Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Партийная и государственная деятельность А.В. Луначарского Хоменко Валентин Яковлевич

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хоменко Валентин Яковлевич. Партийная и государственная деятельность А.В. Луначарского : диссертация ... доктора исторических наук : 07.00.01,. - Киев, 1984. - 451 c. : ил. РГБ ОД, 71:85-7/130

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Историография и методология исследования партийной и государственной деятельности А.В. Луначарского 17

1. Методология исследования 17

2. Состояние научной разработки деятельности А.В. Луначарского 25

Глава II. Революционная деятельность а.в.луначарсюго в период борьбы большевиков за свержение царизма 69

1. Первые социал-демократические организации Киева и Москвы и вступление А.В.Луначарского в революционное движение 70

2. Российская буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. и участие А.В.Луначарского-Воинова в разработке тактической линии большевиков 98

3. Борьба большевиков за сохранение, организационное и идеологическое укрепление партии в годы реакции и критика В.И. Лениным ошибок А.В. Луначарского 121

Глава III. Роль А.В .Луначарского в веяикой октябрьской социалистической революции, обороне советской республики и построении социализма 147

1. Агитационно-пропагандистская деятельность А.В. Луначарского в период нарастания социа листической революции 147

2. В рядах борцов за победу Октябрьского вооружен ного восстания и строителей государства нового типа 174

3. Партия - организатор обороны Советской республики и А.В.Луначарский как уполномоченный Центрального Комитета партии, ВВДКа и Реввоенсовета республики в годы иностранной военной интервенции и граждан-ской войны 199

4. Участие А.В.Луначарского в борьбе за сплочение и чистоту рядов Коммунистической партии, ее руководящую роль в советском обществе 222

Глава ІV. А.В.Луначарский в борьбе за бреггворение в жизнь ленинского ішана культурного строительства в СССР 254

1. Создание новой советской школы - важнейшая предпосылка формирования социалистической сознательности масс и повышения их творческой, трудовой активности 254

2. Политика партии в области создания советской литературы и искусства как средства духовного воспитания масс и А.В. Луначарский 315

3. Интернационалистская деятельность А.В. Луначарского 344

Заключение 381

Список использованных источников и литературы

Состояние научной разработки деятельности А.В. Луначарского

В разработке вопроса о персоналиях непременным условием является обращение к марксистско-ленинской концепции историко-био-графических исследований, к анализу произведений великих вождей мирового пролетариата. К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин учили как надо изображать подлинных героев и мнимых. В 1850 году К.Маркс писал: "Было бы весьма желательно, чтобы лщци, стоявшие во главе партии движения, - будь то перед революцией, в тайных обществах или в печати, будь то в период .революции, в качестве официальных лиц - были, наконец, изображены суровыми рембрантовокими красками во всей своей жизненной правде. Во всех существующих описаниях эти лица никогда не изображаются в их реальном, а лишь в официальном виде, с котурнами на ногах и с ореолом вокруг головы. В этих восторженно преображенных рафаэлевских портретах пропадает вся правдивость изображения".

Всю жизнь борясь из суеверным преклонением перед авторитетами, в то же время с какой любовью и с восхищением К.Маркс описывал действия членов Парижской Коммуны, взявших власть в свои руки.

Исключительно ценным в подходе к тому или иному революционному лицу, в оценке его деятельности являются требования Ф.Энгельса, высказанные им по поводу образованных молодых работников, которые, имея знания, но не имея практического опыта и политической закалки, претендовали на руководящее положение в партии. Ф.Энгельс писал, что для этого требуется также основательное знание условий партийной борьбы и усвоения ее форм, испытаны личная честность и твердость характера и, наконец, добровольное включение себя в ряды борцов....

Вожди мирового пролетариата со всей определенностью указали не только на то,как надо отображать художественно сложный,многоплановый процесс революционной практики масс,но и их вождей,которые сфокусировали в себе весь революционный порыв,кипение мысли и страстей маратовского масштаба и образца.Они особенно обращали внимание на то,какое место в мемуарной,биографической,художественной литературе должны занимать люди,стоящие во главе партии в период революции.Биограф К.Маркса,друг Ф.Энгельса,немецкий левый социал-демократа с 1918 года - коммунист Франц Меринг,отмечал,что то р лько марксизм даст возможность подойти к биографиям как следует.

