже в 1860-е годы выдвинуло требование равных избирательных нрав и пошло по пути создания крупных национальных организаций. В 1868 году в Великобритании был создан Национальный союз женских избирательных прав1, в 1869 году в США образовались две суфражистские организации - Национальная женская суфражистская ассоциация и Американская женекая суфражистская ассоциация , в 1864 году в Германии был создан Всеобщий германский женский ферейн .

Подавляющее число западных женских организаций второй половины XIX века имело либеральную направленность. Основными видами деятельности являлись лоббирование, петиции, обращение к законодателям, призывы голосовать определенным образом, образование людей. Действия женских организаций были направлены на изменение законов, институтов, структуры занятости и образования. То есть женское движение стремилось преобразовать мир, устранить доминирование мужчин в обществе, путем мирных средств, реформ.

Подобная тактика позволила западным деятельницам женского движения добиться довольно значительных результатов. Например в США в 1860 году был принят Акт о собственности замужних женщин . Согласно этому акту женщины получали возможность распоряжаться своим имуществом (продавать, заключать сделки, ассигновать), возможность подписывать контракт от собственного лица, выступать истцом и ответчиком как юридическое лицо, равные нрава в попечительстве над детьми, равную долю собственности в случае смерти супруга . В Великобритании в 1870-е годы также значительно изменились юридические основы супружества. Согласно Актам от 1878 и 1883 годов жена освобождалась от опеки мужа, получала равные права опеки над детьми, приобретала экономическую самостоятельность6.

Некоторых успехов женщинам удалось добиться в области избирательных прав. В 1888 году в Великобритании женщины получили право участвовать в выборах в советы графств, а с 1894 года они сами могли быть избранными в члены попечительских и приходских советов1. В Соединенных щтатах Америки к концу XIX века 4 западных штата (Техас, Вайоминг, Юта, Айдахо) ратифици-ровали поправку о равных избирательных правах женщин .

В целом, развитие женского движения в Европе и США в середине XIX века значительно опережало российское. К концу XIX века западные женщины добились ряда важных поправок и законодательных постановлений, улучшающих их социально-правовой статус.

Процесс проникновения западной феминистской идеологии в общественную жизнь России, успехи и достижения женского движения на Западе обусловили стремление российских деятельниц женского движения к установлению контактов с европейскими и североамериканскими женскими организациями.

Первоначальной формой установления и поддержания таких контактов стала переписка. Так, в 1861 году М.В. Трубникова, путешествуя по Европе, прочла одну из книг Эжени д Эрикур, в которой французская феминистка вела полемику с Прудоном. Книга произвела сильное впечатление и побудила Марию Васильевну вступить в переписку с д Эрикур, которая помогла ей установить контакты с деятельницами женского движения Великобритании Жозефиной БутлериМериГегг .

В своих письмах к лидерам женских организаций Европы М.В. Трубникова размышляла о судьбах русских женщин, о сложностях, с которыми приходилось встречаться первым поборницам равноправия полов. Так, в письме к Жозефине Бутлер, датированном 13 апреля 1869 года, она писала; «У нас в России, с одной стороны, полный недостаток в школьных учителях, врачах, деревенских аптекарях, арендаторах, просвещенных земледелах, всякого рода специалистах. Все эти факты доказывают, что специальное образование не есть фантазия, а истинная настоятельная потребность... кроме специалистов по призванию или но необходимости, есть масса женщин, жаждущих общего образования... которых влияния в обществе и семействе будет столь же благодетельно... как и влияние женщин, посвятивщих себя специальностям. Но мы желали бы, чтобы всякий человек имел право выбирать себе дорогу, без всякой помехи, ни загородки»2. Мысль М.В. Трубниковой подтверждается в предисловии М.К. Цебрикой ко второму изданию книги Дж.Ст. Милля «О подчинении женщины» в 1870 году: «Ни один вопрос не был встречен таким бессмысленным глумлением и ожесточенной враждой, не бывал извращен непониманием, тупоумием или злонамеренной клеветой, как женский вопрос, потому что ни один вопрос не идет так вразрез всем предрассудкам и привычкам тех, которые забрали в свои руки власть и силу, не вырывает у них того, что каждый из них, самый последний идиот, самый отъявленный негодяй, привык считать своей неотъемлемой собственностью, - женщину, над которой закон и обычай поставили его бесконтрольным, безапелляционным властелином»3.

