Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв. : на материалах Нижегородской и Казанской губерний Кардынова, Мария Михайловна

Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв. : на материалах Нижегородской и Казанской губерний
<
Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв. : на материалах Нижегородской и Казанской губерний Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв. : на материалах Нижегородской и Казанской губерний Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв. : на материалах Нижегородской и Казанской губерний Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв. : на материалах Нижегородской и Казанской губерний Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв. : на материалах Нижегородской и Казанской губерний
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кардынова, Мария Михайловна. Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв. : на материалах Нижегородской и Казанской губерний : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Кардынова Мария Михайловна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2010.- 219 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-7/156

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время в российском обществе повысился интерес к проблемам культуры. Изучение истории провинциального театра в этой связи занимает особо значимое место, так как он является уникальным социальным институтом, посредством которого осуществляется передача последующим поколениям людей материального и духовного наследия.

Бесспорно влияние театра на общественную жизнь. Театр в конкретной исторической обстановке играет существенную роль не только в развитии культуры, но и в общественно-политической жизни. Особенно данное положение касается эпохи второй половины Х1Х-начала XX в., когда повышается идейное и просветительское значение провинциальной сцены. Поэтому изучение провинциального театра второй половины Х1Х-начала XX века на современном этапе представляется актуальным, поскольку способствует формированию более полной картины историко-культурной жизни России. В частности, исследование данной темы позволяет уточнить такие аспекты в отечественной истории, как взаимодействие провинциальной и столичной культур; изменения провинциального общественного сознания и образа жизни, происходившие под воздействием театра; глубину и степень влияния общественно-политических процессов на театральное искусство.

Объектом исследования является провинциальный театр губерний Среднего Поволжья в период становления и развития капиталистических отношений в России.

Предмет исследования - место и роль театров Казани и Нижнего Новгорода в общественной жизни губерний второй половины ХГХ-начала XX вв.

Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 60-х гг. XIX века по 1917 год.

Выбор нижней хронологической границы исследования обусловлен тем, что после отмены крепостного права и последовавшей за этим серии крупных социально-экономических реформ 60-70-х годов XIX века происходит интенсивный рост рыночных отношений, который вызвал усиление темпов социального, экономического и культурного развития городов Среднего Поволжья. В социокультурной жизни страны, помимо столиц, возросла роль крупных торгово-промышленных городов, где формировались новые социальные группы, элементы гражданского общества, возросла роль органов местного самоуправления, изменились самооценка жителей и стиль жизни. Кардинально поменялось и театральное искусство, расширился контингент театральной публики. Новые зрители предъявляли свои требования к театру, которые зависели от их общественной позиции. В «отклике» сцены на эти запросы автор видит взаимосвязь провинциального театра с общественной жизнью.

Верхняя хронологическая граница обусловлена тем, что после февраля

1917 года в истории развития театра начинается революционная эпоха,
связанная с установлением новых общественно-политических и социально-
экономических отношений, идет реформирование театрального дела (в 1917 -

1918 годы осуществляется национализация и муниципализация
провинциальных театров, ликвидация антреприз), появляется репертуар,
направленный на пропаганду большевистского режима.

Территориальные рамки обусловлены принадлежностью городов Среднего Поволжья (в частности, Казани и Нижнего Новгорода) к одному региону, сходством их социально-экономического и культурного статуса. Это были крупные промышленные центры с развитой культурной жизнью: наличием многочисленных печатных изданий с отделом театральной критики, театров, библиотек, меценатов. Театральная жизнь в указанных губерниях представляла сложный социокультурный срез, представленный разными видами театров, что позволяет исследовать историю развития провинциальной культуры в этих городах во всей своей полноте.

Степень разработанности проблемы. Историографию данной проблемы можно разделить на три этапа, каждый из которых имеет свои характерные особенности.

Первый этап охватывает период со второй половины XIX века по 1917 год.

В XIX веке появляются первые работы по истории театров Поволжья. Они

немногочисленны и содержат конкретно-исторический материал по развитию
театральной культуры в некоторых провинциальных городах1.

