Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Климов, Олег Михайлович

Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения
<
Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Климов, Олег Михайлович. Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Климов Олег Михайлович; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина].- Тамбов, 2011.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/642

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Фестивальное движение как фактор развития любительского театрального творчества 19

1.1. Становление и развитие фестивального движения в сфере любительского театрального творчества 19

1.2. Тенденции развития любительского театрального творчества в контексте фестивального движения 63

1.3. Сущность и специфика современного фестивального формата 89

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по обоснованию организационно-педагогических условий развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения 122

2.1. Результаты констатирующего эксперимента по выявлению организационно-педагогических условий развития любительского театрального творчества в контексте фестивального движения 122

2.2. Апробация педагогической модели развития любительского театрального творчества в условиях фестивального движения 161

Заключение 193

Литература 201

Введение к работе

Актуальность исследования. Важнейшей характеристикой современной социально-культурной деятельности становится интенсификация досугового общения представителей различных социально-возрастных групп, их стремление к максимальной творческой самореализации. Наиболее ярко это проявляется в развитии любительского театрального творчества, которое приобретает характер мощного общественного движения, развитие которого поддерживается на государственном уровне. В 2008 году принята Программа государственной и общественной поддержки развития любительского театра под патронатом президента РФ, предполагающая организацию работы творческих лабораторий для режиссёров любительских театров; поддержку фестивальных проектов в области любительского театрального творчества; издание информационных сборников, перевод на цифровые носители и распространение литературы для любительских театральных коллективов. Союз театральных деятелей России также уделяет большое внимание реализации программы поддержки любительского театрального движения, оказывая ему финансовое и организационное содействие: учреждена ежегодная премия «Признание», которая вручается подвижникам и пропагандистам за вклад в развитие любительского театрального движения; в рамках президентской программы совместно с Международной ассоциацией любительских театров (AИTA), проводятся фестивальные проекты. В России ежегодно функционируют более ста фестивалей, которые оказывают существенное воздействие на формирование особого культурного пространства и позитивное развитие социокультурных процессов на международном, федеральном и региональном уровнях. Они способствуют совершенствованию художественного уровня, поиску и развитию новых форм выражения театрального искусства, обмену педагогическим и методическим опытом, репертуарными разработками. Проведение фестивалей помогает интеграции субъектов социально-культурной деятельности, развивает общественную инициативу, позитивно сказывается на развитии социально-культурного менеджмента, содержательно обогащает сферы досуга и туризма.

Вместе с тем развитие любительского театрального творчества в условиях фестивального движения сталкивается с рядом противоречий между:

- осознанием широкой театральной общественностью позитивного влияния фестиваля на развитие любительского театрального творчества и отсутствием научно обоснованных подходов к реализации в современной практике исторически сложившихся традиций и постоянно обновляющегося опыта фестивального движения; малой степенью изученности его организационно-педагогических условий, способствующих эффективному развитию любительского творчества;

- потребностью любительского театральных коллективов в оптимизации и модернизации педагогического процесса и недостатком теоретических знаний о сущности, структуре, функциях, социокультурном содержании и технологических компонентах фестивального формата, его педагогическом потенциале в развитии любительского театрального творчества;

- между потребностью теории и практики социально-культурной деятельности в разработке, совершенствовании и внедрении новых педагогических технологий в сфере любительского художественного творчества и несформированностью целенаправленного системного теоретико-методического подхода к организации фестиваля, отсутствием методологического и технологического обоснования фестивального арт-менеджмента.

Из выявленных противоречий вытекает проблема: каковы организационно-педагогические условия фестивального движения, при которых происходит развитие любительского театрального творчества.

Степень научной разработанности. В современной науке существует ряд работ по теоретическим вопросам взаимодействия фестивального движения с любительским театральным творчеством, однако организационно-педагогические условия и функции фестиваля, их значение для развития любительского театрального творчества освещены далеко не исчерпывающе.

Для данного исследования важны работы, в которых прослеживается эволюция фестивального движения, что позволяет систематизировать фестивальное движение и определить его влияние на развитие творческой деятельности. При проведении ретроспективного анализа фестивального движения изучались труды Н.А. Абалкина, Е. Гротовского, Г.В. Гриненко, Г.Г. Дадамян, Н.А. Дмитриевой, Р.Х. Ильясовой, И.Ф. Кефели, В.И. Полищук, Б.В. Периля, В.Ю. Силюнаса, К.Хайдегера. Исследование становления и развития фестивального движения в области любительского театра и народного художественного творчества, нашедшее отражение в трудах А.И. Арнольдова, Д.М. Генкина, Б.Г. Голубовского, С.С. Данилова, И.Е. Забелина, Л.В. Ивановой, С.И. Ильичёва, О.Е. Коханой, О.А. Лапиной, П.А. Маркова, Л.И, Михайловой, И.А. Мусского, Б.Н Нащёкина, А.Ф. Некрыловой, А.А. Никольского, Г.В. Плахина, О.В. Плотниковой, Ю.И. Рубинной, К.М. Рудницкого, А.М. Савченко, Б.В. Сапегина, Н.И. Слободнюк, К.А. Смолиной, Л.П. Солнцевой, А.В. Терещенко, Л.А. Тульцевой, Е.К. Чухман, И.Г. Шароева Н.И. Яковкиной, позволяет определить организационно-педагогические условия, позволяющие эффективно проектировать и реализовывать фестивальную акцию.

Для понимания и определения природы воздействия на творческое развитие личности посредством фестиваля большее значение имели работы А.Я. Альтшуллер, Л.С. Даниловой, М.И. Туманишвили.

