Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития : 1930 - 2008 гг. Акаева, Написат Байсолтанова

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Акаева, Написат Байсолтанова. Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития : 1930 - 2008 гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Акаева Написат Байсолтанова; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии Дагест. науч. центра РАН].- Махачкала, 2012.- 158 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/587

Введение к работе

Актуальность исследования. Кардинальные перемены в экономике, общественно - политической и культурной жизни страны, развёрнутые в конце XX в. нацелены на строительство демократического правового государства в Российской Федерации. Рост активности различных категорий граждан в общественно - политической и духовной жизни напрямую связаны с повышением образовательного и культурного уровня населения страны.

Решение задачи дальнейшего формирования и удовлетворения духовно - эстетических запросов и потребностей граждан - проблема комплексная, требующая целенаправленных усилий всех ветвей власти, учреждений культуры и искусства страны. Особая роль в этом контексте принадлежит театру.

Становление и развитие театра являются одной из важнейших направлений изучения проблем культуры и искусства в исторической науке. Важность анализа и обобщения опыта её деятельности на различных этапах поступательного развития обуславливается целым рядом факторов. Во - первых, театр является искусством синтетическим. Объединяя в себе элементы живописи и музыки, литературы и классических искусств, театр представляет собой мощное средство формирования личности. Во - вторых, потеря многих нравственных ценностей и моральных ориентиров, происшедшие в эпоху либеральных рыночных реформ, в значительной степени восполнены театральным искусством. Театр всегда чутко реагировал и реагирует на коренные перемены в стране, являясь своеобразным камертоном и отражая целые пласты жизни, выявляет особенности нашей эпохи. Изучая непосредственно историю какого - либо театра, мы, таким образом, обращаемся к истории данного народа России, его работы в различных сферах жизнедеятельности и этапах поступательного развития страны.

Республика Дагестан является единственным регионом Российской
Федерации, в котором успешно функционируют одиннадцать
государственных театров и среди них Кумыкский музыкально -
драматический театр им. А.-П. Салаватова. Образование и деятельность
национальных театров, в том числе и Кумыкского театра, привлекало
внимание учёных, нашло определённое отражение в трудах дагестанских
обществоведов. Однако история и творческая деятельность национальных
театров Дагестана нуждается в дальнейшем углубленном изучении. В
этом ряду особого внимания заслуживает Кумыкский театр. История его
началась давно, со времени возникновения народных культурных
традиций и театральных форм. Издан ряд обобщающих работ,
посвященных проблемам культурного строительства в

многонациональном регионе. В них представлен и определённый

материал о деятельности национальных театров республики, в том числе и Кумыкского театра в разные периоды послеоктябрьской истории. Одновременно в периодических изданиях республики опубликовано и продолжает публиковаться немало информационных заметок, рецензий на спектакли, портретных зарисовок ярких представителей театральной общественности, статей — выступлений критиков и театроведов, актёров и драматургов. Однако обобщающих исследований, посвященных изучению кумыкского театрального искусства, к сожалению, крайне мало. Перед нами стоит задача создания комплексного исследования истории возникновения и развития театра у одной из крупных народностей многонационального региона страны - кумыков.

Степень научной разработанности проблемы. Одной из важных и активно разрабатываемых проблем отечественной историографии является обобщение опыта культурных преобразований в стране за послеоктябрьский период. Опубликовано значительное количество монографий, научных статей, посвященных как общим проблемам культуры, так и отдельным аспектам, вопросам культурного строительства. Среди трудов, посвященных общим проблемам культуры и культурного строительства в стране, выделяются исследования М.П.Кима, Г.Г.Карпова, В.Т.Ермакова, П.И.Кабанова, В.В.Горбунова и дрЛ

В работах указанных историков проанализирован и обобщён ценный фактический материал о развитии культуры и культурном строительстве, в том числе и о деятельности профессиональных театров в стране за послеоктябрьский период. Ценность этих исследований принижается тем, что авторы в условиях идеологического диктата, вынуждены были акцентировать своё внимание на анализе позитивного материала, умалчивать или говорить о трудностях и нерешённых проблемах культурного строительства вскользь.

Есть немало интересных аналитических работ, освящающих историю театрального дела, позволяющих вникнуть в суть театральной жизни в период становления и развития новых общественных отношений в стране2.

