Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Мазары Хорасана и Мавераннахра эпохи Тимуридов : XIV - XV вв. Юсефи Джоландан Мансур

Мазары Хорасана и Мавераннахра эпохи Тимуридов : XIV - XV вв.
<
Мазары Хорасана и Мавераннахра эпохи Тимуридов : XIV - XV вв. Мазары Хорасана и Мавераннахра эпохи Тимуридов : XIV - XV вв. Мазары Хорасана и Мавераннахра эпохи Тимуридов : XIV - XV вв. Мазары Хорасана и Мавераннахра эпохи Тимуридов : XIV - XV вв. Мазары Хорасана и Мавераннахра эпохи Тимуридов : XIV - XV вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Юсефи Джоландан Мансур. Мазары Хорасана и Мавераннахра эпохи Тимуридов : XIV - XV вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Юсефи Джоландан Мансур; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии им. Ахмади Дониша АН Респ. Таджикистан].- Душанбе, 2009.- 187 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/85

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Из истории возникновения и развития мазаров - мавзолеев в Иране и Средней Азии 14

Глава II. Обряды и обычаи, связанные с мазарами Хорасана и Мавераннахра 25

Глава III. Мазары Хорасана

1. Мазар Шах Касима Анвора 42

2. Мазар Мавлана Ваиза Кашифи 47

3. Мазар Харуния в Тусе 56

4. Мазари Шариф в Афганистане 62

5. Мазар Ходжа Абдуллаха Ансари в Герате 68

Глава IV. Мазары Таджикистана

1. Мавзолей Мир Сайда Али Хамадани 72

2. Мазар Ходжа Исхока Хатлони 79

3. Мазар Мухаммада Башоро 87

4. Мазар Мавлана Якуба Чархи 88

Глава V. Мазары Узбекистана

1. Мавзолей Гури Мир 92

2. Мавзолей Биби Ханым 102

3. Мазар Ходжа Баха-ад-Дина Накшбанда 105

4. Мазар Ходжа Ахрара Вали 112

Глава VI

1. Религиозная политика Тимуридов 125

2. Архитектура мавзолеев эпохи Тимуридов 127

3. Роль вакфа в содержании и благоустройстве мазаров 139

Заключение 148

Список литературы 154

Иллюстрации 163

Введение к работе

Актуальность темы Ислам - вторая мировая религия после христианства - сыграл большую роль в истории человеческой цивилизации и продоллсает оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран мира Отсюда естественное стремление к осмыслению культурного наследия и идейных традиций народов мусульманского Востока

Культ святых существует во всех малых и больших религиях и своими корнями уходит вглубь веков, проявляясь в первобытнообщинном строе. Истоки культа святых лежат в первобытном культе предков 2

Кулы мазаров, іесно связанный с кулыом предков занимает важное место в религиозпой жизни мусульман, в том числе мусульман Средней Азии и Хорасана Его корни уходят в домусульманский период Наршахи сообщает, что в Бухаре каждый год в дни Нового года, т е Навруза, у могилы основателя города Сиявуша приносили в жертву петуха и устраивали поминальные танцы, плакали и пели трауріше песни3 Без выявления исторических корней культа мазаров нельзя выявить причины устойчивости и широкого распространения этого явления среди мусульман

Многие вопросы, связапные с появлением культа мазаров в исламе, до сих пор окончательно не решены. В исламе существует двоякое отношение к культу предков Пророк ислама Мухаммад был противником поклонения могилам усопших И в Коране никаких предписаний о необходимосіи посещения мої ил неї Но в хадисах такие указания имеются, и посещение могил считается богоугодным делом И сегодня многие мусульманские священники - поборники чистого ислама - посещение и поклонение могилам святых и могилам предков считают противоречащим исламу Тем не менее, культ мазаров широко распространен среди мусульман и продолжает оказывать большое влияние на их религиозное сознание и повседневную жизнь Выяснение причин такой трансформации культа мазаров при пророке Мухаммеде и после него чвляется важной

1 Ислам Энциклопедический словарь -М, 1991 -С 3, 109

2 Атеистический словарь -М„ 1983 -С 246

1 Наршахи Таърихи Бухоро (История Бухары) -Тегеран, 1938 -С 32-33, Бартольд В В Место домусульманского культа в Бухаре - Соч , т II, ч 2 -М, 1964 -С 473

научной задачей Это имеет значение не только для истории ислама, но и для оценки религиозного сознания и мировосприятия верующих в современных мусульманских странах

Культ мазаров существовал уже в раннем исламе, о чем свидетельствуют хадисы Устойчивость и популярность культа святых усопших связана, скорее всего, с верой в загробную жизнь и существовании духов усопших, оказывающих влияние как на мирскую, так и на загробную жизнь людей

Культ мазароь был широко распространен и в эпоху Тимуридов Грозный завоеватель многих стран эмир Гимур был религиозным и суеверным человеком Он благосклонно относился к святым шейхам, и завещал, чтобы его похоронили у ног его духовного наставника шейха Мир Сайда Бараката При этом эмир Тимур руководствовался не только релшиозными, но и политическими соображениями Свяіьіе шейхи пользовались большой популярностью среди населения и могли стать хорошей опорой для укрепления власти эмира При Тимуре и его потомках в XIV-XV вв был построен ряд мавзолеев над могилами известных святых шейхов

Мазары имеют большое значение и для изучения истории городов Вокруг некоторых мазаров со временем возникали крупные города (Мазари Шариф, Карбала, Мешхед)

Для правильного понимания сущности и мировоззренческих основ культа мазаров большое значение имеют обряды и обычаи, которые совершают верующие при посещении святых мест В обрядах существуют элементы, указывающие на их связь с древнейшими представлениями людей о происхождении жизни и о природе смерти

Кулы мазаров оказьіваеі существенное влияние на мноіие стороны жизни и деятельности людей, в том числе на политическую, социально-экономическую и духовную Поэтому изучение истории мазаров имеет большое научное, историко-культурное и практическое значение Святые шейхи уже при жизни приобретали большой авторитет и становились объектом поклонения для многочисленных своих учеников и последователей А после их смерти ученики, соратники, сподвижники, поклонники и последователи воздвигали над и\ могилами мавзопеи, которые становились местом поклонения и паломничества

Посещение мазаров имеет глубокую психологическую и мировоззренческую подоплеку Раскрытие причин популярности и устойчивости культа мазаров на протяжении многих веков и до настоящего времени является важной научной задачей Необходимо выяснить какое место, наряду с каноническим исламом, занимает культ

