Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Конституционно-правовое обеспечение свободы вероисповедания в России Рыкова Ирина Юрьевна

Конституционно-правовое обеспечение свободы вероисповедания в России
<
Конституционно-правовое обеспечение свободы вероисповедания в России Конституционно-правовое обеспечение свободы вероисповедания в России Конституционно-правовое обеспечение свободы вероисповедания в России Конституционно-правовое обеспечение свободы вероисповедания в России Конституционно-правовое обеспечение свободы вероисповедания в России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыкова Ирина Юрьевна. Конституционно-правовое обеспечение свободы вероисповедания в России : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.02 / Рыкова Ирина Юрьевна; [Место защиты: Моск. ун-т МВД РФ].- Москва, 2009.- 230 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-12/182

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретике—правовые основы обеспечения свободы вероисповедания 15

1.1. Понятие свободы вероисповедания и принципы ее конституционно-правового обеспечения 15

1.2. Государственно-конфессиональные модели обеспечения свободы вероисповедания в зарубежных странах 38

1.3. Законодательное обеспечение свободы вероисповедания в современной России 71

Глава II. Конституционно-правовой механизм реализации свободы вероисповедания в Российской Федерации 97

2.1. Основные элементы и стадии действия конституционно-правового механизма реализации свободы вероисповедания в Российской Федерации 97

2.2. Особенности реализации свободы вероисповедания в современной России 120

2.3. Роль органов внутренних дел Российской Федерации в реализации свободы вероисповедания 158

Заключение 177

Библиографический список 190

Введение к работе

Актуальность исследования. Современные тенденции

демократических процессов мирового развития требуют значительных изменений социально-политической жизни России и, прежде всего, в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Основной ценностью, которую необходимо отстаивать и защищать, является личная, индивидуальная свобода, в том числе и свобода вероисповедания . Ее реализация имеет поистине судьбоносное значение, особенно для нашей страны с учетом ее горького исторического опыта принудительного ограничения свободы совести и вероисповедания, навязывания принципов так называемого «научного атеизма». Принципиальная и беспристрастная защита государством свободы совести и вероисповедания является также важнейшей предпосылкой укрепления единства и целостности российской нации во всем ее этнокультурном и конфессиональном многообразии.

Гарантированность реализации и эффективная защита свободы вероисповедания требуют, прежде всего, четкой правовой регламентации. Принятый 26 сентября 1997 года Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» , как показывает исследование, в целом можно охарактеризовать как прогрессивный нормативный правовой документ, отвечающий международно-правовым обязательствам России, взятым ею на себя в качестве государства-участника Международного пакта о гражданских и политических правах4 и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод . Вместе с тем, вышеуказанный закон содержит некоторые

1 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Рос. газ. - 2008. - 6 ноября.

2 См.: Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 год //
Рос. газ. - 2009. - 17 апреля.

3 Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 39, ст. 4465.

4 Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят и открыт для
подписания, ратификации и присоединения резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной
Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. Международная защита прав и свобод человека.
Сборник документов.- М.: Юридическая литература, 1990. С. 53 - 57.

5 Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Бюллетень международных
договоров.- 1998. - № 7. - С. 20 - 35.

положения, которые вызвали активные дискуссии в России и в зарубежных странах. В частности, критике подверглись нормы Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», устанавливающие явное неравенство религиозных организаций и религиозных групп. Последние не подлежат государственной регистрации и не пользуются правами юридического лица. Это приводит к негативным последствиям не только для самих религиозных групп, но и для государства; в частности, к невозможности установить эффективные формы контроля за деятельностью данных объединений.

В настоящее время государственно-конфессиональные отношения в России формируются в соответствии с кооперационной моделью, подразумевающей определенное взаимодействие государства и наиболее влиятельных конфессий. Данные тенденции находят отражение не только в деятельности государственных органов, но и в выступлениях наиболее авторитетных религиозных деятелей. Например, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, считает идеальной для современной России «симфоническую» модель отношений церкви и государства, основанную на согласии и сотрудничестве . Подобное взаимодействие не предусмотрено российским законодательством, что приводит к критическим высказываниям в трудах отечественных и западных правоведов о клерикализэции российского государства2. Подобная критика актуализирует проблемы установления правовых рамок взаимоотношений церкви с органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами; с военнослужащими, с правоохранительными органами, а также с государственными образовательными учреждениями. Нельзя не отметить в

' См.:Архипастыри - участники Поместного Собора присутствовали на приеме в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца // . 2 февраля 2009. URL: (дата обращения 15.09.2009).

2 См., напр., Бурьянов С.А. Свобода убеждений, совести и религии в современной России. Специализир. информ.-аналит. докл. М, 2007. С. 5 ; Каневский К. Религиозный ренессанс в России. Проблемы государственно-конфессиональных отношений // Российская юстиция. -2002. - № 11. - С. 16-18 ; Страшун Б.А. Десять лет конституционных прав и свобод // Журнал российского права. - 2003. - № 11. - С. 22-24.

