Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства Гадрайтене Эльвира Юозовна

Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства
<
Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гадрайтене Эльвира Юозовна. Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства : ил РГБ ОД 61:85-13/909

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Историко-педагогический анализ функционирования искусства в литовской ССР ... 26

1. Народное искусство как органическая составная часть народной педагогики

2. Предпосылки культурно-просветительной деятельности по сохранению традиций народного прикладного искусства в Литве ... 41

ГЛАВА II. Пути- совершенствования педагогического воздействия народно-прикладного творчества средствами культурно-просветительной работы 59

1. "Общество народного искусства Литовской ССР" как специфический институт культурно-просветительной работы 59

2. Координация культурно-просветительной деятельности по распространению народного искусства в Литве 92

3. Расширение сферы педагогического влияния через объединения любителей народного прикладного искусства 112

Заключение 135

Список использованной литературы 143

Приложения 165

Введение к работе

), Социализм предоставил самым широким слоям народа простор для полного раскрытия своих творческих способностей и дарований. Он ликвидировал тот вид духовного отчуждения личности, который классиками марксизма рассматривался как "исключительная концентрация таланта в отдельных индивидах и связанное с этим подавление его в широком смысле".3-А Великий Октябрь открыл в индивидуальной и исторической биографии человека новую эру общения с искусством, прежде всего, на уровне созидатель^ ной деятельности. "Революция подействовала самым сильным образом на эмоциональную сторону жизни, пробудила в массах ряд порывов, ряд неясных, неосознанных чувств... взбудоражила, встряхнула низы. Отсюда и тяга к искусству, отсюда и стремление изобразить при помощи искусства то, что делается в душе",

которой до этого не дали возможности, по выражению А.В.Луна-

3 чарского "развернуть свои крылья".

Не случайно в эти годы особенно многолюдны были внешкольные культурные центры, в том числе и. клубы разного рода, что не осталось незамеченным В.И.Лениным. "Смотрите, - говорил он, - какая громадная потребность нашего самого простого че-

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд., т.З. М., 1955,
с.393.

2 Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. Статьи, пись
ма, высказывания. -Л.-М.: Искусство, 1963, с.89.

u Луначарский А.В. О воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976, с.362.

ловека к художественному творчеству и художественному изображению. Ведь это же факт замечательный, ведь этим самым подчеркивается, как нужна художественная литература, художественное изображение в картине, в скульптуре, на сцене, в ис-

кусстве вообще, для самых широких масс".

"Социализм не только открыл трудящимся массам широкий доступ к духовным ценностям, но и сделал их непосредственными

творцами культуры. Одно из ярких свидетельств того - необы-

чайный размах художественного народного творчества".

Это является практическим подтверждением ленинской мысли о том, что "искусство должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать их. Оно дол-

жно пробуждать в них художников и развивать их".

В нынешних условиях научно-технического прогресса, когда наблюдается интенсификация потоков информации, которую вынужден усваивать и перерабатывать человек, все более возрастает его стремление к духовной интегральности и творческой автономии в искусстве. Механическое визуальное восприятие искусства больше не является критерием качества досуга человека, он полагается прежде всего на свои индивидуально неповторимые

Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминание о Ленине. - Рабис, 1934,

В I, с.18.

* Брежнев Л.И. О коммунистическом воспитании трудящихся:

Речи и статьи. - М.: Политиздат, 1975, с.418.

Цеткин К. Воспоминания о Ленине. - М.: Изд-во политической литературы. 1968, с»15.

творческие качества. Говоря словами Гегеля, после того, как "... щедрая природа внушала уверенность и создавала досуг, возникшее благодаря этому мирное состояние побуждало индивидов почитать себя в своем самоощущении... Свободно, подобно пению птицы, выражает здесь человек все то, что заключено в его неущемленной человеческой природе, чтобы утвердить себя и снискать признание посредством такого выражения. Это влечение выявить себя, в противоположность более смутному самоощущению, и ведет в своем развитии к искусству"»

Представив искусство как сферу, в которой можно наиболее реально развертывать все усложнящийся духовный потенциал, человек, однако, в ряде случаев попадает в ситуацию разочарований и неуверенности в своих силах, ибо от такой потребности до ее реализации расстояние порой оказывается существенным, ввиду его неподготовленности к предметному воплощению собственных эстетических устремлений.

"... Талант, - писал А.С.Макаренко, - только в небольшой мере принадлежит биологии, что в самом основном своем блеске

он всегда обязан благотворным влияниям общества, работы,куль-

р туры и знания ".

Проблема воспитания личности в условиях научно-технической революции в обществе зрелого социализма является одной из ведущих задач коммунистического воспитания. "Формировать,

1 Гегель Г. Эстетика: В 4-х томах. Т.4. - М.: Искусство,
1973, с.324г-325.

2 Макаренко А.С. Соч.: В 7-ми томах. Т.УП. М., 1958,
с.147.

возвышать,духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - важнейшая миссия социалистической культуры. Этим определяется мера ответственности художника, чей талант партия ставит высоко, видит в нем ценнейшее достояние общества",1

В решениях ХХУ, ХХУІ съездов партии, партийных документах по идеологическим вопросам отмечается, что процесс формирования личности должен распространяться на все сферы деятельности человека, в том числе и на сферу свободного времени. Один из социальных институтов воспитания в сфере свободного времени - это искусство во всех его разновидностях.

Особый пласт искусства, имеющий специфические возможности педагогического воздействия на людей, это народное искусство. Оно по сути своей оказывает влияние на нравственный, патриотический и эстетический статус человека, но педагогическое воздействие будет эффективнее, если это будет сочетаться с культурно-просветительной деятельностью по сохранению, распространению и пропаганде явлений народного искусства.

Чтобы верно обосновать актуальность данного исследования,

автор представляет понятийный аппарат народного искусства.

ч Тока зрения, опирающаяся на формальное понимание народного искусства, отрицает в нем движение, развитие и потому берет его проявления лишь в поверхностном слое, усматривая в нем только современное. Собственно традиционное рассматривается

Черненко К.У. Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии. - В кн.: Избранные речи и статьи. М.: Политиздат, 1984, с.588.

