Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития (1930-2008 гг.) Акаева Написат Байсолтановна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акаева Написат Байсолтановна. Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития (1930-2008 гг.): автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Акаева Написат Байсолтановна;[Место защиты: ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л.Хетагурова»].- Владикавказ, 2012.- 26 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Кардинальные перемены в экономике, общественно-политической и культурной жизни страны, развёрнутые в конце ХХ века нацелены на строительство демократического, правового и социального государства в Российской Федерации. Рост активности различных категорий граждан в общественно-политической и духовной жизни напрямую связаны с повышением образовательного и культурного уровня населения страны.

Решение задачи дальнейшего формирования и удовлетворения духовно - эстетических запросов и потребностей граждан - проблема комплексная, требующая целенаправленных усилий всех ветвей власти, учреждений культуры и искусства страны. Особая роль в этом контексте принадлежит театру.

Становление и развитие театра являются одной из важнейших направлений изучения проблем культуры и искусства в исторической науке. Важность анализа и обобщения опыта её деятельности на различных этапах поступательного развития обуславливается целым рядом факторов. Во – первых, театр является искусством синтетическим. Объединяя в себе элементы живописи и музыки, литературы и классических искусств, театр представляет собой мощное средство формирования личности. Во - вторых, потеря многих нравственных ценностей и моральных ориентиров, происшедших в эпоху либеральных рыночных реформ, в значительной степени восполнены театральным искусством. Театр всегда чутко реагировал и реагирует на коренные перемены в стране, являясь своеобразным камертоном и отражая целые пласты жизни, выявляет особенности нашей эпохи. Изучая непосредственно историю какого - либо театра, мы, таким образом, обращаемся к истории данного народа России, его работы в различных сферах жизнедеятельности и этапах поступательного развития страны.

Республика Дагестан является единственным регионом Российской Федерации, в котором успешно функционируют одиннадцать государственных театров и среди них Кумыкский музыкально - драматический театр им. А.-П. Салаватова. Проблематика образования и деятельности национальных театров, в том числе Кумыкского, нуждается в дальнейшем углубленном изучении. История Кумыкского театра началась задолго до его официального открытия, то есть со времени возникновения народных культурных традиций выражаемых театральными формами. В Советское время издан ряд обобщающих работ, посвящённых проблемам культурного строительства в многонациональном регионе. В них представлен и определённый материал о деятельности национальных театров республики, в том числе Кумыкского театра в разные периоды послеоктябрьской истории. Одновременно в периодических изданиях республики опубликовано и продолжает публиковаться немало информационных заметок, рецензий на спектакли, портретных зарисовок ярких представителей театральной общественности, статей - выступлений критиков и театроведов, актёров и драматургов. Однако обобщающих исследований, посвящённых изучению кумыкского театрального искусства, к сожалению, крайне мало. Перед нами стоит задача создания комплексного исследования истории возникновения и развития театра у одного из крупных народов многонационального Дагестана - кумыков.

Степень изученности проблемы. Одной из важных и активно разрабатываемых проблем отечественной историографии является обобщение опыта культурных преобразований в стране за послеоктябрьский период. Опубликовано значительное количество монографий, научных статей, посвящённых как общим проблемам культуры, так и отдельным аспектам, вопросам культурного строительства. Среди трудов, посвящённых общим проблемам культуры и культурного строительства в стране, выделяются исследования М.П.Кима, Г.Г.Карпова, В.Т.Ермакова, П.И.Кабанова, В.В.Горбунова и др.1.

В работах указанных историков проанализирован и обобщён ценный фактический материал о развитии культуры и культурном строительстве, в том числе и о деятельности профессиональных театров в стране за послеоктябрьский период. Ценность этих исследований принижается тем, что авторы в условиях идеологического диктата, вынуждены были акцентировать своё внимание на анализе позитивного материала, умалчивать или говорить о трудностях и нерешённых проблемах культурного строительства вскользь.

Есть немало интересных аналитических работ, освещающих историю театрального дела, позволяющих вникнуть в суть театральной жизни в период становления и развития новых общественных отношений в стране2.

