Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации : на примере французской блогосферы Казнова, Наталья Николаевна

Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации : на примере французской блогосферы
<
Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации : на примере французской блогосферы Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации : на примере французской блогосферы Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации : на примере французской блогосферы Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации : на примере французской блогосферы Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации : на примере французской блогосферы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казнова, Наталья Николаевна. Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации : на примере французской блогосферы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.19 / Казнова Наталья Николаевна; [Место защиты: Перм. гос. нац. исслед. ун-т].- Пермь, 2011.- 238 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/1274

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Влияние развития цивилизации на способы коммуникации 13

1.1. Коммуникация как основа социального взаимодействия 13

1.1.1. Характеристика общения как особого психологического и социокультурного феномена 15

1.1.2. Структура общения 18

1.1.3. Формы общения 21

1.1.4. Модель процесса общения 28

1.2. Виртуальная реальность как продукт развития современной цивилизации 37

1.2:1. Специфика информационного общества как этапа развития цивилизации 38

1.2.2. Свойства виртуальной реальности 44

1.2.3. Интернет как»особая форма общения и новый вид дискурса 47

1.3. Характеристика виртуального общения 60

1.3.1. Свойства виртуальной коммуникации 61

1.3.2. Модель виртуального общения 66

Выводы по главе 1 72

Глава II. Характеристика блога как жанра Интернет-коммуникации 75

2.1. Виды и жанры виртуального общения 75

2.1.1. Виды виртуального общения 75

2.1.2. Жанры Интернет-общения 77

2.2. Блоги как новый вид общения и самопрезентации 85

2.2.1. История появления блогов 86

2.2.2. Состояние французской блогосферы 88

2.2.3. Модель коммуникации в блоге 89

2.2.4. Виды французских блогов 91

2.2.5. Характеристика блога как сетевого жанра 96

2.3. Национальный язык в виртуальном общении 104

Выводы по главе II 136

Глава III. Характеристика виртуальной языковой личности, представленной во французской блогосфере 139

3.1. Определение понятия «виртуальная языковая личность» 139

3.1.1. «Личность» как базовое понятие психологии 139

3.1.2. Определение понятия «Языковая личность» 149

3.1.3. Современный индивид и виртуальная языковая личность 153

3.2. Особенности моделирования виртуальной личности блоггеров 160

3.2.1. Когнитивный уровень 161

3.2.2. Мотивационный уровень 170

3.3. Виртуальная языковая личность, представленная во французских сетевых дневниках 181

3.3.1. Возрастная классификация 181

3.3.2. Тендерная классификация 201

Выводы по главе III 203

Заключение 206

Список литературы 212

Приложение 234

Введение к работе

Данное исследование выполнено в русле психолингвистики и теории коммуникации и посвящено изучению современного французского Интернет-дискурса, отражающего изменения специфики жанров и поведения языковой личности в условиях Интернет-коммуникации.

Современное общество определяется как информационное, что связано с повышением роли информации и коммуникации в жизни индивида. Сегодня отмечено не только увеличение числа межличностных и межкультурных контактов, но и появление новых способов связи. Особое место в системе человеческой коммуникации занимает всемирная сеть Интернет, представляющая собой не только телекоммуникацию, но и социальный, психологический и культурный феномен. Значительная часть коммуникаций перемещается сегодня в новое измерение - виртуальную реальность. Интернет предоставляет индивиду практически неограниченные возможности связи и взаимодействия с другими индивидами, а также возможности самопрезентации и самовыражения. В последние десятилетия все большее число исследователей обращается к изучению виртуальной реальности и Интернет-коммуникации (Н.А. Ахренова, Е.П. Белинская, А.Е. Войскунский, Е.Н. Галичкина, Е.И. Горошко, А.Е. Жичкина, Т.Б. Карпова, В.В. Красных, О.В. Лутовинова, Н.А. Носов, Р.К. Потапова, Г.Н. Трофимова и др.).

Изменение характера коммуникации, связанное с изменением канала общения, влияет на специфику жанров, в рамках которых осуществляется общение, а также на речевое поведение коммуникантов. Опираясь на теорию речевых жанров, предложенную М.М. Бахтиным, мы отмечаем, что традиционные жанры получают новое содержание в связи с развитием Интернет-технологий. На сегодняшний день можно говорить о развитии в сети целого ряда производных жанров (К.Ф. Седов, Н.Б. Рогачева и др.).

Одним из наиболее популярных жанров Интернет-коммуникации является блог. Речь идет о персональном субъективизированном виртуальном пространстве, представляющем актуальную информацию и имеющем мультимедийный характер. Общение посредством компьютерных сетей отличается личностностью, в связи с чем в центре внимания оказывается личность пользователя сети. С одной стороны, блоги способствуют установлению и развитию контактов между пользователями сети, с другой стороны - именно в данном жанре наиболее полно и ярко проявляется личность индивида. Менее чем за 10 лет блоги обрели огромную популярность во всем мире в качестве новой коммуникативной и информационной среды. Отмечается активное распространение и развитие сетевых дневников во всем мире. Особый интерес для исследователей представляет ситуация в Европе, особенно во Франции. Французский язык не является самым распространенным в сети, уступая не только английскому, но и китайскому и испанскому. В то же время французы признаны наиболее активными блоггерами в Европе (Гогитидзе 2006; Lamoitie2010).

Современная наука носит антропоцентрический характер, что выражается в повышении интереса исследователей к изучению личности во всех ее проявлениях. Наряду с традиционными психологическими исследованиями отмечается ряд работ, посвященных анализу речевого поведения личности. В связи с этим особую актуальность приобретает феномен языковой личности, получивший детальное рассмотрение в работах В.В. Виноградова и Ю.Н. Караулова. Жанр блога оказывается важным объектом изучения, поскольку открывает перед индивидом возможность создавать свой образ и полностью управлять им. Поведение языковой личности в условиях общения, опосредованного компьютером, представляет особый интерес для лингвистов, психологов и социологов.