как архаика, как музейное достояние, дающее в таком случае простор для формальных заимствований.

Бурделю принадлежат замечательные слова: "Архаизм вовсе не означает невежества и примитивности; он проникновенно и гармонично слит со всем миром; это самое человечное и одновременно самое вечное искусство; недалекие умы, которых страшит надменная обнадежность истины,находят это примитивным, по-

тому что он слишком далек от них". Слова Бурделя можно полностью отнести к народному искусству.

Суждения об архаике народного искусства приводят к поверхностным выводам, упрощают содержание вопроса и оказываются малоплодотворными, если не сказать вредными для развития художественной практики.

Вместе с тем именно содержательное начало обусловливает реальные связи народного искусства и его "потребления", взаимодействие народного искусства и искусства профессиональных художников и самодеятельных художников, другими словами, несет весь спектр функций, определяющий народное искусство как живую целостность, способную взаимодействовать с другой целостностью ( искусством профессиональных художников и искусством самодеятельных художников ), Именно в этом процессе проявляется культурная уникальность разных типов творчества.

Бурдель Э.А. Искусство скульптуры. - М.: Искусство, 1968, с.75.

Этот вопрос был выдвинут М.А.Некрасовой.

\С точки зрения исторической "народно-прикладное искусство" - понятие собирательное. Оно охватывает широкий круг художественных явлении: творчество крестьян-земледельцев, рожденное в условиях натурального хозяйства, искусство сельских и городских ремесленников, плоды труда которых были рассчитаны на потребности и вкусы демократических слоев населения и творчество ремесленников, связанных с более состоятельными заказчиками. Понятие "народное искусство" расширяется в XIX веке, когда в него входят народные промыслы, которые являются по существу полукрестьянским искусством, а в конце столетия - искусство рабочих слоев, входящее неотъемлемой частью в творчество народа. На данном этапе в нашем обществе существует три пласта искусства: профессиональное, народное и само*-деятельное.

Под народным искусством в широком смысле понимается все художественное творчество трудящихся масс от традиционного до современного самодеятельного творчества. Сюда входят и на-

См.: Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Его взаимодействие с другими видами искусства. Формы современного развития. - Стенограмма Всесоюзной конференции по проблемам развития современного народного искусства в свете постановления ЦК КПСС "О народных художественных промыслах". М., 1977; См.: Она же. Уровень теории, ее проблемы и реальность практики. - Декоративное искусство СССР, 1979, J& 8, с.21-23; См.: Она же. Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 344 с.

родные художественные промыслы,

Под народным искусством в более узком (этнографическом) смысле подразумевается именно традиционное народное творчество как устное, хореографическое, музыкальное (фольклор), так и изобразительное (декоративно-прикладное).,

Источником энергии традиционного народного искусства является прежде всего функциональная его необходимость. Речь идет не просто об эстетической реакции. Дело даже не в том, что народное искусство является одним из мощных средств выра-

жения этнической специфики. Суть явления состоит в самом факте собственного народного самоутверждения в творчестве, поскольку традиционное искусство наравне с фольклором выступает носителем и народной философии, и этнического самосознания. Талантливые мастера, постоянно совершенствуя свое искусство, достигают высокого профессионализма, но это профессионализм в границах традиционных народных норм. Все эти проблемы имеют дискуссионный характер.

В Литве по вопросу, что считать народным искусством,

впервые высказался М.К.Чюрленис. От имени организаторов пер-еой в Литве художественной выставки он обратился к народу с просьбой выслать в адрес выставки предметы народного быта,украшенные старинным образом. Декоративное народное искусство М.К.Чюрленис понимал, как одно из главных средств выражения этнических ценностей.

х См.: Некрасова М.А. Канон в народном искусстве. - Декоративное искусство СССР, 1971, & 5, с.29-30. 2 "Вильняус жиниос", 1908, (на лит.языке).

С 30-х годов нашего века теоретическими вопросами народного искусства занимались искусствоведы П.Галауне, В.Дрема, Народное искусство, в их понимании, это творчество народных мастеров, которые следуют старинным традициям определенного ремесла, К народному искусству ЩГалауне относил прикладные и изобразительные жанры: деревянную и каменную скульптуру, живопись, графику, резьбу по дереву, текстиль, керамику и т.д, В.Дрема особое место уделял изобразительному искусству, высказывался за тесную связь народного творчества с профессиональным искусством.

До восстановления Советской власти в Литве вопросами теории народного искусства занимались спонтанно, С 1961 г, в этой сфере намечается определенный подъем. На страницах периодических изданий "Мено савивейкла" С"Самодеятельное творчество"), позже "Културос барай" ("Вехи культуры"), "Литература ир ме-нас" ("Литература и искусство") появились публикации кроме П.Еалауне и таких авторов как К,Чебурленас, Б.Мотуза, К.Кай-рюкштите, її.іудинас. Они народное искусство разделяют на народное традиционное и художественную самодеятельность.

Эти авторы считают народным традиционным искусством то, что создается авторами самоучками, с опорой на народную традицию, самодеятельное же искусство - это подражание профессиональному искусству, это ориентация на определенные художественные школы. По мнению этих авторов самодеятельное творчество в народе развивается по своим законам. Это прежде всего форма жизнедеятельности масс, и потому оно должно оцениваться прежде всего с позиции культурно-воспитательных и культурно-социологических, и только потом с точки зрения ис-

кусства.

Первую наиболее серьезную попытку разобраться в понятиях народного и самодеятельного искусства сделал в 1936 г. один из видных русских ученых профессор А.В.Бакушинский, чьи взгляды сегодня совершенно обоснованно подвергаются критике. Его "общенародная" теория искусства была ответом на ту ситуацию, которая существовала в 20-е годы и являлась временем различных "сверхреволюционных" прожектов в области искусства. По словам М.А.Некрасовой "Трудно было в то время предугадать весь сложный многолинейный процесс будущего развития художественной культуры". А.В.Бакушинский говорил: "Очень важно наметить границы между творчеством традиционным и тем народным творчеством, которое связано с самодеятельным искусством. Между этими двумя категориями есть сходство - проявление инициативы не к ремесленной, а к творческой переработке. Различие же - самодеятельное искусство - это искусство дилетантское ( любительское ) , хотя оно и становится в наши дни все прочнее. Народное искусство имеет в основе эти свойства дилетантизма, но все же оно имеет главным образом професеиональ-

р ный характер".

