Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати Корнева Лариса Евгеньевна

Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати
<
Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Корнева Лариса Евгеньевна. Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Томск, 2006 188 с. РГБ ОД, 61:06-7/409

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Периодическая печать об изменениях в политической и духовной жизни Западной Сибири с началом десталинизации 26

1. Освещение периодическими изданиями общественно-политической ситуации 1953 - 1956 гг.

2. Преобразования в культурной жизни Западной Сибири в 1953 -1956 гг. и их отражение в печати 41

Глава II. Освещение на страницах печати процесса роста общественно-политической активности населения Западной Сибири после XX съезда КПСС 57

1. Освобождение общественного сознания от сталинского наследия и его отражение в читательской почте газет и журналов 57

2. Пресса о возникновении новых общественных организаций, движений и инициатив в Западной Сибири 73

Глава III. Периодическая печать и развитие культуры в Западной Сибири в «хрущевское десятилетие» 100

1. Освещение на страницах периодических изданий вопросов руководства культурой и взаимоотношений власти и интеллигенции 100

2. Периодическая печать о развитии культуры Западной Сибири 128

Заключение 155

Список использованных источников и литературы

Введение к работе

1953 - 1964 гг. являются переломным периодом в отечественной истории. Эти годы характеризуются сложными, противоречивыми тенденциями в общественно-политическом, социально-экономическом и культурном развитии.

Обращение к теме диссертации обусловлено недостаточной степенью разработанности исследуемой проблемы. Смерть Сталина в марте 1953 г. представляет собой рубеж, за которым начались серьезные изменения в политической и культурной жизни страны. В так называемое «хрущевское десятилетие», получившее с легкой руки И. Эренбурга еще и образное определение «оттепели», в партии и стране произошли чрезвычайно важные, во многом поистине судьбоносные перемены, затронувшие политическую, экономическую и культурную сферы. Их изучение по материалам периодической печати позволяет глубже понять характер общественно-политических и культурных процессов, происходивших в стране в целом и в Западной Сибири в частности, уяснить какую роль в советском обществе играла пресса.

Советская печать являлась органичной, но в то же время и особенной частью общества. Она была непосредственным участником общественно-политической и культурной жизни, отражала в определенной степени интересы и настроения общества. При этом периодические издания представляли собой влиятельнейший субъект политики, формирующий общественное мнение, сознание, определяющей нередко и поведение общества.

В отечественной историографии политической и культурной жизни Западной Сибири можно выделить два основных периода1.

Для первого периода (середина 1950 - конец 1980-х гг.) характерно абсолютное влияние политической и идеологической конъюнктуры: принципы историзма и научности уступали место принципу партийности и идеологической целесообразности. Основой исторических исследований была концепция восстановления ленинских норм партийной и государственной жизни, укрепления советской политической системы, возрастания руководящей роли коммунистической партии в социалистическом строительстве1.

С середины 1950-х гг. наблюдалась значительная активизация исследований по истории советского общества на материалах Западной Сибири. Существенно возросла активность в подготовке научно-педагогических кадров, открывались новые вузы Западной Сибири. Возникли новые центры исторической науки: Институт истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР, его филиалы . Расширилась и углубилась исследовательская работа на кафедрах истории СССР Томского государственного университета, Кемеровского, Омского и Новосибирского пединститутов, на кафедрах истории КПСС подавляющего большинства вузов Западной Сибири. Укрепились связи западносибирских историков с академическими центрами исторической науки Москвы, улучшилась издательская база, вошли в практику дискуссии по актуальным вопросам истории Сибири. В этот период начался интенсивный поиск научного решения поставленных проблем, что способствовало накоплению и обобщению обширного фактического материала в исследовании общественно-политической и культурной проблематики3.

Событием, положившим начало совместной работе историков Сибири, стало проведение в г. Новосибирске Первой Всесибирской конференции (1960 г.), где рассматривался вопрос о подготовке и написании «Истории Сибири». Работа над «Историей Сибири», в том числе над политической и культурной историей, сыграла огромную роль в развитии исторических исследований в регионе. Вокруг многотомника организовался коллектив, примерно из 200 человек, в который вошли практически все сибиреведы страны.

Пятый том «Истории Сибири»1 охватывал 1937 - 1965 гг. и был посвящен этапу «завершения строительства социализма и перехода к коммунизму». Представляется необходимым охарактеризовать значение и роль этого труда для развития исторических исследований в Западной Сибири по общественно-политической и культурной проблематике. Периодизация второго раздела пятого тома «Истории Сибири» охватывала хронологические рамки 1946 - 1958 гг., что с позиции ныне устоявшихся взглядов заключает в себе противоречие, так как здесь видна попытка согласовать решения XIX и XX съездов партии - съездов различных по своей сути. Если XX съезд дал новый импульс демократическим начинаниям в общественно-политической и культурной жизни общества, то XIX съезд проходил под знаком культа личности Сталина. Нельзя не согласиться с тезисом, что после XX съезда партии общественно-политическая жизнь страны стала более полнокровной, инициатива трудящихся — более целеустремленной . Однако в разделе тома не подчеркнуто, что XX съезд развенчал культ личности Сталина, способствовал духовному раскрепощению людей, дал начало «оттепели». Не нашли отражения в соответствующем разделе анализ и поиск характерных черт духовной жизни Западной Сибири.

После издания «Истории Сибири» ученые сибирских вузов сосредоточили внимание на обобщении опыта хозяйственного и культурного освоения Сибири, исследовании вопросов общественно-политической жизни региона. Итогом работы •а сибирских историков стали многотомные издания фундаментального характера . В монографиях А.С. Московского, В.В. Алексеева наряду с изучением внутренних закономерностей развития рабочего класса, рассматривалось и его участие в общественно-политической жизни. Причем рост его политической активности изучался с позиций ведущей роли рабочего класса во всех сферах экономической, общественно-политической и культурной жизни. Большой интерес представляет приводимый в этих исследованиях фактический материал. Однако изучение общественно-политической и культурной жизни Западной Сибири велось главным образом в марксистко-ленинском методологическом ключе. В результате картина не была полной, целый ряд «неудобных» фактов, явлений замалчивался или искажался.

