Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан Демиров, Корчагин Кадырбекович

Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан
<
Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Демиров, Корчагин Кадырбекович. Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.08. - Махачкала, 2005. - 162 с.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Понятие и историография религиозного экстремизма 3

1.1. Понятие и основные признаки экстремизма и его религиозной формы 16

1.2. Историография религиозного экстремизма и его развитие в Дагестане 29

ГЛАВА 2. Криминологическая картина религиозного экстремизма в Дагестане 48

2.1. Состояние, динамика и формы религиозного экстремизма в РД ...48

2.2. Факторы религиозного экстремизма

а) социально-экономические факторы религиозного экстремизма 63.

б) политические факторы религиозного экстремизма 69

ГЛАВА 3. Основы борьбы с религиозным экстремизмом 69

3.1. Преодоление конфессиональных противоречий как важное направление борьбы с религиозным экстремизмом 88

3.2. Организационные основы борьбы с религиозным экстремизмом 106

3.3. Совершенствование правовых инструментов противодействия экстремизму как важное направление борьбы с ним 129

Заключение 142

Библиография 150

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В Дагестане на протяжении тысячелетий одновременно мирно сосуществуют и активно контактируют различные религиозные миры, цивилизации. Здесь всегда существовала реальная практика конфессиональной толерантности (религиозной терпимости). Следует особо отметить тот факт, что на территории современной Российской Федерации впервые распространение таких религий, как христианство /с IV в./, иудаизм /с VI в./ и ислам /с середины VII в./ началось именно с территории Дагестана. Вместе с тем, как показывают криминологические исследования, в новых условиях российской действительности, это наследие нередко получает криминогенный оттенок, связанный с деятельностью исламских фундаменталистов.

Сегодня на рубеже веков заметные социально-политические, геополитические изменения в жизни дагестанского общества происходят в труднейших условиях, что порождает множество проблем, противоречий, потрясений. Идет переоценка ценностей, критическое осмысление опыта прошлого, поиск новых форм жизнедеятельности. Данная ситуация используется некоторыми группами интересов в неблаговидных целях, в том числе для пропаганды религиозного экстремизма, противопоставления представителей различных религий, апеллируя к историческим, конфессиональным и иным особенностям. Нынешняя религиозная обстановка в Республике Дагестан свидетельствует о том, что она накалена, серьезно угрожает политической стабильности республики. Некоторые экстремистские силы стараются использовать исламский фактор не в интересах мира, сотрудничества, сохранения единства и целостности Дагестана и конституционного строя в республике,- а наоборот, хотят подорвать все это, посеять рознь и вражду между мусульманами региона и делается все это под благовидным предлогом возрождения чистого традиционного суннитского ислама. Опасное противостояние между

различными течениями внутри исламской суннитской общины, не известное в прошлой истории горцев, является новым нехарактерным явлением в религиозной жизни Дагестана. Оно чревато исключительно трагическими последствиями. Как показатель, в последние годы на Северном Кавказе и в Дагестане, в частности, повысился уровень преступности экстремистской направленности. Именно на Южный Федеральный округ приходится основной массив преступлений экстремистского характера, Дагестан при этом на протяжении последних лет устойчиво занимает второе место после Чечни по количеству совершенных преступлений с экстремистской подоплекой.

Таким образом, охвативший наше общество экономический, политический, мировоззренческий, духовно-нравственный кризис сознания и психологии людей ставит перед учеными и практическими работниками, религиозными деятелями множество новых проблем, требующих срочного разрешения, что, собственно, и послужило основанием для выбора отмеченной проблематики в качестве темы диссертационного исследования.

Оценивая современный уровень развития отечественной науки в области исследований теории и практики исламского экстремизма, роли и места религиозного фактора в общественной жизни, необходимо отметить, что цельная концепция, учитывающая специфику данных процессов в Дагестане, пока слабо разработана. Недостаточно четко, а порой необъективно и противоречиво даются оценки места и роли ваххабизма в структуре религиозных взаимоотношений, а также в общественно-политической жизни нашего региона, причины возникновения здесь указанного течения в исламе, способы его регулирования и управления. Кроме того, нет криминологических исследований по данной проблематике, прямо касающихся ситуации в Республике Дагестан, которые в силу своей многоконфессиональности являются зоной повышенной конфликтогенности.

Тем не менее, необходимо отметить, что в этой сфере имеется ряд исторических и философско-социологических исследований, посвященных

различным аспектам формирования и распространения ваххабитского течения в исламе и его влияния на общественно-политическую ситуацию, в том числе и на Северном Кавказе. Это труды и исследования основателя ваххабитского движения в исламе Мухаммеда ибн Абд Аль-Ваххаба и его современников, а также других зарубежных авторов - Ас-Сейид ибн Зайни Дахля-на, Аюба Сабри-Паша, Османа ибн Абдаллах ибн Бишр, Хамфера М., Скот Петерсона и других.

Достаточно полно раскрываются вопросы, касающиеся религиозного экстремизма, роли шариата в системе социальных норм, толерантного сознания и профилактики экстремизма в социально-политической жизни современного российского общества в монофафии Боронбекова С. «Шариат: его место и роль в формировании климата доверия, толерантного сознания и борьбе с экстремизмом в российском обществе».

Заметное место занимают труды российских ученых и исследователей - A.M. Васильева1^.А. Беляева2, В. Даля3, К.И. Полякова , А. Малашенко , А.А. Игнатенко , И. Ротаря , А.В. Авксентьева , В.О. Бобровникова9, Д.Е. Еремеева10, М. Рощина", Р.Г. Ланда1, Г.В. Мило-

Васильев A.M. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство саунидов в Аравии (1744/45-1818). -МЛ 967.

