Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование Глотова Галина Петровна

Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование
<
Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Глотова Галина Петровна. Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2001.- 199 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/294-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Становление традиций в пограничной страже конца XIX - начала XX веков 25

1. Исторические условия формирования и функционирования традиций в пограничной страже. Реформа 1893 года 25

2. Традиции, их содержание и роль в жизни Отдельного корпуса пограничной стражи 48

Глава II. Влияние традиций на боевую и повседневную деятельность Отдельного корпуса пограничной стражи 97

1. Воспитание личного состава на традициях Православия, верности присяге и Отечеству 97

2. Героические традиции чинов пограничной стражи и их проявление в боевой обстановке 115

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158

Библиографический список использованной литературы 169

Приложения 183

Введение к работе

В пограничных войсках продолжается работа по созданию современной системы воспитания личного состава, особая значимость которой обусловлена воздействием на нее факторов общественно-политической обстановки. Главная цель воспитания на современном этапе - развитие качеств личности воина, отвечающих национально-государственным интересам страны, формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества. Безопасность, воспринимаемая через призму национальных ценностей, представляет собой условие существования государства. Политика, которая ведет к утрате национальных ценностей, неприемлема для общества. Диалектика общественного развития свидетельствует о необходимости научных знаний, без которых невозможно решать успешно задачи повседневной жизни. Они складываются преимущественно на основе научного обобщения исторического опыта. В настоящее время необходимо активизировать военно-патриотическое воспитание в войсках на боевых традициях, в том числе пограничных. В ФПС России 20 мая 1993 года принята "Концепция военно-исторической работы в Федеральной пограничной службе Российской Федерации".1 Опыт пограничной стражи России дореволюционного периода представляет собой неоценимый материал при формировании морально-психологического облика защитника рубежей Отечества в современных условиях реформирования Федеральной пограничной службы Российской Федерации (ФПС РФ).

Необходимость изучения традиций пограничной стражи конца XIX - начала XX столетия определила выбор темы исследования. Актуальность темы исследования определяется следующими обстоятельствами:

Во-первых, необходимостью совершенствования системы воспитательной работы в войсках по формированию морально-психологического облика 1 См.: Об организации военно-исторической работы в ФПС России в органах пограничной службы Российской Федерации. Приказ № 772 от 5.11.96 г.

61-2940004 (2301x3444x2 tiff)

4 современного воина-пограничника, которая предполагает использование исторического опыта воспитания на традициях

В- вторых, отсутствием разработки в Отечественной истории проблемы традиций Отдельного корпуса пограничной стражи.

В-третьих важностью изучения преемственности и развития традиций Отдельного корпуса пограничной стражи, как одного из родов войск Вооруженных Сил России.

Степень научной разработанности проблемы:

Теоретическая разработка проблемы прогрессивных пограничных традиций (ОКПС) их преемственности не являлась предметом исследования. Несмотря на внушительные цифры накопившихся публикаций по истории погранвойск не было ни одной, которая бы была посвящена истории боевых традиций Отдельного корпуса пограничной стражи, что объясняется: во-первых, сложностью и многоплановостью исследуемой темы; во-вторых, крайней закрытостью структуры; в-третьих, идеологизированным подходом авторов к освещению исследуемой темы. Впервые в исторической науке сделана попытка комплексного исследования традиций пограничной стражи России конца XIX - начала XX веков.

В данном диссертационном исследовании раскрываются сущность и содержание традиций Отдельного корпуса пограничной стражи, традиций одного из родов войск, выделяются их особенности в связи с конкретными задачами служебно-боевой деятельности пограничных войск в конкретно-исторической обстановке. Сложность темы исследования обусловлена тем, что она находится на стыке многих научных дисциплин. Вопросами изучения традиций занимались историки, философы, политики, психологи, богословы, писатели, художники. Перед исследователем истории традиций. Отдельного корпуса пограничной стражи стоит сложный вопрос периоди-

61-2940005 (2300x3443x2 tiff) зации литературы. Автор выделяет следующие периоды:

Первый период: конец XIX столетия - до 1917 г. - работы, освещающие время создания и функционирования Отдельного корпуса пограничной стражи. Формирование собственно корпусных традиций, историческую эпоху.

Второй период: 1917 год по 80-е годы - разработка проблемы с позиции новых подходов к изучению исторического опыта охраны государственной границы, жизни и быта пограничников прошлых лет.

Третий период: с 90-х годов по сегодняшний день.

Исследование первого периода представляется наиболее сложным. В это время появляются фундаментальные работы, посвященные истории создания и развития пограничной стражи в России. Наиболее известным является труд генерала Чернушевича М.П. "Материалы к истории Пограничной стражи" в 2-х частях : "Служба Пограничной стражи в военное время" и "Служба Пограничной стражи в мирное время", работы полковника Логофета Д.Н.3, ротмистра Тютчева Ф.Ф.4 Анализ материала, содержащегося в труде генерала Чернушевича М.П., позволяет сделать вывод о времени и характере зарождавшихся традиций пограничной стражи. Традиции в трудах Чернушевича М.П. не представлены отдельным блоком. Хотя приведены многочисленные примеры подвигов пограничников как в военное, так и мирное время, подробно описаны моменты становления пограничной стражи как таковой, дана характеристика отдельных участков границы. Описательность - характерная черта трудов дореволюционного периода историографии о пограничной службе и пограничных традициях. Только скрупулезный анализ позволяет выделить традиции в служебно-боевой и бытовой сферах жизнедеятельности корпуса. Служебно-боевая 1 См.: На страже границ Отечества. -М, "Граница", 1998. 2 См.: Чернушевич М.П. Материалы к истории Пограничной стражи. Ч. 1: "Служба Пограничной стражи в мирное время". - Спб., 1909. Ч. 2: "Служба Пограничной стражи в военное время". - Спб., 1909. Спб. 1900-1909. 3 См.: Логофет Д.Н. Страна бесправна. - Спб., 1909. 4 См.: Тютчев Ф.Ф. Избранные произведения в 2-х томах. - М., "Современник", 1965..

61-2940006 (2284x3433x2 tiff) -6- деятельность корпуса в мирное время подробно разработана и занимает в исследовании значительное место. Боевая подготовка пограничных войск дана через призму повседневных занятий и описания учебных тренировок в мирное время.

