Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. Никольская Татьяна Кирилловна

Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг.
<
Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Никольская Татьяна Кирилловна. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 : Санкт-Петербург, 2003 273 c. РГБ ОД, 61:04-7/70-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Русские протестанты в 1905-1917 гг 28

1. Русский протестантизм на раннем этапе развития 28

2. Легализация русского протестантизма 33

3. Русский протестантизм в 1905-1914 гг 38

4. Русские протестанты в годы Первой мировой войны 51

5.1917 год в судьбах русских протестантов 59

Глава II. Русские протестанты в 1918-1929 гг 70

1. Советская религиозная политика в 1917-1922 гг 70

2. Русские протестанты и советское государство 78

3 Подготовка к тотальному наступлению на религию 88

Глава III. Русские протестанты в 1929-1945 гг 97

1. Начало тотального наступления на религию 97

2. Религиозная политика 1930-х гг. в отношении русских протестантов 99

3. Русские протестанты в 1930-е гг 116

4. Преобразования религиозной политики в годы Великой Отечественной войны 122

5. Совет по делам религиозных культов: Его создание и функции 129

Глава IV. Русские протестанты в 1945-1965 гг 136

1. Религиозная политика и объединительные процессы 136

2. Русские протестанты в 1940-е-1950-е гг 147

3. Антирелигиозная кампания

конца1950-х-начала 1960-х гг 166

4. Начало движения баптистов-инициативников 183

Глава V. Русские протестанты в 1965-1991 гг 194

1. Религиозная политика и атеистическая пропаганда в 1960-е-1980-е гг 194

2. Движение баптистов-инициативников во второй половине 1960-х гг 209

3. Движение пятидесятников 221

4. Последствия децентрализации церкви АСД 227

5. Русские протестанты в 1970-80-е годы 236

Заключение 260

Список источников и литературы 266

Введение к работе

1. Актуальность проблемы

Изучение истории религии, как существенной части истории России последние полтора десятилетия стало одним из наиболее актуальных и продуктивных направлений в отечественной исторической науке. Это связано как с общим изменением политической ситуации в стране, так и с радикальной сменой парадигмы исторической науки, а также с новыми возможностями, открывшимися перед историками в результате рассекречивания значительной части архивных материалов и литературы. История религиозных течений и отдельных христианских конфессий, а также отношений государства и этих конфессий в России и СССР в настоящее время по праву вошла в число важнейших научных проблем. Одним из наименее исследованных вопросов является история русского протестантизма и его отношений с государственной властью.

Под русским протестантизмом подразумеваются христианские конфессии, движения и религиозные группы, возникшие на Западе в результате развития протестантской ветви христианства, но получившие свое продолжение в России среди людей не обязательно русских по национальности, но принадлежащих к русской культуре и православной традиции. Сюда относятся: евангельские христиане, баптисты, пятидесятники, адвентисты седьмого дня. Именно эти протестантские конфессии наиболее распространились в России (среди традиционно православного населения) и приобрели характерные российские черты и особенности. Русский протестантизм - одна из наименее изученных страниц в религиозной истории России XX века. С одной стороны, он представляет

собой самостоятельное явление, имеющее свои причины и закономерности развития, с другой стороны, его возникновение является частью более широких процессов - таких, как распространение и развитие протестантской ветви христианства, развитие русского религиозного инакомыслия, когда на смену религиозным движениям и группам российского происхождения (скопцы, хлысты, молокане, духоборы и др.), все более оттесняемым на периферию религиозной жизни, пришли западные протестантские идеи, а духовные поиски на основе обращения к Евангелию и пересмотра формально-обрядового отношения к религии получили сравнительно широкое распространение в народной среде. Вместе с тем, к русскому протестантизму не относятся (хотя и связаны с ним) протестантские конфессии, распространенные в России среди национальных меньшинств как религиозно-национальные или земляческие объединения (например, общины немцев-менонитов, финские, немецкие, латвийские и др. евангелическо-лютеранские общины и т.д.). Современное "обрусение" лютеранских, менонитских, реформатских, методистских церквей - это сравнительно недавнее явление, и его изучение не входит в задачи данного исследования.

Хотя со времени появления первых русских протестантов вышло значительное число книг и других публикаций, посвященных различным аспектам этого явления, объективное изучение русского протестантизма только начинается. Ранее этому препятствовал сугубо идеологический подход к проблеме - либо конфессиональный (с позиций православия или самих русских протестантов), либо (в советское время) антирелигиозный. Отказ от идеологических стереотипов выявил неизученные вопросы и проблемы в общей сложной картине религиозной жизни России и СССР. В частности, не определены основные этапы развития русского протестантизма, как феномена русского религиозного меньшинства, не

изучены причины возникновения русского протестантизма, особенности его развития в православной среде, в регионах распространения традиционного сектантства, а также в условиях государственных гонений, отношения между различными протестантскими течениями, роль русских протестантов в развитии экономики и промышленности страны, географическое распространение русского протестантизма, процессы структурного формирования отдельных конфессий и их вероучений, влияния на эти процессы внешних факторов, межконфессиональные отношения, религиозная политика России и СССР в отношении русских протестантов, их традиции, быт, социальная концепция.

Настоящая работа посвящена проблеме взаимоотношений русского протестантизма и государственной власти в XX веке. Диссертация охватывает период от 1905 г., когда началась легальная история русского протестантизма, до 1991 г., когда были ликвидированы государственные институты, стеснявшие религиозную свободу. Рассмотрение столь обширного периода необходимо для того, чтобы наметить общие тенденции развития русского протестантизма и его отношений с государством в XX веке, без чего невозможно более глубокое изучение отдельных проблем и временных этапов. В период 1905-1991 гг. русский протестантизм развивался легально, как явление признанное государством, хотя чаще всего нежелательное. С другой стороны, вплоть до 1991 г. русские протестанты оставались гонимыми - сначала из-за первенствующего положения в государстве Русской Православной Церкви, потом - из-за антирелигиозной позиции советского государства. Такое двойственное положение формально узаконенного, но фактически гонимого меньшинства определило внутреннее состояние русского протестантизма и отношение к нему окружающего общества. Именно в этот период и в этих условиях русский протестантизм окончательно укрепился в России, сформировались его идеология и

конфессиональные структуры. Поэтому автору представляется важным и актуальным рассмотреть легальную историю русского протестантизма на всем ее протяжении (исключая современный этап).

После появления 17 апреля 1905 г. высочайшего указа "Об укреплении начал веротерпимости" и до 1917 г. в религиозной политике и общественном движении того времени с переменным успехом боролись два направления: поощрение эмансипации религиозных и национальных меньшинств и попытки остановить эти процессы законодательными, уголовными, административными и общественными мерами. В период 1917-1929 гг. русские протестанты получили возможности для относительно свободного развития, поскольку Временное правительство уравняло в правах все вероисповедания, а большевики, хотя и начали гонения на религию сразу после прихода к власти, стремились к подрыву правового и имущественного положения прежде всего Православной Церкви и других религий и конфессий, называемых в современной России "традиционными" (за исключением ислама). Этот период, относительно благоприятный для русских религиозных меньшинств, в частности, для русских протестантов, закончился в 1929 г. - после выхода постановления ВЦИК РСФСР "О религиозных объединениях" и начала тотального наступления на религию.

