Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальные преобразования в Горном Алтае в 1920-1930-е годы XX века Захарова Татьяна Владимировна

Социальные преобразования в Горном Алтае в 1920-1930-е годы XX века
<
Социальные преобразования в Горном Алтае в 1920-1930-е годы XX века Социальные преобразования в Горном Алтае в 1920-1930-е годы XX века Социальные преобразования в Горном Алтае в 1920-1930-е годы XX века Социальные преобразования в Горном Алтае в 1920-1930-е годы XX века Социальные преобразования в Горном Алтае в 1920-1930-е годы XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Захарова Татьяна Владимировна. Социальные преобразования в Горном Алтае в 1920-1930-е годы XX века : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Горно-Алтайск, 2006 176 с. РГБ ОД, 61:06-7/621

Введение к работе

Актуальность темы. Социальные преобразования 1920-1930-х гг. XX века надолго останутся предметом всеобщего внимания Проблемы социальных изменений и сегодня, на новом этапе развития России, стоят также остро и злободневно. Это побуждает исследователей обращаться к вопросам изучения истории социальных преобразований, задумываться над опытом прошлых поколений.

В современной исторической литературе в последние годы происходит возвращение к исследованию вопросов, связанных с первыми преобразованиями после октября 1917 г. Это не просто не проходящий интерес к истории «белых пятен», а исследование исторических процессов на определенной территории в рамках ее национальной и культурной специфики. Такая ориентация позволяет взглянуть на динамику и характер развития того или иного процесса в целом, определить его содержание и влияние на различные стороны жизни населения. В эти годы они происходили на фоне поиска пути национального самоопределения. Поэтому исследование процесса социальных преобразований, в частности изменений в жизни и быту населения, на наш взгляд, является весьма актуальным. Несомненный интерес в этой связи имеет изучение социальных преобразований 1920 1930-х годов в Горном Алтае.

Горный Алтай почти всегда находился на периферии исследований, в лучшем случае в серьезных трудах делались ссылки на некоторые явления и процессы, протекающие в регионе. Сегодня пришло понимание того, что на примере небольшого, достаточно замкнутого региона можно исследовать некоторые общегосударственные процессы, при этом выявить закономерности и тенденции, характерные как для страны в целом, так и для такого типа регионов. Обращение к теме истории социальных преобразований продиктовано ее недостаточной изученностью, необходимостью критически пересмотреть отдельные положения, оценки и выводы, уточнить характер событий и явлений, имевших место в Горном Алтае в 1920 - 1930-е годы XX века.

Степень изученности темы. Специальных исторических, историко-культурных исследований на материалах Горного Алтая по обозначенной проблеме нет. Тем не менее, авторы в советское и постсоветское время не раз обращались к различным аспектам темы'

Историография истории социальных преобразований в Горном Алтае прошла сложные этапы своего становления. В 1920 - 1930-е гг.

, 2. Спб . 2000. Социальная полити-

рАЇІнлцноилльн^і

БИБЛИОТЕКА Ті

' Миронов Б Н Социальная история России в 2-х т Т. ка советского государства / Пол рсд В 3 Дробижсва I

3 |

в основном, происходило накопление фактического материала по теме'. В 1925 г. В.М. Лавров в своем исследовании впервые попытался дать оценку уровня жизни и материального благосостояния населения и пришел к выводу, что условия жизни в городах и селах Сибири не соответствовали требованиям времени, а доходы не покрывали даже минимальных потребностей населения"

История алтайцев с классовых позиций и в рамках изменения социального положения народа рассматривалась Л П. Потаповым В своих ранних работах автор дает краткую характеристику этнографических групп Северного Алтая В рамках главы «Домашнее ремесло» исследователь характеризует типы жилищ и характер жизни у алтайцев3. Итак, авторы указанного периода изучали социальную историю Горного Алтая в процессе ее развития, являясь современниками описанных ими событий, исследователи не шли дальше описания хозяйственно-экономической и культурно-бытовой жизни коренного населения Наиболее детально были затронуты вопросы численности населения, хозяйственного развития, родового состава и расселения.

