Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции в XIX - первой четверти XX вв. Хафизов Габдрахман Габбасович

Культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции в XIX - первой четверти XX вв.
<
Культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции в XIX - первой четверти XX вв. Культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции в XIX - первой четверти XX вв. Культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции в XIX - первой четверти XX вв. Культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции в XIX - первой четверти XX вв. Культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции в XIX - первой четверти XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хафизов Габдрахман Габбасович. Культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции в XIX - первой четверти XX вв. : диссертация... доктора исторических наук : 07.00.02 Казань, 2006 437 с. РГБ ОД, 71:07-7/160

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историография н источники исследования 19

1. Историографический обзор отечественной и зарубежной литературы 19

2. Характеристика источниковой базы 37

Глава II. Влияние культуры поволжско-приуральских татар на народы Средней Азии в XIX - первой четверти XX вв 49

1. Культурно-просветительская деятельность татар среди казахского народа 49

2. Вклад татарской интеллигенции в развитие культуры узбекского народа 79

Глава III. Участие нижегородских, петербургских и польско литовских татар в этнокультурных процессах России в XIX - первой четверти XX вв 104

1. Вклад нижегородских и петербургских татар в культуру народов России 104

2. Польско-литовские татары в общественно-политической и экономической жизни приобретенной ими Родины 140

Глава IV. Деятельность татарской интеллигенции в развитии культур народов Поволжья и Сибири в XIX - первой четверти XX вв 165

1. Этнокультурные связи сибирских и поволжско-приуральских татар: влияние культур сибирских татар на окружающие их народы 165

2. Роль татарской интеллигенции в развитии культуры народов Поволжья 187

Глава V. Взаимовлияние культур русского и татарского народов Поволжского региона в XIX - первой четверти XX вв 228

1. Взаимопроникновение культур русского и татарского народов 228

2. Татарское музыкальное искусство и его место в социо-культурном пространстве России 325

Заключение 346

Приложение 361

Список сокращений 383

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

Научная значимость изучения истории российской интеллигенции обусловлена особой ролью татарской интеллигенции в социально-экономической и культурной жизни России и Советского государства в XIX – первой четверти XX вв.

В настоящее время в условиях демократизации Российского общества особенно важен объективный и всесторонний подход к изучению деятельности интеллигенции национальных окраин России.

Происходившие в российском обществе перемены, остро затронув историческую науку, раскрыли «темные пятна» в исследованиях культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в XIX – первой четверти XX вв., поставили российскую историческую науку перед необходимостью переосмысления отдельных исторических фактов, переоценки некоторых широко пропагандировавшихся в былые годы достижений и успехов. Стал очевидным низкий теоретический уровень некоторых работ советского периода, а также предвзятость исторических обобщений. Все это призвано значительно активизировать исследования актуальных аспектов истории культурных взаимствований народов России, значительное место среди которых принадлежит проблеме культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в XIX – первой четверти XX вв. Можно констатировать с уверенностью, что к настоящему времени накоплен целый ряд вопросов, проблем и предложений о путях культурных взаимствований народов России, требующих своего решения. Актуальность исследования обуславливается следующими факторами:

- во-первых, ускоренной демократизацией российского общества;

- во-вторых, связанной с этими возможностями углубленного изучения истории культурных взаимоотношений, расширяющих наши научные представления об этом периоде;

- в-третьих, необходимостью комплексного изучения данной проблемы на основе введения в научный оборот новых архивных документов, обновления и обеспечения фактического материала историко-культурных исследований и переосмысления многих устоявшихся взглядов на историю культурных взаимствований народов России;

- в-четвертых, обобщением имеющегося опыта в сфере культурных связей, дающих практические уроки для урегулирования межнациональных отношений в регионах российского государства.

Все это вызвало у автора научный интерес и обусловило автором данной диссертации избрание темой своего исследования историю культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в XIX – первой четверти XX веков.

Объектом исследования является изучение культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в регионах российского государства в XIX – первой четверти XX веков.

