Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сочинение Гамба "Путешествие в Южную Россию..." как исторический источник по истории народов Северо-Восточного Кавказа Гаджиев Тамерлан Владиленович

Сочинение Гамба
<
Сочинение Гамба Сочинение Гамба Сочинение Гамба Сочинение Гамба Сочинение Гамба Сочинение Гамба Сочинение Гамба
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гаджиев Тамерлан Владиленович. Сочинение Гамба "Путешествие в Южную Россию..." как исторический источник по истории народов Северо-Восточного Кавказа : ил РГБ ОД 61:85-7/84

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Гамба и его сочинение. 24

1 Политическая обстановка периода написания работы. Мировоззрение Гамба. 24

2 Источники сочинения Гамба. 35

ГЛАВА II. Гамба о социально-экономическом развитии народов Северо-Восточного Кавказа. 45

1 Русское население Северо-Восточного Кавказа.

2 Северная Осетия и Ингушетия. 61

3 Дагестан. 81

ГЛАВА III. Политика России на Северо-Восточном Кавказе. 123

1 Вховдение Северо-Восточного Кавказа в состав России. 123

2 Политика России на Северо-Восточном Кавказе в первой четверти XIX века. 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 160

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 164

Введение к работе

которых передано с помощью графических знаков". К сожалению,письменные источники по истории народов Северного Кавказа местного происхождения малочисленны, их недостаточно даже для решения кар-

  1. Источниковедение истории СССР. Под ред. Ковальченко И.Д. М., 1973,с.4.

  2. Пронштейн А.П. Методология исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976, с.34.

  3. См.: Тарихи-Дербент-наме. Под.ред. М.Алиханова-Аварского. Тифлис, 1898; Извлечения из истории Дагестана Муххамеда-Рафи.-ССКГ, вып.2, 1871; "Список с древнего родословного дерева", сделанный Муххамедом Хиналукским в 86І-І456.-АКАК,т.П,с.І076-1077; Постановления кайтахского уцмия Рустем-хана -ССКГ,вып.2, 1868 г.; Гидатлинские адаты. Махачкала, 1957; Кодекс Законов Умму-хана Справедливого. М.,1948; Баркуев К., Ахмедов Ш., Ших-саидов А.Р. Исторические сведения о Дагестане из арабских рукописей.- УЗ ИИЯЛ,т.9, 1963; Гаджиев В.Г. "Дербент-наме" Мирза Хайдара Beзирова (Дербентского) г ВИД. Махачкала, 1975;

динальных проблем истории горских народов. Поэтому исследователи, изучающе прошлое народов Северного Кавказа, вынуждены обращаться к иноязычным источникам: античным, армянским, грузинским, ираноязычным, арабоязычным, западноевропейским и другим. Начиная с ХУІ века, на первое место по широте охвата и значимости содержащихся в них сведений выдвигаются источники русского происхожде-ния, в настоящее время довольно широко используемые историками-кавказоведами. Однако этого пока еще нельзя сказать об иноязычных исторических источниках и, в частности, западноевропейского происхождения. Иноязычные источники не всем доступны. Вот почему в кавказоведении всегда уделялось внимание переводам на русский язык имеющихся источников. До революции были осуществлены переводы средневековых арабоязычных авторов, армянских, грузинских и ряда западноевропейских источников-: Широким фронтом развернулась

Шихсаидов А.Р. Дагестанская хроника "Тарихи Дагестан'.' - В кн.: Письменные памятники Востока. М., 1972. I Караулов Н.А. Сведения арабских географов IX-X вв. по р.Хр. о Кавказе, Армении, Азербайджане.- "Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа'.' Вып.2. Тифлис, 1908; История Агван Моисея Каганкатваци. СПб., 186I; Патканов К. Армянская география УП в. СПб., 1877; Патканов К. Из нового списка географии, приписываемой Моисею Хоренскому.- Журнал Министерства народного просвещения. Кн. 1-3, 1883; История Армении Моисея Хоренского. М., 1893; Джанашвили М. Известия грузинских летописей и историков о Северном Кавказе и России. -СМОМПК, Вып.ХХП, 1897; Джанашвили М. "Карглис Цховреба"- "Путь Грузии'.' - СМОМПК, Вып.ХШ", 1905; Главани К. Описание Черкес-сии.-СМОМПК. Вып.ХУП, 1893; Олеарий А. Описание путешествия в

Московию, и через Московию в Персию и обратно. Пер. А.Ловягина. СПб., 1906; и др.

эта работа в советское время. Изданы сведения об адыгах, балкарцах, карачаевцах, осетинах. Подготовлена к печати аналогичная публикация по истории народов Дагестана, готовится по истории народов Чечено-Ингушетии. И все же многие памятники остаются не изученными и даже не введенными в научный оборот. Примером в данном случае может служить и анализируемый нами источник, о котором в исторической литературе встречаются лишь отдельные упоминания2, тогда как основная масса содержащихся в источнике сведений остается по сей день не использованной исследователями. Такое отношение к источникам западноевропейского происхождения XIX века обусловлено, по нашему мнению, в какой-то мере тем, что в прошлом веке возникло несравненно больше, нежели в гфедыдушие века, русских источников, отразивших самые различные аспекты жизни народов Северного Кавказа. Между тем глубокое, всестороннее и объективное освещение истории какого бы то ни было народа требует, чтобы ис-

Стрейс Я. Три путешествия. М., 1935; Полиевктов М.А. Европейские путешественники Ж-ХУШ вв. по Кавказу. Тифлис, 1936; Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов ХШ-XIX вв. Под ред. В.К.Гарданова. Нальчик, 1974? Эвлия Челеби. Книга Путешествий (извлечения из сочинения турецкого путешественника ХУЛ в.). Вып.2. М. ,1979; Иоан де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа. Пер. З.М.Буниятова. Баку, 1980; Кало-ев Б.А. Осетия глазами русских и иностранных путешественников. Сост., вводная статья и прим. Б.А.Калоева. Орджоникидзе,1967. Маркова О.П. Восстание в Кахетии в 1812 г. М., 1951,с.327; Фадеев А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. М., I960, с.56; Чхетия Ш. Тбилиси в ХЕХ столетии. Тбилиси, 1942, с.81; Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX веке. М., І96І,с.І00; и др.