Изучение пограничной службы Среднеазиатского региона невозможно без обращения к работам Логофета Д.Н. "Страна бесправна", "На границах Средней Азии", в которых дается анализ методов обучения и воспитания войск Пограничной стражи, организация служебно-боевой деятельности и воинского быта пограничников К

Ротмистр штаба Отдельного корпуса пограничной стражи Тютчев Ф.Ф. в своих произведениях рассматривает служебную деятельность пограничников, особенности пограничного быта 2-х регионов: 3 округа пограничной стражи (Ченстоховская бригада) и 6 округа (Эриванская бригада). Служба на границе с Пруссией отражена в произведениях "Беглец" и "Герои долга", проблемы пограничной службы на Кавказе - "На скалах и долинах Дагестана". Этот труд представляет собой уникальный материал для изучения обычаев и традиций народов Кавказа, особенностей службы пограничников в самом тяжелом, 6-ом округе пограничной стражи.2

Следует выделить справочно-энциклопедические издания, которые содержат разнообразные сведения о пограничной страже, порядке комплектования, важнейшие термины.3 Для изучения традиций необходима группа работ, представляющих собой различного рода памятки и сборники военно-нравственных бесед с нижними чинами.4 В них рассматриваются проблемы основ пограничной службы, затрагиваются вопросы формирования традиций пограничных частей, описываются геройские подвиги солдат при боевых действиях на границе. 1 См.: Логофет Д.Н. Страна бесправна. - Спб., 1909. 2 См.: Тютчев Ф.Ф. Избранные произведения в 2-х томах. - М., "Современник", 1965. 3 См.: Энциклопедия военных и морских наук. - Спб., 1897. С. 48. 4 См.: Голицын В. Памятка Заамурскому солдату. Отчет штаб-ротмистра Голи цына по указанию руководства Генерального Штаба подполковника Богдановича. - Харбин, 1904.

61-2940007 (2289x3436x2 tiff)

Уставы, инструкции, служебные правила, регламентирующие пограничную службу, представляют неоценимый материал и по сей день, так как граница прошлого столетия отличается от нынешней только характером своего обустройства.1

Классификация традиций на положительные и отрицательные присутствует только в публицистических статьях на страницах журнала "Пограничник". Традиции пограничников рассматривались предметно в небольших конкретных статьях. Само название статей "Наши старые традиции" указывали на четкую ориентацию авторов. Делали они это в доступной форме, со знанием истории и служебной деятельности пограничных войск.2

Обширный научный материал содержится в работах, посвященных походу в Китай в 1901 г. и русско-японской войне 1904-1905 гг. В них приводится большое количество свидетельств о героизме чинов Отдельного корпуса пограничной стражи в ходе крупных военных кампаний в составе действующей армии. Дается оценка событий, места и роли пограничной стражи на театре военных действий.3

Военно-историческая комиссия по изучению русско-японской войны 1904-1905 гг. выпустила труд "Русско-японская война 1904-1905 гг.", в котором отдельная глава этого научного источника посвящена описанию участия Отдельного корпуса пограничной стражи в военных действиях, что подчеркивает значимость изучаемого предмета. Недостатком указанных источников является отсутствие анализа причин героизма российских пограничников, закономерностей проявления высокого морального духа воинов, независимо от принадлежности к разным видам оружия.

Вопросы воинских традиций в дореволюционный период находили свое отражение в трудах, прежде всего военных психологов. Военная наука 1 См.: Инструкция службы ОКПС. - Спб., 1912.

2 См.: "Пограничник". - 1906, № 51. С. 2100-2102. 3 См.: Голицын В.В. Очерк участия Охранной стражи КВЖД в событиях 1900 г. в Маньчжурии. - Харбин, 1912.

61-2940008 (2275x3427x2 tiff) сделала в конце XIX столетия настоящий прорыв в военном мировоззрении, создавая систему воспитания, в центре внимания которой находился воин, как личность. Появляются труды Кавтарадзе П.А., Зыкова А.С., Головина Н.Н.1

Среди военных руководителей необходимо отметить заслугу в деле сохранения и умножения боевых традиций военного министра Куропатки-на А.Н., генералов Деникина А.И., Мартынова Е.И., служивших в ОКПС.2 В дореволюционной военно-исторической литературе авторы Галкин М.С., Глинский С, Морозов Н.В., Аносов А. рассматривали сущность воинских традиций, их значение для воспитания русского солдата.3

Традиции, запечатленные мастерами художественного слова, существенно отличаются от сухих протоколов военных исследований и отчетов. Офицеры русской армии Лермонтов М.Ю. и Толстой Л.Н. дали в своих произведениях непревзойденные по достоверности описания боевых традиций защитников рубежей Отечества, о жизни и быте народов приграничной полосы.4 Толстой Л.Н. впервые в литературе с исторических позиций отразил в произведениях бытовые и боевые традиции казачества, охранявшего границы с Чечней. Исследователи воинских традиций, в частности Драгомиров М., часто ссылаются на труды Толстого Л.Н.5 Толстой - автор известных "Памяток", которые имели широкое хождение среди чинов Отдельного корпуса пограничной стражи.6 1 См.: Кавтарадзе П.А. Психологические основы воспитания солдата. - Спб., 1907. С.26; Головин Н.Н. Исследование боя. Исследование деятельности и свойств человека как воина. - Спб., 1907. С. 41; Зыков А.С. Как и чем управляются люди. Опыт военной психологии. - Спб., 1898. С. 53. 2 См.: Куропаткин А.Н. Задачи русской армии. - Париж, 1911; Деникин А.И. Ста рая армия. - Париж, 1929. 3 См.: Глинский С. Боевые традиции армии. - "Разведчик", 1907, № 862. С. 219; Аносов А. Беседы старого начальника с новобранцами. - Спб., б.г.; Морозов Н.В. Вос питание генерала и офицера, как основа побед и поражений. Исторический очерк из жизни русской армии при Наполеоновских войнах и временах плацпарадов. - 2-е изда ние, Спб., 1910; Галкин М.С. Новый путь современного офицера. - Спб., 1907. 4 См.: Лермонтов М.Ю. Собрание соч. - Изд-во "Художественная литература". Т. 4. С. 185,581. 5 См.: Драгомиров М.И. Очерки разбора "Войны и мира". - Киев, 1898. 6 См.: Толстой Л.Н. "Офицерская памятка". - Спб., 1901; Толстой Л.Н. "Солдатская памятка". - 1906.

