Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация традиционного общества быстринских эвенов (с 20-х гг. XX в. по начало XXI в.) Кириллова Алина Игоревна

Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.)
<
Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.) Трансформация традиционного общества быстринских эвенов  (с 20-х гг. XX в.  по начало  XXI в.)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кириллова Алина Игоревна. Трансформация традиционного общества быстринских эвенов (с 20-х гг. XX в. по начало XXI в.): диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.02 / Кириллова Алина Игоревна;[Место защиты: Кемеровский государственный университет].- Кемерово, 2015.- 230 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава. 1 Начальный этап трансформации традиционного общества быстринских эвенов (1920-е - начало 1950-х гг.) 32

1.1 Факторы, обусловившие ход преобразований и первые изменения в 1920-х - начале 1940-х гг 32

1.2 Быстринские эвены в годы Великой Отечественной войны 60

1.3 Преобразования в экономической, социальной и культурной сферах в 1946 -начале 1950-хгг 86

Глава.2 Изменения в жизни быстринских эвенов в период с конца 1950-хпо1991г 96

2.1 Преобразования в обществе эвенов Быстринского района в конце 1950-х-1960-х гг 96

2.2 Особенности экономической и социальной политики государства, ее влияние на жизнь быстринских эвенов в 1970-е гг 111

2.3 Проявление кризисных тенденций в ходе развития общества быстринских эвенов в 1980-х- 1991 г 123

Глава.3 Постсоветский этап трансформации общества быстринских эвенов в 1991-2000-х гг 141

3.1 Социальное, экономическое и культурное развитие быстринских эвенов в период радикальных преобразований (1991 - 2000 гг.) 141

3.2 Формирование и развитие механизмов осуществления государственной политики и ее реализация в Быстринском районе (2000 - 2005 гг.) 154

3.3 Особенности процесса трансформации общества быстринских эвенов на современном этапе (2005 - 2010 гг.) 163

Заключение 178

Список использованных источников и литературы 188

Список сокращений и аббревиатур

Быстринские эвены в годы Великой Отечественной войны

Изначально центрами культурной и экономической жизни района были по 70 селки Козыревск и Мильково , расположенные вне его территории, так как в самом Быстринском районе не было ни одного стационарного поселка, и негде было разместить ТузРИК. Политически и финансово в 1927 - 1928 гг. Быстринский ТузРИК подчинялся Усть-Камчатскому районному революционному комитету .

В начале 1930-х гг. административные реформы продолжились. Постановлением ВЦИК от 10 января 1932 г. Быстринский ламутский туземный район был переименован в Быстринский национальный (эвенский) район. До 10 мая Орготделу ДКИК (Исполнительный комитет Дальневосточного края) было поручено проработать вопрос об административном устройстве Быстринского района, а Окрплану провести рекогносцировку и описание внешних границ Быстринского района .

В целом, в 1920-х - начале 1930-х гг. в результате изменения системы управления была создана система родовых советов, обеспечившая переход власти от старейшин к новой группе людей - бюрократии, подвластной государству, его законам, а не обычаям. Этот переход заложил основы для дальнейшего формирования и развития новой системы управления, которая была единой для всех народов Крайнего Севера и способствовала унификации модели осуществления законотворчества и легитимного насилия на территории всей страны.

Следует отметить, что ТузРИКи и тузсоветы Быстринского района были обеспечены местными грамотными кадрами, т.е. формирование слоя рациональной бюрократии происходило на основе эвенского населения. Членами первого родового совета были 4 человека из них 3 эвена и 1 русский . Таким образом, как

