Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повседневная жизнь женщин высших сословий России конца XVII - начала XVIII веков Анпилогова Екатерина Сергеевна

Повседневная жизнь женщин высших сословий России конца XVII - начала XVIII веков
<
Повседневная жизнь женщин высших сословий России конца XVII - начала XVIII веков Повседневная жизнь женщин высших сословий России конца XVII - начала XVIII веков Повседневная жизнь женщин высших сословий России конца XVII - начала XVIII веков Повседневная жизнь женщин высших сословий России конца XVII - начала XVIII веков Повседневная жизнь женщин высших сословий России конца XVII - начала XVIII веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Анпилогова Екатерина Сергеевна. Повседневная жизнь женщин высших сословий России конца XVII - начала XVIII веков : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02 / Анпилогова Екатерина Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова].- Москва, 2009.- 269 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/13

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социокультурные факторы изменения положения женщин высших сословий на рубеже XVII - XVIII веков 43

1.1. Эволюция имущественного положения женщин 43

1.2. Трансформация брачно-семейных отношений 65

1.3. Роль женщины в хозяйственно-бытовых отношениях 117

Глава II. Представительница высших сословий в общественной жизни России 149

2.1. Женщина в обществе и изменение ее внешнего облика 149

2.2. Развитие женского образования и досуга 191

Заключение 230

Источники и литература 240

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется ее научно-практической и теоретической значимостью. История повседневности представляет собой одно из наиболее перспективных направлений, получивших свое развитие в отечественной историографии с конца XX столетия. Тема актуальна на фоне возросшего на рубеже XX - XXI вв. интереса к исследованию статуса российской женщины в современном обществе, для чего необходимо изучение и осмысление экономического и социально-политического положения женщины в России на протяжении длительного исторического периода.

Изучение социальной истории России порождает интерес к повседневной жизни женщин высших сословий, поскольку несмотря на значительное количество исследований, посвященных различным аспектам социально-экономических и культурных процессов, наблюдается недостаток работ по истории повседневности населения. Рубеж XVII - XVIII вв. в России отмечен кардинальными реформами во всех сферах. Они затронули и повседневную жизнь представителей элиты. В результате стали меняться бытовые привычки и образ жизни женщин высших сословий. Исследование проблемы помогло оценить масштабы модернизации общества в период петровских реформ.

Особый интерес к «женской теме» обусловлен разнообразием ролевых функций, которые осваивают женщины в современном обществе. Российское общество, в котором не так давно акцент был сделан на предоставлении женщине возможности реализовать свои карьерные амбиции, в последнее время в связи с нестабильностью в экономическом секторе, а также обострившейся демографической проблемой, обращается к патриархатной государственной политике. Проявляется это в форме ограничения участия женщин в государственно-профессиональных сферах, что порождает недовольство женщин и напряженность. В результате чего перед государством становится задача по выработке политики, предоставляющей равные условия реализации для женщин.

Всесторонний анализ жизни и деятельности женщин в эпоху петровских реформ позволяет вернуться к истокам процесса вхождения женщины в социум, инициированным на уровне государства, где произошло осознание важности и необходимости присутствия женщин в жизни общества. Изучение проблемы взаимоотношений женщины и социума обеспечит понимание значимости активной деятельности женщин в становлении правового государства и позволит принять адекватные меры по доработке законодательства, обеспечивающего социальные гарантии женщине, имеющей детей, позволяющие совмещать профессиональные обязанности и семью, а также в целом содействующие повышению статуса женщины.

Объектом исследования является русская женщина высших сословий — представительницы боярства и сословия дворян, рассматривающиеся в качестве отдельной социокультурной общности, для которой характерен жизненный стиль, определяемый правовым статусом женщины в семье и обществе, уста-

новленные нормы поведения, а также определенные способы репрезентации в обществе.

Предметом исследования выступает повседневная жизнь женщин высших сословий России на рубеже XVII - XVIII вв. в период петровских реформ.

Хронологические рамки исследования относятся к концу XVII - первой четверти XVIII вв. Границы исследования очерчены временем правления Петра I (1696-1725 гг.). Перемены, происходящие в повседневной жизни женщин высших сословий, были обусловлены целым комплексом реформ в политической, социальной, экономической и культурной сферах жизни.

Историография. Историю изучения темы женской повседневности можно условно разделить на три периода: 1. дореволюционный (конец XVIII - начало XX вв.); 2. советский (1917 г. - конец 80-х гг. XX вв.); 3. современный (1990-е гг. - по настоящее время).

Начальный этап изучения различных аспектов повседневной жизни представительниц высших сословий связан с появлением работ, посвященных анализу и оценке петровских преобразований. Одними из первых отметили пере-

мены в бытовой жизни русской женщины И.И. Голиков и М.М. Щербатов . К середине XIX в. относится появление историко-бытовых очерков И.Е. Забелина и Н.И. Костомарова , А.В. Терещенко , отличительной чертой которых является сосредоточение тематики исследования преимущественно на изучении быта, в результате чего оказалась подробно освещена материально-вещественная сторона повседневной жизни русской женщины.

Появление проблемы женской эмансипации и развитие женского движения в XIX в. породили возникновение исследований, посвященных истории русской женщины с древнейших времен до конца XIX в. Так, В.О. Михневи-чем , Д.Л. Мордовцевым , М.И. Семевским были изданы обобщающие очерки, описывающие различные периоды жизни женщины XVIII в., а также ряд бел-летризированных биографий выдающихся женщин. В то же время ряд исследователей осуществили попытку издания истории русской женщины . Усиление

См.: Голиков И.И. Деяния Петра Великого, мудрого преобразователя России, собранные из достоверных источников и расположенные по годам. Ч. П. М., 1788. С. 10 - 13.

См.: Щербатов М.М. О повреждении нравов в России. М., 1984. С. 59 - 130.

См.: Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях // Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. Смоленск, 2003. С. 279 - 558.; Он же. Женщина по понятиям старинных книжников // Опыты изучения русских древностей и истории. Ч. 1. М., 1872.

См.: Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях // Быт и нравы русского народа в XVI и XVII столетиях. Смоленск, 2003. 5 См.: Терещенко А.В. Быт и нравы русского народа. Т. 1 - 7. СПб., 1848.

См.: Михневич В.О. Русская женщина XVIII столетия: Исторические этюды. Киев; Харьков, 1895.

См.: Мордовцев Д.Л. Русские исторические женщины: Популярные рассказы из истории русской истории. СПб., 1874.

8 См.: Семевский М.И. Царица Прасковья. 1664- 1723. СПб, 1883.

См.: Иконников B.C. Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее. Киев, 1874.; Шульгин В.Я. О состоянии женщин в России до Петра Великого. Киев, 1850.; Шашков С.С. История русской женщины // Собрание сочинений. Т. I. Кн. 2. СПб., 1898.; Щепкина Е. Н. Из истории женской личности в России. Лекции и статьи. СПб., 1914.; и др.

общественного внимания к «женскому вопросу» побудило ученых к изучению норм брачного и имущественного права в историческом развитии. Юристы положительно оценивали период петровских реформ с точки зрения укрепления правового статуса русской женщины .

