Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие просвещения и культуры в российской провинции в конце XVIII - первой половине XIX вв. Никитина Наталья Владимировна

Развитие просвещения и культуры в российской провинции в конце XVIII - первой половине XIX вв.
<
Развитие просвещения и культуры в российской провинции в конце XVIII - первой половине XIX вв. Развитие просвещения и культуры в российской провинции в конце XVIII - первой половине XIX вв. Развитие просвещения и культуры в российской провинции в конце XVIII - первой половине XIX вв. Развитие просвещения и культуры в российской провинции в конце XVIII - первой половине XIX вв. Развитие просвещения и культуры в российской провинции в конце XVIII - первой половине XIX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никитина Наталья Владимировна. Развитие просвещения и культуры в российской провинции в конце XVIII - первой половине XIX вв. : 07.00.02 Никитина, Наталья Владимировна Развитие просвещения и культуры в российской провинции в конце XVIII - первой половине XIX вв. (на материалах Западного региона России) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Смоленск, 2006 358 с. РГБ ОД, 61:07-7/55

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Особенности развития просвещения и культуры в российской провинции

1.1. Изменения в социально-экономической жизни региона и их влияние на становление провинциальной культуры 26

1.2. Взаимодействие власти и общества в процессе создания системы управления народным образованием 68

1.3. Культурно-просветительская деятельность государственных организаций и провинциальной общественности 118

Глава 2. Становление народного образования в Западном регионе России

2.1. Деятельность государственных общеобразовательных учреждений 151

2.2. Складывание сети духовных учебных заведений 185

2.3. Специфика работы многоведомственных сословных образовательных учреждений 210

Заключение 248

Примечания 265

Список источников и литературы 290

Приложения 315

Введение к работе

з

Актуальность темы исследования. В условиях проходящего в России структурного реформирования всех сторон жизни современного общества возрастает необходимость изучения опыта проведения преобразований в области просвещения и культуры в прошлом. В связи с сегодняшней сменой методологических ориентиров и увеличения вариативности трактовок общественного развития, роста плюрализма мнений, появилась возможность создания политически бесстрастного комплексного исследования проблем взаимоотношения власти и общества в сфере просвещения и культуры на региональном уровне.

Необходимость всестороннего изучения данной проблемы обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, следует учитывать реалии сегодняшнего переходного периода, в котором находится Россия. Именно они требуют взвешенного осмысления всех аспектов имеющегося опыта государственного руководства учреждениями культуры и образования. Во-вторых, обращение к проблеме развития просвещения и культуры на территории Западного региона России во многом продиктовано спецификой его политической и экономической жизни в рассматриваемый нами период. Пограничное положение региона стало одним из важнейших факторов формирования особенностей его социокультурного облика. В-третьих, каждая российская провинция конца XVIII -начала XX в. отличалась не только географическим положением, территорией, естественными климатическими и природными условиями, демографическими и национальными факторами, но и теми составляющими, которые связаны с людскими ресурсами и их деятельностью в сфере экономики, просвещения, культуры. Сохранение, приумножение или уничтожение созданных и создаваемых ими материальных и духовных ценностей зависело от таких факторов, как действие или бездействие центральных и местных властей, активности всех слоев населения. Изучение и анализ этих процессов, несомненно, является актуальным для сегодняшнего момента.

4 В настоящей работе проанализирован опыт взаимодействия центральных и

местных органов власти, а также роль частной инициативы в создании

образовательных и культурно-просветительских учреждений. С учетом местных

социально-экономических и политических условий рассмотрены особенности

управления ими, показаны формы и методы деятельности учреждений культуры и

народного образования. Освещение поставленных вопросов осуществлялось на

основе анализа деятельности государственных и общественных учреждений

народного образования и культуры, развития ряда направлений культурно-

просветительск'ой деятельности.

Степень изученности проблемы. Отечественная историография развития

просвещения и культуры Западного региона России конца XVIII - первой

половины XIX вв. представлена общероссийскими и региональными работами.

Эти исследования можно условно разделить на три качественно различных

между собой этапа.

Дореволюционный период (начало XIX в. - 1917 г.) был временем

накопления и изучения первых материалов, посвященных рассматриваемой

проблеме. В тематике общероссийских дореволюционных работ можно выделить

два направления. К первому относятся труды обобщающего характера, в которых

современниками была предпринята попытка выявить и осмыслить некоторые

тенденции в развитии провинциального культурного и образовательного

процессов в конце XVIII - первой половине XIX вв.1 Серьезное внимание изучению

провинциальной культуры уделяли в начале XX в. П. Н. Милюков и А.П.Щапов. Они

обращали внимание на факторы, оказывавшие воздействие на динамику развития

культуры и общества, в том числе влияние на них православной церкви, литературы,

искусства и просвещения2. Ценным для нас является труд Н.К. Пиксанова, в

См.: Милюков ГТ Н. Очерки но истории русской культуры. В 3-х томах, т. 3. М., 1994; Стебелев А.П. Очерки культурной истории России в XIX я. М., 1910.; Щапов А.П.Соци&пьно'педагогическне условия умственного развития русского народа. Сиб., 1870.

См.: Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 1994.- T.2, ч,|.-С. 262-354. Т. 2, ч. 2. -С. 5 — 206. 247 — 371; Шаиов Л.П. Социально-педагогические условия умственного развития русского народа. Т. I. Спб., 1906.

5 котором автор впервые обосновал и применил областной принцип к изучению

региональной истории1.

Ко второму направлению исследований в области провинциальной культуры и просвещения дореволюционного периода следует отнести работы, посвященные характеристике отдельных сторон и особенностей культуры и образования. В работах В.Х.Васселя, СВ. Рождественского, А.В.Белявского, ПЗнаменского проанализированы реформы в сфере народного просвещения, основные тенденции развития светского и духовного образования в российской провинции конца XVIII - первой половины XIX вв.4 В трудах Макарова М.И, Сабурова И.В., Шамурина Ю.И., Врангеля Н.И. намечены основные подходы к изучению дворянской усадьбы и провинциального города как культурных феноменов .

В целом большинству публикаций первого историографического этапа присущи такие достоинства как информативность, детальное исследование статистических материалов. Однако следует выделить и ряд недостатков: тенденциозность в оценке явлений провинциальной культуры и образования, отсутствие анализа эффективности образовательной политики государства. Вопросы развитие просвещения слабо соотносились с социально-экономическими и политическими процессами, проходившими в провинциальном обществе.

С 1917 г. начинается новый период исследования в сфере провинциальной культуры и просвещения, продолжавшийся до конца 1980-х гг. В это время в отечественной историографии утвердились марксистско-ленинские оценки исторического процесса. В условиях нарастающей идеологизации в исторической науке количество работ по истории провинциальной культуры и просвещения несколько уменьшилось, сузился круг изучаемых проблем. В 1920-х гг. Н. К. Пиксанов закончил работу над теорией областных культурных гнезд, определил

Пиксанов Н.К.Трн эпохи: екатерининская, александровская, николаевская. СПб., 1912. 'См.: ВессельН.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образованна в России. М. (854.; Педагогическая академия в очерках н монографиях. В 15-ти кн. Кн. 4. / Под ред. С.В.Рождественского. М, 1909; Рождественский СВ. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902; Белявский А.В. Исторический очерк развития элементарной школы. СПб., 1905; Белявский А.В. Краткое обозрения истории гимназий в России. СПб., 1905; Знаменский П. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881.

Макаров М.И. Черты из жизни русских дворян в конце XVIII века. //Московский наблюдатель. IS 86. Ч. 9; Сабуров И.В. Хозяйственно-статистические программы для описания дворянских имений. М., 185S; Шамурнн Ю.И. Подмосковные. Мт 1912; Врангель Н.И, Помещичья Россия //Старые годы. 1910. №-7- 10; Он же. Старые усадьбы. Очерки русского искусства и быта. СПб., 1910.

б методику их изучения. Он сформулировал признаки культурного гнезда:

«определенный круг деятелей, постоянная деятельность и выдвижение питомцев»,

это не механическая совокупность культурных явлений и деятелей на определенной

территории, по тесное их взаимодействие . Теоретическим осмыслением истории

местной культуры занимались И.Н.Анциферов, Н.М. Куфиев, В.В.Згурда,

Б.В.Скитский7. Продолжали выходить издания, посвященные отдельным

проблемам местной истории, В 1933 г. вышла работа Т.А. Дынник, посвященная

' крепостным театрам России8. В трудах И.И.Гревса ставились вопросы исследования

провинциальной культуры как одной из важнейших частей краеведческой науки*.

К проблемам развития образования исследователи обратились лишь с

середины 1940-х гг. Наиболее значимой работой этого периода является

коллективный труд Н.А.Константииова и В.Я.Струмилинского10, в котором

проанализирована школьная политика правительства, содержатся некоторые

статистические сведения о развитии провинциального народного образования в

изучаемый нами период.

