Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры Томилина Елена Геннадьевна

Организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры
<
Организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры Организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры Организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры Организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры Организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Томилина Елена Геннадьевна. Организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Томилина Елена Геннадьевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2008.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1177

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основания деятельности детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры 24

1.1. Понятие "творческая активность участника детской арт-студии учреждений культуры" 24

1.2. Специфика деятельности арт-студий учреждений культуры в социально-культурном контексте 42

1.3. Субъект-субъектное взаимодействие руководителя и участника детских арт-студий в процессе развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий 65

Глава 2. Совершенствование организационно-педагогических условий процесса развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры 82

2.1. Педагогические условия совершенствования процесса развития творческой активности участников детских и подростковых арт студий в учреждениях культуры 82

2.2. Организационно-методические условия совершенствования процесса развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры 95

2.3. Совершенствование процесса повышения социально-культурной квалификации руководителей детских и подростковых арт студий 134

Заключение 153

Библиография

Введение к работе

Актуальность исследования. Реформирование всех сторон жизни нашего общества, стремительный темп развития социально-культурной деятельности требуют творчески мыслящего человека, который способен адаптироваться к новым реалиям, получая при этом интеллектуальное и моральное удовлетворение. Особую значимость приобретает такая ценность, как способность детей и подростков к созданию нового, реализации инноваций, к самоосознанию своих творческих возможностей, обеспечивающих формирование гворческого мышления и действия. В современном обществе детям и подросткам необходимо научиться сознательно и свободно ориентироваться и действовать, сохраняя способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Важными становятся умения самостоятельно анализировать и отбирать необходимые мшериалы, составлять программу своих действий, просчитывать возможные варианты и их последствия, принимать решения и реализовывать их, быть ответственным за свой выбор. Строительство новой России ставит перед различными социальными институтами задачу развития творческой активности детей и подростков, в том числе в арт-студиях учреждений культуры Поэтому в условиях постиндустриального общества развитие творческой активности участников детских и подростковых арт-студий приобретает особое значение.

В настоящее время организационно-педагогические условия развития

творческой ашивности участников детских и подростковых арт-студий в

учреждениях культуры не отвечают современным требованиям. Именно в

рамках организационно-педагогических условий учреждений культуры

возможно эффективное развитие подрастающего поколения, его подготовка к

жизни в новом обществе, в которой одна из базовых категорий - творческая

активность личности - понимается автором как движущая сила ее развития. В

учреждениях культуры дети и подростки развиваются не только

интеллектуально, но и эмоционально, определяют свое отношение к жизни и

свое место в ней, приобретают опыт коллективного взаимодействия

Объективная основа развитчя творческой активности детей и подростков в арт-студиях учреждений культуры базируется на создании нового социально-значимого продукта Развитие творческой активности детей и подростков можно рассматривать и с точки зрения формирования полноценной личности, и с точки зрения образования и воспитания - как способов самоопределения и социализации детей и подростков, обеспечивающих оптимальные пути адаптации к рыночным условиям и возможности вступления во взрослую жизнь.

Арт-студии учреждений культуры предоставляют организационно-педагогические условия с широкими возможностями для решения вышеперечисленных задач, ибо способствуют повышению общей культуры участников, позитивному отношению к раскрытию творческих способностей и дарований личности, как особого рода ценности. Отличие арт-студий от традиционных кружков художественной самодеятельности заключено в наличии у руководителей длительных (от 2 лет) перспективных авторских программ, предполагающих изучение нескольких видов искусства, допустимости разновозрастного состава участников, акценте на практические методики педагогики искусства, широком спектре участия арт-студий в реализации региональных культурно-досуговых программ, т.е. в организационно-педагогических условиях. При этом деятельность арт-студий осуществляется в различных организационно-педагогических условиях учреждений культуры. Специфика деятельности арт-студий заключена и в том, что на основе широкого методического спектра занятий (теоретические занятия, художественная практика, мастер-классы, концерты, творческие проекты, экскурсии, работа в разновозрастных коллективах, групповые, мелкогрупповые и индивидуальные занятия с педагогами) одновременно происходит не только общее, но и профориентационное развитие детей и подростков на основе мотиваций и ценностных ориентации.

Учет современных культурных запросов (повышение внимания к формам детского и подросткового досуга, обособление этнокультурных групп населения

и возрастание роли национального искусства, реализация творческого

потенциала ; частников арт-студий учреждений культуры) предполагает преодоление противоречий между:

интенсификацией жизнедеятельности в нашем обществе и недооценкой реальной роли учреждений культуры в развитии творческой активности участников арт-студий;

широким спектром узкоспециализированных исследований в области развития и формирования различных творческих качеств личности детей и подростков и должным вниманием учёных к этой научной проблеме;

необходимостью повышения уровня развития творческой активности участников арт-студий учреждений культуры и низким уровнем этого процесса на практике;

наличием новых организационных форм детских творческих коллективов (арт-студий) и отсутствием і ибких моделей подготовки их руководителей, направленных на реализацию творческого потенциала личности, в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Проблема исследования, вытекающая из вышеперечисленных противоречий, состоит в том, что развитие творческой активности детей и подростков в арт-студиях происходит в таких организационно-педагогических условиях, которые не учитывают информационную перегрузку детей и подростков, быструю смену условий, видов и форм деятельности, подготовку и адаптацию в будущем, конкурентоспособность в рыночных отношениях.

