Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков Рыжонок Надежда Филимоновна

Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков
<
Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыжонок Надежда Филимоновна. Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Рыжонок Надежда Филимоновна; [Место защиты: Гос. ун-т упр.].- Москва, 2009.- 227 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/293

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Формирование старообрядческих согласий, толков и общин в Поморье и на Северо-Востоке России в конце XVII-XIX вв.

1.1. Расселение старообрядцев в Поморье и Северо-восточном крае России

1.2. Государственная политика по отношению к старообрядцам в конце XVII - XIX вв.

Глава II. Северное старообрядчество в России в XX веке

Глава III. Духовная жизнь и повседневная культура Старообрядцев Поморья и Северо-Востока России

1. Иконопись и книжность старообрядцев как историческое явление

2. Повседневный быт староверов

Заключение

Список источников и литературы

Введение к работе

Изменение вектора развития русской государственности в 90-е годы XX в. в сторону демократического транзита привело к открытости общества к тем религиозным движениям, которые до этого времени были недостаточно изучены, либо освещение их было ограничено рамками догм научного атеизма. Долгое время таким малоизученным и почти непонятным для широкой общественности и науки явлением было старообрядчество. В публикациях по истории России была дана церковная реформа патриарха Никона (XVII в.), события стрелецкого бунта при Петре I. Разделы по русской культуре упоминают о старообрядцах-предпринимателях и меценатах, финансировавших русское искусство — Третьяковых, Морозовых, Бахрушиных, Рябушинских и других, создавших некоторые отрасли промышленного производства (в частности, текстильного). В последние десятилетия появилось большое число публикаций по старообрядчеству, однако в большинстве из них акцент делается в основном на противостоянии старообрядчества официальной православной церкви. Хотя литература по старообрядчеству достаточно обширна, сказать, что старообрядчество изучено хорошо, нельзя. К настоящему времени ещё не введен в научный оборот большой массив источников по истории раскола в Русской Православной Церкви и русском обществе, отсутствуют всесторонние и детальные описания отдельных старообрядческих толков, согласий, их истории, особенностей вероучения и обрядовой практики и т.д. Без этого невозможно адекватно представить истории русского крестьянства, старообрядчества, русской религиозной мысли в целом.

Без внимательного и всестороннего изучения истории старообрядчества в России невозможно составить полное представление истории российского государства в целом, роли старообрядчества в его жизненном пространстве. Отрицательная государственная политика в отношении старообрядчества, различных его толков и согласий, преследование государственной властью этого многовекового оппозиционного церковного движения вела к противостоянию в обществе различных его сил. Усиление влияния старообрядческой буржуазии на развитие экономики страны во 2-й половине XIX в. возродило интерес ко многим аспектам жизни старообрядцев. Однако дальнейшее изучение старообрядцев было прервано революцией 1917 г., гражданской войной и антирелигиозной политикой советского государства.

Новый импульс изучения духовного наследия, жизненного и экономического прагматизма старообрядчества, получило в 90-е г. XX - начале XXI в. В последнее десятилетие ряд научных сообществ по всей России - в Москве, Сыктывкаре, Улан-Удэ, Барнауле и других научных центрах - проводят конференции по истории старообрядчества., его самым различным аспектам1.

Старообрядцы - это сообщество людей, «верующих в Бога» по-своему. Их появление в русском обществе связано с церковной реформой второй половины XVII в., проведенной патриархом Никоном, изменившим некоторые церковные обряды и отправления церковных служб. Комплексное изучение и анализ причин создания своих обрядов разными толками и группами старообрядцев будет способствовать более глубокому пониманию того общественного раскола, который произошел в XVII в. и до сих пор изживается очень трудно и сложно. Изучение данной проблемы важно в связи с тем, что в течение XIX и XX вв. в России шли ускоренные процессы модернизацион-ного развития, общество претерпевало качественные изменения, трансформировалось духовно и нравственно, соответственно менялось и старообрядчество.