Некоторые взгляды с определенными вариациями все-таки остались до наших дней. Теория, провозглашавшая родство народного искусства с профессиональным искусством, продержалась до середины 80-х годов нашего столетия. В Литве она

Некрасова М.А, Народное искусство как часть культуры. - М.: Изобразительное искусство, 1983, с.317.

Запись беседы с А.В.Бакушинским хранится в архиве доктора искусствоведения В.М.Василенко.

просуществовала до конца 80-х годов.

Анализ литовского теоретического материала показывает; что один из самых верных последователей этой теории ~ искусствовед В.Римкус. В его определении народное искусство это все художественное творчество, которое рождается, развивается за рамками профессионального искусства. Автором дается следующая классификация народного искусства: "традиционное народное искусство, на половину традиционное, нетрадиционное, архаическое, современное...". Таким образом, автор дает возможность трактовать понятие народного искусства как кому

удобно. Аналогичное определение находим у Г.Зубовой. Она

считает, что вышеупомянутое определение народного искусства позволяет анализировать многие проявления фактов и явлений искусства, которых до определенного времени в теоретическом смысле, нельзя было назвать народным искусством. Эта неконкретность приемлема практикам, но не теоретикам. Многие народа ные мастера этим объясняют неудачные поиски современности в народном искусстве. Понятна забота авторов М.А.Некрасовой и Г.К.Вагнера, которые эти проблемы ставят следующим образом : "В этой связи возникает вопрос, почему так бездумно и порой так безответственно в наших искусствоведческих суждениях принижается значение или вовсе отсекается живая часть духовной культуры - народное искусство, с его сущностными силами на-

См.: Римкус В. Современное народное искусство. Шяуляй, 1977, с.7. (на лит.языке).

Зубова Г. О границах понятия народного искусства. -Декоративное искусство СССР, 1973, 8, с.27.

родного и родового, взамен которых так легко плодится народный суррогат и псевдонародность".

"... С культурой, очевидно, считается возможным обходиться более свободно нежели с хозяйством, А между тем, хозяйственные ошибки, пожалуй, легче исправить, нежели культурные.

Некоторые культурные процессы могут быть необратимыми". Это еполнє относится и к народно-прикладному искусству»

Традиционное народно-прикладное искусство, как мы знаем, будучи специфическим явлением, имеет по сравнению с искусством профессиональных художников свои особенности (хотя сами мастера народного искусства могут заниматься своим делом как профессионалы). Главная из этих особенностей заключается в коллективной основе творчества, в типовом характере местных групп в силу их традиционной общности и, наконец, в преемственности приемов и форм, идущих из глубины столетий.

"Традиционализм" народного искусства нужно понимать не в духе консервации традиций и застойности творчества, а в духе сохранения главного стержня творчества, который обраста*-ет новыми эстетическими качествами по мере движения вперед -от старых, изживших себя образов и приемов к новым. Все эти замечательные качества традиционного искусства свидетельствуют о том, что декоративно-прикладное искусство, известное

Некрасова М.А. О целостности и критериях ценностей, -Творчество, 1977, JS 10, с. 17.

Вагнер Г.К. О соотношении народного и самодеятельного искусства. - В кн.: Проблемы народного искусства, М., 1982, с. 55«

нам как по работам мастеров прошлого, так и наших современников, представляет большое социальное и художественное явление, своеобразный наглядный эстетический и морально-этический кодекс народа.

Автор придерживается мнения К.А.Макарова, который под народным искусством понимает такое искусство, которое основывается на выработанной веками традиции и четкой системе художественных средств - канона прекрасного, традиции, которая передается из поколения в поколение.

Современное самодеятельное творчество в представлении автора связано с традицией и национальными особенностями постольку, поскольку еще традиция пронизывает современную жизнь.

Автору больше всего близка теоретическая позиция, выра-

женная в работах М.А.Некрасовой. Она обосновывает народно-прикладное искусство как тип художественного творчества, не исключает в народном искусстве черт утилитарности и принадлежности его "к материальной культуре", но, следуя методоло-

х См.: Макаров К.А. Профессиональное, народное, самодеятельное. - Декоративное искусство СССР, 1972, № 9, с.14-20.

* См.: Некрасова М.А. Народное искусство как тип художественного творчества. - Искусство, 1981, JS II, с.8-13; Она же: Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. - М.: Сов.Россия, 1983, - 219 е.; Она же: Народное искусство как часть культуры. - М,: Изобразительное искусство, с.50-74, 315-334.

гии К,Маркса, подходит к нему с другой стороны, К.Маркс, рассматривая "предметное бытие промышленности", указывал, что оно является "раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией, которую до сих пор рассматривали не в связи с сущностью человека, а всегда лишь под углом зрения какого-нибудь внешнего

« I отношения полезности".

Опираясь на этот известный тезис, М.А.Некрасова рассматривает народное искусство как самостоятельную духовную целостность. "Народное искусство - это творчество, определяемое исторической памятью. Как родовая память, воплощенная в живых образах, оно связывает настоящее с культурным прошлым народа. Постоянно воспроизводит ценностное отношение к жизни, народный образ мира".

Из литовских авторов этих позиций придерживается Ю.Кудир-ка, который считает, что "народное прикладное искусство есть средство художественного выражения и понимания красоты определенной этнической общности людей, основанное на традициях, местном материале и ручном труде. Это выражается в единстве формы и декора изделий практического назначения, в них объединен опыт многих поколений и индивидуальные поиски мастеров своего времени. В народном прикладном искусстве отражается национальное представление о красоте и определенном смысле -

Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, т.1. М., 1976,

с.127.

* Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры.

- М.: Изобразительное искусство, 1983, с.171.

культурный 5фОВЄНЬ эпохи".