этом аспекте полемику относительно правомерности преподавания в общеобразовательных школах учебного курса «Основы православной культуры»1.

Актуальность объясняется еще и тем, что несовершенство правового обеспечения свободы вероисповедания во многом обусловлено терминологической неопределенностью. В частности, свобода вероисповедания отождествляется со свободой совести, что искажает восприятие сущности обеих категорий.

Следует подчеркнуть, что Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, определяя основные источники угроз национальной безопасности, указывает в том числе и на экстремистскую деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации и дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране2. В связи с этим особое значение для Российской Федерации приобретают вопросы религиозной безопасности, тесно связанные с конституционно-правовым обеспечением свободы вероисповедания в нашей стране. В данном аспекте наибольшую угрозу представляют религиозный экстремизм, терроризм и деятельность деструктивных религиозных объединений.

Совокупность указанных проблем в сфере правового обеспечения свободы вероисповедания и реализации государственно-конфессиональных отношений на современном этапе развития России, а также назревшая необходимость их решения предопределили выбор темы исследования.

1 См., напр., Круглый стол «Основы православной культуры»: за и против. URL: http // vvww.
/jurnal/595 htm (дата обращения 29 октября 2009) ; Мозговой С. «Основы
православной культуры» в российской светской школе: социально-правовой анализ //
Вопросы образования. - 2006. - № 4. - С. 12-14 ; Обращение к Президенту РФ в связи с
планами введения в школах курса «Основы православной культуры» // www. sakharov-
museum. ru/ news/2008/0312.php (дата обращения 16 июня 2009).

2 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной
безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос.
Федерации. - 2009. - № 20, ст. 2444.

Целью работы является всестороннее исследование актуальных теоретических вопросов и разработка научно-обоснованных практических рекомендаций по совершенствованию конституционно-правового обеспечения свободы вероисповедания в Российской Федерации.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие научно-исследовательские задачи:

всестороннее теоретическое исследование понятия свободы вероисповедания, направленное на выделение ее основных, сущностных признаков, не позволяющих отождествлять данную свободу с другими правовыми категориями;

анализ международных правовых документов и опыта конституционно-правового обеспечения свободы вероисповедания в зарубежных странах на примере конкретных государств, отличающихся по характеру и содержанию государственно-конфессиональных отношений;

- рассмотрение особенностей закрепления свободы вероисповедания в
системе российского законодательства, позволяющее предложить пути его
совершенствования;

исследование теоретических основ конституционно-правового механизма реализации свободы вероисповедания; выявление проблем его функционирования в современной России с целью поиска эффективных путей их решения;

- изучение роли органов внутренних дел РФ в конституционно-правовом
механизме реализации свободы вероисповедания, выработка предложений по
совершенствованию данного направления деятельности ОВД.

Объектом исследования является конституционно-правовое обеспечение прав и свобод личности в Российской Федерации.

Предмет исследования - сущность, особенности и формы конституционно-правового обеспечения свободы вероисповедания в Российской Федерации, а также специфика реализации данной свободы в современной России.

Степень разработанности темы.

Вопросы свободы совести и свободы вероисповедания привлекали внимание многих ученых на протяжении длительного исторического периода.

Мыслители античной эпохи, такие, как Демокрит, Эпикур, Левкипп, Лукреций Кар, впервые выдвинули идеи веротерпимости, которые в дальнейшем были поддержаны Томасом Мором, Гуго Гроцием и Бенедиктом Спинозой.

Основоположники теории общественного договора: Ш. Монтескье, Дж.Локк, Ж.-Ж. Руссо раскрывали сущность, содержание и методологические основы реализации неотъемлемых прав и свобод личности, в том числе и религиозной свободы. У истоков разработки понятийного аппарата в данной сфере стояли такие ученые, как Августин, Цицерон, Иммануил Кант. Дени Дидро впервые сформулировал основные принципы светского государства.

В дореволюционный период свободе вероисповедания были посвящены работы таких русских ученых и православных богословов, как И.С. Бердников, Д. Орлов, СВ. Познышев, архимандрит Сильвестр, игумен Арсений, Б.В.Титлинов, Е. Тарновский и др.

После революции 1917 года различные аспекты теории права на свободу совести и вероисповедания рассматривались в трудах В.Д. Бонч-Бруевича, П.В.Гидулянова, В.Ф. Зыбковца, П.А. Красикова, И.А. Крывалева, И.Л.Лаврецкого, М.А. Новикова, М.М. Персица, Ф.М. Путинцева, М.А.Рейснера, П.И. Стучки, С.Г. Струмилина, М.И. Шахновича, Е.МЛрославского и др. Данному периоду характерна атеистическая пропаганда и жесткое отделение церкви от всех государственных институтов.