В начале XX века выходят работы, охватывающие эволюцию театра за последние десятилетия. Причем практически во всех «прочитываются» отзвуки политической борьбы, что уточняло понимание общественной роли сцены. Общий характер, направления и внутренняя борьба в театроведении начала XX века отразились в своеобразной полемике, которая велась во второй половине 1900-х годов на страницах опубликованных в сборниках статей. Наиболее известными из них являются следующие: «Театр. Книга о новом театре», «Кризис театра»2. Эти сборники концентрировали разные направления общественной (либеральной, марксистской и т.д.) и театральной (символисты, сторонники реалистического театра) мысли, в них прослеживается связь с актуальными социальными проблемами того времени, дается оценка функций сцены, перспектива развития в будущем.

В рамках историко-театрального направления необходимо выделить исследования о народном театре, который в провинции конца XLX-начала XX века был доступен даже самым малообеспеченным слоям населения. Активным исследователем народного театра в начале XX века был общественный деятель

И. Щеглов. Наряду с анализом столичных народных театров он дает
характеристику ряду народных сцен некоторых губерний. Организация и

' ГацискиЯ А. С. Нижегородский театр (1798-1867 гг.) // Нижегородский летописец. - Н. Новгород: Нижегородская ярмарка, 2001. - С. 159-255; Самсонов Л. Н. Театральное дело в провинции. - Одесса: б.и., 1S75. - 350 с; Морозов А. П. Закулисные тайны. Очерки и сцены из жизни провинциальных актёров. - М.: б.и., 1880.-102 с.

2 Театр. Книга о новом театре. - СПб.: б.и., 1908. - 289 с; Кризис театра. - СПб.: Проблемы искусства, 1909. -185 с.

значение театров, создаваемых кооперациями в провинции, рассмотрены в книге Л. Арманд и А. Евдокимова3.

Таким образом, несмотря на целый ряд работ по истории провинциальных сцен, появившихся в указанный период, все они рассматривали лишь отдельные аспекты театральной жизни: репертуар, социальный состав публики, проблемы сценического искусства и т.д.

Новый этап в изучении истории провинциального театра и театров Поволжья начинается в 1918 году и заканчивается в начале 90-х гг. XX века.

В 20-30-е гг. XX века тема «театр и общество» изучалась в рамках историко-культурной школы, когда явления искусства рассматривались в контексте гражданской истории, истории культуры и т.д.4 Однако, стремясь подойти к истории с материалистических позиций, советские исследователи нередко впадали в крайность, преувеличивая роль экономических факторов. Такова, например, работа Э. Бескина «История русского театра»5, где тема театра обуславливается непосредственно наличием хозяйственно-экономических проблем.

В 50-е гг. XX века появляются исследования, в которых особое внимание уделяется теме «театр и революция». Однако в них также преобладала односторонность. В этих трудах, как правило, рассматривалось влияние сцены на низшие слои населения в дни революции, подчеркивалась огромная роль пьес М. Горького6. При этом игнорировалось влияние театра на другие классы общества и сословия, принижалось или совсем отрицалось общественное звучание пьес других авторов.

Ярким событием конца 1960-х - начала 1970-х годов является работа И.Ф. Петровской. В монографии «Источниковедение истории

3 Щеглов И. Народ и театр - СПб.: П. П. Сойкин, 1911. - 424 с; Арманд Л., Евдокимов А. Народный театр и
кооперация. - М.: Труд, 1916. - 36 с.

4 Всеволодский-Гернгросс В. Н. История русского театра. - Л-М.: Теакинопечать,1929. - 508 с;
Бартошевич H. Н. Синельников Н. Н. и русская провинциальная сцена // Синельников H. H. 60 лет на сцене
(1874-1934). Записки. - Харьков: Харьковский государственный театр русской драмы, 1935. - С.3-32; Брянский
А. М. К историографии русского провинциального театра // О театре / под. ред. С. С, Данилова. Л.: Искусство,
1940.-С.З-10

5 Бескин Э. История русского театра. - М-Л: Нижполиграф, 1928. - 701 с.

6 Первая русская революция и театр / Отв. ред. А. Я. Альтшуллер. - М.: Искусство, 1956. - 351 с;
Данилов С. С. Горький на сцене,- Л-М.: Искусство, 1958.-350 с.

