Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана Кодиров Фазлиддин Садриддинович

Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана
<
Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кодиров Фазлиддин Садриддинович. Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 2004 170 c. РГБ ОД, 61:05-13/700

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы влияния социально- культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества 14

1.1 Социально-культурные предпосылки развития народного декоративно- прикладного творчества 14

1.2 Декоративно-прикладное творчество в контексте народной педагогики

1.3 Народное декоративно-прикладное творчество—предметная деятельность, воплощающая национально-культурные традиции 45

Глава 2. Совершенствование процесса влияния социально- культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана 64

2.1 Воспитательный потенциал народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана 64

2.2 Влияние семьи и культурно-творческой среды на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества 93

2.3 Способы и средства повышения результативности народного декоративно-прикладного творчества в Таджикистане 122

Заключение 137

Литература 142

Приложения

Введение к работе

Актуальность темы исследования обусловлена рядом противоречий между потребностями общества в сохранении и развитии народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана и практическими механизмами реализации его в современных социально-культурных условиях. В каждом исторически сформировавшимся обществе объективно складываются только ему присущие специфические условия и факторы развития индивида. Таджикский народ - один из древнейших народов мира, который за последние два тысячелетия прошёл самый многострадальный исторический путь. Мирная жизнь на территории Таджикистана длилась всего несколько десятков лет только после присоединения к России. Несмотря на это таджикский народ сохранил свою древнейшую культуру, которая берёт истоки ещё в древнеиранской письменности и в её литературном памятнике «Авеста».

Актуальность темы исследования характеризуется стремлением познать объективные формы самовыражения населения Таджикистана, проникнуть в самые глубокие тайники внутреннего субъективного мира специалистов и творцов народного декоративно-прикладного творчества.

Познание закономерностей сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана необходимо для того, чтобы совершенствовать формы современной жизнедеятельности людей этого социально-исторического поля, сохранивших глубинные исторические, культурные и национальные традиции.

Оригинальный и самобытный характер имеют произведения народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана, многие из которых представляют собой ценнейшие памятники культуры всего человечества.

Современная социокультурная ситуация Таджикистана характеризуется острыми проблемами и в сфере национальных отношений, нестабильностью экономики, политики, межэтнической борьбой, наличием международных путей контрабанды наркотиков, оружия. Все эти факторы порождают условия для аморальности и деструкции личности, актуализируют необходимость поиска эффективных механизмов социальной адаптации и творческой самореализации личности.

Ведущим фактором решения этих проблем является сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

Анализ состояния народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана в современных условиях показывает, что формирование национального самосознания, осмысление ценностей таджикской народной художественной культуры невозможно без знания влияния социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

Одной из важнейших проблем в процессе сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана является взаимосвязь и взаимодействие социально-культурных, культурно-досуговых и образовательных учреждений, которые могут на основе национальных традиций воспитать личность ученика в различных контекстах. Кроме этого, необходимо рассмотреть проблему диверсификации теории, истории и практики народного декоративно-прикладного творчества. В настоящее время в республике катастрофическая нехватка учебников, учебных программ, методических пособий, отсутствует элементарная материально-техническая база для полноценного изучения и передачи традиционных технологий изготовления изделий народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана. В связи с этим важно определить ведущее звено сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана, то есть выявить объективные и субъективные социально-культурные факторы, которые обусловили бы в данный момент педагогическое регулирование данного процесса.

Степень научной разработанности проблемы. Народное творчество рассматривается как мир духовных ценностей, как тип художественного творчества в работах искусствоведов-исследователей народного творчества А.

В. Бакушинского, Г. К. Вагнера, В. М. Василенко, B.C. Варонова, М. А. Некрасовой, Т. Я. Шпикаловой и других. Они выделяют такие характерные черты народного искусства, как традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества.

Историко-культурологические, философские, этнографические,

искусствоведческие исследования таджикского народного декоративно-прикладного творчества отражены в трудах А. И. Арнольдова, М. М. Ашрафи, А.Н. Белинской, А.А. Бобринской, Э. Дарского, Н.Н. Ершова, СВ. Иванова, Г. Майдиновой, А.К. Писарчик, В.К. Разводовского, М.А.Рузиева, СП. Русайкина, А.А. Семёнова, Е.М. Пещеровой, Ю.М. Хижняк, Н.Э. Юнусовой, А.Ю. Якубовского.

Современные исследования в области традиционного народного искусства нашли своё воплощение в трудах И.Я. Богуславской, К.А. Макарова, М.А. Некрасовой, Л.Д. Рондели, А.А. Хакимова, А.С Хворостова, Т.Я. Шпикаловой.