Наиболее приемлемым вариантом решения проблемы, с нашей точки зрения, является четкое выстраивание педагогической модели развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий на основе анализа, эксперимента и реконструкции современного содержания деятельности учреждений культуры, обеспечивающих адекватные организационно-педагогические условия.

Полученные предварительные данные свидетельствуют о том, что механизм развития творческой активности участников арт-студий учреждений

культуры на практике зачастую не срабатывает, потому что функционирует без учета научного обоснования ресурсов организационно-педагогических условий.

Объектом исследования является творческая активность детей и подростков в учреждениях культуры.

Предмет исследования организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий учреждений культуры.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую модель организационно-педагогических условий развития творческой активности детей и подростков в арт-студиях учреждений культуры.

Из этого вытекают следующие задачи исследования:

определить специфику процесса развития творческой активности детей и подростков в учреждениях культуры на основе деятельностного подхода;

рассмотреть особенности организационно-педагогических условий функционирования арт-студий в современном социально-культурном контексте;

выявить субъект-субъектное взаимодействие руководителя -участников арт-студий в процессе развития творческой активности детей и подростков на основе деятельностного подхода;

раскрыть педагогические и организационно-методические условия процесса творческого развития участников детских и подростковых арт-студий учреждений культуры;

экспериментально проверить технологию процесса повышения социально-культурной квалификации руководителей арт-студий,

разработать педагогическую модель организационно-педагогических условий развития творческой активности участников арт-студий, дать ее структурное и функциональное описание, выявить условия ее реализации

Гипотеза исследования состоит в предположен!) о том, что развитие творческой активности участников детских и подростковых арт-студии учреждений культуры будет более эффективным, если:

- функционирование детских и подростковых арт-студий рассматривать с
позиций деягсльиостного подхода, который предполагает овладение его
участниками предметной деятельностью в конкретных организационно-
педагогических условиях;

- будет разработана модель организационно-педагогических условий
развития творческой активности детей и подростков в арт-студия\ учреждений
культуры, которая включает: формирование мотивационной сферы участников
арт-студий, развитие у них мировосприятия, мировоззрения, самоопределения;
создание эстетически организованной среды для самореализации участников
арт-студий.

Методологическую основу исследования составили научные концепции творческой активности детей и подростков как интегрального образования, включающего своеобразие биологических, личностных и субъективных характеристик человека (М. М. Бахтин, Л. А. Беляева, Л. С Выготский, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, В. С. Юркевич, Г. И. Щукина); теории творческой индивидуальности (А Г.Асмолов, И.С.Кон, А А.Мелик-Пашаев), исследования креативной среды (М И.Меерович, Л.И.Шрагин, В.АЛсвин), педагогические технологии развития индивидуальности (В.П Беспалько, С.Д Поляков, Г.К Селевко), идеи самообразования и возможного свободного выбора стиля творческой деятельности (КДУшинский. В П Зинченко, В.И Слободчиков, П Торренс), труды по специфике художественного творчества (М М.Бахтин, В С.Библер), организации деятельности учреждений культуры (А.Д Жарков, Л.С. Жаркова, Т К Солодухина, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, В.В Чижиков, Н.Н. Ярошенко), методики эстетического образования и воспитания З.Н Новлянской, Г.И.Кудиной, Б М.Неменского, Л.М Предтеченской. Л А Рапацкой, Л I .Савенковой, Э В.Соколова, Ю А Солодовникова, положения об основах подготовки педагогов искусства и непрерывного образования

(В А.Оістенин, Б.Ц.Бадмаев, Т.П Воронина. М.Н.Фоминова, Н.И.Яковлева), идеи синтеза искусств (В С Библер, Ю У.Фохт-Бабушкин), труды по основам музыкальной педагогики (Д Б.Кабалевский) и полихудожественного развития школьников (Б.П.Юсов), педагогика диалога и развития (Ш.Амонашвили, В.А Кан-Калик и др.). Нормативно важными для исследования явились также положения «Федеральной программы развития образования», положения «Об учреждениях дополнительного образования» и «О высшей школе».

В диссертации 'были использованы следующие методы исследования:

1) теоретические, анализ и синтез, изучение и сопоставление научных
работ, нормативных документов, программ и пособий, а также продуктов
деятельности учреждений дополнительного образования, повышения
квалификации, учреждений культуры;

2) педагогическое наблюдение, моделирование, проектирование,
педагогический эксперимент,

3) педагогическая диагностика (опросы, анкетирование, статистический
анализ, контент-анализ).