В середине 1950-х-1960-х гг. с общей либерализацией общественной и

духовной жизни страны расширились тематика, география, источішковая база

исследований. И.М.Богданов и Рашнн А.Г. рассматривая проблемы грамотности,

отмечали систематическое возрастание численности грамотного населения в

дореволюционной России и роль политики правительства в этом вопросе".

В 1970-е г. в центре внимания исследователей была тема культурного

влияния идей Просвещения на провинциальную культуру России12. В этот же

период было положено начало более детальному изучению истории городов13,

' Пнксаноа Н.К. Областные культурные гнезда. Краеведческий семинар. М. -Л., 1928, с. 31,52.

См.:Анциферов Н.П. Пути исследования города как социального организма. Л,, 1925; Згурда В.В. Старый усадебные архивы. М, 1923; Скитский Б.В. Очерки быта русской провинции во второй половине XVIII века. Владикавказ, 1927; Куфиев М Н. Истории русской книги в ХТХ веке. Л., 1927.

Дынник Т. А, Крепостной театр. М.-Л., 1933.

Грсвс И.М, Развитие культуры в краеведческом исследовании. // Анциферовские чтения. Д, 1939.

10 См.: Константинов A.H., Струнили некий В.Я, Очерки по истории начального образования а России. М, 1953. " См.:Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и в СССР (историко-статнетнческне очерки). М., 1964; Рашин AT. Население России за 100 лет. 1811 - 1914 гг.; статистические очерки. М,, 1956.

12 См.: Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII - начала ХТХ в. II Жан Жак Руссо. Трактаты. М., 1969;
Щипаное И.Я. Философия русского просвещения второй половины XIX Века, М., 1971; Алпатов М.А.
Русская историческая мысль и Западная Европа (XV11I -первая половина XIX века). М., 1976 н др.

13 См.: Рабинович М.Т. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1988,

7 впервые предметом исследования стала повседневная жизнь людей14, стал

возрождаться интерес к теоретическим проблемам истории культуры13. Среди

исследований I970-X-I980-X гг. необходимо выделить коллективные монографии

«Очерки истории школы и педагогический мысли народов СССР. XVIII - первая

половина XIX века»16, «Вопросы истории школ и педагогики в дореволюционной

России», работы Журавского Г.С., Колчиной Т.В.17 Авторы комплексно

исследовали зарождение системы народного образования в России.

В целом, необходимо отметить, что для советской историографии был характерен общий подход к оценке образовательной политики правительства в дореволюционной России как неизменно реакционный на всем протяжении рассматриваемого периода. В анализе деятельности церкви и духовенства в деле просвещения присутствовали в основном негативные оценки.

С 1990-х гг. начался новый период в исследовании русской провинциальной культуры и просвещения конца XVIII — первой половины XIX вв. Для современных исследований характерна серьезная корректировка устоявшихся стереотипов, обращение к ранее не изучавшимся или слабо разработанным проблемам провинциальной культуры и просвещения. Этот период отмечен появлением работ с высоким уровнем теоретико-философского осмысления культурных процессов. Среди отечественных ученых проблемами истории провинциальной культуры занимались Ю.М.Лотман, В.К.Кантор, Г.С. Кнабе, А.М.Панченко, А.Я.Гуревич18.

Сегодня провинциальная культура становится объектом изучения различных научных направлений: социальной философии, исторической и социальной

См.: Бусыгин Е.П. Общественный и семейный быт русского населения среднего Поволжья. Казань, 1973. 11 См.: Межуев В.М. Культура и история, М-, 1977; Краснобае» Б.И, Русская культура второй половины ХУН-началаХІХв. М., 1983; Мнркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. " Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX в. / Под ред. М.Ф.Шабаевой. М„ 1973.

17 Жураковскнй Г.С. Из истории просвещения в дореволюционной России: Очерки. М., 197S; Колчина Т.В. Народные училища в России в 30-50-я годах XIX века. М., 1973; Вопросы истории школ и педагогики дореволюционной России. М., 1978,

"См.: Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVHI - начало XIX века). СПБ., 1994; Он же. Культура и взрыв. М., 1992; Он же. Неизвестный читатель XVIII века о «Путешествии из Петербурга в Москву». СПб., 1997; Он же. Сотворение Карамзина. СПб., 1997; Кантор В.К. В поисках личности. Опыт русской классики. М., 1994;Гуревич А.Я. «Территория историка».//Одиссей. Человек в истории. Ремесло историка на исходе XX века. М., 1996; Кнабе Г.С. Русская античность. М., 2000; Панченко А.М. О русской культуре. СПб., 2000 я др.

8 культурологии, искусствоведения и ряда других наук. В трудах В.Ю. Афиани,

Н.И.Ворониной, А.И.Кравченко, И.В.Чванова, Н.М. Ииюшкина уточняется содержание понятий «провинция», «провинциальная культура», «культура провинции», «провинциальность»19. Продолжая традиции ученых — краеведов 20-30-х гг. XX в., В.Н.Козляков, А.Н.Севастьянова, Э.В.Шулепова, Е.Н.Селезнева акцентируют внимание на провинции как особом феномене социокультурного пространства, которое необходимо человеку для его духовной нравственной жизни20. Дальнейшую разработку проблема особенностей провинциальной культуры получила в работах современных исследователей И. В. Кондакова, Л.Г. Березовой и Н. П. Берляковой2 . Нашего особого внимания заслуживает коллективная монография, подготовленная учеными исторического факультета МГУ «Очерки русской культуры XIX века»22. Это попытка создать целостігую социокультурную картину истории культуры России в обозначенный период, опирающаяся на серьезную нсточниковую основу. Однако исследование содержит лакуны, касающиеся развития провинциальной культуры и регионального просвещения.

В последние годы историками поднимаются проблемы, которые ранее не исследовались: тендерная культура, культура различных социальных слоев общества, дворянская усадебная культура, культурный диалог столицы и провинции23. Заметно усилился в последние годы интерес к дворянской

" Афнани В.Ю. Провинции: пространство н культурное взаимодействие // российская провинция XVIII - XIX

«в.: Реалии культурной жизни. Пенза, 1996. С. 25 -37; Воронина Н.И. Провинциальная культура как

исследовательская проблема. // Регионологня. 1993, № 2, с. 88-95; Кравченко А.И. Культурология: словарь.

М., 2000; Чванов II В. Российская провинция как социокультурный феномен: Дисс. на оонск. учен. степ. канд.

фнлос. наук. Саранск, 1995; Инюшкин Н.М. Провинциальная культура: Природа, типология, феномены.

Саранск, 2003.

10 Козляков В.Н., Севастьянова А.И. Культурная среза провинциального города. // Очерки русской культури

XIX в. М., )998.- С. 125-202; Шулепова Э.А., Селезнева Е.Н. Социокультурные аспекты формирования

историко-культурной среды. // Культурология: от прошлого к будущему. М, 2002. - С. 46 — 70.

*' См.: Кондаков И.В. Введение в нторню русской культуры. М., 1997; Березовсая Л.Г. История русской

культуры: В 2 ч7 ЛТ.Березовая, Н.П.Берлякояа. М., 2002.

"См.; Очерки русской культуры XIX веяа: В 6 т. М., 1998-2003.

"См.: «Для памяти потомству своему...». Народный бытовой портрет в России. М., 1993; Рогов А.П. Мнр

русской души, или История русской народной культуры, М., 2003; ПушкареваН.Л. Частная жизнь русской

женщины: невеста, жена, любовница (X -начало XIX.). М., [997; Громыко М.М. Мир русской деревни. М.,

1991.

культуре и дворянской усадьбе как культурному явлению . В работах Гросула В.Я., Яковкиной Н.И., Артамоновой Л.М.25 исследуются проблемы взаимоотношения властных структур и разные сословий русского общества в сфере просвещения в первой половине ХГХ в. Значительное количество научных работ представителей исторической науки сегодня посвящено исследованию образовательного процесса в российской провинции конца XVTII — первой половины XIX вв.26 К сожалению, большинство исследователей рассматривают вопросы развития российского просвещения во второй половине XIX в., касаясь более раннего периода лишь косвенно27.

Характеризуя в целом исследования по нашей проблеме общероссийского масштаба, следует сказать, что они в основном написаны на материалах центральных архивов, охватывают более широкий период времени, вследствие чего данные по нашему региону либо отсутствуют, либо носят фрагментарный характер.

В региональной историографии дореволюционного периода особое место занимают работы И.Шупинского, Н.Мурзакевича, П.Никитина созданные в конце XVIII - первой половине XIX вв.28 Однако, проблемы просвещения и культуры не стали еще предметом специального изучения первых смоленских историков. Среди работ, посвященных истории Смоленской губернии, созданных во второй половине XIX в., несомненно, заслуживают внимания статистических описания губернии, созданные А.Я.Соловьевыми и М. Цебриковым30. Труд Соловьева Я.А.