Научные подходы к исследованию современных форм сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества отражены в трудах В.В.Волковой, М.С Жирова, Ю.Б.Ивановой, У.Х. Карабаева, Е.В. Невмержицской, С.К. Ткалич, А.А. Хакимова, Ю.Н. Хижняк.

Психолого-педагогический и воспитательный потенциал народного декоративно-прикладного творчества как феномена творческого развития подрастающего поколения рассмотрен в трудах Г.Н. Волкова, Л.С Выготского, А.Э. Измайлова, И.С Кона, В.А. Разумного, Р.Н. Фрис, П.М. Якобсон и др.

Особое значение для нашего исследования имеют труды М.С. Жирова, O.K. Рашидова, Л.Д. Рондели, С.К. Ткалич, Ю.М. Хижняк, рассматривающие основополагающие факторы взаимодействия народного искусства и творческого процесса, народного творчества и народной педагогики. Ученые, изучающие традиционную таджикскую культуру, в основном уделяют внимание проблемам эволюции, основным этапам развития и преемственности в народном декоративно-прикладном творчестве (М.М. Ашрафи, А.Н.

Белинская, А.А. Бобринской, Э. Дарский, Н.Н. Ершов, Г. Майтдинова, Е.М. Пещерова, А.К. Писарчик, В.К. Раздоводский, М.А. Рузиев, А.А. Семёнова, Н.О. Турсунов, Н.Э. Юнусова, А.Ю. Якубовский).

Проблемам социально-культурной деятельности, самодеятельного художественного творчества и социальной педагогики посвятили свои диссертационные исследования ученые М.А. Ариарский, Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Р.И. Изатулоев, А.С. Каргин, Т.Г. Киселева, Н.Д. Латипов, М.Ф.Мирахмедов, B.C. Садовская, Б.С. Сафаралиев, Ю.А.Стрельцов, Н.Х. Халимов и другие. Эти исследования рассматривают традиционную культуру как составную часть жизни общества, его движущую силу.

Однако проблема влияния социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана специально не исследовалась.

Проблема исследования вытекает из противоречия между потребностью общества в оптимальном влиянии социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана и отсутствием этого влияния на практике.

Объектом исследования является деятельность образовательных, социально-культурных и культурно-досуговых учреждений по сохранению и развитию народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

Предмет исследования: процесс сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества в социально- культурной среде Таджикистана.

Цель исследования: разработка и обоснование условий эффективного влияния объективных и субъективных факторов, обеспечивающих сохранение и развитие народного декоративно- прикладного творчества.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: осуществить анализ реального состояния теории и практики развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана; - раскрыть явление таджикской национальной традиционной культуры как ведущего фактора сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана;

- выявить влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана;

- рассмотреть влияние социально-культурных институтов (семья, дошкольные, общеобразовательные, внешкольные, социально-культурные и культурно-досуговые учреждения, творческие союзы, средства массовой информации) на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана;

- теоретически обосновать и экспериментально проверить разработанные автором программы, способы и средства повышения эффективности деятельности социально-культурных институтов, направленных на сохранение и развитие народного декоративно - прикладного творчества Таджикистана;

- разработать научно-методические рекомендации по повышению эффективной деятельности социально-культурных институтов в сохранении и развитии народной традиционной культуры.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что влияние на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества таких социально-культурных факторов, как: социальная политика государства, национальные традиции, народная педагогика, этнохудожественное и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, осуществляемое в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа, а также образовательных организациях, будет проходить значительно эффективнее, если будут соблюдены следующие условия:

создание оптимальной культурно-образовательной среды на основе национальной традиционной народной педагогики Таджикистана;

- глубокое изучение традиционной этнокультуры таджикского народа, историко-этнографического, архивного и экспедиционного материала;

- формирование системы профессиональной переподготовки педагогов и руководителей коллективов для работы в социально-культурных и

образовательных учреждениях по развитию народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

Базой исследования послужили учреждения социально-культурного и культурно-досугового типа, образовательно-воспитательные центры, творческие союзы и средства массовой информации гг. Душанбе, Куляб и пяти сельских регионов Таджикистана, где в процессе влияния социально-культурных факторов анализировался уровень формирования интереса к народному декоративно-прикладному творчеству как фактору сохранения и развития традиционной народной культуры.

Методологическими основами исследования послужили:

- идеи и педагогические взгляды классиков таджикско-персидской литературы, таких, как А. Рудаки, А. Фирдуоси, А. Беруни, А.Джами, У. Каиковус, Н. Хисрав, С. Ширози, А. Дониш, С. Айни и других, которые рассматривают народное декоративно-прикладное творчество таджикского народа как составную часть культуры;

- труды по теории и методике социально-культурной деятельности и народного художественного творчества (Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, У.Х. Карабаев, Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников, Л.И. Михайлова, B.C. Садовская, Е.Н. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков).