Особое значения для исследования имели работы в области социально-культурной деятельности и театральной педагогики А.Н. Аверьянова, Н.Ю. Антипиной, И.П. Бахтиной, Н.Я. Берковского, А.Г. Бурова, Е. Р. Ганелина, Е. И. Григорьевой, В.С. Голикова, Б.Т. Голубовского, Н.М. Горчакова, А.В. Гребёнкина, И.А. Громова, М.Ю. Дмитриевской, М.Л. Дюкова, А.А. Жарковой, Н.Н. Карпова, М.И. Кондакова, И.Э. Коха, И.В. Морозиковой, Е.Г. Нефёдовой, Е.В. Николаевой, О.В. Плотниковой, М.А. Разбаш, Н.В. Рождественской, Н.Е. Рябовой, В.А. Сазоновой, А.И. Серкова, Н.Н. Соколовой, И.В. Стрепихеева, Н.В. Шарковской. При анализе современных тенденций в театральном творчестве и фестивальном движении имело значение изучение публикаций деятелей театра в периодической специализированной литературе: журналах «Страстной бульвар,10», «Петербургский театральный журнал», информационном бюллетене Российского национального центра Международной ассоциации любительских театров (РНЦ АИТА), опубликованных отчётах Союза театральных деятелей России (СТД РФ (ВТО)) за 2008, 2009 годы.

Методологическую помощь в логически обусловленное внедрение определения «фестивальный формат», определении классификации фестивалей Д. Кланч, Г.Я. Лаптевой, О.В. Лащук, А.В. Николаевой, Г.Я. Солганик, Т.И. Суриковой, Е.Ф. Фединой.

Для исследования значение имеют научные материалы, посвященные проблемам арт-менеджмента, влияющего на оптимизацию организации фестиваля. Исследование в этом направлении опиралось на труды С.Н. Андреева, Е.В. Давидчук, С.Е. Даниловой, М.И. Долженковой, М.А. Каминской, И. Кирюхиной, М.О. Макашева, А.М. Меньшикова, Е.И, Пучковой, Ц. Танкус, К.И Фокиной, В.Н. Хапенкова, Л.Г, Яндовицкой.

Таким образом, осмысление проблемы развития любительского театрального творчества в условиях фестивального движения является одной из важных задач теории, методики и организации социально-культурной деятельности, так как позволяет конкретизировать и обосновать актуальные организационно-педагогические условия фестивального движения влияющие на развитие творческого потенциала личности, творческого уровня любительского театрального коллектива. Вместе с тем эта проблема ещё недостаточно изучена в теории, методике и организации социально-культурной деятельности, что и определило выбор темы диссертационного исследования «Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения».

Объект исследования – любительское театральное творчество.

Предмет исследования – организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в фестивальном движении.

Цель исследования состоит в обосновании организационно-педагогических условий развития любительского театрального творчества в фестивальном движении.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что фестивальное движение оказывает позитивное влияние на развитие художественно-творческого процесса в любительском театральном коллективе если:

- при проектировании фестивальных программ будут реализованы накопленные за многовековую историю развития организационно-педагогические традиции, современные тенденции и перспективные направления развития фестивального движения;

- разработана и реализуется организационно-педагогическая модель развития любительского театрального творчества в рамках фестиваля;

- обеспечен качественный уровень информационно-методического и нормативного обеспечения фестивального движения, созданы возможности для эффективной художественной критики, экспертизы и оценки спектаклей, заявленных в программу фестиваля;

- на высоком уровне организованы работа команды фестивального проекта, а также фестивальный арт-менеджмент;

- реализованы художественно-воспитательные и образовательные возможности фестивального пространства, осуществлен мониторинг достижений и проблем любительского театрального творчества;

- организована многоплановая творческая коммуникация в рамках фестивальной конкурсной программы, реализации научно-методических и образовательных мероприятий, рекреационных программ, создания специфической информационной среды досугового общения.

Задачи исследования в работе определяются в соответствии с поставленной целью, предметом и выдвинутой гипотезой:

- на основе ретроспективного анализа систематизировать данные относительно сущности, специфики, а также об основных этапах развития, фестивального движения в сфере любительского театрального творчества;

- определить актуальные проблемы и тенденции развития любительского театрального творчества в контексте современного фестивального движения;

- конкретизировать педагогический потенциал фестивального формата в развитии любительского театрального творчества;

- обосновать организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в рамках фестивального движения;

- разработать и апробировать педагогическую модель развития любительского театрального творчества в условиях фестивального движения.

Для решения задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы по истории и теории культуры, философии, педагогике, психологии, культурологии, теории, методики и организации социально-культурной деятельности, маркетингу; наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование; констатирующий и формирующий эксперименты; экспериментально-диагностические методы; обработка статистических данных.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские и педагогические положения о творческом развитии личности, ведущей роли деятельности в развитии личности, творческой самореализации (Л.С. Выготский, П.Я Гальперин, М.С. Каган, С.Л. Рубинштейн, и др.), концепции театральной педагогики (П. Брук, Б.Е. Захава, М.А. Захаров, Н.Н. Карпов, М.О. Кнебель, З.Я. Корогодский, С.М. Михоэлс, Л.П. Новицкая, А.Д. Попов, О.Я. Ремез, К.С. Станиславский, А.Я. Таиров, Г.А. Товстоногов, М.А. Чехов, А.В. Эфрос), методологические основания творческого развития личности в условиях социально-культурной деятельности (Т.И. Бакланова, А.Д. Жарков, Е.И. Смирнова, Ю.А. Стрельцов, Н.Н. Ярошенко и др.); теории и технологии социально-культурного менеджмента (В.Е. Новаторов, Г.Л. Тульчинский).

