Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эмансипация женщин кабардино-балкарии в годы советской модернизации (20–30-е гг. ХХ в.) Гукетлова Лариса Хусеновна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гукетлова Лариса Хусеновна. Эмансипация женщин кабардино-балкарии в годы советской модернизации (20–30-е гг. ХХ в.): автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Гукетлова Лариса Хусеновна;[Место защиты: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова].- Нальчик, 2012.- 25 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Изучение «женского вопроса», определение места и роли женщины в обществе в целях обеспечения одинаковых условий для фактического равноправия полов в политической, социальной, экономической и культурной жизни общества, свободного выбора женщиной формы реализации своего профессионального и творческого потенциала остается актуальной сферой научного интереса исследователей.

На фоне заметного повышения общественного интереса к ситуации на Северном Кавказе становится очевидной необходимость учета исторического опыта политики органов государственной власти в области эмансипации женщин в переходные периоды истории России. Анализ социальных процессов в обществе в переходный период и их влияния на трансформацию сознания социума является важным также в определении глубины изменений нравственных ориентиров.

Революция 1917 года в России стала самым крупным событием в эмансипации женщин за всю историю страны. Необходимость более объективного исследования радикальных перемен в жизни женщин в 20–30-е годы ХХ века диктуется неоднозначностью результатов советской модернизации в гендерной сфере.

Если позитивные итоги модернизации социальной защиты и улучшению быта женщин не вызывают сомнения, то о таких ее последствиях, как деформация традиционных институтов семьи и норм демографического поведения, семейного воспитания и др., до недавнего времени предпочитали умалчивать. Так, например, проявление радикализма гендерных преобразований в национальных регионах страны, где приверженность населения традиционализму была высокой, вызывало неприятие новой коммунистической политики.

На сегодняшний день теоретически важные задачи по выявлению глубинных закономерностей внутриполитических и социальных трансформаций в Кабардино-Балкарской автономной области в 20–30-е гг. ХХ в. сквозь призму женского вопроса остались до конца не исследованными. Их последующее значение в ходе интеграции субъекто-образующих этносов в социально-политическое пространство СССР разработаны не достаточно. «Белые пятна» в области исследования роли эндогенных и экзогенных факторов трансформации статуса горских женщин Кабардино-Балкарии на начальном этапе советской модернизации, отсутствие в историко-этнографической литературе комплексного исследования проблем эмансипации женщин также придают актуальность избранной теме.

Степень изученности проблемы. В историографии проблемы следует выделить три этапа:

I-й – с 1917 до начала 1950-х гг. – постановка проблемы ликвидации женского неравенства в общественно-политическом контексте;

II-й – со 2-й половины 1950-х до конца 1980-х гг. – начало научной разработки «женского вопроса» на основе марксистко-ленинской методологии;

III-й – с начала 1990-х гг. по настоящее время – деидеологизация исторической науки и появление новых направлений исследования.

На начальном этапе, в связи со слабой разработкой классиками марксизма концепции «женского вопроса», стратегию государственной политики на основе классового подхода по вовлечению женщин в производственную и общественно-политическую деятельность определяли работы В.И. Ленина. Вождь и идеолог большевиков считал, что Советское государство должно обеспечить установление новых общественных отношений, юридическое равенство между полами, вовлечение женщин в сферу общественного труда, укрепление основ качественно новых семейных отношений, создание благоприятных условий для развития общественно-политической активности женщин.

Главными интерпретаторами и популяризаторами идеологии правящей партии по работе с женским населением, широкому вовлечению их в общественное производство являлись лидеры советского женского движения, инициаторы организации специальных органов по работе среди женщин: Арманд И.Ф., Коллонтай A.M., Крупская Н.К. Их публикации всесторонне освещали деятельность партии большевиков и советского государства в решении женского вопроса, являлись руководством для региональных женских организаторов и работников.

Так, публикации И.Ф. Арманд посвящены внедрению новых форм и методов партийно-советской работы по освобождению и раскрепощению женщин, активизации их участия в общественной жизни и строительстве социализма. Для нас ее наследие имеет принципиальное значение и потому, что последние дни своей жизни она провела в Нальчике и успела выступить перед партийно-советским активом Кабардино-Балкарии. Она предложила с учетом политической отсталости горянок, создавать при парткомах специальные комиссии для агитации и пропаганды среди женщин.