дореволюционного драматического театра» автор даёт классификацию источников по истории русского драматического театра. В другой работе И.Ф. Петровской наметился новый фундаментальный подход к пониманию культурной жизни России конца Х1Х-начала XX века7. Провинциальный театр рассматривается не изолированно, а комплексно в контексте социально-нравственных поисков эпохи, теснейшей связи с историей театральной критики и психологией зрительских масс.

«Очерки истории русской театральной критики» (XIX и конца Х1Х-начала XX века) составлены на основе тщательного анализа периодической печати России8. В этой работе представлена динамика постижения театрального искусства, в том числе и провинциального, дается картина развития самого театра, отражённая в критических отзывах деятелей русской культуры. Довольно подробная характеристика провинциального театра, в том числе и поволжского, дана в многотомной «Истории русского драматического театра»9.

В 80-е годы XX века получил развитие такой аспект, как театр и драматургия. Появляются сборники статей, где сцена рассматривается на фоне общественных катаклизм, революционной борьбы, в которую «втягивались интеллигенция и низшие слои населения»10.

Большое значение для решения проблемы, поставленной в диссертации, имеет статья А.Я. Альтшуллера «Русский театр и общественное движение». Автор статьи подчеркивает, что связь театра с общественной сферой жизни народа существует как непрерываемая линия, непрекращающаяся на тех этапах истории, которые не отмечены крупными политическими событиями. В связи с этим выделяется «общественный потенциал русского театра». В это определение автор включает три аспекта: биографический, организационно-

'Петровская И. Ф. Источниковедение истории русского дореволюционного драматического театра. - Л.: Искусство, 1971. - 199 е.; Петровская И. Ф. Театр и зритель провинциальной России. Вторая половина XIX. -Л.: Искусство, 1977.-247 с.

' Очерки по истории русской театральной критики. Вторая половина XIX века / под ред. А. Я. Альтшуллера. -Л.: Искусство, 1976. - 343 с.; Очерки истории русской театральной критики конца XIX-XX веков / под ред. А. Я. Альтшуллера. - Л.: Искусство, 1979. - 327 с.

9 История русского драматического театра. В 7-й томах / Е. Г. Холодов, Ю. А. Дмитриев, Т. К. Шах-Азизова,
Т. M. Родина, О. M. Фельдман. - М.: Искусство, 1982.

10 Русский театр и драматургия конца XIX века,- Л.: ЛГИГМиК, 1983. - 145 с; Русский театр и драматургия
эпохи революции 1905-1907 годов/А. А. Нинов.-Л.: ЛГИТМиК, 1987.- 159 с.

административный и художественный, которые не существуют в чистом виде, а перекрещиваются, смыкаются, переходят один в другой1'.

В рамках данного этапа необходимо выделить работы по истории культуры, где театр рассматривался не изолированно, а в тесной связи с другими элементами культуры (библиотеками, школами, различными обществами), показывалась его специфика и место в жизни города. Среди этих исследований следует отметить коллективные монографии «Русская . художественная культура Х1Х-начала XX веков», «История европейского искусствознания»'2.

Краеведческие исследования советского периода можно условно разделить на две основные группы: работы, посвященные истории театров городов Среднего Поволжья, и исследования по истории социально-экономического и культурного развития Нижегородской и Казанской губерний.

К наиболее значимым исследованиям по истории театров Нижнего Новгорода и Казани можно отнести работы И.Л. Крути и Б.Н. Белякова13. В них много фактических данных, ценных наблюдений. Они явились несомненным . вкладом в изучение русского провинциального театра.

Кроме работ по истории театра, в это время публикуется большое количество краеведческих исследований по истории Нижнего Новгорода и Казани14, в которых на основе архивных материалов рассматривается социально-экономическое состояние губерний в разные периоды, приводятся статистические данные о наличии школ, гимназий, библиотек, музеев, театров.

Таким образом, в историографии советского периода был собран достаточно большой материал по истории провинциального театра. Однако связь сцены с общественной жизнью рассматривалась слишком односторонне.