Организация исследования. Исследования по выбранной теме осуществлялось в три этапа в течение 2007-2011 гг. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2007-2008гг.) осуществлялось изучение и анализ состояния разработанности проблемы в современной науке, разрабатывалась теоретическая основа исследования, определялся объект, предмет, цели и задачи исследования, рабочая гипотеза исследования, давалось научное обоснование сущности и специфике фестивального движения как важнейшего фактора развития любительского театрального творчества, осуществлено педагогическое обоснование фестивального формата по определенным классификационным признакам.

На втором этапе (2008-2009 гг.) проводился констатирующий эксперимент, были обоснованы организационно- педагогические условия творческого развития коллектива через реализацию фестивальной деятельности, проводилось анкетирование, опрос участников фестивального движения, разрабатывались компоненты фестивальных форматов и их алгоритмов.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) осуществлялись обработка, теоретический анализ и обобщение результатов опытной и экспериментальной работы, проверка гипотезы и степени реализации поставленных целей и задач, публиковались данные исследования, корректировался текст диссертации.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Теоретические методы: анализ культурологичской. искусствоведческой, научно-педагогической литературы, методической документации, публикаций периодической печати и средств массовой коммуникации по проблеме исследования; обобщение организационно-педагогического опыта, анализ, синтез, систематизация, классификация, сравнение, схематизация, педагогическое моделирование. Эмпирические методы: различные виды педагогического наблюдения (прямое, косвенное и включённое) и опросов (анкетирование, интервьюирование, беседы), тестирование, изучение результатов творческой деятельности, экспертные оценки, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), изучение продуктов творческой деятельности оценка экспертов, методы математической обработки данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Базой проведения констатирующего эксперимента стали фестивали любительских театральных коллективов международного, российского, регионального и муниципального уровней проведенные в Липецкой (2009-2011гг. - 7 фестивалей), Московской (2007-2008гг. - 2 фестиваля), и Рязанской (2010-2011гг.-2 фестиваля) областях. Формирующий эксперимент проводился на базе Молодёжного театра «Проект» (г. Елец), Липецкого областного колледжа искусств им. К.Н. Игумнова (г. Липецк), а также Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- обоснованы основные этапы развития любительского театрального фестивального движения (предфестивальные формы театрального творчества в догосударственной общине; театрализованные действа древнего мира; улично-площадные праздничные действа средневековья и Возрождения; утверждение фестиваля как особого социально-культурного события в XVIII-XIX вв.; развитие фестивального движения в ХХ-ХХI веках), выделены свойственные каждому из этапов формы, содержательные направления, признаки и функции фестиваля;

- уточнено понятие «фестиваль», конкретизированы сущность и специфика фестивального движения. Последнее рассматривается как совокупность различных по форме и содержанию фестивалей, массового общественного объединения любителей театрального творчества, действующего на основе принципов самоорганизации и соорганизации, преследующее художественно-творческие, художественно-образовательные, художественно-коммуникативные и социально-культурные цели, поддерживаемого, помимо участников и художественных руководителей любительских коллективов, профессиональными организаторами – театральными арт-менеджерами, экспертами, педагогами, а также инициативными и волонтерскими объединениями, формирующего на уровне региона особое социально-культурное пространство. В качестве специфических особенностей фестивального движения выделены его признаки (игровая природа, идейно-тематическое единство содержания творческой деятельности; создание эмоциональной атмосферы праздника; исключительность и уникальность события; наличие церемониала, строгий регламент проведения; обязательность смотра творческих достижений; зрелищность; строгое соблюдение календарных сроков и периодичности проведения; пространственная локализация; наличие целевой зрительской аудитории; возникновение интегрирующего центра социально-культурной коммуникации и досугового общения) и ведущие формы: улично-площадные действа (ярмарки, карнавалы, маскарады, народные гуляния, массовые театрализованные шествия), фестивали-показы спектаклей и сценических работ, гастроли, фестивали-платформы, фестивали-конкуры, лаборатории, конгрессы, семинары, конференции, встречи, культурные обмены и т.д.;

- конкретизированы актуальные проблемы и современные тенденции в развитии любительского художественного творчества связанные с доминированием в любительском творчестве «режиссёрского театра»; ориентацией на творческое развитие личности участника; расширением типологии коллективов и их стремлением к получению профессионального статуса; внедрением инновационных технологий театральной педагогики; расширением диапазона фестивального движения за счет создания содружеств и ассоциаций; развитием технологий фестивального арт-менеджмента;

- обоснован педагогический потенциал современного фестивального формата, при этом фестиваль позиционирован как механизм мониторинга, стимулирования инноватики, популяризации, научно-методической поддержки, коммуникации и интеграции в сфере театрального любительского творчества;

- выявлены организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в рамках фестивального движения, которые характеризуются наличием информационно-методического и нормативного обеспечения фестивального движения; организацией работы управленческой команды фестиваля, включая его организационный комитет; качественную организацию художественной экспертизы и оценки; организацию в рамках фестиваля художественно-воспитательного и образовательного процессов; осуществление в рамках фестиваля мониторинга и изучения театральных процессов; организацию творческой коммуникации, рекреативно-оздоровительных и туристских мероприятий; обеспечение качественного фестивального арт-менеджмента;

- разработана модель развития любительского театра в условиях фестивального движения, способствующая повышению организационного и художественно-творческого уровня фестиваля, росту зрительского интереса к нему, а также развитию практического опыта режиссерско-постановочной и исполнительской деятельности на основе обмена инновациями в области театрального творчества.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