Баш исследовании

Базами опытно-экспериментальной работы послужили: детские творческие объединения в учреждениях культуры различного (в том числе и клубного) типа Московской области (Жуковская школа искусств № 2 - 630 учащихся, 48 педагогов; 12 арт-студий г. Жуковский; арт-студии учреждений культуры различного типа г. Воскресенска, г. Одинцово, г. Коломны, г.Балашиха (Московская область) - более 1400 учащихся, 80 педагогов). Были использованы итоги опросов 2002-2007 гг. в системе дополнительного образования детей, материалы курсов повышения квалификации в процессе аттестации руководителей арт-студий в Московской области Был проведен анализ деятельности и разработаны принципы подготовки педагогов-руководителей арт-студий учреждений культуры на базе курсов повышения педагогической квалификации по организации социокультурной сферы при

Управлении культуры г Жуковский, а также на лекционных курсах в филиале

Московского государственного университета культуры и искусств в г. Жуковский

Этапы исследования. Исследование проводилось в 1999-2008 гг. и состояло из трех этапов.

Первый этап (1999-2000 гг.) преследовал цели выявить специфику процесса развития творческой активности детей и подростков в современной культурно-досуговой деятельности, исследовать ситуацию, сложившуюся в современном дополнительном образовании, и обосновать специфику особого вида детских творческих объединений - арт-студий, выделить базовые компоненты модели организационно-педагогических условий развития творческой активности в арт-студиях, а также выявить основные факторы, влияющие на качество педагогического руководства деятельностью детских творческих объединений. В ходе аналитического этапа была изучена литература по теме исследования, выделены основные компоненты исследования, поставлены задачи и определены основные методы их решения. На этом этапе выявлены общие признаки специфики деятельности арт-студий в учреждениях культуры, что позволило выстроить теоретическую модель эксперимента как обобщение проблем создания организационно-педагогических условий развития творческой активности детей и подростков в арт-студиях на основе деятелыюстного подхода

Второй этап (2000-2005 гг.) представлял собой экспериментальную

проверку теоретических положений исследования и был направлен на

уточнение теоретических позиций и разработку педагоіической модели

создания организационно-педагогических условий развития творческой

активности детей и подростков в деятельности арт-студий на базе

деятелыюстного подхода. Были уточнены структурно-функциональные аспекты

модели создания организационно-педагогических условий, разработана

методика ее практической реализации, выявлена технология подготовки

руководителей арт-студий по повышению эффективности процесса развития

творческой активности детей и подростков, что позволило создать базу данных

для третьего этапа.

Третий этап (2005-2008 гг.) был определен как обобщающий, теоретико-методологический. На этом этапе были проведены анализ и осмысление результатов педагогического эксперимента, завершена разработка педагогической модели организационно-педагогических условий развития творческой активности детей и подростков, выявлены основные условия реализации данной модели, предложены технологии подготовки руководителей детских творческих объединений Помимо этого предложен методический комплекс диагностики образовательно-воспитательного процесса в арт-студии, включающий аспекты проверки развития творческой активности детей и подростков, который может быть использован для аттестации и самопроверки деятельности арт-студий учреждений культуры.

Достоверность и обоснованность полученных результаюв обеспечены исходными методологическими позициями, основанными на концептуальных идеях отечественных и зарубежных ученых и практиков, применением разнообразных научно-исследовательских методов, преемственностью результатов, полученных на разных этапах исследования, и их взаимообусловленностью, значимостью экспериментальных данных и показателей статистического анализа, актами о внедрении результатов диссертационного исследования, полученных в учреждениях культуры и на кафедре культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- научно обоснована и сформулирована специфика деятельности детских и подростковых творческих объединений особого типа - арт-студий, где выявлены следующие общие базовые признаки: длительное изучение одного из видов искусства (ознакомительное или углубленное), широкое использование в учебном процессе синтеза искусств; поликультурное развитие участников арт-студий через художественно-творческую деятельность; самоопределение

участников арт-студий на материале искусства в процессе совместной

деятельности, реализация худо:"ественно-творческого потенциала личности на основе деятельностного подхода; использование пснхолого-педагогического комплекса развития личности деіей и подростков с активным вовлечением семейного воспитания,

уточнено понятие «творческая активность участников детских и подростковых арт-студий» применительно к детям и подросткам на опыте деятельности учреждений культуры Московской области;

концептуально обоснована, теоретически разработана и реализована модель организационно-педагогических условий развития творческой активности детей и подростков в арт-студиях учреждений культуры на основе деятельностного подхода;

- конкретизированы представления о принципах подготовки руководителей
арт-студий к педагогической деятельности с учетом изменения функций
современных учреждений культуры в структуре культурно-досуговой
деятельности детей и подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые в теории, методике и организации социально-культурной деятельности раскрыты проблемы, связанные с современным этапом развития и становления новых форм для детей и подростков - творческих объединений - арт-студий; теоретическом обеспечении организационно-педагогических условий эффективности деятельности арт-студий в современном социально-культурном контексте; в теоретическом обосновании педагогической структурно-функциональной модели организационно-педагогических условий развития творческой активности детей и подростков в арт-студиях учреждений культуры на основе деятельностного подхода, характеристике условий создания модели организационно-педагогических условий и ее реализации, основанной на принципах интеграции искусств, педагогического диалога, сотрудничества, психологического стимулирования, самоопределения и самореализации детей и подростков в арт-студиях, проверке эффективности предложенной модели;

