Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре Дупенко Анатолий Никитич

Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре
<
Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Дупенко Анатолий Никитич. Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1999 160 c. РГБ ОД, 61:00-13/465-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Ритуальность как социальный и социально-педагогический феномен 15

1. Сущность и основные функции ритуала 15

2. Ритуальное поведение и ритуальное общение 40

3. Генезис ритуальных действий 71

Глава II. Пути и средства реализации социокультурных и социологических функций ритуалов в современных празднично-обрядовых программах 88

1. Ритуальность и современность. Социологический аспект 88

2. Ритуальное поведение в фольклорном театре 101

Заключение 128

Библиография 141

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Использование ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре и технологии, применяемые в этом процессе, обладают высокой степенью значимости. Духовное обновление общества, совершаемое на наших глазах, требует особого внимания к этому явлению. Отправление праздников и обрядов, связанных с ценностями и традиционными основами культуры, свидетельствуют о соблюдении особых норм, правил поведения, нормативного выражения эмоций. В таких ситуациях технологическая основа ритуалов становится связующей все поколения и всех участников оригинальной композицией, позволяющей присутствующим лучше понять друг друга, включится в общий процесс торжества и более качественно провести его. В силу этого использование ритуалов выступает как сложный многогранный и многофункциональный процесс, смысл которого заключается в изучении, постижении и применении условных действий и актов, знаков и символов в процессе целостного развития и воспитания личности. Решая задачи ввода эмоционально-психологического состояния личности в определенные социальные рамки, давая разрядку психологическому напряжению, благотворно влияя на сферу жизнедеятельности технологии использования ритуалов организуют две основные позиции на которых концентрируется внимание исследования - ритуальное поведения и ритуальное общение.

Вместе с тем, знание технологического процесса использования ритуалов сохраняется сейчас лишь в незначительной части населения, в большинстве случаев - менеджеров и аниматоров, занятых организацией указанных праздников и обрядов, что приводит не только к выключению значительной части населения из их поля деятельности, к распаду единого терминологического словаря представителей определенной посе

ленческой общности, но и к сужению параметров национальной культу і» ры. Противоречия, сложившиеся между ценностными позициями образцов национальной культуры и наличной социокультурной ситуацией, чрезвычайно актуализируют представленную в качестве диссертационного исследования проблему.

Степень научной разработанности проблемы.

Анализ литературных источников по исследуемой теме показал, что интерес к ритуализации в последние годы был довольно устойчив, к нему обращались ученые гуманитарии: философы, социологи, этнографы, психологи и педагоги, которые в центр своего внимания ставили проблемы ритуала и ритуальности. Конструктивный вклад в научный анализ философского аспекта проблемы внесли работы М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Д.С. Лихачева, А.И. Арнольдова, М.С. Когана, А.И. Ма-заева, Н.С. Мансурова, А.Ф. Некрыловой, В.А. Разумного, И.В. Суханова, Л.А. Тульцевой, И.В. Чичерова.

В данной работе соискатель опирался на труды, касающиеся происхождения, развития, функциональной направленности, форм выражения и других вопросов народной обрядности таких историков и этнографов, как А.Н. Афанасьева, А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, А.В. Руднева, И.П. Сахарова, И.М. Снегирева, Д.М. Угриновича, Т.А. Кудриной.

В исследовании широко использовался этнографический материал о календарных и семейных обрядах Тамбовщины, представленный в работах И.И. Дубасова, Ю.М. Соколова, а также использовались труды ученых ТГУ А.М. Кальницкой, Л.Ю. Евтихиевой, В.В. Жилкина.

Социологическая сторона проблемы освещалась в работах Т. Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, Б.Г. Мосалева, З.А. Петровой, О.В. Ромах, В.А. Ядова.

В педагогической науке к данной проблеме обращались Ю.П. Азаров, Т.И. Бакланова, Т.А. Берштам, СТ. Заградская, А.Л. Карамышев, Л.И. Шалунова. Проблемам формирования культуры межличностных отношений посвящены работы Ю.А. Стрельцова.