торик оперировал всей совокупностью сведений из имеющихся источников. Вот почему дальнейший поиск и публикация источников, их источниковедческий анализ "отвечает задачам, поставленным ХХУІ съездом КПСС перед исторической наукой. Новые исследования призваны продолжить еще более активную, целенаправленную разработку вопросов марксистско-ленинской теории и методологии источниковедения, помочь глубокому и эффективному изучению важнейших источников по узловым проблемам истории в СССР..."1 Кроме того,данные, извлеченные из нового источника, в сопоставлении со сведениями других, уже изученных источников "позволяют определить место и значение отдельных источников в ряду других, выявить генеалогическую связь между источниками по степени их достоверности и точ-

ности . Актуальность поставленной нами проблемы заключается в том, что в результате ее разрешения нами выявляются сведнния,значительно дополняющие уже имеющиеся. А это, в свою очередь, позволяет глубже изучить историю феодального общества на Северном Кавказе, определить уровень социально-экономического развития в первой четверти XIX века, осветить политическую историю народов Северного Кавказа. И, что особенно важно, данные анализируемого источника, вопреки утверждениям зарубежных фальсификаторов истории о якобы извечной враждебности северокавказских горцев к России, неопровержимо доказывают, что взаимоотношения между ними были мирными и добрососедскими. Эти сведения очень важны для "аргументированного разоблачения буржуазных фальсификаторов истории нашей страны, национальной политики КПСС";

  1. Буганов В.И., Трукан Г.А. Источниковедение отечественной истории на современном этапе,- В И , 1983, ИЗ, с. 16.

  2. Источниковедение истории СССР. М.,1979,с.12.

  3. 0 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических

Цели и задачи исследования, научная новизна. Научная новизна диссертации заложена в самой постановке проблемы. В проведенном нами исследовании впервые в исторической литературе подвергается специальному изучению двухтомное сочинение Гамба "Путешествие в Ккную Россию и в особенности в Закавказские провинции, совершенное с 1820 по 1824 годы кавалером Гамба, консулом короля в Тифлисе"? Целью нашего исследования является максимальное раскрытие возможностей указанного труда с тем, чтобы заполнить известные лакуны социально-экономической и политической истории народов Северного Кавказа в начале XIX века.

Нами впервые были переведены на русский язык оба тома сочинения Гамба. Ближайшее знакомство с источником показало, что мы имеем дело с довольно интересным трудом, сведения которого помогают углубить наши знания и оценки по решенным или спорным вопросам кавказоведения. В этом памятнике описаны почти все народы Кавказа, за исключением некоторых, проживающих высоко в горах, а также армян, проживавших в самой Армении. Однако, в силу определенных рамок данного исследования, мы подвергли анализу сведения Гамба о некоторых из них: о народах Дагестана, осетинах, ингушах и о русском населении,проживавшем в Притеречнои зоне Северного Кавказа. Источниковедческий анализ изучаемого труда можно было осуществить лишь на основе всесторонней внешней и. внутренней критики источника. Для проверки достоверности содержащихся в нем фактов необхо-

Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г.-"Коммунист1; 1982, В 4, с.14. I $атт. ІІсшаї (Шпл -и? Лилш mmhJkewm е рлг&сшііш,-rmnt &t m#vuices ^Uuiu Aa-ma cw GxusaM, pit JhhuiisJUO UWm' etilHZ1/, juVL & ClwuidU/d Зогґііія, eef^ui ім zd а ьШм>. Ja/iU, dS26.

димо было привлечь большое число разнохарактерных источников и литературы отечественных и зарубежных авторов. При этом мы исходили из указания В.И.Ленина о том, что "надо установить такой фундамент из точных и бесспорных фактов, на которые можно было бы опираться, с которыми можно было бы сопоставлять любое из тех "общих" или "примерных" рассуждений, которыми так безмерно злоупотреб-

ляют в некоторых странах в наши дни1. Опираясь на собранный нами фактический материал, мы попытались определить идейную направленность, показать классовые позиции, выяснить воззрения Гамба на историческое развитие народов Северного Кавказа, а также на их взаимоотношения с Россией.

При этом мы неизменно имели в виду указание В.И.Ленина о том, что необходимо " за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать ин-

тересы тех или иных классов".

Практическая значимость исследования. Проведенный в диссертации анализ важного во многих отношениях памятника позволяет нам надеяться, что данное исследование введет в научный оборот свежий фактический материал, раскрывающий новые грани общественно-экономической и политической истории народов Северного Кавказа. Содержащиеся в диссертации материалы, наблюдения и выводы могут быть использованы как при создании обобщающих трудов по истории отдельных народов и в целом истории народов Кавказа, так и в учебно-педагогической работе при подготовке лекций по истории республик и краев Северного Кавказа. Настоящая работа окажется весьма полезной

  1. Ленин В.И. Статистика и социология. Поли.собр.соч., т.30,с.350-351.

  2. Ленин В.И. Три источника, три составные части марксизма. Поли, собр.соч., т.23, с.47.