Следующей формой контактов с зарубежными женскими организациями явилось обращение российских деятельниц женского движения к западной общественности посредством опубликования открытых писем в демократической печати с целью привлечения внимания к проблемам социального положения женщин. Интерес представляет исторический факт, произощедщий в октябре 1868 года, когда французская газета «L Invalide» опубликовала два открытых письма, в которых рассказывалось о борьбе россиянок за возможность получения высшего образования. В числе двадцати женщин, подписавших это послание были А. Философова, М. Трубникова, М. Щербатова. Письмо было переведено и опубликовано также в американском женском журнале «Revolution» в декабре того же года4.

Опыт взаимодействия российских и международных женских организаций либерально-реформистского направлений

Исторический анализ показывает, что и российские, и международные либеральные женские организации изначально имели обоюдное стремление к взаимным контактам. Это обусловливалось рядом причин. Международные женские организации ставили в качестве стратегических целей актуализацию женского вопроса во всем мире, привлечение в состав международного женского движения максимального количества национальных женских организаций. В свою очередь, российские либерально-реформистские женские объединения стремились к контактам на международном уровне с целью повышения общественной значимости женского движения в России, знакомства с зарубежным опытом борьбы за женское равноправие, содействия сплочению женского движения в России.

Взаимюдействие российского женского либерально-реформистского движения с Международным женским советом охватывает период с 1893 по 1917 годы. Россию в этих контактах представляло Русское женское взаимноблаготво-рительное общество во главе с его лидерами - А.П. Философовой и А.Н. Шабановой, которые рассматривали сотрудничество с МЖСC как способ объединить существовавшие в России женские организации в единый Всероссийский националными совет и официально войти в структуру МЖС.

На Лондонском конгрессе МЖС в 1899 году А.П. Философова была заочно избрана почетным вице-президентом1. Устав Совета возлагал па нее обязанность способствовать созданию в России национального совета женщин - тт есть такой организации, которая бы объединила все женские организации России, имела статус национальной и смогла бы стать полноправным членом Международного женского совета. До этих пор российские делегации не имели полных прав и полномочий на конгрессах. Им предоставлялась для выступлеНия лишь половина того времени, которое имели делегатки национальных женских организации - членов МЖС.

АЛ. Философова и А.Н. Шабанова прилагали значительные усилия для создания общенациональной женской организации - Всероссийского женского совета. Для этого использовались разнообразные средства. Активно готовилось общественное мнение в пользу такого объединения. Идея создания Всероссийского женского совета обсуждалась на страницах «Женского вестника».

Так, редактор журнала М.И. Покровская - лидер Женской прогрессивной партии, призывала россиянок активнее использовать в общественной работе опыт зарубежных женских организаций и существующих международных объединений: «Конечно, мы должны воспользоваться опытом других стран и употреблять такие же приемы, какие употребляют там, то есть вести усиленную агитацию при помощИ устного и печатного слова, при помощи журналов, брошюр, листовок, ходатайств, воззваний и митингов»1\

Однако, главным условием успешной работы в направлении достижения равноправия мужчин и женщин, М.И. Покровская считала объединение женских организаций России. Она подчеркивала: «Широкая постановка такого рода агитации возможна только при объединении женщин и при готовности их жертвовать временем, средствами и трудом, и поддерживать многочисленными группами ходатайства, протесты, заявления и проч. Для успеха дела русским женщинам необходимо не только усиленно агитировать, но и усиленно объедипяться»2. Возможность присоединения к МЖС, казалось, была близка в 1905 году, когда на фоке революционных событий деятельницы российского женского движения пытались созвать первый Всероссийский женский съезд. Руководство Русского взаимноблаготворительного общества планировало использовать съезд для учрежденйя Всероссийского женского совета. С этой целью активистками Взаимоблаготворительного общества был выработан проект Устава, который, как предполагалось, должен был получить одобрение съезда.

В итоге съезд принял компромиссное решение. Устав Всероссийского женского совета был заслушан без обсуждения и принятия решения. В принятой по этому вопросу резолюции говорилось лишь о «желательности образования» общеиациоиальпой женской организации2.

