Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера Ткалич Светлана Константиновна

Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера
<
Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ткалич Светлана Константиновна. Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1997 238 c. РГБ ОД, 61:98-13/506-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Истоки и генезис традиционного декоративно-прикладного творчества чукотки

1. Экспликация дефиниций объекта исследования 27

2. Генезис традиционного декоративно-приклад ного творчества Чукотки 56

3. Этнические особенности традиционного декоративно-прикладного творчества Чукотки 73

4. Современные формы бытования традиционного декоративно-прикладного творчества

на Чукотке 105

ГЛАВА 2. Реализация этнопедагогическои модели по сохранению и развитию традиционного декоративно-прикладного творчества народов чукотки

1. Описание этнопедагогического эксперимента 126

2. Авторская модель салона-мастерской 178

Заключение 186

Список литературы 199

Приложения 214

Введение к работе

Актуальность проблемы. Чукотский автономный округ по географическому положению входит в состав супер-региона Сибирь, однако расположение большей части территории в зоне арктического и субарктического климата накладывает специфические особенности на все сферы жизнедеятельности коренного и приезжего населения, на динамику развития социально-культурных и хозяйственно-экономических структур региона.

Современное демографическое состояние ЧАО характеризуется многонациональностью при небольшом проценте коренного населения, повышенной миграционной активностью, дисперсным расселением в инонациональной среде, появлением "чукотской" диаспоры, что порождает такие проблемы как возрождение национального самосознания в условиях биллингвизма, сосуществование культур при условии сохранения этнических традиций, необходимость регионализации системы образования.

Актуальным является поиск адаптивных механизмов выживаемости коренного населения в условиях новой хозяйственно-экономической структуры региона.

Как справедливо признает в исследовательской работе "Региональная экономика как субъект и объект рыночных отношений" (Чебоксары, 1996) А.В. Назаров "экономические реформы последних лет не улучшили жизни народов, проживающих на территории ЧАО (222. С.231), прежняя система экономических взаимоотношений прекратила свое существование, а рыночная экономика, основанная на экономических методах управления, еще не в состоянии переломить кризисную ситуацию, отмечаемую в настоящее время" (222. С.160).

Экономическая дестабилизация в полиэтничном регионе усу губляется потерей приоритетов этно-культурного развития коренных народов.

Вопросы необходимости возрождения этнического самосознания и национальных традиций, их дальнейшего развития доминируют в публицистических статьях и выступлениях ученых, общественных лидеров, представителей национальной интеллигенции - Л. Айнаны, Т. Ачиргиной, В. Етылена, Ю. Рытхеу, М. Эттырынтыной и др.

Отмечаемые кризисное состояние этнической культуры и возникающее на этой основе массовое депрессивное состояние характеризуется сужеными возможностями адаптации коренного населения в условиях усложнения хозяйственно-экономических реалий.

Смена научных парадигм в исследованиях последнего десятилетия обусловила пересмотр концепций развития художественной культуры и культурнодосуговой деятельности.

Сегодня "фокус исследований смещается с явлений культуры, взятых в статике, на их функционирование, предметом изучения становятся не только культурные символы, сколько правила, способы и цели их использования носителями культуры в определенных ситуациях жизни" {Z10. С.1).

Современное представление о кризисе применительно к отдельным этническим группам не подразумевает их исчезновения, но "предполагает их некоторые адаптивные возможности, например, межпоколенной трансляции определенных культурных черт на основе инонационального языка" (211. С.31).

Проблема национально-культурного возрождения предполагает выход из этнического кризиса не по идеологической модели, но за счет совершения реальных конструктивных адаптационных действий.

Поиск выхода из создавшегося положения в полиэтничном регионе предусматривает разработку и внедрение конструктивных,

научно обоснованных современными достижениями исследовательских технологий и спецификой региональных особенностей, программ созидательной деятельности, ориентированных на восстановление этнокультурного баланса национальной культуры, являющегося источником как психологического равновесия, так и возрождения пассионарности национального духа коренных субъэтносов.

Наблюдаемая в регионе заторможенность рефлективности на теоретические разработки и научные достижения культурологического направления объясняется территориальной удаленностью, доминированием финансово-экономических проблем, аморфностью управленческих кадров в сфере культуры (отсутствие модераторов), отсутствием монолитной гуманитарной школы, представленной научной интеллигенцией.

Оживившийся в последние годы процесс символизации этнической жизни в регионе является положительным фактором активизации национального самосознания, однако прослеживается однолинейная направленность, неадекватная этнокультурному потенциалу культурного наследия коренных жителей Чукотки, представленная единичными социо-культурными объединениями по этническому признаку (язык, знание устного, песенно-музыкального, бытового фольклора) и попытками театрализации аутентичного фольклора.

Суженый диапазон направленности социо-культурной сферы деятельности, по сути повторяющий культурно-досуговые формы прошлых десятилетий, не восполняет потребностей самореализации творческого потенциала молодого поколения, представляющего сегодня маргинализованный пласт ассимилированного коренного населения Чукотки.

Анализ выставочных экспозиций последних лет выявил процесс деформации этно-художественных принципов традиционного декорирования как следствие разрушения механизма наследственной пе редачи опыта и стирания этнических ориентиров; снижение качественного уровня вследствие отсутствия высокохудожественных образцов; что объясняется единичными поступлениями изделий, выполненных народными мастерами; нарастающее количество явлений "народного примитива"; доминирующее количество работ профессиональных художников (живопись, графика, шелкография) некоренной национальности.

Вытеснение традиционного декоративно-прикладного творчества на периферию региональной национальной культуры объясняется как отсутствием целенаправленной культурной политики на поддержание статуса традиционного мастерства, так и этнокультурной дезориентацией нового поколения мастериц, воспитанного в школах-интернатах .

Попытки организации этно-художественного образования в системе дошкольного, школьного и средне-технического образования в полиэтничном регионе имеют разрозненный обрывочный характер, обусловленный отсутствием профессионально оснащенного методического центра по оказанию помощи.

Инновации отдельных педагогов сосредоточены на использовании этнического компонента на уроках рисования в младших классах, природоведения, ручного труда, художественного творчества . Атомарность и разноуровневость педагогических инноваций обусловлена сложностью самоподготовки по вопросам развития культур коренных субъэтносов в полиэтничном регионе в ситуации стирания этнических границ в художественном творчестве и однотипности традиционных видов жизнедеятельности.

Таким образом, отчетливо выявляется необходимость создания этно-художественной образовательной программы по освоению культурного наследия полиэтничного региона, выступающей в роли стабилизатора этнических особенностей художественного творчес тва и кумулятивного источника творческого потенциала коренного населения Чукотки.

Настоящее исследование охватывает историко-этнографический, культурологический и этно-ледагогический аспекты художественной культуры коренных народов Чукотки в пределах, обозначенных темой диссертации.

Теоретическая часть работы, основанная на дедуктивном методе исследования эмпирического материала и результатов полевых наблюдений, включает прагматический анализ (в рамках семиотики) предметно-образующей деятельности и дополнена этно-педагогическим экспериментом, практическая часть которого обусловлена поиском конкурентноспособных видов продукции и перспективных направлений развития традиционного декоративно-прикладного творчества коренных жителей региона как конструктивного способа адаптационных действий в условиях экономической самостоятельности региона.

