Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ Крылов-Иодко Ромуальд Ромуальдович

Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ
<
Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крылов-Иодко Ромуальд Ромуальдович. Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 2003 290 c. РГБ ОД, 61:03-13/2222-6

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы функционального подхода к формированию региональных социально-культурных программ 25

1. Понятие "Функциональный подход к социально-культурной деятельности" 25

2. Региональная социально-культурная программа как механизм регуляции социально-культурной деятельности 52

3. Функциональный подход как способ сохранения социально-культурных региональных традиций 77

Глава II. Основные направления совершенствования процесса формирования региональных социально-культурных программ 107

1. Государственное регулирование процесса формирования социально-культурных программ 109

2. Функциональное взаимодействие учреждений социально- культурного и культурно-досугового типа при формировании региональных социально-культурных программ 144

3. Функциональный подход к моделированию процесса формирования региональных социально-культурных программ 175

Заключение 215

Список литературы 229

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью разработки региональных социально-культурных программ как на теоретическома так и на практическом уровнях.

Разработка региональных социально-культурных программ с различных
аспектов была осуществлена особенно интенсивно в Московском государст-
# венном университете культуры и искусств.

Однако ретроспективный взгляд на проблему убеждает в том, что необходимы новые подходы к формированию региональных социально-культурных программ.

Формирование региональных социально-культурных программ проис
ходит на базе имеющихся социально-культурной и культурно-досуговой ин
фраструктур, традиционно сложившихся в регионе, и инновационных струк-
Ф тур, возникших по требованию времени. На этот процесс оказывают свое воз-

действие множество факторов, требующих постоянного целенаправленного воздействия. Поэтому к этому процессу всегда будет возникать как теоретический, так и практический интерес.

На наш взгляд, в основу функционального подхода к разработке и внедрению региональных программ может быть положена идея возвращения ро-довых функций деятельности учреждений социально-культурного и культур-но-досугового типа.

С этих позиций общество классифицируется в качестве социально-культурной системы, в рамках которой регион оказывает самое непосредственное влияние на все типы поведения личности во всех средах общественной жизни. Малоэффективное воздействие современного регионального потенциала учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа во многом объясняется ограниченностью применяемых ими форм и методов , использованием не по назначению материально-технической базы и кадрового квалифицированного состава специалистов.

Все это требует нового, современного функционального подхода к изучению указанной проблемы. Суть функционального подхода состоит в разработке адекватных общественному развитию современных функций учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа.

Функциональный подход к формированию региональных социально-культурных программ рассматривается диссертантом как целостная совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и взаимозависимых компонентов, предполагающая непрерывную, целесообразную деятельность всех типов учреждений и их целенаправленное воздействие на все категории населения с учетом культурных потребностей и интересов, национальных, социальных, исторически сложившихся культурных традиций.

Актуальность исследования с теоретической точки зрения связана с новой концепцией разработки региональных социально-культурных программ как единой системы теоретико-методологических и технологических

5 оснований функционального подхода, осуществленного по принципу содержательно-логического соответствия как конкретизация деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа.

С практической точки зрения актуальность исследования состоит в необходимости разработки технологии процесса формирования региональных социально-культупі іьіх программ.

На фактологическом материале Центрального административного округа Москвы выполнена основная часть работы, так как он представляет собой уникальную соципльно-культурную сферу, с многообразными культурными традициями.

Состояние ]і степень научной разработанности проблемы. Анализ степени разработанности темы исследования в философской, социологической, педагогической, экономической, культурологической литературе показал, что для решения проблемы формирования региональных социально-культурных программ в современный период есть социальные , экономические, культурные и научные лредпосылки.

Основные позиции исследования данной темы диссертации потребовали
проработки тео^ тических положений: о сущности, структуре, воздействии
региональных социально-культурных программ (Г.М.Бирженюк,

Т.И.Заславская, Г>. Н.Иванов, М.С.Жиров, А.С.Кулагин, А.М.Марков, Р.В.Рывкина, "'" Т.Тощенко); о сущности социальных технологий (В.Г.Афанасьев, А ' [.Зайцев, Э.С.Маркарян, Н.Стефанов); о применении соци-

альных технологи "і в системе воспитательных воздействий ( М.И.Долженкова, И.Н.Ерошенков, Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, Ю.А.Стрельцов).

Многообразие социальных технологий исследуется в трудах
В.В.Богдана, В.М " Іепеля, прошлый и современный опыт разработки и реали
зации крупных региональных программ - в трудах С.Б.Брижатовой,
О.Г.Дмитриева, М.С.Жирова, В.Н.Макаревича, И.М.Слепенкова,

О.П.Ширяева, ми ^плановость целевого предназначения социальных и социокультурных технологий - Г.А.Герасимова, А.А.Гусевой, Л.Я.Дятченко, М.И. Долженкопой, О. А. Дейнеко, С.Е.Домбровского, Г.Я.Тульчинского, В.С.Садовской.

Теоретические концепции и возможности развития интересов и потребностей личности г учреждениях культуры изучены в трудах Т.И.Баклановой, А.Д.Жаркова, С.П.Иконниковой, А.С.Каргина, Е.И.Смирновой. Общие вопросы системно:'; методологии - функциональный подход в трудах Э.С.Маркаряна, Г ' І.Межуева, Л.К.Науменко, Г.А.Смирнова, В.П.Фофанова, А.И.Уемова, Г.Э.Юдина.