В век научно-технической революции процесс освоения народного искусства,использования его воспитательного потенциала оказывается весьма сложным и противоречивым,

С одной стороны, окружающая человека искусственная среда насыщена небывалым разнообразием технических новшеств, дающих возможность постижения глубинных пластов народного искусства средствами точного анализа, которыми не располагало ни одно из предшествующих поколений.G другой - налицо негативные тенденции, связанные с поверхностным усвоением основ народного искусства, внесением в него несвойственных его природе элементов, неразвитостью потребности в его глубоком осмыслении. Данные тенденции обусловлены огромным потоком художественной информации и трудностями в ее отборе и использовании. Это в определенной мере сдерживает воспитательное воздействие народно-прикладных видов искусства, которые сравнительно легко осваивают достижения современной техники, в то же время теряя в самобытности, проникновенности, эмоциональности влияния.

Между тем, исконное народно-прикладное творчество - важнейшая составная часть культуры общества, своеобразный институт воспитания. Именно на это было обращено внимание постановления ЦК КПСС "О народных художественных промыслах": "... народно-прикладное искусство является неотъемлемой частью советской социалистической культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное ис-

Кудирка Ю. Творческие особенности народного искусства. - В кн.: Самобытность народного искусства. Каунас: Швеса,1984, с.25 (на лит.языке).

кусство и выразительные средства промышленной эстетики". Закономерно, что в нашей стране народное искусство как важнейшая духовная ценность общества находится под охраной государ-

2 ства.

Эффективным средством реализации воспитательного потенциала народного искусства может и должна быть целенаправленная культурно-просветительная деятельность, способствующая сохранению, распространению и пропаганде ценностей народно-прикладного искусства. Вместе с тем, в современных условиях наблюдается явная тенденция недооценки этой деятельности. Нередко примитивное использование известных форм культурно-просветительной работы, не соответствующих специфике явления, снижает эффективность педагогического воздействия данного еи-да искусства.

Эти обстоятельства, а также недостаточное внимание исследователей к культурно-просветительской деятельности как средству усиления педагогического влияния народно-прикладного искусства, побудило нас провести педагогическое исследование, цель которого: анализ народно-прикладного искусства как специфической воспитательной системы и обоснование форм и методов культурно-просветительной деятельности, направленных на совершенствование его педагогического воздействия.

Постановление ЦК КПСС "О народных художественных промыслах", - В кн.: Справочник партийного работника, вып.15, М., 1975, с.382-386,

См.: Конституция (Основной Закон) Советских Социалистических республик, М,, 1977, с.13.

18 Цель исследования обусловила следующие задачи:

  1. Проанализировать возможности народного искусства как органической составной части народной педагогики,

  2. Выявить предпосылки культурно-просветительной деятельности по сохранению традиционного народно-пршсладного искусства,

  3. Проанализировать практику и определить специфику институциональных форм культурно-просветительной деятельности в области народно-прикладного искусства.

  4. Сформировать клубное объединение любителей народно-прикладного искусства и определить педагогическую результативность его деятельности.

Объектом исследования выступает народно-прикладное искусство как педагогическое явление.

Предметом исследования является культурно-просветительная деятельность, направленная на совершенствование педагогического воздействия народно-прикладного искусства.

На основе теоретического анализа соответствующей литературы по исследуемой проблеме и многостороннего изучения практики была сформулирована следующая гипотеза:

Педагогическое воздействие народно-прикладного искусства может быть эффективным, если при опоре на историко-культурные и национальные традиции его функционирования добиться органической взаимосвязи институциональных форм культурно-просветительной деятельности (Общество народного искусства Литовской ССР, Художественный отдел научно-методического центра культуры Литовской ССР) с активной творческой деятельностью трудящихся в рамках объединения любителей народно-прикладного искусства.

Научная новизна исследования состоит в том, что автор рассмотрел культурно-просветительную работу, направленную на усиление педагогического воздействия народно-прикладного искусства, в единстве институциональных форм ее организации и творческой самодеятельности трудящихся. Теоретически обоснована взаимосвязь культурно-просветит&яьной работы и народного искусства как органической части народной педагогики. Выявлены особенности проявления педагогических функций клубных объединений любителей народного искусства.

Практическая ценность исследования определяется тем, что в процессе проведения исследования апробирована и внедрена конкретная методика укрепления и расширения связей между институциональными и общественными формами культурно-просветительной деятельности в области сохранения, расширения и пропаганды народно-прикладного, искусства.

Особую практическую значимость для Литовской ССР имеет разработка и внедрение методики организации клубных объединений любителей народного искусства. Диссертантом в 1981 г. при Дворце культуры г.Клайпеда Литовской ССР создан клуб любителей народного искусства "Вайворикште" ("Радуга"), который на сегодняшний день занимает авторитетное положение в городе.

Большое значение имеет методика исследования реального состояния народного прикладного искусства в литовской ССР, дающая необходимую информацию для координации педагогической деятельности.

Результаты исследования получили внедрение в учебном процессе Клайпедских факультетов государственной консерватории Литовской ССР, Автор ведет специальный курс "Современное на-

20 родное искусство и его связь с культурно-просветительной работой".

Основные выводы диссертации прошли апробацию на научно-теоретических конференциях: Четвертой научно-теоретической конференции аспирантов ЛГИК "Актуальные проблемы библиотечное информационной и культурно-просветительной работы. История , современное состояние и перспективы развития (к 60-летию Великой Октябрьской социалистической революции)'(Ленинград, сентябрь 1977 г.); на Третьей всесоюзной конференции аспирант тов вузов и НИИ искусства и культуры (Тбилиси, май 1978 г.); Второй научно-теоретической республиканской конференции по вопросам клубоведения (Вильнюс, декабрь 1979 г.); на Второй научно-теоретической конференции профессорско-преподавательского состава Клайпедских факультетов государственной консерватории Литовской ССР (Клайпеда, февраль 1983 г.).

