Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски) Капалин Герман Михайлович

Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски)
<
Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски) Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски) Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски) Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски) Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски) Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски) Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски) Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски) Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски) Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски) Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски) Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Капалин Герман Михайлович. Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски): диссертация ... доктора исторических наук: 07.00.02 / Капалин Герман Михайлович;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации"].- Москва, 2014.- 630 с.

Введение к работе

Актуальность исследования. Выявление факторов территориального роста Российской империи, происходившего в восточном направлении на протяжении XVI—XVIII вв., и всестороннее исследование механизмов закрепления присоединяемых земель в составе единого государства, представляет собой актуальную исследовательскую задачу в современной России, по-прежнему лидирующей по площади среди стран мира.

Особое место в освоении пограничных территорий империи занимала деятельность Русской Православной Церкви (далее — РПЦ) — автокефальной поместной православной Церкви, существовавшей на территории Российской империи. В диссертации использовано ее современное официальное название, принятое в 1943 г. В XVIII—XIX вв. наиболее распространенными ее наименованиями внутри России были «Православная кафолическая греко-российская», «Русская» или «Российская» Церковь и др., в Соединенных Штатах Америки (далее — США) с 1867 г. она же была известна как «Греко-Восточная Церковь» («Greek Oriental Church»).

Являясь хранителем и носителем стержня русской цивилизации, РПЦ: во-первых, оберегала цивилизационное единство русских первопроходцев и поселенцев; во-вторых, несла основную нагрузку в распространении русской культуры среди местного населения присоединяемых земель. Распространяя православие среди нехристианских народов, РПЦ транслировала им ценности русской цивилизации: миропонимание, традиции и нравственные нормы восточного христианства, а также гражданские качества личности — патриотизм и верноподданство. Труды православных миссионеров были направлены не столько на замещение местных культур русской, сколько на изменение сознания и образа жизни туземцев при сохранении их этнического своеобразия. Такой образ действий привел к тому, что коренные народы Сибири, Дальнего Востока, Аляски не были уничтожены русской цивилизацией. Восприняв ее духовно-нравственные принципы, они внесли свои этнические особенности в многонациональную культуру Российской империи.

Необходимо отметить, что ограниченность, а порой и отсутствие архивных источников о деятельности РПЦ в период освоения русскими просторов Сибири в XVI и XVII вв. существенно осложняют ее исследование. Вместе с тем открытие и последующее освоение Тихоокеанского севера в XVIII—XIX вв. были широко документированы. Это позволяет достаточно подробно исследовать процесс распространения русского православия в этом регионе, проанализировать действия светских и церковных властей, а также связанные с ним события, происходившие в центральной России и в Сибири.

Миссионерская деятельность РПЦ в контексте освоения присоединяемых к России территорий Тихоокеанского севера особенно рельефно выступает в пределах Аляски. Данная самая близкая к России часть Североамериканского континента была открыта в первой половине XVIII в. русскими мореплавателями и более 100 лет являлась частью Российской империи. Этот период аляскинской истории вызывает интерес большинства отечественных и зарубежных исследователей. Различным аспектам существования Русской Америки посвящены сотни научных публикаций и неопубликованных диссертаций. Ее история и связанные с нею людские судьбы отражены в художественных произведениях. Вопросы русского освоения и продажи Аляски обсуждаются в современной публицистике.

Интерес со стороны научного сообщества и широкой общественности России и Америки вполне обоснован. Ведь Аляска была не только восточным пределом Российской империи, не только единственным заокеанским владением русской короны и даже не только уникальной зоной русского влияния в Америке. Аляска явилась местом соприкосновения двух супердержав: России и США. В ее пределах они имеют общую историю и опыт взаимодействия, который требует всестороннего осмысления, в том числе и в рамках исторического исследования.

Актуальность темы диссертации также обоснована итогами современных исследований, которые свидетельствуют, что сохранение православия автохтонами Аляски по сей день является наиболее существенным результатом присутствия русской цивилизации в Северной Америке. Воздействие русской духовной культуры на коренное население Аляски началось в период открытия русскими берегов Северной Америки и Алеутских о-вов и продолжалось после продажи Россией своих американских владений США в течение 50 лет.

