Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты Степанова Елена Евгеньевна

Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты
<
Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степанова Елена Евгеньевна. Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05.- Санкт-Петербург, 2006.- 198 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/966

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Благотворительная деятельность в сфере культуры содержание и особенности 12

1.1. Понятие и виды благотворительности 12

1.2. Социально-культурное содержание благотворительности 27

1.3. Исторический опыт организации благотворительности 35

1.4. Характерные черты благотворительной деятельности в области культуры 52

Глава 2. Психолого-педагогические аспекты благотворительности 64

2.1. Мотивация как фактор социальной активности личности 64

2.2. Мотивация благотворительной деятельности: диагностика и формирование 76

2.3. Педагогика благотворительности 93

Глава 3. Организация и регулирование благотворительности 116

3.1. Благотворительные организации: нормативная регламентация 116

3.2. Актуальные вопросы совершенствования правового обеспечения благотворительной деятельности в области культуры 131

Заключение 153

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и
практической значимостью вопросов, связанных с развитием

благотворительности в России, использованием воспитательного потенциала благотворительных мероприятий, организацией деятельности меценатов.

Практический интерес к этим проблемам вызван, прежде всего, возрождением социально-культурного феномена благотворительности в Российской Федерации после советского периода в развитии нашего Отечества, когда материальная благотворительная деятельность фактически была запрещена, поскольку государство полностью брало на себя выполнение социальной функции.

Переход к рыночной экономике, изменение социально-экономических реалий в 90-е гг. XX столетия, недостаточное финансирование государственных учреждений культуры, формирование правовой базы благотворительности - всё это способствовало увеличению притока денежных средств благотворителей в различные сферы жизни общества, в том числе, в область культуры.

Выход в свет новых специальных изданий («Деньги и

благотворительность», «Добрые люди», «Покровитель искусств и наук
МЕЦЕНАТ», «Нескучный сад» и др.), широкое обсуждение актуальных
вопросов благотворительности не только на страницах печатных изданий, но и
в сети Интернет, а также некоторые другие факторы, в том числе неизученность
педагогического потенциала благотворительной деятельности, способствовали
постановке проблемы воспитательного воздействия в системе

благотворительности, решение которой предполагает формирование нового направления в отечественной педагогике.

Назревшая необходимость выявления методов формирования

социально-полезных качеств личности, позволяющих человеку заниматься

благотворительной деятельностью, определила интерес к исследованию мотивационной сферы благотворителей.

Особую актуальность изучению мотивов благотворительной деятельности (в первую очередь, в области культуры) придаёт отсутствие единых подходов к исследованию данной проблемы.

Весьма важное значение имеет также выявление факторов, препятствующих широкому распространению благотворительности.

Степень научной разработанности темы. В последние годы появилось значительное количество работ, посвященных благотворительности, в том числе и диссертаций1. В основном, предметом исследований являются социологические и исторические аспекты блаї отворительной деятельности.

А.Ф. Векслер и Г.Л. Тульчинский в своих трудах затрагивают вопросы благотворительности в сфере культуры , осуществляют классификацию видов благотворительной деятельности, выявляют причины участия представителей бизнеса в благотворительных акциях.

А.З. Свердловым проведена огромная работа по изучению и обобщению отечественного и зарубежного опыта благотворительности3, даны исторический анализ и сравнительная характеристика благотворительной деятельности и социальной работы.

