Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра Тарасов Олег Владимирович

Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра
<
Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тарасов Олег Владимирович. Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05 Москва, 2005 221 с. РГБ ОД, 61:05-13/2692

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Становление и развитие научно-теоретических и ме тодических основ организации деятельности детского русского народного оркестра 20

1.1 Детский русский народный оркестр как вид музыкального коллективного исполнительства 20

1.2 Эволюция методики организации детского русского народного оркестра 39

1.3 Выявление возможности экстраполяции отдельных инновационных положений научных исследований в области педагогики художественного творчества на детское народное оркестровое музицирование 93

Глава 2 Совершенствование процесса организации деятельности современного детского русского народного оркестра 105

2.1 Перспективные направления развития основных компонентов педагогической и художественно-творческой среды детского русского народного оркестра 105

2.2 Реализация перспективных направлений развития детского русского народного оркестра в основных формах его организации 133

2.3 Интеграция педагогического потенциала учреждений культуры и дополнительного образования как наиболее перспективное направление повышения эффективности организации деятельности детского русского народного оркестра 155

Заключение 193

Приложения 197

Список использованной литературы

Введение к работе

За последнее десятилетие XX века произошли существенные изменения во всех сферах жизни российского общества. Коснулись они и той составной части социально-культурной среды, к которой относится детское коллективное исполнительство на русских народных инструментах. В настоящее время обострился целый комплекс проблем в данной области художественно-творческой деятельности, многие из которых тождественны проблемам образования и воспитания в целом. Успешное их разрешение может оказать позитивное влияние на процесс формирования у наших детей не только чисто профессиональных - музыкальных, но и лучших человеческих, в том числе гражданских качеств, содействуя тем самым успешной реализации таких общенациональных задач, как социализация и социальная адаптация подрастающего поколения.

Воспитательное значение детских русских народных оркестров заключается в приобщении достаточно широкого круга учащихся к русским и мировым музыкальным традициям. Данные коллективы являются той первой ступенькой в искусстве коллективной игры, через которую прошли многие поколения россиян, пополняя ряды не только профессионалов, но и любителей, почитателей народно-инструментального жанра.

Музыкальная общественность всё чаще высказывает озабоченность по поводу состояния детских русских народных оркестров, про -блема их сохранения и развития является достаточно актуальной. Под воздействием факторов социально-экономического порядка изменились условия, в которых осуществляют свою деятельность данные коллективы. Спад производства, финансовая нестабильность особенно негативно отразились на художественной самодеятельности в отраслевых дворцах, домах культуры и клубах.

Тревожные тенденции порождают цепочку смежных проблем, связанных с подготовкой и трудоустройством руководителей оркестров и ансамблей русских народных инструментов. Анализ предполагаемой сферы профессиональной деятельности выпускников учебных заведений, получающих данную специализацию, показывает, что наиболее вероятной областью практического приложения творческих сил и педагогических способностей молодых специалистов в настоящее время становятся детские коллективы системы дополнительного образования.

Государственная поддержка является гарантией определённой стабильности функционирования оркестров в таких учреждениях, относящихся к данной системе, как дворцы и центры детского (юношеского) творчества, детские музыкальные школы и школы искусств.

Вместе с тем необходимо констатировать, что современное состояние проблемы характеруется наличием в исследуемых нами музыкальных образованиях ряда непреодолённых препятствий на пути повышения эффективности организации педагогической и художественно-творческой деятельности. К таковым следует отнести: снижение уровня мотивации к занятиям коллективным музицированием на русских народных инструментах; влияние негативных факторов социального порядка, препятствующих выбору учащимся данного вида музыкального творчества; проявление непрофессионального подхода к обучению на различных видах инструментов оркестра; невыполнение методических установок, стимулирующих сбалансированное развитие сольных и оркестровых исполнительских навыков; необеспечение поэтапного перехода от индивидуальных форм обучения к коллективным и ряд других негативных проявлений.

Без всестороннего исследования, а также поиска наиболее рациональных путей преодоления данных проявлений, невозможно сдержать сохраняющуюся тенденцию сокращения численности детских русских народных оркестров и падения престижа их деятельности. Всё выше сказанное определяет актуальность настоящей работы. Степень научной разработанности проблемы

Различные вопросы развития жанра коллективного исполнительства на русских народных инструментах и в частности русских народных оркестров неоднократно поднимались в публикациях и диссертациях ряда исследователей. Его истории, становлению традиций в области инструментария, репертуара посвящены работы А.П.Агаджанова ( 2 ), О.А.Блоха ( 24 ), Д.И.Варламова (31), М.И.Имханицкого (66 - 68), А.С.Каргина (74-76 ), Н.А.Князева ( 84 ), Е.И. Максимова ( 93 - 100 ), А.Д.Полышшой ( 126 - 128 ), Н.И.Привалова ( 131 ). Определённый вклад в совершенствавание учебно-воспитательного процесса внесли труды С.А.Ермоловой ( 56 ), А.Н.Малюкова ( 101 ), А.Б.Позднякова ( 124, 125 ), Б.Д.Тихонова ( 148 - 150 ). Различные направления повышения эффективности подготовки руководителей-дирижёров народных оркестров исследованы в диссертациях А.Я.Винокура ( 33 ), И.Д.Дунаевой (51), Н.А.Егоровой ( 52 - 54 ).