Диссертант опирался на правительственные постановления Республики Таджикистан последних лет, направленные на активизацию целенаправленной деятельности по сохранению и развитию народного декоративно-прикладного творчества: Указ главы правительства Республики Таджикистан «О порядке проведения народных ритуалов и обрядов в республике Таджикистан» (1999); «Концепция национальной школы» (1994); «Закон о культуре» (1999).

Методы исследования. Автор диссертации использовал методы, адекватные поставленным задачам и цели, опираясь на общенаучные методы познания: ретроспективный анализ научной литературы по проблеме традиционной художественной культуры в контексте философии, этнологии, культурологии, энопедагогики и этнопсихологии; систематизация

теоретических данных, статистические методы, анкетирование, обобщение, сравнительный анализ и синтез данных, опытно - экспериментальная работа, построение научных теорий и гипотез, классификация и технология выводов исследования.

Опытно-экспериментальная работа

На 1-ом этапе (1995-1997 гг.) проводился анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования, разрабатывался научный аппарат диссертации, определялись цель и задачи, гипотеза, предмет и объект исследования.

На П-ом этапе (1997-1999 гг.) осуществлялась экспериментальная работа в учреждениях социально-культурного и культурно-досугового типа и других социальных институтах. Были разработаны методические материалы опытно-экспериментальной работы, выявлены существующие факторы, влияющие на деятельность социально-культурных институтов по сохранению и развитию народного декоративно - прикладного творчества Таджикистана.

Целью социально-педагогического эксперимента являлась классификация влияния социальных и культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

В ходе социально-педагогического эксперимента была предпринята попытка создания оптимальных условий для проведения занятий, эффективной деятельности социально-культурных учреждений. На экспериментальной базе -Дворце культуры профсоюзов Таджикистана была реализована экспериментальная программа, направленная на выявление и устранение внешних и внутренних противоречий, препятствующих повышению педагогической значимости таджикской национальной культуры и её ведущего звена - народного декоративно-прикладного творчества.

В опытно-экспериментальной работе участвовало 37 педагогов и 410 участников кружков, любительских объединений. В процессе эксперимента было проведено 54 мастер-класса, 28 показательных занятий.

На Ш-м этапе (2000-2003 гг.) разработаны методические рекомендации

по сохранению и развитию народного декоративно-прикладного творчества. Проведён заключительный анализ по обобщению и внедрению результатов в практику. Проведено оформление результатов исследования в виде написания текста кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- уточнено содержание понятий «социальные факторы», «культурные факторы», «народное декоративно-прикладное творчество»;

- раскрыты теоретико-культурные и социально-культурные предпосылки сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества как объективного усилия мирового процесса этнизации (как разъединения) и интернационализации и интеграции (как объединения) народов и кризисное состояние таджикского общества;

- доказано непосредственное позитивное влияние народного декоративно-прикладного творчества на социальное и культурное становление участников этого процесса как универсального механизма сохранения традиционной, своеобразной национальной культуры Таджикистана;

- выявлены и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия стимулирования активного участия педагогов и учеников, профессионалов и любителей на основе сложившихся традиций, школ, посредством увеличения значимости социально направленных компонентов, за счёт использования практико-ориентированного социально-культурного подхода.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию социально-культурной деятельности, разработанную российскими ученными, систематизированную и обобщенную в народном художественном и декоративно-прикладном творчестве.

Раскрыт большой воспитательный потенциал народного декоративно-прикладного творчества.

Разработана модель оптимального влияния социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества, объединяющая результативно-деятельностный, мотивационный, интеллектуальный, творческий и оценочно-прогностический компоненты. В основе модели — активные методы построения творческого процесса в создании изделий народного декоративно-прикладного творчества.

Рассмотрены основные социально-культурные компоненты

технологического процесса создания изделий народного декоративно-прикладного творчества: государственная поддержка культуры, сохранение национальных традиций общественной жизни; финансовое и кадровое обеспечение деятельности социально-культурных учреждений; создание условий (курсов, базы) для подготовки специалистов по резьбе, вышивке, чеканке, ювелирному искусству и т. д.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученных результатов в деятельности социально-культурных, культурно-досуговых и образовательных учреждений, для создания системы педагогической регуляции процесса сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана.

