Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. Козлова Людмила Викторовна

Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв.
<
Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Козлова Людмила Викторовна. Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. : 07.00.02 Козлова, Людмила Викторовна Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. (на материалах Амурской области) : дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02 Хабаровск, 2006 210 с. РГБ ОД, 61:07-7/126

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Государственная политика в области отечественного телевидения во второй половине XX - начале XXI вв. 31

Глава 2. Телевидение Амурской области в условиях советского строя (1962 -1990 годы) 60

2.1 Формирование и развитие структуры органов телевещания в Амурской области 60

2.2. Специфика управления телевидением партийными органами 76

2.3. Жанровое разнообразие на Амурском телевидении 83

Глава 3. Постсоветский период развития телевидения в Амурской области (1991 - 2005 гг.) 95

3.1. Общероссийские тенденции развития телевидения в постсоветский период 95

3.2. Возникновение негосударственных телекомпаний в Амурской области, тенденции их развития 115

Заключение. 143

Список источников и литературы 151

Приложения 173

Введение к работе

Тема исследования и ее актуальность.

Конец XX - начало XXI вв. ознаменовались новыми переменами в процессе развития информационных и коммуникационных структур, влияющими, с одной стороны, на развитие общества, а с другой - и на сами медиасистемы. Человечество вступило в информационно-коммуникационную эру своего развития.

В России вхождение в глобальную информационную среду хронологически совпало с демократическими преобразованиями внутри страны и со структурными изменениями в самой системе телевидения, связанными с развитием рыночных отношений. Роль СМИ, и телевидения в частности, а также наши представления о принципах его работы и функциях в обществе радикально меняются. Свидетельством понимания необратимости и важности процессов изменения на телевидении в постсоветский период является внимание общественных и государственных институтов к проблеме развития этого средства массовой информации и его роли в общественном развитии страны. По данным ВЦИОМа, 91% населения России ежедневно смотрит телевидение1. В новых рыночных условиях телевидение остается важнейшим государственным ресурсом. Понимание этого звучало в многочисленных Указах Президента России2, Посланиях Федеральному собранию Российской Федерации . Создание Общественной палаты Российской Федерации, в функции которой в том числе вошло осуществление общественного контроля над соблюдением свободы слова в средствах массовой информации, внесение в октябре 2005 г. Президентом поправок, которые расширяют эти функции Общественной палаты, неоднозначная реакция на эти поправки - все это стало еще одним показателем важности развития этой сферы как для государства, так и для институтов гражданского общества.

Чтобы понять место телевидения в современной России, отношение к нему со стороны государства, провозглашающего построение в стране гражданского общества, необходимо проследить историю взаимоотношений «государство телевидение» и выявить ее основные тенденции. Без подобного исторического анализа невозможно осознать сегодняшнее положение телевидения в обществе - реальное и декларируемое.

Феномен телевидения общепризнан: оно оказывает влияние на все стороны жизни общества, воздействует на выбор политических, нравственных, социально-экономических ценностей. Образы, созданные электронными СМИ, по справедливому замечанию американского ученого, знатока коммуникационного и информационного права Монро Прайса4, помогают определить природу национальной принадлежности, отношения к семье, правительству, государству и стране в целом. Поэтому неудивительно, что создание научно обоснованной теории развития телевидения в России и в отдельно взятом регионе, обобщение практики и систематизированное описание истории телевидения стоят в ряду актуальных задач социальных и гуманитарных наук. Как отмечал В. И. Михалкович, социальный статус телевидения, «не идет ни в какое сравнение с теоретическим его статусом, иначе говоря, с углубленным, методологически обоснованным изучением ТВЭ».

«Зная законы функционирования и историю отечественного телевидения, государственная власть и общественность могли бы выработать действенную национальную информационную политику, способную преодолеть опасные тенденции в развитии отечественного телевидения, которое разными способами выбивается из сферы информации и просвещения и становится всё более областью добывания денег ».

Актуальность выбранной темы определяется:

во-первых, значимостью телевидения в региональной системе социальной коммуникации; во - вторых, его ролью в формировании гражданского общества и его консолидации на основе демократических принципов, исторических, общечеловеческих ценностей, культурных традиций, моральных и нравственных норм; в-третьих, новым геополитическим устройством государства с его обширной территорией, коренным реформированием политической, экономической и социальной сфер, в-четвертых, взаимовлиянием телевидения и общества.

За последние годы в регионах России произошла своего рода телевизионная революция, связанная с технологией подготовки и способов подачи телеинформации, которая объективно привела к новой культурно-политической реальности. Глубокие изменения претерпело телевидение в Дальневосточном регионе, в том числе, в Амурской области.

Степень изученности проблемы

Исследованию проблем развития центрального телевидения посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов, как теоретиков, так и практиков телевидения.

Условно историографию, посвященную проблемам телевидения в нашей стране, можно разделить на два периода: советский и постсоветский. Интерес к телевидению, как объекту гуманитарного исследования, возник вместе с его массовым распространением. Большая часть работ, появившихся в 60-70-х годах прошлого столетия, была посвящена вопросам сущности телевидения. Исторически первая в отечественной телетеории исследовательская парадигма «телевидение - искусство» была отражена в работе В. Саппака «Телевидение и мы»7. Автор изучил грани «телевизионности», которые превращают это средство массовой коммуникации в новый инструмент художественной деятельности. Книга построена в виде бесед, а не научного исследования, однако именно эта работа стала толчком для развития отечественной телетеории. Анализ автора сводился к мысли о том, что телевидение по языку выразительности схоже с кинематографом, по сути, и является его разновидностью.

Полемика о сущности телевидения продолжилась в работах С. Муратова, который рассматривал телевидение в рамках той же концепции, однако отмечал самобытность и самостоятельность этого вида искусства. «Телевидение не хочет быть дубликатом театра. Но оно и не хочет быть дубликатом кино. Телевидение хочет быть телевидением»9. Работы

С. Муратова носили в большей степени публицистический, нежели научный характер, но многие идеи, высказанные автором в те годы, опережали свое время. В частности, именно С. Муратов первым поднял проблему целевой аудитории для каждой телевизионной передачи. «Установка на «среднего» зрителя приводит к среднему уровню передач»10. Им же подмечена основная функция современного телевидения - оперативное информирование, которая в середине 60-х годов только начала формироваться. «Телевидение не только кратчайшее расстояние между зрителем и актером. Телевидение - кратчайшее расстояние между зрителем и событием»11.

