Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в. Гаджиева Фарида Гаруновна

Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в.
<
Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в. Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в. Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в. Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в. Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в. Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в. Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в. Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в. Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гаджиева Фарида Гаруновна. Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Махачкала, 2004 212 c. РГБ ОД, 61:05-7/232

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. НАРОДЫ ДАГЕСТАНА в XIX - НАЧАЛЕ XX В.: КРАТКИЙ ОЧЕРК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 23

ГЛАВА II. ТРАДИЦИОННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ДАГЕСТАНЕ 60

1. Духовенство как проводник школьной системы образования 60

2. Обучение и воспитание в конфессиональных школах до

второй половины XIX века 85

ГЛАВА III. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX в.) 94

1. Общеобразовательные школы 94

2. Обучение дагестанцев в учебных заведениях России 119

3. Женское образование 127

4. Конфессиональные школы 134

ГЛАВА IV. ШКОЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ДАГЕСТАНЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ 146

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 178

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

И ИСТОЧНИКОВ 188

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 212

Введение к работе

Само название исследуемой нами темы уже говорит о высокой актуальности проблемы в целом и отдельных ее составляющих в частности. Рассмотрение специфики традиционного школьного образования в Дагестане; особенностей его развития в условиях грандиозных исторических событий, приведших к важным изменениям во всех сферах общественной, семейной, личной жизни горцев Дагестана; уяснение под этим углом зрения, с одной стороны, соотношение местных традиций в системе образования и воспитания подрастающего поколения с огромным влиянием в этой сфере арабо-мусульманской культуры и, с другой стороны - новых тенденций в той же сфере, вытекающих из фактов окончания Кавказской войны, вхождения Дагестана в состав Российской империи и последовавших вслед за этим административных, судебных^ хозяйственных реформ; реформ в системе школьного образования, возникновение новых веяний в этой области с установлением Советской власти — необычайно актуально уже само по себе. Разумеется, что актуальность эта определяется не только познавательным процессом, связанным с раскрытием, освещением перечисленных вопросов. Система традиционного школьного образования народов Дагестана складывалась и развивалась в конкретно-исторических условиях складывания и развития определенных форм социальной, экономической, культурной жизни народов Дагестана, во многом вытекая из них, и им соответствовала. Без уяснения особенностей развития школьного образования, невозможно составить целостного представления ни о духовной культуре народов Дагестана, ни о его общественном быте; эти особенности теснейшим образом были связаны с традиционным семейным бытом горцев, системой хозяйствования, со спецификой взаимоотношений народов Дагестана между собой, с политическими и культурными их взаимоотношениями с другими народами.

Со второй половины XIX века система школьного образования Дагестана все более и более стала приобретать современные черты, намного улучшаются возможности знакомства с русским языком, русской письменностью и на их

4 основе - с передовой русской культурой, достижениями европейского просвещения. Многие российские работники просвещения, педагоги, ученые, вне зависимости от колониальных целей и усмотрений царской администрации, приложили немало усилий, порой — самоотверженного труда для обучения и воспитания подрастающего поколения дагестанцев в духе передовых, приближенных к жизни, идей российской, европейской педагогической мысли. Целая плеяда видных государственных, общественных деятелей, ученых, педагогов, публицистов Дагестана получила образование в российских учебных заведениях. В Дагестане стали появляться училища, гимназии, средние учебные заведения. Нельзя забывать, не ценить большого вклада русского народа в деле прогрессивного развития дагестанской школы. Объективная оценка их трудов и результатов их достижений должна хоть в какой-то степени противостоять националистическим настроениям, имеющим место в современном дагестанском обществе.

Сама по себе, в частностях и составных, поднимаемая нами тема не нова.

Из трудов дореволюционных авторов значение для нашей диссертации имеют работы П.К.Услара, члена-корреспондента Петербургской Академии Наук, труды которого по кавказским, дагестанским языкам заложили основы их научного изучения. В данном случае нас более всего интересовали те его труды, в которых система школьного образования в Дагестане автором характеризуется непосредственно1. Ученый пишет об особенностях обучения детей и подростков в мектебах и медресе Дагестана, воздает должное доступности обучения самых широких слоев населения, степени грамотности населения в Дагестане, лестно отзывается "о живом уме горцев", хотя крайне отрицательно высказывается о методах обучения в конфессиональной школе, в частности — о зубрежке, механическом заучивании непонятных текстов и с явным преувели-

1 Услар П.К. О распространении грамотности между горцами //ССКГ. Тифлис, 1870. Вып.З; Он же.Пред.положение об устройстве горских школ // Этнография Кавказа. Тифлис, 1887. Т.1. С.3-18.

5 чением называет это "методом, придуманным с целью затормозить развитие умственных способностей".

Очень важные сведения об организации обучения и направленности воспитания в конфессиональных школах Дагестана содержатся в работах Н.Ф.Дубровина, М.М.Ковалевского, Е.И.Козубского, С.Фарфаровского и др1. Дубровин Н.Ф. касается вопросов интересующей нас темы лишь попутно, отдельными штрихами, главным образом в контексте иллюстрации "цивилизаторской" миссии России в Дагестане. Относительно более подробный материал по теме мы находим у М.М.Ковалевского. Материал этот, тем не менее, чаще всего характеризует степень распространенности в Дагестане среди местных просвещенных людей и рядового узденства адатных и шариатских сводов и норм, соотношение адата и шариата в правовых отношениях населения, его знакомство с трудами по мусульманскому праву ученых арабо-мусульманского мира.

Особого внимания заслуживают работы Е.И.Козубского, имевшего по занимаемой должности доступ к непосредственной отчетной документации царской администрации в Дагестане. Он в течение 30 лет преподавал историю и географию в темирханшуринском реальном училище, одновременно являясь секретарем Дагестанского областного статистического комитета. В его статьях даются характеристики и традиционной системе образования в Дагестане, и изменениям в этой системе с 60-х годов XIX в. Статьи изобилуют богатым фактическим материалом, научно систематизированным и обобщенным. В своих работах Е.И.Козубский, как и его предшественики, тоже исходит из позиций

Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб, 1871. Т.1. Кн.І.С.121,123,138,167 и др; Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890.Т.2. С.89, 101, 163 и др; Козубский Е.И. Историческая записка о первом десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. (1880-1889 гг.) Порт-Петровск, 1890; Он же. Отчет о втором десятилетии Темир-Хан-Шуринского реального училища. 1890-1899. Темир-Хан-Шура, 1901; Он же. К истории народного образования в Дагестанской области в первое пятидесятилетие //Дагестанский сборник. Темир-Хан-Шура, 1902. Вып.1; Фарфаровский С. Дагестанская мусульманская школа // Журнал Министерства народного просвещения. 1915. Ноябрь. С.3-22.