14 См.: Мир русской усадьбы. М., 1995; Соловьев К.В. «Во вкусе умной старнны...». Усадебный быт российского дворянина второй половнныХУШ- первой половины ХГХ века. СПб., 1998; Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI - XX веков. М., 2001,

См.: Гросуя В.Я. Русское общество XVIII-XIX веков. Традиции н новации. М.: Наука. 2003; Яковкина Н.И. Русское дворянство первой половины XIX века. Быт н традиции. СПб., 2003; Артамонова Л.М. Общество, власть н просвещение в русской провинции XVIII - качала XIX вв. (Юго-восточные губернии европейской России). Самара,2001.

мСм.: Марией Л.П. Министерская реформа 1802- 1811 г. в оценках современников. // Вестник МГУ. Сер. 8. История. 2000. №1,- С. 69-89; Прнходько М.А. Министерская реформа в России в начале XIX века.// История государства в права. 2000. кг 4. - С. 13 - 17.

Ивако Н.В. Начальное народное образование Орловской губернии во второй половине XIX — начале XX вв. (условия и этапы формирования, особенности организации). Дисс...канд. исторических наук, Брянск, 2003; Становление и развитие низшего сельскохозяйственного образования России в конце ХГХ — начале XX веков. Дисс.канд. ист. наук. М.,1998.

18 Шуп и некий И. Историческое и географическое описание города Смоленска. // Край Смоленский, 1991, № 7 — 8; Мурэакеаич П.А. История губернского города Смоленска. Or древнейших времен до 1804 года. Смоленск, 1903; Никитин П. История города Смоленска. М., 1848.

9 Соловьев Я.А. Сельскохозяйственная статистика Смоленской губернии. М., 185S. и Материли для географин и статистики России, собранные офицерами Генерального штаба. Вып. 40. Смоленская губерния. Составил Генерального штаба штабс-капитан МЦебриїов. Спб., 1862.

10 не свободен от неточностей, «с точки зрения современного знания некоторые

представления автора не выдерживают критики»31. Ценностью исследования М.

Цебрикова является широкий круг источников, используемый автором. Но, как

совершенно справедливо замечает профессор Д.И.Будаев: «Труд М.Цебрикова —

компиляция, но это не механическое заимствование данных, сообщаемых

предшественниками, а внимательно проанализированный и взвешенный,

обдуманный, осмысленный пересказ сведений, полученных из разных

источников»32. * Из работ, посвященных отдельным проблемам * нашего

исследования, заслуживают внимания статьи А.Смирнова33 и П.Д.Шестаковам,

которые начинают публиковать отдельные материалы по истории образования в

Смоленской губернии.

Предметом исследования смоленских краеведов Бочкарева В.А.,

С.ПЛисарева, И.И.Орловского, ДН.Жбанкова, В.Н.Редкова, И.П.Виноградова,

Б.Г.Богуславского, В.А.Никитина, С.СРокачевского3' стала история Смоленска и

некоторых уездных городов (Гжатска, Вязьмы, Рославля). На рубеже XIX - XX

вв. создаются первые работы, посвященные изучению проблем развития культуры

и просвещения края в конце XVIII - первой половине XIX вв.36

Подводя итоги характеристике дореволюционной региональной

историографии, необходимо отметить, что хотя представленные исследования

" Будаев Д.И. Историки Смоленска ХУШ-начала XX и. Смоленск, 1993.-С. 56.

"Там же. -С. 60.

м Смирно» А. Очерк народного образовання Смоленской губернии. // Прибавление к Смоленским

Епархиальным Ведомостям, І 868, №5-6,

'* П.Д.Шестажов. Первое десятилетие Смоленской губернской гимназии // Памятная книжка Смоленской

губернии на 1858 год. Ч, П. Смоленск, 1858. - С. 31 - 58.

Бочкарев В.А. Материалы для истории Смоленского края (за первую половину ХГХ в.). // Смоленская старина. Вып. 3. Ч. 2. Смоленск, 1916.; Писарев СП. Памятная книга г. Смоленска. Историко-современный очерк. Указатель и путеводитель. Смоленск, 1S9S; Орловский И.И. Достопримечательности Смоленска. Смоленск, 1905; Жбанков Д.Н. Краткий очерк общественного притрення в Смоленской губернии. Смоленск, 1895; Редкое Н.Н. Город Смоленск в его прошлом и настоящем. Смоленск, 2000; Богуславский К., Никитин В. Город Гжатск и его уезд. Исторнко-статкстический очерк. Смоленск, 1900.

36 Ф.Ф.Шперк. Краткий исторический очерк народного образования в Смоленской губернии. // Памятная книжка Смоленской губернии на 1900. Смоленск, 1899; Аксенов М.В. Очерки по истории народного просвещения в Смоленском крае. Издание губернского статистического комитета. Типография П. А. Склнна. Смоленск, 1909; он же. «Класс коммерции» при Смоленской губернской гимназии. Историческая справка. Издание губернского статистического комитета. Типография П.А.Силина. Смоленск, 1909; он же. Первый директор Смоленской гимназии Л.Ф.Людоговскнй. Его жнзнь и деятельность. // Памятная книжка Смоленской губернии. 1907; он же. Смоленский кадетский корпус (1805— 1812). Историческая заметка. //Памятная книжка Смоленской губернии на 1908 год. Смоленск, 19094 Сперанский И.П. Очерк истории Смоленской духовной семинарии. Смоленск, 1892; П.В.ЦезаревскнЙ. Страничка из истории Смоленской Духовной семинарии. Смоленск, 1907.

неравнозначны, большинству из них присущи такие достоинства, как большая

информативность, детальное исследование статистических материалов, К числу недостатков следует отнести тенденциозность в оценке деятельности разных слоев общества в сфере просвещения и культуры, они не дают полного представления об общей динамике культурного и образовательного процессов в Смоленской губернии в обозначенный нами период.

В советский период историографии рассматриваемая нами проблема нашла отражение в исследованиях ' Д.И.Будаева37, Г.Т.Рябкова38, коллективных монографиях39. Эти серьезные научные работы написаны на основе обширного фактологического материала, однако, авторов интересует социально-экономическая история крестьянства, а вопросы культуры и просвещения разных сословий не являются предметом их специального исследования. В работе Г.Т.Рябкова40 содержится отдельный параграф по культуре Смоленского края этого периода, однако его небольшой объем не позволяет говорить о всеобъемлющем характере этого исследования. В 1950-е гг. появилась серия очерков, посвященных истории Смоленска и уездных городов губернии41. Вопросы развития культуры и образования занимают значительное место в этих исследованиях, однако есть значительные лакуны, которые мы попытались восполнить в своем исследовании, В работах Андреев Н.В. и Куро Т.В.42, вышедших в 1950-е гг., исследуется история развития образования и системы школ в губернии в XVTII - первой половине XIX вв. Однако, эти статьи мало информативны, в основном они содержат материал, уже опубликованный в дореволюционной историографии.

Будаев Д.И. Крестьянская реформа 1861 года в Смоленской губернии. Смоленск, 1967.

Рябков Г.Т. Смоленские помещичьи крестьяне. М., 1991. " История крестьянства Залаяного региона РСФСР. Период феодализма / Под ред. А.А.Кондрашенкова. Воронеж, 1991; История крестьянства Западного региона России (1861-1917). Калуга, 1993. м Рябков Г.Т. Смоленский край в период феодализма (вторая половина XVII - первая половина XIX вв.). Смоленск, 1984. - С. 66 - 75.

" См.: Рябков Г.Т. Города Смоленской губернии в последней четверти ХУШ - начале ХГХ столетии. // МИСО. Вып. 2. Смоленск, 1957; Вязьма. /Сост. Маковский, B.C. Орлов и др. Смоленск, 1957; Маковский, Орлов B.C. Смоленск с древнейших времен до XX века. Смоленск, 1948. Орлов B.C., Чернобаев Л.В. Ельня. Смоленск, 1955; Рославль. /Сост. Маковский, В.С.Орлов, А.В. Чернобаев. Смоленск, 1952,

u Н.В.Андреев. Очерки по истории культуры на Смоленщине. Очерк первый. История развития образования и школ Смоленском крае с IX столетня до начала XIX века // Материалы по изучению Смоленской области. Смоленск, 1952. Вып. 1. -С. 148 -152.; Т.И.Куро. Народное образования в Смоленской губернии в первой половинеXIXвека. //Ученые записки Смоленского педагогического института. Вып. У.Смоленск, 1957. * С. 284 - 308.

В последние годы существенно вырос интерес к региональной истории,

отдельные проблемы просвещения и культурной жизни Западного региона России стали предметом изучения историков Д.И.Будаева, М.Н.Левитина, В.Захарова, И.Герасимовой, А,Я.Трофимова, А.В.Тихоновой, В.А.Кононова43.