В середине 70-х годов в связи с развитием технических возможностей телевидения, возникновением новых телевизионных жанров взамен парадигмы «телевидение-искусство» постепенно утверждается парадигма «трех телевидений». Она исходит из того, что внутри программы вещания сосуществуют три самостоятельные подсистемы, соответствующие трем родам сообщений: публицистическому, художественному и научному. Именно такой анализ был проведен А. Юровским в работе «Телевидение - поиски и решения. Очерки истории и теории советской тележурналистики» . Телевидение было названо новым видом, составной частью журналистики. «Будучи составной частью, новым родом журналистики, телевидение в то же время само представляет целостную систему, состоящую из трех подсистем, трех типов программ соответственно трем родам сообщений: публицистическому, художественному, научному»13. Кроме того, А. Я. Юровский на основе широкой документальной базы исследовал различные формы вещания и историю становления публицистических и информационных программ на советском телевидении. При этом информационное вещание не рассматривалось автором как основа советского телевидения. Отчасти это можно объяснить идеологической направленностью работы телевидения, когда между понятиями пропаганда и информация ставился, по сути, знак равенства, отчасти тем, что информация в тоталитарном обществе не была интересной для исследователей как жанр. Один источник информации, отсутствие плюрализма мнений, одинаковые информационные программы не привлекали исследователей. Впервые автор уделил внимание непосредственно и региональному (местному) телевидению. Телевидение в республиках, краях и областях СССР рассматривалось исключительно в рамках существовавшей в этот период централизованной системы советского телевидения как составная и неотъемлемая ее часть.

Особенности телевидения в системе других СМИ, а также важнейшие тенденции его развития выявил в своих работах Э. Г. Багиров14. Телевизионное общение, по мнению автора, наиболее близко к общению со зрителем напрямую. Э. Г. Багиров впервые подметил особенности телевидения, которому присущ «эффект присутствия», «эффект доверительности» (личностное общение) и «эффект диалогичности» (общение носит двусторонний характер). При этом автор актуализировал и роль телевидения в социальном управлении. Он подчеркивал, что ценность информации зависит от её достоверности, оперативности и доступности. Однако это лишь форма подачи материала, критерий его оценки, что может использоваться в манипуляторских целях. Всё дело в том, «каков социальный заказ», предопределяющий направление деятельности телевидения15. В работе «Очерки теории телевидения» Э. Г. Багиров исследовал процессы развития местного телевидения и отмечал тенденцию увеличения «места, которое занимает просмотр передач в бюджете свободного времени человека» , подчеркивая, таким образом, все более возрастающее влияние этого средства массовой информации.

В 80-х годах появились работы, посвященные развитию телевидения в нашей стране с исторической точки зрения. Выделены этапы его становления, их особенности. В. В. Егоров в работе «Теория и практика советского телевидения»17 ввел в оборот понятие «региональный эфир». Отмечая факт наличия в СССР разветвленной системы республиканского и областного телевидения, исследователь пришел к понятию «региональное телевидение», будущее которого он видел в том, что «на этой базе будут вырастать 1 о направления вещания, широко представляющие местную тематику» . Конечно, понятие «регионального телевидения», введенное автором, было далеко от нынешнего его понимания, что было обусловлено самой системой советского телевидения. Анализируя тенденции развития телевидения в Советском Союзе, автор пришел к выводу о неизбежном развитии местного вещания в тесной взаимосвязи с вещанием центральным

В связи с развитием телевизионной сети на территории СССР, которое повлекло за собой и развитие телевидения в регионах, в 80-х-начале 90-х гг. прошлого столетия стали появляться исследования, в которых особое внимание уделялось работе местных студий телевидения. Е. Я. Дугин в работе «Местное телевидение: типология, факторы и условия формирования программ» скрупулезно исследовал причины, оказывающие влияние на формирование различных типов программ местного телевидения в условиях централизованного вещания . Перестройка и гласность, изменившие подход к подаче информации, повлияли и на формирование сетки вещания местных студий телевидения.

Вскрывшиеся проблемы местных студий в условиях ослабления системы Центрального телевидения, проанализировал в своих работах этого периода В.Л. Цвик20.

Анализ историографии советского периода показывает, что именно в этот период шло становление советской школы теории телевидения. В большей степени изучались вопросы, связанные с его местом в других видах искусства (в 60-70-е годы) или средствах массовой информации (конец 70-90-е гг.). Авторы работали над типологией программ и телевизионных жанров. В конце обозреваемого периода исследователи начали обращать внимание на развитие местного телевидения и его особенности, что дало толчок для изучения этой темы в постсоветский период.

В постсоветский период авторитет телевидения как глобального источника информации возрос, оно стало играть доминирующую роль в развитии общества среди СМИ, что явилось одним из факторов усилившегося внимания ученых к проблемам телевидения. Этому способствовал ряд причин:

телевидение, избавившись от идеологического контроля, стало плюралистичным по сути, рыночные отношения внесли свои коррективы в его 9 1 деятельность, а принятие Закона «О средствах массовой информации» открыло возможность для возникновения негосударственного телевидения, в том числе и в регионах.

В конце 90-х - начале 2000 гг. продолжает исследование теории и истории телевидения России В. В. Егоров . В его трудах даны определения местному, региональному и республиканскому телевидению. Как отметил автор, главной тенденцией постсоветской России в сфере телевидения является то, что развитие общенациональных каналов в стране сочетается с развитием региональных, и это обусловлено территориальными, культурными и национальными особенностями отдельных регионов. С развитием телевидения в России «по горизонтали», «вширь», особенно в период «парада суверенитетов» в начале 90-х годов, возникла проблема соотношения общенациональных и региональных приоритетов в вещании. «От централизации к региональному вещанию - общий путь развития телевидения во многих странах. Местное, или региональное, телевидение может более точно учитывать особенности региона, национальный, образовательный, возрастной состав аудитории»23.