разработана система подготовки педаююв-руководителей арт-студий

учреждений культуры, основанная рз поэтапном переходе от стимульного к креативному уровню развития творческой индивидуальности педагога. Раскрыт критериально-оценочный аппарат для аттестации работы руководителя детской арт-студи.и, обоснованы принципы педагогической диагностики и состав необходимых документов (анкеты, опросники для детей и родителей, рефлексия), куда включены элементы проверки эффективности процесса развития творческой активности детей и подростков

Практическая значимость исследования состоит в разработке и внедрении в практику учреждений культуры педагогической структурно-функциональной модели развития творческой активности детей и подростков в арт-студиях учреждений культуры на основе деятельностного подхода и методики ее реализации. Апробированы: мелодические материалы для руководителей арт-студий по развитию творческой активности участников; комплект авторских программ для факультетов переподготовки педагогических кадров и курсов повышения педагогической квалификации, а также методические рекомендации по их применению. Предложен и апробирован вариативный методический комплекс диагностики образовательно-воспитательного процесса в арт-студиях учреждений культуры в аспекте развития творческой активности участников, в том числе комплект анкет, тестов, опросников, используемых для аттестации и самоаудита деятельности арт-студии.

Апробация и внедрение результатов исследования

Результаты исследования и педагогического эксперимента нашли свое отражение.

в публикациях (программы, методические разработки, статьи, тезисы), в материалах выступлений на международных, российских и региональных конференциях и семинарах по проблеме исследования;

в работе с участниками арт-студий учреждений культуры Московской

ооласти, с учащимися и педагогами школы искусств № 2 г. Жуковский, а также

в работе со слушателями курсов повышения педагогической квалификации по

организации социоку."'лурной сферы при Управлении культуры г Жукс-кий, со сгудентамн высшей школы (Московский государственный университет культуры и искусств) и слушателями курсов повышения квалификации по организации социокультурной сферы при Управлении культуры в г. Жуковский, а также деятельности руководителей арт-сіудий в учреждениях культуры различного (в том числе и клубного) типа Московской области (ЖДШИ №2, г Жуковский; арт-студии г.г. Жуковский, Воскресенск, Одинцово, Коломна, Балашиха).

Положения, выносимые на зашиту:

1. Процесс развития творческой активности участников детских и
подростковых арт-студий учреждений культуры на основе деятельностного
подхода интегративен и включает следующие компоненты: мотивационный,
интеллектуально-деятельностный, креативный.

Из множества существующих квалификаций творческого процесса, которые фиксируют его как сознательные и рациональные моменты, так и бессознательные, мы выделяем два этапа: рождение идеи, т.е нахождение идентичного способа решения проблемы, и применение его в специфических условиях арт-студий учреждений культуры (по А Н Монтьеву)

2. Педагогическая модель развития творческой активности участников
детских и подростковых арт-студий учреждений культуры основана на
принципах многостороннего педагогического диалога, широкого использования
синтеза и интеграции искусств, соответствующим современным духовным
запросам и интересам детей и подростков, предполагающим повышенное
внимание к вопросам художественно-эстетического воспитания, в процессе
которого закладываются ценностные ориентации личности, моральные и
нравственные основы, формируется индивидуальность.

3 Организационно-педагогическими условиями реализации данной

модели являются' использование в деятельности арт-студий

практикоориентированных педагогических технологий преподавания искусства;

подготовка педаїоюв-руководптелей арт-сіудий на основе развиїия іворческой

индивидуальности педагога; формирование у педагога потребности ? самореализации и самоопределении себя как базовой ценности профессиональной деятельности, которая выражается в синкретическом единении различных видов искусства с широким набором средств выразительности, т.е. непосредственной связанности с телесными ощущениями и жизнедеятельностью личности. Эффективность этого процесса адекватна уровню организационно-педагогических условий.

  1. Содержание процесса развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры обусловлено наличием ценностных ориентации у руководителей арт-студий учреждений культуры и их формированием у участников на основе механизмов педагогической регуляции и эмоционально-чувственного переживания.

  2. В арт-студиях учреждений культуры эффективность развития творческой активности детей и подростков зависит от педагогических условий построения технологического процесса с учётом специфики зрительского и эмоционального восприятия аудитории.