61-2940009 (2275x3427x2 tiff)

Историография времени царствования Александра III невелика. Дореволюционные историки не проявляли к реформам Александра III специального интереса. Наиболее известны работы Корнилова А.А., Веселов-ского Б.Б., Рождественского СВ.1 В зарубежной историографии следует отметить написанную английским ученым Лоу биографию Александра III.2

Русские художники отдали дань труду пограничников. Пограничной тематике посвящены работы, хранящиеся в Государственной Третьяковской галерее: портрет СЮ. Витте работы И.Е. Репина; картина В.Д. Худякова "Стычка с финляндскими контрабандистами". Именно с картины В.Д. Худякова П.И. Третьяков начал собирать для Москвы свою знаменитую коллекцию.

Анализ исторической базы первого этапа позволяет сделать вывод, что понятие пограничных традиций не было четко сформулировано. Система традиций только начинала складываться. Среди работ первого этапа нет диссертаций, посвященных пограничной тематике. При оценке исторических событий дореволюционные авторы не избежали известного субъективизма. Практически отсутствуют негативные примеры, которых в военной службе, особенно на окраинах Российской империи, было много.

Второй этап изучения традиций, также как и первый, характеризуется фрагментарностью источниковой базы.

Журнал "Пограничник" в советское время регулярно выходит в свет с 1932 г. Задачи, стоявшие перед пограничными изданиями, приобретают новое звучание в свете изменившейся политики государства и крайней идеологизированности литературы.

Военная доктрина, разработанная Фрунзе М.И., во многом повторя- 1 См.: Рождественский СВ. Исторический очерк деятельности Министерства на родного просвещения 1802-1902 гг. - Спб., 1902. Гл. 8; Веселовский Б.Б. История Земства за 40 лет. - Спб., 1910. Т. 3; Корнилов А.А. Курс лекций по истории России. - Спб. 2 См.: Low C.R. Alexander III of Russia, 1895. P. 312.

61-2940010 (2274x3426x2 tiff) ла с поправкой на время доктрину царской России. Он писал: "Сумму взглядов на характер стоящих перед армией задач, способов их разрешения и прочих взглядов, устанавливающих в своей совокупности единое военное мировоззрение, принято считать военной доктриной".1 Фрунзе говорил, что жизнь армии складывается из двух моментов: политического и военно-технического. Политический - определение характера военных задач, установление основ военного строительства, политического воспитания бойца. Политические взгляды начинают пронизывать исторические традиции, призванные для воспитательного процесса той поры, и в основном направлялись на создание основы вновь появлявшихся во время войны советских боевых традиций. Командование войск НКВД в законодательном порядке закрепляло основы воспитательного процесса.

Интерес к проблемам пограничных войск дореволюционного периода в пограничной структуре в 20-е - 30-е годы не поощрялся советским военным руководством. Проблемы традиций в воспитании и обучении личного состава Вооруженных сил начинают подниматься только перед самой войной. 19 сентября 1940 года Калинин М.И. на собрании профессорско-преподавательского состава Военно-политической академии им. В.И. Ленина подчеркивал историческое значение боевых традиций. Ему же принадлежат слова: "Пограничных войск мало, а это плохо, потому что все это сплошь гвардия".2

Анализируя исторические материалы и документы военного периода, необходимо отметить значение работ ученых Военно-политической академии им. В.И. Ленина. В "Трудах академии" за 1943 год появляется научное исследование проблемы традиций Данилова П. В этой работе "Роль боевых традиций в воспитании воинов Красной армии" П. Данилов впервые в советской научной литературе отмечает значение традиций дореволюционного периода, которые он называет историческими: "Кроме исторических традиций сформировались традиции, появившиеся в ходе военных 1 См.: Труды (ВПА). - 1940. С. 40. 2 См.: Труды (ВПА). - 1940. С. 68.

61-2940011 (2272x3425x2 tiff) -11- действий, впервые после революции 1917 года".1 В этой же работе П. Данилов подчеркивает, что одним из важнейших средств привития воинам высоких воинских качеств является воспитание их на боевых традициях.

Значительным событием для пограничной науки было Указание Главного управления пограничных войск от 12 октября 1941 года "О подготовке описаний боевых действий частей на фронте".2 В журнале "За Родину, за Ленинград" за 1943 г. впервые появляется заметка политотдела войск НКВД Ленинградского фронта о "боевых традициях войск НКВД".3 Формированию боевых пограничных традиций способствовал приказ № 26 от 9 августа 1943 года "Об усилении воинского воспитания личного состава на боевых традициях погранвойск".4

Статьи о героических традициях печатаются в журнале "Пограничник".5 Тема воинских традиций ставится в этих публикациях в прямой постановке. Авторы выделяют героические традиции как прогрессивные, помогающие одерживать победы в бою, способствовать формированию боевого духа пограничных подразделений. В статьях периода 1941-1943 гг. пограничники трактовались как наследники воинской славы. Впервые в пограничной литературе следует обращение к традициям, опыту старой русской армии.6 Многочисленные примеры исторических побед русского оружия способствовали формированию патриотических чувств, боевого духа, верности присяге.7 Анализ статей журнала "Пограничник" позволяет четко выделить место традиций среди форм воспитания воинов советской поры, которые занимают 13 место из 37, поставленных партией 1 См.: Труды (ВПА). - 1943. С. 54.

2 См.: Труды (ВПА). -1941. С. 123; Труды (ВПА). - 1943. С. 54. 3 См.: "За Родину, за Ленинград". - Л., 1943. С. 175. 4 См.: Приказ пограничным войскам НКВД СССР "Об усилении воинского вос питания личного состава на боевых традициях погранвойск". - 1943, № 26, 9 августа 1943.

5 См.: "Пограничник". - 1943, №М> 9, 10, 11. 6 См.: "Пограничник". - 1943, № 17. С. 20. 7 См.: Ярушевич. О лучших традициях русского офицерства. - Военный вестник, №№ 15,16, 1943.

61-2940012 (2274x3426x2 tiff) и командованием войск НКВД.1

Публикации о героическом поведении пограничников в бою на страницах журнала "Пограничник" подчеркивали преемственность традиций, базировавшихся на воинском героизме русского народа.