Предметом исследования выступают социально взаимосвязанные процессы в областях образования и культуры в пределах Российской империи и СССР.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является анализ культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в XIX – первой четверти XX веков, а также, на основе использования данных современной исторической науки и разнообразных источников, многие из которых не были известны широкой общественности раскрыть процесс проявления культуроносительства и выяснить некоторые его особенности в изучаемый период. Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

Определить характер источниковой базы, дать анализ специальной литературы по исследуемой теме;

Дать периодизацию культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции, выявить специфику ее проявления в регионах;

Выявить вклад татарской интеллигенции в области образования, общественной мысли, науки, музыки, сценического искусства и литературы;

Определить влияние культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции на дальнейшее развитие общественных отношений.

Степень изученности темы. В отечественной историографии истории культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции можно выделить 3 этапа, в каждом из которых проявление исследовательского интереса к изучению данной проблемы выражалось по-разному. Первым этапом можно условно назвать период первой трети XX века. В работах Я.Д.Коблова, М.П. Павловича, И.Н. Бороздина, А.И. Скачко, В.В. Бартольда, С.Д. Асфендиярова, П.П. Галузо и др. были рассмотрены основные направления культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции. На наш взгляд большинство материалов работ вышедших в этот период, отражающих уровень культуры и образования татарского народа, можно условно назвать источниковым материалом. Ибо они написаны по горячим следам происшедших фактов, в них приводится первичный факталогический материал, полученный в процессе различных фронтальных обследований и выборочных опросов, демографических переписей населения и т.п. С этой точки зрения представляет интерес оценки татар деятелями других национальных культур того времени. Так в переизданной работе Абая Кунанбаева так пишется о татарах: «Смотрю на ногаев (так называли казахи казанских татар), они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтят религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться».

Второй этап – начало 1930-х первая половина 50-х гг. – приходится на период триумфа культа личности И.В. Сталина. В трудах М.Н. Худякова, Г.Н.Ахмерова, Дж. Валиди, Г.С. Губайдуллина и др. рассматривается влияние культуры и образования поволжских татар на окружающие их народы.

Третий этап начинается периодом «хрущевской оттепели» (вторая половина 1950-х гг.) и завершается 2000 годом.

К исследованиям этого периода относятся труды М.Х. Гайнуллина,
Е.П. Бусыгина, С.М. Михайловой, Р.И. Нафигова, М.Х. Хасанова,
Р.С. Мухамадиева, Б.В. Лунина, И.И. Иляловой, З.И. Гильманова,
С.Х. Алишева, М.А. Усманова, А.Х. Халикова, Ф.Т. Валеева, Р.К. Валеева, М.З. Хафизова, Я.Я. Гришина, З.З. Мифтахова, И.Р. Тагирова,
Р.Г. Кашафутдинова, Р.У. Амирханова, Р.Г. Хайрутдинова, Г.С. Сабирзянова и др.

Как следует из анализа литературы, многие вопросы по истории культурных заимствований исследованы далеко не полно. Поэтому воссоздание полной и объективной картины культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции по имеющимся работам не представляется возможным. В связи с этим перед данным исследованием возникает необходимость изучения ранее неисследованных сюжетов и более глубокого анализа имеющихся. Детально степень источниковой и историографической разработки темы анализируется в отдельной главе диссертации.

Территориальные рамки исследования составили: Поволжско-приуральский регион, Средняя Азия, Сибирь, Польша, Литва, центральные русские города: С. Петербург, Н. Новгород. Изучение названных регионов и городов вызвано тем обстоятельством, что именно в них представители татарской интеллигенции более полно смогли раскрыть свой потенциал и оказать культурное влияние на народы, проживающие в них.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с начала XIX по первую четверть XX вв. Определение изначальной грани исследования связано с начавшимися в России либеральными реформами, которые значительно активизировали деятельность татарской интеллигенции, усилившими влияние на окружающие народы.

Конечная дата связана с резким изменением воздействия татарской интеллигенции в указанных регионах, вызванным революционными перестановками в России, наряду с представителями русской интеллигенции они становились основными проводниками культурных преобразований в СССР в 1920-е годы.

