Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль



расширенный поиск

Современный протестантский дискурс на материале немецкой публицистики Блувберг Симон Викторович

Современный протестантский дискурс на материале немецкой публицистики

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Блувберг Симон Викторович. Современный протестантский дискурс на материале немецкой публицистики : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Блувберг Симон Викторович; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2009.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-10/747

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Протестантизм как культурный феномен германского общества

1.1 К историографии вопроса 13

1.2 Протестантизм как феномен европейской цивилизации 16

1.3 Секуляризация, ее проявления и последствия в современном мире 28

1.4 Религиозная ситуация в Германии конца XX - начала XXI вв 35

1.5 Роль протестантской церкви в жизни современного германского общества 42

Выводы 46

Глава II Протестантский дискурс как предмет лингвофилософского исследования

2.1 Дискурс как вид социальной и речевой интеракции 47

2.2 Особенности коммуникации в религиозной практике. Логика религиозной коммуникации 55

2.3 Религиозный дискурс как институциональный вид общения 58

2.4 Структура религиозного дискурса 61

2.5 Вера как ключевой компонент религиозного дискурса 70

2.6 Стратегии религиозного дискурса 72

2.7 Протестантский дискурс как разновидность религиозного дискурса. Современный немецкий протестантский дискурс 82

2.8 Специфические признаки протестантской проповеди как разновидности религиозного дискурса 92

2.9 Структура передовой статьи современной германской протестантской прессы 95

2.10 Средства персуазивности в типе текста «передовая статья» современной германской протестантской публицистики 98

2.11 Комплексная модель дискурсивного анализа протестантской публицистики 109

2.12 Дискурсивный анализ статьи Э.Коппа „Was ist in der Holle los?" («Что же происходит в аду?») 114

2.13 Дискурсивный анализ статьи Р.Мавика „Diirfen sich Christen scheiden lassen?" („Разрешается ли христианам разводиться?") 125

Выводы 135

Заключение 140

Библиография 143

Приложение 164

Введение к работе

Данное исследование посвящено проблеме разработки дискурсивного анализа современной германской протестантской прессы, в частности, определению каталога средств персуазивности, присущих современному протестантскому дискурсу. Под средствами персуазивности современного протестантского дискурса мы здесь и далее будем понимать совокупность лингвистических и экстралингвистических средств и методов убеждения, используемых евангелической церковью и её агентами в целях оказания воздействия на формирование общественного мнения. Поэтому исследование не ограничивается рамками собственно лингвистического анализа текста, так как религиозный текст, в особенности текст протестантской публицистики, является результатом человеческой деятельности в определенном социальном контексте и характеризуется не только лингвистическими, но и экстралингвистическими переменными. К экстралингвистическим (прагмалингвистическим, социолингвистическим, психолингвистическим и т.п.) факторам можно отнести следующие:

а) политическую направленность рассматриваемого текста и издания в целом,
контингент реципиентов, основные темы, затрагиваемые в статье, соотнесенность
с современными политическими и социально-экономическими реалиями данного
общества,

б) личность автора статьи, факты его биографии, профессии, религиозные и
политические взгляды, принадлежность к той или иной религии и конфессии;

в) взаимоотношения данного печатного органа с другими религиозными и
общественными изданиями;

г) роль издания в религиозной и общественно-политической жизни страны,
взаимосвязь между темой текста и духовной и общественно- политической
жизнью общества;

е) тематический контекст (соседство других текстов в печатном издании),

ж) оформление титульного листа, качество бумаги, печати, количество страниц, цену издания.

Актуальность исследования обусловлена интересом к дискурсивной лингвистике как современному направлению в языкознании, а также к религиозному дискурсу как новому объекту лингвистического анализа. Актуальность избранной темы обусловлена недостаточной освещенностью в лингвистической литературе методов анализа протестантской прессы, неопределенностью конститутивных признаков протестантского дискурса, средств персуазивности данного вида дискурса, а также тем, что изучение текстологических особенностей современной протестантской прессы находится в сфере интересов ряда наук (прагмалингвистики, социолингвистики, психолингвистики, лингвистики текста и др.).

Основной целью работы является изучение категории персуазивности на
материале современного германского протестантского дискурса как

исторического, лингвистического и социально-политического феномена. Для этого предпринимается разработка комплексной модели дискурсивного анализа религиозных текстов, опубликованных в протестантской прессе Германии начала XXI в. В качестве материала исследования избраны средства персуазивности, используемые авторами передовых статей современной протестантской публицистики Германии. Достижение этой цели связано, в свою очередь, с изучением религиозных текстов, выявлением социальных реалий и коллективных установок в этих текстах.

Данная цель обусловливает необходимость постановки и решения следующих исследовательских задач:

  1. изучение истории развития протестантского дискурса, т. е. истории, основных этапов развития протестантизма, основных направлений и целей современного протестантизма в Германии;

  2. определение и классификация конститутивных признаков религиозных (протестантских) текстов;

  1. выявление дискурсивных особенностей текстов типа «передовая статья», характерных для современной германской протестантской прессы;

  2. разработка приемов дискурсивного анализа применительно к тексту типа «передовая статья» современной германской протестантской публицистики на базе положений и принципов, предложенных Ф.Бургхардтом, Р.Водак, З.Иегером,В.И. Карасиком, Н.Б. Мечковской, Х.Хенне, их критической верификации.