Таким образом, из-за идеологических противоречий между социал-демократическим и либерально-реформистским направлениями женского движения Первый Всероссийский женский съезд не сумел объединить женские ор Однако и после съезда руководство либерально-реформистского направления продолжало целекаправленную работу по созданию общенациональной женской организации. С этой целью А.П. Фшюсофова подала прошение министру внутренних дел Столыпину ПА. с обоснованием необходимости создания Всероссийской женской организации, чтобы войти в МЖС. "...Присоединение к этой организации, - писала она, - даст лишь нравственное удовлетворение нам, русским женщинам, с обидой и болью в сердце сознающим, что мы не состоим участницами того общечеловеческого дела, которое преследует Женский Международный Совет"3. Однако министерство ие дало разрешения на созда= кие общероесийссой женской организации.

В начале 1907 года по инициативе Русского женского взаимкоблаготвори-тельного общества было принято решение об объединении женских организаций Петсрбурга. На организационном собрании был принят устав, определены членские взносы, избрано правление4. А.П. Философова обратилась через печать с воззванием «К русскому обществу и русским женщинам», в котором агитировала женские организации объединиться «без различия национальности и

Однако женские организации в силу ряда обстоятельств (отсутствия достаточного опыта работы, ограничений со стороны органов власти, территориальной разобщенности) не были готовы к объединению.

В 1912 году, после смерти А.П. Философовой, на посту почетного вице-президента МЖС ее сменила А.Н. Шабанова, которая продолжила дело своей предшественницы.

Отсутствие официального членства российских женских организаций в составе МЖС сказалось на масштабах их сотрудничества, значительно сузив многообразие возможных контактов. К основным формам взаимодействия можно отнести: участие в конгрессах и конференциях; в пропагандистскую деятельность; е личные контакты.

Изучение исторических источников показывает, что наиболее значимой формой взаимодействия было участие российских деятельниц женского движения Б работе международных конгрессов и конференций. Первый опыт взаимных контактов можно назвать «заочным». Так, в 1893 году, на Всемирной выставке в Чикаго, во время проведения первого конгресса Международного женского совета, был открыт отдел, посвященный правам женщин. Лидеры российского женского движения решили воспользоваться выставкой для ознакомления мировой общественности с положением и достижениями своих соотечественниц. Для этого был издан сборник «Женский литераауркый труд в России»1, который включал в себя следующие разделы: изящная словесность, педагогическая литература, научная литература, литература переводная, компилятивная и труды по домашнему хозяйству.

Опыт участия «Российского общества защиты женщин» в деятельности «Международного конгресса по борьбе с торгом белыми рабынями»

Международный конгресс по борьбе с торгом белыми рабынями» представлял собой организацию с четкой структурой: БО главе находилось Международное бюро, занимающееся законодательной и координационной деятельностью, которая один раз в три года проводила конгрессы.

Спецификой «Международного конгресса по борьбе с белыми рабынями» явилось то, что в это международное объединение входили на равных условиях правительственные структуры, национальные комитеты и женские неправительственные организации.

Уникальность этой международной организации заключалась в том, что впервые общественная инициатива была поддержана правительственными кругами ряда крупнейших государств Европы, что в конечном счете, сократило дистанцию между требованиями демократически настроенной общественности и государственной законодательной практикой.

В 1902 году при содействии известного французского сенатора Р. Беранже, французское правительство приняло на себя инициативу созыва официальной Международной конференции с целью выработки международных законодательных мер борьбы с торгом женщинами. Конференция состоялась в Париже в июле 1902 года. На ней присутствовали делегаты 16 стран, в том числе и России. На этой конференции были разработаны проект Конвенции по основным законодательным вопросам и проект Соглашения по различным адмикистратквкым мерам1.

