Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития социально-культурной активности участников современных православных общин Бухаринова, Ольга Николаевна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бухаринова, Ольга Николаевна. Педагогические условия развития социально-культурной активности участников современных православных общин : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Бухаринова Ольга Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2012.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1693

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы развития социально-культурной активности участников современной православной общины 18

1.1. Антропологические основы развития социально-культурной активности участников православных общин 18

1.2. Историко-педагогический анализ развития социально-культурной активности участников православных общин 38

1.3. Сравнительный анализ современного опыта развития социально-культурной активности участников православных общин 56

Глава II. Совершенствование процесса развития социально-культурной активности участников современных православных общин 85

2.1. Социодииамика процесса развития социально-культурной активности участников православных общин в российском обществе 85

2.2. Региональные аспекты развития социально-культурной активности участников православных общин 105

2.3. Выявление педагогических условий развития социально-культурной активности участников православной общины 126

Заключение 141

Список литературы 148

Приложение 169

Введение к работе

Актуальность исследования. В российском обществе происходит

стремительное изменение доминирующих ценностей, мотивации и моделей социального взаимодействия, ведущих в итоге к появлению нового типа ментальности, основанного на ценностях потребления и прагматизма.

По мнению Патриарха Кирилла, «состояние отчужденности между людьми является характерной чертой глобализирующегося мира, следствия которой - и демографический кризис в обществе, и угроза экологической катастрофы, когда весь мир начинает восприниматься только в качестве сырьевой базы для личного обогащения». Поэтому большинство наших соотечественников испытывают потребность в духовных ценностях православной культуры, которые предстают одними из оснований жизни россиян, сохранения культурной идентификации и традиций миропонимания. В обществе становится легитимным формирование дуалистического мировоззрения, отражающего процессы познаваемости мира и приятия духовно-нравственной этики религии как культурной ценности.

Но этот процесс еще только в начале своего формирования. Пока в обществе отсутствуют идеалы духовности и нравственности. Возрождение традиционной русской культуры происходит медленно и не отвечает интересам общества. Вновь создаваемые православные общины, действующие при храмах как традиционная форма общежития граждан, живущих на определенной территории и связанных общностью духовных интересов, находятся в стадии апробации. А ведь деятельность православных общин может быть направлена на развитие социально-культурной активности ее участников в контексте единых ценностных оснований взаимодействия светского государства и Русской Православной Церкви.

Позитивный опыт прошедшего десятилетия свидетельствует о выраженной социально-культурной направленности внебогослужебной деятельности современных православных общин, определяющих специфику приобщения россиян к ценностям православной культуры, обогащения духовно-нравственного воспитания в условиях досуга на основе самодеятельной активности и добровольчества участников (Рождественский и Пасхальный фестивали, фестиваль кино «Лучезарный ангел», телевизионный канал «Спас», духовный драматический театр «Глас», воскресные школы, братства и сестричества, клубы исторической реконструкции «Русские Витязи», «Ратоборцы» и др.).

Однако, по свидетельству православных педагогов, атомизация общества и, как следствие, мозаичность культуры постиндустриальной цивилизации проявляется в негативной тенденции к индивидуализму, что противоречит ценностям православной

культуры, которая с древнейших времен развивалась на общинном духе и идеалах соборности. При этом обнаруживаются противоречия между:

потребностью педагогики в расширении знаний о процессах интеграции светских и религиозных аспектов социально-культурного воспитания, развития личности и неразработанностью данных вопросов в теории, методике и организации социально-культурной деятельности;

общественной потребностью в развитии социально-культурной активности участников православных общин и слабым уровнем научно-теоретического осмысления этого процесса в теории, методике и организации социально-культурной деятельности;

необходимостью внедрения форм социально-культурной деятельности во внебогослужебную жизнь православных общин и недостаточным научно-методическим обеспечением этого процесса.

Данные противоречия определили научную проблему исследования, состоящую в острой потребности общества в создании педагогических условий оптимального развития социально-культурной активности участников современных православных общин.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Проблема
взаимосвязи светского и конфессионального воспитания относится к числу тех,
которые уже более десяти лет постоянно находятся в центре внимания отечественных
ученых и обсуждаются на государственном уровне. Так, в 2001 году при Институте
теории образования и педагогики РАО состоялась специальная сессия Научного
Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли, на которой
рассматривалась идея формирования духовности на основе православного
мировоззрения как стабилизирующей силы, определяющей морально-

психологический климат в общественной жизни страны. Проблемы и перспективы
развития духовно-нравственного просвещения в современном обществе ежегодно
становятся темой для обсуждения на Международных Рождественских

образовательных чтениях, проводимых под патронатом Русской Православной Церкви.

В отечественной теории и практике сложные вопросы духовного развития
личности раскрыты в трудах философов (Н.А. Бердяев, В.С. Библер, С.Н. Булгаков,
А.В. Гулыга, М.В. Лодыженский, В.С. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.Флоренский,
П.Д.Юркевич и др.), психологов (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев,
М.И. Андреев, В.В. Зеньковский, В.Л. Леви, О.В. Лишин, А.А. Люблинская,

Б.В. Ничипоров, В.В. Розанов, Л.М. Фридман), педагогов (Н.И. Болдырев,

А.Ю. Гордин, Т.Е. Конникова, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий). В работах этих авторов в той или иной мере ставится вопрос о социальной и культурной

обусловленности развития личности, её социально-культурной активности и готовности к осознанной общественно значимой деятельности. Ярким примером такого подхода являются положения педагогической системы В.В. Зеньковского, утверждающие необходимость обращения к иерархии ценностей в духовно-нравственной структуре личности, выделения главных основополагающих ценностей бытия, личностно значимых для каждого человека, создания духовного идеала (образа, ориентира), целенаправленного внимания и педагогического воздействия на развитие духовно-нравственной сферы личности.