Наибольший вклад в разработку общих проблем культурного развития народов Дагестана внесли труды А.А.Абилова и Г.Ш. Каймаразова.

Весомый вклад в изучение истории культурного строительства в республике вносит книга Г.Ш.Каймаразова «Очерки истории культуры народов Дагестана». В монографии освещена история культуры народов Дагестана как дореволюционного, так и послеоктябрьского периода. Автор показывает положительное воздействие передовой демократической русской культуры на развитие культуры народов Дагестана, указывает на переломное влияние Октябрьской революции в пробуждении духовной жизни горцев, прослеживает становление и расцвет новой культуры народов республики, показывает особенности культурных преобразований. Хотя работа написана в плане освещения традиционных, устоявшихся в историографии проблем культурного строительства, она выгодно отличается от многих аналогичных исследований богатством источниковой базы, глубиной теоретических обобщений. В монографии приводится много интересных фактов развития театров в республике, об их деятельности по удовлетворению художественно-эстетических запросов тружеников города и села.

Указанные выше исследования оказали и продолжают оказывать благотворное влияние на постановку и разработке проблем истории культуры народов Дагестана.

Дагестанская историография располагает и рядом других содержательных трудов, посвящённых отдельным проблемам и аспектам истории развития культуры дагестанских народов в ХХ веке, в том числе и театральной жизни республики. Одним из первых обратился к теме становления и развития театрального дела в Дагестане С.Д.Говоров. Он издал серию небольших по объёму, но интересных по содержанию работ по истории сценического искусства республики. Они посвящены истории Кумыкского, Аварского, Лакского и Лезгинского театров, содержат краткую информацию об основных вехах их создания и деятельности, а также о творческой жизни народной артистки СССР Б.С.Мурадовой.

Развитие театрального искусства в многонациональном регионе была проанализирована в работе А.И.Эфендиева1.

В квалификационном исследовании А.И.Эфендиева «Руководство партийной организацией Дагестана развитием театрального дела (1920-1970 гг.)» с привлечением широкого спектра разного характера источников показана деятельность Дагестанского обкома партии по развитию театрального дела в республике за значительный хронологический отрезок времени. Отмечается роль республиканской партийной организации в подготовке национальных актёрских кадров, формировании репертуара и развёртывании работы русского и национальных театров по удовлетворению художественно-эстетических запросов населения многонационального региона.

Труды С.Д.Говорова и А.И.Эфендиева явились началом дагестанского театроведения. Однако, написанные более полувека назад, они несут на себе отпечаток своего времени. В них приукрашивается значение партийной опеки и заботы о театрах республики.

В последующие годы внимание исследователей к проблемам развития театрального дела в республике возрастает. Книги М.И. Зульфукаровой и Б.Н.Магомедгаджиевой позволили читателям ознакомиться с проблемами дагестанской драматургии и анализа репертуарных пристрастий национальных театров2. При этом следует отметить, что анализ искусствоведческого материала в них превалирует над историческим.

Важное значение в исследовании истории театрального искусства в республике имеют работы Г.А.Султановой3. В них отразились шаги сценических постановок на дагестанской земле, успехи и неудачи национальных театров, творческие портреты актёров, режиссёров, художников, размышления о судьбах национальных театров республики.

Особый интерес в изучении истории театрального дела в республике имеют «Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: очерки истории» (Махачкала, 1984) и «Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941» (М., 1987). В этих обобщающих исследованиях разделы, посвящённые театральному искусству и написанные Г.А.Султановой. В них прослежена история создания и развёртывания деятельности профессиональных театров в Дагестане, формирования в них актёрских коллективов, успехи и трудности в развёртывании работы по художественному обслуживанию населения в многонациональном регионе. Автор пристальное внимание уделяет и первенцу национального профессионального театрального искусства - Кумыкскому театру.

Ценную информацию исследователи получают из публикаций непосредственного участника становления и развития дагестанской сцены, народного артиста РСФСР Г.А.Рустамова. Рассказывая о своей творческой жизни, Г.А.Рустамов в принципе изложил историю дагестанского театра вообще и Кумыкского театра в частности. Более того, затронул многие проблемы драматического искусства в Дагестане. В них содержится большой фактический материал, посвящённый описанию этапных спектаклей Кумыкского театра, дружеским характеристикам коллег по актёрскому цеху.