Повышение интереса исследователей социально-культурной деятельности в последние г ;ы к региональной тематике было связано с комплексными исследованиями, выполненными под научным руководством Т.И.Баклановой, поставившими це:;1, создания в России целостной многоуровневой открытой преемственной и ! риативной образовательной этнохудожественной системы.

7 М.С.Жироо в своем исследовании «Региональная система сохранения и

развития традиционной народной художественной культуры» предпринял разработку теоретического и экспериментального обоснования региональной системы сохранения її развития традиций народной художественной культуры в современных соці'пльно-культурньїх условиях. Базой исследования выступили Белгородский государственный институт культуры, его структурные подразделения, центры творчества, управления культуры и образования, комитеты по делам молодежи и ,"р.

СБ. Брижато '"і целью своего диссертационного исследования «Систе
мообразующие основания разработки региональных программ социально-
культурного разв!"!я в России» обозначила разработку системообразующих
основ современно:", модели региональных программ социокультурного разви
тия. Исследование осуществлялось в рамках комплексных тем Алтайского го
сударственного ) :;ерситета и Алтайского государственного института ис
кусств и культурі/ 1.И. Долженкова в своей докторской диссертации «Разви
тие этнохудожес: л і ного образования на основе региональных социально-
культурных тра;г ;п1» осуществила разработку теоретических и научно-
методических ос г развития преемственных моделей этнохудожественного
образования с учс ,м региональных социально-культурных традиций, на базе
Тамбовского госу оственного университета, Тамбовского государственного
музыкально-педа1 іческого института, Тамбовского колледжа искусств, го
родских и сельск средних общеобразовательных школ Тамбовской, Липец
кой, ВоронежскоГ слгородской, Саратовской, Нижегородской областей.

8 Однако в научных исследованиях не было осуществлено функционального подхода к разработке региональных социокультурных программ.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время нет достаточного понимания процесса формирования региональных социально-культурных программ с позиций функционального подхода. Формирование региональных социально-культурных программ на базе Центрального административного округа г. Москвы и их влияние на образ жизни населения представляет особый интерес. Их теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность определили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования — социально-культурные программы регионов.

Предмет исследования - процесс формирования региональных социально-культурных программ с позиций функционального подхода.

Цель исследования - разработка основных компонентов технологического процесса функционального подхода к формированию региональных социально-культурных программ.

Базой исследования избран Центральный административный округ г.Москвы, Брянская и Орловская области.

Задачи исследования :

- рассмотреть понятие «функциональный подход» к формированию региональной социально-культурной программы;

- уточнить понятие «региональная социально-культурная программа»;

- выявить основные направления совершенствования процесса формиро
вания региональных социально-культурных программ;

- определить структуру и содержание, функциональное назначение ре
гиональных соцнпльно-культурных программ с позиций функционального
подхода и актуальности изучения проблемы;

- разработать комплексную социально-культурную программу региона,
исследовав ее эф(к м:тивность в ходе экспериментальной работы, и на этой ос
нове выработать f мсомендации по ее внедрению.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что разработка региональных со"- пьно-культурных программ может быть наиболее успешной, если этот іь щесс будет осуществляться с позиций функционального подхода, учитывп' ^'цсго географические, природные, экологические, демографические, нациоі' миле, социально-культурные факторы, состояние культурной среды, духог: )-нравственные особенности населения. В зависимости от этого в социуме а'"'уализируется созидательное или разрушительное начало.

Основные мионенты социально-культурной программы: структура потребления делением культурных услуг; деятельность личности по созданию культу;^ oil среды; структура системы управления, распределения функций, построс я и использования специализированной технологии формирования прогрс: >1Ы.

Влияние ее окультурной среды происходит на микроуровне (семьи, производств 01 о коллектива), которые прямо или опосредованно воз-

действуют на пре;' давление личности об окружающем мире, ориентируют его

в социально-кулы ном пространстве.

Поэтому фу ;кциональный подход к формированию социально-куль
турной программ; :пссертант осуществлял последовательно: анализ со
временного состо :я культурных потребностей населения, культурной сре
ды, материально-L :нической базы, финансирования и кадровой политики,
осмысление поте" :іла социально-культурной деятельности на основе имею
щихся резервов.

Диссертант посматривает социально-культурную программу как

комплекс взаимос л і пых компонентов ( программ и услуг), направленных

на решение конкр ой социальной и культурной задачи. Создание и реализа
ция социально-кул урной программы осуществляется социально-культурной

и культурно-досу: л инфаструктурами.

Совершен лзание этого процесса возможно на технологическом

уровне, обеспечит цем выполнение функций учреждений и организаций со-

циально-культурі: л культурно-досугового типа.

Теоретичесг и методологическую основу диссертационной работы
составили научні/ уды российских и зарубежных ученых, анализирующих
общетеоретическ; оолемы социально-культурной деятельности, различные
аспекты совершс ювания процесса формирования региональных соци
ально-культурны > грамм.

В качестве ретико-методологической основы были использованы

культурно-аналит кие тенденции М.Вебера, Г.Зиммеля, О.Конта, Э.А.Ор-

ловой, А.Я.Флиер , социокультурные концепции Э.Дюркгейма, положения социологической т.; мигмы, разработанные П.Сорокиным, толкования социальной интегра-і Н.Лумана, главная идея функционализма, раскрытая Р.Мартоном, как v го;:а социологии, способа построения и объяснения социальных явлений.