Развитие методики организации самодеятельного русского народного оркестра можно проследить при анализе публикаций В.В.Андреева ( 10,11 ) П.И.Алексеева ( 3 ), В.Е.Авксентьева ( 1 ), В.Д.Глейхмана ( 40,41 ), А.В.Дорожкина ( 46, 47 ), В.П.Киприянова (77-82 ), Г.И.Куш-нера ( 86 ), В.Т.Насонова ( 105 ), В.С.Чунина ( 160 ). Но лишь немногочисленные работы адресованы непосредственно детскому коллективу, среди них: «Детский оркестр» А.В.Дорожкина, «Оркестр русских народных инструментов в музыкальной школе» А.Г. Друппа и С.Д. Сурмил-ло, «В помощь инструктору школьных оркестров народных инструментов» А.С. Илюхина, «Программа работы ансамбля песни и танца во внешкольных учреждениях» А.С. Ильина, «Школьный оркестр и его постановка» Г.П.Любимова, «Музыкальный момент» Н.А.Капишникова. Из данные до начала 90-тых годов прошлого столетия, эти труды не могли отразить существенные перемены, произошедшие за последнее десятилетие в интересующей нас части социально-культурной среды.

Характеризуя состояние методического обеспечения учебно-творческого процесса соответствующей литературой в настоящее время, необходимо отметить явную недостаточность пособий, в которых отражается современная ситуация и предлагаются адекватные ей конкретные установки и рекомендации, выполнение которых способствовало бы решению актуальных проблем детского русского народного оркестра.

Исходя из выше сказанного следует заключить, что современное состояние детских русских народных оркестров, требует специального всестороннего научного исследования. Недостаточной разработанностью проблемы как на методическом, так и научно-теоретическом уровнях был обусловлен выбор темы данной диссертации.

Цель исследования - обоснование и разработка инновационной модели организации учебно-творческого процесса современного детского русского народного оркестра, в результате использования которой возможно эффективное решение актуальных проблем в различных сферах деятельности коллективов данного вида и создание необходимых условий для успешного развития личности каждого участника.

Объект исследования - детский русский народный оркестр как художественно-образовательная структура.

Предмет исследования - организация учебно-творческого процесса детского русского народного оркестра.

Термин «организация» (французское - organisatio, производно от позднелатинского organizio - сообщаю стройный вид, устраиваю (141), применяется нами в следующих значениях: а) процесс упорядочения структуры объекта исследования, представляющего собой целостную систему, состоящую из взаимодействующих компонентов; б) совокупность действий, обеспечивающих совершенствование взаимосвязей между различными направлениями педагогической и художественно-творческой деятельности, а таю-же способствующих повышению эффективности образовательного процесса в каждом из них и системы в целом.

Гипотеза исследования основана на следующем предположении, согласно которому условия, необходимые для повышения педагогической эффективности организации объекта исследования, будет наиболее благоприятными, если:

- иновационные методики организации деятельности детских русских народных оркестров разрабатывать с учётом доминирующих тенденций в народно-инструментальном жанре, характеризующихся перманентным процессом профессионализации его академического направления;

- ориентировать руководителей на комплексное совершенствование форм и методов работы во всех сферах: организационной, учебно-подготовительной, воспитательно-образовательной, художественно-творческой;

- рассматривать художественно-творческий процесс детского русского народного оркестра в неразрывной связи с педагогическим и осуществлять его развитие в русле современных парадигм теории обучения и воспитания;

- осуществлять многогранную деятельность коллектива, опираясь на профессиональный опыт преподавателей-специалистов по обучению на всех видах инструментов оркестра;

- активнее содействовать взаимному использованию позитивного опыта между различными ( по формам организации ) коллективами данного направления. Развитие между ними интеграции предполагает воз никновение такой модели взаимодействия, при которой в единый учебный процесс будут вовлечены оркестры, базирующиеся в различных по своей направленности культурно-образовательных учреждениях, что может стать организационной основой для более успешного решения как профессионально-педагогических, так и художественно-творческих, просветительских задач.

Проблема, цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

а) обосновать и конкретизировать дефиницию понятия «детский русский народный оркестр», что позволит более чётко определить границы объекта исследования, выделить его в среде близких, похожих, но имеющих ряд принципиальных отличий инструментальных коллективов;

б) выявить наиболее общие тенденции на пути совершенствования методики организации деятельности русских народных оркестров, сохранить преемственность эволюционного принципа её развития при определении приоритетных направлений в решении современных проблем;

в) раскрыть современную проблематику детского оркестрового исполнительства на русских народных инструментах и, основываясь на результатах проведённого анализа эволюции принципов его организации, а также ряда диссертационных исследований, посвященных педагогике художественного творчества, определить перспективные направления развития методики организации различных сфер деятельности детского русского народного оркестра с учётом доминирующих в настоящий период положений педагогической науки;

г) систематизировать структуру и принципы деятельности современных детских русских народных оркестров, выявить основные формы их организации, а также присущие этим формам типичные негативные и L позитивные проявления;

д) обосновать и экспериментально доказать необходимость изуче ния и взаимного использования положительного опыта между различными (по формам организации) коллективами, а также целесообразность интегрирования в рамках единого учебно-творческого процесса педагогического потенциала учреждений культуры и дополнительного образования и создания, тем самым, новых форм организации деятельности детского русского народного оркестра, в условиях которых становится возможным более эффективное разрешение современных проблем;

е) определить детский русский народный оркестр как наиболее вероятную область практического приложения художественно-творческих и педагогических способностей выпускников учебных заведений, получающих специализацию руководителей оркестров и ансамблей русских народных инструментов.

Методологической основой исследования послужили исторически сложившиеся концепции отечественного образования, в становлении которых были положены идеи выдающихся русских педагогов -К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, В.А.Су-хомлинского.

При изучении взаимодействия и развития исследуемых явлений автор использовал отдельные положения и категории диалектической теории познания окружающего мира.

Существенное значение при становлении психолого-педагогических позиций автора диссертации имели научно-теоретические концепции и воззрения Б.Г.Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Н.К.Баклановой, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.А.Матюшкина, С.Л.Рубинштейна, П.В.Симонова, А.А.Смирнова, Н.Ф.Талызиной, Б.М.Теплова, Г.М.Цыпина.