Важный материал по истории Кумыкского театра имеется в работах С.-М.Х.Акбиева и А.-К.Ю.Абдуллатипова.

В работе А.-К.Ю.Абдуллатипова «Темирболат Бийболатов» анализируется богатейшее творческое наследие одного из основоположников кумыкской советской литературы, выдающегося дагестанского просветителя, театрального деятеля, поэта, драматурга, публициста и самодеятельного композитора, рассказывается о его жизненном и творческом пути.

Отдельные сведения о театральной жизни народов Дагестана разных периодов послеоктябрьской истории содержат работы И.А.Губахановой, А.-Г.С. Гаджиева, Д.М.Магомедова.

Большое значение при анализе истоков Кумыкского театра имеют труды профессора С.Ш.Гаджиевой. В них имеется уникальный материал об игровых и обрядовых формах народного творчества, заключающие в себе элементы театральности.

С анализируемой нами научно-исследовательской проблемой перекликается квалификационная работа М.Г.Абдуллаевой. В ней автор даёт целостную научную картину создания и развития Аварского музыкально-драматического театра им. Г.Цадасы. Опираясь на документальный фактический материал, свидетельства непосредственных участников и очевидцев событий, диссертант приходит к обоснованному выводу, что театр стал важным составляющим духовной жизни аварцев.

Особый интерес для исследователя данной научно-исследовательской темы имеют обобщающие труды, анализирующие социально-экономические и социально-культурные процессы в многонациональной республике.

В целом обзор литературы показывает, что важные аспекты и направления деятельности Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова привлекали внимание исследователей. Однако степень изученности и охват вопросов, глубина анализа и уровень теоретического обобщения по интересующей нас научно-исследовательской теме являются недостаточными. История театрального искусства кумыков как историко-культурное явление нуждается в дальнейшем глубоком научном изучении. Назревшей является задача дальнейшего изучения и воссоздания истории Кумыкского профессионального театра во всём многообразии палитр деятельности.

Объектом исследования является процесс становления и развития театрального искусства кумыков в 1930 году - начале XXI века.

Предметом исследования являются история и проблемы развития театрального искусства кумыков в 30-е годы XX века - начале XXI века.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1930 года до начала XXI века. Корни народного сценического искусства уходят в далёкое прошлое. В силу этого данная работа начинается с исследования элементов театрализованного действия в местном народном фольклоре, в обычаях и обрядах кумыков и других народов Дагестана. Методологически было необходимо вкратце рассказать о первых драматических кружках, созданных прогрессивно-настроенной кумыкской интеллигенцией Дагестана накануне Октябрьской революции и возникновении театрального искусства после 1917 года. 1930 год - это дата образования Кумыкского национального профессионального театра - первенца в Дагестане. Верхней хронологической рамкой выбрано начало XXI века. Такой большой хронологический отрезок времени позволяет в динамике проследить закономерности и особенности создания и развития, изучить деятельность Кумыкского профессионального театра во всём многообразии.

Цели и задачи исследования заключаются в том, чтобы всесторонне рассмотреть в историческом и художественном плане наиболее значимые проблемы развития Кумыкского национального профессионального театра с 30-х годов ХХ и до начала XXI вв. Исходя из этой общей цели, мы попытались решить следующие конкретные задачи исследования:

выявление роли народных культурных традиций и форм театральных представлений в возникновении и развитии профессионального театрального искусства кумыков;

показ образования и развёртывания деятельности Кумыкского национального театра в 30-е - первой половине 40-х годов ХХ в.;

освещение творческого пути театра во второй половине 40-х-первой половине 80-х годов ХХ в.;

анализ места и роли Кумыкского театра во второй половине 80-х годов ХХ в. - начале ХХI в.;

определение наиболее актуальных проблем существования и перспектив развития профессионального театра кумыков.

Методологической основой диссертации является историзм и научная объективность, рассматривающие исторические события и явления в динамике и взаимообусловленности на основе определённых объективных закономерностей. В диссертации выдержаны такие принципы как причинно-следственная связь, сравнительный анализ и комплексный подход.