Для 1940 - 1950-х гг. характерно первое осмысление преобразований во всех сферах жизни. Свои исследования по комплексному изучению жизни и быта алтайцев продолжил Л.П. Потапов. Крупной работой этого периода стали «Очерки по истории алтайцев», в которых исследоваїель сопоставляет отличия в жизни южных и северных алтайцев, проявившихся как в пище, так и в одежде и жилище, социальной организации4. Автором отмечено, что уровень экономики, культуры и быта южных и северных алтайцев отличался в зависимости от степени взаимодействия с русским населением. В своем большинстве исследования этого периода опирались на солидную источнико-вую базу, хотя несли на себе серьезный идеологический отпечаток.

В 1960 - 1985 гг. происходила активная обработка имеющегося материала. Большинство работ, посвященных социальным преобразованиям, раскрывают достижения, основные закономерности этого

' Представление о Горном Алтае до 1917 г можно сделать на основе анализа трудов Н М Ядринцева. В И Вербицкого, Н Калачова// Ядринцев Н М Сибирские инородцы Спб, 1891 , Вербицкий ВИ Алтайские инородцы М, 1893, Заметки об этническом составе тюркских племен и народностей, сведения об их численности // Живая старина Вып III и IV М , 1896

: Сибирь в 1923 1924 гг /Подред ВМ Лаврова Новониколаевск Издание Сибревко-ма, 1925

' Потапов Л П Очерк истории Ойротии (Алтайцы в период русской колонизации) Новосибирск, 1933, Он же Разложение родового строя у племен Северного Алтая М-Л 1935 С 111 4 Потапов Л П Очерки по истории алтайцев М-Л 1953 С 226

процесса в стране. В эти годы появляются первые работы, посвященные коллективизации в Горном Алтае и ее последствиям для социально-экономического развития региона.

Л.П Потапов посвятил этому процессу «Очерк социалистического строительства у алтайцев в период коллективизации», где автор анализирует основные «методы» коллективизации, характер социальных изменений и направленность преобразований'.

Понимание путей социальных преобразований дополняет материал, собранный Н.М. Киселевым, на основе которого автор делает вывод, что социалистические преобразования проводились слишком высокой ценой, порой недопустимыми методами". Эту точку зрения поддерживали и историки последующих лет, считая, что для партии главным являлось не изменение жизни людей к лучшему, а «гонка за социалистическими показателями».

В 1969 г. ЛП Потапов продолжил свои исследования, вылившиеся в работу «Этнический состав и происхождение алтайцев»3. В основном, поздние труды этого исследователя представляют собой историко-этнографические очерки, рассказывающие, о происхождении и этническом составе племен Горного Алтая, интересующие нас «бытовые подробности» нашли в его работах лишь частичное отражение.

Традицию в изучении коллективизации вслед за Л.П. Потаповым и Н.М. Киселевым, но только с позиций «культурных преобразований» продолжил В.А. Демидов. Процесс создания колхозов в Ойротской области он рассматривает во взаимосвязи с переводом кочевого населения на оседлость, который, в свою очередь, был неразрывно связан с изменением традиционного образа жизни алтайцев, сломом уклада жизни. В работе «Переход алтайцев на оседлость» исследователь акцентирует свое внимание именно на этом аспекте, отмечая, что переход к оседлости «сопровождался ломкой многих освященных религией обычаев. Достаточно сказать, что сам факт замены юрты избой подрывал сложившиеся взгляды на жилище с неизменным очагом в центре...и раз и навсегда установленным порядком...Женщина-алтайка не могла понять, как же могут быть размещены в избе предме-

Потапов Л П Очерк социалистического строительства у алтайцев в периоч коллективизации Горно-Алтайск, 1961 С 14

Киселев Н М Экономические преобразования в Горном Алтае за годы советской власти // Об изучении и развитии производительных сил Горного Алтая (Материалы к первой научной конференции ОНИИ) Горно-Алтайск, 1961

Потапов Л П Этнический состав и происхождение алтайцев (историко-этнографический очерк) Л 1969

ты обихода..., каким образом определить мужскую и женскую половины .В свою очередь мужчина не желал поступиться своими сомнительными правами на привилегированное положение у очага . »'