К XIX в. относится появление работы Ф.И. Буслаева, которым впервые в отечественной науке была предпринята попытка анализа собирательного образа русской женщины на житийном материале .

В целом библиография дореволюционного периода представлена исследованиями этнографического характера и историко-бытовыми очерками.

В советской науке проблематика исследований сосредоточилась на изучении социально-экономической и политической истории. Переориентация научного мышления происходит с начала 1970-х. гг. Рассматривая особенности жанров, стиль и тематику древнерусских литературных произведений, академик Д.С. Лихачев подверг анализу представленных в повестях агиографического характера героинь, акцентируя внимание на характеристиках восприятия женщины в обществе через призму эволюции семьи и брака . Изучением повседневности представительниц высших сословий XVIII в. занимался представитель тартуской школы, основоположник семиотического подхода Ю.М. Лот-ман. Новаторство ученого заключалось в выделении скрытых символов и знаков бытовой культуры, позволяющих расшифровать стереотипы поведения представительниц высших сословий России в семье и обществе XVIII в. .

Что касается собственно исторических исследований, то в основном они представляли собой работы этнографического характера, предмет изучения которых — брачная обрядность, эволюция русского женского костюма и исследования по истории духовной и материальной культуры русского общества в канун петровских преобразований . Предвосхитили появление направления женской истории работы П.В. Снесаревского, посвященные русской женщине эпохи Средневековья .

См.: Владимирский - Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Киев, 1886; Неволин К.Д. Введение и книга первая о союзах семейственных. Т. 1. // История российских гражданских законов: В 3 т. СПб., 1851.; Алексеев К. Об отношениях супругов по имуществу в Древней России и Польше // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете (ЧОИДР). М.,1868. Кн. П. С. 1 - 108.; и др.

См.: Буслаев Ф.И. Идеальные женские характеры Древней Руси // Древнерусская народная литература и искусство. Сочинения Ф. Буслаева. Т. П. СПб., 1861. С.470 - 547.

3 См.: Лихачев Д.С. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» // Великое наследие. М., 1979. С. 292 -299; Он же. «Повесть о Тверском отроче монастыре» // Там же. С. 330 - 341.; Он же «Моление» Даниила Заточника // Там же. С. 241 - 258.

См.: Лотман Ю М. Поэтика бытового поведения в русской культуре XVIII века // Из истории русской культуры. Т.IV. (XVIII - начало XIX века). М., 2000.

5 См.: Каминская Н.М. История костюма. М., 1977.; Коршунова Т.Т. Костюм в России XVIII - начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. Л., 1979.; Очерки русской культуры XVII века: в 4 ч. / Под ред. А.В. Арциховского. М., 1975 - 1979.; Очерки русской культуры XVIII века: В 4 ч. / Под ред. Б. А. Рыбакова. М., 1985 - 1990.

См.: Снесаревский П.В. Источники по изучению семейных отношений любви и брака в русском обществе XI - XV вв. // Источниковедение и историографические аспекты русской культуры. М., 1983. С. 29 - 47. Он же. Отношение к женщине в памятниках письменности русского средневековья // Историографические проблемы русской культуры. М., 1984. С. 5 -

Итак, в советской исторической науке, касаемо изучаемой проблематики, превалировали исследования этнографического характера. Некоторые аспекты жизни русской женщины освещены в работахз посвященных изучению бытовой культуры.

Современный период связан с изменением исследовательского ракурса отечественной исторической науки в 90-е гг. — «женская тема» развивается в рамках тендерных исследований. Основоположницей «женской темы» в отечественной истории является Н.Л. Пушкарева . Исследовательнице принадлежит работа, в которой наряду с историографическими обзорами, посвященными изучению проблемы истории русской женщины в рамках направлений отечественной и зарубежной феминологии и тендерной истории, представлена обшир-ная библиография .

Свидетельством роста популярности данного направления становится появление центров тендерных исследований в крупных городах — Москве, Иванове, Тамбове, на базе которых ведутся научно-исследовательские работы, проходят конференции и семинары. Вопросами проблематики и методологии исторической феминологии и тендерной истории в России занимается Л.П. Ре-

пина .

При этом подавляющее большинство авторов разрабатывало тему женской повседневности в русле исследования частной и общественной жизни в рамках конкретного региона. Необходимо отметить отсутствие исследований как краеведческого, так и общего характера, посвященных изучению повседневности представительниц высших сословий России на рубеже XVII - XVIII вв.

К началу 90-х гг. относится появление монографии М.К. Цатуровой, где на основе изучения архивных материалов, а также привлечения законодательных актов и памятников церковной юрисдикции, исследовательница рассмат-

ривает эволюцию институтов семейного права .

В контексте пристального внимания к «женской теме» с начала XXI в. особое внимание историков, культурологов и искусствоведов стал привлекать женский портрет . В связи со скудностью источниковедческой базы, находя-

26.; Он же. Женский словесный портрет как новое явление русской духовной культуры конца XVI - XVII века // Женщина в российском обществе. 2001. № 1-2. С. 59-67.

См.: Пушкарева Н.Л. Женщина в русской семье X - начала XIX вв.: динамика социокультурных изменений: Дис. ... док. ист. наук. М., 1997.; Она же. Частная жизнь русской женщины: невеста, жена, любовница (Х- начало XIX вв.). М., 1997.

См.: Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность: История изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800 - 2000: Материалы к библиографии. М., 2002.

См.: Репина Л.П. Тендерная история: проблемы и методы исследования // Новая и новейшая история. 1997. № 6. С. 41 - 58.; Она же. Тендер в истории: проблематика и методология // Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / Под общей ред. О. Ворониной. М, 2001. С. 262 - 271.

4 См.: Цатурова М.К. Русское семейное право XVI - XVII веков. М., 1991.

5 См.: Кирсанова Р.Н. Русский костюм и быт XVIII - XIX вв. М., 2002.; Алферова Н.В.
Функции портрета в русской культуре: Дис. ... канд. культурологии. СПб, 2006.

щейся в распоряжении современных ученых, исследование О.Е. Кошелевой, посвященное анализу содержания духовных грамот и интерпретации их в контексте повседневной жизни московской элиты, представляется весьма ценным .

Следует также особо отметить работу Б.Н. Миронова, которая представляет собой первое комплексное исследование по социальной истории России периода империи. Для настоящего исследования ценным представляется глава, посвященная изучению процесса развития малой семьи и демократизации семейных отношений различных категорий населения, в том числе, дворянства на протяжении XVIII - начала XIX вв .

В современной историографии досуг женщины рассматривался лишь в контексте анализа того или иного феномена праздничной культуры . Роль женщины в дворянской субкультуре стало одним из предметов исследования Н.А. Хренова . Ученый соотносит вхождение женщины в общественную жизнь в период петровских реформ с «архаическими ритуалами, в которых женщина играет мужские роли, вытесняя мужчину с пьедестала, который он обычно занимает в общественной жизни» .