Анализ проблемы традиций военного периода был бы неполным без русской художественной литературы, в частности творчества Симонова К.Н., Щипачева СП., Суркова А.А., Исаковского М.В., историка Нечки-ной М.В. Именно в этот период проводится мысль о единстве народа и его вооруженных сил.2 Лозунг Первой мировой войны "Народ и армия едины" получил новое звучание в средствах массовой информации, произведениях писателей.3

После Великой Отечественной войны началось осмысление ее итогов. Преемственность во взглядах на традиции можно проследить в принятии Правительственных решений. В приказе от 18 мая 1948 года № 18 Министра Вооруженных сил СССР говорилось: "В связи с изменениями в личном составе Армии и Флота, вызванными демобилизацией старших возрастов, генералы должны особое внимание уделять воинскому обучению и воспитанию оставшихся на службе молодых солдат, матросов и старшин, прививая им боевые традиции советских Вооруженных сил".4 Система политической учебы ставила воспитание личного состава на традициях на второе место. Эта форма работы стала доминирующей и получила дальнейшее развитие традиции. В послевоенный период в научной литературе появляется множество работ по истории русской армии. Среди них следует отметить работу "Первые русские Уставы 1948 г.".

Для исследования традиций Отдельного корпуса пограничной стражи важным моментом является первый научный труд по проблеме. В 1948 году появляется диссертация Прусакова И.М. "Медицинская служба в От- 1 См.: "Пограничник". - 1943, № 17. С. 20. 2 См.: Русская советская литература. Хрестоматия для 10 класса. - М., Учпедиз. 3 См.: Нечкина М. Исторические традиции русского военного героизма. - М., Воениздат, 1942. 4 См.: "Красная Звезда" от 18 мая 1948 года.

61-2940013 (2272x3425x2 tiff) дельном корпусе пограничной стражи России".1 Сам выбор темы предполагал незаурядное научное исследование. Учитывая специфику пограничной службы любого периода, ученые обязательно обращали и должны обращать внимание на традиции заботы и сохранения здоровья, соблюдения санитарных норм и гигиены, традиций быта и службы пограничников. Труд Прусакова И.М. представляет в этом плане уникальный материал, в котором нет термина "традиция", между тем затрагивают многие вопросы формирования традиционной пограничной службы. Эта работа появилась в тот период, когда создавались собственно советские пограничные традиции и ритуалы. Среди работ, посвященных советским пограничным войскам, она прошла незамеченной. В данном диссертационном исследовании несправедливость устранена по отношению к первой диссертационной работе по истории пограничных войск.

В Трудах Военно-политической академии им. Ленина с середины 60-х годов появляется новый раздел, специально посвященный традициям.2 Эта форма воспитания личного состава в 60-70 годы становится все более популярной в войсках. Вопросу сохранения и умножения боевых традиций уделялось большое внимание со стороны Главного управления пограничных войск КГБ СССР. Проблема рассматривалась под разными углами зрения применительно к особенностям пограничной службы. Традиции, впитавшие в себя наслоения многих наук, выступают в работах как составная часть традиционного для нашей страны национального вопроса, решение которого не могло пройти мимо пограничников, как наиболее близких к местному населению окраин государства.

В 70-е годы появляются работы, в которых сформулированы общие теоретические положения традиций. Изучается их природа, место в обществе, впервые дается классификация. Основной материал, содержащий проблемы традиций, посвящен войнам, которые вела Россия на протяже- 1 См.: Прусаков И.М. "Медицинская служба в Отдельном корпусе пограничной стражи России". - Дис. канд. мед. наук, М., 1948. 2 См.: Труды (ВПА). - М., 1960-80 гг.

61-2940014 (2277x3428x2 tiff) нии своей истории. В этот период публикации по традициям приобретают все более политизированный оттенок. Такие работы как "История, традиции, обычаи воинов различных национальностей и их учет в политико-воспитательной работе в многонациональном государстве" были традици-онны для 80-х годов.1 Значимость воспитания общественного мнения на традициях доблестных защитников рубежей Родины подчеркивалась Правительственными постановлениями.

В этот период появляются новые диссертации по традициям. Для исследования традиций пограничников как традиции осооого рода войск Вооруженных сил страны представляет интерес работа Рунаева Ю.В. "Военно-патриотические традиции казачества. История и современность.", которая представляет подробный этнографический анализ жизни казачества в XIX столетии. Казаки, селившиеся на окраинах Империи, вели подчас исключительно пограничный образ жизни.2

Анализируя литературу, научные труды второго периода, посвященные пограничным традициям, автор делает вывод о возрастании роли воспитания на традициях. Элемент преемственности, несмотря на идеологические сложности, продолжал срабатывать. Связь времен как бы восстанавливается, стирая временные грани. Впервые появляется диссертационная работа, в которой прослеживается становление традиций пограничного быта и сбережения здоровья чинов Отдельного корпуса пограничной стражи России.

Условно III период разработки проблемы традиций в литературе начинается с распадом СССР. В диссертационной работе Шеина И.А. "Развитие воинских традиций Российской армии во второй половине XIX 1 См.: История, традиции, обычаи воинов различных национальностей и их учет в политико-воспитательной работе в многонациональном воинском коллективе. - Б.И., 1988, 37 с. 2 См.: Рунаев Ю.В. Военно-патриотические традиции казачества. История и со временность. Дис. канд. филолог, наук. - М., ВПА, 1974.

61-2940015 (2272x3425x2 tiff) - начале XX вв."1 проведен анализ документальных и литературных источников, посвященных истории вопроса. Впервые документальные источники проанализированы на предмет становления традиций, создаваемых на основе дисциплинарных уставов, положений, инструкций. Традиции систематизированы. Выявлена природа их возникновения. Впервые воинские традиции разделены по социальному признаку, выявлены положительные и негативные. Предложенная классификация является научно обоснованной и логически выверенной как с точки зрения философской, так и с точки зрения исторической. Традиции даны в динамике своего развития. Достоинством данной работы является сочетание строгой научности с простотой изложения.

