Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

"Татиммат ал-баян фи та`рих ил-афган" Сейида Джамалуддина Афгани как исторический источник по истории Центральной Азии : XVIII-XIX вв. Азимова Бозоргул Тагаевна

<
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Азимова Бозоргул Тагаевна. "Татиммат ал-баян фи та`рих ил-афган" Сейида Джамалуддина Афгани как исторический источник по истории Центральной Азии : XVIII-XIX вв. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.09 / Азимова Бозоргул Тагаевна; [Место защиты: Ин-т истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ].- Душанбе, 2010.- 161 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-7/337

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Жизнь, социально-политичесісая деятельность и общественно-исторические взгляды сейида джамалуддина афгани 13-54

1. Жизнь и социально-политическая деятельность Сейида Джамалуддина Афгани 13-31

2. Политические и социально-исторические взгляды Сейида Джамалуддина Афгани 32-54

ГЛАВА II. Политическая и социальная история стран центральной азии XVIII-XIX вв. в системе исторических воззрений сейида джамалуддина афгани и в «Татимматал-баян фи та'рих ил-афган» 54-114

I. Отражение политических событий Афганистана и её соседних стран в XVIII-начале XIX вв. в «Татиммат ал- баян фи та'рих ил-афган» Сейида Джамалуддина Афгани 55-84

2 Политическое развитие Афганистана в 20-50-х годах XIX в. и его отражение в «Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган»... 84-102

3."Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган"- важный источник в изучении проблем организации власти и политических ценностей Афганистана в ХVIII-ХГХв 102-114

ГЛАВА III. Традиционные структуры и социально-духовные ценности народов центральной азии в историческом описании и толковании Сейида Джамалуддина Афгани 114-143

1. Общая историко-этнографичсская характеристика народов Центральной Азии в «Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган» 114-130

2. Традиционно-социальные нормы в Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган» 130-138

З.Анализ морально-этических норм в Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган» 138-143

Заключение 144-148

Список литературы 149-161

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Современный этап развития исторической науки характеризуется всевозрастающим вниманием к проблемам объективного и всестороннего осмысления систем социальных и исторических воззрений и научной критике дошедших до нас исторических источников.

Как известно, исторические источники - это все, отражающее развитие человеческого общества и являющееся основой для его научного анализа, т.е. все созданное в процессе человеческой деятельности и несущее информацию о многообразных сторонах общественной жизни. Задачами источниковедческого анализа являются разработка приемов изучения степени адекватности источников в отношении исторической действительности, а также выработка методов выявления, отбора и последующей обработки, содержащейся в источниках ценной и разнообразной информации.

Труды великих социальных мыслителей, идеологов и деятелей, системы воззрений которых оказали огромное влияние на ход социального и духовного развития, всегда приобретали особую научную значимость и являлись актуальными.

В современной историографии значительно возросло количество научных исследований, посвященных разнообразным проблемам истории зарубежного Востока, с опорой на оригинальные источники и разнообразные своды данных. Примечателен и тот факт, что активизировалось издание исторических источников оригинальных трудов выдающихся деятелей прошедших столетий.

Это характерно и для источников, и работ по истории Афганистана. При этом авторы, особенно таджикские и российские, подходили к данной проблеме с двух сторон: во-первых, подвергали критическому анализу имеющиеся источники; во-вторых, рассматривали историю Афганистана, отраженную в исторических источниках, отсеивая действительность от наслоений на основе принципов современного исследования.

Несмотря на несомненные успехи современной афганистики в изучении источников, имеется огромное поле для развертывания системных и содержательных исследований. Это в первую очередь касается источников и исторических трудов второй половины XIX века. Необходимо отметить, что их не так уж много; вместе с тем из поля зрения исследователей выпал целый ряд очень ценных и важных трудов и источников, которые дают возможность глубокому изучению процессов этой сложнейшей эпохи.

Одним из ярких и влиятельных представителей XYIII-XIX вв. в Центральной Азии является Сейид Джамалуддин Афгани, жизни, общественно-политической деятельности и отчасти воззрениям которого посвящено много книг.

Актуальность изучения исторических произведений С. Дж. Афгани в наши дни объясняется тем, в них прослеживаются до сих пор остающиеся новаторскими мысли и рассуждения, логическая взаимосвязь важнейших г исторических событий, переплетение сложных и одновременно важных с научной точки зрения исторических событий и процессов.

Несмотря на обширную исследовательскую литературу, посвященную С.Дж.Афгани, его ценные труды и в целом система его воззрений еще не стали объектом всестороннего и комплексного исследования, а отдельные ' его работы вообще не были еще подвергнуты научному изучению. Примером может служить его исторический труд под названием «Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган» («Краткое изложение истории афганцев»).

Эта работа в плане освещения политической и социальной истории, а также этнографии Афганистана является новым словом, и проведенный автором источника обстоятельный анализ традиционных институтов и норм, этико-моральных и духовных ценностей пуштунов (афганцев), а таюке других народов Афганистана сохраняет свое значение и в наши дни.

Богатый фактологический материал с указанием точных дат исторических событий, военных сражений, борьбы за власть двух афганских династий, налаживания дипломатических отношений, подробная характеристика политических и государственных деятелей того времени, а также информация

0 личной судьбе ряда видных исторических деятелей делает «Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган» весьма ценным первоисточником.

Несмотря на значительную историческую ценность «Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган», она исследована далеко не полностью. Эта книга не была подвергнута специальному исследованию, хотя целый ряд авторов считает её весьма важным и ценным источником.

Источниковедческий анализ названного произведения Сейида Джамалуддина Афгани позволяет выявить целый ряд новых данных, обогащающих наши знания и позволяющих по- новому взглянуть на события, имевшие место в Центральной Азии, что еще раз подтверждает значимость и актуальность избранной темы.

Введение в научный обиход сведений источника «Татиммат ал - баян фи та'рих ил-афган» и совершенствование методики исследования его источниковедческой основы представляется вполне научно оправданным и актуальным.

Степень научной разработанности проблемы. В историографической науке отсутствует специальное исследование по изучению данной проблемы. Как известно, современная афганистика имеет свою длительную историю. Она включает достаточно много работ, посвященных жизни, деятельности и воззрениям С. Дж. Афгани.

Необходимо особо отметить, что после перевода на язык дари «Татиммат-ал баян фи та'рих ил-афган» стал доступен более широкому кругу авторов. Иранский автор Муртаза Мударрис Чахардехи, исследуя научную деятельность Джамалуддина Афгани, назвал «Татиммат-ал баян фи та'рих ил-афган» «выдающимся и наилучшим произведением»1:"_

Афганский автор Мирмухаммад Сиддик Фарханг в работе «Афганистан дар пандж карн-и ахир» («Афганистан в последние пять веков») в главе «Чанги тан ба тан ва галаба-и Мирвайс-хан» («Битва один на один и победа Мирвайс хана») приводил цитаты из «Татиммат-ал баян фи та'рих ал- 1 Чахардехи Муртаза Мударрис. Сейид Джамалуддин ва андешаха-йи у. (Сейид Джамалуддин и его мысли).- Техран, 1347 (1967). - С.12. афган»' и акцентировал внимание на некоторых особенностях исторических воззрений С. Дж. Афгани.

Таджикский исследователь Ш.З. Имомов, изучая социальные и исторические воззрения С. Дж. Афгани в контексте исторических представлений автора и его труда «Татиммат-ал баян фи та'рих ил-афган», исследования проблем и аспектов истории общественной мысли Афганистана во второй половине XIX и первой половине XX века и, по сути, впервые дал краткую характеристику данного труда2. В монографии известного исследователя Х.Назарова была дана общая характеристика социально- философских и частично исторических воззрений3.

В процессе работы над исследованием была использована разнообразная литература, относящаяся к различным аспектам избранной проблемы. Сам характер работы и логика исследования потребовали серьезного изучения и осмысления широкого круга работ, посвященных жизни, общественно-политической деятельности и социальным воззрениям С.Дж. Афгани.

Многочисленные издания на языке фарси о творчестве Афгани можно условно разделить на две группы: К первой группе относятся работы X. Таки-заде, Мухита Табатабаи, Карима Муджтахиди, Али Асгара Халаби, ,, Сейида Ахмада Муска, Сейида Хади Хусравшахи, Мирза Лутфулла Асадабади, Хусайна Абдулхая Хуруша, которые считают Сейида Джамалуддина Афгани выходцем из Ирана.

Согласно же мнению других авторов, таких, как Абдулхай Хабиби, Шах Абдулкаюм, Муртаза Мударрис Чахардехи и другие, Сейид Джамалуддин родился в Афганистане. 1 Фарханг Мир Мухаммад Сиддшс. Афганистан дар пандж карн-и ахир. - Кум, 1371 (1992). -С.69. 2 Имомов Ш.З.Некоторые черты мировоззрения Джамалуддина Афгани и общественно' политическая мысль Афганистана в начале XX в. //Ближний и Средний Восток. Экономика и история.- М., 1983. - С.142-153. 3 Назаров Х.Сейид Джамалуддин Афгани и его общественно- политическая школа. -Душанбе, 1999. - С.26-29.

В процессе исследования была использована разнообразная литература, а также письма и другие документы, так или иначе затрагивающие различные аспекты избранной проблемы. Многие сведения о жизни и творчестве Сейида Джамалуддина Афгани в Иране представлены в работах иранского учёного Мударриси Чахардехи «Взгляды и убеждения Джамалуддина Афгани» («Ара' ва му'такидоти Сайид Джамалуддин Афгани», 1956 г.) и профессоров Тегеранского университета Асгара Махдави и Ираджа Афшара «Сборник неопубликованных документов, относящихся к Джамалуддину, известному как Афгани» («Маджмуаи аснад ва мадарики чоп нашуда дар бораи Сайид Джамалуддин машхур ба Афгани», 1963 г.). В работе были использованы также труды и воспоминания сторонников Сейида Джамалуддина Афгани: Амин ад-Дауле «Политические мемуары Амин ад-Дауле, министра Насераддин шаха» («Хатирати сийасии Аминуддаула вазири дарбари Насераддин шах», 1962 г.), Э'тимад-ас-салтана «Дневник воспоминаний Э'тимад-ас-салтана» («Рузнамайи хатерати Э'тимад-ас-салтана», 1966 г..), Мирзы Ага-хана Кермани «Семьдесят две нации» («Хафтаду ду миллат», 1922 г.) и др.

Проблемам формирования мусульманской идеологии и национально -освободительного воззрения второй половины XIX- начала XX в.посвящены исследования советских (российских) востоковедов, в частности Л. Д. Гордон-Полонской1, М. Т. Степанянц2 и др.

В процессе изучения проблем политической истории стран Центральной Азии, их государственного устройства и духовных ценностей, традиционных норм и социальных порядков, правил поведения и менталитета афганцев (пуштунов) и других народов Афганистана огромную помощь оказали труды известных афганских историков второй половины XIX в., в первую очередь Мирзы Якуба Али Хафи3, Файза Мухаммад-хана4, 1 Гордон - Полонская Л. Р. Мусульманские течения в общественной мысли Индии и Пакистана.(Критика мусульманского национализма).- М. 1963. 2 Сепанянц М. Т. Ислам в философской и общественной мысли Зарубежного Востока (XIX-XX вв).- М., 1974. 3 Али Хафи Мирза Якуб. Падшахан-и мутааххир-и Афган.-Кабул. - 4.1.1335 (1995). 4 Файз Мухаммад хан. Сирадж ат-таварих. - Кабул. - Т.1. 1331 (1911\12).

Мухаммада Хаят-хан-и Афган,1 Гулама Кухистани2, изданные воспоминания эмира Абдуррахман-хана3, а также работы русских и советских, а также афганских востоковедов, таких как В.М.Массон и В.А. Родомин,4 И.М. Рейснер5, Н.А.Халфин6, Д.Я.Очильдиев7, М.Г.М. Губар8 М.С.Фарханг9 С.К.Риштия10 А.А.Кухзад11 и др.

Особую ценность для раскрытия содержания и особенностей традиционного общества пуштунов имеют классический труд английского ученого и деятеля М.С.Эльфинстона12, работы Р.Севари13, К.Хадима14, Л.Жехака15 и других авторов.

Объект исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступают политические и социально-экономические общественные отношения в жизни Афганистана в XVIII-XIX вв. и военные, дипломатические сношения этого государства со странами Центральной Азии и других регионов.

Предметом исследования является труд С.Дж. Афгани «Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган», как исторический источник. I Мухамад Хаят хан-и Афган. Хаят-и афган. - Лахор, 1867. 2Мухаммад ГуламКухистани.Джанг-нома.-Кабул, 1336 (1957). 3 Эмир Абдуррахман хан. Тадж ат-таварих. - 4.1-2.- Бамбай, 1322 (1943); Панднама-йи дуня ва дин. -Кабул, 1303 (1885X86); Cyan ва джаваб-и салтанати ва бандубаст-и давлати. і- -Кабул, 1304 (1886V87); Тарих-и джолот-и Афганистан.- Хиндостан,1319 (1941). 4 Массой В. М., Ромодин В. А. История Афганистана. -Т. I -П.- М., 1964-1965. 5 Рейснер И. М. Развитие феодализма и образования государства у афганцев.- М., 1954 6 Халфин И. А. Английская экспансия в Афганистане и освободительная борьба афганского народа в первой половине XIX в. в сб. «Независимый Афганистан»- М., 1958 7 Очильдиев Д. Я. Очерки борьбы афганского народа за независимость.- Ташкент, 1972 8 Губар Миргулам Мухаммад. Афганистан дар масир-и тарих.- Кабул, 1346 (1967) 9 Фарханг Мухаммад Сиддик. Афганистан дар пандж карн-и ахир.- Кум, 1371 (1992). 10 Сейид Касим Риштия. Афганистан в XIX веке.- М., 1958 II Кухзад Ахмад Али. Вакеат-и шах Шуджа.- Кабул, 1333 (1954); Риджал ва руи дадха-йи тарих-и.- Кабул,1334 (1955); Бала-Хисар:и Кабул ва пешомадха-йи тарих-и.ті .- КабулДЗЗб (1957),т.2. - Кабул,1340 (1961). 12 Эльфинстон М.С.Афганистан, джой, фарханг, нажад. Тарджума-и Фитрат Мухаммад

Сафи. Т.1.-Машхад,1376 (1996). 13. Севари Роджер. Иран-и аср-и Сафавия.Тарджума-и Ахмад Сабо.-Техран,1363 ( 1984) 14 Жехак Луц. Кодекс чести пуштунов.-«Афганистан. История, экономика, культура»,- М.,1989.-С.58-73. 15 Асланов М.Г. Народное движение рошани и его отражение в афганской литературе XYII-XYIII вв.-//Советское востоковедение.-1955,- №5. - С.121-132.

Цели и задачи? исследования. Основной целью исследования является научный анализ трактата Єейида Джамалуддина Афгани «Татиммат ал-баян, фи та'рих ил-афган», обобщение на его основе конкретного фактологического материала и сведений исторического характера из других первоисточников, позволяющих на основе сопоставительного анализа выстроить достоверную картину развития» политических социально-экономических процессовв регионе Центральной Азии в XVIII-XIX> вв..

Соответственно сложности, масштабности и многоаспектгности анализируемых В; исследовании вопросов; автором поставлены: и решены следующие конкретные задачи: осуществить научный анализ социально-политической деятельности m научно-теоретической основы исторических взглядов С. Дж. Афгани; охарактеризовать, воззрения С. Дж. Афганшвыявивипроследившх связь, с процессами:и событиями политическойжизншЦентральной Азиит?XVIIIr XIX веках на основе«Татиммат ал баян фи та?рихил-афган» и других работ автора; выявить новые, ранее* еще. не упоминавшиеся учеными-историками; ж востоковедами сведения; имеющиеся в «Татиммат ал-баян фи та'рих: ил-афган»; установить степень их достоверности; сопоставить сведения: данного труда с данными: других письменных источников;: провести; тщательный анализ: событий; приведших; к осложнениям: во внутриполитической.жизни Центральной1 Азииавшсследуемый период; - критически проанализировать, воззрения; С. Дж. Афгани-о характере, содержании и ценностях традиционной структуры народов Центральной Азии; -определить место данного* источника среди других аналогичных сочинений.

Теоретические и? методологические основы исследования. Методологической основой: исследования стал историко-диалектический подход к изучаемым событиям и процессам. Кроме того; диссертант использовала и другие подходы и методы современного исторического исследования, прежде всего это сравнительно - исторический метод; метод системного анализа, а также научный подход в освещении исторических процессов и событий.

Специфические особенности исследования состоят в том, что «Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган» написан на арабском языке; его перевод на новоперсидский язык, осуществленный в конце 30-х годов XX в. Мухаммадом Амином Хугиани, был издан в 1939 г. в приложении к его монографии «Жизнь Сейида Джамалуддина Афгани».1 Этот труд стал библиографической редкостью. Насколько его экземпляров сохранилось в библиотеках Афганистана, России ряда других стран. В указанном переводе имеется много терминов и слов на пушту, и он достаточно сложен для чтения и анализа. Для решения поставленных задач автор прибегла к сравнительному содержательному анализу персидского перевода с оригиналом, изданным на арабском языке, который хранится в Национальной Библиотеке Афганистана

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые специально исследуются исторические взгляды Сейида Джамалуддина Афгани преимущественно на основе его главного исторического труда .-«Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган». Хотя различные аспекты жизни и творчества Афгани и были затронуты и освещены некоторыми исследователями, однако исторические воззрения этого известного мыслителя до сих пор, еще не были объектом специального монографического или диссертационного исследования.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем впервые на основе «Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган» : - осуществлен научный анализ социально-политической деятельности и научно-теоретической основы исторических взглядов Сейида Джамалуддина Афгани; 1 Мухаммад Амин Хугиани. Хаят-и Сейид Джамалуддин Афган. -Кабул, 1318(1939). охарактеризованы воззрения Сейида Джамалуддина Афгани, соотнесенные с процессами и событиями политической жизни Центральной Азии в XVIII-XIX вв.; выявлены новые сведения и установлена степень их достоверности; - сопоставлены сведения данного труда с другими историческими источниками; - проведен тщательный анализ событий, приведших к осложнениям во внутриполитической жизни Центральной Азии в исследуемый период; произведен критический научный анализ воззрений Сейида Джамалуддина Афгани на характер, содержание и ценности традиционной структуры пуштунов, а также других народов Центральной Азии; определено место «Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган» в ряду других аналогичных сочинений, в итоге данный источник вводится в научный оборот.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует дальнейшему изучению и объективному освещению истории Центральной Азии, особенно Афганистана и Ирана в XVIII-XIX вв., содействует дальнейшему объективному освещению социально- экономической жизни, духовной культуры народов Центральной Азии в данный период. Материалы, научные положения и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории народов Центральной Азии, а также при составлении учебных программ, пособий для чтения лекций, спецкурсов на исторических факультетах вузов как в Республике Таджикистан, так и за ее пределами.

Апробация работы. Основные положения данной работы нашли отражение в научных публикациях автора. Диссертантом осуществлено издание «Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган» на доступном для многих читателей шрифте современного таджикского языка (на основе кириллицы), снабженное большим введением, комментариями и словарем.

Результаты исследования докладывались в выступлениях на университетских и общереспубликанских научно-теоретических конференциях. Материалы диссертации использовались также при чтении курсов лекций по всеобщей истории в Таджикском национальном университете,(ТНУ), а также в научно-исследовательской работе студентов исторического факультета ТНУ.

Диссертационная работа обсуждена и рекомендована к защите на кафедре международных отношений исторического факультета Таджикского национального университета (протокол № 11 заседания от 8.08.2006), где она выполнялась, а также в Отделе древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ (протокол № 10 от 22.12.2009).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Жизнь и социально-политическая деятельность Сейида Джамалуддина Афгани

В существующей научно-исследовательской, научно-политической, научно-популярной литературе, посвященной- С.Дж. Афгани и отражающей его жизнь, деятельность, качества личности и его взгляды, имеются разные, и даже противоречивые суждения. Особенно большие споры вот уже долгое время вызывает его политическая жизнь.

Спорным является вопрос о его происхождении и месторождении, который до сих пор не нашел своего окончательного научного и обоснованного решения: большая часть исследователей считают его

уроженцем восточной части современного Афганистана; другая часть (главным образом, иранские ученые) считают его родиной иранский Асадабад ( близ современного Хамадана). Египетский ученый, близкий друг С.Дж. Афгани Мухаммад Абда еще сто лет назад писал, что он «родился в , 1253 г. (по летоисчислению хиджри), что соответствует 1839 г. нашей эры, на земле афганцев», а именно в местечке Асадабад административном центре современной области Кунар на востоке Афганистана1. Во второй части своего исследования «Радд илад-дахрийин» он также подтверждает его афганское происхождение»2.

Видный арабский исследователь истории исламской культуры Джурджи Зайдан также считал его афганцем. Он, в частности, отмечает: внешний вид, форма одежды доказывают его афганское происхождение, даже диалект и его персидское письмо имели афганские черты.3

В трудах афганских исследователей М. Тарзи4, Мухамад Амин Хугиани5, Гулам Джелани-хон А зами6, Миргулам Мухаммад Губар7, Сеид Касим Риштия8, Сейид Са дуддин Хаитами9, Абдулхакими Табиби10, а также в работах Шах Абдулкаюм11, египетского ученого Махмуда Абу Рийа12, многих восточных и западных авторов местом его рождения называется современный Афганистан.

Эта точка зрения нашла свое наиболее полное и обоснованное отражение в исследовании известного афганского историка Абдулхая Хабиби «Происхождение и место рождения С.Дж. Афгани» («Насаб ва задгах-и Сейид Джамалуддин Афгани».1 Абдулхай Хабиби, опираясь на разнообразные исторические источники (письма, документы, свидетельства современников, сообщения соратников С.Дж. Афгани), а также с учетом многочисленных исследований восточных и западных историков в своем специальном труде «Происхождение и место рождения Сейид Джамалуддина Афгани» достаточно обоснованно доказывает научную позицию о длительном сейидском родословии (восходящем к известным сейидам Али Хамадани и Сейид Али Тирмизи), рождении и становлении на территории современного Афганистана или об «афганском происхождении» и «идентичности».

Абдулхай Хабиби в разделе, под названием «Афганское происхождение Сейида в зарубежных источниках», использует политические ноты МИД Британии, а также текст письма английского посла в Петербурге, материалы периодической печати России того времени для подтверждения своей точки зрения.2

В работах таджикских востоковедов: X. Назарова3, Ш. Имомова4, российских исследователей З.И. Левина5, С.Н. Котлова6, И.Л. Фадеевой1, О.Богушевича,2 а также узбекского исследователя И.М. Хакимова3 и многих других авторов - подтверждается вышеизложенная точка зрения.

Необходимо отметить, что иранские историки: Хасан Таки-заде,4 Мирза Лутфуллах Асадабади,5 Мухит Табатабаи,6 Муртаза Мударрис Чахардехи,7 Али Асгар Халаби,8 Сейид Хади Хусравшахи9 и другие -пытаются всемерно обосновать версию о его иранском происхождении. Настойчиво называя его С.Дж. Асадабади, эти авторы воздерживаются от освещения рода и перечисления предков С.Дж. Афгани.

Из иранских исследователей практически только Ибрахим Сафаи не поддерживает эту точку зрения и отмечает, что процесс формирования его как личнось прошел в Кабуле.10

Политические и социально-исторические взгляды Сейида Джамалуддина Афгани

Следует отметить, что С. Дж. Афгани в период своей деятельности отличался оригинальными и относительно цельными общественно-политическими взглядами, которые отражали своеобразие его бурной эпохи и сущность его человеческих качеств; они, несомненно, привлекали и привлекают к себе многих исследователей. Однако, как справедливо отмечают некоторые исследователи, специально изучавшие его систему воззрений, она в содержательном плане и по существу отличалась многослойностью, синкретностью и даже частично противоречивостью, что, несомненно, было следствием сложности и запутанности происходящих общественных процессов второй половины XIX века.1

Общественно-политические, исторические, культурные, моральные и духовные воззрения С. Дж. Афгани нашли свое отражение в его научных работах и разнообразных произведениях, письмах, воззваниях, обращениях, предложениях и других. Однако больших и целостных научно-политических и общественно-исторических работ у него немного. Наиболее значимым социально-историческим трудом С. Дж. Афгани является его работа "Татиммат ал-ба ян фи та рих ил-афган", которая написана на арабском языке в период, когда он жил в Британской Индии (1881-1882).

В этот же период им был написан философский труд «Трактат о течении нечари и описании жизни нечарийцев» ("Рисала-йи мазхаб-и нечари ва ба йани хол-и нечари йан") на персидском языке; усилиями его ученика и последователя Мухаммада Абдо он был переведен на арабский язык и получил название «Опровержения атеистов» ("Фард-ила-д-дахрийн"). Эти два произведения имеют особое значение для понимании его взглядов на общественные явления того времени.

Кроме того, целый ряд его статей написан на научно-общественные, политические и культурные темы, прежде всего «О пользе газеты» ("Фавоид-и джарида"), «Комментарии к философии» ("Тафсир-и фалсафа"), «Сочинение» ("Аш ар"), «Трактат о смерти и судьбе» ("Урват-ул-вуска" "Рисала-и каза ва кадар"), «Бабиды» ("Бабия"), «Инновация и подражание" («Нававари ва таклид»), «Предки и внуки» ("Адждад ва набераха"), Ответы Сейида Джамалудддина Афгани Эрнесту Ренану» ("Джаваб-и Сейид Джамалуддини Афгани ба Эрнест Ренан"), "Научные нововведения арабов» ("Нававариха-йи илми-ий арабха»), «Арабы и тюрки»("Арабха ва туркха"), «Восточный вопрос» ("Масала-и Шарк"), «Человек и истина о Вселенной ("Инсан ва хакикат-и коинот"), «Политика и наука в Коране ("Сийясат ва илм дар Кур ан")» «Философия воспитания» ("Фалсафа-и тарбия"), «Христиане и мусульмане» ("Насраниха ва мусулманха"), «Духовная, и земная власть» ("Хакимият-и замани ва рухи"), «Дух счастья человека» ("Рух-и саодат-и инсон"), «Единая умма - девять суннитов и девять шиитов» ("Уммат-и ягана: нух сунни ва нух шиа"), "Европа и ислам", "Реформа религии", "Двери старания открыты", "Исламское единство", "Единство и власть", "Причины отставания мусульман У Страх", "Красота и безобразие", "Упреки и причины примерного поведения", "Желание и требования величия" и много других.

Для более полного представления о политических и социальных взглядах С. Дж. Афгани следует обратить внимание на его письма государственным и общественным деятелям, в которых прослеживаются его суждения и предложения, а также полемика в периодической печати и высказывания его друзей и учеников в материалах рецензий. Следует отметить, что литературы, посвященной взглядам С.Дж. Афгани как на Востоке, так и на Западе достаточно много. Возможно, одно подобное исследование не может полностью охватить данную тему, так как каждое из них было издано в разных географических пространствах и на разных языках. Уместно отметить, что когда речь идет о заслугах того или иного правителя, ученого, политика и поэта, следует учитывать общественно-экономическую обстановку и условия жизни и деятельности того человека, что, несомненно, позволит объективно показать его место и роль в обществе.

Эта потребность непосредственно относится и к С. Дж. Афгани, который жил и творил в очень противоречивое время, оказавшее самое серьезное влияние на формирование его взглядов и мировоззрения. Он умел показать, что между двумя глобальными проблемами, связанными с причинами отставания стран Востока от современной западной цивилизации и поисками путей приобретения восточными странами независимости и суверенитета существует взаимосвязь. К такому важному выводу он пришел на основе личных наблюдений, когда он жил в разных странах Востока и Запада.

Взгляды и убеждения С. Дж. Афгани формировались в тот период, когда исламский мир находился в состоянии общественно-политического и экономического упадка и отставал от передовых западных стран.

Капиталистический мир в тот период, находясь на стадии развития и процветания, усиливал свое колонизаторское и эксплуататорское присутствие и вмешательство в страны Азии и Африки, в особенности в мусульманские страны по всем основным параметрам исторического роста.

Показывая характерные черты исламского мира XIX века, следует учитывать, что страны этого мира находились на стадии глубокого кризиса, что создавало угрозу потери политической и экономической независимости и попадания в колониальную зависимость от западных стран.

Уровень упадка восточных стран по сравнению с прогрессом, политическим, экономическим и культурным, стран Запада был таковым, что эти страны были бессильны перед надвигающейся угрозой потери своей независимости. Восток перед лицом эксплуататорских устремлений стран старой Европы постепенно терял свое богатство, территории, а также человеческие ценности и достоинства. Западный империализм, все более усиливая экспансию на Восток, постепенно одну за другой стал завоевывать слаборазвитые исламские и неисламские страны, при этом в борьбе со своим главным соперником - русским империализмом, не гнушался никакими средствами.

С. Дж. Афгани вначале попытался найти применение своим взглядом и убеждениям в Афганистане, но вскоре понял, что эта страна никак не в силах быть объектом серьезных политических и экономических реформ. Дело в том, что Афганистан в тот период был небольшой горной, разрозненной страной, основное население которой было неграмотным и занималось земледелием. Страна была охвачена нищетой и бедами, народ которой привык к такому своему незавидному положению, и считал это своим предначертанием. Страх и глубокая отсталость господствовали в стране. В такой обстановке идеи С. Дж. Афгани об исламском возрождении представлялись ему лишь мечтой. Плюс к этому страна была практически раздроблена и неуправляема. Даже после достижения политической централизации афганский эмир Абдурахман-хан при утверждении реального единства и объединения страны увяз в междоусобных войнах и бесконечных восстаниях народных масс и был не в силах осуществить сколь-нибудь серьезных реформ в области государственного управления и социально-экономической жизни страны, что создавало почву для вмешательства великих держав извне.1

Отражение политических событий Афганистана и её соседних стран в XVIII-начале XIX вв. в «Татиммат ал- баян фи та'рих ил-афган» Сейида Джамалуддина Афгани

Труд С. Дж. Афгани «Татиммат ал-баян фи та рих ил-афган» в структурном плане состоит из введения, 4-х глав и заключения. Во вводной части автор определяет цель создания данного произведения. Как отмечает сам С. Дж. Афгани, его целью является: «освещение социальных условий жизни афганцев в прошлом и настоящем, а также отображение вопросов морали и поведения, способа правления и роста их народонаселения».1

Основным объектом книги является описание исторического прошлого пуштунов, в котором особое внимание уделяется отображению характерных черт и социальных особенностей этого народа. Он, ссылаясь на славную историю афганцев, отмечает, в частности, что афганцы никогда не находились под властью любых правителей и всегда боролись за свою независимость.2

Как уже отмечалось, время жизни самого С. Дж. Афгани приходится на эпоху борьбы народов Востока против социальных язв обществ Востока и колонизаторской политики стран Запада. Его собственная жизнь целиком была посвящена борьбе против этих главных врагов в разных странах. Ввиду этого, изображаемые им события отличались объективностью и социальной критичностью. В ряде случаев его антиколониальные чувства выражены остро.

Так, английское правительство того времени в его характеристике предствлено как «чудовище с огромным животом не насытившись заглатыванием вод Темзы и Ганга и завладевшим богатствами территории с двухсот миллионным населением, открывает свою пасть, чтобы проглотить оставшуюся часть мирового пространства.1

Таких же взглядов придерживается и современник С. Дж. Афгани Мирза Сираджиддин хаджи Мирза Абдуррауф, наблюдательный путешественник XIX века, автор книг «Тухаф-и ахл-и Бухара» («Подарок всем жителям Бухары»), называя английское правительство «чудовищем и акулой моря и отмечает, что от коварства, интриг и политики англичан находятся в опасности все государства».2

Из этого вытекают две гипотезы: 1. Люди того периода представляли английское правительство как чудовище с огромным животом; 2. Возможно, что Мирза Сираджиддин знал о книге С.Дж. Афгани, поэтому они одинаково описали английское правительство того времени.