  3. анализ прагматических особенностей, лингвистических и экстралингвистических методов и приемов воздействия современного германского протестантского дискурса на примере передовой статьи на читателя.

Объектом исследования является современный протестантский дискурс, который рассматривается нами как разновидность религиозного дискурса, совокупность способов (коммуникативных стратегий, средств) воздействия на население, используемых протестантской церковью и ее агентами для достижения своих целей. Религиозный дискурс представляет собой особый тип институционального дискурса, специализированную клишированную разновидность общения, обусловленную социальными функциями партнеров и регламентированную как по содержанию, так и по форме.

В качестве предмета исследования взяты дискурсивные особенности современного немецкого протестантского дискурса, прежде всего, средства персу азивности, применяемые в данном виде религиозной практики, представленные в текстах типа «передовая статья» современной германской прессы.

Методы и приемы исследования. В работе применялись методы дискурсивно-исторического анализа, гипотетико-дедуктивный, контент-анализа, описательный с его основными компонентами (наблюдение, интерпретация, обобщение, статистические подсчеты). Реализуемая методика представляет собой синтез существующих правил дискурсивного анализа прессы, отобранных, исходя

из целей и задач работы. При этом проводится логико-семантическое членение текста, посредством которого осуществляется переход от поверхностной репрезентации текста к его семантической репрезентации.

Теоретическая база. В ходе работы использовались отдельные теоретические положения, представленные в трудах в области теории текста (Н.Д.Арутюновой, Г.И.Богина, К.Бринкера, Т.ван Дейка, Т.М.Дридзе, И.Р.Гальперина, З.Йегера, О.Л.Каменской, Г.Я.Солганика, В.Хайнеманна, Р.Якобсона) и дискурса (В.Брандхауэра, Г.Брауна, Ф.Бургхардта, В.И. Карасика, Й.Коппершмидта, Х.Куссе, М.Л.Макарова, Н.Б. Мечковской, Х.Хенне, А.Д.Шмелёва и др).

Материалы исследования. Для верификации теоретических положений привлекались статьи протестантской прессы Германии за 2001-2008гг: "Der Weg", "Chrismon", "Evangelische Zeitung", "Evangelische Kirchenzeitung", "Publik Forum", "Evangelischer Pressedienst", "Evangelisches Gemeindeblatt fur Wurttemberg". В общей сложности было проанализировано более 100 статей современной протестантской прессы Германии общим объемом 2540250 печатных знаков, 9 из которых были отобраны для демонстрации практического применения предложенного в работе дискурсивного анализа текста (см. Приложения 2-10).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в качестве объекта исследования избирается современная немецкая протестантская публицистика, изучаемая с позиций дискурсивной лингвистики. Дискурсивный анализ подобных текстов неизбежно связан с экстралингвистическими параметрами, с учетом анализа исторических и общественно-политических изменений.

Теоретическая значимость исследования заключается в дальнейшей разработке проблем и методов лингвистики текста, социолингвистики, прагмалингвистики и лингвокультурологии, связанных с анализом религиозного дискурса.

Практическая ценность диссертации состоит в возможности использования ее результатов в дальнейших научных исследованиях по дискурс-анализу, а также в возможности применения ее результатов в вузовских курсах языкознания, стилистики и интерпретации текста, в спецкурсах по лингвистике текста, прагмалингвистике, социолингвистике, лингвистической культурологии.

Проведенное исследование позволяет вынести на защиту следующие положения:

1. Современный протестантский дискурс отличается от других видов
религиозного дискурса наличием одного ключевого культурного концепта,
определенным набором присущих ему "адаптивных" признаков, а также
использованием особых приемов, способствующих достижению его целей,
(эффекта персуазивности).

  1. Наиболее ярким типом текста, который характеризует протестантский дискурс, можно считать "передовую статью" протестантской публицистики, т.к. она обладает наибольшей силой воздействия на читателя, содержит в сжатом виде основные тематические элементы издания и отражает мнение значимого института (церкви, редакции, политической партии и т.д.).

  1. Категория персуазивности является существенной для данного типа текста, т.к. именно убедительность подаваемой в статье информации способствует достижению основной цели статьи — воздействия на сознание читателя, формирования общественного мнения по затронутому в ней вопросу. Ориентируясь на исследования этой категории в других типах дискурса на материале немецкого языка, основными средствами достижения персуазивного эффекта можно считать: апеллятивность, речевую экспрессивность, конкретизацию, интерпретацию тех или иных реальных событий, оценочность, рекламность, а также простоту и доступность подаваемого материала.

4. Исследование подобного вида персуазивности имеет большое значение,
поскольку оно обращается к таким сторонам жизни человека, которые выходят за
рамки чисто научного познания и восприятия, т.к. в процессе убеждения автор
статьи в протестантской печати крайне редко обращается к научной аргументации.

