Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии Козловский Валерий Иванович

Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии
<
Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Козловский Валерий Иванович. Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 : Москва, 1998 169 c. РГБ ОД, 61:98-13/413-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы творческого развития личности в системе "театр-студия" 15-81

1. Специфика творческого развития детей и подростков средствами театрального искусства 16-41

2. Школьный театр-студия как объект социально-педагогического исследования 41-61

3. Функции современного школьного театра-студии 61-81

Глава II. Методика реализации педагогических условий в творческом развитии участников школьного театра-студии 82-148

1. Реализация концепции образовательного комплекса "Театр-студия" во внешкольной работе и системе дополнительного образования 82-110

2. Значение игровой импровизации в творческом развитии участников школьного театра-студии 110-129

3. Влияние личности режиссера-педагога на творческое развитие участников театра-студии 129-148

Заключение 149-159

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования педагогических условий творческого развития детей и подростков обусловлена объективными предпосылками возрождения российской культуры, преодолением отчуждения подрастающего поколения от культуры, творчества, общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров.

Социокультурная ситуация в обществе сопряжена с весьма острой проблемой совершенствования художественного воспитания

молодежи и ее духовного становления. Длительный разрыв процессов образования и культуры отрицательно сказался на качественной эволюции школьного самодеятельного театра и возможностях его активного воздействия на творческое развитие детей и подростков.

Тенденция остаточного принципа планирования культуры приводящая к хронической нехватке средств, материальных условий и кадров для художественно-эстетического воспитания детей и подростков, формировала так называемую "остаточную психологию", в соответствии с которой приобщение школьников к самодеятельному театру считалось ненужной роскошью, пустым развлечением, неоправданной тратой времени и сил. В результате широкие возможности театрального искусства в духовном воспитании и культурно-художественной социализации личности ребенка в большинстве российских школ продолжают оставаться по существу не востребованными и не используемыми. За последние годы в России значительно возрос удельный вес детской преступности. Особую тревогу вызывает возрастающая тенденция пристрастия детей и подростков к пьянству, таксомании и наркомании.

Современное общество все острее начинает понимать, что дети и подростки должны быстро становиться активными гражданами

страны. Без серьезного переосмысления роли и места детей и подростков в социальных процессах и создания им педагогических условий для этого общество не сможет улучшить систему художественного воспитания подрастающей смены.

Конкретным научным и практическим вкладом в решение этой проблемы является создание педагогических условий творческого развития участников школьного театра-студии. Эти обстоятельства и обуславливают выбор темы данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния проблемы позволяет констатировать, что формирование творческого развития личности посвящены труды многих отечественных исследователей - философов, педагогов, психологов, социологов, культурологов. Среди них особый интерес представляют работы по психологии творчества и развития творческих способностей личности В.Ф. Баски-на, Л.С. Выготского, О.И. Никифоровой, С.Л. Рубинштейна, В.М. Теплова, П.М. Якобсона и др.

Педагогические аспекты творчески развивающих возможностей отдельных видов и жанров самодеятельности раскрыты в работах В.В. Белозерцева, О.Е. Виноградовой, С.Ф. Жунусовой, B.C. Кузина, Г.А. Опарина, А.И. Стороженко и др.

Важный блок в изучении механизмов воздействия театрального искусства на духовный мир личности представлен работами искусствоведов А.А. Казимирова, В.Д. Данченко, Д.П. Вайгрускайте и др.; театральных практиков А.Д. Попова, О.Н. Ефремова, Б.А. Покровского, Г.А. Товстоногова, А.Н. Эфроса, М.В. Захарова и др.; философов, рассматривающих любительский театр как одну из важнейших форм народной художественной культуры Н.Г. Рузаев, Н.В. Гармиза, С.А. Наумов, Н.Н. Гудимов, О.В. Землянская и др.