Достоверность полученных результатов обеспечена теоретико-методической обоснованностью позиций исследования, системным применением комплекса исследовательских методов, адекватных поставленным в диссертации целям, задачам, объекту и предмету научного анализа, многолетней и многоаспектной изыскательской работой автора, опорой на широкий массив научных источников, соотношением полученных в исследовании результатов с результатами других смежных исследований, проведённой апробацией результатов в современной практике, многолетней опытно-экспериментальной работой в соответствии с теоретической моделью диссертации и реально функционирующей моделью.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством выступлений автора на международных, республиканских, региональных, городских, вузовских научно-практических конференциях: «Особенности

организации семейных обрядов в культурно-досуговых учреждениях» (Шимкент, 1992), «Воспитание художественного вкуса подрастающего поколения воззрениями народной педагогики» (Ходжент, 1996), «Возрождение национальных традиций как фактор преодоления кризиса культуры» (Душанбе, 1998).

Диссертант является непосредственным организатором проведения Республиканской научно-практической конференции на тему «Возрождение и развитие народного декоративно-прикладного творчества на пороге XXI века», которая проходила в рамках Регионального фестиваля мастеров народных промыслов стран Центральной Азии (Душанбе, 15 - 17 мая 1999 г.), республиканских телевизионных фестивалей-конкурсов народного творчества «Андалеб» (Душанбе, 1996, 1999, 2001 гг.).

Результаты исследования отражены в 14 публикациях автора и используются при чтении учебного курса «Народное художественное творчество» в Таджикском государственном институте искусств им. Мирзо Турсунзаде.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущностный смысл использования народного декоративно-прикладного творчества как уникального способа социально-культурного влияния на стабилизацию общества и осознания государством его как приоритета в консолидации вокруг него государственных и общественных структур.

2. Проблемы сохранения и развития народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана обусловлены отрывом всех воспитательно-образовательных социальных институтов (семьи, социально-культурные, культурно-досуговые и образовательные учреждения, школы искусств, средств массовой информации) от отечественных национально - культурных традиций.

3. Совершенствование процесса возрождения и развития форм традиционного искусства будет способствовать глубокому знанию молодым поколением творчества своих предков, пробуждать интерес к национальной культуре разных слоев и социальных групп социума.

4. Непрерывная система образования, воспитания и творчества, основанная на изучении народного декоративно-прикладного творчества, предполагает формирование специалистов в области традиционной художественной культуры.

5. Технология оптимального влияния социально-культурных факторов на процесс создания изделий народного декоративно-прикладного творчества включает интеграцию социально-культурного, творческого начала и представляет целостный процесс взаимодействия социализированных и индивидуализированных компонентов с проектируемыми параметрами.

Структура диссертации.

Логика исследования предопределила структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав: «Теоретические основы влияния социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества» и «Совершенствование процесса влияния социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана», заключения, списка литературы и приложения.

Социально-культурные предпосылки развития народного декоративно- прикладного творчества

Традиционное декоративно-прикладное творчество таджиков дореволюционного периода характеризуется демократизацией стиля. Это особенно ярко прослеживается на примере народного зодчества малых форм, архитектурного декора и городского ремесла. Разорение и упадок крупных городов гибельно сказывалось на развитии тех форм зодчества, которые выполняли социальный заказ феодалов. В связи с этим Л.И. Ремпель замечает: «Благодаря археологическим исследованиям, у нас больше данных по керамике, стеклу, тканям, изделиям из металла раннего средневековья нежели совсем близкого нам по времени XVIII и первой половины XIX веков».1

В начале XIX века наблюдается оживление декоративно-прикладного творчества в таких крупных центрах, как Самарканд, Бухара, Ходжент, Гиссар, Куляб, Дарвоз, Пенджикент. Ходжент и его пригородные промышленные селения в конце XIX - начале XX вв. представляли собой один из крупнейших центров художественной культуры Средней Азии. Здесь чрезвычайно плотно были сконцентрированы ремесленные кварталы. Так, если в начале 70-х гг. здесь было 790 торговых лавок (одновременно являющихся и мастерскими), то в 1909г. количество кустарно-ремесленных производств выросло до 2302, а в 1913 - до 2344 с 3203 ремесленниками. В 1916г. в Ходжентском уезде было свыше 1500 различных ремесленных цехов (мастерских).3

Характерные черты народного декоративно-прикладного творчества таджиков дореволюционного периода, как и большинства народов Средней Азии, - это необычайно богатое развитие орнамента и скудность сюжетных мотивов, вытекавшая из исламского запрета изображать живые существа. При этом существенное значение имело отношение к нему и правящих классов, которые по своему высоко ценили декоративное искусство.