Фольклорные и игровые традиции в театрализованных обрядах и праздниках нашли свое отражение в работах В.И. Брудного, В.В. Вересаева, В.Н. Гагина, Д.М. Генкина, А.Д. Жаркова, А.А. Коновича, А.С. Каргина, Ю.Н. Кротовой, В.Е. Триодина, А.И. Чечетина, а также в диссертациях И.Ю. Беронтайте, Н.Т. Улгургашевой, Г.П. Черного, которые посвятили свои исследования методическому, методологическому и педагогическому аспекту организации и проведения обрядов и праздников.

Объектом исследования является процесс использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре.

Предметом - процесс организационно-педагогического воздействия

г»ыт\/я ттон

Цель исследования - выявить организационно-педагогические основы использования ритуалов в празднично-обрядовых формах культуры.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих исследовательских задач: -- - - .._-____„. --..-..- !_._—:

- определить социально-исторические условия развития ритуалов в народной культуре южных регионов России;

- раскрыть методы организационно-педагогического воздействия ритуалов на празднично-обрядовые формы культуры;

- произвести классификацию уровней ритуального поведения и ритуального общения;

- разработать методику использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре.

Гипотеза исследования исходит из того, что в современной системе праздников и обрядов возможно использование ритуальных структур, которые:

• усилят развивающие и рекреативные воздействия празднично-обрядовых программ;

• сделают оптимальной педагогическую направленность сценарного материала;

• способствуют совершенствованию композиционной целостности праздников и обрядов;

• содействуют усилению организационной деятельности современных менеджеров и аниматоров празднично-обрядовой культуры;

• стимулируют развитие этнокультурного сознания участников творческих постановочных коллективов;

• активизируют рост научных исследований в освоении потенциала народной культуры региона.

Базы исследования: клубные учреждения гг. Тамбова, Моршанска, Котовска, Уварова, сельские Дома культуры Тамбовской, Воронежской и Липецкой обл., фольклорные коллективы "Иван-да-Марья" ТГУ, "Сельчаночка" ОНМЦ.

Методологическую основу исследования составили идеи гуманизации и демократизации общества, идеи, которые указывают на роль культуры в жизни народа и роль личности в развитии и становлении культуры (М.М. Бахтин, НА. Бердяев, Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев). Каждое поколение использует и преобразует в соответствии с новыми

условиями результаты предшествующей деятельности. Деятельность является единственно возможным условием приобщения индивида к куль-4 туре и его пребывание в ней. (М.М. Громыко, И.В. Суханов, Р.А. Руднев, Д.М. Угринович).

Методы исследования базировались на системе взаимосвязанных и взаимодополняющих приемов социологического и социально-психологического, педагогического анализа и включали:

• теоретический анализ литературных источников, документальных, методических разработок и сценариев;

• анализ эмпирических данных, полученных в более 40 культурно-просветительных учреждениях с использованием материалов различных совещаний, конференций и семинаров, а также различные модификации включенного и опосредованного программированного наблюдения;

• опрос, тестирование и анкетирование респондентов;

• опытно-экспериментальную работу по постановке обрядов, досу-говых программ и праздников.

Организация исследования. Соискатель проводил исследовательскую работу в 4 этапа.

На первом этапе (1980-1985 годы) собирался, накапливался и систематизировался опыт работы учреждений культуры по подготовке массовых мероприятий, праздников и театрализованных обрядов в городах Тамбове, Воронеже, Моршанске, Котовске, а также в РДК, СДК Тамбовской области. На этом этапе осуществлялась разработка программы, инструментария и методики исследования, одновременно изучались социально-исторические условия, определяющие особенности развития народной культуры Тамбовского края.

На втором этапе (1985-1990 годы) проводился теоретический анализ специальной литературы по исследуемой теме, отбирался соответствующий материал периодической печати. В результате была сформулирована методологическая и социально-историческая часть диссертации и ее процедурный раздел.

На третьем этапе (1991-1993 годы) было проведено комплексное социологическое исследование по выявлению особенностей бытования ритуалов и досуговых предпочтений на Тамбовщине. Методом опроса по случайной квотовой выборке обследовано 153 человека, жителей города Тамбова и области. Респондентам предлагался опросный лист из 18 вопросов, касающихся ритуалов, традиций, обычаев, и занятий по интересам в свободное время. На этом этапе была проведена корректировка темы диссертации с ориентированием ее на культурно-досуговую деятельность.