Поэтому достижение персуазивного эффекта приходится строить на другом материале, использовании определенных дискурсивных стратегий, характерных для религиозной коммуникации, а также на применении языковых и неязыковых приемов воздействия на сознание читателя.

5. Вполне применима для анализа религиозного дискурса модель изучения политического дискурса, поскольку последний также характеризуется стремлением к достижению эффекта убедительности. Эту модель необходимо модифицировать, приспособить к особенностям протестантского дискурса, включив в нее анализ ключевого культурного концепта, соотнесенности с источником/источниками веры, логики религиозной коммуникации, а также средств персуазивности, присущих данному типу дискурса.

Гипотеза. Учитывая особую культурно-историческую специфику Германии, можно предположить, что в ее пространстве сформировался особый протестантский дискурс, который обнаруживает не только языковые, но и национальные особенности, использующий различные коммуникативные стратегии и средства персуазивности, оказывающий сегодня определенное, в т.ч. и политическое, влияние на население Германии в целях формирования общественного мнения и привлечения большего количества верующих в лоно протестантской церкви.

Исследование подобного рода обязательно носит междисциплинарный характер, включает данные языкового анализа, опирается на коммуникативные принципы, учитывает особенности исторического и социального контекста данного вида дискурса. В результате проведенного анализа становятся очевидными внутренние, скрытые механизмы воздействия современного протестантского дискурса на общественное мнение.

Апробация работы. Материалы диссертации были использованы при проведении семинаров на факультете романо-германской филологии Московского городского педагогического университета в рамках доцентской практики, отдельные положения диссертации были представлены в виде докладов на

международной научно-практической конференции "Гумбольдтовские чтения" в 2004-2007гг.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

  1. Блувберг СВ. Протестантизм как феномен европейской культуры. [Текст] / СВ .Блувберг // Гумбольдтовские чтения. Новые научные и образовательные стратегии многоуровневой подготовки педагога-филолога: межвузовский сборник научн. трудов. - М.: СТИ МГУС, 2004.-C.17-21. - 0.28 печ. л.

  2. Блувберг СВ. К вопросу о стратегиях в религиозном дискурсе. [Текст] / СВ .Блувберг // Гумбольдтовские чтения. Новая парадигма российского языкового образования и пути ее реализации. Материалы Международной научно-практической конференции. - М., МГПУ, 2005. - с.25-29. - 0.3 печ. л.

  3. Блувберг СВ. К вопросу о соотношении «текст - дискурс» в современной лингвистике. [Текст] /СВ. Блувберг // Ex ideae grammaticae: Сборник научных трудов в честь юбилея И.-Э.С Рахманкуловой / Под общ. ред. О. А.Радченко. -М.: МГПУ, 2006. - с.20-24. - 0.28 печ. л.

  4. Блувберг СВ. Религиозный дискурс. Структура и специфические признаки протестантской проповеди как разновидности религиозного дискурса. [Текст] / СВ.Блувберг // Социальная политика и социология: междисциплинарный научно-практический журнал. - М., 2007. - №2 (34). - с.223-235. - 0.7 печ.л.

  5. Блувберг СВ. Проповедь как одна из форм выражения культурно-этических ценностей в религиозном дискурсе. [Текст] / СВ.Блувберг // Гумбольдтовские чтения. Перспективы развития языкового образования в свете требований Болонских реформ: Межвузовский сборник научных трудов: В 2-х ч. Ч.І /Под ред. А.В.Щепиловой, Н.А.Горловой. -М.: МГПУ, 2007.- с.23-26. -0.22 печ. л.

  6. Блувберг СВ. Основные компоненты религиозного дискурса. [Текст] / СВ.Блувберг // Verba et voces. Памяти Евгении Владимировны Розен (1925 -2005): Сборник научных статей / Под общ. ред. О.А.Радченко. - М: МГПУ, 2007.-с.5-10.-0.35 печ.л.

7. Блувберг СВ. Специфические признаки современного немецкого протестантского проповеднического дискурса. [Текст] / С.В.Блувберг // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Лингвистика», выпуск 7, №16, 2008. - с.69-73. - 0.4 печ. л.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Во введении обосновывается тема диссертации, ее актуальность, научная новизна, теоретическая значимость, практическая ценность, формулируются цель и задачи, объект и предмет исследования, приводятся методы и приемы, теоретическая база и материалы исследования, намечаются возможности использования полученных результатов.

В первой главе "Протестантизм как культурный феномен германского общества" прослеживается традиция исследования религиозного дискурса в отечественной лингвистике, проводится исторический анализ протестантизма как феномена европейской цивилизации, подробно описывается секуляризация, ее проявления и последствия в современном мире, здесь же анализируются религиозная ситуация в Германии конца XX - начала XXI вв., а также роль протестантской церкви в жизни современного германского общества. Исследование вышеуказанных вопросов в рамках настоящей работы продиктовано необходимостью учёта исторического и социального контекста современного немецкого протестантского дискурса, поскольку выбор тех или иных средств убеждения, включая лингвистические, не является произвольным, но обусловлен в значительной степени историческими, политическими и социальными факторами, которые должны учитываться при анализе используемых средств персуазивности.