пишет в своих записных книжках К. С. Черканов, Советы Быстринского района изначально были сформированы эвенами, они занимали в них ведущие позиции; быстринцы активно включались в состав новых органов местной власти, принимали участие в социалистическом переустройстве района . Согласно учению основоположников марксизма-ленинизма, была признана возможность развития народов с отсталыми общественными отношениями, минуя капитализм. Основным направлением социально-экономической и культурной политики СССР в довоенные годы было превращение «отсталой окраины» в «развитый район». Как отмечают составители сборника «Советы Северо-Востока СССР (1928 - 1940 гг.)», «братская помощь со стороны русского рабочего класса помогла малым народам ... за короткий исторический период шагнуть в социализм непосредственно от патриархально-общинных отношений» . Основываясь на активном участии эвенов в социалистических преобразованиях и марксистско-ленинской теории, К. С. Черканов приходит к выводу, что «советская власть для кочевников не была чем-то искусственно привнесенным, а фактом их собственной жизни» . Эти факты свидетельствуют о том, что местное население не выступало резко против преобразований, а, благодаря умелой пропаганде, чаще всего поддерживало их, либо относилось к ним нейтрально. Основная масса жителей района не осознавала глубины и силы происходивших изменений.

Не менее важным направлением, связанным с административными преобразованиями, является изменение экономического уклада: формирование специализации труда и массового товарного производства. Для достижения этих целей в стране проводится коллективизация, которая в 1930-х гг. становится одним из основных направлений экономического развития Быстринского района. Процесс создания товариществ начался еще в период первой пятилетки, что доказывают данные «Отчетного доклада Камчатского окрисполкома о деятельности в первой пятилетке»: по результатам предварительной записи в колхозы в Быстринском районе (в отчете назван Быстринско-Эвенский (Ламутский) район), проведенной в

1932 г., по трем существовавшим тогда тузсоветам записалось 60 хозяйств, имеющих свыше 2000 голов оленей. При этом количество хозяйств в районе на 1 января 1932 г. составляло - 114. Население нацрайона - 538 человек, из них 476 эвенов, 51 коряк и 11 русских. Оленей насчитывалось 9297 голов . Таким образом, процент предварительной коллективизации района составил 52% хозяйств, владевших приблизительно 21% поголовья оленей.

В активную фазу процесс коллективизации в районе вступил после 1933 г. Проходил не гладко, имелись и так называемые «левацкие» перегибы. О них в статье для местной газеты «О борьбе партийных и советских органов с перегибами в коллективизации» пишет заместитель Быстринского райисполкома Дейнеко . В районе насильно насаждались высокоразвитые формы коллективизации и «совершенно игнорировали простейшие формы производственного кооперирова 79 ния» . При этом основным признаком для «раскулачивания» служила численность оленей, не учитывался такой признак как использование / неиспользование в хозяйстве наемного труда. По данным заместителя председателя Быстринского РИКа Дейнеко, в апреле-мае 1934 г. произошло смещение Обкомом Партии предыдущей администрации и замена ее новой. «Левацкие» перегибы были исправлены, лишенные избирательного права и ошибочно раскулаченные оленеводы восстановлены в правах, они получили компенсации за нанесенный ущерб из бюджета района. По делу «злостных перегибщиков» народным судом проведено разбирательство, об его итогах население района было информировано через на-цсоветы и Красные Пологи (культурно-политические центры пропаганды в табунах). Данное дело носило и политическую окраску, так как в 1930-е гг. шла борьба с «левизной» и на общегосударственном уровне. Одной из задач экономической политики была популяризация товариществ как форм кооперации и советизации оленеводства, а борьба с «кулачеством» отталкивала средних и зажиточных

В середине 1930-х - 1940 г. процесс коллективизации набирал обороты, и к 1940 г. она достигла практически 100%. Доказательной базой являются данные по национальным советам Быстринского района. В Тваянском нацсовете членами колхоза не были только 3 хозяйства из 23 , то есть процент коллективизации достиг 87%. К 1940 г. были обобществлены олени (их разделяли на несколько категорий: хоры и важенки - взрослые племенные олени мужского и женского пола, телята (оленята), ездовые олени), собаки (ездовые, охотничьи - зверовые, сторо-жевые) и лошади . Отдельному учету подлежали олени и собаки-производители, а также лошади для транспортировки грузов.