Значительное число исследований связано с педагогическими аспектами проблемы. Воспитанием и формированием личности участников студийных коллективов занимались В.А. Богатырев и В.А. Тришин, воспитанием культуры поведения подростков и педагогическим руководством деятельностью участников подросткового любительского театра В.И. Белов, В.И. Плотник, Т.В. Лаврова и др., формированием личности режиссера-педагога театральной студии В.П. Савина, Е.Г. Нефедов и др.

В специальной литературе получили научное обоснование различные критерии творческой активности личности в условиях самодеятельного театрального коллектива в трудах А.И. Аверьянова, Н.Ш. Владимировой, Е.В. Кадула, B.C. Казаринова, Г.И. Маленкович, Л.М. Петровой, В.И. Плоткиной, А.Н. Сердюка, П.А. Слижиковой, Е.И. Смирновой, М.М. Шибаевой и др.

Тем не менее, проблема влияния школьного театра на творческое развитие детей и подростков остается мало разработанной в педагогической науке. Исследователи практически не обращались к изучению педагогических условий творческого развития деятельности участников школьного театра-студии, выявлению социальных детерминант творческого процесса а детском театральном коллективе. Отсутствие методических рекомендаций для школьных театров не способствует решению данной научной проблемы.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность темы исследования диссертант избрал объектом исследования - руководители и участники школьных театров-студий, а предметом - педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии.

Цель исследования: выявление педагогических условий творческого развития детей - участников школьного театра-студии в процессе его деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и специфику самодеятельного школьного театра-студии как социально-педагогического явления влияющего на творческое развитие учащихся.

2. Рассмотреть художественно-педагогические условия обеспечивающие эффективность творческого развития детей и подростков.

3. На основе целостной авторской программы экспериментальным путем проверить эффективность воздействия школьного театра-студии на развитие творческих способностей детей и подростков.

4. Разработать научно обоснованную методику творческого развития участников театра-студии включающую систему заданий и упражнений, обеспечивающую активизацию творческого поиска у учащихся в процессе создания спектакля.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективность творческого развития участников школьного театра-студии может быть достигнута на основе тесного взаимодействия трех ведущих компонентов учебно-творческого процесса, функционирования технологии как целостного процесса и творческих отношений с окружающим социумом.

Базами исследования: экспериментальные - юношеские театры-студии на базе общеобразовательной школы и Дома культуры Яхромского совхоза-техникума Дмитровского района Московской области. Контрольные - школа № 4 гор. Долгопрудного и школа № 9 гор. Жуковского Московской области.

Теоретико-методологической основой диссертации явились идеи о творческом развитии личности, социальной детерминации ее развития, роли активной деятельности в ее личностном самоопределении и формировании, в основе методологии исследования находились положения педагогики и психологии творчества, театральной педагогики, эстетического воспитания, культурно-досуговой деятельности, современные концепции художественно-творческого развития личности школьника в условиях школы-студии.

Методы исследования. Выбор комплекса психолого- педагогических методов определялся целями и задачами диссертации. В работе использовались методы теоретического анализа и синтеза; моделирование; эмпирические методы: опытно-экспериментальные, тестирование, анализ документов, библиографический метод, наблюдение, анкетирование, опрос, статистическая обработка данных. Диссертантом использовались и такие методы как:

- теоретический анализ литературных источников по проблемам творческого развития участников самодеятельных коллективов и методики работы специалистов - руководителей самодеятельного детского театра;

- анализ нормативных документов, связанных с организацией и содержанием внеклассной работы в общеобразовательных школах системы народного образования;

- анализ учебно-творческих планов самодеятельных школьных театров-студий Москвы, Московской области и других регионов;

- изучение и обобщение опыта внеклассной учебно-творческой работы учащихся альтернативных средних учебных заведений.