Степень научной разработанности проблемы. Специфика поставленной проблемы и задачи диссертации обусловили обращение к научным трудам как общетеоретического так и регионального уровня.

Исследование опирается на труды отечественных философов:

И.А.Бердяева, М.М.Бахтина, И.А.Ильина, А.Ф.Лосева.

Проблемы теории и истории народной художественной культуры и этно-художественного образования в последние годы исследуются такими учеными российской школы как Ю.П. Азаров, А.И. Арнольдов, Т.И. Бакланова, М.С. Жиров, И.И. Земцовский, СП. Исенко, А.С. Каргин, Т.Я. Шпикалова, Т.К. Рулина, В.И. Разумный, Н.И. Хренов.

Значительный теоретический и методический материал об эстетическом воспитании и художественном образовании содержится в

трудах Г.В. Беда, B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Т. Я. Шпикаловой, А.П. Яшухтина.

Важные для нашего исследования выводы о психолого-педагогических особенностях восприятия народного творчества учащимися, студентами и развитии их интереса к декоративно-прикладному искусству и художественному творчеству сделаны: Н.Н. Волковым, Е.И. Игнатьевым, B.C. Кузиным, А.Н. Леонтьевым, Р.С. Немовым и др.

Вопросы о содержании народного искусства рассматривают Б. А. Рыбаков, В.М. Василенко, А. Б. Салтыков, B.C. Воронов, Л.А. Динцес, П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев; впервые проблема народного искусства как особого типа творчества поставлена М.А. Некрасовой.

Основы изучения мифологии и фольклора коренных народов Чукотки были заложены В.Г. Богоразом и В.И. Иохельсоном, в советский период появились труды Л.В. Беликова, В.В. Антроповой, "В.В. Леонтьева, Г.А. Меновщикова, М.Г. Левина, П.Л. Скорика.

Новые возможности в изучении культуры малочисленных народов Крайнего Северо-Востока открылись в связи с развитием специальных исследований в работах ученых С.А. Арутюнова, Ю.В. Бромлея, И.С. Гуревича, Э.С. Маркаряна, А.П. Окладникова, Б.А. Фролова, И.С. Вдовина, Д.А. Сергеева, СИ. Руденко, М.М. Бронштейна, Н.Н. Дикова и др.

Искусствоведческие проблемы на материале развития чукотского косторезного промысла рассматривали В.М. Василенко, А. К. Ефимова, Е.Н. Клитина, Н.И. Каплан, и. П. Лавров, Т.Б. Митлянская, Л.Е. Тимашева, Ю.А. Широков, Е.ЇЇ. Орлова.

Вопросы орнаментации подробно рассматривал СВ. Иванов, художественную обработку изделий из мягкого сырья анализировала Л.В. Андреева, этнические особенности народного искусства

на материале коллекционных собраний музеев России рассмотрены Н.В. Кочешковым.

Однако необходимо отметить, что фигурируя в общих культурологических и искусствоведческих работах, народное искусство Крайнего Севера изучено слабо.

Исследованием культуры, в том числе искусства народов Севера, Сибири и Дальнего Востока занимаются в основном этнографы, археологи, филологи, социологи и другие специалисты.

Искусствоведческого анализа явлениям, как правило, не дается, исследователи не касаются сущности народного

искусства и специфики его бытования в условиях Севера,, поэтому и научных методов сохранения и развития этого искусства нет.

Проблемам народного искусства народов Дальнего Востока посвящено диссертационное исследование П.Я. Гонтмахера (199 ) . Диссертационные исследования Н.Н. Гуцол (1989), Л.М. Даниловой Ц994), Н-Я. Гулевского (1993), Е.А. Глинского (1986), Е.М. Михайловой (1980), Р.А. Кирьяк (1988) рассматривают бытовую культуру, традиционные жилища, проблемы собственности оленеводов и общинного самоуправления.

Так, Р. Кирьяк обобщила полевые исследования археологической экспедиции на территории Западной Чукотки и Среднего При-колымья; Е. Глинский рассмотрел лук и стрелы как историко-культурное явление; Е. Михайлова исследовала современную бытовую культуру эскимосов.

Диссертантом изучены материалы, опубликованные местными специалистами, знатоками фольклора, традиций, носителями языка и обы чаев Е.А.Рультынеут, А.Е.Тевлялькот, М.К.Такакав, В.Тымневье,. Т.Геманрольтат, Н.П.Акукын, С.Ю.Чуклиновой и др.

Проблема этно-художественного образования на основе изуче ния культурного наследия как источника этно-семиотической информации и использования его творческих интерпретаций как способа адаптивных действий коренного населения Чукотки в условиях экономической самостоятельности региона не рассматривалась.

Объектом исследования является традиционное декоративно-прикладное творчество коренных народов Чукотки.

Предметом исследования выступает процесс сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества в поли- этничном регионе. Цель исследования заключается в разработке и обосновании этно-педагогической модели сохранения и развития традици онного декоративно-прикладного творчества народов Чукотки.

Задачи исследования:

1) "изучить и систематизировать культурно-историческое наследие Чукотского полуострова/

2) проанализировать истоки и генезис народного искусства полиэтничного региона;

3) выявить этнические каноны и определить способ художественной обработки (этническую кодификацию) результатов предметно-образующей деятельности;

4) разработать и обосновать авторскую концепцию построения учебно-образовательной программы по теории и практике декоративно-прикладного творчества в системе дополнительного образования в условиях северного региона;

5) разработать учебно-образовательные этно-художественные программы, включающие теоретический и практический уровни освоения культурного наследия Чукотского полуострова;

6) определить перспективные направления развития народного искусства и разработать технологию изготовления эксклюзивных образцов предметно-образующей деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что реконструкция процесса сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества коренных народов Чукотки предполагает расширение и углубление этно-художественного образования, основанного на изучении культурного наследия как источника этно-семиотической информации, что предопределяет разработку специальных инновационных программ по принципу блочно-модульного структурирования материала с введением этнической доминанты по теории и практике объекта исследования.

Базами исследования являлись места компактного проживания мастерового населения старшего поколения - национальные села Чукотки, традиционные виды жизнедеятельности которых (морской лромысел, оленеводство) обуславливают необходимость воспроизводства специфических бытовых предметов и меховой одежды.

Дополнительным организующим компонентом исследовательской работы являлась инициированная диссертантом школа "Золотой квадрат", выступающая в роли передвижного варианта учебного мастер-класса.

В течение исследовательского периода проведена поисковая работа в селах Чукотки: 1991 г. - Кепервеем, Островное Били-бинского района, 1992 и 1993 гг. - Нунлингран, Новое Чаплино, Сиреники Провиденского района, 1993 г. - Рыркайпий, имени Биллингса Шмидтовского района, 1993 г. - обследованы села Марково, Тавайваам, Канчадан Анадырского района.

Параллельно проводились выезды в г. Магадан для работы с эвенскими мастерицами из сел: Гижига, Чайбуха, Тахтоямск Мага данской области, в 1991 и 1992 гг. удалось организовать работу с мастерами эвено-юкагирской школы из села Колымское (Саха) .