"цивилизаторской" миссии царизма в Дагестане, оправдания его колониальной политики.

Насыщена фактическим материалом о конфессиональной школе в Дагестане и статья С.Фарфаровского, относящегося, тем не менее, к местной, традиционной системе обучения и воспитания молодежи с высокомерным пренебрежением и отрицанием в ней рационального начала.

Большую фактологическую ценность для нашей работы имеют работы местных, дагестанских авторов — А.Омарова, Г-М.Амирова, Г-Э.Алкадари, Д.Бутаева, Б.Далгата, А.Каяева, С.Габиева и др.1 Абдулла Омаров, воспитывавшийся в семье кадия и прошедший обучение в мектебе, медресе у известных дагестанских алимов, оставил после себя подробное описание жизни и быта и обучающихся различных ступеней мусульманской школы, и их преподавателей. Особенно большой материал по этим вопросам содержится в "Воспоминании муталима". Однако нельзя забывать, что при всей глубине и эт-нографичности его повествования о системе образования в дагестанкой школе, материал излагался человеком, переориентировавшимся в своих религиозных убеждениях (он принял христианство) и смотревшего на жизнь и быт горцев Дагестана глазами приверженца новой власти, новой администрации. Отсюда и несколько насмешливо — иронические нотки повествования автора в целом, и контекстуальное отрицание положительного, рационального, накопленного в Дагестане практикой обучения подрастающего поколения на протяжении многих десятилетий.

Примерно такая же позиция во взглядах на систему обучения в мусульманских школах Дагестана (там, где он касается этих вопросов в своей статье) и у Г-М.Амирова. Разница в том, что Г-М.Амиров высказывается по этим вопросам с позиций человека, обучавшегося в русской гимназии и получившего возмож-

1 Омаров А. Воспоминания муталима //ССКГ. Тифлис, 1868-1869. Вып. 1-2; Он же. Как живут лаки (из воспоминаний) // ССКГ. Тифлис, 1870. Вып.3-4; Амиров Г-М. Среди горцев северного Дагестана //ССКГ. Тифлис, 1873. Вып.7; Алкада-ри Г-Э. Асари-Дагестан. Махачкала, 1929; Туземец (Бугаев Д.) Грамотность в горах Дагестана. //Журнал Министерства народного просвещения. 1900. № 1.

7 ность сравнивать российско-европейскую образовательную систему с традиционной горской.

Г-Э.Алкадари много энергии, внимания и трудов посвятил проблемам образования, прочно связывая представление об улучшении жизни народа с углублением и расширением просвещения. Обучение и воспитание подрастающего поколения должно соответствовать меняющимся условиям жизни, учил он, поспевать за ними. Учение в мусульманских школах он считал формальным, схоластическим, не достаточно способствующим развитию личной образованности и общественной мысли. Ученый выступал против невежества народных масс, верил в способности горцев усваивать науки. Роли просвещения, науки, распространению знаний Г-Э.Алкадари придавал чрезмерно большое значение, несколько преувеличивая их место в общественном прогрессе1. Отдавая дань уважения местным ученым и их трудам, утверждая, что "предыдущие много оставили для последующих", он в то же время призывал просвещенных дагестанцев учиться у русских, использовать для прогресса в просвещении достижения России в науке и технике, приблизить, по примеру русских, обучение к непосредственным потребностям жизни.

Высоко оценивая роль мусульманской школы в деле просвещения народа, Д.Б.Бутаев в то же время резко критиковал ее за отсутствие какого-нибудь контроля за ходом учебного процесса, каких-либо единых методик преподавания, за господство в этой школе схоластических методов. С особым негодованием Д.Б.Бутаев обрушивался на невежество части тех, кто обучал молодежь в конфессиональных школах, на их неподготовленность к такой важной, ответственной работе, на тех, кто по его определению не менее учеников своих нуждался в образовании. Ратуя за светское образование, за обучение хотя бы какой-то части горской молодежи в школах с преподаванием на русском языке, он с гневом отмечает, что Темирханшуринское реальное училище, к примеру, "закрывает свои двери более 3Л горцев, жаждущих образования".

1 Баймурзаев А.Б. Из истории общественной мысли Дагестана второй половины XIX в. Махачкала, 1965. С.97.

В своей критике недостатков мусульманских школ в Дагестане Б.Далгат пошел дальше Д.Бутаева, однозначно высказываясь за замену конфессиональных школ светскими. Приветствуя появление горских русских школ, Б.Далгат считал в то же время, что они не дают необходимого минимума общеобразовательных знаний, выпускают недоучек, не способных к умственному труду; домой по окончанию этих школ ученики возвращаются белоручками, отвыкшими от сельскохозяйственных работ. Однако, мнение об абсолютной бесполезности этих школ Б.Далгат отвергал, считая, что "грамотность уже есть большое приобретение для горца". Горские школы необходимо реорганизовать в реальные училища, считал ученый, либо сохранить как низовую ступень школы, реформировав их таким образом, чтобы выпускники могли руководить производством в сельском хозяйстве или ремесленном деле. Претворяя свои идеи в жизнь, он был одним из активных сторонников создания Научно-просветитебльского общества кавказских горцев и даже разработал проект его устава.

В начале XX в., на волне реформации ислама, в странах мусульманского Востока началось движение за обновление системы обучения и воспитания. Это повлияло на возникновение в Татарии так называемого джадидистского движения, участники которого выступали за новометодные (европейского образца) школы1. В пропаганде реформаторских идей и новометодных школ значительную роль сыграла газета "Джаридату-Дагьистан" ("Газета Дагестана") на арабском языке, издававшаяся в Темир-Хан-Шуре в 1913-1916 годах и редактировавшаяся Али Каяевым. Началась серьезная дискуссия о перестройке конфессиональной школы. А.Каяев горячо выступал против конфессиональных школ с их порочной методикой преподавания и обучения. Он обращался к родителям с призывом воспитывать своих детей в духе современных требований, убеждал горцев, что переходом к научным, современным методам обучения и воспитания можно добиться культурного и нравственного совершенствования подрас-

1 Каймаразов Г.Ш. Очерки истории культуры народов Дагестана: От времени присоединения к России до наших дней. М, 1971. С. 139; Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала, 1986. С.1 И.