- наблюдения за творческим развитием участников самодеятельного театрального коллектива в процессе подготовки и реализации постановочных работ;

- беседы и интервью с экспертами, коллегами по профессии -режиссерами детских театров и театральных групп;

- опытно-экспериментальная работа.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 1977 - 1997 годов, в четыре этапа, в процессе которых диссертант как режиссер-педагог, руководитель детской театральной студии, преподаватель Московского государственного университета культуры проводил целенаправленное исследование изучая реальное состояние и процесс творческого развития участников школьного театра-студии.

На первом этапе (1977 - 1985 гг.) - предусматривалось изучение и анализ философской, психологической, социологической, педагогической, культурологической литературы с целью теоретического анализа литературных источников, изучение документальных материалов.

На этом этапе происходила разработка программы, что обусловило необходимость использования комплекса методов, предусматривающего последовательное сочетание изучения теория и практики творческого развития детей - участников школьного театра-студии, проведением социально-педагогического эксперимента. Под руководством и при участии диссертанта были отработаны 9 экспериментальных площадок - общеобразовательных школ, школ искусств, центров детского творчества и клубных учреждений, определен состав исследовательской группы из числа сотрудников этих учреждений, разработана модель учебно-творческого процесса для школьного театра студии, включающего цикл активных творчески развивающих занятии с детьми и подростками.

На втором этапе (1986 - 1989 гг.) изучалось состояние внекласс « ной раооты в школьных учреждениях, предпринят анализ социально-педагогических характеристик школьных театров-студий, опыта учебно-творческой работы в них, их взаимодействия с внешкольными, культурно-досуговыми учреждениями, исследовалась специальная литература по широкому кругу вопросов, относящихся к проблеме.

\J» v

На третьем, формирующем этапе (1990 - 1994 гг.) проводилась коррекция опытно-поисковой работы на экспериментальных площадках, разработан первичный вариант концепции и программы школьного театра-студии, изучались различные формы интеграции учебно v творческой сценической деятельности детей и подростков с другими видами внеклассной работы, проводился поиск путей и способов включения творческих работ учащихся в широкий контекст учебных и

досуговых занятии.

VJ#

На четвертом, завершающем этапе (1995 - 1997 гг.) была разработана альтернативная модель самодеятельного школьного театра студии, отслеживались уровни готовности студийцев к выполнению функциональных обязанностей в процессе творческой деятельности над спектаклем, разработаны предложения по использованию способов экономического выживания школьных театров в условиях современного рынка в целях сохранения их как центров сценического творчества учащихся младших и средних классов. Уточнялся и дорабатывался вариант концепции современного театра-студии как эффективной формы, оказывающей интегративное воздействие на развитие художественно-творческих способностей детей и подростков. В рамках исследования был осуществлен эксперимент, в котором участвовало 26 руководителей самодеятельных театральных коллективов и 250 детей от 12 до 16 лет. Основная смысловая нагрузка эксперимента легла на разработку творческого развития личности подростка в школьном театре-студии на основе мотивационного компонента. В процессе эксперимента было решено сделать акцент на динамических характеристиках этого процесса. Динамический подход позволил выявить качественные изменения личности в ходе подготовки и показа спектакля.

v В 1997 году подводились окончательные итоги исследования. Уточнялись основные выводы и практические рекомендации, осу ществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работы; сформулированы теоретическая новизна, практическая значимость и положения диссертации выносимые на защиту.

Достоверность исследования обеспечивалось использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, организацией экспериментально-опытной работы, мнением экспертных групп, достаточностью полноценного количественного материала. Репрезентативность эмпирического материала и относительно равные возможности экспериментальных и контрольных баз позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных, что подтверждается поведением широкомасштабного эксперимента, длительностью научного поиска, адекватностью методики его целям и задачам, репрезентативность выборки, многократной экспертизой поэтапных итогов опытно-экспериментальной работы, в которой участвовали ведущие специалисты Москвы и области.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что в первые были исследованы педагогические условия творческого развития детей и подростков на основе разработанной и реализованной в социальном контексте модели современного школьного театра-студии.

