Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.) Филонов Владимир Иванович

История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.)
<
История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.) История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.) История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.) История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.) История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.) История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.) История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.) История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.) История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.) История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.) История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.) История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филонов Владимир Иванович. История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.): диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.02 / Филонов Владимир Иванович;[Место защиты: Московский гуманитарный университет www.mosgu.ru].- Москва, 2014.- 461 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Историография и источники по проблеме исследования 16

1.1. Историографический обзор .16

1.2. Источники 72

Глава 2. Теоретико-методологические проблемы исследования .142

1. Католический унионизм как предтеча католического экуменизма .142

2. Формирование отношения русских мыслителей к идее католического экуменизма 170

Глава 3. Зарождение католического экуменизма и трансформация взаимоотношений Русской православной и Римской католической церквей в середине XX века 192

3.1. Появление предэкуменичекх тенденций в отношениях Русской православной и Римской католической церквей в послевоенный период, в середине 1940-х - начале 1960-х гг.. 192

3.2. Второй Ватиканский Собор и формирование католического экуменизма, как базис для последующих отношений с Русской православной церковью 232

Глава 4. Становление взаимодействия Русской православной и Римской католической церквей во второй половине 1960-х. – конце 1980-х гг .269

4.1. Развитие диалога Русской православной и Римской католической церквей после Второго Ватиканского Собора во второй половине 1960-х. –первой половине 1970-х гг 269

4.2. Охлаждение экуменических отношений Русской православной и Римской католической церквей во второй половине 1970-х гг-первой половине 1980-х гг . 307

4.3. Начало кризисных явлений в отношениях Русской православной и Римской католической церквей в эпоху перестройки 327

Глава 5. Католический прозелитизм в России и кризис экуменических отношений Русской православной и Римской католической церквей 363

5.1. Обострение отношений Русской православной и Римской католической церквей на рубеже веков 363

5.2. Попытки наладить диалог двух церквей в начале XXI века 392 Заключение 405 Использованные источники и литература

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема данной диссертации органически вписывается в фундаментальную тему отечественной истории, а именно: взаимодействие различных церквей, в том числе христианских. Разделение одной из основных мировых религий – христианства (1054 г.) во многом предопределило этнополитическую ментальность Запада и Востока, породив многочисленные конфликты и даже религиозные войны на разных этапах истории. Их отголоски в современный период порождают коллизии, чреватые кровавыми последствиями.

Этот раскол христианства, прежде всего вызвавший выделение католицизма и православия, имевших собственные религиозные традиции, в самостоятельные конфессии, существенно повлиял на весь комплекс политических и организационных структур и принципов современного мира и в какой-то мере предопределил глобальное противостояние крупных государственных образований, которые позиционировали себя как выразители католической (западной) и православной (восточной) систем человеческих ценностей. Первоначально ими были Империя Карла Великого и Византия, затем Германская империя и Русь. Впоследствии, когда светское начало возобладало, казалось, что это геополитическое разделение должно уйти в прошлое. Однако секулярные государства западных стран и в прошлом веке продолжали сохранять блоковое противостояние, предопределённое ещё в эпоху средневековья. Созданный на месте православной Российской империи Советский Союз, несмотря на декларировавшийся атеизм и отрицание православной идеологии, в силу ряда объективных и субъективных причин, пришёл к необходимости использования Русской православной церкви (РПЦ) в качестве рычага для осуществления своих внешнеполитических целей. И здесь одним из главных противников на мировой арене у коммунистической политической элиты СССР и иерархов РПЦ, как ни парадоксально, стала Римская католическая церковь (РКЦ), продолжавшая оказывать консолидирующее влияние на страны Запада. После распада СССР, когда исчезла коммунистическая доктрина, на первый план всё больше стали выходить старые ментальные различия, что так ярко показали последние события на Украине (конец 2013 - начало 2014 гг.).

В то же время, духовными лидерами православия и католицизма с самого начала осознавалась ущербность миссии расчленённого христианства с его идеей всеобщего спасения. Поэтому с момента разделения до настоящего времени продолжались попытки восстановить духовное и экклезиологическое единство. Это выразилось в чисто силовых действиях, начиная с военных акций византийских императоров и крестовых походов католицизма. Но поскольку ментальные отличия Востока и Запада Европы объективно оставались, начали возникать унии – попытки подчинения каждой церкви другой юрисдикции при согласии на продолжение использования ею своих прежних обрядов. Однако этот метод лишь камуфлировал проявление силы победителя, затушёвывал сущность жёсткого подчинения одной конфессии другой, что, как правило, имело далеко идущие социально-политические, экономические и культурно-духовные последствия для народов, населяющих Европу.

В начале прошлого века ситуацию попробовали изменить протестантские церкви, предложив экуменическую идею – равноправное объединение всех христианских конфессий в некий парламент религий, формируя представления о религиозной толерантности и постепенно объединившись в глобальную организацию - Всемирный совет церквей (ВСЦ). Католики и отчасти православные, считая себя истинными продолжателями идей древней, ещё неразделённой церкви, первоначально выступили против этого эксперимента, в середине прошлого века предложили каждый своё понимание экуменизма, смягчив отношения друг с другом, но, по сути, продолжая жёсткую борьбу за взаимное поглощение. Эти шаги вовлекли давних соперников – РКЦ и РПЦ, в контексте геополитического противостояния Востока и Запада, в сложные политические взаимоотношения, игравшие и продолжающие играть важную роль в формировании современного многополярного мира.

Свидетельством этого стали последние события на Украине, когда в ходе силового противостояния востока и запада страны униатская церковь жёстко заняла позиции сторонников евромайдана, внеся деструктивный религиозный аспект в противоборство разнонаправленных политических сил.