1 См, например

Агафонова В В Благотворительность в культурно-досуговой сфере как средство самореализации личности

предпринимателя автореф дис канд пед наук СПб, 1995,

Бендрикова А Ю Благотворительная деятельность в Забайкалье специфика, тенденции развития* автореф дис

канд социол наук Барнаул, 2004, Воронова ЕА Благотворительная деятельность Русской Пракославной Церкви в России социологический анализ автореф дис канд социол наук СПб, 2004;

Горбунова Е Ю Благотворительность в России и ее роль в общественно-культурной жизни на рубеже XIX -XXвв автореф дис канд ист наук М, 1996,

Иванова Е В Внедрение в российскую систему благотворительности зарубежного опыта социальной работы в конце XIX - начале XX вв автореф дис канд ист. наук М, 1998,

Кононова T Б История российской благотворительности и ее связь с государственными структурами социального обеспечения автореф дис канд ист. наук М, 1997,

Темникова Л А Благотворительность в контексте духовного развития общества автореф дис канд

социол наук Белгород, 1996

2 См , например Векслер А Ф, Тульчинский Г Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность -

H Новгород «PR-Эксперт», 2002 -310 с .Тульчинский Г.Л Менеджмент в сфере культуры.-СПб «Лань», 2001 -384 с

Мотивационная сфера благотворительности рассматривается в работах М.Н. Вандышева, Н. Дорошевой, И.А. Кусмарцевой, Л.А. Лернер, Л.Е. Петровой, П.В. Романова, Г.Л. Тульчинского и некоторых других авторов.

Б.Ш. Нуваховьш4, Л.Н. Войт5 и М.В. Фирсовым защищены докторские диссертации, посвященные благотворительности в медицине и социальной работе.

Вместе с тем, необходимо отметить, что отсутствуют научные работы
по исследованию педагогического потенциала благотворительной

деятельности.

Указанное обстоятельство обусловило выбор темы диссертационного исследования, его объект, предмет, цели и задачи.

Объектом исследования являются педагогические и организационные аспекты развития благотворительности в сфере культуры; общественные отношения, возникающие при осуществлении благотворительных актов.

Предмет диссертационного исследования - понятие, виды благотворительной деятельности, характерные черты благотворительности в сфере культуры, педагогика благотворительности и её категориальный аппарат, мотивационная сфера благотворителей, организационно-правовые условия развития благотворительности в области культуры.

Цель работы заключается в комплексном анализе благотворительности в сфере культуры России и создании единой концепции педагогических воздействий на личность, направленных на формирование нравственных ценностей, способствующих активизации блаї отворительной деятельности.

3 См, например Свердлов A3 Курс инций по социальной работе и благотворительности В2ч СПб
СПБГУКИ.2001.

4 См : Нувахов Б Ш История милосердия и благотворительности в отечественной медицине XVIII - XX вв :
автореф дис ...д-ра ист наук М, 1993.

5 Войт Л Н История благотворительного движения в медицине Амурской области (2-я пол XIX - XX вв )
автореф дис . д-ра ист наук М , 1995

Для достижения указанных целей диссертантом поставлены следующие задачи:

исследовать и уточнить понятие благ отворительной деятельности;

обобщить существующие классификации благотворительной деятельности;

выявить социально-культурное содержание благотворительной деятельности;

изучить особенное!и формирования и развития благотворительности в сфере культуры;

определить понятие и методы педагогики благотворительности;

выделить организационно-правовые аспекты развития благотворительной деятельности.

Гипотеза исследования сводится к следующим основным положениям:

предполагается, чго педагогический потенциал благотворительности может быть раскрыт только при широком подходе к содержанию благотворительной деятельности, согласно которому благотворительность включает в себя не только материальный аспект, но и бескорыстное оказание услуг, безвозмездное выполнение работ, бесплатную психологическую помощь, что делает её доступной практически каждому человеку;

презюмируется, чго воспитательное влияние благотворительной деятельности на личность происходит не одномоментно, систематичность благотворительного воздействия увеличивает эффективность последнего.

В качестве гипотезы выдвинуто также положение о том, что в ходе формирующего педагогического эксперимента у студентов вуза можно усилить мотивацию самоактуализации и желание участвовать в благотворительной деятельности.

Теоретико-методологической основой диссертационного

исследования являются концепции мотивации Ф. Лерша, В. Врума, Д. Макклелланда, А.Г. Маслоу, Г.А. Мюррея, X. Хекхаузена и др.