В процессе исследования научно-теоретических предпосылок детского театра-студии как средства творческого развития его участников в рамках общей системы внеклассной работы и системы дополнительного образования обосновывается концепция создания школьного театра-студии как приоритетной сферы раскрытия творческого потенциала учащихся.

Раскрыта сущность и специфика самодеятельного школьного театра-студии, как социально-педагогического явления влияющего на творческое развитие учащихся.

Рассмотрены педагогические условия обеспечивающие эффективность творческого развития детей и подростков.

Выявлена эффективность методов и приемов воздействия школьного театра-студии на развитие творческих способностей детей и подростков, способствующих приобщению их к изучению, возрождению и развитию контактов с окружающей социальной средой, а также обобщены теоретические положения технологии использования педагогических условий в деятельности режиссера-педагога школьного театра-студии.

Разработана научно-обоснованная методика творческого развития участников школьного театра-студии, включающая систему заданий и упражнений и обеспечивающая активизацию творческого поиска детей в процессе создания спектакля.

Практическая значимость исследования состоит в реализации педагогически обоснованной модели современного школьного театра-студии, обеспечивающей наиболее оптимальные условия для развития творческих способностей детей и подростков, в разработке диагностического инструментария, методических рекомендации для режиссеров-педагогов школьных театральных коллективов.

Полученные в ходе исследования материалы используются в учебном процессе вузов культуры и колледжей культуры, в учебных дисциплинах "Режиссура и мастерство актера" и "Работа с детьми и подростками".

Апробация работы осуществлялась посредством:

- опубликования результатов исследования в печати;

- выступления на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах по проблемам художественно-эстетического воспитания учащихся в школе и в семье, на научных сессиях ВНИКа "Школа-микрорайон" Госкомитета СССР по народному образованию и АПН СССР (1989- 1991 гг.);

- разработке и апробировании курса лекций и практических занятий по режиссуре детского театра в Московском государственном университете культуры (1988 -1997 гг.), в Московском областном колледже культуры и искусства (1987 - 1992 гг.), на курсах повышения квалификации Московского областного комитета по культуре.

На защиту выносятся следующие положения:

- личность ребенка в творческом плане характеризуется не отдельными свойствами памяти, воображения, фантазии, воли и другое, а целостными качествами, образующимися в результате взаимодей v ствия ее сторон, компонентов, связей;

- суть научной концепции деятельностного подхода к созданию педагогических условий творческого развития участников школьного театра-студии состоит в научно обоснованном и осознанном конструировании учебно-творческого процесса, который позволяет моделировать предметную деятельность выделяя феномены порождающие действия активизирующие личность;

- сущность творческого развития участников школьного театра-студии как интегрального качества личности состоит в синтезе профессионализма педагога-режиссера, его творческой неповторимости,

высокой духовности и включает взаимосвязанные между собой педагогическую, организаторскую, творческую деятельность;

- педагогическими условиями творческого развития участников школьного театра-студии, помимо выше указанных, является учет теоретических положений разработанной концепции в сочетании с реализацией общих требований технологического процесса: преемственность и взаимосвязь деятельности театра-студии со школьными занятиями; накопление в процессе обучения учащихся в театре-студии опыта творческой деятельности, коррекции основных компонентов мастерства на всех этапах;

- условиями обеспечивающими эффективность творческого развития личности участника школьного театра-студии является; соответствие личностных ориентации учащихся социокультурным потребностям школы, организация непрерывного процесса творческой подготовки на всех этапах; наличие максимально насыщенного компонента содержания образования; возможность творческой самореализации будущих специалистов непосредственно в школе в работе с самодеятельными исполнителями.

Цели и задачи, логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе последовательно раскрываются теоретико-педагогические основы творческого развития детей и подростков средствами театрального искусства; обосновывается научная концепция школьного театра-студии как центра творческого развития детей и подростков, рассматриваются возможности школьного театра, способствующие формированию и закреплению творческих умений и навыков у участников школьного театра-студии. Во второй главе анализируется процесс реализации разработанной диссертантом опытно-экспериментальной программы, излагаются основные принципы, на которых строится творческая деятельность участников школьного театра-студии.