В трудах первого советского наркома социального призрения А.М. Коллонтай, обосновывается необходимость внедрения таких социальных преобразований, которые позволят женщинам исполнять расширенный круг социальных функций, возложенных на нее рабоче-крестьянским государством.

Н.К. Крупская предлагала комплексно решать проблемы женского движения: ликвидация неграмотности, привлечение женщин на производство, повышение общего и профессионального образования, как она считала, призваны были стимулировать активное участие женщин в общественно-политической и производственной сферах.

Раскрепощению женщин Советского Востока посвящена работа А.И. Нухрат, в которой рассматривается первый советский опыт работы в национальных регионах, выявлены особенности вовлечения восточных женщин в советскую и партийную работу, в общественное производство.

Основные направления и формы работы среди женщин-горянок Северного Кавказа в общем, и Кабардино-Балкарии, в частности, рассматривались в публикациях Б.Э. Калмыкова, Олейник, Карачайлы И. Такоева С., Ивановского С., Воробьева С., Благоевой С.Д, Аминовой А., Гадиева А. и др.. В них освещалась деятельность клубов – горянок, женских школ, делегатских собраний, выявлялись проблемы учета национальных особенностей при решении женского вопроса. Публикации ориентировались на удовлетворение сиюминутных потребностей женской работы. Они, являясь в основном партийными и советскими руководителями, практическими работниками, рассматривали данную проблему, как правило, с учетом требований текущего политического момента и очередной хозяйственно-политической кампании, отличались отсутствием научного аппарата и манипулированием статистическими источниками.

В первой половине 1930-х гг. появляются первые обобщающие работы Березовской С., Шибаева И.А., Серебрянниковой Г.Н. Кирсановой, К. Крыленко Н. с попытками научного анализа проблемы, так как многие публикации, по-прежнему, страдали пропагандистским или иллюстративным характером.

Но к региональным исследованиям начального этапа с ее отличительными национальными особенностями и богатым фактическим материалом еще не могут быть в полной мере применены критерии и требования профессиональной историографии. Таким образом, первый этапа историографии проблемы не дал нам исследований с подлинно научным анализом развития женской работы. Однако, несмотря на указанные недостатки поставленные в них вопросы стали решать исследователи последующих поколений.

В условиях второго этапа, с середины 1950-х гг. в советской историографии повысился интерес к научной разработке проблемы раскрепощения женщины-горянки Северного Кавказа и Кабардино-Балкарии, вопросам ликвидации ее культурной отсталости и вовлечения в общественное производство, как к теме самостоятельного исследования. Это объяснялось наглядными переменами в области юридического и политического равноправия, вовлечения горянки в производство, в обеспечении ее правом на образование и т.д.

Более глубоко, с точки зрения экономических, культурно-политических и правовых аспектов, трактуется понятие «женский вопрос». Каждое новое десятилетие знаменовалось обобщающими изданиями, которые завершались традиционным выводом о том, что в результате усилий партийных, советских, профсоюзных, кооперативных организаций в 1920–1930-х гг. в СССР окончательно был решен женский вопрос.

На региональном уровне появляются исследования Шиковой Т.Т., Бербекова Х.М., Думанова Х.М. об изменении положения женщины-горянки в советской Кабардино-Балкарии, о драматизме процесса адаптации горянки к новым общественно-политическим условиям.

Так, Шикова Т.Т., начав исследование условий и форм заключения брака в традиционном кабардинском обществе, затем расширила тематически проблему. В рамках кандидатской диссертации, Шикова Т.Т. отслеживает процесс трансформации социального статуса женщины-горянки в контексте изменения положения традиционной семьи и семейного быта.

Специальный раздел этой проблеме в своей монографии посвятил Х.М. Бербеков. На базе большого фактического материала он показал значение перехода к советскому коллективному производству в 1920–1930-е гг. в раскрепощении женщин-горянок, использованию женского труда в условиях индустриализации, в культурно-политическом росте и возрастающей ее роли в общественном производстве.

Значительно обогатили историографическую базу коллективный труд «История КБАССР с древнейших времён до наших дней» в 2 томах, монография П.М. Чиркова и коллективная монография «Опыт КПСС в решении женского вопроса», под редакцией Н.И. Кондаковой.

