Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российский политический тюркизм : истоки и закономерности развития : 1905-1916 гг. Сенюткина Ольга Николаевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сенюткина Ольга Николаевна. Российский политический тюркизм : истоки и закономерности развития : 1905-1916 гг. : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02 / Сенюткина Ольга Николаевна; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского].- Нижний Новгород, 2007.- 632 с.: ил. РГБ ОД, 71 08-7/25

Введение к работе

Актуальность темы Академический аспект актуальности определяется значимостью изучения закономерностей развития российской цивилизации Охарактеризовав проявления политического тюркизма в России начала XX века, реакцию на него властей, исследовав, был ли он выражением интересов всех российских тюрок, историки смогут приблизиться к более глубокому пониманию многоэтничности и поликонфессиональнос-ти, свойственных российскому сообществу, а также особенностей этнического сознания мусульманской части населения империи В связи с этим исследование теории и общественной практики тюркизма дает возможность глубже изучить механизмы внутренних и внешних цивилизационных движений

Общественно-политический аспект актуальности избранной темы определяется новыми тенденциями в развитии российского сообщества Одна из них - тенденция использования исторического знания и истории как науки в качестве средства достижения политических целей, формирования национальной идентичности На рубеже XX-XXI вв произошел очень резкий сдвиг от излишней централизации этнического развития (интернационализм в крайних формах) к излишнему акцентированию этнической самобытности, от общей советской идентичности к активному поиску собственной идентичности каждого этноса в противовес другим Этот сдвиг нуждается в корректировке, так как сегодня необходимо усиленное внимание всех членов сообщества к проблеме единения россиян в условиях идущей демократизации жизни РФ и укрепления российской государственности Проблематика взаимодействия двух начал социальной жизни — этнического и политического - чрезвычайно актуализировалась в современных условиях, как в глобальных рамках, так и в пределах России

Кроме того, исследование может помочь, на наш взгляд, в понимании процессов, идущих в современной российской умме (мусульманской части населения страны, в основном тюркской) Тем самым, изучение истоков и сути тюркизма открывает возможность позитивного воздействия научного знания на реальную действительность

Объект исследования основные тенденции проявления тюркизма в российском сообществе Предмет- истоки и закономерности развития политического тюркизма в России в 1905-1916 гг

Историография проблемы. Степень объективности утверждений автора и достоверности сделанного им описания определяются общим объемом проанализированных историографических и исторических единиц, а также уровнем их критического сопоставительного анализа

В историографическом обзоре отмечается, что оценки тюркизму давались исследователями, принадлежащими к разным цивилизациям, то есть носителями неоднозначных ценностных ориентации Отметим и то, что интерес к тем или иным проблемам может быть асинхронным в разных цивилизациях, а внутри одной то вспыхивать, то затухать, что определяется многими, как внутренними, так и внешними причинами Например, интерес к «nationalism-studies» и «civilization-studies» на Западе имеет более ранние корни, нежели в российской цивилизации Или всплеск интереса казанских историков к проблеме суверенитета наблюдался в определенный политически окрашенный недавний период в истории страны

На наш взгляд, очевидно, что историография тюркизма, согласно исследуемой проблематике и расставляемым акцентам, прошла два этапа (1900—1917, 1917—1990) и вошла в третий (с 1991 по настоящее время), будучи представленной, прежде всего, произведениями мыслителей российской, западноевропейской и исламской цивилизаций Основной стержень историографического очерка диссертации составляет исследовательская мысль отечественных ученых

На первом этапе развития историографической мысли по рассматрива
емому вопросу делались попытки поставить проблемы и дать им началь
ную интерпретацию, прежде всего, самими тюркистами Для указанного
периода характерны, прежде всего, отсутствие фундаментальных работ
(их время еще не настало), а также ярко выраженная публицистичность
Своеобразной переходной фигурой между первым и вторым этапами ис
ториографии является Г Ибрагимов, написавший " бога
тую фактическим материалом работу о татарах в революции 1905 года

Характер второго этапа историографии тюркизма определялся в отечественной науке официальной советской идеологией Основная часть работ, написанных тогда, была направлена на выявление исторических эпизодов, в которых проявлялось недовольство царской властью со стороны тюркоя-зычного населения, классовой борьбы против режима и т д

Что касается тюркизма, отметим, что некоторое время в 1920-е гг еще возможно было писать и рассуждать о национальных тюркских элитах и их деятельности в комплиментарном ключе В этой связи следует обратить внимание на труды Г С Губайдуллина (Газиза) Проанализировав основные труды историков Татарстана, Башкирии, Азербайджана, Казахстана и подводя итог развитию исторической мысли у тюрок в своем докладе на I Всесоюзном тюркологическом съезде в Баку в 1926 году, Г Губайдуллин сделал следующие выводы «Во-первых, у всех почти тюркских историков не хватало метода, и замечалось отсутствие школы Во-вторых, большинство из трудов, написанных на тюркско-татарских языках, носили популярный характер В-третьих, в этих трудах замечается малое знакомство с историческими источниками и специальной литературой, в особенности с западно-европейской»

Книга Зареванда «Турция и пантуранизм», вышедшая в 1930 году в Париже, давала оценку пантуранизма в духе дореволюционной отечественной историографии Термин «пантуранизм» был введен в заглавие книги Зареванда и комментарии А Н Мандельштама

Поскольку в советский период основной интерес с точки зрения существовавшей методологии исторического познания был связан с изучением экономики (базиса) и классовой борьбы, область этнического существовала в узких рамках советской этнографии Сама проблема образования татарской народности все более входила в рамки жесткой идеологизации Официальная точка зрения на тюркизм (в терминах «панисламизм» и «пантюркизм») была выражена в работе А Аршаруни и X Габидуллина (Очерки панисламизма и пантюркизма в России - М Изд-во «Безбожник», 1931) Именно тогда на рубеже 1920-1930-х гг в СССР развернулась борьба с различными «буржуазно-националистическими уклонами» В духе официальной идеологии было предложено в известном постановлении ЦК

ВКП(б) от 9 августа 1944 года Татарскому обкому партии «организовать научную разработку истории Татарии, устранить допущенные отдельными историками и литераторами серьезные недостатки и ошибки националистического характера в освещении истории Татарии (приукрашивание Золотой Орды, популяризация ханско-феодального эпоса об Идегее)»

Итак, пантюркизм (такой термин тогда чаще всего использовался историками) оценивался в советской историографии как буржуазный национализм Тем не менее, этногенетические исследования не прерывались и в послевоенный период Благодаря им, как считает М 3 Закиев, казанские татары избежали депортации Проблема этногенеза татарского народа ставилась учеными и в дальнейшем В 1970-е гг ведущим специалистом по этим проблемам стал А X Халиков, впоследствии его работу продолжили его ученики Ф Ш Хузин, Г М Давлетшин и др.