Среди исследований, написанных в рамках популярного в исторической науке направления — истории семьи, интересна монография Т.Н. Мальковской. Автор исследует специфику трансформации ролевых функций женщины в соответствии с эволюцией семейных форм и взаимоотношений . Из последних работ познавательно источниковедческое компаративистское исследование До-ан Тхи Хоа, в котором автор сравнивает положение вьетнамской и русской женщины периода рубежа XV - XVIII вв., связывает модернизацию тендерных

отношении с изменением законодательства .

Таким образом, в последнее десятилетие российские ученые, обращаясь к изучению женской истории, использовали методологический подход, согласно которому перемены в статусе женщины трактовались как результат социальных процессов и динамических изменений жизненного уклада населения.

В целом отечественная историография не располагает исследованием, посвященным изучению повседневности представительниц высших сословий России на рубеже XVII - XVIII вв.

См.: Кошелева О.Е. «Отходя от света сего ...» Частная жизнь московской элиты XVII века через призму завещаний // Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Евпопе и некоторых странах Азии до начала нового времени. М., 2000. С. 339 - 386.

См.: Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начала XX вв.) Т. 1 СПб., 2000. С. 219-282.

См.: Дуков Е.В. Бал в культуре России XVIII - первой половины XIX века // Развлекательная культура России XVIII - XIX вв. Очерки истории и теории. СПб., 2000. С. 173 - 195.; Трахтенберг Л.А. Сумасброднийшей, всешутейший и всепьянейший собор // Одиссей: Человек в истории. М., 2005. С. 89- 118. и др.

4 См.: Хренов Н.А. «Человек играющий» в русской культуре. СПб., 2005.

Хренов Н.А. Соколов К.Б. Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность). СПб., 2001. С. 655.

6 См.: Мальковская Т.Н. Семья и власть в России XVII-XVIII столетий. М., 2005.

См.: Доан Тхи Хоа. Женщина Вьетнама и России в XV - начале XVIII вв.: Источниковедческие основы тендерного исследования: Дис. ... канд. ист. наук. М., 2003.

Целью исследования является комплексное изучение эволюции статуса женщины высших сословий в системе приватных и общественных отношений на рубеже XVII - XVIII вв. с решением следующих конкретно-исторических задач:

определить комплекс факторов, влияющих на изменение статуса женщины;

дать оценку положения женщины в системе семейных отношений;

показать влияние государственной политики на развитие личностных прав женщины;

рассмотреть систему общественных представлений относительно женщины и обосновать их роль и значение при формировании поведенческой модели;

показать процесс вхождения представительниц высших сословий в общественную жизнь рубежа XVII - XVIII вв.;

- проанализировать трансформацию жизненных стратегий представительниц элиты в условиях социально-политической модернизации.

Источниковая база исследования сформирована в соответствии с целью, объектом и предметом работы. Использованы источники трех типов — архивные, печатные (нормативные и нарративные) и материалы изобразительного искусства (женские портреты).

Первую группу составляют первичные документы, выявленные в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА). Основная трудность при изучении повседневности представительниц элиты в период петровской модернизации состоит в ограниченности первичных документов. Внимание государства и общества не было сфокусировано на женщине, в связи с чем информация о представительницах высших сословий разрознена и содержится в разнообразных фондах.

Наибольший интерес представляют материалы фонда Государственных и частных актов поместно-вотчинных архивов (Ф. 1455) , документы которого представлены разнообразным актовым материалом. Ценными источниками данной группы являются росписи приданого, рядные и сговорные записи, которые содержат информацию об условиях и порядке вступления в брак представительниц высших сословий, размерах приданого. Другая категория источников фонда представлена юридическими актами поместно-вотчинного характера и включает в себя купчие, меновые, договорные, поступные и раздельные. Большим информационным потенциалом обладают дела о спорном землевладении, фигурантами, в которых проходят женщины высших сословий. Таким образом, документы указанной группы характеризуют степень имущественной самостоятельности представительниц элиты и отражают реальное воплощение политики государства, обнаруживают полноту исполнения законов.

1 РГАДА Ф. 1455. Оп. 1. Д. 75, 168,278,346,411, 446,859,911,914,933, 1058, 1070, 1094, 1099, 1112, 1136, 1272, 1428, 1496, 1657, 3719, 3782, 4031, 4038, 4051; Оп. 4. Д. 445, 691.; Оп. 6. Д. 418, 423, 535, 552, 608, 669, 911, 958, 981, 1091, 1119, 1177, 1715.

Значительный массив первичных данных отложился в фондах Великоус-тюжского архиерейского дома (Ф. 1206) , Суздальского духовного архиерей-

9 "3

ского приказа (Ф. 1439) , Покровского Хотькова монастыря (Ф. 1449) , Паф-нутьев-Боровского монастыря (Ф. 1198) , Антониев-Сийского монастыря (Ф. 1196) , Троицкого Гледенского монастыря (Ф. 1187) . Выявлены исходные документы, характеризующие особенности семейной и иноческой жизни представительниц высших сословий. Список дел монастырей и епархий обширен — это дела об имущественных противоречиях, нарушении брачного законодательства отдельными представителями знати, о случаях насильственного пострижения замужних женщин. Кроме того, фонды содержат информацию о проживании и специфике содержания в монастыре представительниц элиты. Особенность исследуемых материалов в том, что решения по большинству дел отсутствуют. Тем не менее, челобитные, где пострадавшая сторона подавала прошение или жалобу о неправомерности действий, а также показания и объяснения ответчиков чрезвычайно значимы для характеристики обыденной жизни женщин высших сословий, поскольку информация почерпнута непосредственно от современников эпохи. При этом данные, содержащиеся в делах, разнообразны, касаются противоречий в семейных отношениях, хозяйственной деятельности, нюансах супружеских взаимоотношений. Дополняют сведения указанной груп-пы документы Монастырского приказа (Ф. 237) , Рукописного собрания Ф.Ф.

Мазурина (Ф. 196) и отдельные документы из различных учреждений, отложившихся в Приказе тайных дел (Ф. 27) .

Информация об общественной жизни и придворной службе представительниц элиты раннего нового времени содержат фонд Архива Оружейной палаты (Ф. 396) и Аптекарского приказа (Ф. 143) . Аналогичные сведения о до-суговой сфере знатных женщин, в том числе материал по устройству и обстановке, в которой проходили первые театральные представления, встречаются в

Посольском приказе (Ф. 139) .В документации фонда «Кабинет Петра I и его продолжение» (Ф. 9) присутствуют данные, касающиеся женского образования.

Из фонда 6 «Уголовные дела по государственным преступлениям» извлечены дела, по материалам которых можно судить о семейных отношениях

734, 739, 823.; Оп. 2. Д. 19, 423, 424, 461, 597, 598, 639.

1,8.

349.

157.

1 РГАДА. Ф. 1206. Оп. 1. Д.

2 РГАДА. Ф. 1439. Оп. 1. Д.
3РГАДА. Ф. 1449.0п. 1. Д.

4 РГАДА. Ф. 1198. Оп. 1. Д.

5 РГАДА. Ф. 1196. Оп. 1. Д.