Русские миссионеры наряду с вероучением и православными традициями прививали автохтонам Аляски российские нормы общественной жизни и государственного устройства, хозяйственный уклад и грамотность. После продажи Аляска стала территорией контакта русской и американской цивилизаций в силу того, что ее православное автохтонное население, воспитанное в традициях восточного христианства, монархических устоев и государственного патернализма, оказалось под влиянием западного христианства, либеральной демократии и частной инициативы. К аккультурации коренных жителей Аляски федеральное правительство США привлекло инославные христианские конфессии, в основном протестантские конгрегации, предоставляя им властные полномочия и государственные субсидии. Православные епископы и священники, прибывавшие на Аляску из России до середины 1910-х гг., смягчали потрясение, которое испытывало православное население бывшей Русской Америки от американизации и прозелитизма американских миссионеров.

Особый интерес представляет исследование православной церковной жизни на территории США в 1870-х—1920-х гг., т.к. в эти годы в ней заключалось русское цивилизационное присутствие в Западном полушарии. В этот период РПЦ успешно развивалась в Северной Америке. Характер церковного развития на Аляске отличался от США и Канады, где увеличение православных приходов происходило экстенсивным путем: за счет возвращения из унии в православие славянских общин. На Аляске преимущественно имело место интенсивное развитие: новые церковные общины образовывались в результате разукрупнения существовавших прежде. Сокращение территории приходов позволяло священнику чаще посещать селения православных автохтонов, что повышало эффективность пастырской работы.

Итогами пребывания РПЦ на Аляске в период 1740-х — 1920-х гг. являются сохранение ее современными коренными жителями русского православия и существование жизнеспособной Аляскинской епархии автокефальной Православной Церкви в Америке (далее — ПЦА). Это подчеркивает актуальность исследования влияния участия РПЦ в освоении Россией заокеанской территории и последующего институционного присутствия РПЦ на территории Аляски в течение пятидесяти лет после ее продажи.

Степень изученности темы

Процесс распространения православия среди народов Аляски исследуется в России и за рубежом церковными историками и светскими учеными на протяжении почти двух столетий.

Первую работу по церковной истории на Аляске опубликовал святитель Иннокентий (Вениаминов). В 1840 г. было издано его аналитическое сочинение «Состояние Православной Церкви в Российской Америке». К числу его российских последователей, дополнивших и расширивших его взгляды на миссионерскую деятельность РПЦ на Аляске относятся А.Н. Львов, И.К. Смолич, архимандрит Августин (Никитин). То же справедливо и для книг о Первой духовной миссии, изданных Валаамским монастырем. Большинство авторов остальных публикаций о церковной истории на Аляске, в том числе размещенных на интернет-ресурсах, компилируют ранее изданные работы, зачастую некритически воспроизводя ошибочные мнения предшественников.

К церковным исследователям также можно отнести авторов биографической и житийной литературы о миссионерах, трудившихся на Аляске, и о церковных деятелях, жизнь которых была связана с устройством миссии на ее территории. В первую очередь, к ним относятся И.П. Барсуков, Б.В. Титлинов, М.В. Гневушев, М.З. Винокуров, П.Д. Гарретт, С.Г. Трубецкой, С.А. Корсун.

Отечественными историками РПЦ на Аляске, а также церковными биографами и авторами житийной литературы в неодинаковой степени были исследованы или обоснованы:

заинтересованность российского государства в открытии и освоении Аляски и его участие в организации миссионерской деятельности; направление царским правительством духовной миссии в североамериканские владения Российской империи, а также его требования к Российско-Американской компании (далее — РАК) содействовать деятельности РПЦ в 1820-е—1830-е гг.;

инициативы в отдельных вопросах организации миссионерской работы на Аляске, проявляемые Святейшим Синодом или его Первенствующими членами — митрополитами Санкт-Петербургскими;

цивилизаторское воздействие на автохтонов со стороны православных священников и миссионеров в процессе осуществления ими духовно-просветительской, социальной, образовательной и хозяйственной деятельности, особенно — труды святителя Иннокентия по организации миссионерской работы в Русской Америке, его деятельность, направленная на сохранение аутентичных культур просвещаемых народов Аляски;

служение на Аляске креольского духовенства;

активное участие в распространении православной веры среди туземного населения мирян — русских и автохтонов;

зависимость успеха христианизации от отношения к ней язычников;

некоторые вопросы американского периода истории РПЦ на Аляске, в частности — забота святителя Иннокентия о продолжении церковной деятельности в Америке после продажи Аляски.

