Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русский город в XIX в. Кошман Лидия Васильевна

Русский город в XIX в.
<
Русский город в XIX в. Русский город в XIX в. Русский город в XIX в. Русский город в XIX в. Русский город в XIX в. Русский город в XIX в. Русский город в XIX в. Русский город в XIX в. Русский город в XIX в.
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кошман Лидия Васильевна. Русский город в XIX в. : Социокультурный аспект исследования : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.02. - Москва, 2001. - 360 с. : ил. РГБ ОД, 71:02-7/52-5

Содержание к диссертации

Введение

Гл. 1. Типология русского города нового времени. Формирование культурного пространства 49

1. Особенности типологии города. Роль власти в процессе городообразования 49

2. Внешнее благоустройство города. Развитие инфраструктуры городского хозяйства 66

3. Культурная среда города 97

Гл. 2. Социальный состав горожан. Мещанство как социокультурный тип 141

Гл. 3. Профессиональное образование и его роль в формировании среднего культурного слоя 174

1. Профессиональное образование в дореформенной России. Инициативные правительственные проекты в его распространении 176

2. Профессиональное образование в первые пореформенные десятилетия. Роль научной общественности и предпринимателей в его развитии 202

3. Проблемы промышленного образования в 80-90-е годы. Всероссийские съезды деятелей по техническому и профессиональному образованию

Гл. 4. Культурно-информационная система. Почта. Телеграф. Телефон 268

Заключение 311

Библиография ...319

Приложения 349

Внешнее благоустройство города. Развитие инфраструктуры городского хозяйства

Проблема типологии русского города нового времени мало изучена, хотя в литературе эти вопросы и затрагиваются. Одна из причин такого «невнимания» кроется в трудности выявления объективного критерия для того или иного типа города с преобладанием в нем одной определенной функции (хозяйственно-экономической, культурной, административно-политической). Особенностью городообразования в России во второй половине XVIII -первой половине XIX вв. была приоритетность «волевого» начала верховной власти в этом процессе и полифункциональный характер города, в котором административно-политическая функция всегда была основной, отличающей город от поселения негородского типа.

Поэтому именно официально-административный признак деления городских и негородских поселений «во многом неудовлетворительный», но все же «четкий и наиболее приемлемый», по мнению П.Г. Рындзюнского, является основным типологическим признаком города в России в XIX веке. Сошлюсь еще раз на суждение этого авторитетного ученого. «При достаточно широком подходе к общественным явлениям и должном внимании не только к производственной деятельности людей, но и ко всем существенным сторонам их общественной жизни рассмотрение городов в том их составе, каким он был официально признан, получает свое оправдание и представляется единственно возможным».2 Именно такой город рассматривается в данном исследовании.