Изменение социально-политической обстановки, быстрый рост телекомпаний различных форм собственности, упразднение цензуры способствовали появлению работ, посвященных анализу этапов развития тележурналистики. В. В. Гаспарян24 особое внимание уделил развитию телевизионной журналистики с 1985 по 1998 гг., выделив три этапа в ее развитии: «этап демократического романтизма» (средина 80-х - август 1991г.); период «искушения политикой» (осень 1991 г. - осень 1994 г.); период «нарастающей ангажированности» (октябрь 1994 г. -2000 г.). Проанализировав каждый из выделенных им этапов, автор особое внимание обратил на опасность монополизации эфира различными финансовыми группировками, подчеркивая, что «монополизация эфира ведет к ставке только на коммерческий успех.

Отсюда вытеснение из сетки программ, посвященных детям или бедным людям. Эти категории жителей наименее интересны для спонсора ПС рекламодателя» . Сущностный анализ, проведенный автором, подсказывает методологический подход к исследованию проблем регионального телевидения.

Развитие советского телевидения, изменение «государственного заказа» и, в связи с этим, телевизионных функций, показано в работах Н. А. Голядкина . Описывая советский период развития телевидения, автор особое внимание уделил пропагандистским функциям, которыми государство наделяло это средство массовой информации. Анализируя постсоветскую историю телевидения в России, автор не выделил хронологических этапов его развития, рассматривая основные тенденции этого процесса. К ним он отнес Перестройку на ТВ, когда «наметился поворот от производственных тем к проблемам социальной жизни»27, кризис государственного вещания, итогом которого стала далекая от европейской модели общественного телевидения система государственного телевидения с сильной централизацией. «Слишком тесная связь телевидения с государственными структурами вызывает в обществе опасения за беспристрастность и объективность информации» . Рождение рекламного рынка, независимого телевидения и правовой базы современного телевещания так же приведены Н. А. Голядкиным в числе значимых тенденций развития телевидения в конце ХХ-го - начале XXI вв.

В этот же период зависимость телевидения от социально-экономических и политических процессов, которые напрямую влияют и на развитие регионального телевидения, стали предметом исследований Р.А. Борецкого. Коммерциализация, воспринимающаяся как универсальный механизм выживания в современных условиях, двухполюсность российского телевидения (информация и развлечение) - всё это являлось объектом исследований автора. Р. А. Борецкий акцентировал проблему влияния телевидения на массовое сознание, более подробно остановившись на теории «когнитивного диссонанса» и понятии «аттитюда» - социальной установки29. Автор уделил внимание трем, сложившимся в мировой практике, формам существования ТВ: государственному, общественному и коммерческому. Р. А. Борецкий проанализировал эти формы, применительно к условиям современной России и пришел к выводу, что ни одна из них не может быть перенесена механически в Россию30. В работе «В бермудском треугольнике ТВ»31 исследователь обратил внимание на принципы составления программ в телекомпаниях различных форм собственности, приоритетах в программировании, их сходстве и различии. Коммерциализация вещания ведет к выхолащиванию эфира, когда из функций телевидения остается только одна - развлечение, а информация и просвещение уходят на второй план.

В постсоветский период продолжил работу по исследованию телевидения С. А. Муратов . Анализ функций современного российского телевидения, оскудение телевизионных жанров на сегодняшнем экране, сравнение деятельности региональных и центральных каналов описывается автором в плоскости этических норм телевизионного журналиста.

Накопление опыта работы государственного телевидения в регионах, а так же возникновение в начале 90-х гг. XX столетия негосударственных телекомпаний привели к появлению ряда работ, посвященных региональному телевидению и региональной тележурналистике.

Большое внимание практической деятельности регионального тележурналиста и региональных телекомпаний уделила руководитель школы регионального журналиста «Практика» Н. В. Зверева . На основе обширного практического опыта работы с региональными компаниями ею был проведен анализ и сравнение деятельности федеральных и региональных телеканалов, условий работы тележурналистов в центре и в регионах, выявлены тенденции развития регионального телевидения. К таковым автор отнесла: сокращение региональными компаниями собственного производства и заключение договоров с крупными сетевыми телеканалами, выпуск новостей как основной каналообразующей программы на региональном телевидении, политизацию региональных компаний, когда «происходит тесная смычка с той или иной политической силой или конкретной фигурой»34. Сравнительному анализу подверглась и еще одна подсистема современного российского телевидения -государственные и негосударственные телекомпании в регионах. На основании итогов профессиональных фестивалей и конкурсов Н. В. Зверева пришла к выводу, что современное региональное коммерческое ТВ является более успешным, чем государственное, и выявляет причины этого.

Бурное развитие телевидения в начале 90-х гг. способствовало возникновению множества профессиональных фестивалей и конкурсов. Несколько лет членом жюри Всероссийского телевизионного конкурса «Вся Россия» был Г. В. Кузнецов. Это позволило ему обобщить большой фактический материал и прийти к следующим выводам: региональное телевидение сохраняет местный колорит того региона, где оно работает, региональный журналист близок к зрителю, а зритель больше доверяет местным студиям, нежели центральным35.

Новые особенности российского телевидения, возникшие в постсоветский период, стали предметом научных исследований В. Л. Цвика36. В современных работах автор исследует влияние рыночных отношений на структуру телевизионных программ и на формы организации вещания, рассматривая развитие российского телевидения в контексте глобальных процессов. Особое место в исследованиях занимает информационное вещание, признанное одним из столпов современного телевидения. В работе «Телевизионные новости России» показана эволюция информационного вещания и его особенности в телекомпаниях различной формы собственности, проанализированы принципы верстки новостей на основных федеральных каналах37.

Конец XX - начало XXI вв. характеризуется глобальными изменениями, связанными с информационно-коммуникационной революцией, происходящей в российском обществе и российских средствах массовой информации, в том числе и на телевидении. Эти глобальные изменения в средствах массовой информации стали предметом исследований Я.Н. Засурского. Его монографические исследования и научные статьи посвящены теоретическим основам деятельности СМИ в гражданском обществе. Автор, обобщив конкретный исторический материал, выделил четыре модели средств массовой информации, характерные для СССР и постсоветской России38. Анализ роли средств массовой информации в построении и функционировании гражданского общества, социальная ответственность СМИ, соотношение теоретических понятий открытого общества и общества информационного стали предметом тщательного изучения автора .

Статистика и анализ современных средств массовой информации, состояние телевизионного рынка современной России приведены в работе «Общественная экспертиза: анатомия свободы слова. Аналитический отчет»40. Данные, представленные в аналитическом отчете, позволяют проанализировать особенности современной государственной информационной политики, проявляющейся в укреплении государственных средств массовой информации. В аналитическом отчете представлены данные и прогнозы развития телеиндустрии, что позволяет определить в этом процессе место регионального телевидения.