В последнее десятилетие проблема духовно-нравственного становления и
развития личности является предметом изучения в исследованиях психологов и
педагогов (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Т.И. Власова, Л.К. Гребенкина,

Д.М. Гришин, Е.И. Исаев, Н.Д. Никандров, Т.И. Петракова, В.И. Слободчиков,
В.А. Сластенин, В.Ю. Троицкий и другие). Внимание педагогов все более привлекают
вопросы религиозной, в том числе и православной, педагогики. Исследованию
проблемы духовно-нравственного воспитания личности на основе ценностей
православной педагогической культуры посвящены научные работы

А.Д. Солдатенкова, В.А. Беляевой, Е.П. Белозерцева, А.А. Корзинкина, Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова, Л.В. Мудрика и др.

В научных трудах В.А. Сластенина высказана идея о формировании общих
представлений о сути религиозного мировоззрения в профессионально-

педагогической подготовке, обогащающих знания о развитии человеческой цивилизации, о пользе осмысления религиозного воспитания в контексте возрождения социально-культурных традиций в России.

Л.В. Мудрик рассматривает религиозное воспитание как один из видов общественного воспитания наряду с социальным и семейным, а также изучает роль религиозных организаций в социализации личности.

Н.Д. Никандров выступает за легитимность религиозного воспитания как основания развития национальной культуры, поддержания нравственного здоровья нации; в его работах также обозначены основные моменты разграничения религиозного воспитания и религиозного обучения, высказаны мысли о возможности и условиях введения религиозного обучения и воспитания в рамках светской образовательной системы.

Наибольший вклад во взаимодействие церкви и государственных институтов воспитания на современном этапе внес Б.Т.Лихачев. Теме соотнесения русского национального и религиозного воспитания посвящены публикации Е.И. Белозерцева, Л.А. Поповой, Н.Г. Гайчиновой, И.А. Галицкой и др.

В последние годы светские исследователи активно исследуют закономерности
христианского воспитания (И.Н. Андреева, В.Г. Безрогов, С.А. Белорусов,

О.И. Варьяш, В.М. Кларин, В.М. Меньшиков, В.М. Петров, Л.А. Романова), влияние

традиций на современное состояние православного воспитания в России (В.Ж. Косик, Т.В. Склярова и др.). В ряде работ представлены богословско-антропологические и философские основания христианского воспитания (Б.М. Бим-Бад, Т.А. Костюкова, Г.И. Петрова и др.).

Новацией современности является тенденция развития теологических

исследований христианского воспитания — труды Л.В. Алексеевой и М.И. Андреева о дошкольном православном образовании, прот. А. Волгина, Н.Г. Гореловой, В.М. Мальцевой, прот. Г. Каледы, свящ. Б. Ничипорова, прот. Г. Персианова, прот. Б. Пивоварова, Л.В.Суровой о теоретических основаниях и современных особенностях православного образования и воспитания в России.

В исследовании В.Г. Пивоварова впервые проведен системный анализ православной общины, представлен анализ изменений в её жизни в результате взаимодействия с меняющимися социальными условиями, выделены и ранжированы формы приходской коммуникации. Социологический анализ прихода как религиозно-социальной общности проведен в диссертации М.А. Жеребятьева. Исследователем сделана попытка определения соотношения понятий «приход» и «религиозная община», проведен богословский, социологический, исторический анализ динамики приходской жизни.

Самостоятельную группу источников представляют исследования прикладной
культурологии (М.А. Ариарский, М.А. Мень, А.Я. Флиер и др.) и социально-
культурной деятельности, отражающие закономерности привлечения населения к
процессу освоения культурных ценностей (А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, А.П. Марков,
Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова, В.М. Чижиков, Н.В. Шарковская,

Н.Н. Ярошенко), в том числе на основе самодеятельной активности в сфере

культуротворческой деятельности, организации развивающего досуга, любительства,
развития самодеятельных гражданских инициатив (Е.И. Григорьева,

М.И. Долженкова, В.З. Дуликов, И.Н. Ерошенков, Ю.Д. Красильников, Е.М. Клюско, О.Ю. Мацукевич, А.А. Сукало и др.).

Использование прикладных технологий социально-культурной деятельности в реабилитологии, социальной работе, профилактике социальных деструкций, пенитенциарной педагогике и др. подчеркивает универсальность применяемых методов и подтверждает возможность их применения в православной педагогике.

Среди данных работ следует особо выделить исследование Н.В. Шарковской, посвященное раскрытию феномена социально-культурной активности личности. При этом следует отметить, что среди появляющихся работ о разнообразных направлениях православной, в том числе и общинной, воспитательной деятельности, отсутствует комплексный анализ православной общины как коллективного субъекта и особого места формирования социально-культурной активности ее участников. Недостаточная теоретическая разработанность и высокая актуальность проблемы

явились основанием для выбора темы исследования: «Педагогические условия развития социально-культурной активности участников современных православных общин».

Цель исследования состоит в теоретической разработке и научном обосновании педагогических условий развития социально-культурной активности участников православных общин, внедрении научных поисков в практическую деятельность современных православных общин.

Объект исследования – развитие социально-культурной активности у участников современных православных общин.

Предмет исследования – процесс создания педагогических условий развития
социально-культурной активности участников православной общины во

внебогослужебной деятельности.

Задачи исследования:

выявить сущность и специфику социально-культурной активности участников современной православной общины;

обосновать антропологический подход в процессе развития социально-культурной активности участников современных православных общин;

определить историко-педагогический контекст развития социально-культурной деятельности участников православных общин в России;

на основании обобщения современного опыта развития социально-культурной активности участников православных общин в России выделить критерии и показатели эффективности этого процесса;

разработать теоретическую модель создания педагогических условий развития социально-культурной активности участников православной общины, основанную на повышении мотивации к участию в социально-культурной деятельности;

определить и экспериментально апробировать педагогические условия, способствующие развитию социально-культурной активности участников современной православной общины.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие социально-культурной активности участников современной православной общины будет эффективнее, если созданы оптимальные педагогические условия для:

- культурно - досугового общения;

- расширения сферы взаимодействия участников общины и государственных и
общественных структур в организации социально-культурного диалога;

- личностно мотивированного интереса участников к традиционному
территориальному общинному образу жизни;

- создания методической базы для организации социально-культурной
деятельности участников православных общин.