Актуальность изучения истории духовных движений как неразрывной составной части истории России повышается в связи с активизацией деятельности многочисленных сект, втягивающих в свои организации молодежь, которая не знает, как шло религиозное развитие в российском государстве. Эта молодежь принимает мотивацию сект за «истинную веру». Нравственный и идейный вакуум, возникший после распада СССР и отказ от идеологических норм КПСС, привел к печальным последствиям в жизни тех, кто пытается найти «новую для себя веру», попадаясь в сети сектантства. Изучение данной темы позволит также определить формы и методы включения в происходящие новые процессы в общественной жизни страны людей, придерживающихся других направлений христианского верования.

Выбор темы обусловлен также отсутствием комплексных исследований одной из многочисленных ветвей старообрядчества - староверов Поморья и Северо-востока России, ставшего основой распространения этого движения по всей стране в течение всего времени его существования.  

Расселение старообрядцев в Поморье и Северо-восточном крае России

Принятие нового обряда в решениях Поместного собора 166.7 г. вызвало серьезное сопротивление со стороны части населения. Никоновские «новины» посеяли смуту среди православных людей, не понимавших решения патриарха изменить вековую обрядность и богослужение. Старообрядцы исходили из того, что Никон нарушил все каноны православной церкви и порядок ее службы, установленный со времен крещения Руси. В связи с этим начался поиск путей сохранения веры своих отцов, теми верующими, которые не приняли нововведений в Русской церкви, которая в их глазах перестала быть «истинной». Исследования историков этого явления привели к выводу, что реформы стали своего рода формой борьбы между светской и церковной властью, царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, за верховенство власти в государстве (по принципу: что выше - «священство» или «царство»). Социальной основой старообрядчества стали разные слои населения Московского государства: часть боярских семей, казаков, купечества, священнослужителей и крестьянство, которое преобладало в рядах староверов. Однако из-за недостаточности источниковой базы невозможно даже приблизительно определить соотношение староверов и всего населения Московской Руси до 1718 г., когда Петр I потребовал от священников составления исповедных ведомостей о сборе денег с раскольников. С 1720 г. было приказано повсеместно оформлять такие ведомости, сохранность которых позволяет сделать вывод, что против церковной реформы выступило низшее приходское духовенство, часть монашества, приказные люди из провинции, стрельцы, торговцы и ремесленники, крестьянство положившую начало поморскому толку (поморщине), возглавил бывший церковный дьяк Даниил Викулов, по имени которого старообрядцев-поморцев с Выга часто называли даниловцами. Однако известность и влияние в старообрядческом мире Выговская община приобрела в начале XVIII в. благодаря ее настоятелям - братьям Андрею (1674-1730) и Семену (1682 -1740) Денисовым, происходившим из захудалой ветви рода князей. Мышецких. В 1706 г. на р. Лексе появилась женская обитель, а затем и знаменитое Выго-Лексинское общежительство.

Жизнь Выговской, а затем и Лексинской, обителей велась по монастырскому уставу и порядку: ежедневно в них отправлялись службы, все имущество братии и сестер считалось общим, все имели общую трапезу. В первые годы Выг и Лекса имели свое священство: последний священноинок на Выге скончался в начале XVIII в.

Истории Выговской общины посвящено достаточно много литературы1. Однако без упоминания о формировании ее основ сложно понять историю всех толков, согласий и сообществ старообрядцев не только в Поморье и на Северо-востоке России, но и во всей стране. Она стала своего рода тем центром, откуда пошло распространение старообрядчества и его традиций.

Вначале Выговская община была почти исключительно крестьянской по своему составу, с небольшой примесью монашества. Условия жизни были необычайно суровыми, членам общины самим приходилось расчищать непроходимые дебри под жилье и пашню. Первоначально была введена даже общность потребления. Во взглядах поморцев этого периода, наполненного борьбой за существование в условиях суровой природы, чувствовалось резкое противопоставление- чуждого «мира» и общины «христиан евангельского проповедания».