мазаров в религиозном сознании мусульман Это важно для правильной оценки религиозного состояния общества, выявления позитивных и негативных тенденций в массовом сознании верующих

Мавзолеи знаменитых ученых, политических и религиозных деятелей являются не только объектами поклонения, но и памятниками кулыуры и архитектуры, содержащими важные сведения по истории развития строительной техники, оформительского искусства, монументальной каллиграфии

Охрана и реставрация мазаров в качестве памятников культуры является важной научной и общественной задачей

Цель и задачи исследования Основной целью данной работы является определение истории возникновения и функционирования мазаров при Тимурндах, описание и характеристика обычаев и обрядов, связанных с посещением лих святых обьекіов верующими, определение их роли в жизни современных мусульман Хорасана и Средней Азии В работе исследуются две категории мазаров 1) реальные мазары святых, 2) мнимые мазары святых Мазары первой категории, в свою очередь, делятся на две группы 1) мазары святых шейхов, 2) мавзолеи политических деятелей

Большинство из исследованных мазаров (8 объектов) относятся к первой группе первой категории Это мазары руководителей суфийского братства накшбандия Ходжа Баха ад-Дина, Ходжа Ахрара, Якуби Чархи, Мухаммада Башоро, Ваиза Кашифи

Ко второй группе первой категории относятся лишь два объекта - мавзолеи Гури Мир (могила эмира Тимура) и его жены Биби-Ханым Несмотря на неимоверную жестокость, эмир Тимур в Мавераннахре еще при жиши пользовался большим авюриїеюм, а после смерги ею могила стала объектом почитания Ибн Арабшах пишет «Могила (Тимура) пользовалась таким уважением, что перед ней совершались молитвы и приносились обеты, из уважения к нему проезжавшие мимо эмиры и вельможи поклонялись могиле, иногда даже сходили с коней» Присутствие в мавзолее эмира Тимура погребений двух святых шейхов придавало этому объекту статус святости Однако В В Бартолъд считает, что эмир Тимур был очень привязан к монгольским обычаям и верованиям и в его погребении присутствовали некоторые немусульманские элементы (ею одежда и оружие)

Ко второй категории относится Мазари Шариф с мнимой могилой четвертого правоверного халифа Али По достоверным источникам известно, что его могила находится в городе Наджафе Гем не менее, мавзолей Мазари Шариф пользуется большой популярностью среди мусульман Афганистана и сопредельных стран

В Таджикистане имеются и другие мазары с мнимыми могилами -имама Аскара, имама Зайн ал-Абидина, Султан Увайса Карани и других святых В Средней Азии имеется много святых мест, связанных с именем халифа Али Специального исследования требует вопрос о популярности в суннитской Средней Азии мазаров шиитских имамов

Спорным являегся принадлежность мавзолея Харуния в Сабзаваре. Одни приписывают его халифу Харуну ар-Рашиду, другие -дервишу-огшельнику города Туса Усману ибн Харуну, третьи -ученому-богослову ал-Газали

Наряду с историческими сведениями о мазарах существует много легенд Одной из задач исследования является установление происхождения этих легенд Культ мазаров имеет широкую социальную базу Мазары посещают все социальные категории общесіва - 01 просгых людей до нравигелей

Степень изученности темы. Отдельные вопросы, связанные с мазарами эпохи Тимуридов, рассмотрены в работах среднеазиатских, русских, иранских, афганских, западных и других ученых К ним относятся работы В В Бартольда «О погребении Тимура», И Ф Бородина «Архшектура Средней Азии XIV-XV be », В А Воронина «Архитектура Средней Азии XVI - XVII вв», Б Н Засыпкина «Архитектура Средней Азии», П П Иванова «Хозяйство Джуйбарских шейхов», Г А Пугаченковой «Самарканд и Бухара», А Мухтарова «Сирри мазорхо» (Тайна мазаров), X Камола «История мазаров Северного Таджикистана», Ю. Шарифова «Гури Мир», X Барака «Ходжа Ахрари Вали», сборники статей «Джойхои мукаддаси Точикистон» (Святые места Таджикистана), «Чахордах мазор» (Чегырнадцагь мазаров)

Мазарам Хорасана посвящены работы М Укоби «Бинохои оромгохи» (Мавзолеи), М Гарави «Оромгох дар густураи фарханги эрони» (Роль мавзолеев в развитии иранской культуры), Н Мешкоти «Бинохои таърихи ва амокини бостонии Эрон» (Исторические архитектурные сооружения и археологические памятники Ирана) и других иранских ученых Из западных ученых можно назвать работы Ш Блера и Дж М Блома «Искусство и архитектура Ирана и Центральной Азии Эпоха Илханидов и Тимуридов», X Бренда «Мавзолеи», а также Издание Кембриджского Унизерситета «История Ирана эпохи Тимуридов» В упомянутых работах основное внимание уделено архитектуре мазаров и жизнеописанию погребенных в них святых шейхов Как объекты поклонения эти памятники специально не рассматривались Мы же основное внимание уделили функции этих памятников как объектов поклонения верующих и связанным с этим

процессом обычаям и обрядам

Источниковедческая база исследования Основными

источниками для написания данной работы послужили 13 мазаров эпохи Тимуридов, расположенных в Средней Азии, Иране и Афганистане Мы изучали эти мазары в ходе поездки по Хорасану и Средней Азии в 2004 - 2006 гг, составили их описание, наб подали обряды, которые совершали паломники во время посещения этих святых мест, беседовали с их шейхами Мы также собрали легенды и предания об исследуемых мазарах, беседовали с паломниками Эти данные позволили нам осветить многие, ранее не достаточно разработанные вопросы, связанные с этими мазарами

Другим важным источником являлись средневековые трактаты, посвященные мазарам К ним относятся сочинения Хондамира «Хабиб-ас-сийяр», Абулфазла Самарканди «Кандия», Абу Тахира Самарканди «Самария», Муллозода Бухорои «Таърихи мазороти Бухоро (История мазаров Бухары), Хондамира «Хабиб ас-сийар», Рузбехана «Мехмо-гномаи Бухоро» (Книга о гостеприимстве Бухары), Хафиза Карбалои «Равзат-ул-джинон» (Райский цветник), Хакима Нурати «Исмхои бузургони Бухорои Шариф» (Имена знаменитых людей благословенной Бухары), Насриддина Бухорои «Тухфаг-ал-зойирин» (Подарок паломникам), шейха Абдурахмана Сулами "Табакат-ас-суфия" Абулкасима Кушайри "Рисолат-ул-кушайрия", Мухаммада Дорошукуха "Сафинат-ул-авлие", Абдурахмана Джами "Нафакат-ул-унси мин хазарат-ил-кудси", "Дахмаи шохон" (Гробница царей) В этих сочинениях имеются сведения об истории возникновения матров, о жизни, религиозной деятельности и творчестве святых шейхов