Четвертый этап работы ( 1993-1996 годы) носил формирующий характер. На этом этапе осуществлялись постановки опытно-экспериментальных программ: "Свадьба будет" по Е.С. Барыбину и фольклорного спектакля "Тамбовская свадьба". Оценка опытных мероприятий была получена при помощи бесед с участниками и зрителями представлений. Полученный и накопленный ранее материал подвергся структурированию, систематизированию и редактированию в настоящее диссертационное сочинение.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

• определено влияние социально-исторических условий развития ритуала на современную празднично-обрядовую культуру Тамбовского края;

этническое своеобразие Тамбовщины сохраняемое в ритуалах, языке, костюмах, прикладном творчестве является богатым источником социокультурных, педагогических, творческих и рекреативно-развивающих качеств при организации широкого спектра праздников и обрядов;

выразительность и разнообразие ритуальных действий, богатство пластических образов, стиль языка дают большие возможности проявить важнейшие организационно-педагогические качества ритуалов: коллективности, импровизационное™, ориентации на содержательный и композиционный компоненты;

• впервые раскрыта сущность, структура и особенности ритуалов как этокультурных архетипов, феноменов социокультурной и со- циопедагогической деятельности, формирующих константные модели духовной жизни общества;

ритуалы в исследовании анализируются как поведенческие акты двух типов: реально-практические и идеально-условные; ритуалы рассматриваются в широком и узком смысле, в широком - это уклад жизни и быта того или иного сообщества, в узком - это комплекс кодированных поступков и знаковых психо-физических действий субъектов;

• проведена классификация главных составляющих воспитательного потенциала ритуальности: ритуального поведения и ритуального общения;

ритуальное поведение в зависимости от насыщенности поступками автонимического характера классифицируется по трем уровням:

1) автонимическое поведение;

2) знаковое поведение;

3) церемониальное поведение;

• ритуальное общение анализируется как особый процесс обмена информацией, ключевыми моментами в этом процессе являются факторы благотворного самоформирования и саморазвитие личности; в зависимости от ведущей функции выделяются три вида общения: информационное общение, аффективное общение, регулятивное общение;

• разработана методика использование ритуальности в системе современного празднично-обрядового творчества; на основе проведенного эмпирического исследования выработан компле- правил, которые базируются на обеспечении единства этического и эстетического, синтеза реальных, художественных и символических элементов действий, всесторонней реализации принципа интерактивности, на умелом регулировании совместного эмоционального реагирования на происходящее; аниматоры празднично-обрядового творчества используют ритуальность в смысло-содержательной, композиционно-монтажной и воспитательной работах, при этом они должны руководствоваться следующими положениями: все участники будущих программ должны быть ознакомлены с смыслом ритуальных действий и их последовательностью; количество ритуальных действий и их место в композиционной структуре будущей программы ограничено (начало, центральные эпизоды, кульминация, финал); ритуальные действия требуют от их исполнителей навыков актерского мастерства (сценического внимания, мышечной свободы, фантазии и

т.д.); важное место вводимых элементах ритуальности играют детали-посредники (в том числе и вербальные), символические предметы, знаки, художественное решение костюма, места проведения, музыкальное оформление.

Практическая значимость исследования заключается в применении методических рекомендаций, предложений и выводов по совершенствованию подготовки праздников и обрядов, театрализованных форм досуговой деятельности в южных регионах России (гг. Тамбов, Воронеж, Кирсанов, Мичуринск).

Внедрение в практику культурно-досуговых центров г. Тамбова и области педагогических технологий использования ритуалов, которые способствуют повышению эффективности нравственно-эстетического и эмоционального воздействия разрабатываемых и проводимых спортивных праздников, фестивалей народного творчества, праздников городов, театрализованных обрядов народных гуляний и т.д.

Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть применены в системе повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы и социальных педагогов, а также в высших и средних учебных заведениях культуры и искусства в процессе преподавания курсов: "Основы сценарного мастерства" и "Методика подготовки культурно-досуговых программ".

Достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, организацией и личным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация и внедрение результатов исследования. Положения, практические выводы и рекомендации, отражающие особенности применения ритуалов в досуговой деятельности, были опубликованы соис

кателем в статьях и методических разработках. Материалы исследования были представлены на научно-практических конференциях:

"Актуальные проблемы организации досуга населения на современном этапе", Тамбов, 1988 г.; = "Проблемы совершенствования профессиональной подготовки кадров и их закрепление в условиях перестройки культурно-просветительной работы", Тамбов, 1990 г.; "Культурная жизнь Тамбовского края", Тамбов, 1995 г.; = "Державинские чтения". Тамбов, 1995, 1996, 1998 гг.; "Совершенствование профессиональной и гуманитарной подготовки режиссеров любительских театров" Тамбов, 1995 г. Результаты исследования нашли свое применение в многолетней практической работе соискателя по подготовке специалистов социокультурной деятельности высшего и среднего уровня.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту;

1. Оптимальное организационно-педагогическое использование ритуала в системе празднично-обрядовой культуры возможно при освоении и сохранении этнокультурных традиций и духовных ценностей той или иной поселенческой общности (региона).

2. Технологии использования ритуала включают наряду с принятыми в практике половозрастными, национальными, профессиональными, образовательными и характерологическими качествами аудитории следующие факторы:

- реальные досуговые предпочтения и духовно-познавательные интересы объекта воздействия;

- взаимосвязь традиционной культуры региона с творческой жизнью постановочных, фольклорных коллективов;

- использование результатов научно-исследовательской работы в области этнографии, лингвистики, прикладной культурологии и краеведения в творческом процессе создания сценариев праздников и обрядов;

3. Ритуальное поведение и ритуальное общение составляют основу празднично-обрядовых действий. Они вводят эмоциональное состояние личности в определенные социально-культурные рамки, дают разрядку психологическому напряжению, влияют благотворно на сферу жизнедеятельности (встреча хлебом-солью, земное поклонение, присвоение почетных званий и т.д.). Ритуальное поведение и ритуальное общение подразделяются по уровням и функциям.

4. Методика подготовки и проведения мероприятий празднично-обрядового комплекса использует организационно-педагогическое воздействие ритуала в смысло-содержательном композиционно-сюжетном и воспитательном аспектах. Устроители и участники таких программ знакомятся с ритуальными действиями, изучают их последовательность, готовят реквизит, костюмы, художественное оформление, осваивают тем-по-ритмический рисунок и т. д.

5. В социально-педагогическом плане основой воспитательного воздействия в обрядово-церемониальных ситуациях является возбуждение, формирование и трансляция определенных социальных чувств и социальных настроений. Основная функция аниматора заключается в обеспечении адекватно-происходящему совместного эмоционального реагирования, что достигается через социально-педагогическую регуляцию механизмов сопереживания, подражания и заражения.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации:

Введение.

Глава I. Ритуальность как социальный и социально-педагогический феномен. § 1. Сущность и основные функции ритуала. § 2. Ритуальное поведение и ритуальное общение. § 3. Генезис ритуальных действий. Глава II. Пути и средства реализации социокультурных и

социологических функций ритуалов в современных празднично-обрядовых программах. § 1. Ритуальность и современность.

Социологический аспект. § 2. Ритуальное поведение в фольклорном театре. Заключение. Библиография. Приложение.

Сущность и основные функции ритуала

Будущее общества можно рассматривать только в контексте поступательного движения мировой цивилизации, с ее приоритетами в отношении общечеловеческих ценностей. В таком обществе культура является активной преобразующей силой, органично связанной со всеми главными атрибутами жизни. С этой точки зрения культура должна рассматриваться не как отдельный, обособленный "сектор" общества, а как все общество, оцениваемое с точки зрения качества его жизнедеятельности, как совокупность составляющих понятий эффективности, процветающего социума. Культура - особая характеристика всех сторон общественной жизни и всех видов человеческой деятельности. С.А. Франк подчеркивал, что культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человеком и составляющих его духовно-общественное бытие. 1 Исходя из такого понимания значения культуры в жизни современного общества, ЮНЕСКО в январе 1988 г. объявило всемирное десятилетие развития культуры (1988-1997 гг.). В программе действий, принятой на десятилетнее развитие, в частности, говорится, что "... культура является фундаментальной частью жизни каждого человека и каждого сообщества, а развитие, главной целью которого является человек, должно иметь культурное измерение". 2

Являясь частью социального бытия, культура имеет свои собственные законы, свое лицо. Культурная и социальная сферы тесно взаимодействуют, взаимопроникают и взаимно обогащают друг друга. В результате создается единая социокультурная сфера, которую можно рассматривать как область творческой и социальной деятельности человека и которая является ведущей силой развития общества.