Хотя вопросы истории взаимодействия РПЦ и РКЦ, имеющих многоаспектный характер, затрагивались в различных философских и теологических работах (Б. Я. Рамма, Ф. Г. Овсиенко, а также протопресвитера Г. К. Костельника, патриарха Сергия (Страгородского) и лишь отчасти в работах современных историков (О. Ю. Васильевой, М. И. Одинцова, В. А. Ливцова), но из поля зрения учёных – историков выпадали проблемы противоборства и сотрудничества православия и католицизма на современном этапе исторического развития в контексте экуменизма – глобальной идеи, призванной снять противоречия на пути к объединению различных направлений христианства. Налицо объективная необходимость в проведении исторического исследования по указанной проблематике, что и предпринимает автор в данном докторской работе.

Объект исследования – взаимодействие Русской православной и Римско-католической церквей по экуменической проблематике во второй половине XX – начале XXI в.

Предмет исследования – история экуменического диалога Русской православной церкви и Римской католической церкви в исследуемый период.

Цель исследования – изучить взаимоотношения Русской православной и Римской католической церквей, выявить основные этапы, тенденции и проблемы их экуменического взаимодействия в период второй половины XX – начале XXI в.

Задачи исследования:

– провести комплексное системное исследование взаимоотношений РПЦ и РКЦ в русле осуществления попытки их экуменического сближения;

– разработать теоретико-методологическую базу исследования, определив вклад русских мыслителей и зарубежных богословов в осмысление проблем католического экуменизма;

– осуществить историографический и источниковедческий обзор по теме исследования;

– определить этапы развития взаимоотношений РПЦ и РКЦ в исследуемый период;

– выявить основные направления и тенденции взаимодействия РПЦ и РКЦ по изучаемой проблеме;

– изучить предмет экуменического диалога, акцентировав внимание на роль идеологии и практики унионизма как предшественника католического экуменизма;

– проанализировать динамику отношений РПЦ, советского и российского государства к Греко-католической церкви в контексте экуменического диалога РПЦ и РКЦ;

– выявить причины и характер «экуменического поворота» РПЦ к Ватикану в середине прошлого столетия;

– исследовать роль советского государства в использовании экуменического диалога как важного средства в осуществлении задач внешнеполитической доктрины СССР;

– изучить международную деятельность РПЦ на современном этапе в контексте реализации Ватиканом своей «восточной политики»;

– выявить проблемы, имеющиеся в экуменическом диалоге РПЦ и РКЦ и затрудняющие решение экуменической задачи их воссоединения.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины XX в. до начала XXI в. Нижняя временная граница исследования связана с появлением официальной концепции католического экуменизма и первыми экуменическими контактами РПЦ и РКЦ в СССР, участием наблюдателей РПЦ во Втором Ватиканском Соборе РКЦ, где впервые обсуждалась экуменическая проблематика.

Верхняя временная граница диссертации совпадает с развитием противоречий РПЦ и РКЦ по теологическим и политическим вопросам в конце XX – начале ХХI в., а также со сменой крупнейших конфессиональных лидеров: смертью патриарха Алексия II, уходом на покой Римского папы Бенедикта ХVI.

Теоретико-методологические основы исследования. При рассмотрении научно-теоретических основ исследования использовались разработки русских мыслителей, которые позволили в исторической динамике изучить специфику развития экуменического диалога РПЦ с РКЦ (Н. С. Арсеньева, Н. О. Лосского и др.), а также богословов (А. Меня, И. Мейендорфа и др.), деятелей РПЦ (митрополитов Иоанна (Снычева), Антония Сурожского и др.), работы зарубежных теоретиков экуменизма (Ива Конгара, Й. Виллебрандса и др.). В исследовании использовались документы РПЦ, выступления и обращения патриархов: Алексия I, Пимена, Алексия II и Кирилла; Вселенских патриархов: Афинагора I, Димитрия и Варфоломея I; понтификов Римско-католической церкви: Иоанна XXIII, Павла VI, Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и др.

Методологическая база исследования основывалась на исходных принципах исторического исследования: объективности, историзме, системности, на формах и методах, исследовательских процедурах, которые позволили автору подойти к рассмотрению сложных теоретико-богословских вопросов деятельности религиозных институтов с позиций диалектики, исторической динамики, всесторонности. Экуменическая практика как средство единения различных христианских церквей рассматривалась и с философских позиций, детерминированности духовно-этических принципов, а также осуществлялся конкретно-исторический подход в контексте реального времени.

В диссертационной работе использовано также наследие как отечественных, так и зарубежных мыслителей, учителей церкви, богословов, религиоведов, историков, политиков, оставивших свой след в изучении экуменизма, в том числе и католического.

При изучении указанной темы использовались как общенаучные методы (системности, структурно-функциональный, статистический и др.), так и специальные методы исторической науки (сравнительно-исторический, синхронный, периодизации и др.), а также методы других гуманитарных наук: психологической (биографический, психографический, групповой психологии), культурологии (кросс-культурный), политологии (персонификации), социологии (конкретно-социологический).

Так, проблемно-тематический подход позволил сгруппировать эмпирические материалы (факты, события) в соответствии с выявленными направлениями и тенденциями, которые обозначились в экуменическом диалоге РПЦ и РКЦ.

Специальные исторические методы, в частности, сравнительно-исторический, дал возможность показать зарождение, становление и развитие экуменического диалога между РПЦ и РКЦ. Автор показывает, что этот процесс изобиловал как положительными, так и отрицательными моментами, прогрессивными и попятными движениями, стремлениями той и другой стороны брать верх над своим оппонентом.