Мазары Средней Азии упоминаются и русскими путешественниками XIX в Такие сведения, в частности имеются в работах Н В Хапыкова «Описание Бухарского ханства» и «Записки по этнографии Персии»

Научная новизна. Мазары эпохи Тимуридов до сих пор специально и комплексно в качестве объектов поклонения не изучались На протяжении веков появился целый ряд обрядов и обычаев, связанных с мазарами Они отражают различные стороны религиозной жизни и религиозного сознания и восприятия мусульман В ней впервые упомянутые памятники исследованы, главным образом, как объекты поклонения Особое внимание уделено обычаям и обрядам, которые совершаются паломниками во время посещения мазаров В этих обрядах наблюдается переплетение канонических исламских и древних доисламских религиозных представлений,

которые, однако, приобрели мусульманскую окраску и содержание Анализ этих обрядов позволяет выявить исторические, религиозно -мировоззренческие и психологические причины устойчивости и распространенности среды мусульман культа мазаров.

В работе впервые дана классификация мазаров эпохи Тимуридов по типу захоронения Выделены мазары двух категорий -реальные и мнимые, т е символические

Теоретические и методологические принципы исследовании. Данная диссертация написана на основе научных принципов и методов, выработанных видными отечественными и зарубежными историками Соблюдены принципы историзма, строго научного и объективного анализа исторических фактов

Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретические положения, факты и выводы диссерыции мої у і бьпь использованы при написании обобщающих трудов по истории мусульманской религии, истории мазаров Ирана и Средней Азии Диссертацию можно использовать при написании учебников и учебных пособий по истории религии учебников по згної рафии для высших учебных заведений, энциклопедии ислама, при чтении специальных курсов в высших учебных заведениях, при проведении экскурсии по мазарам Ирана и Средней Азии

Мазар Шах Касима Анвора

Известным религиозным памятником эпохи Тимуридов в Хорасане является мазар (мавзолей) Шах Касима Анвора. Полная форма его имени, упомянутая в источниках, была следующей: Сайд Муин-уд-дин Али б. Наср Харун б. ал-Касим Хусайни Сароби Табрези. Его поэтическими псевдонимами были - Касим, Касими, Анвор.1 Он был известным суфием XIV-XV вв. Его мавзолей находится в селении Лангар недалеко от города Турбати Джам на востоке Ирана. По имеющимся сведениям, этот мавзолей был построен по поручению известного поэта и визира тимуридов Мир Алишера Наваи. Мазар Шах Касима исследован и упоминается в ряде работ, посвященных средневековым архитектурным памятникам Ирана. В том числе А. Мусави в своей работе отмечает, что селение Лангар раньше называлось Харгард. В словаре Анандрадж (с. 3714) сообщается: Лангар -это местность, откуда ежедневно людям в мазар доставляют пищу, и поэтому мазар тоже стали называть этим именем. Селение Лангар славится в Хорасане, в настоящее время там проживают 150 семей.

Шах Касим Анвор происходил из рода известных сеидов, проживавших в районе Сурхаб Тебрезской области. Он родился в 757 г.х. / 1356 г. В молодости Шах Касим был учеником и последователем шейха Садриддина Ардабели и некоторое время вел аскетический образ жизни. Затем, по зову души, он отправился в Гелан и занимался наставничеством. После этого он перебрался в Хорасан и жил в Нишапуре, а оттуда переехал в Герат. Вскоре он стал очень популярным в этом городе и приобрел много последователей. Опасаясь усиления его влияния и возможных волнений среди его мюридов (последователей), эмир Шахрух и его приближенные искали повод, чтобы удалить Шах Касима из Герата. Такой повод вскоре появился. Ахмад Лури - ученик и последователь Фазлуллаха Хуруфи - совершил неудачное покушение на Шахруха. Заговорщик был схвачен и казнен. Шах Касим попал под подозрение в соучастии в заговоре и поэтому Шахрух приказал изгнать его из Герата. Однако Шах Касим не придал значения этому приказу и не намеревался покинуть город. Обстановка в городе была неспокойной и насильственное выдворение популярного среди народа шейха было опасно для властей. Поэтому сын Шахруха Байсун - Кара, обладавший большим авторитетом в государстве, с позволения отца взялся уговорить шейха к добровольному отъезду из города. С этой целью он посетил Шах Касима Анвора. Они долго беседовали на разные темы и в конце беседы Байсун-Кара спросил шейха: почему он не выполняет приказ эмира Шахруха. Сеид ответил: «Я и твой отец мусульмане, а Герат является городом мусульман. На каком основании шах выселяет меня из города?». Байсун-Кара сказал: «Поступайте согласно своим высказываниям». Шейх спросил: «Какие мои высказывания вы имеете ввиду?». В ответ Байсун — Кара прочел двустишие Шах Касима:

Касим! Не будь многословным и собирайся в путь, Попугаю дай сладости, а падаль грифам.

Как вытекает из содержания этого двустишия, Байсун-Кара, ради достижения цели и безболезненного разрешения конфликта, был вынужден сравнить своего отца с грифом. Таким образом, он тонко и очень дипломатично намекнул шейху, что для всех будет лучше, если он добровольно покинет город. Шах Касим последовал этому совету и покинул Герат.

Вначале он отправился в Балх, а оттуда в Самарканд, где был радушно принят правителем этого города Улугбеком. Прожив несколько лет в этом городе, Шах Касим Анвор побывал и в Туркестане, после чего вновь вернулся в Герат. Прожив некоторое время в этом городе, он решил вернуться на родину в Тебрез. Но этому не суждено было случиться. По пути на родину, ввиду старости и слабости, он остановился для отдыха в Джаме в селении Харгард и провел лето в саду одного состоятельного местного жителя. Последователи Шах Касима купили для него этот сад и построили там для него ханака (обитель дервишей). После всего этого шейх решил не возвращаться на родину и остался жить в упомянутом селении. Он жил там до конца своей жизни. Шах Касим умер в 837 г.х. / 1433-1434 г.1 Имеются указания и на другие даты его смерти — 838 г.х. /1437 — 143 8и 843 г.х. / 1442 - 1443. Его похоронили рядом с ханакой.