Проект Конвенции впервые дал общую формулировку преступных деяний, входящих в понятие торга женщинами. При этом те государства, в которых действующее законодательство представлялось недостаточным для репрессий преступлений, предусматриваемых проектом Конвенции, обязывались принять меры, необходимые для того, чтобы эти преступления были караемы сообразно их важности. V международный конгресс по борьбе с торгом женщинами (1913 год, Лондон) рассмотрел вопросы, касающиеся защиты малолетних от проституции (запрещение использовать девущек до 16 лет в работе различных увеселительных и питейных заведениях, запрещение молодым людям пользоваться услугами почтой до востребования). Доклады по этой теме были сделаны французским делегатом графом Де-Сейяком, бельгийцем Брифо и российским делегатом И.А. Захаровым3. Так же были разработаны рекомендации правительствам о выработке специальных законов о посреднических бюро. Такие меры были направлены против лиц, которые под видом посреднических услуг вербовали женщин для проституции за границу. Было рекомендовано улучшить контроль за получением лицензии на открытие посреднического бюро, запрещение их выдачи лицам, которые однажды были уличены в торговле женщинами. Конгрессом были выражены пожелания о более тесном сотрудничестве с различными благотворительными организациями и привлечении женщин в борьбу с безнравственностью. Для этого конгресс решил использовать опыт Швейцарии, где женщины стали назначаться на полицейские должшости. Такие «полицейские сестры занимались работой с проститутками, которые желали вернуться к нормальной жизни и восстановить свой прежний социальный статус .

Русское женское взаимоблаготворительное общество (РЖВБО) помогало женщинам в трудоустройстве. В 1885 году 158 женщин благодаря РЖВБО получили работу. «Московское общество улучшения участи женщин» в течение 1901 года помогло в трудоустройстве 64 женщинам2.

Среди других общественных организаций, оказывавших социальную помощь проституткам, необходимо отметить Московское общество улучшения участи женщин, созданное в 1899 году. Председателем общества до 1904 года была И.Ф. Афманд.

Общество работало по пяти направлениям: литературно-просветительская деятельность, организация трудовой помощи, организация спасательной помощи, устройство общеобразовательных учреждений, попечение об ученицах в мастерских. Было создано два небольших общежития, в которых за четыре года деятельности кашли временный приют 312 женщин3.

Значительную помощь женщинам, приехавшим в Москву из деревни, оказывало Бюро трудоустройства, созданное обществом. Через него за четыре года (1901-1904 годы) прошли 1567 женщин, причем 412 из них получили работу .

в качестве примеров реализации этих направлений деятельности можно привести следующие факты. Петербургский филиал РОЗЖ создал сеть дешевых помещений, где женщины могли найти временное пристанище. С этой целью в железнодорожных вагонах, прибывающих в Петербург, вывешивались объявления с приглашением посетить общежития РОЗЖ1

В рамках образовательной программы Минское отделение проводило следующую работу. Была организована швейная мастерская, в которой в течение трех лет девушки 13-17 лет обучались искусству кройки и шитья. Во время обучения они жили в общежитии, где с ними проводились уроки русского языка и арифметики.

В рамках просветительской программы девушки приобщались к достижениям мировой культ ры: с разрешения дирекции местного театра девушки могли бесплатно посещать утренние спектакли. Отделением также проводились так называемые общедоступные чтения, включающие в себя лекции по литературе, истории, астрономии, географии. Посещаемость была достаточно высокой: от 330 до 550 человек, причем основную часть слушателей составляли молодые женщины

Филиалы находились на самофинансировании: на цели организации шли все доходы от деятельности мастерских и различных просветительских мероприятий.

В рамках программы реабилитации женщин-жертв торга проводилась работа по психологической адаптации, помощи при трудоустройстве, лечении, получении паспорта. В отчете Виленского отделения за 1912 года приводится ряд фактов успешной деятельности РОЗЖ в этой области: «В сентябре привели О.Г., 18 лет. Она ушла из публичного дома, просила об отправлении ее в Витебск. Сводница, как это часто бывает, условилась с ней как со служанкой, а между тем поместила ее в Вильне в дом непотребства. Несчастной после нескольких дней удалось з йти оттуда и попасть в общество, которое и отправило ее на родину за счет общества» .

Несмотря на большое количество положительных примеров в деятельности местных отделений РОЗЖ руководство организации пришло к выводу о необходимости создания научной и законодательной базы, которая способствовала бы регулированию вопросов проституции и торга женщин. Поэтому в 1910 года по инициативе РОЗЖ был проведен Первый Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами и его причинами. Следует отметить, что деятельницы женского движения приняли активное участие в работе съезда. В числе участников и руководителей конгресса были: А.П. Философова, А.Н Шабанова, М.И. Покровская, М.Л. Чехова, Л.Л. Кальмаїювич, Е.М. Гарднере

Похожие диссертации на Исторический опыт взаимодействия российского и международного женских движений в конце XIX - начале ХХ века