Поморцы признавали приход в послениконовское время антихриста, который «истребил все таинства и священство». Они отрицали царскую власть («за царя не молим»), не принимали они из «мира антихриста» и попов («священства не имеем и беглых попов не принимаем»). Перед лицом кончины мира рекомендовалось вести добродетельную и девственную жизнь, чтобы попасть в число божиих избранников и обеспечить себе райскую жизнь. У выговцев в связи с грядущим концом света брак объявлялся потерявшим всякий смысл. Все приходящие от Русской Церкви должны быть перекрещиваемы, причем крестить, исповедовать, совершать другие требы «могут люди непосвященные, даже женщины». Кроме того, на «кресте не должно делать титлы И.Н.Ц.И» (Иисус Назарянин Царь Иудейский — Н.Р.), потому что это есть «ересь латинская, Никоном нововне-сенная, подписывати же подобает: «Царь Славы Ис.ХС. Сын Божий». Важным положением была готовность к самосожжению за истинную веру1. Правда, впоследствии это учение поморцев было несколько изменено.

Когда в 1738 г. на поморцев был сделан донос, что в их скитах не молятся за императрицу Анну Иоанновну, что грозило репрессиями, выго-рецкие старцы решили, чтобы впредь «ее Императорское Величество поминать везде», и даже написали тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя». С этих пор некоторые из беспоповцев, молящиеся за царя, стали называться «тропарщиками». Изменено было также учение поморцев о безбрачии. Сначала, в виде исключения, они принимали в общину лиц, повенчавшихся в Православной церкви. Но впоследствии поморцы выработали брачный устав, состоявший из благословения молодых родителями иконой и хлебом при свидетелях .

На поморском Выге в конце XVII в. слились две крайние, но несколько разные, аскетические монашеские традиции Игнатия и Корнилия, причудливо сочетавшие преклонение перед русским церковным прошлым, готовность к добровольной жертвенности и абсолютную непреклонность в духовных вопросах, переходящей в церковное бунтовщичество.

Иеродиакон Игнатий, будучи известным соловецким экклезиархом и пламенным проповедником среди поморцев, в своих взглядах придерживался крайнего радикализма: от «упразднения» священства, причастия, брака до проповеди «гарей»1. Вместе с тем он был продолжателем традиций Соловков - влиятельнейшей русской обители.

Государственная политика по отношению к старообрядцам в конце XVII - XIX вв.

Жестко проводя церковную реформу, Никон подавлял всякое инакомыслие, стремясь возвысить «священство», в «священстве» - патриаршество, в патриаршестве - самого себя. Светская власть приняла активное участие в проведении реформы Никона. В первые годы после реформы, власти пытались уговорить лидеров старообрядцев отказаться от их обвинений в адрес Никона в отступничестве от правой веры. В свою очередь, старообрядцы ждали, когда царь и патриарх «одумаются» и откажутся от реформ. Однако этого не происходило, а сопротивление староверов становилось все более упорным. Они называли нововведения «дьявольским наваждением», реформаторов - «еретиками», царя - «антихристом», официальную церковь - «служанкой антихриста», а Никона -«собакой». Историки отмечают, что в XVII в. народные бунты были инспирированы старообрядцами против существующей власти «антихриста». Так, прямым следствием раскола стал бунт монахов Соловецкого монастыря 1668-1676 гг., во многих аспектах восстание С. Разина 1670-1672 гг., московский бунт стрельцов 1682 г., и казацкий бунт К.Булавина 1707-1709 гг. В XVII в. движение раскольников потрясло основы государственной и церковной власти.