Исходя из хронологических рамок данного исследования культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции делится на три периода. Первый период охватывает конец XVIII – первую половину XIX вв. Он характеризуется тем, что формирование мировоззрения татарских педагогов-ученых европейского типа происходит в тесном контакте с русской и западноевропейской наукой и культурой. Научно-практическими поисками предшественников татарской интеллигенции были подготовлены проекты создания светских общеобразовательных школ и печатных органов для татар.

Открытие в Казани гимназии (1758 г.) и университета (1804 г.) оказало заметное влияние на дальнейший рост татарской культуры. Именно в их стенах татары впервые получают возможность иметь светское, европейское образование.

Гимназия и университет способствовали оживлению татарско-русских взаимоотношений. Распространению знаний, науки также способствовало открытие в Казани типографии при первой Казанской гимназии (1801 г.) и университетской типографии (1809 г.), где наряду с религиозной литературой печаталась и светская: труды по медицине, астрономии, грамматике, произведения средневековых арабо-мусульманских мыслителей, исторические памятники восточных народов.

Второй период (2-я половина XIX века). Культура России второй половины XIX века впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. В России сложился своеобразный историко-художественный период, который его современники назвали «серебряным веком» русской культуры.

Начальное образование давали государственные земские, церковно-приходские школы, медресе. Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. Во второй половине XIX века были созданы университеты в Одессе, Томске, несколько позже в Саратове.

В пореформенной России усиливается стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они представляли возможность пользоваться книгами, журналами, в них устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления. Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных, технических, литературных мемориальных и краеведческих музеев в столицах и провинции.

Третий период (первая четверть XX века) ознаменовался выходом на общественную арену новых сил, качественным изменением общественного сознания: на базе религиозного реформаторства, просветительства и либеральных идей формировались направления общественной мысли, которые образовали теоретическую основу последовавшего мощного подъема национального движения среди татар по пути прогресса.

Этот период ознаменовался усиленным влиянием татарской культуры на народы Поволжья, Средней Азии, Сибири и др. регионов России в таких областях культур как просвещение, печатное дело, литература, сценическое искусство.

В освоении многих теорий и идей, обретающих в этот период решающее значение для татарской общественной мысли, огромную роль сыграло печатное слово. Так, уже в 1905-1907 гг. на татарском языке легально выходили 33 издания (21 газета и 12 журналов).

Пропаганда русской культуры имела значительные масштабы. Десятки изданий, по существу, вели неофициальное соревнование по образцовой подаче материала из русской художественной, политической, научной литературы («Шура», «Анг», «Юлдуз», «Кояш», «Эль-гаср-эль-джадид, «Азат халык», «Урал» и т.д.). Пальма первенства в этом своеобразном состязании принадлежала журналу «Шура». Это было издание, которое не ограничивалось разрозненными материалами по русской культуре, а имело стройную систему, доведенную до известного совершенства.

Методологическую основу исследования составляют важнейшие принципы исторического познания – научность, историзм и объективизм, всесторонность и комплексность научного анализа. Характер задач, поставленных в диссертационной работе, вызвал необходимость применения, наряду с общенаучными, специальных исторических методов: систематизации, периодизации, проблемно-хронологического, сравнительного, комплексного, реконструктивного, системно-структурного, конкретно-исторического, а также критического подхода к источникам и историографии по исследуемой тематике. Кроме того, в работе использовались математико-статистические методы – средних величин, группировки и т.д.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

При проведении историографического обзора проанализированы, классифицированы по направлениям и периодам основные труды и исследования, затрагивающие рассматриваемую проблему;

В научный оборот вводится значительное количество новых архивных материалов, в исследовании проведен ряд авторских подсчетов и обобщений;

Классифицированы использованные источники, проведен их источниковедческий анализ;

Обоснована и определена периодизация культурно-просветительской деятельности;

Показано значение культурно-просветительской деятельности и раскрыто отношение к ней со стороны русскоязычной и другой интеллигенции регионов.