Помимо церковных, многие светские российские ученые — историки, географы, этнографы, культурологи, занимались изучением проблем церковной истории в ходе своих исследований Русской Америки. Опубликованные ими данные подтверждают и обогащают выводы церковных историков и биографов, а именно:

участие российского государства в распространении православия на Аляске;

вовлеченность в этот процесс русских промышленников, особенно до прибытия первых миссионеров;

бережное отношение православных миссионеров к автохтонным культурам.

Вместе с тем некоторые светские ученые: П.А. Тихменев, К.Т. Хлебников, Г.Х. Бэнкрофт, Н.Н. Болховитинов, А.А. Истомин и др., — сформулировали отличное от церковных авторов мнение по некоторым вопросам истории РПЦ на Аляске до 1867 г., что свидетельствует о необходимости более подробного их исследования. К таким вопросам относятся:

участие православного духовенства в отрядах Второй Камчатской экспедиции, достигших берегов Аляски в 1741 г. — под командованием В.Й. Беринга и А.И. Чирикова;

причины конфликта между членами Первой духовной миссии и местной администрацией во главе с А.А. Барановым;

причина и инициатор учреждения Кадьякского викариатства Иркутской епархии;

обстоятельства гибели мученика Петра Алеута и священномученика Ювеналия (Говорухина).

Работы американских исследователей отличаются привлечением устных преданий автохтонов (oral history), а также уникальных комплексов документальных источников по истории православия на Аляске, сохранившихся в светских и церковных архивохранилищах США. В отличие от большинства российских коллег внимание американских авторов — церковных и светских — было обращено не только к периоду вхождения Аляски в Российскую империю, но и к последующим годам, когда она вошла в состав Соединенных Штатов. Они обогатили проблематику исследования, изучив:

деятельность протестантских и католических миссионеров, направленную на американизацию православного населения, оставшегося жить на Аляске после 1867 г.;

особенности служения православных миссионеров, обусловленные вхождением Аляски в состав Соединенных Штатов.

Церковные историки: епископ Григорий (Афонский), протоиерей Михаил Олекса, В.М. Бензин, — исследовали проблемы институционального присутствия РПЦ на Аляске:

совершение Литургии на одном из кораблей Второй Камчатской экспедиции, побывавших у берегов Америки;

деятельность православного духовенства на Аляске до и после ее продажи;

организация церковных школ и духовное образование местного населения;

заботы царского правительства об удовлетворении духовных интересов православной паствы на Аляске после ее передачи США.

Американские историки, этнологи, лингвисты, культурологи Л.Т. Блэк, Б.С. Смит, М.Э. Краусс и др. обосновали ключевое значение РПЦ в сохранении автохтонных культур Аляски. Выступая прямой противоположностью протестантским американским миссионерам, православное духовенство: осуществило фиксацию коренных языков; создало письменность автохтонов и распространяло среди них грамотность; обучало уроженцев Аляски на билингвальной основе; поставляло из их числа клириков; привлекало мирян к руководству церковными общинами; защищало местное население от притеснений, отстаивало их гражданские права. Вместе с тем, они уделили пристальное внимание изучению вопросов участия местного населения в распространении православия. Особенно тщательно проработаны: механизмы распространения на Аляске русской духовной культуры мирянами и причины безоговорочного восприятия православия коренными жителями Алеутских о-вов и Западной Аляски.

Следует отметить тенденциозность, присущую многим исследованиям распространения православия на Аляске, начиная с XIX в. Она была характерна и для публикаций советского периода, что объясняется главенством в то время атеистического подхода в изучении истории. Американские авторы также оказались во многом зависимы от общественного умонастроения. Так, протекающие в последние десятилетия процессы возрождения национальной аутентичности народов Аляски на основе дохристианских культур отражены в повышенном внимании исследователей к явлениям религиозного синкретизма (Л. Блэк, С. Мусалимас и др.). Деятельность на Аляске старообрядцев беспоповцев породила тенденции умаления значения миссионерских трудов православного духовенства и преувеличение роли мирян.

Выявленные разногласия в существующих исследованиях Аляски, в частности различные оценки участия российского государства, духовенства и мирян РПЦ в распространении русской духовной культуры среди коренных народов, а также наличие малоизученных аспектов церковной истории, особенно после 1867 г., требуют критического анализа и тщательного исследования с привлечением новых источников.