6 РГАДА. Ф. 1187. Оп. 1. Д.
7РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Д. 6337.
8РГАДА. Ф. 196. Оп. 2. Д. 79, 102, 116.

9 РГАДА. Ф. 27. Оп. 1. Д. 307, 447, 466, 467, 496.

10 РГАДА. Ф. 396. Оп.1. Д. 31009, 31798, 31863, 31896, 31947, 31954, 31968, 31969, 31974,
32121.

11 РГАДА. Ф. 143. Оп. 2. Д. 309, 1235.

12 РГАДА. Ф. 139. Оп. 1. Д. 21, 23, 24.

13 РГАДА. Ф. 9. Кн. 65, 69.

14 РГАДА. Ф. 6. Оп. 1. Д. 15, 126, 146, 147.

Петра І, что представляется существенным в контексте оценки трансформации статуса представительницы элиты в период реформ.

Важное место в исследовании занимают источники нормативного характера, изучение которых позволяет выявить роль государства и основные направления государственной политики, в рамках которых изменился статус женщины высших сословий. Ряд средневековых памятников светского права содержат установленные нормы, определяющие правовой статус женщины в семье и обществе на протяжении XVII столетия .

Законодательные нормы о владельческих, наследственных и распорядительных правах женщины в допетровский период представлены в своде Собор-ного Уложения 1649 г . Для характеристики социально-правового статуса женщины на рубеже XVII - XVIII вв. особенно ценными представляются законы и нормативные акты, опубликованные в Полном собрании законов Российской империи . Ряд законодательных актов регулирует имущественную и брачно-семейную сферу отношений, что позволяет определить основные направления государственной политики начала XVIII в. в отношении женщин высших сословий.

Для получения информации о нормах супружеских отношений, поведения супругов в браке привлечены источники канонического права - Кормчая

книга, Номоканон, Митрополичье правосудие, а также памятники церковной

6 юрисдикции .

См.: Русская Правда Пространной редакции // Памятники русского права. Вып. І. М., 1952.; Устав князя Ярослава Восточно-русской редакции // Памятники русского права. Вып. I. М., 1952.; Судебник 1497 г.// Памятники русского права. Вып. П. М., 1953.

2 См.: Соборное Уложение 1649 г. // Российское законодательство X - XX веков. Т. III. Акты земских соборов. М., 1985.

См.: Полное собрание законов Российской империи по воле государя императора Николая I издаваемое. Собрание I. СПб., 1830.

См.: О позволении писать купчия и закладныя на недвижимое имение лицам женского пола. Указ Сенатский 4 ноября 1715 г. //ПСЗРИ. Собр. I. СПб., 1830. Т. V. №2952. С. 181.; О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах. 23 марта 1714 г. // ПСЗРИ. Собр. I. СПб., 1830. Т. V. №2789. С. 91 - 94.; О выделе мужу после умершей жены, а женам после мужа из всего имения четвертой части и о разделе прочих частей. Указ Именной 15 апреля 1716 г. //ПСЗРИ. Собр. I. СПб., 1830. Т. V. №3013. С. 459.

См.: Об отмене рядных и сговорных записей совершаемых у крепостных дел, о писании вместо того домовых заручных росписей приданому; о недействительности обручения по причине оказавшихся нравственных или телесных недостатков жениха или невесты, или по нежеланию или вступить в брак и о неповорот движимаго имущества, по смерти бездетной жены в род ея. Указ Именной 3 апреля 1702 г. //ПСЗРИ. Собр. I. СПб., 1830. Т. IV. №1907. С. 191.; О непринуждении родителям детей и господам рабов своих рабынь к браку без самовольного их желания. Указ Именной, данный Синоду 5 января 1724 г. // ПСЗРИ. Собр. I. СПб., 1830. Т. VII. №4406. С. 197 - 198.; Прибавление к Духовному Регламенту. Прибавление о правилах причта церковного чина монашеского. Май 1722 г. // ПСЗРИ. Собр. I. СПб., 1830. Т. VI. № 4022. С. 708 и др.

См.: Кормчая книга. Ч. I - П. Б. м. б. г.; Номоканон при Большом Требнике. Его история и тексты, греческий и славянский с объяснительными и критическими замечаниями Павлова А. // Ученые записки императорского Московского Университета. Отд. юрид. Вып. XIV. М., 1897.; Митрополичье правосудие // Памятники русского права. Вып. III. М., 1955. С. 426 -428.; Стоглав 1551 г. // Российское законодательство X - XX веков. Т. П. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., 1985.

Следующую группу источников составляют материалы личного происхождения — мемуаристика и материалы частной переписки. Немногочисленные эпистолярные источники содержат информацию о межличностных отношениях и роли женщины в хозяйственно-бытовых отношениях в семье .

Мемуаристика, состоящая из воспоминаний, дневников и записок, подразделяется на отечественную и иностранную — россику. Прежде всего интерес представляют мемуары-автобиографии, написанные женщинами, где присутствует информация о внутреннем мире женщины, типичных занятиях и склонностях, взаимоотношениях с окружающими, а в ряде случаев - личностная оценка перемен, произошедших в повседневной жизни в период петровских реформ. «Своеручные записки ...» Н.Б. Долгорукой (Шереметевой) , несмотря на некоторый идеализм, как нельзя более полно отражают интимные переживания и рассуждения типичной знатной женщины начала XVIII в. о супружеских отношениях, обязанностях жены по отношению к мужу. Информация о быте женщин высших сословий Московии XVII в. почерпнута из сочинения Г. Ко-

тошихина .

Воспоминания А.Е. Лабзиной , СВ. Капнист-Скалон , Н.Н. Мордвиновой , хотя и относятся к более позднему периоду, содержат информацию о жизни предшественниц петровской эпохи. Кроме того, воспоминания позволяют проследить общую картину укрепления статуса женщин высших сословий в семье и обществе, оценить роль петровских реформ в данном процессе.

Россика включает подробные описания образа жизни, семейных взаимоотношений, внешнего облика, типичных занятий женщин. Используемую в исследовании россику условно можно разделить на сочинения, относящиеся к предшествующему реформам периоду , и описывающие непосредственно пе-

риод петровских преобразований . Кроме ряда ошибочных интерпретаций и

См.: Две грамотки. Два письма конца XVII столетия, писанныя любящими женами к своим дорогим мужьям, находившимся по делам службы в разлуке со своими подругами. / Сробщ. И.Е. Забелин. Б. м, б. г. С.272 - 278.; Грамотки XVII - начала XVIII века. М., 1969.

См.: Своеручные записки княгини Натальи Борисовны Долгорукой, дочери г. фельдмаршала графа Бориса Петровича Шереметова СПб., 1992.

См.: Котошихин Г.О Московском государстве в середине XVII столетия // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. П. М., 1989. С. 252 - 285.

См.: Лабзина А.Е. Воспоминания. Описание жизни одной благородной женщины // Россия в мемуарах. История жизни благородной женщины. М., 1996. С. 15 - 88.

См.: Скалон СВ. (Капнист-Скалон СВ.) Воспоминания // Записки русских женщин XVIII - первой половины XIX века. М., 1990. С. 281 - 388.