1 Ким МП. Коммунистическая партия - организатор культурной революции в СССР. М.,
1955; Его же. 40 лет советской культуры. М., 1957; Его же. Проблемы теории и истории
реального социализма. М, 1983; Культурная революция в СССР. 1917-1967 гг. М., 1967;
Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры
1917-1927. М., 1985; Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. М.,
1988; Карпов Г.Г. О советской культуре и культурной революции в СССР. М., 1954; Его
же. Ленин о культурной революции в СССР. М., 1971; Кабанов П.И. История культурной
революции в СССР. М, 1971; Горбунов В.В. Ленин и социалистическая культура. М.,
1972; Советская культура: 70 лет развития. Сб. статей. М., 1987 и др.

2 Царев М.И. Что такое театр? М., 1960; Дейч А.И. Мы любим театр. М., I960;
Зосимовский В.А. Основные этапы развития театра и кино. Л., 1967; Комиссаржевский
В.Г. День театра. М, 1971; Брудный Д.Л. Беседы о театре. Л., 1983; Новицкая Л.П. Уроки
вдохновения: система К.С.Станиславского в действии. М, 1984 и др.

Наибольший вклад в разработку общих проблем культурного развития народов Дагестана внесли труды А.А.Абилова и Г.Ш.Каймаразова1.

Весомый вклад в изучение истории культурного строительства в республике вносит книга Г.Ш.Каймаразова «Очерки истории культуры народов Дагестана». В монографии освещена история культуры народов Дагестана как дореволюционного, так и послеоктябрьского периода. Автор показывает положительное воздействие передовой демократической русской культуры на развитие культуры народов Дагестана, указывает на переломное влияние Октябрьской революции в пробуждении духовной жизни горцев, прослеживает становление и расцвет новой культуры народов республики, показывает особенности культурных преобразований. Хотя работа написана в плане освещения традиционных, устоявшихся в историографии проблем культурного строительства, она выгодно отличается от многих аналогичных исследований богатством источниковой базы, глубиной теоретических обобщений2. В монографии приводится много интересных фактов о развитии театров в республике, об их деятельности по удовлетворению художественно-эстетических запросов тружеников города и села.

Указанные выше исследования оказали и продолжают оказывать благотворное влияние на постановку и разработку проблем истории культуры народов Дагестана.

Дагестанская историография располагает и рядом других содержательных трудов, посвященных отдельным проблемам и аспектам истории развития культуры дагестанских народов в XX веке, в том числе и театральной жизни республики. Одним из первых обратился к теме становления и развития театрального дела в Дагестане С.Д.Говоров. Он издал серию небольших, но интересных работ по истории сценического

1 Абилов А.А. Борьба Коммунистической партии за осуществление культурной
революции в Дагестане. Махачкала, 1957; Его же. Очерки советской культуры народов
Дагестана. Махачкала, 1959; Каймаразов Г.Ш. Великая Октябрьская социалистическая
революция и культурное строительство в Дагестане. Махачкала, 1959; Его же.
Культурное строительство в Дагестане (1920-1940 гг.). Махачкала, 1960; Каймаразов
Г.Ш., Керимов И.К., Койстинен Г.С., Мелешко А.Г. Дагестан в годы Великой
Отечественной войны 1941-1945 гг. Махачкала, 1963; Каймаразов Ґ.Ш. Очерки истории
культуры народов Дагестана. М., 1971; Его же. Формирование социалистической
интеллигенции на Северном Кавказе (по материалам Дагестанской, Кабардино-
Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР). М., 1988; Его же.
Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1989; Его же. Россия и прогресс
культуры народов Дагестана (конец XIX - 30-е годы XX в.). Махачкала, 2008.

2 Мирзабсков. М.Я. Культура дагестанского села. XX век: история, проблемы. Махачкала,
1998. С. 15.

искусства республики1. Они посвящены истории Кумыкского, Аварского, Лакского и Лезгинского театров, содержат краткую информацию об основных вехах их создания и деятельности, а также о творческой жизни народной артистки СССР Б.С. Мурадовой.

Развитие театрального искусства в многонациональном регионе была проанализирована в работе А.И.Эфендиева2.