Методологическая основа исследования: философско-антропологический подход в определении сущности человеческого бытия, дуалистический подход, культурно-исторический подход, служащий выявлению типологии хронологически разделенных событий и процессов; системный подход, позволяющий сочетать научность с христианским вероучением о цельности и иерархичности духовной, физической и психической природы человека; положение о генетической связи религии и педагогики, которая в отечественной духовной традиции выражается во взаимодействии и взаимообогащении светской науки и православной педагогики.

Методологическим ориентиром выступает культурологический подход,

обеспечивающий объяснение социально-культурного феномена общинной жизни. Определяющее значение для исследования имеют положения о самодеятельной активности личности в процессе социально-культурной деятельности.

Представленное исследование осуществлено на стыке теологического и социально-гуманитарного знания, однако локализация научных интересов в области внебогослужебной деятельности и предметная направленность диссертации позволяет рассматривать закономерности развития социально-культурной активности участников современной православной общины в педагогическом дискурсе.

Теоретическую основу диссертации составили исследования теории и практики
религиозного образования и воспитания (В.А. Беляева, Л.П. Гладких,

С.Ю. Дивногорцева, Ф.Н. Козырев, В.М. Меньшиков, И.В. Метлик, Н.Д. Никандров,
Т.И. Петракова, И.В. Соловцова, Л.А. Харисова, Е.В. Шестун); работы по

христианской психологии и антропологии (Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк,

М.Я. Дворецкая, Ю.М. Зенько, М.Н. Миронова, Б.В. Ничипоров, Т.А. Флоренская, С.А. Чурсанов, Л.Ф. Шеховцова); работы по социологии религии (В.И. Гараджа, С.Д. Лебедев, И.П. Рязанцев); идеи приобщения личности к культурным ценностям в условиях досуга на основе самодеятельной активности (М.А. Ариарский, А.Д. Жарков, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.).

Методы исследования. Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: методы теоретического анализа философской, культурологической, психологической и педагогической литературы, законодательных актов и церковных уставных документов; системного метода в группировке изложения материала; метода сравнительного анализа; диагностических методов (включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, самооценка, экспертная оценка, ранжирование, обобщение независимых характеристик); кейсовой методики сбора материала, статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

База исследования – православные общины Преображенского храма г. Рязани, Троицкой церкви районного поселка Тума Рязанской области, Покровского храма

села Кочемирово Рязанской области. Исследованием было охвачено 190 участников православной общины, 50 служителей приходов и православных педагогов.

Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в период с 2005 по 2011гг. и включало этапы:

Первый этап (2005-2007гг.) - организационно-подготовительный, в процессе которого осуществлялся теоретический анализ существующей литературы по проблеме исследования; уточнена гипотеза исследования; дана характеристика баз исследования; проведен массовый опрос участников православных общин и т.д.

Второй этап (2007-2009 гг.) – констатирующий, в процессе которого осуществлен анализ реального состояния, проведено анкетирование респондентов по изучению мотивации участников; на основе полученных результатов разработаны педагогические подходы в развитии социально-культурной активности участников православной общины; выявлена система критериев и показателей социально-культурной активности по уровням.

Третий этап (2009-2010 гг.) – формирующий этап опытно-экспериментальной
работы,
в процессе которой проведены контрольные и промежуточные срезы
развития социально-культурной активности участников православной общины;
проанализированы промежуточные и итоговые результаты опытно-

экспериментальной работы.

Четвертый этап (2010-2011гг.) - заключительный, в процессе которого
подведены итоги опытно-экспериментальной работы; уточнены выводы

исследования; подготовлены и внедрены научно-методические рекомендации по развитию социально-культурной активности участников православной общины, результаты исследования оформлены в виде диссертации.

Научная новизна результатов диссертационного исследования определяется тем, что автор открывает новое направление в теории и методике социально-культурной деятельности, связанное с разработкой проблемы развития социально-культурной активности участников православной общины во внебогослужебной деятельности. При этом:

впервые в отечественной педагогике рассмотрена социально-культурная активность участников современных православных общин как способность группы единомышленников осуществлять общественно-значимые преобразования в социуме на основе интериоризации ценностей православной культуры;

выведены закономерности развития социально-культурной активности участников православных общин, посредством которых исследованы взаимные связи между личностью и наиболее значимыми событиями в культурно-досуговой жизни общины, степень разнообразия которых детерминирована ее переменными: социально-культурной инициативностью и социально-культурной исполнительностью;

выделены антропологические основания развития социально-культурной активности участников православных общин,

выделены основные направления современной деятельности православных общин по развитию личностной мотивации участников как основы развития социально-культурной активности;

на основе широкой опытно-экспериментальной работы доказана эффективность целенаправленного воспитательного воздействия, ориентированного на развитие социально-культурной активности участников православных общин.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что:

выделен комплекс педагогических условий, определяющих эффективность развития социально-культурной активности участников православных общин;

определены педагогические принципы этого процесса (принципы соборности, личностной свободы и ответственности в проявлении самодеятельных инициатив в условиях внебогослужебной деятельности православной общины);

рассмотрена система диагностических критериев и показателей, позволяющая осуществлять педагогическую оценку уровней развития социально-культурной активности участников православных общин;

разработана теоретическая модель развития социально-культурной активности участников православных общин, что существенно расширяет обобщенные представления о ее деятельностной основе и позволяет наметить перспективы ее дальнейшего междисциплинарного изучения;

экспериментально апробирована авторская программа развития социально-культурной активности участников православных общин;

доказано, что организационные формы и методы социально-культурной деятельности участников православной общины способствуют личностной мотивированности деятельности, а затем и социально-культурной активности ее участников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что

систематизированный материал о содержательных основах социально-культурной
активности православной общины позволяет: повысить качественный уровень
изучения данного феномена в контексте православной педагогики и социально-
культурной деятельности; привлечь внимание православных педагогов к
необходимости дальнейшего теоретического и экспериментального изучения
процессов развития социально-культурной активности участников православных
общин с целью конкретизации типов связей ее с социумом; применить
технологический комплекс социально-культурной деятельности как один из
компонентов содержательно-методического обеспечения процесса развития

социально-культурной активности личности в условиях общины. Материалы

исследования могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки православных педагогов, специалистов синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, работе государственных служащих в отделах свободы совести, педагогической общественности и некоммерческих организаций благотворительной направленности, в системе повышения квалификации.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались:
исходными теоретико-методологическими позициями, опирающимися на

философские, теологические, культурологические и психолого-педагогические
основы развития социально-культурной активности православных общин;

всесторонним анализом реальной социальной практики и педагогического опыта православной педагогики; репрезентативностью экспериментальной и контрольной выборок, длительностью опытно-экспериментальной работы; собственным опытом автора, являющегося православным педагогом, технологом социально-культурной деятельности.