Специфика творческого развития детей и подростков средствами театрального искусства

Формирование творческой личности, рассматриваемое в современной литературе как наиболее общее педагогическое явление, издавна является предметом возрастающего внимания философов, педагогов, психологов, социологов, культурологов. Содержанием этого процесса является формирование и активация творческих способностей личности в ходе взаимодействия с различными факторами среды. В специальной литературе получили научное обоснование такие показатели творческого развития личности в условиях самодеятельного коллектива, как наличие самостоятельности, инициативы в решении творческих задач (Т.И. Бакланова), привнесение новизны оригинальности (В.Г. Кузнецов), расширение системы культурных ценностей (В.В. Савельев) и другие. Однако некоторые исследователи не считают необходимым проводить строгую дифференциацию понятий

активности и деятельности, творческой активности и творческой деятельности. Другие отождествляют творческую активность с потребностями и способностями личности.

Так или иначе, проблема развития творческих способностей ребенка в условиях самодеятельного школьного театрального коллектива не исследована должным образом до конца. Анализом практического опыта работы школьных театральных коллективов, изучением их программ и планов, творческих работ и самооценки их участников установлено, что содержание учебно-творческой деятельности в школьных театральных студиях, приобщение занятых в них детей и подростков к духовно-нравственным ценностям театра зачастую не отвечают современным требованиям творческого развития личности школьника,

Социально-педагогические аспекты проблемы использования самодеятельного школьного театра-студии в творческом развитии его участников до сих пор затрагивались фрагментарно. Неисследованными остаются многие проблемы творческого развития детей, самореализации их творческих способностей в коллективе самодеятельного школьного театра-студии. Прежде всего, процесс работы самодеятельного театра-студии как составной части школьного социума не рассматривается как целостный.

Взаимоотношения театра и детской аудитории в наши дни являются сложными и неоднозначными. Проблемы этих взаимоотношений не замкнуты на сугубо театральных, эстетических процессах. Они гораздо шире, поскольку связаны в целом с ролью театрального искусства в структуре интересов подрастающего поколения. Научный анализ показывает, что театральное искусство органично вписывается в социальный контекст бытия детей и подростков, в их среду, в си-стему их профессионально-познавательных интересов и предпочтений, досуговых форм.

Исследователи обращают внимание на неравномерность приобщения детей и подростков к разным видам искусства. Наиболее преимущественный интерес у них, как установлено, проявляется к трем видам искусства: музыке, литературе, театру. Причем, если в 5 - 6 классах на первое место выходит музыка, то в 8 - 11 классах - театр. Литература на протяжении шести лет занимает весьма устойчивое положение вплотную за лидирующим искусством, сначала - вслед за музыкой, потом - за театром2.

Круг проблем, функционирования системы "театр-студия ", тесно связан со всей духовной, эстетической структурой личности, которая находится в процессе своего формирования и потому остается исключительно мобильной в своем становлении.

Становление участника школьного театрального коллектива студии диссертант рассматривает прежде всего как процесс художественного воспитания и творческого развития личности. Театр в этом отношении демонстрирует весьма широкий и перспективный спектр своих возможностей в решении проблемы эстетического воспитания детей. Вот почему, на наш взгляд, необходимо определить специфическое, неповторимое место театра среди других видов искусства с точки зрения воздействия на творческое развитие личности ребенка.

В этом смысле является закономерным, что театральное искусство необходимо поднять на уровень его художественно-эстетического потенциала в условиях нынешнего весьма интенсивного "отчуждения" подростка от театра.

Школьный театр-студия как объект социально-педагогического исследования

Как показал проведенный анализ, творческое развитие и саморазвитие детей и подростков реализуется в различных микросредах. Применительно к школьному возрасту этими микросредами являются - семья, школа, клуб, объединение по интересам, круг друзей и знакомых и другие. Это обусловливает правомерность и целесообразность выделения в рамках общего процесса отдельных его сфер как самостоятельных в силу их специфики, в том числе и влияние семьи.

