Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона Королев Алексей Александрович

Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона
<
Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Королев Алексей Александрович. Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.02.- Москва, 2003.- 184 с.: ил. РГБ ОД, 61 03-7/685-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЩИН В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 23

1.1. Православные религиозные объединения в Пензенском крае 24

1.2. Мусульманские общины в Пензенском регионе 50

1.3. Евангельские христиане-баптисты в Пензенской области 62

1.4. Еврейская община 69

1.5. Сектантские религиозные формирования 72

Глава II ПОЛИТИКА СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ В ОТНОШЕНИИ РЕЛИГИОЗНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ 80

II. 1. Политический контроль за деятельностью религиозных общин и научно-атеистическая работа среди населения 87

П.2. Исполнение законодательства о культах 111

II.3.Государственное регулирование деятельности религиозных организаций 131

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 155

Введение к работе

Актуальность изучения темы определяется тем, что в настоящее время ощущается потребность в глубоком осмыслении места и роли религиозности в нравственной компоненте нашего общества. Современный этап развития российского социума настоятельно требует разработки комплекса принципов и положений для создания инновационной политики взаимоотношений властных структур и религиозных объединений. Без четкого представления специфики государственно-религиозных отношений, особенностях их развития невозможно строить диалог «государство - религия».

В связи с данными обстоятельствами представляется необходимым исследование положения, основных принципов взаимоотношений между властью и конфессиями во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. в СССР в целом, и в отдельных регионах, в частности, чтобы почерпнуть уроки для настоящего и будущего российского социума.

Степень разработанности отдельных проблем взаимодействия власти и религиозных объединений в Пензенском регионе такова, что возникла необходимость в углубленном системном изучении и обобщении данной проблемы. Несмотря на наличие некоторых печатных материалов по этой тематике, данная область современного научного исторического краеведческого знания представляется практически неразработанной. Наличие лишь эпизодических попыток научного анализа различных аспектов деятельности религиозных общин и светского государства и коммунистической партии в Пензенской области окончательно убедили в необходимости и верности выбора объекта исследования и стали предметом изучения.

Проблема взаимоотношений государства и религиозных организаций во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. в

СССР в целом, и в частности, в Пензенской области, исследована пока недостаточно. Беря за основу проблемный характер историографии и хронологический принцип, следует отметить следующие моменты при рассмотрении историографии по данной теме.

Условно в отечественной историографии по данной теме можно выделить два этапа: - первый - вторая половина 1960-х - конец 1980-х гг.; второй - конец 1980-х-начало2000-хгг.

Анализ литературы позволяет провести ее классификацию в зависимости от концептуальной направленности работ.

В основу литературы первого этапа была положена концепция развитого социализма, предполагавшая бескризисность развития общества. Со сменой партийного руководства в 1964 г. весь период нахождения у власти Хрущева Н.С. стал трактоваться несколько схематично; внимание концентрировалось, главным образом, на развитии социалистической демократии, а именно - XX съезд партии и постановлении «О преодолении культа личности и его последствий» и программе построения коммунизма в СССР.

Исследования второго периода весьма неоднозначны по своему содержанию: в них прослеживается постепенное изменение направленности в осмыслении прошлого. В работах конца 1980 - начала 1990-х гг. в рамках завершающей стадии «перестройки» наблюдается тенденция к критическому анализу накопленного опыта, но в рамках основополагающих принципов советской модели и коммунистической идеологии; большой массив работ 1990-х гг., который условно можно обозначить как «псевдолиберальный вариант» постсоветского развития, содержит апологетику и восхваление всего, что противостояло советской власти, при забвении собственных условий и особенностей исторического развития; и лишь в конце 1990-х гг. и в настоящее время появляются попытки выработать более взвешенные, сбалансированные и объективные подходы по данной проблематике.

Исходя из этого, одной из характерных черт историографии первого этапа следовало бы назвать отражение в ней преимущественно позитивного опыта, негативный материал либо отсутствовал вовсе, либо показывался как «временные» и «несущественные» недостатки, причины которых лежат в объективных трудностях пути первопроходцев. Это не только приводило к искаженному отражению в целом ряде публикаций реального положения дел, но и способствовало тому, что молодое поколение исследователей не сумело овладеть методологией познания негативных процессов в деятельности партии и правительства, не приобрело навыков общения с такими материалами. В то же время нельзя сказать, что вся литература, вышедшая в 1960-е - первой половине 1980-х гг., заслуживает только критической оценки, равно как вся последующая -абсолютно положительной.

Второй этап в развитии историографии проблемы опирается на эмансипированное сознание советских людей (в том числе, и в первую очередь, научной общественности), расширение источниковой базы исследований. Началось разрушение старой идеологии, в том числе, основных исторических концепций. После краха социалистических режимов в Центральной и Юго-Восгочной Европе фронтально пошла критика всего социалистического и советского. После августа 1991 г. данные тенденции активного неприятия и отказа от марксистско-ленинской методологии стали фактически официальными. Однако история во многом оставалась и остается инструментом политической борьбы, сильно влияние конъюнктурных соображений.

Время конца 1990-х - начала 2000-х гг. более «спокойно» в данном отношении. Во-первых, к сожалению, интерес к истории в широких кругах общественности значительно спал. Достаточно печальный опыт капитализма в стране заставляет вновь обратиться к прошлому. Вектор исследований направлен на поиски позитива, стремление найти компромисс между антагонизмом «социализм - капитализм», попытки обнаружить причины современных проблем.

Обширную и разноплановую литературу по различным аспектам темы исследования, исходя из проблемной направленности, можно условно сгруппировать следующим образом.

Первую группу составляют труды общетеоретического плана, дающие представление о происшедших изменениях в советском обществе в 1960 - 1980-е гг.; общественно-политической атмосфере того времени, социально-экономическом и духовном развитии СССР; что позволяет в определенной мере выявить условия складывания и развития государственно-религиозных отношений на территории СССР, в целом, и Пензенской области, в частности, факторы влияния.