В 90-х годах с распадом СССР перемены прежде всего отразились на проблемах охраны границы. В 1989 году за № 12 ст. 86 Указом Президиума Верховного Совета СССР из состава Вооруженных сил были выведены пограничные, внутренние и железнодорожные войска. Нарушился семидесятилетний порядок, созданный историей. Лубянка: ВЧК-ОГПУ-НКВД МГБ-МВД-КГБ.2 Нарушалась преемственность пограничных традиций. Создавалась новая концепция охраны границы пограничными войсками.3 Прежние традиции стали устаревать. Появляются статьи типа "Государственная граница провалена. Прежний дух погранвойск безвозвратно утерян".4 Современная концепция охраны границы, так же как и советская, во многом повторяет дореволюционную. В Законе Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" 1993 г. ст. 594, ст. 3 "Защита и охрана государственной границы" сказано: "... Защита государственной границы как часть системы обеспечения безопас- 1 См.: Шеин И.А. Развитие воинских традиций Российской армии во второй по ловине XIX - начале XX вв. Исторический опыт и уроки. - Дис. канд. ист. наук, М., 1994, 206 с. 2 См.: Петров Н.В. Справочник: Международный фонд "Демократия", 1997. 3 См.: "Российская газета", 1995, 25 марта. 4 См.: Агапов Б. Независимая газета, 1994,6 апреля.

61-2940016 (2272x3425x2 tiff) ности Российской Федерации".1 В этот период большее внимание стало уделяться истории пограничных войск дореволюционного периода, традициям воспитания на религиозных началах. В журналах "Пограничник", "Вестник границы" и особенно "Ветеран границы" регулярно печатаются материалы о значимости традиций в деле воспитания воина-пограничника конца XX столетия. Среди множества публикаций следует отметить работы сотрудников Управления воспитательной работы ФПС РФ, в частности Барабанова Е., которые посвящены анализу работы института духовенства в Отдельном корпусе пограничной стражи, например "Церковь и пограничные войска в России".2

В 1989 году появляется диссертационное исследование Ежукова Е.Л. "Становление и развитие пограничной охраны России середины XV - начала XX веков". Значительное место в исследовании отведено периоду функционирования Отдельного корпуса пограничной стражи России 1893-1917 гг. Работа выполнена на высоком научном уровне и представляет неоценимый материал при изучении специфики пограничной службы, но традиции в ней не анализируются. Автор ограничился только описанием героических подвигов пограничников разных эпох. Рекомендации диссертационного исследования Ежукова Е.Л. по использованию опыта построения служебно-боевой деятельности пограничных войск используются в учебном процессе в пограничных ВУЗах.3

В 1993 году появляется известная книга Плеханова A.M. "Отдельный корпус пограничной стражи России"4, выполненная на материалах научного фонда Центрального музея федеральной пограничной службы; в основном использует приказы и распоряжения по ОКПС, подробно опи- 1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 16, ст. 1861; Указ Президента Российской Федерации № 232 от 2 марта 1965 года "Об утверждении положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации". 2 См.: "Вестник границы". - 1997, № 10. С. 105. 3 См.: Ежуков E.JI. "Становление и развитие пограничной охраны России середи ны XV - начала XX веков". - Дис. на соискание степени канд. истор. наук, М., 1989. 4 См.: Плеханов A.M. Отдельный корпус пограничной стражи России. - М., "Граница", 1993.

61-2940017 (2279x3430x2 tiff) сывает служебно-боевую деятельность Корпуса. Раздел "Воспитание на героических традициях" составляет объем не более 1,5 страниц печатного текста.

Из проведенного анализа историографии следует, что изучение воинских традиций Отдельного корпуса пограничной стражи кохмплексно не проводилось. В данной работе впервые предпринята попытка осмыслить пограничные традиции как нравственное и религиозное явление. Воинские традиции являются элементом традиций всего общества. Как духовный фактор традиции воздействует на сферу сознания и чувств, проявляясь в рациональном осознанно-возвышенном поступке: подвиге.

Значение места и роли пограничной безопасности в системе слагаемых национальной безопасности делает обращение исторической науки к традициям дореволюционного периода необходимым.1 Демократизация общества в настоящий период определила цивилизованный подход к изучению воинских традиций, помогла появлению настоящей работы, которая, с одной стороны, является логическим продолжением изучения проблемы воинских традиций в целом и представляет собой оригинальный труд, посвященный одной из наиболее закрытых для изучения структур.

Представленная работа является результатом изучения сложной и важной проблемы. Задача настоящего исследования состоит прежде всего в восстановлении исторического факта в его правах. Исторический факт, в данном случае функционирование Отдельного корпуса пограничной стражи, рассматривается всесторонне. Данное исследование отражает суть взаимоотношений представителей разных культур в преломлении к истории пограничной стражи России конца XIX столетия.Х Работа написана для военных специалистов и педагогов. Настоящее исследование избегает пристрастных суждений, не излагает прошлое в свете сегодняшнего дня.

Источниковой базой диссертационного исследования являлись сле- 1 См.: Цветков А.Г. Преемственность и развитие нравственных традиций офице ров Вооруженных сил. - Автореф. дис. канд. филос. наук, М., 1992. 2 См.: История в энциклопедии Дидро и д'Аламбера. - Л., "Наука", 1978. С. 1.

61-2940018 (2277x3428x2 tiff) дующие группы источников: архивные материалы, мемуарная литература, материалы периодической печати, справочная литература.

Первая группа источников является главной. В диссертации использованы материалы Российского государственного военно-исторического архива (далее РГВИА), Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), фонды 4888, 4895, научные фонды Центрального музея ФПС России, Центрального музея Вооруженных сил России.1 Она включает законодательные акты, помещенные в Полном собрании законов Российской империи, в Своде военных постановлений. В Полном собрании законов Российской империи содержатся важнейшие документы о военном устройстве России, порядке комплектования Вооруженных сил, военном законодательстве, имеющие силу Закона. Особую значимость имеют те документы, которые законодательно закрепили создание Отдельного корпуса пограничной стражи как одного из родов (видов) оружия (термин XIX столетия) Вооруженных сил России.2 На примере содержания различных изданий можно проследить формирование воинских традиций, которые находили свое отражение в соответствующих законодательных документах. К этой группе источников относятся доклады военному министру Шефа пограничной стражи, которые представлялись ежегодно, Уставы и наставления, приказы начальников округов, списки личного состава, циркуляры, распоряжения по бригадам. Особый интерес представляет ведомственная переписка. Отдельный корпус пограничной стражи отличался от других военных структур обилием документов за период с 1893 по 1917 гг., но до нашего времени сохранилась лишь небольшая часть переписки. Запросы, донесения, отчеты, служебные телеграммы являются важнейшим источником в изучении служебно-боевой деятельности пограничных войск, традиций боевой подготовки личного состава Отдельного корпуса пограничной стражи.3 1 РГВИА, ф. 4888, н. ф. ЦМ ФПС РФ. 2 См.: Столетие Военного Министерства 1802-1902 гг. (в 13 т.) - Спб., 1902-1914. 3 См.: Приказы, приказания и циркуляры по войскам ОКПС за 1909. - Спб., 1910.