при лекционной пропаганде, задачи которой определены материалами и решениями Июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды основоположников теории научного коммунизма. В произведениях К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина обоснованы научные принципы изучения истории и источниковедения. На основе их применения Маркс, Энгельс и Ленин создали ярчайшие образцы исторического исследования. Они разработали методы, способы, приемы исторического анализа и синтеза, дающие возможность показать многообразие исто-рического процесса. Значение марксистско-ленинского принципа историзма для каждого исследователя, изучающего историю какого бы то ни было народа, имеет непреходящее значение. "Весь дух марксизма,- подчеркивал В.И.Ленин,- вся его система требует, чтобы каждое положение рассматривать лишь /а/ исторически; /f/ лишь в связи с другими; /у/ лишь в связи с конкретным опытом истории"? При этом, указывал В.И.Ленин, надо "...брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов без единого исключения..."4 Именно подлинные исторические факты, содержащиеся в каком бы то ни было памятнике прошлого, а не оценки, данные им автором источника, должны являться той основой, на которой строит свою работу каждый историк-марксист. "Мы все согласны,- указывал Ф.Энгельс,- что в любой научной области - как в области природы, так и в области истории - надо исходить из дан-

1 "Коммунист;' 1983, & 9, с.4 - 46.

  1. Источниковедение истории СССР. М., 1973, с.13.

  2. Ленин В.И. Письмо В.И.Ленина к И.Ф.Арманд от 30 ноября 1916 г. Поли.собр.соч., т.49, с.329.

  3. Ленин В.И. Статистика и социология. Поли.собр.соч.,т.30,с.351.

ных нам фактов..." Вместе с тем марксизм-ленинизм требует оценивать каждое событие прошлого, лишь рассмотрев условия, породившие эти явления.

Важнейшее значение для источниковедения имеет ленинская теория отражения как лежащая в основе учения о возникновении исторических источников. Сознание человека, как указывал В.И.Ленин, есть образ внешнего мира. "... отображение,- учит он,- не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо

от отображающего". Вместе с тем следует помнить, что человек не пассивно копирует объективную реальность. Но, несмотря на это, исторические источники, порожденные целенаправленной деятельностью конкретного человека, и потому субъективные "в своей абстрактности, оторванности, ... объективны в целом, в процессе, в итоге, в тенденции'.

"Глубокий смысл Ленинской теории отражения в применении к источниковедению как раз и заключается в том, что человек, отображающий реальную действительность, в то же время создает исторические источники, воздействует на нее, т.е. процесс отображения и практическая деятельность неотделимы друг от друга. Следовательно, сам процесс отображения следует понимать как процесс взаимодействия субъекта и объекта"; Одновременно с этим при оценке источника

  1. Маркс К., Энгельс Ф. Диалектика природы. Собр.соч.,т.20,с.370.

  2. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли.собр.соч.,т.18, с.66.

  3. Пушкарев Л.Н. Ленинская теория отражения и понятия исторического источника.Тезисы к докладу.Всесоюзная научная сессия,посвященная 60-летию образования СССР."Актуальные проблемы изучения и издания письменных исторических иcтoчникoв,., Сухуми, 1982, с.77.

  4. Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных источников по

II

необходимо учитывать, что в одних случаях отображающий является участником событий, в других - он рассказывает со слов очевидцев, в третьих - "он сам наблюдает их, но в трансформированном виде (в языке, в фольклоре, в обычаях). Наконец, он сообщает, имеющийся в его распоряжении материал'.

Мы руководствовались марксистско-ленинским учением и о законах развития общества, положением о том, что история общества является прежде всего историей развития производительных сил и производственных отношений, историей непосредственных производителей материальных благ, историей самих народов, учением о классах и классовой борьбе и о справедливых и несправедливых войнах.

При изучении северокавказо-русских отношений неоценимую помощь оказали нам указания и выводы, содержащиеся в произведениях К.Маркса и Ф.Энгельса, и, особенно, вывод о прогрессивной роли России и русского народа в исторических судьбах нерусских народов нашей

страны.

Отмечая непреходящую ценность марксизма-ленинизма как теоретической и методологической основы всякого подлинно научного труда, нельзя не вспомнить слова В.И.Ленина о том, что "Идя по пути марк-совой теории, мы будем приближаться к объективной истине все больше и больше (никогда не исчерпывая ее); идя же по всякому другому пути, мы не можем придти ни к чему, кроме путаницы и лжи".

При написании данной работы мы также руководствовались реше-

отечественной истории. М., 1975, с.12.

  1. Пронштейн Л.П. Методика исторического источниковедения. Ростов-на-Дону, 1976, с.19.

  2. Маркс К., Энгельс Ф. Письмо Ф.Энгельса к К.Марксу от 23 мая 1851 г. Собр.соч., т.27, с.241.

  3. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Поли.собр.соч.,т. 18, с.146.

ниями ХХ-ХХУІ съездов КПСС и последующих пленумов ЦК КПСС, в особенности же Ноябрьского 1982 года и Июньского 1983 года пле-

нумов ЦК КПССХ; тезисами ЦК КПСС к 100-летию со дня рождения

р Владимира Ильича Ленина , постановлениями ЦК КПСС "О литературно-

художественной критике" от 21 января 1972 года ; "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" от 26 апреля 1979 года4; "О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик" от 19 февраля 1982 года ; содержанием и выводами доклада Генерального секретаря ЦК КПСС Ю.В.Андропова, сделанного им на праздновании бО-^летия образования СССР. "В области интернационального воспитания,- сказал Ю.В.Андропов,- как и во всей идеологической и массово-политической работе, перед нами большие задачи. Убедительный, конкретный показ наших достижений, серьезный анализ новых проблем, постоянно рождаемых жизнью, свежесть мысли и слова - вот путь к совершенствованию всей нашей пропаганды, которая всегда должна быть правдивой и реалистичной, а также интересной, доходчивой, а значит, и более действенной". Источниками диссертации, кроме самого двухтомного сочинения Гамба, послужили многочисленные документальные материалы, выявленные в центральных и местных архивохранилищах: Центральном государ-

1 "Коммунист'; 1982, В 17, сІЗ^^Коммунист',' 1983, J& 9, с.3-46.