Апробация результатов исследования осуществлялась личным участием
автора в процессе организации опытно - экспериментальной работы на базах
православных общин Рязанской области. Основные положения и результаты
исследования обсуждались на международных, всероссийских, межвузовских и
вузовских научных конференциях, семинарах; в их числе: Философско-
педагогические и религиозные основания образования в России: история и
современность»: IV Покровские образовательные чтения. – Рязань, РГУ им. С.А.
Есенина, 2006; «Человек в мире культуры: общество и образование»: III

Международный философско-культурологический симпозиум. – Рязань, 2007; «Общество, школа, семья: традиции и современность»: XV Международные Рождественские образовательные чтения. – Москва, 2007; «Человек в мире культуры: вызовы современности»: IV Международный философско-культурологический симпозиум. – Рязань, 2008; «Православное воспитание как основа русской педагогической мысли»: Всероссийский педагогический форум «Глинские чтения». -Сергиев Посад, 2009; «Человек в мире культуры: национальная культура и современность»: V Международный философско-культурологический симпозиум. – Рязань, 2009; «Созидательная миссия культуры: Свобода совести и культура духовности: философско-этические, религиозные и культурологические аспекты»: Международный научно-практический симпозиум-диалог светских ученых и теологов. - Пермь, 2011.

Положения, выносимые на защиту:

1. Социально-культурная активность участников современной православной
общины представляет собой готовность и способность группы единомышленников
осуществлять общественно-значимые преобразования в социуме на основе
интериоризации ценностей православной культуры. Принципами развития

социально-культурной активности являются идеи соборности как коллективного единомыслия, жизнетворчества и согласия, открытости освоения практики духовного опыта во всех сферах жизни, личностной свободы и ответственности в проявлении самодеятельных инициатив в условиях внебогослужебной деятельности православной общины.

2. Процесс развития социально-культурной активности характеризуется глубокой
личностной мотивацией участников православной общины к осуществлению
сознательно ориентированной коллективной деятельности, проявляющейся в
культуротворческих и общественных инициативах в условиях досуга, направленных
на решение социальных, благотворительных, культуроохранных и просветительских
задач. Данный подход позволяет четко различать ролевые характеристики активного
участника и прихожанина, посещающего храм, но не участвующего в деятельности
общины. Уровень проявления социально-культурной активности, её длительность,
устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний
ценностно-смыслового, эмоционального и мотивационного компонентов
внебогослужебной деятельности.

3. Историко-педагогический анализ развития социально-культурной активности
православных общин в современном российском обществе выявил потребность в
оптимизации педагогических подходов в организации культурно-досугового общения
ее участников. К ним относятся: необходимость открытости взаимодействия общины
со светским миром, соборности и единомыслия в определении ценностей
православной культуры, развитие благотворительного, социально-педагогического и
просветительского служения, повседневность практики духовного опыта во всех
сферах жизни, идея пайдейи в непрерывном духовном образовании личности,
личностная свобода и коллективная ответственность членов общины.

4. Педагогическая модель развития социально-культурной активности участников
православной общины нацелена на совершенствование духовно-нравственных,
культуротворческих и социальных установок сознания личности и коллективного «Я»
в процессе оптимизации среды места жительства, в основе которой актуализируются
просоциальные мотивы к побудительному действию в направлениях духовно-
нравственного просвещения, социальной работы и культурно-досуговой
деятельности. Организация взаимодействия участников осуществляется на основе
общности духовных интересов и предполагает применение технологического
комплекса социально-культурной деятельности. Критериями развития социально-
культурной активности участников православных общин определены: потребности
участников общин (культурно-эстетические, социальные, духовные), побудительные
мотивы их участия (психоэмоциональные, морально-нравственные, духовно-
личностные) и направления реализации активности (культурно-досуговое, социально-
благотворительное, духовно-просветительское). В качестве показателей развития

социально-культурной активности участников определены приоритетность

направлений социально-культурной деятельности православных общин, стабильность количества участников общины, динамика развития направлений деятельности, охват населения по возрастным группам.

5. Образ жизни и социальная инфраструктура места жительства существенным
образом влияет на проявление социально-культурной активности участников
православных общин. Возрождение православных общин происходит на принципах
территориально-административного единства и идейно-смысловой общности
интересов, включая формы частной и групповой инициативы. Рост числа участников
городских православных общин мотивирован потребностью культурной
самоидентификации, что обусловливает активный диалог государственных структур
и современных православных общин в области социальной работы,
благотворительности, культурно-досуговой и просветительской деятельности. На
региональном уровне развития социально-культурной активности участников
православных общин выявлена тенденция доминирования религиозной духовности,
которая обусловлена отсутствием либо неразвитостью образовательной и культурно-
досуговой инфраструктуры поселений.

6. Педагогическими условиями развития социально-культурной активности
участников современных православных общин являются: оптимизация культурно-
досугового общения; расширение сферы взаимодействия общины и государственных
структур в процессе консолидации воспитательных усилий; предпочтения личностно
мотивированного участия в создании духовной общности интересов на рефлексивном
уровне, создание методической базы для организации социально-культурной
деятельности участников православных общин и православных педагогов.

Структура диссертационного исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Антропологические основы развития социально-культурной активности участников православных общин

В практике научных исследований основными параметрами антропологического исследовательского подхода является изучение человека как субъекта культуры и представителя определенной общности или этноса. Главным явлением человеческой жизни являются культурные модели, стили поведения и характеристики. В качестве факторов интеграции рассматривается культурная идентичность, а в качестве дифференциации -культурные различия.