Этноконфессиональные отношения не рассматривались учеными как перспективные, так как трудно было прогнозировать ближайший развал СССР и последовавшее за ним обострение национализма на его бывшей территории Отметим, что отдельные работы о тюркской буржуазии и интеллигенции появлялись и в советские времена (Сеидзаде Диляра Багир кызы Из истории азербайджанской буржуазии в начале XX века - Баку Элм, 1978), но уже ближе к перестроечному этапу. В них оценки в адрес националистов по сравнению с 1930 гг явно смягчались

По отдельным вопросам тюркизма на втором этапе историографии рассматриваемого вопроса выходили работы самих тюркистов-эмигрантов (Габдулбари Баттал и др) В начале 1920—30-х гг тюркский (туранский) сюжет разрабатывали евразийцы, представители наиболее влиятельного литературно-философского течения русской белоэмиграции Исторический материал для них служил основой для выхода из идейного кризиса в условиях политического укрепления Советской России Татарский исследователь Лябиб Каран, живший в Турции, в 1962 году выпустил книгу «Действительное происхождение татар», в которой нашла отражение новая форма тюркизма Автор предлагал поднять националистический дух всех тюрок и создать общетюркское (под названием Татарское) государство Он подверг критике тюркистов начала XX века С Максудова и Г Исхакова за

булгаро-татарские взгляды и считал, что этноним «татарин» стоит выше этнонима «тюрк»

Из работ западных авторов рассматриваемого периода следует назвать исследование Дэвида Кашнера по истории зарождения тюркского национализма (Kushner D The Rise of Turkish Nationalism, 1876-1908 - London, 1977) Накопленные на втором этапе историографии тюркизма труды западных историков повлияли на отечественную мысль перестроечного и постперестроечного периодов

На втором этапе отечественной историографии тюркизма проявились сначала осуждение политического тюркизма, далее - его замалчивание В тех же работах, которые увидели свет — явный отпечаток официальной советской идеологии, упрощенческие подходы в оценке национальных движений

Третий, современный период в понимании тюркизма начался в отечественной историографии в связи с развернувшейся в стране перестройкой в духе демократизации Для отечественной историографии это был, прежде всего, уход от монизма в понимании истории (через формационную модель) и переход к плюрализму мнений методологического характера Роль «пускового механизма» для развертывания третьего этапа в историографии тюркизма сыграла объективная потребность власти в выработке национальной политики РФ в меняющихся условиях Была сделана попытка реабилитировать в общественном мнении концепцию пантюркизма, показав заложенный в нем некий гуманистический потенциал В условиях активизации национальных движений, характерных для перестроечного периода российской истории, все сильнее зазвучали голоса об исторической несправедливости в отражении исторических судеб нерусских народов в отечественной историографии Вместе с тем, именно на третьем этапе историографии рассматриваемой проблемы обозначился вполне отчетливый интерес к проблеме этногенеза татарского народа, а также к истории татар-мусульман отдельных регионов, нашедший отражение в статьях, монографиях, диссертациях

Что касается западных исследований второй половины XX столетия, то для многих из них характерно рассмотрение истории исламского мира

как целостной социокультурной общности и альтернативы другим цивилизациям, особенно западно-европейской и северо-американской (Lewis В Islam and the West —N-Y, Ox, 1993, Landau J M Pan-Turkism From Irredentism to Cooperation - L, 1995, Leman S G Islam and Ethnicity in the Republics of Russia/Post-Soviet Affairs 1997 Vol 13 (Jan-March) P78-103)

Только на современном этапе отечественные обществоведы ввели в научный обиход термин «тюркизм» (в отечественной историографии советского периода сложилась устойчивая традиция использовать термин «пантюркизм») и уделили серьезное внимание ответу на вопрос - что это такое Пальма первенства в постановке вопроса, что понимать под термином «тюркизм», а также, как эта дефиниция может быть увязана с более известными, используемыми в историографии понятиями «пантюркизм», «панисламизм», «пантуранизм», принадлежит авторам коллективной монографии-С М Червонной, И А ГилязовуиН П Горошкову (Тюркизм и пантюркизм в оригинальных источниках и в мировой историографии-исходные смыслы и цели, парадоксы интерпретаций, тенденции развития // Ас-Алан № 1(10) Журнал — М, 2003) До этого не было попыток сведения воедино разных мнений по поводу содержания понятия «тюркизм» Несмотря на выход указанной книги термин «тюркизм» до сих пор не является устоявшимся в современном научном и обыденном сознании Думается, что ученым следует приложить усилия, чтобы освободить термины «пантюркизм» и «панисламизм» от негативной политической нагрузки, а использование их сузить до необходимого применения в соответствующем историческом контексте

По-видимому, логично связывать понятие «тюркизм» с общепризнанными сферами жизнедеятельности общества политикой, идеологией К тому же, по силе проявления политического тюркизма, можно представить его в виде таких формальных образований как традиционный этнический (больше аполитичный, чем политический), либеральный, радикальный и пр Судя по особенностям проявления тюркизма в разных регионах у разных этнических общностей, можно говорить о тюркизме татар (казанцев, крымцев, сибирских татар и др), тюркизме азербайджанцев, тюркизме башкир и т д

Этнические истории отдельных групп тюрок, историческая связь между монгольскими и тюркскими племенами, истоки политического тюркизма, опыт государственного строительства различных тюркских народов в древности и средневековье, проблема преемственности в развитии тюркских (татарских) общин в исторической ретроспекции, специфика движения ваисовцев, соотношение понятий «тюркизм» и «джадидизм», вхождение отдельных тюркских народов в российскую цивилизацию, взаимодействие Российского государства и тюрок, мусульманский и татарский либерализм, российские тюрки и Турция - те темы, степень разработки которых современной исторической наукой кратко освещена диссертантом