К концу 1970 - началу 1980-х гг. все более четко определяется сравнительно устойчивое внимание сибирских историков к разработке темы партийного руководства социалистическим строительством в Западной Сибири. Основными направлениями исследования были вопросы партийного руководства Советами, профсоюзами, комсомолом, СМИ, массовыми общественными организациями, движением за коммунистическое отношение к труду и социалистическое соревнование, проблемы идейно-политического воспитания трудящихся1. Значительное внимание уделялось изучению деятельности партийных организаций Западной Сибири по развитию образования и науки, периодической печати, партийно-организационной работе2. Историки активно вводили в научный оборот новые документальные материалы из фондов сибирских архивов. Однако источниковая база не отличалась разнообразием, что приводило к «описательному» методу освещения исторического процесса без раскрытия объективных и субъективных факторов, без выявления противоречий, без анализа негативных тенденций.

Основным направлением историографии стал вопрос о непрерывном возрастании роли КПСС в развитии советского общества. В исследованиях акцент делался на исторической перспективе этого явления. В этой связи интересующие автора диссертации события 1953 - 1964-х гг. оценивались с точки зрения укрепления советской политической системы и возрастания роли партии в ней1. В 1970 - 1980-е гг. были подготовлены труды по истории партийных организации Западной Сибири, отразившие общественно-политическую и культурную жизнь в регионе2.

Значительная часть трудов, вышедших в середине 1960 - 1980-х гг., посвящены идеологической работе партии. Теоретические положения идеологической работы и практическая деятельность партии нашли отражение в ряде работ, написанных по материалам Всесоюзных научно-практических конференций3, а так же в масштабных трудах «Вопросы теории и методов идеологической работы», «Искусство и идеологическая работа», «Из опыта идеологической работы» . Монографии помогли представить различные формы и методы работы политического руководства страны, внутренние побудительные мотивы их действий, понять механизмы взаимодействия различных звеньев политической системы, которая действовала в изучаемый период. К сожалению, в них не рассматривались реальные противоречия и проблемы, анализ эффективности идеологической работы.

Одной из проблем в историографии общественно-политической и культурной жизни Западной Сибири в рассматриваемый период было изучение вопроса политического руководства культурой. В конце 1950 - 1980-е гг. вышли в свет исследования, посвященные культурной революции, деятельности партийных органов в культурном строительстве . Советская историография пополнялась работами, в которых раскрывались «закономерности» и «особенности» культурной революции в СССР и, в частности, в Западной Сибири, рассматривались вопросы формирования социалистической и коммунистической культуры . В основе публикаций было изучение теоретических, методологических и конкретно-исторических аспектов культуры, вопросы ее взаимодействия с политикой, идеологией. Их центральными темами было изучение принципов, форм и методов партийного руководства культурным строительством. Основополагающей идеей этих работ являлась констатация безальтернативности политики Коммунистической партии в руководстве и направлении социокультурной жизни страны.

Составной частью исторических исследований темы являлись работы, в которых изучалась история формирования советской интеллигенции, ее развития и роли в обществе . Следует отметить коллективную монографию «Советская интеллигенция (История формирования и роста 1917-1965 гг.)3. В главе «Советская интеллигенция на новом этапе развития социалистического общества (1959 - 1965 гг.)» авторы уделяют внимание росту численности интеллигенции, качественным изменениям в составе работников умственного труда. Выходят работы, анализирующие отдельные группы интеллигенции, рассматривающие ее психологические и социальные особенности, взаимоотношения с Коммунистической партией, государством, различными классами и слоями общества в хронологическом, национальном, региональном и других аспектах .

Заметную роль в исследовании сибирской интеллигенции и культуры сыграли труды историков М.С. Кузнецова, В.Л. Соскина, Л.М. Красильникова1, в которых прослеживалась мысль, что советская интеллигенция являлась не только «прослойкой» в обществе, но была социальной группой со своими собственными интересами. Этими историками была предпринята попытка раскрыть значимость устремлений, свойственных только работникам умственного труда, показать противоречия, имеющие место во взаимоотношениях интеллигенции и других социальных групп советского общества, исследовалась роль партийных органов в руководстве интеллигенцией и ее место в общественно-политической и культурной жизни общества.

В отдельную группу работ по теме диссертации можно отнести обобщающие исследования по истории отечественного искусства2, созданные в основном на впервые вводимом в научный свет, преимущественно оригинальном архивном материале и содержащем ценные сведения.

Большое внимание автором диссертации было уделено работам, посвященным истории советской прессы. В них рассматривались вопросы теории и практики средств массовой информации и пропаганды, партийного руководства периодической печатью, роли газет как организатора подъема народного хозяйства, раскрывалось значение печати в борьбе против недостатков в социалистическом обществе. К их числу относятся труды М.Е. Буракова, В.П. Смирнова, Б.М. Морозова, М.Ф. Ненашева, В.Е. Евсеева, П.В. Кондрашова, и других3. Главный вывод этих работ в том, что советская пресса была неотделима от политики Коммунистической партии и использовалась в качестве эффективного инструмента политического руководства. В литературе с конца 1950-х гг. становится одной из доминирующих тема «В.И.Ленин и периодика большевиков в идейно-политической борьбе за массы в 1917-1918 гг.»

В монографиях А.Л. Мишуриса, А.Ф. Бережного, И.В. Кузнецова1 содержится анализ ленинской теории партийной печати, раскрываются особенности советской печати, принципы партийного руководства ею. В 1970 — 1980-е гг. возросло число исследователей, которые обратились к теме кампании в прессе. Аспекты, связанные с организацией, проведением кампаний, определения критериев эффективности, рассматривались в работах Е.А. Волкова, В.А. Овчинникова, А.В. Гребнева, Е.А., Л.Н. Толкунова, Н.К. Заика2. Внимание историков привлекали также вопросы состояния печати, отдельные аспекты ее эффективности .

В исследованиях давалась положительная оценка советского механизма взаимодействия общества и прессы, и в критическом анализе рассматривались взаимоотношения общества и СМИ в западных странах. Традицией советского общества была полная зависимость печати от государственной власти. Никакая оппозиционность периодических изданий не допускалась, они призваны были поддерживать политику партии и советской власти. Наука, анализировавшая эти отношения, так же полностью зависела от государства. При всем критическом отношении к этим публикациям необходимо учитывать, что их подготовка и издание имели положительное значение, заключавшееся в том, что в них содержался обширный фактический материал.