Система русских городов, существовавшая в XIX столетии, сложилась в основном во второй половине XVIII начале XIX вв. Важные изменения в процессе городообразования произошли при Екатерине II, когда в результате проведения губернской реформы (1775 г.), предоставления Жалованной грамоты городам (1785 г.) на основании правительственных указов статус города получили многие сельские поселения. Считается, что в этот период появилось более 200 новых городов. В России создавался новый тип провинциального города, сформировалась территориально-административная структура и система городов - столичные, губернские, уездные и безуездные или заштатные - которая существовала на протяжении всего XIX века Различие между этими городами с самого начала было основано только на отношении в которое они были поставлены птэавительством к администрации данного региона В предисловии составленном f?Q УКазанНЮ министра внутренних дел к одному из статистическо-хозяйственных изданий В Жалованной грамоте городам Екатерины II в общих чертах определялись права, преимущества и обязанности городских обывателей, впервые получивших право составлять городское общество: все, кто «обязуется по мещанству нести тягости», которые состояли «в торге, ремесле или промысле».5 Город имел грамоту, герб и план, ему отводилась земля, которую он отдавал обывателям в потомственное пользование или в виде срочной аренды, оставляя часть для общественных нужд. Земля как основной источник городских доходов сохраняла значение на протяжении всего XIX века. При создании новых городских центров правительство руководствовалось прежде всего административно-фискальными и военными соображениями, что неоднократно отмечалось и современниками и исследователями. «Поводом к основанию городов послужили не промышленные или торговые, а военные и административные виды; с середины XVIII в. в устройстве городов при новых преобразованиях внутреннего управления преобладают соображения административные; ... от этого города, возникшие как бы по приказанию, на местах, выгодных единственно в видах административных, остаются и до сих пор (- написано в середине XIX в. - Л.К.) важными лишь для правительства. Только постоянному пребыванию властей и административных учреждений обязаны они своею городской наружностью и некоторой степенью благосостояния». В первой половине XIX в. случаи преобразования сельских поселений в города в результате правительственных мер еще происходили, но редко. В 1840 г., например, указом Николая I заштатным городом стало экономическое село Сухиничи в Калужской губернии.7 В пореформенное время преобразование некоторых промышленно развитых сел в города имело под собой серьезную экономическую основу. Это был юридический акт, не выражавший только волю правительства, а скорее приводивший в соответствие фактический статус данного поселения. Аграрный характер экономики России, широкое развитие мелкой кустарной промышленности в селах, в среде крестьянства определили некоторые типологические особенности русского города как центра экономической жизни. В центрально промышленных губерниях в первой половине XIX в. существовали довольно многочисленные «неземледельческие центры» (Иваново, Павлово, Ворсма, Кимры и др.), которые фактически выполняя экономические функции города, юридически оставаясь селами. Официальный статус города некоторые из них получили только после реформ 60-х гг.(Иваново-Вознесенск, Орехово-Зуево). Разновидностью неземледельческого центра был так называемый «рассеянный город». В лице нескольких купцов такой «город» подчинил себе сельских товаропроизводителей, занимавшихся неземледельческими промыслами в районах преобладания торгового капитала и рассеянной мануфактуры.

Социальный состав горожан. Мещанство как социокультурный тип

Идейно-художественное движение 60-х годов подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1870 г). В Уставе Товарищества впервые четко высказывалась мысль о пропаганде искусства, связи его с запросами жизни. С этой целью в городах империи устраивались передвижные художественные выставки «в видах доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством и следить за его успехами». Картины Первой выставки передвижников, открытой в 1871 г. в залах Академии художеств в Петербурге, экспонировались также в Москве, Киеве и Харькове. В середине 80-х гг. с картинами художников-передвижников знакомились жители 14 городов России.

Выставки передвижников стали важным фактом художественной жизни России, широко обсуждались в печати. М.Е. Салтыков-Щедрин после открытия первой выставки в 1871 г., писал в журнале «Отечественные записки»: «Отныне произведения русского искусства, доселе замкнутые в одном Петербурге, в стенах Академии художеств, или погребенные в галереях и музеях частных лиц, сделаются достоянием для всех обывателей Российской империи вообще. Искусство перестает быть секретом, перестает отличать званых от незваных..., за всеми признает право судить о совершаемых им подвигах».135

Общественно-культурная жизнь в XIX в., особенно в пореформенное время, была достаточно дифференцирована. Самостоятельной областью культурной деятельности становится музейное дело. Оно было уже достаточно развито и тесно связано с мемориализацией культурного пространства - появлением мемориальных музеев, установкой памятников.

Общеизвестны крупнейшие столичные российские музеи -Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея. Театральный, Исторический, Политехнический музеи. В провинциальных городах появляются музеи, созданные краеведческими учреждениями - Статистическими комитетами, губернскими археологическими комиссиями, местными научными обществами. К началу XX века сеть музеев, в которых была представлена природа, экономика края, его прошлое, существовали почти во всех губернских, некоторых уездных городах.136 Разнообразным становится профиль музеев: краеведческие, археологические, педагогические, сельскохозяйственные. Музеи возникают при некоторых правительственных ведомствах.