В.И.Ленин,опираясь на указания К.Маркса и Ф.Энгельса,разработал теорию и методологию историко-биографических исследований, раскрыл значения таких исследований для революционной борьбы широких народных масс,для формирования и укрепления партии нового типа, воспитания всех членов партии на революционных,боевых и трудовых традициях.Важное значение для нас имеет опыт самого В.И.Ленина по написанию биографических исследований о К.Марксе,Ф.Энгельсе,о И.В.Бабушкине,М.Е.Федосееве,М.Е.Баумане,Я.М.Свердлове и других.

Взять, например, отношение В.И.Ленина к В.И.Бабушкину. Владимир Ильич его очень высоко ценил,называл народным героем, выдающимся партийным работником,гордостью партии. Он дал образец того,как нужно ценить профессиональных революционеров-большеви- ков, как нужно бережно относиться к их светлой памяти и как нужно заботиться о популяризации их революционной деятельности. В.И.Ленин писал: "Это - люди, которые посвятили себя целиком борьбе за освобождение рабочего класса. Это - лвди, которые не растратили себя на напрасные террористические мероприятия одиночек, а действовали упорно, неуклонно среди пролетарских масс, помогая развитию их сознания, их организации, их революционной самодеятельности".

Владимир Ильич обращался к рабочим с просьбой собирать и присылать ему сведения о И.В.Бабушкине и других революционерах с тем, чтобы издать брошюру с жизнеописанием таких рабочих-революционеров .

"Такая брошюра, - писал В.И.Ленин, - будет наилучшим ответом всяким маловерам и умалителям российской социал-демократической рабочей партии. Такая брошюра будет наилучшим чтением для молодых рабочих, которые будут учиться из нее, как надо жить и дей-ствовать всякому сознательному рабочему". 0 В этой статье В.И.Лепнин указал на необходимость биографических исследований.

В творческом наследии В.И.Ленина имеется тридцать три специальных историко-биографических исследований и свыше двух тысяч упоминаний с кратким и четким описанием личности. В.И.Ленину был присущ объективный подход к персоналиям, что ясно видно, например, из его высказываний о Н.Г.Чернышевском. Он говорил: "Возьмем хотя бы Чернышевского, оценим его деятельность. Как ее может оценить человек, совершенно невежественный и темный? Он, вероятно, скажет: "Ну, что же, разбил человек себе жизнь, попал в Сибирь, ничего не добился". Вот вам образец... Я взял пример Чернышевского потому, что к какому бы направлению ни принадлежали люди, называющие себя социалистами, здесь, в оценке этого индивидуального революционера, расхождения по существу быть не может. Все согласятся, что если оценивать отдельного революционера с точки зрения тех жертв, внешне бесполезных, часто бесплодных, которые он принес, оставляя в стороне содержание его деятельности и связь его деятельности с предыдущими и последующими революционерами, если оценивать так значение его деятельности, - это либо темнота и невежество безысходное, либо злостная, лицемерная защита интересов реакции, угнетения, эксплуатации и классового гнета. На этот счет разноглесий быть не может".

Поучительной является ленинская характеристика,например, А.А.Богданова. В.И.Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" писал: "Богданов минус "эпириомонизм" /минус махизм, вернее/, есть марксист. Ибо эта теория тождества общественного бытия и общественного сознания есть сплошной вздор, есть безусловно реакционная теория. Если отдельные лица примиряют ее с марксизмом, с марксистским поведением, то мы должны признать, что эти люди лучше, чем их теории, но не оправдывать вопиющих теоретиче-ских извращений марксизма". 0

Так может писать о человеке человек могущественной нравственной силы, человек с выдержкой настоящего революционера, политика и мыслителя, который может отделить зерно от плевел и никому на свете не позволит извращать, поносить марксизм.

Российская буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг. и участие А.В.Луначарского-Воинова в разработке тактической линии большевиков

По этому случаю в буржуазной российской печати поднялся большой шум. Газетные полосы взывали крикливыми заглавиями: "Кремлевские святыни уничтожены бомбардировками большевиков", "Василий Блаженный разрушен", "Выход Луначарского из правительства", "Железнодорожники против большевиков", "Развал большевистского правительства", "Наступление немцев", "Агония большевистской власти" и т.д.

Однако во время Московского восстания исторические памятники как и тогда уже было известно, не разрушил революционный артиллерийский обстрел Кремля. Это подтверждается документами и свидетельствами очевидцев. В тогдашнем донесении делегатов 230 пехотного Запасного полка о революционных событиях в Казани и Москве от 5 ноября 1917 года отмечалось: "На наших глазах с первого по второе /ноября/ была бомбардировка Александровского училища и Кремля. В Москве повреждений мало, потерпели сравнительно только часы на Спасских воротах. Бомбардировка продолжалась до утра 3 ноября, утром прекратилась в связи с тем, что враждующие стороны пришли к соглашению .

У А.В.Луначарского в связи с дезинформацией это была кратковременная вспышка испуга и при первой же встрече с В.И.Лениным она угасла. Анатолий Васильевич позже об этом так писал: "Я позволю себе здесь привести личное воспоминание, которое особенно ярко запало в мое сознание и которое прекрасно характеризует широту и торжественность той борьбы за социалистическую культуру, которую вел Ленин. Пишущий эти строки был испуган разрушениями ценных художественных зданий, имевшими место во время боев революционного пролетариата Москвы с войсками Временного правительства и подвергся по этому поводу весьма серьезной "обработке" со стороны великого вождя. Тогда В.И.Лениным были сказаны ему такие слова: "Как вы можете придавать такое значение тому или другому старому зданию, как бы оно ни было хорошо,когда дело идет об открытии дверей перед таким общественным строем, который способен создать красоту, безмерно превосходящую все, о чем могли только мечтать в прошлом?"1

Юрген Рюле напрасно стремился доказать, что "между главой правительства и его народным комиссаром просвещения существовали существенные расхождения". На самом деле между В.И.Лениным и А.В.Луначарским никаких особых расхождений не было в послеоктябрьский период. А.В.Луначарский никогда не противопоставлял свою точку зрения и свою волю Ленинской и руководимой им большевистской партии. А если и возникали какие-либо недоразумения, то А.В.Луначарский расценивал их только как собственный промах, свою недоработку.

В этом плане примечательна мысль А.В.Луначарского, высказанная уже в 1931 году в литературной статье "М.Горький - художник": "Я уже не раз говорил, что никому не советую входить в споры с Марксом, Энгельсом и Лениным. Это дело праздное.

I. Луначарский А.В. Собрание сочинений, 58 Обыкновенно получается, что спорящий оказывается разбитым. Мы еще не видели людей, которые при этом одержали бы верх. Гораздо лучше, памятуя о совершенно колоссальной умственной силе этих людей, о громадности их эрудиции, об их глубоком сознании своей ответственности, об их классовой выдержанности, - тысячу раз пересмотреть, если ты в чем- бо с ними расходишься, так ли это, и если ты в тысячный раз не убедишься, - пересмотреть еще в тысячу первый раз, потому что гораздо больше шансов априори, что любой из нас в принципиально важных вопросах ошибается, чем ошибается любой из них. До сих пор правило это оправдывалось" .

Не мог А.В.Луначарский и как ученый относиться и к самой партии как-то неподобающе. Ибо, как он сам глубоко осознавал, "к большевикам шли те беззаветно преданные делу свободы революционеры, которые не только питали склонность и имели способности к научному мышлению, но и те из последних, для которых наука является не сетью, опутывающих волю, но опорой для максимально творческого размаха этой воли. Именно этот отбор обеспе р чивал необыкновенной прочности фундамент для партии .

А.В.Луначарский не раз подчеркивал, что партия на протяжении четверти века выковывалась в боях с самодержавием, разных мастей оппортунизмом в международном социал-демократическом движении. Во главе со своим вождем В.И.Лениным она осуществила Октябрьскую революцию, железной рукой задавила контрреволюцию внутри страны, выковала Красную Армию, которая разгромила внешних и внутренних врагов. Партия создала новый общественный строй, из развалин подняла хозяйство. "Никогда еще история человечества I." Луначарский А.В. Собрание сочинений, т.2, с. 121. одной стороны, брала бы на себя такие исторически сложные задачи, а, с другой стороны, по своим силам в такой мере соответствовала бы этим титаническим задачам.

Вслед за Юргеном Рюлле в поход против Ленинской теории культурной революции, успешного ее осуществления под руководством А.В. Луначарского, М.И. Калинина, Н.К. Крупской и других видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства выступил его соотечественник К.-Д. Зееман, "доказывая" с помощью несложного софизма и гибель российской буржуазной культуры под ударами Октябрьского восстания и провал пролетарской культурной революции, отождествляя ее лишь с пролеткультовским движением, его ошибками, неудачами .

Фальсификацию Зеемана развивает его земляк Дитрих Гейер , тоже "доказывая" разрушительный характер социалистической революции и что культурная программа, начертанная на знаменах Коммунистической партии, провозгласила своей целью лишь укрепление власти, превращение искусства в агитационное средство, народное образование в средство подготовки, специалистов-администраторов, советских служащих, хозяйственных организаторов. А в конечном результате она пришла к буржуазной культуре .

В рядах борцов за победу Октябрьского вооружен ного восстания и строителей государства нового типа

Ваше присутствие здесь, милостивый государь, слишком неуместно. Я уполномоченный товарищами-учениками просить вас не оскорблять памяти погибшего своим присутствием. Вы, конечно, должны понять, что появление палача у гроба его жертвы, по меньшей мере нетерпимо, - и сконфуженный палач незамедлительно скрылся в толпе.

Наружная полиция, оставшаяся у ограды, даже с помощью переодетых агентов не смогла активно подействовать, и над свежей могилой начался траурный митинг. Выступали А.В.Луначарский, А.Д. Робчевский, В.Е.Ванштейн и другие. Они спрашивали, кто виновник того, что так трагически погиб дорогой товарищ и отвечали: школьная система, весь режим, который направлен на то, чтобы умерщвлять всякую свободную мысль, чтобы подавлять все благородные порывы честной молодежи... "Спи спокойно, товарищ, нам, живым, ты своей кровью завещаешь, чтобы мы и впредь боролись с порядками, допускавши подобные явления..."2.

Шпики выследили ораторов и в этот же день доложили о них своему шефу генералу Новицкому. Были произведены аресты всех, кто хотя бы как-то отличался "вольнодумством". А потом - следствие, аресты снова и ссылки. Были исключены из университета братья Аносовы, им и В.Е.Ванштейну грозила ссылка. Это ждало и А.В.Луначарского. Генерал указал на него, А.Ф.Вержбицкого и А.Д.Робчевского как основных организаторов митинга. Однако гимназическое руководство, чтобы не усложнять дело и в то же время . выслужиться перед жандармерией, решило поставить упомянутым трем выпускникам в аттестатах по поведению "4", что было равнозначно волчьему билету при поступлении в какой-либо российский университет,

О этого года имя А.В.Луначарского навсегда входит в полицейские протоколы и дела, В январе 1902 года Министерство внутренних дел сообщало Министерству юстиции, что по сведениям департамента полиции Луначарский известен своей неблагонадежностью с 1894 г.1 Это было первое проявление высокого "внимания" царских властей к его личности,

По окончании гимназии А.В,Луначарский, несмотря на свое дворянское происхождение, был лишен права продолжать учебу в России да и с работой не шло у "неблагонадежного" юноши. Бежать! Но куда? Бежать надо за границу, туда, где находится группа русских политических эмигрантов, где Г .В .Плеханов, куда собираются бежать друзья-товарищи, студенты Киевского университета, преследуемые властями.