  1. Вопросы идеологической работы КПСС. Сборник документов 1965-1973 гг. М., 1973, с.225-278.

  2. Там же, с.524-528.

  3. 0 дальнейшем улучшении идеологической,политико-воспитательной работы. Сборник материалов. М., 1981, с.7-23.

5 "Коммунист',' 1982, В 4, с.3-15.

6 Андропов Ю.В. Шестьдесят лет СССР. I - Итоги пройденного пути
и задачи национальной политики. М., 1983, с.15.

ственном военно-историческом архиве СССР (ЦГВИА), Центральном государственном архиве древних актов (ЦГАДА), Центральном историческом архиве Грузинской ССР (ЦГИА Гр.ССР), Центральном государственном архиве Дагестанской АССР (ЦГА ДАССР) и Центральном государственном архиве Северо-Осетинской АССР (ЦГА СОАССР). В массе своей эти материалы представляют собой донесения, рапорты, всевозможные записи и обзоры, переписку русской администрации на Кавказе с центральным правительством и местными феодалами, а также обращения последних к русскому правительству. Кроме того, нами был использован целый ряд публикаций, изданных в разное время. Из дореволюционных публикаций, прежде всего, следует назвать 12-томное издание "Акты Кавказской археографической комиссии" (Тифлис, 1866-1904 гг.), мы пользовались материалами II, ІУ, У и УІ томов. Несмотря на тенденциозность подбора документов, в "Актах..." содержатся ценные материалы как официального характера, так и документы местного кавказского происхождения: письма феодальных владетелей, обращения сельских общин к властям, свидетельские показания очевидцев тех или иных событий и др., требующие вместе с тем критического подхода. Весьма интересный материал официального характера содержит публикация А.А.Цагарели "Грамоты и другие исторические документы ХУШ столетия, относящиеся к Грузии" (СПб., выпуск П, 1902 г.). Важные для исследования стоящей перед нами задачи сведения были извлечены из таких публикаций как "Записки А.П.Ермолова" (М.,1868 г.) и "Архив князя Воронцова" (М.,1890 г.). Ценные сведения статистического характера встречаются в различных дореволюционных периодических изданиях, таких как: "Кавказский календарь", "Сборник сведений о кавказских горцах", "Сборник для описания мест, и племен Кавказа", "Терский сборник", "Кавказский сборник" и некоторых других. Однако все содержащиеся в них материалы и особенно данные официальных документов

неизменно требуют к себе критического отношения.

Целый ряд очень важных во многих отношениях публикаций осуществлен в советское время, когда история народов Кавказа стала

объектом систематического изучения, среди них по богатству фактического материала, особенно в плане описания территории расселения народа, его экономики, быта и нравов, выделяется "История, география и этнография Дагестана" (М., 1958 г.) под редакцией М.О.Косвена и Х.-М.О.Хашаева. Б ней помещены материалы, выявленные в различных архивохранилищах страны. Это записки, очерки,разнообразные заметки и отчеты, из которых наибольший интерес у нас вызвали материалы М.Коцебу, хотя они, как впрочем и другие материалы, требуют к себе весьма осторожного, критического подхода. Сведения о русско-северокавказских отношениях были во многом почерпнуты нами в таких сборниках документов как " Кабардино-русс-кие отношения в ХУІ-Х7Ш вв." т.2 (М., 1957 г.), "Русско-дагестанские отношения в ХУП - первой четверти ХУШ вв." (Махачкала, 1958 г.), "Русско-осетинские отношения в ШІ веке", т.1(Орджоникидзе, 1976 г.), "Материалы по истории Дагестана и Чечни", т.З, ч.І (І80І-І839 гг.), (Махачкала, 1940 г.) и в некоторых других.

Для сверки и уточнений сведений анализируемого источника об историческом прошлом народов Северо-Восточного Кавказа мы воспользовались материалами различных путешественников и ученых, посетивших Северо-Восточный Кавказ, таких как И.Гербер, Я.Рейнеггс,С. Гмелин и других.

Историография проблемы. Специальных работ, посвященных изучению поставленной нами задачи, как уже отмечалось, нет. Однако в нашей историографии есть работы, имеющие непосредственное отношение к предмету наших изысканий. Различные аспекты исследуемой нами проблемы нашли отражение в трудах дворянско-буржуазных историков П.Г.Буткова, Р.А.Фадеева, Н.Ф.Дубровина и других. Этими исто-

риками был накоплен большой фактический материал о различных сторонах истории горских народов Кавказа. Но вместе с тем в силу классовой ограниченности и теоретической несостоятельности они не смогли дать правильную оценку уровню социально-экономического развития народов Северо-Восточного Кавказа, разобраться в политических событиях, происходивших здесь в начале XIX века.

Среди дореволюционного кавказоведения особое место занимает трехтомное сочинение акад. П.Г.Буткова , а также его отчет о "Персидской экспедиции" и сведения о Дербенте, относящиеся к концу ХУШ века. В работах П.Г.Буткова большой и разнохарактерный материал, выявленный им из глногочисленных источников, сочетается со сведениями, основанными на личных наблюдениях. В ряде случаев в трудах П.Г.Буткова встречаются данные, извлеченные им из недошедших до нас источников. Однако то, что автор сам не смог подготовить труд

к изданию, в определенной мере снижает его ценность. Значительный

2 интерес для нас представляет работа В.А.Улянинкого и особенно приводимые им во второй части монографии сведения о политике России на Кавказе. Заметный след в кавказоведении первой четверти XIX века оставил С.М.Броневский, долгое время находившийся на военной и гражданской службе на Кавказе. Здесь же он завершил двухтомное исследование , в котором дано систематическое историко-этнографичес-кое описание народов Северного Кавказа. В 1836 году было опублико-ванно многотомное исследование "Обозрение Российских владений за

  1. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1802 годы, т.1-3. СПб., 1869 г.