Широкомасштабные гонения 1930-х годов (массовое закрытие молитвенных зданий, ликвидация общин, репрессии против служителей и религиозных активистов) привели не к уничтожению, а к децентрализации протестантских церквей (ликвидации или фактическому бездействию религиозных центров) и уходу значительной части общин в подполье. Гонения по религиозному признаку растворялись в общей практике "большого террора". Переломным моментом стали годы Великой Отечественной войны, когда гонения были ослаблены с одновременным установлением прямой зависимости всех конфессий от государства, для чего

была создана новая структура реализации советской религиозной политики -Совет по делам Русской Православной Церкви (СД РПЦ) и Совет по делам религиозных культов (СДРК), призванные контролировать внутреннюю жизнь религиозных организаций и общин.

В послевоенной религиозной политике советского государства возобладало стремление к централизации - объединению всех верующих, в частности, русских протестантов в зарегистрированных союзах и общинах, а также принцип сдерживания притока в церкви прозелитов - прежде всего молодежи. Такая религиозная политика в условиях ослабления тоталитарного режима вызывала недовольство верующих, их активное и пассивное сопротивление. Это недовольство в 1961 г. привело к расколу крупнейшей протестантской конфессии СССР - церкви евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) и началу движения баптистов-инициативников. Пятидесятники, формально присоединенные к Союзу ЕХБ, фактически тоже оставались независимым движением, развивавшимся в подполье. Усилению оппозиции среди адвентистов седьмого дня способствовала ликвидация в 1960 г. руководящего центра адвентистов - ВСАСД.

Когда после смещения Н.С. Хрущева начатая им антирелигиозная кампания была окончательно свернута как неудачная, руководителям советской религиозной политики пришлось решать проблемы, вызванные ее последствиями. Чтобы ослабить религиозное подполье, и прежде всего движение баптистов-инициативников как самое массовое, власти смягчили политику регистрации церквей и разрешили автономную регистрацию для общин, готовых соблюдать законодательство о культах, но не желавших войти в официальный союз. В течение 1970-х-1980-х годов правительство, не решаясь на серьезные реформы, делало мелкие уступки лояльным протестантам и пыталось пресечь действия "религиозных экстремистов", т.е. нарушителей советского законодательства о культах. Последняя попытка

борьбы с религией была предпринята в начале правления М.С. Горбачева. Однако вскоре общая либерализация политического курса потребовала коренного пересмотра религиозной политики и ликвидации Совета по делам религий.

Целью диссертации является исследование взаимоотношений русского протестантизма и государственной власти в XX веке, религиозной политики России и СССР в отношении русских протестантов, влияния этой политики на внутреннее развитие русского протестантизма и его положение в государстве и обществе. Эти проблемы рассматриваются, с одной стороны, в контексте общей истории России XX века, с другой стороны, в контексте религиозной истории и основных направлений религиозной политики России и СССР. Исходя из поставленной цели, были сформулированы конкретные задачи диссертационного исследования:

- определить основные закономерности религиозной политики
Российской империи и советского государства в отношении русских
протестантов;

- выявить характерные процессы внутри русского протестантизма,
обусловленные его положением в российском обществе;

рассмотреть деятельность отдельных конфессий русского протестантизма в контексте политической и религиозной истории России в XX веке;

- изучить влияние антирелигиозной и антисектантской пропаганды,
других внешних факторов на положение русских протестантов в государстве
и обществе.

2. Историография проблемы

Изучение русского протестантизма, как религиозно-общественного явления, началось в России еще в XIX веке. Особый интерес современников вызвало движение "редстокистов" или "пашковцев", возникшее среди петербургской знати под влиянием проповедей лорда Редстока. Начиная с известного романа Мещерского1, где это движение оценивалось негативно, в последующие годы появились более умеренные публикации, наиболее заметными из которых являются работы А.С. Пругавина и Н.Н. Животова . Эти авторы проявили живой интерес к явлению, наблюдательность, достаточную объективность. В работах присутствуют яркие зарисовки первых собраний пашковцев, приводятся конкретные адреса. Вместе с тем, это - чисто публицистические сочинения, взгляд заинтересованных современников, а не историков. Кроме того, работы описывают лишь короткий период зарождения пашковского движения.

Во 2-й половине XIX- начале XX вв. особый интерес современников вызвало бурное развитие и распространение баптизма и штундизма в губерниях юга России и Малороссии. Однако, публикации этого времени, посвященные баптистам и штундистам, хотя и содержат интересные сведения об этом движении, имеют те же недостатки, что и работы о пашковцах: публицистичность, отсутствие серьезного анализа,

Мещерский В. кн. Лорд апостол в большом петербургском свете. Спб., М., 1876.

2 Пругавин А.С. Раскол внизу и вверху. Спб., 1882; Его же. Раскол вверху.
Очерки религиозных исканий в привилегированной среде. Спб., 1909.

3 Животов Н.Н. Церковный раскол Петербурга. Спб., 1891.

невозможность рассмотреть движение в исторической перспективе (из-за его "молодости"), а нередко и конфессиональную предубежденность4.

В начале XX века в связи с ростом религиозных и национальных движений в российском обществе заметно усилился интерес к русским протестантам. Издававшийся с 1896 г. православный журнал "Миссионерское обозрение" под редакцией чиновника особых поручений Св. Синода В.К. Скворцова регулярно помещал статьи, посвященные истории и вероучению как сект русского происхождения, так и протестантских течений. Среди работ, написанных с православных позиций, выделяется книга профессора протоиерея Т.И. Буткевича5. В работе подробно рассматриваются история и вероучения сект и движений, возникших в России в XVII-начале XX вв. Описывая каждую секту или движение в отдельном очерке, автор проводит сравнительный богословский анализ вероучения, рассматривает организационную или духовную взаимосвязь с другими движениями и сектами. Отдельные главы автор посвящает ранним протестантским течениям - штундистам, баптистам, пашковцам. Вместе с тем, исторический очерк дается более кратко, чем часть, посвященная критике вероучений с позиций православного богословия. В работе присутствуют и спорные противоречивые сведения:

4 Еп. Алексий (Дородницын). Южнорусский необаптизм, известный под именем
штунды. Ставрополь-Кавказский, 1903; Его же. Материалы для истории религиозно-
рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия.
Казань, 1908; Воронов А. Штундизм. Спб., 1884; Кальнев М.А. Немцы и штундизм. М.,
1897; Недзельницкий И. Штундизм, причины появления и разбор учения его. Спб.,
1899; Рождественский А. Южнорусский штундизм. Спб., 1889; Ушинский А.Д. О
причинах появления рационалистических учений штунды и некоторых других
подобных сект в сельском православном населении и мерах против распространения
учений этих сект. Киев, 1884 и др.