Господствующие «верхи» давно взяли на свое вооружение такой мощный рычаг влияния на общественное сознание, каким является искусство, прежде всего искусство, отождествляющее идею прекрасного с идеей божественности власти, вкладывающее в понятие красоты знаковые функции социальных отличий, могущества, престижности. Это особенно ярко сказалось помимо архитектуры и архитектурно-декоративных искусств в области костюма, ювелирных изделий, тканей. Так, ношение золотых швейных изделий было непременной привилегией знати, а с различными драгоценными камнями связывались идеи удачи, долголетия, власти, богатства, славы и т.п.

Кроме орнаментального развивались также архитектурно-прикладное искусство, роспись и резьба по ганчу (алебастру) с разнообразными рельефами, резьба по дереву, бытовая народная керамика, гончарное искусство, чеканка по металлу, изготовление ножей, ювелирных изделий, золото- и шелкошвейное производство, набойка, ткачество, вязание и ряд других.

В быту таджикского народа значительную роль играли традиционные общественные институты социализации населения, уходящие своими корнями в древнейшее прошлое.

Историки и этнографы-исследователи среднеазиатских народов, в том числе таджиков, особо обратили внимание на разнообразие общественно-социальных институтов. Социокультурную среду составляли так называемые исторические храмы - дома огня (аловхона), дома для гостей (мехмонхона), мужские и женские дома, дома для юношей (лавандхона), дома песнопения, чайные (чайханы), караван-сараи (корвонсорой), ремесленные цеха-мастерские (устохона), ремесленные клубы (хонаи косибо), библиотеки (китобхона, кироатхона), приходские мечети и др. Наибольший интерес для нашего исследования представляют ремесленные цеха-мастерские (устохона) и ремесленные клубы (хонаи косибо).

Ремесленные цеха-мастерские и ремесленные клубы различаются от других общественно- социальных институтов по профессиональному признаку. Они объединяют в своих рядах различных ремесленников независимо от места жительства, сословной, семейной принадлежности, языка, возраста и пола. Примером такого объединения является женский гончарный клуб в Каратаге, объединявший мастериц, изготовлявших кувшины, из нескольких семей и селений.

Ремесленные объединения обычно соперничали между собой в убранстве мест своих собраний, например чайных (чайхана), которые иногда являлись своеобразными клубами ремесленников как, скажем, в Каратаге, где в 18 кварталах (гузарах), имевших названия, отражающие профессиональную или родовую принадлежность их жителей, было 14 больших чайхан. В каждом из них имелась также собственная мечеть.4

Одним из обязательных компонентов городов Бухарского ханства, в том числе Душанбе, являлись каравансараи, ремесленные лавки, чайханы, которые исчислялись десятками. Например, к началу XX в. здесь функционировало 12 чайхан, где приезжие по торговым делам и жители могли не только попить чаю и поесть, но и пообщаться, совершить торговые сделки, устроиться на ночлег, послушать певцов-декламаторов, принять участие в соревновании острословов и т.д. Люди ремесленного труда обычно обменивались опытом изготовления различных видов изделий. Это был своего рода клуб общения с внешним миром - с северными соседями, а через караванный «Шелковый путь» - с Китаем, Индией, Афганистаном и другими странами.

Декоративно-прикладное творчество в контексте народной педагогики

Декоративно-прикладное творчество является .основным направлением системы воспитания в Таджикистане. Таджикское общество не может достигнуть высоких целей на пути своего развития, не развивая и не обогащая духовный мир. Передовые слои общества, сознавая это, всегда стремились создать условия для достижения высоких этических и художественных целей. Все социальные институты Таджикистана, начиная от семьи до государственных органов, обращают особое внимание на развитие нравственных и гуманных качеств подрастающего поколения, что является залогом нравственно здорового общества в целом.

Проблему воспитания средствами народного декоративно-прикладного творчества можно решать при условии всестороннего изучения и применения методик таджикской народной педагогики, для достижения поставленных целей. Воспитание подрастающего поколения средствами народного декоративно-прикладного творчества тесным образом связано с корнями народа, его историей и культурой, обычаев и традиций. Элементы воспитания передаются из поколения в поколение, поэтому здесь поднимается вопрос о культурно-исторической преемственности.

Недооценка воспитания и растворение его в образовании ведет к утрате общечеловеческих и национальных ценностей, вследствие чего народ теряет свою историческую память. «Без памяти исторической нет традиций, без традиции - нет культуры без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа».

Отсюда можно сделать вывод о том, что историческая преемственность является основным фактором воспитательного процесса.

Все аспекты воспитания, такие как нравственное, гуманистическое, трудовое, физическое, эстетическое, художественное, патриотическое, экономическое, техническое и т.д. всегда передавались и передаются из поколения в поколение, и данный процесс способствует формированию аспектов воспитания. Каждая эпоха приносит свой вклад в зависимости от общественного строя, духовных и материальных благ для дальнейшего развития методов воспитания и педагогических возможностей. Именно поэтому в основу воспитания положены народные идеи и исторический опыт.