При характеристике историографии первого периода отметим, что с середины 1950-х по 1964 гг. ей была свойственна позитивная оценка деятельности Н.С. Хрущева. В 1963 - 1964 гг. появился даже термин «великое десятилетие» по отношению к политике, проводимой партией и Н.С. Хрущевым с 1953 г.1 С 1964 г. в отечественной историографии произошло снижение интереса к хрущевским реформам. В целом для последующей историографии стала определяющей негативная оценка Н.С. Хрущева как партийного руководителя, допустившего отклонения от «коллективно выработанного курса партии».

Таким образом, заслугой историографии середины 1950 - 1980-х гг. явилось введение в научный оборот значительного массива документального материала, в том числе статистического. Исследователи, однако, вынуждены были придерживаться канонов марксистко-ленинской методологии, затрудняющих объективное рассмотрение исторических процессов. Задавались определенные правила работы с источниками, корректировались методологические установки исследователей. Принципы объективности и научности подменялись принципом коммунистической партийности, выводы авторов определялись оценками и положениями, изложенными в партийно-государственных документах того времени.

Научные и публицистические работы, появившиеся за последние 15 лет, свидетельствуют о принципиально новом подходе к оценке исторических реалий: произошел отказ от жесткой детерминации методологических подходов, расширилась тематика исследований, стали доступными ранее закрытые архивные материалы. Это ознаменовало более глубокое и всестороннее изучение проблем общественно-политической и культурной жизни советского периода отечественной истории.

Второй период в историографии исследуемой темы (с конца 1980-х гг. по настоящее время) характеризуется критическим осмыслением исторического прошлого страны, интересом к субъективной составляющей истории 1950 - 1960-х гг., привлечением богатого материала воспоминаний непосредственных участников происходивших в годы «оттепели» событий . Первые перестроечные публикации отличались наибольшим максимализмом, вся послеоктябрьская историческая литература объявлялась в них политизированной, фальсифицированной, утратившей научность. Некоторые исследователи, стремясь избежать крайностей в суждениях, пытались совместить противоречивые оценки. Характерной чертой подобных публикаций было обращение к острым проблемам современности, полемическая заостренность, внимание к личности человека, отход от прежних мировоззренческих и других стереотипов. Значительно больше времени потребовалось профессиональным историкам для ретроспективного анализа документов, доступ к которым постепенно становился более свободным, для восстановления истины в отечественной истории.

В коллективных работах «XX съезд КПСС и его исторические решения» и «XX съезд КПСС: новации и догмы»1 рассмотрены новые аспекты проблемы внутрипартийной борьбы вокруг курса XX съезда партии, причины неудач реформ 1950 - 1960-х гг., освещены актуальные проблемы, социальной, экономической, культурной политики партии в 1950 - 1960-е гг.

Новые подходы к изучению вопросов политической и культурной жизни страны нашли отражение в материалах дискуссии «КПСС между XX и XXII съездами», развернувшейся в трех номерах журнала «Вопросы истории КПСС» за 1988тг. Одной из ее основных проблем была проблема альтернативности в развитии страны. Выяснялись также причины незавершенности политического курса XX съезда КПСС в отношении ликвидации последствий культа личности. В статьях Е.Ю. Зубковой был поднят вопрос о борьбе демократического и бюрократического курса. Она сделала вывод о том, что если бы КПСС могла нейтрализовать силы бюрократии и обеспечить реальную демократическую и экономическую реформу, то возможен был бы решительный политический поворот . Представляет интерес и точка зрения Л.А. Опенкина, полагавшего, что вряд ли Н.С. Хрущев и его окружение ставили своей целью создание всесторонней программы демократизации и осуществление ее на практике. Основными результатами политических реформ 1950 - 1960-х гг. он называет устранение последствий культа личности. Только некоторые преобразования, считает Л.А. Опенкин, способствовали развертыванию демократических процессов1.

Для работ, опубликованных с конца 1980 гг. и по настоящее время, характерно сосредоточение внимания на политической истории реформ, при особом интересе к личности лидера партии. В 1994 г. прошла научная конференция, посвященная 100-летию Н.С. Хрущева2. Деятельность первого руководителя государства рассматривалась в следующих аспектах: борьба за власть в 1953 - 1957 гг., внешнеполитическая деятельность в свете политики мирного сосуществования, внутриполитическая деятельность и экономические реформы, события 1957 и 1964 гг.

Особый интерес представляли работы, в которых рассмотрена сущность сталинизма как свойственная советскому общественно-политическому строю система 1930 - 1950-х гг. В монографиях А.И. Зевелева и В.В. Овечкина3 сталинизм интерпретировался как определенная политическая организация общества, сохранявшаяся после смерти И.В. Сталина в виде жесткой авторитарной идеологии, охватывающей экономическую и духовную жизнь общества, политику партийно-государственной бюрократии и теоретически обоснованную особую модель государственного социализма с жесткой плановой экономикой и тоталитарным режимом4.

Важное место в исследованиях последних лет занимают работы М.Р. Зезиной, Т.А. Сивохиной, Е.Ю. Зубковой, Ю.В. Аксютина5. Так в монографии Е.Ю. Зубковой нашел отражение анализ социально-психологической атмосферы послевоенного времени, исследована проблема преодоления «сталинского» менталитета в общественном сознании советского общества и его отдельных слоях, показаны объективные и субъективные предпосылки процесса демократических преобразований 1950 - 1960-х гг. и связанный с ними новый общественный подъем, зарождение общественного мнения, формирование движения «шестидесятников».

Работы М.Р. Зезиной и Т.А. Сивохиной посвящены политической борьбе в высшем эшелоне партийной власти, изучению общественной реакции на реформы, зарождению диссидентского движения. Этими авторами сформулирована новая и интересная проблема «предела перемен» реформаторского курса. В монографии Ю.В. Аксютина исследованы проблемы общественно-политической жизни 1953 - 1964 гг., взаимоотношения между властью и обществом, эволюция взглядов советского руководства на проводимые мероприятия. Общественные настроения этим историком рассматривались с привлечением массовых ретроспективных интервью1. Одновременно стоит обратить внимание, что в вышеназванных трудах не уделяется внимание региональным аспектам темы.

Отдельные стороны общественно-политической и культурной жизни рассматриваемого периода нашли отражение в ряде кандидатских диссертаций, написанных в основном на материалах центральных районов России2.