Последние годы деятельность православных педагогов вызывает постоянный интерес исследователей как объект научного исследования в педагогике и психологии. Осуществленный нами обзор диссертационных исследований позволяет выделить работы, наиболее приближенные к деятельности православных общин. Это исследования, посвященные изучению православного воспитания как явление русской педагогической культуры, отражающие диалог православных воспитательных традиций и отечественной системы светского образования (В.Г. Александрова, А.С. Ананичев, В.Г. Безрогов, В.А.Беляева, Ю.В.Головина, Г.В.Гусев, A.А. Добросельский, Т.Н. Зверева, Е.А. Карунин, А.Н. Кудряшова, Н.В. Маслов, Е.С.Медведева, В.В. Перевертайло, Т.В.Склярова, B.А. Тукиш, Э.А. Чурсина и др.).

В психологических исследованиях сделан акцент на изучение духовности и развитие духовных способностей личности, психологические принципы духовно-нравственного познания (А.Н. Моргун, К.В. Макарова, Н.В. Марьясова, Е.А. Таран и др.). Среди перечисленных исследований нами особо выделена диссертация А.Р. Сайтбагина на тему: «Социально-педагогические условия развития благотворительной деятельности общественных объединений», рассматривающая православные общины как субъект благотворительности и общественную организацию. По мнению исследователя, «благотворительность претерпела значительные изменения по мере развития российского общества: изменялись цели, задачи, мотивы, субъекты благотворителъности, политика правительства по отношению к ней; расширялись сферы вложения жертвуемых капиталов. В своем историческом развитии благотворительность приобрела различные формы - от милостыни и общественного призрения до организованной системы социальной защиты, сочетающейся с различными видами общественной и частной благотворительности» .

Также заслуживает пристального внимания диссертационное исследование А.О. Сергеева, посвященное изучению социально-педагогической деятельности современных христианских приходов. Автором подчеркивается, что среди появляющихся работ о разнообразных направлениях церковной, в том числе и приходской, воспитательной деятельности трудно встретить их комплексный анализ, анализ прихода как субъекта и места организации воспитательной деятельности .

Раскрывая значение ключевого понятия диссертации, следует отметить, что в справочно-информационной литературе и энциклопедических словарях термин «община» имеет несколько значений. В первом случае под общиной понимается традиционная форма социальной организации. Община, как одна из древнейших форм общежития представляет собой совокупность граждан, живущих в определенной территориальной единице (деревне, селе, колонии местечке, городе) и связанных общностью хозяйственных, политических и духовных интересов3.

Во втором случае, в ряде стран община приобретает значение местных административно-территориальных единиц (коммуна, муниципалитет, муниципальное образование). И, наконец, в третьем значении община предстает как совокупность представителей определенного вероисповедания или группа единоверцев, объединенных для удовлетворения своих религиозных потребностей4. Таким образом, в самом общем значении, община являет собой всякое объединение людей, связанных общими интересами (земляческое, этническое, конфессионалъное и т. д.).

В православной энциклопедии общиной (от "общее", "общность") называется «совокупность верующих одного храма, объединённых любовъю ко Христу и находящихся в евхаристическом общении» . Согласно уставу Русской Православной Церкви, «приходская община образуется по добровольному согласию не менее двадцати верующих граждан и регистрируется гражданскими властями на основании поданного заявления в установленном законом порядке».

Члены общины призваны нести духовные ценности в мир через свою жизнь. Соответственно этому выделяют два уровня религиозной деятельности приходской общины; мистический и рациональный . К мистическому уровню относится богослужебная деятельность (сакральное Богообщение) членов общины через подготовку и участие в церковных таинствах, домашнюю молитву и почитание святынь (благоговение). Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он проявляется в нем.

Рациональный уровень подразумевает собой внебогослужебную деятельность участников православной общины, которая, прежде всего, направлена на служение церковной миссии и, как ее следствие, культурную и социальную деятельность.

Фактически, теория социально-культурной деятельности изучает пути гармонизации взаимодействия человека и социума в пространстве культурных ценностей. Поэтому мы придерживаемся точки зрения Н.Н. Ярошенко, что наиболее продуктивным является определение понятия «социально-культурная деятельность» в контексте педагогической антропологии культуры как научной теории, изучающей процессы становления человека как самостоятельного субъекта культуры и роли в этом процессе всех иных субъектов целенаправленной социально-культурной деятельности (личностей, общностей, учреждений и т.д.). С этих позиций социально-культурная деятельность может быть понята как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обуславливают формирование качественно новых общественных отношений (в динамике духовно-ценностных оппозиций: личность-общество, социальная группа - общество и др.) .

Исходя из вышеизложенного, мы отстаиваем определение, согласно которому социально-культурная деятельность православной общины представляет собой одно из системных направлений православной педагогики, осуществляющих приобщение к мировоззренческим, социальным и культурным ценностям православной культуры, обеспечивающих их превращение в регулятив социального взаимодействия в условиях досугового времени на основе добровольной самодеятельной активности прихожан. Данное авторское определение опирается на концепции Ю.Д. Красильникова в определении СКД и Н.Н.Ярошенко в конкретизации социального взаимодействия, а также на базовые положения «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем.

Понятие «культурная деятельность» включено в концепцию «христианского служения миру» и охватывает весь мир в земном и внеземном измерении, все добрые дела, включая и культуру. К данной теме обращались многие русские религиозные мыслители (Н.А. Бердяев, архим. Феодор (А.М. Бухарев), И.А.Ильин, богослов М.М. Тареев, П.А. Флоренский и др.). В этом ряду следует выделить суждения философа и историка Георгия Федотова, утверждающего, что «Церковь, ставя задачу спасения человечества, тем самым освящает культуру как форму общей жизни человечества» . Поэтому проблема человека как творца культурных ценностей выдвигает на первый план принцип социально-культурной активности человека.

На сегодняшний день целями православной культуры является привнесение в общество идеалов нравственности, гуманизма и толерантности; укрепление в обществе законопослушности и патриотизма; возрождение традиционной русской культуры как естественного плода духовных и воспитательных воздействий церкви на верующие сердца . Исходя из вышеизложенного, вся внебогослужебная деятельность православных общин реализуется на основе проявления социально-культурной активности ее участников.