«Каждый человек носитель прошлого и носитель национального характера, он является частью общества и частью его истории. Не сохраняя в себе самом память прошлого, он губит часть своей личности, а отрывая себя от национальных, семейных и личных корней он обрекает себя на преждевременное увядание».22

Знание своей национальной культуры - это священный долг каждой личности. Генеалогическое семейное древо - это источник сил человека, и не знать его - значит потерять многое в себе.

Народная педагогика является составной частью народного искусства и имеет глубокие исторические корни, отражением жизненного опыта и выражает народную мудрость, его мировоззрение, вклад каждого человека в целях воспитания достойного преемника.

Множество сохранившихся легенд, стихов и преданий, связанных с художественными ремеслами, орнаментом, эстетической и художественной оценкой творчества, говорят о глубокой любви таджикского народа к искусству и творчеству, которую он пронес сквозь века. Сегодня в таджикской народной педагогике накоплен огромный экспериментальный и практический материал, с помощью которого можно достичь высоких результатов. К.Д.Ушинский говорил о том, что «первым и основным педагогом является народ, и никто не способен иметь такое педагогическое мышление как народ, и его сила безгранична и несравнима».23

Народная педагогика — это совокупность педагогических, практических и теоретических знаний. Она играет основную роль в становлении и развитии всесторонне мыслящего человека, достойного преемника.

Таджикская народная педагогика стоит на фундаменте древнейшей педагогической мысли, одним из важнейших источников которой является священная книга «Авеста», знаменитая крылатыми словами «добрый нрав, доброе слово, доброе дело».

«Народная педагогика явилась той основой, на которой выросла современная научная педагогика, и сегодня необходимо четко представлять ее место в общей системе педагогических наук, определить ее предмет, границы и степень взаимосвязи с другими отраслями знаний».2

Средневековая педагогика также обогатилась идеями великих мыслителей. Нужно отметить имена таких личностей, как Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Абурайхон Беруни, Абунаср Фараби, Насир Хусрав, Насреддин Туей, Унсурулмаали Кайкавус, Санои, Джалалиддин Руми, Саади, Хафиз, Абдуррахман Джами, Бедил, Соиб, Ахмад Дониш и др.

Благодаря их наследию, таджикский народ и все человечество имеют богатую классическую педагогику, которая по сей день является очагом всего воспитательного процесса.

В народной педагогике в процессе воспитания подрастающего поколения используются различные жанры — музыка, пение, танцевальное и декоративно-прикладное искусство и многое другое. Значительное внимание уделяется песнопению. Например, народные ритуалы и обряды с песнопениями как «Майдае майда», «Ашагулон», «Бойчечак», «Лапар» сегодня широко распространены среди таджиков. Вышеуказанные песни посвящены доброте, дружбе, человеколюбию и др. Музыкальные традиции таджикского народа имеют элементы влияния на любого мыслящего человека и таким образом развивают художественное мироощущение и мировоззрение у подрастающего поколения.

Музыка и песнопение всегда настраивают человека положительно, дают ему энергию. Например, песня «Майдае майда» исполняется при уборке урожая, хором, в каждой строке песни воспевается труд, нравственность, мораль, дружба, истинная любовь.

Народная песня «Бойчечак», исполнителями которой являются подростки, также содержит высокие идеи любви и красоты и играет немаловажную роль в становлении и воспитании эстетических норм и ценностей.

Воспитание средствами народного декоративно-прикладного творчества реализуется в зависимости от степени духовной культуры самого общества. Насколько высока духовность в обществе, настолько и высока эстетическая воспитанность и художественный вкус воспитанников. Народные массы создают духовную сферу и этим развивают свое мировоззрение, мироощущение. Различные виды народного искусства, такие как музыка, песни, изобразительное и народное декоративно-прикладное творчество воплощают в себе элементы общественного мировоззрения и мироощущения.

Народное декоративно-прикладное творчество как составная часть художественной культуры занимает важное место в мировой цивилизации и является опорным очагом воспитательного процесса в целом.