См.: Мордвинова Н.Н. Воспоминания об адмирале Николае Семеновиче Мордвинове и о семействе его. Записки его дочери // Записки русских женщин XVIII - первой половины XIX века. М., 1990. С. 389-448.

См.: Герберштейн С. Записки о Московии. СПб., 1866.; Петрей П. История о Великом княжестве Московском, происхождении великих русских князей, недавних смутах, произведенных там тремя Лжедмитриями, и о московских законах, нравах, правлении, вере и обрядах, которую собрал, описал и обнародовал Петр Петрей де Ерлезунда в Лейпциге 1620 года // О начале войн и смут в Московии. М., 1997. С. 151 - 464.; Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу Козьме III Тосканскому о Московии. М., 1905.; и др.

См.: Перри Дж. Состояние России при нынешнем царе Петре I. Другое и более подробное повествование о России // ЧОИДР. 1871. №2. Отд. IV. С. 39 - 196.; Седерберг Г. Бывшего полкового священника, магистра Генриха Седерберга заметки о религии и нравах русского народа во время пребывания его в России с 1709 по 1718 год // ЧОИДР. 1873. №2. Отд. IV.

оценок морального облика женщин достоверность большей части информации, содержащейся в сочинениях иностранцев, подтверждается сведениями из других источников.

Большой информативностью о государственных приоритетах начала XVIII в. в отношении воспитания и образования русских девушек обладает руководство по воспитанию «Юности честное зерцало», изданное в 1717 г., и проект женского образования, представленный Ф.С. Салтыковым .

Именной список статс-дам и фрейлин русского двора помогает оценить масштабы вхождения женщин высших сословий в сферу общественной жизни, а также выяснить их роль в жизни императорского двора . Сведения о досуго-вой деятельности женщин содержатся в чинах «избрания и поставлення князь -папы», шуточных посланиях, обнаруженных И.И. Голиковым .

Особенно ценным источником, где содержится информация о порядке домоустройства, отражены общие житейские правила, а также представлено типичное поведение, характерное для современницы изучаемой эпохи, является «Домострой» . Анализ норм «Домостроя» позволяет объяснить мотивированность бытового поведения представительниц знати.

Перспективным выглядит обращение к учительским и агиографическим произведениям, где представлены типичные стереотипизированные женские образы, посредством которых пропагандируемые нормы поведения распространялись на отношение к женщине и обуславливали ее поведение .

Значительный объем информации о роли и назначении женщины в семье и обществе, общепринятой модели семейных взаимоотношений, обязанностях женщины в семье почерпнут из учительских сборников .

С. 1 - 37.; Вебер Х.Ф. Записки Вебера о Петре Великом и его преобразованиях. // Русский архив. 1872. Вып. 6 - 8.; Записки Юста Юля датского посланника при Петре Великом (1709-1711). М., 1899.; Берхгольц Ф.-В. Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца. 1721-1725. Ч. 1- 5. // Неистовый реформатор. М., 2000.; Бассевич Г.-Ф. Записки о России при Петре Великом извлеченные из бумаг графа Бассевича. М., 1866.; и др.

См.: Юности честное зерцало или Показание к житейскому обхождению. М., 1990.; Салтыков Ф.С. Пропозиции. СПб., б. г.

См.: Статс-дамы и фрейлины Русского двора в XVIII столетии // Русская старина. 1870. Т. П. С. 468 - 498.

Шутки и потехи Петра Великого: собственноручно им написанные чины избрания и поставлення князь - папы, шуточные послания, указы, росписи и подписи 1690 - 1725 гг., обнаруженные И.И. Голиковым // Петровский сборник, изданный «Русскою стариною». СПб., 1872. С. 55-102.

См.: Домострой по списку Общества истории и древностей российских. М., 1882.; Домострой. Сильвестровская редакция / Изд. подгот. В.В. Колесов, В.В. Рождественская. СПб., 1994.

См.: Беседа отца с сыном о женской злобе // Памятники литературы Древней Руси. XVII век. Кн. І. М., 1988. С. 487 - 498.; Слово Даниила Заточника // Изборник (Сборник произведений литературы древней Руси). Библиотека всемирной литературы. Сер. I. Т. XV. М., 1969. С.224 - 235.; Златое иго супружества // Труды отдела древнерусской литературы / Институт русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР. Т. XXXIII. М., Л., 1979. С. 312 - 337.; Повесть о Петре и Февронии. Л., 1979. С. 209 - 222.; Повесть об Ульянии Осорьиной // ПЛДР. XVII век. Кн. І. М.., 1988. С. 98 - 104.; Повесть о Тверском Отроче монастыре // Изборник. М.^1969. С. 675-683.;

См.: Книга глаголемая Измарагд, ... В 2-х редакциях. // Яковлев В.А. К литературной истории древнерусских сборников. Опыт исследования «Измарагда». Одесса, 1893. и др.

Анализ содержания публицистических сочинений позволяет проследить эволюцию общественных представлений относительно восприятия женской личности. К данной категории источников относятся появившееся около 1719 г. «Завещание отеческое» известного российского публициста И.Т. Посошкова и «Духовная» активного сторонника и участника преобразований В.Н. Татищева, в которых наряду с размышлениями авторов о служебных делах затрагивается вопрос устроения частной жизни . С помощью изучения рассуждений публицистов можно определить степень изменения индивидуального восприятия в менталитете современников петровских реформ, в частности взгляда на роль женщины.

Изменения в поведенческой модели и жизненной стратегии представительниц высших сословий, а также самоидентификации женщины в период реформ возможно благодаря исследованию анализа трансформации представлений и стереотипов женских образов, изображенных в литературной традиции начала XVIII в.2

Наконец, важнейшую группу источников составляют изобразительные источники — портреты женщин высших сословий, сохранившиеся в фондах собраний Государственного Русского Музея, Государственной Третьяковской Галереи, на базе которых была проведена выставка «Портрет Петровского вре-

3 тт

мени» . Ценность данного вида источников состоит не только в изучении особенностей материальной культуры (одежды и внешнего облика представительниц знати), но также в возможности психологической интерпретации изображений, которая позволяет получить данные о культурно-специфических изменениях личности отдельных представительниц знати в период петровской модернизации.

Таким образом, вышеуказанная источниковая база позволяет решить в полном объеме поставленные научные задачи.

Методология исследования. Диссертационная работа типологически относится к историческому исследовательскому полю — женской повседневности, что предполагает использование методов как собственно исторических, так и заимствованных из других наук. Исследование проведено в соответствии с принципами историзма и объективности, использовались сравнительный, аналитический методы исследования. Применен микроисторический метод, метод выделения понятий, образов и анализ символических форм, метод реконструкции, а также метод психологической интерпретации текста и изображений.

Научная новизна исследования. Впервые всестороннему изучению подвергается повседневная жизнь представительниц высших сословий России в

1 См.: Посошков И.Т. Завещание отеческое. СПб., 1893.; Татищев В.Н. Духовная // Избранные произведения. Л., 1979. С. 133 - 145.