" Альтшуллер А. Я. Русский театр и общественное движение // Русский театр и общественное движение (конец XVIII- начала XX веков) / Отв. ред. Н. В. Королева. - М.: ЛГИТМиК, 19S4. - 12-19 с.

12 История европейского искусствознания. Вторая половина XIX- начала XX веков / Отв. ред. Б. Р. Виппер, Т.
H. Ливанова. - М.: Наука, 1969 - 292 с; Русская художественная культура конца ХГХ-начала XX вв. / Отв.ред.
А. Д. Алексеев.-М.: Наука, 1968. - 442 с.

13 Крути И. Л. Русский театр в Казани. - М.: Искусство, 1958. - 395 с; Беляков Б. Н. Летопись Нижегородского
-Горьковского театра.- Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1967. - 352 с.

"Архангельский С. И. Очерки по истории промышленного пролетариата Нижнего Новгорода и Нижегородской области XV1I-X1X вв.- Горький: Горьковское областное издательство, 1950 - 320 с; Калинин Н. Ф. Казань. Исторический очерк. - Казань: Таткнигиздат, 1955-415 с.

Исследователями подчеркивалось лишь положительное влияние на театр революционных пьес и большевистских идей. При этом отрицался общественный резонанс других постановок и политических течений.

Третий этап в изучении провинциального театра начинается с начала 90-х гг. XX в. В это время защищают диссертации В.Л. Загайнова и Е.В. Мельникова, в которых авторами впервые исследуются такие проблемы, как развитие провинциального театрального искусства на фоне важнейших социально-экономических и общественно-политических процессов,

. взаимоотношение театра и местных органов власти15. Продолжается изучение народного театра английским историком Э. Свифтом16, который рассматривает проблемы театра в аспекте культуры и быта рабочего класса.

В это же время публикуются исследовательские работы, отличающиеся принципиально новым подходом к изучению истории театра. Среди них следует выделить фундаментальное исследование «Очерки русской культуры XIX века», где выдвигается новый системно-функциональный подход к изучению явлений культуры, что позволяет рассматривать сферу культурной и театральной жизни как общественный процесс. Вводя термин «культурный

. потенциал», авторы дают характеристику таких социокультурных институтов, как театр, книгоиздательство, периодика, книжная торговля, библиотеки, музеи'7.

Проблемам культурной жизни провинции посвящено довольно большое число научных конференций последнего десятилетия18. В частности, в работе научных собраний затрагивались разные элементы культурных процессов в

15 Загайнова В. Л. Профессиональный и любительский театр Урала в 1861-1904 гг.: Дис...канд.истор.наук.-
Екатеринбург, 1997. - 240 с. ; Мельникова Е. В. Театр и город сибирской провинции (вторая половина XIX-
начала XX вв.).: Дис.. канд.истор.наук. - Омск, 2000. - 249 с.

16 Свифт Э. Рабочий театр и пролетарская культура в предреволюционной России 1905-1907 годов//Рабочие и
интеллигенция России в эпоху реформ и революций 1861-февраль 1917 года/Отв. ред. А. Н. Потолов - СПб.:
БЛИЦ, 1997.-102-135 с.

" Очерки русской культуры XIX века. Общественно-культурная среда. T.1 /Отв. ред. Л. В. Кошман. - М.: Московский университет, 1998.-382 с.

'* Русская провинциальная культура XVIH-XX веков. - М.: РИК, 1993 - 136 с; Российская провинция и её роль в истории государства, общества и развития культуры народа. - Кострома: КГПУ им. Н. А. Некрасова. 1994. -227 с; XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде. - Н. Новгород: ННГУ, 1996. - 151 с; Провинциальный город: культурные традиции, история и современность. / Отв.ред. А. А. Сундиева. - М.: Эйдос, 2000. - 165 с.

городской среде: специфика деятельности центров культурной жизни (типографий, театров, образования, здравоохранения); исследовалась роль интеллигенции в развитии культурных процессов в провинции: актуализировались роль личности в провинциальном городе, деятельность различных профессиональных, мировоззренческих объединений и групп, художественной, научно-технической и пр. интеллигенции.