В квалификационном исследовании А.И. Эфендиева «Руководство партийной организацией Дагестана развитием театрального дела (1920-1970 гг.)» с привлечением широкого спектра разного характера источников показана деятельность Дагестанского обкома партии по развитию театрального дела в республике за значительный хронологический отрезок времени. Отмечается роль республиканской партийной организации в подготовке национальных актёрских кадров, формировании репертуара и развёртывании работы русского и национальных театров по удовлетворению художественно-эстетических запросов населения многонационального региона.

Труды С.Д. Говорова и А.И. Эфендиева явились началом дагестанского театроведения. Однако, написанные полувека назад, они несут на себе отпечаток скоропалительности. В них приукрашивается значение партийной опеки и заботы о театрах республики.

В последующие годы внимание исследователей к проблемам развития театрального дела в республике возрастает. Книги М.И.Зульфукаровой и Б.Н. Магомедгаджиевой позволили читателям ознакомиться с проблемами дагестанской драматургии и анализа репертуарных пристрастий национальных театров3. При этом следует отметить, что анализ искусствоведческого материала в них превалирует над историческим.

Важное значение в исследовании истории театрального искусства в республике имеют работы Г.А.Султановой\ В них отразились шаги сценических постановок на дагестанской земле, успехи и неудачи национальных театров, творческие портреты актёров, режиссёров,

' Говоров С.Д. Кумыкский театр. Махачкала, 1955; Его же. Лакский театр. Махачкала, 1957; Его же. Народная артистка. Махачкала, 1960; Его же. Аварский театр. Махачкала, 1960; Его же. Лезгинский театр. Махачкала, 1960.

2 Эфендиев А.И. Партийная забота о театре. Махачкала, 1969; Его же. Руководство
партийной организацией Дагестана развитием театрального дела (1920-1970 гг.).
Диссертация канд. ист. наук. Махачкала, 1970.

3 Зульфукарова М.И. Дагестанская советская драматургия. Махачкала, 1965; Её же.
Жизнь в искусстве. Махачкала, 1973; Её же. Традиции, влияние, новаторство. Махачкала,
1986; Магомедгаджиева Б.Н. Русская классика на дагестанской сцене. Махачкала, 1981.

4 Султанова Г.А. Театр-первенец. Махачкала, 1973; Её же. Революции посвящается.
Махачкала, 1981; Ее же. В поисках современности. Махачкала, 1986; Её же.
Многонациональный театр Дагестана. Махачкала, 1993. Ч. 1. Её же. Гамид Рустамов.
Дагестан: время и судьбы. Махачкала, 1994.

художников, размышления о судьбах национальных театров республики.

Особый интерес в изучении истории театрального дела в республике имеют «Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945: очерки истории» (Махачкала, 1984) и «Очерки истории советского искусства Дагестана 1917-1941» (М., 1987). В этих обобщающих исследованиях разделы, посвященные театральному искусству написанные Г.А.Султановой. В них прослежена история создания и развертывания деятельности профессиональных театров в Дагестане, формирования в них актёрских коллективов, успехи и трудности в развёртывании работы по художественному обслуживанию населения в многонациональном регионе. Автор пристальное внимание уделяет и первенцу национального профессионального театрального искусства - Кумыкскому театру.

Ценную информацию исследователи получают из публикаций непосредственного участника становления и развития дагестанской сцены, народного артиста РСФСР Г.А.Рустамова1. Рассказывая о своей творческой жизни, Г.А.Рустамов в принципе изложил историю дагестанского театра вообще и Кумыкского театра в частности. Более того, затронул многие проблемы драматического искусства в Дагестане. В них содержится большой фактический материал, посвященный описанию этапных спектаклей Кумыкского театра, дружеским характеристикам коллег по актёрскому цеху.

Важный материал по истории Кумыкского театра имеется в работах С.-М.Х.Акбиева и А.-К.Ю.Абдуллатипова2.

В работе А.-К.Ю.Абдуллатипова «Темирболат Бийболатов» анализируется богатейшее творческое наследие одного из основоположников кумыкской советской литературы, выдающегося дагестанского просветителя, театрального деятеля, поэта, драматурга, публициста и самодеятельного композитора, рассказывается о его жизненном и творческом пути.

Отдельные сведения о театральной жизни народов Дагестана разных периодов послеоктябрьской истории содержат работы И.Губахановой, А.-Г.С. Гаджиева, Д.М.Магомедова3.

1 Рустамов Г.А. Театральные россыпи. М., I960; Его же. Книга о моём театре. М., 1983.