Российское телевидение и тенденции его развития стали предметом исследования и ряда зарубежных ученых. Проблемы глобализации и сохранения национальной идентичности, роли в этом процессе телевидения, его места в условиях построения гражданского общества рассматриваются в исследованиях М. Прайса41 и Т. Рантанен42. Знаток коммуникационного и информационного права М. Прайс проводит сопоставительный анализ ситуации в разных странах, где проблемы регулирования телекоммуникаций развиваются на основе различных правовых культур. Интересна его трактовка роли государства в условиях информационного изобилия. «Если государство имеет законный интерес в развитии механизма демократии, а новые технологии речи оказывают существенное влияние на функционирование политических процессов, то в интересах общества создание инфраструктуры коммуникаций»43, - подчеркивает М. Прайс. В отличие от многих теоретиков общественной сферы, автор считает, что гражданское общество не может функционировать независимо от правительственного вмешательства и поддержки, склоняясь к менее либеральной концепции. Работа финской исследовательницы Т. Рантанен посвящена изучению процесса глобализации медиа и коммуникаций в современной России. Глубокое изучение российского законодательства о СМИ, его сравнение с правовой базой, существующей в других странах, позволили автору выявить особенности функционирования средств массовой информации в постсоветской России и определить их роль в сохранении национальной идентичности в эпоху всеобщей глобализации. Интересен вывод исследователя о том, что перемены, происходящие на российском телевидении, были неизбежными, детерминированными не столько политико-социальными и экономическими изменениями в стране, сколько универсальными законами медиапространства44.

Проблемы телевидения в целом и особенности его развития в постсоветский период являются предметом изучения молодых ученых. Особенности регионального телевидения, его роль в социально-культурной консолидации региона, проанализированы в диссертационном исследовании О. В. Коноваловой.43 В своей работе автор дает определение понятию «регион», выводя за рамки чисто географического, в контексте которого рассматривает особенности развития телевидения на современном этапе. По мнению исследователя, «регион - это социально-политическая общность, объект правового регулирования и в то же время - самодостаточный, самоуправляемый социальный организм, находящийся в единстве со своей средой, обладающей физико-географическими и культурно-цивилизованными, экологическими, экономическими, культурно-историческими и политико-административными свойствами»46.

Современные тенденции развития телевидения и его жанров, функции ТВ в условиях постиндустриального общества, влияние на аудиторию, особенности функционирования телевидения в условиях их концентрации обобщены в диссертационных исследованиях Р. Даутовой47, Н. Дворецкой , Д.Г. Гачечиладзе49, Э. Габидуллиной50 и других современных ученых51.

Таким образом, в 90-е годы XX в.- начале XXI в., продолжается активное исследование проблем теории телевидения. Наступившая демократизация общества, развитие рыночных отношений в стране, приведших к развитию негосударственного телевидения в центре и в регионах, снятие идеологических барьеров, позволили исследователям рассматривать это средство массовой информации, во-первых, в контексте взаимовлияния телевидения и общества, во-вторых, изучать процессы и тенденции современного российского телевидения с точки зрения его региональных особенностей. Работы теоретиков и практиков телевидения явились опорой при изучении истории развития регионального телевидения на материалах Амурской области.

Телевидение Амурской области не было предметом специального исследования. Нет ни одной научной работы по его истории. Имеются лишь свидетельства амурских журналистов, которые выступали в местной печати со статьями об основных вехах возникновения и развития Амурского ТВ.

В постсоветский период амурскому телевидению уделено внимание в ряде работ дальневосточных ученых, связанных с анализом системы средств массовой информации в этом регионе. Общие тенденции формирования рынка электронных СМИ на Дальнем Востоке выявлены в работах В. В. Бакшина3 , И. А. Галкиной53, Е. Г. Тамаровой54, в диссертационном исследовании В. И. Федорова «Опыт реформирования средств массовой информации Дальнего Востока в 1991-2001 гг.»55. Анализу медийных каналов в тоталитарном обществе и обществе транзитного типа, особенностям их функционирования в обществе и влияния на него посвящено диссертационное исследование Л. А. Васильевой56.

Публицистические статьи, книги об истории развития Амурского телевидения в советский период написаны журналистом, писателем, председателем ГТРК с 1971 по 1987 год Б. П. Рябовым. Не претендуя на научное исследование, его работы имеют ценность как мемуары непосредственного участника описанных событий 7.

Таким образом, работы советских, российских и зарубежных авторов, являются фундаментом для исследования регионального телевидения, помогающим рассматривать его историю в контексте развития этого явления в целом.

Цель диссертационной работы заключается в том, чтобы обобщить основные тенденции и эволюционные процессы регионального телевидения на примере телевидения Амурской области в 1962-2005 гг.

Из цели исследования вытекают следующие задачи:

- Проанализировать и обобщить систему взаимоотношений государства и телевидения на федеральном и региональном уровнях в советский и постсоветский периоды.

- Определить этапы становления и развития Амурского телевидения, сопоставив их с периодами развития Центрального телевидения;

- Исследовать тенденции развития регионального телевидения на примере Амурской области;

- Определить возможности и пути дальнейшего развития телевидения в Амурской области.

Объектом исследования является государственная политика в области телевещания в 1962 - 2005 гг.

Предмет исследования - становление и развитие регионального телевидения (на примере телевидения Амурской области) с начала 60-х годов XX в. по 2005 год.

Хронологические рамки исследования охватывают практически четыре десятилетия, начиная с 1962 г. - официального начала телевещания на территории Амурской области, по 2005 г. Значительные хронологические параметры позволяют выявить динамику развития регионального телевидения на материалах Амурской области, его особенности и эволюцию, происходившую под воздействием общественно-политических и социально-экономических изменений в российском обществе.

Географические границы включают в себя территорию современной Амурской области - части Приамурья и в целом Дальневосточного региона, являющуюся субъектом Российской Федерации и занимающую важное геополитическое положение. Восточный сосед Амурской области -Хабаровский край, северный - Саха (Якутия), западный - Читинская область. На юге по реке Амур на протяжении 1246 км область граничит с КНР. Амурская область относится к числу малонаселенных регионов России. Основное население - русские, украинцы, белорусы, переселившиеся сюда в разные годы из западных районов страны. Численность постоянного населения на 1 января 2004 г. (с учетом итогов Всероссийской переписи населения 2002 г.) - 894,5 тыс. человек58.