Широко использовались научно-методические взгляды на процессы музыкального обучения и эстетического воспитания, изложенные в трудах Л.А.Баренбойма, Л.М.Гинзбурга, Г.Л.Ержемского, Д.Б.Кабалевского, А.В.Луначарского, Г. Г.Нейгауза.

Характер исследования потребовал изучения большого круга литературы в области искусствоведения, связанной с народно-инструментальной культурой, и осмысления музыкально-эстетических позиций таких авторов., как В.В.Андреев, А.А.Банин, В.М.Блок, К.А.Вертков, М.И.Имханицкий, В.П.Коломийцов, Е.И.Максимов, А.Б.Поздняков, А.Д.Полышша, В.Б.Попонов, Н.И.Привалов, Н.П.Фомин.

При изучении истории становления и развития методики организации деятельности русских народных оркестров автором диссертации были проанализированы принципиальные положения, содержащиеся в работах В.В.Андреева, В.Е.Авксентьева, П.И.Алексеева, В.Д.Глейхмана, А.В.Дорожкина, А.Г.Друппа, А.С.Илюхина, Н.А.Капишникова, А.С.Кар-гина, В.П.Киприянова, Г.И.Кушнера, Г.П.Любимова, В.Т.Насонова, Н.П.Фомина, В.С.Чунина.

При разработке сферы деятельности руководителя детского русского народного оркестра и анализе системы совершенствования подготовки данного специалиста в соответствующих учебных заведениях использовался опыт, изложенный в исследованиях Т.И.Баклановой, Д.И.Варламова, В.М.Гапоненко, Н.А.Дощечко, В.И.Закутского, Л.С.Зо-риловой, Ю.А.Лагутина, О.М.Нежинского, В.Я.Новоблаговещенского, В.М.Подуровского, А.А.Соловьёвой, В.И.Черниченко, В.М.Чижикова, О.Г.Щелкалиной.

Развитию автором социально-культурных аспектов деятельности детского русского народного оркестра и совершенствованию его взаимодействия с другими учебно-творческими структурами способствовали методологические подходы к организации различных направлений соци ально-культурной деятельности, нашедшие отражение в работах А.И. Арнольдова, А.В.Нестеренко, Э.И.Петровой, Б.Ф. Смирнова, К.И.Чи-жовой, С.А.Шароновой.

Базами исследования являлись детские русские оркестры г.Москвы: оркестр Дворца культуры и техники Первого государственного подшипникового завода ( в последствии - ДК АО «Московский подшипник»), оркестры ДМШ № 99 и ДМШ № 36, оркестр Ансамбля песни и танца им.В.Локтева Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества, оркестр Дворца творчества детей и молодёжи «Перово» Восточного административного округа, а также ряд других инструментальных коллективов г.Москвы.

Организация и методы исследования

Исследования проводились с 1985 по 2004 год и осуществлялись в несколько этапов.

Первый этап ( 1985-1994 годы ) представляет собой изучение, осмысление и поиск .решения практических проблем, связанных с организацией деятельности детских русских народных оркестров. Данный этап включает в себя как профессиональную деятельность диссертанта с указанными выше коллективами, так и консультирование руководителей детских русских народных оркестров по поручению Московского Дома народного творчества.

Второй этап (1995-1998 годы) был посвящен дальнейшему изучению научно-методического наследия и практическому воплощению наиболее актуальных положений в условиях художественно-педагогического процесса оркестров ДМШ №99 и Ансамбля песни и танца им.В.Локтева. Главной задачей являлось подтверждение перспективности методики взаимствования отдельных принципов учебно-творческой деятельности между различными по формам организации коллективами.

Содержанием третьего этапа (1998-2000 годы) стал теоретический анализ предмета исследования, проведённый в соответствии с осново-полагающими принципами педагогики и психологии, а также с учётом результатов ряда диссертационных исследований в области детского художественного творчества. Центральное место было отведено определению методов проведения педагогического эксперимента и его осуществлению. В качестве контрольных групп были определены: детский русский народный оркестр Дворца культуры и техники Первого государственного подшипникового завода ( в последствии - ДК и Т АО «Московский подшипник») и оркестр ДМШ № 36 г.Москвы. В качестве экспериментальной группы: сводный оркестр ДМШ № 99 и Дворца творчества молодёжи «Перово» Восточного административного округа г.Москвы.

Четвёртый этап (2001-2004 годы) представляет собой обобщение результатов исследования, анализ и обработку данных опытно-экспериментальной работы, оформление диссертации. Была проведена апробация и внедрение результатов исследования, подготовлены тезисы к научно-практическим конференциям, доклады и научные статьи по исследуемой проблеме.

На протяжении исследовательской работы, в зависимости от поставленных задач, использовались различные методы исследования:

- анализ историко-музыковедческой, психолого-педагогической, дирижёрско-методической литературы по теме диссертации;

- обобщение музыкально-педагогического опыта специалистов в области организации деятельности русских народных оркестров;

- обобщение 25-летнего опыта автора диссертации, накопленного в ходе профессиональной деятельности в качестве исполнителя и аранжировщика в Государственном академическом русском народном оркестре им.Н.П.Осипова; дирижёрско-педагогической в Московском го сударственном институте музыки им.А.Г.Шнитке, оркестрах Ансамбля песни и танца им.В.Локтева Московского городского дворца детского (юношеского) творчества, детской музыкальной школы №99 и Дворца творчества детей и молодёжи «Перово» Восточного административного округа г.Москвы;

-педагогическое наблюдение, педагогические беседы, анкетирование и интервьюирование, объектами которых являлись как участники оркестров, так и педагогический состав;

-сравнительный анализ, моделирование, педагогический эксперимент.