Этно-педагогический эксперимент проводился одновременно на У-х уровнях:

1) апробация авторских методик работы с коренным населением/

2) апробация и корректировка модели учебно-образовательной программы;

3) экспериментальная предметно-образующая деятельность.

Базами для проведения этно-педагогического эксперимента явились:

а) курсы повышения квалификации работников культуры и искусства в г. Магадане (1992, 1993, 1994 гг.) - группа мастеров старшего поколения (эвены), смешанный состав учащихся молодого поколения;

б) творческие лаборатории объединения "Эйнэв" в г. Анадыре (1991, 1992 гг.) группа мастеров старшего поколения - эскимосы, чукчи;

в) курсы профобучения окружного центра трудоустройства и занятости населения (1993 г. - пос. Провидения), смешанная группа молодых мастериц из национальных сел Провиденского района и маргинальные типы личности из райцентра;

г) 2-х годичный факультатив на базе Высшего педагогического училища народов Крайнего Севера в г. Анадыре (1995-96-97 уч. гг.).

Методологической основой исследования является идеи М.М. Бахтина о непрерывности культурно-исторического процесса (культура как социо-исторический феномен), положения Д.С. Лихачева об истоках искусства и экологии культуры, идеи преемственности и развития культуры, ее национального колорита в работах ученых В.Я. Проппа, П.Г. Богатырева, Д.К. Зеленина, И.И. Толстого, тео ретические работы по вопросам регионализации культур и сохранению этно-культурного ядра А.И. Арнольдова, Б.М.. Кантора, со-цио-культурные исследования Клиффорда Гирца (Канада), культурологические исследования Т. Туена (Финляндия).

Исследование базируется на идеях и теоретических разработках ученых российской культурологической научной школы последних лет.

Подходы к рассмотрению культурного наследия национального региона опираются на положения Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова о приоритетности направления культуротворческои деятельности по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел, методологическим руководством является положение ученых о том, что ремесла относятся к памятникам культуры и представляет органичную часть культурного наследия.

Подходы к организации этно-педагогического эксперимента опираются на теоретические работы Ю.А. Стрельцова об организа-дии целостной системы воспитывающих ситуаций, кумулятивных процессах под влиянием педагогического воздействия и принципе добровольного включения личности в деятельность.

Наше исследование опирается на специальные разработки и теоретические работы Т.И. Баклановой о сущности самодеятельного художественного творчества и методологические разработки в области универсальной гуманитарной образовательной системы; методика проектирования системы была использована диссертантом для разработки региональной этно-художественной учебно-образовательной программы по декоративно-прикладному творчеству.

Основой для рассмотрения структуры объекта исследования являются теоретические работы М.А. Некрасовой, В.Е. Гусева, Г.К. Вагнера, П.Г. Богатырева.

Рассмотрение специфики предметно-образующей деятельности

коренных жителей Чукотки опирается на труды Ю.М. Лотмана и его последователей: Б. Бгажнокова, П. Борисковского, Б. Фролова, Д. Варонаса, С. Сычевой, Дукельского.

Методическое воздействие на диссертанта оказали труды в области методики преподавания изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества B.C. Кузина, Н.Н. Ростовцева, Т.Н. Шпикаловой.

Экспериментальная часть исследования основана на теоретических работах о взаимодействии традиции и инновации С.А. Арутюнова, Д. Нуртазиновой, И. Яковенко.

Методическим руководством в создании этно-художественной программы по декоративно-прикладному творчеству послужили:

- программа интеграционного курса Т.Я. Шпикаловой "Основы народного декоративно-прикладного искусства на традициях Русского Севера" (Архангельск, 1992)

- программы: СП. Исенко (кафедра народной художественной культуры МГУК) — "Русский народный костюм" для студентов высших учебных заведений культуры и искусства (Москва, МГУК, 1996), О.А. Куревиной, Л.С. Васильевой "Синтез искусств в эстетическом воспитании" (Москва, 1994);

- диссертантом учтены рекомендации кафедры национальных проблем РИПКРО.

Методы исследования и организация: для всестороннего подхода к выполнению целей и задач исследования использовались различные методы:

анализ историко-этнографической литературы, специальной литературы, понятийного аппарата, анализ результатов полевых исследований, предметно-образующей деятельности, опросы, беседы, анкетирование, включенное наблюдение, прагматический анализ

предметно-образующей деятельности (в рамках семиотики), анализ учебно-программного материала образовательных и досуговых учреждений по декоративно-прикладному творчеству, анализ методического обеспечения в сельских школах искусств, наблюдение за процессом усвоения студентами основ традиционного мастерства, анализ результатов творческой деятельности студентов.

Специальные методы (включенное наблюдение, фиксация способов декорирования, ручных способов мездрования, окраски натуральными красителями) были использованы для изучения этнических особенностей объекта исследования в национальных селах Чукотки, на занятиях о мастерами старшего поколения. Специальные методы позволили собрать первичную информацию, подлежащую дальнейшей обработке для систематизации в этно-блоки образовательных программ по декоративно-прикладному творчеству.

Ведущее место в исследовании занимает этно-педагогический эксперимент.

Специфика работы с мастерами старшего поколения и молодыми мастерицами из национальных сел и маргинальными типами личности из районных поселков обусловила разработку и применение экспериментальных методик, основанных на разработке предметных и духовно-личностных целей этно-педагогического процесса.

Суть методик заключается в следующем:

1.Методика работы ос мастерами старшего поколения включает: А) создание условий художественно-продуктивной деятельности, целью которой является:

а) определение этнической кодификации, бытующей в среде народных мастеров старшего поколения для изготовления праздничной одежды и традиционных сувенирных изделий;

б) вычленение способов декорирования (этно-маркеров), определяющих специфику чукотской (континентальные оленеводы),

эскимосской (и береговых чукчей), эвенской традиционных школ.

Б) создание психолого-педагогических условий для развития самодеятельности личности в самобытном творчестве, целью которых является:

а) активизация интереса, связанного с расширением профессиональных знаний;

б) активизация желания передачи опыта;

в) формирование чувства сопричастности к судьбе национальной культуры региона и преемственности мастерства каждой локальной традиционной школы.

II. Методика работы с мастерицами младшего поколения из национальных сел и маргинальными типами личности из районных поселков основана на разработке форм педагогической регуляции

художественно-продуктивной деятельности, художественно образова-тельной работы и саморегуляции учащихся:

а) создание условий художественно-продуктивной деятельности, целью которых является:

- определение этнической самоиденти икации учащегося, связанной с практическим освоением технических приемов выбранного этно-художественного блока;

- стимулирование индивидуально-творческого поиска в области экспериментальных работ на основе соединения традиции и новации;

б) организация художественно-образовательной работы, целью которой является:

- активизация познавательной деятельности в свободное от занятий время;

- стимулирование художественно-творческой деятельности на основе индивидуальных способностей и самобытных качеств лично с ти/

в) создание психолого-педагогических условий для развития самодеятельности учащегося, суть которой в самосозидании своей личности:

- художественного самовоспитания, включающего саморазвитие - выработку своих способностей и переносу имеющихся знаний, умений и навыков в новые ситуации, умения творчески их применять ;

- самореализация свободной деятельности, обусловленной духовными потребностям личности;

- самооценки своих собственных качеств и предметных результатов своей деятельности.