Во второй главе "Протестантский дискурс как предмет лннгвофнлософского исследования" вводится понятие дискурса как вида социальной и речевой интеракции, определяются признаки институционального дискурса, далее анализируются особенности религиозной коммуникации, рассматриваются структурные компоненты религиозного дискурса, вера как

ключевой концепт религиозного дискурса, стратегии религиозного дискурса, протестантский дискурс как разновидность религиозного дискурса. Далее дается характеристика проповеди как жанра религиозного общения, формулируются структура и специфические признаки протестантской передовой статьи (на материале современной германской прессы), раскрывается роль протестантской публицистики в жизни современного германского общества, рассматривается протестантская "передовая статья" как разновидность персуазивного дискурса. На основе текстов типа "передовая статья", опубликованных в протестантских изданиях Германии в 2001-2008гг, выявляются средства персуазивности, используемые в них для наибольшего воздействия на сознание и подсознание читателя, предлагается комплексная модель дискурсивного анализа религиозной публицистики, а также проводится полный дискурсивный анализ статьи Э.Коппа „Was ist in der Holle los?" («Что же происходит в аду?») и статьи Р.Мавика „Diirfen sich Christen scheiden lassen?" („Разрешается ли христианам разводиться?").

В заключении представляются результаты и подводятся итоги проведенного исследования.

В приложении приводятся девять наиболее часто упоминаемых в работе проанализированных нами статей протестантской прессы Германии, а также материалы, иллюстрирующие принадлежность к религиозным общинам жителей современной Германии и отражающие динамику перемены ими религиозной принадлежности за последние пятьдесят лет.

Протестантизм как феномен европейской цивилизации

Среди множества существующих определений протестантизма, на наш взгляд, наиболее удачным, в силу своей емкости, представляется определение, помещенное на сайте Евангелической церкви Германии, как «христианского вероучения, основанного на «четырех только» Реформации: l)sola fide - только верой, а не добрыми деяниями оправдывается человек; 2)sola gratia - только Божьей милостью, а не собственными поступками спасается человек; 3)solus Christus - только Христос, а не Церковь является авторитетом для верующих; 4)sola Scriptura - лишь одно Священное Писание (а не церковная традиция) является основой христианской веры» [www.ekd.de]. Там же дается разъяснение, что «понятие «евангелическая церковь», синонимичное понятию «протестантская церковь», является общеродовым для христианских церквей традиции Реформации, как лютеранских, так и реформистских» [www.ekd.de].

В современной Германии к Евангелической церкви относятся следующие организации: 1)Евангелическая церковь Германии (EKD) - все лютеранские, реформистские и объединенные земельные церкви Германии; 2)Объединенная Евангелическо-лютеранская церковь Германии (VELKD); 3)Союз Евангелических церквей (UEK); 4)Объединение Евангелическо-реформистских церквей Германии; 5)Евангелическо-старореформистская церковь земли Нижняя Саксония; 6)Независимая Евангелическо-лютеранская церковь (SELK); 7)Евангелическо-методистская церковь (ЕтК); 8)Объединение Евангелических сектантских общин (BEFG) - баптисты, братские общины; 9)Объединение свободных евангелических общин (BfeG) [www.ekd.de].

Таким образом, протестантизм в современной Германии представлен различными направлениями и институтами. Но в нашей работе эти различия не будут иметь принципиального значения, так как нас интересует протестантский (евангелический) дискурс вообще, и средства персуазивности, ему присущие, в частности.

Для определения роли протестантизма в формировании современной европейской цивилизации представляется важным рассмотреть условия возникновения и основные вехи развития протестантизма в Европе.

Начало XVI в. ознаменовалось радикальным переломом в европейской культуре. Католическая церковь, яростно защищавшая средневековые порядки, в XVI в. еще пользуется огромной властью и с помощью папских булл и костров инквизиции удерживает ее в своих руках. Последнее провоцирует развитие антицерковных движений, «социальная база которых крайне пестра: правители, добивающиеся политической независимости от Рима, промышленники и торговцы, страдающие от поборов и феодальной раздробленности, обедневшее дворянство и рыцарство, видящее в церкви ненасытного конкурента по обиранию подданных, деятели науки и культуры, страдающие от мертвящей церковной догмы, а прежде всего - крестьяне и городские низы, на которых невыносимым гнетом давит вся общественная пирамида» [Митрохин 1990, 5].

Очевидно, что для консолидации этих разнородных сил нужна была некая объединяющая всех программа, и 31 октября 1517 года виттенбергский священник Мартин Лютер1 прибил к воротам собора тезисы, в которых обличал практику продажи индульгенций (см. работы [Deutin 1987, 12], [Эриксон 1995, 27], [Marquet 1977, 83] о М.Лютере). Эти тезисы, как писал Ф.Энгельс, «оказали воспламеняющее действие, подобное удару молнии в бочку пороха» [Энгельс 1985, т.7, 392]. Главная идея его тезисов состояла в том, что для спасения требуется внутреннее покаяние грешника, которое невозможно заменить никакой денежной жертвой.