При написании диссертации автором проанализированы точки зрения учёных, рассматривавших исторические аспекты благотворительности, -Е.А. Абросимовой, А.Н. Боханова, П.В. Власова, М.Л. Гавлина, К.Е. Гагариной, Е.Ю. Горбуновой, Н.Г. Думовой, Т.М. Казовской, Т. Копиевой, Е.Ю. Костиной, Н.П. Крюкова, В.А. Поссе, А.З. Свердлова, А.В. Скоч, О.М. Трайнина, В.Е. Триодина, Г.Н. Ульяновой, Е.П. Хорьковой, Г.М. Четвериковой, Г.Г.Швиттау.

Диссертант также опирался на творческое наследие М.А. Ариарского в области прикладной культурологии. В работе раскрыты существующие теоретические модели блаї отворительной деятельности в культурно-досуговои сфере (В.В. Агафонова, Г.Л. Тульчинский, Е.Л. Шекова и др.).

В диссертационной работе рассмотрены различные взгляды на вопросы социологических исследований благотворительности (А.Гордеева, И.Крестникова, Е.Левшина, В. Ладоренко, Л.Е.Петрова, А.В. Соловьёва и др.).

При анализе юридических, организационных аспектов благотворительной деятельности автором приняты во внимание концепции, выдвинутые А.Вербицким, А.И.Дымниковой, Р.Н.Жаворонковым, М.Л. Макальской, СЮ. Матвеевым, А.И. Радушинской, A.M. Эрделевским и

др.

Диссертантом также изучены работы выдающихся педагогов (Ш.А. Амонашвили, Н.В. Бордовской, И.Б. Горбуновой, А.В. Мудрик, Н.Е. Ревской) и психологов (Е.Голубевой, Н.Ивановой, Е.Рогова и др).

При характеристике благотворительной практики автор учитывал точки зрения Л. Графовой, П.Гриюрян, О.Данильчеко, Н.Жуковой, М. Смирнова и др.

Для решения задач, поставленных в диссертации, применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научных трудов

социально-культурной и психолого-педагогической направленности, анкетирование и тестирование, констатирующий и формирующий педагогические эксперименты, сравнительно-правовой метод. Кроме того, в ходе работы диссертантом использовались методы теоретического моделирования, построения гипотез, интерпретации нормативно-правовых актов.

Экспериментальной базой исследования выступали высшие учебные заведения Санкт-Петербурга - Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств и Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Студенты названных вузов приняли участие в констатирующем и формирующем психолого-педагогическом эксперименте, проводимом диссертантом.

Организация исследования включала в себя несколько этапов.

На первом этапе (2003 - 2004 гг.) диссертантом изучалась научная литература и выдвигались гипотезы исследования. Второй этап (2004 - 2005 гг.) был связан с выбором экспериментальной и контрольной групп. Третий этап педагогического эксперимента (2005 - 2006 гг.) сводился к тестированию и анкетированию как членов экспериментальной, так и контрольной групп. На четвёртом этапе исследования (2006 г) проведены анализ и интерпретация результатов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования

обеспечены конкретными данными, полученными в ходе изучения практики благотворительной деятельности, научной литературы, данных социологических исследований. Выводы и предложения также формулировались на основе опыта преподавательской работы автора.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Развитие благотворительности в России в настоящее время, а

также духовное наследие меценатства, отечественные традиции взаимопомощи, бескорыстной поддержки ближнего

послужили объективной предпосылкой появления педагогики
благотворительности. Последняя представляет собой систему
знаний о воспитании и обучении в процессе осуществления
благотворительных акций, а также просветительной работы,
направленной на формирование гуманистических качеств
личности потенциальных благотворителей. Диссертант
исходит из того, что концепция педагогики

благотворительности носи г универсальный характер:
отсутствие денежных средств не может служить фактором,
препятствующим осуществлению благотворительности, так
как духовная форма благотворительной деятельности
(безвозмездное выполнение работ, оказание услуг,
бескорыстная психологическая помощь) развивается
независимо от материального благосостояния

благотворителя.