Таким образом, развитие компьютерно-опосредованной коммуникации, связанные с этим изменения системы речевых жанров и характера языковой личности обусловливают актуальность исследования.

Теоретической основой исследования явились работы по теории коммуникации (Богомолова 1988, Кашкин 2000, Костомаров 1999, Сорокин, Тарасов, Шахнарович 1979, Wolton 1997), общему языкознанию (Балли 1955, Гумбольдт 2000, Мартине 1963, Якобсон 1985), психолингвистике (Горелов 2003, Леонтьев 1974, 2007, Овчинникова 2009), социолингвистике (Конецкая 1997, Flichy 2006, Jaureguiberry, Proulx 2002), психологии (Абульханова 1999, Андреева 2008, Бехтерев 1994, 1999, Выготский 1984, Кле 1991, Кон 1978, 1984, Ломов 1975, 1999, Мудрик 2006), а также исследования в области информационных технологий и Интернета (Белинская 2001, 2002, Войскунский 1990, 2002, 2004, Жичкина 2001, Карпова 2006, 2010, Потапова 2004, Трофимова 2004).

Объектом исследования является Интернет-коммуникация во французской блогосфере.

Предмет исследования составляют трансформация закономерностей коммуникации в Интернете и связанные с этим изменения речевого поведения и характера проявления языковой личности.

В качестве исходной гипотезы мы выдвигаем следующие положения:

  1. язык блогов представляет собой особое явление, отличное как от литературного, так и разговорного вариантов французского языка;

  2. основными пользователями и авторами блогов во Франции являются подростки и молодежь;

  1. тематическое наполнение блогов связано обычно с молодежной субкультурой и отражает интересы молодежи;

  2. среди авторов блогов преобладают индивиды, нацеленные на самопрезентацию в новой социальной роли, стремящиеся к самореализации в новой сфере и требующие внимания и понимания окружающих.

Таким образом, полагаем, что французская виртуальная коммуникация развивается по тем же законам, которые прослеживаются в других сегментах сети. Кроме того, предполагаем, что виртуальная языковая личность блоггера не совпадает по своему содержанию с автором блога и представляет собой сознательно создаваемую модель, в которой используются возможности

виртуальной реальности и Интернет-общения для самореализации и расширения сферы коммуникации.

Целью исследования является выявление специфики виртуального общения во франкоязычном секторе сети Интернет.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

  1. описать Интернет как особый вид дискурса;

  2. разработать модель виртуального общения, а также охарактеризовать виды и жанры Интернет-коммуникации;

3) изучить блоги как относительно новый вид коммуникации и
самопрезентации, а также как сетевой жанр;

4) выявить специфику функционирования и основные характеристики
виртуальной языковой личности авторов франкоязычных блогов;

5) проанализировать биосоциальные характеристики французских
блоггеров.

Материалом исследования послужили блоги, представленные на блогплатформе . Данный ресурс предлагает неограниченные возможности создания своего пространства в сети, обслуживает представителей разных возрастных групп и дает полную свободу самовыражения. В качестве единицы анализа рассматривался блог, пользователь которого является его единоличным автором (не принимались во внимание коллективные блоги) и указывает в профиле место проживания «Франция». За пределами исследования остались блоги общественных деятелей, журналистов и других известных людей. Таким образом, материал исследования составили блоги обычных пользователей сети, представляющих стихийный и непубличный сектор Интернета. Общее число исследованных дневников составило 4889 (около 30000 словоформ).

В исследовании использованы как традиционные лингвистические методы (семантический анализ, дистрибутивный анализ, дискурсивный анализ), так и сравнительно новые (психолингвистический метод моделирования языковой личности). Для статистического описания блогосферы применялся простой количественный анализ с определением относительной частоты.

Новизна исследования представлена разработанной моделью коммуникации в блогосфере, включающей описание особенностей функционирования языковой личности блоггера на языковом, когнитивном и мотивационном уровнях, а также в качественном и количественном описании франкоязычной блогосферы. Таким образом, работа предлагает системное описание французской блогосферы и детальную характеристику языковой личности блоггера на фоне наиболее актуальных концепций гуманитарной науки.

Теоретическая значимость работы заключается в обосновании правомерности использования термина «виртуальная языковая личность» применительно к авторам французских блогов, а также в детализации теории языковой личности применительно к Интернет-коммуникации. Представлен детальный анализ коммуникации, опосредованной компьютером. Развиты

некоторые положения теории речевых жанров на основе анализа блога как специфического речевого жанра.

Практическую ценность мы усматриваем в возможности использования результатов исследования в преподавании теории коммуникации, теории дискурса, ИКТ в обучении иностранным языкам и французского языка как иностранного.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Виртуальное общение осуществляется в рамках традиционной модели коммуникации. В то же время изменение канала коммуникации влечет за собой трансформацию всех составляющих коммуникативного акта. Компьютерно-опосредованная коммуникация может носить межличностный, групповой или массовый характер в зависимости от Интернет-жанра. Блог является одновременно реализацией автокоммуникации, групповой и массовой коммуникации. Коммуниканты в сети зачастую предпочитают конструировать собственную идентичность, моделировать языковую личность, исходя из своих интересов и интенций.

  1. В сети Интернет развивается ряд специфических речевых жанров, имеющих аналоги в реальной коммуникации. Жанр блога является, с одной стороны, новой формой классического интимного дневника; с другой стороны, представляет собой трансформацию таких литературных жанров, как исповедь, биография, автобиография, путевые заметки. Таким образом, в Интернет-коммуникации, в соответствии с теорией речевых жанров М.М. Бахтина, трансформируются как первичные, так и вторичные речевые жанры под влиянием новой сферы коммуникации с новыми правилами общения.