Практическая значимость работы заключается в изучении культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в различных регионах России и за рубежом. Отдельные теоретические и практические выводы, положения могут стать подспорьем для дальнейшего, более углубленного исследования этой проблемы. Практическая значимость настоящего исследования также состоит в том, что его материалы являются составной частью изучения истории татарского народа и используются автором при чтении курса «История татарского народа» на кафедре истории Татарстана исторического факультета Казанского государственного университета.

Апробация исследования. Диссертация обсуждена на кафедре современной отечественной истории Казанского государственного университета. Основные положения и выводы нашли свое отражение в научных публикациях, обнародованных в 2002-2006 гг. в двух монографиях, в международном журнале «Мирас», сборнике научных трудов «Культурные традиции Евразии», «Казанском медицинском журнале», в сборнике научных публикаций Российского государственного гуманитарного университета, выступлениях на региональных конференциях (2002-2006 гг.).

Общий объем диссертации – 437 стр. Список использованных источников и литературы включает 659 названий.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Характеристика источниковой базы

В Истории татар» рассмотрены исторические пути развития второго после славянского - тюркского центра кристаллизации российского суперэтноса, что является одним из важнейших объектов исследования социоестественной истории России. Формирование и развитие этого центра рассмотрено Г. Газизом с позиций тюрков, и этот взгляд во многом дополняет традиционный подход к истории России как истории преимущественно славянского центра кристаллизации российского суперэтноса. Книга переиздана в 1994 году.

Наибольший интерес представляют труды Джамала Валиди.7 Он известен как историк общественной мысли и литературный критик. Его труды целиком посвящены деятельности татарской интеллигенции в области литературы и образования. Труд переиздан в 1998 г.

Много существенного по рассматриваемой проблеме содержится в работе В.В.Бартольда,8 в котором напрямую затрагиваюся вопросы культурно-просветительской деятельности татарской интеллигенции в регионах Средней Азии в XIX в.

Представляет интерес сборник статей под редакцией С.Д.Асфендия-рова,9в котором не мало вопросов, рассматривающих влияние поволжских татар на казахскую степь. Однако нужно также отметить, что неадекватных историческом реалии оценок о культурном влиянии татарской интеллигенции на просвещение казахов. В освоении многих теорий и идей, обретающих значение для татарской общественной мысли сыграло печатное слово, в этом показательна работа П.П. Галузо,10 Он писал о выдающейся роли татарской газеты «Тарджеман», выходившей с 1881 года, которая оказало огромное влияние на просвещение как самих татар, так и казахов, узбеков, азербайджанцев и других народов. Крупным исследователем татарской периодической печати начала XX в. является М.Х. Гайнуллин.11 Он дал краткую характеристику истории борьбы за создание татарской прессы. Его труды являются по сути дела исследованиями, в которых уделяется определенное внимание популяризации в татарской прессе русской литературы и раскрытию деятелсти классиков русской литературы М.В. Ломоносова, И.А.Крылова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева и др.

Главное внимание он уделил таким изданиям как («Юлдуз», «Эль-ислах», «Эль-гаср-эль-джадид», «Шура»).12 Которые печатали произведения русских классиков в переводе на татарский язык. Эти издания пользовались болшой популярностью всех тюркских народов Многопланова и очень интересна работа Е.П. Бусыгина,13 в которой автор на конкретном этнографическом материале показывает взаимовлияние материальных культур народов Среднего Поволжья в XIX-нач. XX вв.