Методологическая и методическая база исследования.

исходным положением для раскрытия темы является понимание телевидения как сложного многоаспектного явления современной культуры. Вместе с тем, оно напрямую зависит от экономического развития общества и общественно-политической системы. К тому же, региональное телевидение, являясь неотъемлемой частью общероссийского, имеет специфические черты, связанные с геополитическими, историческими, социальными и экономическими особенностями региона. Следование принципам цивилизационного подхода к изучению истории позволило рассматривать процесс исторического развития такого сложного явления, как телевидение, в системе взаимодействия всех факторов, влияющих на него.

В основу работы были положены принципы историзма и объективности. Принцип историзма позволил рассмотреть развитие ТВ в Амурской области достоверно во всех его взаимосвязях и проанализировать конкретный исторический материал с выявлением специфики региона. Принцип объективности сориентировал автора рассматривать проблему в совокупности её положительных и отрицательных сторон, опираясь на факты, не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы.

Для решения задач диссертационной работы наряду с другими общенаучными методами исследования использовался и метод системно -структурного анализа, который позволил комплексно изучить сложный социальный объект, которым является телевидение. Данный метод позволил рассмотреть объект, во-первых, с точки зрения его внутренней структуры, причем не как механическое множество отдельных элементов, связей, зависимостей, а как органическую совокупность этих структурных составляющих, как внутренне связанное и функционирующее целое, как систему. Во-вторых, с точки зрения процесса; в- третьих, с точки зрения выявления качественных изменений в его структуре в целом; в-четвертых, с точки зрения закономерностей его развития.

Задача изучения возникновения и развития ТВ в Амурской области на протяжении большого отрезка времени обусловила необходимость применения проблемно-хронологического метода, который позволил выявить динамику исследуемых процессов.

Анализ развития регионального телевидения на примере ТВ Амурской области потребовал использования синхронного и проблемно-исторического методов, которые позволили подчеркнуть взаимосвязь между тенденциями развития центрального и регионального телевидения, выявить общие черты и различия в государственном и негосударственном секторе вещания.

Наряду с перечисленными методами в настоящем исследовании применялись библиографические методы: аналитический - разыскания, отбора, библиографического описания, аннотирования и реферирования; синтетический, который позволил обобщить собранный материал. Широко использовался метод интервьюирования и анкетирования непосредственных участников событий возникновения и развития телевидения в Амурской области. Этот метод позволил уточнить, при отсутствии других источников, детали происходившего.

Научная новизна исследования состоит в том, что оно представляет собой первое систематизированное исследование, в котором показан процесс становления и развития телевидения в Амурской области в исторической динамике, выявлены тенденции формирования региональных телекомпаний в контексте общероссийских процессов трансформации в постсоветский период. Амурское телевидение рассматривается нами как часть телевидения Российской Федерации, которому присущи общие черты и черты регионального телевидения.

На примере телевидения Амурской области

• проанализирована роль регионального ТВ в различные исторические периоды развития страны;

• определены этапы становления и развития телевидения в Амурской области и проведен их сравнительный анализ с периодами становления телевидения в стране в целом;

• проведен сравнительный анализ деятельности регионального телевидения (на примере телевидения Амурской области) в советский и постсоветский периоды;

• выявлены приоритетные направления вещательной политики телекомпаний в зависимости от изменения исторической среды;

• обобщена деятельность телекомпаний Амурской области в постсоветский период.

Источниковую базу исследования составляет комплекс опубликованных и неопубликованных источников, большинство из которых вводится в научный оборот впервые. Условно их можно разделить на несколько групп.

Первая группа - законодательная база телевещания5 . К ней отнесены Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС, резолюции съездов КПСС, решения Амурского областного комитета КПСС, регулировавшие деятельность центрального и Амурского телевидения в советский период, а также нормативные акты, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, законы РФ и др.

В начале 1960 г. были приняты два Постановления ЦК КПСС «О задачах партийной пропаганды в современных условиях»60 и «О дальнейшем развитии /г t советского телевидения» , которые продекларировали понимание партийными (соответственно государственными) органами возраставшей роли телевидения как инструмента влияния на массовое сознание и наметили программу развития этого средства массовой информации. Принятое в марте 1971 г. Положение № 151 «О государственном комитете СССР по телевидению и радиовещанию» определяло функции созданного органа и его структуру62. Идеологическая составляющая телевидения рассматривалась в Постановлениях ЦК КПСС и ел решениях съездов КПСС . Данные источники дали возможность проанализировать систему управления телевидением партийными органами.

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»64, принятый в декабре 1991 г. и вступивший в действие 8 февраля 1992 г., юридически закрепил общие принципы свободы средств массовой информации и механизм организации и деятельности СМИ. Но в нем речь идет о средствах массовой информации вообще, без всякой дифференциации и учета специфики деятельности того или иного из них. В законе содержатся статьи, нормы и положения, которые регулируют правоотношения в сфере телевидения, но в общем плане. В силу ряда исторических причин в закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» были включены некоторые нормы, регулирующие деятельность средств массовой информации как бизнеса, субъектами которого провозглашены учредители, редакции, издатели и распространители средства массовой информации.

Немаловажное значение в новом глобализующемся мире приобретает формирование открытого информационного пространства, а также интеграция России в международную информационную инфраструктуру. С этой целью в 1996 г. был принят закон «Об участии в международном информационном обмене» D. Закон сформулировал принцип прозрачности границ для информационных потоков. Согласно этому закону, нельзя ограничивать вывоз из РФ массовой информации. Иными словами, законодательно сняты преграды в информационной сфере и гарантирован свободный обмен информацией.

Частью законодательства о СМИ является также закон Российской Федерации «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».66 Этот акт определяет порядок аудио- и видеозаписи официальных мероприятий с участием Президента РФ, заседаний Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, вводит понятие обязательных теле- и радиопрограмм, регламентирует содержание информационных и информационно-просветительских программ, процедуру теле и радиодебатов парламентариев и т. д.

Значительное число норм, затрагивающих статус СМИ, содержится в законах РФ «О государственной тайне»67, «О рекламе»68, «О связи»69, «Об информации, информатизации и защите информации» .