Последовательное усиление мотивации самоактуализации,
характерной для духовных благотворителей, достигается в
процессе целенаправленного воздействия на личность, в том
числе посредством убеждения, методом воспитывающих
ситуаций и проектов. Предлагается классифицировать методы
педагогики благотворительности на используемые

непосредственно в ходе осуществления благотворительной деятельное і и, и на методы работы с потенциальными блаї отворителями.

Социально-культурное содержание благотворительности представляет собой совокупность направлений общественно значимой деятельности, а также проявлений артеактов, составляющих добровольную бескорыстную помощь гражданам и юридическим лицам.

4. Благотворительность в облас і и культуры - это добровольная

бескорыстная деятельность, направленная на создание, сохранение и распространение культурных ценностей.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационного исследования. Диссертация представляет собой комплексное исследование, специально посвященное организационным и педагогическим аспектам благотворительной деятельности в области культуры.

Диссертантом раскрыто содержание каїегорий «благотворительность в сфере культуры», «социально-культурное содержание благотворительности», уточнено базовое понятие благотворительности.

Вводится новая классификация благотворительной деятельности. По критерию личного участия благотворительность дифференцируется на осуществляемую посредством материальных вложений, с одной стороны, и личного участия - с другой.

На основе разверну і ого толкования содержания благотворительности автор обосновывает тезис о доступности осуществления благотворительных актов любому человеку, независимо от материального положения последнего.

Диссертантом выявлено аксиологическое значение благотворительной деятельности, разработан инструментарий определения факторов, препятствующих развитию благотворительности в области культуры, предложен новый способ усиления мотивации самоактуализации у потенциальных благотворителей.

Выявлены организационно-правовые условия существования и совершенствования благотворительности в сфере культуры, определена оптимальная форма благотворительной организации, сформулированы конкретные предложения по внесению изменений в нормативно-правовые акты Российской Федерации, в гом числе в Трудовой кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

Результатом обобщения проблемных вопросов выполненной работы
явилось формирование целостной научной концепции педагогики
благотворительности, сформулированы её предмет, цели, задачи, принципы,
основные методы и приёмы. Показана взаимосвязь педагогики

благотворительности с другими отраслями педагогической науки.

Практическая значимость исследования сводится к применению методов педагогики благотворительности в социально-значимых целях в практической деятельности организаторов благотворительных мероприятий; воспитателей, учителей, преподавателей различных воспитательных и образовательных учреждений. Разработан специальный учебный курс «Педагогика благотворительности», который может быть использован при обучении студентов по педагогическим специальностям. Выработаны конкретные рекомендации юридического характера по созданию организационных условий дальнейшего развития благотворительности в области культуры для благотворительных фондов.

Апробация работы осуществлялась посредством:

докладов;

выступления на международной конференции «Традиции и новации в системе современного российского права», проходившей в Московской государственной юридической академии 31 марта - 1 апреля 2006 года, по результатам которой диссер гант был награждён дипломом;

участия в работе международного научного форума «Глобальное пространство культуры» 12-16 апреля 2005 года, проходившего на базе Центра изучения культуры Санкт-Петербургского государственного университета;

- разработки специального курса «Педагогика благотворительности».
Структура диссертации определяется целями и задачами работы.

Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, четырёх приложений и списка использованной литературы.

Понятие и виды благотворительности

Анализ любого феномена рационально начинать с определения его содержания. При этом следует учитывать, что «научный термин не просто слово, а выражение сущности данного явления»6.

Учитывая это обстоятельство, рассмотрим понятие «благотворительность», различные подходы к раскрытию его содержания.

В толковом словаре Владимира Даля благотворительность определяется как «свойство, качество благотворящего»7; благотворитель - «творящий, делающий добро другим»8, благотворительный - « склонный к благотворению», «готовый делать добро, помогать бедным»9.