В это же время публикуются краеведческие работы, способствующие пониманию специфики социокультурной среды в отдельной губернии19.

Таким образом, анализ научной литературы, посвященной провинциальному театру второй половины ХГХ-начала XX века, позволяет сделать следующий вывод: историки, искусствоведы, краеведы внесли значительный вклад в изучение данной темы, накопив большой фактологический материал по истории провинциального театра. Однако до сих пор отсутствуют работы, где был бы во всей полноте раскрыт вопрос о роли и месте провинциальных театров в общественной жизни, представлена система управления театрами Поволжья.

Исходя из степени изученности проблемы и учитывая её актуальность, формулируется цель настоящего исследования: определить место и роль театров Среднего Поволжья в общественной жизни России второй половины Х1Х-начала XX века.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. выявить общие и особенные черты социокультурной жизни Казанской и Нижегородской губерний в указанный период;

  2. раскрыть место и роль театра в общественной жизни Казани и Нижнего Новгорода, выявить механизмы его влияния на формирование общественного сознания, их зависимость от исторических событий второй половины XIX -начала XX века;

' " Нижегородский край: факты, события, люди. / Под. ред. Н. В. Филатова, А. В.Седова. - Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997. - 375 с; Общественно-политические процессы, партии и движения в Нижегородской губернии в конце XIX- начала XX веков. В 2 т. / Под общей ред. Г. В. Набатова -Н.Новгород: ННГУ, 2001; Черняк Э. В., Мадияров А. Б. Городское самоуправление в Казани. - Казань: КГУ, 2003.-105 с.

3) дать характеристику правовому и материальному положению
провинциального театра;

4) показать влияние общественно-политических событий на изменения
системы организации театрального дела в Казанской и Нижегородской
губерниях;

5) выявить этапы становления и развития народных театров как
культурного явления в общественной жизни губерний;

6) показать влияние важнейших социально-экономических и политических
событий второй половины Х1Х-начала XX века на функции казанских и
нижегородских театров;

7) раскрыть механизмы выражения общественного мнения через театр.
Методологическая основа. В основе исследования лежат принципы

историзма, научной объективности и системности, комплексного изучения источников и метод сравнительно-исторического анализа.

Принцип историзма позволяет рассматривать исследуемые процессы театральной жизни в развитии, в соответствии с исторической обстановкой, выявлять причинно-следственные связи и закономерности.

Принцип объективности предполагает анализ всей совокупности фактов в их взаимосвязи с учётом противоречий и особенностей эпохи. Данный принцип позволяет сделать исследование предельно достоверным, привлечь к анализу разные источники, всесторонне изучить поставленную проблему.

Условия организации и деятельности театров в Казани и Нижнем Новгороде позволяют использовать в процессе написания работы метод сравнительно-исторического анализа. Это даёт возможность детально изучить все собранные сведения, характеризующие социальные функции поволжских театров.

Принцип комплексного изучения источников дает возможность не рассматривать отдельный источник как нечто самодостаточное. Заключенные в нем сведения сопоставлялись с информацией, полученной из других

источников. Большое количество совпадений данных в разных видах источников свидетельствовало о значительной вероятности их достоверности.

В исследовании использовались общенаучные методы исследования: . индукция и дедукция, анализ и синтез.

Источниковая база исследования. Диссертационное исследование базируется на широком комплексе неопубликованных и опубликованных источников.

Неопубликованные источники включают в себя материалы 15 фондов Российского Государственного Исторического Архива (РГИА), Государственного театрального музея имени А.А.Бахрушина, Центрального архива Нижегородской области (ЦАНО) и Национального архива республики Татарстан (НАРТ).

В документах центральных органов власти (РГИА, ф.776 - «Главное управление по делам печати») большой интерес представляют циркуляры и переписка с местной администрацией о запрете пьес, что даёт возможность оценить репертуарную политику правительства в отношении поволжских театров. В этом же фонде содержатся донесения из поволжских губерний, которые описывают антиправительственные демонстрации во время спектаклей, характеризующие повышение роли театра в общественной жизни, выполнение им социальных функций. Документы, содержащиеся в данном фонде, позволяют достаточно глубоко проанализировать тенденции государственной политики в области театра.