Католическая церковь проводила принципиальное различие между «сакральной» (священной) деятельностью клира и «мирской» деятельностью прихожан. Первая считалась угодной Богу и обеспечивающей спасение. Вторая — безразличной для загробной судьбы, зависящей исключительно от заслуг перед церковью (участие в обрядах, соблюдение постов, принятие таинств, посещение «святых мест», добровольные пожертвования, приобретение индульгенций). Собственно претензии церкви на небесное представительство стали причиной яростной атаки М.Лютера. По его мнению, выраженному в труде «Малый катехизис», между человеком и Богом, не должно быть никаких посредников. Творец дарует спасение по своей свободной воле. Таким образом, судьба человека определяется не церковью, но исключительно милостью Божьей, то есть, верующий своими силами добиться спасения не способен. «Он обретает его лишь постольку, поскольку осознает себя безнадежно греховным существом, обретает личную веру в Бога и в искупительную жертву Иисуса Христа [Luther 1961, 7]. Учение о «личной вере» как единственном и достаточном условии спасения образует фундамент протестантской догматики и предполагает переосмысление всего традиционного вероучения.

Поскольку учение утверждает неискоренимую греховность человека и его абсолютную зависимость от Бога, то и личная спасающая вера не может быть результатом его собственного благочестия, а возникает лишь под воздействием Святого Духа, свидетельствующего человеку о его предопределенности к спасению. Так в «Малом катехизисе» М.Лютер достаточно безапелляционно заключает: «Я убежден, что не собственной силой и разумом могу верить в Иисуса Христа, моего Господина, или прийти к Нему, но что Дух Святой призвал меня посредством Евангелия, просветил своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере» [Luther 1961, 7].

Роль протестантской церкви в жизни современного германского общества

Особый интерес для нашего исследования представляет выявление роли христианской церкви в жизни современного германского общества на примере представления роли протестантской и католической церквей в наиболее важных, на наш взгляд, сферах - общественно-политической, социально-экономической и образовательной. Привлечение сведений о католической церкви кажется нам чрезвычайно важным, поскольку такое сравнение позволяет более наглядно представить себе ситуацию, в которой оказалась протестантская церковь в современном германском обществе.

Общественно-политическая сфера. Евангелическая (протестантская) и католическая церкви имеют юридический статус «субъектов публичного права», то есть, автономных, самоуправляемых членских организаций, которые в силу их особой общественной (и даже общественно-государственной) значимости наделяются и особыми полномочиями, в т. ч. директивного характера. Так, например, данный статус дает возможность католической и протестантской (далее евангелической) церкви взимать церковный налог. По данным, опубликованным на сайте http: //academy-go.ru/ Site /Soc Barom /Analitica/45/ P2.shtml, поступления от сбора церковного налога составили в 1997 году для католической церкви 8,1млрд. марок, для евангелической церкви - 7,6млрд. марок. Обе немецкие церкви принадлежат к числу наиболее богатых церквей в мире. Евангелическую и католическую церкви можно считать крупнейшими по массовости общественными объединениями Германии, располагающими к тому же весьма значительными организационными, материальными и иными ресурсами. По данным, опубликованным на сайте http: //academy-go.ru/ Site /Soc Barom /Analitica/45/ P2.shtml, по состоянию на год 2006 Евангелическая церковь Германии насчитывает более 18000 общин. Пасторской деятельностью занимаются более 20000 проповедников. Немецкая католическая церковь имеет 13300 приходов. В них и иных католических учреждениях занимаются пасторской деятельностью без малого 18000 священников и членов монашеских орденов.

Обе церкви и конфессиональные общественные организации имеют возможность оказывать влияние на формирование общественного мнения с помощью многочисленных собственных СМИ. За обеими церквями и их крупнейшими социально-благотворительными организациями закреплено право на участие в наблюдательных советах публично-правовых телевизионных и радиовещательных кампаний.

Социально-экономическая сфера. Чрезвычайно велика роль евангелической и католической церквей в социально-экономической жизни Германии. Масштабы их социальной деятельности таковы, что каждая из них может в большей степени называться «социальной церковью», нежели церковью пасторальной.

Со времен Веймарской Конституции церковь законодательно интегрирована в государственную и публично-правовую систему социальной защиты.

О значении евангелической и католической церквей Германии как коллективных субъектов социально-экономической сферы красноречиво свидетельствует хотя бы тот факт, что они являются вторым по величине работодателем в Германии после государства. Это относится, прежде всего, к евангелической социально-благотворительной организации «Диаконическое дело» (Diakonisches Werk) и католической социально-благотворительной организации «Каритас» (Karitasverband). Эти организации имеют двойственный характер. С одной стороны, руководствуясь принципами христианской этики, они представляют и отстаивают интересы определенных социальных групп, нуждающихся в защите, поддержке и помощи. С другой стороны, эти организации сами являются «оптовыми провайдерами» и непосредственными поставщиками конкретных разнообразных услуг.