Литературе первого этапа свойственно оперирование категорией «развитое социалистическое общество», которая перешла в то время из сферы научного прогнозирования и проектирования в область конкретно-исторического анализа. Следует отметить, что широкое использование термина «развитой социализм» началось уже в начале 1960-х гг. 1 С 1964 г. эта дефиниция имеет хождение в учебной литературе 2. В 1967 г. был впервые сформулирован тезис о том, что в СССР построено развитое социалистическое общество3. На XXIV съезде КПСС (1971 г.) развитому социализму была дана подробная характеристика4.

Констатация факта построения развитого социализма привела к тому, что страна Советов провозглашалась государством подлинной 1 См.: Социально-экономические проблемы истории развитого социализма в СССР. -М.,1976. - с.442-443. 2 История СССР. Эпоха социализма /Под ред. М.П.Кима. - М., 1964; Берхин И.Б. История СССР. 1917 - 1964.-М.Д966. 3 50 лет Великой Октябрьской социалистической революции. - М., 1967. - С.68. 4 XXIV съезд Коммунистической партии Советского Союза: Стенографический отчет. - М.,1971. - С.62. демократии, чья политическая система обеспечивала эффективное управление всеми общественными делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом и пр. Почва для конфликта личности с властью, в том числе и по религиозным мотивам, отсутствовала, опасность грозила, главным образом, извне - со стороны империалистических стран. В связи с этим формирование у советских людей коммунистического мировоззрения, составляющей которого были атеистические убеждения, декларировалось одной из основных задач всей идейно-политической работы. В данном ключе были выдержаны все «основополагающие» труды того периода: «История Коммунистической партии Советского Союза»1, «Развитой социализм: проблемы теории и практики»2 и др.

На втором этапе появляется целый ряд работ, в которых авторами делается попытка определения сущности политического режима в СССР, анализа накопившихся в обществе противоречий. Но внимание сосредотачивалось, в основном, на проблемах, связанных с Лениным, Сталиным. Лишь с начала 1990-х гг. издаются книги, в которых дается характеристика периода второй половины 1960 - 1980-х гг. с критических позиций. В них авторы пытаются вскрыть причины деформаций советского общества; показать, как это отражалось не только на экономической, но и на политической и духовной сферах жизни страны. Следует отметить работы: Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. «XX съезд КПСС: новации и догмы»3; «Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия»4; Данилов А.А. «История 1 История Коммунистической партии Советского Союза. - М.,1979. 2 Развитой социализм: проблемы теории и практики. - М.Д979. 3 Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX съезд КПСС: новации и догмы. - М.,1991. 4 Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX столетия. - М.,1995. инакомыслия в России. Советский период. 1917 - 1991 гг.» ; Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. «История России»2; «XX съезд КПСС и его исторические реальности»3; Зубкова Е.Ю. «Общество и реформы. 1945 - 1964»4; Зубкова Е.Ю. «Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 - 1953.» ; «История Отечества: краткий очерк»6; Кузнецов И.Н. «История государства и права России»7; «На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе»8; «Наше Отечество. Опыт политической истории» ; Пихоя Р.Г. «Советский Союз: История власти. 1945 - 1991.»10; «Советская историография»11; Стецовский Ю.И. «История советских репрессий» ; Сырых В.М. «История государства и права России. Советский и современный периоды»13; «Тоталитаризм и социализм» ; Яковлев А.Н., Мигранян A.M., Поздняков Э.А. «Перестройка: замыслы и результаты» и т.п.

Особый интерес представляют работы последних лет, посвященные конкретным партийным и государственным деятелям периода 1960 - 1990-х гг., от которых зависела вся внутренняя политика государства в целом, отношение руководства к церкви - в частности - «Брежнев: Материалы к

1 ft 11 биографии» ; Земцов И. «Крах эпохи» ; Медведев Р. «Генсек с 1 Данилов А.А. История инакомыслия в России. Советский период. 1917 - 1991гг. - Уфа., 1995. 2 Горинов М.М., Данилов А.А., Дмитренко В.П. История России. - М.,1994. 3 XX съезд КПСС и его исторические реальности. - М., 1991. 4 Зубкова Е.Ю. Общество и реформы. 1945 -1964. - М.: Россия молодая, 1993.

Зубкова Е.Ю. Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945 - 1953. - М.: РОССПЭН,2000. 6 История Отечества: краткий очерк. - М., 1992.

Кузнецов И.Н. История государства и права России. - М.,1998.

На пороге кризиса: Нарастание застойных явлений в партии и обществе. - М.,1990. 9 Наше Отечество. Опыт политической истории. - М.,1991. -T.2. 10 Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945 - 1991. - М.,1998. 11 Советская историография - М.:РГГУ,1996. 12 Стецовский Ю.И. История советских репрессий. - М.:Знак-СП,1997- Кн.2.

Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. - М., 1999. 14 Тоталитаризм и социализм - М.,1990. 15 Яковлев А.Н., Мигранян A.M., Поздняков Э.А. Перестройка: замыслы и результаты. - Ростов н/Д: Изд. Рост. Ун-та, 1995. 16 Брежнев: Материалы к биографии. - М.,1991. 17 Земцов И.Г. Крах эпохи. - М.,1999. - В 2-х кн.

Лубянки»1; Медведев Р.А. «Личность и эпоха: Политический портрет Л.И.Брежнева»2 и др. Как правило, в данных работах отсутствует серьезный анализ внутриполитического развития советского общества. Появившись одними из первых, они в некоторой степени конъюнктурны, поскольку материал был новым и актуальным, они написаны по горячим следам.

Во вторую группу включены работы, раскрывающие проблемы взаимоотношений советского государства и религиозных объединений в нашей стране, позиции советского руководства к религии в исследуемый период.