Результаты опытно-экспериментальной работы, их апробация и внедрение подтвердили перспективность и практическую целесообразность использования в современных условиях предлагаемых автором диссертации инноваций в организации деятельности детского русского народного оркестра, разработанных в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём:

1. Уточнена дефиниция понятия «детский русский народный оркестр», обосновано применение данной формулировки к одному из видов коллективного музицирования на русских народных инструментах, определены современные учебно-воспитательные, музыкально-эстетические критерии формирования инструментального состава и репертуара, учитывающие возрастные особенности учащихся.

2. Установлен эволюционный характер и выявлены основные тенденции развития методики организации деятельности детских русских народных оркестров, выражающиеся в таких проявлениях, как: расширение инструментальной базы; изменение критериев набора, отбора и распределения по группам участников оркестра в направлении утверждения принципов доступности ( демократизации ); пролонгирование учебно-подготовительного периода; усиление роли художественного творчества в репетиционном процессе, повышение внимания к факторам психологического порядка, влияющим на его эффективность; развитие интереса к свойствам личности учащегося, что требует корректировки и дифференсации педагогических требований и приёмов; постепенная переориентация приоритетов в образовании - с дидактических на воспитательные; утверждение репертуарной политики, нацеливающей на использование произведений, адресованных детскому коллективу и учитывающих его специфику; совершенствование как профессионально направленных, так и психолого-педагогических аспектов деятельности преподавательского состава.

3. Подтверждена целесообразность применения интегративного принципа не только в рамках одной учебно-творческой системы, которой является детский русский народный оркестр, но и между коллективами данного типа, функционирующими в различных по своей направленности образовательных учреждениях, выступающими, в таком случае, как компоненты единой, более крупной системы.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

1. Дано научное осмысление проблемы сохранения и развития детских русских народных оркестров в современной социально-культурной среде.

2. Определены учебно-воспитательные и музыкально-эстетические критерии, обуславливающие и отражающие эффективность различных сфер деятельности коллективов данного вида. К ним отнесены:

а) соответствие традиционному инструментальному составу, допускающее отдельные коррективы как временный компромисс;

б) формирование устойчивого интереса к занятиям, осуществляемое преимущественно в процессе освоения учащимся данного вида художественного творчества;

в) привлечение специалистов «узкого» профиля (дирижёр народного оркестра, преподаватели по классу домры, балалайки, баяна и др.) к образовательному процессу;

г) сочетание индивидуальных и коллективных форм в музыкально-теоретической и исполнительской подготовке учащегося, что обуславливает успешное освоение последним навыков, способствующих самостоятельному осмыслению и адекватному исполнению порученных ему оркестровых партий;

д) исполнительская готовность участников и оркестровых групп как результат направленной, заинтересованной деятельности всего педагогического коллектива;

е) интенсивность и качество выступлений, отмеченные общественностью и отражённые в лауреатских званиях, дипломах, грамотах, благодарственных письмах;

ж) динамика познавательного интереса учащихся к данной художественно-творческой деятельности.

3. На основе применения системного подхода к изучению объекта исследования была установлена устойчивая взаимозависимость между различными направлениями его деятельности, а также между формами организации этой деятельности и её содержательным компонентом.

4. Предложена классификация форм организации деятельности детского русского народного оркестра ( характеристики и особенности этих форм анализируются во 2-м параграфе 2-й главы диссертации ).

Практическая значимость исследования определяется тем, что: а) выявлены негативные и позитивные последствия, возникающие в результате использования той или иной формы организации детского рус ского народного оркестра; б) разработаны перспективные направления взаимодействия и совершенствования этих форм; предложена наиболее оптимальная, в современных условиях, модель организации детского русского народного оркестра, эффективность которой проверенна в результате эксперимента, осуществлённого в ходе профессиональной деятельности диссертанта. Применение данной модели позволит преодолеть целый комплекс проблем в учебно-творческом процессе коллективов, тождественных объекту нашего исследования. Положения и рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы как руководителями детских русских народных оркестров, так и преподавательским составом соответствующих учебных заведений в рамках лекционных курсов и дирижёрской практики. Направленность данного исследования нацеливает выпускников, получивших специализацию руководителя оркестра и ансамбля русских народных инструментов, на реальную возможность практического применения знаний, умений и навыков в процессе работы с детскими учебно-творческими коллективами. Детские русские народные оркестры в современной ситуации являются наиболее вероятной областью предстоящей профессиональной деятельности для молодых специалистов указанного профиля.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в процессе:

1. Выступлений на научно-практических конференциях и семинарах:

а) «Основные тенденции развития детских русских народных оркестров». Доклад на семинаре кафедры оркестрового дирижирования МГИМ им.А.Г.Шнитке,1999 год;

б) «Коллективное музицирование на русских народных инструментах. Проблемы формирования коллективов в ДМШ». Доклад и показ сводного оркестра русских народных инструментов ДМШ№ 99 и ДТМ «Перово» г.Москвы на педагогических чтениях методического кабинета по учебным заведениям культуры и искусств Москвы, 2000 год;

в) «Эволюция принципов организации педагогического процесса в рамках детского русского народного оркестра». Выступление на межвузовской научно-практической конференции «Детское музыкальное образование на рубеже веков», МГУКИ 2001 год.

г) «Проблемы эстетического воспитания учащихся в детском русском народном оркестре». Сообщение на «круглом столе» секции №4 Духовно-нравственный потенциал народной художественной культуры. Международная научно-практическая конференция «XXI век: духовно- нравственное и социальное здоровье человека», МГУКИ, 2001 год.

д) «Детский русский народный оркестр как объект профессиональной деятельности молодого специалиста». Доклад на научно-практической конференции «Наука и педагогика в учебном процессе» МГИМ им. А.Г.Шнитке, 2003 год.