Ill. Методика работы со студентами 2-х годичного факультатива обусловила разработку модели учебно-образовательной программы на основе формирования профессиональных и личностных качеств мастера-педагога.

Образовательная программа включает: теоретическое освоение культурного наследия Чукотки и этно-художественный модуль практического освоения мастерства, имеющий 4 этно-блока (подмодуля), который представлен следующими разделами:

а) традиционные технические приемы декорирования;

б) этно-художественные каноны изготовления праздничной одежды, головных уборов;

в) современное состояние и формы бытования традиционного декоративно-прикладного творчества в регионе;

г) перспективы развития декоративно-прикладного творчества в национальном регионе.

Исходный и достигнутый уровень теоретико-практической подготовки определялся у учащихся ЭГ (10 чел.) и КГ (10 чел.) по

следующим показателям:

а) степень развития профессионального мастерства;

б) знание культурного наследия региона;

в) знание экологического богатства региона;

г) общий культурно-образовательный уровень в области декоративно-прикладного искусства, перспективы его развития, возможности совершенствования профессионального мастерства.

Исследование состояло из 3-х этапов:

а) на первом этапе осуществлялась разработка теоретических основ проблемы, формулировка рабочей гипотезы, сбор и фиксация фактологического материала по изучению памятников этнической культуры и быта в национальных селах Чукотки - Новое Чаплино, Сиреники, Провидения, Нунлингран, Рыркайпий, имени Биллингса, имени Шмидта, Кепервеем, Билибино, Канчалан, Тавайваам. Использовались опросы и собеседования, индивидуальные и групповые беседы с мастерами старшего поколения, с молодежью национальных сел. Использовалось визуальное и включенное наблюдение за процессом ручной обработки сырья (мездрование скребковым инструментом) в мастерских мехпошива. В каждом селе методом опроса выявлены мужчины-хранители уникальных видов творчества (изготовление бубнов, плетение чаатов, миниатюрных копий предметов бытового назначения - нарты, байдары, куклы из кости) .

Учитывая, что возраст и образование мастеров старшего поколения и хранителей этно-художественной информации не позволяет проведение письменного анкетирования, использовались беседы, включенное наблюдение с комментариями мастера. В некоторых случаях привлекались переводчики, например, носители татуировок в селах Сиреники, Канчалан, Тавайваам воспринимают только родной язык.

Итогом первого этапа явилось накопление обобщенной информации по теме исследования, включающей сведения о технических приемах декорирования, формах бытования традиционного искусства в национальных селах, сохраняющих локальные школы мастерства.

•В каждом селе на занятия авторской школы "Золотой квадрат" приглашались все желающие, что давало возможность контактирования с населением разного возраста и разных коренных национальностей. Как правило, количество мастеров старшего поколения составляет 3-5 человек (мастера-одиночки мужчины и женщины) , 5-10 чел составляют мастеровые женщины, умеющие шить одежду для оленеводов из мехового сырья. Таким образом, количественный показатель опрошенных в селе колеблется от 3-х до 10 человек. Обнаружены в селах "латентные" хранители информации: знающие по памяти процесс художественной обработки, но не имеющие возможности воссоздания предметных конструктов по причине инвалидности.

Общее количество реципиентов, опрошенных в селах Чукотки -60 чел., в селах Магадана - 20 чел.

На втором этапе (1993-1994 гг.) осуществлялась деятельность в рамках созидательно-преобразующего эксперимента на основе рабочей модели учебно-образовательной программы по декоративно-прикладному творчеству с учетом этнических особенностей коренных народов исследуемой территории.

В процессе предметно-образующей деятельности второго этапа были задействованы народные мастера традиционных школ, молодые мастерицы, что обусловило:

а) организацию передачи опыта этнохудожественного декорирования верхней одежды, головных уборов;

б) уточнение локальных стилей, бытующих среди чукотских, эскимосских, эвенских мастериц.

Итогом второго этапа являются апробация рабочей модели учебной программы с последующей корректировкой в процессе проводимых занятий, ориентированной на вычленение этнических особенностей художественной обработки изделий из мягкого сырья.

На третьем этапе (1995-1997 гг.) проводилась апробация учебной этнообразовательнои программы на базе факультатива педагогического училища народов Крайнего Севера, включающий в себя внедрение в учебный процесс теоретической модели синтез-программы "Культурное наследие Чукотки" и практических этно-блоков учебной программы.

По результатам комплексного эксперимента проведена проверка усвоения материала и возможностей творческой интерпретации в условиях студенческой аудитории, результатом практического эксперимента явились дипломные работы учащихся.

Разработаны и апробированы критерии оценки формирования профессиональных и духовно-личностных качеств учащихся экспериментальных и контрольных групп, критерии оценки уровня профессионального мастерства.

В ходе исследовательского эксперимента частично апробирована инновационная модель творческого объединения "Эйнэв", деятельностью которого являлись консультации, организация выставок, учебных семинаров, поощрение и стимулирование мастеров старшего поколения из национальных сел.

Общим итогом работы явилось оформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в следующем:

1) на основе изучения и систематизации культурно-исторического наследия Чукотки определены:

а) группа этно-художественных реликтов, имеющих этническую кодификацию (памятники первобытного искусства, памятники искусства древних культур с орнаментированными костяными изделиями) /

б) группа графических реликтов - рисуночное письмо, клейма ("тамги") оленеводов, типы татуировки;

2) определена степень бытования и сохранности этнических канонов изготовления верхней бытовой и праздничной одежды, головных уборов/ вычленены группы способов декорирования (этно- матжеры) - технические приемы, объемные навесные элементы декора; нашивные (аппликативные) фигурные летали декора.

3) вычленены этно-художественные стили декорирования (традиционные школы) традиционных сувенирных изделий у эскимосов и береговых чукчей, чукчей-оленеводов, эвенов;

4) намечены контуры художественного оформления верхней зимней одежды, бытовавшие у чуванцев в начале XX века;

5) разработана и обоснована авторская концепция построения этно-художественной учебно-образовательной программы с введением этно-блоков по освоению профессионального мастерства как необходимое условие стабилизации этнических особенностей художественного творчества в полиэтничном регионе;

6) разработаны учебно-образовательные программы по теории и практике традиционного декоративно-прикладного творчества для разных возрастных категорий (младший школьный, среднетехническое специальное (факультатив дополнительного образования) , профобучение для взрослого населения);

7) разработаны и апробированы в процессе этно- педагогического эксперимента авторские методики работы с коренным населением старшего и младшего поколений;

8) разработана и апробирована методика работы о будущими

мастерами-педагогами на базе 2-х годичного факультатива по специализации "Учитель трудового обучения";

9) инициирована и апробирована в условиях северной территории передвижная модель учебного мастер-класса - школа "Золотой квадрат";

10) апробирована модель творческого объединения "Эйнэв", выполняющая функции консультативного, исследовательского, экспериментально-мастерового центра и имеющая статус самостоятельного хозрасчетного объединения (1991-1993 гг.);

11) рассмотрены предметы-символы, выступающие в роли сти- леобразующего фактора предметно-образующей деятельности;

12) определены перспективные направления декоративно- прикладного творчества в регионе и изготовлены экспериментальные образцы: модели одежды, дополнения к одежде - сумки, украшения, сувенирные куклы в национальном костюме Чукотки (4 типа) .