Автор выносит на защиту:

I. Положения о том, что

народно-прикладное искусство требует целенаправленной культурно-просветительной работы, которая должна компенсировать ряд негативных последствий научно-технической революции и стимулировать его развитие, сохранение и распространение ;

эффективность данной работы обеспечивается созданием системы деятельности, в которой работа государственных воспитательных институтов органически дополняется деятельностью самодеятельных организаций трудящихся;

основные направления педагогического воздействия народного искусства как фактора народной педагогики связаны с трудовым воспитанием и социализацией личности.

2. Специфические формы культурно-просветительной деятель
ности по развитию, сохранению и распространению народно-при~
кладного искусства:

творческие лагеря-семинары, направленные на развитие творческой активности народных мастеров, долговременное воспитательное воздействие результата на общественность С "Аблин-га", "Дорога Чюрлениса");

дни народного творчества, предусматривающие сохранение и распространение народно-прикладного искусства, обеспечивающие комплексное воспитательное воздействие через выставки , встречи с народными мастерами, фольклорные концерты;

праздники ремесел, направленные на пропаганду народно-прикладного искусства и воспитание на его основе трудолюбия, творческого отношения к труду.

3. Специфику проявления педагогических функций самодея
тельного объединения народно-прикладного творчества:

внутренние функции - воспитание участников в коллективе (своеобразные методы педагогического руководства; воздействие" более опытных кружковцев - народных мастеров; соединение познавательных и творческих мотивов участников; синтез домашних и клубных занятии и т.д.);

внешние функции - расширение педагогических влияний , включающих клубную аудиторию, членов трудовых коллективов , семьи участников.

Методологической основой исследования явились положения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина о том, что искусство родилось из трудовой деятельности людей, что оно всегда, во все времена носило к носит общественный характер и связано с классовой

идеологией, Особое внимание уделялось работам А.В.Луначарского, Н.К,Крупской, М.И.Калинина и других деятелей партии и государства, внесших значительный вклад в теорию и практику коммунистического воспитания и культурно-просветительную работу.

Основными источниками по вопросам народного искусства были работы основоположников теории народного искусства: А.В.Ба-кушинского, Н.Д.Бартрам , П.Г.Богатырева, В.М.Василенко, B.C. Воронова, П.В.Соболева, а также И.Л.Богуславской, К.А.Макарова, М.А.Некрасовой, Т.С.Семеновой, которые занимаются проблемами народного искусства сегодня.

Работы П.Галауне, Ю.Кудиркаса, Г.Пуоджёкайтите, В.Римку-са, К. Чебурденаса помогли выявить уровень теории и практики современного литовского народного искусства.

Автор опирался на работы советских ученых в области народной культуры, этнографии и фольклора (Ю.В.Бромлей, Р.Васи-ляускас, Г.Н.Волков, В.Е.Гусев, А.іучас, В.О.Гребле, А.Канце-дикас, А.И.Лазареь, В.С.Цукерман, Я.И.Ханбыков, А.Ф.Хинтибид-зе).

йущественную роль в решении аадач данного исследования сыграло изучение и принятие основных теоретических положений советских ученых по проблемам культуры и воспитания личности в области философии (А.И.Арнольдов, С.Н.Артановский, В.Г.Афанасьев, С.Д.Безклубенко, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, Л.Н.Коган, Э.С.Маркарьян, А.С.Мыльников, А.И.Новиков), педагогики (С.М.Ковалев, Б.Л.Лихачев, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Г.И.Щукина).

В соответствии с целью и задачами исследования особое внимание было уделено литературе, освещающей различные воп-

росы культурно-просветительной работы, ее функций, форм, методов (М.А.Ариарский, Г.М.Вирженюк, Д,М.Генкин, А.В.Даринский, Л.Н.Косенко, С.М.Косолапов, Ю.А.Стрельцов, В.Е.Триодин и др.).

Работа потребовала также анализа ряда исследований по самодеятельному творчеству, педагогическому процессу в художественных самодеятельных коллективах и клубных объединениях (М.И.Баскин, Р.П.Гудялис, А.П.Марков, О.В.Ромах, Е.И.Смирнова, Ю.Е.Соколовский, Ф.А.Соломоник, В.Б.Якелайтис).

Базой исследования явились Общество народного искусства Литовской ССР и 5 его отделов, Художественный отдел Научно-методического центра культуры Литовской ССР, клубные объедим нения любителей народного искусства "Вайворикште" С"Радуга"), "Версме" ("Родник").

Цель'исследования, носившего теоретико-экспериментальный характер, и специфика предмета обусловили выбор методики, которая включила в себя:

  1. Теоретический анализ проблем народного искусства в философской, искусствоведческой, педагогической, этнографической литературе. Это послужило основой для обоснования феномена народного искусства как социально-педагогического явления, і

  2. Анализ документов (отчетов, журналов, протоколов деятельности Общества народного искусства Литовской ССР, клубных объединений "Вайворикште", "Версме") дал отправные точки разработки теоретико-методологических принципов исследования , уточнил понятийный аппарат, гипотезу. Впоследствии документальные данные послужили иллюстративным материалом, подтверждающим выводы, полученные другими путями.

  1. Экспертный опрос. Эксперты были разделены на две основные группы. Первая - работники Общества народного искусства Литовской ССР, связанные с организацией творческого процесса. Вторая группа включала народных мастеров и участников клубных объединений. Интервью с экспертами имели цель выяснить пути совершенствования педагогического воздействия народно-прикладного искусства.

  2. Наблюдение. Охарактеризованное как невключенное, инкогнито и палевое. Процедура наблюдения состояла в сборе эмпирического материала (информации, необходимой для выдвижения и проверки гипотезы).

Анализ теоретических,документальных источников, наблюдений был дополнен конкретным анкетированием с целью выяснения реального состояния знаний в области народного искусства. В общей сложности число опрошенных составило 700 человек ( студенты Клайпедских факультетов государственной консерватории Литовской ССР, посетители выставок, праздников, участники клубных объединений). Диссертант использовал также монографический анализ творчества народных мастеров и членов любительских объединений (10 человек).