Для решенн' 'циальных задач исследования диссертант опирался на данные педаго: .;и. психологии, социальной педагогики, теории, методики и организации сои; . імю-культурной и культурно-досуговой деятельности.

Исходя из і 11 специфики задач диссертации всесторонне использован функционалы а'. \цход к формированию региональных социально-культурных программ. — визируется механизм влияния российского общества в условиях реформ "редмет изучения (социально-педагогический процесс разработки регио: ... лх программ); роль, место и функции учреждений со-

циально-культурі:'

культурно-досугового типа.

Теоретичес ; сто дологическая основа исследования включала

изучение психолс сти социальными ; и др.); трудов, по суга.

Успешному вовали теоретике

;агогическои теории личности и ее детерминированно-П1ЯМИ ( Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн

иных новым технологиям социальной ориентации до-

ішю задач диссертационного исследования способст-

дологические положения подготовки личности к куль-

турно-досуговой ;,. ьности, процесса воспитания личности, ее самореали-

зации в условиях

чении социально-культурного и культурно-досугового

12
типа (А.Д.Жарк Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников, В.С.Садовская,

Ю.А.Стрельцов, В. .''срниченко, Н.Н.Ярошенко), методологические законо
мерности возникло* :я и развития клуба в контексте социальной педагогики
(В.В.Туев).

Большое знп' 1-е для диссертации имеют исследования, посвященные

теории и практи

лурно-досуговои деятельности, включая подготовку

специалистов вьісші v учебных заведений (Д.М.Генкин, Л.С.Жаркова,
А.С.Каргин, Е.Л.Г іа, Н.А.Паршиков, В.Я.Суртаев, В.М.Чижиков), мето-

дологические по;'

научению разработки регионально-территориальных

программ, реалі;чу , ,іс в работах С.Б.Брижатовой, М.И.Долженковой, М.С.Жирова.

Методы исг

шя: автор диссертации использовал методы, адекват-

ные поставленные імам и цели, опираясь на общенаучные методы позна-

ния: анализ, систс

моделирование,

іция теоретических данных, статистические методы, ;,;;:шс, интервьюирование, наблюдение, анализ

и синтез данных, < ю-экспериментальная работа, построение научных тео-

рии и гипотез, кла

ацпя и типология выводов исследования.

Эмпиричес!

наследования опиралась на социологические данные

и их последуют соработку. Создание различного типа социально-

культурных прог

потребовали вве;

ность исследован

ляющие общие 1!

ронедение опытно-формирующего эксперимента л :\) комплекса вышеуказанных методов. Комплексен ила выявить состояние культуры объектов, опреде-, - характеристики обследуемого объекта. В процессе

изучения было on

13 000 городских и 1000 сельских жителей, около 300

специалистов уч]

типа. Анализ стат1 j; :кой, социокультурной и научно-методической документации позволг т льзовать метод моделирования в формировании ре-

гиональной социа

льтурнои программы.

Организация

жанпя. Исследование проводилось в три этапа

с 1995 по 2002 гг.

На первом проблемы в соци:1

научной литерату

турных программ.

венного универсі1

'95-1996 гг.) изучалось состояние разработанности

сихолого-педагогическои и управленческой

визировалась теория формирования социально-куль-ная is исследованиях ученых Московского государст-іьтурьі и искусств. Велось наблюдение за подготов-

ленностью к праг

й деятельности специалистов в условиях рыночных

отношении по р

ии функции учреждении социально-культурного и

культурно-досуго

та.

Определиле

і замысел исследования : цель, задачи, гипотеза,

методология и ор'

ия исследования.

На этом эт:

педагогического

культура как фак: На втором

л использованы результаты комплексного социально-вания в русле региональной программы «Духовная іального развития Москвы», следования (1997-2001 гг.) была разработана

теоретическая ко г

и осуществлялось эмпирическое исследование, кото-

рое включало or кспериментальную работу по внедрению функцио-

нального подхода

їльности учреждений социально-культурного и куль-

турно-досугового Для этого использовались методы: сравнительного

анализа документ:

іаучнои и методической литературы; организаторской,

творческой деяте:

менеджемента социально-культурной деятельности.

Для осущест я опытно-экспериментальной работы диссертант

использовал учре:

социально-культурного и культурно-досугового ти-

па, решавшие пс

о-педагогические задачи менеджемента социально-

культурной деяте. :і.

Социально-r: ический эксперимент проводился в Центральном ад-

министративном г

г. Москвы с 1997 по 2001 гг.

В соответст

: [оставленными в диссертации задачами нами исполь-

зовался комплекс

освязанных и взаимодополняющих научных методов:

теоретический ан:

:тературных источников, анкетирование,

интервьюрование. лдение, беседа, анализ письменных работ, отчетов уча-

стников самодеят'

ч коллективов, социально-педагогический эксперимент

( контактирую щи; жирующий).

На всех эта'

следования проводились анкетирование и интервьюи-

рование посетите.

реждений культуры, участвовавших в эксперименте.