  2. Сеть отражает новую реализацию французского языка. В Интернете появляется особый тип дискурса - письменная фиксация устной речи, или устно-письменная речь. Язык блогов - смешение литературного и разговорного вариантов языка, характеризующееся наличием иноязычных и просторечных элементов. Морфосинтаксис блогов отражает общую тенденцию сети к упрощению средств выражения, стремление к экономии усилий, а также игровую направленность сетевого общения.

4. Языковая личность получает безграничные возможности
самореализации в сети. В связи с этим рождается феномен виртуальной
языковой личности (ВрЯЛ), то есть бытующего в сети образа, созданного
индивидом и отражающего, как правило, идеальное или фантастическое Я
личности. Наиболее полно ВрЯЛ реализуется на когнитивном и мотивационном
уровнях. Когнитивный уровень ВрЯЛ представлен в блогах сетевыми именами,
отражающими когнитивную операцию категоризации с целью
социокультурной самоидентификации (включения в определенную категорию:
социальную группу, этническую общность и т.п.). Основными мотивами
создания блога являются, во-первых, желание ухода от социальных,
культурных или иных барьеров, сопровождающих непосредственное общение;
во-вторых, стремление к экспериментированию со своей идентичностью.

5. Поведение ВрЯЛ предопределено возрастом Интернет-пользователя.
Во всех возрастных группах отмечены особые закономерности речевого

поведения блоггеров, а также общие тенденции, выражающиеся в выборе ника и темы блога. Мотивы, приводящие индивида в сеть, отражают психологические и социальные характеристики, свойственные его возрастной группе. Наиболее активными блоггерами являются представители подросткового, юношеского и первого зрелого возраста, для которых сеть -возможность самовыражения, нахождения новых друзей, поддержания контакта с близкими людьми и нахождения единомышленников, а также способ популяризации своего творчества, достижения профессиональных целей и выражения своей гражданской позиции.

Работа апробирована на Международной научно-практической конференции «Мир - Язык - Человек» (г. Владимир, 27-29 марта 2008 г.), на Международной научной конференции «Иностранные языки и литературы: актуальные проблемы образования и науки» (г. Пермь, 12 апреля 2008 г.), на Межвузовской научной конференции «Актуальные проблемы германистики и романистики» (г. Смоленск, 25-26 июня 2009 г.), на II Международной научно-практической конференции «Французский язык и культура Франции в России XXI века» (г. Нижний Новгород, 2-3 ноября 2009 г.), на XI Международной научно-практической конференции «Лингвистика, перевод, дискурс межкультурной коммуникации» (г. Екатеринбург, 30 сентября 2009), на Межрегиональной научно-практической конференции (г.Мурманск, 16-18 ноября 2010 года), на VIII Международной научно-практической конференции «Иностранные языки и литературы в контексте культуры» (г. Пермь, 15 апреля 2011 г.), а также на заседании кафедры речевой коммуникации Пермского государственного университета (г. Пермь, ноябрь 2010 г. и май 2011), на заседании Школы социо- и психолингвистики (г. Пермь, март 2011 г.).

Результаты исследования обсуждались во время научно-исследовательской стажировки на филологическом факультете Университета г. По (Франция, февраль-март 2010 г.). В ходе стажировки проводились опросы французских информантов с целью верификации и пополнения данных, полученных в результате анализа практического материала.

Основные теоретические положения и результаты исследования изложены в 11 публикациях.

Многоаспектность и междисциплинарность исследования проблемы определила структуру диссертации, состоящей из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. В первой главе формируются теоретические основы исследования. Вторая и третья главы представляют анализ практического материала, а именно записей в блогах платформы . Во второй главе обсуждаются семантика и жанровые разновидности блогов, а также отмечаемые языковые особенности блогов. Третья глава представляет анализ личности автора блога на основе трехуровневой модели языковой личности.

Объем работы без Приложения - 233 страницы. Библиографический список включает 244 наименования.

Формы общения

Исследователи (Бехтерев 1994; Еникеев 1999; Кашкин 2000; Конецкая 1997; Леонтьев 19756; Ломов 1975, 1999) предлагают различные классификации форм общения, в основе которых могут лежать следующие критерии:

- наличие или отсутствие посредников в общении (способ установления контакта);

- средства, используемые в процессе коммуникации;

- состав коммуникантов;

- сфера коммуникации;

- ориентация общения. Рассмотрим предлагаемые классификации форм общения, основанные на различных критериях.

В8 зависимости от способа установления контакта различают общение непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное, дистантное) (Бехтерев 1994; Еникеев 1999; Кашкин 2000; Конецкая 1997; Леонтьев 19756; Ломов 1975, 1999;. Якобсон 1973). Непосредственное общение считается исходной формой5 общения, возникшей значительно раньше опосредованного. Исследователи определяют его как вид межличностного взаимодействия, осуществляющегося посредством органов чувств человека таким образом, что весь организм.человека становится здесь своеобразным «орудием общения» (Бехтерев 1994; Ломов 1975).

Мы встречаем различные точки зрения на хронотоп коммуникативного акта. Одни исследователи заявляют, что речевой акт есть деятельность, осуществляемая во времени и в пространстве, в условиях непосредственного контакта, без опосредования техническими средствами (Горелов 2003; Исследование 1985; Мудрик 2006). С другой стороны, Ю.А. Сорокин, Е.Ф. Тарасов и A.M. Шахнарович отмечают возможность разорванности акта общения во времени и в пространстве (Сорокин, Тарасов, Шахнарович 1979: 70). Именно такими характеристиками обладает опосредованное общение.