- Беляев Е.А. Мусульманское сектантство. - М. 1957. - С. 99.

Даль В. Секреты секретных служб. Будни разведчика. - /Журнат «Азия и Африка». №1. 1999.

4 Поляков К.И. Король Фахд между капитализмом и улемами /Независимая газета. НҐ-
Религии. 03.02.1999. - С.4.

5 Маташенко А. Ренессанс религии Мухаммеда /Независимая газета. 22.09.1999.
Игнатенко А.А. Зеленый International. Всемирное исламистское движение в преддве
рии XXI века приобретает парадоксальные формы. - /Независимая газета. НГ-Религии.
7.04.1999.-С.4.

7 Ротарь И. Исламский радакатизм на просторак СНГ/Независимая газета. 22.09.1999.

8 Авксентьев А. В. Ислам на Северном Кавказе. - Ставрополь. 1984.

9 Bobrovnikov Г. Muslim Nationalism in the Post-soviet Caucasus: The Dagestani Case.
//Caucasian Regional Studies, Vol. 4. Issue I, 1999.

10 Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М. 1990.

11 Рощии М. Община ратикатьных исламистов в Дагестане глазами очевидца. -
/Независимая газета. НГ-Религии. 24.11.1999. - С.4.

славского2, Л.И. Медведко3, М. Муртазина4, Т.С. Саидбаева5, Н.А. Смир-нова , М.Т. Степанянца , Л.Ю. Сюкияйнена , С. Боронбекова и др.

В Дагестане процессы религиозного возрождения и исламского экстремизма проходят особенно остро и противоречиво.

В той или иной степени в последнее время они исследованы в ряде работ дагестанских ученых, которые использованы в процессе работы над диссертацией. Это труды М.В. Вагабова9, Н.М. Вагабова10, З.С. Арухова11, Э.Ф. Кисриева12, М.Р. Курбанова, Г.М. Курбанова13, М.З. Магомедова14, К.М. Ханбабаева15, А.Р. Шихсаидова16 и др.

Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. 1993. №1; его же: Ислам в истории России. - М. 1995.

" Мшюславский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире.-М. 1991. 3 Медведка Л.И.. Германович А.В. Именем Аллаха: Политизация ислама и исламиза-ция политики. - М. 1988.

Mitrtazin М. Muslims and Russia: war and peace. The journal «Central Asia and Caucasus». XL-1. 2000.

5 Саидбаев Т.С. Ислам и общество. - М. 1993.

6 Смирнов Н.А. Мюридизм на Кавказе. - М. 1963.

7 Степанянц М.Т. Ислам в философской и общественной мысли зарубежного Востока-
М. 1974: Мусульманские концепции в философии и политике (XIX-XX вв.). - М. 1982:
Философские аспекты суфизма - М. 1987.

Сюкияйнен Л.Ю. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М. 1986.

Вагабов М.В. Ислам и вопросы атеистического воспитания. - М. 1994: Ислам и проблемы формирования атеистического мировоззрения молодежи. - Махачката. 1988 г. Ислам - мировая религия. - Махачкала. 1999.

10 Вагабов Н.М. Мусульманский конфессионатизм в прошлом и настоящем. - М. 1985.

Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. - Ма-хачката. 1999.

' Кисриев Э.Ф. Столкновение в селении Чабанмахи // Сеть этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Бюллетень. №2(13). Май. 1997.

Курбанов М.Р., Курбанов Г.М. Религия в культуре народов Дагестана. - Махачката. 1996.

Магомедов М.З. Социализм и судьбы горцев. - Махачката. 1976.

Ханбабаев К.М. Религии в истории Дагестана //Гуманитарные науки и новые технологии образования. - Махачката. 1998.- С.185-190; Ислам в духовной и общественной жизни народов Дагестана //Наука и социатьный прогресс. - Махачката. 1997. - С.61-63: Мусульманские идейные течения в современном Дагестане //Наука и молодежь. Сб. ст. молодых ученых и аспирантов по гуманитарным проблемам. - Вып.П. - Махачката. 1999. -С. 47-69'.

6 Шихсаидов АР. Ислам в средневековом Дагестане (VH-XV вв.). - Махачката. 1969: Шихсаидов А.Р., Айтберов Т.М., Оразаев Г.М.-Г. Дагестанские исторические сочинения. -М.1993.

В этих работах рассматриваются различные проблемы ислама и его роли в общественно-политической жизни на Северном Кавказе, в частности в Дагестане, в исторической ретроспективе и тенденциях в современных условиях. В них анализируются различные проблемы теории и практики ислама, прослеживается степень влияния религиозных идей на общественные отношения в тех или иных исторических условиях.