Продолжая тему В.А. Демидов отмечал, что «руководство... «увлеклось задачей» во что бы то ни стало переселить национальные колхозы в русские села...»2 Естественно, замечает историк, эта непродуманность в принятии решений вызывала и недовольство населения. Хотя с современных позиций работы В.А. Демидова слишком насыщены «ролью партии», однако в них имеются сведения, отражающие реальное положение дел в алтайской деревне, в частности, неіативньїе последствия изменения образа и условий жизни населения, возникшие вследствие перевода на оседлость коренных жителей и коллективизации.

Широкую картину социальных преобразований, в рамках коллективизации, дал И.П. Эдоков. Среди основных причин снижения качества жизни населения Горного Алтая автор называет насильственное внедрение в традиционный образ жизни алтайцев элементов русской культуры и создание на этой основе национальных колхозов, когда коренное население просто не могло приспособиться к новым условиям жизни и реализовать себя3

Некоторые вопросы «домашнего быта» народов Горного Алтая, в частности, кумандинцев (северные алтайцы), освещались в различных этнографических очерках Так, Ф.А Сатлаев подробно исследует хозяйственно-бытовой уклад (жилище, пищу и одежду) кумандинцев и его трансформацию под влиянием русского населения. Автор приходит к выводу, что в начале XX века кумандинские села уже «строились по типу русских селений, однако, постройки в них ставились беспорядочно, небольшими разбросанными группами»4; одежда и пища у указанной группы алтайцев, по его мнению, в большей степени оставались традиционными, но под влиянием первых преобразований советской власти существенно изменились.

Через призму женского движения социальные процессы в регионе раскрывает Е.М. Тощакова. Начав свои исследования еще в 1950-е годы, автору удалось систематизировать и обобщить материал

Демидов В А Переход алтайцев на оседлость Барнаул, 1968 2Дсмидов ВАК социализму минуя капитализм Очерк социалистического строительства Горно-Алтайской автономной области Новосибирск. 1970 С 184-185

Эдоков И П О некоторых особенностях коллективизации сельского хозяйства в Горном Алтае // Из истории партийных организаций Сибири Новосибирск 1972

Сатлаев Ф А Кумандинцы Историко-зтноірафический очерк Горно-Алтайск, 1974 С 122

по социальному положению женщины-алтайки до установления советской власти, в ходе ее преобразований, делая акцент на том, что женщина-алтайка в новых социальных условиях получила возможность для самовыражения, хотя адаптироваться в этих условиях было, порой, не так просто1 Изменения условий жизни населения Е.М. Тощакова видит в неразрывной связи с изменениями «семейного быта»

В другой работе Е М. Тощакова охарактеризовала изменения типов жилища северных и южных алтайцев в динамике. Автор приходит к выводу, что в 1920-е годы юрта оставалась основным видом жилища, сохранялся и прежний культурно-бытовой уклад жизни; только в 1930-е годы, когда определяющим фактором переустройства старого кочевого быта алтайцев стала коллективизация, начались первые серьезные изменения2.

Вопросы социальных преобразований в рамках Сибирского ре-i иона изучали Ф.А. Лукинский, В Л. Соскин, А.Н. Соскина3. Комплексно анализируя указанные работы, следует отметить, что процесс социальных преобразований полностью укладывался в рамки «культурной революции», которая объявлялась составной частью социальной революции Данный процесс в своей эволюции проходил три этапа: первый этап - лето 1918 г. - начало социальных преобразований, второй - 1920-е годы, этап, когда преобразования происходили в условиях социально-экономической и политической нестабильности На третьем этапе - 1930-е годы - преобразований осуществлялись в рамках мирного строительства.