  2. Уляницкий В.А. Исторический очерк русских консульств за границей в ХУШ в, Ч.І-2, СПб., 1899 г.

  3. Броневский СМ. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Т.1-2. М., 1823 г.

Кавказом". В этом исследовании много интересного и о народах Северного Кавказа. Так, очерк А.Г.Яновского "Осетия" является, пожалуй, наиболее полным историко-экономическим и этнографическим описанием осетинского народа начала XIX века. К сожалению, А.Г. Яновский не отделяет данные по Северной и Южной Осетии. Ошибается он, когда утверждает, что в "Осетии не существует разделения народа по классам". Интересный историко-этнографический материал

содержит и труд А.А.Зиссермана. Прослужив на Кавказе целую четверть века, он основательно ознакомился с его народами, а впоследствии изложил собранный им материал в книге, написанной в форме воспоминаний. Несмотря на описательный характер, работа А.А. Зиссермана имеет научное значение: содержит оригинальный фактический материал и интересные суждения. В работе А.А.Зиссермана встречаются присущие дворянско-буржуазной историографии нелестные отзывы о народах Северного Кавказа, что, однако же, не снижает научную значимость данного труда.

Вопросы экономического развития Северо-Восточного Кавказа,кавказской политики России, история феодальных выступлений первой четверти XIX века освещены в трудах Р.А.Фадеева, Н.Ф.Дубровина, В.А.Потто,Д.И.Романовского и др. Однако они архаизировали социально-экономические отношения северокавказских горцев, с другой

  1. Обозрение Российских владений за Кавказом. 4.2. СПб.,1836,с.184

  2. Зиссерман А.А. 25 лет на Кавказе. СПб., 1879.

  3. Фадеев Р.А. 60 лет Кавказской войне. Соч., т.1. СПб., 1890; Дубровин Н.Ф. История войн и владычества русских на Кавказе.

Т.1-6. СПб., I87I-I887; Дубровин Н.Ф. Обзор войн от Петра Великого до наших дней. Т.ІУ. СПб., 1892; Потто В.А. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Т.1-У. СПб., 1887-1889; Романовский Д.И. Кавказ и Кавказская

стороны идеализировали царизм и активных проводников его политики, не обращали внимание на взаимоотношения самих народов. Важные сведения по истории русского населения Северного Кавказа и. его взаимоотношений с горцами Северного Кавказа отражены в работах И.Попко, А.Ригельмана, А.Ржевуцкого, И.Бентковского. Эти исследования при всей их ценности неизменно требуют к себе критического подхода.

Из работ местной дореволюционной историографии прежде всего

следует назвать работу А.-К.Бакиханова "Гюлистан Ирам", в которой

впервые сделана попытка написать историю Ширвана и Дагестана с древнейших времен до ХЕХ века. В ней содержатся весьма интересные для нашего исследования сведения, извлеченные автором из различных источников и основанные на личных наблюдениях по истории Дагестана начала ПХ века.

В 1848 году завершил свой труд "История адыгского народа" Ш.Ногмов. В этой работе автор на основе адыгского фольклора, исторических песен и других источников попытался написать историю своего народа с древнейших времен до начала ПХ века. Особенно ценным в данной работе представляется описание русско-кабардинских взаимосвязей. Весьма ценный фактический материал собран и

война. СПб., I860; Утверждение русского владычества на Кавказе. Потто В.А. и др. т.т. 1-6. Тифлис, I90I-I905.

  1. Попко И. Терские казаки со стародавних времен. СПб., 1880; Ригельман А. История или повествование о Донских казаках. М., 1846; Ржевуцкий А. Терцы.Владикавказ, 1888; Бентковский И.В. Гребенны. М., 1889.

  2. Бакиханов А.-К. Гюлистан Ирам. Баку, 1926.

  3. Ногмов Ш. История адыгского народа. Нальчик, 1982.

* .*

обобщен в работе Хан-Гирея "Записки о Черкессии". В ней дано обстоятельное описание адыгов и, что особенно важно, сделана попытка разобраться в социальных отношениях, господствовавших у адыгов. Интересные сведения содержатся также в трудах Адил-Гирея,

Казы-Гирея, М.Абаева и др. В конце ИХ века была завершена работа Г-Э.Алкадари "Ассари Дагестан", которая по словам В.В.Бартоль-да "написана не без таланта и содержит много ценных сведений,

особенно по части новой истории Дагестана". Для нас особенно важны разделы работы, освещающие историю народов Дагестана первой четверти XIX века.

Начиная с 40-х годов XIX века, в русской периодической печати начинают появляться историко-этнографические работы выходцев из северокавказских народов. В газете "Кавказ" была опубликована-работа Д.Шихалиева "Рассказ кумыка о кумыках**f в которой впервые делается попытка осветить социально-политический строй кумыков, историю их взаимоотношений с Россией. В 1872 году в "Сборнике

сведений о кавказских горцах" была опубликована работа первого че-

5 ченского автора У.Лаудаева , представляющая интерес в плане изучения вопросов, связанных с происхождением и расселением чеченского народа, а также с уровнем его социального развития. Этнографические очерки Ч.Ахриева и Б.Далгата, также опубликованные в

  1. Хан-Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик, 1978.

  2. Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980; Абаев М. Балхария (исторический очерк).- В кн.: Азаматов К.Г., Хушуев Х.И., Мисост Абаев. Нальчик, 1980.