Воспитательный потенциал народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана

В ходе изучения основных видов народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана диссертантом получены следующие данные. Для начала сошлемся на данные Р. Плутарха, которые он получил, задав трем работавшим на строительстве дворца вопрос следующего содержания: «Почему вы здесь работаете?» Первый ответил: «Нам приказали здесь работать» Второй ответил: «Работаю в целях проживания» Третий ответил: «Строим красивый дворец»53 Несомненно, человеческий труд всегда создает прекрасное, душевное, благое. Нами было проведено анкетирование в целях определения уровня занятости населения народным декоративно-прикладным творчеством в республике. Из 800 опрошенных респондентов получены нижеследующие результаты: 62% занимаются, понимают или имеют близкое отношение к таким видам народного декоративно-прикладного творчества как ткацкое ремесло, вязание, вышивка; 13% - резьбой по дереву или ганчу; 11% имеют отношение или занимаются рисованием; 8% - гончарным или ювелирным ремеслом; 4% -декоративной росписью; 2% делают музыкальные инструменты (См. Приложение 5.1). Многие люди сравнительно слабо представляют, что такое чеканка, гравировка, керамика, музыкальные инструменты. 78% респондентов высказали пожелание привлечь своих детей заниматься различными видами народного декоративно-прикладного творчества.

Поэтому, несмотря на проводимую в республике работу с подрастающим поколением по приобщению их к народному декоративно-прикладному творчеству, среди населения Таджикистана имеется большой нерастраченный потенциал.

Сегодня в нашей республике работают во многих селах и городах известные мастера. Например, в городе Куляб - семья Холовых, в Гиссарском районе - Бобои Набот, в Московском районе - Сайфиддин Казаков, Хидоятулло Махмудов, в Исфаринском районе - Мирзорахмат Олимов. Все они занимаются различными видами народного декоративно-прикладного творчества и обучают воспитанников и своих детей ремеслу.

Семью Муродовых знает вся республика. В этой семье занимаются вышивкой трое дочерей Саидбиби - Арус, Махрам, Кирмиз и славятся своим ремеслом. Как показывает проведенный анализ с помощью методов беседы, наблюдения, интервью, ретроспективный просмотр журналов и газетных статей, это ремесло является родовым и передается уже несколькими поколениями.

По мысли М.Горького, «основоположниками искусства были кузнецы, гончары и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще ремесленники - люди, чьи артистически сделанные вещи радуют наши глаза, наполняют музеи».54 Эти слова вполне можно отнести к таджикскому ремеслу, творениям которого могли бы позавидовать многие другие народы планеты. Шедевры творчества ремесленников Таджикистана убедительно свидетельствуют о том, что они были художественно образованными людьми своего периода.

Труд мастера оценивает народ, и благодаря этому мастер найдет свое место в обществе. В махаллах существовали школы, в которых мастера проводили обучение детей, и своих в том числе, народному искусству. В школу принимали детей с учетом их способностей и желаний. Была традиция, что если ученик в течение 10-15 лет уже овладеет тонкостью ремесла, то учитель желает ему удачи и направляет на самостоятельную работу. Это направление на самостоятельную работу имело свою традицию. Приглашались лучшие мастера, друзья молодого мастера, родственники для поздравления и чествования, а также «пир»55. Существовала традиция, когда мастер отдавал в жены свою дочь лучшему ученику, чтобы в дальнейшем промысел мог продолжаться этим же родом. Такая традиция давала возможность совершенствовать определенный промысел и развивать родственные связи между мастерами, представляющими один социальный статус людей.

Подобные традиционные привилегии давали возможность детям и подросткам, родившимся в этих семьях, приобщаться с раннего детства к творчеству, труду и человеколюбию. «Молодое поколение должно быть достойным наследником. Они должны глубоко и всесторонне понимать суть этого важного социального мероприятия: наши предки создавали, развивали и теперь мы должны всесторонне изучать и развивать эту традицию, передавать последующим поколениям. Именно это связывает прошлое с настоящим, настоящее с будущим, и это есть связь поколений».5

Таким образом, сегодня различные виды народного декоративно-прикладного творчества бытуют в нашей республике, совершенствуются и передаются из поколения в поколение. Например, резьба по дереву наиболее распространена в Уратюбинском, Пенджикентском, Исфаринском, Канибадамском районах; вышивка наиболее распространена в Кулябском, Дарвазском и Гармском районах; гончарное дело развивается в Турсунзадевском (с. Каратаг), Канибадамском и Файзабадском районах.

Необходимо отметить, что государственными структурами поддерживается дальнейшее развитие народного декоративно-прикладного творчества в соответствии с требованиями социально-экономических условий времени. «Законом об образовании» (1994) Республики Таджикистан, «Концепцией национальной школы» (1995) предусмотрено создание частных и государственных школ следующих типов: -школа каллиграфии; -школа резьбы по дереву; -школа рисования; -школа гончарных изделий; -школа ювелирных изделий; -школа ткачества; -школа вышивки и т.д.

В странах дальнего и ближнего зарубежья активно функционируют подобного рода школы, и нам сегодня необходимо использовать опыт этих стран. В Российской Федерации примером таких школ является Нижегородская школа искусств.