Проблемам возрождения ислама в России и в частности на Северном Кавказе, посвящены труды В.О. Бобровникова, который рассматривает в своей работе подъем исламского экстремизма в последние годы (Muslim Nationalism in the Post-soviet Caucasus: The Dagestani Case. //Caucasian Regional Studies. Vol. 4. Issue 1, 1999. - P. 29-36.). Достаточно широко освещены организационные структуры исламских экстремистских организаций, форм и методов их деятельности, идеологии, программные цели и взаимоотношения с правящими режимами разной политической ориентации в работе Л.А. Игнатенко «Халифы без халифата». Автор предлагает термин «исламские неправительственные религиозно-политические организации» и подразумевает под ним политические объединения, использующие религиозную идеологию, действующие вне связанного с государством религиозного комплекса и соответственно отвергающие правительственный контроль над ними. Пристальное внимание роли и месту политического ислама в событиях на Северном Кавказе, сращиванию его наиболее экстремистского направления с теорией и практикой международного терроризма, используемого зачастую в достижении геополитических задач, уделяет в своей работе З.С. Арухов.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы состоит в том, чтобы на основании научной литературы, действующего российского и зарубежного законодательства, судебно-следственной практики по Республике Дагестан, а также анализа статистических данных за 1999-2003 гг.-, как по России в целом, так и по Республике Дагестан, провести криминологиче-

ский анализ религиозного экстремизма как явления преступности и обозначить систему мер ее предупреждения.

Реализация поставленной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

определение понятие и видов религиозного экстремизма;

анализ историографических предпосылок и факторов религиозного экстремизма;

анализ современного состояния религиозного экстремизма как преступности и форм ее проявления в Дагестане;

определение криминогенных факторов религиозного экстремизма;

определение основных наиболее эффективных мер борьбы с религиозным экстремизмом;

Объект исследования - религиозный экстремизм как социально-негативное, криминологическое явление.

Предметом исследования являются официальные источники и специальная литература, материалы судебно-следственной практики, статистические данные и иные источники.

Методологические основы исследования. Методологической основой настоящего исследования стали основополагающие категории диалектического материализма - такие, как отрицание отрицания, переход количественных изменений в качественные, а также философские категории общего, особенного и единичного, причины и следствия и некоторые другие.

Наряду с основным общенаучным методом теоретического познания при осуществлении анализа религиозного экстремизма автор широко применял также такие частные методы познания, как логический, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный, статистический, корреляционный, контент-анализ прессы, социологический (анкетирование, интервьюирование) и др. Необходимо отметить, что при криминологическом ана-

лизе религиозного экстремизма в основу взяты не только социально-политические, но и с догматическо-богословские стороны данного явления.

Эмпирическую базу исследования составили:

научные публикации по исследуемым в диссертации вопросам;

судебно-следственная практика по делам: организация и участии в незаконном вооруженном формировании (ст.208 УК РФ); насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст.278 УК РФ); вооруже-ный мятеж (ст.279 УК РФ); преступления по фактам публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280 УК РФ); возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды (ст.282 УК РФ), организация экстремистского сообщества (ст.282-1 УК РФ), организации деятельности экстремистской организации (ст. 282-2 УК РФ) в количестве 140 уголовных дел за 2000-2003 гг.;

статистические данные ГИЦ МВД РФ и ИЦ МВД РД; результаты опросов 120 судей, работников прокуратуры, следователей и оперативных сотрудников органов внутренних дел, а также 140 студентов Даггосуниверситета.

Научная новизна исследования состоит в том, что в работе предпринята попытка, раскрыть понятие религиозного экстремизма как криминологического фактора, определить специфику проявления этого социально-негативного феномена в Дагестане, его наиболее выраженных форм, раскрыть причинные факторы и предложить, на взгляд автора, действенные меры по их нейтрализации.

О понятии религиозного экстремизма до сих пор нет общепризнанных определений, нет единства мнений о том, в чем различие экстремизма от терроризма. Усложняет проблему то, что объект исследования весьма многогранен и находится на стыке религиоведения, политологии, социологии, мировых международных отношений, наконец, юриспруденции. А, как известно, подобного рода междисциплинарность зачастую обнаруживает довольно

слабо разработанный понятийный аппарат. Больше того, не только не ясен вопрос о значении понятий, но и отсутствует методика их определения, в итоге терминологическая проблема становится проблемой того угла зрения, под которым тот или иной исследователь видит смысл изучения данного социально-негативного феномена. В этой ситуации автором проведен анализ содержания религиозного экстремизма и его разфаничение со смежными феноменами по основным позициям, на основании чего дается общее определение.

К элементам научной новизны можно отнести также разделы исследования, посвященные анализу исторических предпосылок религиозного экстремизма в Дагестане, которые с особой силой проявляют себя сегодня в условиях бурно проходящих в регионе процессов религиозного возрождения, а также состояние, факторы, основные направления борьбы с религиозным экстремизмом.

Основные положения, выносимые на защиту.

По результатам проведенного исследования на защиту выносятся выводы и предложения, имеющие, по мнению автора, как теоретическое, так и практическое значение.

1. Религиозный экстремизм - это деятельность политических партий, общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц, в основе, которой лежит религиозная концепция. Религиозный экстремизм включает в себя деятельность по организации, планированию, подготовке и реализации общественно опасных деяний, направленных на насильственное изменение конституционного строя, насильственный захват власти, на нарушение суверенитета и территориальной целостности страны, на организацию незаконных вооруженных формирований, на нарушение прав и свобод фаждан, в том числе возбуждение национальной, расовой или

религиозной вражды, а также публичные призывы к совершению в указанных целях общественно опасных деяний, а также создание организаций для этих целей. Сюда же относится и финансирование, и материально-техническое содействие противоправной деятельности подобного рода.

  1. Религиозный экстремизм в Дагестане продуцируется деятельностью незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Чеченской Республики; радикально настроенными приверженцами религиозно-экстремистского течения ваххабизм; подпольной политической оппозицией сегодняшней власти; различного рода организованными преступными формированиями, рвущиеся к власти любой ценой; зарубежными военно-политическими и финансово-экономическими центрами и группами, стремящиеся дестабилизировать ситуацию на Кавказе с перспективой отторжения его от России.