е) «Оркестр русских народных инструментов в детской музыкальной школе. Особенности создания и развития». Сообщение на примере выступления сводного оркестра русских народных инструментов ДМШ № 99 и ДТМ «Перово» г.Москвы на педагогических чтениях методического кабинета по учебным заведениям культуры и искусств Москвы, 2004 год.

2. Участия в работе VI Всероссийского Конкурса юных исполнителей на русских народных инструментах,2002 год ( член инициативной группы ) и Московского фестиваля памяти М.П.Попова учащихся народных отделов ДМШ и ДШИ г.Москвы,2003год (член жюри ).

3. Подготовки и публикации тезисов и статей в сборниках Московского государственного университета культуры и искусств, Московского государственного института музыки им.А.Г.Шнитке, периодических изданиях.

4. Применения разработанных методических принципов в организации учебно-творческой деятельности детских русских народных оркестров г. Москвы: Ансамбля песни и танца им.В.Локтева, ДМШ № 99, Дворца творчества молодёжи «Перово», Центра детского и юношеского творчества « Строгино».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались: выбором методологической базы, основанной на широком круге научных психолого-педагогических, искусствоведческих, методических источников; их проверкой в ходе педагогического эксперимента и неоднократным апробированием. Дополнительным подтверждением достоверности результатов может служить общественное признание детских русских народных оркестров, руководимых автором диссертации ( присвоение коллективам званий лауреатов различных конкурсов, фестивалей, многочисленные выступления на лучших концертных площадках Москвы и за рубежом, благодарственные письма, отзывы прессы ).

Положения, выносимые на защиту:

1. Детский русский народный оркестр является частью национальной музыкальной культуры, представляя одно из направлений коллективного исполнительства на русских народных инструментах. Вместе с тем, следует признать условность предлагаемого термина при определении им явления действительности, адекватное объекту нашего исследования.

Диссертант акцентирует внимание на двух значениях данной формулировки. Первое - определяющее явление в целом ( все виды детских оркестров, в которых используются различные русские народные инструменты ), второе - отдельную его составляющую, в основу которой положены специфические принципы формирования инструментального состава, репертуарные традиции, методики обучения исполнительским навыкам и проведения репетиций, соответствующие академическому направлению жанра, основоположником которого принято считать Великорусский оркестр В.В.Андреева. Данное обстоятельство позволяет отнести детский русский народный оркестр к числу коллективов, в которых возможно осуществление педагогического процесса в условиях эстетически и нравственно полноценного художественного творчества, что обеспечивает его эффективность и перманентность в рамках онтогенеза личности.

2. Поскольку развитие методики организации деятельности детского русского народного оркестра носило эволюционный характер, дальнейшее её совершенствование должно осуществляться как с учётом устоявшихся художественных традиций данного жанра, так и в соответствии с доминирующими в настоящий период развития общества положениями педагогики и психологии.

3. Эффективность использования предлагаемой автором методики обусловлена: а) проведённым профессиографическим анализом проблем современного детского оркестрового музицирования на русских народных инструментах; б) разработкой с учётом результатов данного анализа инновационных подходов к организации различных сфер деятельности объекта исследования, в) определением оптимальных принципов их взаимодействия; г) экспериментальной проверкой предлагаемой модели организации детского русского народного оркестра, основанной на интеграции педагогического и творческого потенциала коллективов, отличающихся по своей направленности и базам организации; д) экстраполяцией и адаптацией отдельных положений ряда научных исследований в области детского художественного творчества в различные сферы детского русского народного оркестра.

4. Создание предлагаемой автором формы организации деятельности детского русского народного оркестра основано на понимании ди алектической взаимосвязи интересов отдельных его участников и коллектива в целом как педагогической системы, являющейся средой и условием для реализации личностных интересов. Разработанные инновационные подходы обеспечивают установление необходимого баланса между этими интересами, предоставляют возможность проявления и развития индивидуальных способностей каждого участника, воспитывая при этом понимание необходимости соблюдения единой для всех творческой дисциплины.

Цель и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, приложений и списка использованной литературы.

Детский русский народный оркестр как вид музыкального коллективного исполнительства

Определяя «детский русский народный оркестр» как объект исследования, следует конкретизировать значение данной формулировки. Это позволит более чётко определить сам объект исследования, выделить его в среде близких, похожих, но имеющих ряд принципиальных отличий музыкальных объединений.

Нередко в литературе и практике оркестры этого типа называют по-разному: «народный оркестр», «русский народный оркестр», «оркестр народных инструментов» и пр. С другой стороны, в ряде научных и методических работ в рамки понятия «Русский народный оркестр» включены оркестры разных видов, не только те, базой которых является домрово-балалаечный состав, но и такие, основу которых составляют гармоники, баяны, народные духовые инструменты (31, 97, 98 ). При определённой схожести проблем в процессах формирования и организации деятельности вышеназванных коллективов, каждый из них имеет свои особенности, связанные с различиями в инструментальном составе, в устоявшихся традициях методики обучения исполнительским навыкам, в определении приоритетных направлений репертуарной политики и т.д. В связи с этим возникает необходимость выяснить причины возникновения подобного многообразия определений и уточнить, какой именно оркестр является объектом нашего исследования.

Попробуем разрешить поставленную задачу, обратившись к истории развития жанра коллективного исполнительства на русских народных инструментах, и ответить на вопросы: каким образом сформировалось понятие «детский русский народный оркестр» и какое явление культуры следует определять этим понятием; любой ли детский оркестр, в состав которого входят русские народные инструменты, возможно отнести к объекту нашего исследования?

Коллективное исполнительство на русских народных инструментах как вид музицирования существовало на Руси издревле. Скоморохи - одни из первых его представителей. Но только с появлением в конце XIX и начале XX столетий оркестров и ансамблей, использующих тес-ситурные разновидности русских народных инструментов, можно говорить о постепенном формировании понятия «русский народный оркестр» в его современном значении.