В отличие от непосредственного общения, связанного с непосредственным взаимодействием активных субъектов и являющегося, следовательно, суммой взаимно направленных воздействий, опосредованное общение носит однонаправленный характер; т.е. отношения коммуникантов здесь скорее укладываются в схему «субъект — объект». Человек имеет дело не с другим субъектом, а с «тем духовным продуктом, который этот человек создал» (Якобсон 1973: 6). Решающую роль в возникновении и становлении косвенного общения сыграло появление письменности, предложившей «возможность преодоления «единства места и времени действия», необходимого для непосредственного общения» (Ломов 1999: 200). Для человека, овладевшего письменностью, значительно расширяется круг источников, «из которых он может черпать опыт» (Там же: 200). П.М.Якобсон отмечает исключительную важность опосредованного общения; как одного из «основополагающих факторов в становлении и развитии личности» и способа освоения всего того, «что создано человечеством в процессе его истории» (Якобсон 1973: 6). Действительно,-возможность фиксирования и хранения информации с помощью письменных или аудиовизуальных носителей способствует приобщению индивида к социокультурному опыту той социальной общности, к которой он относится.

Опосредованная коммуникация осуществляется сегодня преимущественно при помощи средств массовой информации и технических средств. Технический прогресс, «прогрессивно возрастающие потоки информационно-обменного характера» (Горелов 2003: 193) способствуют повышению знаковости человеческого общения и развитию разнообразных форм опосредованного общения, причем оно перестает быть однонаправленным, и коммуниканты, использующие современные технические средства, вполне способны общаться как активные субъекты. Однако следует отметить точку зрения Я. Яноушека, согласно которой любое общение является опосредованным «языком или какой-либо иной системой знаков, социальными моментами, специфической соотнесенностью между целью и средствами ее достижения» (Яноушек 1972: 88). Поскольку информация циркулирует в процессе коммуникации от отправителя к получателю посредством некоторого канала, считается.; что часть передаваемой информации неизбежно теряется. В связи с этим идеи Я: Яноущека кажутся вполне логичными. .

2. Согласно критерию;, который; А.А. Леонтьев называет «семиотической специализацией; общения» (Леонтьев 19756: 120), исследователи различают, вербальную и невербальную коммуникацию (Андреева 2008; Бехтерев 1994; Еникеев? 1999; Кашкин 2000; Леонтьева 19756; Максименког2004; Breton; Proulx 2005); Передача любой информации осуществляется посредством знаков; при этом индивид .. может: выбирать,; ту .. или-г иную знаковую систему для кодированиями передачизначения:;

Основным средством коммуникации человека считаетсяс язык. (Еорелов/ 2003; Кашкин 2000; Петровский; Ярошевскиш 2007;.Якобсон 1973; Якобсон 1985; Baylon 1996; Gauquelin: 1970). Язык относят к: первичным,, или-фундаментальным, коммуникативным:.средствам; поскольку он способен описывать жизненно существенные; ситуации с достаточно высокой точностью, будучи одновременно «весьма, надежным и; эффективным средством передачи сообщений» (Брудный 1975: 167).

На оснований изучения работ- отечественных и западных лингвистов (Гумбольдт 2000; Верещагин, Костомаров 1990; Костомаров-2005; Леонтьев 2007; Мартине 1963; Трофимова 20046);. мы можем выделить основные функции языка.

Во-первых, это коммуникативная функция: язык рассматривается как инструмент, посредством которого осуществляется взаимопонимание людей, обеспечивается их взаимосвязь. Язык является инструментом социального взаимодействия: в:. духовной и практической жизни человека, средством мышления и осознания действительности, орудием активной деятельности человека, формой активного взаимодействия людей в процессе более широкой созидательной деятельности (Леонтьев 2007; Леонтьев 1974; Максименко 2004; Основы ТРД 1974; Baylon 1996). По выражению В.Г. Костомарова, «язык существует не ради себя самого» (Костомаров 2005: 15), обслуживая человеческую деятельность во всех сферах жизни общества.

Во-вторых, язык является основанием для мысли, «средством умственной и духовной жизни» (Якобсон 1985: 306). «Язык есть орган, образующий мысль. Интеллектуальная деятельность, совершенно духовная, глубоко внутренняя- и проходящая в известном смысле бесследно, посредством звука материализуется в речи и становится доступной для чувственного восприятия» (Гумбольдт 2000: 75).

Близкой к данной функции является также рассмотрение языка как орудия познания, с помощью которого человек получает сведения об окружающей действительности (Трофимова 20046: 34).

Следующей функцией языка считается его национально-культурная . функция: язык есть форма существования общественно-исторического опыта, средство его усвоения, и передачи (Петровский, Ярошевский 2007; Трофимова 20046): В:М. Бехтерев считает «одним из важнейших условий, приводящих к коллективному объединению и его поддерживающих», «общность символических .рефлексов в виде одного общего языка, который и сам вырабатывается в результате коллективного единения» (Бехтерев 1994: 118).

Наконец, язык выполняет номинативную, экспрессивную и эстетическую функции, т.е. служит для называния, или маркирования, объектов, выражения мыслей и эмоций человека, а также для поддержания культурной стороны общественного бытия.

Язык — система знаков, «связанная с определенными синтаксическими, семантическими и прагматическими правилами» (Ромметвейт 1972: 53). Проявлением языка, процессом его использования является речь (Бодалев 1965; Максименко 2004; Мудрик 2006;: Основы ТРД 1974; Петровский, Ярошевский 2007).

Использование естественной речи в качестве знаковой системы является реализацией . вербальнойкоммуникации. При таком способе передачи информации менее; всего теряется смысл сообщения; поэтому речь называют инструментом, благодаря которому человек не только формирует свою мысль, выражает чувства, эмоции;; но также оказывает влияние и попадает под влияние, окружающих, других представителей;того сообщества; которому он принадлежит, формирует свою общественную; роль. (Андреева 2008; Бехтерев 1994;. Кашкин 2000; Gauned995).Таким:образом, вербальная коммуникация есть наиболее универсальный способ передачи мысли.

Поскольку предметом.: обсуждения . является- коммуникация, представляющая: собой г социальное явление; можно утверждать, что речь служит , средством, «конституирующим V деятельность общества», обеспечивающим. любук другую деятельность» (Основы ТРД 1974: 23). Ю:А- Сорокин;; Е.Ф. Тарасов: и А.МЇ Шахнарович выдёляют такие функций :;,. речи; как регулятивная; гностическаяі и коммуникативная? (регуляциям чужой . деятельности) (Сорокин , Тарасов; ІІІахнарович 1979: 67);:Bsотличие от языка,,;, абстрактной системы; речь обращена к кому-то- (Gaune 1995: 67); т.е: имеет . адресата. Как отмечает Т. ван Дейк, «речевые актьг являются составной частью социального взаимодействия» (ван, Дейк: 1989: 22), что полностью соответствует общественному характеру общения как такового..

Жанры Интернет-общения

М.М. Бахтин определил речевой жанр как тип высказывания, обладающий взаимосвязанными тематическим содержанием, стилем и композиционным построением, определяемыми спецификой конкретной сферы общения (Бахтин 1979). Такие типы высказывания возникают во всех сферах человеческой деятельности, поскольку в основе любого взаимодействия индивидов лежит использование языка. Речевой жанр, однако, — «это не форма языка, а типическая форма высказывания» (Бахтин 1979:266).

«Жанры соответствуют типическим ситуациям речевого общения», а их «богатство и разнообразие необозримо, потому что неисчерпаемы возможности разнообразной человеческой деятельности и потому что в каждой сфере деятельности целый репертуар речевых жанров, дифференцирующийся и растущий по мере развития и усложнения данной сферы» (Бахтин 1979: 136). Именно «сфера общения и деятельности ... определяет репертуар речевых жанров» (Кожина 1999: 55-56).

Следует подчеркнуть знаковый характер речевых жанров (далее — РЖ). Во-первых, как справедливо отмечает К.А. Долинин, любой «кусок действительности функционирует как знак, означающее которого — это само явление, данное нам в непосредственном, восприятии или как ближайшее содержание фрагмента текста, а означаемое — типовой фрагмент ментальной схемы» (Долинин 1999: 9). Во-вторых, выделение РЖ неразрывно связано с языком, носящим в свою очередь знаковый характер.

К.А. Долинин предлагает выделять три аспекта РЖ: когнитивно-конструктивный, социально-психологический, социокультурный (Долинин-, 1999: 7). Когнитивно-конструктивная функция РЖ заключается в ориентировке индивидов в речевом событии. РЖ необходимы для осуществления речевых действий и адекватного восприятия речевых актов партнера: с одной стороны, для отправителя РЖ является, «образцом построения речи, которое существенно повышает шансы на адекватное восприятие дискурса получателем»; с другой стороны, знание получателем «жанровых канонов («контекстной модели») обеспечивает идентификацию» им жанра (Там же: 10).

Социально-психологический аспект РЖ обусловлен их влиянием на социальное взаимодействие индивидов и их психологическую ориентировку в коммуникативной ситуации. РЖ «становятся тем буферным пространством нашего сознания, где в одновременном существовании сливаются представления об эталонах социально значимого взаимодействия людей и о нормах речевого оформления такого взаимодействия» (Седов 1999: 18). Как отмечает К.Ф. Седов, в ситуациях повседневного общения мы сталкиваемся с различными «способами формирования и формулирования мысли, т.е. с разными видами , дискурсивного мышления»: «несходство моделей порождения высказывания мотивировано прежде, всего различиями в прагматических характеристиках той или иной интеракции, которые довольно гибко отражают фреймы жанрово-стилевого взаимодействия людей. Потому ; дискурсивное мышление языковой личности имеет имманентно жанровый характер» (Там же: 18).. Таким образом, социально-психологическое взаимодействие индивидов осуществляется? на основе определенных жанров, выбор» которых связан, прежде всего, с целью и коммуникативными установками общающихся.

. Речь идет здесь также о социальных стереотипах, регулирующих жизнедеятельность социума. Именно РЖ", представляются; такими стереотипами речевого поведения: «Любое социальное поведение приобретает символическую значимость. Для успешной интеграции в социуме человек; должен владеть не только соответствующим языком, но и ,. общепринятыми правилами речевого поведения» (Долинин 1999: 12). «Жанровые каноны, писанные или неписанные правила построения дискурсов в стереотипных коммуникативных ситуациях, известные большинству членов; социума, суть особый вид ментальных схем - сценарии, фиксирующие типовые способы совершения и обычный- порядок протекания речевых: событий;. типичных, для данного социума» (Там же: 10):. Таким образом, выбор РЖ и, следовательно, речевого поведения субъективен, отвечает требованиям и ожиданиям индивида: «Речевое поведение —. не автоматическая и безошибочная реакция субъекта речи на значение параметров коммуникативной ситуации, а результат их субъективного восприятия и истолкования» (Там же: 11). «Речевая воля говорящего осуществляется прежде в выборе определенного речевого жанра», и «речевой замысел говорящего со всей его индивидуальностью и субъективностью применяется и приспособляется к избранному жанру, складывается и развивается в определенной жанровой форме» (Бахтин 1979: 255-256). В то же время субъектно-субъектное взаимодействие индивидов в рамках социума возможно лишь при наличии некоторой общности установок, норм, правил, моделей поведения, что оказывается непосредственно связано с РЖ.

Существование РЖ в качестве определенных стереотипов, присущих конкретной культуре, свидетельствует о социокультурной аспекте РЖ. Любая культура связана с традиционными моделями поведения, нормами, правилами человеческого взаимодействия, о которых речь шла выше. Кроме того, культура-народа связана с развитием литературного языка. М.М. Бахтин характеризует РЖ как «приводные ремни от истории общества к истории языка» (Бахтин 1979: 243). По мнению автора, «в каждую эпоху развития литературного языка задают тон определенные речевые жанры, притом не только вторичные (литературные, публицистические, научные), но и первичные (определенные типы устного диалога — салонного, фамильярного, кружкового, семейно-бытового, общественно-политического, философского и др.)» (Там же: 243).

Исследователи предлагают также разграничивать, понятия речевого жанра и речевого акта: «РЖ — более развернутое и сложное речевое построение,-состоящее их нескольких речевых актов» (Кожина 1999: 58).

При выделении определенных РЖ традиционно учитываются такие характеристики, как тип коммуникативных установок, способ участия партнеров, их ролевые отношения, характер реплик, соотношение диалогической и монологической речи (Культура русской речи 1999).

Важным для нас является различение первичных (простых)" и вторичных (сложных) РЖ. Вторичные РЖ, как отмечает М.М. Бахтин, «возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения (преимущественно письменного)», вбирая в себя и перерабатывая «различные первичные (простые) жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения»; первичные жанры при этом «утрачивают непосредственное отношение к реальной действительности и к реальным чужим высказываниям», становясь событием «литературно-художественной, а не бытовой жизни» (Бахтин 1979: 238-239). Во вторичных РЖ нередко используются элементы обыгрывания, или «условного разыгрывания», первичных жанров (Там же: 246). Вторичные РЖ - «множество (цепь) речевых актов с видоизменяющимися конкретными целями» (Кожина 1999: 58).

Почти все сетевые жанры имеют аналоги в реальной коммуникации: чат - непосредственный разговор индивидов (диалог или полилог), форум -дискуссия, блог- интимный дневник или записная книжка, электронная почта - традиционная почта. Интернет-жанры зачастую имитируют стиль реальной коммуникации, здесь же мы встречаем особый образ автора. Все это позволяет характеризовать их как% вторичные жанры, особенно «тщательно продуманный и оформленный» блог.

«Каждый речевой жанр в каждой области речевого общения имеет свою, определяющую его как жанр, типическую концепцию адресата», причем предвосхищение ответной реакции адресата может вносить своеобразный внутренний драматизм в высказывание (Бахтин 1979: 275). Блог сравним с фамильярными и интимными жанрами, которые М.М. Бахтин характеризует как близкие, поскольку они одинаково ощущают своего адресата в большей или меньшей степени вне рамок социальной иерархии и общественных условностей, так сказать, «без чинов», что порождает «специфическую откровенность речи». Различие данных жанров заключается в стремлении интимных стилей к слиянию говорящего с адресатом и в «отпадении» в фамильярной речи «речевых запретов и условностей», что приводит к возникновению особого, вольного подхода к представлению действительности (Там же: 276).

«Личность» как базовое понятие психологии

Термин «личность» обычно сопоставляется исследователями с такими понятиями, как «человек» и «индивид».

Человек, по мнению ученых, есть «родовое существо» (Мухина 2006: 120), т.е. представитель рода человеческого. В то же время человек - субъект исторического процесса, «развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни» (Мудрик 2006: 38). Иными словами, человек проявляется в двух ипостасях: как биологическое существо и как социальный субъект.

Определение термина «индивид» не столь однозначно. Одни исследователи ограничивают содержание понятия его природной характеристикой, т.е. определяют индивида исключительно как единичное природное существо, как представителя, вида Homo Sapiens, лишая его, таким образом, социальной составляющей. Иначе говоря, индивид — любой человек, независимо от его возраста и степени социальной активности, обладающий физической конституцией, типом нервной системы, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей и т.д. (Еникеев 1999; Кон 1999; Леонтьев 1975а; Мудрик 2006; Петровский, Ярошевский 2007). Другие исследователи, напротив, отмечают социальную составляющую понятия-«индивид» как равную биологической (Абульханова 1973; Гаазе-Рапопорт, Поспелов 1987; Ломов 1999).

Рассматривая понятие «личность» нельзя, не обратить внимания на его связь с термином «индивид». Так, Б.Ф: Ломов подчеркивает: «"Личность" и "человеческий индивид" — формально-логически равнозначные понятия, так как относятся к одному и тому же классу объектов, но в каждом из них v раскрываются разные его признаки. В понятии "личность" фиксируются те признаки; которые определяются принадлежностью индивида к обществу» і (Ломов 1999: 220).

Из вышесказанного можно сделать главный вывод о содержании понятия «личность»: личность — это единство биологического и социального (Абульханова 1973; Бехтерев 1994, 1999; Войскунский 2004; Еникеев 1999; Кон 1999; Максименко 2004; Мухина 2006; Петровский, Ярошевский 2007). Биологическим элементом в ней являются «темперамент, инстинкт, наклонности и способности» (Бехтерев 1994: 67).

Особую концепцию предлагает В. Джемс (1991), вводя понятие естественной личности, являющей собой единство трех составных элементов: физической (или телесной), социальной (общественной) и духовной личности. Под духовной личностью автор подразумевает совокупность отдельных состояний сознания, духовных способностей и свойств.

А.В. Мудрик предлагает двоякое определение личности: с одной стороны, это «конкретный индивид как субъект жизнедеятельности в единстве его индивидуальных свойств и социальных ролей»; с другой стороны, это «социальное свойство индивида, совокупность интегрируемых в нем социально значимых черт» (Мудрик 2006: 38).