Наблюдени

істниками эксперимента в учреждениях культуры

осуществлялось в я проведения реформ в различных областях культуры

в дни юбилейны:

хтв и мероприятий. Применялись сплошные и выбо-

рочные наблюдеї

время посещения информационно-просветительных,

художественно-п"

;стических и культурно-развлекательных программ, в

беседах с членамі ительских объединений, участниками художественной

самодеятельности . тоянными посетителями учреждений культуры, выяс
нялись мотивы и: стия в социально-культурной и культурно-досуговои
деятельности.

Эксперимс; пая работа проходила с участием постоянных членов
любительских об: гц :ний и клубов по интересам, участников самодеятель
ных коллективов, і іалистов социально-культурной и культурно-досуговои
деятельности.

Целью эксп ч її нта являлось определение социальных функций и

формирующих м ;мов создания региональных социально-культурных
программ.

внутренних и вне:'

В ходе эксп - нта была предпринята попытка создания оптимальных
условий обучения дивной деятельности учреждений социально-культур
ного и культурно-; :ового типа, направленных на выявление и устранение

ческой значимое:

противоречии, препятствующих повышению педагоги-юнальных социально-культурных программ. Опытная

работа предполап ^обходимость проведения экспериментальных занятий по формированию ' витию программистской компетентности специалистов

социально-культу

і культурно-досуговои деятельности.

В ходе эксп ата проходила корректировка и обогащение ранее

разработанных пр м, утвержденных Правительством г. Москвы.

Анализируя пчные данные о формировании социально-культурных

программ, уровне стентности специалистов, диссертант пришел к

необходимости, В' вых, определить наиболее эффективные приемы и ме
тоды педагогическ егуляции формирования региональных социально-куль
турных программ і -вторых, разработать такую технологию, которая
способствовала С формированию навыков успешного социально-куль
турного воздейстг

На третьем : - (2001-2002 гг.) проводился анализ полученных факто
логических даннь' кжже создание обобщенной модели процесса функцио
нального подхода ' чмированию региональных социально-культурных про
грамм.

Осуществлю , подведение итоговых данных наблюдения, бесед, ан
кетного опроса, с пческой обработки результатов, интервью, совместной
деятельности учрс ;ий социально-культурного и культурно-досугового ти
па. Поиск взаимо/ і общих и специальных компонентов формирования ре
гиональных соці: -культурных программ на основе функционального

подхода, их корр

и через овладение различными видами деятельности,

динамики формир :ія у специалистов навыков составления социально-культурных програ і

Научная но і

і теоретическая значимость исследования заклю-

чаются в следующе

- уточнено со л кание понятий «функция», «функциональный
подход», «региоі; ' социально-культурная программа», «технология фор-

мирования социаль ультурных программ»;

раскрыто вз ^действие различных компонентов, включающих

знания, умения и ] і

17 м менеджмента социально-культурной деятельности

и способности фор; эвания программ с использованием личностных ресур
сов, которые служр оретическои основой определения путей и средств со
вершенствования хса формирования региональных социально-культур
ных программ;

- доказано и" бедственное позитивное влияние процесса формирова-

ния региональных

шьно-культурных программ на социальное и культур-

ное становление пс : геля учреждений социально-культурного и

культурно-досуго!

и па;

- выявлены !

:риментально подтверждены педагогические

условия (стимули^ 1С активного взаимодействия участников формирова-

ния региональны.v

дьно-культурных программ в процессе основной

профессионально: ельности, на основе сложившихся традиций, посред-

ством увеличения

мости социально направленных компонентов, за счет

использования пр )-ориентированного функционального подхода);

- разработаї ель функционального подхода к формированию регио-

нальной социаль!

/гурнои программы, соединяющей мотивационныи,

интеллектуальны:

прогностический

региональной со."

выбора и способь1

- рассмотрс:

рческии результативно-деятельностныи и оценочно-иенты; в основе модели - активные методы построения о-культурной программы, важнейшие детерминанты ьзования, технология и эффективность технологий; шоненты создания региональных социально-

18
культурных прогр іа основе функционального подхода: государственная

поддержка культу >хранение регионально-национальных традиций обще
ственной жизни; (' н гсовое и кадровое обеспечение деятельности учрежде
ний социально-ку :ого и культурно-досугового типа; создание условий (
курсов, базы) для товки специалистов по разработке региональных со-

циально-культурн

і грамм;

выявлены *

и роль деятельности учреждений социально-культур-

ного и культурно шого типа как системообразующих компонентов ре-

гиональных прогр

проанализировано современное состояние социокуль-

турного развития

льного административного округа г.Москвы.

Положения.

имые на защиту:

1. Формирс региональных социально-культурных программ на ос-

нове функционал

подхода обеспечивает родовые функции учреждений

социально-культ)

л культурно-досугового типа, связанных в этом взаи-

модействии струг

і и и функциональными отношениями, создающих ус-

ловия для воспит;

шости.

2. ДєЯТЄЛЬІ!

;реждении социально-культурного и культурно-досу-

гового типа треб)

,i шального изменения функций, а также проведения

научно обосноваг следований, обеспечивающих воспитание личности в

современных уел

л основе исторически сложившихся культурных тра-

диции.

3. Формиро

сгиональнои социально-культурной программы

предшествует соз

19 локальных, тематических программ с детальной про-

работкой на оснор ционального подхода с учетом специфики социокуль-

турной СреДЫ, Ш!

ни всех учреждении социально-культурного и куль-

турно-досугового

4. Трансфор^

турно-досугового

ункций учреждений социально-культурного и куль-ічетается с функционированием их как центра обще-

ния, расширяет и

пет педагогическое содержание их деятельности, уси-

ливает социально

фованное воспитание и образование.