См.: Слово о мужах ревнивых // Русская демократическая сатира XVIII века. М., Л., 1954. С. 132 - 133.; Притча о старом муже // ПЛДР. XVII век. Кн. П. М., 1989. С. 234 - 236.; Гистория о российском матросе Василии Криотском и прекрасной королевне Ираклии // Си-повский В.В. Русские повести XVII-XVIII веков. СПб., 1905. С. 108 - 127; и др.

См.: Портрет петровского времени. Каталог выставки. Л., Государственная Третьяковская галерея. Русский музей, 1973.

период масштабных преобразований рубежа XVII - XVIII вв. Впервые проведен историографический анализ изучаемой темы с учетом специфики методологии исследования. Также впервые период социально-политической модернизации первой четверти XVIII в. изучен в контексте изменения повседневных практик представительниц элиты.

Результаты диссертационного исследования представлены следующими положениями:

- определены ключевые факторы, повлиявшие на изменение повседневности женщин высших сословий, к которым относятся: стабилизация правового статуса, расширение хозяйственно-бытовых полномочий в семье, вхождение женщины в публичную сферу жизни;

обнаружена решающая роль государства в процессе трансформации женской повседневности, что выражалось в становлении системы гражданского законодательства, инициировании и реализации на государственном уровне изменений, касающихся различных сторон обыденной жизни женщин высших сословий;

прослежена динамика статусно-ролевых характеристик представительниц знати, вектором которой стало повышение статуса в частной и общественной жизни, а также увеличение вариантов жизненных стратегий женщины;

реконструирована сфера индивидуального опыта представительниц элиты, особенности восприятия и оценки реформ непосредственно женщинами высших сословий;

получен вывод о трансформации норм и критериев, формирующих идентичность представительниц элиты (изменение образа женщин в представлениях современников и внешнего облика), что ускорило раскрепощение поведенческой модели женщин высших сословий;

доказано, что на протяжении первой четверти XVIII в. образ жизни женщин высших сословий сочетал в себе черты традиционализма (преимущественно в системе приватной жизни) с новациями (в области социальных отношений);

в рамках данной работы сделан вывод о противоречивом характере петровских реформ в контексте трансформации женской повседневности, заключающимся в несовершенном характере реализуемых мер, а также в расхождении между пропагандируемыми нормами и устоявшимся обычаем.

Автором выявлен, использован и впервые введен в научный оборот ряд новых источников.

Практическая значимость исследования заключаются в том, что его основные положения могут быть использованы в трудах по истории повседневности, тендерной истории, при создании обобщающего труда по истории женщин России и Отечественной истории в целом. Работа может быть полезна при разработке и преподавании общеисторических и специальных курсов в высшей и средней школе. Кроме того, данные, полученные в исследовании, могут быть использованы при разработке гендерно-ориентированных, а также социально-политических программ женских организаций и объединений.

Апробация работы. Основное содержание диссертационного исследования отражено в публикациях, результаты исследования были представлены автором на международных научных конференциях в Санкт-Петербурге в 2006 г. и в Москве в 2008 и 2009 гг.

Структура работы включает в себя Введение, две главы в составе пяти параграфов, Заключение и Список использованных источников и литературы.

Трансформация брачно-семейных отношений

Специфика Московского государства конца XVII века выражалась в доминировании Церкви в качестве института, оказывающего значительное воздействие на различные стороны жизни общества. Формирование мировоззрения населения относительно устройства общества не только в духовной жизни человека, но и в повседневной, бытовой в большей части определялись церковными воззрениями. Помимо определения нравственных категорий, регулирующих межличностные отношения в семье, вопросы заключения и расторжения брака также находились в ведомстве канонического права. А поскольку каноническое право отвечало традиционным патриархальным представлениям, сохранение приоритета власти мужчины являлось доминантой каноники, что определяло характер семейного законодательства.

Таким образом, канонические законы, обусловливающие нормы семейного быта, во многом определяли статус женщины.

Значительные перемены, произошедшие в административной системе в начале XVIII века, повлекли за собою изменения в сфере брачно-семейных отношений. Стремление государства ограничить столь широкое влияние Церкви привело к постепенной утрате независимости последней. Так, с 1721 г. было упразднено патриаршество и образован Святейший Синод, ставший частью государственного аппарата. Следствием данных мер стала выработка новых положений в сфере семейного законодательства, отвечающих интересам государственной политики, в числе которых - повышение демографии, а таюке ориентация на усвоение европейского образа жизни. Итогом реформ стала выработка новых законодательных норм, которые изменяли условия, процедуру и характер заключения и расторжения брака, что повлияло на изменение взаимоотношений внутри семьи, а также отразилось на положении женщины.

В контексте характеристики статуса женщины рассмотрим особенности государственной политики XVII - XVIII веков в области брачно-семейного права по отношению к представительницам высших сословий периода петровской модернизации.

В Средневековой Руси высокая оценка безбрачия была связана, прежде всего, с христианской религией и ее негативным отношением к женскому естеству. Согласно христианской этике, безбрачие как способ организации жизни оценивалось благосклонно, о чем красноречиво свидетельствовала дидактическая литература: «Девство бо славно и ангелом подобно...»1. Безбрачие и сохранение девственного состояния христианство признавало более совершенной формой состояния человека. При этом предполагалась не только сохранение телесной чистоты, но и чистота помыслов — «не токмо тело удержати от греха, но и мысли», в противном случае - «аще ли кто мысльми согрешает, то лучше таковому женитися, нежели мысльми распалятися».

Спастись от плотских желаний было возможно, только придерживаясь монашеского образа жизни, мирянам же настоятельно рекомендовалось ограничивать общение с представительинцами прекрасного пола: «не зрите на лица женские, и не беседуйте с ними» .

В поучительной литературе, распространенной на Руси в XVII веке, содержался призыв к достойным мужчинам воздерживаться от вступления в брак. Высказывание о женитьбе как обузе, отвлекающей мужа от высоких жизненных свершений или досадной помехи, мешающей жить, присутствовало во многих произведениях, занимавших авторитетное место в жизни человека: «Аще хощещи сыне мой, без печали жити, то лутче не женитися и опосля не гужити»4. Предпочтение пребывания во внебрачном состоянии для мужчин объяснялось церковными дидактиками тем, что мирские заботы о семье, жене и детях препятствуют саморазвитию человека. Известному просветителю С. Полоцкому принадлежали следующие строки: «Человек, иже мудрость от бога прияше, о ней же во юности труды полагаше, Аще восхощет жену в супружество взяти, Нужду имать мудрости тщету восприяти, Ибо не будет мощно с книгами седети, Удалит от них жена, удалят и дети»1. Приписывая женскому началу склонность к пороку, церковные проповедники в союзе женщины и мужчины усматривали грех «суть и ина в супружестве злая» и рекомендовали молодым людям воздержаться от брака: «На покойное место ко книгам склонися, без супружества век твой жити ». Само вступление в брак являлось своеобразным компромиссом, уступкой низменным страстям и слабой природе человека - «лутче женитися, нежели разжизатися» . Однако по представлениям апологетов христианства брак должен был отвечать двум задачам — служение для продолжения рода и узаконение связи мужчины и женщины перед Богом и людьми, ибо «честен брак и ложе его не скверно». Перемена в отношении к женщине в русском обществе в начале XVIII века связана с некоторым ослаблением православной парадигмы и усилением светского начала в повседневности высших сословий. Указанные изменения повлекли за собой появление принципиально иных соображений относительно семейной жизни. К примеру, согласно В.Н. Татищеву, в брак необходимо вступать, поскольку «недобро единому быти».