В широком смысле социокультурная сфера охватывает вею проблематику общественной жизни под своим специфическим углом зрения: труд, быт, политика, медицина, образование, искусство и т.д. В узком смысле социокультурная сфера - относительно самостоятельная система, локализующаяся в духовной жизни общества.

Она требует особого, внимательного отношения. Аккумулируя В себе опыт всех предшествующих поколений и мудрость народной практики, социокультурная сфера является своеобразной защитной силой социума. Ее можно рассматривать как самую стабильную по всем функциям сферу общества и одновременно как самую ранимую и восприимчивую к любому вмешательству. Многие ученые считают, что культура - вещь чрезвычайно деликатная, и вмешательство в нее почти всегда приводит к диаметрально противоположному результату. Стремясь делать одно, получишь другое. 1/.

Социокультурная сфера, благодаря своей общности и как бы "ничейности", может быть одновременно сильной и вместе с тем совершенно беззащитной. Она - стержень развития общества и весьма стабильна в историческом процессе. В своем движении она опирается на накопленный социальный опыт, на преемственность поколений, которая вытекает из здравого смысла, признанных идеалов, ценностей и традиций народа.

Она, как правило, отражает качественную сторону данных общественных отношений, степень освоения человеком деятельности в определенной области. В свою очередь, социокультурная сфера имеет свою самостоятельную структуру, которая включает в себя: 1) характеристику определенного вида деятельности; 2) результат деятельности (культурные ценности); 3) субъекта деятельности (самого человека-творца). Для настоящего исследования наиболее близка и значима деятельность, направленная на преобразование сферы сознания. Эта деятельность осуществляется в двух основных видах: 1. Собственно культурная деятельность, т.е. деятельность, связанная с производством, сохранением, распростанением и потреблением духовных ценностей. . 2. Сопутствующая деятельность, т.е. деятельность, способствующая развитию человека, как субъекта культуры. На ранних этапах развития общества основными средствами сохранения, закрепления и распространения культуры у народа были1 привычки, образцы, ритуалы, нормы и традиции. В условиях бесписьменного общения традиционный характер культуры имел для народа жизненнс важное значение. Ритуалы, обряды, праздники выполняли роль механизмов передачи опыта и социализации поколений, обогащения духовности потомков. Они формировали определенный уклад жизни общества, создавали культурную "физиономию" народа. Особое место в этом миропонимании, миросозерцании и мироощущении играет художественное ощущение и художественное преобразование мира. Художественная культура становится самоосознанием самой культуры. Она создает образный, совершенно фантастический мир линий, красок, звуков, мир человеческой мечты и идеала.

Ритуальное поведение и ритуальное общение

В таком поведении находят свое воплощение мысли и чувства всех предшествующих поколений, которые были выработаны в результате многовековой хозяйственной деятельности человека, в общественной жизни и быту. В ритуальном поведении выражается отношение народа к окружающей его действительности, к обществу, к самому себе. Характер поведения и время совершения действий строго регламентированы, как правило, это моменты общественной, семейной и личной жизни, религиозные каноны, время болезней, стихийных бедствий и прочее. Тамбовский краевед И.И.Дубасов описывает ритуальное поведение горожан так: "Открытие главного Тамбовского училища последовало, по инициативе Державина, 22 сентября 1786 года. Утром этого памятного дня все чиновники, дворянство и народ собрались в Казанской церкви. Обедню служил епископ Феодосии. Во время моления производилась пушечная пальба. По окончании молебствия церемония началась в училищном доме. Тогда при выходе преосвященного из залы собрания произошло неожиданное обстоятельство: у самой двери училища публика остановлена была речью, которую произнес козловский однодворец Захарьин. Самый патетический момент речи был тот, когда Захарьин взял у жены своего маленького ребенка и отнес его в училищную залу к портрету государыни. Многие слушатели при этом заплакали и, по старинному русскому обычаю, поторопились выразить свое сочувствие скромному оратору деньгами." 1/. Ритуальные действия, как правило, предписывают их участникам такое поведение, сущность которого будет заключаться в соблюдении внешних форм, в выделении и подчеркивании самих регламентирующих правил. В таких поступках первичный непосредственный смысл и цель отсутствуют или отступают на задний план, а иногда преобразуются и трансформируются. Такое поведение не преследует специальной цели, оно авто-нимично (автонимия - смысл поведения в нем самом). Социологи отмечают, что степень насыщенности наших поступков автонимичностью поведения прямо пропорциональна цивилизованности общества.