С середины 1990-х гг. начали появляться работы, посвященные прессе, в которых получило развитие новое направление, разрабатывающее вопросы участия у СМИ в политическом процессе . Разработка данной проблемы не только историками, но и политологами, социологами, философами свидетельствует о ее серьезной научной значимости и многообразии составляющих научных аспектов. В научный оборот вошли такие проблемы, как роль периодических изданий в демократизации общества, пресса и взаимодействие различных ветвей власти, место СМИ в системе политических отношений. Так в монографии Д.Л. Стровского4 рассмотрено влияние политических традиций на содержательную модель периодического издания в условиях партийно-идеологического контроля. Один из ее параграфов посвящен изучению политики газетных изданий в 1953 - 1964 гг. На материалах центральной печати Д.Л. Стровским показано участие СМИ в процессе либерализации общества. Автор подчеркивает, что годы «оттепели» были отмечены изменившимся уровнем содержательности прессы, новой постановкой общественно значимых проблем1.

История общественно-политических и культурных процессов Западной Сибири в 1953 - 1964 гг. стали составной частью программы «Исторический опыт изучения и освоения Сибири». В ее выполнении участвовали институты гуманитарного профиля СО АН СССР, ряд вузов Сибири. В рамках этой программы проводились региональные, всероссийские и международные конференции в Новосибирске, Томске, Барнауле. Ученые Сибири расширяли источниковую базу, перепроверяли факты, обращались к зарубежным публикациям. Был издан ряд сборников статей, в которых по-новому освещались проблемы общественно-политической и культурной жизни Западной Сибири2.

Политические и культурные процессы, деятельность местных советских и партийных органов Западной Сибири 1950 - 1960-х гг. нашли отражение в многочисленных диссертационных исследованиях3. Большое внимание в них уделено социальным и идейно-политическим аспектам активизации общественной жизни общества. Общественным настроениям в Западной Сибири посвящены публикации И.С. Кузнецова и М.С. Петренко4. Интересны также статьи А.Г. Борзенкова, посвященные молодежным общественно-политическим инициативам1.

Историография общественно-политической жизни Западной Сибири изучаемого периода рассматривалась в исследованиях Ю.А. Петрушина , в которых отмечалась слабая изученность общественно-политических и культурных процессов Сибири в период «оттепели».

С середины 1990-х гг. заметно возрос интерес сибирских историков к проблеме взаимоотношений власти и интеллигенции3. Г.Д. Базаров, С.Д. Бортников, С.Г. Сизов проделали большую работу по сбору и изучению материалов об общественно-политической и профессиональной деятельности работников умственного труда, проанализировали деятельность местных отделений творческих союзов, показали специфику взаимоотношений интеллигенции с партийно-государственным аппаратом, роль властных структур в развитии высшего образования, учреждений культуры, особенности борьбы с инакомыслием в интеллигентской среде. Авторы единодушны в отнесении «оттепели» к особому этапу в истории России. Они утверждают, что эти годы стали важным периодом в становлении и развитии культуры Сибири.

Анализ историографии избранной автором диссертации темы показывает, что в рассматриваемый период накоплен значительный фактический материал как база для дальнейшего изучения общественно-политической и культурной истории Западной Сибири в 1953 - 1964 гг. Уже достаточно изучена политическая история реформ: XX съезд КПСС, многие сюжеты внутренней политики, центральная фигура десятилетия - Н.С. Хрущев. Сложился круг авторов, активно работающих над этой проблематикой. Отечественная историография определяет первое послесталинское десятилетие как время «оттепели», как период обновления советской системы.

Однако наряду с новыми оценками нередки стереотипы, конъюнктурные выводы. Многосложный процесс развития в те годы получил неоднозначное и противоречивое освещение в научных трудах. Казавшиеся в недавнем прошлом хорошо изученными отдельные вопросы и сюжеты, сегодня требуют новых подходов, а подчас и переосмысления с учетом привлечения свежих источников и приобретенного опыта истории. Остается практически неизученным региональный уровень участия периодической печати в идеологических мероприятиях времен «оттепели». Не исследована роль местных партийных органов в этих процессах. Ожидает своего исследователя процесс десталинизации массового сознания, вопрос об оценках обществом проводимых советским руководством мероприятий.

Новизна данного исследования определяется тем, что политическая и культурная жизнь Западной Сибири рассматривается в столь противоречивой и специфической репрезентации, какой является периодическая печать. Публикации в периодике - это комплекс исторических и историографических источников. На страницах газет и журналов представлен широкий спектр нормативно-правовых актов, литературных публикаций, присутствует разнообразная информация и достаточно достоверный фактический материал, характеризующий различные стороны происходивших событий.

С одной стороны, газеты являются частью материальной культуры: материальной по причине существования информационного товара (печатная продукция). С другой - пресса выступает в качестве составляющей духовной культуры, если воспринимать ее в качестве средства формирования обобщающей картины действительности1. Информируя, просвещая, развлекая периодика в изучаемый период выполняли пропагандистскую, агитационную, организаторскую роль и служили определенной цели - формированию политического сознания трудящихся. Существование периодической печати напрямую было увязано с политической жизнью общества и проводимой в стране идеологией. Чем лучше выполняла газета свои пропагандистские обязанности, тем сильнее считалась ее роль как организатора, ибо идеи партии, которые печать несла в массы трудящихся, еще теснее должны были сплачивать их, мобилизовать на успешное выполнение задач коммунистического строительства. А чем выше сознательность граждан, тем шире должна развертываться их трудовая, творческая активность в развитии социалистических форм труда и новых отношений. Газетные материалы - от пропагандистской статьи до научной, от очерка и рассказа до простой информационной заметки должны были служить делу коммунистического воспитания трудящихся, пропаганде идей марксизма-ленинизма.

Исходя из необходимости более полной и глубокой научной разработки темы, и учитывая ее актуальность, определяются цель и задачи диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования являлось воспроизвести и проанализировать общественно-политические и культурные процессы, происходившие в Западной Сибири в 1953-1964 гг. на основе изучения периодической печати.