В них освещаются новые методы женской работы как в целом по стране, так и на Кавказе. Эта были весьма обстоятельные для своего времени работы. Некоторые их положения сохраняют свое теоретическое значение для исследования поставленной нами темы. Они придали новый импульс научным поискам по данной тематике.

В целом, внимание большинства исследователей было сосредоточено на возросшей роли женщин-горянок как результате успешной советской политики по их вовлечению в различные отрасли общественной жизни. Эти работы характеризует сравнительный анализ того, что было до революции, и что принесла советская эмансипация. Несмотря на научно-популярный характер некоторых изданий, содержащиеся в них материалы дают возможность ощутить и понять особенности политической и этнокультурной системы, обусловивших изменение статуса женщины-горянки в 20–30-е гг. ХХ в.

Весомый вклад в освещение ускоренного процесса советской модели семейно-бытового раскрепощения горянок Северного Кавказа внесла М.А. Каратаева. В своей работе она приводит ряд примеров, характеризующих особенности эмансипации женщин-горянок в 1920–1930-е гг. на материалах Кабардино-Балкарии .

В условиях перестройки повышается интерес к исследованию «белых пятен» в отечественной истории советской эпохи в целом и, в изучении «женского вопроса», в частности. В связи с обострением демографического кризиса в стране, впервые ставится под сомнение вопрос об окончательном решении «женского вопроса» в стране. Так, Н. Кунгурова, Е. Груздева, Э. Чертихина, отказавшись от одностороннего позитивного освещения социального положения советских женщин, обращают внимание и на противоречия между исполнением советскими женщинами своих обязанностей в общественной, производственной и семейно-бытовой сферах.

Подобные примеры имели место и в национальных регионах. Так, публикация известного в Кабардино-Балкарии филолога и общественно-политического деятеля З.М. Налоева в республиканской газете «Советская молодежь» имела большой общественный резонанс и дала толчок к новому прочтению, казалось бы, давно исследованной темы. Главное внимание автора статьи акцентируется на издержках кампанейского подхода к важной социальной проблеме, в результате которого был нанесен серьезный урон семейному воспитанию и утрачены лучшие традиции народа.

Таким образом, данный этап советской историографии проблемы стал наиболее плодотворным с начала ее изучения. За указанный период был накоплен большой фактический материал. Вместе с тем, в них под влиянием идеологического фактора и классового подхода, роль женщин в общественно-политической жизни общества идеализировалась, и ограничивалась, как правило, положительной оценкой, не раскрывая в равной степени нерешенные проблемы, о которых было принято умалчивать.

В постсоветский период в исторической науке отмечается серьезное переосмысление темы на основе накопленного значительного материала, позволившего пересмотреть и существенно дополнить сделанные исследователями предыдущего этапа обобщения и выводы. Инновационным явлением в отечественной исторической науке стало появление гендерной теории и начало исследований на ее основе «гендерных отношений» в обществе посредством новых социальных институтов. Одними из первопроходцев в изучении роли женщин в обществе с помощью гендерного подхода, стали такие исследователи, как С. Айвазова, Г. Силласте, C.B. Поленина, O.A. Хасбулатова и др.

Несмотря на давление прежних идеологических императивов, изучение процессов эмансипации советских женщин этнографами, этнопсихологами, лингвистами, историками, философами способствовало более критической оценке реалий 1920–1930-х гг., их социальных и культурных результатов.

Это наглядно прослеживается как на материалах Северного Кавказа в целом, так и Кабардино-Балкарии, в частности.

По-новому вопрос о роли кавказских женщин в обществе на примере кабардинской семьи поставлен в исследованиях Я.С. Смирновой, А.Э Тер-Саркисянц. Оригинальной и смелой для своего времени является их попытка переосмысления догматической оценки негативного влияния шариата на судьбу горянки. Чуть раньше подобное мнение было высказано А.И. Муссукаевым и Першиц А.И.. Считаем, что в настоящее время поставленные этими авторами проблемы не утратили своей актуальности и имеют большую перспективу исследования.