тающего поколения. Обучение в конфессиональных школах Каяев предлагал вести в первоначальный период на родном языке. Не случайно, поэтому, вскоре в учебный обиход вошла арабская грамматика на родном языке. Критикуя программу, уровень и методику обучения в мусульманских школах, А.Каяев видит виновниками этого невежества горцев, непонимание ими потребностей эпохи, колониальную политику царской администрации и скупость имущих, не заботящихся о просвещении народа.

Откровенно колонизаторской называл политику царской администрации в Дагестане в области просвещения и С.ИХабиев. В газетах, издаваемых им в Петербурге, главным образом - в "Заре Дагестана" (1912 - середина 1913 гг.), он развернул целую программу насущных задач, стоящих перед просвещением народов Дагестана. Он считал, что мусульманские школы сыграли в горном крае положительную роль в свое время, но на новом этапе развития общества от них надо отказаться. Надо открывать светские школы, считал просветитель», а существующие медресе переформировать в современные учебные заведения.. Высоко ценя русскую культуру и российскую систему образования, он высказывался категорически против идеи руссификации. Школа должна воспитывать учащихся в духе любви к Родине, к передовой России, считал он, в духе высокой нравственности и уважения ко всем народам, независимо от национальной и религиозной принадлежности. Особенное значение просветитель придавал профессиональным школам, которые, по его мнению, должны быть в каждом округе Дагестана и не только давать подрастающему поколению знания, но и как-то подготовить его к жизни.

На страницах издаваемых С.И.Габиевым газет развернулась острая дискуссия по вопросам о месте, значении и перспективах родного языка в образовании, о роли конфессиональных школ, о письменности народов Дагестана, о межнациональном языке общения горцев и др. Такие просвещенные личности, как М-Х.Кажлаев, М.Б.Абдуллаев, Н.Ш.Султанов и др. высказывали мысли и идеи, созвучные современной педагогической мысли, ставили проблемы, не

10 снятые с повестки дня организации обучения и просвещения в Дагестане и на сегодняшний день.

В советском Дагестане правительство обращало самое пристальное внимание на вопросы обучения и воспитание подрастающего поколения, на состояние грамотности населения, на проблемы строительства новой школы. Например, в ежемесячнике Дагоблкомитета ВКП (6) за апрель-май 1928 г. были помещены статьи о состоявшемся Пленуме ДК и ДКК ВКП(б) по вопросам народного образования в Дагестане, о состоянии всеобуча и мерах по его интенсификации, о начальной школе в республике и др.1; статья о мерах по расширению и углублению всеобуча в Дагестане в журнале, изданном Дагобкомом ВКП (6) "Социалистическое строительство Дагестана" в 1931 г. ; о планах и итогах работы Наркомпроса Дагестана в 1927-1928 годах3; о состоянии школ Дагестана в 1927 г.4; о проблемах с национальными кадрами учителей в 1933 г.5 -и др.

Специальное, систематическое, углубленное научное исследование проблем духовной культуры, общественного быта необычайно возросло с послевоенных лет, а точнее - с 50-х годов XX в. Здесь полагаем, прежде всего следует назвать многочисленные труды Г.Ш.Каймаразова. Начиная примерно с указанного периода и плоть до наших дней одна за другой выходили и продолжают выходить в свет его многочисленные монографии и статьи, посвященные, в частности, проблемам становления, развития и особенностей функционирования мектебов, медресе, прохождения курса обучения у отдельно взятых ученых-

Звезда: Ежемесячный журнал Дагестанского областного комитета ВКП(б). 1928. № 2. Апрель-май.

2 Гаджиев Узкое место всеобуча //Социалистическое строительство Дагестана.
1931. № 7-8. Июль-август.

3 Тимушев Л. Плановая работа Наркомпроса ДССР // Плановое хозяйство Даге
стана. 1927. № 9-Ю. Сентябрь-октябрь; Он же. К итогам работы Наркомпроса
за 1927-1928 гг. // Плановое хозяйство Дагестана. 1928. № 10-12. Октябрь-
декабрь.

4 Кинсбург И.П. Школьная перемена в ДССР // Плановое хозяйство Дагестана.
1927. № 1-2. Январь-февраль.

5 Селимханов А. О национальных кадрах учителей Дагестана // Просвещение
национальностей. 1933. № 1.

алимов и просветителей Дагестана, вопросам развития светского образования, учебных заведений с преподаванием на русском языке, профессиональных и профессионально-технических заведений, отношения правящих кругов и структур к образованию и просвещению народов Дагестана, научной педагогической мысли, вопросам роли колониальных устремлений России в деле народного образования - с одной стороны и объективно прогрессивного значения вхождения Дагестана в состав царской России с точки зрения образования и просвещения населения Дагестана - с другой, научному анализу деятельности местных просветителей и вклада в дело обучения и воспитания подрастающего поколения плеяды российских педагогов, ученых и просветителей и т.д..1 Для написания нашей работы труды Г.Ш. Каймаразова имели чрезвычайно важное значение.

В небольших по объему изданиях А.А.Абилова. посвященных изучению культурной революции в Дагестане и достижениям советской культуры в республике, затрагиваются и отдельные вопросы интересующей нас темы, имеющие отношение к проблемам учебно-воспитательного дела в горской среде в период развития социалистического общества2.

Каймаразов Г.Ш. Прогрессивное влияние России на развитие просвещения и культуры в Дагестане: Материалы к сессии. Махачкала, 1954; Каймаразов Г.Ш., Эфендиев А. Успехи культурного строительства за годы Советской власти. Махачкала, 1958; Он же. Борьба за осуществление всеобуча в Дагестане в годы первой и второй пятилеток (1928-1937 гг.) // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1959. вып.6; Он же. Из- истории народного образования в Дагестане в XIX в. // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1964. Вып. 12. (Сер.ист.); Каймаразов Г.Ш., Омаров М.С. Развитие народного образования в Советском Дагестане // К высотам социалистической культуры. Махачкала, 1967; Он же. К истории народного образования // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1970. Вып.20; Он же. Очерки истории культуры народов Дагестана: от времен присоединения к России до наших дней. М., 1971; он же. Формирование социалистической интеллигенции на Северном Кавказе: По материалам Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР. М., 1988; Он же. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989; Он же. Мусульманская система образования в Дагестане // Ислам и исламская культура в Дагестане. М., 2001;

2 Абилов А.А. Борьба компартии за осуществление культурной революции в Дагестане. Махачкала, 1957; он же. Очерки советской культуры народов Дагестана. Махачкала, 1959.