Полемика между староверами и никонианами вылилась в 50-60-е гг. XVII столетия в идеологическую борьбу, перешедшую затем в форму различных гонений на тех, кто не хотел признавать новые обряды. От уговоров и увещеваний власти переходили к репрессиям. Церковный собор 1666-1667 гг., инициатором которого был царь Алексей Михайлович, возглавивший борьбу с расколом после низложения Никона, проклял всех противников реформы и предал их суду светской власти, которая применяла самые жесточайшие меры, вплоть до сожжения на кострах \

В апреле 1682 г. по царскому указу в г. Пустозерске был сожжен в срубе протопоп Аввакум со своими сподвижниками. Пользуясь ослаблением верховной власти в связи с борьбой между царевной Софьей и Петром, в Москве вспыхнул бунт стрельцов, инициаторами которого были старообрядческие проповедники. Публичный диспут в Кремле в 1682 г. между сторонниками «старого» и «нового» обрядов закончился дракой, начатой Никитой Пустосвятом, после которой делегацию «расколоучителей» выгнали из дворца. Собор 1682 г. наметил систему репрессий против раскольников, а в 1685 г. с одобрения патриарха Иоакима царевна Софья издала т.н. 12 статей, предписывавших бить кнутом и ссылать старообрядцев, конфисковывать их имущество, а также казнить за «перекрещивание» в старую веру.2

Ответной формой протеста, начиная с 1676 г., было добровольное самосожжение старообрядцев. «Добро те сделали, которые в огонь забежали», - коментировал Аввакум . В последнее десятилетие XVII в. прокатилась волна самосожжений по Северу России: в Каргопольском уезде, затем Палеостровские «гари» 1687 и 1688 гг. (в них погибло до 4 тыс. человек) и Пудожская «гарь» 1693 г. (более 1 тыс. человек) 4. По приблизительным подсчетам, к началу XVIII в. сгорело больше 20 тыс. сторонников старой веры 5. Если почти все «гари» 1670 -1680-х гг. были добровольными, то со второй половины XVIII в. они происходили по внушению старообрядческих «старцев», следивших за тем, «ежели кто из них будет к окошкам подходить и кидаться вон, то б колоть и не выпускать из той гари никовой»6. С 1700 по 1760 гг. в результате самосожжений погибло еще 1332 человека, и лишь позднее число жертв этой изуверской формы протеста стало сокращаться. Естественно, что на путь крайнего фанатизма встала лишь сравнительно небольшая часть старообрядчества. Основная же масса, спасаясь от преследований царского правительства, предпочла бегство в «пустыни», на незаселенные, труднодоступные окраины России - в Поморье и Заволжье, Урал и Сибирь, на вольный Дон и Яик, в пограничные с Польшей уезды Черниговщины.

Лишь после 1685 г. правительство обратило внимание на массовое бегство староверов и их самосожжения. Власти начали посылать для розыска беглых старообрядцев воинские отряды, которым давались инструкции на случай, если беглецы вздумают «подпустить огня». Однако, как правило, приход войск служил сигналом к самосожжению, спасти же кого-либо удавалось редко. Жесткая политика самодержавия не могла остановить бегства и самосожжений старообрядцев на протяжении конца XVII - первой половины XVIII вв. «Так убегало и очищало себя, - писал Н. М. Никольский, - от скверны антихристова крепостнического государства крестьянство» .

В начале своего правления старообрядцев преследовал и Петр I (разорение Керженских скитов, распоряжение сжигать приверженцев «огненного крещения»), но затем его отношение к ним смягчилось. Для Петра было важно укрепление мощи Российского государства и пополнение его казны. Хотя репрессивные законы не были отменены, но реально преследования прекратились. Петру было ясно, что уход тысяч работоспособных людей в дальние уголки России от власти, законов и налогов приводило к необходимости осуществления политики приемлемости духовной жизни староверов в обмен на их вклад в экономическое развитие страны.