Помимо законов, статус электронных СМИ, в число которых входит телевидение, определяется также многочисленными указами Президента РФ: «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» , «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» , «О совершенствовании телерадиовещания в Российской Федерации»73 и другими.

Наиболее важными источниками по исследуемой теме являются документы Государственного архива Российской Федерации, фонд Р-6903, содержащий 49 описей, включающих 37853 ед. хранения с 1933 по 1979 гг. В диссертационном исследовании опирались на документы описей 2874 - и 32,73 содержащих документы секретариата председателя , управления делами77 и по годовые отчеты подведомственных организаций, письма в ЦК КПСС, Совет министров СССР79.

Особый интерес для нас представляли документы Главного Управления местного телевидения и радиовещания. Данная группа источников позволила проанализировать систему вертикальной отчетности и подконтрольности местных телерадиокомитетов центральным органам, проследить систему жесткого централизованного управления отраслью из Москвы в советский период.

Ценную группу источников по изучаемой проблеме представляют документы, выявленные в партийном архиве Амурской области, прежде всего О/Л фонд П-1 ГААО . Это протоколы заседаний бюро Амурского обкома КПСС, постановления пленумов обкома КПСС, справки о ходе выполнения постановлений бюро обкома КПСС, планы работ сектора печати телевидения и радиовещания, справки о работе областного комитета по телевидению и радиовещанию, регулярно представлявшиеся партийным органам в советский период. Данная группа источников позволила выявить систему двойной подчиненности местного телерадиокомитета, участие, особенно на первом этапе, партийных органов в развитии и техническом оснащении Амурского ТВ.

Для того, чтобы имелась возможность сравнения истории развития телевидения в других регионах Дальнего Востока, нами была использована еще одна группа источников. Это документы Государственного архива Хабаровского края - Ф. П-3581. В документах за 1960 - 1991 гг. интерес представляют протоколы, постановления бюро крайкома КПСС, справки о работе Хабаровского телевидения, которые позволяют подтвердить мысль о единой системе двойной подчиненности телевидения в советский период вне зависимости от конкретного региона. Общие тенденции развития телевидения на Дальнем Востоке просматриваются в документах ГАХК Ф. 1686 «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Дальневосточная»82. Отчеты по труду, приказы по комитету и другие документы дают возможность сравнения с деятельностью Амурского комитета по ТВ и радиовещанию, штатным расписанием, системой управления и т.д.

Ценной группой источников являются ведомственные архивы Дальневосточного окружного управления Министерства печати и массовых коммуникаций РФ и его правопреемника управления Росохранкультуры по Дальнему Востоку . Эти источники позволили сопоставить данные по количеству зарегистрированных телекомпаний в разных субъектах ДВФО в постсоветский период, а также выявить, были ли зарегистрированы нарушения Закона о СМИ телекомпаниями Амурской области (эти данные представлены в приложении 3).

Еще одну группу неопубликованных источников составляют документы телекомпаний Амурской области, прежде всего, документы государственного телевидения, представленные в виде отчетов Амурской студии телевидения, планов работ комитета по радиовещанию и телевидению, программ телепередач, переписки председателей Амурского телерадиокомитета с председателями Гостелерадио СССР, протоколов заседаний Амурского областного комитета по телевидению и радиовещанию, штатных расписаний, сметы расходов и производственно-финансовых планов. Рассмотреть динамику изменений численности и структуры Амурского государственного ТВ нам помогли отчеты о численности административно-управленческого персонала и о распределении по занимаемым должностям.

Соответствующие материалы выявлялись, классифицировались и подвергались анализу среди документов государственного архива Амурской области (ГААО), фонды 645 и 161284. В частности, данная группа источников позволила проследить поэтапное становление (техническое, кадровое, жанровое и т.д.) телевидения в Амурской области. Эти документы дали материал для составления таблиц по кадровым изменениям на Амурском телевидении и сетки вещания. Кроме того, эти же источники дают возможность рассмотреть Амурское телевидение с точки зрения становления амурской тележурналистики, её тематического разнообразия в разные периоды.

Однако группа этих источников ограничена хронологическими рамками, так как архивные фонды нынешнего правопреемника Амурского телерадиокомитета ГТРК «Амур» с 1993 г. не передавались на государственное хранение и не классифицировались. Поэтому в анализе деятельности государственного телевидения в постсоветский период приходилось использовать только доступные документы текущего архива ГТРК и свидетельства очевидцев.

Следующую группу источников составляют материалы центральных и региональных периодических изданий, в которых содержится информация о тенденциях и фактах развития Центрального, Амурского телевидения и телевидения других регионов. Использование этих источников позволило выявить общие закономерности развития ТВ, провести сравнительный анализ развития региональных телестудий, Амурской в частности, особенно в постсоветский период.

В процессе работы изучались материалы журналов «Журналист», «Телефорум», «Телерадиоэфир», «Техника кино и телевидения»,«Искусство кино»,«Телевидение. Радиовещание», «Телевизионный эфир. Тэффи-обозрение», «Политические исследования», «Вопросы психологии», «Мир России», «Среда», «625», «Право знать», «Блокнот агитатора», а также центральных и региональных газет: «Российская газета», «Коммерсант», «Независимая газета», «Новая газета», «Труд», «Правда», «Комсомольская правда», «Амурская правда, «Амурский комсомолец», «Горняк», «Серп и молот» и т. д.

Особую группу источников составляют воспоминания старейших работников Амурского ТВ. Нами были разработаны два типа анкет: для председателей Амурского телерадиокомитета и для творческих работников. Подобные анкеты были разработаны и для руководителей телекомпаний, возникших в постсоветский период. Кроме того, проведен ряд интервью, в частности с председателями Амурского телерадиокомитета разных лет -Е. П. Маковеевым, Б. П. Рябовым, В. С. Мартыновым, А. В. Герасимовым.

Ценные материалы получены из литературы по истории России, Дальнего Востока, Амурской области, культуры Приамурья, справочной литературы и литературы по истории телевидения. Этот тип источников дает возможность рассмотреть исследуемый нами предмет в конкретном историческом, социальном и культурном контексте.

Материалы из сети Интернета позволили познакомиться с решениями профессионального сообщества и современной зарубежной, не опубликованной в печатном виде в России литературой по телевидению.