5 Буткевич Т.И. проф., прот. Обзор русских сект и их толков. П., 1915.

например, мнение о наличии сексуальных оргий среди хлыстов, которому противоречит утверждение о сокращении или прекращении рождаемости в хлыстовских селениях. Практически за рамками работы остается положение той или иной секты или движения в государстве и обществе.

Вместе с тем, в начале XX в. и особенно с 1905 г. стали появляться публикации, симпатизирующие русским религиозным меньшинствам, в частности, русским протестантам. Среди них особенно известны работы социал-демократа В.Д. Бонч-Бруевича6. К этому же времени относится и начало историографии самих русских протестантов. 8 января 1905 г. деятели евангельского движения И.П. Кушнеров, В.И. Долгополов и В.Н. Иванов подали в Св. Синод "Краткую записку о возникновении, развитии и о настоящем положении евангельского движения в России и о нуждах русских евангельских христиан" . "Записка..." была издана небольшим тиражом в виде брошюры. В ней приводится краткий очерк истории движения евангельских христиан и баптистов, которую авторы разделяют на 4 этапа, а также их правовое и общественное положение в начале XX в. (с приложением документальных материалов). Концепция "Краткой записки" до сих пор сохранилась в современной конфессиональной литературе евангельских христиан-баптистов, хотя утилитарное назначение документа побуждало авторов к неизбежным схемам и упрощениям, повышенному вниманию к внешним притеснениям без анализа внутренних проблем. Так, в "Краткой записке" приводятся всего три географические точки, откуда, по утверждению авторов, евангельское движение распространилось по всей

6 Бонч-Бруевич В.Д. Преследование баптистов евангелической секты. Hants,
1902; Его же. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Вып.1.
Спб., 1908.

7 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф.796. Оп.445.
Д.709.

России (селения Ново-Васильевка и Астраханка Таврической губ., Тифлис, С.-Петербург). В тексте не упоминаются внутренние проблемы раннего евангельского движения: богословские и организационные ошибки, разногласия и соперничество между разными толками (например, нетерпимость баптистов к менее радикальным собратьям), действия баптистов, направленные на подрыв молоканских общин и т.д.

Вместе с тем, "Краткая записка..." имеет большое историческое значение, как первая попытка русских протестантов описать свою раннюю историю. Она оказала влияние на всю последующую конфессиональную историографию евангельских христиан-баптистов.

В советское время, несмотря на огромное количество книг и публикаций о религии, серьезных работ появилось немного. В 1920-е гг. логика антирелигиозной борьбы, признание религии исторически бесперспективным явлением делали, в глазах многих людей, бессмысленным ее серьезное изучение. Например, на II съезде Союза воинствующих безбожников было отмечено, что попытки центрального руководства СВБ привлечь местные ячейки к сбору материалов о сектантах не имели успеха8. В то же время советские идеологи 1920-х гг., вслед за В.Д. Бонч-Бруевичем, рассматривали сектантов, как "прогрессивное" явление: отсюда идеализация их быта и внутренних качеств, чуть ли не поголовное зачисление сектантов в революционный лагерь и т.д. (эти тенденции отметил в своем докладе на II съезде СВБ редактор журнала "Безбожник" Ф.Путинцев9).

Первые советские религиоведы переняли некоторые традиции дореволюционного сектоведения: в частности, деление сект на рационалистические и мистические, причисление к сектам протестантских

8 Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф.Р-5407. Оп.1. Д.35.
Л.124.

9 Там же. С.45-46.

учений, распространенных среди русского народа. С другой стороны, еще в 1920-е гг. были опровергнуты некоторые противосектантские мифы, возникшие в дореволюционное время (например, мнение о наличии сексуальных оргий в некоторых сектах ).

С конца 1920-х годов идеологическая оценка сектантства ничем не отличается от враждебного отношения к другим религиям. Публикации последующего десятилетия носят заведомо негативный характер, причем, внимание акцентируется прежде всего на политических обвинениях: теперь, вопреки прежним утверждениям, речь идет о "контрреволюционности" сектантов, их враждебности советскому образу жизни, шпионаже и вредительстве, преобладании представителей "чуждых классов" среди служителей и религиозных активистов. При этом термины «сектанты», «сектантство» не имели особого негативного оттенка по сравнению с «церковниками».

В 1940-е-1950-е годы идеологический интерес к сектантству почти отсутствует, однако, возрождается с началом антирелигиозной кампании конца 1950-х-начала 1960-х гг. В этот период в центральных и местных издательствах, средствах массовой информации появляется обилие антисектантской литературы и публикаций - в основном, невысокого качества, направленных на возбуждение отрицательных эмоций против сектантов11. Впоследствии идеологическая оценка сектантства становится

Например, это отвергал деятель Союза воинствующих безбожников Ф.Путинцев в своем докладе о сектантском движении на II съезде СВБ. См.: ГА РФ. Ф.Р-5407. Оп.1. Д.35. Л.47. Позднее аналогичного мнения придерживался А.И. Клибанов. См.: Из мира религиозного сектантства. М., 1974. С. 150.

11 Альшанский Ю. Ловцы человеческий душ. Ставрополь, 1962; Белопольский Б. В омуте религиозного сектантства. Ульяновск, 1962; Брудный В. Изуверы. М, 1961;

более взвешенной и сдержанной, а религиоведческие работы (хотя и написанные с позиции "научного атеизма") начинают преобладать над публицистическими. Среди работ 1960-х-1980-х гг. выделяются исследования выдающегося советского религиоведа Александра Ильича Клибанова12, религиоведов Г.С. Лялиной13, Б.И. Гальперина14 и других. В своих работах А.И. Клибанов анализирует историю, вероучение и практику наиболее распространенных течений русского сектантства, отделяет (хотя и без введения специального термина) русских протестантов от сект русского происхождения. Б.И. Гальперин (впоследствии он сам стал верующим и крестился в церкви ЕХБ) в своих публикациях расширяет терминологию, употребляя термин "община" вместо общепринятого "секта"15.

Публикации 1960-х-1980-х гг., несмотря на неизбежно тенденциозную оценку религии, в частности, русского протестантизма, содержат интересные сведения о распространении религии в разных регионах страны, о

Мы были баптистами. М, 1960; Рябушкин Н.В. Кто такие сектанты. Иваново, 1961; Правда о сектантстве. Л., 1962, и мн. др.

12 Клибанов А.И. Религиозное сектантство в наши дни. М., 1964; Его же.
История религиозного сектантства в России. М., 1965; Его же. Религиозное сектантство
и современность. М.,1969; Его же. Проблемы изучения и критики религиозного
сектантства. М., 1971; Его же. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.,
1973 и др.