В XV в. известный хорасанский сеид (суфий) Насир ад-Дин ал-Хусайни расширил и благоустроил ханаку и могилу Шах Касима Анвора. Позже по поручению визира тимуридов поэта Алишера Наваи над могилой Шах Касима был возведен мавзолей. Именно этот мавзолей сохранился до наших дней."

В последние годы Фонд культурного наследия Ирана произвел ремонт и реставрацию мавзолея Шах Касима Анвора. Однако здание мавзолея все еще нуждается в ремонте. После захоронения Шах Касима в этом селении оно получило новое название — Лангар, что в переводе с персидского (таджикского) языка означает место остановки, пристанище святого шейха.

Селение Лангар расположено в Хорасане (Иран) в 24 км к северо-западу от города Турбати Джам. На 24-м километре основной дороги Мешхед - Турбати Джам налево идет дорога в Махмудабад. По этой дороге в 400 м от развилки начинается дорога, которая через холм ведет в селение Лангар. Руины старого селения Лангар и кладбище находятся на этом холме, который возвышается над современным одноименным селением, в котором находится мавзолей Шах Касима Анвора. Рядом с селением и мавзолеем протекает речка, берущая начало из реки Джамруд. Мавзолей находится в саду, окруженном ветхой глинобитной стеной. Речка Лангар протекает по территории этого сада. Сад пришел в запустение, и лишь местами встречаются старые и молодые деревья. Границу сада определяют бесплодные тутовники. Половину селения Лангар Хаджи Хусайн сделал вакфом мавзолея Остони Кудси Ризави (Мавзолей имама Риза в г. Мешхеде), Доходы от вакфа идут на содержание Национальной библиотеки Ирана. После смерти вакфодателя эти земли станут собственностью мавзолея Имама Риза.

Мавзолей Шах Касима Анвора имеет простую планировку. Он состоит из трех частей — двух высоких арочных айванов (открытая галерея, веранда), ханака (обитель дервишей) и купольного помещения. Айваны находятся на противоположных сторонах. Большой айван имеет следующие размеры: ширина - 2,7 м, длина - 10 м и высота 2,5м. От арки айвана сохранилась лишь нижняя часть. Общая длина здания мавзолея составляет 24,7 м, а ширина 24,6 м. С внутренней стороны здание имеет четырехарочную форму. Могила Шах Касима Анвора находится в северо-восточной стороне здания. Вход в мавзолей в настоящее время располагается в северо-западной части, со стороны малого айвана. Арка малого айвана украшена кирпичной кладкой. По сторонам от айванов находятся помещения. В помещении, расположенном справа от малого айвана, находится могила Шах Касима Анвора. Потолок этого помещения украшен простым орнаментом. Помещение, расположенное слева от айвана, имеет четырехчастное арочное перекрытие типа «балхи». В углу этого помещения находятся ступеньки, ведущие вверх.1

Усыпальница имеет квадратную форму размером 9,9 х 9,9 м. Стены имеют арочные ниши. В этом помещении находятся четыре могилы с надгробиями. Три надгробия имеют восьмигранную форму. Четвертое надгробие стоит выше остальных на постаменте. Оно двухчастное и украшено восьмигранным орнаментом.

Здание мавзолея не имеет богатой декорации и украшено простыми рамками, горизонтальными скобами и ганчевыми узорами. Внутри и снаружи здания видны насыпи могил XVII в. и последующих столетий. В южном айваие находится черный камень с надписью почерком насталик с датой 1046 г.х. / 1636 — 1637. Надпись не является надгробной, а посвящена налогам и финансам. В ней речь идет о снижении налога для семи категорий населения области Джам. Надпись содержит много финансовых терминов и является важным источником по социально - экономической истории этого региона в XVII в.

Мазар Ходжа Исхока Хатлони

Ходжа Исхок б. Амир Оромшо Алишохи Хатлони (731 - 827 гг. х. / 1330 - 1424) (?) был известным суфийским богословом. Он происходил из просвещенного хатлонского рода Алишохиён. Ходжа Исхок родился в Хатлоне. Он был заместителем Мир Сайда Али Хамадани и шейха Наджм-ад- Дина Кубри. Его мазар находится в селении Ходжа Исхок, расположенном недалеко от г. Куляба в Хатлонской области Республики Таджикистан. Ходжа Исхок был зятем Мир Сайда Али Хамадани.1

Известный таджикский ученый А. Мухтаров отмечает, что Ходжа Исхок вместе с единомышленниками отправился из Хамадана в Самарканд." Согласно сведениям письменных источников, Ходжа Исхок погиб во время сражения суфийских повстанцев с войском тимуридского правителя Шахруха в горах Терай. Он скончался от ран полученных в бою во время этого восстания. Риза Кули — хан Хидаят пишет, что «Ходжа и его брат погибли». Однако место гибели Ходжа Исхока точно неизвестно.4 По Хафиз Карбалаи, Ходжа Исхок был казнен в Балхе в месяце рамазан 827 г.х. / август 1424 г. в возрасте 96 лет. Имеется предание, согласно которому Ходжа Исхока казнили в Балхе, а его отрубленную голову его ученики доставили в селение около города Куляба и похоронили там. Сейчас это селение носит его имя. Согласно другому предположению, место погребения Ходжа Исхока держалось в тайне и только после смерти тимуридского правителя Шахруха (1449 г.) оно было разглашено и посещалось его последователями и почитателями.