61-2940019 (2277x3428x2 tiff)

Вторая группа источников включает воспоминания, военные мемуары Шефа пограничной стражи Витте С.Ю., военного министра Куропат-кина А.Н., известных генералов Деникина А.И., Мартынова Е.И.1 Находясь у руководства военными структурами, эти авторы дают наиболее полное представление об Отдельном корпусе пограничной стражи, разработке наиболее важных документов для строительства охранной стражи. Эта группа источников, являясь основой для многих важных суждений и выводов, тем не менее не может объективно отражать события, происходившие в Отдельном корпусе пограничной стражи. Например, мемуары и воспоминания генерала Мартынова Е.И., бывшего командира Заамурско-го округа пограничной стражи.

Третья группа источников - материалы периодической печати. Значительное число пограничных изданий указанного периода: "Пограничник", "Страж", "Досуги Заамурца", а также общевойсковые издания "Разведчик", "Офицерская жизнь" содержат многочисленные материалы по рассматриваемой проблеме. Публикуемые материалы являлись часто откликом на происходившие в войсках события и позволяют узнать оценку современников и отношение общественности к изучаемому предмету.

Хронологические рамки исследования в основном совпадают с временем функционирования Отдельного корпуса пограничной стражи России 1893-1917 гг.

Исходя из цели исследования, диссертант определил в качестве объекта исследования Отдельный корпус пограничной стражи России. Предметом исследования являются традиции Отдельного корпуса пограничной стражи, анализ их сущности и содержания в исследуемый исторический период.

Анализ степени разработанности темы позволяет сформулировать 1 См.: Деникин А.И. Путь русского офицера. - Нью-Йорк, 1953; Куропаткин А.Н. РГВИА, личный фонд (ф. 165); Витте СЮ. Воспоминания в 3-х томах. - М., 1960.

61-2940020 (2304x3446x2 tiff)

20 цель данного исследования: совершенствование системы патриотического воспитания в войсках с использованием исторического опыта, традиций Отдельного корпуса пограничной стражи России.

Исходя из цели, поставлены следующие задачи: на основе изучения архивных документов выявить сущность пограничных традиций, условия их /проявления; показать историческую эпоху, в которой формировались пограничные традиции; определить место традиций ОКПС в общей системе военных традиций; проанализировать взгляды государственных и военных деятелей того времени на роль традиций в укреплении пограничной стражи; выявить основные факторы, влияющие на формирование пограничных традиций конца XIX - начала XX вв.; показать роль традиций в деле духовного воспитания пограничников рассматриваемого исторического периода; определить практические рекомендации в деле обучения и воспитания личного состава ФПС РФ.

В своей работе диссертант исходил из методологического положения о том, что пограничные' войска, являясь частью Вооруженных сил, обеспечивают национальную безопасность страны, опираясь на исторический опыт. Для теоретических обоснований и выводов использовались результаты военных пограничных исследований.

Методологической основой исследования является диалектический и исторический методы, позволяющие рассматривать традиции Отдельного корпуса пограничной стражи во всем их многообразии. В работе используются принципы научности, объективности и др.; во-вторых, общенаучные методы исследования: классификация, систематизация, обобщение, сравнение и др.; в-третьих, совокупность научных методов исторического исследования (специально-исторических): конкретно-исторического подхода к историческим исследованиям; в-четвертых, методы исследования вспомогательных исторических дисциплин: полноты и представительности источниковой базы, привлечения всей совокупности источников, научные методы исследования смежных областей

61-2940021 (2275x3427x2 tiff) военных и военно-исторических знаний: военной организации общества, накопленные политологией.

Теоретической основой исследования являются труды И.Г. Гердера, В. Соловьева, В. Ключевского.

Научная новизна и обоснование положений, выносимых на защиту во-первых, на основе, прежде всего архивных источников, всесторонне и комплексно проанализированы традиции во всех сферах деятельности Отдельного корпуса пограничной стражи России. во-вторых, выявлены и исследованы факторы, влиявшие на формирование традиций. в-третьих, исследована сущность пограничных традиций, определено их место в системе военных традиций. в-четвертых, раскрыта диалектика исторической мысли по проблеме традиций в целом, выделены особенности исторического познания в конкретно-историеской обстановке. в-пятых, впервые в исторической науке дан анализ героических традиций Отдельного корпуса пограничной стражи, их проявление в боевых действиях в составе действующей армии в войнах и вооруженных конфликтах.

В-шестых, документы и материалы проанализированы с учетом современного развития исторической науки.

На защиту выносятся: обоснование основных условий формирования и развития пограничных традиций, выявленных в ходе исследования; итоги изучения факторов, повлиявших на сущность традиций, их места и роли в жизни Отдельного корпуса пограничной стражи;

61-2940022 (2275x3427x2 tiff) - результаты анализа влияния традиций на степень боевой подготовки по граничников; научно-практические рекомендации и предложения по ис пользованию исторического опыта Отдельного корпуса пограничной стражи, лучших прогрессивных традиций в практике воспитательной работы в войсках ФПС РФ, дальнейшее совершенствование научно- исследовательской работы в области пограничных исследований.

Практическая значимость и рекомендации

Практическая значимость работы определяется ее актуальностью, задачами, стоящими перед реформируемой ФПС и всей военной организацией страны. Необходимостью совершенствования системы патриотического воспитания в войсках с целью формирования личности современного воина-пограничника, гражданина России, способного содействовать укреплению обороноспособности страны.

На основе проделанного анализа сформулированы практические рекомендации.

На основании результатов диссертационного исследования автор предлагает:

В области теоретической: разработать научную методику развития традиций в ФПС РФ; создать научно-обоснованную систему воспитания на традициях личного состава ФПС РФ в мирное время, боевой обстановке и в экстремальных условиях.