2 Акбиев С.-М.Х. У истоков Кумыкского театра // Народные традиции в современном
профессиональном искусстве Дагестана. Махачкала, 1984; Его же. Театр, рождённый
дружбой. Махачкала, 1989; Его же. Подвижники духа. Махачкала, 2000; Его же. Так
сколько же лет Кумыкскому театру? // Дагестанская правда. 2000, 20 апреля;
Абдуллатипов А.-К.Ю. Темирболат Бийболатов. Дагестан: время и судьбы. Махачкала,
1995.

3 Губаханова И. Расцвет культуры народов Дагестана. Махачкала, I960; Гаджиев А.-Г.С.
Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры.
Махачкала, 1966; Магомедов Д.М. Некоторые вопросы формирования и развития
профессионального искусства Дагестана. Махачкала, 1971.

Важное значение при анализе истоков Кумыкского театра имеют труды профессора С.Ш.Гаджиевой1. В них имеется уникальный материал об игровых и обрядовых формах народного творчества, заключающие в себе элементы театральности.

С анализируемой нами научно-исследовательской проблемой перекликается квалификационная работа М.Г.Абдуллаевой2. В ней автор даёт целостную научную картину создания и развития Аварского музыкально-драматического театра им. Г.Цадасы. Опираясь на документальный фактический материал, свидетельства непосредственных участников и очевидцев событий, диссертант приходит к обоснованному выводу, что театр стал важным составляющим духовной жизни аварцев.

Особый интерес для исследователя данной научно-исследовательской темы имеют обобщающие труды, анализирующие социально-экономические и социально-культурные процессы в многонациональной республике3.

В целом анализ литературы показывает, что важные аспекты и направления деятельности Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова привлекали внимание исследователей. Однако степень изученности и охват вопросов, глубина анализа и уровень теоретического обобщения по интересующей нас научно-исследовательской теме являются недостаточными. История

' Гаджиева С.Ш. Кумыки. М, 1961; Гаджиева С.Ш., Трофимова А.Г., Шихсаидов АР. Старинный земледельческий календарь народов Дагестана. М., 1979; Гаджиева С.Ш.Традиционяый земледельческий календарь и календарные обряды кумыков. Махачкала, 1989; Её же. Кумыки: Историческое прошлое, культура, быт. Махачкала, 2000. Ч.І; Её же. Куммки: Историческое прошлое, культура, быт. Махачкала, 2005. Ч.Н.

2 Абдуллаева М.Г. История становления и развития дагестанского национального театра
(на материалах Аварского музыкально-драматического театра им. Г.Цадасы). Махачкала,
2007.

3 Ахмедов Д.Н. Периодическая печать Дагестана. Махачкала, 1963; Его же. Дагестан:
вера, надежда, любовь. Махачкала, 2001; Ахмедов Д.Н., Камаяов А. Столетие
дагестанской прессы. Махачкала, 2006.; Алиев А.И. Исторический опыт строительства
социализма в Дагестане. Махачкала, 1969; Вагабов М.В. Ленинская национальная
политика КПСС в многонациональном Дагестане. М., 1982; Гасанов М.Р. Дагестан в
истории Кавказа и России (проблемы, поиски и этюды). Махачкала, 2004г.; Его же.
Дагестан: перекресток цивилизаций. Махачкала, 2007.; Гасанов М.Р., Магомедова Э.М.
История Дагестана XIX в. Махачкала, 2009.; Даниялов А.Д. Строительство социализма в
Дагестане. М., 1975; Даниялов Г.-А.Д. Развитие экономики и культуры Дагестана (1945-
1965 гг.). М„ 1966; История Дагестана в 4-х Т. М., 1968, 1969. Т. 3-4; История народов
Дагестана с древнейших времён до наших дней в 2-х Т. Махачкала, 2005. Т. 2; История
советского крестьянства Дагестана в 2-х Т. Махачкала, 1989. Т. 2; Магомедов Ш.М.
Солтан-Саид Казбеков. Махачкала, 1964; Его же. Солтан-Саид Казбеков. Махачкала,
1972; Очерки истории Дагестана в 2-х Т. Махачкала, 1957. Т.1; Османов А.И. Дагестан в
XX веке: исторический опыт регионального развития. Махачкала, 2006 Ч. I; Его же.
Дагестан в XX веке: исторический опыт регионального развития. В 2-х книгах.
Махачкала, 2007. Ч. II и др.