Как видим, сведения письменных источников об обстоятельстве и месте гибели Ходжа Исхока неясны и противоречивы. Поэтому место его погребения тоже точно неизвестно. Интересные сведения по данному вопросу, в том числе из письменных источников XIX и нач. XX вв., приведены в монографии таджикского ученого Хамза Камола. Абутохирходжа Самарканди в своем сочинении «Самария», написанном в 1251 г.х. 1835-36 г., подробно описывает мазар-пещеру в горах Фан с сидящим у ее входа мумифицированным человеком и относит его к Ходжа Исхоку Хатлони. Основываясь на этом сообщении, Хамза Камол приводит следующее описание этого пещерного мазара: «В районе Искандаркуля в горах Фон находится селение Махшевад. С давних пор паломники, проходя через это селение, посещают святое место под названием Ходжа Исхок. Этим местом является пещера, расположенная высоко в горах на расстоянии 6 км от упомянутого селения. Дорога, ведущая в пещеру, труднопроходимая. Чем выше поднимаешься, тем подъем становится круче. Пещера находится внутри огромной скалы. В конце тропинки, ведущей в пещеру, слева имеется большая трещина, идущая внутрь пещеры. Внутри пещеры справа у входа стоит высохшее тело человека в сидящей позе. До пояса тело засыпано голубиным пометом и камушками, которые, вероятно упали с потолка пещеры. Скелет и высохшая на нем кожа сохранились местами. На правом плече имеется отверстие, которое, скорее всего, является следом от стрелы. В теле нет правой руки. Возможно, она отвалилась в результате неосторожного прикосновения паломников и, вероятно, находится рядом с телом под грудой камушек и голубиного помета. Причину сохранения тела ученые видят в благоприятных климатических условиях. Пещера продувается с двух сторон, и температура там не падает ниже 10 градусов. Второй причиной является высота — пещера находится на высоте 3000 м над уровнем моря.1 Пещеру с мумией местные жители связывают с именем Ходжа Исхока. Хамза Камол, вслед за Абутохирходжой Самарканди, идентифицирует мумифицированного человека с упомянутой пещерой Ходжа Исхока Хатлони. Если учесть, что местное население связывает этот мазар с именем Ходжа Исхок, то упомянутая идентификация выглядит привлекательной.

В пользу точки зрения Абтохирходжи Самарканди и Хамзи Камола могут косвенно свидетельствовать анализированные Хамза Камолом сведения рукописи начала XX в. «Манокиби Ходжа Исхок» об этом мазаре. Они хотя и выглядят вымышленными, но, возможно, имеют рациональное зерно. В рукописи сообщается, что Ходжа Исхок прибыл в Самарканд из Хамадана. Автор «Манокиба», вероятно, знал о том, что Ходжа Исхок Хатлони был учеником и замистителем Мир Сайда Али Хамадани и его зятем, и это стало основой для появления в этом предании названия Хамадана. Вторым моментом является то, что согласно «Манокибу» Ходжа Исхок убегал от преследования кафиров (неверных) и спрятался в вышеупомянутой пещере в горах Фон. Автор «Манокиба» относит это событие к 774г. Вероятно, к началу XX в., когда составлялся «Манакиб», события давно минувших дней, т.е. XV в., были забыты, запомнились лишь отрывки. Поэтому автор связал эти отрывки с другими историями. С другой стороны, повстанцы в целях безопасности могли не разглашать тайну своего бегства и укрытия в пещере. Местное население лишь догадывалось, что где-то произошло сражение, в котором участвовали беглецы и убежавшие от преследования и укрывшиеся в пещере. Для нас важно, что в «Манокибе» речь идет о сражении, и это перекликается с восстанием суфиев во главе с Ходжа Исхоком и его учеником Мухаммад Нурбахшом в горах Терай в Хатлоне.

Но, в связи с идентификацией мумии в пещере в горах Фон с Ходжа Исхоком Хатлони, много еще неясного. Например, неизвестно каким образом из далекого Хатлона Ходжа Исхок попал в этот высокогорный район. К сожалению, никаких преданий или письменных свидетельств об этом нет. Придерживаясь версии о гибели Ходжа Исхока в бою, Хамза Камол предполагает, что ученики тяжело раненного Ходжа Исхока привезли в далекие от Хатлона высокие горы Фон, чтобы он не попал в плен к воинам Шахруха. По Хамза Камолу1 важным аргументом в пользу идентификации Ходжа Исхока Хатлони с мумией в пещере являются следы ранения стрелой на правом его плече.

Таким образом, вышеприведенные сведения письменных источников XIX - нач. XX вв. в значительной степени, свидетельствуют в пользу точки зрения Абутохирходжи Самарканди — Хамза Камола. Тем не менее, пока нельзя считать этот вопрос окончательно решенным. Ведь сам Абутохирходжа Самарканди не был категоричным и не был полностью уверен в том, что упомянутый мумифицированный человек в пещере является Ходжа Исхаком Хатлони. Об этом свидетельствуют его слова: «Никто не знает правду об этом человеке».1

Рассматривая данный вопрос, Хамза Камол верно отмечает, что «не следует забывать, что в селении Ходжа Исхок, расположенном в 11 км к северу от города Куляба, имеется мазар под названием Ходжа Исхоки. Согласно преданию, после того, как в Балхе Ходжа Исхока казнили — отрубили ему голову, то будто бы отсеченная голова полетела и достигла того места, где сейчас находится его мазар. Почитатели взяли и предали земле эту голову».2 Хамза Камол правильно ставит под сомнение достоверность этого предания.

Таджикские краеведы отец и сын Раджаб и Хотам Асозода, жители Куляба, тоже приводят предание об отсеченной голове казненного в Балхе Ходжа Исхока, которую его ученики якобы привезли в Хатлон. Это предание, по их мнению, стоит ближе к истине, чем другие.

На основе того, что село носит имя Ходжа Исхока, можно с большой долей уверенности утверждать, что он жил или даже родился в этом селении. Однако, нет никаких достоверных сведений о том, что Ходжа Исхок погребен в этом селении. Ведь мавзолей, находящийся в этом селении и носящий его имя, построен совсем недавно, лет 15 назад. До его постройки на этом месте никаких сооружений не было. Было лишь обыкновенная могила, окруженная невысокой каменной стеной. Такие могилы встречаются почти в каждом селении и их, как правило, приписывают известным или неизвестным местным авторитетным муллам. Неизвестно, когда эту могилу стали приписывать Ходжа Исхаку Хатлони, в наши дни или еще в прошлом. Чтобы решить данный вопрос, надо досконально изучить историю возникновения мавзолея Ходжа Исхока в упомянутом одноименном селении недалеко от г. Куляба. А пока вопрос о нахождении погребения Ходжа Исхока в этом кулябском селении остается открытым.