По данным, опубликованным на сайте http://academy-go.ru/Site/SocBarom/ Analitica/45/P2.shtml, по состоянию на 1996 год, протестантская социально-благотворительная организация «Диаконическое дело» объединяет более ЗОтыс. различных социальных учреждений. В 1998 г. в них работали 419438 штатных сотрудников, которым помогали до 400000 добровольцев.

Протестантская церковь Германии, наряду с католической, оказывает весьма значительную международную гуманитарную помощь. Так, лишь одна из гуманитарных евангелических организаций «Хлеб для мира», осуществляющая помощь странам Третьего мира, собрала на эти цели только в 1995- 1996гг. 111млн. немецких марок.

Протестантская и католическая церкви, как было сказано выше, широко занимаются также просветительской деятельностью. Протестантская церковь Германии в современных условиях спокойного или даже прохладного отношения населения к христианской религии предпринимает самые разнообразные попытки исправить создавшуюся ситуацию. Так например, по данным сайта http://www.dw-world.de/dw/article/0,2144,2062612,00.html, протестантская церковь Йоханнескирхе, расположенная в одном из районов Кельна- одна из более чем 20 храмов в городе, превратилась на время чемпионата мира по футболу, проходившего летом 2006 г. в Германии, в площадку для общественного просмотра игр - Public Viewing. Двери церкви были открыты не только для прихожан, но и для всех желающих ощутить футбольную лихорадку в Храме Господнем.

«Чемпионат мира проходит в Германии лишь раз в 30 лет. Остаться в стороне от такого события церковь не могла, - объясняет приходский священник Мартин Гарбиш на страницах германской газеты „Evangelische Kirchenzeitung", -футбольное первенство - это праздник, игра-это эмоции, а иногда и эйфория. Мы хотим, чтобы члены церковной общины переживали подобные события вместе». К тому же, считает священник, у религии и футбола много общего. «К примеру, многие болельщики, особенно молодежь, склонны обожествлять своих любимых игроков, - говорит Мартин Гарбиш. Прихожане прореагировали на инициативу своей церкви с энтузиазмом. Приходят также с детьми. В питейное заведение с ребенком не пойдешь, на улицу в толпу - опасно, а здесь, в церкви и родители могут расслабиться, и детям интересно» [www.evangelische-kirchenzeitung.de].

Приведенный выше пример наглядно иллюстрирует агитационную деятельность протестантской церкви, которая работает с различными социальными, интеллектуальными и возрастными категориями населения и проявляет большую изобретательность в выборе тактик и способов привлечения населения в свое лоно. Значительно меньшее количество моральных ограничений, по сравнению с католической и, тем более, православной церковью, позволяет ей проявлять большую гибкость в работе с прихожанами.

Благодаря всем перечисленным выше фактам можно сказать, что протестантская (евангелическая) церковь Германии, наряду с католической церковью, принадлежит к числу наиболее крупных, влиятельных, прогрессивных и состоятельных религиозных общин в мире. Особенно велик ее авторитет в общественной и социальной сферах.

Религиозный дискурс как институциональный вид общения

С развитием социолингвистики как самостоятельной науки разные исследователи дискурса (Т.Ван Дейк, К.Бринкер, З.Йегер, Х.Куссе, Р.Водак, И.Коппершмидт и др. ) стали рассматривать его как институциональный, т.е. представительский, вид общения.

Социолингвистический анализ дискурса как текста в ситуации реального общения требует учета сложившихся в обществе институтов, таких как политическая деятельность, образование, здравоохранение, коммерция, спорт и др. В ряду таких институтов особое место, несомненно, занимает церковь -религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности [Большой толковый словарь русского языка 2006, 1497]. По мнению Н.Б. Мечковской, анализ религиозного дискурса позволяет вскрыть глубинные характеристики как языка, так и религии [Мечковская, 1998], и представляет, как полагает В.И. Карасик [Карасик, 1999], интерес для лингвистического изучения структуры институционального дискурса и построения классификации типов дискурса.

Под институциональным дискурсом мы, вслед за В.И. Карасиком [Карасик, 1999], будем понимать представительское (т.е. статусно-ролевое, а не личностно-ориентированное) общение, включающее следующие виды признаков: 1) конститутивные признаки дискурса; 2) институциональные признаки дискурса; 3) нейтральные признаки дискурса. К подобным дискурсам мы относим и религиозный дискурс, поскольку ему присущи все три указанные выше вида признаков. Конститутивные признаки представляют собой участников, условия, организацию, способы и материал общения, людей, рассматриваемых с позиции общения в их статусно-ролевых и ситуативно-коммуникативных амплуа; сферу общения и коммуникативную среду; мотивы, цели, стратегии, развертывание и членение общения; канал, режим, тональность, стиль и жанр общения, а также тексты с невербальными включениями. В религиозном дискурсе - это существование самого института церкви, церковных и общинных печатных органов, сайтов и т.д.

Институциональные признаки конкретизируют признаки конститутивные по линиям участников общения, а также по целям и условиям общения. При этом цели институционального общения заключаются в поддержании общественных институтов, обеспечении стабильности социальной структуры; условия этого общения фиксируют контекст в виде типичных хронотопов, символических и ритуальных действий, трафаретных жанров и речевых клише. Применительно к религиозному дискурсу можно назвать такие признаки, как принадлежащие той или иной церкви печатные органы, электронные сайты, деятельность кардиналов, епископов, аббатов, пасторов, использование молитвенной, исповедальной, призывающей, утверждающей, разъясняющей стратегий и др.

К нейтральным признакам институционального дискурса можно отнести строевой материал дискурса, т.е. то, без чего нельзя обойтись в любом общении, а также личностно-ориентированные фрагменты общения и те моменты институционального дискурса, которые характерны в большей степени для других институтов. Отсюда видно, что нейтральные признаки институционального дискурса достаточно разнородны. В религиозном дискурсе - это обращение священнослужителя к пастве, различные виды выражения модальности, экспрессивности и др. Далеко не всегда можно провести четкую грань между тем или иным видом институционального дискурса. Институциональный дискурс в чистом виде, как полагает венская исследовательница Р. Водак, «является скорее исключением, чем правилом» [Водак 1996, 55-57]. Степень же чистоты конкретного дискурса в той или иной мере определяется его типом. Рассмотрение религиозного дискурса является одним из направлений исследования социальной дифференциации языка, которая давно стала объектом внимания лингвистов. В первой половине XX века в мировой лингвистике предпринимались попытки социологической интерпретации стилистических различий в языке (Ш.Балли, Ж.Вандриес, А.Матезиус, Б.Гавранек, Э.Сепир и др.). Особо следует отметить социально-стилистический подход к анализу языка В.В. Виноградова. Академик В.В. Виноградов указывал на зависимость речи от ситуации и от социальных ролей коммуникантов [Виноградов 1994]. Среди современных исследователей социальной стратификации языка можно выделить имена Т.ван Дейка, З.Йегера, Й.Коппершмидта, Х.Куссе, Р.Водак, Р.Блакара, В.И.Карасика, Ю.Н.Караулова. На наш взгляд, в этой связи интересно изучить «язык верующих», т.е. речевое поведение человека в религиозном дискурсе. Следует заметить, что верующих (т.е. религиозную группу) можно рассматривать лишь как гетерогенную социальную группу, включающую в себя такие социальные группы, как интеллигенция, студенты, пенсионеры и т.д.

Под влиянием религии складывается несколько культурных миров: христианство, ислам, иудаизм, буддизм и др. Целостность этих миров поддерживается существованием актов соборности, определенного информационного пространства, религиозных изданий, сайтов, текстов духовного, нравственного, этического, исторического содержания. Среди проблем межкультурной коммуникации, диалога культур, свое место занимает изучение диалога религий. Причем, как полагает ряд ученых, «вопрос это не только теологический, политический, но и филологический» [Болинджер 1987, 39]. Актуальным становится изучение диалога религий, а также языковой личности в религиозном дискурсе.

Религиозный дискурс, как полагает Х.Куссе, «представляет собой особый тип институционального дискурса, специализированную клишированную разновидность общения, обусловленную социальными функциями партнеров и регламентированную как по содержанию, так и по форме» [Куссе 2000, 272]. Однако, на наш взгляд, приведенное определение не учитывает исторический (фиксация сакрального знания) и этический (создание основанной на этом знании определенной модели поведения) аспекты. Поэтому, в данной работе, под религиозным дискурсом мы будем понимать особый тип институционального дискурса, специализированную клишированную разновидность общения, обусловленную социальными функциями партнеров и регламентированную как по содержанию, так и по форме, механизм фиксации священного, сакрального знания, создания на его основе определенной модели поведения, с целью приобщения к вере в рамках определенной конфессии, с помощью которой оценивается поведение конкретных людей. Представляется целесообразным рассмотреть далее структуру религиозного дискурса.

Протестантский дискурс как разновидность религиозного дискурса. Современный немецкий протестантский дискурс

Протестантский дискурс рассматривается нами как разновидность религиозного дискурса, совокупность способов (коммуникативных стратегий, средств) воздействия на население, используемых протестантской церковью и ее агентами для достижения своих целей. Наш научный интерес в рамках этой работы представляет современный немецкий протестантский дискурс, т.е. дискурс, создаваемый современной протестантской церковью Германии посредством ее агентов — печатных органов, являющихся, как будет показано ниже, определенным социальным фактором в жизни современного германского общества. Поэтому, остановимся здесь на некоторых из них.

Протестантская церковь Германии и ее земельные церкви содержат большое количество печатных органов, среди которых следует особо отметить такие как "Evangelischer Pressedienst", "Evangelische Kirchenzeitung", "Evangelische Zeitung", "Publik Forum", "Chrismon", "Der Weg".