Сравнительный анализ современного опыта развития социально-культурной активности участников православных общин

Современная практика проявления социально-культурной активности приходских православных общин традиционно основывается на двухтысячелетием опыте ее социального служения и объективно существующих взаимоотношений общества государства и Церкви.

Внутренняя воспитательная миссия приходских общин имеет сегодня чрезвычайное предназначение, определяемое необходимостью возрождения национальной православной культуры в российской среде в условиях утраты культурной идентичности, последствий социально-экономических реформ, информационной агрессии, широкомасштабной экспансии нетрадиционных мировоззренческих и вероучительных систем и их воздействия на ценностные приоритеты людей.

Социокультурная ситуация современной России, ее демократические преобразования и развитие гражданского общества обусловили новые стратегические цели и тактические средства, используемые православными общинами в социальном служении обществу.

На основе анализа «Концепции социальной деятельности Русской Православной Церкви» нами выделены два основных направления его осуществления: просветительское (теоретическое) и диаконическое (практическое). Рассмотрим указанные направления более подробно.

Просветительское служение современных православных общин включает в себя информационно-просветительскую, духовно-просветительскую и культурно-просветительскую деятельности.

Официальную позицию церковного руководства отражает центральная группа изданий, учрежденных церковными структурами и возглавляемые действующими иерархами («Журнал Московской Патриархии», «Церковный вестник»). Региональные издания выпускаются различными институтами Церкви - епархиальными учреждениями, монастырями, благочиниями, храмами и приходскими общинами. Также существуют издания православных братств, общественных организаций, духовных учебных заведений. Типология изданий весьма разнообразна: альманахи, журналы, газеты, вестники, листки и т.д. Современная православная периодика принимает во внимание все особенности церковной паствы, поэтому существуют специально ориентированные издания для семейного чтения («Православная беседа», «Семейная православная газета», газета «Благовест»), для детей («Зерна», «Пчелка»), подростков («Благовест»), для молодежи (журналы «Милосердие», «Наследник», «Нескучный сад», «Славянка», «Вода Живая»), для сомневающихся христиан (журнал «Фома»), для заключенных (газета «Утоли моя печали»), для военнослужащих (газеты «Победа» и « Мир всем»), для студентов (газета «Татьянин день», журнал «Встреча», миссионерский альманах «Призвание») и т.д.

Аналитики отмечают, что религиозные издания активно используют технологии, присущие светским медийным СМИ, успешно используя возможности благовествования на радио («Радонеж», «Радио Фома», «Град Петров», «Воскресение», «София», «Благо» и т.д.»), телевидении (телепередачи «Библейский сюжет», «Слово пастыря», «Православная энциклопедия», телеканалы «Благовест», «Спас», «Покров», «Союз»)70.

Традиционно, главная роль в деле просвещения принадлежит книгам и, соответственно, библиотекам. Именно с распространением Священного Писания связано изобретение и распространение книгопечатания, что способствовало как росту численности религиозных библиотек, так и их общедоступности (в дореволюционное время каждый российский храм имел свою библиотеку). В учебном пособии о православных библиотеках СП. Фунтикова убедительно показала, что в социальной структуре российского общества во все времена они выполняли важнейшие социокультурные функции: культовую, мемориальную, образовательную, воспитательную, миссионерскую и просветительную71.

Современная распространенность православных библиотек в России позволяет составить объективное представление об огромной важности задач просвещения, образования, воспитания в духовной атмосфере общества. Возрождение православных библиотек осуществляется на двух уровнях: региональном и образовательном. На региональном уровне они предетавлены общедоступными монастырскими, епархиальными, благочинными и приходскими, а также библиотеками военного и морского ведомств, православных общественных организаций и братств. К началу 2010 года в России насчитывалось порядка 30 тысяч только приходских и епархиальных православных библиотек. Статус «публичных» православных библиотек имеют Синодальная библиотека Московского Патриархата, библиотеки православных институтов и университетов, некоторых монастырских подворий и храмов72. По состоянию на декабрь 2011 года по России насчитывалось порядка полутора тысяч публичных православных библиотек и более 200 электронных библиотек, служащих образовательным и просветительским целям73. В системе духовного просвещения, религиозного образования и воспитания православные библиотеки являются единственным источником универсальной информации по наследию русского богословия.

В последние годы кроме стандартных форм комплектации библиотечных фондов широко используются компьютерные технологии, которые дают возможность организовывать хорошие поисковые системы, создавать электронные библиографические базы данных, пользоваться материалами на электронных носителях, создавать коллекции фото-, аудио- и видео - документов. На основе современных электронных коммуникаций, в частности сети Internet, создаются бесплатные электронные библиотеки православной тематики. На начало 2012 года было зарегистрировано 458 православных электронных библиотек, в которых собраны издания, необходимые для осуществления просветительского и образовательного процессов духовного роста людей любого возраста, любого социального и материального положения74.

Говоря о просветительском служении православных общин, следует выделить особой строкой образовательную деятельность, направленную на получение и усвоение знаний о христианской вере и православной культуре россиян. Современные православные педагоги выступают за создание открытой системы непрерывного духовного образования, органично вписывающегося в структуру светского образования, которое обеспечивало бы знаниями о религии людей всех возрастных категорий. По мнению главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, «система духовного образования должна быть непрерывной и выстраиваться от детского сада до вуза и даже далее, развиваться на поствузовском уровне в виде различных тематических курсов и лекториев для взрослых. Такая система духовного образования является нормой для любого «стабильного развитого общества», с уважением относящегося к собственной духовной традиции, как стран Запада, так и многих исламских государств»75.

Реальная перспектива создания системы непрерывного православного образования от детского сада до вуза появилась у православных общин после Распоряжения Правительства Российской Федерации в 2009 году и принятия на его основе решения Министерства образования РФ о содействии повсеместному введению изучения религиозной культуры в государственных и муниципальных школах с 2012 года76. Учебный предмет «Православная культура» включен в новый государственный стандарт общего образования с правом преподаваться в основной (инвариантной) части школьной программы как полноценный урок по всем годам обучения, по выбору семьи или самого школьника с определенного возраста.