13 Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. М., 1977; Ее же. Новые
тенденции идеологии баптизма. М., 1979;

14 Гальперин Б.И. Баптизм и его идеология. Фрунзе, 1962; Его же. Отголоски
прошлого. г.Фрунзе // Наука и религия, 1971. № 10. С.69-71; Его же. Боязнь прозрения.
Фрунзе, 1977; Его же. Ссылаясь на Библию // Наука и религия. 1980. № 7. С.29-32; Его
же. Религиозный экстремизм: кто есть кто. Киев, 1989 и др.

15 Напр. см. Гальперин Б. Отголоски прошлого. г.Фрунзе // Наука и религия.
1971. № 10. С.69-71.

религиозном подполье, судебных процессах над верующими и их результатах, случаи гонений за религиозную деятельность, сообщают о реакции на них западных стран.

Одновременно продолжали изучать свою историю сами русские протестанты - прежде всего, евангельские христиане-баптисты, имевшие легальный церковный журнал "Братский вестник". Он регулярно публиковал статьи по истории евангельского движения, написанные на основании доступной литературы, церковных и домашних архивов, воспоминаний верующих. Узость источниковой базы, наличие идеологического диктата и запретных тем, а также научный дилетантизм авторов определили недостатки этих работ, на которые, однако, продолжают опираться современные конфессиональные историки.

Крушение советской системы и политическая свобода, открытие ранее недоступных архивов, а также актуальность религиозной тематики способствовали появлению за последние 10-15 лет множества публикаций и монографий по религиозной истории XX в.. Часть из них, например, работы В.А. Алексеева16, М.И. Одинцова17, И.А. Куницына (где рассматривается также дореволюционный период)18 и др. посвящены религиозно-государственным отношениям в XX веке. В этих работах рассматриваются общие направления и этапы советской религиозной политики, правового регулирования статуса религиозных объединений в СССР, а также практика государственных гонений на религию. Однако, эти работы имеют общий характер и не рассматривают подробно политику советского государства в отношении русского протестантизма.

16 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991.М, 1991; Его же. "Штурм небес"
отменяется? М, 1991.

17 Одинцов М.И. Государство и церковь. 1917-1938. М., 1991.

18 Куницын И.А. Правовой статус религиозных объединений в России. М., 2000.

Поскольку отношение к Русской Православной Церкви было главенствующим в определении как дореволюционной, так и советской религиозной политики, к нашей теме косвенно имеют отношение работы по новейшей истории РПЦ. Капитальное исследование протоиерея В.Цыпина19 вводит в научный оборот множество ранее неизвестных материалов, позволяющих полностью пересмотреть официальный тезис о свободе совести в СССР, рассматривает как общую историю РПЦ в XX в., так и жизнеописание ее выдающихся деятелей. Вместе с тем, работа не свободна от предубежденности - особенно против тех исторических деятелей (в т.ч. и православных иерархов), кто так или иначе входил в конфликт с Московской патриархией. Коллективная монография "История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период" интересна тем, что впервые рассматривает историю всех направлений русского православия (РПЦ Московской патриархии, Зарубежная, Катакомбная и Старообрядческая Церкви), хотя в ней присутствуют публицистичность и недостаток профессионализма20. Более объективных и академичных взглядов придерживается М.В. Шкаровский - автор целого ряда монографий как по общей истории РПЦ XX в., так и по отдельным темам21. Из зарубежных исследований выделяется труд по истории РПЦ канадского профессора Д.В. Поспеловского22. Однако, качество этой работы несколько снижает

Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М, 1997.

20 История Русской Православной Церкви. Новый патриарший период. 1917-
1970 гг. Спб., 1997.

21 Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и Советское государство в
1943-1964 годах: От "перемирия" к новой войне. Спб., 1995; Его же. Русская
Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения
в СССР в 1939-1964 гг.). М., 2000 и мн. др.

22 Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.

использование, наряду с документальными источниками, недостоверных слухов и легенд (чем, впрочем, "грешат" многие современные работы по религиозной истории).

Одновременно в нашей стране появляются исследования по истории протестантских конфессий в России: евангелическо-лютеранской церкви , церкви ЕХБ24, адвентистов седьмого дня25, методистов26 и др. Практически все эти работы написаны конфессиональными историками, которые, за исключением О.А. Лиценбергера и О.В. Курило (авторов работ о лютеранстве), преследовали более популяризаторские, чем научные цели. Работы содержат много интересных фактов, воспоминаний, церковных документов, привлекают внимание читателей к малоизвестным проблемам религиозной жизни России. Одна из первых современных монографий по этой теме - "История евангельских христиан-баптистов в СССР"27 содержит не только подробную историю церкви ЕХБ, но и очерки по истории российских пятидесятников и менонитов. В работе приводятся данные о репрессиях 1930-1950-х гг., признается факт вмешательства государства в дела церкви, анализируются причины раскола церкви ЕХБ 1961 г., затрагиваются другие ранее запретные темы. Отдельным вопросам истории

Лиценбергер О.А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское

государство. 1917-1938. М., 1999; Курило О.В. Лютеране в России XVI-XX вв. М, 2002.

4 История евангельских христиан-баптистов в СССР. М, 1989; Савинский С.Н.

История русско-украинского баптизма. Одесса, 1995; Альманах по истории русского

баптизма. Вып. 1-2. Спб., 1998-2001.

25 Из истории церкви адвентистов седьмого дня в России. Калининград, 1993; Крамер Г. Реформистское движение адвентистов седьмого дня. Заокский, 1995; Дымань А.А. Церковь христиан адвентистов седьмого дня и реформационные движения. Заокский, 1998.

Михайлов Б. Преображенные жизни. М., 2001. 27 История евангельских христиан-баптистов в СССР. М., 1989.

баптизма посвящены исторические альманахи, выпускаемые под редакцией историка церкви ЕХБ М.С. Каретниковой . Переведена на русский язык и издана в России капитальная работа американского историка Вальтера Заватски29. Это исследование посвящено послевоенной истории церкви ЕХБ, причем, рассматривается история не только официального Союза, но и церкви баптистов-инициативников, движение за автономию среди баптистов и пятидесятников и другие темы. Автор подробно анализирует этапы развития церкви ЕХБ, ее состояние, внешние и внутренние проблемы. В качестве источников использованы советские и зарубежные публикации о русских протестантах, материалы советского религиозного самиздата, воспоминания верующих и других очевидцев событий, личные впечатления.

По истории церкви адвентистов седьмого дня до сих пор основной работой остается сборник документов и исторических очерков, подготовленных более 10 лет назад проповедником АСД В.В. Теппоне30. По истории пятидесятнического движения известна лишь работа В.И. Франчука, изданная на Украине . Кроме того, эксклюзивные исторические статьи регулярно публикует пятидесятнический журнал "Евангелист"32.