Заключительным этапом исследования явился включенный формирующий педагогический эксперимент, в процессе которого авторам было создано любительское объединение народно-прикладного творчества и проведена педагогическая работа, позволившая выйти на новые уровни развития участников. В частности, в качестве педагогических результатов эксперимента рассмотрены : трансформация мотивов, придание им деятельного, просветительного характера; воспитание нравственных, патриотических ка-

честв участников; трудовое воспитание как один из главных показателей результативности в специфическом виде народно-прикладного творчества; общественная деятельность по созданию новых объединений.

Все это обеспечило достаточную объективность и репрезентативность полученных данных.

Цель и последовательность решения задач определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав (I "Историко-педагогический анализ функционирования народно-прикладного искусства в Литовской ССР", П "Пути совершенствования педагогического воздействия народного творчества средствами культурно-просветительной работы"), заключения , списка использованной литературы, приложений.

Народное искусство как органическая составная часть народной педагогики

Анализ литовского теоретического материала показывает; что один из самых верных последователей этой теории искусствовед В.Римкус. В его определении народное искусство это все художественное творчество, которое рождается, развивается за рамками профессионального искусства. Автором дается следующая классификация народного искусства: "традиционное народное искусство, на половину традиционное, нетрадиционное, архаическое, современное...". Таким образом, автор дает возможность трактовать понятие народного искусства как кому удобно. Аналогичное определение находим у Г.Зубовой. Она считает, что вышеупомянутое определение народного искусства позволяет анализировать многие проявления фактов и явлений искусства, которых до определенного времени в теоретическом смысле, нельзя было назвать народным искусством. Эта неконкретность приемлема практикам, но не теоретикам. Многие народа ные мастера этим объясняют неудачные поиски современности в народном искусстве. Понятна забота авторов М.А.Некрасовой и Г.К.Вагнера, которые эти проблемы ставят следующим образом : "В этой связи возникает вопрос, почему так бездумно и порой так безответственно в наших искусствоведческих суждениях принижается значение или вовсе отсекается живая часть духовной культуры - народное искусство, с его сущностными силами народного и родового, взамен которых так легко плодится народный суррогат и псевдонародность".

"... С культурой, очевидно, считается возможным обходиться более свободно нежели с хозяйством, А между тем, хозяйственные ошибки, пожалуй, легче исправить, нежели культурные.

Некоторые культурные процессы могут быть необратимыми". Это ЕПОЛНЄ относится и к народно-прикладному искусству» Традиционное народно-прикладное искусство, как мы знаем, будучи специфическим явлением, имеет по сравнению с искусством профессиональных художников свои особенности (хотя сами мастера народного искусства могут заниматься своим делом как профессионалы). Главная из этих особенностей заключается в коллективной основе творчества, в типовом характере местных групп в силу их традиционной общности и, наконец, в преемственности приемов и форм, идущих из глубины столетий. "Традиционализм" народного искусства нужно понимать не в духе консервации традиций и застойности творчества, а в духе сохранения главного стержня творчества, который обраста -ет новыми эстетическими качествами по мере движения вперед -от старых, изживших себя образов и приемов к новым. Все эти замечательные качества традиционного искусства свидетельствуют о том, что декоративно-прикладное искусство, известное нам как по работам мастеров прошлого, так и наших современников, представляет большое социальное и художественное явление, своеобразный наглядный эстетический и морально-этический кодекс народа. Автор придерживается мнения К.А.Макарова, который под народным искусством понимает такое искусство, которое основывается на выработанной веками традиции и четкой системе художественных средств - канона прекрасного, традиции, которая передается из поколения в поколение. Современное самодеятельное творчество в представлении автора связано с традицией и национальными особенностями постольку, поскольку еще традиция пронизывает современную жизнь. Автору больше всего близка теоретическая позиция, выраженная в работах М.А.Некрасовой. Она обосновывает народно-прикладное искусство как тип художественного творчества, не исключает в народном искусстве черт утилитарности и принадлежности его "к материальной культуре", но, следуя методологии К,Маркса, подходит к нему с другой стороны, К.Маркс, рассматривая "предметное бытие промышленности", указывал, что оно является "раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией, которую до сих пор рассматривали не в связи с сущностью человека, а всегда лишь под углом зрения какого-нибудь внешнего отношения полезности".

Опираясь на этот известный тезис, М.А.Некрасова рассматривает народное искусство как самостоятельную духовную целостность. "Народное искусство - это творчество, определяемое исторической памятью. Как родовая память, воплощенная в живых образах, оно связывает настоящее с культурным прошлым народа. Постоянно воспроизводит ценностное отношение к жизни, народный образ мира".

Из литовских авторов этих позиций придерживается Ю.Кудир-ка, который считает, что "народное прикладное искусство есть средство художественного выражения и понимания красоты определенной этнической общности людей, основанное на традициях, местном материале и ручном труде. Это выражается в единстве формы и декора изделий практического назначения, в них объединен опыт многих поколений и индивидуальные поиски мастеров своего времени. В народном прикладном искусстве отражается национальное представление о красоте и определенном смысле

Предпосылки культурно-просветительной деятельности по сохранению традиций народного прикладного искусства в Литве

Анализируя предпосылки культурно-просветительной деятельности по сохранению традиций народного искусства в Литве, автор опирается на известное положение Г.В.Плеханова, что особенности художественного творчества той или иной эпохи находятся в самой тесной связи с общественной жизнью и что искусство каждого народа можно понять только через его историю. История показывает, что не все общественные формации благоприятны для развития народного искусства, создаваемого народными массами. Народное искусство, при всей его кажущейся стихийности, тоже обусловлено общими тенденциями развития общества. Анализируя историю Литвы, выясняем, что исторические условия в XIX и в начале XX в. не были благоприятны для развития народного искусства.

Начало века - это эпоха больших исторических перемен. Победа Великой Октябрьской Социалистической революции в России повлияла и на политические события Литвы. Под влиянием событий этого времени в 1918 г. была провозглашена Советская власть в Литве, но она просуществовала только 9 месяцев и была подавлена общими усилиями литовской, польской и германской буржуазии.

Испытав силу пролетариата, буржуазия пообещала народу как экономическое, так и духовное равенство. Но народ, видя "обещанное" на деле, открыто выражал свой протест, и вследствие этого, 17 ноября 1926 года буржуазные власти свершили политический переворот, после чего буржуазная демократия стала открыто фашистской буржуазной диктатурой.