Компаративистский метод дал возможность сравнить процессы и тенденции, которые развивались как в России, так и в Ватикане в экуменической сфере, выявить как общее, так и специфическое в политике советского государства по отношению к РПЦ, её роли и месте во внешнеполитической деятельности СССР и «восточной политике», которая обозначилась в период правления понтифика Иоанна Павла II. Привлекались методы биографический и персонификации, давшие наглядное представление о том, что в определении содержания и формах проведения экуменического диалога велика роль личности в историческом процессе. Свидетельством этого являются психопортреты представителей РПЦ: патриарха Алексия II, митрополита Никодима (Ротова), непосредственно ответственного за внешнецерковную деятельность РПЦ, а также его коллег с противоположной стороны – кардиналов А. Беа и Й. Виллебрандса.

Научная новизна исследования. Диссертационная работа впервые раскрывает в исторической динамике практически неисследованную проблему – взаимодействие РПЦ и РКЦ по вопросам христианского воссоединения (вторая половина XX – начало XXI в.)

Автор раскрывает важную сторону внешнецерковной деятельности Русской православной церкви, рассматривавшейся органами власти в СССР как составная часть внешней политики Советского государства в середине XX – начале XXI вв. Показаны роль и место партийно-государственного аппарата в осуществлении РПЦ связей с Ватиканом, механизмы разработки, формы осуществления советского влияния как на западные светские и богословские издания и общественное мнение в целом, так и на клерикальные круги в странах социалистического содружества.

В поле зрения исследования находятся разнообразные документы и материалы партийных и государственных органов СССР, отвечавших за проведение как внешнеполитической, так и религиозной деятельности (ЦК КПСС, его отделов: международного, пропаганды и агитации; министерства иностранных дел; Советов по делам РПЦ, религиозных культов и позже Совета по делам религий и др.), анализ которых позволил показать, как РПЦ под влиянием внешних (репрессивных) и внутренних обстоятельств становилась «боевой организацией» (по классификации ЦРУ) советского государства, влиятельной силой поддержки советских внешнеполитических инициатив на международной арене. В это же время формировалась концепция католического экуменизма, в русле «восточной политики» Ватикана, призванной нейтрализовать внешнеполитические усилия как РПЦ, так и советского государства, направленные на изоляцию РКЦ. Новизна диссертации состоит в том, что прозелитическая, по существу, антиправославная позиция Ватикана, рассматривавшаяся ранее лишь в богословском контексте, в данной работе впервые изучена в рамках геополитического блокового противостояния. Большое место в работе уделено политическому контексту, оценке тенденций мировой политики, государственно-церковных отношений, политических факторов, которые оказывали большое влияние на экуменические дискуссии и действия ведущих христианских деноминаций.

Диссертация базируется на первоисточниках, в основном на документах, извлечённых из центральных архивохранилищ и впервые вводимых в научный оборот. Это, прежде всего, Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).

В диссертации введены в научный оборот такие относительно новые виды источников, как подготовительные материалы к участию РПЦ в международных экуменических форумах (аналитические записки, подготовленные работниками Отдела внешних церковных сношений и сотрудниками дипломатических представительств в зарубежных странах; проекты резолюций, коммюнике, проекты выступлений представителей Московского патриархата, программы пребывания официальных лиц из международных экуменических организаций с визитами в СССР и т.д.). В связи с тем, что по ряду причин использование документов КГБ, хранящихся ныне в архиве ФСБ, затруднено, автор использовал рассекреченные комплексы документов подразделений партийных органов, курировавших и контролировавших деятельность РПЦ, в которых отложились и документы КГБ СССР, ныне хранящиеся в РГАНИ. Этот центральный архив, созданный на базе документальных материалов общего отдела ЦК КПСС, сохранил как документы текущего делопроизводства центрального органа партии, так и наиболее значимые первичные документы, использовавшиеся при подготовке аналитических, директивных и информационно-пропагандистских материалов. Выявленные автором документы дали возможность показать, как разрабатывались концепции внешнеполитической деятельности с использованием РПЦ, формировались ориентировки и указания для участия РПЦ в международных религиозных экуменических форумах, создавались проекты резолюций по конкретным вопросам, связанным с экуменическим взаимодействием РПЦ и Ватикана, в том числе в деле миротворчества, в соответствии с задачами, которые ставили перед собой партийные структуры и государственные ведомства в СССР на внешнеполитической арене с использованием авторитета РПЦ.

Важный вид источников, находящихся в архивохранилищах и впервые вводимых в научный оборот, это подборки публиковавшихся в зарубежной печати материалов (оригинальных и переводных) по различным экуменическим вопросам. Тематически подобранные, они позволили диссертанту воспроизвести хронологию событий в сфере православно-католического экуменического диалога, выявить скрытые механизмы разработки и осуществления государственно-церковной политики. Автор доказывает, что традиционно руководители государства М. С. Горбачёв, Б. Н. Ельцин, В. В. Путин уделяли особое внимание развитию православно-католических отношений во время своих посещений Ватикана.

Автор привлекал к написанию работы рукописные документы и материалы по проблеме экуменизма, хранящиеся в архивных отделах Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, которые позволили восполнить отсутствие архивных документов Московской патриархии, оказавшиеся недоступными для гражданского исследователя. Это дало возможность показать внутренние пружины и колорит православно-католических экуменических встреч, переговоров, форумов.

В диссертации подвергнуты анализу экуменические взгляды русских мыслителей и богословов В. Н. Ильина, Н. С. Арсеньева, Н. Н. Афанасьева, П. Е. Ковалевского, А. В. Карташева, Н. М. Зёрнова, протоиереев В. В. Зеньковского и Г. В. Флоровского, протопресвитера А. Шмемана, архимандрита Киприана (Керна), епископа Кассиана (Безобразова) митрополитов Анастасия (Грибановского), Николая (Ярушевича), святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и др., а также зарубежных теологов Ива Конгара, кардинала Й. Ратцингера (папа Бенедикт XVI), кардинала В. Каспера и др., определивших суть православно-католического экуменического диалога. При этом установлено, что некоторые мыслители (например, деятель русского зарубежья, а затем РПЦ А. Л. Казем-Бек) восприняли оценки и действия католических экуменических деятелей как повод для интенсивного сближения с РКЦ, в то время как другие (митрополит Иоанн (Снычев)) видели в них завуалированный унионизм.