Хотя изданные работы в значительной степени проливают свет на историю русского протестантизма, они рассматривают историю только

Альманах по истории русского баптизма. Вып. 1-2., Спб., 1998-2000.

29 Заватски В. Евангелическое движение в СССР после второй мировой войны.
М., 1995.

30 Из истории церкви адвентистов седьмого дня в России. Калининград, 1993.

31 Франчук В.И. "Россия просила дождя у Господа". Мариуполь, 1999.

32 Мурашкин В. История Малоярославецкой церкви // Евангелист. 2002. № 2, 6.
2003. № 1; Из истории московской церкви // Евангелист. 2002. № 3-6. 2003. № 1-4;
Кузнецовский Ю., Никольская Т. Из истории церкви ХВЕ г. Санкт-Петербурга //
Евангелист. 2003. № 3-4.

отдельных конфессий, отдельных этапов истории или даже отдельных общин. До сих пор единственной работой, рассматривающей русский протестантизм, как цельное самобытное явление, остается книга И.В. Подберезского "Быть протестантом в России"33. Однако, она посвящена в большей мере современным проблемам и современному положению русского протестантизма, чем исторической ретроспективе. Конфессиональные исследователи концентрируют внимание на внутренней истории и почти не рассматривают положение русских протестантов в государстве и обществе, религиозную политику России и СССР, фактор внешнего влияния на внутреннее развитие русского протестантизма. Вместе с тем, конфессиональные работы, зачастую написанные непрофессионалами, имеют ряд недостатков: исторические ошибки, схематичность концепций, беспроверочная публикация сомнительных данных из литературы и периодики, отсутствие ссылок на источники. Исследования основаны на достаточно узком круге источников (литература, периодика, церковные и домашние архивы, воспоминания), в них почти отсутствуют материалы из государственных архивов.

Таким образом, приходится констатировать, что капитальные работы по истории русского протестантизма, как цельного самобытного явления, до сих пор отсутствуют, а имеющиеся исследования либо касаются отдельных вопросов, либо используют устаревшие идеологические концепции (конфессиональные или антирелигиозные). Историография по этой теме долгое время была зависима от политической ситуации, государственной и конфессиональной идеологии. Однако, работа в этом направлении не является полностью бесплодной. В ходе своих исследований историки разных направлений положили начало объективному изучению

Подберезский И.В. Быть протестантом в России. М., 1996.

исторического пути русского протестантизма и его значения в современной России.

3. Источниковая база диссертации

По истории русского протестантизма в XX веке имеется множество источников, которые до сих пор реализованы лишь в незначительной части. Неисчерпаемые возможности для исследований содержат фонды центральных и провинциальных государственных архивов, материалы церковных и домашних архивов, периодика, письменные воспоминания (число которых растет), а также материалы устной истории.

С другой стороны, диссертант столкнулся с проблемой недоступности определенной категории документов: например, оперативных и следственных материалов архивов ФСБ, секретных документов ЦК КПСС и правительства СССР, прямо или косвенно определявших советскую религиозную политику. Многие документы этой категории, особенно периода 1960-х-1980-х гг., остаются засекреченными до сих пор. Диссертант вынужден использовать только доступные источники, что делает невозможным освещение многих "белых пятен". Остается надеяться, что будущие исследователи окажутся в лучшем положении и смогут продолжить изучение религиозной политики советского государства на основе более широкого круга источников.

Важнейшими источниками по истории формирования политики государства в отношении русских протестантов, равно как и по истории проведения в жизнь этой политики, являются документы высших и центральных учреждений Российской империи и Советского Союза.

В изучении дореволюционного периода истории русского протестантизма такими источниками являются дела Святейшего Синода

(РГИА, ф.796), канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода (РГИА, ф.797), Главного управления по делам печати МВД (РГИА, ф.776) и Департамента духовных дел иностранных исповеданий (РГИА, ф.821), хранящиеся в Российском государственном историческом архиве (РГИА).

В фонде Святейшего Синода содержатся материалы о состоянии сектантства в разных губерниях России, ежегодные отчеты епархиальных архиереев о состоянии епархии, где наряду со сведениями о православных церквах, монастырях, школах и т.д. содержится информация о раскольниках и сектантах (в т.ч. евангелистах, баптистах и других русских протестантах), а также о мерах борьбы с ними. В диссертации использованы епархиальные отчеты за период 1905-1916 гг.. В фонде канцелярии обер-прокурора Св. Синода хранятся документы о деятельности различных сект, случаях отпадения от православия, ходатайства сектантов по разным вопросам. В фонде Департамента духовных дел иностранных исповеданий содержатся материалы о правовом положении русских протестантов, рапорты и донесения о сектантах, а также обзоры печати по этому вопросу. Наконец, в фонде Главного управления по делам печати хранятся документы об издании газеты "Утренняя звезда", журналов "Христианин", "Вера", "Духовный христианин", других периодических изданий русских протестантов, а также близких им религиозных течений; сведения об издателях.

В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА Спб), где часть фондов, к сожалению, оказалась закрытой, представляет интерес личный фонд скопческого деятеля Г.П. Меньшенина (ф.704). Среди документов фонда - коллекция письменных и печатных материалов о положении русских сектантов в Российской империи и в первые годы советской власти.

При изучении периода 1920-х-193 0-х гг. наиболее важным является фонд Центральной Комиссии по вопросам культов (ф.Р-5263), хранящийся в

Государственном архиве Российской Федерации (ГА РФ). В нем содержатся материалы о состоянии религиозных организаций, о закрытии церквей и молитвенных домов, о случаях нарушения законодательства о культах.

Исследование показало, что религиозная политика государства в различных регионах была, в основном, одинаковой. Поэтому учитывая сравнительную однородность хранящихся в местных архивах материалов по данной теме, было проведено выборочное обследование государственных и бывших партийных архивов нескольких областей, а в первую очередь Санкт-Петербурга, бывшего не только одним из крупнейших центров протестантского движения, но и городом, в котором и после утраты им столичного статуса в немалой степени формировалась и апробировалась официальная политика в отношении религии.

Религиозную политику советского государства и религиозную жизнь Петрограда-Ленинфада и его окрестностей отражают материалы фонда Петрофадского губернского отдела управления (ф.1001), который хранится в Центральном государственном архиве С.-Петербурга (ЦГА Спб). Прежде всего, это сведения о регистрации и деятельности религиозных организаций и общин.

Материалы Ценфального государственного архива историко-политических документов С.-Петербурга (ЦГАИПД Спб) показывают позицию РКП(б)-ВКП(б)-КПСС в вопросах религиозной политики и антирелигиозной борьбы, содержат информацию о состоянии религиозных организаций, деятельности СВБ в Ленинфаде и Ленинфадской обл. В диссертации использованы документы фонда Ленинфадского губкома ВКП(б) (ф.16), а также Ленинфадского обкома КПСС (ф.24).