Историки Северного Кавказа с учетом происходящих изменений в российском обществе осознали необходимость нового осмысления прошлого. Открытый доступ к архивам, введение в научный оборот ранее недоступных документов позволили защитить кандидатские диссертации, посвященные эмансипации женщин Северного Кавказа.

В начале XXI века в философской, социологической и исторической литературе уделяется повышенное внимание изучению этнокультурных процессов. Начинается системное изучение феномена советской модернизации, таких ее этнокультурных аспектов, как эмансипация женщин-горянок. В публикациях на основе новых подходов дан анализ изменяющейся роли женщин вследствие реализации государственной политики.

В заключение отметим, что в настоящее время вопросы эмансипации женщин в условиях советской модернизации до конца не изучены, попытки комплексного исторического исследования, посвященного советской государственной политике в отношении женщин-горянок Кабардино-Балкарии, прежде специально не предпринимались.

Источниковую базу исследования составляют материалы, выявленные в центральных и местных региональных архивохранилищах, нарративные источники и материалы периодической печати, опубликованные сборники документов и статистические сборники.

Основной и наиболее информативной группой источников являются материалы официального происхождения, содержащие данные о стратегических целях политики в отношении женщин, в том числе народов Кабардино-Балкарии, практике их реализации в 1920–1930 е гг.

Комплекс источников данной группы рассредоточен по разным архивам и архивным фондам. В работе над диссертацией использованы материалы Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), ГУ Центра документации новейшей истории Ростовской области (ГУ ЦДНИРО), Управления Центрального государственного архива архивной службы КБР (УЦ ГААСКБР) и Управления центра документации новейшей истории архивной службы КБР (УЦДНИ АСКБР). Всего в указанных архивах изучено свыше десятка архивных фондов различных общественно-политических и государственных учреждений.

В Государственном архиве Российской Федерации изучены фонды центральных государственных органов: ВЦИК и Совнаркома РСФСР. В РГАСПИ в первую очередь изучен фонд ЦК РКП (б) – ВКП (б): секретариата, агитационно-пропагандистского отдела и др. В ГУ ЦДНИРО изучены фонды Юго-восточного бюро ЦК РКП (б), Северокавказского крайкома.

Изучены аналогичные фонды Управления Центрального государственного архива архивной службы КБР (УЦ ГААСКБР) и Управления центра документации новейшей истории архивной службы КБР (УЦДНИ АСКБР).

Особенности советской политической системы предопределили особое место Центрального комитета партии, его местного аппарата в информационном обеспечении. Сбор информации уже в 1920-е гг. была централизован и «замыкался» на ЦК партии. Идентичным образом строилась и система получения информации на Северном Кавказе. Поэтому документы бывших партархивов представляют собой богатый комплекс источников.

В фондах ЦК РКП (б) – ЦК ВКП (б) находятся материалы о ходе эмансипации: о принятии решений и их реализации краевыми и местными парторганизациями (стенограммы собраний, информационные сводки, письма и др.), информационные сводки ЦК и отчеты местных партийных органов о работе женсоветов и женотделов, записки, доклады, отчеты о политических мероприятиях.

Документы о краевых, областных, партийных конференциях и совещаниях, информационные отчеты по «женскому вопросу» частично отложились в фондах ЦК РКП-ВКП (б). Однако основной их комплекс, конечно же, хранится в бывших партархивах: Центрах документации новейшей истории Ростовской области и Кабардино-Балкарии.

Наиболее полно сохранился фонд ГУ ЦДНИРО Северокавказского крайкома партии. В бывшем Кабардино-Балкарском областном партархиве (УЦДНИ АСКБР) хранятся отчеты областных партконференций, пленумов, протоколы заседаний бюро, материалы женотделов, отчеты, доклады, материалы различных совещаний, обследований, статданные.

В государственном архиве Кабардино-Балкарии (УЦ ГААСКБР) изучены фонды:

Ф. Р-2 «Исполнительный комитет Кабардино-Балкарского областного Совета рабочих, рабочих и красноармейских депутатов».

Ф. Р-5 «Рабоче-крестьянская инспекция КБАО».

Ф. Р-8 «Представительство КБАО при народном комиссариате по делам национальностей РСФСР».

Ф. Р-16 «Отдел народного образования КБАО».

Ф. Р-151 «Кабардино-Балкарское областное статистическое бюро».