Значительный вклад в исследование рассматриваемых проблем внесла СМ. Михайлова.14 В ее монографии получивший высокую оценку общественности освещается процесс формирования и развития просветительства среди татар Поволжья 1800-1861 гг. На основе различных источников, прежде всего, архивных, впервые вводимых в научный оборот, исследуется передовая татарская общественная мысль, раскрывается многогранная научно-педогогическая и общественная деятельность первых татарских просветителей Хальфиных, А.А.Вагапова, СБ.Кукляшева, М.Г.Махмудова, Х.Фаизханова и выясняются давние корни дружбы народов России. Интересна монография Б.Х. Юлдашбаева,15 в которой в частности он констатирует, что выдвигаемая татарскими джадитами реформа мусульманского образования, религии и быта, требование развивать национальную культуру служили в конечном итоге средством духовного утверждения и идеологического обоснования буржуазной нации. Заслуживает внимания его вывод о том, что становление башкирской национальной литературы произошло в составе татарской литературы. Юлдашбаев Б.Х. История формирования башкирской нации. - Уфа, 1972. Р.И. Нафигов был одним из первых исследователей дореволюционной прессы, который на материале татарских газет и журналов отмечает отдельные ф акты популяризации русской культуры. Он очень высоко оценивает деятельность журнала «Ялт-Юлт», в котором, среди прочих упоминались имена русских писателей, юмористов и сатириков: Фонвизина с его «Бригадиром» и «Недорослем», Гоголя с непоколебимым «Ревизором», а также Грибоедова, Островского, Салтыкова-Шедрина, Чехова.16 Продолжая начинания М.Гайнуллина он дал объективную оценку журналу «Шура» где содержательно описывались творчество А.С. Пушкина, А.И. Гончарова, Д.И. Писарева, А.Д. Кантемира, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.В. Ломоносова, И.И. Никитина, А.П. Чехова, И.С. Тургенева и др.

Значительный материал освещающий культурно-просветительскую деятельность татарской интеллигенции содержится в сборнике научных трудов,17 подготовленный Институтом языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова. Сборник составлен из текстов докладов, с которыми их авторы выступили на научно-теоретической конференции по проблеме «Взаимовлияние и взаимообогащение национальных литератур и искусств в развитом социалистическом обществе». Это издание свидетельствует о том, что тесные взаимосвязи и взаимовлияние культур разных народов ведут к их дальнейшему сближению и расцвету.

Вклад татарской интеллигенции в развитие культуры узбекского народа

Небольшой город Троицк был одним из популярных и известных центров татарской литературы и театра. Сюда в 1912 году из аула приехал С. Кожамкулов - впоследствии выдающийся казахский актер, народный артист СССР. Живя в Троицке, он стал участвовать в жизни татарского театрального кружка в качестве суфлера.102

В Оренбурге начинал свою творческую деятельность Е. Умур-заков. Этот город играл значительную роль в духовной жизни татарского народа. Именно здесь были организованы труппы «Саяр» и «Ширкат», в течение двух сезонов «Hyp»103.

Актриса М. Шамова, татарка по национальности, начинала в Уральске - городе Г. Тукая, Г. Кариева, К. Мутыги, постоянных гастролей татарских актеров.

К. Куанышпаев, пастух, ставший певцом, во время Первой мировой войны попал в город Омск, где также существовали татарские театральные любительские труппы, спектакли которых он видел104.

Руководство театральным делом на территории Казахстана с первых же дней революции было сосредоточено в политотделах, отделах наробраза, губполитпросветах, которые повсеместно проводили работу по организации русских и мусульманских театров. Проорессиональный казахский театр стал создаваться после революции при активной помощи деятелей татарского театра. Вначале казахская молодежь участвовала в спектаклях татарских трупп, работавших в Павлодаре, Уральске и других городах. «Советская власть - пишет доктор искусствоведения Н. Львов, поддерживала татарскую театральную самодеятельность, использовала ее для культурной пропаганды среди мусульманского населения края. Иногда спектакли устраивались силами про-срессионалов и любителей. Так, в Петропавловске зимой 1918 г. находились артисты татарской труппы «Саяр» Г. Кариев, Ш. Ша-мильский. С их участием были поставлены спектакли «Тахир и Зухра» Ф. Бурнаша, «Тайны нашего города» Г. Камала и др.».105

Семипалатинский ревком и представители Советской власти города уделяли постоянное внимание театрам, считая, что они должны удовлетворять, как писала газета «Трудовое знамя» 15 мая 1918 года, «эстетические запросы населения»106. Позднее в этом городе работала довольно сильная татарская труппа, которая оказывала большую помощь еще только начавшему свою деятельность казахскому коллективу.