Аналогичную информацию по Косфомской области содержат фонды Центра документации новейшей истории Костромской области (ЦЦНИКО), в том числе фонды Костромского губернского комитета ВКП(б) (ф.р-1),

Костромского городского комитета КПСС (ф.р-2), Костромского окружного комитета ВКП(б) (ф.р-3), Костромского городского районного комитета РКП(б)-ВКЩб) (ф.р-31), Фабричного районного комитета РКЩб)-ВКП(б) г. Костромы (ф.р.-32). Для изучения послевоенной истории русского протестантизма особую важность имеет фонд Костромского областного комитета КПСС-РКП (ф.р.-765), где содержатся доклады о работе уполномоченного СДРК, о деятельности сектантов, об антирелигиозной пропаганде и выполнении постановлений по атеистическому воспитанию в 1960-е-1980-е гг..

Сведения о религиозной жизни Новгородской губ., о регистрации религиозных общин и мерах контроля над ними содержит фонд отдела юстиции Новгородского губернского исполнительного комитета (ф. Р-268), хранящийся в Государственном архиве Новгородской области (ГАНО). Здесь же находится фонд новгородского издательства и газеты "Звезда" (ф. Р-354), который содержит присланные в редакцию газеты материалы о борьбе с религией и жизни местных сектантов.

Для истории русского протестантизма послевоенного периода важнейшим источником являются материалы Совета по делам религиозных культов и Совета по делам религий (ГА РФ, ф.Р-6991), а также фонды областных уполномоченных: уполномоченного СДРК по Ленинградской обл. (ЦГА Спб, ф.9620), уполномоченного СДР по Ленинградской обл. (ЦГА Спб, ф.2017), уполномоченного СД РПЦ по Новгородской обл. (ГАНО, ф.Р-4110), уполномоченного СД РПЦ по Костромской обл. (Государственный архив Костромской области, ф.Р-2102), уполномоченного СД РПЦ по Калининской (Тверской) обл. (Государственный архив Тверской области, ф.2723). В этих фондах содержатся материалы постановлений советского правительства о религиозных культах, инструктивные письма и директивные указания СДРК и СДР, информационные отчеты и докладные записки

уполномоченных, справки, списки и другие материалы о молитвенных домах, деятельности религиозных общин, количестве верующих, случаях посещений молитвенных домов иностранцами, случаях нарушения законодательства о культах и нарушения прав верующих, о религиозной обстановке в городе или области, деловая переписка с различными организациями, жалобы и заявления верующих, регистрационные дела религиозных общин.

Информацию о состоянии религиозных организаций, о борьбе с религией, отношении советских идеологов к сектантству и русскому протестантизму отражают материалы фонда центрального совета Союза воинствующих безбожников (ГА РФ, ф.Р-5407), а аналогичную информацию в послевоенные годы - фонды Ленинградской областной организации общества "Знание" (ЦГА Спб, ф.9736) и Новгородской областной организации общества "Знание" (ГАНО, ф.Р-4003).

В диссертации также использованы материалы конфессиональных архивов: Архива церкви ЕХБ С.-Петербурга (АЦЕХБ Спб) и Архива Новгородского объединения евангельско-баптистских церквей (АНОЕБЦ). В их фондах содержатся материалы по истории общин ЕХБ Ленинградской и Новгородской областей, а также коллекции евангельско-баптистских периодических изданий и религиозного самиздата.

Помимо архивных материалов, диссертант использовал опубликованные документы, регламентирующие правовое положение русских протестантов и их религиозную деятельность: это - Полное собрание законов Российской империи, декреты и указы советского правительства, материалы съездов, конференций и пленумов РСДРП-РКП(б)-ВКП(б)-КПСС, Уголовные кодексы РСФСР, Кодекс РСФСР об административных нарушениях, другие советские и международные документы, регламентирующие положение верующих в СССР и советскую религиозную

политику. Особую важность представляют церковные документы, опубликованные в конфессиональных исторических работах.

Отдельную группу источников составляют опубликованные мемуары и дневники деятелей русского протестантизма. Использование этих источников требует осторожности, поскольку, помимо субъективности, естественной для такого рода документов, авторы в той или иной степени подвергают себя сознательной цензуре. Вероятно, редактированию подвергся дневник генерального секретаря ВСЕХБ А.В. Карева, опубликованный в журнале "Братский вестник"34. По форме и содержанию это скорее не дневник, а отрывочные записи 1961-1962 гг., часто без указания конкретной даты. Вместе с тем, они содержат краткую, но емкую информацию о деловых встречах А.В. Карева, судебных процессах над верующими, важных для автора публикациях в советской прессе, его мысли о религии и положении верующих в советском обществе.

Мемуары председателя Союза евангельских христиан И.С. Проханова, написанные в 1933 г. и переизданные на русском языке в 1992 г.35, представляют собой скорее религиозно-общественный памфлет, авторский взгляд на евангельское движение и религиозную жизнь России второй половины XIX- первой трети XX вв., чем личные жизненные впечатления. Текст написан сухо, в нем почти нет описаний конкретных сцен и личностных характеристик, преобладают рассуждения или схематичное описание событий, в т.ч. известных автору только с чужих слов (например, описание начала евангельского движения). Более живой личностный характер носят воспоминания секретаря Совета церквей Г.П. Винса о своих родителях и детстве36, мемуары старшего пресвитера ленинградской общины

4 Дневник А.В. Карева // Братский вестник. 1999. №1-3.

35 Проханов И.С. В котле России. США, 1992.

36 Вине Г. Тропою верности. Спб., 1997.

ЕХБ СП. Фадюхина, посвященные детству и юности (1910-е-193 0-е гг.)37, автобиографическая повесть Ю.С. Грачева (г. Куйбышев) "В иродовой бездне" - о жизни верующих ЕХБ 1920-х-1940-х гг. Истории церкви адвентистов седьмого дня посвящен сборник "По тернистому пути", куда вошли воспоминания верующих, записанные в разные годы А.Г. Мацановой и П.А. Мацановым . К этой категории источников следует отнести и книгу Л.Шоховой "18 лет ГУЛАГа"40, написанную на основе воспоминаний пятидесятнического епископа И.П. Федотова.

Наряду с опубликованными мемуарами автор использует устные воспоминания верующих, записанные им в 2000-2003 гг. в С.-Петербурге, Луге Ленинградской области, Новгороде, Костроме. Дальнейший сбор материалов устной истории имеет огромные перспективы для изучения истории русского протестантизма - особенно периода 1960-х-1980-х гг.