Собранные архивные материалы в совокупности с опубликованными источниками позволили сравнительно полно исследовать историю возникновения и становления регионального телевидения на материалах ТВ Амурской области, выделить его этапы, определить основные тенденции развития.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы для создания обобщающих трудов по региональному телевидению, при составлении лекционных курсов, методических пособий для студентов факультетов журналистики высших учебных заведений, при написании дипломных работ, как по отечественной истории, так и по журналистике, в работе краеведов, журналистов-практиков. Изучение становления и развития Амурского ТВ может способствовать повышению эффективности и улучшению регионального телевещания в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры отечественной истории Благовещенского государственного педагогического университета., в выступлениях на научных конференциях в Благовещенском государственном педагогическом университете, Амурском государственном университете (2002 - 2004гг), в чтениях памяти профессора Е. П. Сычевского, на региональной научно-практической конференции «Приамурье от первопроходцев до наших дней», посвященной 360-летию В. Д. Пояркова и 150-летию первого Муравьевского сплава по Амуру (люди, события, факты 2003 г.). Они отражены в опубликованных материалах региональной научно-практической конференции «Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы» (Хабаровск, 2003 г), в научно-публицистическом журнале «Власть и управление на Востоке России» (Хабаровск, 2003 г.), в монографии «Амурское телевидение: история и современность». (Благовещенск, 2005 г).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.

Государственная политика в области отечественного телевидения во второй половине XX - начале XXI вв

Российское телевидение, будучи встроенным в российский социум, находящийся в состоянии перманентного поиска наиболее эффективной формы общественного жизнеустройства, функционирует в постоянно нестабильной внешней и внутренней среде. Общество само переживает транзитный период в связи с переходом экономики нашей страны к рынку и демократизацией. Все это происходит на фоне глобальных изменений в средствах массовой информации. Переходный период определяется несколькими аспектами.

Во-первых, международным. В глобальном плане все СМИ, в том числе и электронные, переходят в иное состояние, связанное с развитием новых информационных технологий, позволяющих оперативно доставлять информацию из любого уголка планеты. Телевидение включено в этот процесс. Эфирное вещание переживает дополнительные трудности, поскольку велика конкуренция со стороны кабельного и спутникового телевидения. Кроме того, телевидение все больше включается в сферу развлекательного обслуживания населения. Информационная промышленность все заметнее сращивается с индустрией развлечений. Как следствие - переход от информационных концернов к информационно-культурным корпорациям1. Для Российского телевидения переходный период совпал с процессами трансформации коммуникационных структур в мире и трансформацией собственной структуры - возникновением негосударственных телеканалов, регионализацией вещания, вхождением в рыночные условия. Как отмечают исследователи, в России процесс глобализации происходит одновременно с процессом национализации . Новое национальное государство складывается в таких условия, когда СМИ и телевидение в первую очередь, подвергаются активному воздействию глобализации после долгой изоляции. Национальное государство реформируется средствами массовой информации и коммуникации, и как результат коллективного участия технологии и экономики возникает новое глобальное общество.

Годы реформ в России создали условия для развития негосударственных электронных средств массовой информации, открыли доступ к новым информационным и коммуникационным технологиям. В результате Россия стала неотъемлемой частью мировой современной информационно-коммуникационной системы, а региональное телевидение - часть этой системы страны. Новая среда заставляет по-новому подойти к изучению роли и функций телевидения в современном обществе, а также рассмотреть их государственную трактовку в различные исторические периоды. Для этого используется ряд понятий, уже введенных в научный оборот, - «гражданское общество», «открытое общество», «публичная сфера» и «информационное общество».

Существует ряд дефиниций понятия «гражданское общество». Еще Аристотель называл так сообщество свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства (государство-полис). В современной литературе дают следующие определения данному понятию: гражданское общество - это «общество с развитыми экономическими, культурными и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, экономического политического, культурного и морального статуса, создающих совместно с государством развитые правовые отношения» В Программе развития ООН гражданское общество трактуется как система общественных отношений и институтов, самостоятельных и независимых от государства. Именно они обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, их воспроизводства. Вопрос о формировании гражданского общества как системы взаимоотношений в нашей стране встал в постсоветский период. Формально в СССР существовала развитая система общественных организаций, однако все они напрямую или опосредованно зависели от КПСС и государства. В формировании и функционировании гражданского общества средствам массовой информации, и телевидению в частности, отведена особая роль.

На наш взгляд, можно выделить несколько функций СМИ. Прежде всего, это функция «критика» или «оппозиции», действующей в рамках существующего законодательства и стремящегося к развитию общества. Без подобной оппозиции развитие здорового гражданского общества невозможно. В советском государстве выполнение подобной роли для подконтрольных государству и партии средств массовой информации было невозможно. Первые попытки реализации свободы слова были предприняты во второй половине 80-х годов прошлого столетия. Под лозунгом «гласности», провозглашенной М. С. Горбачевым, на телевидении стали появляться программы, показывающие недостатки в развитии экономической и социальной систем. Самым ярким проявлением нового подхода на телевидении стала программа «Взгляд». Однако в тот период роль «оппозиции» средствами массовой информации реализована быть не могла. Сама система государственной подчиненности сохранялась. По мнению исследователей, на данном этапе развития нашего общества эту функцию СМИ, и в частности телевидение, как самое распространенное и значимое среди них, выполняют4. На наш взгляд, последние тенденции на российском телевидении, связанные с укреплением позиций государства на ТВ, свидетельствуют о некоторой трансформации этой функции.