Северное старообрядчество в России в XX веке

XX в. принес народам России множество потрясений, которые привели к изменениям условий жизни всех слоев населения страны, в том числе и старообрядчества, проживавшего в укромных уголках и столицах Российской империи. Способы выживания старообрядчества, заложенные еще в Выго-Лексинском общежитии, привели к созданию разными путями социального слоя купцов и предпринимателей, которые владели большей частью собственности общин. Так, к началу XX в. среди 25 московских купеческих семей около половины были из старообрядцев: Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Морозовы, Прохоровы, Рябушинские, Солдатенковы, Третьяковы, Хлудовы, которые занимались меценатской деятельностью, о чем в эмиграции писал П.А.Бурышкин \ Их капиталы способствовали тому, что правительство Николая II пошло на определенные уступки в законодательстве о старообрядцах в их церковных делах, хотя делалось это достаточно противоречиво и не системно, а скорее под влиянием революционной ситуации и давления со стороны старообрядческих предпринимателей, о формах и методах деятельности которого будет сказано ниже. Сам император, мечтавший быть «народным» монархом относился к старообрядцам лояльно, без особой религиозной враждебности (христосования с ними, принятие делегаций и т.д.), о чем свидетельствуют его дневниковые записи 2.

В начале XX в. старообрядческие общины и толки стремились выработать общую линию по отношению к власти. Их волновал вопрос о том, что кроме поповцев, никто из остальных толков не имел духовных лиц для проведения служб и других религиозных надобностей. Еще законом Александра III от 3 мая 1883 г. было запрещено совершать принятые до никонианской реформы обряды во время служб в старообрядческих церквях, накладывался запрет на звание священства для старообрядцев. Поэтому ряд виднейших деятелей старообрядчества пытались вести переговоры с властью и Синодом о разрешении им иметь своих священников, признать тех епископов, которые перешли в старообрядчество, за что они были высланы в разные губернии России. Объединяясь на основе своих традиционных взглядов, независимо от территории проживания, старообрядцы сначала проводили совещания по жизненным проблемам, затем пришли к необходимости проводить Всероссийские съезды старообрядцев.

Инициатором съездов стал нижегородский городской голова Д.В. Сироткин, видный деятель Белокриницкого старообрядчества. Под его патронажем в Нижнем Новгороде с 1900 г. стали ежегодно собираться Всероссийские старообрядческие съезды. Ранее созывались совещания старообрядцев, которые позднее стали также называть съездами. Такие совещания, на которых присутствовали представители разных толков и согласий прошли на Иргизе и в Москве в 30-х гг. XVIII в., где обсуждались вопросы о введении сана епископа и устройстве за границей старообрядческой архиерейской кафедры. Но они так и не были решены. Учитывая, что это были первые форумы старообрядцев, их позднее определили как Соборы.

Съезды были новым явлением в условиях наступившего XX в. Они имели свои уставы (положения), определяли задачи и цели, проходили ежегодно, при чрезвычайных обстоятельствах - два раза в год. Такие съезды назывались «чрезвычайными». С 1900 по 1917 гг. состоялось 18 Всероссийских ежегодных съездов и несколько чрезвычайных. Несколько позднее стали проводиться и Освященные Соборы1.

Первый съезд, состоявшийся в 1900 г., избрал Комитет для ходатайств перед правительством по старообрядческим вопросам и нуждам. В 1902 г. состоялось два съезда: Второй и Третий. В них принимали участие старообрядцы разных толков и общин, живших в разных губерниях России, в том числе и с Поморья, и Северо-востока России. Второй уже избрал «Всероссийское Общественное Старообрядческое Попечительство», из которого был выделен Совет попечительства из 9 лиц. Тогда же было решено иметь при Совете особое представительство.

Московские старообрядцы, которые лучше всех были устроены как материально, так и по своим традициям, не спешили присоединяться к этим съездам. Всероссийские съезды, взяли на себя защиту всего старообрядчества перед правительством, чем поддержали старообрядцев по всей России, во всех приходах, даже в самых отдаленных от центра «медвежьих углах». Оттуда стали писать на Всероссийские съезды просьбы и жалобы старообрядцев на бесправие, насилия, притеснения и издевательства местных чиновников. Уже на Втором съезде делегаты читали и обсуждали доклады из разных приходов, отдельных депутатов и частных лиц. Старообрядческие съезды, собиравшиеся в первые годы XX в., были по сути бесправными и непризнанными, но их деятельность отличалась обширной постановкой проблем всего старообрядчества.