б Базовым подходом при разработке структуры модели
общекультурной подготовки руководителей арт-студий стал подход к
творческому развитию детей и подростков, согласно которому признается
главенствующая роль ценностно-ориентированной гуманистической
направленности. В программу подготовки руководителей арт-студий
учреждении культуры были положены ведущие дидактические принципы,
актуальные для теории, методики и организации социально-культурной
деятельности: полноты и целостности, культуросообразности,

последовательности; тематизма, системности; развивающего обучения; гуманизма.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложений, содержит 8 таблиц, 2 диаграммы, 3 схемы

Специфика деятельности арт-студий учреждений культуры в социально-культурном контексте

В большинстве диссертационных исследований последнего десятилетия (Л.Е. Антонова, 12; Гендина Н.И., 41; М.Н.Жафярова, 66; О.А.Коблова, 86; Л.Ю.Кретова, 90; И.А.Лыкова, 118 и др.) анализ развития творческой активности личности осуществляется в процессе освоения одного из видов традиционного искусства. Целостного же рассмотрения проблемы влияния комплекса традиционной художественной культуры на развитие творческой активности ребенка пока не состоялось. В связи с этим были выявлены области поиска путей активизации творчества на основе синтеза искусств (В.В.Алексеева, 7; А.Ю.Арестова, 13; В.С.Библер, 23,24; М.С.Бережная, 26; Л.К.Волошина, 36; В.Г.Горяев, 47; Ю.Н.Емельянов, 55,56; И.Э.Кашекова, 82; Д.К.Кирнарская, 83; Мейлах Б.С., 124-125 и др.). Следует также учитывать, что формирование творческих способностей осуществляется как системно-организованный процесс, ориентированный на расширение творческих возможностей ребенка и включающий совокупность этнохудожественных и творческих задач разного типа с использованием различных видов деятельности (Ю.В.Бромлей, 31,32; О.Е.Кузьмина и др., 91; Кулага A.M., 99; Ю.П.Платонов, 151; О.Н.Теныпова,190; 214 и др.).

В настоящее время организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры не отвечают современным требованиям. Недостаточно учитывается то, что поиск организационно-педагогических условий развития творческой активности детей тесно взаимосвязан с системой комплексного этнохудожественного воспитания и этнокультурного самоопределения личности. Это, в свою очередь, делает совершенно необходимыми творческие объединения типа арт-студий. Эти своеобразные творческие клубы дают возможность для неформального общения, предполагают развитие инициативы и творчества у всех -родителей, учителей, учеников. Отметим, что в связи с этим для преподавателя, ведущего занятия в музыкальной, литературной, театральной или иной арт-студии, важны именно те основы психологической и методической грамотности, которые позволят ему выстроить программу для подростков с учетом особенностей и потребностей возраста и с расчетом на активное привлечение семейного воспитания.

В рамках организационно-педагогических условий учреждений культуры возможно эффективное развитие подрастающего поколения, его подготовка к жизни в новом обществе, в которой одна из базовых категорий - творческая активность личности - понимается автором как движущая сила ее развития. В учреждениях культуры дети и подростки развиваются не только интеллектуально, но и эмоционально, определяют своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретают опыт коллективного взаимодействия.

В начале XXI в., в условиях постиндустриального общества, необходимы новые более гибкие формы постоянного повышения культурного и духовного уровня подрастающего поколения, которые универсальны и могут быть вписаны в любые существующие формы художественного образования и досуговой деятельности. Такими организационными структурами в настоящее время, по нашему мнению, являются формы арт-студий, детских и подростковых творческих объединений, функционирующих в различных видах образовательных учреждений (в школах, лицеях, в особенности в системе дополнительного образования - клубах, домах детского и юношеского творчества и т.п.). Отличие арт-студий от традиционных кружков заключено в наличии длительных (от 2 лет) перспективных авторских программ изучения одного из видов искусства, допустимости разновозрастного состава учащихся, акценте на практические методики педагогики искусства, широком спектре участия арт-студий в реализации региональных социально-культурных программ. Кроме того, арт-студий представляют широкое эстетическое направление, воспитывающее квалифицированного культурного зрителя, читателя, и, таким образом, повышающее культуру подрастающего поколения. При этом деятельность арт-студий может осуществляться в различных организационных условиях. Специфика деятельности арт-студий заключена в том, что на основе широкого методического спектра занятий (теоретические занятия, художественная практика, мастер-классы, концерты, творческие проекты, экскурсии, работа в разновозрастных коллективах, совместные занятия с учителями) происходит не только личностное и профориентационное самоопределение учащихся, но и профессиональное становление педагога, при котором саморазвитие и самоопределение оказывается в центре мотиваций и ценностных ориентации педагогической деятельности.

Объективная основа развития творческой активности детей и подростков в арт-студиях учреждений культуры базируется на создании нового социально-значимого продукта. Развитие творческой активности детей и подростков можно рассматривать и с точки зрения формирования полноценной личности, и с точки зрения образования и воспитания - как способов самоопределения и социализации детей и подростков, обеспечивающих оптимальные пути адаптации к рыночным условиям и возможности вступления во взрослую жизнь.