Анализ научной литература XIX — XX вв., посвященной истории просвещения и культуры провинциальной России, позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, внесен значительный вклад в изучение данной темы, накоплен большой фактологический материал по отдельным сторонам культурной жизни провинции. Однако до сих пор отсутствуют работы, в которых бы различные явления социокультурной жизни провинции рассматривались в целом. Во-вторых, большинство исследований носит описательный характер, в них отсутствует анализ и критический взгляд на происходившие события; прежде всего, вне поля зрения исследователей остаются социально-экономические и общественно-политические условия формирования культуры и образования разных социальных групп, основные направления и тенденции их развития, отсутствуют сведения об изученности данной проблемы в динамике. В-третьих, в этих работах не раскрыты во всей полноте вопросы о роли и месте провинциальной региональной культуры как части национальной культуры, не выявлены характерные особенности провинциальной культуры Западного региона России, В-четвертых, практически не изучены вопросы взаимоотношения власти и общества в сфере просвещения и культуры, отсутствует целостная картина становления и динамика деятельности отдельных типов школ, культурно-просветительских учреждений в регионе. В целом, развитие провинциальной культуры и просвещения в обозначенный нами период Западного региона России не являлись еще предметом специального всестороннего исследования.

43 Д И.Будаеа, М.Н.Левитан. Истории живые голоса. Смоленск, 1992; В. Захаров. Шалаш на Покровской горе (Эпизод из истории театрального дела в Смоленске).//Край Смоленский. 1*95,№3-4; он же. Крепостной театр Н.Г.Цсвлопского. //Край Смоленский. 1996. №3—6; он же. Роли и цветы ИосифаТырнова. //Край Смоленский. 2001. № 3-4; И.Герасимова. Началось с Ивана Сытина. Книгоиздательское дело на Смоленщине. // Край Смоленский, 1991. Кх 2; Трофимов А.Я. Просвещение и культура на Смоленщине (XIX - начало XX асков). Смоленск, 1999; он же. Смоляне в окружении1 А.С.Пушкина. Смоленск, 1995; Тихонова А.В. Род Энгельгарлтов а истории России XVII- XX вв. Смоленск, 2001; Кононов В.А.Смоленские губернаторы. 1711 - 1917. Смоленск, 2004; «Дорогобужская старина» Вып. I, П. Смоленск, 1999,2001; Культурные традиции Сафоновской земли: от прошлого к coupe ценности. Смоленск. 2003;

13 Источпиковая база данного исследования многообразна и представлена

опубликованным и неопубликованными (архивными) материалами, которые

можно объединить в несколько групп по видовой принадлежности.

Во-первых, важнейшей группой источников являются законодательные акты и нормативные документы, опубликованные в сводах законодательных актов, сборниках нормативных актов по Министерству народного просвещения, в официальных периодических изданиях («Журнал департамента народного просвещения», «Журнал Министерства народного просвещения», «Записки, издаваемые от департамента народного просвещения»). Эти документы позволяют судить об изменениях в государственной политике в сфере народного образования, однако они не передают региональной специфики.

Во-вторых, частично опубликованные делопроизводственные документы центральных архивов, которые характеризуют социально-экономическое положение Западного региона России, состояние хозяйства, численность народонаселения, важнейшие события в истории уездных городов, которые сосредоточены в Российском государственный военно-историческим архиве (РГВИА), фонд ВУА.

Отдельную группу источников образуют неопубликованные делопроизводственные документы отдельных типов образовательных учреждений, сосредоточенные в центральных архивах: Центральный исторический архив города Москвы (ЦИАМ), фонд 459 (Канцелярия попечителя московского учебного округа); Российский государственный исторический архив (РГИА), фонд 802 (Учебный комитет при Синоде).

Четвертую группу источников - документы текущего делопроизводства местных органов власти. К частично опубликованным документам этой группы относятся материалы, сосредоточенные в Государственном архиве Смоленской области (ГАСО) фонде 1 (Канцелярия Смоленского губернатора), фонде 2 (Смоленское губернское правление), фонде 45 (Дирекция народных училищ Смоленской губернии), фонде 54 (Смоленский приказ общественного призрения), фонде 883 (Смоленское губернское управление государственных имуществ).

Нами использованы неопубликованные делопроизводственные документы, сосредоточенные в ГАСО; фонд 47 (Канцелярия епископа Смоленского и Дорогобужского), фонд 48 (Смоленская духовная консистория), которые дают представление об организации школ духовного ведомства и их роли в сфере просвещения и культуры данного периода.

Пятая группа источников - неопубликованная документация местных органов самоуправления, которая находится в ГАСО: фонд 1064 (Дорогобужская городская дума), фонд 106 (Рославльская городская дума), фонд 1069 (Краснинская городская дума), фонд 1260 (Смоленской городской думы), фонд 6 (Смоленское губернское депутатское собрание), фонд 55 (Канцелярия Смоленского губернского предводителя дворянства). Эти материалы являются ценнейшим источником по состоянию народонаселения, социальному составу, организации городского хозяйства и управления, благотворительности.

Отдельную группу источников составила группа архивных неопубликованных документов текущего делопроизводства отдельных образовательных учреждений Смоленской губернии, сосредоточенных в ГАСО: фонд 76 (Смоленская мужская гимназия), фонд 407 (Смоленский благородный при мужской гимназии пансион), фонд 49 (Смоленская духовная семинария), фонд 761 (Рославльское духовное училище).

Важной группой источников личного характера являются частично опубликованные материалы архивных фондов смоленских дворянских родов, сосредоточенные в ГАСО (личная корреспонденция, воспоминания, автобиографии). В диссертационном исследовании использовались как источники личного характера — мемуары и личная корреспонденция (опубликованные и неопубликованные): Андрея Ивановича Барышникова44, Гавриила Добрынина45, Льва Николаевича Энгельгардта, Марии Сергеевны Николевой47, «Записки»

** ГАСО, ф. 114 (Личный фонд Барышниковых), оп. 5 (1865), д. 4боц.

41 Истинное повествование или жизнь Гавриила Добрынина нм самим писанная. // Русская старина, 1871. Т. IV.

С. 97-IS3.

" Энгеяьгарлт Л.Н. Записки. Спб., 1867.

47 Черты старинного дворянского быта. Воспоминания Марии Сергеевны Николевой. // Русский архив. 1893. №

10.

15 M.I-Ї.Глинки48, письма М.И.Глинки44, записки Хршонщевского , «Воспоминания,

мысли и признания человека, доживающего свой век смоленского дворянина» ',

записки А.В.Храповицкого52, Елены Николаевны Водовозовой53, Олимпиады

Шишкиной54, воспоминания из книги «Помещичья Россия по запискам

современников», роман Ф.А.Эттингера, который нами рассматривается как

«замаскированные» воспоминания»55.

Особую группу источников представляет местная периодическая печать: ежегодники «Памятные книжки Смоленской губернии», «Памятные книжки Калужской губернии», газеты «Смоленские губернские ведомости», «Калужские губернские ведомости», «Смоленские епархиальные ведомости».

В целом рассмотренные архивные и опубликованные материалы служат добротной источниковой базой для воссоздания цельной картины развития просвещения и культуры Западного региона России в конце XVIII — первой половине XIX вв. Сочетание источников общероссийского и регионального характера позволяет проанализировать положение в центре и на местах, выявить особенности и противоречия развития, рассмотреть различные, в том числе малоизвестные стороны деятельности культурных и образовательных учреждений региона в указанный период.

Цель настоящего исследования - изучение и характеристика периода становления провинциальной культуры и системы просвещения в Западном регионе России конца ХУІП - первой половины XIX вв., реконструкция ряда важнейших сторон региональной культурной жизни этого периода, всестороннее и комплексное изучение способов самореализации культурных и образовательных учреждений в регионе в рамках общероссийских процессов в

" М.И.Глинка. Записки. 1804 - 1854. М.-Л., 1930.

и Полнм собрание писем Михаила Ивановича Глинки. СПб., 1908.

мЗаписки Хршонщевского (1770-1820). Переводе польской рукописи. С предисловием н примечаниями

И.И.Ролле // Русский архив. 1874. Jft 4. С. 948 -95!.

11 Русский архив, 1896, № 7, с. 69 - 221.

"Памятные записки А.В.Храповицкого. М., 1862,

" Водовозова Е.Н. На харе жизни. Т. 1 - 2. М,, 1987,

м Шишкина О. Записки и воспоминания русской путешественницы по России в 1845 году. СПб., 184S. 4. 1.

55 Помещичья Россия по запискам современников. /Сост. Н.Н. Русое. 1911.

данный период. Для достижения данной цели в рамках настоящей работы нами поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать социально-экономические и политические условия формирования и эволюции складывающейся системы культуры и просвещения в Западном регионе России в конце XVIII - первой половине XIX вв.

  2. Рассмотреть важнейшие направления взаимодействия власти и общественной инициативы в деле создания образовательных учреждений, характер н формы участие разных сословий в их организации.