5. Технологи

ютки региональных социально-культурных программ

на основе функіг

ого подхода заключается в интеграции социально-

культурного, тве;

видов деятельности. Технология создания соци-

ально-культурної :

лшы представляет целостный процесс взаимодейст-

вия социализирс

и индивидуализированных компонентов с проекти-

руемыми парамет

Практическа1

чает практическу:

Центрального ад:\ десяти лет работ?

седателя Комите:

административно

юсть работы. Диссертационное исследование вклю-"отку на протяжении ряда лет в Комитете по культуре лтивного округа г. Москвы , где диссертант в течение ышком Управления культуры и заместителем Пред-:ыуре Правительства г. Москвы, в Едином научно-j Комитета по культуре Правительства Москвы.

Материалы

ания оыли использованы при подготовке ряда

региональных цс.

-рамм, определяющих перспективное развитие

Центрального адл

20 ативного округа г. Москвы и Московского мега-

полиса в целом, сг

)рых:

программа

і я государственных публичных библиотек ЦАО Мо-

сквы на 1994-199г

.000 г. (вторая редакция) - 1996 г.;

программ

:жи государственных парков культуры и отдыха

ЦАО г. Москвы к

анию 850-летия Москвы. 1996-1997 гг.;

паспорт с

культурной сферы Центрального административ-

ного округа г. Мо

-);

- концепції

чіма компьютеризации государственных публич-

ных библиотек Ц

>ы (1996-1997 гг. и до 2000 г.);

программ

материально-технической базы государственных

парков культуры

'„ЛОпа 1998-2000 гг.;

программ

:аі српально-технической базы государственных

школ искусств Ц/

,-2000 гг.

программ;

іоіі модернизации государственных публичных

(общедоступных)

vVO г. Москвы «Библиотека информационного

общества XXI вєі

.JOI гг.

программ:

;oj о административного округа г. Москвы

подготовки и пр"

іьііьіх мероприятий в рамках празднования 850-

летия основания.

уо-

1997 гг.;

- программ

и її проведения основных мероприятии, по-

священных 200-;:

рдения А.С. Пушкина 1999-2000 гг.;

- программ;

л и проведения основных мероприятии,

посвященных вст

стианства ЦАО г.

целевая ксл

и искусства Цент

торического цент;

Материалы

чтении спецкурс

ные праздники 11

новационных тс-

культурно-досугс

21 о тілсячелетия и празднования 2000-летия хри-

'99-2000 гг.);

программа государственной поддержки культуры

['нгетративного округа г. Москвы «Культура ис-

_и0і-2003идо2005гг.).

:: ;;ого исследования используются при

в сфере культуры» и «Театрализован-

.ii/,v и проведении творческой лаборатории ин-

:" іьно-культурной деятельности на кафедре

'! Московского государственного универси-

тета культуры И і

Мето дичее:

ліьіе результаты исследования могут

быть использова:

нии прогнозов социально-культурного

развития регионе

:и целевых комплексных программ как в

регионах в целол;

их составляющих.

ВЫВОДЫ Ді:

исследования также могут быть использо-

ваны для разраС

х планов развития региона, для расширения

вопросов органи:-

/і его социокультурной сферой.

Получении

:ак региональное, так и универсальное зна-

чение, что позво:'

ть их в различных ситуациях.

Апробация

докладывались і:

с ледования. Основные положения работы

.л пета по культуре и досуга Центрального

административно окк

22 Іосквьі в качестве заместителя Председателя

Комитета, на семі іарах-с м шиях Единого научно-методического центра народного творче тва и д су га Комитета по культуре Правительства г. Моск-

вы.

С одержані! - и поло "я диссертационного исследования были изло
жены в выступлениях с нг ':!>: :ми докладами и сообщениями на республикан
ских, межвузовс! їх науі л\ ретических, научно-практических конферен
циях, семинарах-^овещат " ;:

- 5-ом межт,унар0Ди іформационном семинаре Немецкого культур-

ного Центра им. (эте с д

( л.

лі «Преобразование библиотечной концепции

управления и фигансиров;. (Москва , 1997 г.);

международной кс

библиотечного з/'ания как

иции с докладом «Социальное пространство шлющее культурной политики» (Москва, но-

ябрь 2001 г.);

международной нг і конференции «Региональная культурная политика» с сообщением «А] .аура и дизайн библиотечных зданий и региональная политика» (С. Пете рг, 2002 г.);

Московсгой региог ж \ іаучно-теоретической конференции

«О проблемах культуры l лінях рынка России» с докладом «Проблемы

функционального подхода : рмированию социально-культурных программ»

(Москва, 2002 г.);

Межрегиональной і;

практической конференции «Культура

23 и высшая школа: проблема рспективы» с сообщением «Значение научно-

методических центров куль

творчества в формированиг

чо-просветительной работы и художественного циально-культурных программ» (Москва, 2002

г.).

Достоверность получ :лх результатов обеспечена теоретико-методи
ческой обоснованностью г ций исследования, системным применением
комплекса исследовательски етодов, адекватных поставленным в диссерта
ции целям, задачам, объек :i предмету научного анализа, многолетней и
многоаспектной изьіскателі ,'і работой автора, опорой на широкий массив
научных источников, соотн пня полученных в исследовании результатов с
результатами других смежи ісследований, проведенной апробацией резуль
татов в современной практг чебпого процесса вузов культуры и искусства,
в научных докладах и сооС v , імх на всероссийских, региональных и межву
зовских конференциях, а та: за счет научных публикаций, опубликования и
утверждения Правительстве іосквьі всех программно-целевых материалов.