Арт-студий учреждений культуры предоставляют организационно-педагогические условия с широкими возможностями для решения вышеперечисленных задач, ибо способствуют повышению общей культуры участников, позитивному отношению к раскрытию творческих способностей и дарований личности, как особого рода ценности. Отличие арт-студий от традиционных кружков художественной самодеятельности заключено в наличии у руководителей длительных (от 2 лет) перспективных авторских программ, предполагающих изучение нескольких видов искусства, допустимости разновозрастного состава участников, акценте на практические методики педагогики искусства, широком спектре участия арт-студий в реализации региональных культурно-досуговых программ, т.е. в организационно-педагогических условиях. При этом деятельность арт-студий осуществляется в различных организационно-педагогических условиях учреждений культуры. Специфика деятельности арт-студий заключена и в том, что на основе широкого методического спектра занятий (теоретические занятия, художественная практика, мастер-классы, концерты, творческие проекты, экскурсии, работа в разновозрастных коллективах, групповые, мелкогрупповые и индивидуальные занятия с педагогами) одновременно происходит не только общее, но и профориентационное развитие детей и подростков на основе мотиваций и ценностных ориентации.

Учет современных культурных запросов (повышение внимания к формам детского и подросткового досуга, обособление этнокультурных групп населения и возрастание роли национального искусства, реализация творческого потенциала участников арт-студий учреждений культуры) предполагает преодоление противоречий между: — интенсификацией жизнедеятельности в нашем обществе и недооценкой реальной роли учреждений культуры в развитии творческой активности участников арт-студий; - широким спектром узкоспециализированных исследований в области развития и формирования различных творческих качеств личности детей и подростков и должным вниманием учёных к этой научной проблеме;

Субъект-субъектное взаимодействие руководителя и участника детских арт-студий в процессе развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий

Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг. Можно добавить - и «творческий».

Для социокультурной среды характерны два взаимосвязанных процесса: профессионально-творческий и творческо-эстетический.. Потребность творить в изобразительном искусстве, в музыке, в литературе, танце и в других видах искусства в конечном счете ориентирована на удовлетворение культурных потребностей других людей, получающих или не получающих эстетическое наслаждение от восприятия предлагаемых плодов труда, рассматриваемого той и другой стороной как оценка результата деятельности. Обе стороны творчества - созидающая и воспринимающая - зависят от социокультурной среды, в которой живет и трудится человек. Творчество как элемент развития культуры в разных слоях общества определяется как общее и особенное, социальное и индивидуальное.

Современный человек, разносторонне образованный и развитый, может понимать, сколь велико воздействие произведений искусства на формирование мировоззренческих позиций, которые развивают эстетические и нравственные чувства (Нелишне отметить, что культурно-досуговая деятельность носит воспитательно-формирующий и педагогический и искусств. характер.) Через воспитание искусством в арт-студиях достигается разносторонность личности. Чем менее разносторонен человек, тем ограниченней его восприятие предметного мира, культуры, человеческих отношений. Разностороннее развитие личности возможно лишь в обществе, создающем для этого условия, заботящемся о сохранении и развитии своей культуры, в том числе и народной художественной культуры, в том числе и через содержательный, творчески насыщенный досуг.

Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное, любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Для подростка досуг превращается в образ жизни, в заполнение свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными способами деятельности. Основные особенности современного культурного досуга детей и подростков — высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически перенасыщенное пространство и не всегда высокий художественный уровень досугового процесса.

Есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг. Сегодня досуг становится все более широкой сферой, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом. В сфере досуга осуществляется переход от простых форм деятельности ко все более сложным, от пассивного отдыха - к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации - к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей -к творчеству и т.п.

Подростковый и молодежный досуг подразумевает свободный выбор личностью досуговых занятий, которые являются необходимой и неотъемлемым элементом образа жизни человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга. Для правильной организации досуга следует учитывать и те личностные черты подростка, которые наиболее заметно проявляются в данном возрасте. В.А.Сухомлинский выделял следующие черты: 1. Непримиримость к злу, эмоциональное неприятие его, с одной стороны, сочетается с неумением разобраться в сложных явлениях жизни — с другой. 2. Подросток хочет быть хорошим, стремится к идеалу, но не любит, когда его прямолинейно воспитывают. 3. Подростку хочется быть личностью. Совершить что-нибудь героическое, романтическое, необычное. При наличии потребностей к действию и желания самоутвердиться подросток еще не знает, как этого можно добиться. 4. У подростка выражено противоречие между богатством желаний и ограниченностью сил. Отсюда множественность и непостоянство увлечений. Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность. 5. В подростке сочетаются романтическая восторженность и грубые выходки, восхищение красотой и ироническое отношение к ней.

В.А. Сухомлинский предлагал школьникам такие формы самовыражения, как литературное творчество, сочинение сказок, поучительных историй («Павлышские сказки»). Он видел и понимал невозможность реализации задач нравственного воспитания подростков без приобщения их к самостоятельному творчеству и развития их фантазии. Следует добавить и то, что подростковая стадия в развитии индивида, по С.Холлу, соответствует эпохе романтизма в истории человечества и воспроизводит эпоху хаоса, когда природные устремления человека сталкиваются с требованиями социальной жизни. Отсюда и противоречивость поведения подростка.