  3. Siiafdcfeckt Ji VJdwni, id.I &A-3umjmf.m

  4. Кумык. Рассказ кумыка о кумыках.- "Кавказ", 1848, її 39-51.

  5. Лаудаев У. Чеченское племя,- ССКГ, вып. УІ, 1872.

периодической печати , помогают при изучении верований вайнахов, и, в частности, явились для нас подспорьем при рассмотрении сведений нашего источника о религии ингушей.

Решающее же значение имели для нас труды советских историков, объективно, с марксистско-ленинских позиций осветивших историю народов Кавказа. Именно работы советских кавказоведов дали возможность автору раскрыть общеисторический фон, критически подойти к анализируемому источнику. Основанные на большом и конкретно-историческом материале труды известных советских исследователей-С.В.Кшкова, И.П.Петрушевского, А.В.Фадеева, Н.И.Покровского, Б.В. Скитского, Х.-М.О.Хашаева, Б.К.Гарданова, Т.Х.Кумшшва, А.Х.Маго-метова, Н.Х.Тхакомова, Н.П.Гриценко - дают наиболее верное представление об уровне социально-экономического развития народов Се-

р верного Кавказа. История русско-кавказских отношений рассматри-

  1. Ахриев Ч. Ингушские праздники,- ССКГ, вып. У, 1871; Далгат Б. Первобытная религия чеченцев,- ТС, т.н. Владикавказ, 1893.

  2. Кшков СВ. К вопросу об особенностях феодализма в Дагестане.-Уч.зап. Свердловского гос.пед.института, вып.1. Свердловск, 1938; Петрушевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества в первой трети XIX столетия. Тифлис, 1934; Фадеев А.В. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. М., 1957; Покровский Н.И. Мюридизм у власти.- "Историк-марксист", 1934, $ 2; Скитский Б.В. К вопросу о феодальных отношениях в истории ингушского народа .-ИЗ ЧИНИИ, т.1, вып.1.Грозный, 1959; Хашаев Х.-М.О. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961; Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (ХШ в.- первая половина XIX в.). М., 1967; Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик, 1965; Магометов А.Х. Культура и быт осетинского наро-

вается в трудах целого ряда советских исследователей. Назовем лишь некоторые, наиболее важные для нашего исследования, работы. Близкими к теме нашей диссертации являются работы проф. А.В.Фа-дееват Это солидные монографии, базирующиеся на большом конкретно-историческом материале, значительную часть которого автор ввел впервые в научный оборот; работы, где использовано большое число трудов отечественных и зарубежных авторов. Вместе с тем следует отметить, что проф. А.В.Фадеев не смог верно указать время вхождения Северного Кавказа в состав России и не совсем обоснованно, как нам представляется, рассширил географию так называемого "Восточного вопроса". Тем не менее эти работы А.В.Фадеева представляют большую научную ценность и мы широко пользовались ими при написании данного исследования. Необходимым подспорьем при изучении внешнеполитической ситуации, сложившейся на Кавказе

в ХУШ веке,является широкоизвестная монография О.П.Марковой "Рос-

сия, Закавказье и международные отношения". Значение Кавказа в

англо-франко-русском соперничестве периода наполеоновских войн освещено в другой монографии О.П.Марковой - "Восстание в Кахетии в 1812 г." В этой же связи следует назвать большую и содержательную монографиюА.Р.1/1оашшсяна"Присоединение Закавказья к России и

да. Орджоникидзе, 1968; Тхакомов Н.Х. Социально-экономический и политический строй кабардинцев в ХУШ в. Нальчик, 1961; Гриценко Н.П. Социально-экономическое развитие притеречных районов в ОТІ в.- первой половине XIX в.-Труды ЧИНШ, т. ЗУ. Грозный, 1961.

  1. Фадеев А.В. Россия и Восточный кризис 20-х годов XIX века. М., 1958; Россия и Кавказ в первой трети XIX в. М., I960.

  2. Маркова О.П. Россия,Закавказье и международные отношения в ХУШ веке. М., 1966.

  3. Маркова О.П. Восстание в Кахетии в 1812 г. М., 1951.

21 международные отношения в начале XIX века". Связь внешней политики с процессом социально-экономического развития прослеживается

2 в работе Е.И.Дружининой. Для нас же особенно важным в этой работе является глубокий и всесторонний анализ Юочук-Кайнарджийского договора, сыгравшего огромную прогрессивную роль в истории, народов Кавказа. Глубоким анализом материала, новаторской постановкой вопроса и его трактовкой отличается коллективная монография по "восточному вопросу", которая во многом помогла нагл осветить политическую ситуацию, в которой создавался исследуемый нами источник. Важное значение для изучения истории народов Северного Кавказа первой половины XIX века имеет монография Н.А.Смирнова "Политика России на Кавказе в ХУІ-ПХ вв." Основанное на большом фактическом материале исследование Н.А.Смирнова помогает уяснению проблемы взаимоотношений горцев Северного Кавказа с Россией в такой сложный период, каким является начало XIX века. Касаясь взаимоотношений России с Грузией и народами Кавказа, следует указать на очень интересную статью А.П.Новосельцева "Георгиевский трактат 1783 года и его историческое значение". Истории русско-кавказских взаимоотношений посвящены интересные и глубоко аргументированные

ІИоаннисянА.Р. Присоединение Закавказья к России и международные отношения в начале XIX века. Ереван, 1958.

  1. Дружинина Е.И. Ккиук-Кайнарддийскиї)мир 1774 года. М., 1955.

  2. Георгиев В.А., Киняпина Н.С., Панченкова М.Т., Шеремет В.И. Восточный вопрос во внешней политике России - конец ХУТП в.-начало XIX в. М., 1978.

  3. Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в 2УІ-ПХ вв. М., 1958.

  4. Новосельцев А.П. Георгиевский трактат 1783 года и его историческое значение. (К 200-летию Георгиевского трактата).- "Исто-

т ?