Влияние семьи и культурно-творческой среды на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества

Семья - это, прежде всего, составная и главная ячейка человеческого общества, она выполняет свои задачи перед обществом, то есть имеет свои определенные функции. В связи с новыми социально-экономическими отношениями у семьи появились и новые функции, к числу которых можно отнести как сохранение семейно-бытовых традиций, родовых ценностей, в условиях глобализации культурного пространства, так и подготовка ребенка к самостоятельной жизни в новых экономических условиях и социальной активности на пользу обществу.

Основой того, что ребенок, подрастающее поколение выбирает самостоятельно интересующий его вид народного декоративно-прикладного творчества, является семья. Атмосфера семьи формирует его мировоззрение, закладывает основы норм общественной жизни, через сказки и рассказы родителей и других членов семьи ребенок входит в большой мир культуры и цивилизации. С ранних лет он обращает внимание на занятия родителей, включается в посильную трудовую деятельность. Очень важно в семье обращать внимание на интересы и наклонности ребенка, создавать здоровую нравственную, эстетическую и художественную среду в зависимости от интеллектуальных возможностей ребенка и от его задатков.

Для примера можно назвать семьи, в которых родовое ремесло продолжается и передается по наследству: семья Назриевых, Хошимовых, Холовых. В республике есть династии, которые унаследовали свое ремесло от предков и продолжают его, приобщая с раннего детства детей. К таким семьям -династиям можно отнести семью Казаковых, Яхяевых, Гафуровых, Шоимовых, Раджабовых.

Например, семья Кучмуродовых (г. Пенджикент) смогла развить гончарный промысел и ведет за собой целую школу мастеров гончарных изделий из числа родственников, близких, знакомых и людей из разных регионов республики. Такую же деятельность ведет семья ювелиров Шоимовых (мастер Исматулло Шоимов, г. Куляб); семья Нарзуллоевых (мастер Имомали Нарзуллоев, Кулябский район), семья мастеров музыкальных инструментов Файзовых из Гиссарского района и многие другие.

Значит, традиции народного декоративно-прикладного творчества постепенно развиваются, передаваясь из поколения в поколение. В последние годы прослеживается возрождение разных видов народного декоративно-прикладного творчества во многих семьях, предки которых занимались ремеслом или кто-то из членов семьи занимался этим ремеслом. Как показывает анализ, в таких семьях прослеживается высокий уровень художественного вкуса, детям прививается самостоятельное мышление, свой собственный взгляд на предметы искусства. Это формирует прогрессивное мировоззрение молодого поколения в семье, и гарантирует продление родового наследственного ремесла.

Как показывают анализ и проведенные опросы, беседы, анкетирование, в семьях, где занимаются различными видами народного декоративно-прикладного творчества, гораздо четче и определеннее развиты нравственные нормы и ценности, художественный вкус, восприятие красоты, чувство национальной гордости. У них более ярко выражена целеустремленность к общечеловеческим, духовным и материальным ценностям.

На основании этого можно сделать вывод, что народное декоративно-прикладное творчество всегда благоприятно воздействует на воспитательный процесс, становление личности в семье. Такие семьи могут пропагандировать различные виды художественного ремесла в определенной местности или регионе. Наряду с этим они пользуются ручными изделиями и этим удовлетворяют свои эстетические, художественные, духовные и материальные потребности.

В таджикском народе говорят, что каждая семья должна заниматься определенным ремеслом, ибо без ремесла семья не может существовать. Ремесло определенным образом компенсирует и материальные потребности семьи, ибо появляются практические предметы, изделия, которые создают атмосферу радости в доме, используются по назначению.

Подчеркнем положительный эффект влияния таких семей на социальное окружение, на создание вокруг такой семьи определенной социальной среды. Духовная атмосфера таких семей влияет на родственников, знакомых и друзей. Многие приводят своих детей обучаться ремеслу именно по этой причине, определяя тем самым для своих детей социальный статус в культурной здоровой среде общества.

Например, в школу гончарного ремесла мастерицы Зарафо Раджабовой (Файзабадский район) ее ученицы - Садаф Икрамова и Ходжимо Зоирова смогли привлечь большое количество желающих. Такую же культурно-воспитательную деятельность ведет мастер - изготовитель статуэток Ашурали Едгоров (ущелье Каратаг), который смог подготовить много достойных учеников и они продолжают его ремесло. Один из его учеников - Фозил Носиров уже имеет свою школу и обучает учеников этому же виду ремесла.

Похожие диссертации на Влияние социально-культурных факторов на сохранение и развитие народного декоративно-прикладного творчества Таджикистана