Ф. Р-153 «Кабардино-Балкарский областной дисциплинарный суд».

Ф. Р-159 «Шариатский суд Нальчикского округа Терской области».

Ф. Р-183 «Прокуратура КБАО».

Ф. Р-188 «Ленинский учебный городок» (ЛУГ).

Ф. Р-198 «Народный Совет Нальчикского округа Терской области».

Ф. Р-201 «Революционный комитет Нальчикского округа Терской области».

Ф. Р-237 «Исполнительный комитет Нагорного окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов».

Ф. Р-264 «Исполнительный комитет Нальчикского окружного Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов».

Ф. Р-376 «Исполнительный комитет Нальчикского районного Совета народных депутатов» и др.

Довоенные фонды районного уровня Кабардино-Балкарии, как правило, не сохранились и сведения о положении в районах отражены лишь в документах облисполкома.

В совокупности материалы данных фондов позволяют раскрыть мотивы, причины, цели и механизм принятия решений по вопросам раскрепощения женщин-горянок, ход их реализации.

Большую группу источников составили документы, материалы съездов женщин-горянок. Многие из них опубликованы. Но все они требовали осмысления с позиций современных приемов и методов исследования.

Для определения характера изменений образа жизни женщин-горянок, их масштабов и глубины в условиях советской модернизации важно было знать исходный уровень и точку отсчета коренных преобразований. Неоценимую роль в связи с этим играют нарративные источники, дающие нам первое представление о существе проблемы. При исследовании статуса северо-кавказских женщин в традиционном обществе достоверные сведения выявлены в трудах А.А. Дьячков-Тарасова, Хан-Гирея, А.Г. Кешевой, Н.Ф. Дубровина, М. Абаева, Ш.Б. Ногмова, И.Ф. Бларамберга и др..

В работах этих авторов содержится в основном описание особенностей социального и правового положения кабардинок и балкарок в дореволюционный период. Некоторые положения их трудов основываются на нормах обычного права этих народов и имеют большое значение при исследовании поставленной проблемы, т.к. именно в этих нормах отражается вполне определенное представление об истинном положении женщин. Полезным дополнением для понимания особенностей правового статуса кабардинки и балкарки в дореволюционный период стала подготовка и издание в советский период материалов нескольких сборников. Сравнительный анализ опубликованных материалов показывает, что к 10-летию советской власти в образе жизни женщин-горянок прочно сохранялись признаки их прежнего статусного положения.

Для бесписьменных в прошлом народов Кабардино-Балкарии чрезвычайно важны любые сторонние письменные свидетельства о положении женщин в досоветский период, особенно европейцев, к тому же, если они кореллируются с русскими нарративными источниками. Данное издание довольно быстро стало бестселлером не только в связи с быстрой реализацией, но и востребованностью опубликованных материалов по различным отраслям знаний.

О важности для советского и партийного руководства развертывания работы среди северокавказских женщин говорит издание тематических сборников документов в 1920-е гг. на всесоюзном и краевом уровнях. Документы как центральных, так и краевых властных структур свидетельствуют о приоритете для них командных и директивных методов работы среди женщин, форсировании темпов эмансипации горянок Северного Кавказа.

1970-е годы в истории СССР характеризуются стабилизацией внутриполитического положения в стране, когда отмечалась череда юбилейных событий: 60-летие образования СССР, Октября, Ленинского комсомола и т.д. Приуроченные к этим событиям издания центра должны были подвести документальную базу официального происхождения под тезис об окончательном решении в СССР женского вопроса.

Это наложило свой отпечаток и на издание тематических сборников документов на региональном уровне, среди которых не обнаружишь сборника документов, посвященного специально проблеме эмансипации. Правда, в каждом из них обязательно «рассыпаны» сюжетные документы о работе среди женщин-горянок, которые придают им неповторимый колорит и привлекательность.

К группе официальных источников относятся и статистические материалы. Ценнейшими для диссертации стали данные таблицы IV Всесоюзной переписи населения 1926 г. «Главные и побочные занятия самодеятельных по полной классификации с выделением главных народностей». Переписью выделено несколько сотен видов занятий и, что особенно важно для нас, в том числе и по половому признаку. Они позволят рассмотреть социальную структуру КБАО, понять структуру занятий населения и социопрофессиональную базу модернизации в национальной области. Соотношение в материалах переписи категории «самодеятельных» с категорией «несамодеятельных» лиц, живущих на средства других лиц, важно для характеристики кабардино-балкарского социума, в котором и через 10 лет Советской власти главой семьи, как в любом традиционном обществе, оставался отец или старший брат.