Практическая значимость заключается в следующем:

1) на базе 2-х годичного факультатива педагогического училища народов Крайнего Севера (г. Анадырь) внедрена комплексная программа по теории и практике декоративно-прикладного творчества Чукотки;

2) разработана технология изготовления экспериментальных образцов моделей одежды и сувенирных изделий (куклы в национальных костюмах, дополнения к одежде, украшения) и апробирована на практике;

3) на базе окружного центра занятости и трудоустройства населения внедрена программа по профессиональному обучению основам декоративно-прикладного творчества (пос. Провидения, 1993 г.), подготовлено и выпущено с удостоверением об оконча ний курсов и дипломом школы "Золотой квадрат" 2 0 человек (жители Провиденского района);

4) в г. Магадане проведены циклы занятий для руководителей студий художественного творчества, для молодых мастериц из национальных сел области, подготовлено и выпущено с удостоверением курсов и дипломом школы "Золотой квадрат" за 1992, 1993, 1994 гг. более 50 человек;

5) в течение подготовительного этапа этно-педагогического эксперимента проведен курс лекций для жителей города Анадыря, организована творческая встреча с мастерами старшего поколения, проведены занятия школы "Золотой квадрат", по итогам занятий проведен комплексный экзамен, вручены дипломы школы в количестве 15-ти шт./

6) на базе 2-х годичного факультатива подготовлена группа молодых мастеров-педагогов с последующим распределением в пос. Певек, пос. Беринговскии, пос. Билибино Чукотского автономного округа для работы в школах искусств и Домах детского творчества (10 человек);

7) на 2-ом этапе этнопедагогического эксперимента апробирован тематический блок, использующий средства массовой коммуникации регионального уровня: цикл радио-консультаций, пресс-марафон в газете, цикл телепередач, целью которого является массовый охват мастерового поколения, проживающего в отдаленных селах, оленеводческих бригадах и перевал-базах, а также формирование общественного интереса к проблеме сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества;

8) подготовлен методический материал, включающий: видеофильмы, слайд-фильмы, фотоматериал, методические рекомендации, зарисовки художественных методов декорирования, который может быть использован для организации учебного и консультационно методического центра;

9) этно-художественная образовательная программа может использоваться комплексно или отдельными этно-блоками для организации:

- план-уроков;

- факультативных занятий;

- малых национальных предприятий и мастерских по производству сувенирной продукции полиэтничного региона;

- повышения квалификации для педагогов региона;

- в средствах массовой коммуникации регионального уровня (телевикторины, телеконкурсы, радиоконсультации)

10) тематические зтно-блоки программы могут быть использованы мастерами традиционных школ для разработки авторских методических пособий по локальным территориям;

11) модель учебно-творческого полифункционального центра (салоытмастерская) может быть использована для организации мастерской по изготовлению одежды с региональной символикой, творческих фольклорных студий;

12) результаты исследования, основанные на применении прагматического анализа (в рамках семиотики) в подходах к рассмотрению предметно-образующей деятельности коренных жителей северного региона могут быть использованы в качестве методического руководства для организации аналогичного исследования в других регионах России;

13) комплексное исследование, включающее:

а) передвижной вариант учебного мастер-класса школы "Золотой квадрат";

б) экспериментальную творческую лабораторию с функциями исследовательского центра (творческое объединение "Эйнэв") ;

в) разработку и внедрение зтно-художественной учебно-образовательной программы по декоративно-прикладному творчеству - может быть использовано в качестве модели национально-культурного возрождения полиэтничного северного региона.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на семинарах и консультативных совещаниях регионального уровня, на международных научно-практических конференциях, встречах специалистов-североведов:

- "Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовка кадров". Тезисы. (26-28 апреля 1994, Москва);

- "Культура России на рубеже столетий". Тезисы. (22-23 февраля 1996, Москва, МГУК);

- "Социум и культура: голоса молодых". Тезисы. (25-26 марта 1997, Москва, МГУК);

встречи специалистов-североведов:

- "Проблемы фольклорных семейных театров" (Канада, Вайт- хорс, Центр индейской культуры штата Юкон, июнь 1992);

- "Искусство народов Севера: традиции и современность" (международный фестиваль-симпозиум в г. Магадане, июнь 1994);

- "Организация выставочных экспозиций за рубежом" (Музей народных искусств, г. Дрезден, Германия, июнь 1995);

выставки:

1992 г. - "Северная мозаика" (Дом кино, Москва); 1992 г. - "Искусство народов Арктики" (Анадырь, Чукотка); 1992 г. - фестиваль искусств в Канаде, Вайтхорс; 1998 г. - фестиваль-симпозиум в г. Магадане; 1995 г. - День города Фрайберга в Саксонии, Германия; 1995 г. - Авторская выставка "Модели Одежды" на телевидении г. Анадыря, Чукотка.

Положения, выносимые на защиту:

1) процесс сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества коренных народов Чукотки предполагает изучение культурного наследия как кумулятивного источника этно-семиотической информации и вариативности предметно-образующей деятельности;

2) этно-художественное образование, программируемое на 2-х уровнях: теоретическом и практическом - предусматривает разработку практического модуля, включающего в себя этно-блоки адекватно полиэтничной структуре коренного населения региона, что обуславливает этническую самоидентификацию учащегося в выборе профессионального направления деятельности;

3) развитие перспективных направлений декоративно- прикладного творчества как способа конструктивных адаптивных действий в современных экономических условиях может служить основой модели национально-культурного возрождения коренных жителей север-ного региона.

Экспликация дефиниций объекта исследования

Теоретическое осмысление проблемы, обозначенной темой исследования, опирается на идеи и положения отечественных ученых и мыслителей.

Большое влияние на диссертанта оказали нравственная философия и творческое наследие М. Бахтина.

М. Бахтин, высказывая идею о непрерывности культурно-исторического процесса, рассматривает культуру как единое целостное, не имеющее завершения ни во времени, ни в пространстве. Каждый из ее модусов внутренне соприкасается с территорией других областей. Ученый отмечает, что обращаясь сегодня к прошлым пластам культуры, мы хотим воскресить из небытия идеи, смыслы, образы, могущие выполнить роль "ариадниной нити" в лабиринте современных проблем (24).

Д. С. Лихачев, определяя истоки искусства и подчеркивая роль экологии культуры говорит, что обращение к старому, возрождение старого, его сохранение - это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории (121). Очень актуально звучат слова выдающегося русского философа Н. Бердяева в связи с современной социокультурной ситуацией: "Центр тяжести переносится в экономику, наукам же и искусствам, высшей творческой культуре, духовным ценностям отводится место "надстройки". Человек превращается в экономическую категорию" (28.С.39).