Достижение цели исследования возможно через решение ряда конкретных задач:

- проследить изменения освещения периодическими изданиями общественно-политической и культурной жизни страны и Западной Сибири в 1953-1964 гг.;

- выявить и исследовать наиболее существенные направления участия прессы в общественно-политической и культурной жизни региона в изучаемый период;

- показать на материалах печати рост общественно-политической активности населения Сибири после XX съезда КПСС;

- охарактеризовать отражение в периодике роли и места общественных организаций и движений в годы «оттепели»;

- осмыслить специфику освещения печатью вопросов развития культурной жизни сибирского сообщества.

Объектом исследования явились общественно-политические и культурные процессы в 1953 - 1964 гг. в отражении периодической печати того времени. Предметная область исследования включает политическую ситуацию 1953 - 1956 гг., проявления общественной активности населения, культурно-творческие процессы, самодеятельные организации, движения и инициативы. Все это реконструируется, изучается и анализируется на основе периодики того времени.

Хронологические рамки исследования охватывают вполне самостоятельный, внутренне целостный период в советской истории с 1953 по 1964 гг. Нижней хронологической гранью исследования является 1953 г., когда со смертью И.В. Сталина было положено начало процессу реформирования общественного устройства страны и Западной Сибири, в частности. Верхний хронологический рубеж - 1964 г. связан с октябрьским Пленумом ЦК КПСС, который подвел черту под политикой, начатой XX съездом КПСС.

Территориальные рамки исследования определяются границами Западной Сибири (Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская и Томская области) в соответствии с современным административным делением. Выделение особенностей, присущих данным областям, дает возможность более детального понимания специфики тех или иных изучаемых исторических явлений. Вместе с тем, рассмотрение основных общественно-политических и культурных процессов в столь значительных пределах позволяет сделать выводы об аналогичности изучаемых тенденций, присущих советскому государству. Необходимо отметить, что в управленческом отношении ни регион в целом, ни его отдельные административно-территориальные единицы не могли претендовать на какую-либо самостоятельность, которая определяла бы экономические, политические, духовные и социокультурные особенности. В условиях тоталитарного управления и контроля Западная Сибирь попадала под действие единой политики советского государства. Никаких особых решений, которые кардинально меняли бы ситуацию в крае и ставили ее в особое положение, партийным руководством не предпринималось.

Тем не менее, общие закономерности и тенденции исторического развития страны преломляются через призму географических, социально-экономических, национальных, демографических, культурных особенностей региона. Именно такое понимание позволяет выявить взаимообусловленность общего и особенного, общесоюзного и регионального.

Методологической основой диссертационной работы послужили основополагающие принципы исторической науки - историзм и научная объективность. Исторические события, общественно-политические и культурные явления рассматривались в связи с конкретными условиями их существования и в динамике их становления во времени. Принцип историзма побуждает выявить причинно-следственные связи, проследить истоки проблемы, ее развитие, взаимосвязь с другими общественными, экономическими и политическими процессами, протекавшими на территории Западной Сибири в рассматриваемый период. Особое значение имеет и принцип объективности, требующий всестороннего изучения данной проблемы, находящейся в тесной взаимосвязи с другими процессами исторической действительности - демографическими, социокультурными и проч. Этот подход способствует максимально полному выявлению совокупности разнообразных, противоположных тенденций, выяснению соотношения между ними, что в конечном итоге помогает точно характеризовать изучаемое явление. Поэтому применение принципа объективности при изучении периодической печати нуждается в пояснении. Материалы для размещения на страницах газет и журналов в период «оттепели» подбирались по уже давно обработанной схеме. Большую часть публикаций занимали положительные и восторженные высказывания, причем выдаваемые за «единодушные». Считать объективными эти документы можно лишь с большой натяжкой. Однако они дают возможность составить представление об общественно-политических и культурных процессах, проходивших в Западной Сибири.

Историко-сравнительный, историко-типологический, логический, проблемно-хронологический методы и контент-анализ позволили провести аналогии и осуществить типологию форм общественно-политической активности населения западносибирского региона и всей страны, выявить черты общего и особенного в политическом и культурном развитии страны и Западной Сибири. При анализе периодики, в особенности, при обращении к субъективно окрашенным материалам, использовался также описательный метод.

Положения и выводы диссертации основаны на разнообразном круге источников. Каждая из групп источников имеет свою специфику и способствует всестороннему анализу проблемы. При этом только комплексное использование источниковой базы ведет к объективному познанию. В противном случае неизбежны не только фактологические упущения, но и необоснованность теоретических положений.

Источниковая база диссертационного исследования складывается из следующих групп документов и материалов.

Первая группа источников включает опубликованные документы и материалы правящей партии и советского государства. Для понимания курса партии в исследуемые годы изучались речи и статьи В.И. Ленина, Н.С. Хрущева и других руководящих партийных и государственных деятелей. Более полно и объективно представить политику КПСС позволяют стенографические отчеты и материалы XIX, XX, XXI и XXII съездов КПСС1, материалы Пленумов ЦК КПСС за 1953-1964 гг.2, в том числе решения XX съезда КПСС и июльского Пленума ЦК КПСС (1953 г.), а также июньский (1957 г.) и октябрьский (1964 г.) Пленумы ЦК КПСС. В них отражена официальная позиция партийного руководства по вопросам развития социалистического общества. В эту же группу источников отнесены материалы съездов всесоюзных и всероссийских творческих союзов в период 1954-1964 гг.3 Они показывают процессы, происходившие внутри этих организаций, изменение характера их работы в свете решений о демократизации политической системы. Анализ стенограмм трех съездов писателей и трех съездов художников позволил уяснить положение творческих союзов в политической и культурной системе СССР, а также их роль в формировании единого советского социокультурного пространства.

Вместе взятые советские и партийные документы помогают проследить, как формировалась политика партии и государства в 1953 - 1964 гг., каковы основные этапы этой политики, как трансформировались тактические установки в борьбе по искоренению последствий культа личности, каковы были результаты.

Важнейшую часть комплекса источников составили архивные материалы, часть которых вводится в научный оборот впервые. В сферу исследования включены, прежде всего, документы, содержащие новую информацию. Следует подчеркнуть, что ценность архивных материалов разного рода различна, и зависит от того,

доминируют ли в них официальные установки или общественные или частные, субъективные настроения.

При работе над диссертационным исследованием проводилась работа в следующих архивах: Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ), Центре документации новейшей истории Томской области (ЦДНИТО). Изучены архивные фонды, в которых имеются ценные сведения по исследуемой теме. Архивные источники дали представление о формах, направлениях и методах работы партийных и государственных органов власти на местах.