С конца 50-х и до настоящего времени проблемами теории прав и свобод человека, в том числе и свободы вероисповедания, занимались ученые: С.А. Авакьян, С.С. Алексеев, И.Н. Барциц, Н.С. Бондарь, В.В. Бородин, И.И.Бражник, О.Н. Булаков, В.Н. Бутылин, И.Н. Вишнякова, Л.Д. Воеводин, К.К. Гасанов, Г.Р. Гольст, И.В. Гончаров, М.Д. Давитадзе, Ю.А. Дмитриев, И.Н.Глебов, В.Н. Григорьев, А.В. Ендольцева, СВ. Зыкова, В.И. Иванов,

К.Г.Каневский, М.Г. Кириченко, В.В. Клочков, Е.И. Козлова, А.Н. Кокотов, Л.М. Колодкин, A.M. Кононов, Г.Н. Королев, В.А. Куроедов, О.Е. Кутафин, Ф.К. Лауринайтис, С.Я. Лебедев, А.А. Левина, А.С. Ловинюков, Г.П. Лупарева, С.С. Маилян, Л.Н. Митрохин, А.С. Мордовец, М.И. Одинцов, Н.П. Паева, В.В.Покровский, СЕ. Пролетенкова, А.С. Прудников, Ю.А. Розенбаум, Е.И.Романюк, Ф.М. Рудинский, В.Н. Савельев, А.В. Симоненко, Ю.В.Сластилина, В.Г. Стрекозов, Ю.А. Тихомиров, Е.В. Тихонова, Я.Н.Уманский, В.Н. Фадеев, В.И. Фадеев, Т.Я. Хабриева, О.В. Химичева, Ф.А.Хоменок, О.В. Чернышева, СМ. Шахрай, Е.В. Шевелева, Е.М. Шевкопляс, Д.М. Усманова, А.Г. Чепурной, Б.С Эбзеев, Н.Д. Эриашвили, Е.М. Юскаев и др.

Различные аспекты содержания, правового обеспечения и реализации свободы совести и вероисповедания представили в своих работах зарубежные ученые: Т. Лири, М. Бурдо, Д. Вуд, А. Винет, И. Сабо, Ч. Хейнс, Д. Холинер, П.Кампер, С. Феррари и др.

Методологическая основа исследования. В ходе исследования применялись историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-юридический, функциональный методы (диалектика, системный метод, анализ, синтез, аналогия, дедукция), традиционные правовые методы (актуализации, логический, ретроспективы), статистический метод. Эти методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть как теоретические, так и юридические аспекты феномена свободы вероисповедания, выявить закономерности его развития и существования, а также определить пути совершенствования правового обеспечения данной свободы и ее реализации в общественных отношениях.

Теоретическая база представлена международными документами в области прав человека, Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации, решениями Конституционного Суда РФ. В исследовании использовались работы ученых в области юриспруденции, философии права, религиоведения;

материалы периодической печати, а также материалы практики применения законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях.

Научная новизна исследования. Проведенное исследование обладает следующими признаками научной новизны.

В связи с недостаточной разработанностью в современной науке понятийного аппарата и содержания основных категорий в исследуемой сфере автор уточняет содержание понятия «свобода вероисповедания» путем введения дополнительных признаков и дифференциации способов реализации данной свободы.

Отсутствие всестороннего исследования, приводящее к невозможности вывести соотношение и даже к отождествлению таких родственных категорий, как «свобода совести», «свобода вероисповедания» и «свобода религии», негативно сказывается на законотворческой и правоприменительной деятельности. Данные факты послужили основанием для разработки автором обоснованного соотношения вышеперечисленных категорий и доказательства недопустимости их отождествления.

Представленная в научных трудах общеправовая классификация принципов конституционно-правового обеспечения свободы вероисповедания в России не раскрывает всей специфики исследуемого института. В связи с этим предлагается авторская классификация данных принципов по характеру субъектов, а также по сфере общественных отношений.

В ходе исследования выявлены несовершенства российского законодательства в сфере конституционно-правового обеспечения свободы вероисповедания и предложены пути их устранения. В частности, подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»», который представлен для рассмотрения в Брянскую юбластную Думу - орган, наделенный правом законодательной инициативы.

Но основе исследования различных моделей государственно-конфессиональных отношений автор обосновывает возможность развития в

нашем государстве кооперационной модели западноевропейского образца, но с учетом исторических и иных местных традиций Российской Федерации.

Дополнено и конкретизировано исследование конституционно-правового механизма реализации свободы вероисповедания в России, а именно: рассмотрены его элементы, стадии, условия, факторы эффективного осуществления и особенности функционирования на современном этапе.

Автор вносит предложения по совершенствованию государственно-конфессиональных отношений. В частности, разработаны практические рекомендации по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере реализации и защиты свободы вероисповедания, изложенные в проекте Программы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Авторское понимание свободы вероисповедания как конституционно-правового института, состоящего из элементов естественного и позитивного права, представленного свободой индивидов и их объединений выбирать для исповедования любую религию и действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями. Данная точка зрения основана на уточнении и дополнении содержания свободы вероисповедания, которое включает не только естественные личные права верующих индивидов, но и позитивные права религиозных объединений. Авторский подход к дифференциации способов реализации свободы вероисповедания позволил также исключить из содержания данной свободы элементы, относящиеся к свободе совести, например, право не исповедовать никакой религии.