Анализ степени разработанности проблемы позволяет выделить основных субъектов исследуемого процесса, одни из которых действовали в Америке, другие — в России. Основными участниками распространения православия на Аляске являются:

1. Российское государство, которое представляли:

верховная власть самодержца;

а также

до 1799 г. — сибирские, охотские, камчатские местные власти;

в 1799—1867 гг. — РАК, осуществлявшая государственную политику по отношению к РПЦ на Аляске;

в 1867—1917 — министерства и ведомства царского правительства.

2. Святейший Синод, как высшая инстанция управления РПЦ. В аспекте темы исследования субъектами синодальной деятельности выступают:

пленарное Присутствие — центральный коллегиальный орган Святейшего Синода;

первенствующие члены Синода — митрополиты Санкт-Петербургские;

обер-прокуроры — светские чиновники, представлявшие императора в Синоде; с 1803 г. были посредниками между Синодом и органами государственной власти: в частности, лично представляли на усмотрение императора определения и всеподданнейшие доклады Синода, а также объявляли Синоду высочайшую волю — указы, повеления, резолюции императора.

3. миссионеры, приезжавшие в русский и американский периоды на Аляску из России:

епископы;

священники;

монахи;

причетники.

4. местное население Аляски.

Объектом диссертационного исследования является процесс распространения и закрепления православной культуры среди коренных жителей Аляски.

Предметом изучения выступает деятельность РПЦ по освоению Тихоокеанского севера в пределах Аляски и ее роль в распространении и закреплении русского православия среди автохтонов.

Цель исследования состоит в изучении своеобразия русского освоения Аляски в духовном, социальном и культурном аспектах.

Для достижения цели исследования были намечены основные задачи:

выявить роль российского государства в привлечении РПЦ к освоению Тихоокеанского севера и в сохранении ее присутствия на проданной США территории;

исследовать особенности синодального управления миссионерской деятельностью на Аляске в русский и американский периоды вплоть до 1917 г.;

проанализировать вклад приезжавших из России миссионеров в распространение и сохранение русской культуры среди народов Аляски;

определить характер деятельности на Аляске инославных миссионеров и выявить ее влияние на закрепление русского православия среди автохтонов;

исследовать формы вовлеченности местного населения: мирян, причетников и духовенства, в распространение и сохранение православной веры и традиции;

выявить своеобразие цивилизационного освоения Аляски.

Методологическая база исследования.

Выбор объекта и предмета исследования обусловил необходимость применения цивилизационного подхода. Этот метод позволяет проанализировать взаимодействие культур, исходя из всего спектра проявлений общественной жизни, а не только из уровня их экономического развития. На проблему применения формационного подхода в характеристике общественного строя алеутов указывала Р.В. Макарова. Она отметила наличие у автохтонов Аляски рабов при отсутствии соответствующих рабовладельческому строю производственных отношений: алеуты не были знакомы с гончарным делом, выплавкой металлов и др. Цивилизационный подход позволяет уйти от притягивания реально существовавшего уровня социального развития к жесткой системе общественно-экономических формаций. Тем более применение цивилизационного подхода имеет преимущества при исследовании процессов, происходивших в мировоззрении коренных народов Аляски, в их системе ценностей, образе жизни, религиозных и бытовых традициях в процессе их контактов сначала с русской, а впоследствии с американской цивилизацией.

Исходя из парадигмы цивилизационного развития, в настоящей работе выявление закономерностей и определение специфики исторического процесса усвоения русского православия коренными народами Аляски основано на исследовании совокупности многообразных проявлений политической, трудовой и социальной деятельности отдельных лиц, принимавших участие в изучаемом процессе или создававших для него условия. Даже действовавшие в рамках одной социальной группы или одного социального института личности оказывали различное влияние на течение изучаемого исторического процесса. Успех проповеди, например, всегда в значительной степени зависит от персональных качеств миссионера и от внутреннего устроения тех, кому она адресована. Царская власть при Екатерине II и при Павле I ставила различные задачи перед миссионерами на Аляске. Положение миссионеров, их возможности в проведении работы с автохтонами изменялись при смене главных правителей. Исследование распространения православия среди автохтонов осуществлялось посредством анализа действий конкретных личностей, прежде всего — православных миссионеров, участников частных промысловых экспедиций, самих местных жителей, российских монархов, первенствующих членов Синода, обер-прокуроров, главных правителей РАК, дипломатов и мн. др. Из них наиболее существенная роль в изучаемом процессе принадлежит святителю Иннокентию.