Выделим несколько основных уровней ритуального поведения. Первый уровень включает простые человеческие действия, направленные на самые естественные цели, наполненные массой автоними-ческих ситуаций. Примерами такого внецелевого поведения являются поступки в сфере досуговой деятельности: приветствия, знаки внимания, совместная трапеза и так далее. Такие поступки формируют наше поведение в самых естественных ситуациях, но наиболее характерны при совершении тех или иных привычек или обрядов. Причем ритуал не сопровождает обрядовое действие в течение всего времени его функционирования, а выступает только в определенные моменты этого процесса, выражая, углубляя и усиливая общие мысли и чувства участников. На эти качества ритуала стоит обратить особое внимание, ибо в них обнаруживается большой эмоциональный и содержательный потенциал. В XXXV стихе второй главы "Евгения Онегина" А.С.Пушкина мы читаем:

Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины: . У них на маслянице жирной Водились русские блины; Два раза в год они говели; Любили круглые качели, Подблюдны песни, хоровод; В день Троицын, когда народ, Зевая, слушает молебен, Умильно на пучок зари Они роняли слезки три; Им квас как воздух был потребен, И за столом у них гостям

Носили блюда по чинам. 1/. Второй уровень ритуального поведения выступает как детальная регламентация в конкретных ситуациях, реализующая общеизвестные, стереотипные и повторяющиеся отношения (правила этикета, сложившиеся нормы морали и тому подобное). На этом уровне ритуал подробно предписывает, как надо выполнять те или иные действия, указывает, что нужно или что не нужно делать, оставляя в тени цели поступков. Не предъявляя требования к духовным качествам человека, ритуальные действия второго уровня выражают духовные качества всего общества. Можно сказать, что существование и необходимость ритуального поведения вытекает не из психологии личности, а из неких надличностных свойств человека. Л.Н.Толстой так выразительно описывает этикет бала: "Кити была в одном из своих счастливых дней. Платье не теснило нигде, нигде не спускалась кружевная берта, розетки не смялись и не оторвались; розовые туфли на высоких выгнутых каблуках не жали, а веселили ножку. Густые косы белокурых волос держались как свои на маленькой головке. Пуговицы все три застегнулись, не порвались, на высокой перчатке, которая обвила ее руку, не изменив ее формы. Черная бархатка медальона особенно нежно окружила шею. Бархатка была прелесть, и дома, глядя в зеркало на свою шею, Кити чувствовала, что эта бархатка говорила. Во всем другом могло еще быть сомненье, но бархатка была прелесть. Кити улыбнулась и здесь на бале, взглянув на нее в зеркало.

Ритуальность и современность. Социологический аспект

В рамках диссертационного исследования соискателем совместно с научно-методическим центром народного творчества и культпросвет работы Тамбовской области и отделением социологии СК Факультета культурологии ТГУ в течение 1995 года было проведено комплексное социологическое исследование. Методом опроса по случайной квотовой выборке было обследовано 153 человека с целью выявления особенностей бытования ритуалов, традиционных промыслов, а в целом этнохудожественного сознания в регионе. Для достижения этой цели были выдвинуты четыре исследовательских задачи: - исследовать социально-демографические проблемы бытования ритуалов. Обрядов и художественных традиций; - дать характеристику приоритетных направлений возрождения региональной народно-художественной культуры; обосновать демографические и этнические особенности ритуализации культурно-досуговой деятельности; выработать практические рекомендации по применению технологии ритуализации в культурно-досуговых программ. В исследовании принимали участие жители города Тамбова и области (Кирсановский, Моршанский и Инжавинский районы), 88 женщин и 65 мужчин. Из общей массы можно выделить три возрастные категории респондентов: до 25 лет. - 60 человек (39%), 25-40 лет - 42 человека (27,5%) и старше 40 лет - 51 человек (33,5%).