театрального искусства кумыков как историко-культурное явление нуждается в дальнейшем глубоком научном изучении. Назревшей является задача дальнейшего изучения и воссоздания истории Кумыкского профессионального театра во всём многообразии палитр деятельности.

Цели и задачи исследования заключаются в том, чтобы всесторонне рассмотреть в историческом и художественном плане наиболее значимые проблемы развития Кумыкского национального профессионального театра с 30-х годов XX и до начала XXI вв. Исходя из этой общей цели, мы попытались решить следующие конкретные задачи исследования:

выявление роли народных культурных традиций и форм театральных представлений в возникновении и развитии профессионального театрального искусства кумыков;

показ образования и развёртывания деятельности Кумыкского национального театра в 30-е - первой половине 40-х годов XX в.;

освещение творческого пути театра во второй половине 40-х-первой половине 80-х годов XX в.;

анализ места и роли Кумыкского театра во второй пбловине 80-х годов XX в. - начале XXI в.;

определение наиболее актуальных проблем существования и перспектив развития профессионального театра кумыков.

Хронологические рамки исследования охватывают период с создания Кумыкского театра с 1930 г. до 2008 г. Иными словами, квалификационное исследование анализирует весь путь творческого становления и развития первенца национального театра Республики Дагестан. Корни народного сценического искусства уходят в далёкое прошлое. В силу этого данная работа начинается с исследования элементов театрализованного действия в местном народном фольклоре, в обычаях и обрядах кумыков и других народов Дагестана. Методологически было необходимо кратко рассказать о первых драматических кружках, созданных прогрессивно-настроенной кумыкской интеллигенцией Дагестана накануне Октябрьской революции и возникновении театрального искусства после 1917 г. Такой большой хронологический отрезок времени позволяет в динамике проследить закономерности и особенности создания и развития, изучить деятельность Кумыкского профессионального театра во всём многообразии.

Научная новизна работы состоит в том, что в данной постановке научно-исследовательская тема в дагестанской исторической науке рассматривается впервые. В имеющихся публикациях, затрагивающих тему кандидатской диссертации, не нашли отражение многие аспекты становления и развития первого национального профессионального театра республики. Работа является первым в дагестанской историографии исследованием, в котором на основе анализа и обобщения широкого

круга, ранее опубликованных и впервые вводимых нами в научный оборот источников сделана попытка проследить этапы становления и развития Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова, его сценическо-постановочной работы по удовлетворению художественно-эстетических запросов широких слоев населения.

Практическая значимость квалификационной работы заключается в том, что обобщённый и проанализированный в ней материал может быть использован властными структурами и общественными формированиями в деле повышения эффективности работы творческих коллективов республики. Основные научные выводы, обобщения диссертации могут быть использованы преподавателями исторических факультетов вузов при подготовке общих и специальных курсов, при проведении семинарских занятий по истории и культуре Дагестана, при подготовке обобщающих трудов по истории культуры Дагестана и Северного Кавказа, написании курсовых и дипломных работ студентами исторических факультетов.

Методологической основой диссертации является историзм и научная объективность, рассматривающие исторические события и явления в динамике и взаимообусловленности на основе определённых объективных закономерностей. В диссертации выдержаны такие принципы как причинно-следственная связь, сравнительный анализ и комплексный подход.

В своей работе автор добивался решения указанных выше проблем, используя материалы архивных фондов, периодических изданий, опираясь на опубликованные источники и литературу, затрагивающую тему квалификационной работы.

Источниковая база. В работе использован широкий спектр разного характера архивных документов, материалов периодических изданий, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот.

Основными источниками при разработке данной темы явились материалы и документы Центрального государственного архива Республики Дагестан, Научного архива и Рукописного фонда Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН, а также текущего архива Кумыкского государственного музыкально-драматического театра им. А.-П.Салаватова Республики Дагестан.

При написании диссертации использованы материалы фонда 1-п ЦГА РД (Дагестанский обком КПСС). Наибольший интерес вызывают материалы областных партийных конференций, плеігумов и бюро обкома партии, совещаний партийно-советского актива, отчёты, докладные записки и аналитические справки о тех или иных аспектах экономического развития, социально-культурной жизни, представленные в обком партии различными министерствами и ведомствами,

общественными объединениями и др.