Роль женщины в хозяйственно-бытовых отношениях

Под влиянием реформ конца XVII - начала XVIII веков происходит восприятие европейских культурных форм, организующих жизнь представителей элиты на иных принципах. Ориентация государства на распространение среди населения европейского уклада жизни вызвала ряд изменений в обыденной жизни высших слоев России, в том числе изменениям подвергалась система семейных отношений. Под воздействием модернизационных процессов появились новые черты в бытовом укладе, что требовало поиска и освоения иных форм и норм поведения от представителей высших сословий, в том числе и в семье.

Прежде чем давать оценку роли женщины в семье обратимся к характеристике типичной знатной семьи Московского государства конца XVII века. Следует отметить, что семья имела форму неизменного патриархального образования, стабильность которого достигалась за счет строгого исполнения каждым членом семьи ролей и функций, которые были закреплены за ними. По мнению Б.Н. Миронова, под «семьей» человек московского царства конца XVII века понимал «дом, для обозначения некого единого хозяйственного, социального и психологического целого, члены которого находятся в отношениях господства и подчинения и равно необходимы для его нормального функционирования» .

Исходя из указанного определения, обязанности представительницы элиты в семенных отношениях определялись в соответствии с потребностями и нуждами дома, а также общественными представлениями относительно возможности выполнения женщиной определенного вида работ и занятий.

Исследование места женщины в семейных взаимоотношениях представителей элиты в семье будем проводить по следующим аспектам — межличностные и хозяйственные отношения. Характеристика статуса женщины в семье включает в себя исследование степени занятости женщины в хозяйственной сфере семьи, а также ее роль в поддержании эмоциональной составляющей семейных отношений.

В контексте изучения статуса женщины выявим специфику бытовой жизни представительниц элиты России. Определим место женщины в иерархии семейных отношений, а также выясним особенности трансформации статуса представительниц высших сословий в период петровской модернизации.

Характер семейный отношений во многом обуславливался христианскими воззрениями на брак и семейную жизнь. Контроль над отношениями между супругами осуществлял духовный отец, который посредством института исповеди был осведомлен относительно большинства происходящих в семье событий. В результате брачная жизнь супругов выстраивалась в соответствии с рассуждениями отцов византийской церкви. Распределение ролей внутри семьи происходило в духе поучения священника, которое давалось в наставление молодым супругам: «жене у мужа быть в послушестве и друг на друга не гневати-ся, разве некия ради вины мужу поучити ея слехка жезлом, занеже муж - яко глава на церкве, и жили бы в чистоте и в богобоязни воскресенье, и среду, и пяток и все посты постили» .

Таким образом, изначально определялась патриархально-авторитарная модель семейных отношений, подразумевавшая полное подчинение женщины супругу: «а по вся бы дни у мужа жена спрашивалася и советовалася о всяком обиходе»1.

Однако по рассуждениям святых отцов женщина являлась главной помощницей для своего мужа, ибо «жена мужу на помочь дана от Бога»2.

В конце XVII века для элиты, равно как и представителей низших сословий, было характерно проживание в составной семье, включающей в себя несколько поколений . Вследствие этого молодая женщина, вышедшая замуж, пользовалась наименьшими правами и авторитетом среди членов новой семьи. Послушания от нее ожидали все старшие члены семьи, в числе которых свекровь и свекор, к которым подобало относиться «со смирением послушание имяше к ним, ни в чем не ослушася, ни вопреки глагола, но почиташе я и вся повеленная ими непреткновенно совершааше» .

В обществе конца XVII века имя представительницы высших сословий называлось исключительно по отцу, либо мужу. Использование мужского имени напоминает о значении замужества для женщины. По свидетельству эпистолярных источников, к незамужней девушке обращались преимущественно по имени отца, к примеру, «Григорьева дочь». После вступления в брак к женщине обращаются по имени мужа «Домне Григореве жене Неелова», «свет моя Игнатьевна», что подчеркивало статус мужней жены . В официальных документах - прошениях, челобитных имя женщины записывалось вместе с именем отца и супруга «Ирина дочь Алексеева Ивана жена Герасимова», «вдова Мария Наумова дочь Ивана жена Поликарпова» .

Обратимся к вопросу о роли представительницы элиты в налаживании микроклимата, в межличностных отношениях в семье. В подавляющем большинстве исследователи характеризуют семейные отношения между супругами в Московской Руси как недостаточно открытые и указывают на отсутствие близости в отношениях между супругами. Б.Н. Миронов видит причину подобных отношений в «добровольно-принудительном характере заключения браков», полагая, что в таком случае «отношения супругов лишались любви и сильной привязанности, были слабо эмоционально окрашены».

Для характеристики статуса женщины воспользуемся эпистолярными источниками, на основании анализа которых попытаемся охарактеризовать определенную грань супружеских отношений представителей элиты.

Женщина в обществе и изменение ее внешнего облика

Проблема репрезентативности женщины высших сословий в общественной жизни Российского государства имеет историко-культурный характер, поскольку место женщины в социуме, равно как и приватной сфере отношений, определялось под воздействием системы представлений относительно назначения женской личности. Особенность мировоззрения населения России раннего нового времени заключалось в главенствующей роли христианской религиозно-философской доктрины. Жители Московской Руси культивировали образ жизни, предлагаемый им православной этикой.

Поскольку основным источником сакрального знания являются книги в общественном сознании современников рубежа XVII - XVIII веков четко прослеживалась мысль о том, что «книга — духовный руководитель и вместилище вечных идей», а, «следовательно, нужно ... пользоваться строго определенным кругом избранных текстов», к которым относилась духовная литература1. Свои познания о должном устройстве бытия индивиды черпали из переводной религиозно-дидактической литературы и учительских произведений, имеющих местное происхождение. Преемственность религиозного учения Московского государства и Византии, которая помимо канонов включала в себя определенную систему воззрений относительно устройства жизни, привела к тому, что воспринятыми оказались «самые жестокие и сильные обличения», которые предъ- являлись к женщине в Византии, где строгая оценка была обусловлена концепцией природной греховности женщины .

Представительницы элиты позиционировали себя в соответствии с системой образов широко представленной в дидактических произведениях.

В целом поучительная литература предназначалась для просвещения населения и помимо примеров нравоучительного характера содержала призывы к соблюдению норм христианской этики в повседневной жизни. Значительное количество сборников подобного типа, дошедшее до настоящего времени, свидетельствует о популярности дидактической литературы и активном ее использовании в конце XVII века не только представителями духовного, но и «мирских» сословий2.