Почему именно особенности инструментального состава мы выделяем как один из основных факторов, который послужил основой для возрождения уникального явления - национального оркестра русского народа?

Известно, и об этом пишут в своих трудах ряд исследователей, в том числе Е.И.Максимов и М.И.Имханицкий, что тесситурные разновидности балалайки и домры стали основой Великорусского оркестра В.В.Андреева; гармоники - Первого в России оркестра хроматических гармоник Н.И.Белобородова; гуслей - хора Гдовских гусляров О.У.Смоленского; владимирских рожков - хора Н.В Кондратьева; из четырёхструнных домр состоял Государственный оркестр старинных русских инструментов под управлением Г.П.Любимова. Одним из основных принципов формирования вышеназванных коллективов являлось стремление к однородности инструментального состава. Вероятно, на протяжении всей истории развития русской народной инструментальной традиции существовало множество смешанных коллективов, использовавших в своей практике различные, и не только народные, инструменты, но именно принцип инструментальной однородности явился основой для создания устойчивых музыкальных образований, положивших начало целым направлениям в рамках одного жанра. Он стал причиной унификации составов, позволившей создать оригинальную партитуру, репертуар и положить начало процессу академизации народного исполнительского искусства.

Современный русский народный оркестр не отличается единством инструментального состава, который, несмотря на это обстоятельство, в достаточной степени унифицирован. В нём используются как инструменты, положившие ранее начало вышеназванным направлениям, так и инструменты других народностей, и даже инструменты симфонического оркестра. Однако они представлены не в виде произвольной суммы, а определённым образом организованы. Принципы этой организации сформировались постепенно. Зародившись в конце XIX - начале XX веков, вышеупомянутые направления развивались как бы параллельно, сохраняя однородность состава и не прибегая к заимствованию инструментария, подчеркивая тем самым свою индивидуальность. Однако взаимопроникновение инструментов постепенно осуществлялось. Наиболее удачными оказались опыты В.В.Андреева. Постепенно именно в состав Великорусского оркестра органично влились гусли, свирели. Оркестр «андреевского» типа наиболее активно пополнялся инструментами ( гармониками, баянами, народными духовыми ), используемыми первоначально в других направлениях жанра. Со временем именно за ним закрепилась формулировка «русский народный оркестр» ( Русский Народный оркестр им. В.В.Андреева, Государственный академический Русский Народный оркестр им. Н.П.Осипова). Даже с появлением в его составе духовых и ударных инструментов симфонического оркестра название типа оркестра существенно не изменилось.

В процессе эволюции сформировалось два значения термина «русские народные оркестры», так стало определяться явление в целом -все виды оркестров, основу которых составляют различные народные инструменты ( каждый из этих видов имел своё особое название -«оркестр гармоник», «оркестр баянистов», «струнный оркестр» и др.), а также отдельная составляющая этого явления - оркестр, основу которого составляли тесситурные разновидности домры и балалайки с участием иных, не только народных инструментов.

Эволюция методики организации детского русского народного оркестра

История развития русского народного оркестра «андреевского» типа нашла своё отражение в многочисленных публикациях. 20 марта 1888 года принято считать его днём рождения. К сожалению, с подобной точностью факт появления первого детского оркестра данного типа автору настоящего исследования установить не удалось, в связи с этим следует говорить лишь о периоде зарождения таких коллективов.

Одно из первых документальных тому свидетельств мы находим в очерке В.П. Коломийцова «В.В.Андреев и его Великорусский оркестр» опубликованном в Санкт-Петербурге под инициалами В.К. ( 1909 год ). Автор пишет : « У нас уже существуют, например, детские оркестры в 20-30 человек. Один из таких оркестров, самому старшему члену кото -рого идёт всего 12-й год от рождения, исполняет наизусть репертуар из 45 пьес, и детей не оторвать от музыки, с такой охотой они отдаются этому делу!» ( 85, с. 12 ).

Более того, к этому времени подобные коллективы достаточно широко распространены. По утверждению того же автора, «... сейчас нет уже города в России, где не было бы «кружка балалаечников», состоящего преимущественно из учащейся молодёжи» ( 85, с. 15 ).

В материалах фонда В.В.Андреева, хранящихся в Российском государственном архиве литературы и искусства ( РГАЛИ ), находится переписка В.В.Андреева с руководителями различных учебных заведений и фотодокументы, свидетельствующие о фактах оказания Андреевым различного содействия, в том числе организационно-методического характера, развитию детского и юношеского коллективного исполнительства на «великорусских» инструментах ( 8, 9 ). Рост популярности жанра нашёл своё отражение в многочисленных публикациях, из которых для нас особый интерес представляют материалы методического характера. Необходимо отметить, что подобного рода литературы, адресованной непосредственно детскому русскому народному оркестру, крайне мало. Вследствие этого обстоятельства автор данного исследования экстраполировал положения, разработанные в методической литературе общего характера, применительно к детскому коллективу с учётом его специфики.

Первые работы универсального характера в виде руководств, пособий, статей, рекомендаций появились в начале ХХ-го столетия, и их активный выпуск продолжался до 90-х годов. Анализ этих работ привёл к необходимости систематизировать информацию, касающуюся предмета нашего исследования, и представить её в структурном виде, соответствующем главным направлениям деятельности интересующего нас объекта.