Ввиду наличия нескольких субъектов исследуемого процесса, осуществлявших свою деятельность в одном пространственно-временном континууме, в качестве одного из инструментов исследования и одновременно способа структурирования изложения применен проблемно-хронологический метод. Целостный взгляд на предмет изучения в исторической перспективе достигался в рамках исследования вклада каждого из участников распространения православия среди автохтонов Аляски. Соответственно хронологическая последовательность изложения выдержана в рамках каждой отдельной главы, за исключением первой и второй глав, которые представляют собой историографическое исследование и источниковедческий очерк соответственно.

Интерес к индивидуальному процессу жизни и специфика предмета изучения обусловили применение биографического метода. В ходе исследования анализу подвергались явления духовного порядка, религиозные мотивы и установки, личностные переживания. Для их изучения были привлечены биографические и автобиографические материалы, жития и жизнеописания. Вместе с тем, в отдельных случаях исследуемые факты представлены в форме биографии. Таким образом, в данной работе биографический метод выступает в качестве дополнительного способа исследования и одновременно вспомогательной формы изложения.

Также при выполнении данного диссертационного исследования был использован историко-сравнительный метод, в котором сравнение подчинено историческому исследованию общественных явлений. Этот общий метод предполагает применение идиографического и номотетического подходов. Номотетический подход заключался в выявлении общих закономерностей в исследуемом процессе, например, цивилизаторского воздействия в деятельности миссионеров в различные периоды среди разных народов в различных частях Аляски или общих форм участия представителей разных этнических групп в распространении и сохранении православия среди своих соплеменников. В противоположность ему идиографический метод состоял в обнаружении и объяснении уникальности отдельных явлений изучаемого процесса, таких как неэффективность миссионерской работы среди индейцев тлинкитов в русский период и массовое обращение представителей этого народа к православию в американский период.

Из форм исторического сравнения в ходе исследования применялся метод исторической типологии, который объясняет сходство не связанных по своему генезису явлений одинаковыми условиями их происхождения и развития. В отдельных случаях было уместно использование метода историко-генетического сравнения, в поле зрения которого попадают родственные по происхождению общественно-исторические и этнокультурные явления.

При написании диссертационной работы применялся критический метод анализа документов. В ходе работы над проблемами исследования в научный оборот введены новые источники, позволяющие решить спорные вопросы и восполнить пробелы в изучении распространения и сохранения русской духовной культуры на Аляске. Особенно это касается малоизученного американского периода.

Методологическую основу исследования составили и такие общие принципы исторической науки как историзм, объективность, системность.

Хронологические рамки исследования охватывают весь русский период открытия и освоения Аляски, а также первые 50 лет американского периода. Нижней границей является 1732 г., когда вышел указ о включении православных священников в состав Второй Камчатской экспедиции, верхней границей — 1917 г., когда в результате революционных событий в России прервалась связь аляскинских приходов с РПЦ.

В диссертации все даты без комментариев приведены по Юлианскому календарю (старому стилю), который действовал на территории России в течение всего изучаемого периода. В цитировании и описании документов американского периода иногда присутствуют двойные даты. Это связано с тем, что в США велось летоисчисление по Григорианскому календарю (новый стиль). В XIX в. разница между старым и новым стилем составляла 12 дней, в ХХ в. — 13 дней.

Географические границы исследования совпадают с границами российских владений в Северной Америке, проданных США в 1867 г. и в настоящее время составляющих территорию штата Аляска, общей площадью 1 717 854 км. Также, если это требовало раскрытие темы, были исследованы отдельные события, происходившие в России: в Санкт-Петербурге и Москве, на Камчатке, в Иркутске и остальной территории Сибири, а также в США: в Калифорнии, Вашингтоне, Нью-Йорке.

Источниковую базу исследования составили в основном письменные источники, публиковавшиеся в России и Америке в XVIII—XXI вв. в сборниках, отдельных изданиях и периодической печати, а также архивные документы и материалы, отложившиеся в 30 фондах более 10 государственных, церковных и частных архивов Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки и Финляндии.

В ходе работы над диссертацией были задействованы документальные источники РПЦ, царского правительства, сибирских властей и РАК. К числу документальных источников относятся законодательные и договорные акты, материалы делопроизводства: предписания, протокольные записи, официальные сообщения, сведения и корреспонденция, приходская документация.

Помимо документальных в исследовании использованы повествовательные письменные источники, большинство которых составили журналы путешествий (походные журналы аляскинских священников и журналы экспедиций), свидетельские показания и источники личного происхождения (эпистолярные и мемуарные).