работы Г.Г.ЇЇайчадзе, Ш.А.Месхия и Я.З.Цинцадзе. Истории взаимоотношений Грузии с народами Северного Кавказа в ХУШ веке посвя-

щены серьезно аргументированные работы В.Н.Гамрекели , Т.Д.Боц-

вадзе , Г.Д.Тогошвили и других.

И,наконец,большой и ценный материал в совокупности с интересными и правильными выводами относительно отношений горских народов Кавказа с Россией и русским народом содержится в работах М.С. Тотоева, Т.Х.Кумыкова, М.М.Блиева, Б.А.Калоева, В.Г.Гадштева, А.А. Саламова, а также в материалах Всесоюзной научной сессии "Великий Октябрь и передовая Россия в исторических судьбах Северного Кавказа" .

рия СССР", 1983, В 4.

  1. Пайчадзе Г.Г. К истории русско-грузинских отношений первой половины ХУШ в. Тбилиси, I960; Русско-грузинские отношения 1725-1735 гг. Тбилиси, 1965; Георгиевский трактат. Тбилиси, 1983.

  2. Месхия Ш.А., Цинцадзе Я.З. Из истории русско-грузинских взаимоотношений Х-ХУШ вв. Тбилиси, 1958.

  3. Гамрекели В.Н. Торговые связи Восточной Грузии с Северным Кавказом в ХШ в., т.т. 1-2, Тбилиси, 1968, 1977.

  4. Боцвадзе Т.Д. Народы Северного Кавказа во взаимоотношениях России и Грузии. Тбилиси, 1974.

  5. Тогошвили Г.Д. Из истории грузино-вайнахских политических взаимоотношений во второй половине ХШ в.- ИЗ ЧИНИИ, т.5, вып.1. Грозный, 1964.

  6. Тотоев М.С. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. Орджоникидзе, 1963; Кумыков Т.Х. Вовлечение Северного Кавказа во всероссийский рынок в XIX в. Нальчик, 1962; Елиев М.М. Осетия в первой трети XIX века. Орджоникидзе, 1964; Калоев Б.А. Из истории русско-чеченских экономических и

Кроме того, большим подспорьем для нас явились работы Е.М. Шилинга, Л.И.Лаврова, Я.А.Федорова, В.И.Абаева, А.И.Робакидзе, Р.Л.Харадзе, С.Ш.Гаджиевой, Л.Б.Заседателевои, Е.Д.Налоевой, Ф.А. Гантемировой и некоторых других, без учета которых невозможно правильно осветить вопросы, касающиеся общественного быта северокавказских горцев.

Проведенное исследование приводит к твердому убеждению: чем обширнее задачи,стоящие перед советским кавказоведением, тем необходимее становится привлечение новых, в том числе иноязычных, источников, более глубокий и всесторонний их анализ, с целью установления научной ценности и выявления внутренней связи с источ-

никами, привлеченными нами для изучения данной проблемы.

культурных связей.-"Советская этнографияУ1961,1 2; Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М.,1965; Саламов А.А. Из истории взаимоотношений чеченцев и ингушей с Россией,с великим русским народом-тИЗ ЧИНИИ,т.3,вып.I.Грозный, 1963; Великий Октябрь и передовая Россия в исторических судьбах Северного Кавказа.Материалы Всесоюзной научной сессии. Грозный, 1982. I Шилинг Е.М. Кубачинцы и их культура.М-Л., 1949; Лавров Л.И. Ис-торико-этнографические очерки Кавказа.Л.,1978; Федоров Я.А. К вопросу об этногенезе кумыков.- ВДВШ.Истор.науки,вып.1,М.,1959; Абаев В.И. Осетинский язык и фольклор.М-Л.,1949; Робакидзе А.И. Жилища и поселения горных ингушей.-КЭС,вып.П,Тбилиси,1968;Харад-зе Р.Л.,Робакидзе А.И. К вопросу о нахской этнонимике.-КЭС,вып.П Тбилиси,1968; Гаджиева С.Ш. Кумыки. М.,1961; Заседателева Л.Б. Терские казаки. М. ,1974; Налоева Е.Д.Государственно-политический строй и международное положение Кабарды в первой половине ХУШ в. Нальчик,1973 (автореферат); Гантемирова Ф.А.' Общественно-политический строй и обычное право чеченцев и ингушей. М.,1972.

Политическая обстановка периода написания работы. Мировоззрение Гамба

В начале XIX века в судьбах народов Северного Кавказа произошло событие огромной исторической важности - окончательное вхождение их в состав России. По Бухарестскому (1812 г.) и Гюлистанс-кому (1813 г.) мирным договорам, ранее свершившийся факт добровольного вхождения народов Северного и Восточного Кавказа в состав России получил международное юридическое признание. Став составной частью Российской государственностиуКавказ, - по словам нашего автора,- увидел сияние зари, став государством безопасности и благополучия". Однако, ни волеизлияние кавказских народов, выразившееся в неоднократных просьбах о принятии в российское подданство, ни военные и дипломатические успехи России не отвратили иранский двор и Высокую Порту от стремления упорно продолжать борьбу за овладение Кавказом, а западноевропейские державы от всесторонней поддержки этих устремлений. Как известно, Англия и Франция уже с середины ХУШ века, используя в своих целях Иран и Турцию, вели на Кавказе активную антирусскую борьбу, попеременно захватывая друг у друга лидерство.