В 1-й главе «Теоретн . не основы функционального подхода к фор
мированию региональных с , лльно-культурных программ» представлен
анализ теоретико-методоло ских идей и концептуальных подходов в со
временной научной литера , где раскрывается функциональный подход к
социально-культурной лея: ности, рассмотрена региональная программа
как механизм регуляции ее іьно-культурной деятельности, раскрыт функ
циональный подход как criv сохранения социально-культурных региональ
ных традиций.

24 Во И-й главе «Основные направления совершенствования процесса

формирования региональных социально-культурных программ» показаны ведущие компоненты государственного регулирования процесса формирования социально-культурных программ, определены основные факторы функционального взаимодействия учреждений социально-культурного и куль-турно-досугового типа при формировании региональных социально-культурных программ, экспериментально выявлен функциональный подход к моделированию процесса формирования региональных социально-культурных программ.

Понятие "Функциональный подход к социально-культурной деятельности"

Понятие функции социально-культурной деятельности рассматривается в научной литературе с различных точек зрения. С философской точки зрения функция в переводе с латинского обозначает совершение, исполнение, отношение двух или группы объектов, в котором изменению одного из них сопутствует изменение другого .

В социологии функция выполняет ту роль, которую ей определил тот или иной социальный институт относительно потребителей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих её классов, социальных групп и индивидов2.

С теоретической точки зрения до сих пор нет общепринятого, достаточно обоснованного и внутренне непротиворечивого перечня функций учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа.

Основная причина - множественность системных связей, в которые включены учреждения социально культурного и культурно-досугового типа, и обусловленная этим трудность построения единого ряда функций, описывающих задачи этих учреждений и особенности их реального функционирования в таких метасистемах, как регион. Нам представляется, что именно недостаточная осознанность последнего обстоятельства служит главным препятствием удовлетворительного решения вопроса о системе функций учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа.

Основными значениями термина «функция» в нашем исследовании являются, во-первых, «задача, назначение», а во-вторых, «отрасль или вид деятельности»1.

Функция - деятельность, обязанность, работа, назначение. Функционировать - действовать, быть в действии, работать, исполнять обязанности.

Функционер - название активных работников, активистов. Функциональный подход к социально-культурной деятельности не является новым в отечественной науке, но он позволяет ввести в научный оборот характеристики процесса формирования региональных социально-культурных программ.

Актуальность рассмотрения понятия «функциональный подход к социально-культурной деятельности» обусловлена необходимостью избежать многих пробелов за счет организации ситуаций, в которых допустимо употребление этого языка. Теория социально-культурной деятельности пытается постичь природу пробелов теоретико-множественного языка, за счет исследования функционального подхода, который, на взгляд диссертанта, допускает более удобные для нынешнего состояния науки точки зрения.

Вообще, очень трудно сформулировать научное мнение, которое все разделяют, но почти никто не высказывает эксплицитно. Ведь сама попытка сформулировать такое мнение означает попытку выйти за пределы имеющегося. Так, попытка эксплицировать господствующую научную или культурную парадигму трудна именно потому, что мы находимся внутри этой парадигмы, и трудно себе представить, что кто-то сегодня целиком свободен от этой парадигмы, даже если он и осознает её ограничения. Вместе с тем сущность функционального подхода к социально-культурной деятельности утверждается совершенно по-разному различными авторами, а усреднить эти мнения значило бы их существенно обеднить. Здесь целесообразней не пытаться высказывать общепринятую среди ученых позицию, а рискнуть тем, что авторская точка зрения неизбежно будет субъективной. И, наконец, не следует думать, что функциональный подход претендует на вытеснение системного, деятельностного и т.д. Эти подходы не столько антагонистичны, сколько находятся в диалектическом или, быть может, дополнительном отношении. И понять их сущность лучше всего можно путем выявления существующих противопоставлений.

Проникновение функционального подхода в описание процессов управления заставило задуматься о четком описании множеств входных сигналов, реакций и состояний и соответствий между этими состояниями. Эта тенденция помогла выделить те управляющие системы, которые допускают четкое описание, достаточное для формулировки алгоритма управления. Возникло очень плодотворное понятие региональной управляющей системы, где все категории, связанные с понятием управления, имеют статус четких множеств или функциональных соответствий. Функциональный подход способствовал развитию деятельности социально-культурных и культурно-до-суговых учреждений. Представление о том, что отказ от функционального подхода неминуемо ведет к вероятностному описанию, долго господствовало в науке и по сей день широко распространено.

В функциональном подходе центр тяжести лежит в выявлении сущности «целого», в выделении особых целостных свойств, позволяющих считать некоторую структуру, в данном случае региональную, не конгломератом разрозненных, хотя и аморфных частей, а именно системой. Вместе тем, функциональный подход мирится с реальным существованием аморфных образований, которые трудно было бы рассматривать как элементы «целого».