Мы задаем себе вопрос: любого ли, человека можно считать личностью? С одной стороны, само понятие «человек», как мы указали выше, связано с социальностью. Как отмечает Ж. Пиаже, «человеческое существо с самого рождения погружено в социальную среду, которая воздействует на него, как и среда физическая» (Пиаже 1994: 213). При подобном подходе даже младенец может считаться личностью. Однако большинство исследователей склонны видеть в личности качество; приобретаемое в течение жизни, что отражается в известном суждении: личностью не родятся, . личностью становятся (Войскунский 2004; Леонтьев 1975; Петровский, Ярошевский 2007).

Поскольку личность развивается в непосредственной связи с -. обществом, можно говорить об их взаимном влиянии (Войскунский 2004; Мудрик 1979; Мухина 2006; Петровский, Ярошевский 2007; Пиаже 1994). ; Личность — продукт социальных процессов. Она возникает й развивается лишь в общении, или шире, в ходе совместной с другими людьми деятельности: «Не может быть никакого "Я" без "Ты", без "Мы"» (Войскунский 2004: 29). Составляющими процесса формирования личности можно считать, вслед за А.В. Мудриком, труд, общение и познание (Мудрик 1979: 8). В.М. Бехтерев связывает внутренний облик личности с обществом, «его интересами, обычаями и другими установлениями» (Бехтерев 1999: 95). Подчеркивая тем самым степень влияния социума на индивида, автор характеризует личность скорее как «повторителя», нежели «индивидуального создателя» (Там же:" 96)." Язык, которым пользуется личность, «составляет принадлежность целого народа, а не индивидуальности», «поведение личности подчинено законам общественности», поэтому «каждая личность является до известной степени.рабом обычая и формы, вырабатываемых обществом, и даже предрассудков и суеверий, в нем господствующих» (Там же: 67). Активность личности, являющаяся одним из основных ее признаков, представляет собой; таким образом, результат соотнесения потребностей личности и требований общества," объективной общественной необходимости. (Абульханова 1999). Иными словами, индивид не изобретает новые условия функционирования общества, не создает его новой структуры, он лишь «вписывается» в существующие схемы,, занимая определенное место и адаптируясь к новым ролям; При этом личность проходит три этапа (фазы) своего развития; к которым относятся «адаптация к; социальной группе; индивидуализация (персонализация) и- интеграция личности в общности (Петровский, Ярошевскиш2007: 373-375).

Собственно говоря, именно на третьем этапе начинается влияние личности; нт общество: живое; существоше подчиняется пассивное среден но «само активно ее. преобразует, налагая на; нее свою определенную структуру» (Пиаже 1994: 60): Личность — активный; деятель общественного развития, а не просто объект влияния; ВІ ходе этого воздействия личность привносит нечто свое в, уже сложившуюся; устоявшуюся, общность себе. подобных Обозначая- других индивидовк как «подобных» мы хотим; подчеркнуть тот факт, что общество-не «обезличивает» индивида: Поскольку условия жизнедеятельности неодинаковы , для всех индивидов,, происходит «обособление одной личности как социальной- особи от других» (Бехтерев 1999:95). Таким;. ; образом, выделяются два взаимосвязанных процесса:, интеграция и обособление (индивидуализация) индивида: «Расположить агента в социальном пространстве — это значит определить ансамбль агентов, занимающих сходные позиции, и одновременно — отделить его от остальных» (Качанов 1993: 26). G одной стороны, индивид стремится стать частью общества, что осуществляется путем его (индивида) социализации. С другой стороны - одной из важных задач, стоящих перед личностью становится выделение из массы подобных, это попытка не затеряться/среди других, выделиться, быть непохожим.

Здесь следует, на наш взгляд,.более подробно остановиться на том, что позволяет личности быть отличной от всех остальных. Речь идет о таком ее качестве, как индивидуальность, которая заключается в присущем лишь данному индивиду «сочетании психологических черт и особенностей», составляющем его своеобразие и отличие от других людеш (Петровский; Ярошевскии 2007: 340). Это то особенное в человеке, что позволяет ему быть уникальным. По мнению В.М.Бехтерева, «лишь благодаря своим индивидуальным способностям? личность поднимается выше уровня; массы и может осуществлять, созидательную работу» ..-в связи: с чем можно сказать, что «самобытное развитие личности, есть основа социального прогресса. народов, который: лучше всего обеспечивается полнот свободой личности в ее взглядах.и стремлениях, насколько последние немогут нарушать интересы других, ив особённостишнтересы-общества-как целого» (Бехтеревії994:.72);

На; основании: изучения работ исследователей; мы. можемо выделить-основные свойства личности;

Характерными; признаками; личности: принято» считать сознание; исполняемые социальные роли и деятельность, более конкретно общественно полезную деятельность (МаксименкО 2004). (Познание как форма? психического — одно из главных свойств индивида. Это «способность объективирования; способность выделить объективный: ход событий, отделив, его от своего Я» (Абульханова 1973: 280); Соответственно функция сознания..- «выход за пределы субъективной значимости» (Там:же: 281)

Возрастная классификация

В первую очередь, нас интересует соотношение представителей разных возрастных, групп, во французской, блогосфере. Мы опираемся в своей" классификации на возрастную периодизацию, принятую в 1965 году на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН CGCP в Москве. Согласно данной периодизации, в жизненном цикле человека выделяют следующие периоды:

1. Новорожденный - 1-10 дней

2. Грудной возраст - 10 дней-1 год

3. Раннее детство — 1-3 года

4. Первое детство - 4-7 лет

5. Второе детство — 8-12 лет мальчики, 8-11 лет девочки

6. Подростковый возраст - 13-16 лет мальчики, 12-15 лет девочки

7. Юношеский возраст — 17-21 год юноши, 16-20 лет девушки

8. Зрелый возраст

I период - 22-35 лет мужчины, 21-35 лет женщины

II период - 36-60 лет мужчины, 36-55 лет женщины

9. Пожилой возраст - 61-74 год мужчины, 56-74 лет женщины

10. Старческий возраст - 75-90 лет мужчины и женщины

11. Долгожители - старше 90 лет

Безусловно, мы не учитываем первые периоды (новорожденный и грудной возраст). Другие возрастные группы в той или иной степени представлены во французской блогосфере (см. Рис. 1).

Нас интересует даже такая категория, как раннее детство, хотя мы понимаем, что речь идет лишь об игре блоггеров, указывающих подобный возраст. Мы попытаемся выяснить, насколько выбор возрастной группы обусловлен реальной идентичностью блоггера.

Раннее детство

Мы обнаружили в сети довольно много блоггеров раннего детского возраста: более 70 (38 мальчиков и 33 девочек) и попытались выявить, с какой целью эти блоги создаются, какую информацию предоставляют, и действительно ли они представляют жизнь младенцев.

Проанализировав содержание данных блогов, мы установили следующее.

1. Наиболее популярные темы блогов у мужчин:

а) социополитической направленности (политическая история и актуальная мировая ситуация, антиполитические зарисовки и т.п. в блогах политической партии Mouvement pour ипе Gauche Plurielle, kaisumoto, Insolite85 и др.);

б) творческие блоги (например, рисунки, фото, литературные тексты в блогах сценариста комиксов frederic Legros, художника zav, sissou83 и др.);

в) путевые заметки (например, путешествие француза по Японии в блоге chris);

г) экстимные дневники (например, история і любви 2 мужчин в блоге Nouloup);

д) блоги конкретных мест или учреждений (блог театра Theatre duPont Tournant или муниципальной медиатеки mediatheque de Quimperle).

2. Две наиболее популярные направленности блогов у женщин:

а) экстимные дневники (Bteun, ВОМВЕТТЕ, Frogita, рассказывающая

о своих поисках мужчины и др.);

б) творческие дневники (Сасо, citron vert, актриса, певица и композитор Paula и т.д.).

Таким образом, основная цель мужчин-блоггеров — заявить о своей гражданской позиции, в» то время как женщины создают блоги, чтобы рассказать о своей личной жизни. Дневники женщин более открытые, искренние, доверительные. При этом все указанные блоггеры на самом деле не являются младенцами, и указание у них раннего детского возраста не имеет очевидного обоснования. Более того, в первой же статье своего дневника многие блоггеры указывают свой истинный возраст (как, например, 16-летний nico).

Между тем среди исследуемых нами блоггеров есть и настоящие младенцы (6 мальчиков и 6 девочек): A&A,,Brih BenjaminsDavid et Marilyn, TITI, Eric, Kawaii, Martin; Anjali,.princessesarah, Toum, Ninon, Ophelie On-Шпе, perinea Это дневники, повествующие о жизни детей, часто от момента рождения или первых часов. Блоги эти написаны, как правило, от первого лица кроме Тоит и princessesarah; которые ведут молодые мамы. Подобные «младенческие» дневники изобилуют фотографиями: семей; самих младенцев их жилья, любимых игрушек и т.п. При- этом мы не отметили особой языковой стилизации под речь ребенка, такие блоги написаны так же, как блоги взрослых.,

Интерес представляет образование: ника: подобных блоггеров: Например, блог А&А рассказывает о жизнш двух братьев Antoihe и Arthur, разница в возрасте- которых составляет около 2 лёт: Сетевое имя; составлено из начальных букв? имен- детей:Причем саме блог ведется; то от имени младшего брата; тоютименшетаршего; Сетевое ймягблоггера В/ ///iBenjamim Davi&et Marilyn представляет собой; очевидно; соединение имен всех членов семьшифассказывает в:основном:о строительстве1 домаядшь этошсемьи: ВЦ французской сети сегодня распространено сокращение: прилагательного petit (маленький) до формы, tit. Этим обусловлено;; на наїш взгляд, образованием младенческого ника, TY if Л Этот блог ведется от имени мамы,младенца, которая рассказывает обо всем, что интересует или может заинтересовать ее дочку-принцессу — о мультфильмах, сказках,.картинках и т.п:

Наконец,, обращает на; себя внимание тот факт,, что именно в группе женщин раннего детского- возраста нам встретились 2 блога животных. Во-первых, это котенок Chachatte; блог которого начинается; с первых дней жизни котенка. В? профиле указано,.что это дневник девочки 2 лет, поэтому мы можем предположить, что речь идет действительно? о двухлетней кошечке. Во-вторых, собака Clarai ЕР Una, которая начинает дневник с рассказа о своих предках {Je commence par vous montrer d ou je viens...). Примечательно, что «животные» блоги по содержанию напоминают младенческие:-много фотографий самих «детишек», их хозяев, жилья и т.п. Дневники котенка и щенка ведутся также от первого лица (je suis belle je suis lamodedunoiretblanc).

Возможность экспериментов со своей идентичностью побуждает некоторых блоггеров: выбирать- для себя необычные речевые маски, примером которых являются, в частности, блоггеры-младенцы и; блоггеры животные.. Мы предполагаем, что выбор сетевой? маски младенца илш животного обусловлен скорее желанием эксперимента; со своим образом, стремлением привлечь внимание к своему дневнику. В тожевремяфодители, ведущие дневники своих детещ очевидно, стремятся реализовать свои идеи и реальные ожидания» посредством управления- «виртуальной жизнью» своего ребенка1.

Похожие диссертации на Трансформация языковой личности в Интернет-коммуникации : на примере французской блогосферы