  2. Отмечается усиление опасности разрушительного воздействия экстремизма на все более широкий круг сфер общественной жизни в Дагестане.

  3. Религиозный экстремизм, являясь одной из форм экстремизма, имеет свои подвиды. Особо в Дагестане себя проявляет исламский экстремизм в лице ваххабитов, а также после поражения воинствующих ваххабитов (август-сентябрь 1999 г.) религиозный радикализм стал во многом характеризовать тарикатистское течение в исламе на территории Дагестана, представители которого, выступая против политического и религиозного экстремизма, что совпадает с устремлениями всей здоровой части общества, а также отмечая процесс деградации культуры, проходящий по всей России, все настойчивее озвучивают тезис о том, что будущее республики следует рассматривать вообще очищенным и от сугубо "светских" норм и законов.

  4. Социальный портрет лиц, совершивших преступления экстремистской направленности, в общих чертах можно обрисовать следующим образом: это лица, как правило, мужчины примерно тридцатилетнего возраста, со

средним либо неоконченным средним образованием, активно увлекавшиеся нетрадиционными течениями в религии, не имевшие достаточного уровня образования, не способные самостоятельно правильно оценить происходящие общественно-политические процессы, в основном обманутые лидерами, идеологами создания Исламского государства на территории Чечни и Дагестана. Движущую силу современного исламского экстремизма составляют, в основном, лица проходящие обучение в исламских университетах за рубежом, студенты ВУЗов и колледжей, рабочие, мелкие торговцы, меньше -инженеры, врачи.

6. Религиозный экстремизм превращается в относительно устойчи
вое явление социально-политической жизни республики. В Дагестане отме
чаем смыкание религиозного экстремизма с национальным и политическим
экстремизмом. Религиозный экстремизм все больше аккумулирует скапли
вающийся в дагестанском обществе оппозиционную энергию.

7. Ваххабизм это течение в исламе (основателем которого в начале
восемнадцатого века был Абд аль-Ваххаб из неджда), целью которого , по
мнению его идеологов, является очищение ислама, возвращение к первоис
точникам. Вместе с тем ваххабизм — это не возрождаемый ислам в Дагестане,
а возрожденческая тенденция в самом исламе, которая стала знаменем экс
тремизма. В настоящее время отмечается появление различных разветвлений
ваххабизма, которые имеют другое название, но суть, конечная цель у них
остается той же что у ваххабитов. Среди таких ответвлений можно назвать
салафитов, усулиюнов, исламский джамаат, братья-мусульмане и т.д., в об
щей сложности этих названий более десяти. Смена «вывесок» идет парал
лельно со сменой тактики деятельности. Тактика ведения боевых действий с
участием незаконных вооруженных формирований сменилась на экстремист-
ско-диверсионную деятельность: сепаратизм, терроризм, бандитские акции.
Другими словами, можно говорить не о победе над ваххабизмом, а о времен
ном приглушении его, что позволяет думать, что ваххабизм как знамя экс-

тремизма еще долго будет сказываться на криминальной ситуации в республике.

  1. Факторы религиозного экстремизма в значительной мере проявляются в социально-экономической и политической сферах. Криминальная активность в республике, в том числе в рамках экстремистской деятельности, становится во многом объяснимой при анализе социально-экономической и политической ситуации в республике, где экстремизм, как и другие формы социального протеста, оказывается адекватной реакцией на ненормальные условия жизни каждого гражданина в отдельности и общества, в целом.

  2. Как представляется, в системе мер возможного предупреждения экстремистской деятельности не должны доминировать силовые, военные, специально-разведывательные аспекты. Такие методы не решают проблему, а загоняют ее в глубь. В этой связи предлагается в числе первоочередных мер борьбы с религиозным экстремизмом предпринять меры по преодолению межконфессиональных и, особенно, внутриконфессиональных противоречий в дагестанском обществе. В области исследования религиозных, меж- и внутриконфессиональных проблем в Дагестане предстоит сделать очень многое. На наш взгляд, следует уделять серьезное внимание не только формам и внешним проявлениям поведения граждан в религиозной сфере, но и изучению содержания, глубинных основ и скрытых процессов в этой области.

  3. Проблема религиозного экстремизма многогранна, включает идеологические, политические, социально-экономические и другие аспекты. Ее решение требует постоянной систематической, в первую очередь, профилактической работы. Одним из наиболее важных факторов в борьбе с религиозным экстремизмом должно быть создание соответствующего правового поля, разработка правовых инструментов, позволяющих вести активную борьбу с данным социальным злом. Глубинные причины известного явления нельзя устранить одними лишь правовыми средствами, тем не менее надлежащее законодательство и эффективная практика его применения могли бы

переломить опасную тенденцию к усилению экстремизма, наблюдаемую в стране на протяжении последнего десятилетия. Надо отметить, что на сегодняшний день в России имеется широкая правовая база для противодействия экстремизму, однако нельзя говорить о том, что она эффективно работает, достаточно криминологически обоснована.

11. Нормы уголовного закона, особенно после корректировки Законом от 8 декабря 2003 года, на первый взгляд, представляются достаточно действенными. Однако ресурс уголовного закона в борьбе с экстремизмом весьма ограничен. В этой связи как показывает опыт, в том числе и зарубежный, достаточно перспективным может быть смещение акцентов с уголовного права в область уголовного судопроизводства. Необходимо также расширить понимание терроризма как социально-негативного феномена, увеличить список запрещенных организаций, ограничить права отдельных граждан и организаций, подозреваемых в причастности к терроризму, ужесточить правовой режим чрезвычайного положения и миграционных процессов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в пригодности его результатов, во-первых, для развития криминологических знаний об экстремизме вообще и религиозном экстремизме, в частности, а, во-вторых, для стимулирования дискуссий по ряду криминологических проблем, как то: понятие и виды религиозного экстремизма, его факторы, историография религиозного экстремизма, криминогенное значение, а также меры противодействия.