- положения истории социально-культурной деятельности дополнены периодизацией основных этапов развития фестивального движения, что способствует пониманию сущности и специфике данного социокультурного события, а также тенденций, форм и механизмов его развития в современных условиях;

- понятийный аппарат теории, методики и организации социально-культурной деятельности дополнен за счёт уточнения понятий, конкретизации сущности и специфики фестиваля, фестивального движения, фестивального формата;

- определен организационно-педагогический потенциал фестивального формата, позволяющий рассматривать данное социально-культурное событие как механизм мониторинга состояния, проблем и перспектив развития, а также популяризации театрального творчества, способ выявления талантливых коллективов и исполнителей, организации взаимодействия любителей театра, обмена опытом инновациями в области режиссерско-постановочной деятельности и театральной педагогики;

- научно обоснованы организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в рамках фестивального движения, обеспечивающие информационно-методическое и нормативное обеспечение, организацию работы команды фестиваля, художественную экспертизу и оценку творческих достижений, организацию в рамках фестиваля художественно-воспитательной и образовательной работы; изучение театральных процессов в любительском творчестве; организацию творческой коммуникации, рекреационных программ, и фестивального арт-менеджмента.

Разработанная модель будет способствовать развитию исследований в сфере любительского художественного творчества и организационно-педагогических основ фестивальных форм социально-культурной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы открывают возможности для дальнейших теоретико-методологических исследований истории и теории любительского театрального творчества в контексте развития фестивального движения.

Материалы исследования используются при разработке программ, учебных курсов, спецкурсов и семинаров, программ переподготовки и повышения квалификации специалистов сферы народного художественного творчества и социально-культурной деятельности. Учебные пособия, учебные программы, методические материалы, подготовленные соискателем по материалам диссертации, используются педагогами любительских театральных коллективов. Разработанный комплекс научно-методического обеспечения, включающий образовательные программы, учебные пособия, методические рекомендации, диагностический инструментарий, может использоваться в системе повышения квалификации работников сферы культуры, образовательных учреждений, учреждений культуры и дополнительного образования в части их теоретико-технологической подготовки к организации фестивальных акций в области любительского театрального творчества, разнообразных форм взаимодействий представителей любительского театрального движения;

Результаты исследования могут быть использованы при разработке целевых программ творческого развития в системе профессионального образования в области народного художественного творчества, менеджмента, культурологии, социально-культурной деятельности.

Достоверность научных результатов и основных выводов обеспечена методологической обоснованностью теоретических положений; применением методов, адекватных предмету, цели и логике исследования; целенаправленным анализом реальной педагогической практики и педагогического опыта, комплексным характером и корректной организацией опытно-экспериментальной работы и возможностью ее повторения; количественным и качественным анализом полученных результатов, взаимопроверкой полученных результатов; успешными внедрением и апробацией разработанной автором организационно-педагогической модели развития любительского театрального творчества в условиях театрального движения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Положения об этапах развития фестивального движения, их временная и сущностная характеристика: Первый этап - предфестивальные формы театрального творчества в догосударственной общине (зарождение дотеатральных игровых форм, выраженных в ритуалах, обрядах, игрищах обрядово-зрелищных действах, массовых празднествах). Второй этап – театрализованные действа древнего мира – рождение театра как вида сценического искусства, появление таких предфестивальных форм, как театральные состязания, театрализованные церемонии, шествия и т.п. Третий этап – средневековье и Возрождение – развитие улично-площадных праздничных действ, появление новых театральных жанров. Четвёртый этап - утверждение фестиваля как особого социально-культурного события в XVIII-XIX вв., возникновение любительских театров. Пятый этап - развитие фестивального движения в ХХ-ХХI веках, осуществление разнообразных фестивальных мероприятий в любительском театральном творчестве, формирование фестивального движения.

2. Положение о современных проблемах и тенденциях развития любительского театрального творчества: смещение учебно-воспитательного и художественно-творческого процессов в сторону «режиссёрского театра»; ориентация на творческое развитие личности участника; стремление любительских коллективов к получению профессионального статуса; внедрение инновационных технологий театральной педагогики; расширение типологии коллективов любительского театрального творчества; интеграция любительских театров в единое мировое социально-культурное пространство; расширение диапазона фестивального движения за счет создания содружеств, творческих союзов и ассоциаций; доступность мировых специализированных информационных ресурсов, стимулирующая обмен опытом, методическими инновациями репертуарными разработками, социально-культурными традициями; развитие технологий арт-менеджмента и маркетинга театральных фестивалей.

3. Положение об организационно-педагогическом потенциале современного фестивального формата. В данном контексте фестивальный формат рассматривается как организованный и управляемый творческий проект, конкретный способ и алгоритм реализации социально-культурного события, характеризующийся соответствием определённым теме, жанру, стилю, содержанию, реализующий специфические локальные организационные, художественно-эстетические, образовательные, коммуникативные и социально-культурные функции развития любительского театрального творчества. Доказано, что в современных условиях фестиваль становится механизмом мониторинга современных тенденций развития любительского театрального движения, его проблем и достижений; выявления наиболее перспективных творческих коллективов, стимулирования инноватики в области средств сценической выразительности и театральной педагогики. Фестиваль популяризует любительское театральное творчество, оказывает ему существенную научно-методическую поддержку, обеспечивает взаимодействие любителей театрального творчества, интегрирует их в общемировое культурное пространство посредством сотрудничества с российскими и международными специализированными организациями и информационными ресурсами.