В подходах к осмыслению проблем региональной национальной полиэтничнои культуры Чукотки диссертант опирается на работы последних лет в области культурологии. Так, А.И. Арнольдов отмечает, что "каждый народ создает свою культуру, во многом отличную от культуры другого народа, но это отнюдь не устраняет действия объективной закономерности, которая обнаруживает себя в исторической развивающемся сближении культур, их сущностном объединении, которая обеспечивает культурный прогресс" (Ю.С.20). Развивая эту мысль ученого, дополним ее высказыванием Д.С. Лихачева: "на границах культур воспитывается их самосознание. Если граница сохраняется как зона общения, - она обычно и зона творчества, зона формирования культур" (121.С.98)

"История культуры любого народа, - пишет Ю. Лотман, - может рассматриваться с 2-х точек зрения: во-первых, как имманентное развитие, во-вторых, как результат разнообразных внешних влияний, оба эти процесса тесно переплетены, и отделение их возможно только в порядке исследовательской абстракции"/

Важной методологической основой для подхода к рассмотрению объекта исследования является для диссертанта положение ученого о том, что "культура как сложное целое составляется из пластов разной скорости развития, так что любой ее синхронный срез обнаруживает одновременное присутствие различных ее стадий. Взрывы в одних пластах могут сочетаться с постепенным развитием других" (130. С. 25).

Теоретическим стимулом для инновационных экспериментов диссертанта являются положения Ю. Лотмана о том, что "момент взрыва одновременно является и местом резкого возрастания информативности всей системы. Доминирующим элементом, который возникает в итоге взрыва и определяет будущее движение, может стать любой элемент из системы, или даже элемент из другой системы, случайно втянутый взрывом в переплетение возможностей будущего движения" (130.С.25).

Тема диссертационного исследования обуславливает комплексный подход к рассмотрению объекта исследования, включающий в себя дедуктивный метод исследования теоретического материала и прагматический анализ (в рамках семиотики) предметно-образующей деятельности коренных жителей Чукотки с целью применения результатов -практического анализа как способа адаптивных действий в современных экономических условиях.

Анализ специальной литературы, включающий историко-этнографические, социально-демографические исследования, труды по археологии, этнологии, культурологии, экономике региона, выявил доминирующий подход авторов к предмету описания как к этнографическому объекту, что вполне объяснимо инерционной тенденцией отечественной науки рассмотрения окраинных северных территорий России с позиций изучения "отсталых" народов.

Утвердившийся в советское время термин "народное декоративное искусство" народов Севера опирается на возросший интерес в середине нашего века (50-60-е годы) к организованным художественным промыслам и оформительскому дизайну.

Исследования последних лет (В.Н. Кочешков (1990), П.Я. Гонтмахер (1991), А.А. Бурыкин, СВ. Будникова (1993) в области интересующего нас объекта,используют данный термин, подтверждая тем самым невнимание к искусствоведческим научным разработкам последних лет. Опора на этнографию оставалась (и методологически совершенствовалась) как принципиальная позиция для ряда ученых, исследователей фольклора, труды которых составили классику отечественной науки: В.Я. Пропп, И.И. Толстой, П.Г. Богатырев, Д.К. Зеленин.

Вопрос о содержании народного искусства от древности до предреволюционного времени поставили в своих работах Б.А.Рыбаков и В.М.Василенко; о декоративной специфике и о значении традиций писал А.Б.Салтыков (Избранные труды. М., 1972).

Однако вопрос о специфике и понятии собственно народного искусства тогда не ставился, он решался в тот период в плане защиты тJ ]адиции в целом и ее значения для развития декоративно-прикладного искусства.

Большой сводный труд С.М.Темерина "Русское прикладное искусство" отражал эту положительную позицию. Однако и в нем не проводилось разделение между народными промыслами и художественной промышленностью. Народные промыслы утверждают ся в плане их декоративной, предметной специфики. Народное искусство сел в свете такой позиции вовсе не попадало в поле зрения искусствоведения, как современное народное творчество оно было уделом этнографии.

Вопрос о народном искусстве в современности продолжал стоять до середины 70-х годов в плоскости "быть или не быть" и дискутировался на страницах печати. Происходила подмена понятий, вульгаризация понятия современности и представления о советской культуре, сводимой к единообразию формы. Крупные исследователи эстетики фольклора П.Г.Богатырев и В.Е.Гусев рассматривали в своих работах вопрос о необходимости различий между фольклором и литературой. Впервые постановка проблемы народного искусства как особого типа творчества была дана в исследовании М.А.Некрасовой Важными для нашего исследования являются работы ученых-культурологов по проблемам народного художественного творчества. В работе "Педагогика художественной самодеятельности"

Этнические особенности традиционного декоративно-прикладного творчества Чукотки

Рассмотрение этнических особенностей объекта исследования ограничено целенаправленным анализом, включающим в исследовательское поле субстраты предметной деятельности, которые представляют интерес для обоснования авторской концепции.

Для выявления этнической специфики объекта исследования мы используем комплексный подход, включающий обращение к источникам искусствоведческого направления и результаты полевых исследований последних лет.

В результате многих веков совместного проживания на одной территории и формированием идентичных типов хозяйственно-культурных типов деятельности у эскимосов и чукчей появилось много аналогичных видов культурной деятельности, которые можно рассматривать как единый компонент национальной культуры.

Однако справедливо отмечает в своей монографии В. Кочешков, что и эскимосы, и чукчи продолжают сохранять в своем искусстве целый ряд неповторимых специфических черт, позволяющих говорить об этническом своеобразии каждого из отдельных искусств этих народностей.

Наиболее полное описание одежды чукчей, эскимосов дает искусствовед Л. В. Андреева, с историко-этнографической точки зрения рассматривает этнические особенности В.Н. Кочешков, результаты полевых исследований в местах компактного проживания эвенов Магаданской области анализируют СВ. Будникова и А.А. Бурыкин (экспедиция Магаданского областного краеведческого Музея 1993 г.)

Чукотская и эскимосская одежда конца XIX - начала XX вв. имела четкое половозрастное деление, что отражалось в специфике кроя, принципах декора, орнаментального решения. Она делилась на нижнюю (нательную) и верхнюю. В комплект также входили головные уборы, обувь, рукавицы, важным элементом мужской одежды являлся пояс.

Верхнюю наплечную одежду без капюшона - кухлянку, являющуюся основной одеждой оленеводов и морских охотников, шили из больших по размеру шкур, при шитье пользовались несколькими видами кроя, каждый из которых определялся размером, цветом, качеством шкур.

Важным элементом декоративного оформления верхней мужской одежды в первую очередь являлась цветовая гамма оленьей шкуры. Эскимосы, а особенно чукчи, при выборе материала отдавали предпочтение пестрым и белым шкурам.

У приморских чукчей, обитавших от устья Колымы до мыса Дежнева, и у эскимосов бытовала верхняя не имеющая разреза спереди одежда с капюшоном из тюленьих или нерпичьих шкур эскимосского покроя.

Такая одежда из-за небольшого размера шкур отличалась обилием подкройных деталей. Для расширения нагрудной части обязательно вшивали треугольный клин из кожи морских животных, а по боковым швам притачивались клинья из шкуры тюленя или нерпы.

При использовании меха нерпы учитывали и использовали его природный окрас. Шкуры пятнистой нерпы-ларги, кольчатой акибы и полосатой крылатки располагали при крое таким образом, чтобы основной рисунок проходил по спине, передней части одежды и верху рукавов.