Близость таких городов, как Уральск, Троицк, Кустанай, Оренбург с развитыми театральными традициями, где еще до революции существовали татарские театры, оказывала сильное воздействие на казахскую молодежь. Народный артист СССР С.Кожамкулов писал: «Я страстно любил театр, любил играть и имел некоторый опыт любительских кружков, учился у актеров татарского театра в Троицке и Оренбурге, играл в самодеятельном театре при отряде чрезвычайного комиссара степного края А. Джангильдина»107. Революционные события 1917 года затронули татарскую диаспору Казахстана. Из среды татар выдвинулись активные борцы за Советскую власть: Б. Шегабутдинов (Верный), К. Сутюшев (Петропавловск), С. Шарипов (Атбасар), У. Абдрашитов (Кокчетав).

С утверждением новой власти они связывали не только свои социальные, но и национальные чаяния, глубоко верили, что они сбудутся108.

Первые 10-15 лет Советской власти, несмотря на все трудности, были благотворными для развития образования и культуры национальных меньшинств. Во многих городах Казахстана татарские школы как бы обрели новое дыхание, появились новые неполные средние и средние учебные заведения. Немало их выпускников стали впоследствии квалифицированными специалистами и организаторами народного хозяйства, деятелями науки и культуры.

Во второй половине 30-х годов XX в. началось угасание национального образования и культуры: закрывались татарские школы, библиотеки, отделы татарской книги в магазинах. Такая же судьба постигла татарский театр драмы, открытый в начале 30-х годов в Петропавловске. Организовали его про4зессиональный актер и режиссер Ибрагим Кумельский и талантливый актер Вали Абсалямов.

Из татарской интеллигенции, принимавшей активное участие в культурном развитии казахского и других народов степи, наряду с вышеперечисленными именами, следует назвать: Акмул лу (М. Камалетдинов), X. Карима, 3. Башири.

Миа ггахетдин Камалетдинов, известный в истории литературы под псевдонимом Акмулла109, первоначальное образование получил в сельских медресе, потом слушал лекции поэта Шамсет-дина Заки в деревне Стерлибаше, затем учился в медресе в г. Троицке. Учась в Троицке, он занимался и обучением казахских детей, потом Акмулла оставил учебу и отправился путешествовать по казахским степям.

Находчивый и остроумный, Акмулла был прям в своих мыслях, открыт в словах, правдив. Среди казахов его называли Акмуллой, что буквально означало «белый мулла», а в данном случае: правдивый, ученый. Эти качества характера поэта не могли нравиться богачам и чиновникам. Из воспоминаний известно, что Акмулла обучал детей чиновников по имени Исянгильди и Батуч в местечке Карасу в ста километрах от города Троицка. Однажды среди людей, собравшихся на похороны одной старухи, был и Акмулла. Богач Исянгильди, показывая на Акмуллу палкой, саркастически сказал: «Мулла! У нас, казахов, есть пословица: «На травянистой местности бык жиреет, а там, где есть покойник, мулла жиреет».

Польско-литовские татары в общественно-политической и экономической жизни приобретенной ими Родины

Как пишет Д.А.Аминов: «Старик Атаулла рассказывал, что главнокомандующий русской кавалерией, великий князь Николай Николаевич, обедая в ресторане генерального штаба, требовал, чтобы его обслуживал только Атаулла. Встречались и такие курьезы. Во время летних лагерных сборов императорской гвардии в Красном Селе какому-то князю, ротмистру кавалергардского полка, вдруг вздумалось навестить свой излюбленный ресторан. Он садился на иноходца и сорок верст скакал по красносельской дороге на Невский. Привязывал коня к чугунной решетке, входил в ресторан и требовал: «Абдулла, финь-шампань!» Не торопясь выпивал бокал вина и, оглядев публику, пускался в обратный путь»188 Касимовские официанты - татары прекрасно знали науку угодить и обслужить. Наука эта передавалась из поколения в поколение. Упоминания об официантах-татарах можно найти в произведениях А.И. Куприна и А.П. Чехова.