На сегодняшний день существует многолетняя практика преподавания курсов православной культуры в муниципальных и государственных школах. Для ее осуществления в рамках государственно-церковного сотрудничества была сформирована нормативно - правовая база: «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (2002г.) и «Примерное соглашение о сотрудничестве епархии и органа управления образованием в регионе» (2007г.), достигнут базис по основам понимания и содержания учебной дисциплины, условий организации ее преподавания в школе, согласования вопросов между школой, церковными учреждениями, родительской и педагогической общественностью.

Возможность создания православно ориентированных дошкольных учреждений - епархиальных и приходских детских садов - появилась в России с 1992 года. С этого времени на базе государственных и муниципальных учреждений стали создаваться детские сады и группы с православной ориентацией, расширяться сеть учреждений с этнокультурным компонентом. В ряде детских учреждений появились кружки и факультативы по вопросам христианской культуры.

Социодииамика процесса развития социально-культурной активности участников православных общин в российском обществе

Данный параграф посвящен изучению динамики развития активности православных общин на основе осуществленных широкомасштабных прикладных социологических исследований «Левада-центра», ВЦИОМ, некоммерческой исследовательской службы «Среда»85, исследовательского центра «Религия в современном обществе» Института комплексных социальных исследований РАН (М.П. Мчедлов, М.М. Мчедлова)86, Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН (Р.Н. Лункин, СБ. Филатов), материалов диссертационных исследований по социологии, а также локальных опросов, инициированных нами на региональном уровне.

Наша исследовательская логика исходила из осознания определенной психологической закрытости и консерватизма православных общин по отношению к традиционным методам сбора научной информации, поэтому на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы мы использовали методы количественного анализа, кейс-стади, включенного наблюдения, интервью и опросов.

Среди диссертационных исследований, по социологическому анализу развития социально-культурной активности православных общин нами выделены работы о религиозности населения малых провинциальных городов России (Е.А.Колякина); интериоризации ценностей православия в современной студенческой среде (А.В. Аникина, Н.А. Кобзева); выявлению типов религиозного обращения в православие женщин в современной России (Л.П. Ипатова); религиозности военнослужащих Вооруженных Сил

Российской Федерации (П.А. Денисенко, Е.В. Дубограй); социологическому анализу благотворительной деятельности (Е.А. Воронова, А.Р. Сайтбагина); специфике проявления конфликтности и деструкции в религиозной жизни общества (Е.Е. Ним), социологическому анализу характера процесса секуляризации в России начала XX века (Ю.Ю. Синелина), анализу трансформации детского религиозного мировоззрения в XX веке (В.Г. Безрогов), выявлению характеристик церковной субкультуры (А.В. Тарабукина).

Многоаспектным теоретическим и практическим анализом религиозности населения занимались Н.П.Андрианов, А.И.Демьянов, Е.К. Дулуман, А.С. Иванов, А.И. Клибанов, В.Д. Кобецкий, А.И. Кудряшов, A.А. Лебедев, Б.А. Лобовик, Р.А. Лопаткин, А.Т. Москаленко, В.В. Павлюк, B.Е. Пивоваров, М.Г. Писманик, М.К. Тепляков, Д.М. Угринович, A.А. Чечулин, И.Н. Яблоков и др.

Изучением религиозности населения в современной России занимались Т.И. Варзанова, Н.А.Митрохин, М.П. Мчедлов. Проблемам исследования современной религиозной ситуации в России посвящены работы Т.П.Беловой, Л.М.Воронцовой, И.Е. Каргиной, Е.А. Кублицкой, C.Д. Лебедева, Р.Н. Лункинаа СБ. Филатова, Д.Е. Фурмана, В.Ф. Чесноковой.

Анализ современных церковно-государственных, церковно-общественных отношений представлен в работах Л.А.Андреевой, B.В. Локосова, Е.В. Осипова, Ж.Т. Тощенко. Главной особенностью перечисленных трудов является внимание авторов к множеству действий и интерпретаций, из которых состоит религиозная жизнь российских верующих.

В нашем исследовании будут проанализированы, прежде всего, данные социологических опросов и исследований, посвященных тем аспектам формирования современного религиозного мышления православных верующих, которые, на наш взгляд, непосредственно влияют на развитие их социально-культурной активности в жизни общин.

Научно-исследовательским коллективом «Левада-Центра» регулярно проводятся социологические исследования посвященные динамике развития религиозной ситуации в России в постсоветское время. Исследование «Левада-Центра» в феврале 2009 года стало значимым фактом в истории социологических наблюдений, зафиксировав итоги 20-летней социально-культурной активности РПЦ в условиях религиозной свободы.

Опрос «Левада-Центра» был проведен во всех семи федеральных округах России с пропорциональным распределением респондентов по округам и основным категориям населенных пунктов; он охватил все социальные слои населения с особым упором на среднюю и низшую части «среднего слоя» - 82% опрошенных; в опросе участвовали лица мужского (45%) и женского (55%) пола, всех возрастных категорий (18-24 года -14,6%, 25-39 лет - 26,9%, 40-54 года - 30,1%, старше 55 лет - 28,4%), разного образовательного уровня (в т.ч. со средним, средним специальным и неоконченным высшим - 69% и с высшим образованием - 17%) и рода занятий (в т.ч. предприниматели, руководители и специалисты - 21%, рабочие - 25%, служащие разного рода - 14%, студенты - 5%, неработающие, включая пенсионеров, - 35%). Таким образом, полученные данные можно считать достаточно репрезентативными, отражающими мировоззренческий потенциал практически всех слоев современного российского общества.

Важной характеристикой, определяющей современного человека как объекта социально-культурной деятельности РПЦ, является его религиозная принадлежность. Исследования религиозной ситуации за последние десятилетия фиксируют динамику общественного сознания россиян относительно степени их доверия к институту религии и высокий уровень их религиозной самоидентификации. Религиозными социологами С.Б.Филатовым и Р.Н. Лункиным выявлены три критерия, по которым можно определить уровень исповедания человеком ценностей той религии которой он называет себя последователем87. Первый критерий основывается на этническом принципе, по которому, в нашем случае, все русские объявляются православными - это около 82 миллионов человек по Всероссийской переписи 2010 года.