  2. Результаты сравнительно-правового анализа категорий «свобода вероисповедания» и «свобода совести», позволившие обосновать вывод об их тесной взаимосвязи, но не равнозначности, а также о невозможности соотнесения данных понятий как частного и общего. Свобода совести основана на внутренних убеждениях индивида, является частью его духовного мира, вмешательство в который недопустимо, тогда как свобода вероисповедания -

это проявление религиозных взглядов верующих индивидов и их объединений во внешнем мире обычно в виде конкретных действий.

  1. Вывод о том, что придание свободе вероисповедания статуса исключительно личного, естественного, неотчуждаемого права, каким является свобода совести, неправомерно, так как свобода вероисповедания включает права религиозных объединений, которые подлежат правовому регулированию и правомерному ограничению со стороны государства. Отождествление рассматриваемых понятий приводит как к нивелированию индивидуальной свободы вероисповедания, так и к недостаткам правового обеспечения деятельности религиозных объединений; в частности, к отсутствию эффективных форм контроля за правомерностью деятельности религиозных групп.

  2. Авторский подход к классификации принципов конституционно-правового обеспечения свободы вероисповедания в России по двум основаниям: по характеру субъектов: принципы, лежащие в основе реализации свободы вероисповедания верующими индивидами и их религиозными объединениями, и принципы деятельности государства в сфере обеспечения свободы вероисповедания; а также по кругу общественных отношений: принципы обеспечения свободы вероисповедания в сфере экономических отношений, в сфере государственной и муниципальной службы, в сфере образования, в сфере трудового права и др.

  3. Результаты сравнительно-правового анализа государственно-конфессиональных моделей обеспечения свободы вероисповедания в зарубежных странах и исследование особенностей реализации свободы вероисповедания в современной России, позволившие аргументировать вывод о том, что в нашем государстве сложились условия, наиболее соответствующие дальнейшему развитию кооперационной модели государственно-конфессиональных отношений. Данная модель основана на определенном взаимодействии церкви и государственных структур и для ее успешной реализации, а также для установления четких пределов вышеуказанного взаимодействия предлагается использовать западноевропейский опыт

заключения договоров между государством и религиозными объединениями, но с учетом исторических и иных местных традиций, сложившихся в России.

  1. Предложения по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения свободы вероисповедания, связанные с внесением изменений и дополнений в принятый 26 сентября 1997 года Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Предлагается: а) внести дополнение в часть 1 статьи 3 вышеуказанного Федерального закона в виде слова «каждому». Без него закон имеет более узкий смысл, чем положения Конституции Российской Федерации 1993 года; б) внести изменение в статью 7 вышеуказанного закона, а именно: для повышения эффективности контроля за деятельностью религиозных групп, необходимо обязать их уведомлять о создании и начале деятельности органы местного самоуправления, даже если они не намерены в дальнейшем преобразовываться в религиозную организацию; в) изменить название Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», так как оно не соответствует его содержанию. Положения закона регулируют, прежде всего, коллективный компонент свободы вероисповедания (права и обязанности религиозных объединений), а индивидуальный аспект, присущий свободе совести, в данном нормативном правовом акте фактически не освещается. Таким образом, целесообразно изложить название вышеуказанного закона в следующей редакции: «О свободе вероисповедания и о религиозных объединениях».

  1. Проект Программы взаимодействия органов внутренних дел с религиозными объединениями, в котором актуализированы такие направления деятельности ОВД, как недопущение незаконного вовлечения несовершеннолетних в деятельность религиозных объединений, пресечение организации и деятельности деструктивных религиозных объединений, охрана общественного порядка во время проведения религиозных мероприятий, противодействие религиозному экстремизму и терроризму. Для эффективной реализации данных направлений в проекте Программы предложен комплекс мероприятий, направленный на формирование у сотрудников органов внутренних дел системы знаний в сфере государственно-конфессиональных отношений и религиозной этики.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что оно расширяет и углубляет базу общетеоретических представлений о правовой природе свободы вероисповедания, особенностях ее обеспечения и реализации; вносит вклад в развитие отечественного конституционного права и может быть использовано в дальнейших научных исследованиях и разработке данной проблематики.

Практическая значимость работы. Сформулированные в ходе исследования выводы и предложения могут быть использованы в правотворческой деятельности по совершенствованию законодательства в сфере обеспечения свободы вероисповедания. Материалы исследования могут послужить теоретической основой деятельности должностных лиц органов государственной власти; могут быть учтены политическими партиями, общественными движениями при формировании принципов взаимоотношений с религиозными объединениями. Положения диссертации имеют учебно-методическую направленность и могут быть использованы при преподавании учебных дисциплин: «Конституционное право России», «Конституционное право зарубежных стран», «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел» в юридических вузах и на юридических факультетах.

Апробация її частичное внедрение результатов исследования.

Важнейшие положения диссертационного исследования нашли отражение в серии научных публикаций и изложены автором в докладах и сообщениях на научных и научно-практических конференциях. Результаты диссертационного исследования внедрены и используются в практической деятельности Администрации Брянской области, Управления внутренних дел Брянской области, в учебном процессе Брянского филиала Московского университета МВД России, Брянского филиала Московского психолого-социального института, Брянского филиала Академии права и управления.

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографического списка литературы и приложений.

Государственно-конфессиональные модели обеспечения свободы вероисповедания в зарубежных странах

Формирование понятия и принципов свободы вероисповедания осуществлялось в течение многовекового периода, начиная с античности. Высшим достижением античной эпохи, нашедшим отражение в идеях Левкиппа, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, было выдвижение требования терпимости в отношении различных вероисповеданий, под которыми понималась возможность существования наряду с господствующими и других религий. Данному периоду не свойственно формирование понятийного аппарата, происходит лишь начальная закладка принципов реализации свободы вероисповедания в государстве.

Развитие идеи веротерпимости продолжил автор знаменитой «Утопии» - Томас Мор, который считал, что должны существовать одновременно несколько культов и отсутствовать какие-либо ограничения, связанные с принадлежностью к той или иной религии."

На протяжении XVI-XIX вв. философы выдвигали идеи о сущности свободы вероисповедания, религиозной свободы, но в своих работах объединяли эти правовые категории в рамках свободы совести. В данный период понятие свободы вероисповедания эволюционировало от требования признания права исповедовать любую религию до права отрицать ее, быть атеистом.

Определенный вклад в развитие понятия и принципов свободы вероисповедания внесли представители школы естественного права. Голландский философ-материалист Бенедикт Спиноза утверждал, что государственная власть не должна посягать на свободу мысли и религиозную свободу. Лицемерие, вероломство и обман являются результатом подавления свободы мысли и совести со стороны государства. Эти идеи Спинозы были направлены главным образом против религиозной нетерпимости и фанатизма духовенства, но он не допускал безграничности религиозной свободы, считая, что религия, хотя бы в минимальных пределах, должна быть обязательной для всех граждан и что следует ввести известные ограничения для осуществления культов, ибо необходимо, по его мнению, сообразовывать практику благочестия со спокойствием и пользой государства. Гуго Гроций высказывался за светскую науку, свободную от влияния богословия." Поборник естественного права Вольтер относил к естественным свободам человека в том числе и свободу совести и выступал против религиозной нетерпимости и невежества духовенства, признавая в то же время огромную социальную роль религии.

Английский философ Джон Локк один из первых мыслителей попытался сформулировать и обосновать свободу совести и вероисповедания. В своем «Письме о веротерпимости» он утверждал, что «свобода совести есть естественное право каждого человека... и никого не должно принуждать в вопросах религии законом или силою»4. Джон Локк утверждал, что государство должно допустить существование данной свободы, а религиозная вера - это дело совести каждого человека.5

Представители немецкой школы естественного права Самуил Пуфендорф и Кристиан Томазий высказывали идеи о необходимости освобождения науки и государства от влияния религии. По их мнению, государство не должно поддерживать какую-либо религию, так как его задачей является лишь защита всякой веры от насилия. Но они допускали возможность ограничения и даже запрещения каких-либо еретических вероисповеданий, вплоть до высылки из страны опасных еретиков, без применения к ним уголовных преследований. Уголовные наказания, по его мнению, назначаются лишь за действия как проявления воли, а ереси же представляют собой выражение мысли.

Много внес в развитие понятия свободы совести и вероисповедания Марсилий Падуанский, который считал, что духовная и светская власти должны быть разделены при господствующем положении последней; что принуждения в делах веры быть не может, ибо вера - это дело совести каждого человека; что государство должно позаботиться об установлении и обеспечении полной веротерпимости."

Представитель французского материализма Дени Дидро, не просто материалист, но и, по оценкам современников, воинствующий атеист и ярый противник религиозной морали, одним из первых выдвинул предложение об отделении школы от церкви, об ограждении сознания людей, особенно молодого поколения, от религиозного влияния.3

В своей работе «О духе законов» выдающийся французский просветитель Шарль Луи Монтескье писал: «Если законы государства находят нужным признать терпимыми многие религии, необходимо, чтобы они обязали эти последние - соблюдать терпимость и по отношению друг к другу». Гегель провозглашал свободу вероисповедания и при этом отрицательно относился к свободе атеизма5.

В отношении генезиса юридических представлений об институте свободы совести и свободы вероисповедания в России наше мнение в основном совпадает с представлениями Е.В. Тихоновой. Данный автор предлагает три значимых исторических этапа развития вышеуказанных свобод в качестве категорий юриспруденции. Первый этап характеризуется отождествлением свободы совести со свободой вероисповедания без права отказа от вероисповедания как такового, начинается с конца X в.н.э. - с момента «крещения» Руси, когда была введена единая общеобязательная религиозная идеология, по Февральскую революцию 1917 года. Таким образом, реализация свободы совести и вероисповедания в России в данный период характеризуется консервативностью и не предполагает права на атеистические убеждения.

Второй этап, по мнению Е.В. Тихоновой связан с пониманием под свободой совести собственно свободы вероисповедания (включая юридически зафиксированную возможность придерживаться атеистических убеждений), берет свой отсчет с 14 июля 1917 года с принятия Постановления Временного Правительства «О свободе совести», допускающего вневероисповедное положение граждан — по 15 декабря 1990 года (внесение изменений в ст. 50 Конституции РСФСР, согласно которым гражданам республики была гарантирована свобода совести, включая право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения законодательства)." Таким образом, в данный исторический период не произошло четкого отделения понятия свободы вероисповедания от свободы совести, вместе с тем, свобода вероисповедания как юридическая категория уже не сужается законодателем до понятия религиозной свободы.

Законодательное обеспечение свободы вероисповедания в современной России

Нормы международно-правовых актов, регламентирующие свободу совести и вероисповедания — это ориентиры, которыми государства руководствуются при разработке национального законодательства в данной сфере.

В связи с этим уже в первой главе Конституции РФ, в статье 14 закрепляется светский характер государства. Разъясняется, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Обращаем внимание на ч. 2 ст. 17, гласящую, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Это относится и к свободе вероисповедания, которая разъясняется в статье 28 Конституции РФ: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

С.А. Авакьян обращает особое внимание на то, что предшествующие конституции говорили о соответствующих свободах и правах граждан РФ, но действующая Конституция гарантирует их «каждому», т.е. как гражданам РФ, так и иностранцам, лицам без гражданства, находящимся на территории

В ряде статей Конституции РФ нет прямого указания на реализацию свободы вероисповедания, но регулируются государственно-конфессиональные отношения. Так, в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В ст. 19 провозглашается равенство прав и свобод человека и гражданина независимо в том числе от отношения к религии. Ст. 29, гарантируя каждому свободу мысли и слова, говорит о том, что не допускаются пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещаются пропаганда социального, расового, национального и религиозного превосходства.

В контексте рассматриваемого вопроса о содержании конституционного права на свободу совести и свободу вероисповедания можно заметить, что наличествовавшее в предыдущих конституционно-правовых актах право на атеистическую пропаганду, атеистические убеждения заменено на более нейтральное и неопределенное «иные убеждения». Данный термин не подлежит расширительному толкованию и не может быть связан, скажем, с политическими, научными и прочими убеждениями, а должен находиться в рамках непосредственного содержания ст. 28, определяющей свободу того или иного отношения человека и гражданина к религии. Поэтому под «иными убеждениями» следует понимать убеждения, связанные с отношением к религии, но отличающиеся от религиозных, например свободомыслие, агностицизм и т.д.

Фомина подчеркивает, что неполная ясность конституционной нормы и отсутствие конкретизации того, что может являться «иными убеждениями», - недостаток конституционно-правового регулирования, который должен был бы быть устранен с помощью более детальной регламентации этого вопроса в отраслевом федеральном законодательстве о свободе совести и свободе вероисповедания.1

При принятии ныне действующего в Российской Федерации Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»2 возникли активные дискуссии внутри страны и за рубежом (даже в парламентах отдельных государств).

В отличие от других законов, где преамбулы (т.е. вступительные тексты), как правило, не имеют самостоятельного значения и объясняют цели акта, в названном Законе уже преамбула имеет важное политическое и конституционно-правовое звучание. С.А. Авакьян особо отмечает в преамбуле закона два фактора. Один заключается в том, что признается особая роль православия в истории России. Это связано, надо полагать, с тем, что православие является религией основной государствообразующей нации и оно всегда участвовало в укреплении Российского государства. Федеральное Собрание вместе с тем засвидетельствовало свое уважение к католичеству, протестантизму, исламу, буддизму, иудаизму и иным религиям, распространенным у других народов России. Это не «ранжирование» религий, а именно учет степени их распространенности в Российской Федерации. Отсюда и второй фактор: содержание закона свидетельствует о том, что никаких юридических преимуществ названные религии не имеют ни друг перед другом, ни перед иными религиями.3 совести и о религиозных объединениях» в целом можно охарактеризовать как прогрессивный нормативный правовой документ, отвечающий международно-правовым обязательствам России, взятым ею на себя в качестве государства-участника Международного пакта о гражданских и политических правах2 и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод3. Анализируя нормы Федерального закона от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях», можно сделать вывод, что он в значительной степени уточнил отношения государства и религиозных объединений, установил пределы вмешательства государства в дела церкви, религиозных же объединений - в дела государства. Закон впервые отделил верующих людей от религиозных объединений в отношении реализации их политических прав, которые граждане вправе осуществлять независимо от их членства в религиозных объединениях. Нельзя также не отметить, что большое значение в тот период имели правовые нормы, ограничившие деятельность иностранных миссионерских организаций. Принятый 25 декабря 1990 г. Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий»4 предоставил широкую возможность таким организациям создавать свои представительства и религиозные объединения, часто носившие деструктивный характер. Новый Закон подобную деятельность ограничил соответствующими правовыми нормами.