Являясь целостным явлением действительности, деятельность детского русского народного оркестра представляет собой педагогическую художественно-творческую систему, состоящую из ряда взаимосвязанных компонентов. Поставив задачу анализа этой системы, следует вычленить эти компоненты, проследить за происходящими в них изменениями, установить существующие между ними взаимосвязи, выявить основные тенденции развития как самих компонентов, так и всей системы в целом. Сами компоненты имеют достаточно сложное строение, и являются, в свою очередь, подсистемами - сферами. Следовательно, деятельность детского русского народного оркестра может быть представлена в виде предлагаемого для анализа порядка сфер. Формирование коллектива: 1) определение инструментального состава; 2) различные формы набора и отбора участников; 3) распределение их на инструменты; 4) определение оптимального варианта посадки; 5) проведение собраний и выборы актива оркестра; 6) подготовка помещения для сводных репетиций, групповых и индивидуальных занятий; 7) приобретение, хранение, правила эксплуатации и ремонт инструментария; 8) обеспечение нотным материалом. Учебно-подготовительная: 1) овладение основами элементарной теории музыки и освоение инструмента ( посадка исполнителя, расположение инструмента, постановка рук, освоение приёмов игры, средств выразительности и т.д. ); 2) подготовка участников к оркестровым репетициям. Репетиционная: 1) определение цели, задач, содержания и формы репетиций; 2) подготовка к репетиции; 3) принципы репетиционной работы. Концертная: 1) подготовка к концертному выступлению, генеральная репетиция; 2) специфика концертного выступления. Воспитательная и музыкально-образовательная: 1) реализации различных видов воспитания в детском русском народном оркестре; 2) формы музыкально-образовательной деятельности; 3) становление личности и социальная адаптация участника оркестра. Репертуар оркестра: 1) методическая направленность репертуара ( дидактическая, художественно-творческая ); 2) репертуарная политика. Сфера деятельности руководителя: 1) функции руководителя как организатора; 2) функции руководителя как дирижёра; 3) функции руководителя как педагога.

На основе проведённого автором анализа структуры деятельности детского русского народного оркестра, можно предположить, что данные сферы присутствовали на протяжении всей истории его развития. Однако содержательная сторона их изменялась. Это развитие можно представить в виде определённых периодов, в рамках которых накапливались качественные изменения. Смена периодов являлась не только результатом динамики внутренних процессов, но и следствием воздействия внешних факторов, глубоких социальных потрясений. Представляется целесообразным выделить 4 основных периода развития методики организации деятельности детского русского народного оркестра с целью их поочерёдного рассмотрения: 1-й период - первые два десятилетия ХХ-го столетия; 2-й период - 20-е и 30-е годы; 3-й период -40-е и 50-е годы, 4-й перод - 60-е, 70-е и 80-е годы.

Перспективные направления развития основных компонентов педагогической и художественно-творческой среды детского русского народного оркестра

Основываясь на результатах проведённого анализа эволюции принципов организации деятельности детского русского народного оркестра, а так же ряда диссертационных исследований, посвященных педагогике художественного творчества, представляется целесообразным осветить современную проблематику объекта и предмета нашего исследования и определить перспективные направления развития основных компонентов педагогического и художественно-творческого процесса детского оркестрового музицирования на русских народных инструментах.

Во втором параграфе первой главы отмечалось, что принцип демократичности и доступности утвердился как доминирующий в процессе набора и отбора участников оркестра. Однако в настоящее время такие объективные факторы, как достаточная удалённость социально-культурных объектов от мест проживания учащихся; сравнительно низкий уровень доходов основной части населения, не позволяющий осуществлять необходимые расходы, связанные с посещением ребёнком занятий оркестра, существенно препятствуют свободному, основанному на желании выбору учащимся вида художественного творчества, которым, в данном случае является коллективное музицирование на русских народных инструментах. Негативному влиянию такого рода факторов достаточно трудно противодействовать. Организация отдельными культурно-образовательными учреждениями филиалов в отдалённых районах, предоставление учащимся инструментария для домашних занятий, льготные варианты оплаты за обучение ( в детских музыкальных школах ) лишь частично сглаживают остроту ситуации.

Вместе с тем недостаточное финансирование ряда направлений учебной и концертно-творческой деятельности, рекреационно-оздорови-тельных мероприятий во время каникул существенно снижают уровень заинтересованности детей к занятиям в русском народном оркестре. Одна из наиболее актуальных задач сегодня - привлечение ребят в этот замечательный вид музыкального творчества. Что может содействовать положительной мотивации? Как поддержать и сделать устойчивым интерес к данному жанру, сформировать потребность и любовь к занятиям музыкой?

Анализ современного духовного пространства показывает, что для широкого круга слушателей и, в частности для детей младшего школьного возраста, музыка в исполнении академического русского народного оркестра стала малодоступной. Не случайно при опросе участников детских русских народных оркестров приходится констатировать, что самостоятельное и осознанное решение относительно выбора данного вида внешкольных занятий принимают единицы. Большинство детей осуществляют его под влиянием других лиц: родителей, брата, сестры, друзей, которые имели опыт общения с данным музыкальным жанром. К сожалению, решения, мотивированные подобным образом, часто становятся запоздалыми, так как современная методика подготовки детей к оркестровым репетициям занимает достаточно длительный период. Вследствие данного обстоятельства нецелесообразно ожидать самопроизвольного появления у достигших десятилетнего возраста детей устойчивого интереса к жанру коллективного исполнительства на русских народных инструментах, как рекомендуется в программе для оркестра русских народных инструментов Б.Д.Тихонова и Г.Е.Ларина ( 150 ), а проводить активную пропаганду, в соответствии с позицией А.Н.Князева ( 84, с. 137 ) и опытом А.Друппа ( 50 ), но среди детей младшего школьного возраста, предпринимая выезды оркестра в общеобразовательные школы с лекциями-концертами. Такой аргумент в пользу ориентации при наборе на средний школьный возраст, как - непосильные физические усилия, связанные со звукоизвлечением, оказывается состоятельным относительно освоения тесситурных разновидностей. Но в соответствии с современной методикой организации учебно-подготовительного этапа, она будет рассмотрена ниже, первоначально используются основные виды инструментов : домра малая, балалайка прима, баян с диапазоном 61-120; а так же инструменты уменьшенных размеров и диапазонов.