Проведено комплексное изучение этой темы с учётом геополитического, социального, цивилизационного, духовно-культурного факторов, социокультурных и религиозных традиций православных и католиков. Показано, как в советский период определялась и вырабатывалась стратегия и тактика РПЦ в отношениях с РКЦ, противодействуя стремлению Ватикана доминировать в вопросах церковного единства, а затем и в экуменической проблематике.

Выявлена специфика участия РПЦ в экуменическом диалоге с католиками, начиная с отвержения экуменических идей как в РКЦ и отчасти в РПЦ в начале XX в., до их сближения в период проведения Второго Ватиканского Собора. Дальнейшее активное экуменическое сотрудничество двух церквей продолжалось вплоть до взаимного охлаждения в конце прошлого века. РПЦ противодействовала католическому прозелитизму, сопровождаемому экуменической риторикой со стороны РКЦ.

Исследована динамика изменений государственно-церковных отношений советского периода российской истории, начиная с 1960-х гг., когда изменился вектор официальной церковной политики: от идеи уничтожения РПЦ к парадигме её ограниченного участия во внешней политике СССР. В этот период партийно-государственное руководство стало использовать диалог РПЦ с РКЦ для реализации своих внешнеполитических инициатив, в частности, для создания блока православных церквей во главе с РПЦ в целях противостояния Ватикану.

Раскрыт сложный процесс взаимодействия РПЦ с государством, когда РПЦ, реализуя приоритеты советской внешней политики через экуменический диалог с РКЦ, удалось выйти на международную арену из церковной изоляции и добиться ослабления пресса государственного давления.

Показаны тенденции, связанные с кризисом экуменического диалога РПЦ и РКЦ, и охарактеризовано обострение отношений РПЦ и РКЦ в условиях трансформации российского общества в 1990-2000-е гг., когда РПЦ становится партнёром государства в попытке консолидации социальных и религиозных структур для укрепления религиозной безопасности России.

Обоснована периодизация экуменического диалога РПЦ с РКЦ. Выделены следующие периоды:

Первый период (1960-е-1980-е гг.) отмечен резким поворотом РПЦ от неприятия экуменических идей к участию в деятельности международных экуменических организаций – Всемирном совета церквей (ВСЦ), Конференции европейских церквей (КЕЦ) и др. В это время Римская католическая церковь впервые официально заявляет о принятии ею экуменических идей, даёт своё толкование проблемам воссоединения христианских церквей. Это нашло отражение в решениях Второго Ватиканского Собора, признавшего, что РПЦ не претендует на монополию нахождения истины, допуская, что её поиском могут заниматься и другие конфессии. Однако по-прежнему первенство в воссоединении церквей признается лишь за Ватиканом. С этого времени провозглашается «диалог любви» РКЦ и Вселенской патриархии, который к концу указанного периода из-за необходимости осмысления неустранимых противоречий между исповеданиями перешёл в «диалог истины».

Второй период (1990-е - начало 2000-х гг.) ознаменован ростом реальных противоречий между двумя крупнейшими христианскими конфессиями – РПЦ и РКЦ. Это было, в первую очередь, обусловлено прямой поддержкой Ватиканом Греко-католической церкви на Украине. Униаты брали реванш за ликвидацию их церкви в 1946 г., за репрессии со стороны Советской власти по отношению к их священнослужителям. Происходят массовые захваты православных храмов униатами, что воплотилось в концепции новой «восточной политики» РКЦ, сформулированной папой Иоанном Павлом II. Усиливающийся католический прозелитизм на территории, находящейся в юрисдикции Московской патриархии, вызвал её протесты и привёл к замораживанию экуменических отношений между РПЦ и РКЦ.

Автор делает вывод о том, что для современного этапа взаимоотношений РПЦ и РКЦ характерно стремление политизировать эти отношения, оговаривать не каноническими, а светскими условностями. Налицо также попытка выдать прозелитическую деятельность за экуменическую. Приход к власти папы Бенедикта XVI отчасти ослабил напряжённость, но в период начала понтификата папы Франциска обострение противостояния на Украине привело к новой конфронтации церквей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно создает основу для более глубокого рассмотрения и понимания проблем взаимодействия различных конфессий, уяснения места государства в системе социальных связей общества.

С учётом получения новых фактов, сделанных обобщений и выводов автором внесены изменения и дополнения в учебные курсы, подготовленные на кафедре религиоведения и теологии Орловского государственного университета

Материалы диссертации расширяют историографию изучаемой проблемы и могут быть использованы в дальнейшей научной разработке проблем взаимоотношений государства и церкви и внешнецерковной деятельности РПЦ.

Рекомендации диссертанта могут быть использованы государственными органами, политическими партиями, общественными организациями в формировании и реализации концепции духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с учетом внешнеполитических и внешнецерковных аспектов.

Выводы диссертации содержат рекомендации, связанные с анализом межцерковного диалога между различными ветвями христианства.

Исторический опыт взаимодействия Русской православной церкви с экуменическим движением может быть использован при написании обобщающих трудов по истории России новейшего периода, проведении кросс-культурных и компаративистских исследований современного экуменического движения; создании программ и текстов лекций для спецкурсов по истории государственно-церковных отношений, истории экуменического движения, по истории внешнеполитических отношений России и Ватикана.

Апробация диссертации. Теоретические разработки, отраженные в диссертации, опубликованы в 34 печатной работе автора, в том числе в 16 ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации.