Петербургские татары по социальному признаку относились к мещанам и купцам. Однако в столице проживала небольшая прослойка дворян-мурз из высшего духовенства и армейских чинов. Мурзы и тарханы - дворяне: члены Государственной Думы Тевкелев, Еникеев, Тукаев, генерал Али Давлетович шейх Али и другие. Татары служили в российской регулярной армии со времен основания империи. По данным, исследователя ЕЛнисимова189, численность их в петровских войсках составляла до 70 тысяч сабель. Татары принимали участие во всех военных компаниях России наравне с русскими воинами. Отдельный гвардейский корпус с начала XIX века комплектовался солдатами и офицерами, исповедующими ислам. Татары служили также на кораблях Балтийского флота. В основном это были выходцы из Поволжья: казанские, нижегородские, пензенские, касимовские, а также небольшая часть кавказских горцев и крымских татар. Привлекая этих людей к службе в гвардии, генералитет учитывал, что они соблюдают законы шариата: трезвость, честность, трудолюбие, свойственное им традиционное влечение к военному делу. В гвардейском корпусе для обсуждения и решения вопросов, относящихся к прохождению службы, соблюдения долга, чести и религии существовало «Общество лейб-гвардии офицеров, исповедующих мусульманство». Будущие офицеры-татары учились в кадетских корпусах, офицерских школах а в начале прошлого века в академиях. Претендент на занятие поста руководителя военного мусульманского прихода - ахуна гвардии, предварительно, до утверждения обязан был получить рекомендацию от общества лейб-гвардии офицеров-мусульман. Затем следовали выборы, в них по мусульманской традиции участвовали все военнослужащие-мусульмане. Ахуны гвардии руководили службой младших и средних священнослужителей, муэдзинов и мулл. Участвовали в торжественных церемониях при принятии присяги, освящении штандартов и знамен, проводах частей на театр военных действий, похоронных обрядах. После того как трубачи в частях отправляли «вечернюю зорю», православные солдаты становились на молитву «Отче наш», правоверные мусульмане, расстелив коврики, совершали вечернюю молитву-намаз.

Когда военные корабли из Кронштадта уходили в дальний поход, то по традиции от причалов их провожали православный священнослужитель и мусульманский ахун. Интересно сообщение Д.А.Аминова о его беседе с одним пожилым моряком. Где старый матрос рассказывал: «Однажды вместе со священнослужителями на проводах присутствовал император Николай II. Приблизившись к причалам, он подал руку сперва ахуну, а затем митрополиту». На вопрос: «Почему Вы так поступили, Ваше Величество?» - он ответил: «Татар на кораблях меньше, чем русских, так сделаем им уважение»190. Такое теплое, доброжелательное отношение со стороны царского правительства служивым татарам, их культуре в указанный период было явлением не случайным, потому что татары с первых же дней пребывания в Санкт-Петербурге заслужили это своей любовью, честностью, трудолюбием и преданностью в служении отечеству.

Благодаря татарской общине, ислам в Санкт-Петербурге в эти годы пользуется теми же привилегиями, что и христианство. И это не случайно! Соблюдая законы шариата, татары не только исполняли атрибуты ислама, а прежде всего укрепляли дисциплину в своей среде, требовали этого от своего окружения и тем самым вносили большой вклад в дело укрепления порядка в российской армии и гражданском обществе. Это видели и хорошо понимали в правительстве, поэтому всячески старались поощрять татар, даже создавая религиозные институты, обнаруживая в этом только пользу государству.