Сегодня у исследователя есть возможность опираться на книги, которые могут сориентировать по вопросам характера деятельности государственных органов в целом (Алексеев М Военная разведка России от Рюрика до Николая II Кн I - М, 1998 Раздел «Роль и место военной разведки в системе государственных органов России на рубеже XIX-XX вв С 108-226, Перегудова 3 И Политический сыск в России (1880-1917) - М., 2000 и др ) и спецслужб в частности (Осипов А В История Нижегородского охранного отделения - Нижний Новгород, 2003 С 343-363)

Специально проблеме государственно-исламских отношений посвящена монография Г Б Фаизова (Государственно-исламские отношения в Поволжье и Приуралье - Уфа УНЦ РАН, 1995) Автор назвал в качестве основных этапов развития этих отношений три, соответствующих особенностям взаимодействий ислам в «собственном» государстве (X—XVI вв ), ислам в православном государстве (XVI - начало XX вв ), ислам в секуляризованном государстве (XX- 90-е гг XX вв)

Характеризуя труды тех историков, которые занимались проблемой взаимодействий государства и мусульман, необходимо отметить монографию Д Ю Арапова (Система государственного регулирования ислама в Российской империи (последняя треть XVIII - начало XX вв) - М , 2004) Автор исследовал, каким образом была выстроена и с какой степенью результативности действовала эта система, какой была ее законодательная база и как действовали ее управленческие институты Хронологические рамки исследования включают и интересующий нас период 1900-1916 гг Для

изучения проявлений тюркизма начала XX столетия чрезвычайно важно понимание того, насколько умело и грамотно государственный аппарат реагировал на активизацию национальных движений, в том числе тюркских, в условиях общей политизации жизни общества Значимость этой работы для нашего исследования возрастает еще и потому, что российские тюрки, конфессионально мусульмане, в первую очередь, идентифицировали себя с точки зрения религиозной, а не национальной И государство воспринимало их не как татар, в первую очередь, а как мусульман

Рассматривая роль ислама в татарском обществе в начале XX века, Р А Набиев точно подметил, что «татарские большевики воздерживались от критики ислама левые эсеры стремились ограничить влияние религии на политику и общественную жизнь» (Ислам и государство Культурно-историческая эволюция мусульманской религии на Европейском Востоке -Казань, 2002 С 55,56)

В этническую плоскость перенес вопрос о российской государственности РХаким, который, считает русских ответственными за деяния империи и резко подчеркивает то, что разделяет русских и татар, «отношение к государству, обществу, семье, земле, труду» Вывод о том, что «русские по большей части не любят государство и не уважают власть» (Хаким Р Метаморфозы духа (к вопросу о тюрко-татарской цивилизации) - Казань, 2005 С 17), является, на наш взгляд, спорным и, думается, навеян в большей степени современными политическими реалиями В противовес сказанному можно добавить, что, если бы произвол, как считает РХаким, был постоянной доминантой развития российской государственности, то она не просуществовала бы столь длительный период Российское сообщество жило по имперским законам, а российские подданные в большинстве своем признавали «государство» как ценность и следовали этим законам Существовавшие законы допускали использование норм шариата в семей-но-брачных и наследственных отношениях, тем самым учитывалась идентичность тех тюрок, которые являлись мусульманами

Вопрос о зарождении тюркизма в политическом смысле этого слова исследовал в своей монографии Р Ф Мухамметдинов (Зарождение и эволюция тюркизма (Из истории политической мысли и идеологии тюркских на-

родов Османская и Российская империи, Турция, СССР, СНГ 70-е гг XIX в) - Казань Изд-во «Заман», 1996) Материал исследования автор выстроил на основе историко-сравнительного анализа экономических, социальных и политических условий жизни тюрок Османской империи (Турции) и Российской империи (СССР, СНГ) Проблему зарождения и развития тюркизма автор фокусировал на идеях Ю Акчурина

Историками неоднократно высказывалась точка зрения о целостности тюркской истории, что аргументировалось историей государственности тюрко-татар (Единство татарской нации Материалы научной конференции АН РТ «Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации - Казань, 2002) Таким образом, концептуально (через эволюцию государственности тюрок в течение тысячелетий) обосновывалась идея необходимости и закономерности самостоятельного государства казанских татар (Фарукшин М X История национальной государственности длиною в три тысячи лет // Тагиров И Р История национальной государственности татарского народа и Татарстана — Казань, 2000 С 3—6, Тагиров И Р История национальной государственности татарского народа и Татарстана - Казань, 2000) Такой подход к изучению тюркской истории возможен, но как элемент исследования этноистории Он упускает из вида влияния на тюркский мир внешних факторов (соседствующих крупных миров-цивилизаций), неизбежно подталкивает исследователя к тому, чтобы следующим этапом изучения проблемы стал иной уровень цивилизационный Исходя из этих рассуждений, автор рассматривает вопрос о государственности тюрок через призму цивили-зационных взаимодействий и показывает специфические черты тюркского исторического опыта

Для уяснения вопроса о степени консолидации тюркоязычных групп России на разных этапах ее истории важны энциклопедические исследования Например, коллективная монография «Татары» из серии «Народы и культуры» (М , 2001), написанная в жанре этнографо-исторического исследования при координации Института этнологии и антропологии РАН, отдает предпочтение материалам, характеризующим поволжско-приураль-ских татар, что связано с лучшей их изученностью Из этнографических

материалов, имеющихся в книге, складывается впечатление, что исторически различия в тюркской среде преобладают над общими чертами

Монолитно-многомерная и устойчиво-гибкая социальная психология российских тюрок, о которой пишет С М Исхаков (Российские мусульмане и революция (весна 1917 г -лето 1918 г) -М , 2004) была, на наш взгляд, результатом долгого совместного сосуществования и развития в рамках российской цивилизации с другими народами, иными конфессионально Естественно, что тюрки не стали русскими, ибо они сохранили традиционность типа мышления и не подвергались жестким ассимиляционным процессам «сверху» К тому же, межцивилизационные взаимодействия, усилившиеся с рубежа XIX-XX вв , оказали влияние преимущественно на тюркскую элиту, но не на основную массу российских мусульман.