Общим для всех работ первого этапа являлось то, что религиозный фактор, безусловно, принимался как негативный, тормозящий или даже препятствующий общественному развитию. «Вред» религии заключался в том, что она нарушала монолитное мировоззренческое единство советского общества.

Считалось, что с ликвидацией эксплуатации в советском государстве кризис религии, который приведет ее в конечном итоге к отмиранию, неизбежен. Утверждалось, что впервые в истории мировоззрение миллионов советских людей строится на научной основе марксизма-ленинзма, ставшего идейным оружием народных масс в борьбе за лучшую жизнь, за победу коммунизма. Декларировалось, что в нашей стране не только ликвидированы главные социальные корни религии, но и развенчана мировоззренческая основа религии - идеализм3. Уже на ХХП съезде партии говорилось: «Нужна продуманная и стройная система научно-атеистического воспитания, которая охватывала бы все слои и группы населения, предотвращала распространение религиозных воззрений, 1 Медведев Р. Генсек с Лубянки. - М.,1993.

Медведев Р. А. Личность и эпоха: Политический портрет Л.И.Брежнева. - М, 1991.

Струмилин С.Г. Проблемы социализма и коммунизма в СССР. - М.,1965; Бычатин В.Е Постановка проблем атеизма в трех программах Коммунистической партии. - Киев, 1966 и др. особенно среди детей и подростков» . Провозглашение построения развитого социалистического общества в СССР и внесение в Основной закон - Конституцию 1977 г. статьи о свободе совести призвано было продемонстрировать справедливый и демократический характер советской политической системы. Но прежний тезис о несовместимости религиозного и коммунистического мировоззрений оставался лейтмотивом во всех работах того времени. В данном ключе написаны работы: «Атеизм в СССР: становление и развитие» ; Барменков А.И. «Свобода совести в СССР» ; Клочков В.В. «Закон и религия»4; Коник В. «Свобода совести и ее лжезащитники»5; Куроедов В. А. «Религия и церковь в советском у- "7 государстве» ; «Общество и религия» ; Окупов А.Ф. «Научное мировоззрение и атеистическое воспитание» и др.

Большое значение советское государство придавало противодействию влиянию церкви и атеистическому воспитанию населения. По инициативе партийных и советских органов проводились различного рода исследования, направленные на выявление уровня религиозности граждан в целом, разработку конкретных мероприятий по ее преодолению. Исследование причин сохранения религиозных «пережитков» в социалистическом обществе являлось целым направлением в науке и литературе9. 1 Материалы ХХП съезда Коммунистической партии Советского Союза. - М.,1961. - С. 111-112. 2 Атеизм в СССР: становление и развитие. - М.,1986. 3 Барменков А.И. Свобода совести в СССР. - М. Д986. 4 Клочков В.В. Закон и религия. - М.,1982.

Коник В. Свобода совести и ее лжезащитники. - М.,1986.

Куроедов В.А. Религия и церковь в советском государстве. - М.,1982. 7 Общество и религия. - М.,1982. 8 Окупов А.Ф. Научное мировоззрение и атеистическое воспитание. - М.,1976. 9 Кудряшов Г.Е. Атеизм и молодежь. - Чебоксары,1968; Мандрыгин Л.В. Внутренний мир верующего и причины религиозности. - М.,1965; Огрызко И.И. Атеистическое воспитание подрастающего поколения. - Л.,1964; Причины существования и пути преодоления религиозных пережитков. - Минск,1965; Строительство коммунизма и преодоление религиозных пережитков. - М.,1966; Угринович Д.М., Яблоков И.К. Изучение религиозного сознания верующих в социалистическом обществе и задачи атеистического воспитания//Общественная психология и коммунистическое воспитание. - М., 1967 и др.

В конце 1980 - 2000-х гг. появляется ряд работ, авторы которых стремятся отойти от идеологических штампов и пытаются объективно взглянуть на положение религиозных объединений в нашей стране: Алексеев В.А. «Иллюзии и догмы»1; Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется?»2; Бабинов Ю.А. «Государственно-церковные отношения в СССР: История и современность»3; Королев А. А., Ливцов В. А. «Религиозная безопасность России: история и проблемы» ; Маслова И.И. «Русская Православная Церковь и государство: проблемы, тенденции, уроки взаимоотношений (вторая половина XX века)» ; Нежный А. «Комиссар дьявола»6 и др.

В отдельный блок следует выделить литературу не строго научного академического характера, а скорее, публицистического, направленную на формирование общественного мнения в стране; преследовавшую цель дискредитировать церковников. Литературы, «разоблачавшей происки империализма», «раскрывавшей истинные цели, подлинное лицо» служителей церкви и верующих, «развенчивавшей реакционную сущность» духовенства, издавалось много и довольно крупными тиражами. Издалека, ненавязчиво, а иной раз грубо, агрессивно, внушалась мысль, что религиозное мировоззрение - явление отживающее, чужеродное советскому обществу. В 1960-е - начале 1980-х гг. появились: «Агрессия без выстрелов» ; Вадимов В. «Накипь»8; Веселов В.И., Владимиров АЛ. «За ширмой святости»9; «Разговор начистоту»10; Чертков А.Б. «Крах»11, Чуев 1 Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. - М.,1991. 2 Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? - М.,1992. 3 Бабинов Ю.А. Государственно-церковные отношения в СССР: История и современность. - Симферополь, 1991. 4 Королев А.А., Ливцов В.А. Религиозная безопасность России: история и проблемы. - М.:СоциумД997.

Маслова И.И. Русская Православная Церковь и государство: проблемы, тенденции, уроки взаимоотношений (вторая половина XX века). - Пенза:ПГАСА,2001. 6 Нежный А. Комиссар дьявола. - М.,1993. 7 Агрессия без выстрелов. - Куйбышев, 1981. 8 Вадимов В. Накипь. - Донецк: Донбасс, 1980. 9 Веселов В.И., Владимиров А.Л. За ширмой святости. - М, 1981. 10 Разговор начистоту. - М., 1979. 11 Чертков А.Б. Крах. - М..1968.