Формирование и развитие структуры органов телевещания в Амурской области

Началом развития телевидения в Амурской области можно считать появление любительского телевизионного центра в г. Райчихинске. Его созданием занялось Райчихинское научно-техническое горное общество. 28 мая 1957 г. в газете «Горняк» появилась заметка, в которой говорилось, что при Доме техники угольного комбината ведется строительство и монтаж телецентра. Инициаторами этого нового дела выступили А. Гришин, Д. Пономарев, А. Манченко, И. Парков и. др., а возглавил инициативную группу А. Я. Сотников, главный инженер «Дальвостугля»1. В тот период именно в Райчихинск для работы на угледобывающем предприятии приехали новые инженерные кадры из центральных районов страны. С одной стороны, они имели необходимые знания, а с другой, - уже смогли оценить возможности телевидения. Кроме того, генеральный директор «Дальвостугля» В.Н. Иванов лично поддержал идею создания телецентра и способствовал ее воплощению в жизнь. Как вспоминают свидетели событий, уже к сентябрю 1957г. с помощью специалистов из Томска аппаратура была смонтирована. На просьбу райчихинцев оказать поддержку в запуске телецентра откликнулось и Министерство связи. Ознакомившись с самодельным оборудованием, оно предложило руководству «Дальвостугля» более совершенное. 1 января 1958 г. в газете «Горняк» появилось сообщение: «В Райчихинске закончилось строительство первого в Амурской области телецентра. 31 декабря 1957 года состоялась первая телевизионная передача» . Но в СССР вести телепередачи имели право только организации Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Райчихинскому телецентру был необходим статус государственного. А это требовало немалых затрат (утверждение технического канала вещания, средства на содержание телецентра, комплектование и содержание штата и т. д.), которые для небольшого города вряд ли были оправданны. Однако возникновение телецентра в Райчихинске стимулировало процесс его создания в областном центре.

В 1961 г. из инженерно-технических работников Благовещенского радиоузла создается группа по монтажу телевизионного оборудования. В нее вошли Н. И. Мартынов, Н. Д. Кривченко, В. М. Сячин, В. Г. Соколова, первый директор радиотеленцентра А. И. Решетов, А. В. Брегадзе, И. А. Гурской, Л. Н. Бадаев, В. А. Терешкин. Техническую помощь благовещенцам оказывал инженер из Томска Ю. М. Дьяконов. Сборка оборудования шла почти год. Благовещенский телецентр размещался в здании электроаппаратного завода. Сначала он занимал всего одну комнату. Бывшую пожарную каланчу приспособили под телевизионную вышку. Рядом с аппаратным блоком разместился студийный павильон. Электроаппаратный завод выделил помещения для кинопросмотрового зала и режиссерской службы. Заводской клуб был отдан под кабинеты для редакций и дирекции3. Из-за малой мощности передатчика и отсутствия ретрансляторов передачи можно было смотреть только в Благовещенске. Летом и осенью 1961 г. оборудование работало в тестовом режиме, с этого же времени к организации областного телевидения подключился и областной комитет по радиовещанию, который был создан решением облисполкома № 745 от 27 сентября 1957 г. Областной комитет находился в подчинении Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР .

Общероссийские тенденции развития телевидения в постсоветский период

Накануне распада СССР на его территории существовала самая крупная в мире система телевизионного вещания, включавшая 160 программных радиотелецентров, более 18 тыс. телевизионных передатчиков, 10 спутников и 500 тыс. километров наземных линий связи.

Период в развитии Российского телевидения, начавшийся в 1991 г., по праву можно назвать революционным. Это, прежде всего, связано с изменением исторической ситуации - распадом Советского Союза и образованием на его территории независимых государств. Политические трансформации стали причиной, а в некоторой степени и следствием (в 1990 г. был упразднен Главлит - орган государственной цензуры) модификаций в системе телевещания. Произошли изменения, в самой сущности телевидения, его структуре, функциях и задачах. Формирование гражданского общества, где СМК должны выступать критиком власти, посредником между обществом и государством, а также ареной для выработки консенсуса - все это стало главной провозглашаемой задачей новой России.

Начало данного периода в развитии Амурского телевидения совпало с преобразованиями, происходившими в центре, и было их следствием.

7 января 1990 г. по второй программе ЦТ в эфире впервые прозвучали позывные видеоканала «Советская Россия». Он начал выходить регулярно по субботам и воскресеньям, с 14.30 до 17. 00. Однако это был лишь «вещательный нахлебник» в недрах Центрального телевидения1. 13 мая 1991 г. Российский парламент принял решение о создании Российской телерадиокомпании, которая получила в свое распоряжение второй всесоюзный канал (Постановление Верховного Совета РСФСР от 13.05.91), ее первым председателем был назначен О. М. Попцов. Он так сформулировал свою задачу в тот период: «Совершить фронтальный прорыв к демократии в России. Самое главное - дать республике новое дыхание, которое и называется демократическим, начать с правды о самих себе»2. Однако окончательную точку в процессе демонополизации государственного телевидения сыграли события августа 1991 г. Указ, подписанный в прямом эфире Б. Н. Ельциным о роспуске КПСС, последовавший за этим распад СССР и, соответственно, создание на базе Всесоюзной государственной телерадиокомпании республиканских. Как отмечают исследователи истории российского телевидения3, в ведение России перешло 75 телецентров. На этом сузившемся информационном пространстве начали вещать две большие государственные компании - ВГТРК и созданная в декабре 1991 г. Российская государственная телерадиокомпания «Останкино» (Указ Президента РФ от 27.12.91).

С начала 90-х гг. появляется более сложная классификация телевидения в России.

1. По способу трансляции:

а) эфирное (все вещательные организации, использующие традиционный способ распространения телесигнала от телевышки до телесистемы потребителя);

б) спутниковое (эру непосредственного спутникового вещания в России в конце 1996 г. открыли четыре канала «НТВ+»);

в) кабельное (кабельные сети в городах России)4.

2. По типу деятельности:

а) вещательные (осуществляющие телетрансляцию программ, чаще всего

это организации, имеющие и собственное производство и доступ к эфиру);

б) программопроизводящие (продюсерские фирмы);

в) дистрибьюторы (своеобразная инфраструктура телевещания).

3. По принципу образования:

а) из старых структур;

б) новообразованные.

4. По охвату аудитории:

а) общероссийские (Россия, НТВ, Первый канал, ТВЦ);

б) межгосударственные (с некоторой натяжкой - Первый канал);

в) региональные;

г) местные (от областных телестудий до кабельных сетей микрорайона).

5. По способу распространения телесигнала:

а) общенациональные (Первый канал, Россия, Культура, Спорт, НТВ);

б) сетевые (СТС, ТНТ, РЕН-ТВ);

в) местные.

6. По специализации программ:

а) общие (ВИД, Класс и т.д.);

б) специализированные (Воен. ТВ).

7. По форме собственности:

а) государственные;

б) негосударственные, частные;

- акционерные общества;

- общества с ограниченной ответственностью;

- корпорации;

в) смешанные компании с участием зарубежного капитала (СТС).

Похожие диссертации на Становление и развитие регионального телевидения во второй половине XX - начале XXI вв.