Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Монголоязычные источники по истории Тувы Самдан Аяна Анай-ооловна

Монголоязычные источники по истории Тувы
<
Монголоязычные источники по истории Тувы Монголоязычные источники по истории Тувы Монголоязычные источники по истории Тувы Монголоязычные источники по истории Тувы Монголоязычные источники по истории Тувы
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Самдан Аяна Анай-ооловна. Монголоязычные источники по истории Тувы : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09.- Москва, 2001.- 150 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-7/542-0

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Источниковедческие аспекты монгольских и тувинских летописей

1.1. Монгольские исторические сочинения, содержащие сведения по истории Тувы (ХШ-ХГХ вв.) 31

1.2. Тувинская монголоязычная историческая литература 41

ГЛАВА II. Тува в составе монгольских государств

2.1 .Сведения из монгольских летописей (XIII-XVII вв.) 73

2.2. Доманьчжурский период Тувы (XVII- середина XVIII вв.) 87

ГЛАВА IIІ. Тува в составе Цинской империи 93

3.1 .Об институте бугдийн-дарга в Туве 95

3.2. О тувинских отоках 102

3.3.Юридические и административные проблемы управления 105

3.4. Географические сведения 107

3.5. О налогах 110

3.6. О буддийской церкви 114

3.7. Восстание «60 богатырей» 115

Заключение

Тувинская монголоязычная историческая литература

Монгольская традиционная историография существует более чем 700 лет. За этот период она испытала на себе влияние исторических традиций Тибета и Китая. Но все же следует отметить, что монголы сумели сохранить свои традиции летописания до начала XX в. В монгольских летописях основное место уделяется описанию генеалогии хаганов, князей, тайджи и т.д. Монгольские летописи были объектом изучения монголоведов всего мира. Наибольший вклад в изучение монгольской средневековой историографии внесли такие известные ученые как А.М.Позднеев, Ц.Ж.Жамцарано, Л.С.Пучковский, Н.П.Шастина, В.Хайссиг, Ч.Боудэн, Х.Пэрлээ, Ш.Бира, В.Л.Успенский и многие другие.

Сведения по истории Тувы содержатся во многих монгольских летописях. Хотя в произведениях некоторых средневековых авторов, например, «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дина [Рашид-ад-Дин. 1952. С.25] имеются упоминания других исторических сочинений монголов XIII в., единственным дошедшим до нас крупным памятником этого времени является «Сокровенное сказание монголов» («Mongyol-un niyuca tobciyan») По предположению монгольского академика Ш.Биры, «Сокровенное сказание» «скорее всего, является продуктом творчества целого коллектива придворных знатоков старины и сказителей» [Бира. 1978. С. 41-42]. Б.Я.Владимирцов охарактеризовал «Сокровенное сказание» «как историю-хронику, переданную эпическим стилем, пропитанную «ароматом степи»» [Владимирцов. 1929. С.8]. «Сокровенное сказание» переведено на многие языки мира [Cleaves. 1982; Haenisch. 1935;Haenisch. 1962, ч. 1-2; Kaluzynski. 1970; Ligeti. 1971; Pelliot. 1949; Rachewiltz. 1970; Temir. 1948; Waley. 1963; Wei Kwei-sun. 1957 и др.], в том числе и на русский язык. В 1941 г. советский ученый С.А.Козин опубликовал перевод «Сокровенного сказания» на русский язык Козин. 1941]. Он был переиздан вместе с бурятским переводом в 1990 г. [Сокровенное сказание монголов. 1990 а]. В этом же году П.А.Дарваев издал русский и калмыцкий перевод «Сокровенного сказания» [Сокровенное сказание монголов. 1990 Ь]. Кроме того, в Монголии вышли несколько переложений «Сокровенного сказания» на современный монгольский язык [Дамдинсурэн. 1947, 1957; Монголын нууц товчоо. 1990].

В XVII в. традиции монгольского летописания были продолжены. В это время появились такие произведения, как, сочинение под названием «Золотое сказание, кратко повествующее о происхождении ханов» («Qad-un iindusun quriyangyui altan tobci») (далее - анонимное "Золотое сказание") (XVII в.) и «Сочинение под названием "Золотое сказание", кратко повествующее об истории государственного правления, основанного древними царями» ("Erteni qad-un undusulegsen rorii yosun-u jokial-i tobcilan quriyaysan altan tobci kemeku sastir") Лубсан-Данзана (далее - «Золотое сказание» Лубсан-Данзана) (XVII в.). Основным отличием этих сочинений, по мнению Ш.Биры, является то, что анонимное «Золотое сказание» было составлено на основании устной традиции «Сокровенного сказания», в то время как «Золотое сказание» Лубсан-Данзана основывалось на письменном его варианте [Бира. 1978. С.213].

Анонимное «Золотое сказание» было переведено на русский, английский, японский языки и издано во многих странах, в том числе и на родине. В России оно было опубликовано еще в XIX в. В 1858 г. его перевел на русский язык и издал бурятский ученый Галсан Гомбоев [Гомбоев. 1858]. В 1925 г. в Пекине был издан список «Золотого сказания» в двух частях под названием «Чингис-хааны цадиг» («Жизнеописание Чингис-хана»). Монголовед Ч.Боудэн опубликовал в 1955 г. сводный текст анонимного «Золотого сказания» с разночтениями из других списков, транслитерацией монгольского текста, а также переводом на английский язык и комментариями [Bawden. 1955]. В 1987 г. монгольский ученый Булат из Китая переиздал пекинский список, снабдив его обширными комментариями [Qad-un undusun-u quriyangyui Altan tobci. 1987].

Об авторе другого «Золотого сказания» - Лубсан-Данзане -известно из колофона сочинения. Он был ученым-ламой в звании гуши. По мнению бурятского ученого Ц.Ж.Жамцарано, главная ценность этого сочинения - имеющиеся в тексте «фрагменты не известных нам древних монгольских хроник и сборников чингисовых поучений» [Жамцарано. 1936. С. 82]. Это сочинение было найдено в 1926 г. в Халхе Жамьян-гуном, руководителем Ученого Комитета Монголии. В 1937 г. этот список был издан в г. Улан-Баторе в двух частях. А.Мостэрт в 1952 г. переиздал улан-баторский список [Mostaert. 1952]. В 1957 г. монгольский ученый Ц.Шагдар опубликовал перевод на современный монгольский язык, который выдержал и второе издание с исправлениями и добавлениями [Лубсанданзан. 1990]. В 1973 г. советский монголовед Н.П.Шастина издала перевод на русский язык с комментариями [Лубсан-Данзан. 1973].

Другое популярное сочинение - труд монгольского историка Саган-Сэцэна «Драгоценный свод о происхождении ханов» («Qad-un undiisiin-u erdeni-yin tobci») (далее - «Драгоценный свод» Саган-Сэцэна) было написано в 1662 г. Благодаря сведениям имеющимся в тексте сочинения, известна биография его автора - Саган-Сэцэна. Саган-Сэцэн родился в 1604 г., дата смерти точно не установлена. Он был родом из аристократической семьи, его предки занимали высшие посты в монгольском государстве. Следуя семейной традиции, он с раннего возраста занимал различные должности и удостаивался высоких титулов. Его карьера закончилась с приходом маньчжуров. Как пишет Ш.Бира: «По всей вероятности, Саган-Сэцэн относился к числу тех представителей родовой монгольской аристократии, которые при новом режиме оказались обделенными милостями маньчжурского императора» [Бира. 1978. С.251-252]. Более подробно биография Саган-Сэцэна рассматривается немецким ученым В.Хайссигом и Ш.Бирой [Heissig 1959; Бира. 1978. С.249-252].

Доманьчжурский период Тувы (XVII- середина XVIII вв.)

В конце XVII в. между Халхой и ойратами возникли междоусобные войны. Ойратский Галдан Бошокту-хан7 завоевал Западную Туву. Впоследствии Галдан потерпел поражение, а Халха вошла в состав Цинской империи. А.М.Позднеев писал: «После войн Галдана урянхайские поколения явились в совершенном брожении; одна часть их поддалась маньчжурам, другая осталась в джунгарском подданстве, третья, наконец, не признавая над собой ничьей власти, кочевала на пространстве Монголии отдельными хотонами» [Позднеев. 1883. С.279].

В начале XVIII в. Цэвэн-Рабдан стал правителем Джунгарского государства и решил восстановить прежние владения, которые были утеряны в связи с поражением войск Галдана. Цэвэн-Рабдан заявил маньчжурам, что земли от Или вплоть до Хема и Хемчика принадлежат джунгарам. «Маньчжуры, получив это заявление Цэвэн-Рабдана, ясно поняли его намерения восстановить джунгарские владения и тотчас же начали принимать меры к обузданию «дерзких стремлений властолюбивого князя». С этою целью они старались, прежде всего, уменьшить число его сообщников, а посему кочевавших к западу от гор таннуских урянхаев, на которых более всего мог рассчитывать Цэвэн-Рабдан, как на своих деятельных помощников в возмущении Халхи, подчинили ведению Дзасакту-хановского дзасака (правителя - А.С.) Донмока, кочевавшего в урочищах по Иртышу и Урунгу-гол» [Позднеев. 1883. С.276].

Галдан - (1651-1697) сын Эрдэнэ-батор хун-тайджи. Долгое время он находился в Тибете. В 1678 г. Пятый Далай-лама присвоил ему звание Бошогту-хана. Галдана, воспользовавшись этим, внес предложение маньчжурскому императору Канси о покорении им тувинских племен. Как отмечают тувинские летописи, бэйлэ Бубэй написал прошение императору, где указал, что урянхайцы являются «границей и опорой» (qasiy-a tusiy-e) западных монголов - ойратов и просил разрешения отправить его «покорить» их. «Если, - указывается в летописи, - будут сопротивляться, то срочно отправлю войска и завоюю» [«Родословная бугдийн-дарга» л.1]. На это маньчжурским императором был дан положительный ответ и Бубэй с другими монгольскими князьями выступил против тувинских и алтайских племен. В «Родословной бугдийн-дарга» говорится, что в последний месяц осени 1715 г. бэйлэ Бубэй напал на улусы и заставил одного из «влиятельных тувинских князей» дзайсана Хоролмая перекочевать с Хемчика на новый охранный пункт на р. Тэс. Подданные Хоролмая были захвачены в плен [«Родословная бугдийн-дарга» л.1]. Таким образом, как свидетельствует большинство тувинских летописей, тувинские племена в начале XVIII в. входили в состав Дзасакту-хановского аймака Монголии, и владетелем их был бэйлэ Бубэй. Родословная последнего восходит к старшему сыну Гэрэсэндзэ Ашихаю.

В 1717 г. по приказу Канси в районы военных действий была переброшена маньчжуро-китайская армия. В нее также входили монгольские отряды под командованием цзянь-цзюня Хэлитея. Бубэй со своим отрядом из трех тысяч солдат, немалую часть которого составляли войска монгольских феодалов Дзасакту-хана Шанби, Тушету-хана Данзан-Дорджи и других князей, опять появился в западных районах Тувы и северо-восточной части Монгольского Алтая. Бубэй возвратил ярого противника маньчжуров Хоролмая, который бежал, и снова поселил его на р. Тэс. «В апреле 1718 г., сообщают китайские летописи, его войска уже действовали в районе р. Бар-Бургасу, где уничтожили кочевья тувинских князей Лубсана, Силабусыра, Сагала и др.» [Моисеев. 1983. С.36]. Многие тувинские и алтайские племена, захваченные в плен маньчжурскими войсками были переданы в рабство монгольским нойонам, разграблены или же переселены в другие кочевья. «Маньчжурский император Канси в своих указах министрам и генералам неоднократно подчеркивал, что «захват и переселение урянхов» он полагает весьма важным делом» [Моисеев. 1983. С.38]. Так, в разные годы были переселены несколько сот тувинцев в урочище Баин-Зурхэ и свыше тысячи подданных дзайсана Лубсан-Шырапа - в чахарские кочевья. «По данным, приведенным главнокомандующим алтайской армией Хэлитея в одном из докладов трону, уже в июне 1717 г. пинские войска взяли в плен более 2500 тувинцев и алтайцев» [Моисеев. 1983. С.38].