Традиции в изучении сибирской и алтайской деревни в 1980-е годы были продолжены Н.Я. Гущиным, Н В. Екеевым, К.П Калинов-ской, Г. Марковым, И.П. Эдоковым Картину социальных изменений в эти годы в рамках изучения сибирской деревни рисует Н Я. Гущин. В работе «Основные этапы, закономерности и особенности преобразования социальной структуры сибирской деревни (1917 - конец 70-х годов)» автор дает периодизацию «социалистических преобразований»

Тощакова Ь М Заметки о современном семейном быте у алтайцев // Этнография народов Алтая и Западной Сибири Новосибирск 1978, Она же Женщина в обществе и семье > современных алтайцев Новосибирск, 1978

Тощакова Е М Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX начало XX вв) Новосибирск, 1978 С 120

Культура Сибири в период социализма и развернутою строительства коммунизма (1937-1963 гг )/Под рея ФА Лукинского Новосибирск 1965, Соскин В Л Культурная жизнь Сибири впервые годы НЭПа(1921 - 1923 гг) Новосибирск, 1971. Соскина А Н История социальных обследований сибирской деревни в 20-е годы Новосибирск 1976

социальной структуры деревни1. По мнению Н.Я. Гущина, в 1920-е годы, основная тенденция проявилась в оссреднячивании деревни «консолидации и росте средних слоев». На следующем этапе, в 1930-е гг. в результате коллективизации и утверждения «социалистического строя» изменилась сама «сущность крестьянства». В деревне было покончено с социальной раздробленностью, прекратилось расслоение на бедняков, середняков и кулаков2.

Н.В Екеев, опираясь на статистические данные, охарактеризовал население Горного Алтая в конце восстановительного периода, в том числе им были рассмотрены важнейшие социально-экономические аспекты состояния народонаселения, такие как численность, половозрастной состав, занятость и занятия, социально-профессиональная структура и национальный состав населения. Данные вопросы были освещены автором как в целом по всему населению Горного Алтая, так и отдельно по группе алтайского населения, что было обусловлено высокой полиэтничностью региона3.

В конце 1970 - начале 1980-х годов на общесоюзном уровне вопросы социальных преобразований не ставились отдельной темой для изучения, а рассматривались в рамках культурных преобразований. Среди авторов, изучавших вопросы «культуры» следует отметить С.Н. Базанова, Н.П. Жилина, В.Я. Осокину, Б.Б. Пиотровского, М.П. Ким4 В своем большинстве это монументальные работы, содержащие факты и сведения, отражающие культурную политику партии и государства, показывающие взаимосвязь культуры с «этнической жизнью».

С 1985 по 1991 гг. отечественная историография под влиянием идей «перестройки» перестала быть однородной, появились основания для становления различных школ и направлений. Характерным явлением для этого периода стало широкое исследование различных социальных проблем, как в рамках страны, так и отдельных регионов. В рамках этого известный интерес представляют работы К.П. Кали-

Гущин Н Я Основные этапы, закономерности и особенности преобразования социальной структуры сибирской деревни (1917-конец 70-х годов) Новосибирск, 1982. С 20

Он же История крестьянства советской Сибири итоги и задачи изучения // Гуманитарные исследования в Сибири Итоги и перспективы Новосибирск, 1984

Екеев Н В Население Горного Алтая в 1920-х годах (По материалам всесоюзной переписи населения 1926 г) // Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая Горно-Алтайск, 1983

Культурная жизнь в СССР 1928 - 1941 гг / Пол ред С Н Базанова, Н П Жилина М 1976, Осокина В Я Социалистическое строительство в деревне и община 1920 - 1933 гг М , 1978, Советская культура 70 лет развития /11од ред Б Б Пиотровского М , 1987, Советская культура в реконструктивный период, 1928 - 1941 / Под ред М П Ким М, 1988

новской и Г Маркова, освещающие вопроса жизни села в условиях сложных процессов перехода на оседлость и коллекшвизации Через призму экономической проблематики, ими был показан действительный уровень жизни крестьянства, реальные изменения его культурной жизни, определены и научно обоснованы основные направления «будущих коренных изменений в обществе»'.

Фундаментальный труд по истории коллективизации й Горном Алтае создал в этот период времени И.П Эдоков. На основе широкого круга источников автор исследовал этот процесс в динамике - предпосылки, подготовку, развертывание и завершение коллективизации и ее взаимосвязь с переходом алтайского населения на оседлость.