Таким образом, подростковый возраст имеет огромный потенциал для развития творческой активности, но очень болезненно воспринимает малейшее ущемление своей личности. В этом одна из возможных причин большей успешности арт-студий учреждений культуры перед объединениями в системе дополнительного образования.

Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу же происходит изменения и в структуре досуга. Увеличивается количество свободного времени. Отдельными исследователями это рассматривается как одна из тенденций современного цивилизационного развития, как одна из новых возможностей для сохранения через досуг (хобби) своей культурной идентичности. К сожалению, не всегда увеличение свободного времени приводит к обогащению досуга. Если подросток не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры. В первую очередь это_ сказывается на отсутствии творчества, репродуктивном характере деятельности подростков, упадке интереса к получению новых знаний.

В наше время запросы и интересы детей и подростков непрерывно меняются и растут, усложняется и структура их досуга. Журнал «Социс» в 2003 г. проводил исследования предпочтений подростков 12-15 лет и городской молодежи на примере г. Зеленограда и г. Жуковского. Сводные данные представлены в таблице № 1.

Организационно-методические условия совершенствования процесса развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры

Диагностика завершается тщательным анализом результатов обследования, который позволит наиболее эффективно скорректировать цели, задачи и методику реализации образовательной программы арт-студии. Именно на этом этапе становятся явными просчеты и недоработки. Очень важно не напугать молодых педагогов трудностями, но спокойно показать им пути разрешения проблем, предложить варианты методической литературы, организовать консультацию с психологом.

Практика эксперимента показала, что наибольшей проблемой у молодых педагогов арт-студий с небольшим стажем является перегрузка занятия фактическим материалом, неумение отобрать главное, объединить в целостный методический сплав изученные технологии, тренинги, игры и большой объем образовательного материала. Умение отбирать главное приходит со временем. Однако аттестация участников педагогического эксперимента показала, что занятия арт-студий с использованием синтеза и интеграции искусств наиболее эффективны как для освоения образовательной программы арт-студий, так и для органичного включения диагностических методик. Таким образом, еще раз косвенно были подтверждены результаты эксперимента: принципы подготовки руководителей арт-студий, предлагаемая нами модель в целом способствуют эффективной профессиональной адаптации педагогов, а организация занятий с использованием интеграции" искусств помогает объединить задачи реализации образовательной программы арт-студий и диагностики ее выполнения, что представляет основную трудность для многих руководителей арт-студий, которые по первому или базовому образованию не являются профессиональными педагогами, а имеют дипломы художников, дизайнеров, искусствоведов или аналогичных специальностей. Алгоритмы действий, данные в качестве образца на курсах повышения квалификации, помогают таким специалистам адаптироваться в профессии педагога искусства, активно применить свой личностный потенциал и багаж знаний с минимальным риском психологических и методологических кризисов, выявлять свой творческий потенциал и способствовать формированию творческой активности участников арт-студий.

В идеале руководитель арт-студий должен постоянно вести мониторинг образовательного и воспитательного процесса. Для педагога это, с одной стороны, становится потребностью, с другой - способствует развитию сферы мотиваций профессионального совершенствования. Каждое занятие может «высвечивать» один или группу параметров и давать представление о текущих проблемах, освещать одну из сторон процесса. Фиксация результатов диагностики здесь желательна, но не обязательна. Однако остается необходимым и регулярный мониторинг выполнения образовательной программы с жесткой фиксацией результатов по комплексу отобранных заранее параметров.

Мониторинг качества образовательного процесса должен носить интегративный характер, поскольку он является основой многостороннего педагогического диалога. И здесь равно важны как административные, организационно-педагогические формы текущего контроля (совещания, семинары, контроль и учет ведения документации), так и различные формы диагностики обученности, проверки знаний и художественных умений, в том числе и анализ творческих достижений участников арт-студий.

Основной воспитательной задачей современной педагогики является воспитание в детях самостоятельности в принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие способности к самовоспитанию, саморегулированию отношений. Это невозможно без активного участия семьи в работе арт-студии. Необходимо всемерно развивать различные формы работы с родителями и использования в работе арт-студии семейного воспитания. Чрезвычайно важна при этом культура педагогического диалога «взрослый-ребенок» и «взрослый-взрослый» (И.И.Родак, 164; Г.К.Селевко, 176; Г.Б.Скок, 180; Е.В.Тяглова, 194; Н.Н.Ярошенко, 216). Для формирования этой культуры самому педагогу следует научиться рефлексии, освоить самоанализ как обязательный метод педагогической деятельности и самоконтроля.