Большой вклад в разрабатываемую нами проблему внес профессор М.А.Абдуллаев. В своих научных работах, посвященных истории становления и развития философской, педагогической и общественно-политической мысли народов Дагестана, он останавливается на вопросах особенностей функционирования мектебов и медресе, специфики и степени подготовленности обучающих в этих заведениях вообще и в частности — уровня знаний дагестанских алимов - ученых, состоянию различных отраслей науки, научной и просветительской деятельности местных ученых и просветителей, переменам в области образования, происходивших с присоединением Дагестана к России и т.д..1

Вопросы становления и развития школьного образования в республике в связи с социалистическими преобразованиями в ней, соотношения традиционных форм обучения и воспитания подрастающего поколения с требованиями становления новой школы посвящен специальный раздел в объемной монографии Г.Д.Даниялова о социалистических преобразованиях в Дагестане в 1917-1937 гг.2.

Большой интерес для нашей работы представляют также монографии и статьи крупного государственного и общественного деятеля республики А.Д.Даниялова. Одна из его статей, опубликованная в журнале " Народы Азии и Африки", посвящена проблеме письменности у горцев Дагестана, решавшейся в острых дискуссиях на самых различных уровнях, а также вопросам ликвидации неграмотности в республике. В монографиях, посвященных вопросам

Абдуллаев М.А. Мыслители народов Дагестана XIX и начала XX в. Махачкала, 1963; Он же. Из истории философской и общественно-политической мысли народов Дагестана. М, 1968; Он же. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала, 1986; Он же. Общественно-политическая мысль в Дагестане в начале XX в. М., 1987; Он же. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала, 1989; Он же. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана. Махачкала, 1993 - и др.

2 Даниялов Г.Д. Социалистические преобразования в Дагестане (1920-1921 гг.) Махачкала, 1960; Он же. Строительство социализма в Дагестане. 1918-1937. М., 1988.

13 строительства социализма в Дагестане, автор останавливается на достижениях советской школы и задачах, стоящих перед просвещением в республике1.

В изданной Институтом ИЯЛ Дагестанского филиала АН СССР в 1960 г. монографии А-К.И.Эфендиева, посвященной вопросам формирования советской интеллигенции в республике в 1920-1940-х годах, освещаются, в частности, проблемы, связанные с подготовкой местных кадров учителей дагестанской школы, дается характеристика уровню профессиональной подготовки ее преподавательского состава2.

В своей работе использовали мы и труды А.СГаджиева. В частности, большое значение для нас имела монография ученого о роли русского народа в подъеме и развитии школьного дела в Дагестане, в подготовке местных высокопрофессиональных преподавательских кадров для школ и средних специальных учебных заведений в республике. В небольшом по объему издании посвященному П.К.Услару как основоположнику научного языковедения в Дагестане, автор дает краткие, но емкие характеристики конфессиональным школам горного края и тем позитивным тенденциям школьного дела, у истоков которых стоял выдающийся ученый-кавказовед3.

В монографии А.Б.Баймурзаева, вышедшей в 1965 г., дается подробный и всесторонний анализ мыслителям Дагестана второй половины XIX в. Г-Э.Алкадари, А.Омарову и М-Э.Османову. В общественно-политических и мировоззренческих концепциях этих ученых важное место занимали характеристики традиционной системы обучения в мектебе и медресе, уровня и специфики подготовки лиц, обучающих подрастающее поколение в этих учебных за-

Даниялов А.Д. Из истории борьбы за новую письменность и ликвидацию неграмотности в Дагестане // Народы Азии и Африки. М., 1972. № 6; Он же. Строительство социализма в Дагестане: Узловые проблемы. М., 1975.

2 Эфендиев А-К.И. Формирование советской интеллигенции в Дагестане (1920-
1940 гг.). Махачкала, 1960.

3 Гаджиев А.С. Роль Русского народа в исторических судьбах народов Дагеста
на. Махачкала, 1964; Он же Петр Карлович Услар - выдающийся кавказовед.
Махачкала, 1966.

14 ведениях, состояния и уровня развития научных знаний в просвещенной среде . Все это показано в монографии А.Б.Баймурзаева и использовано при написании настоящей работы. Вышеперечисленные труды А.А.Абилова, Г.Д.Даниялова, А.Д.Даниялова, А-К.И.Эфендиева, А.Б.Баймурзаева, А.С.Гаджиева не лишены недостатков, характерных для той эпохи - эпохи политического диктата и идеологического давления.

Вопросы, связанные с определением особенностей обучения детей и подростков в примечетских школах и изменений в практике обучения и воспитания подрастающего поколения после присоединения Дагестана к России, а затем — в результате установления Советской власти в горах рассматриваются и в монографии В.Г.Гаджиева, посвященной исследованию роли России в истории Дагестана2.

Особого внимания заслуживают исследования С.М.Омарова, всю свою жизнь отдавшего делу обучения и воспитания подрастающего поколения Дагестана. В своих трудах, специально посвященных вопросам становления и развития школьного образования в дореволюционном Дагестане, в советском Дагестане, изложению основ народной педагогики дагестанцев и др., он подвергает профессиональному анализу весьма значительный спектр проблем, связанных с нашей темой3.

Самое непосредственное отношение к нашей теме имеют труды А.Р.Исмаилова, в которых раскрываются успехи интеллигенции Дагестана в ее борьбе за ликвидацию неграмотности , на пути достижения всеобщей грамот-

Баймурзаев А.Б. Из истории общественной мысли Дагестана второй половины XIX в. Махачкала, 1965.

2 Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М., 1965.

3 Омаров СМ. Развитие советской школы в Дагестане //Вопросы учебно-
воспитательной работы в школе. Махачкала, 1966; Он же. Школьное образова
ние в дореволюционном Дагестане // Школьное образование в Дагестане. Ма
хачкала, 1968; Он же. Первые годы строительства Советской школы в Дагеста
не. Махачкала, 1968; Он же. Развитие народного образования в Дагестане // Со
ветскому Дагестану 50 лет. Махачкала, 1971; Он же. Основы народной педаго
гики Дагестана. Махачкала, 2000 и др.