Основные положения и выводы исследования излагались и обсуждались автором на международных, всероссийских, региональных научных и научно-практических конференциях («Христианство на пороге нового тысячелетия», (г. Москва, 2000 г.); на конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения святителя Иннокентия Херсонского (г. Липецк, 2001г.); «Смыслы мифа: Мифология в истории и культуре» (г. Санкт-Петербург, 2001г.); «Национальная идея в контексте российской ментальности» (г. Орел, 2003 г.), «Вклад земляков-орловцев в развитие и становление Российской науки, культуры и образования. Мыслители Орловщины и наследие мировой культуры» (г. Орёл, 2003 г.); «Россия и Европа: Потенциал и перспективы развития в контексте наследия идей Н. Я. Данилевского и Ф.И. Тютчева» (г. Брянск, 2006г.); «Духовные начала русского искусства и образования» («Никитские чтения») (г. Великий Новгород, 2007, 2008, 2010гг.); «Диаспоры в России и за рубежом как предмет гуманитарного образования» (г. Москва, 2012г.); «Славянские чтения: Отечественное духовно-эстетическое наследие и современность» (Орел, 2004 г.); «Дни науки – 2006» (г. Днепропетровск, 2006 г.); «VI Международные музейные чтения, современные проблемы музееведения, музеи, библиотеки и архивы как институты исторической памяти» (г. Орел, 2013 г.); «Камаровские чтения, 2004-2012 гг.».

Материалы авторских монографий и диссертации используются в учебном процессе по курсам «История религии»; «Государственно-церковные отношения в России и СССР» в Орловском государственном университете.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, включающих 11 параграфов, Заключения, Списка использованных источников и литературы.

Источники

Научная новизна исследования. Диссертационная работа впервые раскрывает в исторической динамике практически неисследованную проблему – взаимодействие РПЦ и РКЦ по вопросам христианского воссоединения (вторая половина XX – начало XXI вв.)

Автор раскрывает важную сторону внешнецерковной деятельности Русской православной церкви, рассматривавшейся органами власти в СССР как составная часть внешней политики Советского государства в середине XX – начале XXI в. Показаны роль и место партийно-государственного аппарата в осуществлении РПЦ связей с Ватиканом, механизмы разработки, формы осуществления советского влияния как на западные светские и богословские издания и общественное мнение в целом, так и на клерикальные круги в странах социалистического содружества.

В поле зрения исследования находятся разнообразные документы и материалы партийных и государственных органов СССР, отвечавших за проведение как внешнеполитической, так и религиозной деятельности (ЦК КПСС, его отделов: международного, пропаганды и агитации; министерства иностранных дел; Советов по делам РПЦ, религиозных культов и позже Совета по делам религий и др.), анализ которых позволил показать, как РПЦ под влиянием внешних (репрессивных) и внутренних обстоятельств становилась «боевой организацией» (по классификации ЦРУ) советского государства, влиятельной силой поддержки советских внешнеполитических инициатив на международной арене. В это же время формировалась концепция католического экуменизма, в русле «восточной политики» Ватикана, призванной нейтрализовать внешнеполитические усилия как РПЦ, так и советского государства, направленные на изоляцию РКЦ. Новизна диссертации состоит в том, что прозелитическая, по существу, антиправославная позиция Ватикана, рассматривавшаяся ранее лишь в богословском контексте, в данной работе впервые изучена в рамках геополитического блокового противостояния.

Большое место в работе уделено политическому контексту, оценке тенденций мировой политики, государственно-церковных отношений, политических факторов, которые оказывали большое влияние на экуменические дискуссии и действия ведущих христианских деноминаций.

Диссертация базируется на первоисточниках, в основном на документах, извлечённых из центральных архивохранилищ и впервые вводимых в научный оборот. Это, прежде всего, Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ), Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ).

В диссертации введены в научный оборот такие относительно новые виды источников, как подготовительные материалы к участию РПЦ в международных экуменических форумах (аналитические записки, подготовленные работниками Отдела внешних церковных сношений и сотрудниками дипломатических представительств в зарубежных странах; проекты резолюций, коммюнике, проекты выступлений представителей Московского патриархата, программы пребывания официальных лиц из международных экуменических организаций с визитами в СССР и т.д.). В связи с тем, что по ряду причин использование документов КГБ, хранящихся ныне в архиве ФСБ, затруднено, автор использовал рассекреченные комплексы документов подразделений партийных органов курировавших и контролировавших деятельность РПЦ, в которых отложились и документы КГБ СССР, ныне хранящиеся в РГАНИ. Этот центральный архив, созданный на базе документальных материалов общего отдела ЦК КПСС, сохранил как документы текущего делопроизводства центрального органа партии, так и наиболее значимые первичные документы, использовавшиеся при подготовке аналитических, директивных и информационно-пропагандистских материалов. Выявленные автором документы дали возможность показать, как разрабатывались концепции внешнеполитической деятельности с использованием РПЦ, формировались ориентировки и указания для участия РПЦ в международных религиозных экуменических форумах, создавались проекты резолюций по конкретным вопросам, связанным в экуменическим взаимодействием РПЦ и Ватикана, в том числе в деле миротворчества, в соответствии с задачами, которые ставили перед собой партийные структуры и государственные ведомства в СССР на внешнеполитической арене с использованием авторитета РПЦ.

Важный вид источников, находящихся в архивохранилищах и впервые вводимых в научный оборот, это подборки публиковавшихся в зарубежной печати материалов (оригинальных и переводных) по различным экуменическим вопросам. Тематически подобранные, они позволили диссертанту воспроизвести хронологию событий в сфере православно-католического экуменического диалога, выявить скрытые механизмы разработки и осуществления государственно-церковной политики. Автор доказывает, что традиционно руководители государства М.С. Горбачёв, Б.Н. Ельцин, В.В. Путин уделяли особое внимание развитию православно-католических отношений во время своих посещений Ватикана.