Третий съезд был очень важным для старообрядцев, в связи с тем, что представители московских старообрядцев обратились через министра внутренних дел Д. Сипягина с прошением на имя Николая II. В нем они ходатайствовали, чтобы старообрядческим духовным лицам «дозволено было дать подписку в том смысле, что они не будут совершать действий, воспрещенных законом 3 мая 1883 г., и даже не будут именоваться священным званием, если не будут опрошены об их личности». Это было явно антиканоническое обещание, на которое никто не уполномочивал московских старообрядцев, и которое ни один епископ не мог выполнить, не подвергая себя низложению с кафедры по соборному суду на основании церковных канонов. Московское ходатайство перед царем заканчивалось лишь одной просьбой - дать высланным епископам возможность жить на основании закона 1883 г., то есть совершать церковные требы по правилам старообрядческой церкви, но негласно.

Повседневный быт староверов

Основой повседневной жизни старообрядцев является религия и исполнение связанных с ней ритуалов. Характерной особенностью старообрядческой культуры и истории является строго регламентированная, обусловленная религиозными догматами повседневная жизнь. Ни в одном другом сообществе повседневная сторона жизни не была так «узаконена» негласными правилами, как у старообрядцев.

Весь повседневный уклад старообрядца, членов его семьи, членов его общины, толка, согласия и в целом всего сообщества как бы нанизывался на матрицу уже существующей и беспрекословно исполняемой системы обрядов: утренняя молитва, вечерняя молитва, благословение перед началом дела, причащение, покаяние, крещение, погребение и т. д.. С годами повседневная жизнь старообрядцев менялась, но эта религиозная матрица оставалась, и остается неизменной.

Своего рода «Узаконение» этой матрицы опиралось на ряд факторов, важнейшими из которых были: религиозно-нравственный, природно-климатический и социально-экономический.

В религиозно-нравственном плане богословский вывод о воцарении «антихриста» или, по крайней мере, об отпадении в ересь всего окружающего общества был той основой, на которой строилась система отношений староверов с внешним миром в первые годы его существования. При этом правила, регламентировавшие отношения с еретиками, были вовсе не собственным изобретением старообрядцев. Они лишь последовательно и неуклонно применяли канонические правила православия, ибо еще в раннехристианские времена Церковь выработала очень жесткие запреты с целью изолировать правоверных христиан от еретиков.

Следующим фактором, значительно влиявшим на формирование повседневной жизни старообрядцев, было место расположения той или иной общины, то есть природно-климатические условия. О расселении старообрядцев было рассмотрено в первом разделе первой главы. В данном материале мы только подчеркнем, что поток переселенцев-раскольников в северные пределы европейской части России. (Поморье и северное Предуралье)не прекращался всю вторую половину XVII века и продолжался до начала XX в. «Дикие места крайнего севера, покрытые скалами, оврагами, испещренныя болотами и озерами, стали населяться беглецами из Соловков и из центральной Руси»1, в лице которых старообрядчество севера получило мощный анклав-руководителей старообрядческих пустынь и общежительств. «Необитаемые места быстро» покрывались кельями, скитами. Одиночки отшельники поддерживали связь с собратьями по вере» . Суровая природа, климат, не благоприятный для сельскохозяйственной деятельности, способствовали развитию различных промыслов, лесоразработок, рыболовства, и всего того, что сопутствовало этим направлениям труда. Такие условия помогали развитию и предпринимательства, т.к. хозяйство могло развиваться, имея лишь место и сообщество для применения его продукции.