Результаты и основные положения диссертационного исследования могут быть использованы в законотворческой деятельности, правоохранительной практике компетентных органов, а также в учебном процессе - стать базой для разработки специальных и факультативных курсов.

Апробация результатов исследования. Результаты проведенного исследования, основанные на них выводы, положения и рекомендации прошли апробацию в процессе обсуждения на заседании кафедры уголовного права и

криминологии юридического факультета Даггосуниверситета, во время участия в научно-практических семинарах. Кроме того, апробация результатов осуществлена в опубликованных работах.

Структура исследования обусловлена целями и задачами предлагаемого исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения. К диссертации приложен список использованной литературы.

Понятие и основные признаки экстремизма и его религиозной формы

Проблема дефиницирования «экстремизма» и «религиозного экстремизма», в частности, представляется весьма сложной задачей. Объект исследования весьма многогранен и находится на стыке религиоведения, политологии, социологии, мировых международных отношений, наконец, юриспруденции. А, как известно, подобного рода междисциплинарность зачастую обнаруживает довольно слабо разработанный понятийный аппарат. И действительно, для определения известного феномена до сих пор нет общепризнанных определений, нет единого мнения о том, что обозначает и в каких случаях им можно оперировать, в частности, в чем различие экстремизма от терроризма. Больше того, не только не ясен вопрос о значении понятий, но и отсутствует методика их определения, в итоге терминологическая проблема становится проблемой того угла зрения, под которым тот или иной исследователь видит смысл изучения данного социально-негативного феномена.

Исходя из этого понимание религиозного экстремизма как одной и форм экстремизма может быть построено при уяснении следующих позиций. 1. Словарь русского языка СИ. Ожегова определяет экстремизм как «приверженность к крайним мерам и взглядам (обычно в политике)»1. В соответствии с Кратким политическим словарем «экстремизм - это приверженность к крайним взглядам и мерам, в политическом смысле означает стремление решать проблемы, достигать поставленных целей с применением самых радикальных методов, включая все виды насилия и террора» . Данные определения позволяет рассматривать экстремизм как одну из форм радикального отрицания существующих общественных норм и правил в государстве со стороны отдельных лип или групп . Вместе с тем этимологическое значение может быть положено лишь в основу понимания того или иного явления, ибо позволяет получить в лучшем случае самое общее представление о рассматриваемом явлении, не всегда пригодно для практики, в том числе правоохранительной. Например, О.М. Хлобустов и С.Г. Федоров под экстремизмом понимают агрессивное поведение (настрой) личности, наиболее существенными внешними проявлениями которого являются, во-первых, нетерпимость к мнению оппонента, ориентированного на общепринятые в данном обществе нормы; во-вторых, склонность к принятию крайних (силовых) вариантов решения проблемы; в-третьих, непринятие консенсуса как ценности и делового инструмента каждодневной деятельности; в четвертых, непринятие прав личности и ее самой как самоценности".

По мнению составителей «Основ подготовки сотрудников органов внутренних дел к противодействию политическому и религиозному экстремизму», во-первых, сразу же возникают принципиальные вопросы. Что считать «крайними» взглядами? Для кого они «крайние»? Не ответив на них, мы не сможем выработать правового противоядия.

Во-вторых, если уравнять между собой понятия «взгляды», «действия», «методы», а значит «цели» и «средства», и положить этот общий критерий в основание государственной деятельности по противодействию экстремизму, то такая деятельность полностью будет сведена к уголовно-правовому преследованию за насильственные преступления (например, терроризм, захват заложников и т.п.), поскольку под радикальными методами в общественной жизни и понимается, главным образом, применение насилия (независимо от того, под какими идейными знаменами оно осуществляется). И в этом случае становится излишней сама постановка вопроса о государственном противодействии экстремизму - идейному предшественнику и вдохновителю насилия1. 2. В литературе можно встретить определение экстремизма в двух аспектах. Первый основан на анализе экстремизма как одной из форм социального отчуждения, предусматривающего изучение социокультурных и социально-психологических механизмов формирования экстремистского мировоззрения и экстремистски ориентированного типа личности. Второй аспект заключается в рассмотрении экстремизма как продукта целенаправленной деятельности идеологических групп - политических партий, общественных движений, религиозных организаций, стремящихся к достижению социальных, преимущественно - политических, целей с использованием экстремистских средств и методов реализации своих идеологических доктрин и удовлетворения своих социальных интересов. Следует отметить, что в рамках настоящего исследования за основу будет взят второй аспект, хотя автор отдает отчет в том, что без понимания сущности экстремизма как формы социального отчуждения невозможен экстремизм как экстремистская деятельность групп, последнее становится следствием смыкания экстремизма как формы социального отчуждения с террористической деятельностью, незаконным оборотом наркотиков и торговлей оружием и т.п. 3. Следует отметить, что содержание экстремизма и особенно политического обусловлено сущностью того политического режима, в условиях которого и по отношению к которому он себя проявляет. Борьба за соблюдение прав человека в условиях тоталитарного режима или даже коррупционного правительства является по форме таким же экстремизмом, каким является экстремизм в условиях демократии, поскольку антиконституционен, но по содержанию это все-таки разные явления.