В каждой из этих сфер существует определенная структура социально-культурных институтов, как государственных, так и общественных, коммерческих, частных. С их помощью формируется специфическая социальная ситуация творческого развития личности, ее своеобразная психологическая позиция как объекта и субъекта собственной художественной деятельности и воспитания.

Система творческого развития личности ребенка и саморазвития как целостная совокупность взаимосвязанных, взаимозависящих и взаимодействующих элементов предполагает единую структуру, предусматривающую функционирование различных подсистем, социальных институтов.

Недооценка роли того или иного социального института, влияния тех или иных сфер жизнедеятельности как фактора творческого развития личности нарушает целостность, системность общественного воспитания. В частности, полное или частичное "выпадение" из педа готически управляемой системы ее внеучебной подсистемы, реализующейся в досуговое время, во внеклассной работе, в общении в семье и других сферах внешкольной среды, препятствует полноценной реализации возможностей современного общества для творческого развития личности школьника, сдерживает темпы и интенсивность реализации творческих способностей детей и подростков в школьном театре-студии.

Школа является социальным институтом, способным оказать мощное стимулирующее воздействие на формирование детских увле-чений театром. Но как свидетельствуют данные нашего и других исследований, в школьном учебно-воспитательном процессе, как правило, не используются богатые воспитательные и образовательные возможности театра-студии во всей его специфике. Кроме этого театр-студия не рассматривается как существенный фактор формирования личности ребенка.

Связь школы с театром-студией носит однобокий характер, подчас ограничивающийся иллюстративным добавлением к школьной программе. Полученные нами данные свидетельствуют, что в Москве и Московской области, насчитывается 34 образовательные школы, где имеется школьный театральный коллектив-студия или клуб любителей театра. Как правило, эти детские и подростковые школы-студии своим существованием обязаны энтузиазму педагогов, воспитанных в свое время на искренней любви к искусству театра-студии.

Между тем, модель творческого развития детей и подростков школьного возраста будет неполной без целенаправленной и планомерной работы по воспитанию у них не только пассивного, но и активного интереса к театральному искусству.

Наряду с государственными школьными и внешкольными учреждениями сегодня свои услуги в сфере базового и дополнительного образования предлагает множество частных, коммерческих учебных заведении, лицеев, гимназии, колледжей эстетического, в частности театрального, музыкального, хореографического профиля, а также детских центров искусств, фольклорных центров, театральных студий, театров-школ и других учреждении, имеющих ярко выраженную культурологическую направленность. Вопросы, связанные с созданием механизма, облегчающего организационно-методический процесс в этих образовательных структурах, безусловно требуют тщательного изучения и анализа.

Создание оптимальных педагогических условий творческого развития участников школьного театра-студии начинается с определения совокупности условий обеспечивающих целостное функционирование творческого развития детей и подростков.

Проведенный нами анализ учебно-репертуарного материала, используемого в ряде альтернативных структур культурологического, эстетического профиля, показывает, что он в значительной степени привносится педагогами из профессионального искусства, не отличается яркой самобытностью, не учитывает особенности юных участников этих коллективов. Более того, на занятиях нередко сталкиваешься с упрощенным, примитивным, а иногда и просто некорректным толкованием, трактовкой значительных явлении театрального искусства, прикладного творчества. Это неизбежно приводит не только к издержкам в творческом развитии ребенка, но и возникновению у него искаженного, представления о самой культуре, ее эталонах и идеалах, нормах и ценностях. Ребенок не в состоянии делать поправку на различного рода обстоятельства и причины - пусть даже объективные - недостаточного уровня представляемых ему культурных образцов. То, что ему предъявляют, он и воспринимает как эталон. Тот или иной художественный факт или художественную картину он либо отвергает, либо принимает как должное в том виде, в каком ему это представят.