И.П. «Антикоммунизм и русская религиозная философия» и др. Квинтэссенцией, кульминацией подобного рода литературы 1980-х гг., отлично выполнившей социальный заказ органов безопасности, партии, правительства, оправдывавшей все репрессивные действия с их стороны, явилась книга Яковлева Н.Н. «ЦРУ против СССР». Она была выпущена огромным тиражом и неоднократно переиздавалась.

В третью группу отнесена краеведческая литература, раскрывающая социально-экономическое положение Пензенской области, затрагивающая косвенным образом и вопросы о деятельности религиозных объединений в регионе2. Как замечает известный краевед Мочалов В.А., в 1970 - 1980-х гг. местные историки сконцентрировали внимание на изучении послевоенного периода деятельности областной партийной организации. «Однако, как правило, изучались сравнительно узкие проблемы руководства отдельными участками народного хозяйства и общественной жизни. Обобщающие работы отсутствовали. ... Явление, подвергавшееся анализу, не изучалось во всей сложности и противоречивости, рассматривались лишь положительные стороны работы, а негативные оставались в тени» .

Особое место в данном контексте занимает «Пензенская энциклопедия» . Это первый систематизированный свод информации о населении, истории, культуре, природе региона, его выдающихся людях в разных сферах жизнедеятельности.

Большой интерес представляет работа Дворжанского А.И., редактора «Пензенских епархиальных ведомостей», «История Пензенской 1 Чуев И.П. Антикоммунизм и русская религиозная философия. - М.,1969. 2 Из истории области. Очерки краеведов. Выпуск 1. - Саратов, 1989; Мясников Г.В. Город-крепость Пенза. - Саратов,1989; Очерки истории Пензенской организации КПСС. - Саратов, 1983; Пензенская область в цифрах и фактах. - Саратов, 1987; Поиски и находки: Из записных книжек краеведов. - Саратов, 1984; Хроника Пензенской областной организации КПСС. 1884 - 1987 гг. - Саратов,1988 и др.

Мочалов В.А. Очерк историографии Пензенской организации КПСС//Из истории области. Очерки краеведов. Выпуск 1. - Саратов,1989. - С.99-100. 4 Пензенская энциклопедия:/Гл. ред. К.Д.Вишневский. - Пенза-М.,2001. - 759 с. епархии. Книга первая: Исторический очерк.»1. Книга посвящена деятельности Пензенской епархии с древних времен до настоящего времени.

Четвертая группа представлена многочисленной литературой, рассматривающей основные направления критики буржуазной и ревизионистской «фальсификаций» развития советского общества в целом в 1960 - 1980-е гг., положения религии2. С начала 1990-х гг. обширный поток литературы подобного плана практически иссяк.

Пятую группу составляет литература зарубежных авторов, посвященная рассмотрению различных вопросов, связанных с темой исследования. В первую очередь, здесь следует отметить работы, авторы которых стремятся определить сущность тоталитаризма в целом и собственно в СССР, что облегчает задачу понимания причин и особенностей религиозной практики в тоталитарном обществе . Представляют определенный интерес и работы зарубежных авторов, в том числе и церковных историков, раскрывающих проблемы религиозной, духовной, внешнеполитической сфер жизни советского государства .

В особую подгруппу следует выделить переводную литературу по советской истории в целом, появившуюся в 1990-е гг. Это, в основном, 1 Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. - Пенза, 1999. - 512 с. 2 Критика буржуазной историографии советского общества. -М.,1972; Лисавцев Э.И. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. - М.,1975; Беляев А. А. Идеологическая борьба и литература. - М.,1982; Буржуазная историография образования и развития СССР. - М.,1983; О свободе совести. - М., 1987; Православие в СССР. К тысячелетию крещения Руси (По материалам буржуазной печати). - М.,1988 и др. 3 Хайек Ф.А. Путь к рабству. - ЛондонД983; Желев Ж. Фашизм. - М.Д991; Поппер К. Открытое общество и его враги. - М.,1992; Арон Р. Демократия и тоталитаризм. - М.Д993; Вторая мировая война и преодоление тоталитаризма. - М.,1997 и др.

Геллер М., Некрич А. Утопия у власти. - Лондон, 1982; Константинов Д. Зарницы духовного возрождения. Русская Православная Церковь в СССР в конце шестидесятых и в начале семидесятых годов. - КанадаД973; Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие духа. Спб,1994; Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. - М.,1995; Проблемы православия в зарубежных исследованиях. Федеративный сборник. - М.,1988; Цыпин В. История Русской Православной церкви. - М.Д994; Эллис Дж. Русская православная церковь: Согласие и инакомыслие. - ЛондонД990; Кальвакоресси П. Мировая политика после 1945 года: В 2-х кн. - М. :Междунар. отношенияДООО; Dissent in USSR: Politics, Ideology and People. - London,!976 и др. учебные пособия: Боффа Дж. «История Советского Союза» ; Верт Н. «История советского государства. 1900 - 1991»2; Хоскинг Дж. «История Советского Союза. 1917 - 1991»3 и др. Данная литература позволяет взглянуть на прошлое советского общества как бы со стороны - глазами исследователя из демократического мира, с глубоко укоренившимися традициями либерализма. Однако именно этот аспект не всегда способствует проникновению и пониманию ими ментальносте советского человека, жившего при тоталитарном режиме по своим, отличным от западных, законам.

Шестую группу представляют диссертационные исследования, в том или ином ракурсе затрагивающие проблемы религиозности граждан советского общества в исследуемый период .

Таким образом, историографический анализ показывает, что, несмотря на отражение в научной литературе различных аспектов избранной темы, собственно проблема власти и религиозной оппозиции в СССР, в целом, и в Пензенской области, в частности, во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. до сих пор не стала еще предметом специального изучения с новых позиций в данных хронологических рамках. 1 Боффа Дж. История Советского Союза. - М.,1990. 2 Верт Н. История советского государства. 1900 - 1991. -М. ,1991. 3 Хоскинг Дж. История Советского Союза. 1917 - 1991. - М.,1994.

Антонов М.Г. Молодежная политика партий, государственных и общественных организаций: историко-политический и теоретический аспект. 1918 - 1995 годы. - Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - М.,1995; Афанасьева Л.П. Личные архивы и коллекции деятелей диссидентского движения России в 1950 - 1980 гг. - Дисс. ... канд. ист. наук. - М.,1996; Баранова КБ. Власть и воздействие на массовое воздействие в тридцатые годы XX века. - Автореф. дис. ...докт. ист. наук. - М.,1997; Давьщов С.Г. Инакомыслие в СССР в 50-е - первой половине 60-х гг.- Дисс. ... канд. ист. наук. - М.,1996; Давьщов С.Г. Становление и развитие неформального молодежного движения в СССР (1945 - 1985 гг.). - Автореф. дис. ...докт. ист. наук. - М., 2002; Кантемирова СМ. Творческая молодежь России в 60-е гг. - Дисс. ... канд. ист. наук. -М.,1995; Королева Л.А. Власть и диссидентство (1950 - 1980-е гг.). - Автореф. дис. ...докт. ист. наук. - М., 2001; Кондратьев А. С. Общественно-политическое самодеятельное движение советского студенчества в середине 50-х - 60-е гг. - Дисс... канд. ист. наук.-М., 1992; Королева Л.А. Диссидентское движение в СССР в 60-70-е гг. - Дисс. ... канд. ист. наук. - М.,1995; Нагдалиев Зейнал Сафар-оглы. Диссидентское движение в СССР (1950-1980 годы).- Автореф. дисс. ... докт. ист. наук. - М.,1999; Пыжиков А.В. Исторический опыт политического реформирования советского общества в 50 - 60-е гг.- Дисс. ... докт ист. наук. - М., 2000; Шпакова Т.А. Духовная жизнь советского общества во второй половине 50-х -начале 60-х гг. - Дисс. ... канд. ист. наук. - М.,1990 и др.

Источниковая база по проблеме исследования представлена довольно широко. Условно источники можно разделить на несколько групп.

Первую группу составляют, безусловно, архивные материалы. В работе задействованы, главным образом, документы Государственного архива Пензенской области и его подразделения - бывшего партийного архива Пензенской области. Это, в основном, - материалы обкома партии (ф. 37, 148), фонд уполномоченного Совета по делам религиозных культов по Пензенской области (ф. 2392) и т.д. Особый интерес представляют собой инструкции, циркуляры и другие директивные бумаги, присылавшиеся в провинцию из центра, и таким образом отражавшие шаги руководства в отношении религиозной оппозиции.

Значительное количество документов сосредоточено в Российском Государственном архиве новейшей истории, созданном на базе ведомственного архива Центрального комитета КПСС. В работе использованы документы, главным образом, общего, административного и идеологического отделов аппарата ЦК КПСС (ф. 4,5), протоколы заседаний Секретариата ЦК КПСС, а также коллекция документов фонда 89, представляющего архив Президента РФ. К работе привлекались справки и докладные записки Комитета Государственной безопасности СССР, ЦК КПСС по пресечению религиозной деятельности и т.д. Большой интерес представляют «Информационные отчеты о состоянии католической, протестантской, армянской церквей, иудейской, мусульманской, буддийской религий и сект»; сообщения агентуры МВД и КГБ о распространении листовок «антиправительственного содержания»; о слухах и разговорах, имеющих хождение среди населения. Определенную ценность представляют сообщения республиканских, городских, областных комитетов партии; директивы верховных партийных и государственных органов. Эти документы отражали официальную точку зрения на происходившие события. В то же время они и формировали определенное отношение руководства к проявлениям религиозности.

В диссертации использованы также документы Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории.

Большой интерес представляют коллекции двух независимых архивов - Центра документации «Народный архив» и архива научно-информационного и просветительского центра «Мемориал». В ЦД «Народный архив» познавательны фонды деятелей оппозиционного движения - Гершуни В., Гефтера М., Гримма Г., Сокирко В., Терновского Л. и др., в работах которых также затрагиваются вопросы вероисповедания в СССР. В «Мемориале» практически полностью представлено собрание материалов «Архива самиздата», опубликованного в Мюнхене. Что касается собственно коллекции документов, то она в основном укомплектована материалами личного характера.

Определенный интерес представляют документы коллекции Информационного отдела Управления МВД по Пензенской области.

Вторую группу источников составляют законодательные акты СССР и союзных республик, партийные и партийно-государственные документы - Конституции СССР; Программы Коммунистической партии Советского Союза, материалы съездов и пленумов ЦК КПСС и ЦК республиканских партий; другие документы партии, правительства и различных ведомственных структур, указы, резолюции и прочее; выступления партийных и государственных деятелей.

В третью группу источников входит мемуарная литература, как переизданная, так и написанная в последнее время, крупных партийных и государственных функционеров того периода, борцов «за веру» и т.д. . К данному виду источников следует относиться весьма осторожно, поскольку цель данных материалов состоит не в воссоздании реальной картины прошлого, а отражении собственного места в протекавших событиях, опять же, в собственном представлении, и изложении личных оценок.

К четвертой группе источников следует отнести литературу «самиздата» и «тамиздата». Специфика этих материалов заключается в том, что помимо журналов, выходивших в то время, они представляют собой, главным образом, работы самих участников движения, отражавшие видение и понимание проблем общества, положения религии в СССР на тот момент. Пожалуй, здесь необходимо выделить несколько подгрупп.

Прежде всего, надо отметить труды представителей правозащитного и религиозного движения, имеющие исторический, социологический, философский характер .

Большую подгруппу источников представляют документальные сборники, изданные как у нас в стране в последние годы, так и за рубежом - «Миф о застое» , «Погружение в трясину (Анатомия застоя)» и др.

Особое место в данной группе источников занимает аннотированный каталог «58 . Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953-1991»4. В нем содержатся материалы о фиксированных случаях инакомыслия, в том 1 Бурлацкий Ф. Вожди и советники: О Хрущеве, Андропове и не только о них. - М.,1989; Аджубей А. Крушение иллюзий. Бремя в событиях и лицах- М.,1991; Арбатов Г. Затянувшееся выздоровление: 1953-1985. - М.,1991; Крючков В.А. Личное дело. - М.,1997 и др. 1 Левитин А.Э. Защита веры в СССР. - ПарижД966; Зорин С, Алексеев М. Время не ждет. Наша страна находится на поворотном пункте истории. - Франкфург-на-Майне,1970; Новый колокол. Литературно- публицистический сборник. - Лондон, 1972; Алексеева Л.М. История инакомыслия в СССР. Новейший период. - Вильнюс - Москва,1992; Из-под глыб. - М.Д992 и др. 2 Миф о застое. - Л., 1991. 3 Погружение в трясину (Анатомия застоя). - М., 1991.

58-10. Надзорные производства Прокуратуры СССР по делам об антисоветской агитации и пропаганде. Март 1953 - 1991. Аннотированный каталог. -М.: Международный Фонд «Демократия», 1999. числе и религиозного, и последовавших за этим репрессиям после смерти Сталина И.В. до распада СССР.

Пятую группу источников составляют материалы, появившиеся в последнее время в нашей периодике. Как правило, это - интервью с партийными и государственными деятелями, участниками движения, рассказы о них, обычно, очень личностные, порой субъективные; публикации на базе архивных материалов .

Особое место в данной группе источников занимает издание «Пензенские епархиальные ведомости», редактор Дворжанский А.И. «Пензенские епархиальные ведомости» издавались с 1866 г., затем возобновлены как газета с 1991 г., как журнал с 1998 г.

Объектом исследования является деятельность религиозных объединений и процесс складывания государственно-религиозных отношений в Пензенской области во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг.

Предметом исследования в связи с этим избрано взаимодействие и взаимовлияние властных структур государства и партии и религиозных организаций во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. в Пензенском крае.

Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины 1960-х гг. до второй половины 1980-х гг.

Выбор данного исторического отрезка обусловлен тем, что именно в это время в советской системе начинают проявляться элементы кризиса во всех сферах жизни. Закономерно, данные процессы отразились на деятельности религиозных общин и их взаимоотношениях со светской властью. «О Хрущеве, Брежневе и других»//АиФ. - 1990. - №№25,27,47; Буковский В. «Я вдруг расцвел в удивительно сжатые сроки...»//Незав. газ. - 31.01.92. - С.7; «Вокруг высылки Солженицына»//Свободная мысль. - 1992. - №6 и др.

Хрущевская «оттепель» способствовала общему оживлению религиозной жизни в стране в целом и в Пензенской области, в частности. Однако уже в начале 1960-х гг. государство ужесточило свое отношение к религии, расценивая ее как угрозу стабильности функционирования системы.

С началом «перестроечных» процессов отношения власти и религиозных формирований стали развиваться в принципиально иных условиях, что позволяет выделить середину 1980-х гг. в качестве верхней хронологической границы исследования.

Территориальные рамки исследования определяются Пензенской областью, типичным региональным образованием Центральной России. Основные тенденции складывания и развития отношений государства и религиозных объединений в масштабах всей страны достаточно четко прослеживаются на примере Пензенского региона, имея при этом свои специфические особенности.

Кроме того, данные территориальные рамки соответствуют границам современной Пензенской области.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы исследовать и проанализировать исторический опыт, специфику, мировоззренческие основы генезиса взаимодействия советских властных структур и религиозных организаций в Пензенском регионе путем решения следующих задач: раскрыть условия, в которых протекала деятельность религиозных объединений Пензенской области, факторы влияния на нее; исследовать эволюцию, специфику и направления деятельности религиозных общин - православных, мусульманских, иудейских, евангельских христиан-баптистов и т.п. в исследуемый период; проанализировать особенности политики, проводимой властными структурами, в отношении религиозных формирований в регионе; показать историческое значение религиозной практики и перспективы моделирования взаимоотношений государства и религиозных организаций.

В качестве теоретико-методологической основы исследования были избраны принципы: а) объективности; б) историзма; в) системности, г) полного учета социально-субъективного в предмете исследования и максимально возможная нейтрализация предвзятого отношения ученого при интерпретации и оценке фактов. В силу возможностей, были использованы принципы социально-психологического подхода и принцип корректности и деликатности в оценке фактического материала, поскольку особенностью религиозного движения была сильная нравственно-этическая компонента его участников.

Помимо методологических принципов в исследовании были применены специально-исторические принципы: актуализации, диахронный, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический; а также общенаучные: классификации, статистический, структурно-системный, позволившие рассматривать феномен религиозности в конкретном регионе в комплексе его составляющих, анализировать и сопоставлять различные данные для выявления главных этапов, особенностей и сущностных характеристик.

Новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые проанализирована деятельность религиозных формирований в Пензенской области во второй половине 1960 -первой половине 1980-х гг., т.е. в условиях углубления кризисных явлений в советском обществе; в научный оборот впервые введен специфический пласт архивных источников, не востребованный ранее в силу разнообразных причин; исследование проблемы взаимоотношений власти и религиозных общин в социоисторическом ракурсе позволило выявить и обосновать тенденции и перспективы развития демократических принципов государственно-религиозной политики в условиях современной России на примере конкретного региона. В результате исследования появилась возможность сделать следующие выводы:

Пензенская область, являясь типичной для средней полосы России, представляла собой «проблемный» регион с точки зрения повышенной религиозности населения, что объяснялось историческими традициями, преобладаем сельского населения, национальным составом края, активной деятельностью религиозных общин и другими факторами; в истории религиозных объединений Пензенского края отразились все процессы, протекавшие в конфессиональной жизни страны во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. -появление собственно в РПЦ диссидентов: раскол евангельских христиан-баптистов и т.д.; государственно-религиозная политика складывалась из следующих направлений - политический контроль за деятельностью религиозных общин, научно-атеистическая работа, исполнение законодательства о культах, предотвращение паломничества к «святым местам», регламентация проповеднической деятельности духовенства, ограничение финансовой деятельности религиозных объединений и т.п. несмотря на масштабность и системность атеистической работы власти деятельность религиозных общин продолжала оставаться достаточно эффективной, и уровень религиозности населения был стабильно высоким.