В открытом демократическом обществе к политическому экстремизму должна быть отнесена, прежде всего, деятельность по распространению таких идей, течений, доктрин, которые направлены: на отрицание абсолютной ценности прав человека (неслучайно в преамбуле нового Закона «О противодействии экстремистской деятельности» его первой целью названа «защита прав и свобод человека и гражданина»); на разделение людей по классовому, имущественному, расовому, национальному или религиозному признакам; на ликвидацию самой возможности легального плюрализма, свободного распространения и обмена идеями;на установление единственной идеологии в качестве государственной и пр.

Историография религиозного экстремизма и его развитие в Дагестане

Изучение факторов экстремизма дает возможность понять содержание, сущность и основную его направленность как явления преступности, угрожающего национальному и международному правопорядку и безопасности, требующего разработки специальных мер контроля. Вместе с тем следует иметь в виду, что каждая из разновидностей экстремизма имеет свои специфичные причины и условия, которые нами усматриваются и у религиозного экстремизма в Дагестане. И, прежде всего, это исторические предпосылки и религиозное возрождение.

Религиозный экстремизм в исламе по праву некоторыми религиоведами связывается с такими течениями в исламе как «хариджизм» и «ваххабизм», а также с другими экстремистскими сектами и течениями, каждое из которых, по мнению А.В. Малащенко, имеет глубокие гносеологические, собственно религиозные и политические корни. Они присущи исламу как социокультурной системе и существуют в нем на протяжении столетий1. Примечательно, что появление различных течений в исламе предсказывал пророк Мухаммед. Он, в частности, сказал: «Религия пророка Мусы (мир ему) разделилась на 71 течение, религия пророка Исы (мир ему) разделилась на 72 течения, а моя разделится на 73 течения и только одно из них будет на верном пути, т.е. прямо попадет в рай». Когда же сподвижники спросили пророка: «Если такие времена наступят при нашей жизни, как же определить, кто на истинном пути?» - пророк ответил: «Большинство моей уммы с неверным не согласится». Он также сказал: «Будьте с джамаатом». Джамаат - это большинство. Так что, определить, кто на пути истины, не составляет труда.

Хариджитов1 не без основания считают прародителями экстремистских течений в мусульманском мире, они жили в первом веке по хиджре (мусульманскому летоисчислению). В 657 г. по григорианскому календарю они от-делились от войска четвертого халифа Али" из-за того, что сочли его недостаточно твердым в борьбе за правое дело, объявили низложенными и даже считали необходимым убить его, что впоследствии и произошло . Убийство своих политических и религиозных противников они считали богоугодным делом. Но крайний фанатизм непримиримых интеллектуально офаниченных хариджитов привел к тому, что они боролись не только и не столько против власти, сколько против мирного мусульманского населения, зачастую убивая женщин и детей. Например, известный арабский историк Ат-Табари сообщает, что хариджиты убили сподвижника пророка Мухаммада и его беременную жену. Все это они совершали, прикрываясь лозунгами защиты Ислама.

В чем же заключалась идеология хариджитов. Прежде всего, хариджиты выступали против нововведений. Они, в частности, осуждали халифа Ус-мана за дозволенные религией новшества4.

Хариджиты, преисполненные фанатизма и нетерпимости, вели борьбу не только против мусульман, но и между собой. Это привело к образованию фуппировок среди них. Абуль-Музаффар аль-Исфараини выделяет семь фуппировок5. Наиболее многочисленными фуппировками являлись следующие: мухакимиты, азракиты, надждиты, байхаситы, аджрадиты, салаби-ты, ибадиты, сифриты. Азракиты, составляющие крайнюю фуппировку ха- риджитов, считали любого мусульманина, совершившего грех, неверующим, вероотступником, для которого возвращение в Ислам невозможно. Этого же мнения придерживались и, так называемые, ибадиты.

Азракиты обвинили в неверии жену Пророка Мухаммада, Аишу, и некоторых Его сподвижников1. Азракиты являлись сторонниками убийств по религиозным и политическим мотивам и признавали необходимым физическое уничтожение каждого, кто не разделяет их взгляды, вместе с женами и детьми. Они объявляли неверными и тех, кто, разделяя их убеждения, не принимал участия в подобных деяниях. Здесь можно провести некоторые аналогии с современными событиями.

От хариджитов последующие поколения экстремистов восприняли убеждения, что о правоверии человека следует судить по его действиям и, следовательно, люди, совершившие тяжкие грехи, являются не плохими мусульманами, а вероотступниками, неверными. Поэтому, по мнению хариджитов, их следует убивать, а имущество забирать себе.

Основателем ваххабизма, название которого стало синонимом международного терроризма и экстремизма, был Мухаммад ион Абд аль-Ваххаб, живший на Аравийском полуострове в ХШ веке по хиджре, что соответствует XVIII веку григорианского календаря.

Зейни Дахлян относит начало деятельности Ибн Абд аль-Ваххаба к 1723 году, а массовое распространение ваххабизма к 1730". Силой своего красноречия он убеждал несведущих в религии людей в своих ложных убеждениях, внушив им, что мусульмане, не следующие за ним - вероотступники. Впоследствии ваххабизм привел к расколу общества и к разногласиям между людьми во многих странах мира. Одними из самых наглядных примеров могут служить Афганистан и некоторые регионы России. В тоже время Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб утверждал, что он организовал свое течение якобы для очищения вероучения о единобожии и освобождения его от язычества. По его мнению, мусульмане, жившие на протяжении 600 лет до него, были язычниками, а он возобновил Ислам.