4. Положение о организационно-педагогических условиях фестивального движения, способствующих любительского театрального творчества, к которым отнесены:

- информационно-методическое и нормативное обеспечение фестивального

движения;

- организация работы команды фестиваля, включая организационный комитет;

- организация художественной экспертизы и оценки;

- организация в рамках фестиваля художественно-воспитательного и

образовательного процессов;

- организация изучения театральных процессов;

- организация творческой коммуникации;

- организация рекреационных программ;

- организация фестивального арт-менеджмента.

5. Организационно-педагогическая модель развития любительского театрального творчества представляет собой единство целевого, структурно-функционального, функционального, содержательного и результативного блоков, отражающих основные направления, содержания, функции и формы организации фестивального формата. Целью и прогнозируемым результатом модели является достижения оптимальных организационного (соблюдение условий пребывания, регламента фестивальной деятельности, качественное техническое обеспечение) и педагогического (качество сценического репертуара и исполнительской деятельности, качество лабораторных и методических мероприятий, степень художественно-творческой активности и качество коммуникации участников) уровней реализации фестивальной программы, обеспечивающих повышение у участников художественно-образовательного уровня, их художественно-эстетическое развитие, совершенствование творческо-исполнительских способностей и навыков, за счет совершенствования методики работы с любительским театральным коллективом, развития исследовательской деятельности в области театральной педагогики, стимулирования, интеграционных процессов сфере театрального любительства, популяризации, продвижения и обеспечения привлекательности фестивальных программ.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе практической деятельности диссертанта на фестивалях и конкурсах различного уровня, руководства фестивальной и художественной деятельности молодёжного театра «Проект» (г. Елец), выступления соискателя в печати, на круглых столах (г Гатчина, г. Рязань, г. Москва), конференциях (г.Елец, г.Тамбов), мастер-классах, во время преподавательской работы, связанной с театральной педагогикой в Елецком государственном университете имени И. А. Бунина и Липецком областном колледже искусств имени К. Н. Игумнова, в процессе авторской разработки организационных, педагогических, художественных условий, алгоритма фестивальных акций, практически реализованных в ходе исследования.

Основные положения и результаты работы исследования нашли отражение в публикациях автора общим объёмом 5 п.л., в виде научных и учебно-методических изданий.

Структура работы вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Тенденции развития любительского театрального творчества в контексте фестивального движения

В развитии регионального и национального социокультурного пространства важное значение приобретает творческая деятельность любительских театральных коллективов, которые обеспечивают досуговое общение различных социально-возрастных групп, творческую самореализацию и формирование творчески активной личности, способствуют подготовке потенциальных кадров для профессиональной работы в учреждениях культуры и искусства.

Для современных любительских театральных коллективов актуальна потребность в проведении специфических культурных мероприятий, которые способствовали бы усовершенствованию художественного уровня, поиску и развитию новых средств театральной сценической выразительности, обмену педагогическим опытом, методикой, репертуарными разработками. Уникальным способом удовлетворения такой потребности является фестиваль. Проведение фестивалей помогает решению задач, способствующих стимулированию социокультурных процессов, в том числе в сфере досуга, художественного творчества, туризма и т.д.

Фестивальное движение становится мощным фактором развития любительского театрального творчества в силу ряда его особенностей.

Фестивальное движение возникло вследствие развития культурных потребностей человечества. Оно стало ответом на стремление любительских театров к творческому единению, их интеграцию в единое театральное пространство, совершенствование культуротворческой деятельности, участию коллективов в творческих встречах, форумах, специальных театральных акциях, где есть возможность представить результаты сценической деятельности. Фестивальное движение определяется как совокупность практической деятельности всех субъектов фестивальных акций (творческие коллективы, артисты, режиссёры, зрительская аудитория, организаторы и обслуживающий персонал фестиваля, представители жюри (эксперты), деятели культуры и искусств, представители СМИ) и общей суммой проводимых фестивалей, различных по масштабу, форме и содержанию. Современное фестивальное движение приобретает характер массового общественного объединения любителей театрального искусства, преследующего художественно-творческие, художественно образовательные, художественно-коммуникативные и социально-культурные общественно значимые цели, которые поддерживаются самими участниками движения, а также инициативными общественными и волонтерскими объединениями. Фестивальное движение направлено на поддержку талантливых любителей, создание условий для реализации их творческого потенциала, пропаганды театрального искусства и творчества

Фестивальное движение, как правило, интегрирует несколько фестивалей, которые проводятся в разных городах. Для фестивального движения характерна практика сотрудничества между фестивалями, реализующаяся не только в дружественных отношениях, но и в соорганизации программ и осуществлении совместных проектов.

В современных условиях фестивальное движение в области театрального творчества заменило исчезающую форму гастролей, в том числе и в силу таких особенностей как конкурсность (состязательность), разнообразие видов творческого показа, принципы организации, степень мобильности и т.д. Фестивальное движение формировалось в результате становления и развития составляющих его компонентов - фестивалей.

Многовековая история фестивалей вбирает в себя огромный пласт народных культурных традиций, а также новаторских художественно-творческих приемов, что позволяет характеризовать фестивали как актуальную и востребованную на протяжении развития человечества форму эволюции творчества и формирования культурного пространства. Для понимания механизмов организации и существования фестивального движения необходимо провести аналитический экскурс по всей исторической цепочке его эволюции: от предпосылок, условий его зарождения, тенденций развития до изучения факторов, влияющих на формирование фестивальных направлений и т.д. При таком анализе появляется возможность выявить психолого-педагогическую и социально-культурную значимость, а также конкретизировать особенности многообразных форм фестиваля, степень его влияния на формирование социально-культурного пространства, а также творческое и художественное развитие личности, коллектива, общества, нации, всего мирового сообщества.