Почему же, собственно, А.В.Луначарский уехал за границу? Исследователи по-разному трактуют этот шаг. Но в основном они сходятся на том, что юношу погнало за границу не столько "4" по поведению в аттестате, сколько увлечение философией Маха и Авенариуса, чтобы модные философские идеи услышать из первых уст. Да и сам А.В.Луначарский в своих позднейших автобиографических заметках указывает на это обстоятельство, чем облегчает работу своих биографов.

Но здесь мы сознательно для уяснения дела хотим противопоставить 30-40 летнему А.В.Луначарскому 19-20 летнего А.В.Луначарского, автобиографиям-воспоминаниям документ, реально пе I. См.: Луначарский А.В. Неизданные материалы. Литературное наследство, т.82. М., 1970, с.587. редающий и обстановку» и атмосферу, в которой находился А.В.Луначарский в конце 1894 и в первой половине 1895 года. Это его письма из Киева в Харьков к друзьям, киевским меценатам Линдфорс, в частности Екатерине Александровне Линдфорс, по мужу Каминер, написанное в декабре 1894 года. Это, пожалуй, самый ранний автограф из эпистолярного наследия Луначарского, который удалось нам разыскать. Письмо первое в шесть тетрадных страниц мелкого, еще довольно четкого и разборчивого почерка, передает свежайшие, не стертые в памяти впечатления, настроения юноши, его сложные отношения с матерью, его тяжелейшее душевное неравновесие, вызванные семейными неурядицами.

Поездка за границу для А.В.Луначарского была в значительной степени вынужденной по причине преследований его и его товарищей, затхлости мещанской жизни в городе и напряженной до невозможности нервной обстановки дома. Кроме того им была поставлена р конкретная цель изучить философшо и общественные наукяг по первоисточникам и путем прослушивания лекций современных западноевропейских философов, а также более глубоко изучить марксизм . Философские взгляды А.В.Луначарского тогда еще не отличались особой стройностью и четкостью.

Приехав за границу и поступив в Цюрихский университет, А.В. Луначарский принялся за штудирование работ Р.Авенариуса, в том числе и его двухтомника "Критика чистого опыта", слушал его лекции по философии и биопсиходогии, участвовал в двух семинарах: философском и специальном по биопсихологии, увлекся авенариусов-ской биологической теорией оценки идеала, а затем - махизмом.

Политика партии в области создания советской литературы и искусства как средства духовного воспитания масс и А.В. Луначарский

Линия систематического благотворного воздействия В.И. Ленина на взгляды и судьбу А.В.Луначарского продолжает развиваться. В январе 1914 года В.И. Ленин, ознакомившись с письмом Н.В.Кузнецова, в котором сообщалось о расколе в группе "Вперед", на конверте делает надпись: "Важно! Луначарский УС І Алексинско-го"2.

А через десять лет, в конце января 1924 года Анатолий Васильевич, выступая с докладом о В.И. Ленине на партийном собрании Береговского района Нижегородской области, словами, полными ско-рьби о любимом вожде, об этом скажет: "Я лично был в то время умеренным отзовистом и мы организовали группу "Вперед", и когда теперь я перечитываю тогдашнюю полемику, я вижу насколько был прав Владимир Ильич"0.

Приближение первой мировой империалистической войны еще больше обострило противоречия в лагере впередовцев и способствовало переходу А.В.Луначарского на позиции ленинизма всецело. Он ищет еще большего сближения с В.И. Лениным, большевиками, начинает сотрудничать в газете "Правда". Из писем В.И. Ленина А.М.Горькому видно, что Владимир Ильич одобрительно отнесся к этому."Я очень рад, что нашлась дорога к постепенному возврату впередовцев именно через "Правду", - писал он. Вождь партии желал,чтобы впередовцы как можно быстрее освободились от махизма, отзовизма, богостроительства и работали вместе с большевиками, как и в прошлом, с большой пользой для революции.

Когда вспыхнула первая мировая война, А.В. Луначарский вслед за В.И. Лениным, в противовес "ультрапатриотам" П Интернационала, занял твердую интернационалистскую позицию. Он понимал, что "...ограбление классов и полуклассов давало возможность капиталистическому классу наживаться и развращать свой собственный пролетариат,начиная с головы.Рыба,как известно,гниет с головы, - И П Интернационал гнил с головы, и его гниение распространилось так далеко, что когда грянула война /первая мировая - В. X./, все, даже Ленин, растерялись, при виде этой гнусности и тех путей, по которым реформисты идут на то,чтобы в качестве пушечного мяса доставлять капиталу организованных рабочих" .