Интересно отметить, что на убеждения огромное влияние оказал агент английской разведки Хамфер. Эти выводы можно сделать, ознакомившись с книгой «Признания английского шпиона», в которой сообщается, что в 1710 году министр по делам колоний Великобритании с целью сбора нужной и продуктивной информации, а также для осуществления шпионской деятельности по расколу мусульман, направил Хамфера в Египет, Ирак, Хиджаз и Стамбул. Именно во время одной из своих поездок Хамфер и познакомился с молодым и амбициозным Ибн Абд аль-Ваххабом из Неджда, который спустя некоторое время начал свою деятельность в Багдаде и других частях мусульманского мира.1 Хамфер в своих воспоминаниях говорит, что в Мухаммеде из Неджда он нашел того, кого искал, потому что тот пренебрегал мнениями ученых своего времени и непочтительно относился к четырем праведным халифам. Ибн Абд аль-Ваххаб прожил в Басре четыре года. Именно в этом городе он впервые стал призывать к своей идеологии.

Впоследствии англичане установили тесные отношения и с Саудом, разделявшим убеждения Ибн Абд аль-Ваххаба. Сообщается, что фактория Ост-Индской компании, существовавшая в конце XVIII века в Басре, постоянно посылала подарки Сауду.

Состояние, динамика и формы религиозного экстремизма в РД

Оценка состояния криминогенной ситуации в Республики Дагестан позволяют судить о том, что данный регион в уголовно статистическом измерении, как правило, «повторяет» изменения динамики общероссийской преступности. Вместе с тем в каждом регионе присутствуют свой комплекс факторов, специфицирующих состояние преступности в нем. Статистика свидетельствует о снижении общей преступности в Дагестане, динамика которой в абсолютных показателях выглядит следующим образом: в 1992-18079 преступлений; в 1993 - 16835; в 1994-14238; в 1995 - 14014; в 1996 - 13746; в 1997 - 12728; в 1998- 13927; в 1999 - 14403; в 2000 - 15692; в 2001 - 15266; в 2002 -14151; и за 2 мес. 2003 г. - 2130 пре ступлений.1 Начиная с 2000 года тяжких и особо тяжких преступлений со вершено соответственно 6153, 6191, 5048, т.е. отмечается снижение преступ ности, в т.ч. категории особо тяжких. Наряду с этим период с 1995 по на стоящее время характеризуется активной деятельностью различного рода экстремистов. Наибольшее беспокойство вызывает самое жестокое проявление экстремизма - терроризм. Каждый совершенный акт терроризма - это большие человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и огромная социально-психологическая травма обществу. С начала девяностых годов прошлого уже столетия и по настоящее время в Дагестане совершено 92 террористических акта (ст.ст.205 и 277 УК РФ). В 2002 году на территории Республики Дагестан было совершено 8 преступлений террористического характера (ст.205 УК РФ - 5, ст.277 УК РФ - 3) в т.ч. теракты 18.01.2002г. и 09.05.2002 г. в г. Махачкала в отношении военнослужащих ВВ МВД РФ и в г.Каспийск, повлекшие большие человеческие жертвы. С начала 2003г. на территории РД совершено 7 преступлений террористического характера, из два теракта: - 28.08.03 покушение на жизнь депутата Госдумы Махачева Г.Н.; - 27.08.03 убийство министра по национальной политике, информации и внешним связям РД Гусаева М.М.; а также акты терроризма, квалифицированные по ст. 205 УК РФ: - 01.01.03 взрыв на железной дороге при прохождении грузового соста ва на территории Хасавюртовского района; - 17.07.03 взрыв мотороллера «Муравей», стоявшего в 5-ти метрах от забора ГОВД г. Хасавюрт. Погибли 3 человек, 30 получили ранение; - 25.09.03 под шпалами железнодорожного проезда автодороги «Махачкала - В. Гуниб» обнаружена подготовленная к взрыву противотанковая мина; - 28.10.03 под деревом, расположенным около входа в здание администрации г. Буйнакск, обнаружен 125 мм. осколочно-фугасный снаряд Наконец, в 2003 году на территории Дагестана зарегистрирован один случай захвата заложников. Иные преступления экстремистской направленности: -организация и участие в незаконном вооруженном формировании (ст.208 УК РФ) 2000 г. - 7, 2001 - 5, 2002 - 12, а за 2 месяца 2003 г. преступления указанной категории вообще не зарегистрированы; -насильственный захват власти или насильственное удержание власти (ст.278 УК РФ): 2000 г. - 1 преступление, в 2001-2003 г.г. таких преступлений не зарегистрировано; -вооруженный мятеж (ст.279 УК РФ) - в 2000 г. было зарегистрировано 2 факта, в последующие годы ни одного. Преступления по фактам публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (ст.280 УК РФ), возбуждения национальной, расовой или религиозной вражды (ст.282 УК РФ), организации экстремистского сообщества (ст.282-1 УК РФ), организации деятельности экстремистской организации (ст. 282-2 УК РФ) в 2002-2003 г.г. не зарегистрированы. Надо заметить, что на современном этапе проблема религиозного экстремизма обретает особое значение в силу глобализации данного явления и роста масштабов его угрозы. Складывающаяся на настоящий момент криминогенная обстановка на Северо-Кавказском регионе свидетельствует о неблагополучном развитии ситуации в данном направлении. Сегодня можно выделить четыре основных источника экстремистской и террористической активности, представляющих реальную угрозу для региона. Это: - незаконные вооруженные формирования, действующие на территории Чеченской Республики, заинтересованные в сохранении очага напряженности на Кавказе; - радикально настроенные приверженцы религиозно-экстремистского течения ваххабизм, пособники НВФ, действующие в условиях жесткой конспирации; - подпольная политическая оппозиция сегодняшней власти, различного рода организованные преступные формирования, рвущиеся к власти любой ценой; - зарубежные военно-политические и финансово-экономические центры и группы, стремящиеся дестабилизировать ситуацию на Кавказе с перспективой отторжения его от России.