Российский политический тюркизм в отечественной историографии представлен неизмеримо в меньшей степени, чем польский национализм, финский национализм и т д Другие национальные элиты отмечены большей активностью, более четко осознанной деятельностью, более давней традицией борьбы с самодержавием, сплоченностью, единством, результативностью деятельности (создание независимой Польши, независимой Финляндии), что в совокупности привело к созданию цельных источни-ковых блоков Эти же мотивы активизировали зарубежных ученых (Weeks ThS Nation and State m late imperial Russia -DeCalb NIUP, 1996), занимавшихся проблемами национализма Кроме того, в западной историографии всегда была сильна «европейская составляющая» Естественно, что в рамках этой традиции, «тюркская тема» отходила на задний план

Для историографии проблемы российского тюркизма последних лет характерно вовлечение в процессы исследований все большего количества ученых разных регионов, резкое возрастание количества публикаций, расширение их тематики

Безусловным позитивом является то, что сегодня появляется много интересных работ, по-новому освещающих ситуацию жизни российского общества в начале XX столетия, особенно общественных движений, в том числе тюркизма Интерес к проблемам тюркизма и его религиозного выражения - исламизма - стал резко возрастать В отечественной истори-

ографии выделилась достаточно большая группа исследователей, представители которой анализируют те или иные аспекты в развитии тюркского национализма начала XX века Назовем труды общероссийского значения, которые содержат освещение проблем государственного регулирования деятельностью членов мусульманской части уммы (Арапов Д Ю Ук соч), деятельности мусульманских депутатов в Государственной Думе (Усмано-ва Д М. Мусульманские представители в российском парламенте 1906-1916 - Казань, 2005), специфики мусульманской печати (Амирханов РУ Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (на примере развития русской культуры) - Казань, 2002), истории Оренбургского магометанского духовного собрания (Азаматов Д Д Оренбургское Магометанское Духовное Собрание в конце XVIII—XIX вв — Уфа, 1999)

Подводя черту историографическим наблюдениям, следует отметить, что

  1. научный интерес к истории политического тюркизма в России возник еще в начале XX века,

  2. наиболее политизированный этап имперского периода истории российской цивилизации (1900—1917) нашел серьезное отражение в историографии, но тюрки не являлись первостепенным по значимости объектом их исследования в силу меньшей активности по сравнению с другими народами России,

  3. работы по истории тюрок не увязывались с цивилизационными исследованиями, а если это и делалось отдельными авторами, то чрезвычайно фрагментарно, что вело порой к «национальным перекосам» в освещении темы, частичному ее изучению

Тем не менее, несмотря на то, что отдельные стороны тюркизма как исторического явления нашли отражение в историографии, его анализ в целом в исторической литературе отсутствует Автор делает попытку заполнить этот пробел и осуществить рассмотрение российского политического тюркизма в его развитии

Цель и задачи исследования. Цель настоящего труда - дать комплексный анализ российского политического тюркизма как исторического явления, исследование его предпосылок, сути и последствий

Для достижения этой цели автором предполагалось решение следующих задач

выяснить истоки и закономерность российского политического тюркизма,

изучить мировоззренческие установки тюркских идеологов и настроения рядовых подданных Российской империи - тюрок через призму ценностных ориентации российской, исламской и западно-европейской цивилизаций,

исследовать формы и методы деятельности тюркистов в меняющихся условиях жизни российского сообщества начала XX в ,

разрешить проблему движения идей тюркизма через различные регионы империи,

- рассмотреть этапы политического тюркизма и его динамику
Хронологические рамки исследования. Основное внимание автор уде
лил началу XX века, так как именно в этот период (1905-1916 гг) российс
кий тюркизм проявил себя в полной мере как явление политической жизни
империи Обоснование верхней хронологической грани (1916 г) диктуется
качественными изменениями общественно-политической жизни россиян
в 1917 г падением монархии и резкими переменами общественно-полити
ческой жизни

Методологическая база, принципы и методы исследования. Тюркизм как явление реальной и мыслимо возможной действительности нельзя рассматривать внеисторически, ибо его появление и развитие жестко определено совокупностью исторических обстоятельств Поиск методологической модели в приложении к тюркизму как социальному феномену привел автора к выводу, что, прежде всего, помощь ему могут оказать в сложившейся исследовательской ситуации цивилизационные (по сути, историософские) наработки Осовремененная цивилизацион-ная модель, избранная автором для оценки исторического процесса, основана на элементах синтеза учений М Вебера, О Шпенглера, А Той-нби, Н Я Данилевского, Б С. Ерасова и др Без обращения к теории цивилизационных процессов невозможно понять следующие проявления тюркизма и особенности деятельности тюркистов отход идеологов

тюркизма от традиционности (ценностных ориентации представителей российской уммы), причины отказа большинства российских тюрок активно вступать в революцию, эмиграция части тюркистов и др

Работы ученых школы социоестественной истории (СЕИ), возглавляемой доктором философских наук Э С Кульпиным, используются автором для общей характеристики отдельных этапов истории цивилизаций

Цивилизация (в нашем понимании) — это сообщество людей, объединенное осознанием совокупности системообразующих ценностей, для которого характерны определенная социально-политическая структура, тип хозяйственной деятельности, а также оригинальный менталитет Свое реальное выражение конкретная локальная цивилизация находит во взаимодействиях между людьми В контексте данной работы решающий опыт - это исторический опыт взаимодействия тюркоязычных этносов внутри российской цивилизации в условиях усилившихся меж-цивилизационых контактов начала XX в , который может служить основой для уяснения взаимосвязи этнос - государство - цивилизация - совокупность цивилизаций

Методологическими посылками автора являются следующие положения

-цивилизации существуют в реальной истории, придавая историческому процессу многообразие форм, в том числе этнических, внутренне присущих цивилизациям,

— в сознании людей наличествуют образы исторического прошлого, в том числе в виде собственного видения этнической и цивилизационной истории,

— глубокое понимание политического тюркизма в российской истории возможно только при уяснении сути межцивилизационных взаимодействий

Автор опирается на принципы научности, историзма, системности К используемым методам относятся компаративный подход, применяемый нами при сопоставлении цивилизаций, типов обществ, человеческих групп и т д, типологическое обобщение и др

Характеристика источников. Источниковой базой для осуществления исследования явились, прежде всего, архивные материалы РГИА (г Санкт-Петербург), ГАРФ (г Москва), НАРТ (г Казань), ЦГИА РБ (г Уфа), ЦАНО (г Нижний Новгород), ГАУО (г Ульяновск), ГАСО (г Самара) и др