В Российском государственном архиве литературы и искусства (РГАЛИ). анализировались материалы, отражающие деятельность Союза писателей, Союза художников и Союза кинематографистов и их региональных отделений, документы редакций литературно-художественных и общественно-политических печатных журналов «Новый мир» и «Октябрь», газет «Литературная газета» и «Литература и жизнь». Необходимо отметить, что дел, непосредственно или косвенно связанных с Западной Сибирью, не так много. Полученная информация из архивных фондов позволила в определенной мере воссоздать систему духовных и политических ориентации современников «оттепели».

Наибольший интерес для автора диссертационного исследования представляла сохранившаяся в архивах часть читательской почты газет и журналов. Это оригиналы писем, а также ответы на них работников редакций. В письмах читателей содержится информация о реакции населения на важнейшие события общественно-политической и культурной жизни страны и Западной Сибири. Использование этого источника помогает воссоздать систему складывания общественного мнения, проследить процесс формирования политической активности населения.

Тематика диссертационного исследования определила большое значение мемуарных источников для всестороннего освещения проблемы. В последние годы были опубликованы воспоминания партийных функционеров того периода, мемуары известных представителей научной и художественной интеллигенции1. Эти источники важны для понимания общей ситуации, курса партийного руководства, общественно-политических настроений в обществе. В понимании специфики развития событий и общественных настроений в Западной Сибири помогли воспоминания Д.М. Зольникова и Ю.В. Куперта . Полнота, степень достоверности сообщаемых в них сведений находятся в тесной зависимости от личности их авторов и времени написания. Некоторые мемуары писались только по памяти, без привлечения дополнительных документов и требуют осторожного к ним отношения. Воспоминания несут отпечаток субъективности в оценке и трактовке событий 1950 -1960-х гг., но они богаты фактическим материалом по сюжетам, слабо представленным в других источниках, и отражают мышление «оттепели». С другой стороны, их субъективная составляющая позволяет реконструировать тот эмоциональный фон, на котором развертывались хрущевские реформы.

Особую группу источников составили произведения литературы и искусства, созданные в изучаемое время и ставшие своеобразной визитной карточкой эпохи, поскольку в них решались не только чисто художественные, но и идеологические задачи. Отбор книг осуществлялся автором на основании принципа их наибольшего общественного резонанса. Художественные произведения - «Оттепель» И. Эренбурга, «Не хлебом единым» В. Дудинцева, «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына - эти книги находятся в ряду общественно-политических и культурных явлений рассматриваемого в диссертации периода. Большой интерес с точки зрения поставленной цели представляют художественные произведения сибирских авторов (В. Шукшин, С. Залыгин, А. Волошин, Г. Марков и др.) Актуальным явилось и изучение художественной критики, публиковавшейся в периодических изданиях, анализ которой позволил судить о том, насколько общественное мнение и вкусы читательской аудитории оказались «внушаемы» и в каком направлении проводилась идеологическая работа в сфере искусства.

Особую категорию источников составляют литературные произведения, распространявшиеся в конце 1950 - начале 1960-х гг. методом «самиздата»: романы Б.

Пастернака, Е. Гинзбург, Б. Гроссмана, Ю. Домбровского, стихи и поэмы А. Ахматовой, А. Галича, В. Высоцкого, И. Бродского. В них идеи необходимости социального обновления, недопустимости половинчатых мер в преодолении наследия прошлого звучат особенно ярко по сравнению с легально существовавшими произведениями.

В качестве основного источника для исследования избранной темы явились материалы центральных и западно-сибирских периодических изданий за 1953 - 1964 гг. Автором было осуществлено сплошное изучение комплектов газет за 1953-1964 гг. - четырех центральных, двух краевых и восьми областных газет, четырех центральных журналов, а также выборочное знакомство с городскими и районными газетами1. Газеты и журналы отличались насыщенностью информацией, которая отражала оперативную оценку происходивших событий, стратегические и тактические установки партийно-государственного руководства страной. Необходимо отметить, что периодическая печать носила выраженный классовый характер, что неизбежно приводило к унификации информационных источников, как в содержательном, так и стилистическом отношении.

Тем не менее, анализ материалов печати позволяет достаточно полно понять логику мышления в 1953 - 1964 гг. На основании публикаций можно также проследить изменения в региональной политике и достаточно обоснованно судить об изменении отношения региональной власти к вышестоящим структурам и подведомственным звеньям. Недочеты в проводимой политике контрастно высвечиваются в письмах граждан, направляемых в редакции и публиковавшихся в газетах и журналах. На основании таких писем, вопросов, жалоб возможно выявление перелома в общественном сознании, а именно - черт, свидетельствующих об общественной позиции, альтернативной официальной. Внимательное отношение и оперативность реагирования на читательские обращения было новаторским качеством периодики «хрущевского десятилетия», которое, к сожалению, в настоящее время утрачено.

Сложность в работе с центральной и местной печатью заключалась в том, что материал очень трудно поддается какой-либо систематизации. Систематизация производилась во-первых, при опоре на способ рубрикации материала в самих печатных изданиях, и, во-вторых, исходя из тематики публикаций по проблемам развития общества. Исследуя печать, используя публикуемую в ней информацию, автор учитывала субъективность журналистов в толковании явлений.

Большое значение при изучении периодической печати было уделено сравнительному анализу центральной и региональной прессы. Общее и особенное в подходе к информации в центральных и региональных изданиях свидетельствовало не только об их функциональном соотношении, но и позволило в значительной степени выявить специфику общественно-политической и культурной жизни в Западной Сибири, исходя из того, какие темы в печати Западной Сибири инспирированы центральной прессой, а какие - являлись «местной особенностью».

Автором диссертационного исследования использовались и справочно-статистические материалы: статистические сборники и справочники, относящиеся как к отдельным областям региона, так и характеризующие положение страны в целом1.

Среди источников следует также назвать справочные издания и словари по различным видам искусств, а также хронику «Культурная жизнь в СССР. 1951 -1965» , которая является своеобразным календарем ежедневных событий культурной жизни страны.