Особенности реализации свободы вероисповедания в современной России

Вместе с тем, в ряде субъектов РФ взаимоотношения региональных властей строятся на межконфессиональном диалоге, что способствует соблюдению прав представителей всех вероисповеданий. Например, в Алтайском крае спокойная религиозная ситуация обеспечивается тем, что краевая администрация поддерживает добрые отношения практически со всеми религиозными объединениями и не ограничивается контактами только сРПЦ.2

Напротив, в ряде субъектов РФ сложилась система особых отношений РПІТ и региональной власти. Частой практикой стало распространение местными и региональными органами власти списков религиозных объединений, с которыми нежелательно вступать в какие-либо контакты и тем более сотрудничать, либо справочно-методических рекомендаций с особыми пожеланиями.

Наиболее жестко о клерикализации российского государства и сакрализации власти отзывается сопредседатель Института свободы совести С. А. Бурьянов. Он пишет о том, что коррекция, в виде конфессиональных предпочтений власти, осуществляется на уровне «хитрой» модели государственно-церковных отношений, подразумевающей «партнерство особого рода» властных групп и церковной бюрократии избранной конфессии «в делах, представляющих взаимный интерес».

К. Каневский раскрывает в ряде своих статей симптомы клерикализации государства. Он пишет, что многие статьи заключенных к настоящему времени соглашений между государственными органами и религиозными объединениями (как правило, Московским патриархатом РПЦ или ее отдельными епархиями) противоречат российскому законодательству и устанавливают привилегированный статус РПЦ. Эти краткие и, как правило, декларативные соглашения, несмотря на их противоречие действующему законодательству, во многом определяют практику его применения. Региональные и местные государственные органы под предлогом нетрадиционности новых религиозных движений нередко нарушают их права. И инициаторами их противоправного преследования выступает порой именно местное православное духовенство."

Можно отметить и встречную тенденцию. Религиозные организации часто используют свой авторитет для поддержки политики государства. В ряде случаев государственные органы пытаются использовать православие в политических целях. Нередко акцент делается не на использовании позитивных возможностей РПЦ, а на противопоставлении православия иным вероучениям. При этом патриотизм отождествляется исключительно с православием, а принадлежность к другим религиозным организациям оценивается как измена национальным традициям. Приведенная позиция имеет значительную поддержку в обществе и нередко «находит понимание» и во властных структурах.

Особенностью реализации свободы вероисповедания в современной России является сотрудничество церкви с государственными образовательными учреждениями, в основном со школами. Отмечая позитивный аспект такого сотрудничества, следует признать, что государство, прежде всего на федеральном уровне, в должной мере не регулирует и не контролирует его. Одна из причин этого - недостаточная нормативно-правовая база регулирования порядка организации религиозного обучения в государственных и муниципальных школах.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 4 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и подпунктом 4 статьи 2 закона Российской Федерации «Об образовании»" государство обеспечивает светский характер государственной и муниципальной системы образования. Вместе с тем часть 4 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» предусматривает, что по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

В качестве примера взаимодействия церкви и государственных структур в данной сфере можно привести подписание Соглашения о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между администрацией Брянской области и Брянской Епархией Русской Православной Церкви Московского Патриархата, состоявшееся 11 августа 2006 года в торжественной обстановке. В рамках Соглашения предполагается ввести в государственных и муниципальных общеобразовательных школах, специализированных (коррекционных) школах-интернатах факультативные курсы «История православной культуры земли Брянской», «Основы православной культуры и этики», «История религий», «Великие люди и православные подвижники России», включив их в дополнительную программу образовательного учреждения; в детских музыкальных школах, детских художественных школах, школах искусств — предметы по основам православной культуры, истории духовной музыки Руси, иконописной и архитектурной традиции православной Руси; в государственных и муниципальных учреждениях дополнительного образования будут организованы кружки и факультативы этноконфессионального направления. Областной администрацией и Епархией будут совместно разработаны конференции, семинары, консультации и «круглые столы» по научным и педагогическим проблемам, а также по проблемам возрождения православных традиций образования и воспитания; чрезвычайно важной станет программа противодействия распространению в детской и молодежной среде пороков табакокурения, алкоголизма, наркомании, половой распущенности и насилия.