«Евангелическая пресс-служба» ("Evangelischer Pressedienst" (EPD)) является независимо работающим телеграфным агентством, поддерживаемым евангелической церковью. EPD представляет читателям статьи и фотоматериалы на различные темы: церковь и религия, культура и образование, образ жизни современного человека, общество и средства массовой информации, права человека, здравоохранение, социальные службы, страны «третьего мира», экология и др. Среди важнейших заказчиков -редакции печатных органов, радио и телевизионных станций.

Основанное в 1910 году в Берлине, EPD является одним из старейших из ныне существующих телеграфных агентств Германии. Около 80 штатных редакторов в более, чем 30 городах собирают и печатают материалы для EPD. Главная редакция находится во Франкфурте на Майне. Агентство имеет корреспондентские бюро в Берлине, Брюсселе и Женеве. Восемь филиалов EPD: 1) Бавария; 2) Гессен; 3) Нижняя Саксония - Бремен; 4) Север (Гамбург и Шлезвиг-Гольштейн); 5) Восток (Берлин и новые федеральные земли); 6) Рейнланд-Пфальц - Саарланд; 7) Юго-Запад (Баден-Вюртемберг); и 8) Запад (Северный Рейн-Вестфалия, Саарланд и северная часть земли Рейнланд-Пфальц) обслуживают всю территорию Германии.

Наряду с ежедневными новостями EPD предоставляет достоверную информацию по разделам: средства массовой информации, кино, церковь, политика, общественная жизнь и др. Филиалы EPD ориентированы в первую очередь на потребности местных газет, выходящих в свет в печатном виде как правило, один раз в неделю. Кроме того, информация транслируется по радио, телевидению и может быть получена посредством интернета по адресу: www.info(a)epd.de.

Газета "Die Evangelische Kirchenzeitung" (EKZ) [www.evangelische-kirchenzeitung.de] печатается в издательстве "Medienhaus-Zentrum fur Evangelische Publizistik und Medienarbeit in Hessen und Nassau GmbH. Она выпускается по поручению Евангелической церкви в Гессене и Нассау, действующей на юге и западе земли Гессен и на севере и западе земли Рейнланд-Пфальц один раз в неделю. EKZ предоставляет оперативную и достоверную информацию не только из евангелических общин Гессена, Нассау, но и также всей Германии и мира, предлагает освещение новостей, собственные репортажи, интервью, новости политики, культуры, общественной жизни - все то, что хотят знать прогрессивные христиане. Газета стремится создать хорошие предпосылки для работы в общинах, ее позиция в отношении церкви критическая и, вместе с тем, доброжелательная. Она выражает свою позицию и обозначает проблемы, размышляет о том, в каком направлении развивается церковь, как меняется ее роль ее роль в обществе. Прогрессивно настроенная редакция, по ее собственным словам, "schreibt dazu, was sic denkt - aber nicht was andere denken sollen" (пишет лишь так, как она полагает, но не так, как должны думать другие [www.evangelische-kirchenzeitung.de].

Еженедельный молебен является неотъемлемой частью каждого выпуска. Вопрос веры является важным для EKZ, однако и межрелигиозному диалогу придается не меньшее значение, чем в экуменической церкви. Газета приводит на своих страницах богословские дебаты и делает их доступными среднестатистическому читателю. Она отображает церковную жизнь во всем ее многообразии.

«Евангелическая газета» ("Die Evangelische Zeitung") является «воскресной газетой евангелическо-лютеранских церквей Брауншвейга, Ганновера и Ольденбурга. Она содержит материалы о локальных евангелических общинах, новости евангелической и экуменической церквей Германии. В целях объективного освещения событий газета представляет на своих страницах разные точки зрения по одному и тому же предмету. Она разъясняет сложные вопросы с помощью комментария редакции или «гостевого» комментария епископов и их представителей. EZ критически разбирает церковные сообщения и задействует своих читателей в прямом обмене мнений. Она оказывает помощь в повседневной жизни, показывая, как люди решают свои проблемы, где можно получить тот или иной вид помощи, как предложить помощь. В специальной рубрике приводятся практические советы и рекомендации опытных духовников по вопросам повседневной жизни. Газета еженедельно приводит текст воскресной проповеди и «молитву недели», и, приводя выдержки из Священного Писания, наводит читателей на размышления и побуждает их к самостоятельному чтению Библии. В случае расхождения во взглядах по вопросам веры EZ предлагает форум для открытой дискуссии» [www.evangelischezeitung.de].

Журнал евангелических христиан "Chrismon" выходит в свет один раз в месяц в виде приложения к газетам "Die Zeit" (кроме Баварии), "Siiddeutsche Zeitung", "Frankfurter Rundschau", "Sachsische Zeitung", "Tagesspiegel" и "Potsdamer Neueste Nachrichten" тиражом 1500000 экземпляров. Издателями журнала являются священник Корнелия Кеннен-Маркс, епископ доктор Иоханнес Фридрих, Херманн Греэ, епископ доктор Вольфганг Хубер.