В целом, источниковая база исследования достаточно представительна для полноценного анализа политико-культурных процессов. На основании всех групп источников представляется возможным создание целостной картины общественно-политической и культурной жизни Западной Сибири в исследуемый период, их оценка в соответствии с методологическими установками.

Освещение периодическими изданиями общественно-политической ситуации 1953 - 1956 гг.

В течение трех лет - с 1953 по 1956 гг. - население Западной Сибири, как и все многомиллионное население Советского Союза испытало два психологических потрясения: смерть И.В. Сталина - человека, олицетворявшего собой социализм, партию, Родину, и низвержение его с пьедестала. Для одних это стало началом избавления от ложных идеалов и мифических целей, для других - долгожданным возмездием, третьи не в состоянии были принять правду, которая ломала их привычные представления. Общественная реакция на смерть Сталина, как это известно по многочисленным воспоминаниям, была неоднозначной: от искреннего глубокого горя до тайного ликования. 1953-й год прочно отпечатался в исторической памяти народа наряду с 1917, 1941, 1945-м и стал важной вехой в истории страны.

Сообщение о смерти И.В. Сталина было опубликовано в газете «Правда» 6 марта 1953 г. В день похорон 9 марта в 12 часов по московскому времени на 5 минут остановились фабрики и заводы, прекратилось движение автомобильного и железнодорожного транспорта, прервалась работа в учреждениях и научных заведениях1. По всей стране начались траурные митинги, на которые люди пришли без всякого напоминания. Явка была небывалая. Приходили не только работавшие, но и их семьи, женщины, старики и дети. Люди плакали. В многочисленных выступлениях выражалась глубокая скорбь и всенародная печаль. На митингах произносились клятвы непреклонно идти вперед по сталинскому пути, участники их выражали свою «преданность Коммунистической партии», твердую уверенность в том, что «имя Сталина бессмертно», что «знамя его борьбы за счастье народа будет символом построения коммунистического общества», «символом борьбы всего прогрессивного человечества за мир, демократию, социализм» . Подобных клятв в эти траурные дни прозвучало много, и люди были уверены, что сдержат их, так как говорили искренне. На митингах высказывались предложения по увековечению памяти И.В. Сталина. Подобная реакция широких масс населения, как и руководящих партийных и советских работников, в первые месяцы после смерти вождя не могла быть иной.

По словам Е.Ю. Зубковой «не надежды на перемены к лучшему, а опасения «как бы не стало хуже» формировали главную психологическую установку тех дней»1. Тоталитарный режим опирался не только на репрессивный аппарат, но и имел социальную базу и глубокие корни в общественном сознании. Ни один из политических лидеров России в XX веке не обладал такой властью над страной, над умами и сердцами ее граждан, как Сталин. Несомненно, что для миллионов людей имя Сталина символизировало строительство самого справедливого общественного строя, победу в Великой Отечественной войне, могущество Советской державы.

Смерть Сталина оказалась настолько ошеломляющей, что люди не хотели верить в саму возможность случившегося. Смерть вождя переживалась как смерть самого близкого, самого дорогого на свете человека. Люди рыдали, и это были слезы искреннего неподдельного горя. Настроение траурных дней передал Ю.А. Поляков, очевидец тех дней. Опрос современников происходивших событий показал, что 62,7% из них восприняли смерть Сталина как личное горе, как трагедию .

Почти до конца марта 1953 года на страницах газет публиковались обязательства по выполнению и перевыполнению производственных заданий, производства продукции высокого качества, «чтобы наш стахановский труд был вечной памятью дорогому И.В. Сталину»3. В научной библиотеке Томского государственного университета была открыта выставка, посвященная «памяти великого отца и учителя советского народа и трудящихся всего мира, корифея наука И.В. Сталина», которую посещали студенты и преподаватели вузов, рабочие и служащие предприятий и учреждений Томска .

Однако не все население Западной Сибири восприняло смерть Сталина как личную трагедию. Так, уже 12 марта 1953 г. Томский обком партии направил информацию в ЦК КПСС об активизации враждебных антисоветских проявлений, главным образом среди ссыльного контингента, националистов. Управление МГБ по Томской области тщательно собирало мнения «антисоветских элементов». К таким были причислены все, кто высказывал критику в адрес Сталина или руководства страны. «Много он погубил безвинных, честных людей, спрятав их в тюрьмы и сослав в глухие места», «он боялся, чтобы народ не стал зажиточным, а как колхозники ходят без штанов, он этого не видел», «интересно, что обращение ЦК и правительства начинается с того, что не надо паники. Раз вы говорите, что у нас такой прочный строй в стране, то о какой панике может идти речь?»

Смерть Сталина внесла сумятицу в сознание людей. Привычка поступать согласно указаниям сверху не находила своего подкрепления. Последовавшие за этим события вызвали замешательство в народе. Не все было понятно в проводимой политике нового руководства. Проведенный анализ публикаций периодической печати Западной Сибири свидетельствует, что вплоть до декабря 1953 г. И.В. Сталин упоминался как верный ученик и соратник В.И. Ленина, как человек, который выдвинул и развил новые положения марксистско-ленинской революционной теории, а затем имя «вождя» постепенно стало исчезать со страниц газет и журналов без каких-либо объяснений.

Принцип коллективного руководства и отказ от «политики культа личности», заявленный Г.М. Маленковым еще 10 марта 1953 г. на заседании Президиума ЦК, были скорее вынужденным компромиссом, а не идеологической установкой. Достигнутое тогда временное равновесие сил не обрело устойчивости и не стало привычным для народа, почему и воспринималось как вынужденное явление. На заседании Президиума ЦК КПСС 10 марта 1953 г. секретарю ЦК П.Н. Поспелову было дано поручение обеспечить необходимый контроль за прессой, а Н.С. Хрущеву - за материалами, посвященными памяти И. В. Сталина .

Освобождение общественного сознания от сталинского наследия и его отражение в читательской почте газет и журналов

Центральными событиями в жизни советского общества второй половины 1950 - начала 1960-х гг. стали XX съезд партии, состоявшийся в 1956 г., и особенно доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» на закрытом заседании съезда. Съезд партии явился поворотным событием. Он заложил основы нового общественного самосознания, неизбежно привел к осмыслению сути пройденного страной этапа и извлечению из него уроков для оценки не только прошлой истории, но и настоящего.