Практика преподавания религиозных и церковно-ориентированных дисциплин православными священнослужителями вводится во многих государственных учебных заведениях, что противоречит Конституции РФ и ФЗ «Об образовании», предусматривающим светский характер учебного процесса в государственных образовательных структурах. В государственных вузах некоторых регионов (например, в Алтайском крае, Омской, Тверской, Ивановской областях) много лет действуют кафедры и факультеты богословия на основе местных епархий РПЦ.

Роль органов внутренних дел Российской Федерации в реализации свободы вероисповедания

В начале XX века произошел коренной переворот в российских государственно-конфессиональных отношениях. Клерикальное государство с монархической формой правления, проявлявшее нетерпимое отношение к атеистам подверглось жесткой секуляризации; государственная религия была заменена государственной идеологией, преобладало негативное отношение к верующим. Атеистическая пропаганда стала серьезным оружием в борьбе с религиозными организациями. В советский период отношения церкви и государства строились исключительно в рамках сепарационной модели, т.е. жесткого отделения всех государственных институтов и школы от церкви.

В 90-е годы двадцатого столетия в связи с перестройкой государственных и общественных институтов и их демократизацией было принято новое законодательство, в целом имевшее положительное значение в обеспечении прав и интересов верующих. Вместе с тем, правовой механизм реализации права каждого на свободу вероисповедания до сих пор полностью не разработан, что значительно затрудняет реализацию вышеуказанной свободы.

Осуществление исторического обзора формирования правовой базы в сфере обеспечения свободы вероисповедания в России, а также системного анализа международных правовых документов, которые стали основой для российского законодательства в сфере обеспечения свободы вероисповедания, позволило констатировать, что Федеральный закон от 26 сентября 1997 года «О свободе совести и религиозных объединениях» является прогрессивным для России, он в значительной степени уточнил отношения государства и религиозных объединений, установил пределы вмешательства государства в дела церкви, религиозных же объединений - в дела государства. Закон впервые отделил верующих людей от религиозных объединений в отношении реализации их политических прав, которые граждане вправе осуществлять независимо от их членства в религиозных объединениях.

Вместе с тем, закон «О свободе совести и религиозных объединениях» подвергся серьезной критике в России и за рубежом. Особенно задело чувства верующих фактическое неравенство религиозных организаций и религиозных групп, которое приводит к негативным последствиям не только для представителей данных объединений, но и для самого государства, так как трудно установить эффективные формы контроля за деятельностью религиозной группы. Кроме того, в законе «О свободе совести и религиозных объединениях» отсутствует важная формулировка о том, что право на свободу вероисповедания гарантируется «каждому», поэтому он имеет более узкий юридический смысл по сравнению с Конституцией РФ. Имеет место и терминологическая неопределенность, выраженная в отождествлении понятий «свобода совести» и «свобода вероисповеданий». Это привело к тому, что название закона не соответствует его содержанию. В данном нормативном правовом акте регулируется право религиозных объединений на свободу вероисповедания, а не принадлежащая исключительно индивидам свобода совести.

Анализируя региональное законодательство в исследуемой сфере, следует отметить, что важной проблемой является несоответствие законов субъектов Конституции РФ федеральному законодательству о свободе совести и о религиозных объединениях. Несовершенством федерального и регионального законодательства, по нашему мнению, является также недостаточное вовлечение в область правового обеспечения свободы вероисповедания органов местного самоуправления, наиболее приближенных к населению.

Для устранения выявленных недостатков в диссертации предложен проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»».

В федеральном и региональном законодательстве необходимо также отказаться от отождествления понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания», так как это приводит как к непризнанности приоритета индивидуальной свободы вероисповедания, так и к недостаткам правового обеспечения деятельности религиозных объединений. Важнейшим направлением совершенствования конституционно-правового обеспечения свободы вероисповедания является также приведение в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством региональных нормативных актов.

Во второй главе рассмотрен конституционно-правовой механизм реализации свободы вероисповедания в России. Исходя из того, что понятие «обеспечение» соотносится с понятием «реализация» в общем виде как гарантия с объектом гарантирования, можно утверждать, что в первой части диссертации изложены условия, направленные на эффективную реализацию свободы вероисповедания. Исследование, проведенное во второй главе, соответственно позволяет реально оценить качество обеспечения данной свободы.

Исследование конституционно-правового механизма реализации свободы вероисповедания базируется на всесторонне разработанных в юридической науке понятиях: механизм правового регулировании, механизм действия конституции, механизм государства, механизм реализации прав и свобод личности.

Исследование наиболее общего понятия конституционно-правового механизма безотносительно к какой-либо сфере применения позволило сформулировать его определение. Конституциотю-правовой механизм — это осуществляемая государством правовая и организационная деятельность, реализуемая с помощью комплекса мер организационного, материально-технического, социально-психологического и иного характера, направленных на создание условий для успешной реализации правовых норм, содержащихся в Конституции.

Похожие диссертации на Конституционно-правовое обеспечение свободы вероисповедания в России