Развитие музеев было связано с инициативой местной интеллигенции, деятельностью различных обществ, с частными пожертвованиями. 60-е годы, создавшие почву для активной общественной деятельности в различных областях жизни, были началом нового этапа в истории провинциальных музеев; инициатива, ранее исходившая от правительства, все более переходила в этом деле к общественности, городам; и земству. В определенных кругах общества, прежде всего интеллигенции, начинала осознаваться необходимость сохранения и изучения отечественного культурного наследия, понимание того, что «развитие и процветание музеев находится в зависимости от демократизации просвещения..., роста городов и городской жизни; музей, являясь популяризатором знаний в широкой среде, учит общество ценить и понимать смысл кажущихся привычными предметов, пробуждает в широкой среде общественное сознание, сознательную любовь к своей малой, провинциальной родине, затем к своему отечеству».137 В сознании и сохранении ценностей национальной культуры музеям принадлежала немалая роль.

Культурную среду города формировал театр. В некоторых провинциальных городах с конца XVIII - начала XIX вв. были известны театры, принадлежавшие помещикам. Крепостные театры дали русской сцене замечательных актеров, хотя судьба некоторых из них была трагичной (достаточно вспомнить рассказ А.И. Герцена «Сорока-воровка»). Известно, что в 1805 г. в театре братьев Барсовых в Курске дебютировал М.С. Щепкин, тогда еще крепостной гр. Волькенштейна. Вольную он получил только в 1822 г. с помощью и по настоянию общественности.

Крепостные театры имелись у помещиков Пензенской, Орловской, Курской и некоторых других губерний, в домах которых ставились спектакли для избранного дворянского общества.138

В первой половине XIX века в российских городах существовали публичные театры. В 1815 г. такой театр был основан в Тамбове местным помещиком. А.Н. Островский, находясь в Н. Новгороде в 1848 г., упоминал о публичном театре, который внешне выглядел очень «непрезентабельно - балаган, сколоченный из досок». Однако водевиль «Магазинщица» с участием актера Малого театра И.В. Самарина «был разыгран превосходно» (впервые этот спектакль был поставлен на сцене Александрийского театра в сезон 1843/44 года). Островский упоминал прекрасную игру В.И. Живокини в водевиле Э. Скриба «Хороша и дурна, глупа и умна». Участие столичных актеров в спектаклях на провинциальной сцене было связано с гастролями Малого театра во время происходившей здесь Нижегородской ярмарки. Цены на билеты в театр были по тем временам значительны: от 1 до 4-х руб. .сравн.. фунт осетрины стоил 13 коп.. фунт зернистой игры - 15 коп.). 39

В пореформенное время публичный театр в провинции становился достаточно массовым общественно-культурным явлением. В 60-е гг. более чем в 100 городах работали постоянные театры и временные театральные труппы. В эти годы театры были открыты в Орле, Рязани, Костроме, Пензе, Смоленске, Саратове, Самаре, Калуге, Таганроге, Одессе.140 Роль театра в некоторых городах выполняли общественные клубы.

Профессиональное образование в первые пореформенные десятилетия. Роль научной общественности и предпринимателей в его развитии

В России понятие «мещане», как средний слой людей, занимающий определенное место в социальной структуре общества, впервые появилось в правительственных документах екатерининского времени. Раньше это были посадские люди. В документах XVIII в. и первой половине XIX века понятия «мещане» и «посадские» употребляются еще как одинаковые по смыслу. Слово «мещане» в смысле городские обыватели было упомянуто в «Наказе» Екатерины II Уложенной Комиссии 1767 г., затем в Грамоте городам 1785 г. "В городах, - отмечалось в Наказе, - обитают мещане, котороые упражняются в ремеслах, торговле, художествах, науках. Сей род людей от которого государство много добра ожидает... есть средний. Он пользуясь вольностью не причисляется ни к дворянству ни к хлебопашцам... ; к ним причисляются те кои не быв дворянами выходить из всех учрежденных училищ и воспитательных домов и светских, и духовных".10 Судя по этому высказыванию Екатерина II рассматривала мещанство как часть «новой породы» тттоттей создание котогюй очень занимало императритту

В этом смысле можно сказать, что «Наказ», Жалованная грамота 1785 года отражали не реальное экономическое, правовое состояние русских городов и их жителей, а лишь декларировали те правила и узаконения, по которым город должен был, по воле монарха, жить в дальнейшем. В известной степени они были вызваны ее стремлением к некоторым общественно-культурным преобразованиям с использованием западноевропейских моделей.