15 ности, особенности развития народного образования в республике в первые годы Советской власти и др.1.

Большой вклад в дело становления и развития народной школы Дагестана внесла русская интеллигенция, что на конкретном материале проиллюстрировано А.И.Свистуновой в монографии "Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Дагестане", вышедшей в 1973 г.2.

В статье, посвященной истории строительства советской школы в республиках Северного Кавказа, С.Ф.Губарев уделяет внимание и Дагестану, останавливаясь на сложных проблемах и их преодолении в деле развития школьного образования в горном крае3.

В методологическом плане большую пользу извлекли мы из исследования Ш.А.Мирзоева об основах народной педагогики Дагестана, выпущенной Дагестанским учебно-педагогическим издательством в 1986 г.4.

На вопросах особенностей развития просвещения Дагестана на рубеже XIX-XX вв. останавливается и Б.Б.Булатов в своей монографии, где рассматриваются особенности социально-экономических отношений и развития экономики, становление и развитие новых производственных отношений, промышленности и сельского хозяйства, изменения социально-этнических процессов и, что

Исмаилов А.Р. Борьба за ликвидацию неграмотности в Дагестане в первое десятилетие Советской власти (1920-1930 гг.) // УЗ ИИЯЛ. Махачкала, 1968. Вып. 19. Кн.1; Он же. Развитие народного образования в Дагестане // История СССР. М., 1968. Вып.2; Он же. Дагестан - республика сплошной грамотности. Махачкала, 1968; Он же. Ликвидация неграмотности в Дагестане: К 50-летию ленинского декрета "О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР". Махачкала, 1970; Он же. Страницы борьбы: Новые документы из истории борьбы за всеобщую грамотность в Дагестане // Советский Дагестан. 1981. №2; Он же. Культурная революция в Дагестане: Исторический опыт и современные проблемы. Ростов-на-Дону, 1984 и др.

2 Свистунова А.И. Прогрессивная деятельность русской интеллигенции в Даге
стане. (Вторая половина XIX - начало XX в.). Махачкала, 1973.

3 Губарев С.Ф. Из истории строительства Советской школы в национальных
республиках Северного Кавказа // Известия Северокавказского научного центра
высшей школы. 1982. № 1.

4 Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: Содержание, формы и методы
воспитания. Махачкала, 1986.

имеет наибольшее отношение к нашей работе, специфика культурного строительства в республике в указанный период1.

В работе над диссертацией мы постоянно обращались также к монографии Булатова Б.Б. и Лугуева С.А., посвященной духовной культуре горцев Дагестана в XVIII- XX вв., где в специальных разделах рассматриваются традиционные формы и методы народного образования и состояния различных отраслей науки в границах хронологических рамок исследования2.

Неоценимую помощь в нашей работе оказало исследование Х.Г.Магидова "Очерки краткой истории развития образования в Дагестане", вышедшей в 1998 году3. Здесь автор делает краткий экскурс в историю развития письменности у древних народов мира с проекцией на возникновение и развитие письменности у народов Дагестана, дает научную характеристику книгам и публикациям на языках народов Дагестана, изданных еще в дореволюционный период, останавливается на осуществлении в республике всеобщего обязательного среднего образования и школьной реформы 1984 года. В этом исследовании особую важность для нас составляли разделы об образовании в Дагестане в предоктябрьский период и о состоянии образования в республике в первое десятилетие Советской власти.

Специальную главу выделил рассмотрению образования в Дагестане в системе военно-народного управления М.М.Гасанов в монографическом исследовании "Дагестан в составе России: Вторая половина XIX века"4.

В 2003 г. вышло в свет монографическое исследование Э.М-Г.Зулыгукаровой "Формирование и деятельность дагестанской интеллигенции:

1 Булатов Б.Б. Дагестан на рубеже XIX -XX веков. Махачкала, 1996.

2 Булатов Б.Б., Лугуев С.А. Духовная культура народов Дагестана в XVIII-XIX
веках. (Аварцы, даргинцы, лакцы). Махачкала, 1999.

3 Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. Ма
хачкала, 1998.

4 Гасанов М.М. Дагестан в составе России (вторая половина века). Махачкала,
1999.

17 Конец XIX - середина XX века"1. Непосредственное отношение к кругу рассматриваемых нами вопросов имеют такие разделы этого широкого по охвату проблемы и глубокого по содержанию исследования, как "Влияние русской интеллигенции на процесс формирования дагестанской интеллигенции", "Конфессиональное образование в Дагестане и его вклад в подготовку и формирование дагестанской интеллигенции", "Вклад дагестанской интеллигенции в развитие экономики, науки и культуры народов Дагестана" и др.»

Вопросы традиционного домашнего обучения и воспитания подрастающего поколения, деятельности конфессиональных школ, состояния науки и ее отраслей, появления первых русскоязычных и светских школ и другие, непосредственно связанные с темой нашего исследования, так или иначе затрагиваются, рассматриваются в серии историко-этнографических исследований, посвящен-ных отдельным народам Дагестана. Часть этих исследований опубликована ,

Зульпукарова Э.М-Г. Формирование и деятельность дагестанской интеллигенции: Конец XIX - середина XX века. Махачкала, 2003. 2 Гаджиева С.Ш. Кумыки: Историко-этнографическое исследование. М., 1961; Она же. Дагестанские терекеменцы. XIX - нач.ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. М., 1990; Она же. Дагестанские азербайджанцы. XIX- нач.ХХ в. Историко-этнографическое исследование. М., 1999; Булатова А.Г. Лакцы: Историко-этнографические очерки. XIX- нач.ХХ в. Махачкала, 1971; Она же. Лакцы: Историко-этнографическое исследование. XIX — нач.ХХ в. Махачкала, 2000; Она же. Рутульцы: Историко-этнографическое исследование. XIX -нач.ХХ в. М., 2003; Алимова Б.М. Табасаранцы. XIX.- XX в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1992; Она же. Кайтаги: XIX-нач.ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1998; Алимова Б.М., Лугуев С.А. Годоберинцы. Х1Х-нач.ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1997; Алимова Б.М., Магомедов Д.М. Ботлихцы. XIX - нач.ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1993; Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Бежтинцы: Историко-этнографическое исследование. XIX- нач.ХХ в. Махачкала, 1994; Они же. Дидойцы (цезы): Историко-этнографическое исследование. XIX- нач.ХХ в. Махачкала, 2000; Мусаева М.К. Хваршины. Х1Х-нач.ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 1995; Ризаханова М.Ш. Гунзибцы. XIX -нач.ХХ в.: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2001; Агларов М.А. Андийцы: Историко-этнографическое исследование. Махачкала, 2002.

18 другая их часть, рекомендованная к изданию Ученым советом Института ИАЭ Дагестанского НЦ РАН, хранится в Рукописном фонде этого института1.

Богатый и разносторонний материал по нашей теме содержится в Центральном Государственном архиве РД. Здесь нами использованы материалы фонда 2 — "Канцелярия военного губернатора Дагестанской области" (Оп.1, Д.41; Оп.2, д.63, 98, 109, 138, 148, 149, 171); фонда 81 -"Инспекция народных училищ Дагестанской области Бакинско-Дагестанской дирекции народных училищ" (оп.1, д,5; оп.З, д.4; оп.8, д.1; оп.9,д. 1,2,5); фонда 34-р - "Министерство просвещения ДАССР" (оп.1, д.4); фонда 37-р - "Центральный исполнительный комитет ДАССР" (оп.11, д.6, 12, 15, 108); фонда 117-р - "Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции" (оп.7, д. 15, 74, 108). В дореволюционных фондах нас интересовали отчеты и переписка о состоянии обучения молодежи и перспективах его модернизации. Фонды послеоктябрьского периода отражают деятельность государственных органов и ответственных лиц в самых различных областях школьного строительства.

Широко прибегали мы и к опубликованным материалам. Это и Бюллетени официальных распоряжений и сообщений Наркомпроса ДАССР 1923г., №1,8 и Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства (СУ РСФСР) за 1917-1919 гг.), и Сборник руководящих материалов о школе (1952 г.), Статистические сборники, информационная литература типа "25 лет

1 РФ ИИАЭ. Ф.З.Оп.З: Агларов М.А. Андийская группа народностей в XIX — нач.ХХ в.: Историко-этнографические очерки. Д.67.1965; Лугуев С.А. Ахвахцы: Историко-этнографическое исследование. XIX - нач.ХХв. 1985. Д.618; Он же. Балхарцы: Историко-этнографическое исследование. Х1Х-нач.ХХ в. 1998. Д.859; Лугуев С.А., Магомедов Д.М. Каратинцы: Историко-этнографическое исследование. XIX-нач.ХХ в. 1991. Д.733; Гаджиев Г.А. Чамалалы: Историко-этнографическое исследование. XIX - нач.ХХ в. 1988. Д.693; Он же. Багулалы: Историко-этнографическое исследование. Х1Х-нач XX в. 1991.Д.787; Ризахано-ва М.Ш. Гинухцы. ХГХ-начХХв.: Историко-этнографическое исследование. Д.735. 1991; Дибиров М.А., Исламмагомедов А.И. Аварцы: этнографическое исследование. XIX- нач.ХХ в. 1996-1998. Д.860; Курбанов М-З.Ю.Сюргинцы. XIX- нач.ХХв.: Историко-этнографическое исследование. 1997. Д.857; Маго-медханов М.М. Тиндинцы: XIX-нач.ХХ.в: Историко-этнографическое исследо-вание.Д.855. 1998.

19 борьбы и труда в составе Российской Федерации" (1946 г.), "Дагестанская организация ВКП(б) в цифрах" (1927 г.), "КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК" (1983 г.), "Известия ВЦИК" (1918 г.), "Съезды Советов в документах" (1917-1936 г.), Обзоры Дагестанской области за 1892, 1896, 1902, 1905, 1906, 1908, 1913, 1915 гг., журналы "Плановое хозяйство Дагестана" (номера за 1927-1928 гг.) и др.

Широко использованы нами материалы, касающиеся нашей темы, "Актов Кавказской археографической комиссии" (АКАК) (Т. 1-12, Тифлис, 1866-1904), "Кавказских календарей" (на 1850-1917 гг., Тифлис, 1849-1916), "Сборников материалов для описания местностей и племен Кавказа" (СМОМПК, вып. 1-46, Тифлис — Махачкала, 1860-1929 гг.), "Сборников сведений о кавказских горцев" (ССКГ, вып. 1-10, Тифлис, 1868-1881) и других хорошо известных, периодически выходивших изданий.

Таким образом, по изучаемой нами теме имеются и специальная литература, и достаточное количество источников. Тем не менее, целенаправленное специальное монографическое исследование развития школьной системы образования и народов Дагестана в XIX - начале XX веков проводится впервые.

На широком фактическом материале, с привлечением вышедшей в последние годы литературы, архивных данных, материалов Рукописного фонда Института ИАЭ ДНЦ РАН, сделана попытка показать то поистене огромное внимание, которое уделялось обществами Дагестана вопросам системной социализации подрастающего поколения, его образования; раскрыть значение приобщения народов Дагестана к идеологии ислама, к арабоязычной культуре с точки зрения развития и направленности школьного образования; определить место и роль конфессиональных учебных заведений в этих процессах; проследить историческую закономерность поэтапных изменений в системе школьного образования в крае, с тенденцией приведения этой системы в соответствие с новыми условиями развития дагестанского общества; остановиться на борьбе, противостоянии традиционных форм просвещения по отношению к новым, навеянным настоятельным требованиям исторически сложившихся условий; проследить и

20 объяснить двойственность усилий и мероприятий царской администрации, предпринявшей изменения в школьной системе обучения, образования с учетом интересов правящих кругов империи в покоренном крае, но, тем не менее, сделавшей очень многое в деле просвещения детей, молодежи, местного населения; проследить, таким образом, историческую непрерывность и преемственность представлений, предприятий, усилий общества в вопросах обучения и воспитания подрастающего поколения в едином образовательном пространстве, которое представлял собой Дагестан с народами, этническими и этнографическими группами.

Цель настоящей работы — возможно всестороннее и полное освещение особенностей, специфики, системы, объема, направленности, результатов, методики обучения и воспитания подрастающего поколения в Дагестане в XIX — начале XX веков, выявление изменений, происходивших в этой системе под влиянием исторически значимых внешних, экономических и культурных факторов и, с другой стороны - внутренних процессов социально-экономического и политического развития дагестанского общества.

Для достижения основной цели мы попытались решить несколько задач, главными из которых видятся следующие:

  1. дать краткий очерк социально-экономического и политического развития Дагестана в XIX - начале XX в.;

  2. охарактеризовать направленность и степень влияния арабо-мусульманской культуры на духовное развитие дагестанского общества;

  3. выявить специфику домашнего и последующего мектебского обучения и воспитания подрастающего поколения;

  4. охарактеризовать систему обучения в медресе, объем и уровень получаемых знаний учащимися в "среднем звене" конфессиональной школы;

  5. раскрыть и объяснить новые веяния в школьном образовании как результат вхождения Дагестана в состав России;

  1. показать изменения в системе обучения и воспитания подрастающего поколения под влиянием реформ в Дагестанской области 60-70-х годов XIX в.;

  2. показать борьбу рутинного, отживающего и прогрессивного, передового в становлении и развитии школьного образования в Дагестане;

  3. раскрыть роль российской и дагестанской передовой интеллигенции в развитии просвещения в Дагестане и, в частности, - школьного образования;

  4. охарактеризовать деятельность советской власти по строительству в Дагестане школьной системы, соответствующей духу и требованиям нового времени.

Хронологические рамки исследования выбраны не случайно: XIX - начало XX в. для характеристики системы школьного образования Дагестана - наиболее удачный исторический период, позволяющий проиллюстрировать постепенную смену в духовной культуре народов Дагестана. Крайние хронологические рамки характеризуются следующими чертами: присоединение Дагестана к России и конечная граница - это завершение введения обязательного всеобщего обучения, достижение впечатляющих успехов в ликвидации неграмотности, создание системы специального образования, как среднего, так и высшего, а также принятие конституции ДАССР, где отражались основные завоевания социализма, в том числе и в сфере культуры.

Новизна настоящей работы определяется и названием цельного монографического исследования, и целями и задачами, изложенными выше. Новыми являются и оценочные критерии, оценки значения конфессиональных школ в деле просвещения населения и образования подрастающего поколения, и последующих нововведений и преобразований, и усилий молодого Советского государства в деле совершенствования системы школьного образования: в каждом случае, в каждом периоде сделана попытка выявления, осмысления как позитивного, несущего населению пользу, так и негативного, рутинного, реакци-

22 онного, по сущности - антинародного. В ряде случаев автором приводится и новая литература, и не использованные ранее архивные материалы, и опубликованные документальные материалы.

Теоретическую и методологическую основу нашей работы составляют принципы исторического детерминизма - взаимообусловленности фактов и событий в их взаимной последовательности и причинно-следственной связи. Основываясь на исследовательском опыте своих, в большинстве своем широко известных, предшественников мы попытались специально изучить и обобщить этапы развития школьной системы обучения и воспитания подрастающего поколения и в XIX в., и на рубеже двух веков.

Народы Дагестана в XIX - начале XX в.: краткий очерк социально-экономического и политического развития

Дагестан расположен на северо-восточных склонах Большого Кавказа и юго-западной части Прикаспийской низменности. На востоке территория Дагестана ограничена побережьем Каспийского моря, на севере и западе по гребням и отрогам Андийского и Снегового хребтов проходит граница с чеченцами, на юго-западе по гребню Главного Кавказского хребта - с Грузией, на юге и юго-востоке по этому же хребту и р.Самур - с Азербайджаном1.

Часть Дагестана расположена в высокогорье, с горными вершинами, превышающими порой 4 тыс.м над уровнем моря. Терско-Сулакская и Приморская низменности составляют без малого половину территории «страны гор». Остальная часть Дагестана - это предгорный и внутренний горный Дагестан, образованный долинами, плато и продольными хребтами2.

В XV - XVIII вв. Дагестан становится объектом постоянных притязаний Турции, Ирана и России3. На почве общих интересов - борьбы против ирано-турецкой экспансии оживились дипломатические и торгово-экономические отношения Дагестана с Россией. В результате этих все более углублявшихся взаимоотношений в первой трети XVII в. почти все феодальные владения Дагестана были приняты в подданство России4. Каспийский поход Петра I начинает эпоху интенсивного проникновения России в Дагестан5. Тем не менее, процесс включения Дагестана в состав России затянулся надолго, до начала XIX в. Произошло это важнейшее в жизни народов края событие в 1813 г., в результате подписания Гюлистанского договора между Россией и Ираном1.

В первые годы после этого события в Дагестане, как и в других районах Кавказа, царская администрация введена не была. Российское правительство оставило у власти ханско-беское сословие, по-прежнему в общинах и союзах общины, главную роль продолжала играть управленческая и имущая верхушка. Видя в тех и других социальную опору для проведения своей политики, царское правительство оказывало им всяческую поддержку. Опираясь на эту программу, феодальные владетели и общинная верхушка усилили давление на крестьянство2.

Ситуация заметно изменилась с назначением в 1816 г. наместником Кавказа А.П.Ермолова. Он вел сложную политику, продолжая, с одной стороны, поддерживать ханов и беков, и, с другой стороны, предприняв ряд мероприятий, направленных на усиление их подчиненности царской администрации. Последнее вызвало острое недовольство местного правящего сословия. В ответ на проявления такого недовольства наместник организовал ряд карательных экспедиций в горы Дагестана, сместил отдельных владетелей, жестоко расправился с изъявлениями непокорности .

К этому времени, т.е. к 20-30-м гг. XIX в., заметно усложнилась международная обстановка. Российская империя «твердой ногой стояла на Кавказе», не считаться с этим фактом правительства Турции и Ирана не могли, как не могли с ним и примириться. С их стороны стали проводиться мероприятия к попытке с помощью Англии и Франции, у которых на Кавказе были свои интересы, вытеснить Россию из Дагестана, в конечном счете — с Кавказа4.

Духовенство как проводник школьной системы образования

Проблемам постановки и специфики школьного образования следует, на наш взгляд, предварить хотя бы самый общий обзор становления и развития письменности у народов Дагестана.

О заметной роли письменности на территории Дагестана целесообразно говорить с албанского периода истории дагестанских народов, часть которых имела своих предков среди племен Кавказской Албании, и куда территориально входила часть Дагестана1.