Автор привлекал к написанию работы рукописные документы и материалы по проблеме экуменизма, хранящиеся в архивных отделах Московской и Санкт-Петербургской духовных академий, которые позволили восполнить отсутствие архивных документов Московской патриархии, оказавшиеся недоступными для гражданского исследователя. Это дало возможность показать внутренние пружины и колорит православно-католических экуменических встреч, переговоров, форумов.

В диссертации подвергнуты анализу экуменические взгляды русских мыслителей и богословов В.Н. Ильина, Н.С. Арсеньева, Н.Н. Афанасьева, П.Е. Ковалевского, А.В. Карташева, Н.М. Зёрнова, протоиереев В.В. Зеньковского и Г.В. Флоровского, протопресвитера А. Шмемана, архимандрита Киприана (Керна), епископа Кассиана (Безобразова) митрополитов Анастасия (Грибановского), Николая (Ярушевича), святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и др., а также зарубежных теологов Ива Конгара, кардинала Й. Ратцингера (папа Бенедикт XVI), кардинала В. Каспера и др., определивших суть православно-католического экуменического диалога. При этом установлено, что некоторые мыслители (например, деятель русского зарубежья, а затем РПЦ А.Л. Казем-11

Бек) восприняли оценки и действия католических экуменических деятелей как повод для интенсивного сближения с РКЦ. В то время как другие (митрополит Иоанн (Снычев)) видели в них завуалированный унионизм. Проведено комплексное изучение этой темы с учётом геополитического, социального, цивилизационного, духовно-культурного факторов, социокультурных и религиозных традиций православных и католиков. Показано, как в советский период определялась и вырабатывалась стратегия и тактика РПЦ в отношениях с РКЦ, противодействуя стремлению Ватикана доминировать в вопросах церковного единства, а затем и в экуменической проблематике.

Формирование отношения русских мыслителей к идее католического экуменизма

При этом, если изданная в 1995 г. небольшая монография охватывала временной период с 1943 по 1964 гг., то в вышедшей через несколько лет новой работе были расширены как хронологические рамки (1939-1964 гг.), так и объём привлекаемого материала. М.В. Шкаровский отмечает, что внешние связи Московской патриархии были сферой, где зависимость РПЦ от государства чувствовалась больше всего. Возобновление гонений на церковь в конце 1950-х гг. исследователь связывает с недовольством неэффективностью внешнеполитической деятельности РПЦ. Не считая внешнюю церковную деятельность РПЦ целиком инспирированной лишь советским государством, М.В. Шкаровский отмечает, что планы советского првительства по активизации использования РПЦ на рубеже 1960 г. совпали с намерением молодого Никодима (Ротова) вывести РПЦ из международной изоляции. Подробнее, чем другие исследователи и с опорой на первоисточники, данный учёный кратко излагает последовательность внешнецерковных событий середины прошлого века. М.В. Шкаровский касается также отношений РПЦ с Ватиканом. Его отличают взвешенные и аргументированные оценки1.

М.В. Шкаровский принимал участие и в подготовке исследования по истории РПЦ с 1917 по 1970 гг. Кроме него в авторский коллектив данного издания входили: М.Б. Данилушкин и Т.К. Никольская, священники: В. Дмитриев и Б. Павлович (под общей редакцией М.Б. Данилушкина). Данная работа была издана с одобрения Учебного комитета при Синоде РПЦ и предназначена для студентов духовных академий. Однако соавторам не полностью удалось сделать книгу стилистически единой. Её первые главы явно написаны с правых консервативных позиций. В тексте имеются повторы, стиль изложения - популярный. Но, очевидно, главы с 12 (РПЦ и Великая

Отечественная война) по 17, подготовлены М.В. Шкаровским. Здесь имеются ссылки на опубликованные, а с 13 главы и на неопубликованные архивные источники, дословно воспризводятся материалы из двух его выше упомянутых монографий. Однако в отличие от них, в тексте выражена более жёсткая и не всегда полностью оправданная, однозначная антиэкуменическая позиция. Здесь содержится утверждение, что «в широком участии Русской Церкви в экуменическом движении был сильно заинтересован и КГБ». При этом глава 17, озаглавленная «РПЦ в 1958-1970 гг.», повествует о периоде 1965-1969 гг. лишь очень фрагментарно. В конце главы делается неожиданное и крайне спорное утверждение, будто «следуя духу христианского братства и находясь на почве традиции и канонов», Синод РПЦ разрешил совершать таинства над католиками (что вызвало непонимание в православных и даже в экуменических кругах), но, по словам авторов, было наравлено «на укрепление духовного единства Русского Общества» и «не было новшеством в Православии». Следует также отметить, что одну треть книги составляют приложения, в которых опубликован значительный корпус документов1.

Среди религиоведов этого времени можно упомянуть А. Попова, который в соавторстве с с японским теологом М. Сато издал в 1993 г. на основе, в том числе, католических материалов книгу «Диалог: церковь и мир»2. В её первой части рассмотрены особенности диалога «мир-христианство», в контексте которого ещё с марксистских позиций проводится анализ социальных взглядов РКЦ. Авторы рассматривают период понтификата папы Иоанна Павла II и дают философский анализ «теологии освобождения». Однако никакого исторического изложения или анализа самого экуменического диалога Ватикана с другими церквами в книге не содержится.