Само становление фестивального движения тесно взаимосвязано с историей мировой художественной культуры, творчества, в нашем случае, театра.

В ходе исторического развития фестивального движения, являющегося одной из организационных форм выражения театрального творчества, выявлены основные признаки самого фестиваля.

Во-первых - и в улично-площадном действе, гулянье, и в театральном представлении, собственно и в самом фестивале заложены с древнейших времён компоненты игры, игровая природа.

Во-вторых - в основу любого фестиваля обязательно заложено понятие праздника. Само слово «фестиваль» (от лат. festivus) в переводе означает «празднество», «праздник» [158,с.14П]. В словаре русского языка у СИ. Ожегова есть следующее определение: «Фестиваль - широкая общественная, праздничная встреча, сопровождаемая смотром достижений каких-нибудь видов искусств» [124,с.848]. Музыкальная энциклопедия даёт следующее определение фестиваля: фестивали - (англ, и франц. festival, от лат. festivus -весёлый, праздничный) - празднества, состоящие из цикла концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке [116]. В словаре театральных терминов фестиваль рассматривается как общественный праздник, смотр, показ лучших произведений искусства (музыки, театра, кино) [96,с.47-48]. Практически каждое энциклопедическое определение понятия «фестиваль» трактует его как некое выдающееся, праздничное событие [174].

Фестиваль родился из праздника, его формирование проходило под влиянием праздничной культуры.

Возникли фестивальные направления - конкретные течения, пути развития фестивального движения, характеризующиеся общностью художественных, организационных фестивальных событий, связанных своеобразным художественным стилем.

Так, некоторые фестивальные направления сегодня посвящены массовым празднествам, впитавшим в себя многовековые традиции. Здесь стоит отметить, что понятия «праздник» и «фестиваль» не являются синонимами, так как зачастую фестиваль может выступать составным компонентом праздника, феномен которого имеет более широкий спектр значений. Фестиваль также может стать центром и фундаментом праздника, праздничных мероприятий. Непосредственно сам фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов.

Сущность и специфика современного фестивального формата

Любительские объединения и коллективы выполняют чрезвычайно важную социокультурную функцию социального наследования, ключевого понятия культурной антропологии [77,с.1З]. Примером тому может служить творческий путь великого театрального деятеля и реформатора К.С.Станиславского, который вышел из рядов любителей. Его опыт наглядно показывает значение любительского театра на начальном этапе творческой деятельности артиста. Еще в 1884 году Станиславский высказывал идею создания совершенно нового театрального кружка или общества, где любители смогут «испытывать и научно развивать свои силы» [166,с.24]. Такое «общество одушевлялось иными, более смелыми целями, стремилось к обновлению репертуара и сценических форм, к небывалой дотоле жизненности игры и постановки» [145,с.59]. Любительское театральное творчество представлено практически во всех слоях населения[59]. Художественная самодеятельность масс в культурно-досуговой деятельности основывается на потребности в коллективной эмоциональной жизни[61,с.203]. Увлечение любительским творчеством можно охарактеризовать как форму социального действия, основанную на сознательной вере в этическую, эстетическую или какую-либо иную безусловную ценность определенного поведения, взятого просто как такового, независимо от успеха [45,с. 108].

Сегодня актуален анализ педагогических, организационных, художественных проблем, теории и практики развития любительского театра в России с учётом особенностей исторического социокультурного развития страны. При этом развитие фестивальных форм представляет собой своеобразное отражение развития любительского театрального движения.

Перед российским любительским театральным творчеством сегодня стоит важная задача - сохранение лучших традиций и поиск новых организационно-методических подходов к деятельности творческого коллектива. Актуальность указанной задачи обусловлена развитием современных тенденций любительского театрального творчества. Эти тенденции условно можно разделить на три группы.

Первая группа отражает проблематику внутриколлективного межличностного взаимодействия [5,с.З]. Рассмотрим более подробно каждую из тенденций, принадлежащих этой группе.

В современном любительском творчестве изменяются художественные, организационные, педагогические условия функционирования любительского театрального коллектива. В постановочном процессе: на смену «актёрскому индивидуализированному» театру «звёзд от народа» приходит театр режиссера, в котором меняется сам подход к характеру и функциям сценического искусства, происходит трансформация его эстетики. С появлением в творческих коллективах художественных руководителей, имеющих профильное режиссерско-театральное образование, происходят значительные изменения во взглядах артистов-любителей, публики, искусствоведов, деятелей театра на назначение любительского театра. Благодаря режиссеру-педагогу, имеющему специальное образование, иными стали требования к актеру, к выбору репертуара, стало больше уделяться внимания работе по художественно-декорационному, музыкальному, световому оформлению [132,с.14-15;153,с.49-50]. Эти процессы отразились и на содержании программ фестивального движения. Художественный уровень представляемых сценических работ заметно вырос, стали востребованы различные жанры и стилевые направления театрального искусства, возросла значимость фестивалей-лабораторий, где особое внимание уделяется дискуссии о путях развития театрального искусства, художественного творчества.

Во многом успешность фестивальной деятельности коллектива определяется деятельностью режиссеров - руководителей любительских театров, способных к концентрации, перевоплощению, эмоциональному воздействию на зрителей, владеющих аудиторией, увлекающих её собственным творческим примером.

Личность режиссёра-педагога в учебно-творческом коллективе, любительском театре в сравнении с профессиональным театром становится более значимой, выполняющей помимо постановочной деятельности, такие основополагающие функции, как: художественное руководство, педагогическая деятельность, администрирование, модерация и арт-менеджмент, выполнение определённого объёма работы по техническому обеспечению, поиск финансовых средств и т.д. Режиссёр системно направляет работу всех участников коллектива, является творческим руководителем сценической постановки [139, с.43].