В Большой Советской Энциклопедии понятие благотворительности вообще отсутствует, что, впрочем, легко объясняется идеологическими причинами.

В словаре СИ. Ожегова (1968) благотворительность рассматривается как феномен буржуазного общества и объясняется как «средство маскировки эксплуататорской природы буржуазии»10. Такой подход прослеживается и в работах ряда мыслителей, писателей, философов.

Так, например, Д. Писарев считал благотворительность оскорбительной для человеческого достоинства, а М. Горький относил рассматриваемое явление к «малым делам». П. Лафарг в труде «О благотворительности» писал, что «филантропия бессмысленна и безнравственна, поскольку не исправляет, а только усугубляет положение бедных и обездоленных»11.

Не вдаваясь в дискуссию о степени полезности осуществления благотворительной деятельности, обратим внимание на дифференциацию рассматриваемого феномена, соотнесём понятие благотворительности с иными сходными по значению словами.

За основу возьмём законодательное определение благотворительной деятельности (ст. 1 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Благотворительная деятельность - это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Заметим, в Российской Федерации государство не может выступать в качестве субъекта благотворительности. Данное обстоятельство, видимо, объясняется тем, что для государственных органов осуществление социальной функции -обязанность, а не право. В то же время одним из важнейших признаков благотворительности является её добровольность.

Против законодательной трактовки благотворительной деятельности выступает Г.Л. Тульчинский, по мнению которого благотворителями должны быть лишь физические лица - меценаты, а не организации: «...благотворительность - дело не бизнеса, а предпринимателей и вообще достойных людей, которые вкладывают в неё свои личные средства» . Разумеется, коммерческие юридические лица занимаются социальными инвестициями, однако исключать организации из числа благотворителей нельзя, поскольку, во-первых, руководители юридических лиц - люди, учитывающие наряду с целями извлечения прибыли и необходимость 11 безвозмездного оказания помощи нуждающимся вне зависимости от экономической бесполезности такой деятельности; во-вторых, благотворительные организации - это некоммерческие юридические лица, которые специально создаются для сбора средств и последующего осуществления благотворительных актов. Между тем, исключение из законодательной дефиниции организаций как благотворителей привело бы к тому, что благотворительные организации не смогли бы реализовывать свои программы.

Сравним содержание понятий «благотворительность» и «меценатство».

Обратимся к истории. В Древнем Риме политический деятель Меценат (70-е годы до н.э.) был покровителем кружка поэтов (в «кружок» входили Вергилий, Гораций, Пронерций и др.), оказывал мастерам слова материальную поддержку.

Как отмечает II. Михайлова, «верный соратник и близкий друг императора, Меценат не принимал никаких официальных должностей. Он добровольно содействовал развитию искусства и собрал вокруг Августа лучших поэтов своего времени»

Социально-культурное содержание благотворительности

В современной научной литературе феномен благотворительности освещается весьма неравномерно. Так, сущее і вует большое количество работ, посвященных анализу благотворительной деятельности в историческом аспекте . В то же время вопрос социально-культурного содержания благотворительности остаётся малоосвещённым.

Прежде всего, необходимо определить понятие «социально-культурное содержание деятельности».

Очевидно, что жизнь человека протекает не изолированно от других людей, поэтому любая его деятельность в той или иной степени носит социальный характер. В случае, если активность направлена на решение вредных для социума задач (например, преступная деятельность), её называют антисоциальной. Однако в любом случае деятельность человека осуществляется в обществе, что позволяет выявить её социальное содержание, а именно - конкретные направления, установить степень общественной полезности решаемых ею задач.