  3. Определить особенности становления культурно-просветительных учреждений в Западном регионе России, их эволюцию, выявить общие и специфические черты их развития.

  4. Выявить типологию образовательных учреждений, основанную на ведомственной принадлежности и финансовых источниках; исследовать особенности организации общеобразовательных учебных заведений.

  5. Охарактеризовать специфику деятельности духовных образовательных учреждений региона.

  6. Раскрыть особенности складывания сословных школ в Западном регионе России, выявить их типологию.

Территориальные рамки исследования - Западный регион России -определяются историческим и современным административно-территориальным положением Смоленской губернии, которая всегда являлась центральным ядром западнорусских земель. В исследование включены те административно-территориальные единицы, которые входили в состав губернии в конце XVIII - первой половине XIX вв. - часть калужских, тверских, брянских и белорусских земель. Единство исторических судеб населения этих территорий позволяются объединить их в единый регион. Однако необходимо иметь в виду условность выделения данной территории и подвижность ее исторических границ.

17 Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XVIII

в., как начало складывания социокультурного пространства российской

провинции до эпохи «Великих реформ» (1860-е гг.), которые открывают

качественно новый период в развитии регионов России.

Объектом исследования является нарождающаяся система

государственных и общественных культурно-просветительных и образовательных

учреждений Западного региона России в конце XVIII - первой половине ХГХ вв.

Предметом исследования является динамика' деятельности культурно-просветительных и образовательных учреждений Западного региона России, условия формирования и складывание системы образования и первых учреждений культуры, механизмы управлениях ими.

Методологические основы исследования. В диссертации использован системный подход, совокупность принципов комплексности, историзма, объективности, научности. В работе широко применялись конкретно-исторический, историко-сравнительный и статистический методы исторического исследования, позволившие установить основные этапы формирования системы культурно-просветительных и образовательных учреждений, формы взаимодействия власти и общественной инициативы, выявить основные закономерности развития социокультурной ситуации в регионе. Статистический метод оказался необходим при сравнении и обобщении цифровых данных при анализе количественных и качественных изменений в ходе развития образовательной системы.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые осуществлено многоплановое исследование культурно-просветительной жизни Западного региона России конца XVIII - первой половины XIX вв., дан комплексный анализ развития культуры и образования в динамике и на широком хронологическом отрезке, в научных оборот введен ряд ранее неизученные архивных материалов (извлеченные как из центральных, так и местных архивов), воспоминания современников. В исследовании выявлены основные условия формирования, эволюция и противоречия провинциальной культуры и системы

IS образовательных учреждений региона, формы взаимодействия власти и общества

в этом процессе; проанализирована многоведомственная структура управления и

деятельность основных типов культурно-образовательных учреждений региона.

Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что материалы и выводы работы могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории Западного региона России, дальнейшем изучении проблем народного образования и культуры европейской части России в целом, а также в процессе преподавания курсов истории Отечества, исторического краеведения, курсов по выбору, в музейной работе.

Апробация результатов исследования. Основные положение и выводы диссертационного исследования обсуждались на кафедре истории России Смоленского государственного университета. Теоретические положения и результаты диссертации были изложены автором в научных статьях, выступлениях на научно-практических конференциях в Москве, Смоленске, Сыктывкаре, Могилеве (Беларусь).

Структура диссертации определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, примечаний, списка источников и литературы, а также тридцати приложений.

Изменения в социально-экономической жизни региона и их влияние на становление провинциальной культуры

К Западному региону России в современной исторической науке относят Смоленскую, Калужскую и Брянскую области . Ядром западнорусских земель издавна являлась Смоленская губерния. В XVIII в. она неоднократно подверга-лась административно-территориальному делению . В 1775 г. она была преобразована в наместничество. Указ Екатерины II о преобразовании был принят 25 ноября 1775 г., а через месяц в декабре 1775 г. Смоленское наместничество было открыто. В его состав вошло 12 уездов, для чего «сверх старых городов» Смоленска, Дорогобужа, Вязьмы, Рославля, Белого» - дворцовые села Поречье, Ельня, Сычевка, Каспля, Красное, «экономическое село Рупосово» и Гжатская слобода были переименованы в уездные города. К Смоленскому наместничеству отошли также части территории Можайского с населением 30 тыс. душ, Серпейского и Мещевского уездов Московской губернии и Брянского уезда Белгородской губернии с населением по 15 тысяч душ мужского пола в каждом уезде. В 1777 г. центр Рупосовского уезда был перенесен в Юхновскую подмонастырскую слободу, а Касплянского - в село Духовщину. В 1796 г. наместничество вновь объявляется губернией, однако количество уездов сокращается с 12 до 9. Бывшие уездные города Красный, Ельня и Духовщина были объявлена заштатными, а земли этих уездов присоединены к соседним административным образованиям. Земельная площадь губернии тогда составляла 4 869 467 десятин, или 46 746 кв. верст. Согласно V генеральной ревизии в 1796 г. здесь проживало 396 тыс. человек, обложенных подушной податью3.

Находясь на стыке центрально-промышленного и уже достаточно продвинувшихся в развитии капиталистических отношений западных районов страны, Смоленская губерния хотя и испытала на себе их влияние, однако оставалась преимущественного земледельческой. Для нее была характерна высокая кон 27 центрация крепостного населения, количественное преобладание мелкопоместных дворян при господстве в экономике крупнейших феодальных владений, рано определившаяся сельскохозяйственная специализация, значительная подвижность населения, а также преобладание барщины - наиболее типичной формы феодальной эксплуатации. В изучаемый нами период можно выделить два района с преобладанием русского (Вельский, Вяземский, Гжатский, Сычев-ский, Юхновский уезды) и белорусского (Дорогобужский, Духовщинский, Ельнинский, Краснинский, Поречьский, Рославльский, Смоленский) населения в губернии. Преобладающими типами сельских поселений было село, сельцо и деревня, но еще сохранялись как поселения погосты, городки и слободы. Генеральным межеванием (1776-1779) в Смоленской губернии было учтено 454 села, 2210 селец, 8219 деревень, отмечено также 10 слобод, ПО погостов, 2698 пустошей, в Калужской губернии в это время насчитывалось 493 села, 963 сельца, 2044 деревни, 3830 пустошей4.

В конце XVIII в. по удельному весу крепостных крестьян в сельском хозяйстве губернии (80%) она уступала только соседней Калужской губернии (83 %), но по их абсолютному числу стояла на первом месте в стране. Высокий процент крепостных крестьян сохранялся здесь и в течение всей первой половины XIX в. В 1835 г. число помещичьих крестьян достигало 701012 человек, что составляло 62% всего населения губернии и 82% всего сельского населения губернии. В конце 40-х гг. XIX в. их абсолютное число выросло до 773988 человек, что так же составляло 62% населения губернии и 73% сельского населения губернии3. В 1858 г. они составляли почти 70% всего сельского населения губернии. Эти данные свидетельствуют о том, что в Западном регионе России процент помещичьих крестьян был в целом выше, чем по России, в среднем по стране он составлял 46 - 48%о. Кроме частновладельческих крестьян в состав сельского населения губернии были включены государственные, удельные (до 1797 г. - дворцовые) и экономические крестьяне. Две последних категории в течение первой половины XIX в. вошли в состав государственных крестьян. Положение различных разрядов крестьян было неодинаковым. Условия жизни различались даже среди помещичьих крестьян. Большую роль играл личный фактор (помещик, его взгляды, состоятельность, отношение к крестьянам, их повинности). На протяжении первой половины XIX в. шел процесс сокращения крестьянских наделов и увеличения повинностей. Если в 1781 г. среднедушевой надел составлял 4,29 десятину на душу мужского пола, то в 1858 г. он сократился на 37,3%, и соответственно составлял 2,69 десятин. Наиболее интенсивно процесс обезземеливания крестьян происходил в уездах с наибольшим преобладанием барщины и чисто земледельческого хозяйства. В Краснинском уезде, где на барщине находилось 95%, а перед реформой 1861 г. 99,9 % общего числа помещичьих крестьян, их надельная пашня сократилась на 56 %, а среднедушевой надел на 39%о с 3,73 до 2,28 десятин. Многие помещики переводили крестьян в дворовые. Процент дворовых от IX до X переписи населения увеличился в 2 раз: по IX переписи он составлял 7% от числа всех помещичьих крестьян, по X переписи - 14%) .

В Смоленской губернии в первой половине XIX в. 72, 9%о крестьян были на барщине. Она составляла нередко 4-5 дней в неделю. «Месячники» работали по 6 дней, в некоторых имениях была сквозная барщина - 7 дней в неделю. Указ Павла I о трехдневной барщине почти не выполнялся. В большинстве помещичьих имений восточной части губернии формально придерживались трехдневной барщины, однако помещики определяли величину барщины не числом рабочих дней, а количеством выполненной крестьянином работы. Помещик Сычевского уезда С.Иванов утверждал, что при такой организации барщины в выигрыше оказывался помещик, так как «общая сумма всей исполненной работы, господской и крестьянской, будет больше, нежели при обязанности кресть-ян находиться известное число дней на барщине» .