Именно через эффективную реализацию личностно-профессиональных качеств режиссёра возможно развитие личности участника коллектива. Педагог-режиссёр, доминирующими личностными качествами которого являются творческая активность и креативность, стремится выйти за пределы обыденности учебно-воспитательного процесса, осуществляет постановочную деятельность в условиях непрерывных художественных и педагогических инноваций [18,с.3-4; 114,с.З]. Станиславский считал, что основная задача режиссёра - будить природу актёра, которая сама сделает всё, что необходимо; режиссёру же останется только направлять этот процесс в нужное русло [119,с.9]. Питер Брук определяет творческую личность как единицу постоянного поиска: «не стоять на месте в своём человеческом развитии, что означает работать во имя совершенствования своего мастерства» [25,с.157].

Результаты констатирующего эксперимента по выявлению организационно-педагогических условий развития любительского театрального творчества в контексте фестивального движения

Определяя общие позиции для качественного наполнения фестивального формата, нельзя не остановиться на некоторых локальных задачах специализированных фестивалей и конкурсов. Так у фестивалей патриотической и исторической направленности присутствуют задачи по воспитанию у молодёжи чувства патриотизма, гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре Отечества посредством театрального творчества.

Для фестивалей, где повышенное внимание уделяется не только конкурсной, но и досуговой программе, присуща такая функциональная задача как «создание оптимальных условий для отдыха, творческого общения и выявления талантливой перспективной молодёжи».

Для многих фестивальных форматов, посвященных какому-нибудь известному деятелю, географическому месту локализации фестиваля характерны познавательные функции, реализуемые через экскурсионные и тематические мероприятия.

Существуют локальные цели и задачи специализированных творческих форумов, где они становятся приоритетными, например, поддержка и развитие народно-художественного творчества людей с ограниченными возможностями.

Проведённое изучение функциональных особенностей, целей, задач фестивалей в любительском театральном творчестве позволяет проследить чёткую их направленность на многоуровневую эволюцию самого фестивального движения. При этом, нельзя не отметить, необходимость разработки и реализации новых технологий организации и проведения фестивального формата, влияющих на качество организации культурного проект [62]. Важнейшим компонентом фестивального формата является арт-менеджмент фестиваля.

Не стоит забывать о том, что в современных социокультурных условиях популярность фестивального формата зависит от того, насколько удачно преподнесён общественности его бренд, марка. Имидж фестиваля формируется в прямой зависимости от приверженности зрительской аудитории к тому или иному спектаклю, театру, собственно театральному фестивалю.

Сегодняшний день заставляет затрачивать определённые ресурсы на создание и поддержание имиджа фестиваля, его «раскрутку», выстраивание определённой стратегии развития. Это предполагает активное применение на практике современных теоретических и технологических компонентов маркетинга, брендинга, социокультурного проектирования, менеджмента. Современные условия требуют от личноети руководителя фестивального проекта системного подхода, который интегрирует как абсолютное профессиональное знание художественного материала, так и владение навыками администрирования, экономического и хозяйственного управления [181,с.21].

Для создания качественной и действенной модели фестивального формата необходимо дифференцировать запросы и предпочтения потенциальной зрительской аудитории и творческих коллективов-участников фестиваля, обеспечить их адекватное удовлетворение тем самым достичь максимального результата [107]. Хочется заметить, что уже такие современные технологии как стратегия CRM (система управления взаимоотношениями со зрителями) активно используются в кинофестивалях и крупных международных фестивалях профессиональных театров.

Процесс внедрения современных маркетинговых технологий в фестивальное движение любительского театрального творчества идёт непросто. «Возможность применения маркетинга в сфере театрального искусства наталкивается на ряд проблем, которые вызваны специфичностью данного рода услуг, поскольку не только продаётся продукт коллективного по творчества, но и одновременно обеспечивается эстетическое и духовное развитие личности зрителя» [128].

Большинство фестивалей любительского театрального творчества имеет ярко выраженный некоммерческий характер. При этом для фестивальной деятельности больше подходит определение «деятельность субъекта рынка, не связанная с получением прибыли и направленная на благо общества в целом или отдельных групп населения» [8,с.8]. Тем не менее, внедрение таких технологий как маркетинговые исследования в рамках маркетинговой стратегии, способствует привлечению большего количества зрителей и материальных средств. Маркетинговые исследования здесь рассматриваются как процесс сбора, обработки и анализа информации или данных с целью установления определенных маркетинговых параметров [90,с.121].

Фестивальный бренд, как и сам театральный бренд, складывается из узнаваемости названия фестиваля, возникновения чётких ассоциаций, напрямую связанных с его деятельностью, лицами, постановками [197,с.8]. Такой бренд вырабатывается в течение долгой активной и успешной работы. «Если у зрителя возникло желание прийти вновь, и он пришёл, значит, театр для него стал сладким лакомством. Это и есть рождение театра» [51,с.23].

Сегодня бренд является самым сильным инструментом бизнеса [187.С.95]. Для фестивального формата бренд выступает в роли катализатора идентификации, обладающего устойчивой и сильной положительной коммуникацией с потребителем [103,с. 7].

Апробация педагогической модели развития любительского театрального творчества в условиях фестивального движения

Программа «Фестивальный Проект» предполагала последовательную реализацию серии фестивалей любительского театрального творчества.