Приведем описание вышеупомянутого мавзолея Ходжа Исхока в одноименном селении. Площадь мавзолея ограждена металлической сеткой и покрыта зеленой травой, вокруг растут сосны и плодовые деревья. К мавзолею ведет бетонная дорожка. Поверхность земли вокруг мавзолея покрыта асфальтом. К входу ведут четыре бетонные ступеньки. К фасаду здания у входа прикреплена каменная табличка с надписью на таджикском языке русским буквами: «Мавзолей известного мистика Ходжа Исхока Хатлони, XIV-XV вв.». Под этой надписью находится двустишие: Мы, старцы, последователи Ходжа Исхока Того мученика и опоры мира У входа по бокам двери стоят камни - песчаники, до которых дотрагиваются паломники в надежде на исцеление. Входная дверь изготовлена из дерева и покрыта растительным орнаментом. В прихожей растелен коврик, здесь паломники снимают свою обувь и заходят в погребальное помещение. Здание Мавзолея состоит из двух помещений — зиёратхона (комната поминовений) и гурхона (место захоронения). В гурхане находится каменное надгробие прямоугольной формы с округлым верхом, покрытый бархатом и разноцветными современными тканями с вышивками, выполненными местными мастерами. В конце гурханы находится решеточное окно с четырехугольными отверстиями, придающее помещению своеобразную красоту.

Мазар Ходжа Баха-ад-Дина Накшбанда

Ходжа Баха ад-Дин был известным мистиком и аскетом. Его звали Мухаммад, а его отца Мухаммад Джалол ад-Дин. Он известен под именами Ходжаи Бузург (Великий Ходжа), Шах Накшбандия (Царь Накшбандия) и Благочестивый Баха ад-Дин. Он широко известен в исламском мире. Родился в 1318 г. в селении Касри Орифон (Дворец мистиков), которое расположено в двух фарсахах (12 км) от города Бухары, и умер в возрасте 71 года в 1389 г. Был похоронен в своем родном селении. По другой версии, он умер в возрасте 74 лет. В последние годы дорога от г. Бухары до мавзолея Ходжа Баха ад-Дина Накшбанда была заасфальтирована правительством Узбекистана и сейчас похожа на широкую четырехполосую городскую улицу.

Ходжа Баха ад-Дина считают основателем и руководителем одного из 14 суфийских братств под названием накшбандия. Последователи накшбандия живут в Ираке, Иранском Курдистане, в Северном Иране в районе Талыш, Турции, Средней Азии, Индонезии, Индии, Китае. Последователи этого суфийского учения имеются также в России, Германии, Англии, Японии и в некоторых других странах.1 Хасан Амид о суфийском братстве накшбандия приводит следующие сведения: «Накшбанд является названием одного из Бухарских селений и родиной шейха Баха ад-Дина, и поэтому шейх прославился под этим именем. Он так усердно и много повторял имя бога, что оно запечаталось в его сердце. Вместо обычного биения сердце шейха издавало слово Алл ах... Аллах. Таджикское (персидское) слово накшбанд означает запечататься. Этому посвящено следующее двустишие: "

О, брат! В учении накшбанд, Имя бога в своем сердце запечатай. Юсуф, директор музея Баха ад-Дина, рассказывает об этом братстве следующее: «О происхождении прозвища «накшбанд» имеется и другое предание, согласно которому шейх Баха ад-Дин был художником (наккош) и поэтому получил такое прозвище. По мнению И. П. Петрушевского, именно эта версия является правильной. Этим арабо-персидским (таджикским) словом (накшбанд) называли тех, кто производил гравировку по металлу. Это было ремеслом шейха Баха ад-Дина и его отца. Нам тоже эта версия кажется более приемлемой. Дело в том, что многие видные суфийские шейхи занимались ремеслом и получали по нему свои прозвища. Согласно учению накшбандия, каждый человек, в том числе суфии и дервиши, должен своим трудом добывать себе пропитание. Что касается других вышеупомянутых преданий, то они, скорее всего, появились позже и придуманы для придания большего авторитета и святости шейху Баха ад-Дину Накшбанду. Исследователи полагают, что основы этого суфийского учения существовали и до шейха Баха ад-Дина. Он был ветвью суфийского учения Тайфурия. Согласно источникам, Баха ад-Дин Накшбанд был скромным и неприхотливым человеком. Он всецело был поглощен любовью к богу и ко всему живому. Все его богатство состояло из старой циновки и обломанного кувшина. Его скромное ежедневное пропитание было за счет пожертвований последователей. Он был убежден, что суфий не должен иметь слуг и рабов. Однажды его пригласили на прием к эмиру Герата, но он не притронулся к еде и сказал, что он является другом простолюдинов и дервишей (аскетов). Об его семейной жизни имеется следующее предание. Его женили, когда ему было 17 лет. После рождения первого ребенка он не развелся с женой, а жил с ней как с сестрой.3 Однако есть и такие предания, которые свидетельствуют о том, что у Баха ад-Дина было двое детей: «Когда умер сын Баха ад-Дина, его дочь стала учеником отца. Затем она вышла замуж, и у нее было двое сыновей (Мухиддин и Хисамиддин), которые продолжили дело своего деда и стали шейхами братства накшбандия. Они похоронены в Бухаре».4 В некоторых источниках упоминаются его зять Ала ад-Дин Атур и его внук Хасан Атур.5

В большинстве источников родословную Накшбанда через 13 поколений возводят к имаму Джаъфару Садику, а через 18 поколений - к пророку ислама Мухаммаду. Эта родословная выглядит следующим образом: Ходжа Баха ад-Дин Накшбанд, Сайд Амир Кулол, Ходжа Мухаммад Баба Самоси, Ходжа Али Ромитани, Ходжа Азизон, Ходжа Махмуд Анджир Фагнави, Ходжа Ариф Ревгари, Ходжа Абдулхолик Гиждувони, Ходжа Юсуф Хамадани, Ходжа Абу Али Формади Каре, Ходжа Абу-л- Касим Каркони, Ходжа Абу-л- Хасан Харакани, Шейх Баязид Бастоми, Джаъфар Содик, Мухаммад Бокир, Зайн ал-Абидин, Имам Хусайн, Али бин Аби Талиб, пророк Мухаммад. Обычно по мужской линии его родословную возводят до халифа Али, а по женской - до халифа Абу Бакра. К сожалению, мы не можем определить реальность или вымышленность этой генеалогии, достоверных письменных источников по данному вопросу нет.

Основу вероисповедания Ходжа Баха ад-Дина, как, впрочем, и других мистиков, составляло следование трем главным религиозным положениям: шариат (законы и предписания ислама), тарикат (путь-метод мистического познания Истины, т.е. Бога), хакикат (достижения Истины). Законами шариата являются Коран и сунны пророка Мухаммада, и каждый мусульманин обязан их строго соблюдать, а кто не соблюдает эти законы, становится кафиром (неверным, вероотступником). Шариат - это средство постижения тариката, а тарикат - это путь для постижения хакиката (Истины, т.е. Бога)."