Известно, что империалистическая война вывела из равновесия многих социал-демократов, которые заняли по отношению к ней социал-шовинистические позиции. Это касается даже Г.В. Плеханова. Однако А.В. Луначарский непоколебимо защищал интернационалистские принципы. Приехав в Париж, он нашел там единомышленников-интернационалистов, среди которых были Д.З.Мануильский и В.А.Антонов-Овсеенко. Позже Анатолий Васильевич писал: "Мануильский еще до возвращения глоего в Париж был одним из зачинателей газеты "Наше слово", которая с неслыханной смелостью, так сказать,в самой полицейской пасти Парижа разворачивала интернационалистиче-скую программу".

Сотрудничая в это время заграничным корреспондентом радикальной газеты "Киевская мысль" и освещая, главным образом, проблемы литературы и искусства Западной Европы, А.В.Луначарский часто информировал читателей Украины о политических и военных событиях Европы. Царская цензура беспощадно урезала репортажи и кор 135 респонденции партийного публициста. Все же ему иногда удавалось протолкнуть сквозь цензурные рогатки идеи и взгляды, направленные на разоблачение закулисной игры и маневров империалистов Германии, Англии, Франции, России, Италии, Австро-Венгрии, США. Его пламенные разоблачительные антимилитаристские, направленные против шовинизма и социал-патриотизма статьи, читаемые в массах, усиливали ненависть рабочих, крестьян, прогрессивной интеллигенции к царскому правительству и его политике.

В статьях этого периода чувствуется огромное влияние В.И.Ленина. Позже А.В.Луначарский писал: "Много в чем выпрямлялась моя интернационалистская точка зрения, выравнивалась под исключительно четкую, смелую линию, которую вел Ленин".

Многим политэмигрантам во Франции на долго запомнилась интернационалистская статья А.В.Луначарского "С Новым годом!" /1915-м/, опубликованная в газете "Голос", в которой автор приветствовал братанье русских волонтеров-эмигрантов, воевавших во французской армии, с немецкими солдатами во время затишья на рождественские праздники. В этом акте А.В.Луначарский увидел ростки настоящего интернационализма, одетых в шинели и угнанных на фронт монополистами рабочих и крестьян, которые впоследствии особенно мощно разовьются в годы Октябрьской революции и гражданской войны в России.

Очень важным моментом в характеристике А.В.Луначарского как интернационалиста, яростного противника оппортунизма лидеров П Интернационала и опаснейшего центризма Л.Д.Троцкого, его стремления еще больше сблизиться с В.И.Лениным является занятая им твердая позиция на майском /1915 г./ совещании парижского клуба интернационалистов.Оно состоялось до первой конференции интернационалистов в Циммервальде, проведенной в начале сентября 1915 года. На ней по инициативе В.И.Ленина была образована знаменитая Циммервальдская левая группа со своей революционной платформой.

В начале войны Парижская секция большевиков прилагала усилия по сплочению сил революционной социал-демократии и в апреле 1915 года организовала клуб интернационалистов, где устраивались дискуссии главным образом по вопросам, вызванным войной. Секретарь Парижской секции большевиков Г.Я.Беленький, который вел систематическую переписку с В.И.Лениным, Н.К.Крупской и Комитетом заграничных большевистских организаций, 9 апреля 1915 года обратился с просьбой к В.И.Ленину помочь выработать политическую платформу клуба.

В.И.Ленин в середине апреля в письме Г.Я.Беленькому в Париж выслал ряд предложений по выработке политической платформы клуба интернационалистов. Письмо это не разыскано до сих пор. Его содержание по затрагиваемому вопросу известно из очередного письма Г.Я.Беленького В.И.Ленину от 4 мая 1915 года, хранящемся в Центральном партархиве Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС.

Похожие диссертации на Партийная и государственная деятельность А.В. Луначарского