В 1994 г. в качестве учебника для православных духовных семинарий, Московской патриархией был издан обобщающий курс по истории РПЦ в 1917-1990 гг. Владислава Цыпина (р. в 1947 г.), филолога по образованию, протоиерея, доктора церковной истории и профессора МДА, зам. председателя Учебного комитета при Священном Синоде и члена нескольких синодальных комиссий. Затем, в 1996 г., была выпущена книга того же автора, охватывающая более узкий период – 1917-1925 гг. На следующий год значительно расширенное и доведённое до 1997 г. издание увидело свет в качестве 9 книги (приложения) к переизданию истории церкви митрополита Макария (Булгакова). В целом, данные работы отличает апологетический характер. Правда, автор даёт характеристику дискуссии об экуменизме на Архиерейском соборе 1997 г., чем и заканчивает своё повествование. К сожалению, перечисление фактов подчас даётся В. Цыпиным через запятую, без анализа, совершенно не используются архивные источники. Он явно избегает обобщающих выводов и полемических крайностей. Правда, положительной стороной последней книги явяются обширные приложения и справочные материалы. Изданная позже история РПЦ, охватывающая синодальный и новейший периоды и доведённая до 2005 г., носит популярный характер. При рассмотрении новейшего патриаршего периода в сильно сокращённом виде повторяет тезисы предшествующих книг. Но, при этом, уже исключены из рассмотрения бурные дискуссии вокруг участия РПЦ в экуменическом движении, происходившие на рубеже тысячелетий1.

Интересна небольшая работа под названием «РПЦ и экуменическое движение», с подзаголовком - «историко-богословское обозрение», датированная 30 января 1997 г. Она принадлежит двум уже упоминавшимся старейшим участникам экуменического процесса в СССР: протопресвитеру В. Боровому и сотруднику ОВЦС А.С. Буевскому. Однако данная работа является отражением своего времени - периода наиболее активной критики РПЦ за её участие в экуменическом движении

Второй Ватиканский Собор и формирование католического экуменизма, как базис для последующих отношений с Русской православной церковью

Падение социалистических режимов не мог не отразиться на характере защищавшихся диссертационных работ.

Так, философ С.В. Медведко справедливо указывает на государственное идеологическое давление в СССР, в сфере межконфессиональных отношений, но признающий, что для конфессий в СССР участие в экуменической деятельности давало возможность укреплять свои позиции. Однако он путает унионизм с экуменизмом1.

Однако по-настоящему новым словом в изучении истории участия РПЦ в экуменическом движении стали докторские диссертационные сочинения историков М.И. Одинцова, О.Ю. Васильевой, М.В. Шкаровского, базирующиеся на материалах архивов. Впоследствии материалы этих работ были изданы в виде монографий и проанализированы выше. При этом, следует отметить, что взаимодействие РПЦ и РКЦ в экуменическом контексте не составляло здесь предмета отдельного рассмотрения, а являлось лишь небольшой частью исследуемой проблемы, в сравнительно небольшом историческом промежутке времени2.

В последнее десятилетие, в связи с дискуссиями вокруг экуменической проблематики, снова оживился интерес к ней у обществоведов.

Обращает на себя внимание диссертационное исследование историка И.В. Шкуратовой, анализирующей внешнеполитическую деятельность РПЦ. Она исследует влияние государственной машины СССР на отношения РПЦ с РКЦ в послевоенные годы, прослеживая зависимость изменения позиции РПЦ от советского внешнеполитического курса. Однако нельзя согласиться с некоторыми тезисами исследовательницы, например с тем, что до конца 1980-х гг. проблема внешнецерковных отношений РПЦ после Великой Отечественной войны не нашла своего специального рассмотрения. Не знакома автор и с рядом зарубежных публикаций по данной тематике1.

Интересная философская диссертация М.С. Сеньчуковой посвящена богословскому наследию деятеля русского зарубежья и участника экуменического движения Н. Афанасьева, внесшего вклад в осмысление вопроса о границах церкви. В работе рассматриваются экуменическая деятельность французских теологов Ж. Даниелу, Анри де Любака и Ива Конгара и их влияние на Второй Ватиканский собор2.

Наконец, непосредственно исторические аспекты участия РПЦ в экуменическом движении рассматривались в кандидатских диссертационных исследованиях А.В.Лепилина3 и особенно в докторской диссератции В.А. Ливцова4. Однако ни в одной из них предмет нашего исследования не изучался самостоятельно.

Использованные энциклопедические и справочные издания в целом несут в себе те же тенденции, что и исследовательская литература. Их можно разделить на несколько групп.

Следует сказать о ряде советских эециклопедий и справочных изданий. При этом, их общей чертой является идеологизированность и атеистоическая направленность.

Хотя сведения об экуменизме в целом появляются уже во втором издании Большой Советской энциклопедии (БСЭ) в 1950 г5. и в изданном в 1963-1964 гг. Энциклопедическом словаре6. Незначительный объём статей не позволял авторам дать обстоятельный анализ литературы. «Советская историческая энциклопедия» (СИЭ), издававшаяся в период, когда РПЦ активно участвовала в экуменическом движении, содержит ряд статей о деятелях католического экуменизма, но они не свободны от коньюнктуры и атеистичны1. В «Атеистических словарях», составленных известными религиоведами2, даётся оценка католического экуменизма3.

Однако более значимую категорию составляют издания, подготовленные уже российскими государственными структурами.

Это, например, справочное пособие «Конфессии, культы, религиозны движения», изданное Правительством г. Москвы в 1998. В статьях справочника прослеживается поддержка позиций РПЦ. Здесь, например, имеется статья «Католический прозелитизм»4.

Справочник «Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России», подготовленный Российской академией государственной службы при президенте РФ, стоит на несколько более либеральных позициях. Однако в нём имеется сатья «Каноническая территория РПЦ»5.

Ряд справочников подготовлен ведущими научными и архивными центрами. Их отличает объективность. Так, издательством «Большая Российская Энциклопедия» в 1998 г. издано фундаментальное энциклопедическое издание «Народы и религии мира». Вся её вторая часть содержит справочные статьи, посвящённые различным религиозным традициям мира. Здесь имеются, например статьи «Старокатолики», «Греко-католики» и др., в которых прослеживаются межконфессиональные связи. Особенностью этого издания, является обилие информации о крупных международных и всемирных конфессиональных организациях6.