Роль татарской интеллигенции в развитии культуры народов Поволжья

Все они имеют довольно широкое распространение в мусульманском мире. Это свидетельствует о том, что основная масса современных чувашских нехристианских женских (также мужских) личных имен проникла из татарского языка не ранее XVII в.314 И они сохранились, в основном вплоть до конца XIX в. Однако в некоторых сохранившихся поселениях чуваш-язычников эти имена встречается и по сей день (Черемшанский, Лениногорский, Апастовс-кий районы FT). Они больше всего сохранились вблизи татарского населения, относительно которого говорится так: «Наиболее близкие по оронетическому облику к татарским первоисточникам чувашские антропонимы встречаются в чувашских населенных пунктах, соседствующих с татарскими. Они проникли в чувашский язык не позднее 30-х гг. XX в.315 Однако эти имена постепенно выходят из антропономики современных чуваш. Как сообщает автор настоящего сочинения: «Во всех обследованных нами населенных пунктах нехристианские имена имеют только чуваши-язычники не моложе пятидесяти лет. А в некоторых деревнях, например, в Сабакаево (вернее, в слившейся с Сабакаево языческой дер.Асано-вка) Мелекесского района Ульяновской области нехристианские имена уже не употребляются, хотя почти все орамилии жителей восходят к нехристианским именам. В остальных обследованных нами языческих населенных пунктах послевоенное поколение уже носит современные имена, хотя имеет орамилии и отчества, образованные от нехристианских имен».316 АССР среди чувашей-язычников сохранилась весьма архаичная традиция параллельного (одновременного) употребления двух имен по отношению к одному и тому же лицу. В настоящее время это уже современные имена. Одно из них применяется до совершеннолетия носителя в кругу семьи, родственников, односельчан, т.е. является бытовым. Второе - официальное имя, употребляющееся в личных документах и во всех официальных бумагах. По достижении носителем совершеннолетия (обычно - после окончания школы) официальное имя начинает употребляться и в быту, а первое, неофициальное имя, забывается. Так, мальчик, известный в быту под именем Кена (Гена, Геннадий) в классном журнале (и по свидетельству о рождении) числится как Мурзаев Олег, а девочка, называемая подругами Риммой, в классном журнале и в свидетельстве о рождении записана Биктемировой Светланой.317 Это говорит о том, что даже в период существования Советского государства, некоторые элементы влияния татарской культуры сохранились, хотя бы на примере: Мурзаев Олег и Биктимерова Светлана.

О взаимовлиянии культур татарского и чувашского народов в вопросах жилищного строительства, о татарском влиянии в некоторых атрибутах у чуваш имеются материалы в «ваписках Александры Фукс». Где она сообщает: «Чувашские деревни не бывают очень велики: 25, 30, 40 дворов - это самые большие. Однако в Цивильском уезде есть деревня Норваши, где 90 дворов. Деревушки по 7, 8, 9 дворов называются околотками; избы выстроены без всякого порядка, как у татар и на одном дворе бы 207 вает много избушек, где живут не только родные, но и посторонние.

Всякая изба поставлена дверцами на восток; перед избой маленькие сени, ряд галерей и даже не покрытые. Расположение в избе, как у татар; кругом широкие лавки, называемые нарами».318 Далее, она, подтверждая вышесказанное, добавляет следующее: «Саратовские чуваши, переходцы из Пензенской губернии, живут в уездах Кузнецком и Петровском. Физиономия их походит на татарскую. Между ними очень мало светлорусых и рыжих, но почти все черноволосые. Женский пол довольно пригож. Жилища чуваш похожи на татарские: двери дома на восток, с навесом или сенями, лавки в избе широкие, печь складена по правую сторону без трубы; постели скудные, сплетенные из травы».319

Нужно отметить, что среди некоторых народов бытовали изменчивые настроения к приобретаемым ими культурам. Об этом сообщает Н.А.Спасский, он говорит, что вблизи русских чуваши начинают одеваться по-русски, вблизи татар - по-татарски. А вот о татарах: «Татары - магометане везде, и в самой Казани живут отдельно от русских. Вследствие этого в татарских селениях доселе сохраняется своеобразный полувосточный быт»320. Важное место занимает и взаимовлияние культур татарского и чувашского народов. Взаимовлияние и взаимодействие культур у этих народов начинается с конца XIX в. и продолжается по сей день.

Похожие диссертации на Культурно-просветительская деятельность татарской интеллигенции в XIX - первой четверти XX вв.