Анализ итогов творческой деятельности учащихся арт-студии используется как дополнительный метод определения эффективности подготовки руководителей детских творческих объединений. Это один из самых важных факторов эффективности, однако важное значение имеют и психологическая атмосфера работы, и общий уровень получаемых знаний и умений, и личностный диалог, и реализация на занятиях принципа диалога культур. Если высокие творческие показатели — итог экстенсивной работы, то они долго не продержатся и будут «выведены на чистую воду» другими показателями: текучестью состава арт-студии, отсутствием атмосферы творчества, угнетенным психологическим состоянием учащихся.

Например, многочисленные рисуночные методики (рисунки семьи, человека, друга, школы, дома, дерева, неизвестного зверя) .обычно используют как инструмент диагностики интеллектуальной сферы, эмоциональных и личностных особенностей и детей, и взрослых. Важно подчеркнуть, что чаще всего для правильной интерпретации рисунка необходимо наблюдение за процессом его создания, а иногда необходимы и комментарии автора рисунка. Однако если перед нами предстают итоги творческих работ изостудии для начальных классов на тему «сказка» с замкнутой композицией и в напряженных темно-багрово-оранжевых тонах, то следует внимательно просмотреть и работы на другие темы, проверяя, является это случайностью, или личность преподавателя слишком сильно доминирует над одаренностью детей, провоцируя внутреннее напряжение и угнетенное состояние.

Комплекс диагностики эффективности предлагаемой модели подготовки руководителей арт-студии был разработан, усовершенствован по ходу педагогического эксперимента и проверен не только на студентах и слушателях курсов повышения квалификации, но и на примерах текущих проверок и аттестации деятельности арт-студий в учреждениях дополнительного образования Московской области.

Совершенствование процесса повышения социально-культурной квалификации руководителей детских и подростковых арт студий

В.А.Ясвин в исследованиях способов повышения эффективности современной образовательной среды (217) приводит примеры гуманитаризации образовательной среды через расширение культурного контекста образования и использование ресурсного подхода к обучению. Американский педагог и исследователь М.Ноулз (143, с.67-68), учитывая объективные изменения современной образовательной среды в целом и педагогического образования в частности, а также достижения различных наук, понимание роли человека в своей жизнедеятельности, сформулировал следующие принципиальные различия между взрослым и невзрослым человеком в понимании и достижении целей процесса обучения. 1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения (потому он не должен рассматриваться как обучаемый). 2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым. 3. Взрослый обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения как его самого, так и его коллег. 4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели. 5. Взрослый рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств. 6. Учебная деятельность обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения. 7. Процесс обучения взрослого организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах: диагностики, планирования, реализации, оценивания и, в определенной мере, коррекции.

Эти пункты проясняют специфику современного педагогического образования. На курсы переподготовки и для получения второго высшего (профильного) образования, кто собирается немедленно реализовывать и применять полученные знания и методики. На курсы повышения квалификации и для получения второго высшего образования приходят те, кому необходим новый опыт в сфере их практической деятельности. Это и определяет сферу высокой мотивации обучающихся.

На базе этих основных положений и предлагается стоить деятельность по обучению руководителей арт-студий, главными характеристиками которой являются активная, ведущая роль обучающегося в построении и осуществлении программы обучения, с одной стороны, и совместная деятельность обучающегося и обучающего, с другой. Это определяет и воспитательные аспекты процесса - формирование активной позиции, реалистических ценностных ориентации.

При этом очень важно достичь того, чтобы атмосфера обучения была основанной на взаимном уважении, совместной работе, при поддержке и ответственности всех участников учебной деятельности. Определяющим при этом являются взаимоотношения между обучающим и обучающимися, педагогический диалог, который возможен только при равноправии собеседников перед новой информацией. Однако это возможно реализовать при двух условиях: наличии достаточно богатого жизненного опыта и высокого самосознания обучающихся (студентов).

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности, органического единства нравственного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания детей и подростков достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная, противоречивая жизнь. Творческая атмосфера арт-студии всегда внутренне противоречива. Творческие по натуре, талантливые подростки часто сложны в общении, замкнуты, не всегда вежливы. Руководителю студии следует создавать атмосферу диалога, доверия, стимула к творчеству. Нравственность в подобном варианте формируется в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы, воля, умение владеть собой.

Нравственное воспитание младших подростков должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Именно поэтому студийные формы досуга, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизни, обрести чувство личной ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.

Перед учреждениями культуры ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активному, деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самим собой и др.)

Современная система художественного образования характеризуется последовательной гуманитаризацией образовательной среды (особо можно подчеркнуть гуманистическую направленность социально-культурной деятельности), универсализацией подходов к рассмотрению культуры и преподаванию искусства. Основной воспитательной задачей современной педагогики является воспитание в детях самостоятельности в принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие способности к самовоспитанию, саморегулированию отношений. Для формирования этой кульзтуры и самому педагогу следует научиться рефлексии, освоить самоанализ как метод педагогической деятельности. Именно в этом случае позиция педагога, руководителя арт-студии, является оптимальной для создания атмосферы, формирующей творческую активность участников арт-студии.

Похожие диссертации на Организационно-педагогические условия развития творческой активности участников детских и подростковых арт-студий в учреждениях культуры