В Жалованной грамоте городам имелась специальная глава - «О личных выгодах городовых обывателей среднего рода людей, или мещан, вообще», определявшая их права как сословия. Только те, кто был записан в мещанство, мог «промышлять» мещанским промыслом, к которому в XVIII в., относились не только ремесла, рукоделия и торговля, но и науки и художества,

Звание мещанина было наследственным. Однако уже в документах XVIII в. было закреплено право перехода мещан в сословие купцов, но только 3-ей гильдии (при наличии определенного капитала); среди источников пополнения мещанского сословия указывались крестьяне, отпущенные помещиками; государственным крестьянам переход в мещанство разрешался Сенатом. В первой половине XIX в. жизнь внесла коррективы в букву закона и социальные источники пополнения мещанства на практике были более разнообразными. В мещане записывались не только крестьяне и разорившиеся третьестатейные купцы, но и уволенные церковники, дети приказных служителей не имевших обер-офицерских чинов, однодворческие крестьяне, приписанные в казну, отпущенные на волю люди разного звания к городам не принадлежавшие, ссыльные, которым по указу 1837 г. было разрешено жить во внутренних губерниях России.12 Приписка к мещанскому сословию была наиболее доступной, не требовавшая ошэеделенного капитала как при записи в купечество

Мещанство относилось к податным сословиям и на него распространялись многие ограничения в правах. Мещанин не мог поступать в гражданскую службу. Неоднократные законодательные постановления (1791, 1803, 1805, 1811 гг.). Запрещали мещанину без «вида» (паспорта) отлучаться из города, который давался ему не более, чем на три года с последующим продлением. Переселяться из одной губернии в другую он мог «только по разрешению своего общества, если на нем не было казенных недоимок».13

Процедура записи в мещанское общество того или иного города, несмотря на известную доступность, была обставлена большими формальностями и занимала нередко не один год. Многие крестьяне десятилетиями жили в городе, не оформляя свой переход в мещанство. Интересные факты об этом есть в «Воспоминаниях» СВ. Дмитриева. Автор был из семьи крестьян Тульской губернии и приехал в Ярославль вместе с отцом в 1877 году. Ежегодно он возобновлял паспорт крестьянина из волостного правления Алексинского уезда Тульской губернии с оплатой в 15-20 руб. оброка за земельный надел (хотя давно им не пользовался). «...Я решил перейти в мещане, пишет автор. Этот как будто ничего не значащий переход (все равно податное сословие) занял двухлетний период времени. В ходатайстве о пєюеводе в мещане отказал первоначально Сенат И только вмешательство Ярославской мещанской управы «красненькая» волостному писарю в оолной деревне решили дело Так я стал ярославским мещанином Было ЭТО в КОнІІЄ 90-х годов».

Тем не менее на протяжении XIX в. происходил рост мещанского сословия (о чем выше данные приводились) с одновременным переходом части разбогатевших мещан в среду купечества. Однако в реальной жизни социальная и имущественная грань между мещанством и основной массой купечества была очень подвижной: сегодняшний купец завтра, разорившись мог опять оказаться в среде мещанского сословия. Такие данные содержат фонды местных и центральных архивов, статистика есть они в исследованиях, касающихся этих проблем. Например, в Государственном Нижегородском архиве в фонде, Нижегородской городской думы имеются дела за 1825-1836 гг., в которых есть сведения о переходе в мещанство из купцов и наоборот. В 1828 г. 74 мещанина пополнили купеческую среду. В 1829 г. этот процесс был равнозначным: в купечество из мещан перешло 21 чел., а мещанами стали 23 чел. из купцов. Вероятно, этот процесс ослабевает в 30-е гг. В 1836 г. есть сведения о записи в купечество 3 мещан, 2 цеховых, 2 крестьян.