В рамках социализации сибирской деревни, по мнению В.А Ильиных, игнорировалась связь социальных процессов с демографическими, а также происходила абсолютизация трехчленной структуры крестьянства (бедняки, середняки, кулаки). Автор считал, что нового взгляда на проблему требует появившаяся точка зрения, отрицающая социальную дифференциацию нэповской деревни (по мнению ее сторонников, кулачества в условиях уравнительного подушного раздела земли не было и быть не могло, а степень состоятельности крестьянина зависела от его трудолюбия)2.

Вопросы социальной истории национальных регионов Сибири рассматривались в работе различного рода конференций В этой связи следует отметить Всесоюзную научную конференцию по изучению исторического опыта социально-демографического развития Сибири, проведенную в декабре 1989 г. в Новосибирске. В ней приняли участие С.С. Букин, Н Я. Гущин, В.А. Ильиных, И.С. Кузнецов, А.С. Московский и другие авторы3. В ходе обсуждения быт выработаны основные положения, к которым пришли принявшие участие в дискуссии исследователи. Во-первых, в Сибири социальные и демографические процессы отличались своеобразием, определяемым особенностями природных условий, исторического, социально-экономического развития.

Калиновская К П . Марков Г Традиционный образ жизни населения Горного Алтая и социалистические преобразования в хозяйстве, культуре и быте // Вестник МГУ Сер 8 История 1987 №2 С 67-75

Ильиных В А Факторы социальной и имущественной дифференциации сибирского крестьянства в условиях Нэпа // Исторический опыт социально-демографического развития Сибири Вып 2 Социально-демографическое рашитие советской Сибири Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (12-14 декабря 1989 г) Новосибирск, 1989

Исторический опыт социально-демографического развития Сибири Вып 2 Социально-демографическое развитие советской Сибири Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (12-14 декабря 1989 г ) Новосибирск, 1989

Во-вторых, одним из важнейших факторов, существенно повлиявшим на изменение численности и состава населения явилась миграция, происходившая по сути дела перманентно, к числу основных факторов, влияющих на степень ее интенсивности, относятся территориальные различия в жизненном уровне на различных территориях В-третьих, запущенность социально-бытовой сферы непосредственно отражалась на обеспечении жизненных потребностей людей, воспроизводстве населения.

Итак, в советский период историография истории социальных преобразований в национальных окраинах полностью укладывалась в проблематику развития советской историографии в целом. В течение длительного времени в советской исторической науке шел разбор уже известных идей об успехах социалистического строительства. Именно через их призму происходило изучение данной тематики в рамках исторических исследований. Во многом отсутствовала вариативность в оценках. Различие наблюдалось лишь в подборе фактов, которые вписывались в общепринятую концепцию темы успешного строительства новой жизни. Недостаток советской историографии был связан с тем, что историческая наука в большей степени была ориентирована на исследование политических сюжетов, тема жизни и быта человека оставалась вне поля зрения исследователей.

С 1991 г. начался иной этап в развитии историографии темы, когда исследователи стали уходить от прямолинейных и однозначных оценок и фокусировать свое внимание на взвешенных, комплексных работах и даже междисциплинарных исследованиях Это было не только время сложных перемен в истории страны, но и время критического осмысления проблемы в целом, особенно на региональном уровне. Вопросы изменения условий и образа жизни населения стали злободневными не только для обычных граждан, но и для исследователей истории Горного Алтая.

В это время вопросы социального преобразования села не обошли в своих работах А.П. Макошев, Н.В. Екеев, Ф.А. Сатлаев. Ф.А. Сатлаев, начав свои исследования еще в 1970-е годы, дает этаодемо-графическую характеристику населения Горного Алтая в начале XX века'.С экономических позиций социальные процессы в Горном Алтае рассматривает А.П. Макошев и приходит к выводу о том, что социальные проблемы населения в 1920-е годы неизбежно вытекали из экономических трудностей. Исследование А.П. Макошева ценно тем, что

Сатлаев ФА Из истории национального строительства в Горном Алтае (К проблеме консолидации алтайцев) // Проблемы изучения истории и культуры Алтая и сопредельных территорий Горно-Алтайск, 1993