Назначение других статистических сборников – помочь установить количественные и изменения в половозрастной структуре населения. Источником социальной статистики были текущие и годовые отчеты, контрольные цифры народного хозяйства, материалы различных переписей и обследований. Но отчетность была несистематической, неполной, велась нередко некомпетентными кадрами. Большая часть показателей требует совокупного анализа документов партийных и советских учреждений.

Особой ценностью обладают источники периодической печати, которыми исключительно богат исследуемый период. В периодической печати отражены особенности жизни 1920–1930-х гг., которые не фиксировались другими категориями источников. Для нас особенно было интересно, как одна и та же проблема виделась московскому автору («Революция и национальности») и северокавказскому («Революция и горец», «Вопросы просвещения»), как они интерпретировали вызовы времени.

Кабардино-балкарские издания (газеты «Красная Кабарда», «Карахалк», «Социалистическая Кабардино-Балкария») характеризуются изложением понимания и реализации установок центра, их интерпретации и адаптации к местной специфике. В источниках этой группы, в очерках, статьях, зарисовках содержатся различные аспекты социального статуса, политических прав, экономического быта и культуры женского населения Кабардино-Балкарии в 20–30-е гг. ХХ в.

Объектом диссертационного исследования являются кабардинский и балкарский социумы в 1920–1930-е гг.

Предметом исследования является социальная политика в отношении женщин-горянок Кабардино-Балкарии в условиях советской модернизации 1920–1930-х гг.

Цель диссертационного исследования – комплексное изучение и анализ эмансипации женщин-горянок Кабардино-Балкарии в контексте советской модернизации 1920–1930-х гг.

Для ее реализации, с учетом изученности темы, неполным освоением новых исследовательских методологий, недостаточной теоретической разработкой данной проблемы, намечены следующие задачи:

осуществить краткий экскурс в историю культуры народов Кабардино-Балкарии XIX в. для характеристики статуса мужчин и женщин в традиционном обществе;

ввести в научный оборот вновь выявленные документы, отражающие особенности «государственного феминизма» в теории и практике советской национально-культурной политики в 20-е гг. ХХ в.;

исследовать деятельность партийных и советских организационных структур для работы среди женщин;

изучить методы и средства советской политики по повышению правового статуса и культурного уровня женщин-горянок;

рассмотреть способы и методы вовлечения женщин-горянок в общественное производство и общественно-политическую деятельность;

проанализировать организацию государственно-общественного воспитания детей как составляющую часть эмансипации женщин-горянок;

определить степень изменения ролевых характеристик женщин-горянок в связи с осуществлением массовой коллективизации и индустриализации;

выявить особенности процесса эмансипации горянок в условиях советской модернизации 1920–1930-х гг.;

обобщить накопленный опыт и предложить практические рекомендации по исследуемой проблеме.

Географические рамки исследования ограничены территорией Кабардино-Балкарской автономной области по состоянию на 20–30-е гг. ХХ в. Для исследования особенностей правового статуса женщины-горянки в дореволюционный период географические рамки исследования несколько менялись в зависимости от характера динамики этнической карты кабардинцев и балкарцев в то или иное время.

Хронологические рамки исследования охватывают 1920–1930-е гг. Нижний хронологический рубеж связан с образованием в 1921 г. Кабардино-Балкарской автономной области, верхний – концом 1930-х гг.

В этот период осуществлена коренная модернизация традиционного социума и формирование новых видов репрезентации женщины, сформировалась единая система нормативно-правового регулирования общественных и гендерных отношений, в том числе и в сфере эмансипации женщин.

1920–1930-е гг. как самый активный период преобразований общества и гендерных отношений в Кабардино-Балкарии – позволяют осуществить анализ мероприятий по эмансипации женщины и вовлечению ее, преимущественно директивными методами, в общественное производство и общественно-политическую деятельность.

Выход за рамки нижнего хронологического рубежа обусловлен необходимостью иллюстрации радикального изменения правового положения и социального статуса женщин-горянок в советский период.