Деятельность РПЦ на Аляске, особенно в американский период, отражена в периодической церковной печати XIX—начала XX вв. На страницах церковных периодических изданий публиковались официальные документы и частные описания, в которых раскрывались различные аспекты русского присутствия на Аляске, в особенности после 1867 г.

Кроме письменных источников, в работе использованы результаты устных опросов и фотоматериалы, собранные в полевых условиях на Аляске в 2010—2011 гг.

Подробному анализу источников полностью посвящена Глава 2 диссертации.

Научная новизна.

Автором поставлена и решена крупная научная проблема – распространение и сохранение русского влияния в политическом, культурном, религиозном отношениях на территории Аляски в результате миссионерской деятельности православного духовенства в XVIII-начале ХХ в.

Впервые выявлен комплекс историографической литературы и комплекс источников по теме исследования.

Установлены участники распространения русской духовной культуры на Аляске, отдельно проанализирован вклад в этот многосторонний процесс каждого из участников.

Специально исследована проблема участия российского государства в христианизации автохтонов Аляски. Прежде ученые только отчасти касались данной проблемы. Отдельные современные авторы придерживаются мнения об индифферентности светских властей к освоению Россией заокеанских территорий и к деятельности там РПЦ. Автором диссертации проведено исследование проникновения российской государственности на Североамериканский континент и роли в этом процессе Православной Церкви, что составляет принципиальную новизну данной работы.

В рамках анализа вклада РПЦ в развитие российских владений в Америке впервые прослежена связь распространения православия с изменением способа ведения хозяйства и с переходом кочевников к оседлому образу жизни.

Впервые временные пределы исследования русского присутствия на Аляске включают последующие 50 лет институционного пребывания РПЦ на ее территории после 1867 г. Объединение в одном исследовании двух исторических периодов: существования Аляски в границах Российской империи, а затем — в составе Соединенных Штатов, позволило сделать вывод о константности в Америке церковных позиций в отличие от государственных. После того, как российское государство оставило Западное полушарие, РПЦ осталась и, несмотря на принадлежность Аляски иностранному государству, продолжала поддерживать культурную связь ее автохтонов с православным русским народом. Эта связь продолжает существовать, объединяя граждан России и США, являющихся членами Православной Церкви.

Впервые исследована деятельность на Тихоокеанском севере неправославных христианских священнослужителей и миссионеров в продолжении почти 200 лет: с момента отправления Второй Камчатской экспедиции в первой половине XVIII в. до прекращения связи служившего в Америке православного духовенства с РПЦ во второй декаде ХХ в. Исходя из цели исследования, инославное присутствие на Тихоокеанском севере анализировалось лишь в аспекте его влияния на развитие миссии РПЦ на Аляске и на восприятие русского православия ее местным населением.

Впервые исследованы различные формы вовлеченности автохтонов Аляски в распространение русской духовной культуры на ее территории.

Теоретическая и практическая значимость.

Результаты данного диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейших научных разработках по отечественной и мировой истории, этнографии и культурологии, а также по истории РПЦ в Синодальный период. Также они будут полезны в преподавании базовых и специальных курсов в светских и духовных высших и средних учебных заведениях, в проводимой ими научно-исследовательской работе в области истории Российского государства, миссионерской деятельности РПЦ и межконфессионального взаимодействия.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и выводы данного диссертационного исследования отражены в научных докладах и выступлениях автора на конференциях в Петропавловске-Камчатском (2005), Обнинске (2005), Москве (РАН, ноябрь 2007; декабрь 2007, 2010, 2013), Рязани (2011), Санта-Розе, штат Калифорния, США (2012), Иркутске (2012), Мариехамне, Аландские острова, Финляндии (2012). Результаты исследования использованы в преподавании авторского курса в КГПУ им. К.Э. Циолковского и учебной дисциплины в Калужской духовной семинарии.

Автор диссертации принимал участие в поисковой научно-исследовательской работе, проводимой группой российских ученых в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» (2009—2013). В диссертации используются материалы совместных публикаций, подготовленных в ходе реализации этой программы в соавторстве с д.и.н. А.Ю. Петровым (ИВИ РАН), д.и.н. А.Н. Ермолаевым (Кемеровский государственный университет), к.м.н. М.Г. Малаховым (Рязанское отд. РГО), к.и.н. И.В. Савельевым (Северный (Арктический) Федеральный университет им. Ломоносова).

Похожие диссертации на Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII - XIX вв. (на материалах Аляски)