Для написания диссертационной работы привлекалась русская и советская периодика. Ценными источниками являются протестантские издания 1906-1929 гг. "Христианин", "Утренняя звезда", "Баптист", "Баптист Украины", "Евангелист", а в период 1946-1991 гг. - журнал "Братский вестник". В этих изданиях опубликованы церковные документы и статьи, отражающие официальную позицию руководства протестантских союзов по разным вопросам, хроника церковных событий, материалы о жизни общин, биографии активных деятелей русского протестантизма.

В работе использованы публикации российских периодических изданий начала XX в. разных направлений ("Новое время", "Речь", "Русские ведомости", "Биржевые ведомости", "Русское знамя", "Земщина" и др.),

Фадюхин СП. Воспоминания о пережитом. Спб., 1993.

38 Грачев Ю.С. В иродовой бездне. Кн. 1-4. М, 1994.

39 Мацанова А.Г., Мацанов П.А. По тернистому пути. М, 1995.

40 Шохова Л. 18 лет ГУЛАГа. Из жизни епископа Ивана Федотова. М, 1992.

посвященные правовому положению русских протестантов, их деятельности, случаям притеснений, съездам и другим общественным мероприятиям, проблемам межконфессиональных отношений. В советский период, помимо партийных и советских СМИ, появилась специализированная антирелигиозная литература и периодика. Прежде всего, это - журналы "Безбожник" (1925-1941) и "Наука и религия" (1959-). Несмотря на явную тенденциозность, партийные, советские и специализированные антирелигиозные издания содержат информацию о религиозной жизни страны, мерах правительства и общественности в борьбе с религией, направления и действия антирелигиозной пропаганды.

Ценным источником являются материалы религиозного самиздата 1960-1980-х гг.: "Братский листок", журнал "Вестник спасения" (с 1976 г. "Вестник истины") и другие материалы подпольного издательства "Христианин" Совета церквей ЕХБ, "Открытые письма" подпольного издательства "Верный свидетель" Всесоюзной церкви верных и свободных адвентистов седьмого дня, материалы стихийного самиздата. В своей диссертации автор использует коллекцию самиздата из архива церкви ЕХБ

С.-Петербурга (АЦЕХБ Спб) - фонды самиздата (ФІ4) и Совета церквей ЕХБ

і і

(ф.6), а также материалы самиздата из фонда Совета по делам религий (ф.Р-6991 ГА РФ).

В целом, имеющийся в распоряжении диссертанта комплекс разнообразных исторических источников позволяет всесторонне изучить тему во всех ее аспектах.

4. Терминология

Автор диссертации не ставит своей целью систематизацию различных течений русского протестантизма, изучение их религиозных догматов, богослужебной и бытовой практики, не дает им религиоведческую характеристику, однако, считает необходимым оговорить использование некоторых терминов, относящихся к религиозной истории России XIX-XX вв. К сожалению, четкая легитимная система терминологии в этой области пока не разработана.

До недавнего времени русский протестантизм считался частью русского сектантства. На раннем этапе этому способствовали его организационная и догматическая неразвитость, стихийное разделение на толки, а позднее - склонность к самоизоляции, вызванная враждебным отношением государства и общества. Кроме того, в России оказались нереализованными или слаборазвитыми некоторые характерные черты западного протестантизма: протестантская деловая этика, культ предприимчивости, профессионального и личного успеха, стремление к общественной интеграции. Таким образом, русский протестантизм действительно имел некоторые признаки сектантства, от которых начинает освобождаться лишь в наши дни. В XIX- первой трети XX вв. термины "секта", "сектантство", "сектанты", к которым относили все русские религиозные меньшинства, не имели отрицательного смыслового оттенка.

Вместе с тем, настаивая на отделении русского протестантизма от сект русского происхождения, диссертант допускает употребление терминов "секта", "сектантство", "сектанты" в случаях, когда авторы документов включают в эти понятия и русских протестантов. В остальных случаях диссертант предпочитает использование терминов "община", "религиозная

группа", "религиозная организация", "церковь", "конфессия русского протестантизма" или приводит самоназвания русских протестантов.

Отдельно следует оговорить термин "движение". Он включает в себя два оттенка значения. С одной стороны, это совокупность близких по учению религиозных групп и течений, находящихся на стадии формирования в единую церковную организацию или в случае церковной децентрализации. Сюда относится евангельское движение, объединявшее в XIX веке евангелистов, пашковцев, штундистов, баптистов, ново-молокан и др. В начале XX в. на основе евангельского движения были созданы союзы евангельских христиан и баптистов, которые в 1944 г. объединились в единую церковь ЕХБ. Движением являются и пятидесятники, которые пока не оформились в единую конфессию, хотя имеют несколько церковных союзов. С другой стороны, в период существования оформившейся церковной организации движение является более широким понятием, включающим все общины, близкие или идентичные по вероучению, но принадлежащие к разным церковным структурам - официальной, альтернативной или автономной (например, евангельское, или евангельско-баптистское движение после Второй мировой войны).

При описании послевоенной истории русского протестантизма диссертант использует термин "лояльные протестанты" ("лояльные баптисты", "лояльные адвентисты" и т.д.). Под этим названием подразумеваются руководство и члены официально зарегистрированных церковных союзов - в противовес альтернативным (нелегальным) религиозным организациям аналогичного толка.

Все эти термины носят сугубо рабочий характер и не претендуют на окончательное обобщение богатого и далеко не полностью исчерпанного данным исследованием эмпирического материала. Дальнейшее изучение темы, несомненно, приведет к уточнению основных понятий и терминов.

Русский протестантизм на раннем этапе развития

Россия не знала реформации европейского типа; в какой-то мере ее аналогом можно считать церковный раскол XVII в. и церковные реформы Петра I. Еще ранее, в средние века, русское религиозное инакомыслие проявлялось в возникновении "ересей", самыми известными из которых являются стригольники и "жидовствующие". Расцвет бесчисленных русских сект начинается параллельно с церковным расколом XVII века, как его естественный результат и продолжение. Уже в XVII в. появляется секта хлыстов, а в XVIII в. - молокане и духоборы, причем, есть основания полагать, что последние возникли не без влияния "богемских братьев". Духоборы и молокане не стали конфессиями русского протестантизма, хотя оказали на него большое влияние - особенно на раннем этапе. Конфессиональные историки евангельского движения, вслед за авторами "Краткой записки...", считают своими предтечами появившихся в 1840-е гг молокан Донского толка или ново-молокан, признававших необходимость крещения и причастия41. В 1860-е-1870-е гг. распространение баптизма началось на юге России - в регионах компактного расселения сектантов, прежде всего молокан, переживавших в середине XIX в. духовный кризис. В начале XX в. молокане и южные баптисты, имея серьезные разногласия в вопросах веры, сохраняли между собой личные, родственные и религиозные связи. Представители баптистов и пашковцев присутствовали на молоканских съездах и праздниках, проповедовали в молоканских общинах, публиковались в молоканских изданиях, а ново-молокане участвовали в мероприятиях баптистов и евангельских христиан. Одновременно протестантские идеи и духовные поиски на основе обращения к Библии и пересмотра формально-обрядового отношения к религии распространялись и в православной среде. Например, в 1874 г. в С.-Петербурге под влиянием проповедей лорда Редстока началось религиозное движение среди столичной аристократии, распространившееся затем в другие слои общества. По-видимому, на этом этапе евангельское движение включало в себя и секты смешанного типа, соединявшие элементы традиционного русского сектантства и протестантских идей Запада. В ранний период евангельского движения его течения не смогли объединиться и выработать единое вероучение - несмотря на попытку провести объединенный съезд, предпринятую В.А. Пашковым и его единомышленниками в 1884 г.42. Но к началу XX века среди этих разнообразных, хотя и близких между собой течений (штундисты, штундо-баптисты, русские баптисты, пашковцы, ново-молокане и др.) выделились два течения - евангельские христиане и баптисты.