После же наполеоновских войн, сильно обескровивших Францию и подорвавших ее могущество, Англия в своей борьбе с Россией по-прежнему использовала Иран и Оттоманскую порту. В это время "... ревизия Бухарестского и Гюлистанского трактатов, являлась одной из главных задач английской дипломатии..." Форин Оффис всецело поддерживал притязания Османской империи на Западную Грузию, клеветнически обвиняя Россию в несоблюдении условий Бухарестского трактатаТот факт, что речь в данном случае шла о территориях, испокон веков населенных абхазами и грузинами не имел для английских дипломатов никакого значения. Активно поддерживала английская дипломатия и притязания Тегеранского двора. Заключив в 1814 году англо-иранский договор, обнадежив Фатх-Али-шаха крупной денежной субсидией и военной помощью на случай "войны с какой-либо европейской державой", англичане зародили у Иранского двора надежду на реванш. Кроме того английскими дипломатами делалось все возможное для возбуждения общественного мнения Ирана, да и остального мира, против России и поддержания напряженной обстановки в регионе. При этом английская дипломатия преследовала не только цель отторжения Кавказа от России, но и отвлечения мирового общественного мнения от своих колониальных захватов в различных районах мира. Любопытно, что автор нашего источника указывает на это обстоятельство. Англия, по словам Гамба, "еще недавно твердила Европе о, завоевательнице Франции, тот час же (после поражения Наполеона - Т.Г.) начала пугать ее Россией, а сама возвы-силась разом быстро и незаметно". Кроме того, английские дипломаты исходили в своей деятельности из интересов британской буржуазии, которая в то время испытывала все возроставшую потребность в расширении рынков сбыта, в дальнейшей колониальной экспансии.

Русское население Северо-Восточного Кавказа

Историки до сих пор точно не установили первоначальное место расселения русских на Северо-Восточном Кавказе. Между тем известно, что "формирование гребенского казачества происходило в пи-роком ореалв, от урочища Голого гребня до междуречья Терека и Сун-жи". Считается также доказанным, что первые переселенцы были из числа беглых из России. Причем переселению их в эти места не противились ни кумыки, ни кабардинцы, ни другие горцы. Более того, прибывающей вольнице были предложены под поселение земли "по правому берегу Сунжи-в месте впадения в нее Аргуна", переселенцы же выбрали для себя места "по предгорьям или, как говорилось тогда, по гребням, построив между ними городки: Червленый, Шадрин, Кордюковский, два Глодсковских" и по месту своего поселения стали называться гребенскими. Со временем число переселенцев умножилось. Постепенно сюда же стали переселяться северокавказские горцы, а также представители закавказских народов.

"В результате многочисленных переселений население территории от Моздока до Кизляра отличалось исключительно пестрым многонациональным составом". На этой территории на протяжение многих десятков лет совместно проживали казаки, армяне, грузины, чеченцы, кумыки, кабардинцы, ногайцы, представители горских народов Дагестана и Северного Кавказа. Здесь же на базе совместной трудовой деятельности, складывались и укреплялись добрососедские отношения между трудящимися слоями русского населения и горцев Кавказа. "В результате этого общения,- писал А.В.Фадеев,- вопреки проводимой царизмом политики разжигания национальной розни, постепенно развивалось экономическое и культурное сближение народов Кавказа и России, которое привело впоследствии к более тесному сотрудничеству между ними во всех областях общественной жизни и культуры".

Вховдение Северо-Восточного Кавказа в состав России

Всесторонний анализ изучаемого источника показывает, что Гамба связывает установление политических и иных связей между народами Северо-Восточного Кавказа и Россией с известным походом Петра I к западному побережью Каспийского моря. Однако, имеющиеся многочисленные источники, как и специальные исследования дореволюционных и советских историков, убедительно доказывают, что в действительности связи народов Северо-Восточного Кавказа с руссами возникли более чем за тысячу лет до похода Петра Великого. Одним из самых ранних, если не самым ранним, из дошедших до нас известий о пребывании руссов на территории современного Дагестана является сообщение Беланы о появлении руссов в 643 г. н.э. в районе к северу от Дербента. В дальнейшем,

в УШ-ІХ и особенно в Х-ХП веках, как свидетельствуют различные источники, устанавливаются более тесные торгово-экономические связи руссов с народами Кавказа и Ближнего Востока. Опираясь на сообщение арабских и персидских источников,Б.А.Рыбаков отмечал, что "По берегам Каспия руссы бывали в Дербенте, у устья Куры (Русский остров), в "Нефтяной стране" около Баку... Каспийским путем руссы проникали в крупнейший город Закавказья Бердаа... Каспийское направление было очень оживленным в IX-X вв."

Однако народы Северного Кавказа, в том числе и Дагестана, как можно судить по дошедшим до нас источникам, поддерживали с руссами не только торгово-экономические взаимоотношения. В период политических осложнений горцы были вынуждены обращаться за помощью к своим соседям и к руссам, и не раз получали ее. В хронике %хаммеда Рафи "Тарихи Дагестан" отмечается:"Когда обитатели Дагестана узнали об этом (имеется в виду нашествие арабов - Т.Г.), то все их неверные собрались вместе, сопровождаемые войсками русов, которые всегда делили с ними поровну добро и зло. Они, с целью отразить мусульман и причинить им бедствие и вред, появились около города, называемого Чуръ" . Сведения о многочисленных походах руссов в описываемое время на Кавказ содержат и многие другие источники.

В литературе неоднократно отмечались оживленные торговые связи Тмутараканского княжества с народами Северного Кавказа и Закавказья. "Белая Вежа на Дону и Тмутаракань...,- пишет М.И. Артамонов,- обеспечивали связи Руси с Кавказом" . Но связи народов Северного Кавказа с Тмутараканским княжеством не ограничивались лишь в сфере политики и торговли - они оставили следы и в культуре этих народов. Интересно подчеркнуть, что итальянский путешественник Плано Карпини.

Похожие диссертации на Сочинение Гамба "Путешествие в Южную Россию..." как исторический источник по истории народов Северо-Восточного Кавказа