Коммунистическая партия Литвы в своей нелегальной печати, в обращениях к народу объясняла, что культурный прогресс невозможен без борьбы за экономические, политические права. А борьба за культуру народа - часть экономической и политической борьбы.

Капиталистам было удобнее управлять безграмотным и мало культурным народом. Может поэтому литовская буржуазия хотела обойтись без университета, музеев, консерватории, театров и художественных школ.

До революции для значительной массы трудящихся культурные ценности были не только недоступны, но и не были необходимы в силу неразвитости культурных потребностей. Правящие классы не были заинтересованы в духовном развитии трудящихся и стремились, с одной стороны, по возможности препятствовать развитию потребностей, а с другой - лишить условий удовлетворения потребностей в соответствии с их объективным смыслом, направить потребности в иное русло, выгодное для господ.

Методологически важно для понимания исторической, классовой обусловленности содержания и способов удовлетворения духовных потребностей личности положение основоположников марксизма о том, что в классовых антагонистических обществах духовное развитие одного класса достигается за счет экономического и духовного ограбления другого класса. Искусство в буржуазной Литве, как и вся культура в целом, было неоднородным. Буржуазия провозглашала абсолютную "свободу" искусства, но это утверждение было лицемерным. "В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть свободы реальной и действительной... Свобода буржуазного писателя, художника, артиста есть лишь замаскированная ( или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от под-купа, от содержания".

В 20-е годы в изобразительное искусство Литвы вторгались натурализм и мещанство, часто называемые "салонным стилем". В 30-е годы начались поиски новых форм выражения, которые про-явились в авангардных течениях.

Судьбы народного искусства буржуазное правительство волновали очень мало. Вместе с тем интерес к литовскому фольклору, народному прикладному искусству, мифологии проявлялся у ученых и путешественников разных стран уже с XI века. Особенно этот интерес усилился в первые десятилетия XIX века, когда началось формирование капиталистических отношений. В Варглаве в 1800 г. в созданном Обществе "Друзей нации" была даже образована комиссия для исследования литовской народной культуры. Во время национального угнетения литовской культурой интересовались и прогрессивная общественность России. Ще в 1812 г. была издана в России инструкция для собирателей фольклора - как записывать народное творчество. Большую работу в этом проделало Русское географическое общество, Краковская Академия наук. Немецкий музей народного костюма и ремесел имел большое собрание литовских народных костюмов и тканей.

Благодаря деятельности Коммунистической партии Литвы, находившейся после переворота (1926 г.) в подполье, часть литовской интеллигенции поддерживала борьбу пролетариата за демократию и социальный прогресс, но господствующее положение все-таки занимала реакционная интеллигенция, представляющая интересы и цели национальной буржуазии.

Буржуазные настроения в культуре были ведущими, но элементы прогрессивной литовской культуры развивались. В.И.Ленин подчеркивал, что в каждой национальной культуре антагонистического общества, наряду с господствующей культурой эксплуататорского класса есть хотя бы неразвитые элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящиеся и эксплуататорские классы.

"Общество народного искусства Литовской ССР" как специфический институт культурно-просветительной работы

Решение задач данного исследования потребовало анализа институциональных форм, обеспечивающих сохранение, распространение и пропаганду народно-прикладного искусства и путей совершенствования их педагогической деятельности.

Многие социальные институты возникают при наличии долговременных потребностей общества, которые они призваны удовлетворить,

В 1966 г. было создано Общество народного искусства Литовской ССР, Другие социальные институты, осуществляющие культурно-просветительную деятельность, с целью развития народного искусства до возникновения Общества ( Дом народного творчества, Дом художествеїшои самодеятельности, кружки, студии и т.д.), как уже говорилось в предыдущем параграфе, имели свои специфические планы по отношению к народному искусству, не решали противоречий, возникающих в эпоху научно-технической революции. Вопрос координации в области народно-прикладного искусства существовал только в теоретическом плане и являлся глубоко проблематичным.

Общество народного искусства Литовской ССР должно было стать той творческой организацией, которая координировала развитие народно-прикладного искусства и способствовала педагогическому процессу воспитания народа посредством народно-прикладного искусства.

Общество народного искусства, являясь единственной организацией такого рода в СССР, уже имеет признание и в союзном масштабе, о чем свидетельствует высказывание члена-корреспондента Академии художеств СССР тов.К,Рождественского. В своей статье "Под покровительством закона" он пишет: "... современное народное искусство развивается в разнообразных формах,восходящих к историческому опыту и традициям каждой республики. В Литве, например, создано Общество народного искусства -добровольная организация, объединяющая всех народных мастеров республики. Задачей Общества является, как сказано в уставе, "лелеяние литовского народного искусства, сберегание его традиций, руководство народными мастерами. Общество сделало многое: объединило мастеров, организует производство, выставки, магазины, снабжение материалами. Можно сказать, что в Литве о работа с народными мастерами поставлена образцово", В настоящее время Общество объединяет 2260 народных мастеров. Но как показал экспериментальный опрос, проведенный автором с руководителями кружков, а также с работниками самого Общества, 90$ из них ориентированы прежде всего на повышение уровня профессионального мастерства. Только 10$ опрошенных ставили педагогические задачи на один уровень с профессионализацией и даже выше. Вместе с тем в беседах с вышеназванными экспертами отмечались пункты внешних педагогических функций, связанных с воспитанием, созданием благоприятной среды в коллективах, взаимосвязи с обществом и др. Можно сделать вывод о том, что большинство людей, связанных с работой в Обществе воспринимают эти задачи как само собой разумеющиеся, не требующие особых усилий, или же о том, что они являются скорее декларируемыми, чем реально "работающими" , И в том, и в другом случае возможность этих моментов осознана слабо. Это свидетельствует о недостаточной ориентации руководителей студий, кружков и Общества на обязательность использования специфических, воспитательных возможностей народно-декоративного искусства. Вот почему и в уставе Общества, и в словах К.Рождественского совсем не упоминаются слова "воспитательные возможности народно-декоративного искусства". Главной причиной этого является, по мнению автора, недооценка или даже незнание возможностей культурно-просветительной деятельности, неумение пользоваться достижениями культурно-просветительной работы. Народное искусство, имеющее национальные исторические корни имеет педагогическое воздействие на личность, но это воздействие гораздо труднее измерить, чем результат, к тому же оно не обязательно эффективное. Такая тенденция является одной из причин спада педагогических возможностей народного декоративного искусства. Анализ деятельности Общества в целом показывает, что Об 62 щество ведет культурно-просветительную работу, однако, неосознанно, потому и не столь эффективно. Общество народного искусства Литовской ССР в своей деятельности пользуется традиционными формами культурно-просветительной работы, к которым можно отнести: 1, Лекции. В теоретическом плане они помогают и народным мастерам, и широкой общественности анализировать и решать про блемы развития и пропаганды народно-прикладного искусства. Во время лекций человек получает определенную систему знаний о жанрах, генезисе, истории народного искусства. 2. Выставки - одна из самых эффективных и доступных форм. Выставки народного искусства представляют самостоятельное культурное явление, имеющее свой собственный объект, свое на значение; они демонстрируют разнообразие традиционного и сов ременного народного искусства.