В Рукописном отделе Государственного театрального музея имени А.А. Бахрушина были исследованы документы фонда Театрального агентства Е.Н. Рассохиной (№415). В документах этого фонда сосредоточены сведения о поволжских труппах, контракты актёров с антрепренерами, что даёт возможность представить материальное положение поволжских театров и актёров.

В документах местных органов власти, представленных в фондах (№ 2, 5, 30,179,334, 339, 342, 916, 918) Центрального архива Нижегородской области и

Национального архива республики Татарстан (№ 1, 98) хранится значительное количество сведений о деятельности театров. Эти материалы дают возможность установить взаимовлияние сцены и зрителя. В фондах канцелярий губернаторов, городских управ содержатся ценные сведения о количестве театров, состоянии здания, взаимоотношениях антрепренера и труппы с местной властью, об отношении к театрам публики, что позволяет осветить место сцены в культурной жизни города. Отчёты, протоколы театральных комитетов дают возможность более полно представить работу данных комиссий, различные аспекты их деятельности.

Опубликованные источники можно классифицировать следующим образом: материалы периодической печати, статистические материалы, театральные правила и договоры, мемуары, эпистолярные материалы.

Материалы периодической печати являются самым обширным источником. Всю использованную в исследовании периодику можно разделить на две группы: общероссийская печать и местная пресса.

Из общероссийской театральной прессы были использованы журналы: «Театр и искусство» (1900-1917 гг.), «Театрал» (1895-1898 гг.), «Артист» (1889-1895гг.), «Дневник Артиста» (1892-1893 гг.), «Театральный мирок» (1892 г.), «Ежегодник императорских театров» (1892-1914 гг.), «Рампа» (1909 г.), «Рампа и жизнь» (1913-1916 гг.), «Студия» (1911, 1912 гг.), «Маски» (1912, 1913 гг.). Во всех перечисленных журналах велась рубрика, освещающая жизнь провинциального театра. В публикациях также содержалась хроника, критические статьи, публицистика, которые достаточно полно освещали взгляды различных социальных групп в области театра.

Значительный интерес для данной темы представляют периодические издания общественно-политического характера, называвшиеся обычно «политическими», «литературными», «историческими». Это, прежде всего, «Исторический вестник»(1880-1917 гг.), «Русский Вестник» (1863, 1872, 1887 -1901, 1905 гг.), «Русская мысль» (1880, 1883, 1884, 1893, 1898, 1903,1905, 1906 гг.), «Русское обозрение» (1890-1897 гг.), «Северный вестник» (1885-1898гг.),

«Вестник Европы» (1866-1916 гг.). Данные периодические издания были различными по своей идейной направленности: «Вестник Европы», «Русская мысль» - либеральные органы печати, «Русский Вестник» и «Русское обозрение» - консервативные органы печати. И хотя в журналах статьи, касающиеся театра, появлялись нерегулярно, однако эти публикации дают возможность представить достаточно широкую палитру взглядов в понимании роли и значения театра разными общественно-политическими группами.

Историческую ценность представляют материалы местной периодической печати («Нижегородский листок», «Волгарь», «Нижегородские губернские ведомости», «Камско-Волжская газета», «Волжский вестник», «Казанские губернские ведомости»), где велась рубрика «Театр и музыка». Содержащиеся в них театральные рецензии не только оценивали спектакль и игру актёров, но и обсуждали общественные задачи сценического искусства.

Среди опубликованных документальных источников большой интерес представляют стенографические отчёты Первого всероссийского съезда сценических деятелей и съезда деятелей народного театра в Москве, которые были посвящены различным проблемам провинциального театра: народной сцене, жанрам и формам организации театрального дела, функциям театра в провинции20. Эти материалы (в сочетании с мемуарами) дают достаточно полную картину того, как формировалось восприятие общественной жизни в сознании сценических деятелей.

Из справочно-статистических изданий следует отметить «Справочную книжку по театральным делам», составленную П.М. Пчельниковым, и альманах «Вся театрально-музыкальная Россия», где собраны сведения о всех провинциальных театрах21.