На учащегося начальных классов, в отличие от более старшего возраста, ещё не оказывают определяющее воздействие такие факторы, как престижность и популярность того или иного вида творчества. Он достаточно легко принимает предложенный ему выбор и с интересом начинает знакомиться с тем или иным народным инструментом. В таком случае набор и отбор должны представлять собой не одномоментный акт, а систему пролангированного педагогического воздействия, направленную на формирование мотивированного, устойчивого интереса учащихся в целях вовлечения их в конкретный вид музыкального творчества. При подобном подходе, само желание возникает не стихийно, а в результате направленной образовательной деятельности, протекающей в рамках организованных учебно-творческих условий.

Принципиальное отличие данного метода заключается в том , что по существу осуществляется набор не желающих, а кандидатов в желающие. Устойчивый интерес, мотивацию деятельности предстоит сформировать в результате самой деятельности. Подтверждением целесообразности подобного подхода может служить вывод, сделанный Л.И.Божович в результате специального изучения процесса формирования познавательных интересов у младших школьников - « В начале обучения познавательные интересы детей ещё достаточно неустойчивы. Для них характерна известная ситуативность: дети с интересом могут слушать рассказ учителя, но этот интерес исчезает вместе с его окончанием» ( 28, с. 22 ).

В соответствии с теоретическими положениями Б.М.Теплова ( 147 ), согласно которым природные задатки развиваются в способности только в результате соответствующей конкретной деятельности, современный методический подход нацеливает на приём в оркестр всех желающих. Таким образом предлагается рассматривать подготовительный этап как процесс, в течение которого согласованно и взаимозависимо решаются две задачи - формирование устойчивого интереса к данному виду деятельности и развитие природных задатков в конкретные музыкальные способности.

Реализация перспективных направлений развития детского русского народного оркестра в основных формах его организации

Для изучения возможности применения перспективных направлений развития в деятельности детского русского народного оркестра диссертантом бьыо проведено лонгитюдное исследование, в ходе которого предстояло решить следующие задачи: - проанализировать структуру и принципы деятельности совре менных детских русских народных оркестров; - выявить основные формы их организации, а также присущие этим формам типичные негативные и позитивные проявления; - реализовать в данных формах организации детских русских народных оркестров перспективные направления педагогики и художественного творчества, а также методические рекомендации, разработанных в первом параграфе второй главы данной диссертации; - обосновать необходимость изучения и взаимного использования положительного опыта между коллективами, различными по формам ор ганизации. В качестве баз исследования были определены следующие коллективы города Москвы: - детский русский народный оркестр Дворца культуры и техники Первого государственного подшипникового завода (в последствии ДК АО «Московский подшипник»), - оркестр русских народных инструментов Дворца творчества молодёжи «Перово», - оркестры (старший и младший) Ансамбля песни и танца им.В.Локтева Московского городского дворца детского ( юношеского ) творчества, -оркестры детских музыкальных школ №№ 36, 99. Расширению базы исследования способствовало консультирование руководителей детских русских народных оркестров, осуществляемое автором диссертации по поручению Московского Дома народного творчества.

Дополнительным материалом для исследования послужил опыт работы, полученный диссертантом в процессе участия в фестивалях, конкурсах, научно-практических конференциях, педагогических чтениях, организуемых Всероссийским музыкальным обществом, Московским государственным университетом культуры и искусств, Российской академией музыки им. Гнесиных, Московским государственным институтом музыки им.А.Г.Шнитке, методическим кабинетом по учебным заведениям культуры и искусств Москвы, департаментом образования Москвы.

В соответствии с поставленными задачами использовались методы исследования: педагогическое наблюдение; беседы и опросы , объектами которых являлись как участники оркестров, так и педагогический состав; сравнительный анализ.

Разностороннее изучение детских русских народных оркестров позволило определить социально-культурные условия и особенности их функционирования.

Было установлено, что в настоящий период базой для осуществления деятельности детского русского народного оркестра являются дворцы и центры творчества детей и юношества, детские музыкальные школы и школы искусств, дворцы и дома культуры, клубы, учебно-воспитательные комплексы.

Цели и задачи перечисленных организаций имеют определённые отличия, и, в соответствии с этим обстоятельством, различаются уело вия и направленность учебно-творческого процесса организованных в них коллективов.

Анализируя структуру и принципы деятельности современных детских русских народных оркестров, представляется возможным выделить четыре основных формы их организации, что в свою очередь не исключает наличие промежуточных, переходных форм, вектор развития которых направлен, тем не менее, к одной из четырёх основных. Отметим их главные структурные и функциональные отличия.

Первая форма организации представляет собой модель деятельности, рекомендуемую в большинстве методических пособий по работе с самодеятельными оркестрами в клубах и домах культуры. Её особенность заключается в том, что разрешение основной части всего комплекса учебно-творческих задач включено в профессиональные обязанности дирижёра-руководителя, который может организовывать для выполнения отдельных разовых или постоянных поручений и обязанностей актив, состоящий из участников оркестра. Подобную структуру представлял собой детский русский народный оркестр Дворца культуры и техники ГПЗ - 1.

Вторая форма организации типична для русского народного оркестра в детских музыкальных школах и школах искусств, в нашем исследовании примером этой формы организации являлся коллектив ДМШ №36. В данном случае занятия осуществляются в рамках учебной дисциплины - «оркестровый класс», которая наряду с такими предметами, как специальный инструмент, сольфеджио, музыкальная литература, является обязательной для изучения в старших классах ( с третьего по пятый, при пятилетней программе обучения, и с пятого по седьмой, при семилетней программе).

Похожие диссертации на Повышение педагогической эффективности организации детского русского народного оркестра