Обратимся к рассмотрению наиболее известных сборников религиозно-дидактического характера. Так, авторитетом среди населения Московии пользовался «Измарагд», употребление которого приходится на XIV - XVII века. Состоящие из проповедей византийских и русских авторов поучения «Измара-гда» бьши адаптированы к усвоению обитателями Московского государства и полностью удовлетворяли «духовным потребностям своих читателей»3. Исследователь В.А. Яковлев отмечал, что данный сборник имел широкое хождение среди представителей высших сословий, поскольку «представлял отражение умственных интересов...и духовного развития более грамотной среды древнерусского общества»4.

Касаясь содержания «Измарагда», следует подчеркнуть, что главными поучениями, сыгравшими ключевую роль в формировании восприятия женской сущности в средневековом обществе Руси, являлись «Слово о женах добрых» и «Слово о злых женах», автором которых был известный византийский проповедник Иоанн Златоуст. На основе антитезы дуалистической пары «злой» и «доброй» жены был выстроен в средневековье образ женщины. Все последующие произведения, в которых присутствовала данная тема, брали за основу тексты Златоуста.

Н.Л. Пушкарева, представившая схему описания «добрых» и «злых жен» в соответствии с поведением женщины в семье и обществе, пришла к выводу, что к понятию «злой жены» относилась независимая домохозяйка, обладающая определенными правами и авторитетом .

Помимо «Измарагда» на Руси вплоть до конца XVIII века употреблялся византийский сборник «Пчела», включающий библейские изречения и цитаты из сочинений ученых Древней Греции, часть которых была посвящена описа-нию добродетелей и пороков, присущих женскому полу . Высокая популярность сборника среди населения привела к тому, что его тексты также использовались в оригинальных произведениях древнерусской литературы.

Рассуждения средневекового человека о женщине, супружестве и семейной жизни находим в памятнике учительской литературы XVII века «Беседа отца и сына о женской злобе» . Используя стандартную форму поучения, в котором приводятся цитаты из Священного писания, Иоанна Златоуста и ряда других источников, автор акцентирует внимание на отрицательных характеристиках женщины, что подкрепляется историческими примерами негативных ситуаций, в которые попадали прославленные мужи из-за женских происков. Согласно сюжету поучения отец в назидательном тоне выражает негативное отношение к женщинам и призывает сына быть осторожным в обращении с ними, поэтому текст изобилует изречениями, указывающими на ничтожество женского пола. В аналогичной манере с позиции проповедника обличению подвергает женщин просветитель XVII века Симеон Полоцкий в стихотворных циклах «Монах» и «Жен близость» сборника «Вертоград многоцветный». Выпускник духовных учебных заведений Киево-Могилянской коллегии и Виленской иезуитской академии призывал молодых людей воздерживаться от связей с женщинами, поскольку «к жене приближенный, зело скоро бывает ею растопленный»1.

В то же время среди духовной литературы популярными были житийные произведения, главные героини которых удостаивались похвалы и одобрения благодаря стремлению к соответствию христианскому идеалу. Для исследования «идеальных женских характеров» приемлемы произведения, сохранившиеся как в текстах житийного жанра, так и форме бытовых повестей. В виду большей реалистичности в диссертации используется данная форма.

Наиболее популярными в XVII веке были «Повесть о Петре и Февронии», «Повесть об Ульянии Осорьиной», «Повесть о Тверском Отроче монастыре», в которых приводились примеры женщин высоко оцениваемых в обществе. Интерес к изучению «идеальных женских характеров» продемонстрировал еще XIX веке Ф. Буслаев, отмечающий малочисленность подобного типа героинь в русской литературе средневековья, на которых могла ориентироваться реальная женщина: «Русская женщина имеет полное право жаловаться на невнимание к ней старинных русских грамотников».

Развитие женского образования и досуга

Одним из достижений петровской модернизации стало вхождение представительницы элиты в общественную жизнь, что связано с приобщением женщины к образованию, а также становлением досуговой деятельности.

В современной науке понятие «образование» относится к категории междисциплинарных. Оговоримся, что в исследовании под образованием будем понимать процесс, связанных с передачей социального опыта, знаний, умений и навыков, позволяющих человеку полноценно интегрироваться в общество.

В контексте вопроса вовлечения представительниц высших сословий в общественную сферу жизни исследование проблемы женского образования представляется особенно важной, поскольку обучение способствует развитию самосознания, осмыслению своего места в системе общественных отношений и, в конечном итоге, к изменению женской повседневности.

Исходя из вышесказанного, представляется необходимым, рассмотреть содержание образования женщин и показать его роль и значение в обыденной жизни представительниц элиты.

Модернизационные процессы, охватывавшие различные сферы жизнедеятельности российского общества в начале XVIII века в значительной мере оказали влияние на духовную сторону жизни населения, в частности на сферу образования. В период петровских реформ на уровне государственной политики активно внедряется мысль о престиже образования. Государство было заинтересовано в квалифицированных специалистах, в связи с чем к первой четверти XVIII века были открыты первые профессиональные учебные заведения, а также светские школы для обучения лиц мужского пола.

Возникновение внимания со стороны государства к проблеме женского образования следует отнести к эпохе петровских реформ. Получение женщинами образования отвечало следующим прагматическим соображениям: во — первых, образованная женщина становилась достойной спутницей, помощницей супруга радеющего об отечестве, а, следовательно, от нее требовалось не только умение скрасить часы досуга, но и оказать помощь в делах. В то же время осознание значительности роли женщины - матери в воспитании подрастающего поколения наводило на мысль о том, что достойное воспитание и образование своим детям могла дать лишь образованная мать. Вышеперечисленные причины постепенно приучали русское общество к мысли о возможности и необходимости получения образования женщинами.

Известный исследователь М.И. Семевский, охарактеризовал в лице царицы Прасковьи всю старорусскую систему воспитания знатных девушек следующим образом: «то не было воспитание, а питание: выкормили...затем выучили довольно плохо русской грамоте» .

К концу XVII века воспитание подрастающих представительниц высших сословий происходило в соответствии с христианскими законами и духовными ценностями православной веры. Сущность средневекового воспитания сводилась в привитии девушке нравственных и духовных категорий православной веры. Учитывая, что жизненное пространство девиц высших сословий Московского государства ограничивалось рамками терема, воспитание девочек можно определить как семейное, при этом полномочия матери и отца были четко разграничены.

В патриархальной семье воспитание базировалось на подчинении и страхе перед наказанием, по распространенным представлениям строгость в воспитании дочери необходима для сохранения телесной чистоты. Достойно воспитанная девица по представлениям средневековья должна быть «благочестива, кротка, смиренна», соблюдать церковные обряды, и в соответствии с принятыми канонами «во всем послушание и смирение и, молитве и посту прилежа-ще» .

Так отец, будучи духовным авторитетом, в качестве главы семейства должен был учить «страху Божию и вежеству» . Также он был обязан следить за нравственным состоянием дочери: «дщерь ли имаши положи на них грозу свою соблюдеши я от телесных да не посрамиши лица своего да в послушании ходит да не свою волю приимеши и в неразумии прокудит девство свое».

Похожие диссертации на Повседневная жизнь женщин высших сословий России конца XVII - начала XVIII веков