различные социальные показатели и процессы, происходившие в регионе, подтверждены и обоснованы статистическими и архивными данными1 С социально-экономических и демографических позиций социальные процессы в деревне, в частности, сложный процесс раскулачивания (один из итогов коллективизации) крестьянства, показал продолживший свои исследования в 1990-е і оды Н.Я. Гущин. Он отмечает, чю в годы советской власти «кулак из экономической категории превратился в политическую фигуру ..более того...преобладал суіубо политический взіляд на кулака как классовою врага, который подлежит ликвидации»". Свои исследования в 1990-е годы продолжил Н.В. Екеев. В работе «Об алтайских этнотерриюриальных группах XIX - начала XX вв.» исследователь подчеркивает, что в условиях политики русификации «инородческого» населения Сибири наиболее остро для алтайцев встал вопрос самосохранения, тем более, что государственная политика сопровождалась нарушением традиционного уклада жизни3.

Отдельные вопросы истории жизни и быта населения Горного Алтая освещались в различных историко-этнографических сборниках. Особенно важным в плане исследуемой темы являются рассматриваемые в них следующие аспекты: история городского населения Сибири и Горного Алтая, социальные проблемы отдельных слоев населения и возрастных групп, социально-экономическое и культурно-бытовое положение сельских жителей, этнокультурные и этнополи гические процессы в Горном Алтае4 Хотя отдельные публикации по истории

Макошев А П Социально-экономическое положение алтайцев низкогорья республики Алтай // Горный Алтай и России 240 лет Материалы к научно-практической конференции «240 лет добровольного вхождения алтайского народа в состав Российского государства и современность» Часть 1 І орно-Алтайск, 1996

Гущин НЯ «Раскулачивание» в Сибири (1928-1934 гг) іМєтодьі, этапы, социально-экономические и демографические последствия Новосибирск 1996 С 31-32

Екеев Н В Об алтайских этнотерриюриальных группах XIX - начала XX вв // Алтай и Центральная Аэия культурно-историческая преемственность Материалы международной научной конференции (5-7 октября 1998 г) Горно-Алтайск, 1999, Он же Титуль ный народ республики Алтай на рубеже веков опыт и тенденции в этническом развитии // Республика Алтай (Алтай - Золотые горы) модели и механизмы устойчивого развития Материалы II Международного симпозиума (30 июня - 4 июля 1999 г ) Горно-Алтайск, 2001 С 229

Социальные проблемы национальных регионов Сибири в XX веке Материалы очно-заочной межрегиональной научной конференции (апрель-октябрь 2003 г) Горно-Алтайск 2003 Алтайская деревня история современное состояние перспективы развития Материалы региональной научной конференции (15-17 октября 2004 г) Горно-Алтайск, 2004, Горный Алтай Исторический сборник Выл 8 Горно-Алтайск - Ьийск 2004

социальных преобразований в Горном Алтае в 1920 - 1930-е годы XX века крайне немногочисленны, тем не менее, они позволяют воссоздать некоторые аспекты темы.

Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является изучение социальных преобразований в Горном Алтае в 1920-1930-е годы XX века Реализации поставленной цели способствовало решение следующих задач'

охарактеризовать состояние Горного Алтая до образования Ойротской автономной области; проследить процесс и определить особенности изменения жизни и быта населения в условиях первых преобразований советской власти;

охарактеризовать тенденции в изменении жизни и быта населения в условиях перехода на оседлость и коллективизации;

раскрыть характер процесса социальных преобразований в Горном Алтае в 1920 - 1930-е годы XX века.

Объектом исследования является история социального развития Горного Алтая. Предметом стати преобразования и изменения в жизни и быте, произошедшие в результате политики советской власти.

Территориальные рамки исследования ограничены частью Южно-Сибирского региона - Горным Алтаем, где в изучаемый период располагалась Ойротская автономная область.