Проблемы промышленного образования в 80-90-е годы. Всероссийские съезды деятелей по техническому и профессиональному образованию

Заведенные встарь порядки и обычаи, сохраняясь в жизни горожан, составляли основу их частной и общественной жизни. Как отмечалось в одном из источников, «жизнь курская до сих пор (40-е гг. XIX века) в семейном быту мало изменилась, кроме одежды»; «все девицы, включая дворянок, ведут жизнь затворническую, нигде не показываются, редко ходят в церковь», «старики по преданиям помнят, что Новый год начинался с 1 марта, а потом с 1 сентября. И когда по новому уложению стали считать Новый год с 1 января, простолюдины этого дня не празднуют».58 Одежда становилась, пожалуй, прежде всего знаковым обозначением появлявшихся в быту горожан новаций. Но и здесь приверженность традициям сохранялась. Так в том же Курске «многие женщины из купеческого и мещанского состтовия одевались как и везде в длинные пттатья носят и чепчики; у мл жчин есть нововведение некоторые происходит в уездном городе в 50-е годы.

Костюм продолжал сохранять в купеческой и мещанской среде сословный характер. Однако для разных районов, возрастных групп населения это было далеко неодинаковым.

Материалы, позволяющие судить об этом, содержат ответы на программу Географического общества 1848 года. В них, в частности отмечалось, что в Подмосковье, в г. Дмитрове «сарафаны..., юбки с золотыми цветами, телогрейки парчевые, кокошники - совершенно оставлены..., носят обыкновенные платья из ситца, вместо капотов и шуб - нынешние салопы»; подобная картина наблюдалась в губерниях Калужской, Орловской, Воронежской, к югу от Москвы. Корреспондент из г. Кадникова отмечал: к традиционной «крестьянской» одежде больше привержены пожилые женщины, а молодежь одевается «по-городскому». Подчеркивался и тот факт, что у мещан и купцов старинный праздничный наряд сохранялся в большей степени. В городах начинали резче обозначаться социальные различия: «простолюдины» в большей степени сохраняли традиционную одежду зажиточная молодежь одевалась в манто салопы шляпки косынки.60

Даже в среде именитого московского купечества причудливо уживаются в это время новизна и старина. П.П. Боткин, сын известного чаеторговца П.К. Боткина, у которого покупал чай сам Л.Н. Толстой и брат не менее известного западника В.П. Боткина, шьет сюртук, пальто, брюки у модного в Москве портного, его жена выписывает наряды из Парижа, покупает в магазине на Лубянке французский сервиз. И вместе с тем в доме вода хранилась в бочке, очень любили квас, кадками солили на зиму огурцы и квасили капусту.

Многие патриархальные обычаи, порядки, определявшие годичный цикл домашней жизни, неприятие культурных новшеств сохранились и в конце столетия. В одном из воспоминаний описывается один курьезный, но характерный случай: в Ярославле телефон в 80-е гг. первым был установлен у купцов Огняновых и связывал дом в городе с конторой и загородной дачей. Конторщик, работавший у Огняновых, «ни разу в жизни не поговорил по телефону, несмотря на то, что телефон висел у него над столом. Он всех уверял, что по телефону отвечает не тот человек, с которым будто бы разговариваешь, а черт». Такое отношение к новым средствам связи, казалось бы, нужным специалистам (конторщика можно отнести к ним) несомненно тормозили (наряду с другими причинами) распространение в России новой техники.

В воспоминаниях современников отмечалось широкое распространение в мещанской среде такой формы профессионального обучения как работа «в мальчиках», «в приказчиках» в домах богатых купцов или зажиточных мещан. СВ. Дмитриев называет «всероссийским университетом» всех существовавших в России профессий: сапожников, портных, столяров, печников, слесарей, счетоводов, бухгалтеров. Многие из купцов выходили из «студентов этого университета». Что же давала такая школа? «Они приучили меня (автор пишет о своей Представления горожан о происходивших в стране политических событиях, основывались в основном на слухах и не отличались определенностью и четкостью. Если судить по воспоминаниям СВ. Дмитриева, «очень жарко и с большим патриотизмом» обсуждались такие политические события как крушение царского поезда в октябре 1888 г.; «искали и злой умысел «лиценеров» (революционеров), и железнодорожников и продажных чиновников министерства путей сообщения, не переменивших старых гнилых шпал на новые... Но громко, так сказать открыто, обсуждать это событие боялись...».

Похожие диссертации на Русский город в XIX в.