Объект исследования диктует определенную последовательность характеристики основных групп источников В связи с этим обратим внимание на те источники, которые оказались продуктами деятельности самих тюркистов. Это их идеи, материализованные в научно-теоретических исследованиях, публицистике, воспоминаниях, письмах, эссе, нашедшие отражение в прессе, партийной и государственной документации Работы татарских просветителей X Атласова, Ш Марджани, Г Ахмарова, Г. Губайдуллина и др для нашего исследования имеют безусловную ценность как исторический источник, так как показывают возникший в определенное время интерес представителей тюркских этносов к собственной истории и уровень ее освещения В своих трудах они опирались на народные генеалогии-шеджере, доступные им арабоязычные источники, тюркский фольклор, русскоязычные материалы (летописи, труды русских историков) и пр

Публицистика российского общества начала XX века имела либо проправительственный (разных оттенков), либо антиправительственный, оппозиционный характер (разной силы оппозиционности) Труды тюрок-публицистов, также как и российская публицистика в целом, не были однородны В работах интересующих нас тюркистов (Акчурин Ю Три вида политики, Гаспринский Исмаил-бей Россия и Восток, Гаспринский И Русское мусульманство Мысли, заметки, наблюдения мусульманина, Исхаков Г Идель-Урал Политическая история татар и др) нашли отражение те мысли, чувства, настроения, которые будоражили сознание людей, представлявших тюрко-мусульманскую элиту России того времени Сделав поправку на имевшиеся цензурные ограничения, мы можем, анализируя эту группу источников, составить представление о понимании тюркис-тами исторической ситуации и желательной, с их точки зрения, в интересах движения, стратегии и тактики Как правило, публицистика находила отражение в собственных изданиях тюркистов Кроме публицистических

сочинений, перу тюркистов (как отечественных, так и зарубежных) принадлежали теоретические исследования на темы, актуальные для развития общественно-политической жизни тюрок (Баязитов А Возражение на речь Эрнеста Ренана Ислам и наука, Баязитов А Ислам и прогресс, Альп Зия Гек Основы тюркизма и др)

Новый взгляд тюркской интеллигенции на историю, продемонстрированный ею на рубеже XIX—XX вв, диктовался изменениями современной ей жизни Тюркские интеллигенты «опрокидывали современность в прошлое», порой искажая его во имя того, чтобы обоснованно возглавить общественно-политические движения Особенность рассмотренной группы источников (трудов деятелей тюркизма) заключается в том, что они одновременно представляют собой как исторические источники в собственном смысле этого слова, так и историографические источники, позволяющие проследить развитие понимания российского тюркизма различными мыслителями

К этому же виду источников (публицистика) относится и партийная печать Поскольку для России было характерным соединение публицистики с периодикой, то именно на страницах газет и журналов исследователь может найти масштабную по объему группу материалов, касающихся тюркизма Особенно значима эта группа источников периода Первой российской революции Именно через газеты протюркской ориентации стремились целенаправленно воздействовать на правительство, структурировать общественное мнение Проправительственные издания, в свою очередь, проводили в общественное сознание идеи государственной политики. К тому времени (к рубежу ХІХ-ХХ вв) была ярко выражена общественно-политическая дифференциация газетной периодики, издаваемой правительством, государственными учреждениями, земствами, общественными организациями и частными лицами

Кадетские газеты «Речь», «Право», журналы «Вестник Европы», «Русская мысль», умеренно-правые - газеты «Россия» и «Новое время» - давали оценки мусульманскому движению В газете «Россия» в 1906-1907 гг приводились еженедельные обзоры мусульманской прессы за подписью Михаэль-Бек

Эти обзоры концентрировались в соответствующих государственных структурах, в частности, Департаменте духовных дел иностранных исповеданий (ДДДИИ) На уровне МВД осуществлялся анализ материалов периодической печати С 1865 г вопросами цензуры ведало Главное управление по делам печати Смягчение цензуры имело место в 1905 г в связи с изменившимися условиями жизни в стране

Мусульманская периодическая печать была представлена газетами и журналами на татарском, азербайджанском, узбекском, крымско-татарском, русском языках Автор опирался, кроме газетных материалов, выходивших на русском языке, на фрагменты из нерусскоязычной прессы, которые цитировались в исторических сочинениях

Документы партии «Иттифак аль-муслимин» и других политических партий России начала XX столетия необходимы для понимания позиции тюркистов и оценки их политических усилий Они должны рассматриваться в совокупности с программными документами других партий В условиях постсоветского времени началось репринтное издание опубликованных еще в 1920-е гг партийных документов Так, вновь увидели свет партийные документы Тюркской партии федералистов «Мусават», казахской партии «Алаш», крымско-татарской партии Милли Фирка и др Часть документов по истории общественно-политических движений в Российской империи начала XX века была опубликована в советское и постсоветское время

В последнее время, благодаря труду группы исследователей, вышла серия книг, содержащих документы и материалы деятельности политических протопартий и партий России начала XX века (отв ред В В Шелоха-ев) Что касается политической организации «Иттифак аль-муслимин», то она не вошла как объект рассмотрения в состав указанной серии

В период формирования партии «Иттифак аль-муслимин» и первых ее шагов был опубликован Устав общества «Мусульманская партия» Освещение деятельности партии «Иттифак» автор осуществил, опираясь на материалы названных ранее архивов, прессу того времени, а также опубликованные источники Материалы съездов «Иттифака» стали доступными исследователям во многом благодаря М Бигиеву Он не только был секре-

тарем на ряде заседаний мусульман в ходе съездов, но и выступил хранителем программных документов «Иттифака» Кроме того, он переводил на татарский язык составленные по-русски материалы форумов «Союза мусульман» Эти материалы откладывались в архивах спецслужб Заметки М Бигиева по истории мусульманского общественно-политического движения были включены в виде вводной статьи к программе «Иттифака», а позднее в 1917 г опубликованы отдельной брошюрой «Ислахат эсаслары» («Основы реформирования») Исключение составили материалы IV съезда мусульман России М Бигиев обещал издать их, но по каким-то причинам не сумел это сделать Для характеристики IV съезда автор использовал архивные материалы, в частности, дела «По поводу мусульманского съезда, состоявшегося в Санкт-Петербурге от 15 до 25 июня 1914 года» (НАРТ)

Частично программные документы партии «Иттифак» увидели свет в книге Г Ибрагимова «Татары в революции 1905 года» (Казань, 1926), изданной сначала на татарском, затем на русском языке Благодаря именно этой книге исследователями вводились в научный оборот сведения о партии «Иттифак» и ее функционерах, хотя само сочинение до недавнего времени находилось в спецхране Кроме материалов «Иттифака», упомянем документы партии «Сыратуль-мустаким», также отложившиеся в архивах