В своей работе автор добивался решения указанных выше проблем, используя материалы архивных фондов, периодических изданий, опираясь на опубликованные источники и литературу, затрагивающую тему квалификационной работы.

Источниковая база исследования. В работе использован широкий спектр разного характера архивных документов, материалов периодических изданий, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот.

Основными источниками при разработке данной темы явились материалы и документы Центрального государственного архива Республики Дагестан, Научного архива и Рукописного фонда Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН, а также текущего архива Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова Республики Дагестан.

При написании диссертации использованы материалы фонда 1-п ЦГА РД (Дагестанский обком КПСС). Наибольший интерес вызывают материалы областных партийных конференций, пленумов и бюро обкома партии, совещаний партийно-советского актива, отчёты, докладные записки и аналитические справки о тех или иных аспектах экономического развития, социально-культурной жизни, представленные в обком партии различными министерствами и ведомствами, общественными объединениями и др.

В фонде р-37 (Центральный исполнительный комитет ДАССР) особый интерес вызывают материалы Вседагестанских съездов Советов. В них представлены обобщённые итоговые данные о социально-экономическом и социально-культурном развитии республики за тот или иной временной отрезок.

Большую значимость для анализа тех или иных аспектов данной научно-исследовательской проблемы представляют материалы фонда р-168 (Правительство РД). Они позволяют проследить изменения в экономическом и социальном развитии республики в анализируемый период.

Ценную информацию по теме нашего исследования содержат фонды р-716 (Управление по делам искусств при СНК ДАССР) и р-1252 (Министерство культуры РД). В них отложились всевозможные справки, отчёты, переписка о работе учреждений культуры. Они отражают успехи, нерешённые проблемы в развитии искусства в республике, в том числе и Кумыкского театра.

Особый интерес для исследователя данной проблемы представляют материалы фонда р-1317 (Кумыкский государственный музыкально-драматический театр им. А.-П.Салаватова). Здесь представлены планы и отчёты о деятельности коллектива театра, протоколы художественного совета, статистические данные о количестве спектаклей и обслуженных зрителей на стационаре и выезде и другие, которые позволяют в динамике проследить деятельность театра.

В диссертации нашли отражение материалы и ряда других фондов министерств и ведомств.

В квалификационной работе широко использованы материалы научного архива и Рукописного фонда Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН, в которых содержатся важные сведения об истоках театрального дела в Дагестане, о формировании сценического искусства, выявленные сотрудниками ИЯЛИ ДНЦ РАН. Нами проанализированы и использованы материалы следующих фондов: Фонд 9. Оп. 1 – Фольклор народов Дагестана; Фонд 3. Оп. 5. – Плановые работы по литературе и фольклору А.М.Аджиева (Календарно – обрядовая поэзия).

Исключительную ценность для анализа социально-культурных изменений в многонациональном регионе представляют материалы сборника документов «Культурное строительство в Дагестанской АССР» в 2-х томах1.

В сборнике приведены постановления и решения партийных, советских органов, доклады, отчёты, справки, газетные статьи и другие материалы, в которых отражается деятельность партийных, советских и общественных организаций по развитию культуры, повышению культурного уровня тружеников города и села. Однако приходится с сожалением отметить, что материалы сборника недостаточно отражают трудности и нерешённые проблемы культурного строительства в республике. Это явилось и следствием ориентации составителей в условиях жёсткого партийного диктата на включение в сборник преимущественно позитивного материала.

В диссертационной работе значительное место занимает материал, почерпнутый из Всесоюзных и республиканских газет и журналов: «Театральная жизнь» (Москва), «Дагестанская правда», «Советский Дагестан», «Ленинский путь» («Ленин ёлу» на кум. яз.), «Махачкалинские известия», и др.