Хронологические рамки работы достаточно традиционны Они охватывают период 1922 - 1939 гг. В 1922 г была образована Ойротская автономная область и происходило установление советской власти на территории Горного Алтая. Поэтому именно с указанного года начался период реальных социальных изменений в регионе. 1939 г. -общепринятая в историографии черта, которой заканчивается характеристика процесса первых преобразований советской власти в 1920 -1930-е годы XX века. Таким образом, указанный отрезок времени является законченным периодом, характеризующийся не только сложным процессом становления государственности и выделения национальных автономий, но и преобразованиями социально-экономической и политической сторон жизни.

Методология исследования. Исходя из характера современного исторического знания, автор стремилась к органическому соединению элементов социального анализа и культуроантропологического подхода. Этот подход, утверждаемый в отечественной историографии со второй половины XIX века и развиваемый В.О. Ключевским, П.Н. Милюковым, М.М. Бахтиным и другими, кратко можно обозначить как исследование человека в его естественном окружении, в природной и социальной среде. Избранная позиция продиктована и представ-

лением об историческом явлении как результате полифакторного объективного и субъективного воздействия Это позволяет избегать одномерного освещения избранного вопроса. В целом авторское конструирование целостной картины социальных преобразований в Горном Алтае в 1920 - 1930-е голы XX века ориентировано на общепринятые стандарты верификации и непротиворечивости воссоздаваемого облика прошлого. Не претендуя на монополию истины, предлагаем лишь один из вариантов интерпретации исследуемых проблем, определяемый как субъективными свойствами восприятия и интуиции исследователя, так и в значительной степени объективными данными исторических источников.

Источниковую базу исследования составил широкий круг источников. Значительная часть официальных документов государственных и партийных органов (постановления, решения и т п.) опубликована1.

Наиболее сложный вид источников - статистические документы2, среди которых особое место занимают переписи населения Несколько переписей дают возможность выявить динамику развития общества и результаты социально-экономических процессов, связанных С проблемами народонаселения.

Многоплановым источником является официальная периодическая печать, которая помогает воссоздать видение тех или иных проблем в конкретный исторический период, оценить значимость проблем для современников. В данной работе использованы сохранившиеся материалы местных газет", а также отдельные публикации краевой прессы.

Основную часть источниковой базы диссертации составил архивный материал. Фонды Государственной архивной службы Респуб-

Культурное строительство на Алтае Барнаул, 1980 Семьдесят лет Горно-Алтайской автономной области (Документы и материалы по социально-экономическому и культурному развитию) / Под ред В С Максимова, В И Петрова Горно-Алтайск, 1993, Судьбы коренных народов Горного Алтая (Из истории национально-государственного строительства 1800-1940 гг) Сб документов Горно-Алтайск, 2004

Народное хозяйство Алтайского края Статистический сборник Барнаул. 1958, Народное хозяйство Горно-Алтайской автономной области Статистический сборник Горно-Алтайск, 1957, Статистический бюллетень Основные показатели развития промышленности, сельского хозяйства, культуры, здравоохранения торговли и других отраслей народного хозяйства Горно-Алтайской автономной области за 40 лет (с 1922 но 1962 гт ) Горно-Алтайск, 1962

Всесоюзная перепись населения 1939 г основные итоги М , 1992 4 Автором проработаны годовые комплекты газет «Ойротский край» «Красная Ойро-

тия», «Алтайская правда»

лики Алтай (ГАГРА) в совокупности содержат материалы и данные, позволяющие с большой степенью достоверности восстановить картину социальных преобразований в Горном Алтае в указанный временной период.

Период 1917 - 1922 гг. можно восстановить по фондам ревкома и облисполкома (Ф. 5, Ф. 33) В основном, это официальные документы, которые содержат отрывочные и неполные данные, краткие записки с мест, эпизодические отчеты. Однако, общую картину состояния Горного Алтая к моменту образования области по этим документам воссоздать можно. Документы периода 1922 - 1939 гг. собраны в фондах достаточно хаотично, исключительно с привязкой к дате выпуска документа, это фонды облстатуправления Горно-Алтайской автономной области (Ф. 61), плановой комиссии облисполкома (Ф. 59), производственного управления сельского хозяйства Горно-Алтайского облисполкома (Ф. 42). Отчеты и доклады, представленные в фонде, позволяют не только выявить основные черты этого сложного процесса, но и закономерные перемены в жизни населения, их влияние на социально-демографическую ситуацию в области.