В организационно-практической работе: использовать предложения, изложенные автором в диссертации, при разработке программ "Традиция" ФПС РФ; рекомендовать Управлению воспитательной работы уделить особое внимание гуманитарной подготовке офицерских кадров, ввести в систему подготовки в пограничных учебных заведениях курс "Традиции";

61-2940023 (2274x3426x2 tiff) при аттестации офицерских кадров, при написании характеристик на выпускников пограничных институтов четко определять их верность лучшим пограничным традициям;

Управлению воспитательной работы совместно с киностудией создать учебный фильм, посвященный пограничным традициям; в издательстве "Граница" больше публиковать материалов в помощь командирам пограничных подразделений по методике использования в воспитательной работе и пропаганде пограничных традиций в деле повышения культуры, дальнейшего укрепления воинской дисциплины, уставных взаимоотношений между различными категориями воинов ФПС России.

В интересе совершенствования морально-психологической и информационной работы: - используя имеющиеся формы и методы морально-психологической под готовки и культурно-просветительской работы освещать традиции по граничных войск, образцы поведения пограничников в условиях воен ного и мирного времени, в экстремальных условиях, показывать на кон кретных примерах роль и значение традиций в повышении боевой го товности.

В военной области изучение традиций позволит использовать опыт при решении комплекса вопросов, связанных со строительством новой ФПС РФ. Исторический опыт свидетельствует о том, что перспективными в военном отношении будут те нововведения, которые не противоречат национальному духу российских пограничников, которые сообразуются со складом характера и духовными ценностями в жизни. В условиях функционирования современных пограничных войск служебно-боевая деятельность может протекать успешно только с учетом традиций, обычаев, привычек, психологического склада не только самих пограничников, но и местного населения.

Положения и выводы диссертационного исследования освещались

61-2940024 (2275x3427x2 tiff) автором на семинаре в ЦМ ФПС РФ, в учебных лекциях на занятиях по военной подготовке в "Экономико-промышленном колледже"; разработано методическое пособие по проведению урока "Памяти" в Московском колледже управления и новых технологий.

Основные положения диссертации изложены в публикациях:

Боевые традиции пограничников. Журнал "Ветеран границы". Изд-во "Граница".-М., 1997, №4.

Традиции старых русских регалий. Журнал "Ветеран границы". - М., 1997.

Общий объем публикаций составляет 1 печатный лист.

61-2940025 (2279x3430x2 tiff)

Исторические условия формирования и функционирования традиций в пограничной страже. Реформа 1893 года

Историческая эпоха является фоном, на котором формируются традиции. В настоящем исследовании рассматриваются традиции пограничной стражи России, которые были сформированы в эпоху царствования Александра III - самого русского из царей и Николая II - последнего царствовавшего представителя династии Романовых. Содержание российского исторического процесса конца XIX - начала XX веков характеризовалось борьбой между традиционалистами и сторонниками либеральных реформ. Это была эпоха, когда в стране были сильны традиционные устои общества, религии, формы правления, и вместе с тем нарастало революционное движение, которое привело к разрушению вековых традиций.

Для настоящего исследования необходимо дать характеристику пограничной стражи в исследуемый период и рассмотреть положение на границах Российской империи.

Энциклопедические издания конца XIX столетия определяют цель пограничной стражи - "наблюдать за границей государства". Граница -слово немецкого происхождения, которое появилось в русском языке во времена Петровских реформ. В рассматриваемый период истории Пограничная стража России существенно отличалась от подобных формирований в Европе. Во Франции стража не представляла собой самостоятельного целого. В Италии - причислялась к территориальной полиции. В Германии пограничная стража не входила в состав боевых сил государства.2

Русская военная наука конца века утверждала: "Русским особенно вредно отказываться от возможности увеличения своих военных сил".3 B случае нападения война принимала для России стратегически оборонный характер, именно на пограничных рубежах. Пограничники первыми вступали в бой, что диктовало необходимость создания сильной военной организации и хорошей военной подготовки пограничников на границе.

Началом истории пограничной стражи принято считать период 1823-1827 годов, когда впервые было утверждено "Положение об устройстве Пограничной таможенной Стражи с общим видом оной"; приближено к воинскому порядку. -27 августа 1827 года министр финансов Е.Ф. Канкрин представил на утверждение Императору Николаю I "Положение об устройстве пограничной таможенной стражи"?"В этом документе впервые в истории охраны границы устанавливалось военное устройство пограничной стражи. Подчеркивалось, что: "Главные перемены в этом положении состоят в твердом воинском разделении Стражи, в назначении воинских командиров, в точном определении обмундирования и прочих снаряжений".3 В то же время пограничная стража формировалась как вспомогательные войска. Причину Канкрин Е.Ф. указывал точно "по рассеянности оной", то есть из-за разбросанности мелких подразделений на тысячи верст. Протяженность охраняемого участка европейской границы составляла 8800 верст. Были созданы 13 таможенных округов, созданы 4 бригады. Численный состав нижних чинов составлял 3282 человека.

Из приведенных строк видно, что Пограничная стража России формировалась как военное образование, что и определило порядок формирования традиций, которые характеризовались сближением с традициями армии по мере военизации Пограничной стражи. С 1882 года Пограничная стража входит в состав Вооруженных Сил страны.4 В 80-е годы в России происходила перестройка административного деления страны. По предложению военного министра число пограничных округов сокращалось с 17 до 7. Военная доктрина того времени была изложена в работе военного министра А.Н. Куропаткина "Задачи русской армии".

Воспитание личного состава на традициях Православия, верности присяге и Отечеству

Время создания Отдельного корпуса пограничной стражи совпало с историческим периодом, когда проблема использования традиций стала особенно актуальной, когда в стране стали складываться политические системы.1 С ростом культуры в стране все больше накапливался элемент сознательности в огромных народных массах.2 Витте СЮ. прекрасно понимал эффективность действий властей при создании новых структур именно в период, когда традиции только начинали складываться. Поэтому в Корпусе большое внимание уделялось национальным православным традициям, которые "работали" в удобном для властей направлении, командование закрепляло их в приказном порядке в инструкциях, наставлениях, ритуалах пограничников.3

При создании Отдельного корпуса пограничной стражи перед командирами Шефом пограничной стражи была поставлена цель - воспитать личный состав, свободный от традиций народных выступлений против правительства. Патриотическое воспитание опиралось на историю Пограничной стражи, на боевые традиции, которые достались от прошлого. Эти традиции, по мнению руководства Корпуса, должны были способствовать укреплению монархического строя и их можно было использовать в качестве противостояния политическим беспорядкам в стране.4 От призванных в Отдельный корпус пограничной стражи молодых солдат в дальнейшем ждали "традиционного поведения" в экстремальных условиях и борьбе с революционными движениями.