Преодоление конфессиональных противоречий как важное направление борьбы с религиозным экстремизмом

Как представляется, в системе мер возможного предупреждения экстремистской деятельности не должны доминировать силовые, военные, специально-разведывательные аспекты. Такие методы не решают проблему, а загоняют ее вглубь. Как справедливо указывает А.В. Малашенко, клеймить экстремистов и посылать против них бойцов «Альфы» да ОМОНа бессмысленно. Ибо это значит воевать против идеи, Мысли. А Мысль, как нас всех учили в школе, убить нельзя . Примечательно также, что согласно проведенным исследованиям среди пятидесяти ваххабитов, находящихся в 2000-2002 г.г. под следствием, лишь двое подследственных усомнились в справедливости и правильности их поступков. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что ваххабизм как идеология представляет собой не просто совокупность экстремистских идей, а систему «аргументированных» положений. Борьбу с данной системой следует организовать на таком же уровне, на котором осуществляется подготовка будущих экстремистов в тех заведениях, где начинается закладка в сознание молодых идеологии вахабисткого толка, где идет отбор и подготовка кандидатов в будущие террористы".

К сожалению, в России, как и во многих других странах, стоящих на переднем крае борьбы с экстремизмом почти не уделяется внимания вопросам изучения реальных причин и условий, способствующих возникновению и разрастанию экстремизма и терроризма, их устранению или минимизации. Предпринимаемые силовые меры нередко нарушают фундаментальные права человека и гражданина (массовые задержания, обыски и прослушивание телефонных разговоров, поощрение националистических и расовых тенденций, подозрительности и доносительства, ковровые бомбардировки и другие насильственно-военные действия), изменяя необходимое для демократических государств соотношение свободы и контроля. Поэтому необходимо бороться с экстремизмом убеждением, таким образом преодолевая конфессиональные противоречия и сужая либо вообще сводя на нет социальную базу религиозного экстремизма.

Следует отметить, в связи с этим, что состояние внутри и межконфессиональной толерантности сегодня остается тревожным.

Социологические опросы, проводимые различными научными учреждениями и публикуемые на страницах солидных научных изданий, а также в СМИ, свидетельствуют о том, что если в 1995 году уровень межконфессиональной толерантности (межрелигиозного взаимоуважения) населения России в целом оставался довольно высоким (доля респондентов, отрицательно относящихся к различным конфессиям, не превышает 10%), то наметившаяся в последние годы тенденция настораживает. Сравнение данных социологических опросов за последние 5 лет свидетельствует о заметном снижении межконфессиональной толерантности населения и, прежде всего, по отношению к нехристианским религиям. Соответственно растет и национальная нетерпимость: по данным Центра социологии межнациональных отношений Института социально-политических исследований РАН, например, в Москве доля респондентов до 20-летнего возраста, испытывающих неприязнь к людям других национальностей, достигает 58%.

Весьма красноречиво показывают состояние внутриконфессиональной толерантности результаты социологических исследований, проводимых в республике Дагестан, непосредственной целью которого было выяснение восприимчивости верующих мусульман Дагестана к некоторым принципиальным религиозным идеям фундаменталистов; какие группы верующих наиболее склонны к их признанию. Важно видимо отметить, что З.М. Абдулагатов (автор проведенного исследования) исходил из того, что респондентам следует задавать вопросы, которые не касаются непосредственно проблем экстремистского характера деятельности ваххабитов, ибо ответы на такие вопросы, учитывая особо негативное отношение к ваххабитам в Дагестане (после известных событий августа 1999 года), очевидно, были бы отрицательными.

На вопрос: «Если Вы считаете возможным, то просим Вас выбрать одно из утверждений: а) мусульманская религия для всех мусульман должна быть такой, какой она была при пророке Мухаммеде; б) мусульманская религия не может оставаться такой, какой она была при пророке Мухаммеде, так как жизнь изменилась;в) не знаю.

Пункт «а» является одним из основных принципов фундаменталистской идеологии. В общей выборке по республике 54,5% ответивших на поставленный вопрос считают, что мусульманская религия для мусульман должна быть такой, какой она была при пророке Мухаммеде, т.е. поддерживают фундаменталистский подход в выборе формы или системы религиозных ритуалов (фундаменталисты). Четверть ответивших (24,9%) придерживаются более гибкой точки зрения исламского модернизма (модернисты). Для 17,9% поставленная дилемма оказалась неразрешимой. Наибольший процент «фундаменталистской» позиции в общей выборке оказался среди респондентов предгорной зоны - 82,0%. По этому же показателю сельские районы значительно опережают города республики - 60,9% и 42,7% соответственно. Самый низкий показатель оказался у сотрудников Институтов ДНЦ - 24,2%. Среди верующих научных работников, постоянно совершающих намаз, этот показатель еще ниже - 14,3%.

Похожие диссертации на Криминологическая характеристика религиозного экстремизма : По материалам Республики Дагестан