Руководителями этого братства были: Бобо Самоси, Сайд Амир Кулол, Козим (Хисом) шейх, Халил Уто, Ходжа Ариф Ревгари и Абдухолик. Иногда к руководителям причисляют Ходжа Али Рамитани и Ходжа Махмуд Анджир Фагнави. Ходжа Баха ад-Дин написал несколько сочинений: 1) «Хайатнома»; 2) «Аврод»; 3) «Далоили ошкор». Имеются несколько книг, посвященных ему. К ним относятся: 1) «Рашахат айн ал-хайат». Автором этого сочинения является Али бини Хусайн Ваиз Кашифи; 2) «Шахи Накшбандия», автор Мухаммад Бакираз. Ходжа Баха ад-Дина с почтением упоминают многие авторы, в том числе Ходжа Порсои Бухорои, Джами в своем сочинении «Тухфат ал-асрар», Наваи, Али Суфи, Махдуми Аъзам, Ходжа Ахрар. Наиболее известными его учениками были: его зять Ала ад-Дин Атур, Ходжа Порсои Бухорои, Мавлоно Мухаммад, Ходжа Музаффар Хоразми.

В 1544 г. шейбанидский правитель Абд ал-Азиз-хан построил в мавзолее Ходжа Баха ад-Дина усыпальницу и ханака. Мать Абд ал-Азиз-хана построила здесь мечеть с двумя айванами. В 1702 г. в мавзолее построили минарет. В XIX в. в правление мангытского эмира Насрулла кушбеги Хаким построил здесь еще одну мечеть. В XX в. восстановили водоем, из которого берут святую воду паломники. В советском периоде здания мавзолея Ходжа Баха ад-Дина находились в полуразрушенном состоянии. После приобретения Узбекистаном независимости и в связи с празднованием 675-летия Баха ад-Дина здесь были произведены восстановительные работы. Комплекс мавзолея был причислен к архитектурным шедеврам и в 2003 г. здесь были развернуты широкомасштабные реставрационно-ремонтные работы. Об этом мавзолее президент Узбекистана Ислам Каримов сказал: «Не будет преувеличением, если назовем это сооружение архитектурным шедевром, который построен нашими руками как дань памяти нашим предкам». Чтобы придать этому памятнику монументальность, к нему пристроили новые здания. Среди них можно назвать ворота Дилвор, большие ворота в южной части комплекса, айваны в южной и западной частях усыпальницы. При этом, к мавзолею Баха ад-Дина и его матери присоединен большой сад, находящийся рядом.

В XIX в. Ходжа Баха ад-Дина считали величайшим наставником и руководителем бухарцев. Троекратное посещение его могилы приравнивалось к совершению хаджа в Каабу. Со слов Ходжа Баха ад-Дина рассказывают, что паломники сначала должны поклониться могиле его матери и лишь потом могиле шейха. Известный суфийский девиз «рука в деле, сердце богу» приписывают Баха ад-Дину. Этот девиз написан на стене мавзолея. Шейх искренно верил в эти слова и руководствовался ими в своей жизни. Он считал, что все, в том числе аскеты и отшельники, должны работать, чтобы добывать для себя ежедневное пропитание. Поэтому каждый суфий должен заниматься не только молитвами и радением, но и ремеслом. Члены разных суфийских братств носили специфическую одежду.

Например, представители братства накшбандия носили специальную верхную одежду (хирка) желтого и пепельного цветов.

Архитектура мавзолеев эпохи Тимуридов

Архитектура является древнейшим и наиболее массовым видом искусства. Важными архитектурными памятниками являются мазары — мавзолеи. Они содержат разнообразную информацию по искусству, истории, религии, социологии, политике. Судя по историческим данным, мазары -мавзолеи имеют более древнюю историю, чем их архитектурное воплощение. Иранский ученый Мухаммад Махди Акабаи по данному вопросу отмечает следующее: «Во II тысячелетии до н.э. в Эламе на семи холмах был построен мавзолей царя, который является шедевром древней архитектуры. Ахеменидские цари тоже строили наземные и наскальные мавзолеи, которые сохранились до наших дней. Архитектурных памятников, относящихся к первым трем столетиям существования ислама, сохранилось немного. Это, отчасти, было связано с нестабильностью политической ситуации. Но в последующие века эта отрасль, в том числе строительство мавзолеев, получает достаточное развитие. Развитие строительства мавзолеев в это время было связано с переселением потомков имамов и сеидов в Иран и с образованием ряда местных государств во главе с местными иранскими (таджикскими) династиями. В это время было построено много мавзолеев для различных социальных групп - потомков имамов, богословов, эмиров и военачальников. Число этих мавзолеев превышает несколько тысяч». Поздние мусульманские мавзолеи по своей архитектуре отличаются от ранних мусульманских мавзолеев. Ранние мусульманские мавзолеи, пишет Акаби, возводились в виде отдельного сооружения из кирпича и камня, имели круглую, квадратную или многогранную форму и купольное перекрытие. Большинство мавзолеев имели склеп с одной или с несколькими могилами, имели михраб, направленный в сторону Мекки, были украшены орнаментом и надписями.2

При эмире Тимуре в столице его государства была создана плеяда великолепных архитектурных памятников. По существу в Самарканде был создан официальный архитектурный стиль, который стал эталоном для архитектуры других городов и областей обширной Тимуридской империи.3 Архитектура мавзолеев эпохи Тимуридов, с одной стороны, была логическим продолжением архитектуры предшествующих столетий, а с другой стороны обладала новыми, ранее неизвестными чертами. Расцвет этой архитектуры можно увидеть в мемориальном комплексе Шахи Зинда и в мавзолеях Гури Мир, Ходжа Ахрара Вали, мечети и мавзолее Биби Ханым в Самарканде, в мемориальном комплексе Ходжа Баха ад - Дина Накшбанда в Бухаре, шейх ал - алама Сайф ад — Дина Бохарзи, Шах Касима Анвора в хорасанском городе Турбати Джам, Мулла Хусайна Ваиза Кашифи в Сабзеваре, Мир Сайда Али Хамадани в Кулябе и Мухаммада Башоро в Пенджикенте.