Уже вів. н.э., полагает А.Г.Шанидзе, албанский, местный алфавит обслу-живал потребности духовенства и местной знати . «Вероятно, - предполагают Б.Б. Булатов и СА.Лугуев, алфавит этот был вытеснен другим, созданным в 405-406 гг. армянским монахом, ученым и просветителем Месропом Маштаце-ли (361-440 гг. н.э.)3.

Видные археологи Дагестана В.Г.Котович и Д.М.Атаев с большой долей уверенности также предполагали, что символы-метки, оставленные на отдельных гончарных изделиях Урцекинского городища (VI в. до н.э. - VIII в. н.э.)1, представляют собой фрагменты албанского алфавита .

Большинство надписей на надмогильных стелах, неподалеку от г.Мингечаура на р.Куре, составленных из знаков этого алфавита, ученым удалось расшифровать3. Научно установлено, в частности, что албанский алфавит обслуживал язык удинов, иначе - один из языков дагестанской группы4. В 19971 г. проф.О.М.Давудовым в окрестностях сел.Верхний Лобкомахи (Лева-шинский рйон) была обнаружена табличка, содержащая около четырех десятков знаков, близких по начертанию с письменами5.

Примерно в этот же период на территории Южного Дагестана постепенное распространение получает пехлевийское (среднеперсидское) письмо на основе персидско-армянского алфавита . Они были мастерски нанесены на каменные блоки оснований различных участков дербентской стены. Из этого обстоятельства Е.А.Пахомова делает вывод, что грамотность в регионе была высокой, коль скоро была доступна каменщикам и резчикам по камню, т.е. ремесленникам7.

Из средневековых источников учеными были почерпнуты сведения о том, что кубачинцы, совершая погребальный обряд, собирали кости умерших членов семьи в специальный ритуальный мешочек, поверх которого перед погребением наносились какие-то письмена8.

«Завоевательные войны восточных стран и распространение ислама способствовало втягиванию Дагестана в орбиту культурного влияния мусульманского Востока, - вслед за другими исследователями считают Б.Б.Булатов и С.А.Лугуев — Это влияние способствовало распространению письменности, развитию культуры, науки и общественно-политической мысли. Знание арабского языка и грамоты позволило известной части горцев приобщаться к культуре арабов и через них - к культуре многих других народов мира»1.

Такое мнение неоднократно высказывалось И.Ю.Крачковским, В.В.Бартольдом, А.Р.Шихсаидовым, Г.Ш.Каймаразовым и др.2

В свое время (X — XV вв.) распространение в Дагестане получило грузинское письмо. Его появление здесь было связано с христианизацией части дагестанцев с IV в. через Грузию и Армению3. Древние грузинские надписи сохранились на тесаных камнях в основе строений, на стенах, на каменных крестах. Большинство таких находок сделано на территории аварцев, преимущественно в Северо-Западном Дагестане4. Большая часть текстов и обозначений состоит из уставных заглавных букв, встречается также письмо и скорописью.

Общеобразовательные школы

Становление развитие русскоязычных школ в Дагестане непосредственно связано с вхождением Дагестана в состав России. Присоединение Дагестана к России имело огромное значение для судеб как самих дагестанцев, так и всего края . Для Дагестана открылись широкие перспективы для экономического, политического и культурного развития.

Столь же выдающееся значение имело вхождение Дагестана в состав России и для дальнейшего развития системы образования и широкого распространения русскоязычных школ . Говоря о значении русскоязычных школ, уместно заметить, что они являлись для Дагестана качественно совершенно новым явлением - образцом светского образования, которого прежде дагестанцы не знали. Но при этом не следует упускать из виду то обстоятельство, что царское правительство не в последнюю очередь ставило цель подготовить верных режиму слуг, «готовых верой и правдой служить царизму»3.

Подробные и самые первые сведения о становлении и развитии русскоязычных школ в Дагестане мы находим у Е.И.Козубского, который являлся и организатором школьной системы, и сам долгое время занимался преподавательской деятельностью1.

Самое первое русскоязычное учебное заведение в Дагестане появилось еще до образования Дагестанской области. Оно было основано в 1837 году в г. Дербенте. Оно было открыто 19 ноября 1837 года, на основании положения о Закавказских училищах 12 мая 1835 года, по которому «Закавказские уездные училища, учреждаемые для детей всякого свободного состояния, имеют целью распространение в том же крае начальных сведений и приготовление учащихся к продолжению курса учения в Тифлисской гимназии». Открытию училища предшествовали долгие и кропотливые усилия. В училище было 3 класса, из которых один был приготовительный; в число предметов преподавания были введены армянский и татарский языки. На содержание училища выделялось 1780 руб. .1 июля 1877 г. Дербентское уездное училище было преобразовано в трехклассное городское.

В 1847-1848 гг. наместник царя на Кавказе князь М. С. Воронцов учредил в Тифлисе два училища. Училища эти предназначались для детей мусульман всех «свободных состояний», с целью «предоставления средств приобресть познания по законам их веры и изучить русский язык в объеме, потребном для них в общежитии»3.

Подобное училище в 1848 г. было открыто и в Дербенте. Это было второе училище в Дагестане. Князь Воронцов предписал пригласить в училище учителя мусульманского курса. Ученикам предоставлялось также право заниматься по их желанию русским языком .

«Вопрос о мусульманских училищах» был поручен известному ориенталисту Ханыкову. По рекомендации Ханыкова разрабатывались программы и учебные планы мусульманских школ. Учителем мусульманского курса был назначен, также по его рекомендации, Айгун-кади Дженгутайский. В качестве преподавателя русского языка — подпоручик Мирза Мехибек Гашимбеков2.

Уже в декабре 1848 г. в училище состояло 64 ученика, из которых 34, кроме арабского языка, изучали и русский язык. Затем число учащихся уменьшилось. В 1854-1855 г. их насчитывалось всего 20 человек. 15 января 1855 г. школа в Дербенте была закрыта и 25-го того же месяца открыта в Темир-Хан-Шуре. С 1857 г. ученики обучались, кроме чтения и письма, грамматике, арифметике и начальным сведениям из географии и истории. В таком виде школа существовала до 1859 г., а затем вошла в состав открывшейся в Темир-Хан-Шуре горской окружной школы3.

Похожие диссертации на Развитие школьной системы образования в Дагестане в XIX - первой трети XX в.