Дополнительную информацию дает фонд ГТ-1166 Горно-Алтайского уездного отдела РКП (б). Из документов, представленных в этом фонде, можно с «партийных позиций» проследить работу по улучшению социально-демографической, экономической и политической ситуации в волостях.

Весьма полезные сведения в документах официального характера для данного исследования дает фонд П-1 (партийный архив). Из документов отдела хранения специальных документов (ОХСД ГАС-РА) можно понять отношение власти к проблеме переустройства жизни и быта коренного населения в сложных условиях перехода на оседлость и коллективизации, выделить базовые идеи, которые в будущем составили основу государственной политики в республике Алтай.

Информация периода существования Сибирского края сосредоточена в Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО) Однако, по интересующей нас теме документы в своем большинстве уже проработаны исследователями, однако, определенный интерес представляют нормативные документы, директивные письма, распоряжения и инструкции, спускаемые «сверху» Сибревкомом в Горный Алтай по деятельности юрт-передвижек, Домов алтаек, культурному преобразованию жизни и быта населения (Ф. 1). Только в ГАНО хранятся сведения об ущербе, нанесенном всей, хотя и мизерной инфраструктуре Горного Алтая периода гражданской войны (Ф. 1071) Хотя эти цифры не достаточно полные, но, тем не менее, они отражают общую тенденцию разрушений.

В центре хранения архивных фондов Алтайского края (ГААК) содержится широкий массив материалов, это, прежде всего, положения, постановления, протоколы, доклады, информационные сводки Сибревкома и Ллтгубрсвкома о политическом положении, советском и хозяйственном строительстве в Сибири, Алтайской губернии и ее уездах (Ф 9). По фондам ГААКа восстанавливаются некоторые сюжеты периода 1918 - 1925 гг. (Ф 922, Ф. 10). Отдельные материалы показывают картину предоставления автономии Ойротии. Следует отметить, что большинство отчетов, направленных в край, оставалось на местах Поэтому не только сами отчеты, но и подготовительные материалы к ним, можно выявить и в ГАСРА.

В Российском государственном архиве социально-политических исследований (РГАСГТИ) имеется представительный массив материалов по развитию Горного Алтая. В основном это партийная документация, материалы и стенограммы конференций Ойротского обкома (Ф. 17).

В целом, для определения степени достоверности и весомости информации, содержащейся в источниках, автор использовала общепринятые приемы их критики, а также возможности сопоставления различных по характеру происхождения, содержания и идеологической направленности источников.

Научная новизна осуществляемого исследования состоит в том, что впервые на материалах Горного Алтая была предпринята попытка комплексного рассмотрения вопросов социальных преобразований в Горном Алтае в 1920 1930-е годы XX века. В диссертации впервые вводятся в научный оборот региональные данные, полученные на основе анализа широкого круга источников. Социальные преобразования в регионе рассмотрены в контексте происходящих социальных процессов по стране в целом. Взгляд через призму культуры позволил выявить ранее ускользающие от исследователя новые грани этого сложного явления.

Практическая значимость работы заключается в том, что основные выводы и положения диссертации, вводимые в научный оборот источники могут быть использованы при изучении региональной истории, при чтении специальных лекционных курсов Результаты исследования представляют интерес для преподавателей отечественной истории, научных работников в плане написания обобщающих трудов по социально-экономической и социально-политической истории Горного Алтая и страны в целом.

Апробация. Отдельные тематические разделы, разработанные при написании диссертации, были апробированы автором в работе Межрегиональной научной конференции «Социальные проблемы национальных регионов Сибири в XX веке» (Горно-Алтайск, 2003, 2004), в региональной научной конференции «Алтайская деревня: история,

современное состояние, перспективы развития» (Горно-Алтайск, 2004), в Алтайской школе молодого автора (Горно-Алтайск. 2004)

Структура диссертации. Диссертация построена по проблемно-хронологическому принципу и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Похожие диссертации на Социальные преобразования в Горном Алтае в 1920-1930-е годы XX века