Методологической основой исследования стали достижения современной исторической науки с использованием специальных методов и принципов исследования. Исключительное значение сохраняют соблюдение учеными фундаментальных принципов современной исторической науки – историзма и объективизма.

Использование принципа историзма позволило рассмотреть проблему в конкретно-исторических условиях в контексте социальных, политических, экономических и культурных перемен.

Принцип объективности в исследовании реализован на основе привлечения различных источников и учета разнообразия точек зрения и деидеологизированного подхода к изучению советской политики эмансипации женщин.

Проблемно-хронологический метод позволил осуществить анализ событийного ряда, связанного с мероприятиями по эмансипации женщин-горянок в хронологической последовательности, соответственно, в период НЭП, «великого перелома», первых пятилеток.

Сравнительно-исторический метод использован при изучении историографических концепций, выявлении их общих черт и особенностей, статуса горянки в имперский и советский периоды и методов реализации на разных уровнях советской политики эмансипации.

Историко-типологический метод позволил проверить эффективность реализации основных направлений государственной политики эмансипации на конкретных примерах общественной, культурной и производственной деятельности женщин-горянок Кабардино-Балкарии.

Историко-генетический метод облегчил выявление последовательности изменения качественных характеристик государственной политики по раскрепощению женщин на начальном этапе советской модернизации

Статистический метод был востребован при подсчете абсолютных и относительных показателей занятости женского населения и степени их участия в главнейших хозяйственно-политических кампаниях и культурных мероприятиях на основе данных переписей населения, статистических сборников и годовых статистических отчетов.

Гендерный метод оказался наиболее приемлемым для корректного анализа отношений между полами и понимания характера их воздействия на взаимодействия между индивидом и обществом, гражданином и государством.

Модернизационный метод основан на комплексном подходе к решению поставленных задач и значительно расширяет возможности для интерпретаций. На основе данного подхода советский этап истории противопоставляется прошлым эпохам, подчеркивается борьба между модерными и традиционными элементами, среди последних – религия и традиционный уклад жизни, наиболее полно воплощенный в женской части населения. Политическое измерение отношений между различными социальными группами и советской властью – это проблема гендерных отличий и тех возможностей, которые позволяют женщине-горянке пользоваться плодами модернизации.

Все перечисленные методы и принципы использовались в совокупности, что обеспечило комплексный подход к проблемам исследования и позволило понять, каким путем и посредством каких структур советской властью решались проблемы интеграции женщин-горянок Кабардино-Балкарии в общероссийское советское культурно-идеологическое и экономическое пространство.

Научная новизна диссертации заключается в том, что:

предпринято комплексное исследование национально-регионального компонента советской политики эмансипации женщин как особого направления социальной и гендерной истории;

в научный оборот введены новые документы, способствующие более глубокому научно-историческому осмыслению факторов трансформации статуса женщин в исследуемый период;

охарактеризована роль директивных методов партийной, советской и комсомольской работы среди женщин-горянок по формированию и стимулированию их социальной активности;

изучены изменения в правовом, общественно-политическом, экономическом и культурном статусе горянок КБР как результат государственной политики социализации женщин;

определены особенности культурно-просветительной и образовательной работы среди женщин-горянок в Кабардино-Балкарии в 1920–1930-х гг.;

выявлены издержки политики эмансипации женщин-горянок в результате столкновения ценностей модернизации и традиционализма, и их негативные последствия.

Теоретическая значимость исследования состоит в:

значительном расширении представлений об особенностях трансформации всех сфер гендерных отношений кабардино-балкарского социума в переходный период;

ликвидации «белых пятен» в исследованиях о роли эндогенных и экзогенных факторов изменения статуса горянок Кабардино-Балкарии в годы советской модернизации;

выявление роли властных структур в формировании женской социальной активности;

реконструкции гендерной характеристики образа «новой горянки», включающей, наряду с положительными чертами и негативные как следствие форсированных методов эмансипации советских женщин;

возможности использования ее теоретических результатов и рекомендаций в изучении социально-политической истории по гендерной тематике.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования:

теоретических положений, выводов и материалов при разработке и корректировке стратегии гендерной политики федерального центра с учетом северо-кавказского национально регионального контекста;