По данным вступительной статьи сборника документов и материалов «Советы Северо-Востока СССР» во второй пятилетке основной формой коллективизации в национальных районах было товарищество, хотя продолжали действовать и сельскохозяйственные артели . Их называли коллективными хозяйствами (колхозами) в бытовом обиходе, но сам статус «колхоз» товарищества Быстринского района получили в 1940-х гг. На начальном этапе коллективизации были созданы товарищества по совместному выпасу оленей и рыболовецкие бригады (артели), в их состав входили в основном бедняцкие и маломощные середняцкие хозяйства. К 1934 г. на территории четырех национальных советов Быстринского района было организовано и беспрерывно функционировало четыре товарищества по совместному выпасу оленей, среди них товарищество им. Молотова (Анавгайский нацсовет), им. Сталина (Тваянский нацсовет), им. Безыменского (Лаучанский Of нацсовет), «Пионер» (Кекуккнайский нацсовет) .

Преобразования в экономической, социальной и культурной сферах в 1946 -начале 1950-хгг

Перед школой района стояли две задачи: обучение младших школьников грамоте, то есть чтению и письму на русском языке, и подготовка образованных национальных кадров для Быстринского ТузРИКа, позже для РИКа. Последние, помимо грамоты, должны были иметь общие представления о марксистко-ленинских идеях, линии партии. Следует отметить, что школа успешно справилась с поставленными перед ней задачами. Об этом пишет М. С. Антропов: «писали письма и сочинения, учились делопроизводству тузрика и тузсоветов. Подготовляли свои кадры. Издавали свою стенную газету «Ламутскую правду» вначале на русском языке, а потом... статьи по-ламутски,... в конце 1928/29 учебного года выпустили 7 школьников,... двух использовали как технических секретарей тузсоветов, одного послали в среднекамчатский кооператив на выучку» . По мнению учителя, школа не была в прямом смысле школой I ступени. Она была очагом советской культуры и нового образа жизни: именно там эвенов познакомили с баней и нижним бельем, нормами санитарии, там же велись политические беседы и пропаганда, изучались и заучивались статьи В. И. Ленина (правда, как отмечает М. С. Антропов, делалось это добровольно). Также школьное образование в 1930-е гг. было призвано способствовать изменению социально-бытового уклада, скорейшей коллективизации и борьбе с «религиозным дурманом». Обучающиеся в школе на Уксичане в начале 1930-х гг. ходили по юртам, беседовали о санитарно-гигиенических нормах, писали письма в табуны, выступали с номерами художественной самодеятельности, отсылали в юрты протокольные постановления детского коллектива, призывая к досрочной сдаче промышленной пушнины. По воспоминаниям М. С. Антропова, в начале 1930-х гг. среднекамчатский поп прислал в район письмо, в котором выражал желание посетить район. В ответ общее собрание детей и взрослых отправило достаточно резкую отповедь.

Там же.-С. 17.-21. Школа из инструмента налаживания взаимодействия, которым она была в начале 1920-х гг., к 1930-м становится мощным органом пропаганды советского образа жизни и культуры, новой культуры. Начались изменения в модели передачи знаний, теперь авторитет переходил от пожилых людей к учителям во всех сферах, кроме навыков выживания в тундре и оленеводства. Следует отметить, что до 1933 г. не происходило полного отрыва детей от семей, они жили еще не в самом здании школы, а в юртах, носили традиционную одежду, употребляли привычную им пищу. Постепенно «школа глубоко проникла в самую гущу населения, охватывала все интересы и нужды ламутов, жила одной жизнью с ними» .