Труды Первого всероссийского съезда сценических деятелей, 9-23 марта 1897 года в Москве. Ч 1-2, СПб.: РТО, 1898. - 276 с; Труды Всероссийского съезда деятелей народного театра в Москве, 27 декабря 1915 -5 января 1916 года. - Петроград: б.и., 1919. -463 с.

21 Пчельников П. М. Справочная книжка по театральным делам. - M.: РТО, 1890 - 57 с; Вся театрально -музыкальная Россия. - П.: б.и., 1914.- 178 с.

Театральные правила и договоры, опубликованные в специальных брошюрах, представляют собой отдельную группу источников . Они позволяют получить сведения о правовом и материальном положении актеров на провинциальной сцене.

В изучении своеобразия провинциального театра большое значение имеют источники личного происхождения: мемуары, частная переписка.

Все использованные мемуары можно разделить на две группы: воспоминания деятелей провинциальной сцены (актёров, антрепренеров, режиссёров и др.) и воспоминания деятелей столичного театра, но в первую очередь, тех из них, кто гастролировал или начинал свой творческий путь в провинции.

К первой группе относятся воспоминания Н.И. Соболыцикова-Самарина, М.И. Велизарий, П.М. Медведева, АЛ. Гламы-Мещерской23 и др. Эти воспоминания позволяют выяснить, что лежало в основе взаимоотношений театров с разными социальными слоями и городскими властями, а также представить развитие театрального дела в провинции. Кроме того, в мемуарах приводятся такие факты, которые затруднительно найти в других источниках.

Ко второй группе относятся воспоминания М.Г. Савиной, П.А. Стрепетовой, В.Н. Давыдова, А.А. Нильского24 и др. Эти воспоминания дают возможность проследить взаимосвязь столичных и провинциальных театров, а также некоторые особенности в развитии театральной жизни.

В целом представленный комплекс источников позволил провести детальный анализ места и роли театров Среднего Поволжья в общественной жизни второй половины Х1Х-начала XX века.

22 Договор об аренде Нижегородского городского театра сроком на три года (Д. И. Басмановым) - Н. Новгород.
1905. - 5 с; Бибин В. И. Как должно вести театральное дело на артельных началах. - 2-е издание - Казань: б.и.,
1890.-28 с.

23 Соболыцихов-Самарин Н. И. Записки,- Горький: Горкьховское книжное изд., 1940. - 270 е.; Велизарий М. И.
Путь провинциальной актрисы. - Л-М.: Искусство, 1938. - 319 с; Медведев П. М. Воспоминания. - Л.:
Academla, 1929. - 359 с; Глама - Мещерская А. Я. Воспоминания. -Л.: ВТО-Искусство, 1937. - 374 с.

24 Савина М. Г. Горести и скитания. Записки. 1854 - 1877.- Л.: Academia, 1927. - 219 с; Стрепетова П. А. Жизнь
и творчество трагической актрисы. - Л-М.: Искусство, 1959. - 341 с; Давыдов В. Н. Рассказ о прошлом. -
М-Л.: Academia, 1931. - 475 с; Нильский А. А. Закулисная хроника! 856-1894.- СПб.: б.и., 1897. - 338 с.

Научная новизна проведённого исследования состоит в том, что на основе анализа и сопоставления широкого круга источников автором впервые в отечественной историографии сделана попытка представить историю театров Среднего Поволжья в тесной взаимосвязи с общественной жизнью провинциального города.

Соискателем проведен комплексный анализ специфики провинциального театра, его места, роли и функций в социокультурной жизни губернии.

В процессе исследования театрального дела впервые особое внимание уделяется анализу форм, репертуара и характеристики зрителя народного театра.

Работа расширяет библиографию по истории Поволжских театров второй половины ХГХ - начала XX века.

Представленный в диссертации материал уточняет некоторые вопросы в истории развития театрального искусства в России второй половины XIX -начала XX века, наглядно представляя сущностную связь театра с общественно-политическими процессами.