Что касается культурного содержания определённого вида деятельности, то речь идёт об установлении степени взаимопроникновения конкретного осуществляемого вида деятельности с деятельностью культурной. Последняя направлена на создание, сохранение, распространение культурных ценностей и приобщение к ним различных слоев населения . В процессе культурной деятельности происходит преобразование человеком мира (художественного, духовного или материального). При этом конкретные элементы преобразуемого предметного мира обычно называют артефактами, а «деятельность по их созданию - артеактами»47.

Таким образом, определяя культурное содержание того или иного вида деятельности (в частности - благотворительной), необходимо выявить элементы артеакта в нём.

Резюмируя сказанное, можно сделать вывод о том, что «социально-культурное содержание деятельности» - JTO совокупность направлений общественно значимых действий, а также проявлений артеактов, составляющих конкретный вид деятельности.

На социальное содержание благотвори і ельной деятельности указывают общественно-полезные цели её осуществления, в частности, зафиксированные в ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»: социальная поддержка, защита граждан, содействие деятельности в сфере образования, науки, здравоохранения, охраны окружающей среды и т.д.

Приведём конкретные примеры, раскрывающие социально значимый потенциал благотворительности.

Так, «Национальный Резервный Банк» реализует социальные программы, направленные на поддержку организаций здравоохранения (в частности, оказывается помощь Московской областной психоневрологической больнице, детской Филатовской больнице, Республиканскому объединению по реабилитации и восстановительному лечению детей-инвалидов), российских театров (речь идёт о регулярной поддержке театра «Мастерская П. Фоменко», финансовой помощи в организации Русского Сезона на Фестивале театрального искусства в г. Авиньоне во Франции), музеев и изобразительного искусства (в частности, реализуются благотворительные программы в целях поддержки Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Картинной галереи А. Шилкова, Музея-Усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», Музея истории Киева), книгоиздательства и литературы (учреждена литературная премия «Москва-Пенне», изданы книга стихов Данайре, монография С.К. Иванова «Размышления о России и русских», книга воспоминаний Народного артиста СССР Ю.В. Яковлева), музыки (премия до «Своя колея») и др.

Внешторгбанк осуществляет благотворительные программы в области образования, спорта и здравоохранения, оказывает адресную социальную помощь (программа «Мир без слёз»); поддерживает лучшие традиции отечественной сцены (в частности, речь идет о Мариинском театре)49. В качестве примера меценатской деятельности Внешторгбанка можно также привести участие указанного банка в финансировании реставрации Коктебельского Дома-музея Максимилиана Волошина - поэта, художника, философа. Внешторгбанк активно поддерживает театр "Мастерская П. Фоменко": "Благодаря весомой поддержке Внешторгбанка театр не только выпускает новые спектакли, но и имеет возможность продлить жизнь постановкам, премьеры которых состоялись ещё в студенческие годы. Новые костюмы, декорации, театральное оборудование - вот лишь часть того груза забот, нести который помогает театру Внешторгбанк" .

Альфа-Банк учредил Фонд Иосифа Бродского в Санкт-Петербурге, цель Фонда - создание памятника и открытие мемориального музея Иосифу Бродскому.

Наряду с этим, Альфа-Банк совместно с Московским Литературным фондом осуществляет материальную поддержку писателей, работающих над новыми произведениями. Реализуемый проект уникален именно в силу оказания поддержки литераторам в ходе творческого процесса, а не по результатам написания готовых произведений. Отбор одаряемых -победителей конкурса определяет "независимая экспертная комиссия, состоящая из главных редакторов ведущих российских литературно-художественных журналов "Знамя", "Новый мир", "Москва", "Иностранная литература", "Дружба народов", "Наш современник" и "Октябрь"51.

Благотворительная программа, реализуемая совместно Альфа-Банком и Группой "АльфаСтрах", предполагает социальную помощь детям погибших членов экипажа подводной лодки "Курск", выделение финансовых средств на получение данной группой детей высшего образования.