В изучении и сборе материала автору помогли посещение спектаклей, беседы, встречи с деятелями искусств, театроведами, режиссёрами, актёрами и т.д. Для нашего исследования особое значение имели встречи с действующими актёрами Кумыкского театра: народной артисткой РФ И.А.Курумовой, заслуженной артисткой РД Г.Г.Акмурзаевой, заслуженной артисткой РФ З.И.Атагишиевой, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором И.А.Казиевым, заслуженным артистом РФ Б.К.Осаевым, заслуженным деятелем искусств РФ С.Д.Тулпаровым и др.

Привлечённые для исследования источники и материалы позволяют полно и объективно осветить историю создания и деятельность Кумыкского театра в указанных хронологических рамках.

Научная новизна работы состоит в том, что в данной постановке научно-исследовательская тема в дагестанской исторической науке рассматривается впервые. В имеющихся публикациях, затрагивающих тему кандидатской диссертации, не нашли отражение многие аспекты становления и развития первого национального профессионального театра республики. Работа является первым в дагестанской историографии исследованием, в котором на основе анализа и обобщения широкого круга, ранее опубликованных и впервые вводимых нами в научный оборот источников сделана попытка проследить этапы становления и развития Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова, его сценическо - постановочной работы по удовлетворению художественно-эстетических запросов широких слоёв населения.

Практическая значимость квалификационной работы заключается в том, что обобщённый и проанализированный в ней материал может быть использован властными структурами и общественными формированиями в деле повышения эффективности в работе творческих коллективов республики. Основные научные выводы, обобщения диссертации могут быть использованы преподавателями исторических факультетов вузов при подготовке общих и специальных курсов, при проведении семинарских занятий по истории и культуре Дагестана, при подготовке обобщающих трудов по истории культуры Дагестана и Северного Кавказа, написании курсовых и дипломных работ студентами исторических факультетов.

Положения, выносимые на защиту:

1) национальные традиции и формы театральных представлений кумыков, отражая богатство духовной жизни народа и его идеалы, в XIX веке получили дальнейшее развитие, бережно сохраняя обычаи и традиции, где широко были представлены элементы театрального искусства;

2) благодаря активной деятельности прогрессивно-настроенной творческой интеллигенции, приобретению художественно-эстетического опыта более развитых культур, опираясь на достижения мирового и российского театра в первой трети ХХ века, отчётливо проявилась тенденция к профессиональному росту национальной сцены и национальных кадров, результатом чего стало создание профессионального национального Кумыкского театра;

3) Кумыкский театр, несмотря на серьёзные трудности и нерешённые проблемы в первое десятилетие своей деятельности играл всевозрастающую роль в приобщении широких масс населения к новым духовным ценностям;

4) в период Великой Отечественной войны театр вносил неоценимый вклад в патриотическое воспитание тружеников тыла, мобилизацию их усилий на скорейший разгром врага;

5) в послевоенный период, особенно в 60-х начале 80-х гг., благодаря появлению собственной национальной режиссуры, пополнению коллектива новыми квалифицированными актёрскими кадрами, расширению спектра используемых художниками, драматургами вспомогательных средств выразительности, эти десятилетия становятся наиболее ярким этапом творческого роста коллектива;

6) несмотря на ослабление внимания властных структур к развитию социально-культурной сферы, во второй половине 80-х годов в 90-е годы ХХ в. Кумыкский государственный музыкально-драматический театр им. А.-П.Салаватова оставался на ведущих позициях среди национальных театров республики;

7) начало XXI века в истории Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова ознаменовалось новой вехой, творческий коллектив продолжил свою благородную миссию в стенах нового здания, оборудованного новейшими технологиями, что даёт возможность на современном этапе более активно развивать музыкально-театральное искусство.

Указанные положения соответствуют следующим пунктам Паспорта специальностей ВАК РФ: п.7. История развития различных социальных групп России, их политической жизни и хозяйственной деятельности; п.12. История развития культуры, науки и образования России, её регионов и народов.

Апробация результатов исследования. О результатах своего научного исследования диссертант докладывала на заседаниях кафедры Культурологии и Отечественной истории Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения и выводы диссертации изложены в 7 публикациях автора общим объёмом 2,0 печатных листа

Структура диссертации: работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, списка сокращений и строится по проблемно-хронологическому принципу.

Похожие диссертации на Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития (1930-2008 гг.)