Из источников личного происхождения интересны воспоминания С Максудова о поездке в Англию в составе парламентской делегации, а также воспоминания дочери С Максудова (Айда Адиле Садри Максуди Ареал М, 1996), которые представляют собой жизнеописание одного из крупнейших деятелей тюркистского движения, прожившего из 78 лет 34 -в России, И —во Франции и 32 — в Турции

Возможно, у потомков представителей тюрко-татарской эмиграции хранятся материалы (их вряд ли много в силу особенностей отъезда за рубеж и жизни там), которые могли бы пролить больший свет на судьбы мусульманских общественных деятелей Это было бы существенным моментом в расширении источниковой базы по истории тюркизма, так как личных архивов большинства тюркистов практически не сохранилось Часть документов, раскрывающих судьбы тюрок-эмигрантов и их публицистическое наследие, оказалась доступна автору, благодаря публикациям

журнала «Эхо веков», а также материалам по тюрко-татарской эмиграции, введенным в научный оборот Р Б Гайнетдиновым (Тюрко-татарская политическая эмиграция начало XX века-30-е гг Ист очерк — Набережные Челны, 1997)

Для понимания осознания окружающего мира тюрками (в силу наличия у них в течение длительного времени мусульманской идентичности) необходимо привлечение для исследования еще одной группы источников - Священных текстов В эту группу входят. Коран, Хадисы, Сунна Интересны и примыкающие к этой группе комментарии к Священным текстам, выходившие из-под пера, как последователей ислама, так и его оппонентов Знание этой группы источников необходимо, чтобы понять, сколь верно с точки зрения Корана, Хадисов и Сунны трактовались тюркистами те или иные вопросы социальной жизни мусульман России начала XX века

Большой серьезный блок представляют документы, которые дают возможность осознать, как тюркизм воспринимался со стороны - обществом в целом и его отдельными группами, они помогают понять суть тюркизма с позиции «извне» Один из видов таких исторических источников, выделяемых автором, можно обозначить как законодательные документы Эта группа источниковых материалов нужна исследователю в связи с необходимостью понимания деятельности тюркистов в правовом поле Российского государства в начале XX века и ее отражения в законодательстве

Изменение законодательства, особенно появление новых Указов и Манифестов 1904-1906 гг, дали тюркистам, как и другим политическим и общественным деятелям России, совершенно недостижимые ранее возможности для участия в политической жизни (для создания политической партии «Иттифак», деятельности в составе фракций Государственной Думы и т д ) В то же время знание законодательных актов Российского государства (указов, манифестов, положений, уложений, приказов, рескриптов), появлявшихся или продолжавших действовать в первые семнадцать лет существования империи в XX столетии (традиционное оформление в законе воли императора), помогает понять, сколь далеко могли простирать-

ся новации подобного рода деятельности В указанную группу входят «Высочайше» утвержденные мнения Государственного Совета, Сената, Синода, Совета министров, а также журналы заседаний комитетов, совещаний, советов и др

Официальные документы по созданию ОМДС вошли в опубликованный (по случаю образования этой структуры) сборник (В память столетия Оренбургского магометанского духовного собрания, учрежденного в городе Уфе - Уфа, 1891), частично отложились в фонде ОМДС ЦГИА РБ Тему расширяет «Сборник циркуляров и иных руководящих распоряжений по округу Оренбургского Магометанского Духовного собрания 1836-1903» (Уфа, 1905)

Знание законодательных источников важно, среди прочего, в связи с тем, что приобщение тюркоязычных народов к западной цивилизации происходило через российское законодательство Среди идеологов тюркизма были лица, получившие юридическое образование и легко ориентировавшиеся как в правовом поле западноевропейской, так и российской цивилизаций В широкой тюркской среде знакомство с законами России осуществлялось на практике с момента вхождения в государство

В эту же группу законодательных источников входят и проекты законодательных актов, которые выдвигались как государственными лицами, так и общественностью, в том числе мусульманской Служебные записки, включавшие изложение дела, ссылку на закон, а также мнение автора, представляют безусловный интерес В числе этих источников записка В П Наливкина о «панисламизме» 1899 г, записка В П Череванского о мусульманах-суннитах 1905 года и др Заключения по исламу, которые делались представителями государственного аппарата, можно исследовать по материалам С Ю Витте 1900 г и др

В качестве следующей группы источников по теме исследования можно назвать делопроизводственные материалы По сути, это все те материалы, которые явились реакцией государственных структур на деятельность тюр-кистов внутри России Кроме того, это те документы, которые появлялись вследствие стремления властей активнее влиять на ситуацию общественной жизни и предупреждать нежелательные эксцессы, прежде всего, проявления

радикализма Эту группу, в свою очередь, можно разделить на переписку учреждений, внутренние документы и просительные документы

В фонде ОМДС (1789-1917) ЦГИА РБ описано более 72 тысяч дел, в которых содержатся сведения о мусульманском населении России всей европейской ее части (включая Польшу) и Сибири На основании изучения материалов ОМДС можно составить общую картину жизни мусульманских приходов, специфические черты развития городских, сельских, временных ярмарочных приходов, интересы рядовых тюрок-мусульман, уровень активности руководителей махалля, степень участия мусульман в общественно-политической жизни общества (пожертвования в пользу армии в ходе войн и др)

В структуре МВД «мусульманским вопросом» занимались департаменты — ДДДИИ и Департамент полиции (ДП) Интенсивность проработки материалов по этому вопросу зависела от процессов, происходивших в обществе Революция 1905—1907 гг задала особый тон всей этой работе, значительно активизировав ее Из материалов ДДДИИ (ф 821 РГИА) в рамках нашего исследования интерес представляют, прежде всего, Циркуляры, имеющие отношение к исламу и российским мусульманам, а также справки, написанные работниками МВД

Свои основные функции ДП и его особый отдел осуществляли через подведомственные им местные учреждения Ими были, в первую очередь, губернские жандармские управления (ГЖУ), областные жандармские управления (ОЖУ), жандармско-полицейские управления железных дорог (ЖПУ ж д ), розыскные пункты (часть которых была впоследствии переименована в охранные отделения), районные охранные отделения (РОО 1907—1914) Первые ГЖУ были созданы на основе Положения о Корпусе жандармов от 16 сентября 1867 г Их назначением был политический розыск С осени 1902 года во многих городах создаются розыскные пункты и охранные отделения — за ГЖУ осталось производство дознаний по политическим делам, а политический розыск перешел в ОО (охранные отделения)