Исследовательской группой была разработана анкета (опросный лист) комплексмного исследования "ритуалы,05ыча и и трад.им.иоииые ремесла края". 1/. Анкета содержала 18 вопросов, которые касалась ритуалов, обрядов, традиций, ремесел и технологии ритуализации, бытующих в культурно-досуговой среде Тамбовщины. Вопросы были сгруппированы в блоки; для выявления следующих аспектов проблемы: 1) установление особенностей ритуального поведения в семейном досуге; 2) определение интересов и духовных предпочтений населения города и села в свободное время; 3) уточнение возрастных социально-психологических и демографических особенностей населения региона.

Первый вопрос был направлен на то, чтобы выявить, знают ли наши респонденты о с%оей родословной. В ходе опроса выяснилось, что 66,6% женщин и 72,5% мужчин хорошо знают ее, собирают биографические данные родственников. Вместе с тем, значительная часть респондентов - 33,3% женщин и 27,4% мужчин не знают своей родословной. Заслуживает внимания тот факт, что из проживающих с рождения в городе положительно ответило на этот вопрос 2/3 опрошенных и лишь 1/3 - отрицательно. Идентичная ситуация наблюдается у людей, проживающих в городе 20 лет и от 5 до 10 лет. Лица, проживающие в городе 10 и более лет, свою родословную знают чуть лучше - 70%, те же, кто в городе не проживают и пяти лет, имеют самый низкий процент: 55% - знают, а 45: - нет. В возрастной группе до 25 лет знают свою родословную 71,9%, в возрастной группе 25-40 лет - 57,5%, а среди лиц старше 40 лет - 69,3%, что вполне оправдано.

Одним из направлений решения проблемы было выяснение вопроса, сколь важным для респондентов является сохранение семейных ритуалов и реликвий. Для этого мы пытались установить, сохранились ли в семейном архиве фотографии бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек и других родственников, кого наши респонденты могли бы включить в свое генеалогическое древо. Выяснилось, что чаще всего женщины сохраняют семейные реликвии. Так, 70,2% женщин ответили на наш вопрос утвердительно. У мужчин дело обстоит несколько хуже: только 59,6% имеют фотографии. Отметим некоторую неожиданную закономерность ответов людей, проживающих в городе в различное время. Так, 64,9% проживающих в городе с рождения положительно ответили на этот вопрос, а те, кто уже живет в городе 20 лет - всего 46,6%. Самый обнадеживающий результат (75%) у лиц, проживающих в городе Юяболее лет. Положительно ответили и 55% тех, кто поселился городе 5-10 лет назад и только 40% тех, кто живет в городе менее 5 лет. Следует отметить, что молодые люди в своем большинстве (73,6%) стремятся сохранить семейные реликвии. _; . , У Гете есть: "Блажен, кто предков с чистым сердцем чтит", а вот люди среднего поколения, то есть 25-40 лет, несколько хуже осведомлены о своей родословной и реже имеют фотографии своих предков (лишь 55%). Возможно,годы, когда менталитет этих людей формировался, были не лучшими для "ностальгических причуд". Закономерным видится то, что представители старшего поколения (61,3%) тщательно хранят семейные традиции.и ритуалы, интересно узнать, каковы же эти семейные реликвии.

Опрос показал, что 42,2% мужчин имеют старинные реликвии, как то: старинные часы, картины, иконы, фамильные драгоценности, ружья и пепельницы. 32% опрашиваемых женщин хранят старинные иконы, серебряную посуду, драгоценности. Из лиц, проживающих в городе с рождения, смогли четко ответить на этот вопрос лишь чуть более трети (34,7%), а вот среди тех, кто живет в городе 20 лет, таких набралось 43,5%. Максимальное количество семейных реликвий хранится у представителей среднего поколения (39,3%), чуть менее (33%) у молодежи и, как ни странно, лишь 8% у пожилых.