Цветовая гамма дополнительных украшений - полос, бахромы -всегда сочеталась с основным цветом рисунка шкуры и подчеркивала его. Женская одежда чукчей и эскимосов, как и мужская, состояла из нательной, верхней, головных уборов и обуви. В качестве нательной женщины носили нижний комбинезон из пыжика мехом внутрь, доходивший до колен, с глубоким вырезом по вороту. Сверху нижнего в зимнее время надевали верхний комбинезон мехом наружу.

Женщины отдавали предпочтение темному и пестрому окрасу. Пестрые шкуры располагали таким образом, чтобы естественный рисунок располагался по центру переда и спинки или распределялся симметрично. При использовании шкур контрастных цветов учитывался тот же принцип расположения.

Камлейки континентальной части Чукотки, имея определенное назначение, отличались кроем и декоративным оформлением. В зимнее время мужчины, собираясь на промысел, а женщины при перекочевках, в гости или на празднества, надевали поверх меховой одежды (кухлянки, комбинезона) камлейку с капюшоном из тща-.тельно выделанной летней тонкошерстной или стриженной осенней шкуры оленя ворсом внутрь. Лицевая сторона камлеек окрашивалась охрой в желтый цвет.

Женские ровдужные камлейки были двух типов (ровдуга -выделанная ручным способом оленья замша). Покрой камлеек первого типа соответствовал мужской, но она была более широкой и прикрывала колени. Широкий вшивной рукав сужался книзу и имел меховую оторочку вокруг кисти руки. Такие камлейки иногда были с капюшоном, края которого также имели густую меховую оторочку. В том случае, если капюшон отсутствовал, к вырезу пришивали большой отложной воротник, набранный из собачьего меха разных цветов.

Камлейка второго типа имела мелкий фигурный раскрой стана. Рукава такой камлейки выкраивались вместе с капюшоном и обшивались у запястья полоской ровдуги и мехом собаки или россома-хи. Такая же опушка прикреплялась к подолу и капюшону одежды.

К вороту камлейки, спереди, нередко пришивали нагрудник, составленный из однотонных или разноцветных полос оленьего меха-камуса. Края нагрудника обшивали опушкой, аналогичной опушке капюшона.

В методическом пособии "Жилище. Одежда. Национальная кухня" А. Тевлялькот называет основные атрибуты одежды, имеющие собственно-названия на чукотском языке. Так, приведены наименования головных уборов - 4 вида, кухлянки - 7 видов, штанов - 7 видов, в том числе борцовские (тайк, авконагтэ), обуви - 12 видов, в том числе торбаза из рэтэма (рэтэмъегыт) , нерпичьи торбаза (рыгъягыт), зимняя обувь из камуса (панраплякыт), домашняя обувь (кыргыпчекыт).

Женская одежда "к,эркэр" имеет 4 разновидности: эвычанкыр, гыргочан, кэр, выл, гзкэр, льалян, кэр, самостоятельное самоназвание имеет и детский меховой комбинезон для новорожденного - к,алгэкэр (192. С.20-23)

Описание этнопедагогического эксперимента

Предваряя описание зтно-педагогического эксперимента, мы отмечаем профессиональный вклад первых учителей Чукотки: Л. В. Беликова, И. С. Вдовина, Н.И. Котляренко, Д. П. Корж, Г.А. Меновщикова, Е.С. Рубцовой, И. С. Сергеевой, С.А. Сульженко, П.Я. Скорика, А. Тарасова; некоторые впоследствии стали заниматься исследовательской работой по истории культуры, и сбору фольклора.

Наше исследование является продолжением их гуманитарной деятельности и отражает современные научные подходы к изучению национальной культуры полиэтничного региона.

Констатирующий анализ состояния и развития объекта исследования непосредственно в национальных селах округа - местах компактного проживания коренного населения - Новое Чаплино, Сирени-ки, Нунлингран, Урелики, п. Провидения Провиденского района, мыс Шмидта, Рыркайпий, имени Биллингса Шмидтовского района, Островное, Кепервеем, Омолон, Анюйск, п. Билибино Билибинского района, Тавайваам, Канчалан, Усть-Белая Анадырского района, Мейныпильги-но, Хатырка Беринговского района, пос. Марково, Ламутское, Чу-ванское на территории Чукотского автономного округа с 1990 по 1997 гг. предопределили зарождение гипотезы о необходимости обновленного подхода к проблеме сохранения и развития тралиционного декоративно-прикладного творчества коренных народов Чукотского полуострова.

Специфика состояния и развития объекта исследования обус 127 ловила следующие направления эксперимента:

1) вычленение этнической кодификации предметно-образующей деятельности мастеров старшего поколения;

2) формирование профессионального интереса и духовно личностных качеств у молодежи, проживающей в национальных селах;

3) формирование профессионального мастерства и духовно личностных качеств у студентов педагогического училища народов

Крайнего Севера на базе 2-х годичного факультатива на специа лизации "Трудовое обучение". Для проверки основных положений методики обучения проводилась опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы. На территории Чукотки такая работа проведена в местах компактного проживания коренного населения как многоступенчатая модель этно-педагогического эксперимента, (на базе выездного варианта школы "Золотой квадрат").

На территории Магаданской области к проведению этно-педагогического эксперимента привлечены мастера старшего поколения из национальных сел - мест компактного проживания эвенов -Гижига, Тахтоямск, Чайбуха, Кольмское (Якутия-Саха) .

Для возникновения контактов с местной интеллигенцией, играющей лидирующую роль в вопросах развития национальной культуры, нами было инициировано создание 3-х месячных курсов по предмету "Декоративно-прикладное искусство Чукотки" (март-апрель-май 1991 года) в г. Анадыре в помещении Научно-методического центра.

Группа слушателей была представлена интеллигенцией города Анадыря, в том числе сотрудниками радио, телевидения, администрации, ТЭЦ, преподавателями начальных классов школ и т.д. Результаты семинарских занятий были использованы нами для уточнения и корректировки имеющихся знаний и представлений о традиционном искусстве северного региона, выявления мест расселения народных мастеров, формах бытования локальных направлений, эталонов мастерства.

Важным результативным моментом явилось самоутверждение автора исследования в глазах местной интеллигенции как ценителя местной культуры, что послужило установлению контактов и составлению предварительных планов совместной работы. Были установлены тесные связи с местным телевидением, радио, окружной газетой "Крайний север", фольклорным ансамблем эскимосского танца "Атасикун" и др.

Общим итогом работы предварительного этапа явилось убеждение в необходимости изучения начального звена объекта исследования - индивидуально-творческой деятельности народных мастеров, проживающих в отдаленных национальных селах.

Первая ступень эксперимента

Первой ступенью эксперимента явилось создание авторской школы "Золотой квадрат", целью которой было изучение основ традиционного мастерства 4-х коренных народов Чукотки: чукчей, эскимосов, чуванцев, эвенов, составляющих сегодня геодемографический состав коренного населения и соответственно, полиэт-ничный компонент национальной культуры северного региона.

Необходимо отметить, что наша инициатива по созданию школы "Золотой квадрат" была поддержана представителями местной интеллигенции, учреждениями культуры и образования.