Международный фестиваль театрального искусства «Театральная провинция» (Елецкая часть) (приложение 5). Основной план фестиваля: открытие фестиваля, показ сценических работ, лаборатория-обсуждение спектаклей, экскурсия по городу, вечер знакомств. Участники фестиваля -коллективы из городов Ельца, Липецка, Данкова, Воронежа, Хуглейкур (Исландия). Так, для «Театральной провинции» как для фестиваля-платформы, смотра театральных коллективов представляющих Россию и зарубежье, приоритетными были задачи тесного знакомства и взаимодействия с коллегами-единомышленниками. Масштаб фестиваля определил значительно большее количество участников по сравнению с фестивалями - творческими лабораториями, в которых на первый план программы ставится исследование, изучение и поиск форм и методов сценической выразительности на основе общности интересов.

Для качественной реализации фестиваля требуется предварительный анализ места локализации фестивальных мероприятий. При выстраивании формата фестиваля любительских театров «Театральная провинция, 2006-2008» автором в содружестве с Молодёжным театром «Проект», как одним из организаторов фестивальных дней в Ельце, были составлены программные тезисы идейно-тематического обоснования фестивального формата, основанного на анализе социально-культурного развития региона локализации фестиваля. В частности, в ходе этого анализа было установлено, что наряду с позитивными факторами развития театрального творчества, есть обстоятельства, мешающие ему, а именно: ограниченные культурные межрегиональные связи в области любительского театрального движения, ограниченность финансовой поддержки, ограниченность информации об инновациях и достижениях в любительском театральном творчестве.

Основной целью фестиваля «Театральная провинция» (г. Елец - г. Липецк) - посредством театрального творчества найти один из вариантов решения проблемы поиска путей возрождения и развития духовной культуры провинции способствовать решению духовных и социальных проблем молодёжи.

В Липецкой области культурную палитру событий составляют фестивали и конкурсы, проводимые по разным аспектам творческой деятельности. Безусловным приобщением к культурным традициям является проведение таких фестивалей, как Музыкальный фестиваль им. К.Н. Игумнова, фольклорный фестиваль им. Мистюкова, Липецкие театральные встречи, кинофорумы и кинофестивали и т.д. На любительское театральное творчество позитивное влияние оказывают проект «Наши звёзды», проводимый Областным центом культуры и народного творчества, фестиваль «Театральная весна», смотры художественной самодеятельности «Студенческая весна) и т. д. [183,с.23-25]. В городе Ельце Липецкой области среди знаковых фестивальных событий можно отметить проведение Всероссийского музыкального фестиваля им. Т.Н. Хренникова, университетского фестиваля искусств, посвящённого памяти Т.Н. Хренникова, выездной части Международного кинофестиваля «Золотой Витязь», Международных театральных встреч, посвящённых юбилею А.П. Чехова (2010г.), фестиваля «Антоновские яблоки», посвящённого юбилею И.А. Бунина.

При этом в городе не были представлены в должной мере фестивальные проекты, направленные, непосредственно, на развитие любительского театрального творчества, где любители театра и самодеятельные артисты могли бы устанавливать творческие связи, интегрировать свой опыт и достижения в театральном пространстве, обеспечивать качественный диалог с ведущими профессиональными деятелями театра.

В городе сложилось некое сообщество любительских коллективов, выступавших и получивших признание на фестивалях и конкурсах различного уровня. Несколько коллективов имеет обширные связи со своими коллегами по всему миру, состоятельную творческую базу. Обычные смотры художественной самодеятельности уже не отвечают запросам таких коллективов, так как не могут содействовать творческому поиску сценических выразительных средств, совершенствованию актёрской техники и режиссёрского искусства. Необходимость проведения фестивальных проектов, где предусмотрены совместные лаборатории, обсуждения, знакомство с разными методами постановочной работы и театральными школами очевидна.

Театральное искусство представляет муниципальный драматический театр «Бенефис». Среди любительских театров - Молодежный театр «Проект», театральное отделение Детской школы искусств №4, студенческие и школьные театры.

Для города, позиционирующего себя как новый формирующийся туристический центр (примечание; Елец - древнейший город на территории Черноземья, первое упоминание в летописи относится к 1146 году, город Воинской славы, является региональной туристической рекреационной территорией, где в городской черте и округе находится множество уникальных природных памятников и памятников архитектуры и истории. Считается духовным и культурным центром области с определёнными историческими традициями в сфере культуры, народного творчества и искусства) такие проекты целесообразны, так как расширяют представления о его культурной, туристической привлекательности.

Из вышесказанного определяется актуальность проведения в городе фестивальных акций, посвящённых развитию любительского театра. Либо естественной базой, либо составляющим компонентом для проведения подобного рода акций в разное время выступал Молодёжный театр «Проект», имеющий большой практический опыт участия в региональных, всероссийских, международных конкурсах и фестивалях и активно сотрудничающий с Российским национальным центром Международной Ассоциации любительских театров (AITA/IATA).

Экспериментальная работа осуществлялась по двум направлениям. Первое направление предполагало целенаправленную деятельность по оптимизации организационного и педагогического компонентов реализации фестивальной программы. Качества реализованной программы оценивались посредством комплексной экспертизы. Которая осуществлялась (с помощью специально разработанных технологических карт и анкеты) группой экспертов (20 человек), в которую входили деятели театра, специалисты в области культуры, искусств, социально-культурной деятельности, театральные педагоги. В качестве критериев экспертной оценки выступали уровни реализации организационного и педагогического компонентов фестивальной программы. В качестве критериев экспертной оценки выступали уровни организации фестивальной программы: высокий (конструктивный), выще среднего (близкий к конструктивному), средний (приемлемый), ниже среднего (посредственный) и низкий (неприемлемый).

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия развития любительского театрального творчества в процессе фестивального движения