Практическая значимость исследования заключается в том, что исследование дало результаты, которые могут послужить основой для построения инновационной концепции совместного благоприятного и взаимовыгодного существования власти и религиозных общин, которая давала бы целостное представление о сущности, социальной роли, специфике, структуре, общественной значимости и воздействии религии в условиях современного политического плюрализма.

Кроме того, материалы исследования могут быть использованы для разработки лекционных курсов, спецсеминаров, учебно-методической литературы по гуманитарным дисциплинам в высшей школе.

Апробация исследования. Диссертационное исследование обсуждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры истории МПГУ. Результаты работы были отражены в печатных трудах, нашли применение в ходе учебного процесса в высшей школе.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

Православные религиозные объединения в Пензенском крае

Основной религией среди населения области было православие. Православие было распространено среди русских (около 800 тыс. чел. -86,2% всего населения области), мордвы (около ПО тыс. чел. - 5,7%), украинцев (около 20 тыс. чел. - 1,0%), белорусов и других национальностей, проживавших в Пензенской области (всего свыше 96% общей численности населения)6. До Великой Отечественной войны в Пензенской области действовало 2 церкви. В 1945 г. в результате изменения государственной церковной политики было открыто 16 церквей и 2 молельных дома; в 1946 г. - 10 церквей; в 1947 г. - 2 церкви и 1 молельный дом1. В 1949 г. на территории региона функционировало 29 церквей и 3 молитвенных дома. Данные церкви обслуживались одним епископом, который был репрессирован ранее; 52 попами (из них репрессировано 33); 17 дьяками (из них 5 репрессированных)2. В 1949 году в Пензенской области было разобрано и переоборудовано 4 церковных здания в с. Сандерки Лунинского района, с. Бутурлино Иссинского района; с. Ульяновка Белинского района; с. Поминаевка Соседского района . К началу 1960-х гг. в Пензенской области имелось 30 зарегистрированных и 52 православных общины, не имевших разрешения органов власти .

В 1962 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Пензенской области выступил с предложением закрыть Пензенское епархиальное управление. Попов С.С. в своем письме № 86 от 29 мая 1962 г. мотивировал свою инициативу тем, что на тот момент в Пензенской области и Мордовской АССР действовало всего лишь 48 православных церквей и молитвенных домов. Причем, количество церквей продолжало сокращаться: за 1960 - 1961 гг. было закрыто 13 церквей5. Помимо данного фактора, необходимость закрытия объяснялась и тем, что «наличие епархиального управления в г. Пензе способствует укреплению действовавших церквей в области и создает дополнительные трудности в осуществлении мероприятий по атеистическому воспитанию трудящихся» . Епископ Пензенский и Саранский Феодосии7 очень активно способствовал укреплению положения церквей и распространению их влияния на население. Кроме того, сам факт территориальной близости епархиального управления, как религиозного центра, к действовавшим церквам области создавал благоприятные условия для частого личного общения духовенства и представителей верующих с архиереем. Однако его предложение не получило одобрения «сверху».

Все церкви Пензенской епархии (располагавшейся по адресу - г. Пенза, ул. Гоголя, д. 29) входили в состав 6 благочинных округов, из которых 4 округа находились в Пензенской области. По региону они распределялись следующим образом (данные на 1965 г.):

Городской благочинный округ (прот. Лебедев М.) - 2 церкви (Кафедральный Успенский собор, Митрофаниевская церковь г.Пензы);

1-й благочинный округ (прот. Соколов Г., игумен Ювеналий -Тарасов) - 10 церквей (г. Беднодемьяновск, с. Вадинск, с. Козлятское, с. Большой Мичкасс, с. Головинская Ваоежка, п. Мокшан, с. Новые Пичуры, с. Аришка, с. Николо-Пестровка, с. Соловцовка);

2-й благочинный округ (прот. Масловский М., прот. Лоскутов В.) - 7 церквей (г. Кузнецк, с. Нижне-Аблязово, с. Тешнярь, г. Сердобск, с. Русская Норка, с. Хованщина, с. Сущевка);

3-й благочинный округ (прот. Шовкун Н., иеромонах Алексий -Казаков) - 8 церквей (г. Белинский, с. Поим, с. Ершовка, п. Башмаково, с. Липовка, с. Калиновка, с. Малая Ижмора, с. Салтыково)1.

Политический контроль за деятельностью религиозных общин и научно-атеистическая работа среди населения

Государство по сути своей продолжало проводить прежнюю репрессивную антицерковную политику. Обком КПСС Пензенской области постоянно нацеливал партийные, советские, профсоюзные, комсомольские организации, идеологические учреждения, хозяйственных руководителей на то, чтобы их деятельность активно влияла на утверждение в сознании и поведении людей норм морального кодекса строителя коммунизма, в том числе и атеистического мировоззрения.

Однако осознание значимости политического контроля за деятельностью религиозных формирований не только в теоретическом направлении, но и прикладном, появилось у органов власти Пензенской области не сразу. Вплоть до начала 1950-х гг. уполномоченный Совета по делам религиозных культов по Пензенской области Горбачев С.С. испытывал проблемы в общении с работниками облисполкома и райисполкомов, которые расценивали его работу как «ненужную и даже вредную», «не оказывали какой-либо помощи в деле проведения в жизнь стоящих перед ним задач, игнорировали его требования, систематически задерживали исполнение деловых бумаг, нарушали его правовые и материальные права»1.