Региональная социально-культурная программа как механизм регуляции социально-культурной деятельности

Функциональный подход к формированию региональных социально-культурных программ опирается на социологическую категорию - территориальная общность людей. Исследовать общность людей, их потребности в духовной культуре наиболее целесообразно на оси социального пространства, которая характеризуется исторически заданным ритмом, сменой типов деятельности (игра, учеба, труд, досуг) или возрастным циклом (детство, юность, зрелость, старость), управляемостью культурных процессов.

Анализ документов Правительства РФ и Министерства культуры РФ показал, что основными их функциями в современный период являются следующие: - сохранение и поддержание, всемерное развитие инфраструктуры культуры, обеспечивающее доступ к культурным ценностям всем гражданам страны, независимо от их социального происхождения, места жительства; развитие средств сохранения, распространения, тиражирования культурных образцов, находящихся как в распоряжении учреждений культуры, так и в личном пользовании граждан; - выявление и раскрытие творческого потенциала граждан страны, независимо от места их проживания, экономического состояния, пола, возраста, вероисповедания; - развитие системы образования и воспитания, обеспечивающей приобщение к ценностям отечественной и мировой культуры, формирование культурного образа жизни каждой личности, каждого социального слоя и народа, народности; - охрана культурного наследия, включение его в контекст современной жизни, обеспечение преемственности в развитии культуры и искусства каждого народа. Реализация таких программ и планов, несомненно, потребует существенных средств, профессионально подготовленных кадров. Но только эти ассигнования и кадры способны сохранить неповторимое разнообразие культур в России и неповторимое многообразие ее народов.

К концу 90-х годов XX столетия и российское общество, и государство однозначно осознали потребность в формировании новой системы управленческих отношений, пронизывающих все сферы общественной жизни, в усиле ний политики в области не только экономической, политической, социальной, но и в духовной особенно. Это осознание обусловлено рядом факторов, в числе которых новая хозяйственная, политическая и иная практика жизни.

Необходимость перемен в области культурной политики обусловлена и внутренними противоречиями в самой этой сфере. Дело в том, что на место одного субъекта политики - государства - пришло несколько независимых субъектов, деятельность которых нуждается в определенной упорядоченности. Реально в последнее десятилетие происходит распад прежней системы управления культурными процессами, существенно сокращается ее материальное содержание, но не создано новых механизмов управления системой учреждений, подготовкой и организацией профессиональной деятельности специалистов, в конечном счете, процессами в духовной жизни многомиллионного населения страны и ее отдельных регионов.

Помимо того, рыночные отношения, формирующиеся в обществе, стали проявлять себя и в традиционно «нерыночной» культуре. Коммерциализация деятельности массовых учреждений культуры и досуга привела к потере ориентиров у специалистов этой сферы, к сокращению объемов и форм культурной деятельности населения, которое в силу ряда причин не в состоянии реализовать уже сформированные потребности и интересы.

В конечном счете все это ведет ко все более ощутимому разрыву между ожиданиями людей от провозглашенных в конце 80-х - начале 90-х годов реформ и неадекватностью их результатов действиям, предпринимаемым управленческими структурами. Становится очевидным, что новой общественной системе необходимы и новые отношения, новые механизмы управления, способные отвечать требованиям современной социально-экономической ситуации, учитывать традиции, обеспечивать последовательное движение общества к стабильности, устойчивости, прогрессу.

В 80-е - 90-е годы, особенно в начале периода отдельные аспекты управления в сфере культуры, культурной политики получили освещение в ряде монографий, статей, конференций.1 Авторы названных и других работ аргументировали свое понимание сущности культурной политики, управления в сфере культуры, особенностей этих феноменов в условиях современной России. Однако в достаточной степени многие вопросы из этой области продолжают оставаться неясными, они редко ставятся на обсуждение. Это относится в первую очередь к вопросам соотношения общегосударственного (федерального) и регионального уровней управления, уровня местного самоуправления.

Государственное регулирование процесса формирования социально-культурных программ

Изучение истории становления и развития регионов свидетельствует о том, что индивидуальная судьба региона отражает в себе разнообразные процессы, в которых преломляются события внутри- и внешнеполитической жизни государства. Из целого ряда причин, определяющих судьбы регионов, доминирующим служит экономико-географический фактор, который является исторический категорией. Особенно важное значение он имеет для столицы России, обеспечивающей активное участие регионов во внутренней и внешней жизни государства.

Экономико-географическое положение столицы является благоприятным для тесного контакта как с различными частями государственной территории, так и с соседями.

Положение регионов создается и меняется в результате взаимодействия экономических и политических сил, находящихся в постоянном движении. Внутри государства происходит реформа власти, создаются новые административные единицы округа, которые возглавляют представители Президента, вовлекаются в хозяйственный оборот месторождения полезных ископаемых, заселяются новые земли, возводятся электростанции, прокладываются железные дороги и т.д. Все это сильно влияет на развитие регионов: одни развиваются, другие угасают.

Функциональная структура обследуемых нами регионов находится в соответствии с их экономико-географическим положением. Центральному административному округу г. Москвы, Орловской и Брянской областям свойственно разнообразие функций, порожденное исторической логикой их развития. Функций зачастую очень сложных, как это имеет место у Москвы.

Специфика жизни Центрального административного округа г. Москвы в том, что он обладает существенными преимуществами приобщения населения к культурным ценностям: высокое качество обслуживания, бытовые удобства, широкие образовательные возможности, выбор работы, благоприятные условия для общения.