при разработке нормативно-правовых актов, учитывающих этнокультурную специфику (традиции, ментальность и т.п.) коренных народов Северного Кавказа;

при разработке в регионе, в связи с демографическим кризисом, государственных программ по конструированию гендерных отношений для решения острых социальных проблем по увеличению воспроизводства населения, усиления роли семейного воспитания;

при написании обобщающих работ учебников и учебных пособий по политической и социальной истории Северного Кавказа, истории народов КБР;

материалов при подготовке учебных спецкурсов по общепрофессиональному циклу дисциплин для студентов вузов по тематике эмансипации женщин, гендерологии и феминологии.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Статус женщины-горянки (кабардинки и балкарки) в традиционном обществе с одной стороны отличался необычно большими правами, с другой, они был существенно ограничены. Такая двойственность была обусловлена сохранением норм обычного и неуклонным усилением мусульманского права. Это положение эволюционно меняется с утверждением в жизни горцев российского законодательства.

2. Советские декреты предоставили женщинам всю полноту гражданских прав и свобод, уравняв их в правовом отношении с мужчинами. С женщин были сняты все ограничения в отношении детей и имущества при расторжении брака. Они получили право свободно избирать профессию, место жительства, образование, на равную оплату за труд с мужчинами.

3. В 1920-е гг. государство осуществило комплекс идеологических, правовых, культурных и экономических мероприятий для достижения фактического равноправия женщин-горянок: искоренение из сферы семейно-брачных отношений всех пережитков прошлого (калым, умыкание, многоженство), повышение образовательного уровня горянок, вовлечение их и общественное производство в общественно-политическую жизнь.

4. При вовлечении женщин в общественное производство и общественно-политическую жизнь превалировали директивные и принудительные методы работы. По указанию центра первоначально практиковались показательные мероприятия, призванные вызвать интерес к ним женской части населения в силу их естественного биосоциального статуса. Положительное влияние на женские массы оказали съезды горянок, деятельность женских культпросветучреждений (женские ликпункты и клубы – горянок) и областные газеты.

5. Вовлечение горянок в промышленное производство в 1920-х гг. активизируется в условиях индустриализации страны. Однако решающую роль в европеизации и эмансипации женщин-горянок сыграла коллективизация. В целом под влиянием обозначенных процессов статус женщины-горянки подвергся существенной деформации.

6. В 1920–1930-е гг. сформировался новый образ женщины-горянки: заметно расширился круг ее интересов, прав и гарантий. Включение девушек в пространство межгрупповых коммуникаций вело к деформации традиционных и началу формирования новых поведенческих стилей и гендерного взаимодействия в данном субрегионе.

7. Привлечение женщин к общественной работе в 1920–1930-е гг. имело ряд трудностей, связанных с этническими и конфессиональными особенностями региона, межъязыковым барьером, а также традиционным мышлением самих горянок, которые не могли смириться с монополизацией государством воспитательных функций.

8. 1920–1930-е гг. знаменуют новый этап в истории эмансипации женщин Кабардино-Балкарии. Форсирование процессов эмансипации женщин породила массу социальных проблем, связанных с подрывом устоев семьи, морально-нравственных ценностей, изменением социальных стереотипов, что не дает основания для вывода об окончательном решении «женского вопроса» к концу 1930-х гг. С другой стороны, советская политика в «женском вопросе» ускорила процесс эмансипации сознания не только женщин, но и мужской части общества.

Апробация результатов исследования. Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре Истории России КБГУ. Основные положения и результаты, полученные в ходе работы, докладывались и обсуждались на международных конференциях «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (г. Пятигорск, 2001), «Человек, культура, общество» (Пенза, 2010), «Молодежь, наука: реальность и будущее» (г. Невинномысск, 2010), а также на всероссийских и региональных конференциях, на Международном конгрессе кавказоведов ( г. Тбилиси, 2011).

Непосредственное содержание диссертации отражено в десяти научных публикациях, в числе которых одна публикация в реферируемом издании, рекомендованном ВАК РФ.

Структура диссертации соответствует поставленным целям и задачам и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников.

Похожие диссертации на Эмансипация женщин кабардино-балкарии в годы советской модернизации (20–30-е гг. ХХ в.)