В первой половине XIX в. в губернии на оброке находилось около трети общего количества крестьян, распределялись они в основном в четырех уездах - Гжатском, Сычевском, Вяземском и Юхновском. Денежный оброк в конце XVIII в. составлял в среднем 2 руб. 70 коп., а учитывая изменение ценности рубля - 4 руб. 10 коп., к середине же XIX в. - 12 руб. 50 коп. с тягла. Однако в губернии преобладала смешенная рента, когда одни и те же крестьяне выполняли барщину и платили оброк. Если в период Генерального межевания на такой форме ренты находилось всего 24 поместья с 6445 душами крестьян мужского пола, в том числе 11 - в Вельском уезде (1664 души), то в 1861 г. общее количество тягол со смешанной повинностью достигло 6950. Третья часть из них падает на Сычевский уезд (2356). Остальные распределяются по следующим уездам: Гжатский - 1487, Вельский - 935, Вяземский - 857, Рославльский - 509, Юхновский - 398, Ельнинский - 296, Поречский - 69, Духовщинский -43 тягла . Кроме непосредственных работ на поле и в хозяйстве помещики обременяли их еще и разного рода дополнительными повинностями. Одна из самых обременительных - подводная повинность (доставка помещичьего хлеба на крестьянских лошадях на значительное расстояние). Хлеб везли в Москву и другие города, а также поры Балтийского моря для вывоза за границу.

Несколько лучше, чем помещичьим жилось государственным и удельным крестьянам. Они жили на казенных землях и пользовались отведенными им наделами, обязывались нести повинности в пользу государства. Эти обязанности различались по видам: с одной стороны, денежные сборы, с другой - натуральные повинности. Денежные подати и натуральные повинности государственных крестьян включали: денежная оброчная подать государству за пользование казенной землей, подушная, земская и мирская подати. Кроме того, эти крестьяне обязаны были отбывать натуральные повинности - дорожная, подводная, постойная, обрабатывали общественную запашку, урожай с которой поступал в запасные продовольственные магазины (из них оказывалась помощь крестьянам в неурожайный год). Большая часть государственных крестьян проживала в Поречском, Духовщинском, Сычевском и Гжатском уездах (62% или 57, 5 тысяч душ мужского пола). В Смоленском, Краснинском, Юхновском и Дорогобужском уездах - 28%, в остальных - около 10% государственных крестьян. Общая численность государственных крестьян в 1835 г. составляла 29243 души мужского пола и 24467 душ женского пола, что составляло 6% крестьянства Смоленской губернии. В 1851 г. численность государственных крестьян выросла почти в 4 раза и составляла 92372 души мужского пола и 99188 душ женского пола, соответственно 24% общего числа сельских жителей губернии . Все категории казенных крестьян находились на оброке. Величина оброка колебалась от 10 руб. 80 коп. до 17 руб. 57 коп. перед отменой крепостного права, что несколько ниже, чем повинности частновладельческих крестьян.

Культурно-просветительская деятельность государственных организаций и провинциальной общественности

В конце XVIII - первой половине XIX вв. Западный регион России уровню развития культурно-просветительских учреждений занимал одно из ведущих мест в российской провинции.

Последняя треть XVIII в. стала временем становления и распространения типографского дела в России. Как считает современный исследователь книгоиздательского дела в России Е.И.Кацпржак, «в 60-80-е годы XVIII века наступает расцвет книжного производства» . Причем, если в 60-70-х гг. издательская деятельность являлась монополией государства, то после «Указа о вольных типографиях», изданного Екатериной II в 1783 г., благодаря развитию частной и общественной инициативы, быстро возрастает доля негосударственных типографий. Уже в 1784 г. насчитывалось значительное количество «вольных» типографий и в столицах и в ряде губернских городов, в том числе и в Смоленске273. Крупнейшими частными типографиями Москвы были типографии А.Решетникова, С.Пономарева, Ф.Гиппиуса и Х.Клаудия. В Петербурге также существовало большое число типографий-издательств, внесших большой вклад в распространение книг: И.К.Шнор, А.Галченков, П.И.Богданович, И.А.Крылов и позже связавший свою судьбу со Смоленском, Иван Яковлевич Сытин. С этого времени книги начинают издаваться и в провинции. Первым провинциальным .русским городом, где появилась типография, была Астрахань (1765). Наиболее крупные издательства, возникшие после Указа Екатерины II, находились в Калуге (1784), Тамбове (1788), Ярославле (1784). «Вовлечение частных лиц в производство книги является для того времени прогрессивным явлением», - отмечает исследователь Е. И Кацпржак. Это связано с тем, что частные издатели стояли ближе к кругу читателей, лучше учитывали спрос на книгу, чем правительственные типографии, часто имели книжную лавку при типографии, а значит и возможность реализации своей продукции. Все это существенно расширяло количество читателей в России, способствовало распространению грамотности и просвещения в более широких кругах населения.

Одним из смелых начинаний в сфере культуры генерал-губернатора Г. М. Осипова (1793 - 1796) можно считать открытие в Смоленске в 1795 г. одной из первых в России частных типографий. Принадлежала она «карачевскому купцу» (вероятно, города Карачаева Орловской губернии - Н.Н.) и книготорговцу Ивану Яковлевичу Сытину . Контроль за деятельностью типографии осуществлял приказ общественного призрения, т.к. в 1796 г., за несколько месяцев до своей смерти, Екатерина II, напуганная Великой французской революцией, издала указ о закрытии вольных типографий и введении столичной цензуры. Вступив на престол в 1796 г., Павел І в том же году велел их опечатать и закрыть. В 1800 г. им был запрещен ввоз в Россию иностранных книг и даже нот, бессмысленная строгость светской и духовной цензуры привела к значительному сокращению и отечественных изданий. Согласно первому в России цензурному уставу (1804) цензура поручалась Министерству народного просвещения, поэтому цензурные комитеты создавались при университетах и обязанности цензоров выполняли профессора университетов. Либерализация цензуры благоприятствовала издательскому делу - вновь возникли, особенно в столицах, многочисленные частные (вольные) типографии, запрещенные в правление Павла I.

Однако правительственные запреты пошли на пользу развитию провинциальной печати, так как из столиц частное типографское дело переместилось в губернские и уездные центры, в дворянские имения. «Многие столичные типографы переехали вместе с оборудованием во вновь открываемые губернские типографии, чтобы иметь возможность под этой вывеской беспрепятственно продолжать свою деятельность», - пишет Е. И.Кацпржак. Итак, в 90-е гг. XVIII именно провинция стала центром развития типографского дела и книжной торговли в России.

Из столиц владельцы типографий стали переезжать вместе с оборудованием во вновь открываемые губернские типографии, чтобы иметь возможность под этой вывеской беспрепятственно продолжать свою деятельность. Таким образом, Иван Яковлевич Сытин из Петербурга переехал в Смоленск. Профессор Д.И.Будаев делает вывод, что поселиться в Смоленске Сытину помог либо «поэт и переводчик И.И.Виноградов или смоленский дворянин Ф.И.Дмитриев-Мамонтов - автор книги, конфискованной за смелые атеистические высказывания» . Мы согласны с этим утверждением, но считаем, что свою роль сыграла и личность смоленского генерал-губернатора, а главным образом тот факт, что это был единственный руководитель губернии не дворянин, а выходец из духовного сословия. В своих воспоминаниях М.С.Николева, знавшая Г.М.Осипова пишет: «Людей смышленых, мало-мальски образованных тогда (т.е. в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II) ценили. Семинарист Осипов, красивый, ловкий, неглупый, был отмечен начальством. Его, как знающего дело чиновника, послали по какому-то поручению в Петербург, где он стал вхож во многие знатные дома, влюбил в себя девицу из хорошего дома, Марию Александровну Самойлову, женился на ней и таким образом приобрел сильную протекцию ее родных, при посредстве которых поступил на службу в Тобольск»278. Г.М.Осипов в 1778 г. стал тобольским губернатором, в 1784 г. -правителем тверского наместничества, с 1793 г. - смоленского наместничества. Личность незаурядная, выходец из низов общества собственным умом, работоспособностью, талантом, характером сумевший добраться до вершины социальной иерархической лестницы.