Советская религиозная политика в 1917-1922 гг

Сразу после прихода к власти большевики начали двойственную политику в отношении религии. Часть советских декретов соответствовала модели светского европейского государства. "Декларация прав народов России" от 2 ноября 1917 г. отменяла религиозные и национальные привилегии и дискриминацию. Декреты ВЦИК и СНК "О расторжении брака" от 16 декабря 1917 г. и "О гражданском браке, о детях и о ведении книг гражданского состояния" от 18 декабря 1917 г. узаконивали институт гражданского брака154. Первая советская Конституция, принятая 10 июля 1918 г., не только провозглашала свободу совести, но даже упоминала о праве ведения религиозной пропаганды155.

Однако, фактически большевики считали религию и коммунизм несовместимыми понятиями и с первых дней своего правления начали курс на подрыв правового и имущественного положения религиозных организаций - прежде всего, ранее первенствующей Православной Церкви. Одновременно на все законы наложил отпечаток "классовый принцип" (законодательно закрепленная дискриминация "чуждых классов"). Уже упомянутая Конституция 1918 г. лишала гражданских прав "служителей культа". Декрет "О земле", принятый 9 ноября 1917 г., отменял право собственности на монастырские и церковные земли. Документ не был субъективным актом большевистского правительства. Это требование входило в один из пунктов общего крестьянского наказа, составленного на основе 242 тезисов с участием эсеров156. Декрет от 11 декабря 1917 г. лишал религиозные объединения прав на все духовные образовательные учреждения, которые принадлежали, в основном, РПЦ, а также на их имущество.

Декрет Совета Народных Комиссаров "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", опубликованный 23 января 1918 г., определил религиозную политику нового правительства России. Документ содержал ряд общедемократических установок, подрывающих позиции ранее привилегированной Русской Православной Церкви, но не мешающих или даже способствующих развитию русских религиозных меньшинств.

Граждане России получали право на религиозную свободу и беспрепятственный переход из одной веры в другую, право вести религиозную пропаганду; отменялись вероисповедные привилегии и дискриминация; регистрация актов гражданского состояния переходила в ведение светской власти; отменялись государственные субсидии религиозным организациям158.

Декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" полностью противоречил Определению Поместного Собора РПЦ от 2 декабря 1917 г. "О правовом положении Российской Православной Церкви", где ей определялись привилегии по сравнению с другими вероисповеданиями (первенствующее публично-правовое положение, сохранение ряда важных государственных постов только за православными, освобождение от повинностей служителей и монашествующих и т.д.159). Поэтому документ большевиков вызвал негативную реакцию и возмущение православной общественности. Однако, русские протестанты увидели в декрете "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" воплощение своих основных чаяний. Еще в апреле 1917 г. руководители баптистов Павел Павлов и Михаил Тимошенко выступили от имени верующих с политическими и религиозными требованиями, в числе которых было требование отделения церкви от государства

Начало тотального наступления на религию

Период 1929-1941 гг. был временем широкомасштабного наступления на религию, что привело к почти полному свертыванию легальной деятельности протестантских общин и децентрализации церквей после того, как прекратили свою деятельность Союз баптистов и Союз христиан евангельской веры (пятидесятников), а Союз евангельских христиан и руководящий центр адвентистов седьмого дня сохранили чисто номинальное существование.

8 апреля 1929 г. вышло постановление ВНИК РСФСР "О религиозных объединениях". С некоторыми изменениями оно действовало вплоть до 1991 г.

Согласно новому законодательству, деятельность религиозных общин была ограничена удовлетворением религиозных потребностей верующих в стенах молитвенных домов; миссионерская деятельность и религиозная пропаганда запрещались. Районы деятельности проповедников и пресвитеров ограничивались местожительством членов обслуживаемых ими общин и местонахождением "культового здания". Запрещалось оказывать материальную поддержку, создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные артели, организовывать детские, женские, юношеские молитвенные собрания, группы, кружки и отделы. Духовенство устранялось от участия в хозяйственных и финансовых делах так называемых "двадцаток" (исполнительного органа религиозной общины). Частное обучение религии, разрешенное декретом "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", сохранялось только как право родителей обучать религии своих детей . Вскоре после выхода постановления ВЦИК, 18 мая 1929 г. Всероссийский съезд Советов изменил 4-ю статью Конституции РСФСР. В новой редакции право верующих вести религиозную пропаганду было заменено "свободой религиозных исповеданий", то есть отправлением своего культа224.

На заседании 8 апреля 1929 г. Президиум ВЦИК учредил Постоянную комиссию по вопросам религиозных культов под председательством П.Г. Смидовича. Аналогичные комиссии образовывались при президиумах ЦИКов автономных республик, краевых и областных исполкомов. На Комиссию возлагалась обязанность общего руководства и наблюдения за реализацией советской религиозной политики. В 1934 г. при Президиуме ВЦИК была образована Постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов. В ее состав вошли представители Верховного суда СССР, НКВД, ВЦСПС, Верховного Совета и Прокуратуры СССР, ЦК ВКП(б), Института философии коммунистической академии, Союза воинствующих безбожников . В новых условиях положение русских протестантов уже ничем не отличалось от положения Русской Православной Церкви, других религий и конфессий. Все они подверглись жестоким гонениям и понесли огромные человеческие и материальные потери. Принципы войны с религией были едины и осуществлялись в следующих направлениях:

1. Конфискация церквей, молитвенных домов и других зданий, принадлежавших общинам и религиозным организациям, лишение регистрации религиозных общин, союзов, закрытие изданий, учебных заведений, запрет на любую активную религиозную деятельность, кроме "отправления культа" в стенах легально действующих храмов и молитвенных домов.

2. Репрессии против служителей и религиозных активистов.

3. Дискредитация религии и верующих в глазах советских людей через пропаганду Союза воинствующих безбожников, партийные и советские средства массовой информации.

Рассмотрим все направления репрессивной религиозной политики в 1930-е годы.

Похожие диссертации на Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг.