Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Движение эмотивной семантики поэтического слова (на материале поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Н. Матвеевой) Быдина, Ирина Викторовна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Быдина, Ирина Викторовна. Движение эмотивной семантики поэтического слова (на материале поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Н. Матвеевой) : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.02.19.- Волгоград, 1994.- 21 с.: ил.

Введение к работе

В лингвистике XX зека выделяется несколько сменяющих друг друга научных парадигм: системно-структурная, функциональная и антропоцентрическая, наметивваяся в 80-х годах и обозначаемая в ряде недавно вышедших в свет работ как "учет человеческого фактора в языке" (Роль человеческого фактора в языке ..., 1988; Серебренников, 1988; Человеческий фактор в языке ..., 1991 и др.)- Одним из слагаемых человеческого фактора в языке является эмоциональная сфера речевой деятельности человека, без нее как формы отражения бытия не мыслим и сам homo loquena.

На недостаточную решенность вопроса, связанного с изучением языкового механизма обозначения эмоций, указывают многие ученые (Бабенко, 1989; Красавский, 1992; Шаховский, 1988; Aitchiaon, 1991; Volek, 1987 и др.). Открытыми на сегодняшний день являются следующие вопросы: почему в речи, особенно поэтической, практически любое слово может стать эмотивным; как объяснить, что узуально нейтральные слога, сочетаясь друг с другом в речи/тексте, могут порождать эмотивные словосочетания и сверхфразовые единства. Кроме того, известно, что под влиянием контекста эмо-тивная семантика подвергается различным изменениям. Подвижность характеризует эмотивнуа семантику в речи/тексте любого языка (За-куров, 1991: 78-79; ііельвис, 1990: 53-57; Шаховский, 1988: 300-315).

Каков механизм динамических процессов, связанных с эмотивной семантикой поэтического слова? Можно ли каким-либо образом классифицировать все эти процессы? Существуют ли какие-либо закономерности в движении эмотивной лексической семантики в поэтичес- . ком тексте? Ответы на эти вопросы мы попытались дать в нашей работе. Такой ракурс исследования связывает лингвистику эмоций с

динамической семантикой, в задачи которой входит описание процессов формирования значения слоїл не только 'в диахронии, но и в синхронии (Кудрявцева, 1992: 4).

Задачи, стоящие перед нашим исследованием, входят также и в круг проблем, связанных с лингвистикой текста. Здесь можно назвать проблему изучения различных уровней, или планов, художественного текста (Болотнова, 1992; Маслова, 1992; Шахнарович, 1990 и др.) и проблему типологии текстов (Гальперин, Гиндин, Лосева, Чернухина).

Актуальность данной диссертационной работы определяется необходимостью углубленного изучения лексического отражения эмоционального аспекта человеческого фактора в языке. Выполненное в русле приоритетного направления современного ячыкознания -антропоцентрической лингвистики, данное исследование поможет глубже раскрыть природу индивидуально-личностного фактора в яз ке. Кроме того, актуальность диссертации диктуется необходимое тыо описания динамических процессов формирования значения слов в синхронии.

Целью работы является установление специфики движения эмоти ной семантики поэтического слова в синхронии. Для достижения п ставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:

  1. рассмотреть соотношение информативно-смыслового и омотив ного уровней поэтического текста;

  2. выявить особенности эмотивной семантики поэтического ело ва;

  3. обосновать наличие у слова тенденции к экспликации своєї эмотивного потенциала в поэтическом тексте;

О выявить, описать и классифицировать различные виды движс ния эмотивной семантики поэтического слова;

5) определить причины и условия движения эмотивной семанти

поэтического слова в синхронии.

Объектом исследования является поэтическое слово и поэтический текст.

Предмет исследования - динамический аспект эмотивной семантики поэтического слова.

Научная новизна данной диссертации состоит в том, что впервые проводится специальная работа по выявлении видов движения эмотивной семантики поэтического слова.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит определенный вклад в теории языковой переработки эмоций, в разъяснение механизма динамических процессов, связанных с эмотивной семантикой слова. Проведенное исследование показало, как соотносятся процессы изменения эмотивной семантики слова с общими семантическими процессами, описанными ранее в семасиологии. В ходе диссертационного исследования получены новые сведения об эмотивном уровне поэтического текста, особенностях его построения, его соотноиения с информативно-смысловым уровнем. Тем самым, как мы предполагаем, данная работа поможет решению таких вопросов, стоящих перед лингвистикой текста, как изучение уровневой организация поэтического текста, возможность выделения эмотивного типа текста.

Практическая ценность данного исследования состоит прежде всего в том, что учет его положений и выводов будет способствовать обучении студентов более глубокому, точному и осознанному прочтенив поэтического текста. Результаты исследования могут быть использованы в обучении студентов умении адекватно называть и описывать свои и чужие эмоции на русском языке, а также умению строить свою речь с учетом более эффективного эмоционального воздействия на собеседника. Полученные в ходе исследовании данные рекомендуется использовать в учебном про-

цессе в курсах общего языкознания (в разделах, посвященных изучению лексики, семантики, знакомству с лингвистикой текста ;; лингвистикой эмоций), стилистики (в разделе "Стилистика текста"), интерпретации текста (в разделе "Интерпретация художественного текста"), а также на занятиях по риторике (общей и педагогической).

Исследование проводилось на материале 1200 стихотворений А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Н.Матвеевой, что составило примерно 2800 страниц текста. Из поэтических произведений методом сплошной выборки было отобрано около 3500 слов с подвижной эмотивной семантикой для последующего их анализа.

Методы исследования-В ходе работы использовались различные научные подходи, методы и приемы лингвистического анализа: вероятностный, синхронический и семасиологический подходы; описательный и сопоставительный методы; методики словарных дефиниций, контекстуального анализа, целостно-текстового анализа, количественные подсчеты. В русле психолингвистического эксперимента использовались методики интервьюирования и шкалирования.

Наиболее существенные результаты исследования позволяют сформулировать основные положения, которые выносятся на защиту:

  1. Эмотивный уровень поэтического текста строится прежде всего текстуальными, а не узуальными эмотивами.

  2. В поэтическом тексте слово получает тенденцию к экспликации своего эмотивного потенциала.

  3. Специфические законы построения поэтического текста создают условия для подвижности эмотивной семантики слова.

4« Основными причинами подвижности эмотивной семантики поэтического слова являются ди.Ъфузность его лексического значе-

ния, прагматическая установка автора эмоционально воздействовать на читателя, ассоциативный характер мышления автора и способность к лингвокреативному мышлению.

  1. Движение эмотивной-семантики поэтического слова можно рассматривать в рамках словарь - текст, в рамках одного текста и в рамках сверхтекста.

  2. Все виды изменений эмотивной семантики поэтического слова можно разделить щ качественные, количественные и качественно-количественные. К качественным видам относятся следующие семантические процессы: мена оценочного знака эмоции, отраженной в семантике поэтического слова; изменение статуса эмотивно сти поэтического слова; текстуальная экспликация оценочного знака эмоции, отраженной в семантике узуально амбивалентного эмотива; варьирование эмотивности на уровне семных конкретиза-торов определенных эмоций, отраженных в семантике поэтического слова. К количественному виду относится семантический процесс измвнения интенсивности проявления семантического признака эмоции без переключения оценочных знаков (градационные изменения

в рамках одного оценочного знака эмоции, отраженной в семантике поэтического слова). К качественно-количественным видам относятся следующие семантические процессы: изменение интенсивности проявления семантического признака эмоции с переклпчением оценочных знаков (градационные изменения в рамках двух оценочных полюсов эмоций, отраженных в семантике поэтического слова); наведение эмосемы на семантику узуально нейтрального слова контекстом стихотворения (зарождение эмотивности поэтического слова).

Апробация материала. Концепция, основные положения я выводы исследования были изложены в докладах и сообщениях на научных и научно-методических конференциях профессорско-препода-

вательского состава ЗГПУ (Волгоград, 1990-1993), на ІУ Международной научной конференции МАПРЬЛ (Волгоград, май 1993). Диссертация обсуждалась на аспирантском семинаре и на кафедре языкознания ЗГПУ. По теме диссертации опубликовано 3 работа.

Структура работы.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка цитируемой литературы, списка использованной художественной литературы, списка использованных словарей, трех приложений.

Похожие диссертации на Движение эмотивной семантики поэтического слова (на материале поэзии А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Н. Матвеевой)