Автор впервые вводит в научный оборот ранее не выявленные документы архивов, а также ряд редких опубликованных документов. Широко используются материалы периодической печати.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

  1. Произошедшие во второй половине ХТХ-начале XX в. исторические события (реформы 60-70-х гг. XIX века, контрреформы Александра Ш, революция 1905-1907 гг., Первая мировая война) повлияли на социокультурные процессы, протекавшие в Нижегородской и Казанской губерниях, выявив общность в их развитии. В частности, значительную роль в формировании общественного сознания жителей городов стали играть местная интеллигенция, личная инициатива представителей различных сословий, просветительство.

  2. Театр в рассматриваемый период становится не только местом культурного общения жителей губернского города, но и своеобразным

символом новой, «цивилизованной» провинциальной жизни. В театре (как важной сфере культуры) проявился интеллектуальный уровень казанского и нижегородского общества рассматриваемого периода, всех его социальных групп - купечества, чиновников, преподавателей и т.д. В зависимости от исторических событий второй половины XIX- начала XX вв. можно выделить основные способы влияния театра на формирование общественного сознания через репертуар, отчеты и рецензии о спектаклях в местной прессе.

  1. Отсутствие четких законов со стороны центральных органов управления усиливало значение субъективного фактора в контроле над провинциальным театром. Поэтому правовое и материальное положение театра в городе во многом определялось представителями местной административной системы.

  2. Во второй половине Х1Х-начале XX вв. интеллигенция становится одной из главных действующих сил в общественно-политической и культурной жизни страны. Под ее влиянием появляются новые формы организации театрального дела (товарищество, любительская сцена) и изменяются старые (антреприза). Преобразования в системе театрального дела проходили под влиянием взглядов, настроений и запросов городского населения, что свидетельствует об органической связи сцены с общественным сознанием.

  3. Факторы общественно-политической жизни конца Х1Х-начала XX вв. отразились на развитии народных театров: возросла активность общественных организаций (земств, просветительских обществ, кооперативов и т.д.), которые уделяли внимание и культурно-просветительской работе. В результате театральная деятельность становилась все более популярной в широких народных массах. Народные театры успешно выполняли культурно-ггросветительскую функцию. Благодаря их деятельности сотни тысяч людей получили первые общекультурные впечатления, народные театры вносили ощутимый вклад в формирование демократической культуры губерний.

6. Выполнение театром социальных функций позволяло сцене
взаимодействовать с обществом в целом, формировать ценностные ориентации
казанских и нижегородских зрителей, обогащать их внутренний мир и

реагировать на события общественной жизни. Социальные функции, выполняемые сценой во второй половине Х1Х-начале XX вв., сыграли значимую роль не только в умственном и нравственном развитии провинциальных жителей, но и способствовали формированию объективной оценки политических событий, происходящих в стране.

7. Во второй половине Х1Х-начале XX вв. театры Казани и Нижнего Новгорода были одним из выразителей общественного мнения. Представители разных общественных групп оказывали влияние на театр, в том числе на его репертуар, игру актеров. Оценка спектаклей публикой изменялась под влиянием исторических событий, что выражалось на театральных подмостках как в активных формах (пропагандирование через репертуар тех или иных социальных идей, аплодисменты, выкрики, организация митингов и манифестаций), так и пассивных (подражание героям пьес, выражение через содержание драматических произведений «идей времени» и т.д.)

Практическая значимость исследования. Материалы, содержащиеся в диссертации, могут служить дальнейшему исследованию актуальных вопросов историко-культурного характера, как-то: роль театра в общественной жизни, .влияние театра на сознание провинциального жителя; способствуя выявлению их содержательной взаимосвязи.

Результаты диссертации могут быть использованы в разработке и чтении студентам курсов по истории культуры, при подготовке обобщающих работ по вопросам истории культуры Поволжья, в краеведческой работе.

Апробация результатов исследования. Основные положения

диссертации изложены в опубликованных научных статьях, докладах и сообщениях на научных и научно-практических конференциях регионального и общероссийского уровня.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, 1 приложения. Основу структуры составляет проблемно-хронологический принцип.

Похожие диссертации на Провинциальный театр в общественной жизни России второй половины XIX - начала XX вв. : на материалах Нижегородской и Казанской губерний