После пожара в 1933 г. было отстроено новое здание школы, к которому прилагались уже хозяйственные постройки, в том числе были заготовлены бревна и для строительства интерната. С 1933 г. она получила статус семилетней школы, в 1940 г. состоялся первый выпуск. Причем, семилетняя школа существовала только в районном центре, к 1934 г. в ней насчитывалось 50 учеников-эвенов. Несмотря на то, что официальные данные давали весьма положительную оценку развитию системы школьного образования в районе, на самом деле существовало множество проблем: «в 1933 г. приходилось заниматься и спать в школе, здесь же была столовая. Постельных принадлежностей не было, были кукули и оленьи шкуры. Одеты дети были в меховые одежды, бани не было, питание было плохим» . О неблагоприятной ситуации свидетельствуют и воспоминания М. П. Ломовцевой, которая пишет, что мать отказывалась долго отпускать ее в школу, так как там умерла ее старшая сестра. Нежелание родителей отдавать детей в школы подтверждают воспоминания учителя Анавгайской средней школы А. П. Бараули . Дети с трудом адаптировались к новым условиям, потому что зачастую не знали русского языка. По воспоминаниям старожилов, до прихода в школу они не знали русского языка, говорили только по-эвенски, учили новый язык прямо в интернате при помощи старших друзей. одна начальная школа , но там не было интерната, поэтому в ней учились только местные школьники. Как отмечают старожилы 1930-х годов рождения, они очень тосковали по своим семьям, по тундре и жизни в табуне. Нацсоветы были обязаны организовать доставку учащихся в Эссо, снабдить их одеждой и обувью, а также оказывать ученикам материальную помощь в течение учебного года. Нацсоветы, в свою очередь, перекладывали эту обязанность на родителей школьников. Согласно протоколам сессий Лаучанского нацсовета, в феврале 1940 г. родителей учеников обязали погашать затраты нацсовета на обучение детей чем могут - деньгами и натурой (то есть шкурами убитых зверей, собранными дикоросами и т.п.); в августе того же года обсуждался вопрос об отправке школьников, было решено отправить учеников пораньше, а также подготовить одежду и теплую обувь, для чего провести разъяснительные беседы среди женщин . Содержание детей в интернате некоторое время было платным: от уплаты освобождались только бедняцкие хозяйства, за них платил колхоз, середняки платили по 120 руб. в год, крупные хозяйства - 180 руб. за 1 ребенка в год . Если колхоз платил за детей середняков и крупных хозяйственников, то они потом возвращали колхозу затраченные средства. Всё это ещё более усиливало нежелание родителей расставаться с детьми, они пытались скрывать школьников в табунах, так как в усадьбах детей школьного возраста было легко обнаружить.

Вторым инструментом, обеспечивающим реализацию идей «культурной революции» на местах, была система ликбезов (они были созданы прежде всего для взрослого населения): курсы по ликвидации безграмотности, работавшие в усадьбах колхозов, и культармейцы, выезжавшие с просветительской миссией в табуны и на рыбалки.

Проявление кризисных тенденций в ходе развития общества быстринских эвенов в 1980-х- 1991 г

Таким образом, в конце 1950 - 1960-х гг. на территории Быстринского района произошло укрупнение и перебазирование колхозов, были закрыты некоторые малонаселенные и удаленные от райцентра поселки. К концу 1960-х гг. на территории района функционировало 2 колхоза: колхоз им. Сталина с усадьбой в селе Быстрая и колхоз им. XX Партсъезда - в селе Анавгай. На территории района находилось 3 населенных пункта: Эссо, Анавгай и Быстрая. После открытия проселочной дороги Эссо - Петропавловск-Камчатский в 1961 г. значение Крапивной, как перевалочной базы товаров снизилось, к 6 февраля 1964 г. она была за-креплена за Усть-Камчатским районом . По решению Облисполкома 23 января 1965 г. Быстринский сельский район Камчатской области был преобразован в Бы 340 стринскии район .

В конце 1950-х - 1960-х гг. исполнительная власть Быстринского района взяла курс на увеличение товарности производства, повышение рентабельности и прибыльности хозяйств. Прежде всего, это касалось колхозной системы. Видя нерентабельность оленеводческих колхозов в районах Крайнего Севера, Президиум Верховного Совета СССР 26 марта 1957 г. принял указ о регулировании порядка освобождения колхозов от уплаты подоходного налога и хозяйств колхозников от уплаты сельхозналога в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях . Возможность освобождения колхозов от части налогов способствовала их развитию и укрупнению. В 1958 г. был принят закон о дальнейшем развитии колхозного строя и реорганизации машинно-тракторных станций, активизировавший механизацию колхозных хозяйств, в 1976 г. указом Президиума Верховного Сове-та СССР в закон были внесены изменения .

Начался новый виток регламентации традиционных занятий: 11 марта 1958 г. было издано постановление Совета министров РСФСР, направленное на улучшение состояния охотничьего хозяйства РСФСР. Согласно данному постанов л е нию территории Крайнего Севера и народы, проживающие там, получали особые привилегии при охоте на пернатую дичь для личного потребления . Этим же постановлением устанавливались основные показатели развития охотничьего хозяйства, порядок выдачи лицензий на отстрел животных для личных нужд, а также освобождение народностей районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, от платы за оформление бланков охотничьих билетов и лицензий на вылов рыбы, кроме того, оно предусматривало порядок согласования сроков охотничьих сезонов. В данное постановление вносились изменения и дополнения в 1961, 1967, 1971 и 1980 г., но привилегии КМНС остались неприкосновенны Стремление к повышению уровня производства, темпов его роста и развития приводило к наращиванию контрольных показателей: поголовья оленей, сохранности рожденных оленят, количества заготовленного мяса и шкур и т.п. Можно проследить положительную динамику: по воспоминаниям Федорова Виктора Федоровича, ветврача и партийного секретаря по работе с молодежью в Бы-стринском районе, в среднем в 1960 - 1970-е гг. поголовье оленей практически не падало ниже 20000 голов, на забой ежегодно выводилось 2000 - 3000 голов .

Однако столь радужные цифры, публикуемые в официальных газетах и отчетах, не полностью отражали истинное положение дел в отрасли. Очень редко в периодической печати можно было встретить статьи, описывающие негативные моменты и пагубные тенденции развития оленеводства. К 1964 г. в Быстринском районе было 2 колхоза: колхоз им. XX Партсъезда (бывшее товарищество имени Молотова) и колхоз им. Ленина. В их распоряжении находилось 411700 га пастбищ, 20126 колхозных оленей, 920 личных, по прогнозам же, этих пастбищ должно было хватить на 26260 голов . Как отмечает автор статьи, Шаталов B.C., в звене бригада практически не дежурила около стада, так как в этом не было необходимости, потому что в районе в тот момент не было волков, рысей, росомах, которые могли бы напасть на оленей и убить или травмировать животных. Но это, по мнению журналиста, являлось не заслугой оленеводов, а лишь отражало нерадивое отношение пастухов к колхозному имуществу и их лень. Кроме того, в статье были отмечены большие потери колхозного поголовья, свыше 2000 оленей. Начавшийся кризис оленеводства в Быстринском районе подтверждает и еще один факт, приводимый В.С.Шаталовым: «стадо топчется на одном месте вот уже 19 суток... 1368 оленей пасутся на 1200 гектарах, очень бедных кормом, сильно засоренных кедровым стлаником, ольховым кустарником» . Как известно, при зарастании кедрачом и ольшаником, пастбище теряет свою кормовую значимость, потому что с него исчезает ягель - ключевой элемент пищевого рациона оленей, благодаря которому у животных сохраняется иммунитет. При исчезновении или сокращении количества ягеля в рационе оленей среди них резко возрастает количество болезней, появляется иммунодефицит, потомство рождается слабым и нежизнеспособным.

Автор отмечает, что причиной таких явлений служило то обстоятельство, что пастухи были в основной своей массе ленивы, не обладали достаточными знаниями. Пастбища использовались бессистемно и доводились до полного истощения, после чего они забрасывались и зарастали кедрачом и ольшаником. В. С. Шаталов ставил быстринским эвенам в пример их соседей коряков и их методы пастушества.