Западный регион России сыграл важную роль в этом процессе становления и развития типографского дела в провинции. По темпам роста производства и продажи печатной продукции Смоленская губерния с конца XVIII в. до 1812 г. занимала ведущее место в российской провинции. Известно, что еще в 1779-1785 гг. Иван Ярославцев, связанный с просветителем Н.И.Новиковым, держал здесь книжную лавку279. В 1795 г., под давлением цензурного гнета, известный русский книгоиздатель купец Иван Яковлевич Сытин после закрытия собственной петербургской типографии, переезжает в Смоленск, откуда, как предполагает профессор Будаев Д.И., он был родом. Однако нами найдены документы, в которых И.Я.Сытин именуется «карачевским купцом», поэтому есть все основания предполагать, что он родом из Орловской губернии. Поскольку иметь частную типографию уже было невозможно, Сытин становится содержателем типографии казенного учреждения - приказа общественного призрения, существовавшей к этому времени в Смоленске. В 1795 г. в этой типографии выходит первая книга, которая была помечена словами «Иждивением Сытина».

Книгоиздательская деятельность И.Я.Сытина в Смоленске была разнообразной. Например, были переведены и напечатаны произведения ряда иностранных авторов и писателей: первое русское издание Сервантеса, переводы Шатобриана, Фенелона, Мирментеля и др. Смоленск имел тесные связи со столицами и знал обо всех последних литературных событиях. Именно в Смоленск в 1796 г. были изданы некоторые части (ХШ - XX) арабских сказок «1000 и одна ночь», первые 12 частей которых вышли в свет в Москве. Среди изданных книг преобладала переводная литература - стихи римского поэта Овидия, роман английского писателя Ричардсона «Памела», произведения французских писателей, в том числе и запрещенных в России просветителей - Вольтера и Дидро (в 1803 г. издана «Дух или избранные сочинения господина Вольтера»). Возможно, что переводами этих произведений занимались смоляне - преподаватели народных училищ. Кроме переводной, издавалась и отечественная литература - несколько книг по военному искусству, учебник истории для детей. На развитие издательского дела благотворно влиял существовавший в Смоленске театр, для которого нередко специально издавались пьесы, например изданная в 1800 г. комедийная пьеса князя Н.И.Кугушева «Любовная шутка». Очень популярны в то время были пьесы немецкого драматурга Коцебу, которые были опубликованы в Смоленской типографии с 1795 по 1807 гг. 33 раза .

И.Я.Сытин был умелым предпринимателем. Он сумел организовать в Смоленске книжную лавку, чего не было в других губернских городах, он представлял свои издания на комиссию в Москву и Петербург. За 1795 - 1800 гг. в Смоленске было опубликовано 23 книги, в 1801 - 1812 гг. еще 79. По количест 122 ву изданных книг на рубеже XVIII - XIX вв. Смоленск занимал первое место в России среди провинциальных городов.

Складывание сети духовных учебных заведений

Значительным фактором, повлиявшим на становление системы духовного образования в Смоленском крае, стало своеобразие его положения: более 150 лет эти земли находились под властью Речи Посполитой и окончательно вошли в состав России только во второй половине XVII века после Андрусовско-го перемирия (1667) и «Вечного мира» с Польшей (1686). По этой причине здесь были сильны позиции католического и униатского духовенства. После воссоединения с Россией, возникла настоятельная необходимость создания в Смоленске школы для подготовки образованных священников православного толка, которые могли противостоять католическому и униатскому влиянию. По указам Петра I 1702, 1708 и 1710 гг. запрещалось ставить на церковные должности лиц, не окончивших церковные школы. С этого времени при архиерейских домах стали создаваться школы для обучения священников. Однако выполнение становление системы духовного образования проходило медленно и с большими трудностями. Причинами этого являлись и нехватка учителей, и недостаток средств, и нежелание многих архиереев тратиться на содержание школ. Духовные школы существовали далеко не во всех епархиях . Всего в России было создано 46 духовных школ при архиерейских кафедрах. Указом 1728 г. в них было запрещено принимать «помещиковых и крестьянских детей», т.е. крепостных и казенных крестьян как представителей тягловых сословий, обучение которых грамоте считалось не только необязательным, но и нежелательным. Сами церковные власти всячески противились приему в свои школы лиц, не принадлежавших к духовному сословию.

Создание в Смоленске первого среднего духовного учебного заведения связано с именем нового епископа Смоленского и Дорогобужского Гедеона Вишневского. Гедеон Вишневский - выпускник Киевской академии, учился за границей, где получил степень доктора философии, преподавал в Киевской, с 1714 г. в Московской духовной академии, в Москве принял монашество, стал префектом (помощником) ректора, с 1722 г. - ректором столичной академии. В 1728 г. был назначен митрополитом Смоленским и Дорогобужским. По приезде в Смоленск Гедеон, обладая административным и преподавательским опытом, обратился с прошением на имя императора Петра II о преобразовании архиерейской школы в духовную семинарию. Таким образом, в 1728 г. при Авраа-миевском монастыре в Смоленске была создана Смоленская духовная семинария (1728 - 1918).

Ее главная задача состояла в обучение высокообразованных православных священников, которые могли составить конкуренцию духовенству других конфессий. Так государство заботилось о распространении и укреплении православной веры, что было особенно актуальным для Смоленской земли.

Первыми преподавателями Смоленской семинарии стали выпускники Киевской и Московской духовных семинарий: Павел Маковецкий, Владимир Любарский, Федор Павловский, Алексей Бестужев. Семинария была сословным учебным заведением. В ней могли получить образование только дети священников, дворян, офицеров и купцов. Дети из крестьянских и солдатских семей в семинарию не принимались. К концу XVIII в. сословность духовных учебных заведений возросла: в семинарии могли учиться только сыновья из семей духовенства. Их индивидуальные интересы и способности в расчет не принимались. Воспитанник должен был пройти весь курс обучения, сколько бы времени на это не потребовалось. Поэтому нередко неспособных и ленивых оставляли из года в год в прежнем классе, поэтому в одном классе находились ученики в возрасте от 12 до 20 лет.

В течение второй половины XVIII в. количество учеников этого учебного заведения колебалось от 500 до 700 человек. Обучение и проживание в семинарии в ХУШ в. определялось особыми правилами («Регулами»), написанными епископом Гедеоном.

Сначала семинария располагалась на территории Авраамиевского монастыря в специально построенных для нее двух деревянных двухэтажных корпусах под железными крышами. В них проживали преподаватели семинарии, находилась библиотека. Вне стен монастыря епископ Гедеон купил место и построил три двухэтажных деревянных дома, где жили семинаристы и располагались классные комнаты. При Смоленском митрополите Парфении (1761 -1795 гг.) в 70-е гг. XVIII в. началось строительство каменных зданий семинарии на территории Авраамиевского монастыря. Сооружение двухэтажных семинарских корпусов для проживания учителей и учеников, размещения классов и библиотеки было полностью закончено к началу XIX в.

Современники и историки духовной школы рисуют неприглядную картину состояния духовных учебных заведений на рубеже XVIII-XIX вв., жизни и быта учеников духовной школы. В семинариях тогда ограничивались преподаванием Закона Божьего, обучением чтению и письму, церковному пению, элементарным сведениям по богословию, но более всего «зубрили латынь и греческий», а также «упражнялись» в составлении проповедей. Священное Писание изучали в переложении, да и сама Библия находилась в библиотеке в единственном экземпляре. Преподавание было пронизано мертвой схоластикой и канцелярщиной. «Педагогические меры, - писал историк духовной школы Ф.Н.Белявский, -состояли только в наказаниях, которые поражают своей жестокостью: розги, палки, пощечины, битье линейками, дранье за волосы были единственными средствами поощрения. Под влиянием такой школы и вырабатывался тот бурсацкий тип, во имя которого всякая чувственность, нежность нравственного чувства, совестливость преследовались как бабьи черты, недостойные порядочного бурсака». Немногим лучше было положение и учителя, который мог «за послабление» подвергнуться «равномерному наказанию, как и об учениках показано» .

Духовные семинарии терпели крайний недостаток во всем. Учителя семинарий из-за скудности оплаты своего труда стремились давать частные уроки. На содержание казеннокоштных семинаристов, по свидетельству того же авто 188 pa, «падали такие крохи, что кроме ржаного хлеба, пустых щей, приправленных конопляным маслом, сухой каши, гороха и кваса, им не приходилось лакомиться другими блюдами» \

Одной из главных проблем среднего образования России, наряду с нехваткой средств, был недостаток высокообразованных преподавателей. Руководство семинарии хотя и заботилось о пополнении учительского состава квалифицированными и подготовленными кадрами, сделать этого в полной мере не могло. Для продолжения образования в 60-е гг. XVIII в. несколько лучших учеников были направлены за счет ректора Парфения в Московский университет. В 1786 г. - 5 человек из общего числа 100 семинаристов по всей России (Василий Доб-ринский, Семен Корнилов, Георгий Попов, Павел Юденич, Федор Нечаев) отправились получать образование в только что открытое Главное народное училище, которое готовило учителей для главных и малых народных училищ. Получив образование, они вернулись в Смоленскую семинарию в качестве преподавателей истории, географии, математики, греческого и французского языков.