В ДП МВД материалы о национальных движениях, в частности, интересующие нас мусульманские национальные движения, отслеживались

все более внимательно Поэтому большой массив документов ГАРФ (описи 226-247 по фонду 102) и местных архивов («обзоры деятельности панисламистов и пантюркистов», донесения агентуры и др) имеет значение для понимания позиции государства по отношению к политическому тюркизму и оценки нами самого российского политического тюркизма

Значительную опору исследования представляет недавно рассекреченная подборка архивных документов, отражающая работу российских правоохранительных органов - ГЖУ и ОО «в отношении к деятельности панисламистского движения в империи и за ее пределами» В них достаточно полно представлена деловая переписка разных государственных инстанций «по вопросам пантюркизма» переписка различных ГЖУ между собой, с Отдельным корпусом жандармов, охранных отделений друг с другом, с полицмейстерами и старшими унтер-офицерами уездных пунктов (ЦАНО, фф 916, 918, НАРТ, ф 199, ГАУО, ф 76 и др) Есть сведения о периодических изданиях тюрок, о настроениях мусульманского населения, о конфискации оружия и т п

Подбор материалов определялся теми задачами, которые решали ГЖУ и ОО делопроизводство включало в себя политический розыск и охрану государства Например, по фонду Уфимского ГЖУ ЦГИА РБ (И-187) сохранилось 639 дел Уфимское губернское жандармское управление образовалось на основании «Положения» от 9 сентября 1867 года До 1880 года подчинялось штабу корпуса жандармов, затем ДП МВД В документах этого фонда начала XX века прослеживаются те же тенденции, с точки зрения содержания, которые характерны для всех региональных ГЖУ того времени Сначала по 1900-м годам в период до революции—отдельные факты по оскорблению царя со стороны подданных, во время революции — стачки, демонстрации, митинги, активизация деятельности партий, особая активность партии эсеров, выявление производства и использования оружия И только с 1908 года в полной мере — изучение мусульманского движения, а далее — тщательное отслеживание «панисламизма и пантюркизма»

Источники ГЖУ после 1908 года можно представить как фактически насыщенные сведениями о деятельности партии «Иттифак», об образовательном процессе в мусульманской среде России, об отдельных тюркистах

и т п Дневники агентурных сведений, аналитические записки, информация в вышестоящие инстанции и др — источниковый формат материалов ГЖУ Находясь в постоянной переписке друг с другом, обмениваясь информацией, ГЖУ оказывали друг другу содействие в наблюдении за отдельными представителями тгоркистского движения, за развитием движения в целом У исследователя есть возможность сопоставления материалов и реконструкции общего процесса развития политического тюркизма

С 1911 года жандармские управления начали подшивать материал по панисламизму в особые папки в связи с указанием от 25 января 1911 года, сделанным из центра на места, — собирать подробную информацию об этом течении, набиравшим силу внутри российского общества Устанавливалось наблюдение за отдельными лицами и группами, за мусульманской печатью, за проведением собраний, съездов Донесения и отчеты осведомителей царского МВД позволяют почерпнуть сведения о тюркистах (факты их биографий, особенности характера и поведения) Например, фонд 199 НАРТ содержит разбросанные по разным документам сведения о Ф Каримове, Ю Акчурине, С Максудове, X Максудове, Г Исхакове, Г Галееве и других крупных общественных деятелях, фонды ЦАНО - о Г Сулейманове и т п Среди агентов - персональный информатор П А Столыпина, журналист Магомет Хаджет-Лаше, агенты «Борис», «Татарский», «Оренбургский» и др

В архивах сохранились дела по проведению обысков и заключению под стражу, по обвинению в пропаганде панисламизма и сборе средств в помощь Турции, воюющей с Россией, об организации «Бреги», о выборах в Государственную Думу В фондах ГЖУ имеются материалы о шпионаже, о проверке политической благонадежности отдельных мусульман, российских и иностранных подданных, имамов, а также общественных деятелей из тюркской среды, учителей По «Алфавитным спискам лиц, занимавшихся революционной деятельностью и разыскиваемых ДП» за разные периоды, можно выявить интенсивность внимания спецслужб к тем или иным тюр-кистам

Фактически встает вопрос о том, насколько отложившиеся в государственных структурах (ГЖУ, ОО и т д ) документы односторонни и тенден-

циозны Что касается фактов, то они вполне отражают событийную сторону общественно-политической жизни Если говорить об оценках, то порой они излишне усиливают пристрастие российских мусульман к пантюркизму и панисламизму, уходят от их реального мировидения Это происходило не от намерений и каких-либо действий по фабрикации «пантюркист-ских дел», а от недостаточного знания мусульманского мировоззрения, от стремления к последовательному решению задачи по укреплению самодержавного режима

Официальные материалы Департамента полиции МВД и его подразделений (ф 102 ГАРФ) достаточно убедительно свидетельствуют о враждебных России усилиях панисламистских центров в Стамбуле, Париже и иных местах Подробное рассмотрение означенных документов убеждает в том, что своими задачами турецкие панисламисты ставили создание в пределах Российской империи широкой политической креатуры и разветвленной агентурной сети Целью ряда политических лидеров Османской империи являлось отделение от России ее окраинных и даже центральных территорий с компактным мусульманским населением

Следует полагать, что ранее эти документы русских спецслужб не были доступны ученым по ряду причин В частности, потому, что в определенное время в отечественной историографии бытовало мнение о доле прогрессивного участия тюркистов в революционной борьбе против самодержавия Кроме того, внимательный анализ поднятых в них сведений позволяет установить некоторые межпартийные и личные связи между деятелями РСДРП (б) и тюркистскими структурами

Интерес к европейской политике, существовавший в правительственных верхах, в том числе, в связи с «мусульманским вопросом», можно понять, исходя из разных по характеру документов Министерства внутренних дел

Если говорить о местной власти, то внимание к «мусульманскому вопросу» со стороны губернаторов постоянно возрастало, что прослеживается по интенсивности губернаторских циркуляров. О тщательности в работе над переводами документов мусульманского общественно-политического движения говорит, в частности, тот факт, что специально с целью перево-

да программы «Союза мусульман», порученного профессору Н Катанову, был выписан из Алжира «Казанским временным Комитетом по делам печати» словарь политических терминов