Второй критерий - это принцип культурно - религиозной самоидентификации, когда человек признает себя принадлежащим к определенной религиозной традиции, хотя, возможно, и не разделяет (или даже не знает) основ ее вероучения, не участвует в обрядах и не является членом соответствующей религиозной общины. Такая религиозная самоидентификация имеет важное значение для формирования мировоззрения, нравственной, культурной и национально-политической ориентации. По данным социологических исследований «Левада-Центра» духовное самоопределение граждан современного общества, идентифицирующих себя «православными», увеличилось к 2009 году более чем в два раза по сравнению с данными 1991 года и составляет 72,6% всех россиян. Причем быстрее всего доля тех, кто называет себя верующими, росла в последние годы не среди пожилых людей или женщин, как можно было бы подумать, а среди молодежи, мужчин, респондентов с высшим образованием88.

Третий критерий - это критерий религиозности. Необходимо обратить внимание на то, что национально-культурная религиозность отнюдь не предполагает религиозности, тождественной понятию «воцерковленность». Религиозность в понятии социологов - это посещение Церкви, вера в Бога, знание вероучительных догматов, определенные представления и действия, в нашем случае связанные с Православием.

Таким образом, одним из основных показателей религиозности верующих людей является их личное осознанное участие в богослужении, церковных обрядах и жизнедеятельности приходской общины. Итоги исследования «Левада-центра» зафиксировали тенденцию к увеличению количества прихожан, регулярно (от одного до нескольких раз в месяц) посещающих православные храмы на 2% . Предполагается, что в указанное количество входят не только приходящие в храм на богослужения, но и участники внебогослужебных мероприятий.

Выявление педагогических условий развития социально-культурной активности участников православной общины

В процессе проведения опытно-экспериментальной работы имели место трудности следующего характера:

1. Отсутствие в отечественной философской и психолого педагогической науке достаточно проработанных материалов исследования процесса развития социально-культурной активности православных общин.

2. Отсутствие психологической и научно-популярной литературы для педагогов, оказывающих помощь в развитии социально-культурной активности участников православных общин в условиях глобального культурного и экономического кризиса.

3. Отсутствие системы апробированных приемов, форм, методов, методик, способствующих развитию социально-культурной активности участников православных общин в условиях современного этапа развития информационного общества.

Результаты констатирующей части опытно-экспериментальной работы позволили нам сделать предположение, что педагогическими условиями развития социально-культурной активности участников современных православных общин могут стать:

оптимизация культурно-досугового общения;

расширение сферы взаимодействия общины и государственных структур в процессе консолидации воспитательных усилий;

предпочтения личностно мотивированного участия в создании духовной общности интересов на рефлексивном уровне;

создание методической базы для организации социально-культурной деятельности участников православных общин и православных педагогов.

На основе предложенной нами педагогической модели развития социально-культурной активности участников православных общин разработана программа развития социально-культурной активности участников православных общин. Разработанная программа внедрена в деятельность православных общин храма Преображения Господня г.Рязани, Троицкой церкви районного поселка Тума Рязанской области, Покровского храма села Кочемирово Рязанской области.

Программа развития социально-культурной активности участников православных общин

Программа разработана на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, Концепции возрождения духовного просвещения и благотворительности Русской Православной Церкви118, проекта Положения о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви119.

Современная жизнь определяет потребность православных мирян занять более активную позицию во внебогослужебной деятельности православной общины. При этом у многих прихожан отсутствует интерес к социальному деланию. Корни этой проблемы - в атомизации общества, в утрате чувства соборности верующих людей, в отсутствии должного межличностного общения участников общины, их некоторая обособленность от общества. Именно поэтому «устроение правильной и полнокровной жизни православных общин является сегодня одной из главных задач РПЦ» .

Согласно «Концепции возрождения духовного просвещения и благотворительности Русской Православной Церкви», миссия православных общин на современном этапе состоит в том, чтобы «приближаться к миру, освящать и обновлять его, вкладывать новое содержание в привычный образ жизни, принимать местные культуры и способы их выражения, не противоречащие христианской вере, преобразуя их в средства спасения» 21. Концепция формулирует общие принципы, цели и задачи миссионерского служения Русской Православной Церкви, которые могут творчески развиваться в ее епархиях, исходя из местных условий и конкретных возможностей.

Представленная программа призвана содействовать участникам православной общины ежедневному проявлению социально-культурной активности в утверждении духовно-нравственных ценностей православной культуры.

Процесс развития социально-культурной активности православной общины характеризуется глубокой личностной мотивацией ее участников к осуществлению сознательно ориентированной коллективной деятельности, проявляющейся в культуротворческих и общественных инициативах в условиях досуга, направленных на решение социальных, благотворительных, культуроохранных и просветительских задач.

Культура смыслообразующих мотивов деятельности личности участника православной общины определяется уровнем ее духовного развития (уровнем сформированности мировоззрения). При этом реальным условием для социально-культурной активности является привлечение участников к общему добровольному созидательному социально-значимому делу, наполненному духовным и нравственным смыслом. Поэтому мера включенности в социально-культурную деятельность и мера ответственности, проявляющаяся в отношении к другим людям и самому себе, будет определять уровень активности участников православной общины.

Срок реализации Программы - 1 год.

Цель - развитие социально-культурной активности участников православных общин.

Задачи программы

1. Формирование ценностных установок сознания личности участников православной общины, развитие ее интересов, потребностей и способностей на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

2.Создание благоприятнои средс развития и реализации социально-культурной активности участников православной общины.

3.Развитие обеинных (колл(ктивистских) отношений участников православной общины.

Принципы развития социально-культурной активности участников православной общины.

1. соборности как коллективного единомыслия, жизнетворчества и согласия;

2.открытости освоения практики духовного опыта во всех сферах жизни;

3.личностной свободы и ответственности в проявлении самодеятельных инициатив в условиях внебогослужебной деятельности православной общины.

Психологические основы мотивационной сферы просоциального поведения личности базируются на комплексе нравственного, личностного и эмоционального смыслов. Поэтому, в современных условиях управление реализацией программы развития социально-культурной активности православной общины необходимо развивать с учетом: аксиологического, культурологического, гуманистического, личностно-ориентированного, субъектно-деятельного, творческого, системно-целостного подходов.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития социально-культурной активности участников современных православных общин