В архитектуре мавзолеев эпохи Тимуридов, в том числе Гури Мире, Биби Ханым, Шахи Зинда, Мухаммаде Башоро, Мулла Хусайна Кашифи, Мазари Шарифа и многих других наблюдается влияние архитектуры сельджукского периода. Начало строительства мавзолеев в эпоху Тимуридов было заложено самим эмиром Тимуром. Он продолжил строительство мавзолея для своего внука Мухаммада Султана. Он также построил ряд великолепных мавзолеев в архитектурном комплексе Шахи Зинда, которые заслужено приобрели мировую славу. Ученые Кембриджского университета 0 Шахи Зинда пишут следующее: «Название этого памятника связано с почетным прозвищем двоюродного брата пророка Мухаммада благочестивого Касима б. Аббаса. Его могила находилась в этом комплексе намного раньше эпохи Тимуридов и являлась местом поклонения самаркандцев. По планировке мавзолеи эпохи Тимуридов делятся на два вида: 1) квадратное сооружение с куполом и одним главным входным порталом; 2) многогранное сооружение с высоким куполом и двумя или тремя входными порталами. Самый ранний мавзолей комплекса Шахи Зинда, построенный в эпоху Тимуридов, относится к первому виду. Это мавзолей племянницы Тимура Шодмулка, которую построила в 773 г.х. / 1371-72 г. сестра эмира Тимура Туркан Око для своей дочери. Относительно особенностей архитектуры эпохи Тимуридов иранский ученый Абдуллах Рози отмечает: «Архитектура Тимуридов почти не отличается от архитектуры периода правления монголов в Иране и Средней Азии. Но в эпоху Тимуридов распространяются купольные мечети. Ярким образцом таких мечетей является Голубая мечеть Тебриза, построенная до Сефевидов во время правления династии Каракуёнлу. Двор этой мечети перекрыт куполом, высота которого превосходит высоту купола над главным михрабным помещением. Мечеть имеет высокий портал, верх которого оформлен в виде полуарки. Мечеть подвергалась реставрации и была украшена современными изразцами.1

Применение изразцов в декоре мавзолеев имеет в Иране древнюю историю. Как отмечает иранский ученый Абдуллах Рози, «Иран является родиной изразца. Иранские мастера изготовляли изразцы еще при Ахеменидах. После завоеваний Александра Македонского этот вид искусства перешел на запад, и только во время правления Хулагуидов он в обновленном виде вновь вернулся в Иран. При Чингизидах он был усовершенствован, а при Сефевидах достиг наивысшего развития». Вил Дюрант появление изразцов в Самарканде связывает с мастерами, которых переселил в этот город эмир Тимур после захвата им Азербайджана и Луристана.3 По мнению ученых Кембриджского университета, основную роль в развитии архитектуры эпохи Тимуридов в Мавераннахре и Хорасане сыграли мастера, переселенные эмиром Тимуром из Шираза и Исфахана. В результате этого переселения в конце этого столетия в Иране сократилось строительство монументальных зданий.4 По Вил Бранту, мавзолей Тимура и его семьи был искрой, которая предопределила дальнейшее развитие строительства мавзолеев: «Сыновья Тимура построили для него пышный мавзолей в городе Самарканде, который известен под названием Гури Мир».5

Историю появления и развития архитектуры при Тимуридах следует начинать с правления самого Тимура и со строительства его дворца в городе Шахрисабзе. Этот дворец в 1404 г. посетил посол испанского короля Клавихо. Дворец сходен по своей архитектуре с мечетью Ахмада Ясави (построена в 797 г.х. \ 1394-95 г.) в городе Туркестане и с мечетью Биби Ханым. Эта мечеть с купольными кельями за айванами (открытая галерея) представляла собой новый архитектурный стиль.1 Новый этап в архитектуре Хорасана начинается с правления Шахруха и связан с именами его жены Гавхаршада (умерла в 837 г.х. / 1433 г.) и его сына Байсун Кара. Архитектором эмира Шахруха был Кавам ад-Дин Ширази. В это время происходят большие изменения в планировке и декорации архитектурных памятников. Это подтверждается сравнением двух известных мечетей тимуридской эпохи - мечети Гавхаршад в Мешхеде и мечети Биби Ханым.в Самарканде. Планировка и стиль мечети Биби Ханым после нескольких десятилетий стали господствующими и классическими в тимуридской архитектуре. Мечеть четырехпортальная с внутренним закрытым обводным двором прямоугольной формы. Двор образуют двухэтажные арочные галереи, соединяющиеся с порталами.2

Следует отметить, что в тимуридском периоде были составлены трактаты для зодчих, содержавшие методы архитектурной композиции, систему пропорцирования. В особые разделы выделялись способы построения арочно-сводчатых кривых, архитектурных орнаментов.3

В монументальной архитектуре получили дальнейшее развитие купольные конструкции, которые по способу перехода от квадратного основания к окружности разделились на два основных решения: парус-консольная конструкция с равномерной передачей нагрузки на стены; тромпраспорная конструкция, нагрузки в которой с помощью арок перекинуты от стены на стену арок и передаются на восемь точек квадратного основания (четверика).

Принципиально новым для архитектуры эпохи Тимуридов (XV-XVI вв.) явилось применение щитовидных парусов, конструктивные особенности которых основывались на применении перекрещивающихся арок, сводящих, по сути дела, четверика к восьмиугольнику. Зодчий Кавам ад-Дин Ширази одним из первых применил новый конструктивный прием при оперании купольных прикрытий на квадратное основание. С его именем связана целая эпоха в зодчестве среднеазиатского средневековья. В созданном им ансамбле Муссала и особенно мавзолее принцессы Гавхаршад в Герате конструкция щитовидных парусов, создающая значительный эстетический эффект, получила вполне законченное решение.

Во время правления Шахруха и Хусайна Байкара Герат стал столицей огромного тимуридского государства и крупнейшим культурным центром мусульманского мира. Здесь успешно развивались таджикско-персидская литература, под благотворным влиянием которой возникла и начала развиваться поэзия на тюркском языке, каллиграфия, миниатюра, архитектура и другие виды искусства. В Герате жил знаменитый архитектор XV в. Кавам ад - Дин Ширази. Его считают создателем архитектурной конструкции пересекающихся арок. Он внедрил это новшество в монументальную архитектуру Хорасана, в том числе в строительстве мавзолея принцессы Гавхаршад.

Похожие диссертации на Мазары Хорасана и Мавераннахра эпохи Тимуридов : XIV - XV вв.