Источники, которые позволяют уяснить истоки тюркизма, разноплано-вы по характеру Например, издание сборника документов «Из глубины столетий» (Сост, вст статьи и комм Б Л Хамидуллина. - Казань, 2000) дало автору источниковую основу для рассуждений по вопросам этногенеза татар и истории их государств Для уяснения вопросов социально-экономических и демографических истоков тюркизма небезынтересна статистика промышленного производства, итоговые данные Всеобщей переписи населения России 1897 года и другие учетные материалы, которые дают общее представление о количестве населения по критериям этническим и конфессиональным Из специальных систем делопроизводства можно обратить внимание на судебно-следственную, дипломатическую и, в некоторой степени, военную

Что касается языка источников, то автор вполне согласен с заявлением на этот счет Д М Усмановой «можно смело утверждать, — пишет она,—что источники и дореволюционная литература на тюркских языках (в том числе и татарском) не столь обширны и многообразны, количественно и качественно уступают русскоязычным аналогам Исключение составляет лишь периодика на татарском и азербайджанском языках». Именно это дает нам дополнительную уверенность говорить о достаточной репрезентативности используемой источниковой базы

Основные положения диссертации, выносимые на защиту

  1. Вхождение тюрок в Российское государство вносило в сообщество не только новые этнические единицы, но разнородные культурно-циви-лизационные субстраты, которым предстояло адаптироваться к иным, отличающимся, ценностным ориентациям и самим повлиять на российскую цивилизацию, пространство которой они значительно расширяли

  2. Единого тюркского этноса (народности, нации) в реальности не сложилось, этносознание отдельных групп тюрок формировалось с разной интенсивностью под влиянием региональных особенностей; вхождение отдельных тюркоязычных групп в Российское государство растя-

нулось на многие столетия (XVI—XIX вв ), большинство российских тюрок идентифицировали себя мусульманами, подданными Российского государства

  1. Общность большинства тюрок России, выраженная через принадлежность к одной языковой семье и одной конфессии, послужила для идеологов-тюркистов, то есть для тех, кто участвовал в политической жизни России, выражая интересы ее тюркского населения, основой декларации идеи единения российских тюрок

  2. Тенденции к политическому единению тюрок в рамках российского сообщества проявились в благоприятных для этого условиях российской революции 1905-1907 гг, этот период можно рассматривать как кульминацию политического тюркизма в имперской России

  3. Основные формы российского политического тюркизма организация «Иттифак ал-муслимин» («Союз мусульман»), Всероссийские мусульманские съезды, региональные совещания, мусульманские фракции Государственной думы, выступления в прессе.

  4. Имперское давление на процессы развития политического тюркизма ослабили его проявления, утверждение идей большевизма привело к его исчезновению, общественно-политические процессы в современной России позволили начать политическому тюркизму новый этап в своем развитии

Практическая значимость исследования. Материалы и заключение диссертации могут стать составной частью комплексного исследования истории российского тюркизма на протяжении всего периода его существования и развития в разных регионах России Исследование может быть принято во внимание специалистами при написании историй отдельных тюркоязычных народов, учебных пособий по истории России, истории цивилизаций Отдельные положения могут быть применимы обществоведами при обсуждении дискуссионных вопросов методологического характера Возможно использование текста диссертации в преподавательской деятельности

Материалы диссертации могут быть полезны аппарату Полномочного Представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе и

работникам Нижегородской областной администрации, занимающимися проблемами межэтнических и межконфессиональных взаимодействий

Апробация материалов и результатов исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории России и краеведения исторического факультета Нижегородского государственного университета им Н И Лобачевского

Основные положения и тезисы работы были представлены в докладах на международных, всероссийских и региональных научных конференциях и симпозиумах Диссертант — постоянный ведущий секций и организатор Добролюбовских чтений (НГЛУ), Фаизхановских чтений (ДУМНО), Ра-мазановских чтений (ДУМНО), участник научно-практических конференций «Социоестественная история Генезис кризисов природы и общества в России» (Институт востоковедения РАН Москва, Петербург, Украина, Польша), в Петербурге (Петербургские религиоведческие чтения - 2003 г, Всероссийский культурологический конгресс - 2006 г), Саранске (VII конгресс этнографов и антропологов России — 2007 г), конференций, проводимых Институтом истории им. Ill Марджани (Казань), конференций в Нижнем Новгороде в рамках НГЛУ, ННГУ, ННГПУ, ННГАСУ, НГАГС и др вузов, Нижегородского института переподготовки и повышения квалификации сотрудников ФСБ РФ Научные сообщения по заявленной проблематике были сделаны автором во время участия в программе «Политическая система США» (Южно-Иллинойский университет - 1995 г) и апробации материалов по курсу «История цивилизаций» (Центрально-Европейский университет, Будапешт - 1997 г)

Всего по теме диссертационного исследования сделано около 100 докладов и сообщений Опубликовано 6 монографий (из них 5 в соавторстве)

Автором разработаны и апробированы в рамках учебного процесса Нижегородского государственного лингвистического университета и Исламского медресе «Махинур» г Нижнего Новгорода лекционные курсы «Тюркизм как историческое явление», «История цивилизаций», «Ислам в истории России», «История татарских деревень Нижегородчины» Отдельные части работы используются при чтении вузовского курса «История Отечества» (НГЛУ)

Научная новизна работы состоит в том, что

это первое исследование, специально посвященное политическому тюркизму в России начала XX столетия,

введен в научный оборот ряд ранее не использовавшихся документальных материалов,

выявлены и охарактеризованы основные этапы развития политического тюркизма в России в начале XX века,

впервые комплексно проанализированы материалы Всероссийских мусульманских съездов, совещаний деятелей тюркизма, дана их оценка,

исследованы формирование и деятельность общественно-политической структуры - «Иттифак ал-муслимин» («Союз мусульман»), ее взаимодействие с мусульманскими фракциями Государственной думы

впервые детально проанализировано влияние на общественно-политические настроения тюрок-россиян «извне», прежде всего, из Османской империи,

получены новые данные, позволившие осветить некоторые спорные проблемы в истории взаимодействий тюрок-россиян и российских властей,

на основе анализа большого комплекса документальных материалов реконструирован процесс зарождения и развития политического тюркизма как явления отечественной истории

Структура исследования. Изложение фактического материала и его анализ строятся по историческому и системному принципам Материал делится на главы и параграфы соответственно основным этапам в развитии российского тюркизма Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений

Похожие диссертации на Российский политический тюркизм : истоки и закономерности развития : 1905-1916 гг.