Ритуальное поведение в фольклорном театре

В настоящее время во многих творческих коллективах, как самодеятельных, так и профессиональных, появляется тяга к изучению и творческому переосмыслению традиционных обычаев, обрядов, праздников и ритуалов, как общенациональных, так и региональных. В дальнейшем это воплощается в создании, фольклорных спектаклей, хоровых и хореографических композиций, всевозможных программ и проектов, воспроизводящих быт русской деревни, региональные особенности уклада жизни. Зрителям предлагаются целые сцены обрядов и праздников (свадьбы, гадания, колядки, святочные посиделки) и тому подобное. Исполнители самозабвенно копируют старину, часто не осмысливая ее критически, не производя необходимый творческий отбор, не задумываясь об истоках того или иного ритуального поведения. Ритуалы, родившиеся на основе трудовой, семейной и общинной жизни, пройдя многовековой естественный отбор, отражают в народной культуре геоисторическое своеобразие региона.

При организации культурно-досуговых программ необходимо учитывать то, что ритуалы и обряды, бытующие в том или ином регионе, представляют собой крайне подвижную, динамичную социально-культурную структуру. Именно в ритуальных действиях, в каждой социально значимой ситуации, происходит активный взаимообмен индивидуальным и коллективным опытом. Через ритуальные поступки провозглашается изменение социального статуса каждого члена сообщества. Например, комплекс свадебных ритуалов в игровой и торжественной форме свидетельствует об административном и общественном признании новой семьи. Для русского народа это было боль-шое и запоминающееся событие. Неслучайно этот материал интересует многие фольклорные коллективы.

Создание спектакля "Тамбовская свадьба" в фольклорном театре "Иван-да-Марья" в {995 году имеет свою предысторию. Все началось в 1989 году , когда И.П.Чулков создал женский ансамбль народной песни. Затем в ансамбль влились мужские голоса. В 1992 году к вокальному коллективу присоединились хореографическая группа и оркестр. Именно к этому периоду относится постановка представления "Свадьба будет" (музыка Ев.Барыбина, стихи Ю.Погорельского). Картинки деревенского быта для солистов, хора, оркестра и танцевального коллектива не превратились в одно музыкально-классическое действие. Солисты и хор старались воплотить задуманное композитором, оркестр довольно энергично создавал музыкальную канву, но девять эпизодов и вставные танцевальные номера так и не слились в единый спектакль. Творческий поиск продолжался, за эти годы коллектив постоянно обновлял свой репертуар. В сентябре 1993 года в ансамбль пришла этнограф-фольклорист Л.Ю.Евтихиева, которая оказала серьезное влияние на изменение концепции и принципов работы коллектива: если раньше он ориентировался на жанр концерта, ансамблевого пения и ансамблевого танца, то теперь стал осваивать аутентичную манеру, которая логично привела его к тому, что на сцене стали воспроизводиться фрагменты быта, культуры крестьян. Это был первый шаг к созданию фольклорного театра.

Презентация новой программы, а вместе с тем и нового коллектива состоялась в мае 1995 года, когда был поставлен фольклорно- этнографический спектакль по сценарию Л.Ю.Евтихиевой "Тамбовская свадьба". Спектакль создавался на основе краеведческого материала, собранного в ходе этнолингвистических экспедиций преподавателей и студентов ТГУ. Этот факт представляет собой значительную ценность, так как выводит научно-исследовательскую работу крллектива на уровень практики.

В настоящее время в репертуар театра входят три программы: концертная, обрядовая (воспроизведение святочных и масляничных гуляний) и спектакль "Тамбовская свадьба". Коллектив готовит новую программу "Деревенские посиделки", есть предложения значительно расширить репертуар за счет неформального материала (авторекой песни).

Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни русского народа, откликаясь на злобу дня..

Он всегда был неотъемлемой частью праздничных народных гуляний, обрядов и ритуалов. Являясь любимым народным зрелищем, он преследовался официальными властями, а его традиции часто подвергались осмеянию и опошлению.

Сегодня народный театр нужно рассматривать не как музейную форму театрального искусства, чуждую какому бы то ни было изменению, а как перспективное явление театральной жизни, способное развиваться и отражать волнующие современные проблемы. Перспективы ясно осознаются на фоне обострения общего интереса к возрождению истоков национальной культуры. Конкурентоспособность фольклорных форм творчества доказывается их зрелищной природой, их гибкостью, способностью вписываться в изменяющиеся условия жизни.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические основы использования ритуалов в современной празднично-обрядовой культуре