В фонде р-37 (Центральный исполнительный комитет ДАССР) особый интерес вызывают материалы Вседагестанских съездов Советов. В них представлены обобщённые итоговые данные о социально-экономическом и социально-культурном развитии республики за тот или иной временной отрезок.

Большую значимость для анализа тех или иных аспектов данной научно-исследовательской проблемы представляют материалы фонда р-168 (Правительство РД). Они позволяют проследить изменения в экономическом и социальном развитии республики в анализируемый период.

Ценную информацию по теме нашего исследования содержат фонды р-716 (Управление по делам искусств при СНК ДАССР) и р-1252 (Министерство культуры РД). В них отложились всевозможные справки, отчёты, переписка о работе учреждений культуры. Они отражают успехи нерешённые проблемы в развитии искусства в республике, в том числе и Кумыкского театра.

Особый интерес для исследователя данной проблемы представляют материалы фонда р-1317 (Кумыкский государственный музыкально-драматический театр им. А.-П.Салаватова). Здесь представлены планы и отчёты о деятельности коллектива театра, протоколы художественного совета, статистические данные о количестве спектаклей и обслуженных зрителей на стационаре и выезде и другие, которые позволяют в динамике проследить деятельность театра.

В диссертации нашли отражение материалы и ряда других фондов министерств и ведомств.

В квалификационной работе широко использованы материалы научного архива и Рукописного фонда Института языка, литературы и искусства Дагестанского научного центра РАН, в которых содержатся важные сведения об истоках театрального дела в Дагестане, о формировании сценического искусства, выявленные сотрудниками ИЯЛИ ДНЦ РАН. Нами проанализированы и использованы материалы следующих фондов: Фонд 9. Оп. 1 - Фольклор народов Дагестана; Фонд 3. Оп. 5. - Плановые работы по литературе и фольклору А.М.Аджиева (Календарно - обрядовая поэзия).

Исключительную ценность для анализа социально-культурных изменений в многонациональном регионе представляют материалы сборника документов «Культурное строительство в Дагестанской АССР» в 2-х томах1.

Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1918-1941 гг. Сб. документов и материалов. Махачкала, 1980; Культурное строительство в Дагестанской АССР. 1941-1977 гг. Сб. документов. Махачкала, 1988.

В сборнике приведены постановления и решения партийных, советских органов, доклады, отчёты, справки, газетные статьи и другие материалы, в которых отражается деятельность партийных, советских и общественных организаций по развитию культуры, повышению культурного уровня тружеников города и села. Однако приходится с сожалением отметить, что материалы сборника недостаточно отражают трудности и нерешённые проблемы культурного строительства в республике. Это явилось и следствием ориентации составителей в условиях жёсткого партийного диктата на включение в сборник преимущественно позитивного материала.

В работе значительное место занимает материал, почерпнутый из газет и журналов: «Дагестанская правда», «Театральная жизнь», «Ленинский путь», «Махачкалинские известия», «Советский Дагестан» и др.

В изучении и сборе материала автору помогли посещение спектаклей, беседы, встречи с деятелями искусств, театроведами, режиссёрами, актёрами и т.д. Для нашего исследования особое значение имели встречи с действующими актёрами Кумыкского театра: народной артисткой РФ И.А.Курумовой, заслуженной артисткой РД Х.Акмурзаевой, заслуженной артисткой РФ З.И.Атагишиевой, заслуженным деятелем искусств РФ, профессором И.А.Казиевым, заслуженным артистом РФ Б.К.Осаевым, заслуженным деятелем искусств РФ С.Д.Тулпаровым и др.

Привлечённые для исследования источники и материалы позволяют полно и объективно осветить историю создания и деятельность Кумыкского театра в указанных хронологических рамках.

Научная апробация исследования. Диссертация обсуждалась и рекомендована к публичной защите на заседании кафедры Отечественной истории Дагестанского государственного педагогического университета. Основные положения и выводы диссертации опубликованы автором в виде научных статей.

Структура работы определена объектом исследования, состоянием разработанности темы, целью и задачами. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения. К работе приложена библиография по теме исследования и список принятых сокращений.

Похожие диссертации на Театральное искусство кумыкского народа: история и проблемы развития : 1930 - 2008 гг.