Хранители величайших культурных ценностей, богатые архитектурными памятниками, Москва, Орел и Брянск являются центрами отечественного и международного туризма, местами приобщения миллионов людей к великим творениям искусства. Общее число посетителей музеев в Москве приближается к 20 миллионам человек в год.

Характерные черты облика, отпечаток исторических событий, красота места, множество индивидуальных черт в планировке, архитектуре, образе жизни проявляют столько своеобразия, что Москва, Орел и Брянск воспринимаются как неповторимые.

Но помимо больших городов существуют и малые, население которых не превышает 20 тыс. человек. Во всех странах мира это устойчивая категория городов, являющихся необходимым элементом регионального каркаса страны.

Если в Москве современность близко соприкасается с историей и нередко подавляет ее, то у древних исторических сооружений малых городов как Мценск Орловской области природный фон, то же обрамление, что и столетия назад. Город Кириллов, где проживает 7 тыс. человек, за один год посещают десятки тысяч человек, Суздаль - сотни тысяч.

Малые города ничем не отгорожены от природы. Их улицы выходят в поля, леса, луга, на реки и озера.

Следовательно, сохраняя малые города, регионы сохраняют значительные социально-культурные ценности, одновременно ограждая большие города от чрезмерного разбухания. Кроме того, малые города - опорные пункты и рычаги преобразования распыленного сельского хозяйства, поскольку в них сосредоточены те виды обслуживания, которые невозможно разместить по деревням и селам. В мировой практике современного градостроительства эталонные города, как правило, небольших размеров. К ним относятся Фарста близ Стокгольма, Тапиола - спутник Хельсинки, Зенненштадт в Германии.

В настоящее время у регионов негативное отношение к столице находит воплощение в таких образах, как «язва на теле России», «пир во время чумы», «жирующий город». Фонд «Общественное мнение» приводит цифры: 85% населения регионов считает, что москвичи живут лучше остальных. Мнения, что Москва кормится за счет регионов, придерживаются 73% опрошенных. В областных центрах, где численность населения превышает миллион человек, этот показатель достигает 82% . А в самой Москве и Санкт-Петербурге эту точку зрения разделяют лишь 46% респондентов.1

Функциональное взаимодействие учреждений социально- культурного и культурно-досугового типа при формировании региональных социально-культурных программ

Глубокий теоретический анализ взаимодействия в системе управления был осуществлен Л.И. Абалкиным, который рассматривает взаимодействие как способ организации и регулирования общественного производства, систему форм и методов хозяйствования и как метод сознательного воздействия на производство . По мнению автора, взаимодействие в данном понимании состоит из элементов: планирования (как центрального звена); финансирования и кредита; системы стимулов, включая хозрасчетные; организационной структуры и форм управления; правового режима.

Л.И. Абалкин и другие авторы уточняли, что главное во взаимодействии элементов - не система производственных отношений (экономические формы), а организационно-экономические отношения, характеризующие способ функционирования системы в целом.

Важнейшим элементов взаимодействия выступает целеполагание, о месте которого была развернута оживленная дискуссия.

Общее представление о координации учреждений культуры позволяет диссертанту конкретизировать это понятие в форме конструктивной модели. Здесь особый интерес представляет не простое перечисление составляющих модели, а их конструктивное представление в составе модели взаимодействия.

Попыткой осуществления такого подхода является исследование А.В. Кочеткова , который под взаимодействием понимает систему специфических средств и методов, посредством которых осуществляется управленческая деятельность. Таких относительно целостных и независимых подсистем целостной системы автор выделяет пять: информационная, правовая, административная (организационно-структурная), экономическая и социальная.

На наш взгляд, такой подход представляется плодотворным, ибо нацеливает на выделение целостных образований - механизмов управления, динамика взаимодействия которых обеспечивает успешное управление целостной системой.

Поэтому функциональное взаимодействие деятельности учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа, которое преследует цель приведения в соответствие своих возможностей через создание региональных культурных программ и услуг, отвечающих наиболее точно духу времен

В каждом процессе функционального взаимодействия есть свои «точки отсчета» движения мысли к знанию. Диссертант считает, что их четыре: анализ, понятие, умозаключение, описание.

Первая «точка отсчета» свидетельствует, что у специалистов учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа есть первоначальная информация, анализ которой необходим. Вторая: в результате обработки этой информации с помощью простых логических приемов складываются определенные понятия.

Третья: понятие усиливает познавательный интерес, что стимулирует применение сложных логических операций (например, выявление существенных, устойчивых признаков, обнаружение особенностей). Четвертая: оперируя установленными сущностными характеристиками, специалист приходит «к

определению значимости познаваемого явления (информации) для практической деятельности или в жизни вообще».1

Управление процессом взаимодействия учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа включает четыре основных этапа: анализ возможностей менеджмента, отбор целей, разработку комплекса задач, их экономического обеспечения и претворение в жизнь посредством бизнес-плана, рекламы и паблик рилейшнз.

Поскольку стратегические цели учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа едины, то и тактические цели и особенно конкретные задачи осуществляются по функциональному подходу.

При осуществлении субъектами управления процессом взаимодействия учреждений социально-культурного и культурно-досугового типа существуют следующие основные типы контроля: контроль за выполнением годовых планов, контроль прибыльности, стратегический контроль.

Похожие диссертации на Функциональный подход к процессу формирования региональных социально-культурных программ