Духовные семинарии поставляли немало своих выпускников на государственную службу, когда после губернской реформы 1775 г. возникла большая потребность в канцеляристах. Указом 1779 г. было дозволено определять семинаристов в государственную службу.

Семинария располагала обширной библиотекой (около 2 тыс. томов), а также рядом учебных пособий, например, глобусов с изображением земной поверхности и небесной сферы было 6, географических карт всего 5 .19 сентября 1802 г., на основе Высочайшего распоряжения курс наук, который преподавался в семинарии, был существенно расширен. Из-за отсутствия достаточного количества квалифицированных врачей в старших классах семинариях был введен курс медицины. «Известно, - говорилось в распоряжении Александра I, - что в селениях, где нет врачей, по невежеству, закоренелому обычаю и по приемам пользования болезней, противному естеству и здравому разуму, часто самые легкие припадки делаются смертоносными. Желая открыть поселянам по сей части нужную и столь же простую, как и близкую к образу жизни их, по-мощь, я признал за благо возложить сию обязанность на духовенство» .

Специфика работы многоведомственных сословных образовательных учреждений

Одной из ведущих тенденций развития народного образования в России в последней трети XVIII - первой половине XIX вв. являлось создание сословных учебных заведений. Их, как нам представляется, можно разделить на следующие группы: 1) учебные заведения для детей дворян и других обособленных групп населения (военные кантонисты, солдатские дети, дети канцеляристских служащих), дающие профессиональное образование; 2) частные учебные заведения для детей дворянства и купечества, дающие общее начальное и среднее образование; 3) для детей разных категорий крестьян, дающие начальное образование.

К сословным учебным заведениям первой группы, которые существовали в Смоленске в первой половине XIX в., прежде всего, необходимо отнести Смоленское дворянское училище (с 1807 г. - Смоленский кадетский корпус). Военная энциклопедия, изданная в 1913 г. в Петербурге, поясняет: «Кадетские корпуса - учебно-вспомогательные заведения, имеющие целью облегчить военнослужащим воспитание и образование их детей и являющиеся первоначальной ступенью к подготовке офицеров»227. Потребность государства и армии в хорошо подготовленных кадрах офицеров возрастала, понадобились новые подходы к подготовке командного состава. Один из ближайших сподвижников Петра II, граф П.И.Ягужинский, бывший послом при дворе прусского короля, близко познакомился с устройством прусских кадетских корпусов и поставил вопрос об учреждении подобных учебных заведений в России. Под его руководством и был разработан план устройства первого в России корпуса кадетов. Решение об открытии этого учебного заведения было принято 29 июля 1731 г. В Указе говорилось: «Весьма нужно, дабы шляхетство от малых лет к военному дело в теории обучены и т.д...» .С 1762 г. в Корпус стали при 211 нимать детей в возрасте 5 лет, которые затем обучались и воспитывались здесь в течение 15 лет.

При Екатерине II под руководством генерал-поручика И.И.Бельского была проведена реформа корпуса. Основной целью воспитания и обучения было объявлено «формирование человека здорового, готового переносить все тяготы военной службы, способного украсить сердце и разум делами и науками, потребными гражданским - судье и воину»229. Кадеты изучали общеобразовательные и специальные учебные дисциплины: элементы богословия, логику, основы математики, механику, красноречие, историю, русский и иностранный языки, астрономию, химию, военное искусство, философию, артиллерию и фортификацию, тактику, рисование, музыку, танцы, фехтование, архитектуру, верховую езду. Изучали кадеты и науки, «нужные гражданским чинам»: нравоучение, право, гражданскую экономику. Кроме вышеперечисленного в обязательный курс входило изучение основ «учтивости и благопристойности».

Смоленский кадетский корпус стал третьим подобным учебным заведением в России. Здесь обучались дети дворян с 8 до 19 лет, по окончании корпуса им присваивалось офицерское звание.

В сентябре 1801 г. смоленский военный губернатор князь Иван Карлович Гика получил от императора Александра I рескрипт об учреждении в восьми российских городах (в том числе и в Смоленске) дворянских военных училищ. Гике И.К. было поручено привлечь смоленское дворянство к участию в устройстве училища. На чрезвычайном губернском дворянском собрании было решено выделить на эти цели 75 тысяч рублей . В сентябре 1802 г. известный меценат дорогобужский помещик Иван Иванович Барышников выделил на нужды училища 2 500 рублей" . По данным Аксенова М.В. смоленское дворянское военное училище было открыто в том же 1801 г., а собственное здание получит только в 1805 г. при губернаторе Апраксине С.С. Принимались в него дети из дворянских семей не только Смоленской губернии, но и соседних Витебской, Могилевской, Виленской и Гродненской губерний.

В феврале 1807 г. в Смоленское дворянское военное училище слилось с Гродненским (в прошлом Шкловским Благородным училищем для бедных дворян) отделения Петербургского кадетского корпуса и стало именоваться Смоленским кадетским корпусом.

Каменное здание дворянского военного училища было заложено 17 мая 1804 г. Строилось оно 2 года по проекту смоленского губернского архитектора титулярного советника М.Н.Слепнева . Располагалось училище недалеко от Молоховских ворот, на Годуновской улице, переименованной в 1807 г. в Кадетскую (до 1917 г., ныне ул. Коммунистическая). По воспоминаниям смоленского помещика А.А.Лесли, закладка здания проходила очень торжественно: «На закладке войска были в строю, стреляли из ружей и пушек, трезвоня во все колокола, во всех церквах. После молебна архиерейского со всем духовенством на воздухе, здесь же были столы для общества, а после - для мастеро-вых» . Сравнивая ритуал закладки здания будущего кадетского корпуса и Смоленской гимназии, открытой в том же году, А.А.Лесли отмечал, что 17 мая 1804 г. все было гораздо торжественнее, сюда съехалось дворянство не только Смоленской, но и многих других близлежащих губерний.

Смоленский кадетский корпус обладал, вероятно, хорошей материальной базой и библиотекой. Смоленский кадетский корпус располагал физическими, математическими и астрономическими классами, классами немецкого, французского и латинского языков, музыкальными классами (в корпусном музыкальном архиве было оставлено «106 инструментов неисправных и негодных в ящиках и коробах», 572 «разных нот в книгах и листах».235 В корпусе была достаточно обширная библиотека, начало ей было положено еще в Шклове, часть ее была привезена еще из Гродно . Продолжил ее формирование священник, смоленский историк и подвижник Н. Мурзакевич, пожертвовавший в 1806 г. «до 200 томов книг исторического и духовного содержания, за что от начальства Кадетского Корпуса получил благодарность»237. В 1812 году библиотека имела около 4 тысяч томов (включая книги Виленского и Смоленского военных училищ). Книги были на французском, русском, немецком, латинском, польском языках.

После начала Отечественной войны 17 июля 1812 г. кадетский корпус переехал из Смоленска сначала в Тверь, затем в Кострому. Само здание корпуса на Кадетской улице, оставленное в нем имущество, громоздкие вещи, а также библиотека и музыкальный архив остались на попечении смотрителя артиллерийских конюшен Воеводского. Имущество корпуса, оставленное на попечение Воеводского, было скрупулезно подсчитано (учтены были даже вертели, ведра, кочерга). В феврале 1813 г. шеф Смоленского кадетского корпуса полковник Готовцев пишет запрос на имя смоленского гражданского губернатора барона К.И.Аша с просьбой найти Воеводского и выяснить у него судьбу оставленного на его попечение имущества и библиотеки. К этому письму прилагаются 2 описи оставленного в здании корпуса инвентаря и книг.

Большая часть имущества сгорела во время пожара 5 августа 1812 г. Смоленский краевед начала XX века Н. Н. Редков сообщал о том, что тогда же были безвозвратно утрачены «12 Рафаэлевских картин, пожертвованных основателем корпуса Зоричем» . Смоленский гражданский губернатор барон К.И.Аш направил письмо на имя губернского предводителя дворянства Лесли с поручением «найти Воеводского и испросить у него сведения о судьбе библиотеки». Также был направлен запрос смоленскому полицмейстеру о необходимости найти оставленного по болезни перед отступлением из Смоленска русских войск учителя немецкого языка, губернского секретаря Редика. Из ответа смоленского уездного предводителя дворянства становится ясно, что здание кадетского корпуса и оставленные в нем вещи и книги сгорели до основания при занятии города неприятельскими войсками. В рапорте смоленского полицмейстера говорится о том, что учитель немецкого языка Редик скончался от болезни в августе 1812 г.

Таким образом, дворянское военное училище существовало в Смоленске с 1801 по 1807 г., а образованный на его основе Смоленский кадетский корпус в Смоленске с 1807 по 1812 г. В 1824 г. из Костромы он был переведен в Мо 214 скву и стал именоваться 1-ым Московским кадетским корпусом, который существовал до 1918 г.

Похожие диссертации на Развитие просвещения и культуры в российской провинции в конце XVIII - первой половине XIX вв.