Программа авторской школы "Золотой квадрат", включающая теоретический и практический блоки, утверждена в Окружном Центре занятости и трудоустройства населения, в окружном отделе образования, одобрена в Окружном Управлении культуры (Е.А. Рультынеут) ; в научно-методическом центре была активно поддержана специалистами по фольклору, знатоками и носителями языка, традиций и обычаев: С. Ранав, М. Такакав, Н.П. Акукын, В. Рентытегиным.

При полной финансово-экономической самостоятельности (Патент администрации Чукотского автономного округа) авторская школа "Золотой квадрат" явилась передвижным вариантом учебного мастер-класса, наиболее оптимальньм в условиях разбросанности сел по территории округа. После проведения консультаций с сотрудниками окружного музея, научно-методического центра, занимающихся комплектованием выставочных экспозиций, была определена 1-я экспериментальная группа. Критериями отбора явились: качество изготавливаемых изделий, систематичность участия в выставках, наличие морального авторитета среди мастеров, национальность, возраст, состояние здоровья. Критерий морального авторитета связан с психологическим климатом в коллективе; критерий национальности отражает этническую связь мастера с традиционной школой или родовую преемственность; критерий возраста и состояния здоровья определяет работоспособность мастера. Была разработана рабочая модель учебной программы, однако в процессе работы с первой группой подверглась значительной корректировке, что будет рассмотрено ниже.

Авторская модель салона-мастерской

1) Вопрос о необходимости создания полифункционального творческого объединения "салон-мастерская" выносится на обсуждение и решение на уровень региональной администрации.

2) В случае признания необходимости создания салона-мастерской организациями-шефами (спонсорами) выступают: Департамент образования, Департамент культуры, Департамент социальной помощи населению, Департамент молодежи и туризма, Администрация города.

3) Подготовительный период первого этапа включает: а) привлечение внимания общественности: местной интеллиге нции, работников образования, культуры, туризма, общественных организаций к проблеме возрождения культурного наследия, к профессиональной занятости населения, стирания этнических тра диций. Рекомендуется использовать местное телевидение, радио, печать, встречи с общественными социально-культурными объеди нениями местной интеллигенции; б) выход на администрацию города, округа с реальным иници ативным предложением; в) подготовку документации и оформление с определением юридического, правового статуса салона-мастерской в зависимос ти от конкретных условий: вариант 1 - салон-мастерская имеет самостоятельный статус и предприятия-инвестора по оплате коммунальных услуг; вариант 2 - салон-мастерская входит в структуру родствен 179 ного Департамента (туризма, культуры, образования, социальной помощи коренному населению) и ставится на его баланс; вариант 3 - салон-мастерская имеет статус частного предприятия в структуре малого и среднего бизнеса национального региона, в данном случае необходимо определить источник первоначальной инвестиции, источник оплаты за коммунальные услуги; вариант 4 - салон-мастерская имеет статус частного предприятия в структуре малого бизнеса региона, юридический адрес закрепляется по месту жительства инициатора, все необходимые функции деятельности: обучение, выставки-продажи проводятся на базе учреждений культуры по договоренности (на ярмарках, в выставочных залах, в художественных салонах других городов).

В этом случае (вариант 4) необходимо иметь лицензию на право обучения и продажу изделий авторского изготовления. Дополнительной защитной и рейтинговой мерой является членство в Творческом Союзе, дающее определенные выходы на выставки, творческие семинары и т.д. г) Консультативные встречи с головными организациями-шефами, целью которых является (при условии вариантов 1, 2, 3) : а) выделение помещения (минимально площадь 3-х комнатной квартиры); б) необходимый ремонт помещения; в) дизайн интерьера помещения; г) источник финансирования для оплаты коммунальных услуг; д) источник финансирования для закупки первой партии сы рья; 4) Заключительный этап первого периода включает (при условии вариантов 1, 2, 3): - утверждение документации в Окружной Администрации, получение лицензии на право обучения профессиональному мастерству, открытие счета в банке, изготовление печати, визитных бланков.

Получение ордера на выделенное помещение и оформление контрактного договора на оплату коммунальных услуг с организацией-шефом (инвестором) необходимо решать предельно внимательно, учитывая финансовую несостоятельность многих организаций.

5) Первый этап работы салона-мастерской при условии вариантов (1, 2, 3) рекомендуется начинать с презентации, что привлечет внимание жителей города, поселка, районного центра, набор желающих в учебную группу, рекомендации мастеров и специалистов по художественному маркетингу, сотрудничество мастеров-надомников .

Новизна, модели салона-мастерсхой (мастерового центра) заключается в следующем:

1) Мастеровая деятельность обуславливает трудовую заня тость коренного населения, не имеющего постоянного места рабо ты. Занятия этим видом деятельности доступны и людям с частич ной потерей трудоспособности (в качестве надомников), и людям с невысоким уровнем образования.

2) Мастеровой статус салона основан на четкой градации эт нических особенностей в народном искусстве и современных его интерпретациях.

3) Перспективное развитие салона-мастерской предполагает включение в современный технологический процесс интерпретатив ных форм культурного наследия, активизацию индивидуального творческого потенциала на основе обучения по этно-художест венной программе.

4) Модель салона-мастерской предполагает развития и опыт ную деятельность по приобретению профессиональных навыков по многим творческим профессиям, не имеющим сегодня развития в регионе, и ориентирует на сближение с рыночной экономикой, поиск оптимальных форм взаимодействия.

5) Основные виды практической деятельности, осуществляемой в мастеровом центре впервые: учебно-образовательная по этническим секторам (этно-блокам программы)/ - экспериментально-художественная; - семейная воскресная школа мастерства; - воспитание эстетического и художественного вкуса; - художественный маркетинг; - моделирование одежды и все дополнительные процессы творчества; дополнительная деятельность культурно-воспитательного направления: а) экологические уроки, семинары; 6) рекреационная; в) общения. Принцип работы салона-мастерской ориентирован на изготовление конкурентно-способных художественных изделий, сувениром с региональной символикой, головных уборов, моделей одежды, представляющих интерес как для жителей, так и для гостей региона.

Необходимо отметить, что частичная апробация салона-мастерской "Эйнэв" (Зов - чукотск.) состоялась в 1991-1994 году.Полиэтничный состав коренного населения региона требует организации структуры центра, адекватно отражающего этно-художественные направления предметно-образующей деятельности и современных интерпретативных форм, которые могут иметь следующее содержание деятельности: занятия мастерской "уроки ученичества", студия художников 182 дизайнеров по оформлению интерьера, ателье по изготовлению подарочных альбомов - "кип--секов", консультации для начинающих модельеров, группа художников по оформлению смотрового зала для проведения выставок (моделей одежды, аксессуаров, выставочных витрин с образцами сувениров с региональной символикой) и др.

Поисковая деятельность, стимулируемая из координирующего центра, направлена на формирование этнического блок-запаса знаний и технических приемов, используемых в качестве основы для творческих экспериментов, одновременно поднимает статус народных мастеров, владеющих традиционным мастерством и являющихся информационным источником традиционных знаний.

Похожие диссертации на Этнопедагогические основы сохранения и развития традиционного декоративно-прикладного творчества народов Крайнего Севера