С этой точки- зрения; важнейшим был социально-экономический фактор. В современной истории старообрядчество представлено в основном тремя социальными группами: крестьянство, купечество и промышленники. Интересную характеристику купца-старообрядца дал в отчете 1853 г. П. И. Мельников-Печерский писал: «раскольника нижегородской губернии можно почти безошибочно узнать по одной его наружности. У него какая-то особенная выразительность в лице, самоуверенность и степенность во взгляде, приемах и разговоре...Чрезвычайно редко встречается раскольник вялый и неповоротливый... от того-то раскольники почти все деятельны, а от деятельности и зажиточны. Тунеядцев между ними почти не бывает...» 3.

Старообрядцы-крестьяне, как правило, были наиболее консервативны и соблюдали повседневные традиции своего толка, согласия, в целом общежительства, более скрупулезно и догматично. Только те, кому приходилось общаться с местной властью, с людьми по торговым делам, вынуждены были менять свой внешний вид и распорядок. В этой среде изменений в повседнености отмечено в документах мало.

Однако с середины XIX века, в связи с изменением общественных условий жизни в России бытовой уклад, повседневная жизнь староверов начала эволюционировать более активно. Эго было связано с выходом из крестьянских рядов старообрядцев представителей нового класса - купечества, жизнь которых уже разительно отличалась не только от повседневной жизни старообрядцев прошлых эпох, но и от повседневной жизни современных им старообрядцев из крестьянства.

Российское купечество, а затем промышленники, которые к началу XX века стали «локомотивом», движущим всю Россию по пути капиталистического развития, имели доминантой своей основы старообрядческое миропонимание. Анализируя религиозно-патриархальные традиции старообрядчества, Г.С. Рыкина приходит к выводу, что культурные традиции московского купечества формировались на православных традициях, общинных крестьянских взглядах старшего поколения, предусматривающих уважение к бедным людям, оказание материальной и духовной помощи всем нуждающимся, на семейном характере производства. В основе этих процессов лежала вера в Бога, уважение к труду, соблюдение кодекса чести купца. Но в то же время, в отличие от крестьянства, их деятельность носила светский характер, что незамедлительно отразилось в облике купца: «В результате оно становится той экономической и социальной базой, на основе которой формировался новый класс - класс капиталистов в России, который имел достаточно большие предпринимательские традиции в прошлом и большой политический вес в будущем»1. Культура купцов-старообрядцев и промышленников из старообрядческой среды складывалась между патриархальной культурой своего исходного социального слоя - крестьянства с его традициями и мировоззрением и культурой светского общества, далеко ушедшего от старорусской традиции. Купечество было мобильно и предприимчиво. Оно первым реагировало на все материальные новшества, «прикидывая» выгоду для себя. Но не всякое новшество было ими приемлемо в силу все тех же нравственно-религиозных основ своей культуры. Балансирование между «передовое - выгодное», и «приемлемо -не приемлемо», свойственно процессу формирования культуры купцов-старообрядцев.

Изоляция от перемен, консерватизм помогали староверам сохранить из поколения в поколение традиционный уклад жизни. Естествознание, как связанное с изучением и преобразованием земного мира, в системе ценностей староверия первоначально занимало маловажное место. Кроме того, естественнонаучные занятия в России XVIII-XIX веков были неразрывно связаны с необходимостью вести европейский образ жизни, отступать от норм древлего благочестия. Тем не менее, именно промышленники-старообрядцы занимали лидирующее положение по внедрению передовой техники и технологии на своих предприятиях, которое было немыслимо без использования достижений естествознания. В руках старообрядческих купцов, предпринимателей и фабрикантов вплоть до 1917 года была сконцентрирована значительная часть российской экономики. Г.Флоровский пытался найти объяснение предприимчивости старообрядцев в их мировоззрении: по учению беспоповцев, в мире воцарился антихрист, из мира ушла благодать. Это, по его мнению, оборачивалось своеобразным «пелагианством» — в этом мире человек не может надеяться на помощь благодати и, значит, должен рассчитывать только на свои собственные силы .

Похожие диссертации на Старообрядчество Поморья и Северо-востока России в конце XVII - начале XXI веков