Охлаждение экуменических отношений Русской православной и Римской католической церквей во второй половине 1970-х гг-первой половине 1980-х гг .

В деле 867 нам удалось почерпнуть информацию о проведении сессии Центрального комитета ВСЦ в Ролле (Швейцария) с 4 по 11 августа 1951 г., на которой звучала критика в адрес католиков, но наряду с этим и намёки на вступление в ВСЦ католиков и православных1.

В материалах по вопросам деятельности международных религиозных организаций дела 1640 удалось обнаружить переписку Генерального секретаря ВСЦ Виссерта Хуфта с митрополитом Никодимом (Ротовым) об отношении ВСЦ к заявлению папы Римского о созыве Второго Ватиканского собора, за 1959 г2.

Дело 1838 содержит комплекс «Материалов по вопросам самодеятельных международных церковных организаций и Ватикана». Здесь, например, помещено письмо В. Куроедова в МИД от 10 сентября 1960 г., где сообщается о критике «реакционной политики Ватикана» на Третьей христианской конференции в защиту мира в Праге и проект справки «О вступлении Русской православной церкви в члены Всемирного совета церквей» от 5 июля 1960 г., где в числе «положительных факторов», связанных со вступлением РПЦ в ВСЦ, отмечается ослабление позиций Ватикана, в связи с усилением антиватиканской коалиции протестантских и православных церквей. Или, например, письмо председателя Совета по делам РПЦ В. Куроедова в ЦК КПСС, в котором сообщается о присутствии впервые на очередной сессии Центрального комитета ВСЦ в августе 1960 г. официальных представителей Ватикана и т.д3.

Два дела (1932 и 2031) названы однотипно «Материалов по вопросам деятельности международных церковных организаций и Ватикана». Дело 1932 хронологически является продолжением дела 1838 и заключает в себе документы с 14 марта 1961 по 30 декабря 1961 г. Здесь содержится План внешнеполитических мероприятий Совета по делам РПЦ на 1962 г., где отражён процесс подготовки к вступлению РПЦ в ВСЦ и отмечается, что оно поможет «добиваться осуждения со стороны ВСЦ реакционной политики Ватикана». Дело 2031 охватывает период с 3 января 1962 г. по 16 ноября 1962 г. Здесь сосредоточены информации Совета по делам РПЦ, направлявшиеся на согласование МИД, для последующей передачи в ЦК КПСС, и письма из МИДа с материалами об экуменических мероприятиях, другая переписка Совета по делам РПЦ с МИДом. В деле в первую очередь следует выделить справку «О работе II Ватиканского собора», которая была подготовлена вторым секретарём посольства СССР в Италии Т. Шестаком 15 ноября 1962 г2. Обращает на себя внимание и совместное циркулярное письмо Советов по делам РПЦ и религиозных культов, направленное 10 марта 1962 г. на рассмотрение ряда ведомств, с представленным на обсуждение проектом мероприятия (для ЦК КПСС) «По усилению внешней деятельности религиозных организаций СССР в борьбе за всеобщее разоружение и мир и по разоблачению враждебной в отношении СССР политики Ватикана и других церковных деятелей зарубежных стран»3.

Наконец, последним делом первой описи, где выявлены интересующие нас документы, является дело 2128, называющееся, как предыдущее, «Материалов по вопросам деятельности международных организаций и Ватикана». Оно содержит документы, датированные 19 февраля 1963 – 18 сентября 1963, охватывая, таким образом, большую часть 1963 г. Здесь также имеется переписка Совета по делам РПЦ с МИДом. Следует выделить направленный для согласования в МИД план внешнеполитических мероприятий Совета по делам РПЦ на 1963 г., в котором содержатся планируемые РПЦ мероприятия, связанные уже с экуменическим взаимодействием РПЦ с Ватиканом4.

Опись № 2 «Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР» содержит материалы с 1943 по 1965 гг. Её дела разделяются на те же группы делопроизводственной документации, что и в первой. Тематически в описи часть документов носит информационно-аналитический характер. Другие документы освещают участие РПЦ и православных церквей в католических экуменических мероприятиях.

Так, дело 65 содержит материалы по подготовке совещания глав автокефальных православных церквей в Москве 1948 г., дополняя дела 294 и 295 первой описи. Здесь следует выделить датированное 1947 г. письмо патриарха Алексия председателю Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпову с предложением о проведении совещания православных церквей, где главными вопросами должны были стать: вопрос католический и вопрос экуменический1.

В деле 256 помещена подготовленная государственными органами «Справка о положении православной церкви в Западных и Закарпатской областях Украинской ССР в связи с ликвидацией остатков унии», датированная февралём 1959 г. Она важна для понимания того, что уже в 1950-е гг. встал вопрос об уходе униатов в подполье и фактическом крахе попыток полной ликвидации Греко-католической церкви на Украине2.

Важным источником информации по изучаемой теме стала группа из трёх дел: 255, 284 и 309. Это записи бесед председателя Совета по делам РПЦ с патриархом и членами Синода за 1959–1961 гг. Хронологически они продолжают друг друга. В записях бесед представителей Совета по делам РПЦ с митрополитом Николаем (Ярушевичем), отложившихся в деле 255 за 1959 г., отчётливо заметно давление властей с целью более активного продвижения на вышестоящие должности архимандрита Никодима (Ротова), с именем которого будет вскоре связано православно-католическое сближение3. В деле 284 за 1960 г. значительное место также занимал вопрос снятия митрополита Николая и продвижении Никодима, в чём, как видно из документов, велика была роль государственных органов4. В широком круге вопросов, рассматривавшихся иерархами РПЦ в беседах в Совете по делам РПЦ, были проблемы отношений с Католической церковью.

Похожие диссертации на История взаимодействия Русской православной церкви с Ватиканом в контексте развития католического экуменизма (середина XX – начало XXI в.)