Первая глава произведения «О происхождении афганской народности» посвящена научно-лингвистическому и культурно-историческому анализу вопросов этногенетической и исторической самобытности афганцев (пуштунов). Говоря о происхождени афганцев, автор освещает вопрос о возникновении самих понятий «афганец» и «пуштун»: при этом, опираясь на известные источники, он излагает свое видение данного вопроса, доказывая, что название «афганец» и «пуштунец» представляют собой видоизмененние слов «афганец», «патахан» и паштана и которые исторически сложились для обозначения пуштунов в районах их обитания и исторического бытия.1 Следует отметить, что тема этнонимов «афганец» и «пуштунец» до сих пор до конца не исследована: в имеющихся исторических источниках (прежде всего в таком важнейшим, как «Сокровище афганцев» («Махзан-и афгони») Не матулла Хирави, а также в работах многочисленных западных и русских исследователей (М.С. Эльфинстон., Б.А. Дорн., Н.А. Аристов., В.В. Григорьев., А. Берне и других) и восточных авторов (прежде всего афганцев) имеются разные, а порой и противоположные точки зрения.

По этому поводу Ромодин В.А. отмечает, что распространенное в Индии по отношению к афганцам этническое имя «патан» происходит от самоназвания афганцев «пахтун» (или «паштун»), имея и форму множественного числа - «патаны» (или «патаханы»).2

Еще раньше В.В.Бартольд писал, что народное название афганцев — паштун или пахтун, во множественном числе паштана или пахтана. Их сближали с пактиями Геродота - против этого было сделано возражение.3 Подобное содержание нашло свое отображение и в труде Мир Мухаммада Сиддика Фарханга «Афганистан в последние пять веков».

Обобщая имеющие точки зрения, можно сказать, что афганцы (паштуны) сами себя называли паштунами, тогда как таджики и персо-язычные народности называли их «афганцами», а индийцы - «патаханами». Все эти три слова встречаются в книгах, начиная с XVI века.

Встречаются (правда, реже) и другие названия пуштунов, афганцев; арабы их называли «сулейманцами» по месту жительства этих племен в первом этнолингвистическом ареале в районе Сулейманских гор; народы, проживающие в северной Индии, иногда называли их «рухила», что на их языке означало «горцы».1 Некоторые афганские авторы пытались слово «авганец» соотнести только с западными пуштунцами, проживающими на территориях с другими частями современного Кандагара и Герата, а также использовать слово пуштуны по отношению к коренным племенам горных районов на границе Афганистана и Пакистана. Однако эта точка зрения не имеет под собой устойчивой почвы, т.к. с тех пор как язык пушту достиг литературно-письменного уровня и на нем сложилась письменная литература. Слова «авганец» и «пушту» широко использовались в произведениях писателей и поэтов как этнонимы, синонимы.

Во второй главе данного труда «О происхождении и расе афганцев» дискутируется вопрос о появлении этого народа на земле, его племенах, сословиях, группах и разнообразных ветвях этой самобытной, внутренне очень сложной народности.

Как известно, о генезисе и основных этнических чертах афганцев (пуштунов) существуют разные теории и концепции.2 Среди пуштунов (как и впрочем и ряда других народностей) в течение многих веков было устойчиво мнение об органических связях их происхождения с древней землей Израиля.

Это не без основания, так как С. Дж. Афгани происхождение слова «пуштунец» связывает с наречием «башият», народности, представители которой некогда проживали на земле Башият, расположенной в Палестине, что доказывает происхождение пуштунцев от народности, проживавщей в Израиле.3

Эта точка зрения впервые нашла свое полное и фиксированное отражение в известном труде «Сокровища афганцев» («Махзани афгани») Ходжа Не матулла Хирави. По данной версии среди паштунов был род, под названием «афагина», проживавщий в период царствования Давида (Дауда) в Израиле. В результате разложения еврейских племен род афагинов скрылся в горах Гур и выбрал это место средой своего обитания. После распространения ислама предводитель этого рода, которого звали Кайс, принял эту религию и занялся миссионерской деятельностью. В это же время он поехал в город Мадину и с помощью одного из старейшин арабов Халид ибн Валида, с которым имел родственные связи, явился на встречу к пророку религии ислама. Святейший пророк дал ему имя Абдуррашид и, учитывая его заслуги, в этот момент, когда он произносил слово божье, использовал его, которое по преданию вписано на деревянной стреле золотого корабля.1

Общая историко-этнографичсская характеристика народов Центральной Азии в «Татиммат ал-баян фи та'рих ил-афган»

Необходимо отметить, что историко-этнографические аспекты становления и развития народов Центральной Азии издавна привлекали географов, историков и других ученых. Вплоть до XIX века слово «афганец» не применялось самими афганцами как этническое понятие. Только их соседи, прежде всего таджики и другие ираноязычные народы Центральной Азии и Ирана, употребляли этот термин для обозначения пуштунов.

Начиная с X века, арабские и мусульманские историки, и географы пуштунов называли афганцами, а их язык афганским.

Название «афганец» впервые встречается в X веке: оно было использовано автором «Пределы мира» («Худуд-ул-олам»), а географическое понятие «Афганистан» (подразумея район Сулейманских гор) использовал Сайфи Хирави в своей работе «История Герата» («Та рихнама-йи Хират»), написанной в XIII веке.1

Ряд исследователей, в частности А.Е. Снесарев, пишет о том, что впервые об афганцах мы находим сведения у Геродота, который, перечисляя племена, проживавщие на востоке Ирана, упомянул и территорию, покрытую горами и располагавшуюся на стороне Индии, которую он называл Пактиана.

Как отмечает тот же А.Е. Снесарев, (а вслед за ним и другие авторы) об афганцах (пуштунах) сообщают и китайские хроники начала нашей эры. В этих двух источниках афганцы показаны как дикие и воинствующие люди.2

Слово пушту, которое афганцы использовали, для обозначения своего этнического языка до XVII века, употреблялось в разговорной речи и не встречалось в письменных источниках. Слово «патахон» является искаженным вариантом персидского слова «паштона» и является множественным числом слова «паштун».

Некоторые афганцы попытались слово «афганцы» соотнести с западными пуштунами, которые проживали в Кандагаре и Герате, а слово «паштуны» использовали относительно населения, проживающего в горной местности на границе Афганистана и Пакистана. Однако эта точка зрения не имеет прочной основы, т.к. с тех пор как язык пуштунов дошел до времени возникновения письменности и книгописания, слова «афганец» и «пуштун» использовались в произведениях писателей и поэтов в раздельном понимании. Касаясь этого, Сейид Джамалуддин Афгани заключает, что сами пуштуны называли себя «пуштунами» тогда, когда персоязычные народы называли их «афганцами», а индийцы называли их «патаханами».

Арабы же называли пуштунов «сулейманцами», видимо, потому что первоначально племена пуштунов жили в горах Сулеймана. Суммируя их, автор «Татиммат ал-баян» утверждает, что слова «афганец», «авган», «патахан» являются однозначными словами, выражающими самоназвание афганцев - «пуштун» (или пухтун»).1

Средневековые авторы в разной степени затрагивали и сложный вопрос этнического ареала становления этнолингвистической общности пуштунов и расширения этой территории.

В «Худуд ал-Аламе» автор, приводя ряд данных, утверждает, что афганцы проживали в ареале Савал (Саул-Шоул), расположенном между Индией и Газной (т.е. на территории Сулеймановых гор).2 Беруни в своей известной работе, посвященной Индии, написанной в 1030 г. сообщает, что в западных пограничных областях Индии до равнин Синда проживали разнообразные афганские племена. Из этого можно сделать вывод, что здесь речь идет о Сулеиманских горах. Сулейманские горы же, расположенные на западной пограничной части Индии, без всякого сомнения, могли быть местом формирования афганских племен.

Впоследствии эти племена стали продвигаться на север, восток и запад, занимаясь при этом завоеванием чужих земель.3.

Афганский автор XVIII века Хафиз Рахмат в своем произведении «Хуласат-ул-ансаб» пишет, что Газна и Кандагар были местом обитания афганцев. Далее он отмечает, что афганцы не относятся к семитской расе, а считаются арийцами.1

Необходимо особо, отметить, что вопрос расово-этнической идентичности пуштунов-афганцев длительное время был остродискуссионным.

Насколько известно, некоторые средневековые хроники обосновывали версию о семитском (преимущественно, еврейском) истоке пуштунов, первоначальной родиной которых будто бы был Гур.

В 1857 году английский врач Беллью, находясь в составе военной миссии в Кандагаре, на основе изучения материалов библиотеки принца Гулам Хайдар-хана, приходит к выводу о том, что первым местом проживания афганцев была горная страна Гур, а уже оттуда они распространились на юг Кабула, Кандагара и Газны. О происхождении и жизни афганцев Гура существует немало сказаний.2 Однако версия о первоначальной родине афганцев - Гур не подтверждается ни надежными источниками, ни основательными аргументами современных исследователей.

Некоторые афганские авторы, рассуждая о генеологии и судьбе афганцев, отмечают, что афганцы Гура действуя под влиянием своего великого пророка, восприняли призыв своих единокровных братцев во главе с Халидом ибн Валидом, который прославился в период захвата Сирии. Афганцы во главе с Кайсом, которы впоследствии получил имя Абруррашид, потянулись к единственно праведной религии.

Если возникал вопрос о доказательствах, которые бы оправдали эти исторические факты, сами афганцы утверждали, что Саул в 45 поколениях относился к Ибрагиму, а Кайс через 37 поколений происходил из Саула.

Первое сказание не относится к священной книге, а по расчетам второго сказания для 37 поколений необходимо 600 лет. Сложная родословная обосновывается многими авторами. Не матулла Хирави в своей книге «Мир ат ал-афагана» («Зерцало афганцев») дает сведения о родственных связях всех групп афганских племен и их более мелких подразделений - кланов, и о количестве кланов в каждом племени.1

Четыре великие ветви (или группы) афганцев произошли от 4-х сыновей Кайса: Сарбана, (Сарбуна), Гургушата, Биттана и Карлана (Кадрана).

Основные афганские племена являются потомками этих 4-х сыновей Кайса (Абдуррашида); племена делятся на кланы и роды: их в целом более 400.

Несмотря на неправдоподобность, эта версия оказалась весьма устойчивой вплоть до последней трети XIX века.

В «Татиммат ал-баян» дана краткая характеристика ряда крупных племен и кланов, таких, как абдали, гильзайи, кокар, вазири, юсуфзаи, махманды, африди и других.2 Кроме того, в «Таттимат ал-баян» указано, что племена, проживающие между ущельями Атака и Хорасана, по происхождению бьши египтянами, которые в качестве солдат Сузатриса появились-здесь в период завоевательных походов против Индии.3

Похожие диссертации на "Татиммат ал-баян фи та`рих ил-афган" Сейида Джамалуддина Афгани как исторический источник по истории Центральной Азии : XVIII-XIX вв.