Прусские газеты, характеризуя задачи пограничной охраны России при борьбе с революционным движением, писали: "В стережений каждой норы на границе глазами Аргуса с японской строгостью".1 Замкнутая пограничная структура, воспитанная в духе традиционного мышления, тем не менее испытывала революционное влияние окружающего общества. Командир Корпуса издал ряд нормативных документов "к предупреждению распространения в войсках политической пропаганды".2 Разъяснялось политическое положение в стране. Витте СЮ. неограниченную монархию считал "наилучшей формой правления" для России, и все, что им делалось, делалось с тем, чтобы укрепить и сохранить самодержавие. В знаменитом Манифесте 17 октября 1905 года, подготовленном Витте С.Ю., Николай II не преминул отметить традиционно близкую монархии идеологическую структуру: "Надеюсь и верю, глубоко и искренне, что ни один солдат вверенного Корпуса не запятнает славы пограничной стражи".3

В Отдельном корпусе пограничной стражи в соответствии с общей правительственной программой усиленно внедрялись религиозные начала. Религиозному обучению придавалось громадное значение. Генерал-лейтенант Озеровский А.Т., анализируя результаты проверки Ломжинской бригады, сделал вывод в своем отчете "о необходимости развивать в людях нравственно-религиозные правила, так как моральное состояние находившихся часто в одиночном наряде солдат нуждалось в постоянном укреплении".4

Несмотря на очевидную необходимость введения религиозных начал в деле воспитания личного состава Отдельного корпуса пограничной стражи, автор настоящего исследования отмечает несколько факторов, тормозивших этот процесс. Во-первых, служители культа находились в двойном подчинении: военному и епархиальному ведомствам. Во-вторых, малочисленный состав служителей культа. В каждой бригаде по штату полагалось только по 1-му священнику. В-третьих, разбросанность пограничной стражи создавала воспитанию на религиозных началах большие трудности. Все посты священники обязаны были объезжать только 2 раза в год. В-четвертых, отсутствие специальных изданий для священников пограничной стражи. В "Сборнике военного и морского духовенства" пограничной тематики обнаружить не удалось. В-пятых, финансовая причина: низкая оплата труда священников, положение которых ухудшилось после русско-японской войны 1904-1905 гг.

Героические традиции чинов пограничной стражи и их проявление в боевой обстановке

Исследование героических традиций при кажущейся простоте является сложнейшей научной проблемой. Обилие фактографического материала тем не менее не является основополагающим в исследовании проблемы и часто является тормозом при определении глубины мотивов поведения человека в момент наивысшего напряжения душевных и физических сил, которое предполагает действие, называемое подвигом.

Героические традиции вызывают определенное, несомненно положительное чувство, а чувство, и только чувство, руководит движением массы, почти неспособной рассуждать, живущей в бою исключительно в чувственной сфере.1 Они в мирное время закаляют то чувство, которое должно быть руководящим в бою. Известный русский историк Ключевский В.О. писал: "Политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной".2

Исторический путь развития каждого народа обеспечивает возникновение национальных традиций и обычаев.3 Проблема исследования героических традиций в научной литературе не миновала известного влия- ния времени и субъективных факторов. Особенность национального состава Отдельного корпуса пограничной стражи отмечала русская эмиграция спустя годы после расформирования Корпуса и установления в России тоталитарного режима.1

В соответствии с тематикой настоящей работы такое сложное явление как подвиг требует дополнительного исследования применительно к пограничным войскам. Специфика пограничного боя, традиции служебно-боевой деятельности наложили свой отпечаток на подвиг.

Пограничная служба, во-первых, предполагает иногда одиночный наряд. Во-вторых, пограничники не должны принимать бой с регулярными частями наступающих армий. На практике именно пограничные части, которые слабее вооружены, чем армейские подразделения, чья боевая подготовка, о чем неоднократно отмечалось в настоящем исследовании, уступает армейским подразделениям, принимают первый, самый страшный удар противника, который еще не измотан сопротивлением армии, климатическими особенностями (напр., зимой) и огромными расстояниями.2 Пограничник в этой ситуации проявляет себя как герой-одиночка. Во-вторых, вся система воспитания на старинных традициях была направлена на воспитание поведения пограничника, попавшего в окружение, когда надежды на спасение, на помощь не было. В-третьих, содержание боевых традиций не абстрактно, за ним конкретные люди, события, подвиги. Конкретно-исторические примеры мужества пограничников тесно связаны с особенностями службы в разных регионах страны.

Например, приказом по Корпусу № 146 за 1903 год отмечались исключительно мужественные действия ротмистра Пинкевского (6-й округ) при подавлении беспорядков в селении Камарлю. Причем в него трижды стреляли.3 В январе 1912 года рядовой 17-й Томашевской пограничной бригады (4-й округ) Антон Журин, сняв валенки, босиком догнал нарушителя, спешившего в Австрию.1 Наиболее сложным был участок в Бакинском и Ленкоранском регионах, в которых в 1908-1909 гг. участились прорывы вооруженных групп до 40 человек, направлявшихся в Персию.2 В этой связи наместник на Кавказе (Алексеев) в своем докладе в Петербург в 1908 году писал: "Наша сухопутная граница с Персией остается по-прежнему почти открытой для перевозки всякой контрабанды и перехода нежелательных элементов".3 Министр иностранных дел А.П. Извольский обратился к тогдашнему Шефу пограничной стражи В.Н. Коковцеву с просьбой усилить контроль на персидской границе. Командир Корпуса отдал приказ об усилении охраны опасного участка наиболее квалифицированным пограничникам с Западной границы. В РГВИА сохранился документ о переводе на Кавказ ротмистра Степанова , "неоднократно отличившегося на Западной сухопутной границе".4 Военная мощь концентрировалась внутри государства, а силами пограничников создавался многоярусный заслон в пограничной полосе.

Похожие диссертации на Развитие воинских традиций в Отдельном корпусе пограничной стражи России, 1893-1917 гг. : Историческое исследование