Экономические и социально-политические меры, предпринятые руководстйом страны, создали условия для либерализации и гуманизации общественных отношений, быстрого духовного роста народа, активизации его интеллектуальных, творческих сил. Если раньше существовал страх высказать истинные убеждения, боязнь оговориться или быть оговоренным, то с середины 1950-х гг. наступило новое время. В идеологической работе стал совершаться постепенный поворот от ранее действовавших в коммунистическом воспитании принципов принуждения к добровольности и убеждению. Идейный потенциал XX съезда партии был весьма значительным и относительно долговременным. Однако следует подчеркнуть, что решения съезда и постановление ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» не пошли дальше разоблачения культа личности Сталина, не затронули сложившейся государственной системы.

Содержание материалов XX съезда партии о культе личности стало достоянием сначала партийной, а затем и более широкой общественности, когда доклад Н.С. Хрущева «О культе личности» был прочитан на общих собраниях трудящихся. Этим объясняется то обстоятельство, что в первых публикациях в периодической печати, посвященных XX съезду, не было ни намека на глобальные перемены. Как и в период 1953 - 1955 гг., критика существующего положения велась с точки зрения следования ленинским принципам. Так, в альманахе «Томск», отличавшемся консерватизмом, лишь упоминалось о докладе Н.С. Хрущева: «Съезд заслушал и обсудил отчетный доклад Центрального Комитета Коммунистической партии Советского союза, с которым выступил Первый секретарь ЦК КПСС товарищ Н.С. Хрущев...»1 Однако доклад Н.С. Хрущева «О культе личности и его последствиях» вызвал большой общественный резонанс, который нашел отражение на страницах газет Западной Сибири. Стихийные дискуссии развернулись в партийных организациях, на предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, охватили все общество. Разоблачение культа Сталина привело к тому, что на страницах газет и журналов стали появляться первые критические статьи о нем, а также отзывы на них читателей. Это свидетельствовало о том, что народ просыпался от «спячки» и начинал критически мыслить. Вскоре стало очевидно: далеко не всегда и не везде вопрос о культе личности ограничивался «единодушным одобрением» положений и решений съезда. Во многих случаях развенчание культа Сталина шло значительно дальше и глубже, нежели в докладе Н.С. Хрущева, вскрывались такие его последствия, которые не затрагивались, были обойдены на съезде. Они касались анализа, переосмысления многих проблем жизни советского общества, его политического устройства и экономической системы, идеологических основ, ответственности за его прошлое и настоящее, путей дальнейшего развития. Но если одобрение работы XX съезда широко освещалось, пропагандировалось в прессе, то «особые» («крамольные») мнения и суждения в печать не попадали, упрятывались в донесения под грифом «Совершенно секретно», являлись предметом «закрытой информации».

Освещение на страницах периодических изданий вопросов руководства культурой и взаимоотношений власти и интеллигенции

Культурная жизнь Западной Сибири периода «оттепели» испытывала воздействие двух противодействующих факторов: ускоряющего, воплощенного в идеях демократизации и гуманизации общественных отношений, и тормозящего -малоосознанного, но тяжелого сталинского наследия в общественных отношениях, мышлении и поведении людей. Это выразилось в том, что, предельно активизировав духовные процессы в обществе, ни XX съезд, ни последующие партийные решения никак не изменили статуса культуры, интегрированной (в сталинскую эпоху) в политическую систему в качестве важного идеологического звена. Партийно-государственное руководство рассматривало культуру не как союзника, а как послушного помощника в осуществлении монопольно вырабатываемого и контролируемого политического курса, оставляло за собой право полного идеологического контроля.

Часть общества, особенно студенческая молодежь, восприняла десталинизацию как начало широкой демократизации партии и общества в целом. «Нравственное напряжение» общества заставляло партийное руководство лавировать, искать наиболее действенные средства сдерживания лавинообразных процессов общественного раскрепощения. В этих целях использовались меры партийного, административного и морального воздействия, вырабатывались пропагандистские формулы, служившие критерием идеологической выдержанности публичных выступлений, научных трудов, произведений литературы и искусства. Идеологическая работа партии вскоре после XX съезда была сосредоточена на пропаганде, главным образом в прессе, успехов и достижений нового политического курса, перспектив коммунистического строительства. Этим же целям должны были, по мнению Н.С. Хрущева и его аппарата, служить общественные науки, литература и искусство1. Этим объясняется пристальное внимание, которое уделял Н.С. Хрущев настроению, царившему в среде научной и творческой интеллигенции.

На выработку политики в области культуры Н.С. Хрущева и его политического окружения влияла сложная политическая ситуация как внутри страны, так и за ее пределами. Н.С. Хрущев чувствовал, что начатая им борьба со сторонниками Сталина и его политического режима дестабилизирует общество и чревата ростом критических настроений. Примером этого служат такие события, как восстание 1956 г. в Венгрии и волнения в других социалистических странах, которые укрепили Н.С. Хрущева в решимости любыми средствами удержать духовную сферу общества в своих руках, поставить культуру на службу интересам преобразования и консолидации общества. Периодическая печать была одним из наиболее действенных средств, направленных на стабилизацию общественных настроений. Материалы периодической печати исследуемого периода красноречиво свидетельствуют о противоречии между избранным в сфере культурного строительства курсом и средствами его реализации, с одной стороны, и реальными духовными потребностями граждан, с другой.

Отношение власти к интеллигенции было двойственным. С одной стороны, она была необходима власти как интеллектуальная опора, с другой стороны, ее политическая индифферентность, нейтральность, а в худшем случае - и антисоветская активность, вызывали у власти тревогу и злобу. По страницам прессы Западной Сибири конца 1950 - начала 1960-х гг. можно отследить политику власти в отношении «прослойки» интеллигенции. В своей речи на июньском Пленуме ЦК КПСС 1959 г. Н.С. Хрущев достаточно четко определил «место» интеллигенции в культуре - она должна содействовать власти в ее политических играх. Руководитель партии коснулся вопроса о статусе учреждений науки, причем за риторическими фигурами его речи сквозит лукавство: «...Что же, товарищи, разве наука хуже может развиваться в Свердловске, Сталино или Днепропетровске, чем в Москве? Это неверно. Там, где жизнь, там и наука...

Похожие диссертации на Общественно-политическая и культурная жизнь Западной Сибири в 1953-1964 гг. и ее отражение в периодической печати