На следующий год после смерти Канси в 1722 г. поднял восстание тувинский дзайсан Лубсан-Шырап, который бежал обратно в свои кочевья. В 1725 г. бежал Хоролмай, пытаясь уйти в Джунгарию. Как писал А.М.Позднеев, основываясь, возможно на «Илэтхэл шастир»: «Бубэй тотчас же командировал своего второго сына Эренчина для поимки Хурулмая в урочище Тучжи (Тоджа - А.С), а сам отправился в местности, лежащие по Кэму и Кемчику, где захватил и казнил всех сотоварищей Хурулмая, принимавших участие в восстании» [Позднеев. 1883. С.320]. Бэйлэ Бубэй все же возвратил обратно подданнных Хоролмая, поскольку, как мы увидим позднее, сын последнего Даши уже кочевал в урочище р. Тэс. Таким образом, тувинский дзайсан Хоролмай не раз возглавлял своих подданных в борьбе против маньчжур. Впоследствии они были известны как «люди Хоролмая» («хоролмайнхан») [Бадамхатан. 1965. С.76].

В результате бесчисленных войн тувинские племена оказались в очень тяжелом положении. Основное население было перебито или переселено, скот и имущество разграблены. Как свидетельствуют тувинские летописи, обеспокоенные новыми восстаниями, маньчжурские чиновники вызвали к себе бэйлэ Бубэя весной 1725 г. В своем докладе Бубэй указывал, что он оказал своим подданным тувинцам материальную помощь в виде живого скота на деньги, которые он взял под проценты у улясутайского цзянь-цзюня Хэлитея. Деньги (1 миллион 8 тысяч с лишним лянов1 серебра) Бубэй должен был платить из своего ежегодного жалованья. Маньчжурский император освободил его от уплаты и приказал отправить Хелитею соответствующее указание [«Родословная бугдийн-дарга» л.2].

Согласно материалам тувинских монголоязычных источников, после смерти бэйлэ Бубэя в 1737 г. его сын Чингунджав стал предводителем одного хошуна и четырех сомонов Ташгу-Урянхая и наследовал титул бэйлэ2 [«Повествование о происхождении» л.1]. Но по сведениям монгольских летописей, Чингунджав приходился Бубэю внуком. Он был сыном Банди. Чингунджав, известный в источниках как хотогойтский Шадар-ван, за поимку ойратского Нимы был награжден званием вана3 [«Родословная бугдийн-дарга» л.2]. В 1753 г. он был лишен всех званий и, забегая вперед, скажем, что через четыре года, 17 января 1757г., Чингунджав был казнен в Пекине вместе с родственниками за участие в заговоре против маньчжур. По сведениям монгольских источников подданными Чигунджава были: их хотогойты, бага хотогойты, мянгаты4, халиучины5, тогосы (токусы) и

О тувинских отоках

Обязанностью бугдийн-дарга было проведение сеймов, которые собирались один раз в три года, чтобы решать судебные, административные, хозяйственные и другие важные вопросы [Аранчын. 1985. С.25]. Согласно тувинским историческим сочинениям, с 1808 г. бугдийн-дарга Тувы в чине мейрен-дзанги ежегодно получал жалованье от маньчжуров в размере 77 лян и 5 цен серебра, а каждый ухери-да по 65 лян серебра, что по сравнению с жалованьем монгольских правителей было ничтожно малыми суммами [Бурдукова. 1993. С.Шидр.].

Обратимся теперь к конкретным представителям института бугдийн-дарга. Бугдийн-дарга Даши был крупной фигурой в истории Тувы. Как указывает «Родословная бугдийн-дарга», он был сыном тувинского князя Хоролмая, который неоднократно выступал против маньчжур [«Родословная бугдийн-дарга» л.2]. Поэтому Даши был выходцем из западной Тувы и не принадлежал к тувинскому роду Оюн, как это пишет М.В.Монгуш [Монгуш. 1992. С.30]. В «Родословной бугдийн-дарга» имеется выписка из административного документа, где рассказывается о назначении Даши бугдийн-дарга Тувы. В частности, в нем говорится: «Поскольку урянхайский бугдийн-дарга Даши с титулом мейрен-дзанги/ прекрасно говорит по-монгольски и знает грамоту, поскольку он хорошо решает дела и управляет урянхайским народом и знает все буддийские традиции, нужно назначить бугдийн-дарга Даши с титулом мейрен-дзанги на должность бугдийн-дарга Танну-Урянхая в 51 году правления Цяньлуна (1786). Пусть управляет всеми урянхайцами» [«Родословная бугдийн-дарга» л. 6а]. Даши, действительно, получил хорошее образование, знал в совершенстве монгольский язык и грамоту «mongyol uge dilrcigiyetel-e kemeku bicig iiseg-dur bolbasuraysan» [«Родословная бугдийн-дарга» л. 6a].

Как явствует из тувинских исторических сочинений, Даши уже в канун вхождения Тувы в состав Цинской империи был сторонником маньчжуров. У него были прекрасные организаторские способности, он много раз участвовал в военных походах в составе маньчжурских войск. Так, тувинские летописи отмечают, что самым крупным из них был поход против Амурсаны2, который, как известно, вместе с Чингунджабом был в заговоре и организовал восстание против маньчжур. Также перечисляются походы

Мейрен-дзанги - военное звание, соответсвующее командиру полка. Амурсана - хойтский князь. Поддерживал Даваци в захвате ханского престола ойратов. Но, разочаровавшись, встал на сторону маньчжуров. Вскоре он в заговоре с Чингунджабом поднял восстание, не получившее поддержку со стороны халхаских князей. И был вынужден бежать в Россию, где он умер. против амбаня алтайских урянхайцев Чадага и дзайсана Шилагуна. Последние активно сопротивлялись маньчжурам. Маньчжурский император не один раз посылал многотысячную армию для их покорения. Как пишет В.И.Моисеев: «Армия под командованием Салара и помогавших ему халхаских князей Ченмугукэджаба и Цэбдэнджаба, насчитывавшая 1800 воинов, получила приказ «двигаться в местность Чаган-Усу и ударить по четырем дзайсанам, то есть напасть на улусы Чадака, Чэнгэна, Тубшина и Яэрду. Другая, численностью в одну тысячу человек, во главе с Цэнгунджабом, вступила к верховьям Чуй, где находились тогда кочевья Чилуна» [Моисеев. 1983. С.60]. В этих походах участвовал и Даши со своими подданными [«Преподносимый список» л. 6]. Упоминается также его участие в походах против дзахчинского Мамуда , Даваци , Омбо, Болзухая, дзайсанов алтайских урянхайцев Мичидея, Магулана, сбежавшего дэрбэтского вана Номуху. «Когда земли казахов и алтайских урянхайцев пришел завоевывать Галдан, все направили навстречу ему свои войска» [«Преподносимый список» л.6,7]. В 1765 г. за военные заслуги Даши был удостоен чина мейрен-дзанги с правом наследственной передачи. По утверждению М.В.Монгуш, именно по его инициативе был построен один из самых крупных монастырей Тувы - Самагалтайский хурээ, «который вскоре приобрел статус родового монастыря всех тувинских амбын-ноянов» [Монгуш. 2001. С. 56]. По данным тувинских монголоязычных исторических сочинений, Даши умер в 1790 г.

Даваци - ойратский князь. Он приходится правнуком Батыр-хун-тайджи. В 1752 г. он узурпировал власть, но вскрое был отстранен. В 1754 г. во время войны с крупным маньчжурским войском, в состав которого входили маньчжурские, китайские, халхаские солдаты и воины Южной Монголии, Даваци потерпел пораженине и бежал со своими людьми. Но вскоре был пойман и доставлен к маньчжурскому императору.

Таким образом, тувинские монголоязычные летописи содержат важные исторические сведения о формировании и функционировании специфического института управления, сложившегося в Туве в период маньчжурского владычества - института бугдийн-дарга. «На протяжении более чем 160 лет маньчжурского колониального владычества в Туве страной (за исключением тех ее хошунов, которые составляли собственность монгольских князей) правил один род - род Хурулмая - одного из видных тувинских дзайсанов конца XVII - начала XVIII вв.» [Дулов. 1956. С. 187]. В тувинских летописях уточняются годы и последовательность правления бугдийн-дарга Тувы. Кроме того, рассматривается родословная правителей четырех хошунов Тувы. Более того, тувинские летописи дают биографические сведения о правителях Тувы.

Недолгая история существования института бугдийн-дарга свидетельствует о двух встречных процессах, шедших в Туве на протяжении XIX и в начале XX веков, - процесс консолидации всех тувинских племен, выделение их в особую часть в монгольском мире, что и вызвало к жизни появление единого управителя тувинскими хошунами, и процесс раздробления, разъединения их, повлекший за собой ослабление влияния и власти бугдийн-дарга.

Географические сведения

Согласно документам, до третьего года правления Цяньлуна (1758) [тувинцы] были подданными вана Чингунджава и входили в Дзасакту-хановский аймак Халхи. Затем этот Чингунджав, учинив смуту [л.З], предал [маньчжуров]. А его отряды урянхайских войск мой (бугдийн-дарга с титулом мейрен-дзанги Олзей-Очура) предок, дед дзайсан Даши, , распустил и согласно указу от двадцать четвертого года правления Цяньлуна был удостоен милости и назначен ухери-да [Тесингольского хошуна], а также награжден павлиньим пером, [л. 4] В двадцать седьмом году правления Цяньлуня бугдийн-дарга Танну-Урянхая был награжден печатью и в самой середине урянхайской земли был создан хошун ухери-да Даши. Он расположился по соседству с караулами Эрзин и Самагалтай. Ухери-да Даши прекрасно знал монгольское письмо, [л.5] умело управлял урянхайским народом, и поэтому ему была передана печать бугдийн-дарга Танну-Урянхая. Даши стал править над всеми урянхайцами. Наши урянхайцы в военных походах не имели своего знамени, о чем было доложено [пинской власти] и в двадцать девятом году правления Цяньлуна (1764) они были награждены знаменем. Затем, когда восстал Амурсана, ухери-да Даши со своими воинами был в составе войск, направленных на подавление восстания, [л.6] Еще он воевал против амбаня алтайских урянхайцев Чадага и дзайсана Шилагуна. Также воевал против дзахчинского Мамуда. Также воевал против (ойратского) Даваци. Также воевал против Омбо. Также воевал против Болзухая. [Даши] посылал войска против дзайсанов алтайских

урянхайцев Мичидэя и Мангулага. [л. 7] Еще во время войны его войска убили двенадцать человек с берегов озера Боожи. Даши послал отряд, чтобы они поймали сбежавшего дэрбэтского вана Номуху. Когда земли казахов и алтайских урянхайцев пришел завоевывать Галдан, все направили навстречу ему свои войска, [л. 6] Согласно предоставленному докладу, за старательное участие в военных походах в тридцатом году правления Цяньлуна ухери-да Даши был удостоен наследственного титула мейрен-дзанги. С двадцать четвертого года правления Цяньлуна (1759) бугдийн-дарга Даши был награжден титулом мейрен-дзанги и правил (букв.- держал печать) тридцать лет. Затем его сын Данзын был награжден [титулом] бугдийн-дарга мейрен-дзанги и правил в течение [л. 9] семи лет. Его сын Цэдэнбал был назначен бугдийн-дарга мейрен-дзанги и правил девять лет. Его младший сын Ламажав был назначен бугдийн-дарга мейрен-дзанги и правил тридцать восемь лет. Его младший брат Шиндасун назначен бугдийн-дарга мейрен-дзанги и правил [л. 10] три года. Также его сын, т.е. я, Олзей-Очур, наследовал должность бугдийн-дарга мейрен-дзанги, и в этом году исполнится двадцать семь лет моего правления. Таким образом, [мы] семь поколений в течение 134 лет решали разные вопросы, старались словно лошадь или собака. Богдо эзэн-хаан, распространивший великое учение, [л. 11] удостоил всех милости. И все, с чистыми намерениями, усердно старались, исполняя разные служебные дела, объединили урянхайские племена и правили ими, при решении дел не допуская ошибок. Затем, в восьмом году правления Тунчжи (1869), когда сановники распорядились установить восемь пограничных знаков на границах нашего Танну-Урянхая в местах Босого-даваа, в горах Тэсхэл, Харига-бага, перевалах Цавчиян, Хунгэр, Чулчи-усу, Соорой Шабини, я, бугдийн-дарга с титулом мейрен-дзанги Олзей-Очур, согласно докладу, был награжден павлиньим пером за быстрый сбор [л. 12] большого количества уртонных подвод. После этого, в одиннадцатом году правления Тунчжи, я, бугдийн-дарга с титулом мейрен-дзанги Олзей-Очур, согласно докладу, был награжден шариком первой степени за добровольное пожертвование с чистыми намерениями в помощь в реконструкции крепости г. Улясутая.

В одиннадцатом году правления Гуансюя (1885) в Танну-Урянхае жалкие бунтовщики учинили заговор и спрятались в горах. Они взяли в руки оружие, сопротивлялись против тушимэлов и солдат, которые были посланы поймать их. За скорейшее отправление тушимэлов и солдат, чтобы разбить жалких бунтовщиков, согласно докладу, [л. 14] от тринадцатого года правления Гуансюя (1887), я был удостоен воинским званием второй степени. Еще с тринадцатого года правления Цзяцина (1808) всем бугдийн-дарга мейрен-дзанги было назначено годовое жалованье в размере 77 лян серебра и 5 цэнов, и с тех пор их этим жалованием беспрерывно удостаивали. Еще родной сын бугдийн-дарга с титулом [л. 15] мейрен-дзанги Ламажава, прямого нашего преемника пятого поколения, Дорлик был назначен помощником моего хошуна на должность дзалан-дзанги и решал дела и помогал уже в течение десяти лет. Еще в десятом году правления Гуансюя (1884) в Танну-Урянхае жалкие бунтовщики учинили заговор, чтобы днем при свете грабить и вооружившись убивать людей, и когда тушимэлы и солдаты их окружили, то они оказали сопротивление. Поскольку солдаты собственноручно поймали жалких, преступных бунтовщиков, устроив погоню, они проявили усердие, и, согласно указанию от Управы цзянь-цзюня, хубэя и сановников, дзалан-дзанги Дорлик был удостоен за военные заслуги павлиньим пером. Еще в моем, бугдийн-дарга с титулом мейрен-дзанги Олзей-Очура, подведомственном хошуне имеется [л. 17] четыре сомона, в котором правят восемь чиновников, а именно: в должности дзанги Сандоржи, Сурен, Идам, Бааст; хунду, бошого Чойдог, Монке, Белек, Зула. Еще если разобраться, то в двадцать четвертом году правления Цяньлуна (1759) дзайсан хемгольских урянхайцев Эринчин, дзайсан тожинурских урянхайцев Бату, правитель хубсугулских урянхайцев Итегел [л. 18] были назначены ухери-да соответствующих хошунов. И таким образом, в Урянхае было образовано четыре хошуна. Двум хошунам ухери-да Эренчина и Итегела были назначены чины (дзалан). В каждом хошуне организовали 4 сомона. В каждом сомоне были назначены дзанги сомона, хунду, бошого. Затем, когда в двадцать девятом году правления Цяньлуна (1764), олетский гун Дамби провинился, и его подданных [л. 19] -хемчикгольских урянхайцев - по указу присоединили к Управе бугдийн-дарга с титулом мейрен-дзанги нашего Танну-Урянхая, они стали править едино. Правителем хемчикгольских урянхайцев был выбран Шараб, и он был назначен ухери-да хошуна. Образовали один хошун, состоящий из десяти сомонов. В каждом сомоне были назначены дзанги сомона, хунду, бошого. [л.20] Еще с тринадцатого года правления Цзяцина (1808) все эти четыре ухери-да, каждый по отдельности, получал жалованье в размере 65 лян серебра. С тех пор они беспрерывно удостаивались этого жалования.

Еще было решено присоединить к Управе бугдийн-дарга мейрен-дзанги нашего Танну-Урянхая [л.21] двадцать один оток урянхайцев двух аймаков Халхи - Сайн-нойоновского и Дзасакту-хановского, расположенных на территории нашего Танну-Урянхая, и решать связанные с ними различные дела четырех хошунов и двадцати одного отока.

Похожие диссертации на Монголоязычные источники по истории Тувы