В принятой ХХП съездом третьей Программе КПСС указывалось, что «партия рассматривает борьбу с проявлениями буржуазной идеологии и морали, с остатками частнособственнической психологии, суеверий и предрассудков как составную часть работы по коммунистическому воспитанию»1. Утвержденный съездом Устав КПСС обязал каждого коммуниста вести решительную борьбу с религиозными предрассудками. Такие же обязательства возлагались и на комсомольцев.

Серьезным ударом для священнослужителей явилось постановление Священного Синода от 18 апреля 1961 г., вынесенное им под давлением светских органов власти. Теперь настоятель не имел права участвовать в хозяйственно-финансовой жизни религиозной общины. Кроме того, руководство самой общины переходило к исполнительному органу - т.н. «двадцатке». В каждом регистрационном деле на религиозное объединение, допустим, на мусульманскую общину, обязательны были списки «двадцатки» с анкетными данными, включая информацию о наличии правительственных наград и судимостей . Так, в состав «двадцатки» мечети с. Кочалейки Каменского района Пензенской области в 1973 г. входили, в основном, не работавшие жители села, пенсионеры, 1894 - 1916 годов рождения, с образованием - от 3 до 7 классов, некоторые из них имели правительственные награды3. Уполномоченный Совета по Пензенской области откровенно высказывался о рычагах воздействия на «двадцатки»: «... У нас имеется возможность оказывать влияние на состав церковного актива... По закону граждане, желающие вступить в состав учредителей или так называемой «двадцатки» обязаны подать об этом заявление ... в райгорисполком, в котором он обязуется совместно с другими учредителями или членами «двадцатки» нести ответственность за сохранность молитвенного здания и церковного имущества... Райгорисполкомы, рассматривая эти заявления верующих, могут их удовлетворять, но могут и отклонить, отказав тем самым гражданину... Это уже большая возможность для нас не допустить проникновения в состав церковного актива религиозных фанатиков или нечестных людей»1.

Перегибы советского руководства в церковной политике были столь значительны, что в 1965 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление «О некоторых фактах нарушения законности в отношении верующих». Много осужденных мирян и священников были освобождены и реабилитированы. Были ликвидированы академические антирелигиозные серии «Ежегодник Музея истории религии и атеизма» и «Проблемы истории религии и атеизма». На местах возникало множество недоразумений по вопросам взаимоотношений светских властей и церковников.

Исполнение законодательства о культах

Уполномоченный Совета по делам религий по Пензенской области Попов С.С. проводил работу по осуществлению контроля за соблюдением законов о культах. Причем, практика складывалась из двух направлений: «чтобы не только не допускать незаконной деятельности церковников, но и исключить возможные случаи неправомерных действий в отношении религиозных общин, духовенства и верующих со стороны отдельных должностных лиц местных организаций и тем самым обеспечить предоставленное законом гражданам право на свободное отправление религиозных обрядов»1.

Выполняя постановления ЦК КПСС от 13 января 1960 г. и 16 марта 1961 г., в Пензенской области активизировалась деятельность уполномоченного Совета. В русле антицерковной государственной политики за 1960 г. в Пензенском регионе были закрыты и сняты с регистрации действовавшая мечеть в с. Малый Труев Кузнецкого района и молитвенный дом евангельских христиан-баптистов в с. Калиновке Пачелмского района. Прекращены молния в действовавших мечетях в селах Тат-Канадей Кузнецкого района и Белозерка Бедно-Демьяновского района2.

К 1962 г. в Пензенской области были закрыты две мечети в с. Белозерке Нижне-Л омовского района и с. Татарский Канадей Кузнецкого района. Основанием для закрытия мечети в с. Белозерке Нижне-Ломовского района послужили ветхое состояние молитвенного здания и распад общины. В течение нескольких лет моления в мечети проводились исключительно по большим религиозных праздникам и в летнее время. Зимой помещение не отапливалось. После смерти муллы община длительное время не возбуждала ходатайства о назначении нового служителя культа. В связи с данными обстоятельствами облисполком 22 февраля 1962 г. с согласия Совета по делам религиозных культов при

Совете Министров СССР принял решение о закрытии мечети и снятии общины с регистрации .

30 января 1963 г. сельский облисполком опять же с согласия Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР постановил снять с регистрации религиозную общину и закрыть мечеть в с. Татарский Канадей Кузнецкого района, поскольку на расстоянии одного километра в соседнем с. Большой Труев находилась действующая мечеть, в которой верующие могли удовлетворять свои религиозные потребности, кроме того тат-канадейская религиозная община фактически распалась . Также была закрыта мечеть в с. Малый Труев, а здания переоборудовали под школу (с. Малый Труев) и сельский клуб (с. Татарский Канадей). За 1962 год в результате предпринятых мер на территории области распалось 17 незарегистрированных религиозных групп.

Для прекращения деятельности религиозной общины евангельских христиан-баптистов с. Калиновка Пачелмского района была использована другая тактика. Данное объединение насчитывало 80 - 90 человек. Пресвитер общины Гречихин, будучи престарелым и больным человеком, моления проводил крайне редко. В качестве молитвенного дома община приспособила дом члена общины Поповой Т.А. В 1959 г. Попову парализовало, за ней требовался постоянный уход. Поскольку она была одинока, все тяготы легли на общину, что вызвало дополнительные расходы на содержание молитвенного дома. Среди членов общины начались разногласия, чем воспользовался уполномоченный. По его рекомендации Пачелмский райисполком запретил проведение молений в доме Поповой, поскольку помещение не отвечало необходимым санитарным нормам: дом является жилым и в нем находится тяжело больной человек.

Похожие диссертации на Власть и религиозные объединения во второй половине 1960 - первой половине 1980-х гг. : На примере Пензенского региона