Расширение сферы педагогического влияния через объединения любителей народного прикладного искусства

Красочные афиши, персональные приглашения участникам предварительного анкетирования и по-видимому , большой интерес трудящихся к своему народно-прикладному искусству, привлекло в зал большое число зрителей, которые весьма заинтересованно знакомились с изделиями и технологией деятельности умельцев, задавали вопросы, высказывали суждения.

По окончании деловой части диссертант предложил участвующим основать объединение "Клуб любителей народного искусства" и остаться в зале желающим принять участие в работе клубе. Осталось 220 человек (в том числе все 12 умельцев). В дальнейшем число членов клуба сократилось до 60 постоянных, активных участников, и в таком составе объединение функционирует по сей день. Следующий этап эксперимента предполагал выявление мотивов прихода участников с целью выработки общих целевых установок и определения принципиального содержания деятельности. Прежде всего были выявлены группы участников по навыкам, умениям самостоятельной деятельности в данной сфере. 1-ую группу составили народные мастера, обладающие высоким мастерством и огромным опытом работы, 2-ую - любители, которые в определенной степени владеют определенным искусством, 3-я группа - никогда не занимавшиеся какой-либо творческой деятельностью в этой сфере. Однако изучение мотивов прихода дало значительное отклонение от этих групп и показало, что характер мотивации определялся не только уровнем умений, навыков, но и другими причинами. 1-ую группу (37,6$) составили мотивы приобретения умений в области народно-прикладного искусства в форме развлекательных мероприятий, отдыха с возможностью неформального общения. Эта группа настроена, вполне очевидно, на потребление культурных ценностей, познавательную, в какой-то степени художественно-исследовательскую деятельность.

П-ую группу (13,4$) составили мотивы, ориентирующие на достижение предметного результата. В ряде случаев - стремление поступить в Общество народного искусства Литовской ССР. Здесь - направленность на приобретение профессиональных навыков, общение с народными мастерами с целью обучения.

Наиболее значительной оказалась групп Ш (42,1$). В нее вошли участники, не занимавшиеся ранее народно-прикладным творчеством, но чувствовавшие в себе потенциальные возможности. В этой группе в подавляющем большинстве случаев отмечена двойственность мотивов: и на собственную деятельность -обучение, самостоятельную работу, получение консультаций, и на познание истории и теории вопроса, изучение различных направлений народного искусства.

Самая малочисленная группа ІУ (8,9$) - участники, которые уже много лет занимаются прикладньм творчеством (сюда входят и народные мастера) и стараются свои навыки, знания и технологию передать другим, оставить после себя смену. Здесь большая тяга к общению, созданию союза единомышленников, пропаганда народно-прикладного искусства.

Заметим, что чаще всего опрашиваемые называли ряд мотивов, среди которых встречаются и специфические для этой деятельности: сопротивление стандарту, поиск самобытности, возможность обучения детей, тяга к сохранению национальных традиций и др.

Анализ первичной мотивации подтвердил наше предположение о целесообразности в содержании деятельности объединения учесть как направленность на активную самостоятельную работу, так и на художественно-исследовательскую деятельность, т.е. создать объединение синтетического плана.

В существующей литературе авторы, классифицируя клубные объединения по виду деятельности, рассматривают два варианта. Первый из них - это объединения, в которых существует художественно-творческий процесс. В качестве примера можно привести клубы любителей песни, основное содержание деятельности которых - создание любительских произведений,исполнение их. Второй вариант - объединения художественно-исследовательской направленности (художественно-критической). Например, содержанием клуба любителей музыки является обсуждение музыкальных произведений, их критический разбор, встречи с авторами, различные формы познавательной деятельности.

В нашем эксперименте сформированное объединение синтезировало оба этих варианта и это предопределило специфику организации всей его деятельности.

Прежде всего, характер мотивации участников показывает, что следует учесть существенные различия данного объединения и объединений одной направленности. В частности, М.И.Баскин, исследуя деятельность молодежного клуба, писал, что одной из первых стадий развития интереса, фиксируемой в мотивах прихода в клуб, можно выделить пассивный, узкий интерес, ориентированный на развлекательную, зрелищную деятельность человека. А с дальнейшим ростом, углублением и активизацией интересов, на их новой высшей стадии возникает тяга к самообразованию, активной общественной деятельности на базе данного интереса.

Специфика экспериментального объединения "Радуга" состоит в наличии не только группы участников, ориентированных на пассивное потребление народной культуры, но и участников, нацеленных на активное, творческое осмысление народного искусства, на самостоятельную деятельность по созданию произведений народно-прикладного искусства. Это потребовало поиска вида деятельности, который на первом этапе развития объединения мог бы соединить разнородные интересы и удовлетворить всех членов клуба.

Похожие диссертации на Культурно-просветительная деятельность как средство реализации педагогических возможностей народно-прикладного искусства