Компания "ВымпелКом" выделяла средства на строительство храма святых Новомучеников Российских, а также оказывала благотворительную поддержку ветеранам войны в Чечне путём безвозмездного предоставления мобильных телефонов. Группа "Альфа-Эко" осуществляет благотворительные взносы детским музыкальным школам, а также иным образовательным учреждениям Тульской и Сахалинской областей . Компания «Интеграл» в Набережных Челнах проводит благотворительные акции в целях поддержки инвалидов, детских организаций

Мотивация как фактор социальной активности личности

Изучение феномена благотворительности в области культуры не может быть полным без выяснения причин, побуждающих меценатов совершать акты благотворительности. Данное обстоятельство заставляет обратиться к вопросу о мотивации поведения благотворителей. Прежде всего, уточним, что понимается под терминами «мотив» и «мотивация».

Так, одни авторы считают мотивом «осознанную потребность, обогащенную представлениями о способах её удовлетворения и о целях поведения, которое может её удовлетворить»

Другие учёные, также связывая понятие мотива с потребностями, дают несколько иное определение: «Мотив (от лат. moveo - двигаю) - материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок и ради которого они осуществляются. Источником побудительной силы мотива выступают потребности»1 По мнению X. Хекхаузена, одного из ведущих западноевропейских психологов, понятие «мотив» включает в себя понятия потребности, побуждения, влечения, склонности, стремления .

По нашему мнению, определение мотива как предмета, направляющего деятельность или поступок и ради которого они осуществляются, ведёт к путанице в терминологии, а именно - к смешению понятий мотива и цели (деятельности, поступка). Определение, данное X. Хекхаузеном, достаточно расплывчато.

Оптимальной представляется дефиниция мотива как осознанной потребности, поскольку отражает взаимоотношение мотива и потребности как формы и содержания; наиболее ёмко показывает сущность рассматриваемого феномена.

В отличие от мотива, термин «мотивация» обозначает «побуждение к действию определённым мотивом», «процесс выбора между различными возможными действиями», «процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность»134.

Так, осознание конечности человеческого существования и необходимости «остаться в истории» (мотив) порождает (может породить) действия, направленные на осуществление благотворительной помощи (например, финансирование установки памятника), или на создание произведения искусства, или др. Процесс выбора возможных актов, которые вызваны тем или иным мотивом, как раз и связан с мотивацией.

Как следует из вышеприведённого примера, мотивация обеспечивает взаимосвязь личностных и ситуационных параметров на пути регуляции деятельности, направленной на преобразование предметной ситуации для осуществления определённого предметного отношения личности к окружающей ситуации135. Поскольку мотивация означает реализацию мотива «вовне», а личность имеет возможность выбора различных действий, путей осуществления мотива, процесс, а также результат мотивации, безусловно, отражают уровень социальной активности личности, то есть деятельностного компонента поведения человека в обществе.

В целях выяснения мотивации поведения меценатов, осуществляющих благотворительную деятельность, проанализируем первоначально основные концепции мотивации.

Так, Филипп Лерш объясняет поступки людей побуждениями, влечениями, которые он подразделяет на основе общеантропологических соображений на три группы: 1. влечения «витального бытия» - стремление к деятельности, к наслаждению, потребность в новых впечатлениях; 2. влечения «индивидуального Я» - потребность в самосохранении, воля к власти, эгоизм, потребность в признании и т.п. 3. влечения «надындивидуального бытия» - художественные, религиозные потребности, стремление к творчеству136.

Поскольку в теории мотивации Ф. Лерша акцент делается на анализ внутренних побуждений человеческого поведения, она относится к числу содержательных, а не процессуальных. Процедуре реализации мотивов уделено, на наш взгляд, недостаточное внимание.

Наряду с безусловными достоинствами (феноменологический подход к классификации мотивов, повышенное внимание к мотивам «индивидуального Я»), концепция Ф. Лерша имеет и недостатки. Так, из поля зрения автора полностью выпадает проблема измерения мотивов. Личность характеризуется Ф. Лершем довольно однобоко: в зависимости от преобладающего влечения.

Более совершенной (по сравнению с теорией Лерша) представляется концепция мотивации Генри А. Мюррея, основанная на соотнесении понятий потребности личности и давления со стороны конкретной жизненной ситуации, интерпретированной тем или иным человеком. «Давление актуализует соответствующую потребность, потребность ищет соответствующее ей давление. Взаимодействие между потребностью и давлением, их содержательное скрещивание называется темой... Тема и есть подлинная единица анализа потока активности»

Благотворительные организации: нормативная регламентация

Разработка организационных аспектов благотворительной деятельности в области культуры предполагает, во-первых, изучение юридического регулирования общественных отношений, складывающихся в указанной сфере, и, во-вторых, выявление пробелов законодательной регламентации организационно-правовых форм благотворительных организаций, препятствующих эффективному функционированию последних.

Представляется, что российские благотворители вынуждены учитывать определённые законодательными органами государства условия деятельности участников благотворительности в области культуры. Данное обстоятельство обусловливает повышенное внимание к организационно-правовым вопросам меценатства. Вместе с тем, исчерпывающее рассмотрение юридических проблем благотворительной деятельности не является предметом настоящего исследования. Юридические аспекты благотворительности рассматриваются лишь в той степени, в какой они служат раскрытию организационных проблем функционирования благотворительных организаций.

Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на том, что, наряду с благотворительными организациями, участниками благотворительной деятельности являются, как уже отмечалось, благотворители - физические лица. Однако деятельность последних связана во многом с особенностями их личных качеств, наличием материальных средств и менее всего подвержена юридической регламентации, в то время как работа благотворительных организаций зависит не только от личных качеств их руководителей и участников, но и от выполнения ряда правовых формальностей, наличия утверждённых благотворительных программ и т.д., и т.п. Благотворительные организации позволяют аккумулировать значительные денежные средства, имеют возможность выступать не только в роли благотворителей, но и благополучателей и заниматься активным целенаправленным сбором пожертвований для реализации конкретной благотворительной программы. Данное обстоятельство обусловливает особую роль, которую благотворительные организации могут играть в развитии учреждений культуры. В научной литературе неоднократно подчёркивалось большое значение благотворительных организаций в плане обеспечения деятельности культурно-досуговых центров, театров, музеев и т.д.203 Во многом, именно этим объясняется интерес диссертанта к организационно-правовым формам юридических лиц - благотворительных организаций.

В соответствии со статьёй 6 Федерального Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных упомянутым Федеральным Законом целей путём осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.

Поскольку к целям благотворительности Федеральный Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» относит в том числе и содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности; охране и должному содержанию зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное значение204, постольку уместно употребление термина «благотворительная организация в сфере культуры», под которой мы понимаем неправительственную некоммерческую организацию, созданную в целях благотворительной поддержки культуры, то есть добровольного бескорыстного содействия созданию, сохранению и распространению культурных ценностей.

Проанализируем организационно-правовые формы благотворительных организаций в сфере культуры.

Виды юридических лиц регламентируются главой 4 Гражданского кодекса России (в дальнейшем - ГК РФ).

Однако, исходя из смысла статьи 6 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ», исчерпывающий перечень

организационно-правовых форм глава 4 ГК РФ содержит лишь в отношении коммерческих организаций, некоммерческие организации могут создаваться в иных, не предусмотренных ГК РФ, формах.

Согласно статье 7 Федерального Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительные организации могут быть созданы в форме общественных организаций (объединений), фондов, учреждений, а также в иных формах, предусмотренных для благотворительных организаций.

Для решения вопроса об оптимальном выборе организационно-правовой формы обратимся к Закону «О некоммерческих организациях». Такого рода организации не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности

Согласно ст. 6 упомянутого Закона, общественными и религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан, в установленном порядке объединившихся на основе общности интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.

Похожие диссертации на Благотворительность в сфере культуры : организационный и педагогический аспекты