Реализация концепции образовательного комплекса "Театр-студия" во внешкольной работе и системе дополнительного образования

В процессе исследования педагогических условий творческого развития участников школьного театра-студии в рамках эксперимента была разработана и реализована научная концепция "Театр-студия" в системе дополнительного образования.

В научной концепции "Театр-студия" в планы учебно- воспита-тельной работы обследованных диссертантом школ включается специальный раздел, предусматривающий ознакомление учащихся с театральным искусством (посещение театра, беседы о театре, организация театральной самодеятельности), обосновывалась необходимость проводить эту работу на каждой возрастной ступени. Подготовка школьного спектакля или коллективное посещение театра и различные виды последующей работы (подготовка обсуждений, конференций, выставок и т.д.) рассматривались как органическая часть плана общеобразовательной работы. На экспериментальных базах "приобщение" к театральному искусству непосредственно соединялось с планом уроков: в младших классах - по развитию речи, объяснительному чтению, рисованию; в средних и старших классах - по литературе, истории. В этих случаях учителя связывали работу в области искусства театра с решением конкретных образовательных и воспитательных задач названных учебных дисциплин (развитием мышления и речи, эмоционального восприятия литературных образов, исторических событий и др.

Как показал анализ опыта работы базовых школ, дирекция и учителя уделяют большое внимание последовательному обогащению учащихся театральными впечатлениями, начиная это делать уже в начальных классах или театрализованного представления материал учителя заранее знакомились с пьесами составляющими своего рода основной фонд репертуара детских театров. Естественно, что репертуар этот каждый год пополняется, расширяется, но знание основного направления развития репертуара в театре для детей позволял учителю лучше ориентироваться при выборе пьес для просмотра.

Для самых младших школьников знакомство с театром начинается со сказки. У подростков успехом пользуются героические и романтические сказки, раскрывающие образы народных героев; их беспредельную любовь к родине, душевное благородство, мужество, готовность пожертвовать собой ради счастья народа, красоту дружбы и юношеской любви.

Первостепенное значение в комплексе "Театр-студия" приобретает подготовка учащихся к восприятию спектакля.

Как показывают данные сила и глубина воздействия спектакля на учащихся зависит во многом и от того, насколько они подготовлены к его восприятию. Самый интересный и доступный пониманию детей и подростков спектакль может быть ими недостаточно эмоционально воспринят и осмыслен, если они, идя в театр, совсем не знают, что они идут смотреть, или, зная только название пьесы, уже заранее составили себе представление о спектакле и на просмотре не находят в нем того, что ожидали. На первом этапе 39% детей были удивлены или разочарованы, когда они, идя смотреть инсценировку хорошо знакомого произведения, не были предупреждены о том, что спектакль отличается от книги.

Особенно трудно детям воспринимать даже доступный им в целом спектакль, если в нем изображаются исторические события, быт, эпоха, о которых у них недостаточно четкие и конкретные знания. Нередко бывает трудно воспринять спектакль и потому, что понятные мысли, характеры и конфликты раскрыты в необычной, незнакомой для детей художественной форме, с помощью незнакомых художественных приемов.

Анализ практики, сравнение отзывов различных групп учащихся об одном и том же спектакле показывают, насколько глубже, тоньше, эмоциональнее бывает воспринят и осмыслен спектакль теми школьниками, которые были правильно подготовлены к просмотру. Интересно, что в этих случаях юные зрители нередко глубоко воспринимают даже такие спектакли, которые предназначались для более старшего возраста. Конечно, это не значит, что спектакль, на который дети попадают без всякой предварительной подготовки не может сильно захватить и увлечь их. Однако произведение сценического искусства в силу своих особенностей непременно требует от зрителя большой сосредоточенности и творческой активности, и поэтому "подготовка" к просмотру в той или иной форме и степени имеет очень большое значение, тем более тогда, когда речь идет о юном зрителе.