Однако совершенно не учитывались тонкие различия, существовавшие в хозяйствовании эвенов и коряков. Как уже было сказано выше, для эвенов характерны более длительные стоянки на местах выпасов оленей, иногда до 10 дней, поэтому и поголовье не должно быть многочисленным, чтобы не обескормить пастбище за данный срок. В отличие от них, коряки перекочевывали со своими крупными стадами раз в 3 - 4 дня. Следует учитывать и тот факт, что у коряков существовали так называемые «летники» - места, где жили женщины, старики и дети, в то время пока оленеводы кочевали с табунами. Эвены же перекочевывали всем родом, поэтому для сохранения мобильности их стада должны были быть меньшими. О методах оленеводства эвенов и коряков пишет ученый-этнограф А. Б. Спеваковский. По его сведениям, «у эвенов и эвенков побережья Охотского моря и Камчатки, а также у коряков Пенжинского и Олюторского районов Корякского автономного округа, как и прежде, практикуются перекочевки по большому и замкнутому кругу протяженностью в один конец до 200 км и более» . Также автор отмечает, что эвены Быстринского района за время перекочевок по круговому маршруту делают около 40 стоянок. Летников, как коряки, они не имели, а на пути следования строили хозяйственные амбары (так называемые уданы или балаганы), в которых хранили нарты, лыжи, зимнюю одежду, определенные продукты (сушеное оленье мясо, муку, соль и т.п.), кедровые ветки в качестве топлива. Такие сооружения устраивали с расчетом на то, чтобы во время кочевания именно к началу зимних холодов оказаться вблизи этих балаганов. Система хозяйственных амбаров повышала мобильность передвижения эвенов. Таким образом, в системе кочевания и методах оленеводства эвенов и коряков существовали определенные различия. Аналогичная ситуация была и с системой пастбищ. Эвены пасли оленей на территориях, указанных им старшим поколением, где помимо ягеля были нерестовые реки и охотничьи угодья. Однако в 1960-х годах кадровые оленеводы колхозов не занимались охотой и рыболовством, для этих целей в колхозе существовали специальные кадровые рыболовы и охотники, которые выполняли спущенные сверху планы пушзаготовок и вылова рыбы. Кризис в 1960-х годах в оленеводстве наметился не по причине лености или нерадивости пастухов, а ввиду отличия привычных эвенам методов хозяйствования от требуемых от них планами мясозаготовок.

Формирование и развитие механизмов осуществления государственной политики и ее реализация в Быстринском районе (2000 - 2005 гг.)

Описанные выше кризисные явления, несмотря на достаточно радужный тон официальных отчетов, не остались незамеченными этнографами. Поэтому при составлении концепции этнокультурного развития на долгосрочную перспективу исследователи отметили, что в обозначенный период усилились ассимиляционные процессы, возросла их скорость. В качестве индикатора они использовали распространение двуязычия и уменьшение роли родного языка. Ученые пришли к выводу, что «двуязычие будет распространяться и в дальнейшем, а роль родного языка, если не принять необходимые меры, будет уменьшаться» . В ответ на это, было разрешено преподавание эвенского языка в школах Быстринского района, начиная с 1989 г., сначала факультативно, затем в качестве обязательного предмета. В указанный же период началось издание ежемесячного приложения к местной газете «Новая жизнь» на эвенском языке «Айдит» . То, что носителями языка оказались пожилые люди, отчасти способствовало восстановлению традиционной системы передачи знаний - от старших к младшим.

По этим причинам в конце 1980-х гг. ученые-этнографы пришли к выводу, что перед школьным образованием стояла очень сложная задача: «адаптация коренного населения к современным формам труда и быта» . На практике это означало два взаимоисключающих направления обучения: подготовка молодежи к работе в промышленном производстве (приобщение к точным наукам, научной картине мира) и в оленеводческо-промысловом хозяйстве (обучение биолого-экологическим дисциплинам в сочетании с опытом предков, передаваемым из поколения в поколение). Иными словами, требовалось одновременно дать и научные знания, и организовать передачу традиционных. Неудачи в решении этой задачи приводили к низкому уровню успеваемости эвенов в школах, росту количества недоучившихся. Ученые выделяют и еще один недостаток школьного образования в те годы - неподготовленность педагогических кадров: национальные кадры преподавали в основном русский и родной языки, иногда вели уроки трудового обучения, остальные учителя-предметники не владели эвенским языком и с трудом могли найти подход к ученикам, плохо знавшим русский. В качестве возможных решений ученые предложили ряд мер: - увеличение количества предметов, преподаваемых на национальных языках; - обобщение и фиксирование традиционных знаний (их носителями являются представители старшего поколения, пенсионеры); - разработка на основе этого опыта специальных учебных программ для всех классов (с 1-го по 10-й), направленных на подготовку специалистов в различных профилях - оленеводы, охотники, чумработницы и т.п.; - наличие в программах теоретической и практической части; - привлечение для работы с молодежью представителей старшего поколения - опытных оленеводов, охотников и рыболовов; - тесное взаимодействие образовательных учреждений и семей, которые также ходе воспитания будут передавать традиционные знания.

К концу в описываемого периода ученые пришли к выводу о необходимости частичного возрождения традиционной модели передачи знаний, повышения роли старшего поколения в этом процессе и ценности опыта предков в силу того, что замена традиционных ценностей социалистическими вызвала множество негативных явлений.

В 1980-е гг. продолжалось строительство и развитие учреждений культуры (центров пропаганды советской идеологии и образа жизни общества развитого социализма) на территории района. Несмотря на сложности на начальном этапе развития, к 1991 г. в селе Анавгай был построен клуб на 200 мест, при котором функционировала музыкальная школа, а также танцевальный ансамбль «Нургэ-нэк», кроме того, в селе была пошивочная мастерская, где изготавливались национальные костюмы для танцев и сувенирная продукция . К 1990 г. в Эссо центральной базе совхоза «Быстринский», и районном центре функционировали районный дом культуры - РДК, при котором проводились основные календарные мероприятия, в том числе и Новый Год , работала киноустановка, регулярно проводившая показы фильмов для населения, в том числе и воспитанников школы-интерната; совхозный дом культуры - СДК. Концертная бригада СДК в течение года выезжала в табун с культурной программой; один раз в квартал АКБ бывала в каждом звене оленеводов и на охотах, в год в среднем проводилось не менее 32 киносеансов, 16 бесед и лекций - в каждом звене и на охотничьем участке, организовывалось прослушивание звуковых писем; женсовет организовал кружок кройки и шитья, приготовления пищи и вязания . На культбазе Кетачан 1 раз в год был организован развозторг по заявке оленеводов и охотников . В 1983 г. был отведен участок под строительство цеха народных промыслов Объединения художественных помыслов и сувениров в Зссо

Для организации политпросвета при совхозах были сформированы полит -экономшколы и экономические лектории, посвященные различным темам. Основными их направлениями являлись: «Социализм и труд» , «Бережливость -черта коммунистическая», «Передовой опыт повышения эффективности производства и качества работы», «Экономная экономика» и др., ответственность за явку слушателей и качество проводимых занятий возлагалась на начальников цехов и назначенных пропагандистов . Совхозы были обязаны обеспечить обучение рабочих и служащих, не имевших среднего образования, для чего создавались вечерние школы рабочей молодежи, посещение которых было_обязательным; в школах функционировали два отделения: очное (для служащих, работавших в центральной усадьбе) и заочное (для оленеводов и кадровых охотников) .

Похожие диссертации на Трансформация традиционного общества быстринских эвенов (с 20-х гг. XX в. по начало XXI в.)