Поэтому в ходе эксперимента учащимся в течение года было предложено просмотреть хотя бы несколько спектаклей, специально отобранных учителем. Для того, чтобы дети как можно полнее и глубже восприняли каждый спектакль - его идейный смысл, художественное своеобразие, просмотр оставит свой след в памяти и сознании детей, и, может быть, в различные моменты жизни они не раз вспомнят о судьбе героя того или иного спектакля, и герой этот для одних станет добрым другом, советчиком, другим поможет понять совершенную ошибку, остановит от неверного шага, учитель проводил после спектакля аналитическую работу, связывая ее с решением многих воспитательных и образовательных задач.

Значение игровой импровизации в творческом развитии участников школьного театра-студии

Творческий потенциал самодеятельного школьного театра представляет собой довольно широкую совокупность организационно- методических принципов и сценических художественно- выразительных средств. На одном из них необходимо остановиться особо.

Объективной базой творческого развития детей и подростков в самодеятельном школьном театре-студии является игровой принцип.

Как известно, любой вид человеческой деятельности бифункционален. Он может осуществляться "всерьез", либо "проигрываться", моделироваться путем условного воспроизведения самого акта деятельности, независимо от его продукта. В последние годы появился целый ряд исследований, рассматривающих игровую деятельность человека с социально-педагогических позиций, анализирующих ее как категорию досуга и культурной самодеятельности (Е.И. Добринская, Т.О. Позднякова, Г.И. Камаева, А.И. Пряденин и др.). Основываясь на фундаментальных выводах Л.С. Выготского, развитых И.А. Гальпериным, А.В. Запорожцем, С.А. Рубинштейном, А.И. Леонтьевым, Д.В. Элькониным, современные педагоги и психологи рассматривают игру прежде всего как феномен воспитания не только детей, но и всех социально- демографических групп населения.

Игра справедливо рассматривается исследователями как вполне обозримое духовно-практическое действие, совершающееся в определенных границах места и времени, добровольно, и, как правило, вне сферы материальной пользы.31 Игровое действие сопровождается чувством подъема физических и душевных сил человека, доставляет ему настоящую радость и разрядку от повседневного напряжения.

В студийной работе с участниками самодеятельного школьного театра, спектаклях и театрализованных программах игровой принцип каждый раз воплощается по-своему, ситуативно.

Игра является наиболее универсальным феноменом досуга и основным инструментом театрализации в руках режиссера-педагога, постановщика спектаклей и театрализованных программ. Отличаясь совокупностью символов, она имеет глубокие социально- педагогиче-ские корни.

Чрезвычайно богатая и в то же время плохо изученная игровая деятельность подчинена определенным правилам. Значение игры в структуре досуга определяется ее оптимизирующим, тонизирующим и педагогическим эффектом. Она приносит разрядку, удовлетворяет потребность детей и подростков в интенсивном, эмоциональном общении, вырабатывает способность к саморегуляции, пластичности поведения, помогает компенсировать одностороннюю активность.

Благодаря использованию символов, игра весьма продуктивно моделирует познавательную, поведенческую активность, предваряя творчество. Будучи оптимальной по темпу, ритму, соотношению различных методик, эмоциональных и рациональных компонентов, игровая деятельность обладает высокой воспитательной эффективностью, служит способом перехода от отдыха к более сложным, конструктивным, просветительно-творческим формам досуга.

В последнее время мы является свидетелями определенного оживления интереса режиссеров-педагогов детских и подростковых театров-студий к игре, игровой деятельности. Не только в науке, деловом мире, но и в практике театрального самодеятельного творчества игровые формы получают все большее распространение.

Однако как показало наше исследование, реальная игровая культура взрослых и молодежи характеризуется пока довольно низким уровнем. Этим объясняется объективная необходимость не только дальнейших теоретических исследований, но и разработки практических рекомендаций и методик для организаторов игровой деятельности.

Похожие диссертации на Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии